Первым делом – "кукурузник". ВВС Латвии обзавелись "птеродактилем". Вооруженные силы латвии

Марат ХАЙРУЛИН Москва






1*










Трофеи, взятые у Бермондта






3*







Тип сер. № Борт. № Koл-во
Nieuport 24bit 4300 1 1
Nieuport 23 4271 3 1
Sopwith 1 1/2 Strutter 2341
7044 2
A5248 11
A5254 15
A6985 13
F7590 14 4
Sopwith 2F. 1 Cornel N6750 18
N7143 16
N8134 7
N8137 4
N8185
N8187 9
N8189 17 7
Albatros С lb 2545/17 20
? 25 2

Тип Сер. № Борт. № Кол-во
Albatrot B.II 414/17 5 1
Albatrot C.III 1145/18 22
1158/18 24 2
DFW C.V ? 3
8205/18 12
7022/17 22 3
Fokker 0 VII 8595/18 4 2
14
Holberstadt C.V 4237/18 19
13458/18 22 2
Hannover С1.IIIa 7015/18 21 1
Junkert CL 1 12921/18 10 1
LV.G. C.V 17573 23 1
LV.G. C.VI ? 24
9014/18 25 2
Rumpler C.I ? 4 1
Итого: 33 самолета








С июля 1919 г


С начала 1920 г.




Примечания:

Из истории авиации независимой Латвии 1919–1940 гг. Часть 7

Марат ХАЙРУЛИН Москва


Ст лейтенант Вольдемар Якубовс. награжденный орденом Лачплесиса 3-й степени и имевший самый большой налет в Войну и Независимость


Зарождение латвийской авиации происходило на фоне событий, без рассказа о которых нам никак не обойтись.

Как известно, еще в конце 1 8-го века Латвия была присоединена к Российской империи и оставалась ее частью вплоть до окончания Первой мировой войны. В феврале 19)8 г. Латвия была занята немецкими войсками, и по условиям Брестского мирного договора (3 марта 1918 г.) отходила (как и вся территория Прибалтики) Германии. Правительства стран Антанты тоже хотели иметь влияние в этом регионе, поэтому не без их помощи в Латвии было сформировано свое правительство и создана своя армия.

Территория страны, таким образом, стала предметом интересов трех сторон: России (большевиков), Германии (согласно Брестскому договору) и Антанты (национального правительства, с ориентацией на независимость).


Авиация Армии Советской Латвии

II марте 1918 г. н России началась Гражданская война между белыми, поддерживаемыми Антантой, и красными. 11а стороне последних воевала Латышская Советская Стрелковая дивизия (небезызвестные - латышские стрелки»). По приказу се штаба 9 мая 1918 г. н подмосковном поселке Подосинкн началось формирование Авиационной группы при дивизии. Командиром назначили военлета Рудольфа Стукалиса. Летом из московского парк-склада были получены новенькие «Ньюпоры» и «Сопвичи». Группа состояла из двух отрядов, и которых служили такие летчики как: Петр Томсон. Аттис Вейнберг, Нарцисс Пушкель. Ян Предит. Владимир Якубов и Петр Мардок.

В октябре 2 самолета из 2-го латышского отряда под командованием Томсона отправились на Южный фронт и, пробыв там до декабря, вернулись обратно в тыл.

Конец 1918 г. отмечен рядом значительных событий: в ноябре Советское правительство аннулировало условия Брестского договора, тогда же при содействии Антанты было сформировано Временное правительство Латвии во главе с К. Ульманнсом, а 7 декабря в Латвии была провозглашена Советская власть.

К декабрю Авиагруппу переформировали в Авиационный Дивизион, состоявший уже из грех авиаотрядов. В должности командира остался Стукалис, который кроме этого занял пост Начальника Авиации и Воздухоплавания Советской Латвии. Со временем в дивизион из разных отрядов перевелись латышские летчики:

Вольдемар Скрастынь, Альфред Медине, Владимир Коробовский, Петр Абрам, Эдуард Альтдорф и Август Спарин.

В январе 1919 г. авиадивизон отправился в Латвию на Северный фронт в район действия латышских советских бригад. Большевики там воевали с немцами (Балтийский ландесвер. Железная дивизия) и «бело- латышами» (т. е. военными формированиями национального правительства К. Ульманнса).

Первый латышский отряд под командованием Вейнберга имел стоянку в Риге и летал на «Ньюпорах». С января по апрель 1919 г. летчики этого подразделения совершили на фронте 14 боевых вылетов.

К этому же времени на территории Германии был сформирован Добровольческий отряд (имени графа Келлера) из бывших русских военнопленных. Подразделением командовал полковник Петр Рафаилович Бермондт (позднее - князь Авалон). Отряд входил в состав Добровольческого Корпуса ротмистра Светлейшего Князя А. П. Ливена.

В 14 часов 9 мая 1919 г. над Ригой появился немецкий аэроплан, что в те дни не являлось редкостью. Навстречу разведчику поднялись на своих «Ньюпорах» 24бис красвоенлеты Якубов. Предит и Пушкель. Заметив их. немец на полном газу стал уходить к линии фронта. «Ньюпоры» погнались за неприятелем и на свой аэродром близ Цементного завода больше не вернулись.

Только вечером немецкий самолет сбросил в расположение красных вымпел с запиской: «Сегодня н воздушна» бою были сбиты три самолета. У одного из летчиков прострелена грудь. Второй при посадке скапотировал и переломах себе ноги, получив сотрясение головного мозга. Третий с простреленным ручным управлением был принужден от пяти истребителей садиться, его фамилия Якубов. Он остался невредим-. Послание было ложным, рассчитанным только на то. чтобы защитить от проследования родственников перелетевших летчиков.

На самом деле три советских истребителя (Предита - № -4300. Пушкеля - № 4306 и Якубова - № 4321) перелетели линию фронта и сели на Петерсфелцдском аэродроме недалеко от Добеле. На нем дислоцировался немецкий авиаполк Заксенберга (Kampfgesch wader Sachsenberg). Когда преследуемый «Румплер» из 413-го отряда (Flieger Abieilung 413) приземлился, на аэродроме сразу объявили тревогу. К удивлению немцев, красные самолеты не пустили в ход пулеметы, а совершили посадку. Из них выбрались пилоты и подняли руки. На допросе летчики заявили о том. что они давно хотели воевать против большевиков за свою родину и искали только такой возможности. Командир полка капитан Заксенберг решил использовать трофейные «Ньюпоры» против своих недавних хозяев, оставив на них прежние опознавательные знаки - красные звезды. В первом же вылете, который состоялся в тот же день. 9 мая. «Ньюпор» Якубова был разбит фицефлюгмейстером Хакбушем. Летчик получил тяжелые ранения. Причина аварии оказалась проста - немецкое горючее не подходило для французских моторов «Рон». Кстати, фотографии разбитого самолета, в подтверждение той ложной записки, были сброшены на следующий день на аэродром 1-го латышского отряда. Перелетевшие же летчики с двумя оставшимися аэропланами были зачислены в Авиационный отряд Светлейшего Князя Ливена.

Большевики отметили пропавших летчиков как героев Красного Воздушного Флота, погибших при исполнении своих служебных обязанностей. И только примерно через год жена адъютанта 44-го отряда Екатерина Степанова (она была задержана в Риге немцами и долгое время не могла добраться к своим) рассказала о том, что она видела "здоровыми и состоявшими на службе в белой авиации" Якубова. Предита и Пушкеля.

Спустя годы в сохранившихся архивных документах удалось обнаружить немало - погибших красных пилотов- на службе в белой авиации. В большинстве это были летчики без твердой политической убежденности. которым, ради сохранения жизни своих семей или по сложившимся обстоятельствам, приходилось воевать под первым попавшимся флагом. В то трагическое время им сложно было разобраться на чьей стороне правда. Судьба этих людей и случаи их «предательства и дезертирства» - тема для будущих публикаций. Причины перелетов, в большинстве своем. так и останутся для нас неизвестными. В любом случае мы не вправе их осуждать, наше дело - приводить факты.



«Ньопор»24бис № 4300 и «Сопвич» № 2341 из 1-го отряда на Латгальском фронте. август 1919 г.


22 мая 1919 г. в Ригу вошли германские войска. Штаб и канцелярия 1-го латышского отряда были захвачены вместе со служащими. Летнабы Грасман и Маркедант были убиты, летчику Альтдорфу удалось спастись на катере. Летчик Скрастынь вместе с несколькими служащими отряда скрылись. Неприятелю достались «Сопвич» № 2441 и неисправный «Ньюпор» 24бис № 4287. находившиеся на аэродроме у Цементного завода.

После майского отступления остатки 1-го, 2-го и 3-го отрядов Латышского авиадивизиона были переименованы соответственно в 44-й. 45-й и 46-й разведывательные авиаотряды. В течение года противнику достались еще 4 самолета из вышеназванных красных латышских отрядов. Это случилось так. 19 июля 1919 г. из Бежицы на бомбометание по мосту через реку Эвст вылетел «Сопвич».№ 7046 45-го отряда. Надо заметить, что после отступления и - исчезновения» большей части летного состава 45-го отряда (летчики Спарин и Зеберг, летнабы Думс и Спикер) оставшиеся пилоты (не исключая командира отряда Абрама!) летали только с наблюдателем-коммунистом, вооруженным наганом. Так было и в этот раз: с летчиком Мардоком летел коммунист Карклин. Роте железнодорожной охраны удалось «подстрелить» самолет. С поврежденным мотором аэроплан сел на поле и был захвачен подоспевшими «белолатышскими» солдатами. По показаниям перебежчика. Карклина как коммуниста расстреляли на месте, Мардок с места посадки успел скрыться. Позже. 6 августа, Петр Мардок был зачислен в Авиагруппу Латвийской национальной авиации (о ней рассказ чуть ниже). Туда же попал и его «Сопвич».

8 сентября 1919 г. на «Ньюпоре» 23 № 4271 для сопровождения «Сопвича» вылетел красвоенлет В. И. Куцько из 19-го авиаотряда. В районе oзepa Любань он был подбит наземным огнем. Летчик попал в плен, а разбитый самолет удалось отремонтировать.

21 февраля 1920 г. с аэродрома у озера Нища отправился в боевой полет «Сопвич» № 5248 (опять из 45-го отряда!). В самолете находились пилот Владимир Коробовский и моторист Ионишкан. Они сели на территории, занятой «белолатышами». и вместе с машиной были зачислены в Латвийску ю авиацию.

22 марта 1920 г. под предлогом отыскания аэродрома в районе Великих Лук перелетели в Латвии» на «Альбатросе»: красвоенлет П. Абрам и краслетнаб Э. Оше - оба из 45-го отряда, а также красвоенлет Карл Визин - временно исполнявший дела Начальника авиации 15-ой армии (!).

Всего за 1919–1920 гг. в Латвию от красных дезертировало 11 пилотов: из 1-го (44-го) отряда - Якубов, Предит, Пушкель, Скрастынь; из 2-го (45-го) - Мардок, Абрам, Спарин, Зеберг, Коробонский, Томсон (он незаметно остался в Риге в мае 1919 г.) и Визин. Двенадцатым (а точнее, первым) был красный военный летчик 22-го корпусного авиаотряда 3-й боевой авиагруппы Элвин Битте. Еще 9 ноября 1918 г. он «пропал без вести» на Южном фронте. Служил в Донской авиации, затем у Врангеля во 2-м авиаотряде на «Авро». В чине подполковника вернулся в декабре 1921 г. из Парижа на родину. После Гражданской войны в Латвию вернулось еще несколько летчиков-латышей, служивших в рядах красных. Про них мы поговорим в другой раз.

1* 15 армия создана согласно директивы главкома от 7 июня 1919 г. путем преобразования Армии Советской Латвии



Янис Приедитис у своего Ньюпора 24бис, аэродром Спилве. Рига. август 1919 г



Поломка Сопвича № 2341. аэродром Спилве. Рига, август 1919 г


Война за независимость Латвии Август 1919 г. - август 1920 г.

Днем создания Латвийской национальной авиации считается 7 июня 1919 г., когда был издан приказ по Латвийской армии о формировании Авиационной группы (Aviacijas дойра). командиром которой был назначен военный летчик ст. лейтенант Альфред Валлсйка (Alfreds Valeika). Кстати, в Первую мировую он был наблюдателем 17-го корпусного авиаотряда и сбил 2 немецких аэроплана.

В те дни обстановка для латышей была неблагоприятной: Ригу занимали немцы - части Балтийского ландесвера и Железной дивизии, а бригада генерала Балоднса ("белолатыши") воевала на Латгальском фронте против большевиков. В июне 1919 г. от Ливена перевелись в Авиагруппу уже знакомые нам сержант Приедитис (Janis Priedilis) , капрал Якубовс (Voldemars Jakubovs). Лейтенант Пушкелис (Narcis Puskelis) оставался у Ливена до октября 1919 г. В списках группы значились также: адъютант капитан Муцинекс (Janis Muinieks), ст. лейтенанты Томсонс (Peteris-Eduards Tomsons) (помощник начальника), Спариныш (Augusts Sparins) и Сникерис (Snikeris), лейтенанты Скрастыньш (Voldemars Skrastins) и Экке (F.kke). К 21 июня н Авиагруппе насчитывалось 14 офицеров. 95 инструкторов и солдат. Не было только самолетов!

Наконец, случай пополнить свою материальную часть представился. В середине июля 1919 г. Авиационный отряд Светлейшего князя Ливена собирался на Нарвский фронт для присоединения к Северо-Западной армии Юденича. Четыре машины (3 «Ньюпора» № 4287. 4300. 4306 и «Сопвич» № 2341) были погружены на баржу для отправки по реке. 20 июля вооруженный отряд Валлейки захватил судно и отбуксировал на другой берег Даугавы. Светлейший Князь не хотел так просто расставаться со своим имуществом, и случилось бы вооруженное столкновение, не вмешайся союзная комиссия, которая разделила груз пополам. Латышам "достались" лучшие самолеты:

"Ньюпор" 24бис № 4300 и "Сопвич" № 2341. 22 июля 1919 г. Приедитис получил приказ сформировать из этих самолетов 1-й латвийский авиационный отряд. На том самом «Ньюпоре» № 4300, на котором он летал еще у красных, командир совершил пробный полет в августа. Якубовсу достался «Сопвич». На нем он налетал больше всех в период Воины за Независимость. 19 августа отряд был послан в Крустпилс на Латгальский фронт в распоряжение командира Курземской дивизии, ведшей боевые действия против большевиков. Самолеты отправили железной дорогой, т. к. горючего было всего около 4.5 пудов.





Трофеи, взятые у Бермондта

Вверху Fokker D VII 8595/18(OAW), Рига. зима 1919-20 гг

Внизу AJbairos В II 616/17(MER). Рига, декабрь 1919 г


26 августа 1919 г. состоялся первый боевой вылет латвийской авиации. «Сопвич» с пилотом Якубовсом и наблюдателем Зутте сбросил 12 бомб на станцию Трепес. Но возвращении в самолете насчитали 5 пулевых пробоин. На следующий день Приедитис вылетел на "Ньюпоре", заправленном последними запасами горючего. На обратном пути бензин кончился, и летчик едва дотянул до своего аэродрома. Отряд вскоре перебросили в местечко Мазюмиравмуйжа в Елгавском районе, где лейтенант Якубовс на "Сопвиче" выполнил еще несколько боевых полетов.

30 сентября 1919 г. Авиационная группа была переименована в Авиационный парк (Aviacijas park) и вышел приказ о формировании 2-го отряда из трофейных «Сопвича» № 7046 и «Ньюпора» 23 № 4271. (Об истории появления их у латышей говорилось выше.) Приказом от 16 октября начальником Авиапарка был назначен Рудольф Дриллис (Rudolfs Drillis).



Junkers C IJ 12921/18. взятый у Бермондта. Рига, лето 1920 г



Лейтенант Я. Приедитис у своего «Ньюпора» 24бис. Рига, июль 1920 г


Таким образом, национальная авиация крепла, обретение независимости было уже не за горами. Это. видимо. чувствовали и немецкие ставленники: 8 октября Западная Добровольческая армия под командованием Бермондта начала боевые действия против латвийских формирований. Основная тяжесть бое-вой работы легла на плечи первых латышских летчиков- Якубовса, Мардокса и Приедитиса. 4 ноября эти летчики, например, совершили 5 вылетов - наибольшее число вылетов в день за всю Войну. Всего с 8 октября по 19 ноября 1919 г., т. с. в период борьбы против Бермондта, было совершено 47 боевых полетов общей продолжительностью 56 часов. Даже в последний день. 19 ноября, произошел воздушный бой латвийского «Сопвича» с Мардоксом и Спариньшем на борту и бермондтовским самолетом, который предпочел ретироваться сразу же после того, как но нему открыли огонь.

При отступлении армия Бермодта бросила значительное количество авиационной техники, из которой удалось собрать более 10 самолетов. Для восстановления аэропланов в Риге в декабре 1919 г. были учреждены авиаремонтные мастерские на базе бывшего Русско-Балтийского завода. 20 января 1920 г. открылась Школа Военной Авиации, н которой имелись классы летчиков-наблюдателей и мотористов.

Три разведчика «Сопвич» и семь истребителей «Кэмел» подбросили англичане после ликвидации антибольшевистского фронта на Севере. Вместе с самолетами в Латвию прибыли 2 летчика-инструктора капитаны Арнольд и Винсент, которые приступили к обучению латвийских летчиков на всех типах машин. Эти два англичанина внесли большой вклад в развитие молодой авиации Латвии и. получив официальные благодарности от латвийского правительства, в апреле уехали на родину.

В марте началось формирование 3-го отряда, в то время как 2-ой был послан в Резекне на Латгальский фронт в распоряжение командира Курземской дивизии.

3* Западная Добровольческая Армия к тому моменту состояла из 1-го Западного Добровольческого имени графа Келлера колрпуса, 2-го Западного Добровольческого полковника Вырголича корпуса, Железной дивизии и Немецкого Легиона.



Сопвич "Кэмэл", аэродром Спилве, лето 1920 г



Английский капитан, инструктор латвийских летчиков, у самолета Сопвич "Кэмэл". Рига, апрель 1920 г


Из Грузии вернулся летчик 6-го авиаотряда Добровольческой армии Деникина подпоручик Александр Зариньш (Зариным) (Aleksandrs Zarins), летавший там на «Кэмеле». В мае он продолжил воевать на том же типе, но уже в Латвии.

11 августа 1920 г. Советская Россия и Латвия подписали мирный договор. Наступил долгожданный мир. длившийся без малого 20 лет - до 17 нюня 1940 г.

Всего с августа 1919 г. по август 1920 г. (этот период назван Освободительной войной или Войной за Независимость) молодая латвийская военная авиация совершила (по официальным данным) 69 боевых полетов общей продолжительностью 101 час.43 минуты. К концу Воины в Авиапарке насчитывалось уже 23 самолета. Наставала пора мирного строительства авиации молодого государства.

В статье использованы материалы РГВА (Москва) и ЛГИА (Рига).

Автор благодарит за предоставленные фотографии и материалы Военный музеи в Риге, Латвийский государственный исторический архив, а также историков Э. Брувелиса, Н. Щербинскиса (Латвия) и М. Бухмана (Израиль).


Самолеты военной авиации Латвии, состоявшие на вооружении в 1919-21 гг.
Тип сер. № Борт. № Koл-во
Nieuport 24bit 4300 1 1
Nieuport 23 4271 3 1
Sopwith 1 1/2 Strutter 2341
7044 2
A5248 11
A5254 15
A6985 13
F7590 14 4
Sopwith 2F. 1 Cornel N6750 18
N7143 16
N8134 7
N8137 4
N8185
N8187 9
N8189 17 7
Albatros С lb 2545/17 20
? 25 2

Тип Сер. № Борт. № Кол-во
Albatrot B.II 414/17 5 1
Albatrot C.III 1145/18 22
1158/18 24 2
DFW C.V ? 3
8205/18 12
7022/17 22 3
Fokker 0 VII 8595/18 4 2
14
Holberstadt C.V 4237/18 19
13458/18 22 2
Hannover С1.IIIa 7015/18 21 1
Junkert CL 1 12921/18 10 1
LV.G. C.V 17573 23 1
LV.G. C.VI ? 24
9014/18 25 2
Rumpler C.I ? 4 1
Итого: 33 самолета


Sopwith 1 1/2 Strutter № 2341 Одна из первых машин Латвийской авиации. Аэродром Спилве, август 1919 г



Neuport Ne-24ba № 4300. аэродом Спилве. август 1919 г



Junkers CL1 № 12921/18 Рига, лето 1920 г


Sopwith 2F1 Camel N 8187 ст л-та Якубова Латгальский фронт, апрель-май 1920 г


Опознавательные знаки латвийской авиации

С июля 1919 г


С начала 1920 г.


С начала 1921 г по июнь 1940 г.



Экипаж 25 гвардейского полка после возвращения из вылета ЦАМО РФ

Все полагали, что у Латвии ВВС - это только набор пустых звуков. Как "ла-ла-ла", например, или "ку-ка-реку". Могут только петь под крылом самолета. Причем чужого. Намекали, мол, рожденный ползать… и все такое. Ан нет. Вернее, "Ан" есть. И даже два. То есть, один Ан-2. Но свой собственный. В составе военно-воздушных сил этой прибалтийской республики появится первый боевой самолет. Прежде они могли похвастаться лишь парой-тройкой армейских вертолетов и автомашинами техподдержки. "Кукурузник". Ну и что? И в его пропеллере "дышит спокойствие наших границ".

И в самом деле, дышит. В Латвии нашли все-таки "баснословные" деньги, чтобы вдохнуть жизнь в этого "птеродактиля", что долгое время пылился на одном из аэродромов. Естественно, не на том, что занят натовскими "красавцами". А где-то подальше от глаз. Сейчас подумали, что и его не стыдно выставить на всеобщее обозрение, "бросая ввысь свой аппарат послушный или творя невиданный полет". Говорят, что теперь-то они развернутся. Предвкушают выполнение целого круга боевых задач. В том числе, надо полагать, не только взлета, но и посадки. А еще десантирования. По этому поводу здесь уже шутят, что в дополнение к "этажерке" надо бы и ВДВ создать. А что, человек двенадцать она вполне потянет.

Радуются, как дети. Им же американцы только смотреть да обслуживать свои истребители разрешают. Хоть и подготовили у себя лет 15 назад пару-тройку латвийских пилотов для F-15, но близко их к кабинам так и не подпустили. А так хочется "поштурвалить" и посмотреть на все это откуда-то сверху. Вот и выросли у них свои крылья. Впрочем, если разобраться, то и по их меркам все-таки не свои, а чужие. Ведь так высоко "символ советской оккупации" в этих краях еще не возносился. Рожденная в СССР "Аннушка" - она же тоже оттуда. Но масло на рельсы технического прогресса не прольет. Ее подлатали, подчинили, поплевали, эмблему ВВС нахлобучили. И вот это уже не "тяжелое наследие тоталитарного режима", а гордость нации.

Правда, почему-то в лапах птицы, очень похожей на белоголового орлана, известно какого происхождения. На эмблеме военно-воздушных сил страны именно это залетное существо держит в своих когтях латышский флаг. Вот и получается, что Ан-2 этот - как сама Латвия. Ничего нового, кроме герба и хозяина. И в том, и в другом случае из того, что лишь для сельской местности сгодится, пытаются сделать боевую единицу. Так себе затея. Зато сбывается многовековая мечта свободолюбивого латышского крестьянина: все-таки оторваться от земли.

Им главное теперь - на "кукурузнике" не останавливаться. Прогрессировать - так до самого конца. Можно, например, порыться в анналах, поискать на чердаке, поскрести по ангарам и откопать среди прочей рухляди какой-нибудь дирижабль. А уже после этого для самого быстрого реагирования им всего-то и останется, что изобрести велосипед.

После провозглашения независимости Латвии началось создание национальных вооруженных сил. 23 августа 1991 года был принят закон о создании первого военизированного территориального формирования — «Земессардзе».

Национальные вооруженные силы (НВС) состоят из регулярных сил, территориальных сил «Земессардзе» и резерва ВС. Латвия первая и единственная из прибалтийских республик полностью отказалась от срочной службы в армии. В январе 2007 года всеобщая воинская обязанность была отменена, и состоялся переход к контрактной службе.

СОСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

НВС имеют в своем составе: Сухопутные войска (одна пехотная бригада, подразделение специального назначения, батальон штаба вооруженных сил, военная полиция), ВВС — авиационная база, ВМС (флотилия боевых кораблей), добровольные силы территориальной обороны «Земессардзе», управление обучения, управление логистики и подразделения центрального подчинения.

Верховным главнокомандующим, в соответствии с Конституцией,является президент страны. Общее руководство НВС осуществляет министр обороны, который должен быть лицом гражданским. Все воинские подразделения подчиняются непосредственно командующему Национальных Вооруженных сил. Командующий НВС занимает должность четыре года. Численность сухопутных войск (СВ) Латвии на 2016 год 5310 человек. Резерв НВС — более 10 тыс. человек. Организационно СВ сведены в одну пехотную бригаду, которая состоит из двух пехотных батальонов, роты штаба и связи, роты снабжения и транспорта, батальона поддержки пехоты и медицинской роты. Военно-воздушные силы насчитывают 310 военнослужащих. В состав ВВС входит Штаб авиабазы ВВС, эскадрилья наблюдения за воздушным пространством, авиационная эскадрилья, Дивизион ПВО. Авиабаза ВВС распределена по трем аэродромам базирования: Лиелварде, Даугавпилс и Резекне. Военно-морские силы представлены одной флотилией кораблей в составе Службы береговой охраны, Эскадры минных кораблей, Эскадры сторожевых кораблей, Службы морского наблюдения и оповещения и мастерских. Военно-морские силы насчитывают около 840 военнослужащих. Военно-морские базы расположены в Риге (главная база, штаб ВМС), Лиепае и Вентспилсе.

«ЗЕМЕССАРДЗЕ»

Добровольные силы территориальной обороны «Земессардзе» имеют 18 батальонов, сведенных в три региональных командования. Региональные штабы расположены в Риге, Лиепая и Резекне.

Первый округ, под руководством штаба первого командования, имеет в подчинении четыре пехотных батальона и один батальон обеспечения, который готовит снайперов, разведчиков, парамедиков и связистов.

Второй округ также имеет четыре пехотных батальона, батальон поддержки, артиллерийский батальон и батальон по защите от оружия массового уничтожения Штаб третьего командования имеет в подчинении два пехотных батальона, инженерно-технический батальон, Студенческий батальон и батальон ПВО, вооруженный 40-мм зенитными орудиями L-70. В Студенческом батальоне военному делу на добровольной основе обучаются студенты вузов страны.

В подразделениях «Земессардзе» числилось 592 профессиональных военнослужащих (руководящее звено) и 10 510 добровольцев — «земессаргов».

ВООРУЖЕНИЕ НВС ЛАТВИИ

Сухопутные войска НВС Латвии имеют на вооружении три танка Т-55, полученные из Польши, около 120 британских бронированных разведывательных машин CVR(T), несколько десятков колесных вездеходов и около 180 гусеничных вездеходов Bandvagn 206, отслуживших в Швеции. Имеются ручные противотанковые средства (АТ4, «Карл Густав») и средства ПВО (RBS 70). Артиллерия представлена исключительно минометами калибра до 120. В качестве стрелкового оружия используются различные автоматические винтовки, включая устаревшие американские М-14 (поставлено более 10 тыс. шт.), пистолеты «Беретта» 92 и «Глок-17», ручные и станковые пулеметы, производства Бельгии, Германии и США. На вооружении ВМС стоят пять минных тральщиков класса «Трипартит» (все пять прежде служили в голландских ВМС), два корабля обеспечения постройки Голландии и Норвегии, восемь патрульных катеров и кораблей, шесть кораблей береговой охраны (постройки Швеции и Финляндии). В составе ВВС всего три самолета — один чешский L-410 и четыре советских Ан-2 — и шесть вертолетов — четыре Ми-17 и два Ми-2, российского и польского производства. Имея такой скромный военно-воздушный потенциал Латвия (как другие страны Балтии) вынуждена приглашать патрулировать свое воздушное пространство самолеты НАТО, которые делают это поочередно. С января 2016 года эту миссию выполняют самолеты Бельгии и Испании, летающие с натовской военной базы в г. Шяуляй.

Знамя Вооружённых сил Латвии. 1918 - 1940 гг.

Латвийские вооружённые силы (Latvijas Bruņotie spēki ) начали формироваться в ноябре 1918 г. на добровольных началах и состояли на тот период из восьми латвийских, пяти немецких и трёх русских стрелковых рот. В 1919 г. в Латвии была объявлена всеобщая воинская повинность. Командный состав формировался из бывших офицеров российской и германской армий.

В 1918 - 1920 гг. латвийская армия вела боевые действия против Красной армии Латвийской ССР, Красной армии РСФСР, белой Западной добровольческой армии (русские и немецкие добровольцы) генерал-майора Павла Рафаиловича Бермонд-Авалова и немецкой Железной дивизии (немецкие добровольцы) генерала графа Рюдигера фон дер Гольца (Rüdiger Graf von der Goltz ) .

В течение последующих 20 лет латвийская армия не участвовала в военных действиях.

На 1940 г. в Вооружённых силах Латвии числилось 30 843 человека - 2013 офицеров, 27 655 солдат, а также 1275 гражданских служащих.

Для рядового состава срок действительной службы составлял 10,5 месяца, после чего рядовые зачислялись в резерв. В 1940 г. срок службы был увеличен до 18 месяцев.

Офицерский корпус в 1920-е гг. представляли в основном командиры, получившие военное образование в Российской империи и Германии. В латвийской армии служили также офицеры-волонтёры из Великобритании, США и Швеции.

Структура Вооружённых сил Латвии была следующей:

Высшее военное управление. Верховным главнокомандующим Вооружённых сил Латвии являлся президент Республики Карлис Ульманис (Kārlis Augusts Vilhelms Ulmanis ). Бюджет армии и ее экономическая сфера находились в компетенции Министерства обороны, возглавляемого генералом Кристьянисом Беркисом (Krišjānis Berķis).

Начальником Генерального штаба являлся генерал Мартиньш Хартманис (Mārtiņš Hartmanis ).

Местное военное управление. Территория Латвии была разделена на четыре военных округа: Курземский, Видземский, Латгальский и Земгальский, которым соответствовали четыре пехотные дивизии. Командиры дивизий являлись и командующими военно-территориальных округов.

Сухопутная армия. Пехотные части латвийской армии были объединены в четыре дивизии. В 1-ю Курземскую дивизию входило четыре пехотных и один артиллерийский полк. В три другие - три пехотных и один артиллерийский полки. В 4-ю Земгальскую дивизию был включён ещё и один кавалерийский полк.


Латвийская пехота. 1936 г.

В свою очередь, каждый пехотный полк состоял из четырёх батальонов.

На вооружении латвийской армии состояли 129 951 винтовок, 11 241 пистолетов и револьверов, 2611 ручных и 1196 станковых пулеметов.

В артиллерийских полках числилось по 16 орудий.

В начале 1930-х гг. Латвия попыталась оснастить свою армию современными танками. В результате в 1935 г. у британской фирмы Vickers она закупила 18 легких танков, шесть из которых были вооружены 40-мм пушками, а остальные - пулемётами. К лету 1940 г. вся бронетехника Латвийской армии входила в состав Технической дивизии, которой командовал генерал Янис Курелис (Jānis Kurelis ) и куда входили:

Танковый полк (520 человек) - два танка Мк.V , два танка Мк.В , шесть танков Fiat 3000B », 18 танков Vickers-Carden-Loyd M.1936/1937 , одна танкетка Vickers Carden-Loyd , бронеавтомобили - Ford-Vairogs «Zemgalietis» , Pierce-Arrow «Viesturs» , Sheffield-Simplex «Imanta» , 2 Putilov-Garford M1916 «Kurzemnieks» и «Lāčplēsis» , два Fiat-Ижорский «Staburags» , 12 грузовиков Albion , 18 грузовиков Ford-Vairogs , 15 мотоциклов и 10 легковых машин;


Моторизованные части латвийской армии. 1939 г.

Полк тяжёлой артиллерии (446 человек) - две 114,3-мм гаубицы, четыре 106,7-мм орудия Schneider , четыре 83,8-мм пушки Vickers , две 150-мм гаубицы обр. 1913 г., две 152,4-мм гаубицы Vickers , восемь 76,2-мм пушки обр. 1902 г., четыре 75-мм пушки, шесть 119-мм гаубиц обр. 1920 г., четыре 40-мм пушки Bofors ;
- сапёрный полк (717 человек);
- батальон связи (286 человек);
- зенитно-артиллерийский полк (420 человек) - 74 орудия, в том числе 30 40-мм пушек Bofors ;
- полк береговой артиллерии (363 человек) - 4 76,2-мм пушки обр. 1902 г., 12 152,4-мм гаубиц Canet- Schneider , 4 107-мм пушки обр. 1877 г., четыре бронепоезда (393 человека).


Латвийский бронепоезд. 1938 г.

В Даугавпилсе располагалась единственная в Латвии регулярная кавалерийская часть - Первый Латвийский кавалерийский полк (1376 человек) под командованием полковника Альбертса Лиепиньша (Alberts Fricis Liepiņš ). Организационно он входил в 4-ю Земгальскую пехотную дивизию.


Латвийские кавалеристы на построении

Военно-воздушные силы. Военная авиация Латвии была сведена в авиационный полк (796 человек), куда входили самолеты различных конструкций и стран-производителей - 25 Gloster Gladiator Mk. I , шесть Bristol Bulldog Mk. IIA , 12 DH89 A , три Hawker Hind , 10 Letov S.16 L Smolik , 10 S. V.5 , один He-4 , один SA-10 « Piraten» , пять Fairey Seal , а также авиационной школы (один Miles Magister , шесть «Udet(AS) U-12 B Flamingo ».

Латвийский Gloster Gladiator Mk.I . 1937 г.

Командующим ВВС Латвии являлся генерал Иосиф Станиславович Башко. Непосредственно полком командовал полковник Рудольфс Кандис (Rudolfs Kandis ).

Военно-морские силы. 10 августа 1919 г. при Главном штабе латвийской армией был учреждён Морской отдел. Эта дата официально считается днём основания Военно-морских сил Латвии, которые с 1924 г. назывались Эскадрой морской береговой охраны. В 1938 г. эскадру обороны переименовали в Латвийский военно-морской флот. Командующим флотом был назначен адмирал Теодор Спаде (Teodors Spāde ).

Теодор Спаде

К 1940 г. военно-морской флот Латвии включал: сторожевой корабль Virsaitis , два тральщика - Viesturs и Imanta , две подводные лодки - Spidola и Ronis , четыре ледокола - Krisjanis Valdemars , Lacplesis , Perkons и Zibens .

Комплектование. Набор на военную службу проходил в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности со сроком службы в 15-18 месяцев. В соответствии с планами мобилизации на конец 1930-х гг. в строй могли встать 160 000 обученных резервистов, включая 17 000 инструкторов и 4000 офицеров резерва.


Латвийская подлодка. 1940 г.

Военизированные формирования. Бригада пограничной охраны (robežsargu brigāde ) состояла из пяти батальонов (100 офицеров и 1200 солдат). Она подчинялась министерству внутренних дел Латвии, её возглавлял генерал Людвиг Болштайнис (Ludvigs Bolšteins ).


Генерал Болштайнис на смотре пограничной бригады

Военизированное ополчение «Защитники» (Aizsargi ) было сформировано по территориальному принципу в 19 полков (по числу уездов).


Мобильное подразделение латвийских ополченцев. 1930 г.

Его члены имели свои кавалерийские, авиационные и мотоциклетные части, систематически проходили военно-спортивную и идеологическую подготовку. Ополченцы привлекались к полицейским акциям. В 1934 г. из данной организации были удалены все не латыши. На 1 января 1940 г. в организации числилось 31 874 мужчин, 14 810 женщин и 14 000 подростков.

На вооружении ополченцев находились 30 831 винтовка 33 пулемета и 290 ручных пулемётов. От них армия Латвии по мобилизации планировала получить четыре велосипедных (разведывательных) батальона и три отдельных кавалерийских эскадрона.

После присоединения Латвии к СССР 17 августа 1940 г. латвийская армия была сокращена и переформирована в 24-й Латвийский территориальный стрелковый корпус (181-я и 183-я стрелковые дивизии с отдельным артиллерийским полком и авиаотрядом) под командованием генерал-лейтенанта Роберта Клявиньша (Roberts Jura Kļaviņš ).

22 июня 1941 г. генерал-лейтенант Клявиньш был арестован органами НКВД по обвинению в шпионаже. Его должность занял генерал-майор Кузьма Максимович Качанов. В связи с массовым дезертирством военнослужащих-латышей 24-й Латвийский территориальный стрелковый корпус 1 сентября 1941 г. был расформирован.

См.: Bērziņš V., Bambals A. Latvijas armija. Rīga, 1991.


О фициальным днем рождения ВВС ЛР можно считать 7 июня 1919 года - тогда была основана Авиационная группа под командованием старшего лейтенанта Алфреда Валейки, выпускника Севастопольской летной школы, кавалера орденов Георгия, Станислава и Анны, дезертировавшего из Советской России. На фронт против большевиков и бермонтовцев вылетели первые трофейные истребители-бипланы Sopwith и Nieport. Летчики, естественно, тоже были "с той стороны" - Янис Приедитис и Волдемар Якубов.

Взлетные площадки 1919-1920 находились в Сигулде (оттуда в Первую Мировую взлетали на немцев русские бомбовозы "Ильи-Муромцы"), в районе нынешней улицы Ропажу ("аэродром Церкви Креста"), затем начали использовать "аэродром цементной фабрики", который потом назвали Спилве. Кстати, до тех пор, пока на нем не построили ирригационную систему, низина Спилвских лугов регулярно затапливалась Даугавой, порой по аэродрому гуляли льдины и хрупкие аэропланы примходилось укрывать на крышах ангаров!

Во время кампании против большевиков на Латгальском фронте самолеты латвийской авиации совершали бомбовые удары по территории России - городам Опочка, Остров, Себеж. Всего на Восток был 21 боевой вылет, против Бермонта вдвое больше.

От "Ансальдо" до "Глостера"

Создание регулярных ВВС Латвии в виде Авиационного полка связано с фигурой Язепа Башко - поручика императорской армии, ставшего первым авиационным генералом ЛР (кстати, он один из немногих военных летчиков, избежавших репрессий после 1940 года - наверное, потому что незадолго до смены власти вышел в отставку). В Латвии 20-х годов авиация была чрезвычайно популярна - устраивались авиационные праздники, проводился сбор средств. Летчики старались продемонстрировать шик высшего пилотажа - и нередко гибли от собственного лихачества, например, при попытке пролететь под мостом в Даугавпилсе... Всего за 20 лет в катастрофах погибло 46 военных летчиков Латвии, самое большое число - 9 человек - в 1931 году.

Постепенно трофейные аэропланы заменялись закупленными за границей. Первой партией стали итальянские истребители Ansaldo, потом были британские учебные машины Avro, истребители Martynside, разведчики De Havilland, Hawker, чешские Letov, гидропланы из Германии - Heinkel, и из Италии - Savoya.

Самыми современными в довоенных ВВС Латвии оказались английские истребители Gloster Gladiator, которыми в 1936 году стали заменять также британские Bristol Bulldog. "Гладиатор" был довольно продвинутой машиной - цельнометаллический, с закрытой кабиной, четырьмя пулеметами Vickers калибра 7,7 мм и скоростью 407 км/ч. О качестве "Гладиаторов" по сравнению с советскими машинами того времени говорит статистика советско-финской войны - на британских самолетах была одержана 41 воздушная победа, с потерей 16 истребителей Gloster Gladiator. Это был настоящий самолет II Мировой, применявшийся на многих ее фронтах, а в Швеции состоявший на вооружении даже после 1945 года. Однако вряд ли корректно говорить о возможности сопротивления советским ВВС в 1940 году в виду малочисленности "Глостеров" - всего 25 машин.

Бесславный конец

Отзвуки Второй мировой войны, ударившей по соседней Польше, первыми почувствовали латвйиские авиаторы. В сентябре 1939 года в Латвию, у которой с Польшей была 105-километровая граница, перелетело целых 83 польских самолета! В основном это были учебно-тренировочные машины, и только один истребитель PZL-11 (кстати, в 1939 году латвийский пилот Вайдерс тоже дал деру на разведчике SV-5 - только в СССР). Летчиков-поляков, общим числом 143, отправили в лагеря для интернированных в Улбруку и Цекуле, со вполне свободным режимом - а самолеты разместили в пустовавших корпусах завода "Проводник" (впоследствие - РЭЗ).

По иронии судьбы, именно туда стали после 1940 года свозить разукомплектованные самолеты латвийской авиации. 15 июня Авиаполк получил приказ перебазироваться с основной базы в Силве на запасные аэродромы (гидросамолеты оставили Лиепаю, еще осенью 1939 - на их место перелетели советские летающие лодки). Через пару дней на аэродром уже вошла РККА с шестью танками. Начались аресты командного состава. Хотя Спилве латвийские "Глостеры" в последний раз увидели а августе 1940 года - три истребителя участвовали в авиационном празднике вместе с истребителями Поликарпова. История умалчивает - какие знаки были на самолетах Народной Армии Латвии - красные звезды или все еще красные свастики?

Разгром

Черту под 20-летней историей латвийской авиации подвел 1941 год. В первый день войны немцы разбомбили современный комплекс аэродрома Спилве - построенную в конце 30-х военную и гражданскую части. Большая часть "Глостеров" погибла на запасном аэродроме в Крустпилсе (один немцы захватили и использовали для буксировки своих десантных планеров), далее советские войска при отступлении затопили на Кишэзерсе четыре английских гидроплана Fairey Seal. На Восток перелетели всего лишь несколько разведывательных самолетов бельгийского производства SV-5. Но так как в СССР их обслуживать не умели, то решением командования ВВС их использовали в качестве мишеней для немцев на "ложном аэродроме" под Псковом. Как будто летом 1941 года для "Люфтваффе" не хватало мишеней настоящих...

Личный состав авиации Латвии делал свой выбор. Причем иногда врагами становились летчики одного экипажа - так, во время перелета разведчика SV-5 в Россию латвийский авиатор застрелил коллегу и сел на занятой немцами территории. Подавляющая часть тех латышских летчиков, которые не были арестованы или депортированы, вступили в эскадрилью ночных бомбардировщиков Люфтваффе - INSG-12, а потом эмигрировали на Запад. Что характерно, в ВВС РККА тоже была ночная эскадрилья ПО-2, но тех, кто ранее служил в латвийских ВВС, в ней оказалось лишь немногим больше десятка.

Таким образом, большинство личного национальных ВВС выбрало войну с Советским Союзом - наверное, потому что они были своеобразной элитой довоенной Латвии, и потому, что авиация являлась наиболее этнически-чистым родом войск. В конце концов, свою роль сыграл "угунскрустс" - ведь у немецких самолетов он тоже был опознавательным знаком, только на киле...