Классификация методов социальной работы. Методы социальной работы

Методика исследований в социальной работе

ВВЕДЕНИЕ

Модуль 1. Методика исследований в социальной работе

Тема 1. Социальные методики, их сущность

Тема 2. Типы методик в социальной работе

Тема 3. Методы социальной работы

Контрольная точка 1

Модуль 2. Программа социологического исследования

Тема 4. Специфика социологического подхода в социальной работе

Тема 5. Программа социологического исследования

Тема 6. Сбор социологической информации, ее анализ и интерпретация

Контрольная точка 2

Модуль 3. Социологические исследования в социальной работе

Тема 7. Основные методы исследования

7.1. Метод анализа документов

7.2. Метод наблюдения

7.3. Метод опроса

7.4. Метод экспертной оценки

7.5. Метод эксперимента

7.6. Обработка результатов исследования

Тема 8. Системный анализ объекта социологического исследования

Контрольная точка 3

Модуль 4.

Тема 9. Определение генеральной и выборочной совокупностей

Модуль 5.

Тема 10. Социальная статистика и ее виды

10.1 Суть социальной статистики

10.2 Отрасли социальной статистики

Приложение 1. Отчет о проведенном социологическом исследовании «Отношение преподавателей ТПУ к девиациям в среде студентов ТПУ»


ВВЕДЕНИЕ

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственной и негосударственной помощи человеку, семье или группе лиц, направленной на повышение их уровня жизни.

Данный курс рассматривает один из аспектов социальной работы – методику исследований в социальной работе. Представлены виды социальных исследований и методики их проведения. Особое внимание уделено социологическим методам исследования проблем социальной работы. Предложены способы обработки результатов исследования, интерпретации данных и практического применения выводов исследования. Отдельно в курсе рассмотрен статистический метод и его применение в социальной работе. Подробно изложены виды социальной статистики и варианты их графического оформления.



В целом, курс призван научить студентов получать первичную социальную информацию, интерпретировать ее, делать соответствующие выводы, а также использовать полученную информацию по назначению.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Модуль 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема 1. Социальные методики, их сущность

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой осуществление ряда функций. Прежде всего, это научно–познавательная, исследовательско–аналитическая функция, для реализации которой необходимо знать методику исследования социальной реальности. Известен ряд этапов исследовательского процесса, направленного на социальную реальность:

1. Процесс исследования социальной реальности, социальных феноменов начинается с определения предмета познания, его внешних границ.

2. Постановка исходных проблем – вопросов, с помощью которых исследователь (исследовательский коллектив) определяет наиболее актуальные аспекты предмета исследования.

3. Выяснение причинно – следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации.

4. Формулировка рабочих гипотез исследования

5. Проведение основных исследовательских мероприятий, использование соответствующих методов (социологических методов исследования, методов статистического анализа).

6. Анализ полученной информации.

Социальная методика обычно трактуется как способ применения теоретических выводов при решении практических задач.

Термин “социальные методики” используют для обозначения совокупности приемов, методов, способов и воздействий, применяемых для решения социальных проблем.

Выделяется две формы социальных методик:

· программы, содержащие процедуры и операции (т. е. способы и средства деятельности);

· сама деятельность, построенную в соответствии с программой.

Многообразие социального мира, социальной жизни детерминировало разнообразие социальных методик. Это обусловило необходимость классификации социальных методик. Классификация социальных методик может быть осуществлена по различным основаниям. Она базируется на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, объектов, поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования и развития.

Можно выделить социальные методики глобального характера, социальные методики применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

Специалисты социальной работы выделяют методики поиска стратегии управления, социального моделирования, диагностирования, прогнозирования.

Можно выделить информационно - внедренческие, обучающие, инновационные методики прошлого опыта.

По характеру решаемых задач различают методики универсальные и частные. Целесообразно также выделить методики социального развития отдельных стран, регионов, территорий и т. д.

Социальные методики существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных методик, что поможет более подробно рассмотреть специфику методик в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяются глобальные социальные методики. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Их внедрение прями или косвенно касается жизни людей, их жизнедеятельности, социальной защищенности.

Инновационные социальные методики представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

В отличие от инновационных методы воздействия на социальные процессы, предусмотренные рутинными социальными методиками, отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам изменениям.

Региональные социальные методики направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений.

Одной из разновидностей универсальных методик является методика глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Интеллектуальные социальные методики направлены на развитие и стимулирования мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические методики предполагают осмысление исторического опыта, исторического знания как условия политического, духовного, социального диагностирования.

Демографические методики нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. д.

Социальные методики согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия.

К этому типу примыкают социальные методики разрешения конфликтов , в частности социально - этнических.

Политические методики как вид социальных методик представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществление политической деятельности.

Среди управленческих методик особую важность имеют административно-управленческие методики как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Этот вид методик напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.

Психологические методики - это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.

Психофизиологические методики направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные методики используют при оказании медико-социальных услуг.

Любой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д. На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса.

В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.

Понятие социальной психологии

Это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:

  • Социальную психологию личности
  • Социальную психологию групп людей и общения
  • Социальные отношения
  • Формы духовной деятельности

Социальная психология имеет и свои разделы:

По мнению Галины Андреевой - человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:

  • Социальная психология групп
  • Социальная психология общения
  • Социальная психология личности

Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.

Проблемы, предмет и объект социальной психологии

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.

Предмет социальной психологии - это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

  • Личность в группе и системе отношений
  • Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
  • Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
  • Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
  • Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
  • Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)

Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие - другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.

И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.

Методы социальной психологии

Вообще, о конкретных методах социальной психологии нельзя сказать, что они являются независимыми от общих методов психологии . Поэтому, использование любого метода должно быть обусловлено спецификой представленной науки, т.е. любой метод должен применяться в определённом «методологическом ключе».

Сами же методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

  • Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);
  • Метод моделирования;
  • Методы управленческо-воспитательного воздействия;
  • Методы социально-психологического воздействия.

Рассмотрим каждую группу методов вкратце.

Методы эмпирического исследования

Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях. Основной материал по вопросу наблюдения содержится в нашем втором уроке , из которого вы можете узнать о том, какие виды наблюдения существуют и чем они характеризуются.

О том, как работает метод наблюдения, вы можете узнать, проверив его на своём личном опыте. Например, вы хотели бы узнать, что вызывает наибольший интерес у вашего подрастающего ребёнка в процессе обычной жизни. Чтобы это выяснить, нужно всего лишь наблюдать за ним, его поведением, настроением, эмоциями, реакциями. Более всего внимание стоит обращать на речевые акты, их направленность и содержание, физические действия и их выразительность. Наблюдение поможет вам выявить какие-то отдельные интересные черты в своём ребёнке или, наоборот, увидеть, что происходит закрепление каких-либо тенденций. Главной задачей во время организации наблюдения является точное определение того, что вы хотите увидеть и зафиксировать, а также умения выявить факторы, оказывающие на это влияние. При необходимости наблюдение можно проводить систематически, использовать для него определённые схемы, оценивать результаты по каким-либо системам.

Метод анализа документов - это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.). Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека. Этот метод очень популярен среди психологов и простых людей. Например, многие родители, замечая некоторые отклонения в развитии своих детей и пытаясь выяснить их причину, обращаются за помощью к психологам. А те, в свою очередь, просят родителей, что бы они принесли рисунки, которые нарисовали их дети. На основе анализа этих рисунков психологи приходят к какому-то мнению и дают родителям соответствующие рекомендации. Есть ещё пример: как известно, многие люди ведут дневники. На основе изучения этих дневников опытные специалисты могут составить психологический портрет их владельцев и даже определить, какие факторы повлияли на то, что личность человека сформировалась конкретным образом.

Метод опроса , а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе. Причём, не только в психологических кругах. Интервью берутся у людей из совершенно разных социальных слоёв с целью получения разного рода информации. Анкетирования проводятся аналогично. Если вы, к примеру, являетесь руководителем отдела в какой-нибудь организации и стараетесь найти возможность улучшить показатели работы своего отдела или сделать обстановку в коллективе более дружественной, вы можете провести среди своих подчинённых анкетирование, предварительно составив список вопросов. А подвидом интервью можно смело назвать собеседование при трудоустройстве на работу. Как работодатель, вы можете составить список вопросов, ответы на которые дадут вам объективную «картинку» соискателя, которая поможет принять верное решение. Если же вы соискатель, претендующий на серьёзную (и не только) должность, то это повод подготовиться к интервью, для чего сегодня есть множество полезной информации в Интернете.

Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.

Метод тестов. Как и некоторые другие методы психологии, тесты уже рассматривались нами в одном из первых уроков и подробно ознакомится с понятием «тесты» вы можете там. Поэтому, коснёмся лишь общих вопросов. Тесты - это краткие, стандартизированные и, в большинстве случаев, ограниченные по времени испытания. При помощи тестов в социальной психологии определяют различия между людьми и группами людей. Во время выполнения тестов испытуемый (или группа таковых) выполняет определённые задания или выбирает из перечня ответы на вопросы. Обработка и анализ данных выполняются в соотнесении их с определённым «ключом». Результаты выражаются в тестовых показателях.

Шкалы , измеряющие социальные установки, относятся к числу тестов, которым всё же уделяется особое внимание. Шкалы социальных установок применяют с самыми разными целями, но чаще всего их используют для характеристик следующих направлений: общественное мнение, потребительский рынок, выбор эффективной рекламы, отношение людей к работе, проблемам, другим людям и т.д.

Эксперимент. Ещё один метод психологии, которого мы касались в уроке «Методы психологии ». Эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия. Хорош эксперимент тем, что позволяет моделировать явления и условия для исследования и воздействовать на них, измерять реакции испытуемых и воспроизводить результаты.

Моделирование

В предыдущем уроке мы уже касались метода моделирования в психологии и ознакомиться с ним вы можете, перейдя по ссылке. Стоит лишь заметить, что в социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.

Первое - это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.

Второе - это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.

Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей. Например, для того, чтобы узнать, как сотрудники вашей организации будут действовать в экстремальной ситуации, будут под воздействием панического состояния или станут действовать сообща, смоделируйте ситуацию возникновения пожара: включите тревогу, оповестите сотрудников о возгорании и наблюдайте за происходящим. Полученные данные позволят вам определить, стоит ли уделить внимание работе с сотрудниками по поведению на рабочем месте в чрезвычайных ситуациях, понять, кто является лидером, а кто - ведомым, а также узнать о тех качествах и чертах характера ваших подчинённых, о которых вы, возможно, не знали.

Методы управленческо-воспитательного воздействия

Под управленческо-воспитательными методами подразумевается совокупность действий (мыслительных или практических) и приёмов, выполняя которые можно достигнуть нужных результатов. Это своеобразная система принципов, которая даёт установку на организацию продуктивной деятельности.

Влияние методов воспитания проявляется через непосредственное воздействие одного человека на другого (убеждение, требование, угроза, поощрение, наказание, пример, авторитет и т.п.), создание специальных условий и ситуаций, вынуждающих человека проявить себя (выразить мнение, сделать какое-то действие). Также влияние оказывается через общественное мнение и совместную деятельность, передачу информации, обучение, получение образования, воспитание.

Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:

  • Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления);
  • Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы;
  • Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения

Отличным примером управленческо-воспитательного воздействия является воспитание ребёнка его родителями. Именно посредством воспитания в человеке зарождаются и формируются основные черты и свойства его личности. Нетрудно догадаться, что, если вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос самостоятельным, уверенным в себе и успешным человеком, обладающим набором положительных качеств (ответственность, целеустремлённость, стрессоустойчивость, позитивность мышления и т.п.), то и воспитывать его следует должным образом. В процессе воспитания важно проводить доверительные беседы, уметь направлять деятельность ребёнка и его поведение, поощрять за успехи и давать понять, когда совершён какой-либо проступок. Нужно приводить веские доводы, аргументы, примеры. Ставить в пример авторитетных людей, выдающихся личностей. Также важно стараться всегда давать правильную оценку поведению, действиям, поступкам и результатам вашего ребёнка, формировать в нём адекватную самооценку. Это, конечно, лишь несколько примеров. Но важно понять, что только в случае правильного управленческо-воспитательного воздействия на личность человека становится возможным оказать на него положительное и конструктивное влияние.

И последней группой методов социальной психологии являются методы социально-психологического воздействия.

Методы социально-психологического воздействия

Методы социально-психологического воздействия - это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.

При помощи методов социально-психологического воздействия можно оказывать влияние на потребности людей и их мотивацию, изменять их желания, стремления, эмоции, настроение, поведение. Умело используя данные методы можно менять взгляды людей, мнения и установки, а также создавать новые. Оказывая правильное социально-психологическое воздействие на человека, можно обеспечить максимально благоприятное положение человека в обществе, сделать его личность более устойчивой к воздействию различных факторов, сформировать у него здоровое мировоззрение и отношение к людям, миру, жизни. Иногда методы социально-психологического воздействия применяются с целью разрушения уже имеющихся свойств личности, остановки какой-либо деятельности, мотивации к поиску новых целей и т.п.

Как мы видим, методы социальной психологии - это одна из наиболее сложных тем в психологической науке. Чтобы детально разобраться в этих методах, нужно провести за их изучением не один месяц. Но, несмотря на это, можно сделать один точный вывод: учитывая все методологические трудности, в любом социально-психологическом исследовании должно присутствовать умение чётко обозначать и разграничивать решаемые задачи, выбирать объект, формулировать исследуемую проблему, уточнять используемые понятия и систематизировать весь спектр применяемых для исследования методов. Только так можно сделать социально-психологические исследования максимально точными и результативными.

Но для того, чтобы вы могли уже сейчас начать внедрять полученные знания в свою жизнь, не занимаясь углублённым изучением специализированных материалов, следует знать несколько важных законов и закономерностей социальной психологии, которые оказывают влияние на жизнь человека в обществе и его взаимодействие с этим обществом и другими людьми.

Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.

Обычно мы приписываем людям, с которыми контактируем, определённые свойства, которые относятся к социальным стереотипам. Стереотипы могут приписываться людям по антропологическому признаку, т.е на основе особенностей той расы, к которой принадлежит человек. Есть также социальные стереотипы - это образы, приписываемые людям, занимающим определённые должности, имеющие разный статус и т.п. Стереотипы могут быть и эмоциональными, т.е. связанными с физиологическими свойствами людей.

Поэтому, общаясь с разными людьми, вы должны понимать, что ваше их восприятие может быть подсознательно основано на стереотипах. Так, например, красивый человек может оказаться тем, с кем лучше не связываться, а непривлекательный внешне может поразить вас красотой и глубиной своей души. Если вы предвзято относитесь к людям определённой расы, это совсем не значит, что они таковы, как вы о них думаете. Ведь люди любого цвета кожи, пола, вероисповедания, мировоззрения могут быть как хорошими, так и плохими. Важно научиться воспринимать людей, не основываясь на стереотипах, а только на личном опыте. Как говорится, не судите по одёжке, а судите по уму.

Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.

Человек, находящийся в постоянном взаимодействии с обществом, выстраивает своё поведение согласно тому, какую социальную роль присвоило ему это общество. Это легко прослеживается на примере человека, которого вдруг повысили в должности: он становится очень важным, серьёзным, общается с людьми с высока, те, кто ещё вчера были с ним на равных, сегодня ему уже не под стать и т.д. Навязанные социумом социальные роли могут сделать человека и слабовольным, бессильным что-то изменить. Люди, на которых оказано такое воздействие, могут «опуститься» до самых скверных поступков (даже убийства) или сами вознести себя до высот.

Нужно всегда помнить о том, что социальные роли, навязанные обществом, оказывают сильное влияние на человека. Чтобы иметь возможность не «прогнуться» под давлением социальной роли и остаться собой, необходимо быть сильной личностью, обладать внутренним стержнем, иметь убеждения, ценности и принципы.

Лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать.

Беседа - это неотъемлемая часть человеческого общения. Встречаясь с другими людьми, мы начинаем разговор: о том, как у кого дела, о новостях, о переменах, интересных событиях. Беседа может быть дружеской, деловой, интимной, официальной или ни к чему не обязывающей. Но многие люди, если обратить на это внимание, гораздо больше любят говорить, чем слушать. Практически в каждой компании есть человек, который постоянно перебивает, хочет высказаться, вставить своё слово, никого не слушает. Согласитесь, это не очень приятно. Но это ярко выраженная потребность в разговоре. У других людей она может быть менее выражена, но, в любом случае, всегда существует.

Если человеку дать возможность говорить без умолку, то попрощавшись с вами, он будет испытывать только самые приятные эмоции от общения. Если же постоянно говорить будете вы, то ему, вероятнее всего, станет скучно, он будет кивать головой, зевать, и общение с вами станет для него непосильной ношей. Сильная личность - это человек, способный управлять своими эмоциями и желаниями. А лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать и не говорить ни слова, даже если очень хочется. Возьмите это на вооружение и попрактикуйтесь - вы увидите, как приятно будет людям с вами общаться. К тому же, это будет тренировкой вашего самоконтроля, самодисциплины и внимательности.

Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.

Если у человека есть заранее сформированная предрасположенность реагировать на что-то определённым образом, то и делать это он будет в соответствии с ней. Вот, к примеру, вы должны встретиться с каким-то человеком и вам заранее рассказали о нём что-то очень нехорошее. При встрече вы будете испытывать к этому человеку острую неприязнь, нежелание общаться, негатив и отторжение, даже если этот человек на самом деле очень хороший. Любой, даже один и тот же человек, может предстать перед вами в совершенно разном свете, если перед этим вам будет дана определённая установка на его восприятие.

Не стоит брать на веру всё, что вы слышите, видите, узнаёте от кого-то другого. Главное всегда - это доверять только личному опыту и проверять всё самому, беря, конечно, во внимание всё, что вы узнали, но не основываясь на этом. Только личный опыт позволит вам узнать достоверную информацию и вынести объективные суждения по поводу других людей, событий, ситуаций, вещей и пр. В этом случае идеально подходит поговорка: «Доверяй, но проверяй!».

Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.

В психологии это называется рефлексией. Это присуще, конечно же, не всем, но очень многим. Есть люди, которые всецело зависят от того, как их воспринимают окружающие. Гипертрофированное чувство важности чужого мнения приводит к тому, что человек начинает чувствовать постоянный дискомфорт, эмоциональное напряжение, зависимость от другого человека, неспособность отстоять свою позицию, выразить своё мнение и множество других довольно неприятных ощущений. Причём, проявляться эти ощущения могут по-разному: от небольших перепадов настроений в течение дня до затяжных и глубоких депрессий.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно понимать, что чужое мнение - это всего на всего чужое мнение. Не зря успешные люди говорят, что чужое мнение никогда не накормит вас и ваших близких, не купит вам одежду, не принесёт успеха и счастья. Совсем наоборот, практически всегда чужое мнение заставляет людей опускать руки, переставать к чему-то стремиться, развиваться и расти. То, как вас воспринимают окружающие - это их лично дело. Вы не обязаны ни под кого подстраиваться и всегда должны оставаться самими собой.

Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.

Ситуации в жизни бывают разные, как и люди, которые в них попадают. Но реакции, вызываемые у людей, попавших в эти ситуации, могут восприниматься нами совершенно по-разному. Например, если вы стоите в очереди, чтобы совершить покупку и перед вами стоит человек, который очень долго что-то покупает, это вызывает негативные эмоции у вас, вы можете начать выражать недовольство, торопить впереди стоящего и т.д. В то же время, если вы по какой-то причине задержитесь на кассе, а стоящий за вами человек начнёт что-то вам выговаривать, вы начнёте приводить вполне разумные доводы по поводу того, почему вы так долго стоите. И будете правы. Люди попадают в подобные ситуации практически каждый день.

Существенным плюсом для вас в плане своего развития будет овладение навыком критической оценки ситуации и людей, в ней оказавшихся (других и себя). Всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете испытывать в силу каких-либо обстоятельств негативные эмоции, раздражение, желание выразить недовольство в сторону другого человека, абстрагируйтесь ненадолго. Взгляните на ситуацию со стороны, критически оцените себя и других, подумайте о том, виноват ли другой в сложившейся ситуации и как бы вы повели и чувствовали себя на его месте. Вероятнее всего, вы заметите, что ваша реакция не совсем верная и следует вести себя спокойнее, тактичнее, осознаннее. Если сделать такую практику систематической, жизнь станет гораздо приятнее, вы будете меньше раздражаться, начнёте испытывать больше положительных эмоций, станете позитивнее и т.д.

Люди часто идентифицируют себя с другими людьми.

В социальной психологии это называется идентификацией. Очень часто наша идентификация с другими происходит во время нашего общения с кем-то: человек рассказывает нам какую-то историю или описывает ситуацию, участником которой был, мы же подсознательно ставим себя на его место, чтобы почувствовать то, что чувствовал он. Также идентификация может происходить во время просмотра кинофильма, чтения книги и т.п. Мы отождествляем с себя с главным героем или другими участниками. Таким образом мы глубже погружаемся в ту информацию, которую изучаем (смотрим, читаем), понимаем мотивы поступков людей, оцениваем себя с ними.

Идентификацию можно производить осознанно. Это очень помогает и в нестандартных, сложных жизненных ситуациях, и в процессе обычной жизни. Например, если вы в какой-то ситуации затрудняетесь в принятии верного решения, не знаете как вам лучше поступить, вспомните героя своей любимой книги, фильма, человека, являющегося для вас авторитетом, и подумайте о том, как бы он поступил на вашем месте, чтобы он сказал или сделал. В вашем воображении сразу же появится соответствующий образ, который и натолкнёт вас на верное решение.

Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.

Этот факт уже давно доказан психологами. Первое впечатление о другом человеке мы составляем в течение первых 3-5 минут общения с ним. Несмотря на то, что первое впечатление может быть обманчивым, этому моменту следует уделять особое внимание. При встрече с человеком впервые, мы смотрим на его внешний вид, осанку, поведение, речь, эмоциональное состояние. Также на первое впечатление влияет то, не чувствуем ли мы, что человек превосходит нас по каким-то параметрам, насколько привлекательна его внешность, какое отношение проявляет человек по отношению к нам. Другие люди составляют впечатления о нас по этим же критериям.

Нужно уметь производить первое впечатление. А для этого необходимо учитывать все вышеизложенные факторы его формирования. Поэтому, всегда, когда знаете, что у вас планируется первая встреча с человеком (собеседование, встреча в дружеской компании, свидание и т.д.), вы должны подготовиться к этому: аккуратно выглядеть, уверенно держаться, уметь найти что сказать, соблюдать манеры приличия и правила этикета, внятно говорить и т.п. Запомните, что первое впечатление - это фундамент для выстраивания всех дальнейших отношений.

Человек притягивает в свою жизнь то, что соответствует его мыслям.

Это называют по-разному: законом притяжения, «подобное притягивает подобное» или «мы - это то, что мы думаем». Смысл таков: в течение жизни на пути человека встречаются такие люди и происходят такие события, которые находятся с ним в резонансе: соответствуют его мыслям, ожиданиям, убеждениям. Если человек излучает негатив, то и в его жизни происходит больше неприятностей, ему сопутствуют неудачи, встречаются плохие люди. Если же от человека исходят позитивные вибрации, то и жизнь его будет наполнена, по большей части, добрыми вестями, хорошими событиями, приятными людьми.

Многие успешные люди и духовные личности говорят о том, что всё в жизни зависит от того, как мы мыслим. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась в лучшую сторону, происходило больше положительных событий, встречались хорошие люди и т.д., то, в первую очередь, вы должны обратить внимание на образ своего мышления. Перестройте его на нужный лад: с негатива на позитив, с позиции жертвы на позицию победителя, с ощущения неудачи на ощущение успеха. Не ждите мгновенных перемен, но старайтесь быть на позитиве - через некоторое время вы заметите изменения.

В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.

Вы, наверное, не раз замечали такую закономерность: то, чего вы опасаетесь больше всего, происходит с завидной регулярностью. Но дело здесь совсем не в том, что это что-то плохое, а в том, насколько сильную эмоциональную окраску вы этому придаёте. Если вы постоянно думаете о чём-то, переживаете об этом, ожидаете чего-то, то велика вероятность того, что это произойдёт. Любые ваши ожидания могут оказывать влияние и на людей, окружающих вас. Но отрицательные эмоции (страх, боязнь, опасения), как известно, в гораздо большей степени овладевают сознанием людей, нежели положительные. Поэтому и происходит то, чего мы не хотим, чаще, чем то, чего хотим.

Перестройтесь - перестаньте думать о том, чего вы опасаетесь, и ожидать этого, начните ждать от жизни и окружающих только самого лучшего! Но здесь главное не переусердствовать, чтобы не испытывать чувства разочарования. Создайте для себя привычку ждать только хорошего, но не идеализируйте свои ожидания. Отстранитесь от негатива и настройтесь на позитивный лад, но всегда оставайтесь реалистами и трезво смотрите на мир.

Закономерностей, которые действуют в общении между людьми, очень много, ведь психология - это наука, обладающая огромным количеством особенностей. Чтобы сделать свою жизнь лучше, а общение с другими людьми и взаимодействие с обществом приятнее и эффективнее, нужно развивать в себе внимательность ко всему, происходящему вокруг: поведению людей, их реакциям, причинам тех или иных ситуаций и событий. Никакая теория не изменит вас и вашу жизнь сама по себе. Только практическое применение новых знаний, оттачивание навыков своего общения и тренировка личных качеств смогут повлиять на вас и изменить то, что вы хотите изменить.

Что же касается непосредственно самого человека в социальной психологии, то можно с уверенностью заявить, что человек, как сформировавшаяся личность, играет здесь главную роль. Именно социальные и психологические особенности позволяют вообще существовать такой науке, как социальная психология. А знания о ней, которые мы теперь имеем, желаем углублять и стремимся применять на практике, дают нам возможность определить, осознать и понять факторы, влияющие на развитие личности, специфику взаимодействия людей между собой и в группах (а также этих групп). И уже это позволяет сделать нашу жизнь, как отдельных личностей, так и частей социума, более комфортной и осознанной, а результаты наших поступков и действий лучше и эффективнее. Именно по этим причинам мы должны осваивать азы социальной (и не только) психологии и делать их использование частью своей повседневной жизни.

Литература

Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться.

  • Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
  • Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
  • Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
  • Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
  • Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
  • Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
  • Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» - Санкт-Петербург: Питер, 2000
  • Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
  • Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
  • Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
  • Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
  • Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
  • Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988
  • Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
  • Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
  • Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
  • Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
  • Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
  • Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
  • Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
  • Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
  • Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
  • Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М., 1991
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
  • Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Теоретические методы

Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:

в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры.

структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система.

функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры.

динамика социальной структуры объясняется исходя из “принципа консенсуса” - принципа сохранения социального равновесия.

Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов мира много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Методы социального исследования

Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь потом социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это анкета), потом к сбору первичных данных и их обработке.

А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т. е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации. 1

Выдвижение и проверка гипотез.

Научная гипотеза – это предположение о характере связи научных понятий, а не о самих понятиях.Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана. Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Неподтвержденная гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция. В гипотетической форме выражена причинно-следственная, или функциональная, связь явлений. Все другие элементы социологического исследования – программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ – играют второстепенную роль. 2

Наблюдение

В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, факторов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

При сборе данных используют- опрос, наблюдение, анализ.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов Сократ, который разгуливая по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хтроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются, кроме социологов, также журналиста, врачи, следователи, учителя. Только социолог опрашивает сотни и тясячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы, в отличии от вышеупомянутых. 3

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.

Выборочное обследование

Принципы выборочного лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. Разновидностью такого опроса является перепись.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяет делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы или оценки. Качество оценок самих результатов зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.

Почти во всех индустриальных странах проводились и проводятся социологические эксперименты, доставляющие эмпирическую информацию с помощью самых разных способов социального измерения. Социальный эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Под влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, названный независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или “раствориться” в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на него.

Контент - анализ

Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент – анализ в социологии – это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода – в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.

Следует отметить, что в практике социологических и особенно социально – психологических исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.

Способы анализа и решения проблем, возникающих у клиентов социальных служб, базирующиеся на научном знании и обеспечивающие кратчайший путь достижения цели. Система методов социальной работы сложна и многообразна. Существуют разные классификации методов социальной работы. По объекту воздействия методы можно подразделить на субъектные (индивидуальная, групповая и т.п. работа), деятельностные (направленные на улучшение деятельности структур социальной работы, совершенствование социальной работы как вида деятельности, оптимизирующие деятельность социального работника и т.д.), средовые (методы оздоровления среды обитания человека). По характеру воздействия методы могут быть разделены на мягкие, корректирующие, реабилитационные, принципиальные и т.п. В отечественной практике получила распространение классификация методов социальной работы, даваемая по такому основанию, как содержательные аспекты социальной работы. Анализ практической деятельности социальных служб позволяет вести речь о трех основных группах методов социальной работы: социально-экономических, организационно- распорядительных и психолого- педагогических. Среди первых активно представлены натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание. Организационно-распорядительные - это, прежде всего, регламентирование (приказы, должностные инструкции и т.п.), нормирование, инструктирование. Отличие психолого-педагогических методов - в косвенном воздействии на клиента, через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его поведения. Среди методов этой группы наиболее часто используются социальное консультирование, социальная диагностика, интервью и др. При выборе методов работы необходимо учесть следующее: - практическую применяемость метода: серьезным ограничителем здесь может быть время, которого зачастую нет, или недостаточная квалификация персонала; - стоимость метода: порой для решения проблемы достаточно интуиции профессионала, прежнего опыта, а не использования дорогостоящего метода; - достоверность метода: необходимо знать, насколько достоверна оценка ситуации, получаемая с помощью выбранного метода, какова предельная погрешность; - выход, получаемый при использовании метода, т.е. его эффективность. Определяющую роль в выборе методов социальной работы играет их соответствие цели и принципам социальной работы и конкретным условиям их применения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

метод - от греч. methodos - путь исследования - теория, учение, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; способ действовать, поступать каким-либо образом. Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на рабочем месте. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются: по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социальнопедагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др); по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные); по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы). Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация по объектам социальной работы (классические методы социальной работы): индивидуальная работа (социальный работник-клиент); работа с группой (в группе семьей и через семью); работа в общине (в микросоциальной среде). Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве основания методологии исследования проблемы теории социальной работы), а с другой - выявить методы самой социальной работы. Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах; изучить и уяснить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др. Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе - с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей. Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи. К групповым методам могут быть отнесены: совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционногрупповые процедуры, объектом которых являются социальнопсихологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп; к этим методам относятся методы социальнопсихологического исследования, заимствованные из социологии: анкетный опрос; социометрия; референтометрия; коммуникометрия. Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие: групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения; социально-психологический тренинг. Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются: жизненной позиции; идеологических устоев; культуры и образования; состояния здоровья; возраста; пола; социального положения; целевой направленности; трудовых навыков; культурнодосуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик. Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде). Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы, При этом основными методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине. Главная цель социальной работы в общине -добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ. Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. В связи с тем, что социальная работа интегрирует в себе знание из различных общественных сфер, в ее проведении используются методы педагогики, психологии экономики и др. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.). Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. Социально-психологические методы - это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.

1. Методы психологического исследования: наблюдение; эксперимент, лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; формирующий эксперимент. 2. Диагностические методы: особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей. 3. Психогенетические методы: наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность. 4. Лонгитюдные методы - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности. 5. Методы исследования жизненного пути ~ изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. 6. Метод психологической помощи: методы психологической коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации; методы психогигиены и психопрофилактики. 7. Полифункциональные методы предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним условно можно отнести: беседы (интервью); метод анализа продуктов деятельности; моделирование.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. В социальной работе используются следующие экономические методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др. Среди методов, используемых в теории и практике социальной работы, особая роль принадлежит комплексному психосоциальному моделированию. Моделирование как общенаучный метод понимается как символическая схема какой-либо сферы реальности. Понятие моделирования пришло в социальные науки из математики и затем активно использовалось в основном в экономике. По мере развития социального знания метод моделирования стал активно применяться в социальных науках. Наличие методов исследования, которые могут использоваться преимущественно в рамках социальной работы как научной дисциплины, позволяет с еще большей уверенностью говорить о научном статусе теории социальной работы, а также о ее самостоятельности и значимости. Главная задача - сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социальная помощь: что это?

Определение 1

Социальная помощь является одной из форм организационно-правовых мер, которые направлены на поддержку отдельных категорий населения, которые оказались в затруднительной жизненной ситуации, касающейся отсутствием достаточного уровня доходов для ведения полноценной жизнедеятельности.

Наиболее распространенной является государственная социальная помощь. Она является одним из видов социальной помощи, которая предусмотрена в нашей стране на законодательном уровне. Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, а также отдельным категориям граждан в виде социальных выплат: пенсий, пособий, субсидий, льгот. Помимо этого, социальная помощь со стороны государства может предоставляться в виде разного рода социальных услуг, а также в виде жизненно-необходимых товаров, которые направлены на поддержание жизнедеятельности граждан (еды, одежды, лекарств).

По своей сути социальная помощь выступает в качестве важнейшего направления деятельности, которая осуществляется в современном государстве. Она возможна при сотрудничестве с государственными организациями, государственными службами и фондами.

Замечание 1

В России на сегодняшний день основной государственной организацией, которая представляет социальную помощь, является отдел социальной защиты исполнительного комитета (районного или городского исполкома). Безусловно, в каждом регионе есть свои определенные нормы и правила по предоставлению социальной помощи, но все они подчиняются непосредственно единому законодательству.

Формы социальной помощи

Направления и формы по предоставлению социальной помощи малоимущим гражданам достаточно разнообразны. Все они подчинены задачам, которые необходимо решить для уменьшения уровня бедности в стране:

  1. Установление ускоренного роста заработной платы различных категорий населения;
  2. Становление и укрепление среднего класса, его стабильность;
  3. Сокращение межрегионального неравенства (в особенности в доходах населения, проживающего в сельской местности с доходами населения, которое проживает в крупных городах и мегаполисах);
  4. Разработка комплексных, федеральных и региональных программ, которые направлены на снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения.

Формы социальной помощи могут быть двух видов: прямые и косвенные. К прямым формам социальной помощи относятся государственная социальная помощь (предоставление социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий и льгот тем категориям населения, которые относятся к наиболее нуждающимся и менее благополучным); денежные выплаты, которые могут предоставляться в виде социальных пособий, единовременных выплат. Их особенность заключается в том, что эти выплаты, как и иные формы социальной помощи, являются безвозмездными.

Также к прямым формам социальной помощи относятся натуральная помощь (в виде топлива, одежды, продуктов питания и необходимых средств медицинской помощи тяжелобольным), социальное пособие (безвозмездное предоставление денежной суммы за счет средств конкретного бюджета или определенной бюджетной системы, которая действует на территории Российской Федерации), субсидия (полная или частичная оплата предоставляемых социальных услуг, которые необходимы гражданину и его семье в определенный промежуток времени), социальная доплата к пенсии (может предоставляться и как денежная выплата, и в натуральной форме, в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации).

Косвенные формы социальной помощи могут быть следующими:

  • Единые наборы потребления как по Российской Федерации, так и в зависимости от уровня доходов отдельных регионов;
  • Средние цены по Российской Федерации и регионам, которые демонстрируют заметное неравенство и дифференциацию населения и его уровня жизни;
  • Индекс потребительских цент и тарифов на товары и социальные платные услуги, предоставляемые населению. Этот индекс характеризует изменение во времени общего уровня цен, а также тарифов на товары и услуги;
  • Прожиточный минимум, а также потребительская корзина. Прожиточный минимум представляет собой оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (например, оплата ежемесячных коммунальных услуг). Потребительская корзина – это набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения полноценной жизнедеятельности гражданина, а также для сохранения его здоровья;
  • Снижение ставки налогообложения для отдельных категорий граждан (малоимущие, пенсионеры, инвалиды, сироты, многодетные семьи).

Основные методы социальной помощи

Методы социальной помощи идентичны методам социальной работы, поскольку оба этих направления преследуют единую цель – предоставление помощи отдельным категориям населения, их обеспечение и защиту. Во-первых, очень важна мотивационная характеристика всей совокупности способов воздействия на личность и социальную группу, которым необходима социальная помощь. Предоставляя ее, есть возможность открыть человеку новую деятельность, которая позволит обеспечивать себя и своих близких без обращения в службы социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, методы социальной помощи неоднородны, так как различаются по следующим направлениям:

  • Социально-экономические методы социальной помощи;
  • Организационно-распределительные методы социальной помощи;
  • Психолого-педагогические методы социальной помощи.

Благодаря данным методам происходит воздействие на материальные, национальные, семейные и иные интересы и потребности гражданина. Материальная и социальная мотивация у граждан, которые испытывают потребность, реализуется в форме натуральной или денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий, компенсаций, а также организация патронажа и бытового обслуживания для отдельной категории лиц.