Шпионка, которую любили. Реальная история Маты Хари. Арест и казнь

Маргарета родилась в Леувардене, в Нидерландах и была единственной дочерью и вторым ребёнком из четырёх детей Адама Зелле (нидерл. Adam Zelle) (2 октября 1840 - 13 марта 1910) и Антье ван дер Мёлен (нидерл. Antje van der Meulen) (21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек. Затем она продолжила своё обучение в Лейдене, получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу.

Индонезия

В 18 лет от роду в Амстердаме 11 июля 1895 года Маргарета вышла замуж по объявлению за 38-летнего капитана Рудольфа Мак-Леода (1 марта 1856 - 9 января 1928), голландца шотландского происхождения. Они переехали на Яву (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), и у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919). Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком. Кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворённость жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовницу. Разочарованная Маргарета оставила его временно, переехав к ван Редесу (Van Rheedes) - другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - Мата Хари, который по-малайски означает "солнце" (дословно - "глаз дня") в одном из писем к родственникам в Голландии. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру.

Их сын Норман умер в 1899, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Мак-Леод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Некоторые источники утверждают, что это один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей.

После переезда назад в Голландию пара развелась в 1903. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери (которая умерла в возрасте 21 года, скорее всего, также от осложнений сифилиса).

Танцовщица

Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». С 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой, по легенде, так было «угодно Шиве». Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т. п. В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету (ср. карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Страстью её была также карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Двойной агент

Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию; её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки.

По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до войны; точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию; узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика. Французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. Возможно, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

13 февраля 1917 Мата Хари, тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать. Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и расстреляна на военном полигоне в Венсенне 15 октября 1917. После казни какой-то офицер подошёл к ее трупу и для верности сделал ей ещё один выстрел из револьвера в затылок. Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, ее адвокат пытался вызволить ее и снять все обвинения. В камере, где она провела последние дни своей жизни, он предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться, женщина была возмущена тем, что казнить ее будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для ее тела уже был доставлен в здание.

Исчезновение и слухи

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Но в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них - это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником. И её предсмертные слова были: «Merci, monsieur». Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело. «Проститутка - да, но предательница - никогда», - произнесла она. В 1934 году статья в журнале «Нью-Йоркер», однако, сообщила, что на самом деле во время казни на ней был надет «изящный костюм, сделанный на заказ специально для этого случая, и пара новых белых перчаток». Хотя другой источник указывает, что на ней был надет тот же самый костюм, блузка с большим вырезом и шляпа-треуголка, которые были выбраны для неё обвинителями на время судебного процесса и которые составляли её единственный чистый и полный туалет в тюрьме.

Роль в истории

Роль великосветской шпионки, сыгранная ей с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам (и разведчицам!) XX века. Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько римейков. В 2009 году режиссером Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» , главные роли в котором исполнили Теона Дольникова, Валерия Ланская, Олег Акулич, Эммануи?л Виторга?н и певец Александр Фадеев. В 2010 году в Москве стартовал мюзикл "Любовь и Шпионаж" на музыку Максима Дунаевского, поставленный по пьесе Елены Греминой "Глаза дня" с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях.

Киновоплощения

  • Аста Нильсен «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
  • Магда Соня «Mata Hari, die rote T?nzerin» (Германия, 1927)
  • Грета Гарбо «Мата Хари» (1931)
  • Делия Кол «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
  • Мерли Оберон "General Electric Theater" (телесериал, США, 1957)
  • Бетти Марсден «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
  • Грета Ши «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
  • Франсуаза Фабиан "La cam?ra explore le temps" (телесериал, Франция, 1964)
  • Жанна Моро «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
  • Луиза Мартини «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
  • Кармен де Лирио «Операция Мата Хари» / «Operaci?n Mata Hari» (Испания, 1968)
  • Джоан Гербер "Lancelot Link: Secret Chimp" (телесериал, США, 1970)
  • Жа Жа Габор «Up the Front» (Англия, 1972)
  • Хелен Каллианиотес «Shanks» (США, 1974)
  • Жозин ван Далсум «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981)
  • Жанна-Мари Лемер «L?gitime violence» (Франция, 1982)
  • Сильвия Кристель «Мата Хари» (США, 1985)
  • Домициана Джордано «Хроники молодого Индианы Джонса» / "The Young Indiana Jones Chronicles" (телесериал, США, 1993)
  • Мабель Лозано «Бласко Ибаньес» / "Blasco Ib??ez" (Испания, 1997)
  • Джоана Келли «Менторы» / "Mentors" (телесериал, Канада, 2002)
  • Марушка Детмерс «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
  • Сувархала Нараянан «The Curse of King Tut"s Tomb» (США, 2006)

Мата Хари (Mata Hari), настоящее имя Маргарета Гертруда Зелле (Margaretha Geertruida Zelle). Родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды) - казнена 15 октября 1917 года в Венсене. Исполнительница экзотических танцев, куртизанка, шпионка времен Первой мировой войны.

Отец - Адам Зелле (Adam Zelle) (2 октября 1840 - 13 марта 1910), владел шляпным магазином, затем стал совладельцем нефтедобывающего предприятия.

Маргарета была вторым ребенком в семье. У нее было трое братьев.

Зажиточная семья обанкротилась в 1889 году, когда потерпели крах неудачные инвестиции отца. После этого он развелся с ее матерью, которая вскоре умерла.

До тринадцати лет Маргарета посещала элитные школы для представителей высшего сословия. Но после разорения отца и смерти матери ее отправили а город Снек к крёстному. Там она училась некоторое время, шокируя одноклассников страшными историями о том, как была похищена разбойниками из некоего замка в младенческом возрасте, кроме того, она приписывала себе года, что позволял ее высокий рост и раннее развитие. Позднее эти фантастические рассказы всплывут, когда она станет известной на весь мир.

Затем она уехала в Лейден, где училась на воспитательницу детского сада. Уже тогда она нравилась мужчинам. И ее юнюсть овеяна сексуальным скандалом - она ответила на ухаживания далеко не молодого директора заведения. Это вызывало возмущение общественности, девушку тут же обвинили во фривольном поведении. Ей пришлось от позора бежать к родственникам в Гаагу. Там она поселилась у своего дяди.

Рост Мата Хари: 178 сантиметров.

Личная жизнь Мата Хари:

Не имея источника средств к существованию Маргарета решает выйти замуж за обеспеченного человека. Своего мужа она нашла по брачному объявлению в газете - им стал капитан голландской армии Рудольф МакЛеод (род. 1 марта 1856 - ум. 9 января 1928), выходец из Шотландии. Ей тогда было 18 лет, ему - 39.

После бракосочетания пара переехала на остров Ява (тогда - голландская Ост-Индия, ныне Индонезия).

Там у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919).

Однако семейная жизнь не сложилась. Муж оказался алкоголиком, к тому же агрессивным, нередко поднимавшим руку на молодую супругу. Кроме того, он открыто имел любовниц.

В конце концов, и сама Маргарет начала вести подобную жизнь - вместо того, чтобы сидеть дома, как было положено порядочной супруге, она охотно развлекалась на офицерских раутах, которые проходили на острове Ява. Супруг закатывал ей скандалы.

Наконец, она сбежала от него к другому голландскому офицеру - ван Редесу (Van Rheedes), с которым проживала некоторое время, формально находясь в браке. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось.

Окончательно семейная жизнь рухнула, когда в 1899 году умер их сын Норман - вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей.

Хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Такие же сведения дают и некоторые источники, утверждающие, что Рудольф МакЛеод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Некоторые источники утверждают, что это один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери,которая умерла в возрасте 21 года - скорее всего, также от осложнений сифилиса.

Еще будучи на Яве, она в течение многих месяцев интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе.

И в 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - , который по-малайски означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день , дословно - «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

Будучи оставленной мужем, Мата Хари оказалась без средств к существованию. Она отправилась зарабатывать деньги на жизнь в Париже.

Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод».

А с 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари.

Начало большой карьеры было положено во время выступления на благотворительном балу, на котором она пленила промышленника и владельца музея искусств Востока Эмиля Этьена Гимэ. Она согласилась стать его любовницей, а взамен потребовала протекции. Гимэ устроил ей закрытое выступление в доме барона Анри де Ротшильда, где собрался весь парижский свет. Выступление имело ошеломляющий успех.

Вскоре газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество, ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.

По большому счету, танцевать она не умела никогда. Но публику на ее выступления привлекало то, что танцевала Мата Хари практически обнаженной, прикрыв только грудь, да и то вовсе не из соображений скромности, а потому, что эта часть тела у нее была не очень красива.

Свои танцы Мата Хари выдавала за воспроизведение религиозных обрядов в честь Будды и других индийских божеств. Ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя. В конце номера, исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз, танцовщица оставалась почти полностью обнажённой. Как она поясняла, «так было угодно Шиве».

Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т.д.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку и к балету Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари бросила Гимэ и уехала на гастроли с новым любовником в Монте-Карло, где играла в театре, среди зрителей - сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступала на одной сцене с мировыми звездами – Федором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар.

Музыку к ее танцевальным номерам готовы были писать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта были увлечены Матой Хари. Пуччини осыпал ее дорогими подарками, в т.ч. пустил на нее средства, предназначенные для труппы его театра. Тогда как отвергнутый ею Жюль Массне пытается покончить с собой.

Она бросает Пуччини и возвращается в Париж, где открывает свой собственный салон.

Выступления танцовщицы привлекали чиновников, послов, дипломатов. Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Биографы подсчитали, что за 5 лет у нее было 104 любовника.

Мата Хари - немецкая шпионка

Судя по всему, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до Первой мировой войны. Однако точные обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны.

Ее салон и многочисленные любовные связи стали источником получения секретной информации. Мужчины, бывавшие в ее будуаре, даже не догадывались о том, что Мата Хари занимается с ними не столько любовью, сколько получением секретных данных. Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки. Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть ее красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Одной из самых известных жертв обостительницы стал русский офицер капитан Вадим Маслов . Он был без ума от танцовщицы и однажды даже хотел покончить с собой. При этом Маслов даже не догадывался, что действиями Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не чувства - капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II.

Во время Первой мировой войны, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле ездила из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию, где была активна немецкая резидентура, и Великобританию.

Её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. А в 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию.

Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги. При этом она неосторожно назвала имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика.

В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид. Там подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. По некоторым данным, радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что ее вызвали для получения особо важного задания. Но 13 февраля 1917 года она была арестована французской контрразведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.

Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Материалы суда до сих пор засекречены и лишь некоторые сведения проникли в печать.

Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе.

В камере, где она провела последние дни своей жизни, он предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи.

В день казни за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!». Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа».

После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них - это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником.

Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Мата Хари. Шпионка или куртизанка?

Мата Хари в кино

Образ Мата Хари неоднократно воплощался на экране. Уже через три года после ее казни был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли. Аста Нильсен считалась одним из первых секс-символов кинематографа и до 1914 года была самой популярной актрисой в России.

В 1931 году вышел фильм «Мата Хари» с в главной роли, которая поэтизировала образ танцовщицы и шпионки. А использованные в картине роскошные наряды и внешняя притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля.

В 1964 году Жан-Луи Ришар снял ленту «Мата Хари, агент Х21». Главную героиню блестяще воплотила на экране Жанна Моро.

В 1985 году вышла картина «Мата Хари» со знаменитой исполнительницей роли Эммануэль , которая представила свою героиню в виде секс-одержимой женщины, перепрыгивающей из одной постели в другую.

Картины о Мата Хари снимаются регулярно вплоть до наших дней. В частности, в 2015-м начались съемки отечественного сериала «Мата Хари», в котором главную роль играет французская актриса .

Аста Нильсен в фильме "Мата Хари" (1920)

Грета Гарбо в фильме "Мата Хари" (1931)

Жанна Моро в фильме "Мата Хари, агент Х21" (1964)

Сильвия Кристель в фильме "Мата Хари" (1985)

Ваина Джоканте в сериале "Мата Хари" (2016)

Актрисы, игравшие Мата Хари в кино:

Аста Нильсен - «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921);
Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927);
Грета Гарбо - «Мата Хари» (1931);
Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937);
Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957);
Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961);
Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962);
Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964);
Жанна Моро - «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964);
Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966);
Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968);
Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970);
Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972);
Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974);
Жозин ван Далсум - «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981);
Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982);
Сильвия Кристель - «Мата Хари» (США, 1985);
Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993);
Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997);
Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002);
Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003);
Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006);
Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006);
Ваина Джоканте - (телесериал, Россия, 2016)


Биография

Маnа Хаhи - исполнительница экзотических танцев и куртизанка фризского происхождения, подданная Нидерландов. В первое десятилетие XX века стала широко известна в Европе как танцовщица «восточного стиля». Во время Первой мировой войны занималась шпионской деятельностью в пользу Германии. Расстреляна по приговору французского суда за шпионаж в пользу противника в военное время.

Судьбе Маты Хари посвящено множество документальных и художественных книг, фильмов и произведений других жанров.

Молодость

Маргарета родилась в Леувардене (Нидерланды) и была единственной дочерью и вторым ребёнком из четырёх детей Адама Зелле (нидерл. Adam Zelle, 2 октября 1840 - 13 марта 1910) и Антье ван дер Мёлен (нидерл. Antje van der Meulen, 21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 году Адам обанкротился и вскоре развёлся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891 году. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек. Затем она продолжила своё обучение в Лейдене, получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу.

Индонезия

11 июля 1895 года, 18 лет от роду, Маргарета вышла в Амстердаме замуж по объявлению за 39-летнего капитана Рудольфа МакЛеода (1 марта 1856 - 9 января 1928), голландца шотландского происхождения. Они переехали на остров Яву (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), и у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919).

Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком; кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворённость жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его, временно переехав к ван Редесу (Van Rheedes) - другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - Мата Хари, который по-малайски означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день, дословно - «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру.

Их сын Норман умер в 1899 году, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Мак-Леод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери (которая умерла в возрасте 21 года, скорее всего, также от осложнений сифилиса).

Танцовщица

Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». С 1905 года начинается её громкая слава как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой (по легенде, «так было угодно Шиве»). Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т. п.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету (в качестве примера можно привести карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связях с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Двойной агент

Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию; её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки.

По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до войны, точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика. В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж (есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику).

Арест и казнь

13 февраля 1917 года Мата Хари, тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.

Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат (сами материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать). На следующий день нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября 1917 года. После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней».

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты, опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века.

Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько римейков.
В 1982 году немецкая группа Dschinghis Khan посвятила ей песню (альбом «Helden, schurken und der dudelmoser»).
В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович, Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»).

В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А. Киселева (либретто А. Киселев, А. Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова, В. Ланская, Н. Громушкина, О. Акулич, Э. Виторган и певец Александр Фадеев.

В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж» на музыку М. Дунаевского, поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях.

16 сентября 2010 года в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны» (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (режиссёр Дарья Попова).

Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера».
Песня «Мата Хари мамбо» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман.
В 8-м эпизоде 2-го сезона сериала «Хранилище 13» чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся.
Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени».

В литературе

Марк Алданов в 1932 году напечатал очерк «Мата Хари»
Лейла Вертенбейкер. Жизнь и смерть Мата Хари, роман. - Москва, издательство «Пресса», 1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова
Елена Гремина. Пьеса «Глаза дня»

Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез» издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года

Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера

Киновоплощения

Аста Нильсен - «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
Грета Гарбо - «Мата Хари» (1931)
Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
Жанна Моро - «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
Жозин ван Далсум - «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981)
Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
Сильвия Кристель - «Мата Хари» (США, 1985)
Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
Ваина Джоканте - «Мата Хари» (телесериал, Россия, 2016)

Рассвет 15 октября 1917 года. Одетая в жемчужно-серое платье, изящную шляпку с вуалеткой, любимые туфли и длинные белые перчатки, она спокойно смотрела в глаза расстрельной команде — от черной повязки на глаза решительно отказалась, бросив последний вызов своим палачам. Дюжина зуавов выстроились в шеренгу, подняли винтовки, взвели курки. Она послала им воздушный поцелуй. Ровно в 6:15 утра грянул залп. Ее смерть была очевидной, но офицер все же произвел контрольный в затылок — как-никак опасную преступницу казнили. Так умерла Мата Хари. Ей был 41 год. Для потомков она навсегда осталась молодой и красивой… Но кем? Танцовщицей, куртизанкой, шпионкой, предательницей, игрушкой в руках мужчин? Она сочинила о себе столько легенд, что они, обрастая с годами фантастическими деталями, напрочь заслонили ее реальную историю.

«Да она же совершенно не умеет танцевать, у неё плоскостопие. Она всё придумала про свои способности!» - клялся бывший супруг Маты Хари, увидев как-то ее фото в газете. Движения ее действительно иногда казались неуклюжими, а представления порой явно отдавали провинциальной самодеятельностью, но все это с лихвой компенсировалось невероятно сексуальной экспрессией и искренностью исполнения. Так что все заявления мужа в обществе сочли не более чем наговорами обиженного мужчины. А ведь он говорил чистую правду! И про плоскостопие, и про ее умение танцевать. Мата Хари и в самом деле очень многое придумала про себя. Начиная с имени.

Биография, которую она сама себе сочинила, вполне украсила бы какой-нибудь бульварный любовный роман. Не верите? Судите сами: Мата Хари появилась на свет в семье почтенного индийского брамина, ее матери на тот момент было всего 14 лет, и бедняжка не перенесла роды. Воспитывали ее в строгих религиозных традициях индуизма. Однажды еще совсем юную Мату увидел британский офицер, влюбился в нее и взял в жены. Они жили счастливо, у них родился сын, но младенца отравил слуга-индус. Мата своими руками задушила коварного отравителя. Но беды продолжали сыпаться на несчастную женщину: супруг ее скончался от тропической лихорадки. Мата осталась одна без гроша за душой. Единственные способ заработка, который она для себя видела — исполнение экзотических танцев, которым она обучилась в детстве.

Ну что? Растрогала вас эта болливудская история? А теперь пришла пора узнать, как все было на самом деле: вы убедитесь, что в свою легенду Мата Хари перенесла очень многое из реальной жизни. Родилась Маргарета Гертруда Зелле (Целле) в 1876 году в голландском городишке Леуварден в состоятельной семье шляпника. До 13 лет она росла избалованным ребенком, которому ни в чем не отказывали. Однако вскоре умерла ее мать, затем обанкротился отец, Маргарету передали на воспитание крестному, который собирался дать ей образование воспитательницы детского сада. Разумеется, такая перспектива не могла устроить бойкую девицу, прекрасно осознающую, что у нее хорошенькое личико и отличная фигурка. В 17 лет Маргарета осознала, что кратчайший путь к красивой жизни лежит через мужчин. Богатых мужчин.

Супруги Мак-Леод

Начала будущая шпионка довольно банально: скупила все газеты с объявлениями о знакомствах. Выбор Маргареты пал на солидного 40-летнего офицера Рудольфа Мак-Леода (племянник адъютанта короля Вильгельма III). Лысый, потрепанный жизнью вояка был очарован темноглазой и темноволосой девушкой, которая не скупилась на ласковые слова и жаркие объятья. Разница в возрасте и интересах начала смущать Маргарету только через год, когда зрелый супруг сначала промотал половину состояния в кутежах, а потом был отправлен служить на остров Ява. Что оставалось делать молодой и полной сил женщине, у которой муж пьет, колотит ее почем зря да еще и любовниц содержит? Правильно! Самой удариться во все тяжкие с любовниками. К этому времени Маргарета уже познала, что такое настоящее горе: ее сына Нормана задушил (или отравил) один из местных солдафонов (или слуга), отомстивший таким диким способом Рудольфу за поругание своей невесты (или сестры). Не удивляйтесь обилию «или» в нашем материале – отыскать истину в невообразимом количестве источников, посвященных Мате Хари, практически невозможно.

Маргарета решила не только изменить супругу, но также изменить и всю свою жизнь. Время, проведенное в Индии, не прошло для нее впустую. Между любовными увлечениями она с интересом перенимала местные традиции, и даже поступила в этническую танцевальную группу. В 1897 году танцовщица-любительница решает выбрать для себя эффектный артистический псевдоним - Мата Хари. По-малайский он означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день). Вскоре она развелась с супругом, но подлец оставил второго ребенка – дочь Жанну-Луизу – себе. Даже не оставил, а однажды просто исчез из дома вместе с чадом, деньгами и всеми ценностями. Маргарета какое-то время пыталась бороться за дочь, но поняла, что просто не сможет ее содержать, поэтому все бросила и отправилась покорять Париж. «Я выбрала Париж, наверное, потому, что всех жён, сбежавших от своих мужей, тянет именно в этот город», — скажет она потом. Она больше ни разу в жизни не увидит ни дочери, ни мужа.

Французская столица встретила Маргарету весьма негостеприимно: Париж вообще недолюбливает всех, кто является к подножью Монмартра с пустыми карманами. Наша героиня подалась было в натурщицы, но художественный спрос на ее обнаженную натуру оказался невелик – она не сумела составить достойную конкуренцию пышногрудым парижанкам. Известно, например, что знаменитый импрессионист Анри-Жан-Гийом Мартен счел ее грудь слишком плоской и отказался от ее услуг. Эту психологическую рану она не забудет даже на вершине славы: Мата Хари будет обнажаться только ниже талии, а грудь всегда прикрывать бюстгальтером.

13 марта 1905 год

В общем, жить на что-то нужно было. Вот тогда-то Маргарета и вспомнила о своих скромных танцевальных навыках, полученных в Индии. Эти номера и на Востоке вызывали ошеломительный восторг публики, так что в Париже она точно могла рассчитывать на успех. Вот так, не будучи профессиональной танцовщицей, Маргарета самостоятельно поставила себе первый номер, по памяти восстанавливая движения, которые видела в Индии.

Еще большой сценический дебют был назначен на вечер 13 марта 1905 года. Немногочисленная, но весьма состоятельная публика прибывала в здание библиотеки Музея Гиме, где сам Эмиль Гиме собирался прочесть лекцию об индийских храмовых танцах, а восточная танцовщица должна была стать своеобразной живой иллюстрацией к его рассказу. Помещение на время выступления было задекорировано под индийский храм: обрядовые свечи, яркие цветы, статуя бога Шивы — все как полагается. Но главное украшение зала было в центре – очаровательная индийская танцовщица в откровенном наряде: нагрудная повязка с вышивкой, обвязанная вокруг бедер полоска шелка и несколько браслетов. Первым же изгибом тела под мелодичную восточную музыку Маргарета заставила аудиторию полностью забыть и о лекции, и об Индии — обо всем. А когда в финале номера повязка как бы случайно сползла с ее бедер, и сексуальная солистка оказалась практически обнаженной, пыльные библиотечные стеллажи стали свидетелями совершенно неуместного в подобных заведениях дикого зрительского восторга. Вот как описывает ее первое выступление писательница Джулия Уилрайт:

«Открылась дверь, и в нее скользнула высокая женщина с темными глазами. Она неподвижно застыла перед статуей бога Шивы. Руки ее были сложены на груди, скрываемой гирляндами цветов. Голову украшал подлинный восточный головной убор. Она была закутана в несколько покрывал различных цветов, символизирующих «красоту, любоцеломудрие, чувственность и страстность». Зазвучала незнакомая мелодия, и танцовщица двинулась в сторону Шивы, затем прочь от него, призывая злой дух к мести. Потом, когда она повернулась к богу спиной, выражение ее лица смягчилось. В неистовстве принялась она разбрасывать цветы и лихорадочно срывать с бедер прозрачные покрывала. Затем, расстегнув пояс, она распласталась перед алтарем».

В этом библиотечном зале Маргарета Гертруда Зелле, в замужестве леди Мак-Леод, исчезла навсегда. Вместо нее миру явилась Мата Хари – исполнительница эротических восточных танцев. Зрители поверили в ее перерождение — смуглая кожа и черные волосы помогли ей сойти за уроженку Юго-Восточной Азии. Но главное, в свою реинкарнацию поверила она сама, встав на неимоверно сложный жизненный путь, проходящий по неуловимой грани добродетели и порока.

Успех танцевальных вечеров Маты Хари был просто невероятным. Ее номера постепенно становились гвоздем любой концертной программы, производили неизменный фурор. Ве дело в том, что она выдавала свою программу не просто за экзотические танцы, а за настоящий религиозный ритуал во славу Будды, Шивы и других представителей индийского пантеона богов. Добавьте к этому восточную музыку, браслеты и набедренные повязки, не забудьте змей, обвивающих толкую талию полуобнаженной нимфы – аншлаг гарантирован. Кстати, легенда о религиозном смысле танцев и индийском происхождении Маты Хари помогла ей обойти запрет парижских судов на исполнение стриптиза. Необходимость раздеваться во время номеров она объясняла богоугодной надобностью. И ей снова верили.

Журнал «Ле Журнель» сообщал своим подписчикам: «Мата Хари является олицетворением поэзии Индии, ее мистицизма, ее страстолюбия, ее томности, ее гипнотических чар…» Месье Гастон Меньер, французский шоколадный магнат, после выступления Маты писал ей: «Вы - воплощение истинной древней красоты… ваш прекрасный облик подобен восточной мечте». Вскоре «восточная мечта» покорила салоны Рима, Вены, Мадрида, Монте-Карло. Всюду ее сопровождал колоссальный успех, шлейф богатых поклонников, многие из которых заказывали приватные танцы экзотической индийской женщины. Она не отказывала. В числе ее любовников были банкиры, фабриканты, политики, военные. Последним Маргарета почему-то всегда отдавала особое предпочтение, вопреки всем обидам, которые ей нанес ее муж. Кстати, Рудольф Мак-Леод так ни разу и не увидел свою пассию на сцене. Зато, как мы уже говорили, постоянно рассказывал о том, что у Маргареты совершенно нет танцевальных талантов. Однажды друзья пригласили его на концерт бывшей супруги, на что он ответил: «Я видел ее во всех возможных позах, и больше мне смотреть не на что». Судя по всему, Рудольф многое потерял и понимал это.

Мата Хари тем временем сменяла одного состоятельного покровителя на другого, и каждый старался искупать свою экзотическую игрушку в роскоши и любви. К началу Первой мировой войны она считалась самой высокооплачиваемой великосветской куртизанкой Европы. Почтовые карточки с ее откровенными фотографиями продавались буквально в каждой лавчонке (благодаря им сегодня и просторы интернета наводнены ее снимками), в табачных магазинах появились сигареты «Мата-Хари», которые преподносились как «лучшие индийские сигареты из табака с острова Суматра». А еще печенье, афиши, плакаты, конфеты… Она могла уже не выступать, ее имя и образ самостоятельно зарабатывали для нее гигантские суммы. Но ей хотелось большего. Ей хотелось любви. Настоящей.

Попасть в постель к «индийской богине» почитали за честь послы, князья и принцы. Она использовала мужчин, мужчины использовали ее. Но Маргарета проявила доверчивость, потеряла бдительность и позволила мужчинам оказаться хитрее. Она, пожалуй, даже не сразу поняла, что стала продавать ценную информацию, которую узнавала в постели от своих высокопоставленных любовников. Что поделать, 40-летняя куртизанка решила позаботиться о будущем, тем более, что война не лучшим образом сказалась на ее танцевальной карьере, да и возраст брал свое. Потом она уверяла, что считала эти гонорары оплатой за ее любовь. Как знать. Быть может, так оно и было.

Однако у следствия спустя три года будет совсем другая информация. Еще в 1910 году (по другим данным, в 1915-ом) Мату Хари под кодовым именем Н-21завербовала немецкая разведка, посчитав, что светская куртизанка — идеальный источник для выуживания полезных данных. Считается, что Маргарета согласилась: добровольно или нет – не важно. Важно — зачем? Насолить Франции? Так от нее она вроде ничего плохого не видела. От большой любви к Германии? Да, в Берлине ее номера принимали теплее всего, но не слишком ли велика благодарность. Деньги? Вряд ли разведка платила больше щедрых любовников. Жажда авантюризма, приключений – вот, пожалуй, наиболее правдивое объяснение поступка Маты Хари. Для нее все это была актерская игра – новая роль с налетом опасности, риска, таинственности. Только вот опасность оказалась настоящей.

Принесла ли Мата Хари пользу немецкой разведке и нанесла ли урон Франции и Англии? По этому поводу у историков нет единого мнения: одни утверждают, что ни единого внятного донесения от агента Н-21 за всю войну так и не последовало, другие уверяют, что она исправно поставляла важную информацию о военных планах государств Антанты. Есть мнение, что это по ее наводке германские субмарины торпедировали около 20 кораблей союзников, на одном из которых находился английский главнокомандующий лорд Китченер. Якобы именно она выведала у подвыпившего британского чина данные о новейших танках. И она же как будто бы сообщила немцам о запланированном наступлении генерала Нивелла, которое потом благополучно захлебнулось. Некоторые источники сообщают, что Мата Хари ответственна за гибель нескольких десятков тысяч французских солдат, что автоматически возводит ее в ранг самого результативного шпиона в истории Первой мировой войны.

Даже если это и так, то немцы не очень-то ценили своего важного информатора, ибо начали открытым текстом писать имя Маты Хари в секретных радиограммах. Одна из них в январе 1916 года была перехвачена британскими спецслужбами. Что же предпринимают в ответ французы? Мужчины снова решают использовать эту сбившуюся с пути женщину – делают из знаменитой куртизанки двойного агента.

В это совершенно неподходящее для романов время Мата Хари по уши влюбилась в русского капитана гвардейского императорского полка 23-летнего Вадима Маслова. Он стал ее последней любовью. Она даже собиралась выйти за него замуж и собирала деньги, чтобы достойно предстать перед благородными родителями своего избранника. Эти деньги и посулила ей французская контрразведка. Мата снова согласилась, совершенно не осознавая всей серьезности возможных последствий этого рокового решения. Ее купили за один миллион франков (которые, к слову, она так и не увидит). Но нужно знать влюбленную женщину – у нее ведь ветер в голове. В общем, Мата не успела принести много пользы Франции: вскоре по дороге в Голландию, где ее дожидался Вадим, ее опять арестовали британские спецслужбы, приняв за немецкую разведчицу. На что танцовщица честно призналась, что она и правда разведчица, но только французская. Легкомысленная актерка нечаянно превратила серьезные внешнеполитические многоходовые операции в фарс. Это не могло долго продолжаться.

В день ареста

Ее арестовали 13 февраля 1917 года в отеле «Элизе-палас» и отправили в тюрьму Сен-Лазар по обвинению в шпионаже и выдаче государственных тайн. По слухам, Мата Хари вышла к шестерым полисменам совершено обнажённой, якобы пытаясь соблазнить их (о Боже, неужто всех сразу!?). Последний из 14-ти ее допросов состоялся 21 июня 1917 года. Она, как и в первый раз, полностью отрицала все выдвинутые обвинения, кроме своих романов с высокостатусными чиновниками Германии и Франции. Но на этот раз ей не поверили. В камере она провела долгих восемь месяцев. Но все ее оправдания и заверения в невиновности были напрасны: ее судьбу уже решили. Франция терпела поражение за поражением, и генералам нужен был «козел отпущения». Обвинив во всех неудачах шпионов, а затем публично предав «правосудию» одного из них – точнее, одну «девочку для битья» – власти рассчитывали хоть немного обелить себя в глазах своих граждан.

Во время судебного процесса Мате сочувствовали очень многие: бывшие любовники засыпали судей ходатайствами о помиловании. Если верить большинству источников, по дипломатическим каналам за нее просили два короля, германский кронпринц и премьер-министр Голландии. Её адвокат (по совместительству бывший любовник) 75-летний Эдуард Клюне даже стоял перед судьёй на коленях. Он заявил, что Маргарета ждет от него ребенка (по французским законам беременную женщину нельзя казнить), но Мата гордо отказалась от этого обмана. Она верила, что все эти мужчины обязательно разберутся в этих сложных политических дрязгах и обязательно отпустят ее.


Из материалов дела

Но ее вера в порядочность мужчин оказалась напрасной. Вадим Маслов отказался от нее, заявив, что у него с обвиняемой был невинный роман, а глава французской контрразведки, лично вербовавший Мату, сам подвел ее под смертный приговор. Большой политике нужен был враг. Этим врагом и назначили Мату Хари. Военный судья капитан Бушардон так и заклеймил ее: «Опаснейший враг Франции». 25 июля 1917 года Маргарета Гертруда Зелле была приговорена к смертной казни. Узнав об этом, ее бывший муж в изумлении произнес только одно: «Что бы она ни натворила, такого она не заслужила».

Промозглое утро 15-го октября 1917 года. Одевшись по последней моде, она, не торопясь, написала три прощальных письма - дочери, другу из МИДа и Вадиму Маслову. «Не переживайте за меня. Я умру с достоинством», — утешила Мата провожавшую ее в страшный путь монахиню. Ее вывели из камеры, усадили в тюремный автомобиль и повезли в заключительные гастроли – к Венсенским казармам. Солдаты уже ждали ее. Сохранились свидетельства того, что в тело Маты Хари попала только одна единственная пуля. Другими словами, в нее целился лишь один палач, остальным было стыдно палить в беззащитную женщину, вина которой была под большим вопросом. Не даром один из участников процесса Андре Морне заявил, что показаний против Маргарет не хватило бы даже на то, чтобы «отхлестать кошку».


Ее тело, так и невостребованное родными, передали для практики студентам медицинского факультета Сорбонны, после останки захоронили в какой-то общей могиле. В последнее время стали появляться сведения, что её голова была якобы забальзамирована и сохранена в парижском Музее анатомии, но потом этот экспонат куда-то исчез. Все ее имущество ушло с молотка, а вырученные средства (около 2500 долларов по нынешним деньгам) направили «в пользу Французской республики на покрытие судебных издержек и ущерба от ее преступной деятельности». Бывший муж пытался отсудить деньги в пользу их общей дочери, но его прошение не было удовлетворено. К слову, Жанна-Луиза пережила свою мать всего на 4 месяца — она внезапно умерла от кровоизлияния в мозг.

Спустя 20 лет после расстрела французский репортер Поль Аллар скрупулезно проанализировал все выдвинутые против Маты Хари обвинения, и пришел к выводу, что у следствия не было ни единого очевидного доказательства ее виновности:

«Я до сих пор не знаю, что именно сделала Мата Хари! Спросите любого рядового француза, в чем заключается преступление Мата Хари, и вы обнаружите, что он этого не знает. Но он абсолютно убежден в том, что она виновна, хотя и не знает почему».

Не исключено, что свет на эту историю прольется в 2017 году, когда за давностью лет (100 лет) будут рассекречены документы по этому странному делу. Вполне вероятно, что правда будет на стороне расстрелянной куртизанки, которая сразу заявила суду:

«Я не сделала вам ничего дурного. Выпустите меня на свободу!»

Мата Хари и правда так думала: она просто любила и во имя этой любви пошла на все. Эта жажда любви и привела ее к плахе.

Танцовщица работала под псевдонимом Мата Хари и ее фото, биография, личная жизнь и семья стали интересны всему миру. С момента судебного процесса над ней и казни за разведывательную деятельность для Германии в 1917 году восприятие личности героини много раз изменялось.

Ее полное имя Маргарета Гертруда Зелле и она известнейшая куртизанка в мировой истории. Но слава героини заслужена не только обеспечением плотских утех.

Мата Хари знаменитая куртизанка

День рождения Маргареты — 7 августа 1876 года. Отец малышки был хозяином шляпной торговой точки в Нидерландах. В 1889 году он разошелся с матерью Маргареты Антье ван дер Мейлен и скоро та умерла. Девочка посещала элитные школы, поскольку ее отец был достаточно богатым человеком. К сожалению, семью настигло банкротство, после которого брак родителей развалился.

Образ жизни девочки значительно изменился. Ее отправили к ее крестному в Снек, после чего она обучалась на профессию воспитателя детских садов. Вскоре крестный Маргареты заметил повышенное внимание к опекаемой им девушке со стороны директора учебного заведения, он забрал ее из училища. Впоследствии будущая Мата Хари перебралась к родственнику в Гаагу.

Взрослые годы Маргарет

Заключение брачных союзов по объявлению считалось нормой в те годы и восемнадцатилетняя девушка стала женой капитана Рудольфа Мак Леода 38 лет. Капитан перевез молодую жену в нидерландскую часть Ост-Индии на Яву. Там у пары появилось двое детей.

Маргарета Гертруда Зелле в молодости

Семейная жизнь не складывалась. Рудольф спивался и во всех своих неудачах обвинял молодую жену. Маргарета бросила мужа и ушла к другому офицеру ван Редесу.

Здесь женщина стала участницей танцевального коллектива и стала постигать индонезийские традиции. В этот период впервые прозвучал всем известный сценический псевдоним артистки – Мата Хари.

Рудольф уговаривал супругу вернуться домой и вскоре она согласилась, хотя в ее отношениях с мужем ничто не изменилось к лучшему. Тогда еще Мата Хари, ее фото, биография, личная жизнь, семья, дочь и сын ни у кого не вызывали интереса.

Мата Хари с мужем Рудольфом

В 1899 году сын Маргареты умер по окончательно не установленным причинам. В 1903 году супруги развелись и расстались. Рудольф отнял у жены дочь, но не уберег – в 21 год девушка тоже умерла.

Самостоятельная жизнь Маты Хари

В те дни Мата Хари, ее фото, биография, личная жизнь и семья еще не стали достоянием общественности. Тогда никому неизвестная исполнительница танцев прозябала в бедности и старалась заработать на питание. Она уехала в Париж и мечтала реализовать там свои честолюбивые планы. В те времена для активных юных женщин было открыто множество путей к заработку. Здесь она хотела работать натурщицей, но успеха не достигла. Скоро она возвратилась в Нидерланды.

Маргарета Гертруда Зелле отдавала предпочтение богатой жизни

Девушка не остановилась и вскоре снова появилась в Париже в роли цирковой наездницы. В 1905 году ее сценическое имя зазвучало на всех углах, а сама артистка превратилась в популярнейшую танцовщицу экзотических танцев. Имя Мата Хари трактуется на индонезийском наречии как «Солнце».

Путь к успеху

Один из почитателей таланта Месье Гимэ всячески помогал будущей звезде развиваться. На мероприятии, где было много именитых гостей и послов из разных стран, Мата Хари предстала в шикарном наряде из коллекции своего покровителя. В ходе танца женщина сбросила с себя костюм, оставив на теле лишь драгоценные украшения. Это выступление стало переломным в судьбе танцовщицы.

Местные газеты наперебой расхваливали талант и физические данные женщины. С этого времени Мата Хари, ее фото, биография, личная жизнь, семья и дочь стали интересны широкой общественности.

Мата Хари

Сейчас такой танец воспринимается как стриптиз, подходящий для исполнения лишь на закрытых мероприятиях для услады глаз любителей такого вида развлечений. Тогда же обнажение женского тела считалось ритуальным. О нем говорили «так угодно Шиве» и общество не противилось этому виду искусства.

Мата Хари: фото

Очевидцы, разбирающиеся в танцевальной технике, утверждали, что ее исполнение весьма примитивно, как и внешние данные. Но был в этой женщине особый шарм, заставляющий мужчин восхищаться каждым ее па и даже неподвижностью. Мата Хари охотно поддерживала легенды о мистичности всех, исполняемых ею танцев и сама окружала себя мифами и мистификациями.

Среди небылиц, которые рассказывала артистка можно встретить то, что она экзотическая принцесса, рожденная от знаменитых королей или императоров. Также в ее рассказах присутствовало множество других атрибутов, якобы подтверждающих ее элитарное происхождение и магические способности.

Танцовщица Мата Хари

Начало 20-го века ознаменовалось повышенным интересом к танцам востока и эстетичной эротике. Этот период стал пиком расцвета карьеры героини. Ее радостно встречали в различных столицах, а биографию Маты Хари, фото, личную жизнь и семью изучали многие поклонники таланта артистки.

Сама танцовщица осознавала всю скудность своего таланта и понимала, что публику на самом деле привлекает голое тело, которое она первая отважилась показать большому количеству человек. Несмотря на это ей трижды довелось выступать в имении Ротшильда, один раз в великолепном театре «Олимпия» и на других не менее пафосных сценах.

Мата Хари прародительница современного стриптиза

Настоящие зарубежные гастроли случились в 1906 году. Тогда она удостоилась ангажемента в Мадрид на две недели. Ей довелось поучаствовать в балете Массне в Монте-Карло. Сам великий Пуччини прислал ей в номер букет, а Массне признал, что был счастлив лицезреть ее танец.

Слава и популярность артистки

В 1906 году Мата Хари стала содержанкой обеспеченного помещика Альфреда Киперта. Она продолжает покорять большую сцену, надевая иногда трико цвета кожи по настоянию церкви. Ее именем пользуются предприимчивые бизнесмены. Ее лицо печатают на упаковках сигарет и почтовых открытках. Вскоре ее обедневший отец пишет книгу о своей успешной дочери, что позволяет ему значительно поправить свое благосостояние. Издание раскупают, обеспечивая дополнительную рекламу Мате Хари.

Мата Хари была известной танцовщицей в Европе

После расставания с Кипертом в 1907 году разбогатевшая Мата Хари прибыла в Париж из Берлина и уже танцевала лишь на благотворительных мероприятиях. Сейчас у нее на первом месте личная жизнь. Ее любовью стал биржевой маклер Руссо. Они вместе проживают в замке Луаре. Но любовь пропадает, как только дела возлюбленного стали ухудшаться.

Мата Хари очаровала весь Париж

Именно в этот период сбываются сладкие грезы – «ЛаСкала» предлагает Маргарете ангажемент на зимний сезон. А авторитетные печатные издания продолжают расточать комплименты талантам и способностям Маты Хари.

Вскоре артистка начинает испытывать финансовые затруднения и ей приходится снова окунуться в зарабатывание денег, что происходит весьма успешно.

Начало войны для Мата Хари

Примерно за месяц до начала очередного выгодного для танцовщицы контракта началась война. 23 марта 1914 года Мата Хари в Берлине ужинает с влиятельным полицейским. В ее деле о шпионаже этот факт будет приведен, как одно из доказательств вины героини.

Маргарета была гражданкой Нидерландов, которые были нейтральны в этот период. Она могла спокойно перемещаться через линию Фронта для поездок на Родину. Она пересекала Испанию и Великобританию. Такие поездки привлекли внимание контрразведки. Теперь уже внимание к Мате Хари, ее фото, биографии, личной жизни и семье было наполнено другим смыслом.

Роковая женщина Мата Хари

Считается, что героиня работала на разведку Германии еще в довоенные годы. Особенности вербовки до сих пор остаются неизвестными. Существует мнение, что Маргарета Зелле прошла обучение в шпионской школе в Антверпене. Но доказательств этому факту нет.

Много позже Майор фон Репель признался, что выступал в роли куратора Маты Хари и руководил центром специализированной разведки под названием «Запад».

Одной из версий является то, что барон фон Мирхаб, будучи поклонником танцовщицы и зная о ее недостатке в деньгах, предложил ее для занятия разведывательной деятельностью. Положение дамы было очень удобным: миловидная внешность и легкий доступ к высшим кругам общества позволяли ей добывать ценнейшую информацию.

Мата Хари работала двойным агентом

Танцовщица была вызвана в Кельн. После тщательной проверки началось ее обучение по экспресс-программе. В это время рядом с ней часто находились агенты, обучающие ее искусству химической переписки и другим нюансам работы шпиона. После обучения артистка уехала в Гаагу где и получила первое задание. Ей предстояло установить детали плана наступления союзных войск. Шпионка стабильно поддерживала контакт с координационными базами.

Впоследствии на допросах Мата Хари рассказывает, как консул Крамер предлагал ей собирать информацию и оговаривал условия оплаты такой услуги. По словам самой танцовщицы, она согласилась. Но, получив деньги и инструкции, она не стала передавать информацию, а технические средства уничтожила.

Мата Хари

По данным следствия, Мата Хари всеми силами старалась выудить полезную для нее информацию на встречах со своими знакомыми, имеющими высокие чины. Среди них были такие влиятельные люди:

Собрав достаточно данных, она передает их своему немецкому агенту. Далее Мата Хари получает очередное задание и устремляется в Испанию. Достигнув Мадрида, она передает военному атташе посольства Германии собранные данные, которые, по мнению атташе, являются чрезвычайно важными. Шифрованная радиограмма уходит в МИД Германии.

Мата Хари любила советского летчика Владимира Маслова

Эта радиограмма была перехвачена. Спецслужбам Франции было несложно вычислить шпиона, учитывая путь следования подозреваемой Маты Хари. Узнав об этом, разведчица сама является во французские спецслужбы и предлагает им сотрудничество, попутно называя имена своих агентов.

Существует более романтическая история, согласно которой Мата Хари полюбила молодого военного летчика с русскими корнями – Вадима Маслова. Раненый летчик попал в прифронтовой госпиталь, куда стремилась Маргарета. Власти Франции обещали помочь ей добраться к любимому лишь в случае, когда она добудет необходимую Франции информацию от немецких поклонников.

Мата Хари после ареста

Желание увидеть Вадима и финансовая нужда заставили сорокалетнюю артистку принять условия. Первое же незначительное задание было провалено, и двойной агент был раскрыт.

13 марта 1917 года Маргарета Зелле была задержана спецслужбами Франции. Ей предъявили обвинение в шпионаже для спецслужб Германии в военное время.

Так прославленная артистка оказывается в камере тюрьмы Фобур-Сен-Дени. Вину она не признает. Допросы длились на протяжении четырех месяцев. Теперь уже Мата Хари, ее фото, биография, личная жизнь, семья и дочь никого не занимали.

Мата Хари была расстреляна в 1917 году

Дознавателей интересовала разведывательная деятельность Маргатеты Зелле. Судебное разбирательство прошло 24 июля 1917 года. Обвинитель заявил, что Мата Хари может считаться величайшей шпионкой того времени, так как она нанесла неописуемый по своим масштабам вред.

Результатом судебного заседания стал приговор о смертной казни иностранной шпионки. Даже прошение адвоката лично президенту Пуанкаре не принесло результата. 15 октября 1917 года была расстреляна иностранная шпионка и, несомненно, одна из самых загадочных личностей в мировой истории — Мата Хари.