Бурная Ладога: несложный маршрут для походов с детьми на байдарке (река Вьюн – река Бурная – Ладожское озеро). Начало маршрута: река Вьюн – река Бурная

7 мая 2014 г. Нитка маршрута: г. Санкт-Петербург — пос. Запорожское — р. Вьюн — р. Бурная — Ладожское озеро — пос. Запорожское — г. Санкт-Петербург. Участники: Дмитрий, Ирина, Иван

Зимой мы купили надувную для того, чтобы добраться на ней до самого центра Кольского полуострова. Усовершенствуя лодку и тренируясь ходить на ней, мы поняли, что она открывает новые возможности для походов с детьми.

В нашей семье растет особый ребенок – Ваня атипичный аутист. Он почти не говорит, хотя ему уже 7,5 лет. Он ласковый и общительный, физически крепкий и выносливый, но сильно отстает в развитии и обладает свойственным аутистам сложным поведением. Мы помогаем нашему ребенку адаптироваться к этому миру и быть счастливым.

Поэтому мы решили начать ходить с ним в походы, первый из которых прошёл очень успешно.

На этот раз мы решили немного усложнить и удлинить задачу. Пройти на байдарке по рекам Вьюн и Бурная, выйти в Ладогу и проплыть вдоль ее берега, а затем сделать пятикилометровый пеший «бросок» до места стоянки нашего автомобиля в пос. Запорожское.

Честно говоря, название реки — Бурная сначала нас насторожило, врядли это тот маршрут, по которому стоит идти в водный поход с детьми, подумали мы.

Но, изучив его в программе Google Планета Земля, мы несколько успокоились — наш водный путь шёл по участкам, где порогов уже не было.

Итак, выбрав день на майских праздниках (наверное, самый солнечный, но уж точно не самый теплый, за всю первую майскую декаду) мы погрузили в машину все необходимое снаряжение и, самое главное, ребенка и тронулись в путь.

Начало маршрута: река Вьюн – река Бурная

Дорога к пос. Запорожское ведет через Сосново. На подъезде к поселку она идет параллельно реке Бурная, а почти рядом с Запорожским шумит порог Падунец.

На фотографии он смотрится не так устрашающе, как вживую. На самом деле, достаточно бурная вода и крупные камни. Мы решили пройти через него летом, когда будет тепло и естественно без ребенка. Кильнёмся, так кильнёмся, зато попробуем.

Река Бурная вытекает из Суходольского озера и через 10 км впадает в Ладогу. Примерно, километров за 5 до устья Бурной в нее вливается река Вьюн, Ленинградская область очень сильно обвита этой узкой, длинной и сильно петляющей «водной артерией», длина которой 44 км (берет свое начало в Лемболовском озере) .

В пос. Запорожское река Вьюн — это местная достопримечательность. Над ней сделана специальная «свадебная» площадка с замочками на верность, аркой в виде сердца для свадебных фото молодоженов.

Весь этот романтик происходит над порогом Вьюна, хотя, конечно, парочка хибар неподалеку немножко портят общую картину, но, уж точно, не настроение молодоженам.

Здесь то мы и оставили нашу машину, надеясь, что свадебным кортежам она не помешает.

Спустившись по тропинке к Вьюну мимо нервного цепного тузика, охраняющего лачугу и с десяток куриц (ему то молодожены уж точно мешают жить спокойно), мы приступили к стапелю (сбору) байдарки.

Ване полагалась обновка – новенький, сшитый нашим семейным умельцем Дмитрием своими руками спасательный жилет. Все-таки водный поход с детьми предполагает строгое соблюдение техники безопасности.

Мы погрузились в байдарку. Ребенок уже привычно сел на нос, я примостилась за ним для страховки. Дима занял свое гребное место на корме. Местные рыбаки, медитирующие с удочками (за весь наш, пусть и короткий, стапель никто ничего так и не поймал) пожелали нам удачи.

Вьюн неспешно нес нас через Запорожское.

Потом его берега стали совсем пустынными, но загаженными. Этот дуб с одиноким вороном, наверное, самое живописное, из всего увиденного. Жителям дачного поселка, активно строящегося на левом берегу реки Вьюн о такой панораме мечтать и мечтать. Потому что из их окон видна только узкая, грязная речушка, с крутыми, заросшими сухой травой берегами и окрестные поля. В речку то там, то тут изливают свое содержимое дренажные (будем надеяться) трубы.

Рыбаков особенно много у впадения Вьюна в реку Бурную, Ленинградская область весной переживает пик рыболовного сезона. Ширина Бурной здесь не меньше 100 метров. Вопреки говорящему названию реки течения здесь почти нет.

Проплыв еще пару километров пристаем на обед. До Ладоги осталось еще примерно столько же, сколько мы проплыли от места стапеля. Ребенок с жадностью ест. Меню стандартное, в том числе и для похода выходного дня с детьми – суп из пакета, «усиленный» тушенкой, печенье и заранее заготовленный в термосе чай с лимоном. Особенно Ване понравилась тушенка!

Напротив места нашего стойбища была быстрина, она и какой-то раздающийся шум меня насторожили – а вдруг неучтенный нами порог?!

Но нет, после отплытия течение снова почти пропало. Шумели ветер и прибой, потому что к Ладоге мы подошли совсем близко, о чем свидетельствовали наш навигатор и пришвартованный баркас.

Река Бурная, Ленинградская область почти вся застроена усадьбами и базами отдыха. О водоохранной зоне жильцы многих из них, похоже, не слышали.

Свой спуск к воде и огороженный участок берега есть здесь даже у гусей.

По Ладожскому морю

Выходим в Ладогу, придерживаясь берега. Ветер усиливается и поднимает волну. Недаром, Ладогу называют Ладожским морем.

Берег изрезан маленькими бухточками, которые прячутся в сухой траве и камышах. Напротив берега длинный и узкий остров.

Много песчаных отмелей, летом вода здесь должна хорошо прогреваться. Вышли на берег поразмять ноги и чуток «переключить» ребенка. Вот так чередуя впечатления и нагрузки и надо организовывать походы с детьми-аутистами.

Финальная часть нашего путешествия – поход по Ладоге, была самой короткой – не больше 4 км, но и самой сложной из-за поднявшегося ветра. Волны поднимались выше борта байдарки, стараясь нас окатить (хорошо, что мы догадались закутать ребенка в ветровку), а прибой норовил выбросить нас на берег. Тем не менее, до нужной точки добрались без приключений.

Пока наш капитан собирал лодку, пытаясь вылить из нее воду и вытряхнуть ладожский песок, мы с Ваней отогревались на берегу.

До торной дороги к Запорожскому оставалось пройти по берегу метров 500.

В лесу был полный штиль, как будто морской прибой нам приснился. Пешком нам предстояло протопать около 5 км, по воде мы прошли около 12. Вся активная часть заняла 9 часов, а от дома до дома – 12.

Когда до оставленной в пос. Запорожское машины оставалось метров 500 ребенок стал ныть и хныкать. Пришлось отвлекать его русскими народными песнями, считалками и прочими разговорами про то, что осталось совсем чуть-чуть. Ну и нахваливать, конечно же, нашего мужественного маленького туриста, ну и себя за одно, потому, что водный поход с детьми это непростое мероприятие, а с ребенком-аутистом втройне.

На обратной дороге не удержались и остановились сфотографировать памятник оленям?, косулям?, но уж явно не лосям, установленный рядом с какой-то фермой. Да, богато Запорожское и его окрестности малыми скульптурными формами!

Ваня счастливо ехал в свом автокресле и лопал приз – шоколадку, банан и сок. Дома почти сразу отправился в постель и блаженно заснул. Лучшая награда родителям за удачно организованный поход выходного дня с детьми!

Ирина Столярова, специально для Заброска.рф

Вьюн (Вийси-йоки,фин. Viisjoki) - река на Карельском перешейке, во Всеволожском и Приозерском районах Ленинградской области. Правый приток Бурной. Длина реки составляет 44 км.

Вытекает из северной оконечности Лемболовского озера. Преобладающее направление течения - на север. В 33 км от устья, по левому берегу впадает река Кожица. Вьюн впадает в Бурную в 5,1 км от устья Бурной, в окрестностях посёлка Запорожское.

За Лемболово Вьюн протекает по северной окраине посёлка Васкелово, так что последний остаётся по правому берегу. В нижнем течении на левом берегу расположен посёлок Денисово, а перед устьем - на обоих берегах посёлок Запорожское.

Ниже несколько фотографий — виды на реку Вьюн из местечка — садоводство в Лемболово, недалеко от Васкелово.

Садоводство расположено рядом с сосновым лесом, поэтому нередко на участке начинает расти ель. Многие обрезают их макушки ежегодно, чтоб весь сад не зарос высоченными елями. На фотографии одна из обрезанных ранее.

Наличие на приусадебном участке скорее можно ощутить по аромату, нежели увидеть. Неказистые серо-зеленые кустики с мелкими цветами не являются соперниками роз или других буйно цветущих садовых красавиц. Тем не менее, садоводы с большим удовольствием выращивают кусты в собственных садах.

А вот такие замечательные букетики были привезены в город. Ведь нужно сохранить запах и воспоминания о дачных красотах на всю рабочую неделю.

Одиночные праздники в нашей жизни случаются чаще полноценных отпусков, а водных маршрутов на 2–3 дня, да чтобы недалеко от Петербурга, и интересно, и с удобной заброской/выброской — ещё поискать.

Вьюн искушал меня уже несколько лет. Ну как же так — речка прямо под боком, а не хожена! Впрочем, я читал отзывы, решал, что интерес идти её есть лишь в паводок… и не складывалось. А вот в этом (2008) году сложилось. Двумя байдарками (Свирь-Н), Мишка с Зиной и я (Иван) с Мариной. На вторые майские (9–11 мая). Река пройдена, все довольны! Ниже детали.

Информации об этой реке достаточно, и я добавлю лишь то, что мне самому было бы интересно прочесть перед походом: как там сейчас (а не десять лет назад) c завалами, где удобно встать, карту с точками, ну и ощущения от речки в целом.

Никакой необходимости в карте на этом маршруте нет, тупить здесь негде.
Но если уж есть трек, так что бы и не выложить…

Маршрут: Лемболовское озеро (от моста на перешейке), река Вьюн, поселок Запорожское (сразу за а/м мостом). Суммарная длина (по gps) — 55 километров. Три расслабленных ходовых дня. Точки старта и финиша выбирались с точки зрения удобства подъезда на машине и сборки лодок.

Вьюн действительно так извилист, как следует из названия. Если измерить расстояние от начала реки в Васкелово до моста в Запорожском линейкой по карте, проигнорировав петли реки, то получается что-то около 30 километров. Пройденная же по факту дистанция составила 50 километров. У нас с Мишкой перед стартом был спор — какой коэффициент использовать на удлинение речки из-за извилистости. Вот и ответ.

Многие отчеты пугают завалами и множественными обносам на пути — по высокой воде это не совсем так. Препятствий на пути довольно много, но почти все они преодолеваются без схода на берег. Обычно можно протиснуться сбоку или под препятствием, перелезть сверху, проведя байдарку снизу, или, наконец, просто перепрыгнуть с разгона. Таким образом, в первый день обноситься нам пришлось всего два раза, причем последний обнос можно не считать, так как он по совместительству стал нашей стоянкой. Второй переход запоминается бобровыми трудами. Множество отдельных поваленных деревьев, но, опять же, большая часть обходится. Сложности не представляет, требуется лишь минимальная внимательность, чтобы не влететь с поворота в острые сучья. На маршруте встречаются быстрины, из препятствий вспоминаются две длинные шиверы, три ступеньки на месте старых финских инженерных сооружений (перепад 1–1.5 метра) и финальный слив под мостом в Запорожском. Всё это проходится без особенных сложностей. Шкуродерность речки тоже преувеличена, никаких повреждений шкуры байдарок не получили.

Мы шли маршрут три дня, это очень комфортный режим. Такой вариант, кроме того, идеально укладывается на две известные нам хорошие стоянки. За весь переход второго дня мы не видели хороших стоянок, хотя часть пути идет в высоких берегах, и сверху вероятно наличие приемлемых для ночлега мест. В любом случае они труднодоступны, взбираться придется по крутым земляным склонам. При желании маршрут можно пройти за два дня, идти быстрее (например, за два дня до Лосево), на мой взгляд, будет уже безрадостно.

Ниже подробнее, по дням, с комментариями. Фотоаппарат никто в этот раз не брал, хотя поснимать было что.

День I. 9 мая 2008 года.
В пути 13:56–19:12, пройдено 15.2 км, средняя скорость на переходе 2.9 км/ч. Средняя скорость движения (если исключить остановки), составила ~6 км/ч. В следующие два дня она сохранялась приблизительно такой же. Течение заметное на всем протяжении.

Мы с Мариной и байдарками прибыли на место стапеля в девять утра (спасибо Андрею), Мишка с Зиной приехали часом позже (они добирались на электричке). Собирать лодки удобно непосредственно перед мостом, слева от дороги (если ехать от Васкелово). Из минусов — много мусора, дорога в пяти метрах, рядом ставят машины рыбаки и отдыхающие.

Собрав байдарки и упаковав груз (увы, это никогда не получается быстро) стартовали ближе к двум часам дня [8START, 60°21,8604’ N; 30°18,2508’ E ]. До входа во Вьюн пять километров по Лемболовскому озеру. Отвыкшие от весел за зиму руки как раз успели вспомнить старый навык за этот переход по свежему попутному ветру. Вход в речку плохо различим с воды, но заблудиться там тоже негде. Первые десять километров речка течет через деревню, среди запомнившихся препятствий мост в самом начале [8BRIDGE, 60°24,0978’ N; 30°20,0730’ E ] (лодки провели под нижней балкой, люди пролезли сверху через металлоконструкции моста), метровый слив на старой плотине (без осложнений) и залитый рекой металлический пешеходный мост [8MOSTPEDES, 60°24,7494’ N; 30°22,8708’ E ] (провели по канаве/протоке справа).

Вода достаточно высокая, но уже идет на спад. Судя по намывам берега, сантиметров на 10–15 ниже максимума.

Ближе к вечеру, во время перекуса [8PEREKUS, 60°25,0140’ N; 30°24,7686’ E ], нас добрала группа, у них в планах за те же три дня дойти до Лосево. Очень любопытно, как им дались четыре километра вверх по Бурной (Павел? откликнись, если читаешь). За неделю до того я катался вдоль Суходольского на велосипеде и длинный порог в начале Бурной мне показался против течения непроходимым.

Километр спустя мы встретились второй раз, на обносе непроходимого завала. Ещё километром ниже мы уперлись в старую плотину [8PLOTINA, 60°25,2552’ N; 30°25,7508’ E ] (обнос по левому берегу, около 50 метров, с набором ~7 метров высоты), где окончательно распрощались — мы остались ночевать, а ребята продолжили маршрут.

Хороших мест для стоянки вплоть до плотины замечено не было, берега низкие, деревья лиственные — максимум на троечку. Тем более привлекательным нам показался берег над плотиной — высокий, заросший соснами. Мы стояли слева от реки, но можно встать и справа. Места много, вид на бурлящую воду сверху открывается отличный. Правда, шумно. Налево по плотине к садоводствам уходит дорога, но там не так близко, так что за время нашего пребывания была встречена лишь одна группа отдыхающих с собакой, да ещё рано утром — одинокий рыбак.

В целом день прошел отлично, огорчало только то, что первый после распада Союза парад с участием военной техники прошел где-то там, в Москве, а я его не видел:) Но ничего — выкачал и посмотрел в HD качестве по возвращении.

День II. 10 мая 2008 года.
В пути 13:28–19:06, пройдено 21.3 км, средняя скорость на переходе 3.7 км/ч.

Выспались, поели, собрались, вышли. Без спешки, как белые люди на отдыхе. Сразу же за плотиной начинается шивера, ненадолго прекращается, после моста в посту Коробицыно — продолжается. Река течет в высоких берегах, течение ускоряется. Хороших стоянок не отмечено, радуемся, что встали вчера у плотины, а не поплыли дальше.

По берегам всё более отчетливо заметны следы бобровых зубов, постепенно их становится больше, вплоть до формулы «что не съели, то понадкусывали». В воде много поваленных деревьев, что, в совокупности с извилистостью речки, заставляет активно маневрировать. Нарабатывается навык управления лодкой. К концу перехода маленькие зверьки уже вызывают ненависть.

К вечеру, за два километра до Денисово, слева по ходу, обнаруживается хорошая стоянка [8STOP2, 60°30,5976’ N; 30°32,0184’ E ]. Это большая поляна в метре над уровнем воды с редкими соснами. Как раз по соснам её довольно легко заметить. Подъем лодок и подход к воде не слишком удобен, но в остальном место хорошее.

День III. 11 мая 2008 года.
В пути 13:27–17:35, пройдено 18.6 км, средняя скорость на переходе 4.5 км/ч.

На реке продолжаются перекаты и быстрины, плыть не скучно. На половине пути встречается очередной слив на месте старой плотины [8SLIV, 60°33,1986’ N; 30°35,0610’ E ], проходится так же очевидно. Где-то в тех краях ждет подлянка — натянутые поперек реки на уровне шеи байдарочника тросы, причем первый из них видно, а второй, сливающийся цветом с водой, — нет. Идти надо аккуратно.

Вьюн (Вийси-йоки, Viisjoki fi) - река на Карельском перешейке, во Всеволожском и Приозерском районах Ленинградской области. Правый приток Бурной. Длина реки - 44 км, площадь водосборного бассейна - 544 км².

География

Берёт своё начало из озера Силанде у посёлка Стеклянный, ниже протекает через северную оконечности Лемболовского озера. Недалеко от Лемболова, ниже по течению пересекает железную дорогу Санкт-Петербург - Хийтола между платформами 54 км и Лемболово. Преобладающее направление течения - на север. В 33 км от устья, по левому берегу впадает река Кожица. Вьюн впадает в Бурную в 5,1 км, в окрестностях посёлка Запорожское.

Историческая граница

По Вьюну проходила граница СССР и Финляндии до Зимней войны. В настоящее время по Вьюну и его притоку - Кожице - проходит граница между Всеволожским и Приозерским районами Ленобласти.

Данные водного реестра

По данным государственного водного реестра России относится к Балтийскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки - Водные объекты бассейна оз. Ладожское без рр. Волхов, Свирь и Сясь, речной подбассейн реки - Нева и реки бассейна Ладожского озера (без подбассейна Свирь и Волхов, российская часть бассейнов). Относится к речному бассейну реки Нева (включая бассейны рек Онежского и Ладожского озера).

Рекреационное значение

Река представляет интерес для спортивного водного туризма. В Запорожском река перекрыта плотиной.

Вчера 10го июня 2017го я проводил Мастер-класс своему партнёру по работе Тимуру.
Мы работаем в одной смене: он охрана, я электрик. Я помог ему выбрать на Полюстровском
рынке из огромного многообразия удочек нужную ему снасть для поплавочной ловли.
Вот мы и поехали субботним утром в Лемболово обновить удочку на реке Вьюн.
Встали мы рыбачить на деревянном пешеходном мостике параллельном железнодорожному. Деревянный мостик
снова приходит к опасному состоянию. Несколько лет назад он уже был разрушен до свай. Мы с Валерой Волковым
его реанимировали. Валера восстановил настил используя б/у шные доски с базы ЛМЗ. Я выпилил в сосновом бору
несколько сушин-тонкомерок и навёл перила.
Спокойно порыбачить с моста нам в.этот раз не дали: ме стная молодёжь надоела нам тарахтением мотоциклов и
мопедов - они развлекались катанием по мостику туда - сюда, Изначально не очень крепкие доски уже проломаны
колёсами в нескольких местах. Несколько досок из настила
недоумками называющими себя туристами. выдраны
для растопки костров (Мы как-то отлупили двоих таких.) Один пролёт перил тоже отсутствует, другой пролёт висит,
закреплённый всего лишь с одной стороны: будет несчастный случай с падением в воду. Многие люди уже сейчас
боятся переходить по этому убогому мостику.

Тимур новой удочкой выудил троицу подлещиков-двухлетков сносного размера и пару окушков-недомерков.

Испытания удочки состоялись не без зацепов.
От прекрасных крыльев стрекозы в воздухе никто не скроется! Лёгкие, прочные и отлично
управляемые эти шедевры природы дают своему обладателю возможность как зависать в
воздухе, так и мгновенно развивать немыслимую скорость в погоне за добычей.

С появлением стрекоз количество противных комаров рядом с рыбаками поубавится.
Вот так мы провели свою субботу на берегу реки Вьюн:
природа меня и моих друзей порадовала своими дарами и сюжетами.

Выход на весь мой блог:

• March 31st, 2014 , 03:40 pm

Мы с другом Олегом решили съездить в понедельник (31.03.2014 года) на рыбалку в
Лемболово.
Снасти были собраны. Я в воскресенье поехал на Полюстровский рынок прикупить червя
с опарышем и воблерок. Живых приманок купил а вот "полуживой" (весь искусанный щуками)
воблер фирмы "Аква" я не смог заменить: Аква больше таких не производит. Сунулся я по
привычке в фирму "Вуокса" и тоже пролёт: Анатолий Палыч (руководитель) уехал с выставкой
в другой город, Александра (его сына) в павильоне на рынке уже в полдень не было.

Потом на пяток минут выглянуло солнце и завертелся настоящий буран. Вот такой
видок был из окна машины, куда мы быстренько забрались.

Железнодорожники с моста дразнили нас:"Ну нам то по работе надо, а вы какого чёрта
сюда припёрлись. Здесь сейчас рыбы нет - мы с верху видим."
Мы им поверили. Попили чаю с сыром и кексом. Погода не унималась и мы смотались,
не выполнив всей программы по тестированию новых снастей.
Я по телефону пошутил над Валерой Волковым - главным судьёй "Лемболовского Лыжного
Марафона" (отменен из-за бесснежья). Говорю: "Валера накатывай срочно дистанцию, а я
сейчас по интернету быстренько сообщу что в эту субботу, как всегда, марафон состоится!"
Валера смеётся:"Завтра снег растает и все приехавшие будут тебя лупить лыжами и тыкать
лыжными палками как распятого Христа пикой. Хочешь? Сообщай!". Я не захотел. Уж очень
непредсказуема наша погода в последние два года.
Вот так завершилась наша прогулка -
постыдным бегством от непогоды

Если весной и летом не будет ливней то
в Лемболовских озёрах произойдёт страшный замор!
Погибнет огромное количество из и без того скудных запасов рыбы!!!

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +++++++++
P.S.
Поступил вопрос:

Спасибо, интересно. Только про замор совсем не понял. Если я ничего не путаю, то замор происходит, когда количество
"растворенного" в воде кислорода значительно падает (например очень снежные и холодные зимы, когда ледяной и
снежный покровы ограничивают доступ воздуха к воде). А тут ведь всё наоборот, не? Льда было мало, снега тоже, вода
открытая - обогащение кислородом происходит нормально.

**************************************** **************************************** **************************************** ************
Я ответил:
Лемболовское озеро питается ручьями текущими из котловин между холмами (Лемболовские высоты). Эти ранее
полноводные ручьи и несли кислород. Сейчас они уже все почти сухие.
Те же ручьи приносят в Лемболовское озеро огромное
количество торфяной крошки - полуразложившейся органики. От этого в водах озера образуется бурая взвесь. В Лемболовском
озере дайвер не видит кончиков своих пальцев на руке. Эта органика в водах озера доокисляется съедая кислород.
Тёмный цвет
воды вредит ещё и тем, что тёмная вода от солнечных лучей сильно прогревается чем подхлёстываются все биохимические
процессы. В воде начинают резко расти водоросли в свою очередь тоже поглощающие кислород

В связи с тем, что Лемболовское озеро находится в сосновой тайге, вода в нём повышенной кислотности. Это накладывает свой
отрицательный отпечаток на жизнь микроорганизмов, которыми питаются мальки. Недополучая пищи в раннем детстве, рыбы не
дорастают до размеров рыб, живущих в других водоёмах. Например лещи в Лемболовском озере к своей половозрелости достигают
веса лишь 500-600 грамм. Максимального веса лещи там бывают всего лишь 1300-1400 грамм.

Неплохо напитывают воду кислородом ветра. В прошлом году уровень воды в Лемболовском озере упал, уменьшилась площадь
озера. Оставшаяся глубокая часть озера не столь сильно насыщается ветрами и значит озеро сильно недополучает кислорода.

В этом году вообще нет весеннего паводка и нет затопленных отмелей богатых кислородом, на которых рыбы метали икру. Значит
рыбы вымечут икру в более глубоких местах и большая часть икры задохнётся. Выжившие мальки будут выходить к берегу питаться
насекомыми с подводной растительности. У берега вода будет сильно прогрета и там они будут задыхаться. Я уже видывал картину
когда на каждом погонном метре береговой линии по утрам болтается десяток трупиков двухсантиметровых рыб.

К берегам на охоту за мальком выходят хищники. Я, при заморах, находил в траве Лемболовского озера двухсотграммовых окушков:
во рту, схваченный малёк, а уйти на глубину сил не хватило - задохся. Налимы от полкило до кило тоже часто попадаются. Однажды
рано утром на мелководье оказались два свежеумерших сома: один на три кило, другой на пять кило. У большого на губе висела
блесна-колебалка с полуперержавевшим крючком.

Люди тоже немало вредят. В озере в советские времена было запрещено применение моторных судов. Все (кроме одной) фирмы,
выпускающие моторы, делают их с выхлопом сквозь воду - так тише. Так вот выхлоп "обогащает" воду углекислым газом, несгоревшим
машинным маслом и продуктами горения бензина...
Не знаю была ли отмена на запрет моторов но... по озеру нахально носятся на
водных мотоциклах. Приезжает на пляж один из "Городка" (у него дача рядом) выгружает своего "красавца" и уносится по воде
отравляя воду.

Ещё больше вредят жизни озёр жители берегов! В зону самого чистого притока - ручейка Лембовёнок база отдыха Корниловского
Фарфорового Завода бессовестно сбрасывает канализацию: на 50 метров не подойти - вырвет от вони. Это варварство тоже уничтожает
воздух в воде. И они не одни такие!!!.

• March 3rd, 2014 , 08:40 pm

Как правило реку Вьюн лодками проходят за 2-4 дня до посёлка Денисово и там прекращают сплав - в посёлок ходил автобус. У Запорожского под мостом спуск очень опасен даже спортивным судам - обносят. Спортсмены сплав по Вьюну делают обычно на майские праздники. Летом там "воробью по колено". В прошлое лето был экстремально низкий уровень воды по всему региону. Что будет в это лето не знаю.

Ловить во Вьюне щуку и окуня - неблагодарный труд. В среднем течении на шиверах ловятся донкой на червя елец и мелкий хариус. На майские во Вьюне ещё можно натаскать налима ночью на донки.
Счастливого пути!

• November 30th, 2012 , 02:15 pm

Собираюсь завтра закрыть сезон "Открытой воды" - съездить на Вьюн и половить налима. Беру с собой донки типа жерлиц. Беру с собой донки с удилищами. Заказал Володе (телефон: 8-903-097-67-94) живцов пару десятков - сегодня привезёт. Есть черви. Посмотрим на что клюнет. Хочу попробовать активно половить: постучать грузилом с живцом на течении. Едем на вечер. Если понравится то заночую на Лыжной Базе.

• May 20th, 2012 , 11:37 pm

В пятницу я вечером навьючил на свой велосипед массу вещей: палатку, спальный мешок, газовый примус, котелок, тарелки, ложку, вилку, рыболовные снасти, пару фонариков, мешок еды, топорик, массу рыболовных снастей, верёвки и верёвочки... В чехол я сунул "букет" удочек, одел его на спину и поехал к станции электричек. В поезде было сравнительно мало народу и на электричке я без хлопот доехал до Лемболово. От станции в Лемболово до реки Вьюн всего 500 метров.
Найти сухое место у реки всё ещё проблематично - паводок продолжается. Я полазил по кустам, разгрёб кучи мусора и на сухом бугре у берега поставил палатку.
Сгрузив с велосипеда в палатку вещи, я быстренько съездил в своё заповедное место пообщаться с цветами Сон-травы. Она обычно зацветает к моему дню рождения (6 мая) и я боялся, что сейчас там застану засохшие цветочки. Сон-трава меня порадовала своими прекрасными свежими цветами!

На берегах Вьюна тоже было красиво - у воды цвела ярко жёлтая Калужница.

Чуток в сторонке от воды зацвела Кислица. В детстве (и взрослый тоже) я всегда любил полакомиться этой витаминной травкой. Детвора её называет Заячьей капустой.

Моя палатка стояла в таком захламлённом месте, что я не рискнул есть там дары природы. Цветы Ветреницы на свалке пытались затмить своей красотой творимое человеком безобразие.

Я закинул удочку. Бешено клевало что-то мелкое: рывок-другой и... на крючке остался огрызок червя. Покидав часок удочку, я забрался в спальный мешок и бысто заснул. Утром меня разбудил крепенький морозец. Приехавший на машине, рыбак сказал, что утром у него на корпусе машины был ледок. А я уже перешёл на облегчённый летний спальник... Выжил!
Встал я в 5 часов 30 минут. Клёв был анологичен вечернему. К 11 часам мне единственному удалось вытащить пару окушков: 100 и 150 грамм. У окружающих коллег были окушки и плотвички на 15-20 грамм. К этому времени ко мне приехал фотограф и видеооператор Алексей и я, смотав вещички, собрался с ним в леса. Садок с окунями я забросил в воду рядом с рыбачившим в кустах рыбаком:"Вечером вернусь и сварю ушицу." Моим мечтам не удалось сбыться: бессовестный коллега, позарившись на мой улов, украл окушков вместе с садком. Как бы косточкой он не подавился, может бог наказать.
Я, выполняя своё обещание, показал товарищу самые интересные места, окружающие Лемболовские озёра. Алексея пленила красота цыетов Сон-травы и он тщательнейше фотографировал это уникальное растение.

Кгда-то я общался со специалистами ботаниками и они говорили только о синих цветах "Прострел Обыкновенный" так они числятся в Красной книге под индексом 1Е, тоесть шестое по редкости. Я же знаю как минимум три их разновидности: белые, ярко синие и сиреневые.

Там же в Красной книге указано, что у нас в стране ботаники знают всего лишь этих цветков чуть больше 80 штук и, что они ещё есть в южной Швеции. Я люблю эти пушистые цветы и на время цветения прикрываю в лесу их от глаз цивилизованных варваров дерущих всё подряд на букеты.
Столь редким это растение стало из-за женщин. Они по принципу: "Подобное к подобному" решили, что раз этот цветок зацветает вместе с пробуждением ото сна медведей то если цветок Сон-травы сорвать и принести любимому то "он проснётся и женится на ней в это лето". Уж очень хотелось выйти замуж очень многим женщинам и они бессовестно таскали огромные бкеты Сон-травы мужчинам которых хотели сделать своими Вот так и загубили растение.

За субботу мы облазили с Алексеем окрестные болота, родники и обрывистые берега Лемболоского озера. Он делает фильм о моём любимом озере и я рассказывал ему многое из того, что знаю.
Вечером в субботу я пришёл в гости на ужин на Лыжную Базу ЛМЗ и там же заночевал. Рыбачить мне было не интересно: уровень воды ещё высок и вся рыба пасётся на затопленых берегах в Лемболовском озере.
В воскресенье я собрался в полдень уехать домой. К Вьюну я приехал забрать своё спрятанное ведёрочко из-под прикормки и оставшихся неисползованными червей. У деревянного моста (рядом с железнодорожным) я оказался полезным семье с малым сыном. Папа решил пристрастить сына к рыбалке и вывез его туда где сам рыбачил в юности. С крючками и грузилами папа "промахнулся" и я дал ему "покопаться" в своей коробочке. Потом я подогнал вес грузила под плавучесть поплавка, выделил им червей и сфотографировал Даньку на его первой в жизни рыбалке.

Получив удовольствие от "косвенного участия в рыбалке", я сбегал в лес.
Мне для подсачека был нужен удлиннитель 155 см - по длине чехла и сложенных удилищ спиннингов. В густом лесу я с трудом разыскал куртину молоденьких осинок - их древисина самая лёгкая из наших деревьев. Мне удалось найти стройненькое деревце нужной толщины. Таким ровным подрост бывает только среди густой поросли - конкуренция заставляет тянуться к свету. Кстати то же можно сказать и о людях! Пока ждал электричку, я ошкурил срезанный удлиннитель на нужную длину.
Итак: состоявшийся мой выезд, я считаю удачным! Прыбачил сам и помог другим. Полюбовался цветами и бабочками. Прогулялся по прекрасным лесам Карельского перешейка и подышал их живительным воздухом. Попил целительной воды из чистейших родников Лемболовских высот. Улучшил, имеющееся у меня, снаряжение.