Подвижные игры с детьми в лесу и парке. Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес

Любовь Суворова

Для того, чтобы дети, имеющие ОНР, с интересом занимались я своими руками изготовила подборку дидактических и развивающих игр . Сейчас полиграфической промышленностью выпускается великое множество интересных, познавательных игр. Но зачастую они не соответствуют поставленной на занятии цели, бывают не совсем правильно методически разработаны и что скрывать, требуют значительных капиталовложений. А уж говорить о том, чтобы приобрести достаточное количество игр для подгруппы детей (чтобы каждый выполнял задание самостоятельно) и не приходиться мечтать. Именно это заставило меня изготовить подборки игр на каждую лексическую тему . Эти игры просты в изготовлении, но позволяют интересно, занимательно, а главное с индивидуальным подходом провести фронтальное занятие.

Продолжаю Вас знакомить с подборкой дидактических и развивающих игр по лексическим темам .

Упражнение на дыхание. Задания даю самые разные :-заходит тот кто подует на красный лист, кто подует сильно 3 раза, кто подует медленно под счёт до 10.

Дидактическая игра «Что лишнее?» (на каждого ребёнка) для младшей и старшей (внизу) подгрупп.


Заучивание стиха по таблице (мнемотехника) . Схема частей дерева .


«Ветер листики порвал» (на каждого ребёнка)


«Что сначала, что потом?» . Цель : развивать умение делать умозаключения, развивать связную речь .


«Карточки на сочетание числительного и существительного (ж., м. и ср. родов) ».


Дидактическая игра «Семья слов» . Цель : учить образовывать родственные слова к существительному – лист. Использую принцип мнемотехники. Символы являются подсказками для детей. Звезда – основное слово (лист) ; большая горапревосходную степень (листище) ; маленькая гора – уменьшительно- ласкательную степень (листик, листочек, красная лента – прилагательное (листовой салат, три прямоугольника – множественное число (листья) ; рука – действие (листопад) .Пустые кармашки для других слов, которые возможно образовать.



Дидактическая игра «Домино» . Цель - развитие зрительного внимания, памяти, продолжать учить изменять существительные и прилагательные по падежам.



"Помоги Незнайке" Два варианта. Цель - учить находить у каждого дерева листочки и плоды . Развивать связную речь .


Дидактическая игра "Угадай чего не стало?"


"Меморина" правила : нужно открывать одновременно две карточки. Если одинаковые - играющий забирает себе, выигрывает тот , кто больше соберёт.



В тетрадях для домашних заданий помимо тетрадей Теремковой вклеиваю задания на развитие связной речи , логики, развития ММР и др .


"Небылицы", "Что перепутал художник?"


Все игры умещаются в этой коробке


Вот пока и всё. Надеюсь кому-нибудь мои самоделки пригодятся.

В работе с дошкольниками значительное место занимают , в процессе которых решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры. Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.

Предлагаемые дидактические игры - веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях.

В них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного .

Дидактическая игра «Продай дерево»

Цель: закрепление признаков и названий деревьев; совершенствование движений в природных условиях; упражнение в быстроте, ловкости.

Правила игры

1. Покупатель и продавец должны знать название дерева. Если покупатель неправильно называет дерево, продавец не имеет права его продать. Если продавец не знает название своего дерева, оно передается покупателю.

2. Если продавец отказывает в продаже, он обязательно должен поменяться с кем-то деревьями, сказав: «Меняю дуб на… (называет нужное дерево)».

3. Перед началом игры оговаривается движение, которое будет использоваться при обмене деревьями (бег, прыжки, ходьба быстрым шагом и т. д.).
Содержание: 3-5 детей занимают места под «своим» деревом. Ведущий игрок - покупатель - дерева не имеет. Одного из владельцев дерева он просит: «Человек, человек, продай свой дуб (…)», - на что тот может ответить положительно или отрицательно. Если продавец говорит: «Не продаю, иди к соседу», - покупатель идет к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в покупке, должен быстро поменяться с кем-нибудь деревьями - перебежать так, чтобы покупатель не успел занять его дерево. Покупатель остается ведущим до тех пор, пока не займет чье-либо место под деревом. Если владелец продает свое дерево, он становится покупателем.

Дидактическая игра «Три задания - три желания»

Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;
совершенствование движений в естественных природных условиях; формирование творческих умений.

Материал: чудесный мешочек, плоды деревьев, карточки с заданиями.

Правила игры

1. Тот, кто не сможет отыскать в мешочке названные предметы, выбывает из игры.

2. Нельзя повторять «чужие» движения, необходимо внести в них хотя бы маленький элемент новизны (например, бросить желудь можно не только в ствол, но и в ветку, в лист и т. д.).

3. Игра постепенно усложняется: дети выбирают плоды из мешочка не по заданию, а по желанию, предварительно описав их словами; перед началом игры каждый продумывает последовательность всех трех действий и кратко излагает их.

1. Детям даются разные задания (каждому - свое): взять из мешочка на ощупь желудь со шляпкой или без нее, самый большой, самый маленький, два одинаковых по величине, один большой и два маленьких и т. д.

2. Выполнив первое задание, каждый находит дерево, «подарившее» эти плоды, и придумывает игру-движение с ним (попасть желудем в ствол с определенного расстояния, перебросить через ветку и пр.).

3. В конце следует поблагодарить дерево. Как это сделать, ребенок придумывает сам: погладить его рукой, прижаться щекой, попытаться обхватить руками, сказать ему добрые слова. В игре можно использовать любое дерево, имеющее плоды (ель, сосну, рябину). Задания могут быть оформлены в виде карточек с рисунками. Победителем считается тот, кто придумает самое интересное, необычное движение, сумеет искренне «поблагодарить» дерево.

Дидактическая игра «Найди дерево»

Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

Правила игры

1. Заранее оговаривается движение, используемое в игре.

2. Поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал до дерева, но и первым обхватил его.

Содержание: воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.

Дидактическая игра «Березонька, выручай»

Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.

Правила игры

1. Начинать бег и ловить можно только по окончании «кричалки».

2. Не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и выполнившего дополнительное движение.

Дидактическая игра «Записки в лесу»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе.

Материал: небольшие листочки бумаги с рисунками и надписями.

Правила игры

1. Снимать записки с веток осторожно, чтобы не повредить дерево.

2. Ходить по лесу бесшумно; найдя записку, не бежать и не кричать. Содержание: воспитатель заранее развешивает на кустах и ветках «записки». Дети должны их отыскать. Победителем считается тот, у кого записок окажется больше.

Дидактическая игра «Мишень»

Цель: совершенствование навыков метания в естественных природных условиях, закрепление названий хвойных деревьев. Материал: палочка, веревочка, шишки.

Правила игры

1. Дети предварительно собирают для себя по 10 шишек (еловых, сосновых), раскладывают их в ряд.

2. Прежде чем бросить шишку, необходимо сказать, с какого она дерева. Если дерево названо неправильно, игрок теряет право одного броска.

3. Каждый сам подсчитывает очки (могут быть разные варианты подсчета: в уме, откладывая палочки или другие мелкие предметы по количеству очков). Содержание: на земле рисуют несколько кругов (один в другом), пользуясь палочкой с привязанной на конце веревочкой и воткнутой в землю (используя это приспособление как циркуль). Дети по очереди (по договоренности или жеребьевке) бросают шишки в круги, стараясь попасть в центральный. За попадание в центральный круг присуждается 5 очков, в каждый последующий - на одно меньше. Набравший большее количество очков считается победителем.

Дидактическая игра «По нарисованной дорожке»

Цель: совершенствование навыков разных способов ходьбы в природных условиях, развитие наблюдательности, сообразительности, творчества, выдержки.

Правила игры

1. Ведущий должен оставить четкие следы и определенный «узор» на земле.

2. Игроки соизмеряют длину и постановку своих шагов точно с обозначенными на земле.

Содержание: выбирается ведущий. Он становится впереди колонны и «рисует» дорожку: идет по песку (снегу), стараясь оставить своеобразный рисунок из следов (идет широким, узким, приставным шагом, спиной вперед, ставя стопу прямо, под разным углом). При этом следует предусмотреть определенную повторяемость «узора». Дети должны идти друг за другом «след в след», точно повторяя «рисунок». Победителями (их может быть несколько) считаются те, кто правильно выполнит задание.

Дидактическая игра «Листопад»

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, грациозности движений, внимания, наблюдательности. Материал: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.

Правила игры

1. Дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения,
выполнять их эмоционально, грациозно.

2. Начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.

Например: ветра нет - листья уснули (все приседают, закрывают глаза); подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед);
закружились листья на месте; стих ветер - листья отдыхают и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Материал: камешки, шишки или другие предметы, найденные в лесу.

Правила игры

1. Предмет прячется таким образом, чтобы он выделялся на общем фоне (на пеньке, в развилке ветки, на перекрестке тропинок и т. п.).

2. На поиски спрятанного предмета отправляются все дети по сигналу. Содержание: спрятав какой-либо предмет (или несколько), воспитатель сообщает участникам игры, что он спрятал и приблизительно где. Предлагает найти предмет. Тот, кто выполнит задание первым, считается победителем и получает право продолжить игру в качестве руководителя.

Дидактическая игра «Кто дальше бросит копье»

Цель: упражнение в метании, развитие внимания, ловкости. Материал: прутики, ленточки, поощрительные фишки. Правила игры

1. Копье для себя каждый изготавливает сам.

2. Бросок выполняется одновременно по сигналу.

3. Способ метания дети выбирают самостоятельно.

Содержание: копье готовится из найденного на земле прутика, к которому привязывается пучок травы или ленточка. Дети становятся вдоль тропинки (начерченной линии) и бросают копье, точно выполняя задание воспитателя: кто дальше? выше? попади в цель (в ствол, в нарисованный круг) и др. Количество бросков и правильность выполненных заданий подсчитывается с помощью поощрительных фишек.

Дидактическая игра «Перелет - недолет»

Цель: упражнение в разных способах метания, развитие внимания, быстроты реакции.

Материал: шишки по количеству детей, поощрительные фишки.

Правила игры

1. Шишка должна перелететь через деревце; застрявшая в ветках или недолетевшая очка не дает.

2. Бросок выполняется поочередно по сигналу.

Дидактическая игра «Пройди и запомни»

Цель: совершенствование различных видов и способов ходьбы в естественных условиях; развитие внимания, наблюдательности, памяти. Материал: шишки, веточки, коряги и другие предметы.

Правила игры

1. Идти нужно указанным способом (на носках, пятках, боком, спиной вперед и т. д.) и выполнять движения правильно.

2. При повторении игры меняется расположение предметов и их количество. Содержание: на тропинке раскладываются разные предметы (5-7 шт.), найденные в лесу. Дети идут по тропинке друг за другом разными способами (по указанию воспитателя) и одновременно запоминают порядок расположения предметов. Затем каждый рассказывает об увиденном. Допустивший ошибку проходит тропинку повторно и говорит, в чем он ошибся.

Дидактическая игра «Парашютист»

Цель: совершенствование навыков прыжка в природных условиях, закрепление названий способов прыжков; развитие ловкости, внимания, точности движений.

Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Прыгать по сигналу, приземляясь на носки, сохраняя равновесие.

2. Поощряется усложненный прыжок (с поворотом в воздухе, спиной вперед, боком и пр.).

Дидактическая игра «Пройди прямо»

Цель: упражнение в ориентировке в пространстве; развитие внимания, памяти; закрепление различных способов ходьбы. Материал: заостренные палочки для рисования дорожки.

Правила игры

1. Начинать и заканчивать движение точно по сигналу.

2. Во время движения глаза не открывать, не подглядывать.

3. Правильно выполнять предлагаемый способ движения.

4. Нарушающий правила выбывает на один период игры.

Дидактическая игра «Точный прыжок»

Цель: упражнение в различных способах прыжков и точности приземления, в ориентировке в пространстве; развитие внимания, самооценки. Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Правильно выполнять предлагаемый способ прыжка (без предварительного показа).

2. Начинать движение по сигналу.

3. Уметь оценить правильность своего прыжка, точность приземления. Содержание: каждый рисует для себя круг и становится в его центр. По сигналу дети подпрыгивают и, повернувшись в воздухе на 180°, приземляются внутри круга. При повторении используется двойной прыжок, прыжки на одной ноге, с закрытыми глазами и др. Дети сами оценивают, насколько удался им прыжок - за правильную оценку они получают каждый раз поощрительную фишку.

Игра «Кривые дорожки».

Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.

Материал: палочки, мел для рисования.

Правила игры

1. Все нарисованные дорожки должны быть разными по форме и длине (до 10 шагов).

2. Дорожка может быть продана при двух условиях:

1) количество шагов соответствует названному (равномерность шага не требуется, поэтому шаги можно «подогнать» к названному количеству);

2) пройти надо точно по начерченной линии.

Содержание: несколько детей рисуют «кривые дорожки» (зигзагом, змейкой и т. п.), остальные наблюдают за ними, подсказывают. Готовые дорожки «продаются». Покупатель подходит к владельцу дорожки и говорит: «Хозяин, хозяин, продай дорожку». Тот в свою очередь спрашивает: «Сколько за нее дашь?» Покупатель должен примерно рассчитать длину дорожки в шагах и ответить, например, так: «Десять шагов и все точные». Покупатель идет по нарисованной дорожке и считает шаги. Если количество шагов соответствует предложенной цене, он становится «хозяином» дорожки.

Дидактическая игра «Ветер и ветерки»

Цель: упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Правила игры

1. Движения всеми игроками должны выполняться правильно и четко.

2. Неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры. Содержание: ведущий - ветер - выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.

Дидактическая игра «Метелица, вьюга, пурга, буран»

Цель: закрепление названий природных явлений зимы; упражнение в различных видах и способах движений.

Правила игры

1. Точно дифференцировать движения в зависимости от сигнала.

2. Начинать движения одновременно.

3. После игры помочь друг другу отряхнуть снег.

По сигналу «Вьюга» дети становятся в ряд и двигаются вперед, захватывая снег двумя руками и подкидывая его вверх. По сигналу «Пурга» - становятся вокруг небольшой ели, каждый лепит снежок и бросает его, стараясь перебросить через ель. По сигналу «Буран» дети кружатся на месте и с продвижением вперед, одновременно подкидывая вверх снег ногами. При повторении игры воспитатель или кто-либо из детей повторяет сигналы в произвольном порядке.

Дидактическая игра «Раз тропинка, два тропинка…»

Цель: упражнение в ходьбе различными способами, в ориентировке в пространстве; знакомство со свойствами снега.

Правила игры

1. При «рисовании» тропинки каждый использует только один способ ходьбы, точно дифференцируя и называя его.

2. При ходьбе по тропинкам выбирать соответствующие способы ходьбы. Содержание: каждый из детей «рисует» на снегу свою, не похожую на другие, тропинку, используя разные способы ходьбы (приставным шагом прямо, боком, спиной вперед и т. д.). Тропинка может быть широкая, узкая, с препятствиями из снежного сугроба, длинная, короткая, извилистая, круглая и пр. После того, как тропинки будут нарисованы, дети рассматривают их, пытаются угадать использованный «при рисовании» способ ходьбы, а затем проходят по ним соответствующим шагом. В конце игры все тропинки соединяются вместе - «строится большой дом».

Дидактическая игра «Зима надоела»

Цель: закрепление знаний о признаках зимы; упражнение в беге с ловлей и увертыванием; развитие ловкости, быстроты.

Правила игры

1. Ответ должен состоять из одного предложения с четко выраженным признаком.

2. Бег можно начинать только после последнего произнесенного слова. Содержание: воспитатель читает стихотворение: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела… » - и спрашивает детей, почему зима надоела. Каждый из детей находит свой вариант ответа. Ответивший первым убегает, а все остальные его ловят.

Дидактическая игра «Найди такой дуб»

Цель: упражнение в быстроте, ловкости; закрепление представлений о дубе; обогащение активного словаря.

Правила игры

1. Бег начинать одновременно по сигналу «Беги!»

2. Дети по очереди выбирают дерево, к которому надо бежать.

3. Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить как можно больше слов.

Содержание: игра проводится в дубовой роще. Дети рассматривают деревья и находят среди них самое большое, низкое, старое, молодое, развесистое, могучее, красивое и т. д. После такой предварительной беседы они становятся в шеренгу, хором произносят: «Раз, два, три… К самому большому (низкому и т. д.) дубу беги!» - и стараются как можно быстрее добежать до цели.

Игра «Мое любимое дерево».

Цель: закрепление названий деревьев и их признаков; упражнение в беге, быстроте реакции на сигнал, ловкости.

Правила игры

1. Следует правильно назвать дерево и для его характеристики выбрать наиболее яркий признак.

2. Не выполнивший это задание с первого раза повторяет его. Содержание: каждый из детей выбирает для себя любимое дерево, рассматривает его, запоминает характерные детали с тем, чтобы потом его нарисовать, рассказать о нем. На сигнал «О дереве расскажи!» - дети бегут к воспитателю и одним предложением характеризуют какой-либо признак дерева или свое отношение к нему. Затем они бегут обратно к своему дереву, чтобы проверить правильность высказанного суждения. После игры дети рисуют дерево.

Дидактическая игра «Стежки-дорожки»

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, памяти, внимания.

Правила игры

1. Ведущий, прежде чем поменять движение, останавливает колонну и
называет следующее движение.

2. Ведущий меняется, если он повторяет уже использованное ранее движение.

3. Идущие в колонне должны точно повторять предлагаемые движения. Содержание: дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего - провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения (идут разными способами, бегут, продвигаются прыжками и т. д.). Ведущий, придумавший больше движений, считается победителем.

Дидактическая игра «Что мы видим?»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции; активизация словаря; упражнение в различных видах и способах движений.

Правила игры

1. Называть слово надо быстро, не задумываясь.

2. Нельзя повторять слова и движения.

Дидактическая игра «Кто быстрее?»

Цель: упражнение в беге, ориентировке в пространстве; развитие ловкости, быстроты реакции на сигнал.
Правила игры
1. Бег начинать по определенному сигналу (словесному, звуковому).
2. Правильно называть ориентир, до которого следует бежать. Содержание: желающий посостязаться в беге подходит к кому-нибудь из детей. Он закладывает за спину свою левую руку и хватает ею за локоть правой так, чтобы та была свободна только до локтя. Если вызов принимается, желающий состязаться делает то же. Затем оба ударяют в ладони друг друга. Они договариваются, куда будут бежать, называя дерево, куст, пенек и т. д. Задача - добежать первым.

Дидактическая игра «Прыгни дальше»

Цель: упражнение в прыжках, ловкости, ориентировке в пространстве.

Правила игры

1. Перед игрой следует договориться о способе прыжка (с места, с разбега, прямо, боком и т. д.).

2. Сидящие на земле игроки не должны менять позу во время прыжков. Содержание: двое игроков садятся на землю друг против друга и упираются ногами. Остальные играющие прыгают через их ноги поочередно, стараясь прыгнуть как можно дальше. Те игроки, кто прыгнет на меньшее расстояние, заменяют сидящих на земле.

Дидактическая игра «Не замочи ног»

Цель: упражнение в прыжках, ловкости, быстроте. Материал: различный природный материал.

Правила игры

1. При каждом повторении игры ширина ручья постепенно увеличивается.

2. Прыжок выполняется всеми одновременно.

3. Количество повторений игры оговаривается заранее.

Содержание: из прутиков, шишек (палочек, камешков и т. д.) выкладывается ручей шириной 50-80 см. Дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу второй перепрыгивает ручей. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, выходит из команды. Таким же образом прыгает и вторая команда. Выигрывает та из них, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.

Дидактическая игра «Подарки от березы»

Цель: закрепление представлений и воспитание любви к природе; развитие памяти, внимания; активизация словаря. Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Нельзя повторять сказанное или выполненное другими игроками.

2. Каждый из игроков должен иметь возможность проявить активность.

3. Оригинальное высказывание и движение поощряется дополнительной
фишкой.

Содержание: воспитатель называет признаки березы или другого дерева; дети должны выбрать те, которые относятся к березе. За правильный ответ выдается «подарок от березы» - фишка. Далее детям предлагается подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу, сопровождая каким-нибудь движением. За каждый ответ получают по фишке. В конце подсчитывается их количество у каждого из игроков. В заключение проводится хоровод «Во поле береза… »

Дидактическая игра «Моя находка»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

Правила игры

1. Выбирая находку, необходимо придумать несколько вариантов ее использования.

2. В конце игры называются лучшие способы обыгрывания найденных предметов.

Содержание: детям предлагается разойтись по лесу, найти «что-нибудь» и принести все находки в определенное место. Затем все они рассматриваются, высказываются предположения, что можно с ними делать. Например, сухая легкая палочка длиной 80-100 см похожа на посох, с которым ходят лесные сказочные герои. Детям предлагается изобразить любого героя (Гнома, Бабу Ягу, Кащея и т. д.). Эту же палочку можно использовать для прыжков - положить на землю и прыгать через нее разными способами (вдоль, прямо, боком, спиной вперед, на одной и двух ногах и т. д.). Прочный легкий шест длиной до 1,5 м можно использовать для прыжков через узкую канавку, опираясь на него. С таких же позиций рассматриваются и другие находки - желуди, чашечки желудей, шишки от разных деревьев, листья, камешки.

Дидактическая и гра «Картинная галерея»

Цель: закрепление способов движений в естественных условиях; развитие внимания, памяти, фантазии.

Правила игры

1. Точно дифференцировать движения по способам их выполнения.

2. Следы на «картине» располагать в виде рисунка.

Содержание: каждый из детей выбирает ровную песчаную площадку (примерно 1 м2), очерчивает ее в виде рамы. Это картина, на которой надо оставить разные следы. Предварительно дети должны опробовать, какие следы остаются от разных движений (прыжок на двух ногах прямо, боком, с поворотом, на одной ноге, ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. д.). Затем дети выбирают понравившиеся и запечатлевают их, предварительно загладив старые следы. Проводится просмотр готовых картин, угадывание движений.

Дидактическая и гра «Найди камешки»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.

Правила игры

1. Находить камешки в соответствии с заданием.

2. Нельзя повторять уже выполненное кем-либо из детей движение. Содержание: детям поочередно даются задания: найти самый большой камешек, самый гладкий, острый, причудливый, красивый и т. д. Эта часть игры проводится в форме соревнования - кто быстрее? Во второй части каждый из детей придумывает движения со своим камешком. Выигрывает тот, кто больше придумает движений.

Дидактическая игра «Послушный камешек»

Цель: упражнение в ручных двигательных умениях; закрепление различных способов бросков; развитие ловкости, быстроты, внимания, памяти. Материал: небольшие камешки.

Правила игры

1. Выполнять движения правильно, дифференцировать их по названию.

2. Обронивший камешек получает штрафное очко.

3. Выигрывает тот, у кого меньше или совсем нет штрафных очков. Содержание: последовательно выполнять различные виды бросков: перебрасывать камешек из руки в руку; подбрасывать и ловить одной рукой (правой и левой поочередно); подбрасывать одной, а ловить другой рукой; подбрасывать вверх и ловить двумя руками; подбрасывать вверх двумя руками, а ловить одной и наоборот; перекатывать камешек между ладонями; перекатывать одной рукой вокруг ладони другой; бросать сверху одной рукой и успеть поймать падающий камешек двумя руками (позднее одной); подбрасывать и ловить с хлопком во время полета. Те же движения повторяются с двумя камешками. Первый раз движения выполняются после показа, затем - только по названию.

Дидактическая игра «С камешком у воды»

Цель: летние забавы; закрепление навыков метания в естественных условиях; развитие ловкости, зрительного и слухового внимания, выдержки.

Правила игры

1. Начинать движения по сигналу.

2. Задание выполнять как можно точнее.

Содержание:
1. «Брось и послушай» - кто-либо из детей бросает камень в воду, остальные сидят с закрытыми глазами. По всплеску воды они должны определить, далеко или близко упал камень.
2. «Точно в цель» - один из детей бросает камень, остальные по очереди должны бросить камень в то же место.
3. «Поющие фонтаны» - дети бросают одновременно несколько камешков. Затем рассказывают друг другу, у кого какой получился фонтан (большой - маленький, громкий - тихий и т. д.).

Дидактическая игра «Рисунки из камешков»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, фантазии; упражнение в счете.

Правила игры

1. Рисунок из камешков должен быть понятным, нельзя повторять чужие рисунки.

2. Правильно называть количество камешков.

3. Придумать как можно больше разных движений.

Содержание: детям предлагается найти как можно больше камешков и выложить из них простой рисунок: спираль, извилистую линию, лестницу, солнце с лучами и т. д. Затем дети придумывают движения в соответствии со своим рисунком - количество повторений движений должно соответствовать количеству камешков. Победители определяются дважды: по количеству камешков в рисунке и по выполненным движениям.

Дидактическая игра «Потерянный предмет»

Цель: развитие наблюдательности, внимания; упражнение в умении ходить бесшумно, сдерживать эмоции.

Материал: различные предметы: блокнот, карандаш, пакет и т. п.

Правила игры

1. Ходить по лесу медленно, бесшумно; обнаружив предмет, не бежать с ним и не кричать.

2. Начинать поиск после сигнала.

Дидактическая игра «С горки на горку»

Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.

Правила игры

1. Внимательно слушать и подбирать движение, наиболее соответствующее заданию.

2. Выполнять движения правильно.

Содержание: дети по сигналу поднимаются на горку и спускаются с нее, подбирая то движение, которое соответствует образному заданию воспитателя (например, на горку - лошадки, с горки - зайчатки; на гору - зайчата, с горы - медвежата; на гору - стрекозы, с горы - козы; на гору - муравьи, с горы - журавли и т.д.). Побеждает тот, кто точнее подберет движение и правильно его выполнит. Победитель становится руководителем игры.

Дидактическая игра «Ребята и зверята»

Цель: забавы-импровизации; совершенствование движений; развитие творчества, фантазии.

Правила игры

1. Четко дифференцировать движения и изображаемых животных согласно тексту.

2. Использовать как можно больше различных движений. Содержание: дети выполняют движения соответственно тексту:
- На зеленом на лугу бегают ребята. (Дети бегают кто как хочет.)
- Это вовсе не ребята, а какие-то зверята. (Изображают с помощью движений различных животных.)
- Убежали все зверята, вновь вернулись к нам ребята. (Выполняют любые движения.)
Воспитатель отмечает наиболее интересные импровизации, подчеркивает, кто из детей использовал больше разнообразных движений.

Дидактическая игра «Меткий стрелок»

Цель: закрепление навыков метания; развитие глазомера, ловкости. Материал: мелкие предметы для метания.

Правила игры

1. При выполнении броска не заступать за черту.

2. Засчитывается попадание в любую лунку независимо от
последовательности ее расположения.

Дидактическая игра «Спрячь предмет и опиши дорогу к нему»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения точно описать ситуацию.

Правила игры

1. Как можно точнее объяснять дорогу к спрятанному предмету.

2. По договоренности игроков предмет может быть на виду или тщательно замаскирован.

Дидактическая и гра «Посмотри и скажи» (упражнение для глаз)

Цель: укрепление глазных мышц; развитие внимания, памяти, речи.

Правила игры

1. Движения головой не разрешаются.

2. Рассказ об увиденном должен быть точным и кратким.

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тихоненко Наталья Александровна, воспитатель 1 категории, МАДОУ "Катюша" Ямало-Ненецкий А.О. г.Лабытнанги
Описание: Данная методическая разработка совместной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление пройденного материала,будет полезна в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам, учителям начальных классов. Способствует обогащению, расширению знаний детей о лесе, умению составлять описательные рассказы, загадки, с помощью различных методов обучения и развитию разговорной речи детей во время работы.

Тема: "Лес"

(закрепление)
Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе.
Задачи:
Образовательная - обучать детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям; учить детей загадывать загадки по схемам, следуя последовательности, составлять описательные рассказы о лесе;
Развивающая - развивать речь, фантазию, воображение, память, развивать диалогическую речь, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов, дать понятие слову «лес», «лесник», использовать слова синонимы, закреплять умение, выражать свои мысли полными предложениями, учить понимать значение мудрость народных пословиц;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
Словарная работа: лес, лесник, лиственный лес, хвойный лес, берёзовая роща, ельник,дубрава, «Старичок – Лесовичок».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы про лес, его обитателей.Просмотр фильмов и презентаций. Наблюдение на прогулках.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов. Мнемотаблицы (лес в разное время года). Иллюстрации диких животных, насекомых, цветы, схемы – загадки, игрушка – Лесовичок.
Ход работы
1.Организационный момент
«Игра с руками»
У оленя дом большой, (руки уголком над головой)
Он в своё окно глядит. (голову выводим вперёд)
Бежит заинька косой, (прыжки на месте)
Громко в дом ему стучит. (Стучат кулачком о стол)
Заяц, заяц, заяц стой! (грозят пальцем)
В дом ко мне не забегай,
Скорее лапочки давай. (берут друг друга руки)
2.Упражнение на расслабление речевого аппарата (губ)
«Лягушки»
(губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.
3.Сюрпризный момент
Появляется «Старичок- Лесовичок»
"Старичок-Лесовичок" -Здравствуйте ребята! Вы знаете кто я?
Воспитатель - Правильно это - сказочный дедушка охраняющий лес. Он пришёл к нам сегодня в гости,и хочет узнать - Что вы знаете про лес?
Воспитатель - Кто был в лесу?
Воспитатель - Что видели там?
Воспитатель - Что растёт в лесу?
Воспитатель - Встречали ли вы лесных зверей? Каких?
Воспитатель- А встречались ли на пути муравейники?
Воспитатель - Слышали ли кузнечиков?
Воспитатель - Знаете ли, как нужно вести себя в лесу? (не кричать, говорить тихо, не рвать цветы, не разорять гнёзда и муравейники, не бросать мусор, не разжигать костры)
"Старичок- Лесовичок" - Ну, молодцы!
Воспитатель - Какие растения самые важные в лесу? (деревья)
Воспитатель - Правильно это деревья, их очень много.
Дидактическая игра «Найди, что я опишу»
(дети находят картинки с нужным изображением: берёза, клён, сосна и т.д.)
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
В серёжках, а не человек.

Великан стоит могучий
С головою, словно туча.
В туче в жёлтых теремочках
Много маленьких сыночков.


Кто под самый
Новый год
К нам из лесу
В дом придёт-
В огоньках, шарах звезде
И серебряном дожде?


Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.


Воспитатель - Что ещё растёт в лесу под деревьями? (кустарники, травы, ягоды, грибы)







Воспитатель - Как называют лес, в котором растут берёзы, клёны, тополя и т. д.? (лиственный)


Воспитатель - А как называется лес, в котором растут ели, сосны, кедр и т.д.? (хвойные леса)


Воспитатель - Есть берёзовые рощи, там растут только берёзы.


Воспитатель - А если растут только ели, как назвать такой лес? (ельник)


Воспитатель - В дубраве растут, как вы думаете что? (дубы)


(по ходу рассматриваем иллюстрации)
4.Гимнастика для глаз
5.Физ. минутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем, крылышки сложим назад.
Дидактическая игра «Загадай и отгадай»
(дети составляют самостоятельно по схемам загадки)


("Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками")


("На лесной полянке у самой тропинке красные горошки.
Кто мимо пройдёт,в рот к себе их уберёт.")

"Старичок-Лисовичок" -Ребята можно ли вырубить деревья в лесу? (нет)
Воспитатель - Почему?
Воспитатель - Почему все люди любят ходить в лес?
Воспитатель - Правильно в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Лес – это общий дом для животных и растений он даёт им жильё и пищу. Люди восхищаются его красотой, отражают её в стихах, картинах, песнях и т.д.. Лес – это замечательное природное богатство.
6. Составление описательных рассказов
Воспитатель - Лес в любое время года выглядит по-разному, но он всегда сказочно красив! А вы можете рассказать почему?
(дети,по своим мнемотаблицам составляют описательные рассказы)


"Осенью, зимой, весной и летом красив наш лес.


Осенью люди собирают в лесу грибы, ягоды, орехи и шишки, а ещё красивые осенние листья.


Зимою люди ходят по лесу на лыжах. Там можно увидеть зайца, белку или лису, а так же найти неизвестные следы.


Весной в лесу появляются проталины, расцветают подснежники. На ветках деревьев набухают почки. Птица возвращаются из тёплых стран.


Летом в лесу собирают землянику, на лесных полянах косят сено.


Хорошо в лесу в любое время года!"
Воспитатель - А кто помогает "Старичку-Лесовичку" охранять лес? (человек)


Воспитатель -Лесник – это человек, который следит за порядком в лесу. И объясняет людям, что лес надо беречь.
"Старичок-Лесовичок" - А вы знаете пословицы про лес?
Лес да вода поле красят.
Лес и вода – родные брат и сестра.
Лес видит, а поле слышит.
Воспитатель - Что даёт лес человеку? (тепло, бумагу, игрушки, мебель, жильё)
7. Итог
(Катя Т.читает стихотворение)
В жаркий день или морозный
Собираясь в лес идти,
Ты запомни: только с пользой
Надо время провести.
Сотни тайн и чудес
Для тебя откроет лес!
Воспитатель - О чем мы сегодня с вами беседовали?
"Старичок-Лесоввичок" - Молодцы, ребята, мне очень у вас понравилось, я вижу вы много знаете о лесе, и я этому бесконечно рад, но мне уже пора возвращаться домой. Но я обязательно к вам ещё как - нибудь загляну на огонёк. До свидания, друзья! Счастливых вам лесных походов!!!

Цели:

Расширить знания детей о лесе и его обитателях.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Познакомить детей с понятиями «темный» и «светлый».
Продолжать учить детей слушать музыкальное произведение.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине, положении в пространстве.
Учить детей выполнять коллективную работу, не мешая товарищам.
Совершенствовать навыки лепки, нетрадиционного рисования (пальчиками и зубными щетками).
Упражнять в аккуратном наклеивании деталей изображения.
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Картинка-фон с изображением лесной опушки с вписанными в изображение геометрическими фигурами зеленого и коричневого цветов.
Квадраты темно-зеленого и светло-зеленого цветов.
Изображение дерева без листьев на большом листе бумаги, флексика: листья светло- и темно-зеленые.
Картинка-фон с изображением дерева с тенями-геометрическими фигурами, цветные изображения сов в виде этих геометрических фигур.
Картинка с изображением трех деревьев и одного гриба.
Заготовка для рисования «ива», зеленая гуашь, зубные щетки.
Картинка-фон с изображением леса (высокое и низкое дерево, ель, два облака, пенек, озеро, три лилии), силуэтные картинки (птица, 2 гриба, 3 цветка, змея, лягушка, солнце, утка).
Игра «Кто живет в лесу»: картинка-фон «лес», цветные силуэтные картинки зверей.
Игра «Чей хвост?»: картинка с изображением животных без хвостов, цветные силуэтные хвосты этих животных.
Картинка с изображением деревьев с дуплами трех величин, силуэтные картинки белок, листьев и желудей трех соответствующих величин.
Картинка-заготовка с изображением куста, пластилин коричневого цвета.
Лесные орехи. Шишки, корзина, блюдца из кукольной посуды.
Картинка-фон для аппликации, кроны деревьев, вырезанные из цветной бумаги, клей, пальчиковые краски.
Оборудование для динамической паузы: пеньки, искусственная елка, скамейка, «ручеек».
Аудиозаписи: «Утро в лесу» Э. Григ, «В лесу» Железнова, «Шум леса» Ференс Лист.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Едем в лес»

Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Давайте построим из стульев автобус и отправимся в путь. (Можно использовать «Песенку друзей»).

Слушание музыки Эдварда Грига «Утро в лесу»

Воспроизводится аудиозапись.

Конструирование «На лесной опушке»

Выложите геометрические фигуры на свои места. Покажите узкую тропинку, широкую тропинку. Какого цвета круг, овал и треугольник? Зеленого цвета. Какого цвета квадрат и прямоугольник? Коричневого цвета.

Знакомим детей с оттенками зеленого цвета

Перед вами квадраты. Какого они цвета? Зеленого. И этот цвет зеленый и тот цвет зеленый, но они разные. Вот этот зеленый - светлый, а этот зеленый - темный.
Покажите светло-зеленый цвет, темно-зеленый цвет.

Коллективная аппликация «Дерево»

Сейчас мы наклеим на это дерево листочки светло-зеленые и темно-зеленые.

Дидактическая игра «Совы на дереве»

Рассадите сов на дереве. Каждую сову посадите на ее тень, подходящую по форме.

Дидактическое упражнение «Что лишнее?»

Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней лишнее? Лишний гриб, потому что все остальные - деревья.

Рисование зубными щетками «Ива»

У дерева ивы веточки опущены вниз, нарисуйте зеленые ветки с листьями. Для рисования используйте зубные щетки.

Музыкальное упражнение «В лесу»

Дети ходят по комнате под слова песни «В лесу» Железновой. Затем произносят «ау».

Дидактическая игра «В лесу»

Дети выкладывают мелкие цветные силуэтные изображения на картинку-фон.

Перед вами картинка, на которой нарисован лес. Давайте дополним эту красивую картинку.
Пусть на самом высоком дереве сидит птица. А под низким деревом вырастет два гриба.
А вокруг пенька расцвели три цветка. На пенек залезла змея. На елке выросли шишки. На небе ярко светит солнце. Возле озера сидит лягушка, а по озеру плывет утка. Сосчитайте, сколько кувшинок расцвело в озере? Сколько облаков на небе?

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Давайте разложим на картинке жителей леса и назовем каждого из них.

Дидактическая игра «Белки»

Помогите каждой белке найти свое дупло. Угостите белку желудем. Подбирайте дупло и желудь по размеру каждой белке. А теперь попробуйте угадать, с какого дерева упали эти листья.

Лепка «Ореховый куст»

На ореховом кусте поспели орехи. Давайте сделаем их из пластилина. Какого цвета пластилин? Коричневого цвета. Отрывайте кусочки пластилина, скатывайте из них шарики-орехи, прикладывайте к кусту и придавливайте пальчиком.

Динамическая пауза «Прогулка по лесу»

Дети ходят по пенькам, обходят вокруг елки, перепрыгивают через ручеек, проходят по скамейке. (Воспроизводится аудиозапись «Шум леса» Ференса Листа).

Дидактическое упражнение «Чей хвост?»

Помогите зверям найти свои хвосты.

Изобразительная деятельность «Лес»

Приложите листву к стволам деревьев. Вот какие деревья в лесу! Наклейте их. А листочки на березке нарисуйте пальчиком.

Игры с шишками

Сосчитай шишки, забрось шишку в корзину, не урони шишку (пронеси на блюдце).

Дегустация лесных орехов

На прощание лес приготовил для нас подарок - лесные орехи. Попробуйте их.

Алла Филимонова
Конспект квест-игры «Путешествие в лес» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волошинский детский сад

Конспект квес-игры на тему :

«Путешествие в лес »

для детей средней группы

Разработала : Филимонова А. Г.

Цель : выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей 4-5 лет ;

Образовательные :

Закрепить с детьми полученные знания о природе : животных, насекомых, птицах, лекарственных растениях;

Закрепить знания детей о том , какие звуки издают птицы;

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе;

Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;

Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество) ;

Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи;

Активизировать словарь

Воспитательные :

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Воспитывать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым;

Воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;, умение работать в команде.

Развивающие

Развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость, кругозор, мышление, связанную речь;

Развивать умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения;

Развивать пространственное мышление и ориентацию в пространстве; - развивать коммуникативную активность через общение, повышать концентрацию и игровую активность детей ;

Развивать логику, развитие личности в командной игре, упорство для достижения цели;

Развивать представлений о хороших и плохих поступках.

Обогащать словарный запас;

Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание.

Материал :

Письмо, стрелки- указатели, картинки диких животных, игрушки ежа и муравья, картинки с изображением лекарственных растений, макеты деревьев, животных, загадки, презентация «Насекомые» , аудиозаписи «Звуки леса» , плачь, журчание ручья,видеозапись «Голоса птиц» , мусор и большой мусорный пакет для игры, аудиописьма от Мудрой Совы, записка, кинетический песок, веточки, рюкзак, пазлы, медали, торт

Предварительная работа : рассматривание картинок, беседы, чтение художественных произведений о животных, птицах, насекомых, отгадывание загадок., просмотр мультфильмов из серии «Шишкин лес» , просмотр презентаций «Животные наших лесов» , «Насекомые» , «Лесная аптека» , , «Птицы Ростовской области» , «Деревья и кустарники» составление рассказов о птицах и животных, д/и : «Кого не стало» , «Четвёртый лишний» , «Кто где живёт?» , «Кто что ест?» , «Чей хвост» , «Узнай по силуэту» , «Животные и их детеныши » , «Зимующие и перелетные птицы» , «С какого дерева листок» , «Назови лекарственную травку» и др.

Воспитатель : Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Дети : Хотим.

Воспитатель : Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая Сова. Мы, лесные жители слышали, что вы любите природу и много о ней знаете. Мы хотим проверить, так ли это, и приглашаем вас в путешествие по лесу . Мы приготовили для вас подарок, но чтобы получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку- пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились в лесу мы оставили для вас стрелки - указатели.»

Воспитатель : Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по лесу ? Вы согласны выполнить задания лесных жителей и хотите получить подарок?

А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес пешком.

Но прежде чем отправляться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Нельзя ломать деревья!

Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.

Нельзя разрушать муравейники

Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!

Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.

Нельзя рвать большие букеты цветов

Нельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает птиц и животных.)

Нельзя мусорить в лесу.

Можно фотографировать природу.

Нужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею

Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. Отправляемся в путь.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

(звук леса)

Воспитатель : Вот мы и добрались до первой полянки. Послушайте, как поют птицы. Но что - то здесь не видно никого

Воспитатель : Ну что, поищем животных, ну ка посмотрите внимательно, куда же они спрятались?

Посмотрите внимательно, а чья это тень. (если дети затрудняются угадать животное по силуэту предлагает отгадать загадку «За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник-ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами - щелк.

Правильно волк. Как называется дом у волка – логово. Чем питается волк? (Мелкими животными)

Ребята вы слышите, за пеньком пыхтит кто- то. (Звук ежа) (Воспитатель заглядывает)

Хотите узнать, кто здесь, отгадайте загадку

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной» Где дом ежа? Чем питается? (Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)

А здесь кто спрятался, чей это пушистый рыжий хвостик выглядывает

Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы? (Лиса охотится на зайцев и мышей, живет в норе)

Интересно, а чьи это длинные ушки выглядывают из- за кустика? Кто там прячется. Правильно заяц. Чем питается заяц, где его дом (Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом)

Смотрите, под деревом скорлупа от орехов лежит, кто же здесь прячется – белка. Где дом белки (в дупле) .Чем питается (шишками, орехами, желудями, грибами, ягодами) Правильно.

Воспитатель : Ребята, а давайте поиграем в игу

КТО, КЕМ БЫЛ В ДЕТСТВЕ

Ловкая белка –

Была в детстве …. бельчонком,

ЕЖ – колючий,

Был в детстве … ежонком,

А хищный волк –

Маленьким … волчонком.

А хитрющая лиса-

Рыженьким … лисенком,

Длинноухий быстрый заяц

В детстве был… зайчонком.

Воспитатель : Молодцы, вы справились с заданием. А где же пазл подсказка, смотрите за кустиком сумка, что же в ней лежит? Правильно в ней первый пазл. Заберем ее с собой. Пойдем дальше? куда нам стрелки показывает? Не отставайте, давайте вспомним игру «В лес отправимся гулять» я начинаю, а вы продолжайте

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”) .

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем. (присели)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках) .

Воспитатель : Ребята! Смотрите нам на встречу Ежик бежит. Здравствуй Ежик, ты куда спешишь.

Ежик : Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели, просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может вы мне подскажите?

Воспитатель : Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу (можно собрать лекарственные травы.) А вы в травах разбираетесь, знаете какой травкой какую болезнь лечить можно? Поможем Ежику травы в корзинку собрать? Ежик, ты нам скажи, что болит у твоих друзей?

Ежик : У лисы ангина и высокая температура (надо заварить чай из ромашки)

Воспитатель : Правильно, где у нас картинка с изображением ромашки. Кладите ее в корзинку.

Ежик : А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем полечить? (дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву)

Воспитатель : Правильно, ищите картинку крапивы и лопуха, кладите в корзинку.

Ежик : А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе колено, чем помочь (надо приложить подорожник)

Воспитатель : Молодцы, ищите картинку с изображением подорожника, Подорожник это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Ежик : Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл подсказка. Досвидания.

Воспитатель : Ребята, нам пора идти дальше. Куда стрелочки показывают

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель : Ну вот ребята мы пришли в березовую рощу. (На экране березовая роща, звук леса, пение птиц, послушайте как здесь поют птицы (фонограмма пение птиц) какое же задание нам приготовили лесные жители

Воспитатель : Ну что ребята, выполним задание лесных жителей, присаживайтесь рядышком со мной, внимательно смотрите на экран и отгадывайте, какая птица для вас поет. (Видео пение птиц (дятел, ворона, сорока, кукушка)

Воспитатель : Молодцы ребята вы были внимательны и всех птиц отгадали. Воспитатель : А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы?» (Уничтожают вредных насекомых - червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях)Молодцы.

Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на полянке, отдохнем, послушаем пение птиц, расслабимся

Релаксационное упражнение «Расслабление» (Голос)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Воспитатель :. Ну что, отдохнули, вставайте, пора идти дальше, с заданием вы справились, а где же пазл (высоко на дереве, достают пазл, кладут в сумку)

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Смотрите впереди ручеек (звук ручья, аккуратно по кочкам через ручеек переходите, чтобы ноги не промочить.

Воспитатель : Ребята, смотрите какая красивая полянка впереди, как много на ней цветов (Звук насекомых) как вы думаете кто здесь живет? (дети высказывают свои предположения (бабочки, пчелы, кузнечики) Ребята, а как всех этих жителей цветочной полянки можно назвать одним словом? Правильно, насекомые. Ребята, а что вы знаете о насекомых? (Они бывают полезными и вредными.) Каких полезных насекомых вы знаете? (Это пчёлы, муравьи, божьи коровки.) А вредных? (-Это мухи, комары, гусеницы.) .

Воспитатель : Ребята, смотрите здесь записка лежит, это, наверное лесные жители оставили для нас задание. Прочтем? «Ребята отгадайте загадки и узнайте, какие насекомые живут на цветочной полянке,если отгадаете правильно, то на экране появиться насекомое»

Воспитатель : Справимся, отгадаем загадки? Слушайте внимательно и смотрите на экран

1. Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

Сверху на серединку,

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик) (изображение на экране)

2. Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

3. Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… Божья коровка

4. Домовитая хозяйка

Летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

Воспитатель : Ребята давайте встанем в круг, друг за другом и вспомним упражнение про пчелу.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)

Пожужжали, полетали, .(Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.)

От усталости упали. (Вновь бегут по кругу. Медленно опускаются на ковёр.)

Воспитатель : (Звук плачь) Ребята, вы слышите, кто то плачет (воспитатель заглядывает за кустик)

Это муравей. Что случилось, муравей, почему ты плачешь?

Муравей :Беда у меня приключилась

На мой домик кто-то наступил,

И его разворошил

Воспитатель : Не плачь, муравей мы с ребятами поможем тебе построить новый домик. Правда ребята? Ребята, а вы знаете как называется дом муравьев (муравейник, на экране появляется муравейник) Да муравейник, посмотрите на экран. Муравьи очень дружные и трудолюбивые. Чтобы построить муравейник, они очень долго и много трудятся.

Вы знаете из чего строят муравьи свой дом? (песок, веточки деревьев, листики, цветочки.) Смотрите, под кустиком песок, веточки, листочки лежат, давайте быстро, дружно построим дом для муравья. (дети складывают муравейник) .

Муравей : Спасибо вам ребята, вы очень дружные и трудолюбивые, очень быстро построили мне муравейник. Я слышал вы подарок ищите, вот вам пазл - подсказка. До свидания, счастливого пути.

Воспитатель : Молодцы, как я рада за вас, ребята вы и загадки отгадали и муравью помогли. Пойдем дальше?Под ноги смотрите, не отставайте

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и к следующей полянке вышли. Посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет, птицы не поют (на поляне мусор, пластиковые стаканы, бутылки, бумажки от конфет) Что здесь интересно случилось (дети высказывают свои предположения)

Голос Мудрой Совы : «Ребята, на этой полянке побывали дети- неряхи, Они кричали, шумели, всех птиц и зверей распугали, мусор разбросали, помогите нашей полянке, уберите мусор и получите последний пазл – подсказку»

Воспитатель : Ребята, поможем полянке? Давайте вместе соберем весь мусор на полянке в большой пакет, а когда вернемся в детский сад, выбросим его в мусорный бак. (Дети вместе с воспитателем собирают мусор и находят пазл) (звук пение птиц) Ребята послушайте, как запели птицы, это они вас благодарят за то, что вы помогли полянке

Воспитатель Ребята, мы выполнили последнее задание лесных жителей

Вы помните Мудрая Сова в письме писала, что для того чтобы узнать, где находится подарок, нужно собрать все пазлы в картинку, на ней и будет изображено то место, где лежит подарок от лесных жителей. Давайте скорее соберем все пазлы и узнаем, где лесные жители прячут для вас подарок (дети собирают пазлы, появляется картинка – подарок под большой елкой.) А где здесь самая большая елка растет? (Дети ищут, находят коробку) .

Воспитатель : Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте ее откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы» ) Посмотрите, какие медали приготовили для вас лесные жители (дети рассматривают медали) Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали.

Ребята, а в коробке еще что-то есть, смотрите здесь яблоки. Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете почему (потому что надо помыть фрукты и яблоки)

Воспитатель : Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад,

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель : Вот мы и в детском саду.

Давайте вспомним, где мы с вами были?

Кого встретили? какие задания лесных жителей мы выполнили?

Кому мы помогли?

Что было вам интересно?

Что было вам трудно?

Вам понравилось наше путешествие ?