Некрасов план конспект. Конспект урока. Н.А. Некрасов "Школьник". Урока Тема урока Опорные понятия

Тема : Образ весны в стихотворении Н. А. Некрасова "Зеленый шум"

Цели :

Познакомится учащихся с биографией и основными вехами творчества Н. Некрасова;

Осуществить анализ стихотворения "Зеленый Шум" - его поэтический строй, образы и выразительные средства;

Развивать творческие способности учащихся;

Расширить лексический запас;

Формировать культуру восприятия поэтического текста;

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи :

Учащиеся должны знать основные сведения из биографии Н. Некрасова;

Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование : портрет Н. Некрасова, мультимедийная презентация, таблица, тест, картина А. Рыкова "Зеленый шум", изображения деревьев, лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Знакомство с биографией поэта

Работа с презентацией

Слайд 1 : Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове в Подольской губернии. Его отец был небогатым помещиком. Вскоре после рождения сына, семья Некрасовых поселяется в родовом поместье в селе Грешневе, что в Ярославской области. Здесь, на берегу величественной реки Волги прошло детство поэта.

Слайд 2 : Барскому сыну не разрешали дружить с крестьянскими детьми. Но, улучив минутку, маленький Коля сбегал от нянек к своим деревенским друзьям. Они ходили в лес или проводили дни, купаясь в речке Самарке. Этот период жизни наложил свой отпечаток на будущее творчество поэта, и тема крестьянских детей заняла огромную нишу в творчестве Некрасова.

Слайд 3: Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

Слайд 4: В 1832 году Некрасов поступил в первый класс Ярославской гимназии. Учение давалось ему легко, но будущий поэт из всех предметов любил только литературу. Читал много и взахлеб. Большое впечатление на него произвела ода "Вольность" А. Пушкина.

В 1837 году отец отправляет Неркасова в Петербург в Дворянский полк. Но юноша решил пойти своим путем. Он стал готовиться к поступлению в Петербургский университет. Отец, узнав о решении сына, не принял его выбора и лишил содержания.

Слайд 5 : Это были самые тяжелые годы - без пищи, порой без крова, Некрасов не отступился от своего решения стать поэтом. В 1839 году он поступает "вольным слушателем" на философский факультет университета, а уже в 1840 выходит его первый поэтический сборник "Мечты и звуки". Стихи были подписаны скромно: Н.Н.

Слайд 6 : 1843 год - знаменательная дата в жизни поэта. Он знакомится с В. Белинским, который подсказал юному Некрасову путь развития. С этих пор поэзия его приобретает обличительный характер.

Слайд 7 : Поэзия Некрасова разнообразна. Главной темой его творчества становится народ, его чаяния и надежды. Немалое место занимает и пейзажная лирика. Любимые образы - ненастье, Волга, лес и деревья, поля, засаженные пшеницей - как символ России.

Слайд 8 : Особенность лирики Некрасова выросла из глубокой народности его мировоззрения. В лирике поэта часто встречаются народные мотивы: сказки, мифы, обряды, приметы, народные песни и были. Поэт касается сокровенных пластов нравственной культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа.

Слайд 9 : Всю жизнь Некрасов продолжал общаться с простыми крестьянами. В 1862 году под Ярославлем он купил усадьбу Карабиха, куда любил приезжать. Именно здесь появилось удивительной красоты произведение - "Зеленый Шум".

3. Первичное знакомство с произведением

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Какое настроение вызывает стихотворение: грустное, веселое, торжественное, печальное или светлое и радостное? Объясните свой выбор.

(Картина А. Рыкова "Зеленый шум" )

4. Анализ стихотворения

А) Самостоятельное чтение произведения

Какие два контрастных образа изображены в стихотворении? (Весны и Зимы)

Б) Заполнение таблицы

Весна: Зеленый Шум, ветер верховой, пыль цветочная, все зелено…

Зима: косматая, ревет и день, и ночь, песня-вьюга.

Какие чувства вызывает у вас наступление весны? А у автора?

В) Словарная работа

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно. Выпишите их.

Верховой - сильный, идущий по верху;

Воды не замутит - образное выражение, означающее чистоту помыслов и поступков.

Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (качнет, расходится, подымет).

Именно такой ветер называют верховым. Представьте себе эти движения.

Г) Анализ поэтических образов

Обратите внимание, что слова Зеленый Шум написаны с заглавной буквы. Кто это - Зеленый Шум? (Весна)

Действительно, в украинском фольклоре именно так величали весну. По аналогии с Дедом Морозом, который приходит зимой. Но только дед Мороз приносит вьюги и метели, а Зеленый Шум - обновление природы.

Как называется этот прием? (Олицетворение)

Д) Анализ звукоряда

Давайте представим себе Деда Мороза и Зеленый Шум. Какие звуки характерны для первого образа? (скрип снега, свист метели, тишина, хруст льдинок под ногами)

А для второго образа? Найдите примеры в тексте. Какие глаголы характеризуют Зеленый Шум? (Шумит, гудит, лепечет)

Подсчитайте, сколько раз в тексте встречаются слова: шум, шумит (14), зеленый (9), весенний (4). Для чего автору нужно такое частое повторение? (Это создает иллюзию движения, обновления природы.)

С другой стороны, обилие этих слов придает стихотворению особое звучание. Постоянно слышится звук "ш" - шум, шептание, шелест, шорох. Потому и стихотворение кажется таким шумным, веселым, жизнерадостным.

Е) Анализ второстепенных образов

Прочтите текст еще раз и выпишите названия деревьев, которые в нем встречаются (ольха, вишни, сосны, липы, березы, клен).

Какое из деревьев считается символом русской природы? (береза)

Вспомните, что вы знаете об этих деревьях.

На доске - изображения деревьев. Учащиеся рассказывают о деревьях.

Береза - настоящий символ России, нарядное, праздничное дерево. В древних обрядах славян береза была связана с плодородием. Дерево наряжали в платья, украшали лентами, заплетали косы из тонких веточек, водили вокруг хороводы.

Обратите внимание, что Некрасов использует фольклорный образ березы - девицы с косой.

Сосны в поэзии часто ассоциируются с другим настроением - печалью, одиночеством. Но у Некрасова сосны качаются. Это высокие деревья, вершины которых и "оседлал" ветер верховой. И сосны "шумят повеселелые".

Липа - красивое дерево, но расцветает весной позже всех. Как тонко подчеркнул поэт эту особенность дерева! У него - липы бледнолистые.

5. Анализ выразительных средств

А) Какие приемы использует Некрасов? Повторения, рефрен.

Для чего нужен рефрен?

Главный герой задумал убийство. А рефрен постоянно напоминает, что весна шагает по земле. И весна спасает. Зеленый Шум оказался сильнее ворчания зимы. Гармония в природе требует гармонии в душе. И Человек, который способен увидеть красоту природы и проникнуться ею, не способен на преступление. В этом - главная идея стихотворения.

Б) Укажите, какие выразительные средства речи использует Некрасов? (Эпитеты)

Большинство эпитетов - "цветовые". Укажите их. Как вы понимаете выражение "как молоком облитые"?

В) Работа с картиной

Какие краски использует поэт, чтобы передать весеннее настроение?

Посмотрите на картину А. Рылова, которая также называется "Зеленый шум". Соответствует ли она стихотворению? А какие краски использовали бы вы?

6. Закрепление

Тестирование

1. Годы жизни Н. Некрасова

А) 1821-1877 Б) 1749-1833 В) 1814-1841

2. Кто сыграл важную роль в формировании главной идеи творчества Некрасова?

А) Отец Б) Белинский В) Пушкин

3. Главные темы творчества Некрасова.

А) Родина, русская природа Б) любовь В) история

4. Главная тема стихотворения "Зеленый Шум"

А) приход весны Б) зимняя стужа В) лето в России

5. Какое дерево не встречается в стихотворении?

А) береза Б) клен В) яблоня

6. Что изобразил в образе Зеленого шума поэт?

А) зиму Б) реку В) весну

7. какие выразительные средства использует поэт в стихотворении "Зеленый шум"?

А) олицетворения, эпитеты Б) метафоры В) никаких

7. Подведение итогов урока, выставление оценок

8. Домашнее задание :

1. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.

2. Создать коллаж на тему "Зеленый Шум".

Тема урока: Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Величие народа­созидателя.
Цель: комплексный анализ стихотворного произведения писателя, воспитание любви к
окружающему миру, людям.
Задача: взглянуть на стихотворение не только как на изображение состояния народа в XIX
веке, но и как на поэтическое решение вечной проблемы: в чем назначение человека, что
такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд?
Ход урока:
1.Активизация знаний учащихся о Н.А.Некрасове.
­ Кому принадлежат эти строки:
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
­ Вы уже догадались, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Правильно, о Н.А.Некрасове.
­ Какие его стихотворения вам известны? («Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы,
«Генерал Топтыгин», «Школьник»)
­ А что вы знаете об этом поэте?
­ Давайте расширим наши знания о Н.А.Некрасове и прочитаем статью учебника.
­ Что нового вы узнали о Н.А.Некрасове?
­ Какие факты биографии вам показались наиболее интересными?
2. Работа над стихотворением «Железная дорога»
­ Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Н.А.Некрасова – «Железная
дорога»
Выразительное чтение стихотворения учителем.
­ Каковы ваши впечатления о стихотворении?
­ Как вы поняли, о чем оно?
­ Какова композиция стихотворения? Из скольких частей оно состоит?
­ Что такое эпиграф? С какой целью автор его использует?
Работа над первой частью стихотворения:
­ Что является предметом изображения первой части?
­ Как рисуется поэтом «родимая Русь»? Какое чувство поэта пронизывает эти описания?
­ Найдите эпитеты, с помощью которых поэт выражает свое отношение к родине (осень
славная; воздух здоровый, ядреный; речка студеная, как тающий сахар; дни ясные,
тихие; сияние лунное)
­ Есть ли в этой картине не ласкающие взгляд описания? (кочи, моховые болота, пни)
­ Портят ли они общее впечатление картины природы? Меняют ли отношение автора к
Родине?
­ Как вы думаете, почему описание природы предваряет изображение картины
строительства железной дороги? (И в природе есть то, что не кажется красивым, но

это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами
любящего сына или равнодушно оценивающего эстета.)
Работа над второй частью стихотворения:
­ Как вы думаете, почему именно разговор генерала с Ваней вынесен в эпиграф? (автора
возмущает несправедливое мнение генерала о строительстве железной дороги)
­ В чем суть разногласий генерала и попутчика? (В том, кто является строителем
дороги)
­ Кто же является истинным строителем железной дороги?
­ Как изображает этот труд Н.А.Некрасов?
­ Какие картины вас больше всего поразили?
Работа с иллюстрацией (Г.Савицкий «Ремонтные работы при строительстве железной
дороги»)
­ Соответствуют ли ваши представления о мучительном, тяжелом труде строителей
видению художника? Как вы себе представляете этот процесс?
­ С какой целью автор вводит в стихотворение «песню мертвецов»?
­ Сопоставьте строчки. Что в них выражено?
1)… любо нам видеть свой труд…
2) Мы надрывались под зноем, под холодом
С вечно согнутой спиной
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой…
­ К чему призывает автор Ваню? («научись мужика уважать»)
­ В каких строчках заключается светлая вера в будущее?
Работа над третьей частью стихотворения
­ Над чем захохотал генерал? О чем он спорит с попутчиком?
­ Прав ли генерал, что все культурные и материальные ценности созданы не народом?
­ Какую смысловую нагрузку выполняет эта часть в стихотворении?
Работа над четвертой частью стихотворения:
­ Какую «светлую сторону» строительства дороги рисует попутчик Ване?
­ Что возмущает рассказчика?
­ Не перечеркивает ли последняя часть стихотворения веру автора в торжество народа,
заявленную во второй части? (В жизни народа есть много уродливого, даже ужасного,
но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли
труженика)
3.Рефлексия
­ Как вы поняли, какова главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова?
4. Домашнее задание: выучить отрывок из стихотворения.

Цели урока.

  1. Познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
  2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.
  3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.

Оборудование урока.

  1. Портрет Н.А.Некрасова.
  2. Тексты стихотворений Некрасова Н.А.
  3. Выставка книг Некрасова Н.А. и о Некрасове Н.А..
  4. Иллюстрации к тексту стихотворения «Школьник».

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание урока.

2. Повторение изученного о Некрасове Н.А.

Какие стихотворения Некрасова Н.А., посвященные детям, вам известны? («Саша», « Плач детей», « Крестьянские дети», «Железная дорога».)

Почему вы считаете, что стихотворение «Железная дорога» посвящено детям?

Учитель обращает внимание обучающихся на выставку книг Некрасова Н.А., показывает эту книгу детям и говорит: «Автор предлагает молодому поколению перенять привычку к труду, верит в будущее. Давайте прочитаем эти строки» два-три ученика читают наизусть строфы из стихотворения «Железная дорога»:

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную-
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе…)

Да! Это строки о труде, о будущем России, они наполнены чувством уверенности в том, что будущее нашей страны будет благополучным, светлым.

А какое еще настроение вы почувствовали в этих строках? (Сожаление, грусть, печаль, потому что «жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе).

Действительно, наряду с темой детства, беззаботной радости, Некрасова Н.А. волнует
тема России, русского народа. Мы убедимся в этом, познакомившись и проанализировав стихотворение «Школьник».

3. Анализ стихотворения «Школьник» Лексический уровень.

1) Чтение стихотворения «Школьник» учителем.

2) История создания стихотворения «Школьник». (Индивидуальное – задание . Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение?

О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?

Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:

Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).

Каково отношение ямщика к мальчику? Обратите внимание на суффикс -ок, о чем он говорит?

От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого - «вижу я в котомке книжку », «знаю ».) Как называется речь одного лица?

Да, стихотворение представляет собой монолог. Согласны ли вы, что это напутствие мальчику?

Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? (Информация для учителя. Напутствие (книжное). Слова, пожелания отправляющемуся в путь.)

Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…) Слова каких частей речи преобладают в напутствии? (Глагола и частицы -не-.)

Вспомните, каково грамматическое значение глагола? А грамматическое значение отрицательной частицы -не-? (Глагол обозначает действие предмета, поэтому стихотворение динамичное. И герою предстоит много двигаться, работать, чтобы проститься с нуждой. Частица -не- говорит о том, чего школьник не должен делать.)

Почему он не должен стыдиться:

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя . Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).

Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.

Анализируем третью и четвертую строфы.

Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..Ну, что ж!

Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Так от кого же все зависит?

А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?

«Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко.

Как вы понимаете значение слова «поприще»? (Информация для учителя. Поприще (высокое ). Область деятельности.)

Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?

3) Работа над литературоведческими терминами.

Дайте определение термину «антитеза». Скажите, кто кому противопоставлен?

Какие использованы эпитеты для определения лучших людей России и равнодушных, пустых людишек? Объясните смысл метафоры.

Как пейзаж передает драматизм стихотворения? Прочитайте строчки, показывающие это

4) Фонетический уровень.

Ребята, прочитайте последнюю строфу и посмотрите, какие использованы согласные звуки: д, р, б, когда поэт говорит о «добрых, благородных, сильных любящей душой».

А когда поэт говорит о « тупых, холодных и напыщенных собой!», он использует глухие согласные звуки: т, п, х, щ. Гласный звук Ы имеет (по Журавлеву ) темную, почти черную окраску. Таким образом, аллитерация передает отношение, чувства автора к людям.

Найдите в первой строфе ассонанс

Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

Какие гласные звуки передают движение воздуха, скрип деревянных колес? (о-о-о; слоги - со-се- СА). А какое настроение создает ассонанс? (Светлое, возвышенное настроение, потому что мальчик надеется на лучшее. Многие люди, прошедшие суровую школу жизни, стали гордостью страны. Это писатели, врачи, художники).

5) Синтаксический уровень. Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.

4. Подведение итогов урока.

Ребята, поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогли нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Мы с вами убедились, что будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки. Вы почувствовали пафос оды и сатиры в завершающих строках стихотворения.

"Я лиру посвятил народу своему..."

Цели урока: - обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова, способствовать обогащению литературного и эстетического кругозора учащихся; - развивать оперативность, мобильность мышления учащихся, - воспитывать стремление к победе, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Межпредметные связи : Русский язык «Лексическое значение слова», История «Россия второй половины XIX века». Методическое обеспечение : карточки-задания, таблица, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова .

Ход урока

I.Организационный момент:
- проверка наличия учащихся, - объявление темы, цели, хода урока, критерия оценки работы групп.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов: И через век он с нами –
Каждым словом,
Необходимый сердцу и уму.
Он и сейчас для нас
Правофланговый
В служении народу своему.
Урок мы проведем в форме КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы, а также учитывать активность всей группы, дисциплину и использование тетрадей и учебников.

2. Представление команд.

Первая команда – “Русские женщины” , вторая – “Сеятели”, третья – «Граждане».

Девиз 1 команды: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Девиз 2 команды: Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажетсердечное
Русский народ…
Девиз 3 команды: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!

3. 1-й конкурс: Разминка.

- Где и когда родился Некрасов? - Как звали отца и мать Некрасова? Кем они были по происхождению? - Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки…
Где прошло детство поэта? Из какого произведения эти строки? (Село Грешнёво, где прошло детство поэта , находилось на берегу Волги. Стихотворение “На Волге”). - Какое образование получил поэт? - Кому посвятил свои первые стихотворные опыты Некрасов? - Как назывался первый сборник стихов Некрасова? - “Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?” Кто и по поводу какого стихотворения сказал эти слова Некрасову? (В. Г. Белинский после чтения стихотворения Некрасова “В дороге”).
- Какая известная картина напоминает стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по воспоминаниям детства? - Кто был критиком первых стихов и учителем Некрасова? - Издателем какого журнала стал поэт в 1847 году? - Кто был основателем первым издателем этого журнала? - Кому посвятил Некрасов свою поэму «Коробейники»? - В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах? - О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»? - Героиня какого стихотворения поэта вышла замуж за неграмотного мужика по приказу барина, хотя сама была образованной? - Героиня какого произведения не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жёстким сухарём, и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»? - Назовите адресатов любовной лирики Некрасова. (А. Я. Панаева и З. Н. Некрасова (Фекла Анисимовна Викторова).
- Как звали героинь поэмы “Русские женщины”? (Е.И. Трубецкая и М. Н. Волконская)
- Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…
Из какого произведения эти строки? Кому из своих друзей посвятил поэт это стихотворение? (Эти строки из поэмы “Медвежья охота” посвящены В. Г. Белинскому).

2. Конкурс чтецов и конкурс художников.

Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям.

(По одному чтецу из каждой команды).

3. Конкурс капитанов. Работа с таблицей: Соединить стрелками части предложения из двух колонок.

4. Конкурс знатоков биографии поэта.
5. Конкурс «Я лиру посвятил…». По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ 30 секунд. А) Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! «В полном разгаре страда деревенская...»
6 конкурс «Кто это?» Угадайте героя произведения и среди вещей на столе выберите принадлежащие названному герою:
- Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле.
- С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.
-К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведёт, Где хватит силы – выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт.
- Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты кость широкая, Но сильно исхудалое Лицо… .

- Осанистая женщина, Широкая и плотна, Лет тридцати осьми. Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.
- Носил рубаху красную, Поддёвочку суконную, Смазные сапоги, Пел складно песни русские И слушать их любил.
7. Конкурс «Чёрный ящик»: Что лежит в чёрном ящике?
- То, что спасала во время пожара жена Якима Нагого?
- То, что принёс в подарок своей невесте герой поэмы «Коробейники».
- То, о чём всю жизнь пела и плакала мать Григория Добросклонова.
III . Подведение итогов урока, аргументирование оценок группам и внутри групп.
IV. Рефлексия учащихся по анкетам:

    Понравился ли вам урок? Довольны ли Вы работой своей команды? А своим личным участием в работе команды? Какую оценку Вы поставили бы своей команде? Себе?

V . Заключительное слово педагога: Мне хотелось бы завершить урок словами Расула Гамзатова о Некрасове: «Он – как добрый, сложенный на века дом: из него выходят в юные годы и в него возвращаются на склоне жизни. В прошлом веке он был нужен по преимуществу России, теперь он нужен многим людям многих наций». Хочется надеяться, что для вас творчество Некрасова тоже станет «добрым домом», где вы найдёте много нужного для себя.

Оценочная таблица

№ команды

Поощрительные баллы: - сплочённость команды – 0-3 балла - активность всех членов команды- 0-3 балла

Штрафные баллы:
- нарушение дисциплины, - использование конспектов и учебников,




Литература. 10 класс. 29.11.16.

Тема: Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

Цели : вспомнить основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрения; показать, какова роль Белинского в судьбе Некрасова; охарактеризовать деятельность Некрасова как редактора и издателя журналов «Современник», «Отечественные записки».

Ход урока

Эпиграфы к урокам :

Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1876) – поэт-гражданин. В его творчестве отразилась целая эпоха развития русской литературы и русской общественной жизни. Основная тема его произведений – изображение жизни русского народа. Поэт выступает как страстный защитник и выразитель народных интересов. Н. Некрасов: «Важно только одно – любить народ, родину, служить им сердцем и душой». Напряженно размышляет поэт о судьбе русского народа, его духовных силах, его настоящем и будущем.

Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.

Огромная заслуга в формировании Некрасова как поэта и общественного деятеля принадлежит В. Г. Белинскому. Именно он первым оценил поэтические опыты начинающего поэта. В 1841 г. Н. Некрасов сказал: «Моя встреча с Белинским была для меня спасением». И это так. На долгие годы они стали друзьями и соратниками. Белинский ценил в Некрасове острый критический ум, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и организаторские способности.

В суровых условиях, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывался не только характер поэта, но и оттачивалось мастерство Некрасова – руководителя передовых литературных сил, редактора журналов «Современник», а затем и «Отечественных записок». Заслуга его в том, что, обладая редкой проницательностью, он выступал в роли «первооткрывателя» новых литературных имен. Некрасов «угадывал» талантливых писателей, оказывал им всестороннюю помощь…

Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.

Н. Г. Чернышевский был убежден, что «его [Некрасова] слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов… он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов».

II. Рассказ о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

1. Детство и юность Некрасова

Родился в 1821 г. в местечке Немирове, на Украине, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево, неподалеку от Ярославля, на берегу Волги. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до шестнадцати лет».

В Петербурге. «Восемь лет боролся я с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть».

2. «Мечты и звуки» (1840)

«Мечты и звуки» – первый подражательный сборник стихов. Знакомство с В. Г. Белинским. Отзыв Белинского о сборнике «Мечты и звуки»: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Великий критик помог Некрасову «найти себя».

3. Стихотворение «В дороге» (1845)

Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.

В. Г. Белинский Некрасову после прослушивания стихотворения: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» А ведь Некрасову всего 24 года!

4. Редакторская и издательская деятельность
Н. А. Некрасова

С 1847–1865 гг. Н. А. Некрасов – редактор журнала «Современник», а с 1868–1876 гг. – совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным издает «Отечественные записки». Некрасов был чрезвычайно требователен к своей работе и творчеству. Эти журналы «почти безраздельно властвовали над умами той эпохи».

5. Поэзия Н. А. Некрасова в 50- е годы

Сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» (1856). Первый раздел сборника – стихи о народной судьбе. Образ дороги. Второй раздел – сатирическое изображение недругов народа. Третий раздел – рождение «новых людей», борцов за народное счастье. Четвертый раздел – любовная лирика.

Характер сборника определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин» (1856) . В нем Некрасов выразил свои взгляды на роль поэта и поэзии. Поэт должен быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.

Выразительное чтение стихотворения, анализ.

Лучшие произведения Некрасова, опубликованные в сборнике: «Колыбельная песня», «Еду ли ночью…», поэма «Саша», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда».

«Размышления у парадного подъезда». Чтение стихотворения.

Стихотворение впервые напечатал А. Герцен в «Колоколе» с примечанием: « Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Так как стихотворение уже ранее учащимися изучалось, можно вспомнить, как создавалось это произведение, назвать прототипов «владельца роскошных палат».

По воспоминаниям А. Я. Панаевой, Некрасов из окна своей петербургской квартиры увидел пришедших издалека к подъезду богатого дома крестьян, но их… прогнали. За образом владельца богатого дома стоит образ реального человека – графа А. И. Чернышева, более 20 лет служившего николаевскому режиму. Не случайно поэт обронил презрительное – «герой», на счету бывшего военного министра А. И. Чернышева и такое «геройское» дело, как расправа над декабристами.

Исследователи творчества Некрасова установили еще одно обстоятельство. Во время написания стихотворения в «роскошных палатах» жил министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания, которое произойдет через четыре года после написания стихотворения, в 1863 году. Н. Некрасов выступил как бы в роли пророка, заклеймив не только жестокого правителя прошлого, но и вещателя будущего. Но образ «владельца роскошных палат» много шире своих реальных прототипов, это, скорее всего, барин, вельможа, погруженный в роскошь.

Вопрос : Расскажите о мужиках, подошедших к богатому подъезду («…мужики, деревенские русские люди». За ними – вся крестьянская Русь, от лица которой они явились.)

Отрывок «Родная земля». Это размышления, раздумья поэта о судьбах русского народа. («Ты проснешься ль, исполненный сил…».)

6. Стихи и поэмы Н. А. Некрасова в 60–70- е годы.
Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

(«Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1863 г.; «Железная дорога», 1864 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «Русские женщины, 1872– 1873 гг.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г.).

Стихотворение «Железная дорога». Чтение стихотворения.

Вопросы : 1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?

2) Почему стихотворение «Железная дорога» преследовалось цензурой?

Один из цензоров «Современника» отметил, что стихотворение «является страшной клеветой и возбуждает негодование против высшего правительства » .

3) Как в «Железной дороге» сочетается сатира (в изображении угнетателей) с печалью и революционной страстью?

7. «Я лиру посвятил народу своему».
Последние годы жизни Н. А. Некрасова

«Элегия» (1874).

Чтение стихотворения.

Поэт назвал это стихотворение «самым… задушевным и любимым». Смысл своего творчества поэт видел в служении народу.

Поэт тяжело болен. В дневнике он записал: «Мой дом – постель, мой мир – две комнаты». Но работать продолжал!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сборник «Последние песни».

Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.

Домашнее задание.

Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение «В дороге».