Какая рыба водится в реке шаня. Смотреть что такое "Шаня" в других словарях


Сразу же отмечу, что путешествие по Шане, даже летом, требует от участников некоторого опыта и навыков паводкового (или спортивного) сплава, новичкам и «матрасникам со стажем» с большой вероятностью придется пережить один-два оверкиля, а так же несколько лишних обносов. Речка, что называется, - с характером, к тому же не пользуется большой популярностью у водников - распиливанием завалов заниматься некому.

Предыстория. Когда в 1992-м году мы заканчивали маршрут по речке Суходрев в Полотняном Заводе, посмотрели на Шаню, в которую Суходрев впадает. Река произвела впечатление сильным течением, заметно превосходящим скорость своего притока. Сразу же возникла идея сходить в следующем году на майские праздники на эту реку, но, увы, тогда не сложилось…
И вот, 17 лет спустя, едем на Шаню. Готовясь к походу, «перелопатил» весь тырнет в поисках отчетов, но не нашел ничего, кроме соревнований каякеров на плотине в Полотняном Заводе и «апокалиптического» рассказа А. Дещеревского, в котором подробно расписано как «опытные» инструкторы едва не перетопили кучу детей без (!) гидрокостюмов в апрельской водичке. Негусто. Что же, пришлось самим проверять всё на практике. Собирались начать сплав от Гусево, но там оказалось маловато воды. Тогда перенесли место старта к мосту шоссе А101. Удобный спуск к воде - слева перед мостом и справа за ним, но после ливня подъехать на машине к берегу не удалось, долина реки – широкая, с крутыми берегами. Тут воды уже достаточно для сплава на любой байдарке. Жаль, но верхний участок Шани, где, судя по всему, и «набегают» средние 0,81 м/км, придется оставить на будущую весну. Летом там пройти без проблем можно только на каяках. Однако и в среднем течении реки оказались очень интересные места, где понадобилось применить навыки слалома на вполне приличной струе. Добавил «категорийности» так же и прошедший за несколько дней до нашего прибытия ураган. На первых 10 км было три глухих (без вариантов) обноса и регулярные пролезания сквозь ветки свежеупавших деревьев. А если добавить к этим обстоятельствам бобровое творчество и старания местных жителей (на одном из многолетних завалов они соорудили с помощью досок и гвоздей капитальный мост), то можно представить себе характер сплава. Участники похода, сплавлявшиеся на «Свири» и «Маринке», прыгали через лежащие в русле стволы, а вот экипаж каркасно-надувного каноэ «Крапива» кильнулся при первом же прыжке и дальше предпочитал обносы. Мест для стоянки на Шане не так чтобы много - вдоль берегов (местами очень крутых) сплошные заросли ивняка и крапивы, но при большом желании найти подходящую полянку несложно. Течение на всем участке реки до Никольского присутствует, на крутых поворотах образуются ощутимые зоны противотока со сбойками струй, а в районе Горнево за лежащей поперек русла толстенной ивой стояла довольно мощная «поганка». Между Богданово и Горнево есть симпатичный порожек с крупными хаотично разбросанными камнями и застрявшими в них бревнами. Вообще тут расположена самая приятная и техничная часть маршрута, кроме Горнево другой населенки не видно, кругом бобровые хатки, река выписывает замысловатые излучины, заворачивая на 180 градусов. Во второй день был только один глухой завал, в остальных местах удавалось прыгнуть через дерево или пролезть под ним. После Никольского (там, а/м мост) течение практически прекращается, ширина реки увеличивается до 50-70 метров, по берегам появляются рыбаки и шашлычники. Дальше появляются и деревни, а перед самым Кондрово местные жители соорудили понтонный мост с тросами, под которым удалось протиснуться с большим трудом. Такое резкое изменение характера реки связано с подпором плотины действующей ГЭС в Кондрово с перепадом около 4 м (обнос 150 м по левому берегу).
Тут имел место забавный эпизод. Метров за 200 до плотины у а/м моста на правом берегу расположен пост спасателей с причалом и лодками. Не успели мы порадоваться за спокойствие местных водоплавающих жителей, как рассмотрели на одной из лодок надпись «ГИМС»… Следующие метры были преодолены просто с «космической» скоростью. Но дождь, видимо, не способствовал заработкам кондровских «водных гайцов». Самим нам он тоже доставил несколько неприятных мгновений, пришлось поставить на поляне антистапеля тент, под которым и разбирались наши лодки.
Одну из трех машин, осуществлявших заброску, мы поставили в Полотняном Заводе, надеясь на прохождение этого участка реки. Жаль, но пришлось сняться из Кондрово, слишком много времени было потрачено на обносы и пролезания под ветками. Да и погода не располагала к продолжению сплава. А ведь после плотины река опять начинает весело «бежать», между населенными пунктами есть лес, а в Полотняном Заводе расположена та самая разрушенная плотина, где тренируются каячники, может быть, её прохождение доставило бы удовольствие.
Если есть необходимость добраться до реки на общественном транспорте, то ехать надо до Малоярославца (электричка с Киевского вокзала), а дальше – на автобусе в сторону Юхнова до деревни Радюкино. Обратно из Кондрово ходит автобус до Малоярославца, а ниже Кондрово к реке подходит железная дорога (станции Говардово и Полотняный Завод), где ходит дизель до Калуги. Во всех крупных населенных пунктах можно без проблем найти такси.

Резюме
Шаня – приятная, тренировочная речка, позволяющая летом оттачивать навыки прохождения препятствий. Весной, видимо, сплав на данном участке будет более спортивным и сложным. Характер препятствий (завалы, расчески, крутые повороты со сбойками струй) на более мощной воде оставит совсем мало времени на принятие верного решения. Ещё более спортивным, видимо, является верхний участок реки (от Шанского Завода, или даже от Терехово, до моста шоссе А101). Пока не могу утверждать это, но вероятность очень высока (ведь где-то же река должна набирать свой средний уклон, а на описанном участке падение явно не дотягивает до заявленных 0,81 м/км). Надеюсь, в будущем году продолжить изучение этой интересной речки, о чём непременно расскажу заинтересованным читателям.
Рекомендую Вам сходить на Шаню.

Счастливого пути!

Река представляет собой приток Угры по левую сторону, которая в свою очередь впадает в Оку. Территориальное расположение можно отнести к Калужской области. Общая длина составляет 139 километров. Основной исток – это Большая Шаня, находящийся на территории Московской области всего лишь частично (5 километров). Более меньший исток – Малая Шаня.

Флора и фауна реки настолько разнообразны, что удивляет даже самого искушенного видами туриста. Берега бассейна практически не заселены, по не официальным сведеньям Шаня является самой красивой рекой Калуги.

Хоть по официальным данным считается быстротечной, на самом деле скорость водного потока не превышает 0,2 метров в секунду.

История

Конкретных исторических сведений практически нет, предположительно, река образовалась полтора – два столетия назад. По рассказам местных жителей, люди терялись в болотной местности и считаются по сей день пропавшими безвести. Будьте внимательны, изучите местность перед началом путешествия, желательно иметь при себе компас или GPS-навигатор.

Значимых памяток, исторических строений, статуй, культурных объектов, вдоль берега нет.

Особенности

Несмотря на то, что берега Шани довольно твердые, в теплый период времени они размываются водой и зарастают папоротниковидными растениями. Опытные рыбаки предпочитают ловлю с лодки, но любители спортивной рыбалки пробираются сквозь заросли болотистой местности в забродах, стоит знать, что берега могут быть заболоченными, для избегания неловких ситуаций возьмите с собой щуп (в крайнем случае обычную деревянную палку). При надлежащем старании можно выудить щуку, окуня, ерша и других хищных представителей ихтиологического мира.

Вечерами влажность поднимается до 80% поэтому разжечь костер бывает проблематично. Для похода рекомендуется взять с собой теплые вещи розжиг (не промокаемые спички), запасную обувь, спальный мешок и запас продуктов.

Как добраться

Для начала требуется попасть на станцию Уваровка, сделать это можно стартовав с любой железнодорожной станции России. После нужно пересесть на автобус и доехать до Семеновского села. Далее придется добираться пешим ходом, сначала до деревни под названием Люлька, а после до села Лысково. Если вы добираетесь до места назначения по левую сторону реки, вам нужно в деревню Рябики, затем спуститься чуть ниже до деревни Можетчина, а там уже рукой подать до места назначения.

Воспользовавшись услугами экскурсовода, вы сможете побывать в трехдневном путешествии через деревни Гиреево, Шани, Рокотино и Михайльчуково.

Река Шаня

На Шаню (Калужская область, для наших условий 1 к.с.) мы в 2001 г. попали впервые, причём в самый пик паводка. При уклоне 1 м/км (что сопоставимо с подмосковными речками Каширкой, Волгушей или Малой Истрой) скорость течения тут местами превышает 10 км/ч, то есть перегрести поток практически невозможно. На узкой и лесистой речке это создаёт серьёзные проблемы для недостаточно опытных экипажей.

За два дня у нас было 4 оверкиля «Салютов-2», а ведь их капитаны не первый раз сели в байдарку! Но при внимательном и аккуратном сплаве справиться с речкой всётаки можно. Так, 12-летняя Оля (капитан) и 10летний Олег (матрос) успешно провели свой «Салют» через все испытания. (Эти ребята уже не первый раз отправляются в поход на отдельной байдарке, без взрослых.) Несомненное достоинство Шани - практически полное отсутствие завалов, за три дня мы делали обносы всего дважды, оба раза на разбоях (Разбой - расширение русла, где небольшая глубина и каменистое дно, поэтому вода в этом месте шумит) и постоянное сильное (по крайней мере, во время паводка) течение.

Средняя скорость реки 5-6 км/ч, на плёсах она падает до 3-4 км/ч. Стоячей воды на нашем 60-километровом маршруте не было вообще, за исключением последнего 10километрового участка перед плотиной в Кондрово. Поэтому тем, кто имеет возможность заказать автотранспорт на реку и обратно, уезжать лучше из Никольского: место для антистапеля там гораздо удобнее. Самое главное: на Шане почти нет «населёнки»! Хвойные леса сопровождают реку не везде, но их достаточно, чтобы выбрать удобное и красивое место для лагеря, если только не останавливаться на вынужденную ночёвку там, где перевернулся.

Единственный довольно существенный минус: забрасываться на реку нужно заказным автотранспортом, но сейчас это не такая уж большая проблема. Ïоскольку времена бесплатного социалистического сыра прошли, транспорт нашей детской группе теперь приходится оплачивать из своего кармана. Ну разве это честно, что в автобусе полный билет детям надо брать уже с 7 лет, хотя работать по закону можно только с 14-ти! А ведь проверено, что четверо 10летних подростков вместе с байдаркой вполне помещаются на двух взрослых местах, да и весят они не больше, чем двое взрослых!

Наконец, детские тургруппы могли бы ездить по льготным ценам днём, когда автобусы всё равно ходят полупустыми... К счастью, наиболее сознательные и дальновидные сограждане оказывают нам всяческое содействие. Вот уже который год нам удаётся арендовать автотранспорт для детского похода не по коммерческой цене, а по себестоимости. Да и другие спонсоры периодически подкидывают нашему клубу то старую, но ещё вполне годную палатку, то верёвку, то котелок, а то и почти целый «Салют». На этот раз разговор о машине возник случайно. Приятель посоветовал позвонить в Оболенск. «У Анатолия есть подходящая машина, а живёт он рядом с Малоярославцем и те края хорошо знает.

Но главное - он хороший человек, и что важно, очень надёжный.» Воодушевлённый такой рекомендацией, я позвонил Анатолию, и вскоре мы договорились, что в пятницу в два часа он подъедет в Пущино. Увы, ни в два, ни в три машины на месте не оказалось. Мы не сомневались, что Анатолий обязательно приедет, но всётаки ждать до утра не хотелось... Сперва я думал, что у Анатолия возникли осложнения на работе, но потом мне объяснили, что сегодня не просто пятница, а ещё и 13 апреля! В общем, то, что мы всё-таки уехали, не забыв и не перепутав при этом байдарки, это настоящее чудо! Володя и Яна, которых мы должны были подобрать по пути в Малоярославце, просидели на платформе около двух часов.

Когда мы приехали, они так удивились, что даже забыли сказать, что обо мне думают. Я, впрочем, не настаивал... Перегруженная машина шла с трудом. Пятница, 13-е оказалась несчастливым днём для «гаишников»: они не догадались остановить нас, чтобы оштрафовать! Вскоре после пос. Гусево асфальт повернул влево и неожиданно свалился к речке. Всё, приехали! Дети разбежались по окрестным кустам, а взрослые пошли выбирать место для лагеря. Ночёвку и стапель организовали на левом берегу Шани чуть ниже моста. Чтобы не бегать по крутому обрыву, в сосновый бор не пошли, а встали в ивняке прямо у воды.

Вообще, хвойные леса на Шане растут, как правило, на некотором возвышении, поэтому наличие леса ещё не означает, что удобный лагерь можно разбить прямо у воды. Бочка выглядит довольно серьёзно: уклон, что называется, заметен на глаз. Вода шумит, как в горах, от каждого куста или бревна в стороны расходятся пенные бурунчики, в берег плещут вполне заметные волны. Через час хода на разбоях около с. Гребёнкино встретился первый и единственный за весь день завал, пришлось делать обнос. Сразу после него одна из байдарок не смогла правильно выйти на струю и въехала в столб, лодку перевернуло набегающим потоком.

Привязанные к кильсону лаги спасли каркас от серьёзной аварии, а вообще-то при таком течении сломать байдарку можно в два счёта. На 15 человек у нас всего 4 байдарки, поэтому лодки перегружены, и это затрудняет манёвры. Но на пятую лодку не было взрослого капитана, а два полноценных детских экипажа мы бы не сформировали. Кстати, наши суда - это «Салюты», которым больше 20 лет, и перед каждым походом приходится менять деревянные детали кильсона, ставить новые крючки и заклёпки, подкручивать шурупы, не говоря уж о ремонте старых, догнивающих свой век шкур.

Из спасательного снаряжения у всех были спасжилеты, а байдарки время перевёрнутый «Салют» тащило по стремнине, а его экипаж находился в ледяной воде. Максим Наумченко и Саша Потапов держались руками за байдарку, и только Володя пытался грести к берегу. Глубина тут больше 2 м. Первым к перевёрнутому «Салюту» подошёл Рома и помог отбуксировать байдарку к прибрежным кустам. Когда подплыли мы, Максим уже выбирался на берег. В наиболее опасном положении оказался Саша Потапов. Пока байдарку несло по течению, он так и не вытащил изпод неё ноги, и, когда лодку прижало к кустам, ему никак не удавалось освободить сапоги.

В конце концов он просто выскочил из сапог (те, конечно, уплыли) и выбрался на берег босиком. Всего ребята пробыли в холодной воде больше минуты и проплыли за это время почти 300 м. Известно, что уже 10-минутное пребывание в холодной воде грозит для неподготовленного человека серьёзным переохлаждением («моржи» не в счёт). Но, несмотря на целую серию «водных процедур» (правда, небольших), ни в этом, ни в других весенних походах у нас ни разу ни у кого не было даже простуды! После обеда и переодевания в сухую одежду мы устремились вперёд. Но далеко уплыть не удалось. Дело в том, что весь предыдущий день Никита и Рома разрабатывали новую тактику сплава по засорённой ветками и корягами речке.

Традиционный способ, основанный на различных хитрых манёврах с движением байдарки назад или вбок и судорожным маханием вёслами, они считали слишком прямолинейным. По их расчётам, на речке типа Шани капитан и особенно матрос должны прежде всего работать головой! Поэтому, увидев мешающие сплаву ветки и сучья, они не обходили их стороной, а выруливали на самую середину струи и на максимальной скорости с ходу таранили препятствие, обычно разбивая его! И пусть плывущие сзади байдарочники удивляются, откуда на реке столько мелких щепок, обломков и веток. К сожалению, я раньше не был знаком с подобной тактикой сплава. Конечно, слышал, что в серьёзные водные походы настоящие туристы берут с собой каски, но самонадеянно посчитал, что на Шане они не понадобятся.

Как оказалось, понадобились бы! Причём не простые, а со специальной пилой-ножом на макушке! В одном месте Шаня, сужаясь и ускоряясь, проходит между двумя здоровенными деревьями. После этих «ворот» река опять расширяется, образуя у каждого берега мощный водоворот с обратным течением. А центральная струя почти сразу уходит под висящее над водой огромное дерево - живописную арку шириной около 10 м и высотой чуть менее полуметра. Дерево это примерно в два раза толще байдарки.

Вся эта красочная картина, столь «радующая» глаз опытного байдарочника, появляется перед туристами внезапно, так что времени на раздумья почти не остаётся. Я едва успел увернуться в левое по ходу улово и стал кричать детской байдарке, чтобы ребята уходили со струи. Оказавшись в положении буриданова осла, Оля долго не могла решить, куда же плыть: вправо или влево. А их неудержимо несло к дереву. Только когда до него осталось несколько метров, Оля наконец развернула корму байдарки и увела лодку в сторону. Более взрослые Никита и Рома решили действовать по-другому. Невзирая на мои вопли, они опять пошли на таран! Увы, касок с пилой на них не было... Поэтому дерево после удара всё-таки устояло.

Рома с Никитой оказались в воде, а Ксюша повисла на ветвях дерева-арки. Экипаж следующей лодки явно не ожидал такого исхода. Ребята так удивились, когда дерево не упало, что даже не попытались куда-нибудь повернуть. Спустя несколько секунд они тоже врезались в арку и сразу перевернулись. Так закончился второй день сплава. Моему «бревноуту» в который раз пришлось заняться спасработами. Детская байдарка оказывала посильную помощь, собирая плывущие вещи. Когда мы наконец выловили и перевезли на берег всех с дерева, вытащили и разгрузили байдарки, нашим глазам предстала удручающая картина. На сыром и ещё не просохшем после таяния снега склоне радостно росла молодая крапива.

Из других видов флоры присутствовали только торчащие из сочащегося болотца насквозь мокрые, трухлявые и гнилые стволы мёртвых деревьев. Чуть выше, за полоской приречного чернолесья, начиналось голое поле, больше напоминавшее по виду болото. Наиболее сухими дровами в радиусе нескольких километров мы вынуждены были признать деревянные «кости» только что потерпевших аварию «Салютов»... Поскольку плыть дальше всё равно было бы невозможно, решили переодеться и поставить палатки. Как ни странно, после ужина у жаркого костра (чтобы разжечь мокрые и гнилые бревна, пришлось изрядно потрудиться) народ не только согрелся, но даже сумел подсушить какие-то вещи.

Вечером Миша, поражённый тем, что Оля ещё ни разу за поход не «кильнулась», оправдывался: «Ну, ты и новичок! А я в 8 лет уже переворачивался три раза!» Утром отплыли пораньше, чтобы успеть к вечеру добраться до Пущино. Найти машину в Никольском не удалось, пришлось плыть по стоячей воде в Кондрово. Место для антистапеля здесь, в центре города, тесное, грязное и неудобное. Правда, до автостанции всего 300 м и автобусы ходят довольно часто, но я всё-таки предпочёл бы разбирать суда гденибудь в лесу и потом пройти до автобуса лишние полкилометра. Ехать пришлось с пятью пересадками, на двух автобусах и четырёх электричках (Кондрово - Малоярославец - Бекасово - Столбовая - Чехов - Серпухов - Пущино).

В последнем, 11-часовом вечернем пущинском автобусе все сразу уснули. Ещё бы, дети были на ногах с четырёх утра! Если бы не водитель автобуса, специально для нас сделавший крюк и подбросивший всю группу к клубу, туристята попали бы домой только в третьем часу ночи! Апрельские водные походы отличаются от майских и тем более летних относительно холодной погодой, крутым нравом реки, временным цейтнотом. Но этот поход оказался особенно тяжёлым и более сложным, чем предполагалось. И хотя все ребята с честью его выдержали, в следующий раз мы, видимо, выберем для апрельского похода менее спортивную речку. Или возьмём таких взрослых, которые реже переворачиваются...

На Шаню (Калужская область, для наших условий 1 к.с.) мы в 2001 г. попали впервые, причём в самый пик паводка. При уклоне 1 м/км (что сопоставимо с подмосковными речками Каширкой, Волгушей или Малой Истрой) скорость течения тут местами превышает 10 км/ч, то есть перегрести поток практически невозможно. На узкой и лесистой речке это создаёт серьёзные проблемы для недостаточно опытных экипажей.

За два дня у нас было 4 оверкиля «Салютов-2», а ведь их капитаны не первый раз сели в байдарку! Но при внимательном и аккуратном сплаве справиться с речкой всётаки можно. Так, 12-летняя Оля (капитан) и 10летний Олег (матрос) успешно провели свой «Салют» через все испытания. (Эти ребята уже не первый раз отправляются в поход на отдельной байдарке, без взрослых.) Несомненное достоинство Шани — практически полное отсутствие завалов, за три дня мы делали обносы всего дважды, оба раза на разбоях (Разбой - расширение русла, где небольшая глубина и каменистое дно, поэтому вода в этом месте шумит) и постоянное сильное (по крайней мере, во время паводка) течение.

Средняя скорость реки 5-6 км/ч, на плёсах она падает до 3-4 км/ч. Стоячей воды на нашем 60-километровом маршруте не было вообще, за исключением последнего 10километрового участка перед плотиной в Кондрово. Поэтому тем, кто имеет возможность заказать автотранспорт на реку и обратно, уезжать лучше из Никольского: место для антистапеля там гораздо удобнее. Самое главное: на Шане почти нет «населёнки»! Хвойные леса сопровождают реку не везде, но их достаточно, чтобы выбрать удобное и красивое место для лагеря, если только не останавливаться на вынужденную ночёвку там, где перевернулся.

Единственный довольно существенный минус: забрасываться на реку нужно заказным автотранспортом, но сейчас это не такая уж большая проблема. Ïоскольку времена бесплатного социалистического сыра прошли, транспорт нашей детской группе теперь приходится оплачивать из своего кармана. Ну разве это честно, что в автобусе полный билет детям надо брать уже с 7 лет, хотя работать по закону можно только с 14-ти! А ведь проверено, что четверо 10летних подростков вместе с байдаркой вполне помещаются на двух взрослых местах, да и весят они не больше, чем двое взрослых!

Наконец, детские тургруппы могли бы ездить по льготным ценам днём, когда автобусы всё равно ходят полупустыми... К счастью, наиболее сознательные и дальновидные сограждане оказывают нам всяческое содействие. Вот уже который год нам удаётся арендовать автотранспорт для детского похода не по коммерческой цене, а по себестоимости. Да и другие спонсоры периодически подкидывают нашему клубу то старую, но ещё вполне годную палатку, то верёвку, то котелок, а то и почти целый «Салют». На этот раз разговор о машине возник случайно. Приятель посоветовал позвонить в Оболенск. «У Анатолия есть подходящая машина, а живёт он рядом с Малоярославцем и те края хорошо знает.

Но главное - он хороший человек, и что важно, очень надёжный.» Воодушевлённый такой рекомендацией, я позвонил Анатолию, и вскоре мы договорились, что в пятницу в два часа он подъедет в Пущино. Увы, ни в два, ни в три машины на месте не оказалось. Мы не сомневались, что Анатолий обязательно приедет, но всётаки ждать до утра не хотелось... Сперва я думал, что у Анатолия возникли осложнения на работе, но потом мне объяснили, что сегодня не просто пятница, а ещё и 13 апреля! В общем, то, что мы всё-таки уехали, не забыв и не перепутав при этом байдарки, это настоящее чудо! Володя и Яна, которых мы должны были подобрать по пути в Малоярославце, просидели на платформе около двух часов.

Когда мы приехали, они так удивились, что даже забыли сказать, что обо мне думают. Я, впрочем, не настаивал... Перегруженная машина шла с трудом. Пятница, 13-е оказалась несчастливым днём для «гаишников»: они не догадались остановить нас, чтобы оштрафовать! Вскоре после пос. Гусево асфальт повернул влево и неожиданно свалился к речке. Всё, приехали! Дети разбежались по окрестным кустам, а взрослые пошли выбирать место для лагеря. Ночёвку и стапель организовали на левом берегу Шани чуть ниже моста. Чтобы не бегать по крутому обрыву, в сосновый бор не пошли, а встали в ивняке прямо у воды.

Вообще, хвойные леса на Шане растут, как правило, на некотором возвышении, поэтому наличие леса ещё не означает, что удобный лагерь можно разбить прямо у воды. Бочка выглядит довольно серьёзно: уклон, что называется, заметен на глаз. Вода шумит, как в горах, от каждого куста или бревна в стороны расходятся пенные бурунчики, в берег плещут вполне заметные волны. Через час хода на разбоях около с. Гребёнкино встретился первый и единственный за весь день завал, пришлось делать обнос. Сразу после него одна из байдарок не смогла правильно выйти на струю и въехала в столб, лодку перевернуло набегающим потоком.

Привязанные к кильсону лаги спасли каркас от серьёзной аварии, а вообще-то при таком течении сломать байдарку можно в два счёта. На 15 человек у нас всего 4 байдарки, поэтому лодки перегружены, и это затрудняет манёвры. Но на пятую лодку не было взрослого капитана, а два полноценных детских экипажа мы бы не сформировали. Кстати, наши суда - это «Салюты», которым больше 20 лет, и перед каждым походом приходится менять деревянные детали кильсона, ставить новые крючки и заклёпки, подкручивать шурупы, не говоря уж о ремонте старых, догнивающих свой век шкур.

Из спасательного снаряжения у всех были спасжилеты, а байдарки время перевёрнутый «Салют» тащило по стремнине, а его экипаж находился в ледяной воде. Максим Наумченко и Саша Потапов держались руками за байдарку, и только Володя пытался грести к берегу. Глубина тут больше 2 м. Первым к перевёрнутому «Салюту» подошёл Рома и помог отбуксировать байдарку к прибрежным кустам. Когда подплыли мы, Максим уже выбирался на берег. В наиболее опасном положении оказался Саша Потапов. Пока байдарку несло по течению, он так и не вытащил изпод неё ноги, и, когда лодку прижало к кустам, ему никак не удавалось освободить сапоги.

В конце концов он просто выскочил из сапог (те, конечно, уплыли) и выбрался на берег босиком. Всего ребята пробыли в холодной воде больше минуты и проплыли за это время почти 300 м. Известно, что уже 10-минутное пребывание в холодной воде грозит для неподготовленного человека серьёзным переохлаждением («моржи» не в счёт). Но, несмотря на целую серию «водных процедур» (правда, небольших), ни в этом, ни в других весенних походах у нас ни разу ни у кого не было даже простуды! После обеда и переодевания в сухую одежду мы устремились вперёд. Но далеко уплыть не удалось. Дело в том, что весь предыдущий день Никита и Рома разрабатывали новую тактику сплава по засорённой ветками и корягами речке.

Традиционный способ, основанный на различных хитрых манёврах с движением байдарки назад или вбок и судорожным маханием вёслами, они считали слишком прямолинейным. По их расчётам, на речке типа Шани капитан и особенно матрос должны прежде всего работать головой! Поэтому, увидев мешающие сплаву ветки и сучья, они не обходили их стороной, а выруливали на самую середину струи и на максимальной скорости с ходу таранили препятствие, обычно разбивая его! И пусть плывущие сзади байдарочники удивляются, откуда на реке столько мелких щепок, обломков и веток. К сожалению, я раньше не был знаком с подобной тактикой сплава. Конечно, слышал, что в серьёзные водные походы настоящие туристы берут с собой каски, но самонадеянно посчитал, что на Шане они не понадобятся.

Как оказалось, понадобились бы! Причём не простые, а со специальной пилой-ножом на макушке! В одном месте Шаня, сужаясь и ускоряясь, проходит между двумя здоровенными деревьями. После этих «ворот» река опять расширяется, образуя у каждого берега мощный водоворот с обратным течением. А центральная струя почти сразу уходит под висящее над водой огромное дерево - живописную арку шириной около 10 м и высотой чуть менее полуметра. Дерево это примерно в два раза толще байдарки.

Вся эта красочная картина, столь «радующая» глаз опытного байдарочника, появляется перед туристами внезапно, так что времени на раздумья почти не остаётся. Я едва успел увернуться в левое по ходу улово и стал кричать детской байдарке, чтобы ребята уходили со струи. Оказавшись в положении буриданова осла, Оля долго не могла решить, куда же плыть: вправо или влево. А их неудержимо несло к дереву. Только когда до него осталось несколько метров, Оля наконец развернула корму байдарки и увела лодку в сторону. Более взрослые Никита и Рома решили действовать по-другому. Невзирая на мои вопли, они опять пошли на таран! Увы, касок с пилой на них не было... Поэтому дерево после удара всё-таки устояло.

Рома с Никитой оказались в воде, а Ксюша повисла на ветвях дерева-арки. Экипаж следующей лодки явно не ожидал такого исхода. Ребята так удивились, когда дерево не упало, что даже не попытались куда-нибудь повернуть. Спустя несколько секунд они тоже врезались в арку и сразу перевернулись. Так закончился второй день сплава. Моему «бревноуту» в который раз пришлось заняться спасработами. Детская байдарка оказывала посильную помощь, собирая плывущие вещи. Когда мы наконец выловили и перевезли на берег всех с дерева, вытащили и разгрузили байдарки, нашим глазам предстала удручающая картина. На сыром и ещё не просохшем после таяния снега склоне радостно росла молодая крапива.

Из других видов флоры присутствовали только торчащие из сочащегося болотца насквозь мокрые, трухлявые и гнилые стволы мёртвых деревьев. Чуть выше, за полоской приречного чернолесья, начиналось голое поле, больше напоминавшее по виду болото. Наиболее сухими дровами в радиусе нескольких километров мы вынуждены были признать деревянные «кости» только что потерпевших аварию «Салютов»... Поскольку плыть дальше всё равно было бы невозможно, решили переодеться и поставить палатки. Как ни странно, после ужина у жаркого костра (чтобы разжечь мокрые и гнилые бревна, пришлось изрядно потрудиться) народ не только согрелся, но даже сумел подсушить какие-то вещи.

Вечером Миша, поражённый тем, что Оля ещё ни разу за поход не «кильнулась», оправдывался: «Ну, ты и новичок! А я в 8 лет уже переворачивался три раза!» Утром отплыли пораньше, чтобы успеть к вечеру добраться до Пущино. Найти машину в Никольском не удалось, пришлось плыть по стоячей воде в Кондрово. Место для антистапеля здесь, в центре города, тесное, грязное и неудобное. Правда, до автостанции всего 300 м и автобусы ходят довольно часто, но я всё-таки предпочёл бы разбирать суда гденибудь в лесу и потом пройти до автобуса лишние полкилометра. Ехать пришлось с пятью пересадками, на двух автобусах и четырёх электричках (Кондрово - Малоярославец - Бекасово - Столбовая - Чехов - Серпухов - Пущино).