Метод проектов: понятие, виды, его использование. Проектный метод как вариант интеграции образовательных областей

«Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников».

Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Выделил четыре отличительные черты проектного метода:

Исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

Школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия ;

Дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют;

Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

Технология проектирования в детском саду.

Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.

Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путём самообразования).

Активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.

Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений », «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вирус Фантазус в детском саду», главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития.

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. Развитие познавательных способностей;

3. Развитие творческого воображения;

4. Развитие творческого мышления;

5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведшая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

· К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

· В каких источниках можно найти информацию;

· Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

· С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта - практическая часть

4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решение задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации.

Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Таким образом, изучив литературу, мы пришли к выводу, что использование проектов в дошкольном возрасте позволяет, как организацию совместную поисковую деятельность детей и взрослых, так и проявить ребенком свою «самость» и творческую активность.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Одним из важных принципов федеральных государственных требований и программы «Детство», по которой мы работаем, так же является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет достаточно (в соответствии с федеральными государственными требованиями) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества.

В 2007 году в ДОУ были организованы семинары, консультации на тему «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». Педагоги заинтересовались предложенным материалом и решили реализовать его в работе с детьми.

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой для нас оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь мы хотели бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Мы начали работу с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами. Для начала провели анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители-лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители-исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители-критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса. Заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс мы вели по нескольким направлениям:

Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:

  • проведен семинар – практикум по организации проектной деятельности с дошкольниками;
  • разработаны памятки для родителей

Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

Этапы составления детских проектов:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
  • посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
  • понаблюдать
  • провести эксперимент
  • получить информацию в Интернете
  • позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.

4. Подготовка проекта
5. Защита проекта

Памятка №2
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя.

Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

И еще несколько советов.

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Памятка №3
План тематического проекта.

  1. Тема и ее происхождение.
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
  3. Необходимые материалы.
  4. Вопросы детям по предлагаемому проекту
    Что мы знаем?
    Что мы хотим узнать?
    Как нам найти ответы на наши вопросы?
  5. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).
  6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми»:

Папа – милиционер;

Бабушка – учитель;

Мама – врач и другие.

Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим. Родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:

  • «По страницам «Красной книги»;
  • «Транспорт в нашей жизни»;
  • «Создание книжек-малышек»;
  • «Покормите птиц зимой!» и другие.

Проект «Транспорт в нашей жизни» организовали после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям было предложено показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:

  • к бабушке и дедушке;
  • на дачу;
  • к другу;
  • в другую страну.

Интересная идея для начала нового учебного года - проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать. Что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!

Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:

  • меня зовут;
  • я люблю;
  • я не люблю;
  • мое любимое блюдо;
  • мое нелюбимое блюдо;
  • моя любимая игрушка;
  • мои друзья;
  • мои родители;
  • мои дедушка и бабушки и т. д.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты:

«Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплесные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»;
  • групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо». «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Мир воды» «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Используемый нами метод проектов является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Внедряя его в образовательную программу нашего детского учреждения, мы поставили для себя основную цель: обеспечение условий для эмоционального, нравственного и творческого развития детей. Данные диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области экологических, социально-нравственных, художественно-литературных представлений. Решением проблемы, на наш взгляд, стали творческие проекты:

  • «Ребятам о зверятах»
  • «Богатыри – защитники Древней Руси»
  • «Чудо-чудное, диво-дивное»
  • «Добрый Дедушка Мороз»
  • «Снегурочка – внучка Деда Мороза»
  • «Что за прелесть эти елки!».
  • инициирование детей и родителей на выбор данной темы
  • составление:
    • технологических карт
    • перспективных планов
    • схем-паутинок
    • лесенок «путешествия»
    • циклов бесед и занятий
    • организация творческих выставок
    • проведение открытых игр-занятий
    • презентация проектов.

Реализация проектной деятельности проходила через все виды деятельности: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, игровую.

Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.

План

I. Введение. Актуальность выбранной темы.

II. Основная часть.

  1. Из истории проектного обучения.
  2. Понятие проектного обучения.
  3. Цель проектного обучения.
  4. Типология проектов
  5. Методика осуществления учебного проекта.
  6. Защита проекта

III. Заключение.

IV. Список литературы.

I. Введение. Актуальность выбранной темы

Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.

Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д.

Пожалуй, общепризнанным обстоятельством, определяющим необходимость модернизации образования в России, является то, что его результаты не удовлетворяют в полной мере ни семью, ни школу, ни общество, ни государство. Выученная беспомощность бывших золотых медалистов и краснодипломников, неспособных найти свое место в современном обществе, оборотистость преуспевающих троечников все чаще заставляет задуматься о целях образования в нашей стране.

Но если образование перестает быть условием дальнейшей успешности учащихся, зачем такое образование? Ответ на этот вопрос мы найдем в обсуждаемых проектах Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС. В них в обобщенном смысле цели образования представлены следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования становится самореализация личности.

Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?

Во-первых, компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития.
Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем – ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием конкретных учебных дисциплин. Они в свою очередь становятся основанием для формирования профессиональных компетентностей, которые являются еще более узкими и конкретными. Формирование компетентностей разных групп может происходить и последовательно, и параллельно.

В-третьих, в структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения.

Для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать определенными компетентностями.

Педагогическим условием формирования опыта применения знаний является проектная деятельность учащихся, в ней интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения.

Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.

II. Основная часть

1. Из истории проектного обучения.

Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. Была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. Метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание и в России. Причинами этого являются:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

2. Понятие проектного обучения.

Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности .

По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П » :

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт .

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание .

Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.д.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

3. Цель проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

4. Типология проектов.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта (групповой или персональный).
  6. Продолжительность проекта (минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.); краткосрочные – на 4-6 уроков; недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  6. Защита проектов, оппонирование.

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

5. Методика осуществления учебного проекта.

Выбор темы образовательного проекта определяется рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта.

Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся . Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика

На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

Структура проекта включает в себя: - аргументацию актуальности принятого исследования; - определение темы исследования, его предмета и объекта; - обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, - определение методов исследования, источников информации; - определение методологии исследования; - выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; - определение путей ее решения, в то числе экспериментальных, опытных; - обсуждение полученных результатов исследования .

В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио» . В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.

Вторая группа предметов , как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся .

Проектирование учебной деятельности на основе метода проектов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

  • цели и задачи проекта, анализ ситуации, выяснение проблемы;
  • идея проекта, этап генерации идей и методов решения задач, творческий акт к поиску идей решения;
  • организационный этап проекта, определение участников проекта, время, место и роли участников, терминология, понятийный аппарат (для нахождения общего языка);
  • таблица ответственности, план-график, ответственные и их взаимодействие;
  • диаграмма супермаркета, проект - это "супермаркет": помещения, комнаты с оборудованием, ресурсы;
  • характеристика ключевых ситуаций, проектирование и прогнозирование ситуаций;
  • диалог, принципы взаимодействия человека с программой или людей между собой;
  • моделирование вариантов ожидаемых результатов;
  • инструкция, документация по проекту, формальности: авторские права, издание, лицензирование, идея проекта, концепция, педагогика, описание: композиция, действующие лица, состояния, диалоги, инструкции для координатора проекта, для учителя-предметника, приложения.

6. Защита проекта

Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Ученом Совете, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса с текстом.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность: проявленная, приобретенная, закрепленная - все это, несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна, прежде всего, для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость и т.д.).

Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

III. Заключение

В концептуальных подходах к современной подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 1 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем .

Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности.

IV. Список литературы

1. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18). - c. 14-15.

2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.

3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.

4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.

Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.

11.Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.

Проект - это специально организованный воспитателем и

самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,

направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психо-физиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в

работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания

и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Рассмотрим основные понятия, требования и принципы реализации проекта.

Проект-это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Проект-это обучение через деятельность. Деятельность является поисково - познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе

метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников; определение конечных целей совместных или

индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); применение исследовательских методов —определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление

конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные принципы реализации проекта:

Принцип системности

Сознательности и активности

Уважение личности ребенка

Комплексного использования методов и приемов

педагогической деятельности

Использование прямого и косвенного педагогического воздействия

Учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей

Интеграции

Преемственности во взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Цели проектной деятельности:

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную

деятельность детей

Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать

Способствуют развитию творческих способностей детей

Способствуют умению наблюдать

Способствуют умению слушать

Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать

Способствуют развитию мышления

Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно

Развивают воображение

Развивают внимание, речь, память.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство -это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться,

взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным

набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя

в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от

предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект

Это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Презентация.

Запомнить просто -пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором

собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных

методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной

деятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие:

осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

  • Ролево-игровые:

это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

  • Информационно-практико-ориентированные:

дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

  • Творческие:

как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника,

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников

(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

  • Продолжительность

(краткосрочный -несколько занятий, 1-2 недели, средней продолжительности -1-3 месяца, долгосрочный -до 1 года).

Первый шаг-это выбор темы проекта.

Второй шаг-это тематическое планирование по выбранной теме на неделю, где

учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей:

разработки проекта -целеполагание: воспитатель выносит проблему на

обсуждение детям.

работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей.

Презентация.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он -основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути

разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием

различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Документы для скачивания:


Формат: .jpg

Проектная методика

    Проектная методика-это новые передовые технологии

    Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка

    Что лежит в основе проекта, и какими умениями должны владеть учащиеся

    Основные требования к использованию метода проектов

    Этапы разработки структуры проекта и его проведение

    Типы проекта

    Координация

    Вопр. Выводы

Проектная методика относится к новым технология при обучении английскому языку. Если метод- это совокупность операций и действий при выполнении какого-либо вида деятельности, то технологии – четкая проработка операции и действий и определенная логика выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое и правильное применение на практике. Педагогические технологии не исключают творческого подхода развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии четкого следования принципам, заложенных в том, или ином методе. Метод проектов предполагает широкое использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентирует на реальный проектируемый результат, значение для ученика.

Метод широко применяется во многих странах мира. Он дает возможность применить полученное знание на практике.

Каждый учитель должен знать:

Для того, чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уроке, определенных программой и государственным стандартом, необходима активная устная практика для каждого уч-ся группы.

Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языка окружения, не достаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнения, позволяет решать коммуникативные задачи. Важно, что бы учитель дал возможность ученикам мыслить, решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения проблемы так, чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания, в центре внимания - мысль, язык формулируемый мыслью.

Учителю необходимо не только знакомить учащихся со страноведением, но и искать способы включить учащихся в активный диалог→ на практике познавать особый язык в новой для них культуре.

Основная задача учителя перенести акцент с различного рода упражнений на активную мыслительную деятельность. Учащиеся и только метод проектов помогает решить эту задачу и превращает уроки иностранного языка в дискуссию, исследовательский клуб, в котором должны решаться интересные и доступные учащимся проблемы с учетом их подготовки.

В основе проекта лежит проблема, чтобы её решить, нужны не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний. Ученики должны владеть творческими и коммуникативными умениями, интеллектуальными умениями (работать с информацией)- выделять главную мысль, нужную информацию в тексте, умение анализировать информацию, делать обобщения и выводы, умение работать с разными справочными материалами.

К творческим умениям относятся такие, как умение находить не один, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать то последствие того или иного решения.

К коммуникативным умениям относится такие умения, как вести дискуссию, слушать и слышать собеседника отстаивать точку зрения, лаконично излагать мысль.

Таким образом, для осуществления проекта требуется тщательная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически, параллельно с работой над проектом.

Проектный метод можно использовать на любой ступени обучения, в то числе в начальной школе. Все дело в выборе проблемы, которая требует определенного языковых средств для разработки ее решения.

Прежде чем использовать проектный метод, учитель должен вспомнить основные требования к использованию проекта.

Е.С. Полат в статье «Метод проектов на уроках иностранного языка» (Иностранные языки в школе. - 2000. - №1) перечисляет следующие требования к использованию метода проектов:

    Наличие значения проблемы, которая требует интегрирования значения исследования поиска для её решения

Например, исследование истинного возникновения разных праздников в англо-говорящих странах, организация путешествий, проблемы семьи, проблемы свободного времени у молодежи.

    Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов

Например, совместный выпуск журнала с репортажами, программа туристического маршрута.

    Самостоятельная деятельность учащихся на уроке (парная, групповая) и во вне урочное время

    Составление структуры содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределения ролей

    Использование исследовательских методов: определение проблем, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, исследование в ходе мозговой атаки, круглого стола.

Работа над проектом проходит следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:

    Учитель представляет ситуации, которые позволяют выявить проблему или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

    Учитель организует мозговой штурм, где идет выдвижение гипотез, постановка проблемы, обсуждение и обоснование каждого аргумента

    Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации для проверки гипотезы, оформление результатов

    Работа в группах по поиску фактов подтверждающих или опровергающих гипотезу

    Защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих

    Выявление новых проблем

Самое главное: сформулировать проблему, над решением которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

Проекты классифицируются по разным признакам:

    По характеру деятельности и организации

Исследовательские

Творческие

Ролевые игры

Информационные

Практико-ориентированные

Моно-проекты

Проекты с открытой (явной) координацией

Региональные проекты

Международные проекты

    По количеству участников

Личностные (между 2мя партнерами в различных школах)

Парные (между парами участников_

Групповые

3. По продолжительности

Краткосрочные (1неделя)

Средней продолжительности

Долгосрочные

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов:

Исследовательские.

Такие проекты требую хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.

Ролево-игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта: дизайн дома, кабинета. Такой проект требует хорошо продуманного сценария всей деятельности участников с определением функции каждого, совместной деятельности и участие каждого в конечном оформлении проекта.

Моно-проекты (в рамках 1го предмета)

Выбирается наиболее сложная тема (страноведческая, социально-историческая тематика). Часто работа над таким проектом имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Проекты с открытой явной координацией . В таких проектах координатор (учитель) участвует в проекте, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта (договаривается о встрече в официальном учреждении, проводит анкетирование, интервью со специалистом, и т.д.)

Проекты со скрытой координацией – координатор является полноправным участником проекта.

Межпредметные проекты , как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

В реальной практике учителя используют смешанные типы проектов, в которых имеются элементы различных проектов. В любом случае каждый тип проекта должен иметь тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников – разработчиков проекта. Необходимо иметь ввиду признаки и характерные особенности каждого из них. Если учитель решил использовать при изучении какой-либо темы метод проектов, он должен все тщательно продумать и разработать. Если предполагается, что ученики должны сформулировать проблему по предложенной учителем ситуации, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Некоторые из них могут назвать уч-ся, а к другим их подводит учитель. Учителю необходимо сформулировать учебные задачи, которые предполагается решить в ходе выполнения проекта, подобрать необходимый печатный и видеоматериал или подсказать, где его можно найти. Учителю нужно подумать какую помощь нужно оказать уч-ся, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых будет использован метод проектов. Учитель отслеживает деятельность по подготовке проекта, а на урок защиты проекта можно пригласить других учителей, которые выступят в роли экспертов.

Письменная или устная форма выполнения проектной работы требует:

    Предоставить уч-ся возможность выражать свои идеи и поощрять это.

    Проект не предполагает строго плана, можно вводить дополнительным материал.

    Максимально творческого подхода к проектной работе можно добиться только работая в группе.

    Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №4.

    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. - №1.