Роль дипломатии в современном мире. Дипломатия Методы и средства дипломатии

Две основные формы международного взаимодействия: сотрудничество и конфликт. Основные средства следовательно: дипломатия и военное насилие. Что же преобладает? Если обратиться с СМИ, может показаться, что преобладает насилие. Но на самом деле основное средство международно-политических взаимодействий не военное насилие, а дипломатия. В литературе можно встретить следующие доказательства преобладания дипломатии:

· почти каждое военное действие следует за неудавшимися переговорами, и соответственно каждое военное действие заканчивается переговорами.

· сравнение международных отношений с шахматами. Торг и невоенные действия преобладают над прямым насилием(шахом и матом).

· статистика. С 1815 до конца 20 века только 12% международных противоречий с участием великих держав переросли в войну.

Определение дипломатии - это основной способ взаимодействия между государствами в рамках которого они стремятся воздействовать на национаные интересы друг друга не прибегая к военной силе. Комментарии:

Грань между дипломатией и военным насилием может быть очень тонкой. В международной политической лексики времен холодной войны встречались термины "силовая дипломатия" и "дипломатия канонерок"(военные учения у границ государства на позиции которого хотят воздействовать; силовые рейды Израиля на Ливан")

Определение от противного говорит о том, что насилие и дипломатия, по сути, совершенно разные формы международного взаимодействия

Определение от противного важно, так как неправильно давать определение через перечисление форм дипломатии.

Главные функции дипломатии:

· урегулирование конфликтов между государствами

· неконфликтные двух и много сторонник взаимодействия между государствами как по основам, так и по текущим вопросам

· представительство в других государствах и международных организациях

Основные вехи в истории дипломатии.

В качестве источника используем книги Гарольда Николсона . Дипломатия существует с доисторических времен. Например, переговоры велись между двумя враждующими племенами, чтобы прервать битву, чтобы убрать раненых и убиитых, а посланников нельзя уничтожать, ибо не будет ответа тогда. Далее мы находим у Фукидида, когда он пишет о дипломатической конференции в Спарте в 432 г до н.э: он даже упоминает, что в это время там находилась торговая делегация из Афин и их допустили даже высказать позицию Афин. Покровителем посланников был Гермес. Он считался безобидным и бессовестным плутом и дипломаты часто жалели, что он их представитель. В древней Греции послами назначали ораторов, им нужно было лишь выступать с убедительными речами. Римляне не были хорошими дипломатами и основное средство для них - война. Лишь в последний период существования Рима, особенно в формате Византии почувствовалась потребность в дипломатии. Современная дипломатия зарождается в формате итальянских городов-государств в 13-14 веках. В России посольский приказ возник в 15 веке и возникает новый тип государственного деятеля - дипломат. В 14-16 веках дипломатами становились часто поэты и писатели(Петрарка, Данте, Бокаччо), иногда купцы и политики(Макиавелли). В 17-19 веках ситуация изменилась. Теперь в число дипломатов попадал узкий круг аристократии, связанный родственными узами и общей аристократической культурой. Ганс Моргентау использует к этому сообществу дипломатов термин "аристократический интернационал". Эти аристократы часто меняли своих патронов. Так, например, известен факт, что на Венском конгрессе советниками Александра Первого были 2 немца, корсиканец, поляк, швейцарец, грек и лишь один русский. Прикольная история: в начале 1860-х годов Бисмарк был на дипломатической службе в России. Когда он заканчивал свою миссию Александр 2 предложил ему остаться на русской дипломатической службе. Бисмарк отказывается, но не из-за патриотизма, а из-за своих планов и политических амбиций.



Каково значение Венского конгресса ? Он сыграл большую роль в упорядочении дипломатической деятельности и ее профессионализации:

· дипломатию признали особым видом государственной деятельности

· решен чувствительный вопрос о старшинстве в дипломатическом корпусе. Ввели пост дуаена(старшины дип.корпуса), им назначали того, кто дольше всего был на этом посту в стране(среди разных дипломатов из разных стран)

· было заложено много обычаев дипломатической деятельности

Изменения дипломатической практики в 20 веке многочисленны и актуальны в наше время:

1. Тайная дипломатия сменяется открытой(демократической) дипломатией. Даже в странах с глубокими демократическими традициями контроль над внешней поилкой не принадлежал народу до Первой Мировой(условия франко-русского союза в Антанте стали известны лишь после их опубликования большевиками в 1918. Накануне первой мировой император Николай говорит, что неплохо было бы заключить союз с Германией, на что министр иностранных дел сказал, что Россия уже имеет союз с Францией, который исключает союз с Германией. Суть тайной дипломатии в том, что народ оказывается перед фактом последствий политики своего государства не будучи к ним готовым, а потому между государствами преобладало недоверие и подозрительно стр. После Первой Мировой войны ввели обязательную регистрацию всех международных договоров в Лиге Наций(сейчас все в реестре ООН); плюс ввели ратификацию наиболее важных внешнеполитических инструментов в парламентах. Правда вначале 1920-1930-х соблюдался последовательно принцип ратификации лишь США. Сейчас практика ратификации в парламенте, конгрессе или референдумах стала общепринятой во всех демократических государствах. В результате развития открытой дипломатии, внутренние силы играют все большую роль во внешней политики. Результатом двусторонних переговоров являются три договоренности: одна между сторонами и по одной между этими дипломатическими предстоит елями с внутри политическими силами в своих странах.

Дипломаты говорят об издержках открытой дипломатии:

· народ не несет последствия за принятые дип.решения и снижается личная ответственность у лиц, ведущих и принимающих переговоры

· депутаты не понимают, что внешняя политика должна учитывать интересы всех сторон

· депутатам частно свойственно эмоциональное отношения к внешней политике основанное на националистических или идеалистических позиций

· процедуры ратификации чреваты промедлением там, где необходимо быстрое принятие решений.

И после 1919 года остались элементы тайной дипломатии(Пакт Молотова-Рибентропа).

Отличие тайной дипломатии(не обнародуют) от тайных переговоров(решения потом обнародуют): тайные переговоры не ушли в прошлое и сохраняются, если речь касается щекотливых и сложных вопросов(устав ООН разрабатывали в большой секретности).

2. В 20 веке наблюдается снижение роли послов и посольств. Послы раньше выполняли многие функции собственноручно, теперь штат посольств сильно расширился. Ирония в том, что по мере роста профессионализма посольских работников их роль снижается. Их роль переносится либо в международные организации(Генассамблея ООН), либо дипломатические вопросы решают первые лица государств, министры иностранных дел. Причина1 - развитие средств коммуникации и возможность вести прямые переговоры. Причина 2 - усложнение причин и Глобализация мировой политики.

3. Терье новшество дипломатии в 20 веке - все шире практикуют многостороннюю дипломатию. Связано это прежде всего с функционированием Лиги Наций, а затем ООН по причине роста числа и актуальности глобальных проблем.

4. Следующее новшество 20 века - распространение неформальной дипломатии(слов мида, военных парадов, приведение войск в боевую готовность) наряду с формальной. Неформальная дипломатия является элементом искусства управления внешней политикой, но минус в том, что ее могут неправильно понять, особенно общественность. Разновидностью неформальной дипломатии является публичная дипломатия (информированние зарубежной общественности об интересах данного государства и его ценностных установок с целью создания привлекательного образа данного государства).

5. Следующее новшество дипломатии 20 века - влияние на нее информационных технологий. Раньше были письма, которые шли месяцами и даже годами. Современные средства связи деморализуют дипломатию и ставят под угрозу само ее существование. Американский госсекретарь госкерри предложил назначить посла для представления интересов США в киберпространстве!

6. Последнее новшество в 20 веке - это Парадипломатия - деятельность на международной арене и деятельность в интересах своей страны представителей гражданского общества(представители суб-государственных единиц: штаты, города; парламентарии; гражданские лица, выезжающие зарубеж). Все это нашло отражение в Венской конвенции 1961 о "дипломатическом праве".

Международный торг.

Торг - это вид дипломатических отношений, чаще всего переговоров, имеющих особенности:

· конфликт интересов между сторонами

· задача каждой из сторон уйти как можно дальше от своего "компромиссного минимума" и вынудить оппонента сделать обратное

· оппоненты в позиционировании своих интересов мыслят рационально, нельзя вести торг с фанатиками.

В торге важно сопоставление собственных интересов и интересов противоположной стороны. Если затронуты основные интересы, то компромисса быть не может. В таком случае следует оценить интересы оппонента. Если у него затронуты второстепенные интересы, то можно и нужно вынудить оппонента к компромиссу; если же и у оппонента тоже основные интересы затронуты, то нужно либо переформулировать позицию, либо ситуация будет чревата насильственными действиями.

Надо иметь ввиду, что торг - это и искусство и наука. Американец Раппополь говорил "Торг это сочетание дебатов и игры". В таких вещах важно знание психологических условий проведения торга. Когда говорим о торге как игре, то тут игра интересов(покупка и продажа интересов = торг в прямом смысле слова) в таком случае военное и экономическое обеспечение становится важнее.

Военные средства обеспечения торга. Существуют в торге средства поощрения и наказания оппонента. Средство поощрения - снабжение вооружениием в обмен на голоса на Генассамблее ООН; согласие на размещение военной базы в обмен на экономическую помощь; оборонительные военные союзы в обмен на лояльность. Средство угроз - демонстрация применения военной силы, угроза применения военной силы.

В наше время правило, что "хорошая дипломатия - это дипломатия за которой стоят пушки" подвергается сомнению:

· -атруднительно использовать самые мощные вооружения

· согласно дилемме безопасности, чем сильнее оппонент, тем большее чувство угрозы он вызывает у противоположной стороны и тем менее она уступчива.

· военная угроза не эффективна в гражданских войнах и против националистически настроенных государств

Вывод: В современном мире оружие как средство торга эффективнее как поощрение, чем как угроза.

Экономические средства обеспечения торга. Экономические средства поощрения - льготные кредиты, снижение налоговых тарифов и т.д.Экономическое наказание - эмбарго, бойкот товаров этой страны, замораживание финансовых активов и т.д.Экономические санкции малоэффективны и действуют лишь в 1/3 случаев. Причина в наличии других покупателей у наказываемой страны и наличие черного рынка. Страдает гражданское население, хотя санкции идут против политического режима. Несут убытки и невинные страны у кого с наказываемой страной наиболее тесные связи.

Вывод: в современном мире средства поощрения намного эффективнее санкций.

Психологические средства обеспечения торга:

Не ведите позиционный торг(ведите по поводу интересов, а не сформированных позиций. Две сестры имели один апельсин и хотели поделить. Каждая претендовала на целый апельсин. Посредник задал каждый вопрос, почему хочешь целый апельсин, а не половину? Первая сказала, что она хочет пирог печь и нужна цедра, а вторая сказала, что хочет сок. Разрешили спор отдав кожуру одной, а мякоть другой)

Угрозы и обещания должны быть убедительными. Киссинджер "блеф в серьезной форме более действенный, чем серьезная угроза, воспринимаемая как блеф".

Учет стиля переговоров и особенностей, свойственных другой стороне. На фарси слово компромисс имеет лишь отрицательный смысл(наше единство было скомпрометировано), а слово посредник(непрошенный и назойливый человек). Генсек ООН, приехав в Иран после захвата америкосов сказал, что приехал в Иран в качестве посредника для налаживания компромисса и его машину иранцы забросали камнями.

ЛЕКЦИЯ 4 Тема: "Военная сила в мировой политике".

В современном мире наблюдаются новые тенденции в применении насилия. В 1993 году не было ни одной войны между государствами, но были 34 внутригосударственных конфликта.

Современные тенденции в применении военной силы.

Основное внимание классическим межгосударственным войнам выделяют. Но есть и другие виды: пограничные рейды, инциденты на границе, интервенции и другие варианты применения военной силы без войны. Различия с классической войной кажется очевидным. В международном праве существовал раздел "право войны". Это право существовало до принятия устава ООН, где применение войны, как формы внешней политики, считается нелегитимным. Но войны остались. Правда теперь слово война стараются избегать те, кто прибегают к войне и разным формам насилия. Чтобы избежать путаницы в понятиях, что есть война, а что применение военной силы есть разные типы:

Международная война . Продолжительные военные действия между как минимум одним признанным суверенным государством и другим государственным образованием(может быть даже не суверенным государством), при количестве жертв среди военных не менее 1000 человек.

Современные тенденции в области международных войн:

1. Абсолютное число войн за последние 200 лет сокращается. Наиболее явно это прослеживается после Второй Мировой.

2. Однако количество жертв в войнах возрастает, что связано с совершенствованием вооружений.

3. Численность государств, как потенциальных участников международных войн увеличилась более чем 3 раза. После второй мировой наступил относительно мирный период в международных отношениях. Только 10% суверенных государств были вовлечены в международные войны после 1965 года.

4. После 1945 сокращается число войн с участием великих держав и между самими этими державами. Феномен отсутствия войн между великими державами с 1945 года - длиннейший в истории и его называют "длинным миром". Американец Роуз Кранц, специалист в международных отношениях так высказался об этом: "При изменяющемся балансе сил в современных международных отношениях, вряд ли возникнет война между уходящим лидером и новыми лидерами. Даже учитывая возможность вызова со стороны Китая в 2020-е годы, военный конфликт, тем не менее, маловероятен, т.к. если политическая мощь отталкивает, то экономическая наоборот притягивает". Однако оптимизм по поводу уменьшения международных войн должен быть сдержанным и вот доводы в пользу этого:

· Предыдущий период мира был паузой между Франко-Прусской войной и Первой Мировой войной, и длился 42 года, но закончился мировой войной.

· Утверждается, что международные войны будут идти и дальше, но на территории стран периферии.

· Возобновились войны среднего уровня в Европе в 90-е годы на Балканах, а также на территории бывшего СССР.

· Существует постоянная напряженность между Китаем и Тайванем. Китай говорит, что в случае объявления Тайванем суверенитета Китай объявит ему войну.

· Есть мнение, что возможность войны между великими державами остается. Также не исключается возможная война между Россией и Китаем. Нельзя считать исключенной войну между Россией и США. После 1991 года такой риск повышается.

Особенности международных войн современности:

1. технологическая революция в военном деле. Возможность нанесения бесконтактных и высокоточных ударов; возможность использования массового несмертельного оружия(оружие с обедненным ураном). Если стороны неадекватно развиты, то это приводит к асимметричным войнам.

2. информационно-психологическое обеспечения войны. Задача при этом дезинформация противника и ограничить его возможность получать достоверную информацию о военных действиях. Специалистов такого профиля в Америке готовят в центре Кеннеди.

Применение военной силы без войны. В современном мире этот тип военного насилия встречается чаще, чем международные войны. Периодические обмены военными ударами между Индией и Пакистаном; рейды Израиля в Ливан; рейды Турции в иракский Курдистана и т.д. Это все называют дипломатией насилия или принудительной дипломатией.

Гражданская война. Это не новый феномен в международных отношениях. Особенностью является их особая жестокость. Это преобладающий тип в современной мировой политике. Это связано с тем, что холодная война окончилась. Она загнила вглубь имеющиеся конфликты идентичности, которые существовали в целом ряде регионов и стран и до холодной войны. Тенденции в области гражданских войн:

· интернационализация и вовлечение военных сил извне.

· преобладают этно-конфессиональные войны в современном мире. Сейчас в мире около 200 сепаратистских анклавов и лишь 10% государств являются можноэтническими и мононациональными.

Становится ли международная система более мирной или более конфликтной?

За более безопасную аргументы:

1. на протяжении 3-х поколений не было глобальных войн

2. вообще международные войны даже с участием периферийных государств становятся редкими

3. холодная война закончилась мирным путем

За более конфликтную аргументы:

1. благодаря росту числа гражданских конфликтов жертвы среди мирного населения количество жертв среди мирного населения составляет 90%, а количество беженцев с 1970-х увеличилось более чем в 10 раз.

2. гражданские войны из стран третьего мира на Европу распространилась

3. целый ряд стран и негосударственных акторов стремится к ядерному оружию и ракетным технологиям.

Предпосылки войны, теория и реальность:

Индивидуальные:

Тип личности лидера важен. Если лидер склонен к применению насилия, то риск объявления этим государством войны возрастает. Особенности процедуры принятия решений и коммуникационных процессов, которые обуславливают неверную интерпритацию лидером импульсов, идущих из вне. Эмоции и настроения в обществе тоже играют роль, мол кто придет к власти. Наименее убедительна идея, что некоторые народы агрессивнее, чем другие. Аргументы против этой идеи:

· все народы вели войны, а те народы, которые причисляют к наиболее агрессивным имели в своей истории мирные периуды.

· женщины во власти ведут себя также как и мужчины в схожих обстоятельствах; но другие думают, что женщины менее воинственны

национально-государственные:

1. Национальная мощь. Иногда говорят, что воюют наиболее мощьные, но это не так. С самыми разными потенциалами воюют государствами. Склонность к внешней агрессии и внешним конфликтам повышается тогда, когда государство находится на стадии становления национального могущества.

2. Отсутствие сырьевой базы может быть катализатором агрессии(но тут контр-пример Японии).

3. Тип политического режима и склонность к войне. "Демократии не воюют между собой", но воюют с другими.

4. Предпосылкой войны может быть внутренняя нестабильность. Могут попытаться решить внутренние проблемы за счет маленькой победоносной войны.

5. Наличие мощного военно-промышленного комплекса. Но это неоднозначное мнение.

системно-международные:

1. Смена международного лидера. Период безвластия может вылиться в масштабную войну.

2. Нарушение баланса сил, в частности, военного паритета между великими державами.

3. Наличие международных военных альянсов.

4. Территориальная близость потенциальных соперников.

5. Гонка вооружений. Она предшествует не всем войнам, но при наличии ее вероятность войны возрастает в разы.

Вывод о Предпосылках войны: точно определить предпосылки войны очень сложно, так как войны на разных уровнях могут иметь разные предпосылки.

Последствия войн в истории мировой политики и на современном этапе:

1. человеческие потери

2. перераспределение сил на мировой арене

3. риски для правительств и лидеров государств(независимо от того, победитель страна или побежденная)

4. возможное изменение ценностных ориентаций в обществе(или только в элите)

5. осознание политиками невозможности применения новейшего оружия

ЛЕКЦИЯ 5. Тема: "Великие державы в мировой политике: США"

Понятие великой державы.

Юридически все государства равны, а политически представляют иерархическую пирамиду, наверху которой великие державы. Великая держава - это государство-лидер, способное оказывать наивысшее по критериям своего времени влияние на международную жизнь(на глобальном и региональном уровне), и в силу этого обладающая глобальной или региональной сферой влияния.

В современном мире глобальные великие державы это:

· Россия(с оговорками по экономической части)

· Китай(с оговорками по уровню жизни)

· Великобритания

· Франция

· Грмания

А США - сверхдержава.

Понятие великой державы носит исторический характер. Нынешние лидеры не всегда такими были. Англия и Франция - 500 лет; Россия и Германия - около 250 лет; Япония и США - 100 лет; Китай - 60 лет. Сила политических держав базируется на внешнеполитических ресурсах. Сюда относят материальные(геополитической положение, демография, экономика, военная мощь); нематериальные(эффективное государство и наличие союзников, социальные - сплоченность общества и репутация государства на международной арене, идеология, культура, информационные ресурсы "степень включенности в глобальное информационное пространство", научно-технические и образовательные). Отсюда же и составляющие мягкой силы черпаются.

Дипломатическая служба Византии

1. Дипломатия периода средних веков отражала последовательные этапы в развитии феодального государства. Образовавшиеся варварские государства формируют свою дипломатию, необходимую для регулирования межгосударственных отношений. Византия оказывала глубокое влияние на дипломатию этих государств и на всю дипломатию Средневековья (в том числе на дипломатию Руси). Ее обычаи и приемы перешли в практику Венеции, итальянских городов, в дипломатию западноевропейских монархий нового времени.

2. Византия хранила дипломатические традиции поздней Римской империи:

а) высокоразвитая организация дипломатии;

б) торжественный церемониал;

с) изворотливость, коварство;

д) разъединение своих врагов;

е) использование в своих целях торговых, культурных и религиозных связей.

3. Дипломатическая деятельность императора Юстиниана (529-565) легла в основу византийской дипломатии, которая следовала его примеру, становясь лишь изощренней и изворотливей по мере ослабления политической мощи государства и роста окружающих его опасностей.

4. Влияние женской половины дворца (сначала - жены Юстиниана Феодоры) было характерно для всей истории византийской дипломатии.

5.Византийцы тщательно собирали сведения о варварских племенах, на основании этого строилась византийская дипломатия.

6.Главной задачей византийской дипломатии было заставить варваров служить Империи, вместо того, чтобы угрожать ей. Для этого делалось следующее.

а) Нанимали варваров в качестве военной силы и заставляли их вести войны в интересах Византии.

б) Ежегодно выплачивали пограничным племенам большие суммы, за это они должны были защищать границы Империи.

в) Вождям племен раздавали высокие титулы и знаки отличия (Например, вождь гуннов Аттила получал жалование как полководец Империи).

г) Варварам давали земли, где они селились на положении вассальных союзников, а потом одни варвары служили оплотом Империи против других (лангобарды получили земли в Норике и Паннонии, герулы – в Дакии, гунны – во Фракии, авары – на Саве).

д) Варварских князей старались привязать к византийскому двору, выдавая за них девушек из знатных византийских семей.

е) Следили за раздорами в княжеских родах варваров, давали приют изгнанным князьям, а потом использовали их против неугодных варварских правителей.

7. Старое римское правило «разделяй и властвуй» нашло широкое применение в византийской политике. Византийцы натравливали варваров друг на друга, ослабляя их взаимными усобицами. Юстиниан создал целую систему натравливаний: против болгар – гуннов, против гуннов – аваров, против вандалов – остготов, против остготов – франков.

8. Одним из средств дипломатии было вмешательство во внутренние дела других государств (Войны Юстиниана с вандалами и остготами, которые были интервенцией, направленной против революции рабов и колонов).

9. Византия использовала расширение торговых связей как одно из сильнейших орудий дипломатии. Торговые города, расположенные на окраинах Империи, были форпостами ее политического влияния. Купцы приносили сведения о разных народах.

10. Распространение христианства было одним из важнейших дипломатических орудий византийской дипломатии на протяжении многих столетий. Миссионерам разрешалось вести службу на местных языках, переводили на местные языки Священное Писание. Это облегчало распространение христианства и утверждало византийское влияние в этих странах. Политику христианизации Византия вела и по отношению к Древней Руси.

11. Посольское дело в Византии было тщательно продумано и регламентировано.

а) Ведомство иностранных дел, которое находилось под управлением первого министра, в 6-10 веках обладало огромным штатом, держало переводчиков со всех языков.

б) Был выработан сложный порядок приема иностранных послов, рассчитанный на то, чтобы поразить их воображение, выставить перед ними в самом выгодном свете мощь Византии, но не дать возможность разузнать о слабых сторонах Империи. Послов встречали на границе, сопровождали, не разрешали брать с собой большую свиту, в Константинополе отводили дворец, мешали им общаться с местным населением (например, в 10 веке посол короля Италии Беренгария Лиутпранд, ездивший в Константинополь, восхищался роскошью первой аудиенции у императора).

в) Иностранный посол должен был представить верительную грамоту (тексты верительных грамот сохранились), она вручалась во время первого торжественного приема, о делах говорили позже. Окончательный ответ послы получали во время последней аудиенции. Нередко император намеренно надолго задерживал послов, не давая им заключительной аудиенции (Например, аварские послы были задержаны, т.к. император надеялся, что до их возвращения авары не начнут военных действий).

г) Иностранные послы наносили визиты императрице и важным сановникам в определенном иерархическом порядке.

д) Византийский посол рассматривался как представитель государства и мог вести переговоры лишь в пределах предоставленных ему полномочий, если возникали новые обстоятельства, он должен был запросить дополнительные инструкции. Более широкие полномочия получали обычно победоносные полководцы Византии Велизарий, а потом Нарсес.

е) Византийским послам предписывались определенные правила поведения в чужих странах: они должны проявлять приветливость, щедрость, хвалить все, что увидят при чужом дворе, но, не ущемляя при этом достоинств Византии, не навязывать силой того, чего можно добиться другими средствами, не вмешиваться во внутренние дела чужих государств (Последнее реально не соблюдалось, т.к. послы вели тайные интриги при чужих дворах с ведома своего правительства).

ж) Заключенный византийскими послами договор считался действительным после ратификации его императором.

з) Существовал принцип неприкосновенности послов, и возникшее в связи с этим принципом право убежища. (Лица, находившиеся в опасности, прибегали к защите послов), посла нельзя было убить, но можно было посадить в тюрьму, в таких случаях возможны были ответные репрессии. (Например остготский король Теодат посадил в тюрьму византийских послов, в ответ Юстиниан арестовал остготских послов)

12. Таким образом, при константинопольском дворе были выработаны определенные правила посольского дела, которые воспринимались всеми державами, имевшими дела с Византией.

Итак, дипломатическое дело было очень развито и значимо в Византийской империи, однако у Византии еще не существовало постоянных дипломатических представительств, и послы направлялись к другому правителю по конкретному случаю. Византийская дипломатии оказала огромное влияние на дипломатию Средневековья и более позднего времени.

Вучебниках и наставлениях по дипломатии дипломатию нередко определяют как «науку о внешних сношениях» и «искусство переговоров». И в этом, несомненно, есть немалый смысл. Взвешенный анализмировой обстановки, правильный учет соотношения сил на международной арене являются важнейшим условием выработки подлинно научных, глубоко обоснованных рекомендаций в областивнешней политики. Необходимо внимательно изучать исторические тенденции, в полной мере учитывать различные направления и течения в международных отношениях, уметьискать ипривлекать на свою сторону союзников, добиваться изоляции наиболее агрессивных и враждебных кругов. Реально можнорассчитывать на успех только в том случае, если дипломатия действует принципиально и в то же время прагматично и гибко, избегает догматизма и сектанства, не боится компромиссов, идущих, в конечном счете, на пользу национальным интересам. Отсюда значимость овладения в полном объеме данными ряда наук: истории отдельных стран и международных отношений, международного права, комплекса наук, связанных с изучением мирового хозяйства и экономики отдельных стран, сравнительного государствоведения и правоведения, философии, психологии идр. Словом, дипломатия должна опираться на законы общественной жизни и учитывать выводы соответствующих наук.

Дипломатия как таковая не составляет предмет особой науки, хотя и есть немало полезного в заключениях и рекомендациях видных западных ученых, рассматривающих дипломатию именно как «науку о международных отношениях» (К.Райт), «науку международной политики» (Г.Моргентау) и др.

По мнению Г.Моргентау, например, дипломатия как наука в своем самом широком значении основывается на четырех составляющих. Дипломатия должна:

Определять свои цели в свете той силы, которая действительно или потенциально имеется в ее распоряжении для осуществления этих целей;

Оценивать цели других стран и ту силу, которая действительно или потенциально имеется у них для осуществления этих целей;

Определять, в какой степени эти различные цели совместимы друг с другом;

Использовать средства, пригодные для осуществления этих целей.

Очевидно, научно обоснованной может рассматриваться дипломатия, трезво оценивающая положение дел в международных отношениях, ставящая цели, учитывающие или по крайней мере не противоречащее действию объективных закономерностей, ходу общественного развития, особенностям каждого исторического момента. Но, конечно же, приложение достигнутых на основе научного анализа выводов к практической дипломатической деятельности нельзя сравнивать с применением, скажем, научной теоремы к заранее установленным данным. Соответствующие методы и средства дипломатии применяются в постоянно меняющейся обстановке и не обра-зуют какого-то традиционного набора стандартных правил, применимых ко всем случаям жизни.

Складываясь в итоге длительного исторического опыта, методы дипломатической деятельности при своем применении творчески корректируются с учетом конкретных изменений окружающей обстановки и, естественно, в немалой степени зависят от образа мыслей и действий применяющих их людей. В этом смысле можно сказать, что дипломатия представляет собой искусство, отнюдь не сводимое к субъективным качествам дипломата, свойствам его ума и характера. И хотя эти качества, способности дипломата играют подчас немалую роль (по одному определению, дипломатическое искусство это «известный такт, способный извлечь выгоду из слабостей другого иуспокоить любезностью раздраженную державу»), главное все же состоит в умелом учете конкретно-исторических условий и других объективных факторов, целей внешней политики, которую дипломатия призвана практически осуществлять.

«Искусство дипломатии, - отмечал уже упоминавшийся Г.Моргентау, - состоит в том, чтобы сделать правильный акцент в каждый конкретный момент на одном из трех средств (убеждение, компромисс и угроза силой), имеющихся в ее распоряжении. Дипломатия, которая успешно осуществляет и другие функции, может потерпеть неудачу при защите своих национальных интересов и в сохранении мира, если она будет делать упор на убеждение в то время, когда обстоятельства прежде всего требуют компромисса. Дипломатия, которая делает ставку на компромисс в то время, когда необходимо прежде всего демонстрировать военную мощь государства, или же подчеркивает военную мощь в условиях, когда политическая ситуация требует убеждения и компромисса, также потерпит неудачу» (цит. по: Ковалев Аи. Азбука дипломатии. М.: «Интер-пракс», 1993, с. 17). Очевидно, только умелое и, не опасаясь передержки, следует сказать, талантливое применение всего арсенала средств дипломатии дает основание поставить рядом с этим словом другие высокие слова - «наука» и «искусство».

дипломатия это, дипломатия древнего рима
Диплома́тия - деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач. международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. Приём посла во дворце дожей, Венеция. С картины Каналетто, около 1730 г.

  • 1 Возникновение и содержание термина «дипломатия»
  • 2 История дипломатии
    • 2.1 Старая и новая дипломатия
  • 3 Форма дипломатии
  • 4 Функции дипломатии
  • 5 Методы и средства дипломатии
  • 6 Принципы и особенности дипломатии
  • 7 Виды дипломатии
    • 7.1 Политика умиротворения
    • 7.2 Дипломатия канонерок
    • 7.3 Долларовая дипломатия
    • 7.4 Публичная дипломатия
    • 7.5 Народная дипломатия
    • 7.6 Челночная дипломатия
    • 7.7 Экономическая дипломатия
    • 7.8 Цифровая дипломатия
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Нормативные акты
  • 11 Ссылки

Возникновение и содержание термина «дипломатия»

Считается, что слово «дипломатия» происходит от греческого слова díplōma, которым в Древней Греции, называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Буквально это слово означало «удваиваю» от способа, которым они складывались. Направлявшиеся на переговоры послы в Древней Греции получали инструкции и грамоты, подтверждающие их полномочия, записанные на двух складывающихся дощечках, которые они вручали должностному лицу города (античного полиса), ведавшему международными делами. Отсюда происходит слово «Дипломатия».

В обыденной речи слово «дипломатия» иногда употребляется для обозначения некоторых совершенно различных вещей. Например, иногда под дипломатией понимается внешняя политика государства. других случаях под дипломатией понимаются переговоры, а иногда под этим словом подразумевается совокупность процедур и аппарат, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения загранучреждений, входящих в министерство иностранных дел. ну и в конце концов, слово «дипломатия» обозначает особую способность людей, проявляющуюся в искусстве добиваться выгоды при ведении международных переговоров, или ловкости в хорошем смысле этого слова, а в плохом смысле - в коварстве в подобных делах. Эти пять значений слова «дипломатия» особенно употребляются в англоязычных странах.

Самостоятельно это слово начали употреблять с конца XVI века. Первый случай употребления слова дипломатия в Англии относится к 1645 году. Позднее великий немецкий учёный Готфрид Лейбниц применил слово «дипломатический» (по латыни diplomaticus) в изданным им Своде дипломатического права («Codex Juris Gentium Diplomaticus») в 1693 году. С тех пор оно стало обозначать «касающийся международных отношений».

Позднее слово «дипломатия» в том смысле, который мы вкладываем в него сейчас, стал применять французский дипломат Франсуа Кальер, бывший послом Людовика XIV в нескольких государствах. 1716 году он опубликовал книгу «О способах ведения переговоров с государями», где использовал слово «дипломатия» в современном значении этого слова. Книга Кальера до сих пор используется при подготовке дипломатов во многих дипломатических школах. этом издании дипломатия рассматривается как искусство ведения переговоров, основанное на определённых моральных принципах и в основе которого лежит определённая теория. До этого, во времена Древней Греции и Древнего Рима, а также Византии и Средневековья искусство лжи и обмана в международных делах было доведено до совершенства. Кальер противопоставил этому честные переговоры, основанные на высоком интеллекте. Он писал в этой книге: «Обман - это в действительности показатель ограниченности ума того, кто ведет переговоры. Не секрет, что для достижения успеха всегда использовалась ложь. Она всегда оставляла после себя капли отравы и даже наиболее блестящие успехи дипломатии, достигнутые обманом, покоятся на шаткой почве. Успешно проведенные честные и основанные на высоком интеллекте переговоры создадут дипломату огромные преимущества в последующем диалоге, который он будет вести».

Существует несколько определений понятия «дипломатия». Оксфордском словаре даётся такое определение: «Дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата». Вместе с тем существуют также другие определения понятия «дипломатия». Например, в книге Э. Сатоу «Руководство по дипломатической практике», изданной в 1961 году, говорится: «Дипломатия есть применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а ещё короче, ведение дел между государствами с помощью мирных средств».

В Дипломатическом словаре (главный редактор - министр иностранных дел СССР А. А. Громыко) даётся такое определение: «Дипломатия - принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей»

Резюмируя различные точки зрения по поводу определения дипломатии, можно определить её как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений (министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и её проведении в жизнь мирными средствами. Главная цель дипломатии - защита интересов государства и его граждан.

Дипломатический кодекс, 1758 год

История дипломатии

Дипломатия как метод урегулирования установления отношений между группами людей существовала, очевидно, ещё в доисторические времена. По мнению Г. Никольсона, ещё в XVI веке теоретики уверяли, что первыми дипломатами были ангелы, так как они исполняли обязанности послов между небом и землей.

Даже в доисторические времена, вполне вероятно, бывали случаи, когда одно племя воевало с другим племенем и для того, чтобы подобрать раненых и похоронить убитых, велись переговоры о временном прекращении битвы. Уже тогда было ясно, что подобного рода переговоры были бы невозможны, если бы посол одной стороны был съеден другой стороной до того, как он передал послание. Отсюда, вероятно, и появились определённые права и привилегии для переговорщиков. Личность подобного рода посланцев или вестников, надлежащим образом уполномоченных, должна была быть в некотором отношении особой. Из этих обычаев возникли те привилегии, которыми пользуются современные дипломаты.

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

Особенности дипломатии государств новой истории определяются новыми целями их внешней политики в условиях развития капиталистического (рыночного) хозяйства. Для крупных государств это борьба за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира. Для небольших государств и народов - это формирование национальных государств, отстаивание их независимости и целостности. новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. новейшей истории новым важнейшим направлением дипломатии стало сохранение мира, развитие многообразных переговорных форматов, создание наднациональных регулирующих органов - Лига Наций, ООН, G8, G20.

Старая и новая дипломатия

Принято считать, что рубежом в развитии дипломатии явились Первая мировая война и произошедшие после неё события. К ним относят: провозглашение президентом США Вудро Вильсоном его 14 пунктов открытой дипломатии и экономического равенства государств, отмену Советской Россией так называемых «кабальных договоров» и отказ от тайной дипломатии. На рождение новой дипломатии оказали влияние такие факторы, как стремление к созданию международных организаций (в первую очередь Лиги Наций и ООН), имеющих целью предотвращение войн, распад существовавших империй и мировой колониальной системы, возникновение и сосуществование двух систем (капитализм - социализм) и другие события, произошедшие после Первой и Второй мировых войн. Значительно изменилась роль общественности, средств массовой информации и их влияние на дипломатию.

Форма дипломатии

Основные статьи: Венская конвенция о дипломатических сношениях , Дипломатические отношения , Дипломатический протокол , Верительные грамоты

Дипломатия является чрезвычайно кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Функции дипломатии

  • представительство
  • дипломатическое общение и переписка
  • проведение переговоров
  • снискание расположения
  • добывание информации
  • защита интересов граждан своей страны за рубежом

Методы и средства дипломатии

  • официальные и иные визиты и переговоры;
  • дипломатические съезды, конференции, совещания и встречи;
  • подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и иных дипломатических документов;
  • участие в работе международных организаций и их органов;
  • повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями;
  • дипломатическая переписка;
  • публикация дипломатических документов;
  • освещение в СМИ позиции правительства по тем или иным международным вопросам.
  • передача дипломатических нот
  • разрыв дипломатических отношений
  • использование ресурсов сети интернет, Информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей

Принципы и особенности дипломатии

  • Международное право запрещает вмешательство дипломатических представителей во внутренние дела страны пребывания.
  • Органы и ответственные лица, несущие дипломатическую службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными правами и дипломатическими привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатического персонала и помещений, право шифрованной переписки и дипломатической закрытой связи, право подъёма флага государства, таможенные привилегии и др.).

Виды дипломатии

В зависимости от целей и способов достижения целей внешней политики государства различают следующие виды дипломатии.

Политика умиротворения

Основная статья: Политика умиротворения

(англ. Appeasement)

Суть данной разновидности дипломатии состоит в умиротворении, то есть нежелании обострять или разжигать противоречия, которые существуют между странами. Данная разновидность дипломатии предполагает различные уступки по малозначительным и не принципиальным вопросам противоположной стороне.

Чаще всего примером данной дипломатии называют политику Англии и Франции накануне Второй мировой войны, когда они пытались противостоять агрессивным устремлениям Гитлера.

Дипломатия канонерок

Основная статья: Дипломатия канонерок

Суть дипломатии канонерок состоит в демонстрации силы для достижения своих внешнеполитических целей. Получила своё наименование от слова «канонерка» - небольшого корабля с серьёзным артиллерийским вооружением.

Примером данной политики является применение Соединёнными Штатами Америки канонерок в Китае в начале XX века, а также в Латинской Америке. настоящее время любое применение военно-морских сил для достижения внешнеполитических целей получило название дипломатии канонерок.

Долларовая дипломатия

Данная разновидность дипломатии предполагает использование экономических методов (например, кредитов) для достижения своих целей.

Президент США Вильям Говард Тафт (1909-1913) образно охарактеризовал дипломатию доллара как «политику, при которой доллары должны выполнять роль пуль». Впервые словосочетание использовано в 1909 году, когда правительство США стимулировало инвестициями и займами строительство железных дорог в Китае. Эта политика распространялась США в основном на слаборазвитые страны Латинской Америки (Гаити, Гондурас и Никарагуа), где возврат займов гарантировали вооруженные силы США, присутствовавшие в стране.

Публичная дипломатия

Основная статья: Публичная дипломатия

Под публичной дипломатией понимаются действия, направленные на достижение целей национальной внешней политики путём установления долгосрочных отношений, изучения общественного мнения за рубежом, информирования зарубежной аудитории с целью лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений за рубежом, воздействия на тех, кто формирует это мнение.

Народная дипломатия

Под народной дипломатией в широком смысле этого слова понимается исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур.

Челночная дипломатия

Челночная дипломатия - одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём серии переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

В начале 1974 году государственный секретарь США Генри Киссинджер начал первый раунд того, что потом получило название «челночной дипломатии» между Иерусалимом и столицами арабских стран.

Экономическая дипломатия

Основные статьи: Международные экономические отношения , Внешнеэкономическая деятельность

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия - это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения.

Торговая дипломатия, как направление внешних сношений государства сыграла большую роль во Франции во времена Людовика XIV. Советник короля Жан-Батист Кольбер активно развивал это направление, благодаря чему истощённая войнами французская казна была спасена за счет коммерческой, торговой дипломатии.

Особое значение этот вид дипломатии имеет в современных условиях, когда благодаря процессу глобализации, благосостояние практически всех государств очень сильно зависит от участия в мировых торгово-экономических отношениях.

Цифровая дипломатия

Основная статья: Цифровая дипломатия

Цифровая (электронная) дипломатия (англ. «digital diplomacy», e-diplomacy) - использование возможностей сети интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения дипломатических задач. рамках цифровой дипломатии используются новые медиа, социальные сети, блоги и тому подобные медиаплощадки в глобальной сети. электронной дипломатии принимают участие государственные ведомства, в первую очередь внешнеполитическое, правительственные органы, а также неправительственные организации, чья деятельность связана с реализацией внешнеполитической повестки дня. Главные цели цифровой дипломатии – продвижение внешнеполитических интересов, информационная пропаганда через Интернет-телевидение, социальные сети и мобильные телефоны, направленная на массовое сознание и политические элиты.

Примечания

  1. Дипломатия (рус.). Большой энциклопедический словарь. Проверено 30 мая 2013.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Попов В.И. Современная дипломатия - теория и практика (рус.) (Курс лекций, читанных в Дипломатической академии МИД РФ). М: "Научная книга", 2000. Проверено 29 мая 2013. Архивировано из первоисточника 30 мая 2013.
  3. 1 2 3 4 Никольсон Г. Дипломатия (рус.) (Перевод с английского под редакцией и с предисловием А. А. ТРОЯНОВСКОГО). М: О Г И 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1941. Проверено 29 мая 2013. Архивировано из первоисточника 30 мая 2013.
  4. Сатоу, Эрнест. Руководство по дипломатической практике. - М.: Издательство Института международных отношений, 1961.
  5. Цитировано по книге В. И. Попова
  6. Долларовая дипломатия (рус.). Проверено 30 мая 2013. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013.
  7. Выступление Руководителя Россотрудничества Ф.М.Мухаметшина на форуме «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества» (рус.). Россотрудничество. Проверено 30 мая 2013. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013.
  8. Народная дипломатия (рус.). Проверено 30 мая 2013. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013.
  9. Владимир Марченко (рус.) // «Вестник США». - 2003. - № 29 октября.
  10. 1 2 Зонова Т.В. Экономическая дипломатия (рус.). Высшая школа экономики. Проверено 31 мая 2013. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013.
  11. Елена Зиновьева. Цифровая дипломатия, международная безопасность и возможности для России
  12. РСМД.Россия во всемирной паутине: цифровая дипломатия и новые возможности в науке и образовании

Мелкий текст == См. также ==

Литература

  • Дипломатический словарь в трех томах. 4-е изд., переработанное и дополненное - М., 1984.
  • Словарь международного права. - М.: Международные отношения,1986.
  • «История дипломатии XV в. до н. э. - 1940 г. н.э» под редакцией В. П. Потемкина
  • Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в России. 2-е изд., доп. - М.: Международные отношения, 2001.
  • Ковалев Ан. Азбука дипломатии. 5-е изд., переработанное и дополненное - М., 1988.
  • Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика: Курс лекций. Ч. 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. - М.: «Научная книга», 2003.
  • Шмидт С. О., Князьков С. Е. Документы делопроизводства правительственных учреждений России ХVI-ХVII вв. - М.: МГИАИ, 1985
  • Бабенко В. Н. Язык и стиль дипломатических документов: Учебное пособие. - М., 1999.
  • Иссерлин Е. М. Лексика и фразеология современных дипломатических документов. - М., 1966.
  • Общая и прикладная политология: Учебное пособие, Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова, М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. - 992 с.
  • Учебно-методический комплекс по курсу «Документация и стилистика международных отношений», редактор С. В. Чубинская-Надеждина, Издательство СЗАГС, Издательский дом «Виктория плюс», тираж 100 экз., 2004
  • Федоров Л.: Дипломат и консул, Издательство: Международные отношения, Москва, 1965, с.167.
  • Блищенко И. П., Дурденевский В. Н. Дипломатическое и консульское право. М., 1962.
  • Блищенко И. Л. Дипломатическое право. М., 1972.
  • Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М, 1991.
  • Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.
  • Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
  • Замет Р. Дипломатическая служба. М., 1956.
  • Ивонин ЮМ. У истоков российской дипломатии нового времени. Минск, 1984.
  • Камбон Ж. Дипломат. М., 1946.
  • Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
  • Ковалев А. А. Азбука дипломатии. М., 1988.
  • Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 1986.
  • Кузнецов С. А. Представители государств в международных организациях. М., 1980.
  • Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.
  • Левин Д. Б. Дипломатия. М., 1962.
  • Никольсон Г. Дипломатия. М., 1941.
  • Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962.
  • Сабашн А. В. Посольское и консульское право. М., 1934.
  • Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
  • Сандровский К. К. Специальные дипломатические миссии. Киев, 1977.
  • Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.
  • Селянинов О. П. Дипломатические представительства. М., 1986.
  • Соловьев Ю. 25 лет моей дипломатической службы. М., 1928.
  • Джон В., Жан С. Дипломатический церемониал и протокол. М, 1976.
  • Молочков Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. 2-е изд. - М., 1979.
  • Никифоров Д. С., Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в СССР. М., 1985.
  • Серре Ж. Дипломатический протокол. М. 1961.
  • Янев Игор, Дипломатия, Институт политических исследований, Белград, 2013.

Нормативные акты

  • Конституция Российской Федерации 1993 г.
  • Указ Президента России «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» от 12 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.
  • Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.
  • Положение о Посольстве Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
  • Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации (утверждено Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г.) // Российская газета. 1999. 7 окт.
  • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // СДД СССР. Вып. XXIII. М., 1970. С. 136-148.
  • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // СДД СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.
  • Конвенция о специальных миссиях 1969 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 562-582.
  • Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, от 14 марта 1975 г. // Там же. С. 582-615.
  • Правила процедуры для созыва международных конференций государств (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1949 г.) // Там же. С. 733-734. 87 т

Ссылки

  • Дипломатия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • eDiplomat.com (англ.)

дипломатия востока, дипломатия для чайников, дипломатия древнего рима, дипломатия история, дипломатия канонерок, дипломатия лицей, дипломатия на английском, дипломатия николая 1, дипломатия прежде всего, дипломатия это

Дипломатия Информацию О

В многонациональном и разветвленной системе международных отношений дипломатическая деятельность занимает едва ли не важнейшую позицию из всех составляющих, какие составляющие эту систему как говориться все в жизни закономерно . XXI век принес с собой такие важные и непростые вопросы: будет ли вообще будущее у человеческой цивилизации? Как преодолеть те угрозы, которые нависли над ней? Как обеспечить дальнейший прогресс без особых потрясений?
Ответы на все эти вопросы во многом зависят от того, как будет строиться система международных отношений, одной из основных составляющих которой является дипломатия. На основе каких принципов будет базироваться дипломатия будущего, поскольку именно она является средством внешнеполитической деятельности. Все это наводит на мысль об объективной необходимости тщательного анализа и теоретического осмысления сущности и содержания международных отношений, межгосударственной политики и ее основного средства - дипломатии.
Внешняя политика - это общий политический курс государства за пределами его границ. Она направлена ​​на защиту прав и интересов ее граждан.
Каждая страна всегда старается обеспечивать себя проведение независимой политики. Именно экономическая база страны является важным фактором в обеспечении независимой внешней политики. Хотя между экономическим придгрунтям и проведением успешной внешней политики существует обоюдный связь. Экономическая база - важный фактор успешного проведения внешней политики, а внешняя политика должна быть важным фактором решения экономических вопросов. Внешняя политика играет роль фундамента в нелегком процессе государства. Государство, которая неспособна проводить свою собственную внешнюю политику, не может быть полностью независимой, в этом случае независимость - это просто формальность и ничего больше. Нету курса собственной внешней политики страны - нет и ее независимости.
Раскрывая важность внешней политики как единой, целостной, но одновременно такой разветвленной системы, нельзя не затронуть вопрос дипломатии. Именно дипломатия является средством зовнившньои политики, несмотря на то, какой именно курс дипломатической деятельности избран.
Дипломатия современности стремится постепенно избавиться от "силовых принципов", но до сих пор, к сожалению, искусство дипломатии более успешное там, где оно опирается на " силовые принципы ". Дипломатия - это искусство ведения переговоров, достижения консенсуса между государствами и влияние на дальнейшую расстановку сил на международной арене. На практике наиболее распространенными дипломатическими методами являются официальные визиты, переговоры, дипломатические конгрессы, конференции, подготовки и заключения двух-и многосторонних договоров, участие в работе международных организаций, представительство государств за рубежом, дипломатическая переписка. [С, с.45]
Система приоритетов дипломатии:
1) Дипломатия - это техника убеждения;
2) Дипломатия - олицетворяет технику принуждения;
3) Дипломатия - искусство урегулирования недоразумений;
4) Дипломатия - средство достижения соглашений.
Каждый из этих приоритетов определенным образом влияет на внешнюю политику. Это подтверждает дипломатия - один из важнейших средств проведения внешней политики.