Школьный этап ученической олимпиады по истории. Всероссийская олимпиада школьников по истории россии

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 1ЭТАП 10-11 КЛАСС

Максимальная оценка -100 баллов

Время на подготовку -135 минут

Фамилия, имя____________________________ Класс ____________________

Задание № 1. Установите соответствие. Соотнесите учёного с научным открытием (до 3 баллов)

1.К.Э Циолковский

А. Основатель научной теории авиации.

2.И.М. Сеченов

Б. Труды по физиологии кровообращения и пищеварения.

3.И.И. Мечников

В. Теория движения реактивных аппаратов и ракетной техники

4. Н.Е. Жуковский

Г. Разработка физиологических основ высшей нервной деятельности человека.

5. И.П. Павлов

Д. Исследование в области иммунологии и инфекционных заболеваний.

Е. Открытие периодического закона химических элементов.

Задание №2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 6).

2.1. (3 балла)

Произведение

1. Владимир Мономах

А.«Слово о Законе и Благодати»

Б.«Поучение»

3. Илларион

В. «Задонзина»

Г. «Памяти и похвале Владимира»

Д. «Чтение о житии Бориса и Глеба»

2.2. (3 балла)

1. Северная война

А. Сан-Стефанский мирный договор

2. Русско-персидская война 1826-1828гг

Б. Ништадский мирный договор

3. Крымская война

В. Адрианопольский мирный договор

4. Русско-турецкая война 1877-1878гг

Г. Парижский мирный договор

Д. Туркманчайский мирный договор

На время княжения __(1 имя князя)__(2 даты княжения)_ приходится успешная война с Волжской Булгарией. В честь одержанной победы по его приказанию неподалеку от его княжеской резиденции __(3 название резиденции)_ была воздвигнута замечательная церковь Покрова Богородицы на реке _(4 название реки)_ . Этот князь стремился овладеть и великокняжеским престолом, и Новгородом. Его войска взяли _(5 название города)_ и учинили там страшный разгром. Однако, в отличие от своего отца _(6 имя князя)_, он ставил своей главной целью укрепление собственного _(7 название)_ княжества. Развернутое при нем мощное каменное строительство также призвано было подчеркнуть его могущество и суверенность. В годы его княжения в новой столице княжества _ (8 название города)_ по примеру Киева были построены _(9 название архитектурного памятника)__ и __(10 название собора) собор. В результате заговора он был убит своими приближенными. В борьбе за власть между его младшими братьями победил _(11 имя князя)__ по прозвищу _(12 прозвище)_. Этот князь завещал престол не старшему своему сыну, а второму – Юрию. Этому князю было суждено погибнуть в битве с монголами на реке _(13 название реки)_ в _(14 год)_ г .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Всего 5 баллов за задание.

    Вхождение Крыма в состав Российской империи

    Дата подписания межгосударственного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым, городом федерального значения Севастополь

    Крымская война

    Дата проведения Крымской операции

    Дата проведения всекрымского референдума

1) ее название,

2) художника,

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

1) его название,

3) архитектора,

1)_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 13).

1. Напишите название войны, изображённой на схеме. Укажите годы военного конфликта (3 балла).

2.Напишите имя императора, правившего в этот период в России. (1 балл)

3.Напишите название сражения, указанного на схеме цифрой «1». (2балла) 4. Напишите цифру, которой обозначено на схеме место описанных событий: «В первый день войны - 27 января, крейсер "Варяг" и канонерский корабль "Кореец" приняли неравный бой с вражеской эскадрой. В ходе боя "Варяг" и "Кореец" потопили несколько лучших кораблей противника, после чего, не сумев прорваться из окружения, были затоплены своими командами.» (2 балла)

5.Напишите название мирного договора, окончившего данную войну. (1 балл)

6.Какое государство выступило посредником урегулирования конфликта между воюющими сторонами. (1 балл)

7.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?

Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (3 балла)

А. Одно из крупнейших сражений этой войны называется «Мукденской мясорубкой».

Б. Во время этой войны погиб выдающийся русский художник-маринист И.К.Айвазовский.

В. Порт-Артур был сдан сразу же после начала войны, и это предопределило её быстрый конец.

Г. Из 2-й Тихоокеанской эскадры уцелели только 3 корабля, среди них был крейсер «Аврора».

Д. Мирный договор по итогам войны был подписан на территории США.

Е. Россия получила в качестве возмещения за о-в Сахалин 100 тысяч золотых рублей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Иван IVполучил выход к Балтийскому морю.

    Иван III стал первым царём на Руси.

    Василий II одержал победу в московской усобице.

    Елена Глинская ввела денежную единицу копейку.

Задание №9. Перед вами агитационные плакаты. Определите, какие плакаты относятся к периоду НЭПа, а какие к периоду военного коммунизма в СССР. Ответ оформите в виде таблицы (до 6 баллов)

Агитационные плакаты периода политики военного коммунизма..

Агитационные плакаты периода НЭПа в СССР

Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб… крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни. Мы считаем справедливым и полезным… постановить следующее:

1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам… 4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. 6) Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег не платят. 7) Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне; по владениям же разбираются по крепостям, как владельцы недвижимой собственности. 8) Как скоро исполнением условий крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя однако ж участков менее 8 десятин, равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.

Вопросы и задания:

1. Под каким наименованием вошел данный указ в историю? (1 балл)

2. В каком году был принят указ? (1 балл)

3. Какие права получали крестьяне, освобожденные по этому указу? (до 3 баллов)

4. Что общего было (с точки зрения обязанностей) у освобождаемых крестьян с помещичьими? (до 2 баллов)

5. Каков был юридический порядок освобождения крестьян по данному указу?

(до 2 баллов)

6. На основе знаний курса приведите конкретное последствие принятия данного указа. (1 балл).

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

(эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Примерные Темы эссе:

1. «Приняв крещение из рук греков, восприняв ряд элементов византийской культуры, русские люди не подпали под иссушающее воздействие византийской церковности, а нашли свой путь культурного развития во всех областях» (Б.А. Рыбаков).

2. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

3. «Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти… Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же». (А.Л. Янов)

4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии. (Л.Г. Захарова).

6.По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А. Корнилов).

7. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).

Примерные темы развернутых ответов:

1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

4. Значение принятия христианства на Руси.

Ответы 10-11 классы (история)

Задание № 1. (максимальный балл 3)

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 6).

2.1. 2.2.

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).

    Андрей Боголюбский

  1. Боголюбово

    На реке Нерли

    Юрий Долгорукий

    Владимиро-Суздальское

    Владимир

      Золотые ворота и Успенский Собор

11.Всеволод

12. Большое Гнездо

13. на реке Калке

Задание 4. Всего 5 баллов за задание.

Укажите, в какие годы проходили приведенные ниже события.

Задание № 5. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите

1) ее название,

2) художника,

3) время создания (с точностью до половины столетия).

(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

    «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)» - картина русского художника Козьмы Сергеевича Петрова-Водкина, написанная в 1920г году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

    «Юрьев день» — картина русского художника С. Иванова, написанная в 1908 году.

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите

1) его название,

2) место расположения (город),

3) архитектора,

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

    Главное здание МГУ (ГЗ МГУ ; в официальных документах иногда называется Главным корпусом МГУ ) - центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Выстроено в 1949-1953 гг., архитекторы Б. М. Иофан (был смещён с должности главного архитектора), Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов. Скульптурное оформление фасадов - работы мастерской В. И. Мухиной.

    Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Скульптор Этьен Фальконе.

Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12).

    Русско-японская война. 1904-1905гг. (2 балла)

    Николай II (1 балл)

    Цусимское сражение (2 балла)

    2 (2 балла)

    Портсмутский мирный договор (1 балл)

    США (1 балл)

    АГД (3 балла)

Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).

Задание №9. (до 6 баллов)

Задание № 10. Документ (10 баллов).

Указ «о вольных хлебопашцах», 1803 год.

Зачем учить историю?

Зачем реконструировать в человеческом сознании ход событий прошлого? Ответ кажется очевидным - историю знать нужно, хотя зачастую глубокого знания прошлого Отечества нам и не хватает. История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Московской области, показывая сильные результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ, и получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям.

Основная цель проведения олимпиады по истории — поиск ребят, увлеченных красотой исторического знания, проявляющих способности к занятию исторической наукой.

Какие задания Вам предложат?

Вам обязательно предложат задания, связанные с анализом исторических источников, ведь историки занимаются именно этим. Чтобы справиться с таким заданием, следует, прежде всего, внимательно прочесть текст, который лежит в основе задания: даже «мелкие» на первый взгляд детали в исторической науке исключительно важны, а порой и важнее так называемых «крупных». Затем нужно сосредоточиться и понять, когда и зачем мог быть написан прочитанный вами текст, а также кто, в каких обстоятельствах и с каким целями мог «такое» сочинить — спрашивать будут, в той или другой форме, именно про это.

Еще один важный навык историка — умение видеть логику событий. Предположим, вас спрашивают, кого из русских святых не стало раньше — св. Владимира или св. Бориса. На первый взгляд, вопрос безумно сложный, ведь если верить справочникам и Интернету между смертью первого (15 июля 1015 г.) и убийством второго (24 июля того же года) прошла от силы неделя. Но на самом деле, ответить на данный вопрос легко: достаточно знать, что св. Борис погиб от руки наемных убийц во время междоусобицы, разгоревшейся между наследниками св. Владимира, а она — естественно подумать — началась уже после смерти последнего. Это значит, св. Владимир, скорее всего, умер раньше, чем св. Борис. Вот и выбирайте среди предложенных ответов именно такой порядок!

Наконец, историк не может быть узким специалистом, знающим только «про князей» или только «про войну». Надо обязательно хорошо представлять себе историю искусства, знать классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники… это такая же часть прошлого, как войны, революции, географические открытия и трудовые свершения. И вас обязательно будут об этом спрашивать.

Как готовиться к Олимпиаде?

Во-первых, внимательно читайте учебники. Во-вторых, не учебником единым. Почитайте, как минимум, классический «Курс русской истории» В.О. Ключевского, загляните в «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина… Другие полезные книги перечислены в методических рекомендациях для участников. Интернет тоже может быть полезен. Обратите внимание на сайт «Руниверс» (http://www.runivers.ru/ ), почитайте тексты, представленные в электронной библиотеке Исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/Etext/index.html ). Полезно стать регулярным посетителем открытого лектория для школьников по истории (http://www.hse.ru/ba/hist/lector ).

Советы? Пожалуйста.

Внимательно вчитывайтесь в формулировку вопроса и в ответе пишите именно про то, о чем вас спрашивают. Пространные рассуждения не по теме не только не принесут вам баллов «за общую эрудицию», но и дадут членам жюри повод для снижения итоговой оценки, ведь станет понятно, что участник не видит, не чувствует сути поставленной проблемы. Не пытайтесь написать «красиво» и «креативно», «продемонстрировать личностный подход» и т.п. На пафосные, но бессодержательные фразы расходуются чернила и место на бумаге, однако о знаниях ваших они не говорят ничего (а если пафос еще и не к месту — то много говорят о незнании).

Соблюдайте указанную форму ответа. Если просят написать название документа, не надо добавлять еще дату его создания. Ошибетесь в дате — можете лишиться балла. Если просят назвать фамилию человека, не надо дописывать его имя, отчество, даты жизни, место рождения, должность, государственные награды и почетные звания. Вдруг «герой» задания был генералом не от кавалерии, а от инфантерии, лауреатом не Сталинской, а уже Ленинской премии (для историков это разница огромного масштаба), не Трофимовичем, а Терентьевичем… Ошибка в том, о чем не спрашивали, — это все равно ошибка; она повлияет на итоговый результат.

Ну и главное: не расстраивайтесь, если что. В конце концов, неуспешное выступление в олимпиадных состязаниях - это лишь повод проявить упорство, засесть за учебники, книги и сделать следующий шаг. Требования рассчитаны на лидеров, они жесткие и будут еще жестче, зато и победа в таких состязаниях - победа «высшей пробы»!

Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2016/2017 учебном году. (.pdf) (скачать )

Методист МБУ ДПО Одинцовского УМЦ «Развитие образования»

Дейвальд Ирина Алексеевна

Для учеников 11 класса олимпиада по истории России — это прекрасная возможность еще раз пройти проверку и оценить свои знания перед сдачей единого государственного экзамена. Олимпиадные задания помогают структурировать и обобщить материал, изученный на уроках. На этой странице мы собрали задания, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде.

В представленном комплекте имеются как тестовые, так и открытые вопросы. Их уровень соответствует уровню реальных олимпиадных заданий по истории России для 11 класса. Правильные ответы ко всем заданиям указаны внизу. Советуем использовать их для того, чтобы быстро проверить и оценить результаты учащихся.

Олимпиада по истории России 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. По Портсмутскому мирному договору Россия
А) приобрела Крым
Б) потеряла Южный Сахалин
В) потеряла Финляндию
Г) приобрела порт Дальний

2. Свободу слова, печати, собраний, уличных шествий россияне впервые получили
А) 19 февраля 1861 года
Б) 9 января 1905 года
В) 17 октября 1905 года
Г) февраль 1917 года

3. Формула «сначала успокоение, а потом реформы» принадлежала
А) Николаю I
Б) С. Ю. Витте
В) П. А. Столыпину
Г) В. И. Ленину

4. Войсками Красной армии, освобождавшими Крым от армии Врангеля, командовал
А) Троцкий
Б) Буденный
В) Каменев
Г) Фрунзе

5. Экономическую политику советского государства в годы гражданской войны называют
А) политикой коллективизации
Б) политикой ускорения социально-экономического развития
В) новой экономической политикой
Г) политикой военного коммунизма

6. Укажите фамилию командующего Красной Армией
А) Деникин
Б) Тухачевский
В) Колчак
Г) Каледин

7. По какому принципу объединены даты 1918, 1924, 1936, 1977
А) пятилетние планы развития народного хозяйства
Б) смена глав государства
В) принятие новой Конституции
Г) реформа образования

8. Когда СССР изобрел ядерное оружие
А) 1945 г
Б) 1946 г
В) 1947 г
Г) 1949 г

9. Укажите событие, произошедшее 1 июня 1962 года
А) введение карточек на хлеб
Б) расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске
В) начала освоения целины
Г) испытание водородной бомбы

Открытые вопросы

Вопрос 1
Что объединяет эти географические названия:
А) Рязань, Козельск, р. Сить.
Б) Орешек, Нарва, Лесная.

Вопрос 2
Города иногда переименовывают, исходя из исторических или политических причин и обстоятельств. Например, Тверь – Калинин – Тверь. Как в настоящее время называются города, носившие в советское время следующие названия?
1. Ленинград
2. Куйбышев
3. Горький
4. Свердловск
5. Орджоникидзе
6.Ульяновск

Вопрос 3
Составьте определения из наборов слов, записанных ниже. Укажите понятия, на которые указывают эти определения.
А) ему, с, князем, подвластных, дани, территорий, сбор;
Б) работающий, по, полузависимый, феодала, крестьянин, ряду (договору), на.

Вопрос 4
Определите оппозиции
А) консерватизм – либерализм; Б) западники — …; В) монархисты — …; Г) реформа — …; Д) Антанта — …; Е) Никон — …

Вопрос 5
Назовите прозвища правителей.
А) Юрий – Долгорукий; Б) Дмитрий — …; В) Иван IV- …; Г) Алексей Михайлович — …; Д) Петр I — …; Е) Екатерина II — …;

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В В Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Б Б Г Б А

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
а) Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь
б) Северная война.
Ответ на вопрос 2:
1. Санкт-Петербург
2. Самара
3. Нижний Новгород
4. Екатеринбург
5. Владикавказ
6. Ульяновск
Ответ на вопрос 3:
А) Дань
Б) Рядович
Ответ на вопрос 4:
Б) славянофилы, В) республиканцы, Г) революция, Д) Тройственный союз, Е) Аввакум.
Ответ на вопрос 5:
Б) Донской, В) Грозный, Г) Тишайший, Д) Великий, Е) Великая.

Управление образования Администрации ЯМР

Всероссийская олимпиада школьников 2015-2016 учебного года

Школьный этап

История. 10 класс.

Задания.

Время выполнения – 90 минут.

Составитель: Дубичев О.В.,

учитель истории и обществознания МОУ Иванищевской СШ ЯМР

I. Историческая хронология

1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.

Невская битва + распад СССР – убийство Александра II + Начало правления В.В. Путина – Начало Северной войны – 2 = Х

Назовите событие, которое произошло в год Х.

Ответ: 1240+1991-1881+2000-1700-2=1648 (Соляной бунт) (максимум 6 баллов)

2. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы:

1533, 1682, 1762, 1801

Ответ: начало царствования русских царей и императоров (максимум 5 баллов)

1533 – начало правления Ивана IV Грозного

1682 - начало правления Петра I

1762 - начало правления Екатерины II

1801 - начало правления Александра I

3. Установите правильное соответствие между элементами левого и правого столбцов. Полученные результаты запишите в таблицу.

События в период нахождения у власти Л.И. Брежнева Дата

1. Карибский кризис А) 1942 г.

2. Брестский мир Б) 1962 г.

3. Начало перестройки В) 1985 г.

4. Завершение битвы за Москву Г) 1982 г.

5. Принятие Конституции «развитого социализма» Д) 1977 г.

Е) 1918 г.

Ответ:

II. История и лингвистика

1. Расшифруйте следующие аббревиатуры : ГУЛАГ РСДРП ВЛКСМ

Ответ:

Главное управление лагерей, Российская социал-демократическая рабочая партия, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. (3 балла)

2. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинным вошедших в историю. Перед вами один из таких терминов - «хрущевка».

Укажите:

1) краткое определение термина;

2) период, с которым связан данный термин;

3) фамилию и имя исторического деятеля;

4) кем был исторический деятель.

Ответ:

  1. Хрущёвка – дешёвый стандартный многоквартирный дом из блоков.
  2. вторая половина 1950-х годов
  3. Н.С. Хрущёв
  4. генеральный секретарь КПССС (за каждый правильный ответ по 1 баллу, макс. - 4)

III. Историческая личность

« Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец ».

Ответ: А.В. Суворов, (максимум 4 балла)

2. Объясните, по какому принципу образован ряд.

Нахимов П.С., Тотлебен Э.И., Корнилов В.А., Пётр Кошка.

Ответ: герои Крымской войны (2 балла)

3. О каком историческом деятеле идет речь?

Этот советский и российский государственный , политический и общественный деятель родился в Ставропольском крае в 1931 году. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС . Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР , затем первый председатель Верховного Совета СССР . Единственный Президент СССР . Имеет ряд наград и почётных званий , наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории .

Ответ: Горбачёв М.С. (2 балла)

IV. Работа с источником

1. Прочитайте отрывок из документа:

«…Приказываю: Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего…

Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении».

Ответьте на вопросы:

1) Кем был подписан документ?

2) Когда появился документ?

V. История культуры

  1. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:
  • Что изображено на рисунке?
  • Где находится данный памятник культуры?
  • Кто архитектор данного сооружения?

Ответ: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, архитектор Огюст Монферран (максимум 3 балла)

2. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности. 3

3. Какое событие изобразил на своей картине К. Антонов? Назовите дату этого события.

VI. Историческое краеведение

  1. Ярославский край стал родиной ряда известных поэтов. Назовите три фамилии из них.

Ответ: Некрасов Н.А., Трефолев Л.Н., Жадовская С., Суриков И.З., Сурков А.А. (3 балла)

2. «В воскресенье 20 июля 1897 года на первом представлении … было очень много публики, которая была поражена и очарована виденным. Зал неоднократно требовал повторения чудных «фотографий жизни».

О чём идет речь в данном отрывке?

Ответ: синематограф (кинематограф) 2 балла

Максимальное количество баллов: 49