Шпаргалка: История психологии. История психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Место психологии в системе наук

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

3. Основные психологические школы.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом ) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтезР.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное (Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности –гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология,К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим наиболее важные моменты в истории развития психологии.

Античная психология

Психология зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. в Древней Греции как часть натурфилософии (науки, изучавшей закономерности всего сущего). В это время считалось, что одушевлен не только человек, но и весь мир (панпсихизм). Душу считали материальной, а ее основной функцией считали энергетическую – приведение в движение инертного (пассивного) тела.

Немаловажную роль в развитии психологии сыграла идея причинной обусловленности (детерминизма), сформулированная Гераклитом. Концепция общего закона (Логоса) способствовала преодолению сакральности и развитию науки вообще, но породила важнейший вопрос о наличии у человека свободы воли и поведения. Мнения по этому поводу разделились – Демокрит отстаивал предопределенность, а Сократ и Платон отмечали, что в таком случае человек лишается критериев нравственной оценки своего поведения. Философская школа стоиков разделила свободу на внутреннюю и внешнюю, тем самым оставляя за человеком возможность нравственного совершенствования.

Позднее античные ученые пришли к выводу, что душа служит источником разума и нравственности, а определяющим фактором, влияющим на психику человека, является культура. Так было установлено качественное различие между психикой человека и животных, что и привело к переходу от материалистической концепции души к идеалистической, заложенному в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон выдвинул идею нематериальности и вечности души.

В античности зародилась психология познания. Аристотель выделил познавательные процессы воображения и речи, Платон – памяти. Было положено начало таким направлениям, как сенсуализм (знание базируется на ощущениях) в трудах Демокрита и Эпикура, а также рационализм (ощущения дают знания о единичных вещах, всеобщие знания дает разум) – у Платона, Плотина и школы стоиков. В вопросе регулирования человеческого поведения античные мыслители затронули также проблему эмоций. Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар полагали, что человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Платон же отстаивал регуляцию разумом.

В период эллинизма важнейшими для психологии являлись вопросы этики и нравственности, взаимоотношений между личностью и обществом. В обсуждении принимали участие школы эпикурейцев, стоиков, киников, платоников. В философии и литературе (пример – «Медея» Еврипида) внимание фокусировалось на ценности отдельного человека и его праве на собственные этические нормы. Проблему свободы рассматривали киники, пришедшие к выводу, что для ее обретения человек должен стать самодостаточным и освободиться от стыда.

Психология в Средние века

Средневековая наука, в том числе психология, была неразрывно связана с религией. В христианском мире в III–VI вв. античные концепции были под запретом, как языческие. Философские школы (Ликей, Сад Эпикура) были закрыты или вытеснены из Европы. Их возвращение состоялось уже в IX–X вв., в том числе через исламский мир. Церковь осуждала как сомнение в своих догматах, так и попытки их доказать. В VI–XII вв. церкви и монастыри являлись средоточием культуры, там работали церковные ученые, имевшие доступ к античной литературе. В XII–XIII вв. возникают первые университеты в Европе, развивается схоластика, служившая теоретическому обоснованию церковных догматов.

Лишь в XII–XIII вв. средневековая психология получила предмет исследования – «телесную душу», отличающуюся от «духовной», изучаемой богословием (так называемый деизм). К XIV–XVI вв. античные труды стали доступны для изучения, их авторы превратились в непререкаемые авторитеты. Средневековая психология изучала процессы мышления, в частности, вопрос универсалий (общих понятий). Реалисты полагали, что общие понятия существовали в уме Бога до сотворения вещей, номиналисты отрицали существование общих понятий в реальности, а концептуалисты доказывали существование универсалий в уме человека. Связь психических и соматических болезней изучал средневековый арабский мыслитель Ибн Сина, заложивший основы психофизиологии и исследования стрессов.

Психология в Новое время

В Новое время на развитие психологии повлияло появление новых подходов к построению науки – стремление к рациональности, доказательности теоретических положений. Психология становится наукой о сознании, не изучает вопросы внешней активности, поведения. Развитие точных наук, в частности физики, повлекло за собой появление такого подхода, как механистический детерминизм (человеческое тело – своеобразная машина, действующая в соответствии с законами физики). Происходила борьба рационалистического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и сенсуалистического (Д. Локк, Т. Гоббс) подходов к познанию.

Р. Декарт обосновал теорию рефлекса (употреблял термин «ассоциации»), объясняя поведение животных и непроизвольные движения человека. Он выделял также пассивные эмоции (страсти), связанные с мышлением и являющиеся одной из составляющих человеческих понятий. Эта концепция послужила основанием для развития когнитивной теории эмоций. Психику Декарт отождествлял с сознанием, допускал самопознание психики (интроспекцию). Он также ввел понятие рациональной интуиции («света разума»), надличностного процесса, необходимого для познания врожденных идей (например, идеи Бога).

Лейбниц ввел принцип активности, опровергая мнение о познании как независимом от человеческих эмоций и мотивов процессе. Его концепция души-монады положила начало изучению области бессознательного (Лейбниц называл бессознательное перцепцией, а сознательное – апперцепцией). Б. Спиноза, изучая проблемы свободы воли и природы человеческих чувств, сформулировал понятие аффектов – желания (влечения), удовольствия (радости) и неудовольствия (печали). Т. Гоббс распространил принцип механистического детерминизма на психическую жизнь человека. В 1590 г. Н. Гоклениус предложил термин «психология».

Психология в XVIII веке

В этот период развитие науки стимулировалось идеями прогресса, развития. В середине XVIII в. возникает первая психологическая школа – ассоцианизм. Ассоциативная психология была единственным чисто психологическим направлением вплоть до начала ХХ в. Ассоциативную психологию развивал Ш. Бонне, который предположил, что ассоциации ощущений и идей – это связи нервных волокон. Ассоцианизм получил свое развитие в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Основателем же этого направления считают Д. Гартли, который создал новую теорию рефлекса, связанную с вибрациями. Ученый выделял большой круг вибраций (от органов чувств к мозгу и мышцам) и малый (в белом веществе мозга, обеспечивающий память, обучение и познание).

Х. Вольф разработал терминологию немецкой психологии, опубликовал книги «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Появляются концепции, связывающие психику с культурным окружением, географической средой (Д. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер), закладываются основы социальной, дифференциальной и этнопсихологии. Ж. Ламетри ввел в научный оборот понятие «потребности», начал изучать внимание. Сенсуалистический подход развивал Э. Кондильяк в «Трактате об ощущениях» (1754 г.), утверждая, что психическая деятельность представляет собой преобразованные ощущения.

К. Гельвеций объяснял различия людей разным социальным положением и воспитанием, считал, что способности приобретаются в процессе обучения. Ж.-Ж. Руссо, напротив, придерживался концепции «естественного человека», согласно которой общество прививает отрицательные качества доброму и честному от природы человеку. Руссо также создал развернутую периодизацию психического развития. П. Ж. Кабанис выдвинул гипотезу о трех уровнях психической регуляции поведения – сознательном, полусознательном и рефлекторном.

Х. Вольф разработал теорию «психологии способностей», пытаясь найти разумное обоснование психических процессов. Его идею о спонтанной активности души развивали И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт, придя в итоге к формированию представлений о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

Психология в ХIХ – начале ХХ вв

Основатель направления позитивизма в науке О. Конт в своей классификации наук не нашел места психологии, как не обладающей позитивной (то есть научной) парадигмой. Таким образом, перед психологией стал выбор: либо потеря статуса самостоятельной дисциплины, слияние с биологией и социологией, либо трансформация в духе позитивизма. Первоочередным требованием была разработка методологии, так как интроспекция не могла считаться подлинно научной. Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт).

Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой окончательный отказ от механистического детерминизма, принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде. Стала возможной разработка ряда отраслей психологии – дифференциальной, генетической, зоопсихологии.

Открытия Г. Гельмгольца положили начало развитию психофизиологии. Тупиковой ветвью физиологии оказалась френология - теория (ее сформулировал Ф. Галль) о том, что развитие отдельных участков коры мозга влияет на форму черепа, вызывая появление «шишек». Однако проверка и опровержение этой теории стимулировали развитие экспериментальной психологии. Развивались также психофизика (основатель – Г. Фехнер), служащая измерению ощущений (появляется понятие «порог ощущения») и психометрия (основатель – Ф. Дондерс), измеряющая скорость психических процессов. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальным изучением памяти на рубеже XIX – XX вв. занимался Г. Эббингауз.

В конце XIX – начале XX вв. психология насчитывала уже ряд школ, представители которой по-разному трактовали ее предмет и задачи, методы. Это были структурализм (Э. Титченер), функционализм (Ф. Брентано, К. Штумпф), Вюрцбургская (О. Кюльпе, Н. Ах) и французская (Т. Рибо, Э. Дюркгейм) школы, описательная психология (В. Дильтей, Э. Штранглер). В частности, работы функционалистов доказывали, что психика – это динамичный поток сознания. Ученые Вюрцбургской школы первыми начали экспериментальное изучение мышления. В. Дильтей разработал подход, получивший позднее название «психологизм». Он предложил не объяснять психику, а понимать, постигать ее.

Психология в ХХ – начале ХХІ вв

В 1910 – 1930 гг. психологическая наука переживала кризис, порожденный несоответствием теоретико-методологической базы накопленным эмпирическим данным. В результате возник ряд новых направлений в психологии:

  • бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон, в переводе с английского behaviour - поведение), изучение поведения экспериментальным путем;
  • гештальтпсихология (основатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кафка, в переводе с немецкого Gestalt – целостный образ), изучение психики в целостных проявлениях;
  • психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному;
  • аналитическая психология (К. Юнг), индвидуальная психология (А. Адлер) – развитие идей психоанализа учениками Фрейда;
  • социологически-ориентированная психология (Э. Дюркгейм, М. Гальбвакс, Ш. Блондель) - утверждали, что человеческое в человеке есть результат жизни в обществе.

Во второй половине ХХ в. возникает еще ряд психологических школ:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оппорт) – исследование здоровой, творческой личности, стремящейся к самоактуализации;
  • когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Келли) – рассматривает психику как систему, осуществляющую поиск и переработку информации;
  • логотерапия (В. Франкл) – утверждает, что движущей силой поведения человека является стремление к поиску и осуществлению смысла жизни.

На базе перечисленных направлений возникли разновидности психотерапии, например, психодрама, психодинамическая и гештальттерапия, психосинтез.

В отечественной психологии с начала 1920-х гг. выделялся прикладной аспект исследований, направленный на повышение работоспособности, уменьшение аварийности и травматизма. Возникают такие отрасли психологии, как психотехника, рефлексология (В. Бехтерев), реактология (К. Корнилов). Поведение изучали М. Басов, П. Блонский, теорию установки разработал Д. Узнадзе, культурно-историческую концепцию – Л. Выготский, психологическую теорию деятельности – С. Рубинштейн и А. Леонтьев, дифференциальную психофизиологию – Б. Теплов, патопсихологию – Б. Зейгарник, нейропсихологию - А. Лурия.

Сегодняшнее состояние психологической науки Дж. Миллер назвал «интеллектуальным зоопарком», подразумевая разнообразие областей психологии, слабо связанных друг с другом. Среди самих ученых нет единого мнения о возможности существования некой объединяющей теории, так как накопленный объем знаний, вероятно, делает ее не только невозможной, но и ненужной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С древних времен людей интересуют проблемы души, сознания, бессознательных явлений, духовных и душевных явлений и процессов. По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но короткую историю. В истории психологии выделяют два основных периода: в первый период психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук (медицина, физика, биология и т.п.), прежде всего естествознания, во второй период психология стала самостоятельной наукой.

Продолжительность первого периода - с 6 века до н.э. до середины 19 века; второго периода - с середины 19 века по настоящее время. Рассмотрим подробнее эти периоды развития психологии.

1 период. 1 этап (6 в. до н.э. – 5 в. н.э.) – в это времяскладываются и развиваются первые научные представления, гипотезы, концепции о психике, поведении человека.

В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Это первое известное науке учение о душе, «анимизм » [лат. «анима»- дух, душа], учение о всеобщей одухотворенности мира. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами.

Античные мыслители пытались объяснить микрокосм индивидуальной человеческой души, генезис и структуру души. Можно выделить три философских направления.

Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Натурфилософское истолкование души базировалось на картине мира, которая содержала три основных начала: воду, воздух и огонь. В соответствие с ней все существующее на Земле представлялось состоящим из этих материальных начал, причем носителем души считалось огненное начало. Самой же душе приписывалась функция движения.

Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Атомистическая теория Аристотеля была описана в трактате «О душе», одном из первых научно-психологических произведений (4 век до н.э.). Согласно этому учению мир представляется состоящим из множества мельчайших, неделимых частиц – атомов, которые обладают различной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и самые подвижные из них – это атомы души. Душа с этого времени стала рассматриваться как материальный орган, оживотворяющий тело и управляемый таким же материальным началом – духом (разумом). Аристотель выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Будучи принципом жизни или развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей) или деятельностей, образующих особый генетический ряд. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает осуществление чего-то. Душа есть сущность живого тела, осуществление его бытия. Три типа души: растительная, животная и разумная (человеческая) представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью.



Система Аристотеля, в том числе его взгляды на природу и происхождение души, была противоречивой. Она пыталась совместить в себе материалистические и идеалистические представления о душе.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимости от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно – от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы были, однако, начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества, и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.

Платон - родоначальник объективного дуализма в психологии, учения о материальном и духовном, теле и психике как двух антагонистических началах. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако тело, раздираемое различными желаниями, потребностями и страстями, иногда доминирует над душой.

Он предложил в качестве частей души: разум; мужество (в современном понимании – воля) и вожделение (в нынешней трактовке – мотивация). И разместил их соответственно в различных частях тела: голове, груди и брюшной полости. Части души, по Платону, распределены у людей неравномерно, и преобладание одной из них над другими определяет принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Идея, как нематериальная сущность души, была объяснена в качестве вечной и неизменной первопричины всего существующего, а вещи стали рассматриваться как ее воплощения.

Большой вклад в развитие психологии внесли ученые - врачи. Так, например, учение о темпераменте создали Гиппократ и Гален. Гиппократ сформулировал идею о том, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах, предполагающее различную роль четырех жидкостей организма: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. В зависимости от того, какая жидкость преобладает в организме, зависит темперамент человека: у сангвиников преобладает кровь, флегматиков – слизь, холериков – желтая желчь, меланхоликов – черная желчь. Гиппократ первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях телосложения. Римский врач Клавдий Гален продолжил это научное направление и выявил чувствительные и двигательные функции спинного мозга.

В развитии психологии античность прославлена великими научными успехами. Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке, они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное и многое иное, присущее человеческому бытию.

1 период. 2 этап (6-7 вв.) – происходит развитие учения о душе в рамках философии и медицины.

С 5 века наступает эпоха средневековья. Мировоззрение и идеология средних веков были преимущественно теологическими. Душа трактовалось двояко, как сущность в теле и Божестве, причем лишь второй способ существования признавался истинным. Феодальная идеология исключала возможность сохранения личностью самостоятельной позиции. Любое проявление свободомыслия преследовалось и наказывалось католической церковью. Основной метод научного исследования в этот период – самонаблюдение (интроспекция).

С 5 по 14 вв. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Дунса Скотта складывается представление о личности. Мощное влияние христианской теологии, основы которой включали философию неоплатонизма, придавало этим работам этико-теологический характер, приближая его к линии, заложенной Платоном.

В средние века произошло значительное развитие арабских племен и народов. В 7 веке арабские племена объединились, и возник Халифат. Он распростерся от Индонезии до Атлантического океана. Ученые этого государства проводили важные естественнонаучные исследования, в том числе изучение функционирования, работы органов чувств и мозга.

1 период. 3 этап (8-16 вв.) – происходит развитие учения о душе на основе анатомо-физиологических открытий. С 8 по 12 вв. большое количество психологических исследований проводились на Востоке. Идеи и открытия греческих и римских ученых становились достоянием арабоязычных народов. Наибольшее предпочтение было отдано Аристотелю. Его идеи о Божественном происхождении мира согласовывалось с Кораном. По мнению арабоязычных ученых, изучение психики должно строиться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины. Наиболее известными из ученых, живших в 9-13 вв., были Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн-Аль-Хайсам) и Аверроэса (Ибн-Рушд).

Авиценна (980 – 1037 гг.) - таджикский философ и врач, создал учение о психофизиологических функциях. Главная научная работа - «Канон медицинской науки». В этой работе описаны как бы две психологии - естественнонаучная и метафизическая. Он разграничивает их, говоря о двух точках зрения на душу – медицинской и философской. Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, решающее значение придавая воспитанию. Авиценна был одним из основоположников экспериментальной психофизиологии аффективных состояний, возрастной психофизиологии.

Арабский физик и физиолог Аль-Газен (Ибн аль-Хайсам) создал учение о “бессознательных умозаключениях”. Ученый принял за основу зрительного восприятия построение в глазах образа внешнего объекта по законам оптики. То, что в дальнейшем стали называть проекцией этого образа, он считал результатом дополнительной умственной деятельности более высокого порядка. В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

Он разделял непосредственный эффект воздействия световых лучей на глаз и дополнительные психические процессы, благодаря которым возникает восприятие формы предмета, его объем и т.д. Аль-Газен изучал такие феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. Таким образом, благодаря этому ученому сенсорная структура зрительного восприятия стала рассматриваться как производное от законов оптики, а также от свойств нервной системы.

Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от религиозных догматов и ограничений, стали активно развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возродились, преобразовались различные виды искусств и культуры. Значительным стимулом к этому явились новые философские взгляды английских, французских, голландских и других европейских материалистов 16-17 вв., дополненные возобладавшей к этому времени в естественных науках механической картиной мира.

Главным философским направлением психологических идей итальянского Ренессанса (13-16 вв.) стал пантеизм . Идея единства человека и природы приняли форму учения, в котором космос сливался с Божеством, а человек – с космосом. Мироздание мыслилось по типу одушевленного организма, живой частицей которого является человеческое тело с присущими ему психическими свойствами. Выдающиеся мыслители этого направления: П. Помпонацци, Б. Телезио, Леонардо да Винчи.

Пьетро Помпонацци (1462-1525 гг.) в трактате «О бессмертии души» писал, что индивидуальная душа, включая интеллект, уничтожается вместе с телом. Высшие психические способности человека, подобно низшим, предполагают реальные телесные процессы и невозможны без них.

Знаменитый художник и изобретатель Леонардо да Винчи воплотил в своем творчестве новый тип отношений к действительности, для которого характерен синтез чувственного созерцания, теоретического обобщения и практического действия. Он детально изучал зрительные анализаторы, стремился к подробному описанию феноменов зрительного восприятия человека. Ученый сформулировал зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды. Он описал зрительный контраст, иррадиацию и многие другие научные закономерности.

1 период. 4 этап (17 век – середина 19 века) – эпоха Нового времени, происходит формирование эмпирической интроспективной и ассоцианисткой психологии. Сознание выделено как предмет исследования психологии. Происходит формирование теоретических основ психологии.

Впервые механический принцип применительно к живым системам был реализован в 17 веке благодаря введению понятия рефлекса как механического двигательного ответа сложно организованной биологической «машины» на внешнее воздействие. Под влиянием механики в психологии утвердился новый взгляд на поведение человека, без обращения к его внутренним, психическим феноменам, возникла биомеханика. Человеческое тело рассматривалось как своеобразная машина-автомат, функционирующая по законам физики. В начале Нового времени более распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался такими учеными, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Лейбниц.

Представление о душе радикально изменилось после того, как Рене Декарт (1596-1650 гг.) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была применена им для неоспоримого доказательства самого существования субъекта. Согласно критерию интроспекции, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Он ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механического детерминизма. Сущность тела состоит в протяженности, сущность же души, которая является самостоятельной субстанцией, в том, что она состоит из непротяженных явлений – мыслей. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание о собственных актах и состояниях, невидимых никому; она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений.

Христиан Вольф (1679-1754 гг.) систематизировал и популяризировал идеи Г. Лейбница. Ученый придерживался параллелизма в решении психофизической проблемы, наделял душу спонтанной активностью и лишал знания о теле какой- либо объяснительной ценности. Система Х.Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Он выделил в психологии две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732 г.) и рациональную («Рациональная психология», 1734 г.). Именно после этих книг широкое распространение получил термин «психология» применительно к изучению душевной жизни человека.

По мнению немецкого ученого Г.Лейбница (1646-1716 гг.), в основе единства телесного и психического лежит духовное начало. Мир состоит из множества монад. Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Он выделил в душе область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Он впервые выдвинул понятие о бессознательном, недоступных самонаблюдению явлений в психике, разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие).

В ХVII в. психологическая мысль раскрывается в разработке таких учений:

а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах; б) о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, какое только возможно, знание о собственных психических состояниях и актах; в) о страстях (аффектах) как заложенных в теле в силу его собственной природы регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно, и отвращающих от того, что вредно; г) о соотношении физического (физиологического) и психического.

Однако в середине века бурное развитие точных наук, промышленности привело к тому, что большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса. Сенсуализм – учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления. Т.Гоббс всю психику сводит к образам. Начало всех представлений – ощущение. Например, память – это представление и ощущения, которые «ушли» в прошлое. Понятие «личность» не имеет психологического содержания.

В конце 18 - начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхождении языка»), в этнографию (Т. Вайтц проводил изучение душевной жизни первобытных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину.

2 период (середина 19 в. – настоящее время) – психология стала самостоятельной наукой. Рассмотрим подробнее этот период.

2 период. 1 этап (сер. 19 в. – 60 гг. 19 в.) – формируются экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств. Развивается психофизика, психометрия, теории ощущений и восприятия. Анатомическое изучение нервной системы создало предпосылки для развития и укрепления рефлекторной концепции . Переход нервного импульса по афферентным нервам через спинной мозг на афферентные нервы получил название закона Белла - Мажанди . Наиболее подробно учение о рефлексе было развито М. Холлом и И. Мюллером в конце 30-40 г.г. XIX в.

Английский философ и психолог Г.Спенсер был одним из основателей философии позитивизма. В его теории переплетаются эволюционный подход и ассоцианизм. Ученый считал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Г.Спенсер писал в своих научных работах, что психика является механизмом адаптации к среде, она возникает закономерно на определенном этапе эволюции, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

Учение об эволюции наиболее полно разработано английским натуралистом Ч. Дарвином (1809-1882 гг.). Установленный им факт изменчивости видов, открытие борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости и принципа наследственности дали материалистическое истолкование целесообразности и приспособленности организмов в природе.

2 период. 2 этап (конец 60 годов 19 в. – конец 19 века) - психология становится самостоятельной экспериментальной областью научных знаний.

Основными характерными чертами этого периода являются :

· появление первых научных парадигм, институтов и психологического профессионального сообщества;

· формирование представлений о предмете и методах психологии;

· взаимодействие психологии с другими дисциплинами и др.

Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных В. Вундтом и И.М.Сеченовым.

Вильгельм Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента. Он открыл в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию, на базе которой спустя два года был создан Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром подготовки ученых-психологов. Там же начал издаваться первый научный психологический журнал «Философские исследования». В.Вундт организовал Первый международный психологический конгресс в Париже в 1889 г.

Программа исследования В. Вундта включала два направления:

· анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями;

· изучение «психологии народов», т.е. психологических аспектов культуры – языка, мифов, нравов.

В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге прошли обучение в Лейпциге, а когда вернулись на родину, организовали научные лаборатории и институт в России.

Начало самостоятельному существованию психологической науки было положено благодаря использованию экспериментального метода. Центрами психологических исследований стали лаборатории, возникшие, вслед за Германией, в России, Великобритании, США, Италии, Франции и др.

Прогрессивная программа И.М. Сеченова (1829 -1905 гг.) оказала большое влияние на развитие психологических парадигм в России (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский). Русский физиолог И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) впервые высказал мысль о том, что основные психологические процессы и явления имеют рефлекторную причину и обусловленность. Все акты сознательной и бессознательной жизни человека являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию. Главными психическими элементами, по Сеченову, являются чувствование и действие, а принципом построения поведения – согласование действия с выполняющим сигнальную роль чувствованием.

И.П. Павлов (1849-1936 гг.) создал учение о высшей нервной деятельности живых существ. Он исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма как целостной системы, главным регулятором деятельности которой является нервная система. С помощью экспериментов он доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс , реализуемый высшими нервными центрами. Он выдвинул учение о двух сигнальных системах: 1) сенсорная (в психологическом плане ей соответствуют чувственные образы – ощущения, представления); 2) вербальная (ей соответствуют слова, устные и письменные знаки речи). И.Павлов выделил три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность, которые характеризовали темперамент. Ученый создал международную психофизиологическую научную школу.

В.М. Бехтерев (1857-1927 гг.), опираясь на рефлекторную концепцию психической деятельности И.М. Сеченова, разработал естественнонаучную теорию поведения, внес большой вклад в рефлексологию . Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, ученый сознание включал в предмет психологии.

В.М. Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов 20 века, которые рассматривали личность как интегративное целое. Он фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. В 1921 г. он опубликовал свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология», который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии.

В.М. Бехтерев основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в 1885 г., а затем Психоневрологический институт (1908 г.), первый в мире центр по комплексному изучению человека.

Психология в ХХ веке. В начале 20 века в психологии возникает кризисная ситуация. Причин было несколько: отрыв психологии от практики, невозможность объяснить ряд основополагающих проблем психологии, в частности – связь психических явлений с физиологическими и поведением человека, ограниченность метода интроспекции, крах преставлений о сознании как предмете психологии и др. Кризис привел к краху сложившихся основных направлений психологии. Возникли новые основные научные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм).

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон (1878-1958 гг.), статья которого «Психология с точки зрения бихевиоризма», опубликованная в 1913 г., положила начало новому направлению. Философскую основу бихевиоризма составляет синтез позитивизма и прагматизма. Это направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции . Поведение – это реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Поведение включает любую реакцию, в том числе мышечную, сосудистую и др. Все ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы из анализа исключаются. Основные методы исследования в бихевиоризме - наблюдение и эксперимент. Навык и научение являются главной проблемой бихевиоризма. Сторонником классического бихевиоризма является Б. Скиннер (1904-1990 гг.). Он исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловлено внешними стимулами. Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, ученый разрабатывает его особый вид – оперантное поведение . Скиннер в 50-е гг. 20 века разработал метод программированного обучения, который давал возможность оптимизировать учебный процесс. Был введен принципразделения процесса решения учебной задачи на операции, которые контролируются подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

В 30-х годах ХХ века возникает новое направление в американской психологии - необихевиоризм . Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, а также павловского учения о высшей нервной деятельности, необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики. Необихевиоризм дополнил основной постулат бихевиоризма понятием о “промежуточных переменных” (потребности, система ценностных мотивов и бихевиоральное поле, ситуация) как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействующим стимулом и ответными мышечными реакциями. Основные представители – американские психологи Э. Толмен (1886-1959 гг.) и К. Халл (1884-1953 гг.).

Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в начале ХХ века и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов – [нем. Gestalt - форма, структура]), первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления - немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин. Положение о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих их частей, было применено первоначально к экспериментальному изучению восприятия. Это позволило изучить ряд важных особенностей зрительного восприятия: константность, структурность, зависимость образа предмета (“фигуры”) от его окружения (“фона”).

М. Вертгеймер (1880-1943 гг.) считал, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты). Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят.

В. Келер (1887-1967 гг.) проводил научные опыты и ввел понятие «инсайта » [англ. Insight - усмотрение] - внезапного схватывания отношений при решении интеллектуальных задач. Это понятие стало ключевым в гештальтпсихологии. Ему присущ универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского трактования адаптивных форм поведения, которые бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха».

К. Коффка (1886-1941 гг.) изучал проблемы развития и воспитания детей. Сам процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Ученый считал, что в процессе развития обучение может опережать созревание или отставать от него, чаще всего они идут параллельно друг другу. Исследование развития восприятия у детей в лаборатории К. Коффки показало, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность восприятия, его осмысленность.

К. Левин (1890-1947 гг.) разработал теорию психологического поля . Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты этого ученого доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаковую притягательную или отталкивающую силу. Воздействую на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые ученый рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, удовлетворению потребностей.

Фрейдизм. Направление названо по имени австрийского психолога З.Фрейда и объясняет развитие и структуру личности. В основе лежит метод психологического анализа . Свои научные изыскания З. Фрейд начал с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем накопленный опыт превратил в психологическую теорию. Для психоанализа ключевые понятия “сознание”, “бессознательное” и “предсознательное”. С начала 20- х годов Фрейд выделяет Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх - Я (Супер - Эго). Две последние системы локализуются в слое “бессознательного”. Оно (Ид) - средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. «Эго» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. «Супер-эго» включает моральные стандарты, запреты о поощрения, усвоенные личностью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Фрейд ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Он отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, преобладании либидо в мотивационно-потребностной сфере, антагонизме сознания и бессознательного. В то же время он неадекватно интерпретировал психический фактор, считал его определяющим как для телесной, так и для социальной жизни.

Сторонники неофрейдизма стремятся преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливан, А. Адлер, К. Юнг - наиболее известные представители неофрейдизма.

Гуманистическая психология - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Основное положение в ней - устремленность человека к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К. Роджерс). Складывается поддерживающая психотерапия, центрированная на клиенте. Гуманистическая психология строилась на основе философской школы экзистенциализма .

Г. Олпорт (1897-1967 гг.) создал свою теорию личности. Одним из главных постулатов его теории было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Человек – это прежде всего социальное существо, которое не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других.

А. Маслоу (1908-1970 гг.) считал, что самое ценное в психике – самость, стремление к саморазвитию. Создал иерархию потребностей человека, самая высшая – потребность в самоактуализации. Общество, с одной стороны, необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только в обществе. С другой стороны, общество не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество стремится сделать человека шаблонным представителем среды.

Трансактный анализ - направление психологии, разработанное в 50 - е годы 20 века американским психологом и психиатром Э.Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний); 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии “трансакция” как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических “игр”; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария). Психотерапия, разработанная Берном на основе трансактного анализа, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.

Когнитивная психология – направление психологии, которое возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и явилось реакцией на психологические концепции, игнорирующие сознание, мышление. В этом научном направлении главное внимание обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию когнитивной психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования.

Когнитивная психология изучает, как устроено сознание человека, его система знаний. Познание человеком окружающего мира рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения.

Новый существенный вклад в экспериментальную психологию внес Р.Кеттел. Он разработал систему тестов, направленных на изучение личностных качеств. В начале 20 века количество тестов, используемых в психологии, стало стремительно возрастать.

Н.Н. Ланге известен как один из основателей экспериментальной психологии в России. Он занимался изучением ощущений, восприятия, внимания. Г.И. Челпанов в 1912 г. основал первый в нашей стране психологический институт.

С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др. занимались развитием психологии, вырастили новое поколение ученых: А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.

Л.С. Выготский (1896-1934 гг.) – выдающийся российский психолог, педагог, дефектолог. Он разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Ученый выявил механизм влияния среды на развитие высших психических функций человека. Таким механизмом ученый считал интериоризацию , прежде всего интериоризацию звуков – искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. Все внутренние процессы – продукт интериоризации. В статье «Сознание как проблема поведения» (1925г.) он намечает план исследования психических функций исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Воспринимая слово как действие (речевой компонент, затем – речевая реакция), Выготский рассматривает как особого социокультурного посредника между индивидом и миром.

С.Л. Рубинштейн (1899-1960 гг.) – выдающийся российский психолог и философ. Ученый занимался разработкой методологических проблем психологии. Выдвинул принцип единства сознания и деятельности . В статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922 г.) он выдвигает принцип субъекта и его деятельности. Человек и его психика формируются и проявляются в практической деятельности, поэтому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в игре, учении, познании, труде и т.д.). С.Л. Рубинштейн в конце 40-х гг. разработал общефилософский принцип детерминизма. Ученый считал, что внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий («Бытие и сознание», 1957 г.). С.Л.Рубинштейн и его ученики создали теорию мышления как деятельности и как процесса. Личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. С.Л. Рубинштейн осуществил методологическую конкретизацию философского понятия субъекта, который осуществляети в котором реализуется связь сознания и деятельности. Таким субъектом является личность. Ученый рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающих миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.

Вопросы для самоконтроля .

1. Какие первые научные теории, концепции о психике человека вам известны?

2. Охарактеризуйте представления ученых античного мира о психологии.

3. Как развивалась психология в Средние века?

4. Как развивалась объективная психология в Новое время?

5. Как происходили экспериментальные исследования в психологии?

6. Что такое бихевиоризм, необихевиоризм?

7. Какие научные аспекты гештальтпсихологии вам известны?

8. В чем особенности фрейдизма, неофрейдизма?

9. Какие представители гуманистической психологии вам запомнились?

10. Кто из российских ученых внес вклад развитие психологической науки?

Психология имеет относительно долгую и достаточно противоречивую историю. Многие психологические идеи легли в основу прикладных технологий, особенно в условиях таких видов практической деятельности, как производство и потребление, политика и управление людьми, обучение и медицина, эксплуатация технического оборудования, 1Т-менеджмент, бизнес, маркетинг, реклама и др.

Одним из первых, кто попытался проанализировать психику как специфическое явление, был древнегреческий философ Аристотель. Он изложил свои мысли в известном трактате «О душе», и это позволяет многим историкам утверждать, что психология возникла более 2000 лет назад. Однако Аристотель не владел основным методом современной науки - методом эксперимента; его в XVII в. ввел в исследовательскую деятельность Галилео Галилей. Аристотель же занимался наблюдениями, самонаблюдением и философскими размышлениями на тему природы психического. Вот почему с точки зрения современной методологии вряд ли можно считать научными высказанные им идеи, даже если исторически он в чем-то оказался прав. Философия и наука - разные виды интеллектуальной деятельности.

Сегодня принято считать, что экспериментальная психология возникла в 1879 г. благодаря немецкому психологу Вильгельму Вундту (рис. 1.2), который в Германии в университете Лейпцига первым в мире создал лабораторию для экспериментального изучения психических явлений. Однако многие психологические исследования с применением экспериментальных методов были сделаны задолго до этой даты. Например, исследования Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Г. Эббингауза, И. Мюллера, Э. Маха и др. также проводились на основе достаточно сложных по тем временам экспериментов. Система теоретических взглядов В. Вундта носит название структурализма Г Главная задача, которую ставили перед собой его последователи, - описать структуру психики, ее компоненты, определить связи между компонентами (процессами), влияние одних компонентов на другие.

В качестве некоего альтернативного направления психологии того времени выступил так называемый функционализм. Создателем этого направления считается американский психолог, профессор психологии Гарвардского университета Уильям Джемс. Он полагал, что психология должна

изучать не структурные компоненты или элементы психики, а сознание как биологическую функцию , которая возникла в процессе эволюции, как и другие функции организма, скажем, пищеварение, потому что это было биологически «полезно» для эволюционирующих видов. Хотя У. Джемс был религиозным человеком, он принадлежал к сторонникам философии прагматизма, в силу чего понятие «полезного» являлось для него очень важным. Вот почему, судя по многим работам Джемса, он рассматривал религию как одну из наиболее мощных форм социальной психотерапии. Необходимо отметить, что по многим параметрам структурализм и функционализм были сходны, поскольку в их основе лежали методы эксперимента и интроспекции.

Рис. 1.2.

В разные эпохи истории человечества взгляды на природу психического существенно различались. Например, философы Нового времени, в частности Френсис Бэкон, заложили основы эмпирического изучения сознания. Именно Бекон предложил отказаться от изучения аристотелевской «души» как предмета исследования, что до него представлялось очевидным и потому ни у кого не вызывало сомнений. В свою очередь, философ Рене Декарт предложил отделить психические явления от физиологических. Он свел психическое к понятию сознания, отверг бессознательные психические явления и определил основы концепции дуализма , в рамках которой психическое и физиологическое рассматривались как параллельные сущности. Декарт сформулировал психофизическую проблему и тем самым заложил основы представлений о том, что «дух» существует отдельно от «тела». Идеи Декарта считались вполне очевидными вплоть до конца XIX в.

Наибольшего расцвета психология достигла на рубеже XIX-XX вв. В это время появляется целый ряд различных психологических учений, по-разному описывающих природу психического и использовавших различные подходы к эмпирическому изучению психических феноменов. По определению науковеда Томаса Куна, психология является мультипарадигмалъной наукой, в связи с чем в современной психологии наличествуют три глобальные «мировые концепции»: психоанализ, бихевиоризм и когнитивная психология. Эти направления развивались параллельно и во многом но-разному решали вопросы изучения психики, се природы и структуры, однако у них всегда были абсолютно одинаковые задачи, главная из которых - познание психического как явления природы. Но если когнитивная психология сформировалась для изучения в первую очередь сознания, то психоанализ зародился под влиянием идей о существовании подсознания (бессознательного и неосознаваемого) как основного компонента психики, а бихевиоризм сконцентрировался на анализе поведения человека и других живых организмов как внешнего проявления психического.

Следует отметить, что к настоящему времени многие направления психологии уже выполнили свою историческую миссию и пережили этап глобальной трансформации. Они сегодня либо не столь значительно распространены в мире, как психоанализ, бихевиоризм и когнитивная психология, либо выдвигают иные задачи, как, например, гуманистическая и позитивная психология.

  • Термин «структурализм» был введен в психологию учеником и последователемВ. Вуидта англо-американским ученым Эдвардом Брэдфордом Титченером, который создалпервую экспериментальную психологическую лабораторию в США.

План.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

2. Основные этапы становления психологии как науки.

3. Структура современной психологии.

4. Место психологии в системе наук.

Литература.

1. Атлас по общей психологии. / Под ред. М.В. Гамезо.- М., 2003.

2. Гуревич П.С. Психология. Учебник. Изд-во «Юрайт». - М., 2012.

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб., 2008.

4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. -304 с.

5. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - Воронеж - 2008 г.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на разрешение встающих перед ними жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека как общественного существа, как личности обусловлены его жизнью и деятельностью.

Психология как наука о душе возникла в древней Греции . Психика в переводе с греческого означает «душа». Так, древнегреческие натурфилософы Фалес (VII-VI вв. до н.э.), Анаксимен (V в. до н.э.) и Гераклит (VI-V вв. до н.э.) рассматривали душу как форму элемента, образующего первоначало мира (вода, огонь, воздух). В дальнейшем атомисты Демокрит (V в. до н.э.), Эпикур (IV-III вв. до н.э.) и Лукреций (I в. до н.э.) рассматривали душу как материальный орган, руководимый разумом, духом. Дух и душа трактовались ими как материальные объекты, состоящие из атомов. Кроме материалистических взглядов на душу существовали идеалистические воззрения, одним из создателей которых являлся Платон (428-347 гг. до н.э.).


Он считал, что душа представляет собой нематериальный объект, который до вселения ее в тело человека находится в сфере идеального, высшего мира. Попав при рождении в тело, душа вспоминает виденное. Платон был родоначальником дуализма в философии, рассматривая материальное и духовное как два противоположных начала. Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал материалистическое учение о душе, в котором впервые в истории выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он считал, что психическое является производным от действия физического тела, а душа проявляется в деятельности. Аристотель выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.

Учения древнегреческих философов стали основой развития психологических идей в следующую эпоху. Постепенно понятия о душе стали применяться только к психическому уровню проявления жизни. Дальнейшее развитие биологических и психологических наук произвело переворот во взглядах на тело и душу. Так, в XVII в. французским ученым Декартом была открыта рефлекторная природа поведения. Понятие о рефлексе включало в себя двигательный ответ организма на внешнее воздействие. Декарт считал, что психические явления подобны механическим и происходят в результате отражения внешних воздействий мышцами тела. Но наряду с механистическими взглядами на рефлекторную природу поведения Декарт считал душу идеальной сущностью, которая существует отдельно от тела. Его взгляды были дуалистичны, то есть двойственны.

Впоследствии учение о рефлексах было продолжено русским ученым И. М. Сеченовым (1829-1905). Он считал психические явления не свойствами души как бестелесной сущности, а рефлекторными процессами, то есть связывал их с работой нервной системы и головного мозга. Большую роль в происхождении психики он отводил движениям и практическим действиям. Положения о рефлекторной природе психики были подтверждены И. П. Павловым . Он создал учение о высшей нервной деятельности и открыл очень важные физиологические механизмы психической деятельности.

В настоящее время существует множество различных направлений психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Каждое из них выделяет в психике какие-то отдельные стороны и считает их наиболее важными. Одно из таких направлений - бихевиоризм . В рамках этого подхода любой организм рассматривается как нейтрально-пассивная система, поведение которой целиком и полностью определяется влиянием окружающей среды, то есть стимуляцией извне. В его основе лежит учение Дж. Уотсона о том, что психология изучает не сознание, а поведение, то есть то, что доступно для объективного наблюдения.

Другое направление, основоположником которого был 3. Фрейд , получило название психоанализ . Фрейд выделял в личности сферу бессознательного, которое является источником влечений и желаний человека, побуждает его к действиям и играет очень важную роль в его душевной жизни.

В связи с новейшими разработками в области науки и техники, в частности кибернетики и программирования, получило развитие такое направление как когнитивная психология . Она рассматривает познание человеком окружающего мира как процесс, необходимым компонентом которого являются особые психологические средства - когнитивные схемы, формирующиеся в результате обучения. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию. В рамках этого направления психика рассматривается по аналогии с компьютером как аппарат, осуществляющий прием и переработку информации.

Разработанный отечественными психологами С. Л. Рубинштейном , В. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым деятельностный подход рассматривает личность как активное деятельностное существо, формирование и развитие сознания которого происходит в процессе освоения различных видов деятельности. В деятельности же оно и реализуется. Очень важную роль в развитии сознания играет социальная среда.

В последние годы широкое распространение получила гуманистическая психология . Она подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности. Они и являются предметом исследования. В контексте этого направления дается критический анализ традиционной психологии как естественнонаучной дисциплины.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности, но они не могут быть отождествлены с психикой, которая всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения составляющих ее процессов, но и с точки зрения их содержания.

Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку. Задача любой отрасли психологической науки - облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

Изучение психологии помогает лучше понимать других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.

Основные этапы становления психологии как науки.

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Житейские знания возникают у человека стихийно. Они вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения художественной литературы, просмотра фильмов, а также могут перениматься у других.

Их отличают следующие особенности: низкий уровень точности, субъективизм, излишняя индивидуализированность, повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку, высокая эмоциональная насыщенность, образность, чрезмерная конкретность и ситуативность, низкий уровень вербальности (оречевленности) и осознаваемости, логическая противоречивость, практическая ориентированность, плохая систематизированность, раннее происхождение, высокая устойчивость.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Чаще всего они являются вполне пригодными для решения сугубо обыденных несложных психологических задач.

Научные психологические знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках. Они передаются в процессе обучения и усваиваются через учебную деятельность. Такие знания характеризуются более высоким уровнем точности, объективности, логической последовательности, систематизированности, осознаваемости, вербализованности, обобщенности, абстрактности.

Они более независимы от эмоционально-потребностной сферы человека. Однако при наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими они все-таки имеют некоторые недостатки, такие, как излишняя абстрагированность, академизм, формализованность, оторванность от индивидуального личного опыта их носителей. Поэтому они иногда затрудняют понимание других людей и даже самого себя.

Наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских. Формирование таких знаний и составляет одну из задач психологической подготовки специалистов.

Возраст психологии 2400 лет. Психология как наука о душе возникла в древней Греции. Психика в переводе с греческого означает «душа». Основателем психологии считают Аристотеля (трактат «О душе»). Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт в Лейпциге, основателем которых был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.

В истории развития психологической науки выделяются следующие этапы:

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).