Самые запоминающиеся образцы самодельной украинской бронетехники (32 фото)

Ситуация в восточных областях Украины, пройдя, по всей видимости, пик интенсивности, остается критической. Регулярные войска, подразделения Национальной гвардии и оставшиеся добровольческие формирования, которые командование пытается привести к единоначалию, испытывают сложности с материальным обеспечением. Военная техника Украины, учитывая основные источники ее поступления, оценивается экспертами как устаревшая, и не всегда соответствует требованиям современного боя. Порой она приходит в зону АТО неисправной, а в некоторых случаях и добраться до места боевых действий не в состоянии. Вместе с тем на вооружение поступают и новейшие, в том числе и иностранные образцы.

Исходные величины

После распада СССР на территории независимой Украины остались колоссальные запасы армейских материальных средств, техники, амуниции и оборудования. В частности, крупнейший Одесский военный округ обладал оборонительно-наступающим потенциалом, позволявшим его войскам в случае глобального конфликта взять под контроль ближайшие страны и дойти до Ближнего Востока. В первые десятилетия определенное количество боевых единиц было утилизировано, но, по объективным данным, военная техника Украины 2014 года в численном выражении насчитывала:

Танков в исправном состоянии - 683 шт.;

Боевых вертолетов - 72 шт.;

БМП и БМД - 1965 шт. плюс 262 у ВДВ;

Крупнокалиберных (более 100 мм) артиллерийских систем (в их числе орудия, РСЗО, тяжелые и самоходные минометы) - 379 шт. плюс - 90 у аэромобильных войск;

Самолетов в составе ВВС - 400, в том числе боевых - 160 шт.;

Транспортных самолетов - 27 шт. (ВВС).

Это, конечно, далеко не все. Указанные цифры не включают внебалансовые единицы (избыточное имущество), устаревшие и изношенные до полной непригодности, но рассматриваемые как возможные источники запасных частей. Их количество в разы превосходит официальные данные.

Потери

Начало боевых действий на Донбассе и в Луганской области стало огромным потрясением для вооруженных сил Украины. По словам президента Порошенко, военная техника Украины за первые месяцы конфликта была уничтожена на две трети (от 60 до 65%). Разумеется, каждая из сторон во время любого военного конфликта традиционно стремится завысить вражеские потери и преуменьшить свои, но эксперты, оценивающие события реалистично, опираются на задокументированные данные. Таковыми доказательствами считается сама военная техника Украины, фото и видео с номерами единиц, местом их гибели или захвата.

Размеры потерь и трофеев

В течение трех августовских недель 2014 года зафиксированы факты уничтожения 385 танков и БТР, а ополченцы предъявили репортерам еще 183 в поврежденном, ремонтопригодном или исправном состоянии. Справедливости ради отмечались и случаи перехода единиц бронетехники из рук в руки, иногда неоднократные.

Руководство РФ не раз обвиняли в организации или поощрении поставок вооружений в зону конфликта. О том, что российская военная техника на Украине вроде бы есть (с точки зрения новой киевской администрации) говорит сам факт наличия у ополчения ДНР и ЛНР большого количества систем залпового огня. Потери ВСУ в артиллерии составили половину всего парка, в том числе и РСЗО («Ураганы», «Грады» и «Смерчи»). Треть этой цифры составляют трофеи противника.

Сходная картина наблюдается также по бронемашинам, грузовым автомобилям и технике вспомогательного назначения.

Авиация

На настоящий день технический парк оценивается цифрой примерно в 220 единиц. Потери (подтвержденные) за время восточноукраинского конфликта составили от 14 до 18 летательных аппаратов, среди которых: два перехватчика МиГ-29, один бомбардировщик Су-24, семь штурмовиков Су-25, три транспортника (2 Ан-26 и 1 Ил-76), разведчики Ан-30 и Су-24 МР. ПВО ополченцев удалось сбить по пять вертолетов Ми-24 и Ми-8 (всего - десять).

Авиационная военная техника Украины в настоящее время практически не принимает участия в боевых действиях по причине сильного противостояния противовоздушных средств противника, главным образом опирающихся на В качестве источников поставок ПЗРК также называется Россия, хотя прямых подтверждений этому нет. Вместе с тем ВВС получает образцы модернизированных самолетов (например, Ан-26, оснащенные тепловыми ловушками), однако оценка эффективности этих модификаций пока не представляется возможной.

Ракеты

Комплекс «Точка-У» пока остается самым современным типом ракетных вооружений ВСУ. Этот образец, принятый в состав тактических сил Советской Армии в начале семидесятых и модернизированный в конце того же десятилетия, предназначен главным образом для нанесения ядерных ударов. Ракета обладает хорошей точностью, но применима, скорее, в отношении скрытых баз боевиков (в горах, как в Чечне, или в пустыне, как в Сирии), но в условиях плотно заселенных районов Донбасса ее использование затруднено. Взрыв осколочно-фугасной боевой части с весом ВВ более 160 кг вызывает разлет 165 тысяч осколков, убивающих все живое на площади в 2-3 гектара. Избежать невинных жертв при таком ударе просто невозможно, тем не менее, комплекс «Точка-У» - самая точная ракетная военная техника Украины.

Внутренние источники пополнения техники

Украина в советские времена была одной из главных кузниц оборонной промышленности. Потенциал отрасли за годы независимости изрядно снизился, но нулевым его все же назвать нельзя. Харьковский завод им. Малышева выполнял экспортные контракты и занимался разработкой танков последнего поколения, предназначенных для ВСУ и зарубежных покупателей.

В зоне боевых действий на Востоке уже появилась новая военная техника Украины, изготовленная по заказам министерств обороны Ирака, Таиланда, Конго и других стран. Это модернизированные танки Т-64Б1М, новейший «Булат» (1 шт.), БМП-1 и 2, БРЭМ, медицинские машины-эвакуаторы БММ-4С, другие типы и виды продукции оборонного комплекса (всего восемьдесят единиц за три месяца). Техника хороша, но выучка экипажей оставляет желать лучшего, а на полноценное освоение матчасти времени, как правило, нет. Планируется закупка еще тысячи штук разных машин, в том числе ББМ «Дозор», «Спартан» и «Кугуар», но остается открытым вопрос источника финансирования. Также ремонтируется и модернизируется советская техника (БТР-70 и 80).

Зарубежные источники

Западные страны, в основном входящие в НАТО, выражают стране моральную поддержку, осторожно разделяя мнение нынешнего правительства о том, что российская агрессия, возможно, имеет место. Передача военной техники Украине, тем не менее, идет медленными темпами, и в число таковой пока входят главным образом нелетательные образцы демонстративно-оборонительного характера. Так, ВМС недавно получили из Штатов катера на которые можно установить стрелковое вооружение (его, правда, нет, но зато есть очень неплохое электронное и навигационное оборудование). Эти смогут использовать не только военные, но и спасатели.

На вооружении украинской армии есть и американские армейские джипы «Хаммер», но их немного. ВСУ также получили особые радары для определения координат минометных батарей по акустическим сигналам.

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4/2008, стр. 29-35

ИТОГИ, ПОТЕНЦИАЛ, ПЕРСПЕКТИВЫ...

А. Тарасенко

Окончание.

Начало см. в «ТиВ» №12/2007г.,

№1/2008 г.

Боевые модули

Боевые модули предназначены для вооружения новых образцов бронетанковой техники и модернизации боевых машин легкой и средней категории, а также тяжелых БМП с целью повышения их огневой мощи. Замена штатного боевого отделения устаревших образцов (БМП-1/2, М-113, БТР различных модификаций) позволяет без доработки ходовой базы довести их огневую мощь до уровня лучших современных мировых аналогов. Малые габариты модулей позволяют размещать их практически на любой технике (например, модуль «Ингул» с 30-мм пушкой и ПТРК может быть установлен на БРДМ-2), бронетранспортерах, катерах береговой охраны и других носителях.

Анализ современного состояния отечественной и зарубежной легкобронированной техники показывает, что многие страны располагают большим количеством боевых машин с вооружением, не отвечающим современным требованиям. Однако эти машины характеризуются достаточно надежной ходовой частью, не выработавшей своего ресурса (как пример можно привести БМП-1). Замена всего парка бронемашин на новые в настоящее время не представляется возможной даже для самых экономически развитых государств, поэтому наиболее приемлемым выходом является модернизация с использованием универсальных боевых модулей.

Украинскими предприятиями разработано большое количество боевых модулей, которые по основным показателям соответствуют лучшим мировым образцам, а по многим характеристикам их превосходят. Среди них модули «Тайфун», «Гром», «Ингул», «Шквал», «Буг», ЗТМ-1, БАУ-23Х2идр.

Универсальный боевой модуль «Гром»

Этот боевой модуль с вынесенным вооружением, разработанный ХКБМ им. Морозова, предназначен для поражения живой силы, борьбы с бронированной техникой, огневыми точками и низколетящими малоскоростными целями противника. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях при помощи современного стабилизатора вооружения СВУ-1000. Модуль устанавливается на легкие боевые бронированные машины (БТР-60/70/80, БТР-ЗЕ, МТ-ЛБ, Ml 13, БМП-2 и др.), обеспечивая повышение их огневой мощи.

За счет применения вынесенного вооружения обеспечено повышение защищенности экипажа, снижена масса боевого модуля и улучшены условия обитаемости в боевом отделении (отсутствие загазованности при стрельбе).

Модуль «Гром» был установлен на перспективный украинский БТР-4, а также на модернизированные варианты БТР-70 и МТ-ЛБ.

Универсальный боевой модуль «Ингул»

Боевой модуль «Ингул» разработан Киевским КП «Научно-технический центр артиллерийско-стрелкового вооружения» (КП «НТЦ АСО») для модернизации существующих образцов боевых колесных и гусеничных машин. Отличительной особенностью модуля является его высокая компактность при большой огневой мощи, позволяющая устанавливать его на машины легкого класса вплоть до БРДМ-2.

В качестве вооружения модуля используется автоматическая пушка ЗТМ-2 (или другая пушка типа 2А42, 2А72) калибра 30 мм и спаренный с ней пулемет, например КТ-7,62 (ПКТ).

Для управления огнем на модуле применяется оптико-телевизионный прицельный комплекс ОТП-20 «Циклоп- 1», включающий телевизионную камеру и лазерный дальномер, стабилизатор СВУ-500 «Карусель» обеспечивает высокую точность стрельбы в движении. Модуль не обитаемый, наведение пушки осуществляется при помощи монитора на рабочем месте оператора (командира) в корпусе боевой машины. Это обеспечивает повышенную безопасность личного состава, меньшую загазованность внутреннего объема боевой машины.

Для пуска дымовых гранат установлена система 902В «Туча». Для борьбы с тяжелыми БТР и танками противника модуль оснащен пусковой установкой для противотанковых ракет, например, комплекса «Барьер» с ракетами Р-2 или другими - по желанию заказчика.

«Ингул» может устанавливаться на БТР-70, БТР-80, БРДМ-2, БРДМ-2М, а также на патрульные катера с малым водоизмещением.

Универсальный боевой модуль «Тайфун»

Боевой модуль «Тайфун» разработан Харьковским конструкторским бюро «Укрспецтехника». Он включает стабилизированную пушку, спаренную с пулеметом, средства для установки ракетного комплекса, гранатомет. Основу СУО составляет стабилизированная прицельно-поисковая аппаратура с тепловизионным каналом, лазерным дальномером и счетно-решающим устройством артиллерийской системы. Прицельно-поисковая аппаратура дополнительно содержит оптико-электронный канал, включающий телевизионные камеры наблюдения с широким полем зрения и узким полем зрения, видеокомпьютер, а также монитор видеокомпьютера на рабочем месте оператора.

Прицельно-поисковая аппаратура работает следующим образом. На выбранной цели оператор-наводчик устанавливает маркер и нажимает кнопку «Автозахват». Три гироскопа обеспечивают совмещение маркера и цели. По команде «Автозахват» дальнейшее наблюдение за целью осуществляет камера наблюдения, работающая в режиме узкого поля зрения, или тепловизионная с трансфокатором, и включается программа видеокомпьютера автосопровождения цели. В этом случае при перемещении башни, установленной на шасси, производится автоматическое слежение камерой за движущейся целью, позволяющее удерживать цель в центре экрана монитора. После этого оператор-наводчик выбирает тип оружия, вид боеприпасов и нажимает кнопку «Огонь». Счетно-решающее устройство автоматически рассчитывает вертикальный угол установки оружия в зависимости от дальности цели. После поражения цели оператор-наводчик переключает камеру наблюдения с режима узкого поля зрения в режим широкого поля зрения и осуществляет выбор очередной цели.

Во всех режимах работают две системы стабилизации. Одна - система стабилизации оружия, другая - система стабилизации поисково-прицельных приборов.

Результаты испытаний показали, что эффективность стрельбы возросла, по сравнению с аналогичными устройствами, на 20%, время реакции артиллерийской системы составляет 1-2с. Эффективная дальность стрельбы достигает 5500 м. Вес башни без боекомплекта - не более 2000 кг.

Универсальный боевой модуль «Шквал»

Модуль «Шквал» включает 30-мм пушку, 7,62-мм спаренный пулемет, 30-мм автоматический гранатомет и противотанковое управляемое вооружение. Разработан КП «НТЦ АСО».

Конструкция боевого модуля «Шквал» очень гибкая, что позволяет легко заменить имеющееся вооружение на другое. 30-мм пушка двойного питания имеет готовый к использованию боекомплект из 350 снарядов. Боекомплект 7,62-мм спаренного пулемета составляет 2500 патронов. С левой стороны башни установлен 30-мм гранатомет, у которого в боекомплекте 29 готовых к использованию гранат, дополнительно 87 гранат перевозятся в резерве (три магазина, в каждом из которых находятся 29 гранат).

Шесть 81 -мм установок дымовых/ аэрозольных гранат установлены по три штуки с каждой стороны башни для стрельбы вперед.

Комплекс управления огнем включает прицельный комплекс ОТП-20, который интегрирован с системой управления стрельбой управляемыми ракетами, и стабилизатор вооружения СВУ-500.

Универсальный боевой модуль «Шквал» устанавливается на модернизированные БМП-1У и на бронетранспортер БТР-ЗУ.

На модернизированном варианте данного модуля (на фото установлен на базе БМП-1) установлен развитой комплекс управления огнем на основе оптико-телевизионного многоканального прицельного комплекса с тепловизионным, лазерным каналом дальнометрирования и каналом наведения управляемой ракеты в едином блоке. Ранее модуль включал отдельно размещенные телевизионные камеры ТПК-1 и ТПК-2, входящие в оптико-телевизионный комплекс ОТП-20 «Циклоп-1», а также лазерный дальнометр ВДЛ-2 и ИК прожектор ОУ-5.

Стоит отметить, что украинские модули весьма неплохо выглядят на фоне зарубежных образцов, в том числе и российских разработок, особенно это относится к уникальным по своим характеристикам модулям «Тайфун», «Ингул» и «Гром». Повышенное внимание в украинских модулях уделено вопросам обзора и эффективности стрельбы.

Создание и глубокая модернизация БТР и БМП

Технические и стратегические просчеты - БТР-ЗУ и БТР-94

Еще одним направлением деятельности ХКБМ и завода им. В.А. Малышева в 1990-е гг. стало создание БМП и БТР. В результате появились экзотические тяжелые БМП на базе танков Т-84 и Т-72 (о них рассказывалось выше). Также были разработаны бронетранспортеры БТР-94 и БТР-3, которые, по сути, представляли программы модернизации БТР-80. Однако здесь предприятию сопутствовал небольшой успех. Объясняется это, прежде всего, причинами технического характера, обусловленными неоптимальной компоновкой БТР-70/80, на базе которых пытались создать перспективную машину.

В 1999 г. контракт на закупку 50 БТР-94 был заключен с Иорданией. Поначалу у заказчика возникли претензии к качеству БТР-94, которые впоследствии были устранены. В 2004 г. все БТР-94 были переданы новой иракской армии в рамках помощи.

В конце 2005 г. завод им. Малышева (пользуясь своим статусом спецэкспортера) подписал контракт на продажу в Иорданию 150 боевых модулей для оснащения легкой бронированной техники.

БТР-4. Фото ХКБМ.

БТР-4

Под впечатлением от пакистанского контракта ставка была сделана на танки и машины на их базе. Увы, на весьма переполненном рынке, в условиях весьма негибкой маркетинговой политики закрепить успех не удалось.

Если бы ХКБМ начало разработку БТР-4 иЛТБМ «Дозор» раньше, то ситуация сейчас могла быть совершенно иной. Даже не учитывая многомиллионные контракты на поставки колесных боевых машин категории до 30 т (Польша, Финляндия, Чехия и др.) в европейские страны, доля поставок качественных машин данной категории в страны Азии и арабские государства могла бы кардинально улучшить положение ХКБМ.

Бронетранспортер нового поколения БТР-4 был впервые представлен в 2006 г. на выставке «Аэросвит-21». Безусловно, работы над машиной подобного класса были начаты с большим опозданием.

Компоновка БТР-4 полностью отличается от всех ранее созданных отечественных БТР (БТР-60/70/80/90). Отделение управления находится в передней части корпуса, силовое отделение расположено с левой стороны за спиной водителя и снабжено проходом по правому борту в десантное отделение. Далее размещено десантное отделение с двухстворчатыми дверями для высадки десанта. Для командира и водителя имеются двери в бортах со встроенными пуленепробиваемыми стеклоблоками. Лобовые стекла также представляют собой пуленепробиваемые стеклоблоки, которые могут закрываться бронированными крышками.

Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 т (19,3 т с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 т (защита от снарядов 30-мм пушек). БТР-4 перевозит восемь десантников, экипаж - три человека. Силовая установка состоит из двухтактного дизеля ЗТД мощностью 500 л.с. с автоматической гидромеханической трансмиссией. По желанию заказчиков возможна установка двигателя фирмы Deutz с мощностью 489 или 598 л. с.

На базе БТР-4 возможен выпуск машин различного назначения - огневой поддержки, командирских, санитарных, зенитных, боевых разведывательных или ремонтно-эвакуаци-онных.

МТ-ЛБ

Харьковский тракторный завод (ХТЗ) представляет комплексную программу модернизации ранее созданных заводом машин семейства МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) - многоцелевого шасси МТ-ЛБ, шасси комплексов «Стрела-10», «Штурм-С», РХМ, многоцелевых бронированных вездеходов МТ-ЛБ В и МТ-ЛБ ВМ.

Кроме того, создаются новые машины семейства - легкие многоцелевые бронированные транспортеры сил быстрого реагирования МТ-ЛБ Р6 и МТ-ЛБ Р7. Предполагается модернизация различного уровня по желанию заказчика для повышения подвижности, защиты, огневой мощи и комфорта.

Альтернативные предложения

Тяжелые БМП/БТР

Новая машина на базе Т-64 была создана специалистами ДП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод». Базовый вариант для семейства боевых и вспомогательных машин создан путем «разворота» танка Т-64 моторно-трансмиссионным отделением вперед, удалением с него башни и оборудования десантного отделения. В итоге получился УМР-64, на котором могут размещаться до 15 функциональных модулей массой до 22 т. Одним из вариантов является создание на его базе тяжелой БМП с десантом до 12 человек и необитаемым боевым модулем с дистанционным управлением. В базовом варианте БМП весит 34,5 т.

Тяжелую БМП на базе Т-64 планируется включить в состав танкового взвода на постоянной основе, они предназначены для замены БМП-1 /2.

На базе УМР-64 также предполагается создать универсальную машину боевого снабжения (УМБП-64), высокозащищенную командно-штабную машину с весом до 41 т, 120-мм самоходный миномет и другие машины.

Для посадки и высадки десанта УМР-64 снабжен удобными дверями в кормовой части корпуса. Это выгодно отличает данную разработку харьковских танкостроителей от конкурентов как в Украине, так и в России. В отличие от специалистов ХКБМ, конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода не пытались совместить несовместимые вещи - танк и БТР: получавшаяся в результате малоприменимая конструкция не выполняла в полном объеме функций ни того, ни другого. От российских тяжелых БТР (БМО-Т,

ДПМ-72) украинская машина выгодно отличается большей вместительностью десантного отделения и значительно лучшими условиями для десантирования и посадки в машину.

Для обеспечения пехотному отделению возможности безопасного спешивания из кормовой части машины была предложена конструкция с передним размещением двигателя. Чтобы достичь этого без конструктивных изменений корпуса базового танка с кормовым размещением двигателя, он используется так, что в своем новом виде конструкция передней части корпуса танка была репрофилирована (кормовая часть танка стала передней частью). Для использования танка в таком виде изменено направление вращения бортовых передач, геометрия подвески также отрегулирована для сохранения распределения натяжения гусениц. Командир и водитель перемещены на приподнятых рабочих местах за перегородку моторно-трансмиссионного отделения.

Таким образом, на базе Т-64 вместо их утилизации предприятие во главе с В. Федосовым создало ряд специальной техники, в первую очередь, для инозаказчика, чтобы покупатель мог выбрать тот товар, который ему по нраву.

Последней разработкой предприятия стал высокозащищенный колесный БТР (БМПТ-К-64), изготовленный с применением корпуса, а также других узлов танка Т-64.

Как указал начальник подраздела ремонта департамента экономической и хозяйственной деятельности МО Украины Дмитрий Колесник, сегодня переработка корпуса Т-64 в БМПВ-64 в условиях ремонтного предприятия стоит около 450 тыс. гривен, без учета стоимости вооружения. Он также добавил, что окончательная цена модернизации будет составляться из стоимости шасси Т-64 - 70 тыс. гривен, их капитального ремонта - еще 80 тыс. и стоимости КД на каждую единицу-70 тыс. гривен. Ав итоге это составляет 670 тыс. гривен.

Тяжелая БМП на базе танка Т-64 (БМПВ-64). Фото 115-го БТРЗ.

Автономный комплекс

Руководство ДП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод», где Т-64 проходил капитальный ремонт и модернизацию (до стандарта Т-64БМ2), считает, что у танка есть перспективы на внешнем рынке. Также был предложен вариант создания на его базе целого семейства машин - тяжелого БМП/БТР, машины поддержки, самоходного миномета, командно-штабной машины, универсальной машины боевого снабжения. Все эти машины наряду с основным модернизированным танком Т-64Б могут стать основой автономного комплекса бронированных машин на единой базе танка. Им может быть мощный бронетанковый комплекс на базе танка Т-64, в том числе входящий в состав любых формирований сил общего назначения, способный выполнять тактические задачи в отрыве от тыловых баз. Это позволит значительно упростить процессы поддержки, технического обслуживания и ремонта техники, если унифицировать базу основного танка, боевой машины пехоты, бронированного ремонтно-эвакуационного средства, командно-штабной машины, санитарно-эвакуационной и машины материального обеспечения. Кроме этого, в комплекс войдут полевая артиллерия, комплексы противовоздушной обороны, разведывательные комплексы. Все это предлагают специалисты Харьковского бронетанкового ремонтного завода.

Концепция автономного разведывательно-ударного комплекса является основной в развитии военно-технической концепции системы бронированного вооружения нового поколения. Это создание семейства унифицированных образцов на базе единого шасси (объединенных в единое информационное пространство). Таким образом, в начале XXI века образцы бронетанкового вооружения снова адаптируются к изменившимся условиям и превращаются в наземные боевые высокозащищенные машины, являющиеся элементом единой системы вооружения. При этом они сохраняют главную отличительную черту - высокую степень универсальности, позволяющую решать разнотипные боевые задачи во всех видах боевых действий и эффективно взаимодействовать с другими боевыми средствами.

В этом аспекте стоит взглянуть на мнение специалистов 38 НИИ МО РФ и Омского КБТМ, описанное, например, в патенте РФ №2242699 «Автономный комплекс бронированных гусеничных машин» и патенте РФ №2242699 «Способ изготовления многоцелевой военно-гусеничной машины на шасси танка», где высказываются аналогичные предложения.

Разработка унифицированного шасси на базе Т-64 наконец-то получила и государственную поддержку в 2007 г. со стороны комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады. Было принято решение о необходимости создания многофункционального шасси на базе Т-64 разработки ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод».

Проблема создания шасси была рассмотрена с участием специалистов Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил, научно-исследовательских ведомств ВС, Генеральных конструкторов по танкостроению и моторостроению (ХКБМ и ХКБД). Решение комитета направлено для рассмотрения Кабмином.

Тем временем бронетанковые ремонтные заводы МО Украины сейчас в основном заняты работой над ремонтом и модернизацией бронетанковой техники для иностранного заказчика - Пакистана, Китая, Иордании, Алжира, африканских стран и др.

БТР-80УП, модернизированный на 346-м Николаевском БТРЗ.

Киевский бронетанковый завод дает вторую жизнь Т-72. Результативность стрельбы, достигнутая с расстояния 3 км, была равна 97% - и это при том, что стрельба велась в движении и при очень высокой температуре воздуха.

На 346-м Николаевском БТРЗ прошли модернизацию бронетранспортеры БТР-80, получившие обозначение БТР-80УП. Партия из 98 таких машин с усиленной защитой была поставлена в Ирак. Из них 66 БТР-80 для модернизации были закуплены в Венгрии, а 32 машины были собраны на Украине. Контракт выполнялся при посредничестве Польши.

БТР-80УП будут поставляться в Ирак в восьми модификациях: БТР-80УП-КР (КП командира роты); БТР-80УП (базовая десантная машина); БТР-80УП-КБ (КП командира батальона); БТР-80УП-С (командно-штабная машина); БТР-80УП-М (санитарная машина); БТР-80УП-Р (разведывательная машина); БТР-80 УП-БРЕМ (ремонтно-эвакуационная машина); БТР-80УП-Т (транспортная машина).

Конструкция БТР предусматривает дополнительную броневую защиту, установленную спереди и по бокам БТР. Пространство для водометного движителя используется для размещения аккумуляторов, другого оснащения и вооружения. Установлены новые шины, электро- и пневматические установки, двигатель КамАЗ-7403 (260 л.с.) заменен на Д-80 (300 л.с).

Основным нововведением модернизированного БМП-80 является установка дополнительной защиты (от бронебойных пуль калибра 7,62 мм и пуль калибра 12,7 мм).

Конкуренты на внешнем рынке

На внешнем рынке основными конкурентами украинских танков выступают примерно аналогичные им по цене и в целом по основным характеристикам танки, типичные для отечественной школы танкостроения, - это, прежде всего, Т-90, польский ПТ-91, китайский Тип-96.

Т-90 был создан в конце 1980-х гг. как глубокая модернизация танка Т-72Б. В 1989 г. УКБТМ передал на испытания первые четыре танка, впоследствии получившие название Т-90. Основным отличием танка от Т-72Б было наличие автоматизированной СУО, позаимствованной у танка Т-80У/УД; до этого Т-72 автоматической СУО не имели. Танк также оснащался встроенной динамической защитой «Кон-такт-5», а впоследствии - и КОЭП «Штора-1». При этом конструкция танка в целом была аналогична танку Т-72Б, оснащенному литой башней и двигателем мощностью 840 л.с. В ответ на продажу Украиной Пакистану в 1996- 1999 гг. 320 танков Т-80УД Индия в срочном порядке решила восстановить баланс сил (на тот момент индийским танкистам просто нечем было бороться с пакистанскими Т-80УД, которые на голову превосходили их Т-72М и Т-55) и закупить в России партию Т-90С (экспортная модификация Т-90). В 1999 г. три Т-90С принимали участие в испытаниях в

Индии, из них один с литой башней и два новые, со сварными башнями.

Результаты испытаний российских танков Т-90С, прошедшие в пустыне Раджастхан, по мнению индийской стороны, оказались не совсем такими, как хотелось бы нижнетагильским танкостроителям. Согласно докладу, на который ссылается индийский источник «Политикал ивентс» (Political Events), двигатели В-84-1 мощностью 840 л.с. всех трех машин, принимавших участие в испытаниях, не выдержали тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых двигателей вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях высокой температуры и запыленности. Но в итоге в Дели все-таки не отказались от закупок новых российских танков. Кроме того, из-за отсутствия кондиционера за последние четыре года оказалась непригодной к использованию 80-90 СУО, которая стоит почти 20% всей стоимости танка. Попытки решить эту проблему до сих пор не увенчались успехом. Таким образом, поставка украинских танков в Пакистан, по сути, реанимировала российское танкостроение, которое в те годы находилось в глубочайшем кризисе - стоял вопрос о сворачивании мощностей по производству танков на Уралвагонзаводе.

Так что же представляет из себя Т-90 по сравнению с украинским танком «Оплот»?

В плане бронезащиты украинские танки не только значительно превосходят Т-90, оснащавшиеся литой башней, но и новые Т-90, которые начали оснащать сварной башней.

Сталь с ЭШП, из которой изготовлена конструкция башни танка «Оплот», обеспечивает прирост стойкости на 10-15% по сравнению со сварной башней из броневых сталей средней твердости, применяемой на танках Т-90С, которые были поставлены в Индию. Крыша башни украинского танка выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость; обеспечены технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства, в отличие от Т-90С, у которого крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. Также довольно странным является то, что Т-90 имеет конструктивно более низкую защиту башни по отношению к корпусу (теоретически должно быть наоборот). Также стоит отметить улучшенную архитектуру «Оплота», снижающую эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели и средства снижения за-метности в радиолокационном и ИК-диапазоне длин волн. Т-90С имеет в 1,2-1,5 раза большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя - на левый борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения и позволяет обнаруживать танк средствами разведки с большей дальности.

В плане огневой мощи украинский и российский танки фактически равноценны, так как используют, по сути, одинаковую систему управления огнем с незначительными модификациями. Тем не менее, стоит отметить наличие в составе СУО танка «Оплот» прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 «АГАТ-СМ» со встроенным лазерным дальномером и устройством ввода углов бокового упреждения (УВБУ), ПНК-5 повышает эффективность ведения огня командиром на 20-50% и вдвое снижает время на подготовку выстрела. Также для обеспечения стабильной точности стрельбы на украинском танке установлена СУИТ-1 производства КБ «Луч» (такие разработки существуют и в России, но появились позже и на экспорт пока не предлагались). В дополнение к этому на «Оплоте» имеется датчик измерения начальной скорости снаряда, позволяющий измерять указанную скорость при каждом выстреле пушки и затем вводить информацию в танковый баллистический вычислитель комплекса управления огнем с целью автоматического учета поправки на износ канала ствола, температуру заряда и другие факторы.

В плане подвижности двигатель В-84 значительно уступает украинскому 6ТД-2 как по мощности, так и по надежности в условиях пустыни при повышенных температурах окружающей среды и в удобстве эксплуатации.

В последние годы российским разработчикам удалось догнать украинский дизель по мощности (В92С2 - 1000 л.с. и В99 - 1200 л.с), однако дальнейшее форсирование этого дизеля, являющегося модификацией дизеля В-2, созданного в Харькове для Т-34, представляется малореальным. В то же время украинский дизель серии 6ТД имеет значительные резервы совершенствования - до 1500 л.с.

Вместо заключения

В 2004 г. ГП «Завод имени Малышева» выполнил государственный оборонный заказ по модернизации бронетанковой техники - танков БМ «Булат»; это был первый оплаченный государством заказ на поставки бронетехники для армии с 1992 г., когда были поставлены 44 танка Т-80УД «Береза». Поставленные же в 1999 г. и показанные на параде танки «Оплот», произведенные по заказу украинской армии, были изготовлены за счет собственных средств завода.

В бюджете на 2004 г. на модернизацию танков Т-64БМ «Булат» было предусмотрено 40 млн. грн. В 2004 г. завод им. Малышева выполнил заказ на изготовление для украинской армии 17 танков «Булат», в 2005 г. танки были переданы в войска.

Однако в связи с обострившейся политической ситуацией и началом политических междоусобиц в 2005 г. пострадал и завод им. Малышева - основной исполнитель заказа по модернизации Т-64. Строка на выделение в 2005 г. 120 млн. грн., которые были выделены правительством на продолжение модернизации, была вычеркнута из бюджета, и тем самым завод оказался без госзаказа.

Таким образом, пустующие площади для производства танков приносили заводу большие убытки, а основные средства поступали от производства сельскохозяйственной и горнодобывающей техники - от поставки в Китай бурошнековых машин и производства комбайнов «Обрий», а также от поставки дизелей для «Укржелез-нойдороги» и буровых вышек и трубоукладчиков для «Нефтегаз Украины». Сейчас возможно также разделение гражданского и специального производств завода с его последующей приватизацией.

Следующую партию «Булатов» армия получила только в 2007 г. Начиная с 2004 г. предприятие поставило для потребностей ВСУ всего 36 танков БМ «Булат».

Литература и источники

1. 3 прищлом на закордонний ринок...// Народна Армiя. - 2006.01.03.

2. Булат у стил(Модерн // Войско Украины. - 2005, №10.

3. Производство бронетехники на Украине: славное прошлое, кризисное настоящее, туманное будущее // Экспорт Вооружений. - 2005, №5.

4. Необходим реализм в оценке потенциала украинского ВПК и политики официального Киева // ВПК - 2004, № 4 (21).

5. Услуги Киевского бронетанкового завода интересуют Македонию, Пакистан, Китай, Иорданию и Алжир // Центр исследований армии конверсии и разоружения. - 2001, 8 авг.

6. Инженерное обеспечение роты (взвода) в бою. /отв.ред. А.В. Быков. - М.: Управление подготовки и распределения кадров Сухопутных войск МО России, 1993.

7. Патенты Украины №49978,22363, 73006, 50850, 32621.

8. Материалы сайтов: http://kharkivoda.gov.ua, http://www.morozov.com.ua, http://presialent.org.ua, http://www.mil.gov. иа, http://unian.net, http://armor.kiev. иа/.

Николаевский тепловозоремонтный завод передал пограничным войскам Украины блиндированные автомобили УАЗ-3303.На них установили бронирование, а также смонтировали в кузове защищённую установку для оружия. Украинские погранцы назвали получившуюся бронемашину "головастиком". Об уровне защиты можно судить по фотографии.

"Варан"

Плавающий бронетранспортёр «Варан» разработан на базе советского БТР-70. В базовом исполнении его корпус якобы обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм, а в лобовой и кормовой проекции - от пуль 12,7 мм.Однако, как отмечают бойцы ДНР и ЛНР, это не совсем так. Бортовая броня украинской "ящерицы" прошивается из АКМ с расстояния 30 метров.

"Тритон-01"

ПАО "Завод Ленинская кузница" представил в Киеве новейший бронеавтомобиль "Тритон-01", который имеет класс защиты STANAG 4569 уровень 2а (от пуль калибра 7,62 мм). Экипаж - три человека, отделение для десанта на восемь человек. Полная масса - 8 тонн. Эксперты установили, что от пуль АКМ, выпущенных в борт с небольшого расстояния, броня "Тритона" всё же не спасает.

"Запорожец"

КамАЗ, обшитый железом - ещё одна из "новинок" украинской бронетехники. Машину модернизировали на комбинате "Запорожсталь", поэтому в войсках её прозвали "Запорожцем". Поскольку в защите автомобиля не используется броневая сталь, это соответствующим образом влияет на его живучесть в условиях реального боя. Говорят,это чудо техники можно подбить даже из АК-74 калибра 5,45 мм.

Бронесанитарка

Модернизированный УАЗ - санитарка со стороны кабины похож на шлем рыцаря-крестоносца. В боевых условиях установлено, что автоматную пулю машина не держит совершенно, как не держалибы её латы средневековых воителей. Применять можно только для транспортировки раненых с поля боя.Импровизированная броня может уберечь только от осколков.

БМП-2

Бортовые и лобовые экраны БМП-2говорят сами за себя: вероятно, в их изготовлении участвовало некое предприятие из провинции. Основой экранов являются металлические уголки. На уголки наварены металлические прутья, образующие сетку. Мягкий лобовой экран, в свою очередь, представляет собой лист резины. С виду эта бронемашина напоминает бульдозер. Добавим, что она так же беспомощна на поле боя, как и трактор со скребком.

Которая используется армией и Национальной гвардией Украины на полях сражений. Техника далеко не самого лучшего качества, но при этом довольно интересная и совершенно уникальная.

Боевая бронированная машина «Азовец», получившая от почитателей таланта украинских танкостроителей ласковое прозвище «Навозец», позиционируется как «городской танк». Она смонтирована из установленных на шасси танка Т-64 мусорных контейнеров - и это, пожалуй, единственное, что позволяет говорить о ее преимуществах для ведения боя в городских условиях: в любой момент можно замаскироваться во дворе какой-нибудь многоэтажки. Главное только, чтобы мусоровоз ее по ошибке не вывез на свалку.

До недавнего времени главной отличительной чертой «Азовца» являлись два независимых боевых модуля с авиационными пушками и ПТРК - вероятно, для того, чтобы один стрелок мог уничтожить другого, если тот окажется тайным агентом Кремля. Теперь появилась еще одна уникальная особенность: фирма «Авикос» поставила по подряду некачественные оптико-электронные устройства, которые, как признают сами хозяева машины из неонацистского полка «Азов», «выполнены из дешевых компонентов китайского производства для бытового назначения». Помимо прочего, на этой пластмасске «в качестве основы камеры использованы бытовые детали, которые применяются в дверных глазках или домофонах».

С другой стороны, согласитесь, что глазок куда лучше подходит для «городского танка», чем стандартная оптика для бронетехники. К тому же, это будет первый в мире танк, в экипаже которого имеется консьерж. В качестве дополнительной инновации можем также посоветовать приделать к бортам лавочки и усадить на них бабок, которые своими увещеваниями должны существенно снизить наркоманию в рядах ВСУ.
Полеты во сне и наяву

Еще одно инновационное изделие украинской оборонки - ударный беспилотник на конной (ой, то есть, простите, на реактивной) тяге, который, как сообщает украинский «24 канал», разработан учеными из Национальной академии наук Украины. Судя по внешнему виду, он изготовлен из обрезанного штыка лопаты и колесиков от сумки-тележки, однако утверждается, что он «развивает скорость до 800 км/ч» и способен «уничтожать вражескую технику на расстоянии до 50 километров». Спорить с этим не будем, добавим только, что аппарат предельно универсален: сначала уничтожаешь врага, который будет помирать со смеху, а потом тем же беспилотником закапываешь его труп.

С другими видами летаков у украинцев тоже все в порядке. Вот, к примеру, «Лев-1», переделанный из американского легкого вертолета Bell 47G-4 1964 года выпуска - то есть, построенного еще при жизни изобретателя вертолета, русского киевлянина Игоря Сикорского. Сообразительные украинцы придумали использовать этот мыльный пузырь не только для обеспечения господства в воздухе, но и для того, чтобы транспортировать раненых пониже спины бойцов.

«Куда вы меня тащите?» - как бы спрашивает этот несчастный киборг. Как куда - конечно, на живодерню. Ну, или в морг, это уж как доктор скажет. А что - примотал носилки скотчем, и скорая помощь для самоубийц готова. Если же наш подранок не окочурится от такого экстрима, можно сунуть ему в зубы кулемет, и таким макаром долететь не только до середины Днепра, но и до середины Волги. Надо только для сопровождения взять дроны-лопаты.
Броня крепка

Неудачи с украинскими бронетранспортерами, которые трескаются от хорошего удара кулаком, не остановили полет инженерной мысли. В чью-то светлую голову пришла идея переоснастить в бронеавтомобили старые советские «шишиги» (армейские грузовики ГАЗ-66).

Получившийся продукт носит название «Овод». Выглядит он заметно пристойнее большинства украинских «шушпанцеров», несмотря на то, что выполнен в форм-факторе гроба. Собственно, и находиться в его кабине живому человеку довольно затруднительно, хотя, как говорят психологи, поза эмбриона помогает преодолеть страх и почувствовать себя в безопасности. Особенно это будет актуально, когда после очередной колдобины водитель и пассажир выбьют себе зубы коленями.

А посмотрите, как изящно отделан салон кожзаменителем. Не хватает только коробки с мелочью и висящих над ней четок.

Еще один чудесный экземпляр, правда, еще не пошедший в серию - БТР «Джокер». «Такое название для боевой машины военнослужащие придумали недаром - если в картах «Джокер» помогает игроку выиграть, то в бою усовершенствованный БТР даст Калиновским гвардейцам больше шансов на быструю победу», - пишут украинские СМИ. Если честно, боевые возможности этого БТР-80 с четырьмя противотанковыми гранатометами больше напоминают ситуацию, которая у игроков в преферанс называется «прикупить двух тузов на мизере». Не зря в эту братскую могилу на колесах уже встроена кладбищенская оградка.

Конверсия по-украински выглядит примерно так. Есть авиазавод «Антонов», тяжкое наследие коммунистического прошлого, который в годы «советской оккупации» производил никому не нужные самые большие самолеты в мире. Теперь при нынешнем евроинтегрированном режиме сотрудники предприятия наконец-то могут заняться по-настоящему полезной и востребованной продукцией. Смотрите, какой у них получился замечательный блиндированный Ford, в котором все по-чеховски прекрасно: и обтекаемые контуры, и приваренные елочкой треугольные профили, и тризуб на капоте, и брызговики в виде бахромы из цепочек. Авиастроителям есть, чем гордиться!

Трудовую эстафету принимают работники Николаевского тепловозоремонтного завода. Поскольку новой Украине не нужны доисторические тепловозы, лучше изготавливать современные машины-убийцы, тюнингованные арматурой и прочей рухлядью. Некоторые пруты приварены некрепко - так что киборги смогут оторвать парочку и пойти с ними в рукопашную, а в крайнем случае - и использовать их вместо протезов, поскольку украинские заводы по производству протезов уже давно перепрофилировались на изготовление шляп для сбора милостыни.

Вот еще одна разработка по принципу обратной конверсии - боевая машина «Тортилла», состоящая из гусеничной базы трактора Т-150 и половины цистерны, какие обычно устанавливают над дачными душами. Можно долго спорить о ее достоинствах (среди которых - скорость 40 км/ч, вместимость 30 десантников и, конечно, превосходное бронирование), но с одним утверждением нельзя не согласиться: аналогов этой машины нет ни в одной армии мира. К тому же, создатель блестяще воплотил в жизнь фразеологизм «накрыться медным тазом».

А вот и конкурент российских роботов-танков - самобеглая боевая телега с дистанционным управлением.

Ну, то есть, как дистанционным - куда провода от розетки хватит.

Еще одна крайне необходимая в хозяйстве вещь - блиндированная передвижная баня. Оснащена сразу двумя двигателями: дровяным и паровым.

В комплекте с баней идет прицеп-пепелац, в который помещается до двухсот ведер горилки.

А попарившись, можно сгонять с побратимами в ближайший автомагазин и шлифануть это дело стекломоем.

Универсальный бронеавтомобиль для культурно-массовой деятельности. Свадьбы, корпоративы, похороны.

Кстати о последнем - на службе в ВСУ имеются любые виды военной техники. Даже боевые катафлаки.

Это детище конструкторов из палаты интенсивной терапии Житомирского психдиспансера не прошло кастинг на фильм «Безумный Макс».

А это - из косплея замечательной компьютерной игры Carmageddon.

Флагман украинского флота колесных бронепоездов «Летучий хохландец».

Очередная вариация на тему мусорного бака на колесах. Как мы знаем, в стране победившего Евромайдана любят проводить люстрации с помощью мусорных баков, а тут у нас натуральный мобильный люстратор.

Боевой болид, который ранее планировался для первой украинской команды «Формулы-1», а теперь поступил на вооружение под кодовым наименованием «Слабоумие и отвага».

Гантрак ручной сборки, как и прочее, не имеющий аналогов в мире. Особенно в плане конструктивных решений.

Крепления лучше скотча и деревяшки еще никто не придумал. Представляем вам мотороллер «Заградотряд» - как только водитель попытается покинуть поле боя, сразу получит залп в голову.

Новая «Лада Укроп». Как говорится, неважно, откуда растут руки - главное, что они золотые.

Пикап «Мечта оккупанта». Отлично подходит для быстрого перепрятывания сала.

Жанр армейского конструктивизма получил на Украине особое развитие. Заводится с толкана.

В чем украинцам не откажешь - так это в чувстве стиля. Обратите внимание на модные в этом сезоне леопардовые кресла.

А этот газенваген отделан бронежалюзи высочайшего качества, которые обеспечат бойцам отличную защиту от солнца.

Передвижной пункт по сбору металлолома путем примагничивания.

Джихад-мобиль в зимнем камуфляже из туалетной бумаги. Это они, конечно, зря продукт переводят - при наступлении ополченцев бумага им ой как пригодится.

Жить захочешь - не так обвешаешься.