Сценарий осеннего развлечения в средней группе. Волшебница Осень. Познавательная игра "осенний калейдоскоп"


РОДИТЕЛЯМ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

О СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ СЕЗОННЫХ ОСЕННИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО ПО ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Ведущими целями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются:

-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

-формирование основ базовой культуры личности,

Всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

-подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской организованной образовательной деятельности. Согласно принципу интеграции комплексного подхода развитие детей осуществляется во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.

При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной образовательной деятельности были охвачены все направления (образовательные области), обеспечивающие развитие ребенка:

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Физическое развитие»

Средний дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки к школьному обучению.

ОСЕНЬ в средней группе- это благодатный материал для развития, познания, мышления, формирования основных представлений ребенка о природе, целостной картине мира.

Все начинается с наблюдения: что изменилось осенью в природе на нашем участке, дома в саду, огороде, на улице, по дороге домой? Цель наблюдения: расширять представления детей об осени; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.); вести сезонные наблюдения, воспитывать бережное отношение к природе; формировать элементарные экологические представления.

Программой предусмотрен комплексный подход к изучению и интеграция видов деятельности: если мы изучаем овощи или фрукты, ребенок должен знать о них все- форму, цвет, место произрастания, способ и цель выращивания, стихи и загадки об овощах, песни и танцы, связанные с ними, уметь рисовать, лепить из пластилина, узнавать на ощупь и даже на вкус, делать поделки и аппликации.

При изучении сезонных изменений в живой и неживой природе, дети также на примере отдельных представителей флоры и фауны узнают все и передают свое отношение в виде поделок, рисунков, рассказов и высказываний.

Что же еще узнают дети осенью? Что делать тем родителям, чей ребенок часто болел и не посещал детский сад в октябре? Мама может предложить ребенку поиграть, позаниматься познавательно-исследовательской деятельностью -отгадывание загадок о грибах; беседа о диких животных в лесу, как они готовятся к зиме, как зимуют, игровые упражнения «Найди отличия», «Сравним ленты», придумаем сказку от имени животных «Какая погода лучше?»

Элементарная трудовая деятельность: игры «Отбери горошины от фасоли», «Помоги дедушке собрать картошку».

Познавательно-исследовательская: игра «Найди такой же листок, какой покажу»; игровая ситуация «Путешествие в осенний лес», найди самый большой лист, самый маленький и т.д.,.

Музыкальная -игры-ситуации «Какая погода лучше?» «Осень – добрая волшебница»

Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение заучивание наизусть стихотворений об осени, сказка «Вершки и корешки».

Сельскохозяйственные промыслы, труд. Цели: расширять представления о сельскохозяйственных профессиях; расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Материалы для изобразительной деятельности, лук для посадки, атрибуты для игр

Изобразительная. Лепка «Яблоки и ягоды» («Персики и абрикосы»), лепка «Огурец и свекла»

Коммуникативная. Игра «Подбери слово» развивая речь ребенка, образуем новые слова: лист березы- березовый, лист клена –кленовый, варенье или сок из слив – сливовое, из яблок –яблочное

Познавательно-исследовательская. Игра-ситуация «Печем хлеб», «варим компот или варенье», составление и отгадывание загадок об овощах и фруктах.

Поведение в природе. «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» Цели: расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.

Осенний утренник обобщает знания детей, подводит итог, а также продолжает приобщать детей к праздничной культуре, воспитывает желание принимать участие в праздниках, формирует чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, дает представление о приметах и явлениях природы осенью, вызывает у детей чувство радости от красоты осеннего пейзажа, праздничное настроение, желание исполнять песни об осени, плясать под веселую музыку.

На материале обучения по теме «Осень» реализуются следующие целевые ориентиры ФГОС ДО: «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «имеющий первичные представления о себе, природном и социальном мире», «способный принимать самостоятельные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности», «овладевший основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; овладевает проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях; обладает установкой положительного отношения к миру; развита крупная и мелкая моторика; предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств.

Уважаемые родители! Ноябрь в нашем крае еще полностью подходит для завершения формирования знаний, представлений детей об осени в природе. КАК РАЗ В НОЯБРЕ НАЧНЕТСЯ ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ НА ЗИМОВКУ. Если ребенок болел, или по каким другим причинам не получил необходимые навыки, знания и представления, давайте не упустим время и восполним пробелы. По дороге домой беседуйте с детьми, наблюдайте, загадывайте загадки, читайте книжки, рисуйте, лепите, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ОСЕНЬЮ!

Шульженко Н.В.


Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности


Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности

(средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет)
Тема Цель, задачи НОД (непосредственно образовательная деятельность), раздел программы Образовате льная область Виды детской деятельности в соответствии с образовательными областями Формы работы «Прощай унылая пора» (Поздняя осень обобщени е)
Цель:
Обобщить и систематизи ровать представлен ия детей об осенних явлениях в природе.
ФЭМП (формирование элементарных

математических представлений)
Т.: «Осень к нам пришла» Цель: Закрепить знания детей о признаках осени, фруктах и овощах; закрепить знание геометрических фигур: круг, овал. Развивать внимание.
Окружающий мир: природа
Т.: : Поздняя осень. Ц: закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени. Формировать умение устанавливать элементарные причинно- следственные связи. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Окружающий мир: социум
Т.:
Развитие речи

Т: «Осень»

Ц:
формирование знаний о признаках осени; знать приметы осени, кто и как готовится к зиме, уметь отличать овощи и фрукты; развивать речь, познавательную активность; воспитывать любовь к окружающему миру.
Познавател

ьное

развитие
Познавательно- исследовательская
Рассматривание
иллюстраций поздней и ранней осени. Цель: совершенствование знаний детей о характерных признаках ранней и поздней осени.
Беседа
: «Приметы осени». Цель: Закрепить знания об осени.
Наблюдение
за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.
Беседа на тему
: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».
ОБЖ «Осторожно гололёд
!»- закрепить правила безопасного поведения на улице.
Игровая ситуация
«Осень потерялась» - подвести детей к пониманию о необходимости осени.
Рассматривание иллюстрации
«Поздняя осень» - учить находить интересную информацию.
Игра- ситуация
«Какая погода лучше?»-учить эмоционально отзываться на словесный и музыкальный образы, чувствовать оттенки настроения, беседовать по содержанию сказки.
Определение погоды по приметам
- учить самостоятельно определять погоду и показывать её влияние на растительный и животный мир.

Аппликация

«Астры с осенней веточкой в воде».

Ц:
учить детей вырезать из прямоугольника листья для веточки, аккуратно наклеивать элементы аппликации: обогащение знаний детей об осени, ее признаках и приметах, об изменениях в живой и неживой природе
Лепка
Т: Теннисные ракетки Ц: совершенствовать умение лепить формы знакомых предметов различными способами, развитие чувства формы, умение соединять формы между собой + познакомить с видом спорта теннис.
Рисование
Т.: «Прощай унылая пора» Цель: передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени, закреплять навыки работы с цветными карандашами\воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях.
Музыкальная деятельность (№ 1)
Т
: Тема: «Осень»

Цель:
Закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой, упражнять в различении звуков по высоте, развивать танцевально- игривое творчество
.

№2 Т:

«Прощание с осенью»

Цель:
Закрепить представления детей о поздней осени. Развивать музыкальную отзывчивость на музыку, развивать координацию движений, развивать чувство ритма,
Речевое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие
Коммуникативная, игровая Восприятие художественной литературы и фольклора
Игровая
Игровая Самообслуживание и элементарный бытовой труд Словесная игра «У осени много хлопот»- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе. Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных. «Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень». Упражнение «Грустная осень»- развивать умение изображать эмоции мимикой. Рассматривание тематического альбома «Поздняя осень»- развивать внимание, любознательность. Чтение стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе. Чтение стихотворения А. Блинова «Последний листок» Чтение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» (набор иллюстраций). Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками об осени- закрепить знания об особенностях поздней осени. Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций). Игра-ситуация «Осень- добрая волшебница» Задачи: развивать творческое воображение. Сюжетно-ролевая игра «Поход в лес» - закреплять умение у детей играть дружно, умение распределять роли в игре. Психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу» Цель: уметь сосредоточивать внимание на внутренних ощущениях; мышечном напряжении или расслаблении; эмоционально окрашивать свои действия; отношение к поступкам.
развивать вокально-певческие способности. Двигательная деятельность
№1
Т: «В теплые края!» Программное содержание: Учить детей принимать правильное исходное положение для метания мяча в горизонтальную цель; совершенствовать технику выполнения броска. Развивать глазомер, совершенствовать координацию движений. Закреплять умение детей сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, с перешагиванием через предметы. Формировать правильную осанку. Формировать морально - волевые качества детей.
№2 Т: «Разноцветные листочки»
Программное содержание: Учить детей выполнять прыжок в высоту с разбега. Совершенствовать технику броска мяча двумя руками и ловлю его после отскока. Развивать координацию движений и физические качества детей. Воспитывать смелость.
Художестве

эстетическ

ое развитие

Физическое

развитие
Конструктивная Изобразительная деятельность Музыкальная Двигательная Игровая, Трудовое поручение «Порядок в группе» - воспитывать стремление помогать своим друзьям и взрослым. Беседа: «Труд людей осенью» Цель: Расширить знания детей о том, какие заботы у людей осенью. Развивать умение аккуратно складывать одежду в шкафчик. Закреплять умение тщательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой, насухо вытирать полотенцем, снимая его с крючка и развернув его. Соблюдение правил поведения в туалетной и умывальной комнате. Строит.игра «Лесная прогулка» - учить выстраивать постройку в зависимости от размера игрушки. Составление коллажа «Поздняя осень»- упражнять в умении вырезать по контуру и аккуратно наклеивать на основу. Рисование с использованием трафаретов, обводок, шаблонов – развивать точность движений, координацию, ориентировку на листе; воспитывать усидчивость, внимательность. Рассматривание репродукций осенних пейзажей известных художников- развивать наблюдательность. Творческая мастерская - Художественная выставка рисунков цель: развиваем память дети самостоятельно рисуют дары осени которые запомнили.
Слушание музыки: «Времена года»

П.И.Чайковского.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Подвижные игры: «Времена года», «Зимовье зверей», «Море волнуется»
коммуникативная Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. П. И. «Осенью в лесу» - уметь внимательно слушать; действовать в соответствии с правилами; бегать в разных направлениях; не наталкиваясь друг на друга. Итоговое занятие: Коллективная работа «Прощай унылая пора»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г.Карабаша

Проект «Волшебница осень»

Подготовила:

воспитатель старшей группы «А»

Т.В.Селиванова,

Дети группы и родители,

Музыкальный руководитель Н.Б.Авдеева

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: 2 недели.

Участники: воспитатели, дети и родители старшей группы «А», музыкальный руководитель.

Актуальность: данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить и творчески применить знания детей о сезонных изменениях осени, о грибах, ягодах, овощах, фруктах. Проект позволит приобщить родителей к совместной работе с детьми.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско – взрослого проекта «Волшебница осень».

Задачи:

1. Уточнение названий, отличительных признаков и качеств овощей, фруктов, ягод.

2. Ознакомление детей с пользой овощей, фруктов и ягод, их значением и влиянием для здоровья человека.

3. Систематизация знаний об использовании овощей, фруктов и ягод в пищу, о заготовке овощей, фруктов и ягод; о своём здоровье; избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

4. Расширение представлений детей об осени (изменения в природе, одежде людей, праздниках).

5. Формирование обобщённых представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.

6. Воспитывать любовь к природе, умение всматриваться в красоту осенней природы, радоваться.

Предполагаемый результат : развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной теме; вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности:

Выставка поделок из овощей «Волшебные превращения».

Городской конкурс поделок из природного материала: коллективная поделка «Лес».

Изготовление альбома «Грибы».

Итоговое мероприятие : осенний утренник - Вечер загадок «Леший день».

Виды деятельности

1.Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевые игры: »Овощной магазин», «Едем на дачу», «Семья».

Подвижные игры: «Собери урожай», «Сделай фигуру», «Огуречик - огуречик», «У медведя во бору», «Ловишки», «Листопад».

Дидактические игры: «С какого дерева листочек», «Хорошо – плохо», «Вершки и корешки», «Четыре времени года», «Четвёртый лишний», «Что изменилось», «Чего не стало», «Угадай. Что где растёт», «Что раньше, что потом» (семечко-росток-цветок-плод), «Угадай на вкус».

2.Наблюдения:

За особенностями осенней природы, погоды;

За одеждой людей осенью;

За сбором урожая на огороде, за трудом детей и взрослых на огороде.

3.Художественная литература:

Чтение сказок В.Сутеева «Под грибом», «Мешок яблок», «Яблоко».

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», чтение А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад».

Чтение рассказов Г.Скребицкого «Четыре художника. Осень», Ю.Тувим «Овощи».

Пословицы, поговорки, загадки.

Драматизация сказки «Вершки и корешки».

4.Беседы:

- «Польза овощей и фруктов», «Всё ли полезно», «Об утренней погоде», «Осень наступила», «Признаки осени», «Краски осени», «О приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы».

Составление рассказов:

По картине И.Левитана «Золотая осень» «Осень наступила»; по схеме «Овощи и фрукты».

5.Познавательно – речевое развитие:

Рассматривание иллюстраций лекарственных и ядовитых растений.

6.Художественно – эстетическое воспитание:

Рисование:

Натюрморт «Дары осени», «Осенний лес».

Лепка:

- «Овощи с нашего огорода», «Осеннее дерево».

Аппликация:

- «Ваза с фруктами»

- «Блюдо с фруктами»


Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

7.Совместная деятельность детей и родителей:

Выставки поделок из овощей «Волшебные превращения», из природного материала.

Участие в городском конкурсе «поделки из природного материала».

Экскурсия в осенний лес.

Привлечь детей к посильной работе на садовом участке.

Посещение выставки цветов и плодов.



Осенний праздник – вечер загадок «Леший день»


Добрая Волшебница Осень

На сцене трое ребят, читают стихи об осени

Денис

Вот художник так художник!

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

ВСЕ (ХОРОМ)

Осень! Ты шумишь сухой листвой!

Осень! Осень!

Наступает праздник твой!

Олег

Это праздник увяданья

Рощ, полей, лугов, садов.

Это с летом расставанье,

Ожиданье холодов.

Осень! Осень!

В гости просим!

ОСЕНЬ

Я – осень золотая,

На праздник к вам пришла,

Корзинку, полную чудес,

Ребятам принесла.

В ней – листья золотые,

В ней груши наливные,

В ней – сноп золотистый,

Чтоб хлеб был душистый.

Все дети выходят на сцену

ПЕСНЯ «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА»

Денис

В золотой карете,

Что с огнём игривым,

Проскакала осень

По полям и нивам.

Олег

Добрая волшебница

всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

землю разукрасила.

Даня

Деревья все осенним днём

Красивые такие.

Сейчас мы песенку споём

Про листья золотые.

ПЕСНЯ «ОСЕНЬ ПОСТУЧАЛАСЬ К НАМ»

Дети садятся на свои места

Осень

Я не одна к вам явилась на бал, со мною мои верные слуги и помощники. А кто – угадайте сами.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зёрнами

Чёрными набит.

Хлеб молотят сёла,

И открылись школы.

Кто мне правильно ответит:

Как зовётся месяц этот?

ДЕТИ: СЕНТЯБРЬ

Осень

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Медведь в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился.

ДЕТИ: ОКТЯБРЬ

Осень

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

ДЕТИ: НОЯБРЬ

Осень: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь приготовили для вас ребята загадки. Сейчас я узнаю, кто из вас самый сообразительный.

1. Был зелёным плод-

Не просился в рот.

Положили в лёжку-

Он сменил одёжку:

Красную надел-

Для еды поспел.

2. Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки.

3. На плетне зелёный крюк,

На крюке висит сундук.

В сундуке пять ребят

Смирно рядышком сидят.

Вдруг рассыпался сундук –

Все рассыпались вокруг.

4. Одноногий Пантелей

Приоделся потеплей,

Сто одёжек натянул,

Ни одной не застегнул.

5. Без окон, без дверей

Полна горница людей.

6. Над землёй трава,

Под землёй – алая голова.

7. Пришла панья

В красном сарафане,

Начали раздевать,

Стали слёзы проливать.

8. Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята

«Ну, рассыпчата, вкусна»

9. Жёлтая курица

Под тыном дуется.

10. Красна, а не калина,

Горька, а не осина.

Кругла, а не лукошко,

Хвост есть, а не кошка.

Дети показывают сценку «в огороде»

Осень

Жила – была девочка Маша,

Играла с подружкою Дашей,

Делилась игрушками с Колей,

Конфетами – с маленькой Олей.

Была лучшим другом для Вани,

А дома - помощница маме.

Маша

Посылает меня мама в огород,

И горошек, и редиска тут растёт.

Но каких нарвать, не знаю овощей

Для салата, винегрета и для щей?

Как мне только разобраться и узнать,

Что мне надо для салата собирать?

Что мне надо припасти на винегрет?

Может, перец? Баклажаны? .. нет!

А для щей что надо мне? Лучок?

Кто бы в этом трудном деле мне помог?

Свёкла

В винегрете мне почёт,

Баклажаны там не в счёт.

И кругла, и крепка,

Тёмно-красные бока.

Я гожусь на обед,

И в борши, и в винегрет.

Картошка

В винегрет, да и в окрошку

Покроши меня немножко.

А поди попробуй щи

Без картошки поиши.

Я - картошка, загляденье,

Я – картошка, объеденье!

Крах-м-али-ста! Да раз-ва-ри-ста!

Без меня – нет, нет,

Не получится обед.

Капуста

Я – капуста,

Без меня на кухне пусто…

Скажет повар вам любой :

Без капусты суп плохой,

А салаты из капусты

Очень вкусны!

Помидор

Любят люди здорово

Племя помидорово,

Летом зеленею,

Осенью краснею,

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Морковь

Расту на грядке я-

Длинная, красная, хвостатая,

Собою я горжусь

И для всего гожусь :

И для сока, и для шей,

Для салатов и борщей.

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Если я иду в приправу,

То любой обед на славу.

Редиска

Я – румяная редиска.

Поклонюсь вам низко-низко

И скажу собранию :

Я – самая ранняя.

Для салатов, винегретов

Раза три созрею в лето.

Огурец

Я к солнышку бочком,

Хвостик крючком.

Я весёлый молодец,

Очень хрупкий огурец.

Меня взрослые и дети

Любят больше всех на свете.

ВСЕ (ХОРОМ)

Вот тебе, Маша,

Угощенье наше.

Маша

Спасибо, друзья, порадую маму…

Обед будет славный, лучший самый!

Осень

Овощи созрели, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Лето пролетело. Не жалейте лето!

Посмотрите, роща золотом одета!

Дует ветерок, листья облетают,

В дружный хоровод всех вас приглашают.

ХОРОВОД «ОГОРОДНАЯ – ХОРОВОДНАЯ»

Осень

Спасибо, милые друзья!

Вам очень благодарна я.

Как бы так игру начать,

Чтобы нам не заскучать?

Наблюдала я в бору

Интересную игру.

На полянке под сосной,

Бегал весь народ лесной.

ИГРА «ЗМЕЙКА» Две команды. По сигналу Осени команды змейкой огибают грибы. Каждый держится за плечи впереди стоящего. Побеждает та команда, которая не уронила ни один гриб, не потеряла ни одного участника, быстрее оказалась у финиша.

ИГРА «СОБЕРИ И ПОСАДИ УРОЖАЙ» 8 обручей, 2 ведра 6-8 картофелин, 2 лейки.

Осень

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселее.

Ножки, ножки застучали

Громче и быстрее.

По коленочкам побили

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше!

Как листочки закружились

И остановились.

Я опять детвору

Приглашаю на игру.

ИГРА «СПОРИМ –СПОРИМ»

Льют осенние дожди,

Ждёт весна нас впереди.

Целый день мели метели.

Груши, яблоки поспели.

Заковало речку льдом.

Расцвели кусты кругом.

Оголяются леса.

Садят перец в огороде.

Кружат листья в хороводе.

Белки шишки собирают.

А сосульки тают, тают.

Очень жаркая погода.

Солнце в лужах греет воду.

Осень краски развела.

Всех на праздник позвала.

Построение детей

ПЕСНЯ «ДОЖДИК»

Денис

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел.

Олег

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи!

ПЕСНЯ «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЁТ»

Цель: Расширение и углубление представления детей о времени года – осени.

Задачи: Развивать познавательный интерес в изучении природы. Воспитывать желание и готовность участвовать в природоохранительной деятельности, умение правильно вести себя в природе.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Оборудование: Две поляны – лес и огород. Пословицы, поговорки об осени, загадки о деревьях и овощах, карточки – грибы, овощи для игр. Выставка: рисунки детей об осени, поделки из природного материала.

Ведущий: Красива наша природа, в любое время года, но особенно она хороша осенью. Это удивительное время года, привлекало своей неповторимой красотой поэтов, писателей, музыкантов, художников. Сколько чудесных стихов написано об осени. Вот одно из них.

Чтение “Осень” (Ю. Капустина)

В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.

О каком времени года это стихотворение? (об осени)

Назовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

А какие пословицы вы знаете об осенних месяцах?

1. Холоден сентябрь, да сыт.

Назовите осенние приметы.

1. Теплая осень – к долгой зиме.

2. Лягушки квакают – к дождю.

3. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

4. Бабье лето ненастно – осень сухая.

5. Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

6. Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.

7. Гром в сентябре – теплая осень.

Молодцы, ребята, много знаете пословиц, примет об осени. А, хотите отправиться в лес в гости к “Осени”?

Встречает Осень:

Здравствуйте, друзья! Спасибо, что пришли в гости в мое красочное царство. Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Все деревья и кусты разукрашены по-своему, по-осеннему. Желтыми и ярко красными красками наряжен лес. Одни только сосны и ели остались по-летнему темно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес.

Назовите все осенние лесные богатства:

(дети называют: орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей – шишки, орехи, грибы).

Послушайте мои загадки о деревьях:

1. В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)

2. Белый передник, зеленая коса. (береза)

3. В сенокос –горька, а в мороз сладка. (рябина)

4. С какого дерева осенью опадает хвоя? (лиственница)

5. Ни кто не пугает, а вся дрожит. (осина)

Игра “Кто больше соберет листьев”.

Осень: А теперь я вам хочу представить мою свиту. Они загадывают вам загадки, и вы поймете как их зовут. (когда загадка отгадана “Осень” надевает детям короны с изображением овощей).

1.Под землей птица гнёзда свила, яиц нанесла. (картофель)

Я - красная девица,
зелёная косица!
Собой горжусь!
Для всего гожусь!
И для сока и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги и в винегрет,
И.... зайчишкам на обед! (морковь)

Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи и в винегрет. (свекла)

Я на солнышко похожа,
Я росла на грядке тоже
Сладкая, да крепкая,
Называюсь.... . (репкою)

Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (капуста)

Говорят, я горький, говорят, я сладкий
Стрелочкой зелёной я расту на грядке,
Я полезный самый, в том даю я слово,
Ешьте меня всяким – будете здоровы. (лук)

Растет на грядке зелёная ветка,
А на ней красные детки. (помидор)

Осень: Вы догадались, что мы попали в гости к Овощам.

Овощи: Хорошо ли вы нас знаете? Тогда выполните задание и ответьте на вопросы:

  • Какие овощи солят и маринуют?
  • Какие овощи жарят, сушат?
  • А без чего не сварить щей и борща?

Раскрасьте овощи (каждому дают цветные карандаши и изображение овощей)

Игра “Угадай на вкус” : на тарелочках разрезанные овощи. Ребенку завязываются глаза и дают кусочек овоща в рот. Ребенок должен определить, что за овощ.

Осень: Наше путешествие в лес продолжается. Смотрите, мы на грибной полянке. В лесу в это время года бывает много грибов и ягод. Не зря про осень говорят: “Щедрая осень, урожайная, богатая дарами”.

Викторина:

  1. Шляпки этих грибов смазаны маслом. (маслята)
  2. У этих грибов шляпки бывают и красными и жёлтыми и бурыми, и лиловыми. (сыроежки)
  3. Какой гриб называют “волчий табак” или “дедушка покури”? (дождевик)
  4. Какой гриб лето кончает? (груздь)
  5. Все на ножке очень тонкой
    А зовут грибы.... . (опёнки)
  6. Стоят жёлтые сестрички
    А зовут все их... (лисички)
  7. Разбежались по опушке полосатые.... (волнушки)

Экологическая ситуация:

Два друга отправились за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы, да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.

Ведь они нужны лесу, животным!

Они же не съедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

А теперь предлагаю на этой грибной полянке собрать грибы. Беда в том, что одни – съедобные, а другие – нет.

Игра “Знаешь ли ты грибы?”

Карточки с изображением грибов разбросаны по ковру. Дети собирают и раскладывают в одну корзину съедобные, а в другую – несъедобные.

Ребята, давайте проверим, а правильно ли мы собрали грибы. (показывает карточки с грибами, дети отвечают, какие съедобные, а какие нет).

Осень: Спасибо дорогие ребята. Я вижу, вы любите осень и много о ней знаете. Я прощаюсь с вами до следующего года. В подарок о нашей встрече дарю коробку конфет “Дары осени”.

Литература:

  1. “Организация прогулок на природу и их роль во всестороннем развитии детей”. Н. Пономарёва //Дошкольное воспитание. -1983г. №8,9.
  2. “Ориентирование на местности детей дошкольного возраста”. Е. Я. Безносиков. – Минск, 1991г.
  3. “Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой”. Н. Ф. Виноградова. М. Просвещение 1978г.
  4. Экологические игры”. А. Т. Зверев. М. “Дом педагогики” 1998г.
  5. “Детям о природе”. М. В. Лучич. 1974г.