Экология и дети. Дети и экология Несколько фактов о детях и экологии

Уровень цивилизации стремительно рвется ввысь по принципу - больше, любой ценой, быстрее, переступив закон, не смотря ни на что. И что мы получаем в итоге? Окружающей природе все труднее приходится справляться с нашествием человечества, загрязняется атмосфера выхлопными газами автотранспорта и дымящих труб, не давая возможности получить и глоток свежего воздуха.

Вырубка человеком лесов приводит к утрате привычной среды обитания животными и птицами, что приводит к их гибели. Почва и вода заражены стоками и отходами производств, удобрениями, нефтепродуктами, уничтожающими все живое. Природа не успевает восстанавливаться, залечивать раны, которые люди наносят бездумными и варварскими методами, ради сиюминутной выгоды искажая лицо Земли.

Экология – не детская проблема

Можно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.

Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.

Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.

Экологичность ребенка

Ребенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе.

Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.

Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в нежном возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека.

Стремление приблизиться к благам цивилизации изолировало большую часть населения планеты от природы. Мир изменился, и наши дети живут в бетонных джунглях среди пластика, стекла, металла и асфальта.

Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц.

А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.

Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическому воспитанию , красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития.

Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.

Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.

Такой воспитательный метод поможет вам вырастить из вашего ребенка не эгоиста и не даст ему чувствовать себя «пупом Земли», то есть, у него будет шанс не заболеть болезнью современности – «эгопупизмом».

Положительный опыт общения с природой, совмещенный с познанием и положительными переживаниями, вызовет у вашего ребенка только добрые эмоции, подарит устойчивую психику и душевное равновесие. А это является основой психического здоровья - фактором, укрепляющим организм и обеспечивающим физическое здоровье ребенка.

Несколько фактов о детях и экологии

  • Неблагополучные экологические факторы окружающей среды становятся причиной более 60% случаев острых респираторных заболеваний, и именно они становятся причиной ежегодной гибели детей в количестве более 2-х миллионов.
  • Техногенные нагрузки комбинированного типа, особенно радиационно-токсические, выступают в качестве «факторов риска» в процессе развития дисфункций головного мозга у дошкольников.
  • В детских садах городских территорий, где отмечается повышенный уровень пестицидных и комбинированных нагрузок окружающей среды, выявлен наибольший процент детей с нарушениями физического развития.
  • У подростков, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения, отмечается повышенное артериальное давление.

Перечень заболеваний различного характера, вызванных у детей плохой экологией, достаточно внушительный. И родители, в первую очередь, обязаны позаботиться о здоровье своего ребенка в моральном и физическом плане. Экологическое воспитание каждого гражданина Земли станет гарантом будущего всего человечества в целом.

Приобщение ребенка к тайнам природы можно проводить, как в естественных условиях во время прогулки, так и при помощи книг, детских передач, фильмов, игр, при посещении зоопарков, музеев естественной природы, при выращивании комнатных растений и заботе о домашних питомцах.

Удивительный и разнообразный мир комнатных растений вызовет интерес ребенка, вовлечет его в процесс наблюдения, заботы, сопереживания, разовьет в нем эстетические и нравственные качества.

Купите собачку, котенка, попугая…

Редкий ребенок не просит в свой день рождения друга в виде домашнего животного, которое способно принести радость не только малышу, но и всем членам семьи. Этот пушистый или пернатый друг очень похож на нас - может ходить и плавать, лазать и бегать, есть, пить и любить, привязываться.

С любым питомцем удивительно интересно общаться, так как специфическое позитивное влияние на ребенка нельзя недооценивать. Многообразие современного рынка домашних животных может удовлетворить самый взыскательный вкус и пристрастия.

Хомячки, морские свинки, попугаи, рыбки, тараканы, черепахи, муравьи – все станут в вашем доме частицей живой природы, от самых традиционных кошек и собак до самых экзотических и редких рептилий.

Просматривая телепередачу и читая книгу, прогуливаясь в парке и наблюдая за муравейником в лесу, или гуляя в зоопарке, какой бы момент времени вы не выбрали для экологического воспитания детей , вы можете быть уверены, что урок пойдет на пользу.

Наверняка ваши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.

И ваша игра с экологической направленностью станет гарантом взрослого, ответственного и бережливого отношения к природе Гражданина Земли.

Современный мир решает множество серьезных вопросов, касающихся экосистем, земельных ресурсов, опустынивания, загрязнения воздушной среды, сохранения горных районов, лесных ресурсов, дефицита пресноводных ресурсов, охраны и безопасности прибрежных и морских зон, влияние экологии на здоровье человека, сохранение биоразнообразия планеты, полярные районы, .

Всемирная организация ООН проводит Конференции, издает Конвенции и соглашения по защите окружающей среды. Экологи трудятся, создают отчеты, составляют анализы экологии промышленных зон, экологии человека, даже экологии жилых и офисных помещений.

Словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии предпринимают активные действия во благо если не улучшения, то хотя бы сохранения природы, испорченной самим человеком.

А между тем, чтобы сделать мир лучше - нужно начать с себя. И со своей семьи. И самых младших ее членов не должна обходить стороной экотема.

Как насчет того, чтобы начиная с раннего возраста (1-3 года), обучать любить и бережно относиться к природе собственное чадо, ведь в этом возрасте детям интересен весь окружающий мир. Они внимательно слушают и запоминают переданную родителями информацию. Важно в этом «нежном возрасте» не упустить момент и дать начало развитию здорового взгляда на жизнь, практически «впитать с молоком матери» «натуральную идеологию» и мышление креатора, а не разрушителя. Ныне взрослые тщательно просвещаются по эко-теме. Однако взрослому поколению порой трудно перестроиться и втянуться в новую философию жизни, эко-философию. И пассивное загрязнение собственного Большого Дома (Земли) продолжается. А все привычки, как известно, из детства. Мы же не вправе допустить такие же ошибки в воспитании собственных детей и привить им привычки «потребителя и разрушителя»? Верно!

Итак, что же такое эковоспитание для самых маленьких?

Прежде всего, это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в Детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры с экотематикой, походы в контактный зоопарк, где малышам разрешено покормить и подержать в руках птенцов, кроликов, морских свинок, а также небольшие экскурсии в лесопарковой зоне города, посещение экзотических выставок. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой. Дома также важно научить ребенка выбрасывать бумажки, подгузники и прочий мусор в ведро, убирать за собой тарелки и ложки после еды. Все это развивает навыки бережного отношения к природе и чистоплотности в доме, ведь и в нем мы тоже создаем экологию.

Стоит отметить, что уже на общеобразовательном уровне разрабатывается экологическая тема.

А именно: внедрен проект экологического воспитания детей раннего возраста. Вот несколько моментов, которые используют в удивительных садах: Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы) - новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными, однако сходна его функциональная роль.

В данном случае для ребенка «класс» - обозначение особого помещения, отличающегося от групповой комнаты. Целью создания экологического класса (комнаты) в детском саду не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.

А нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Быть может, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. В некоторых детских садах отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.

«Многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки (настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослых и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку). В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.»

Конспект ООД

«Экология- что это?»

в подготовительной группе.

Цель: дать детям представление об экологии как науке.

Задачи:

1. Учить детей любить и беречь природу, экономно расходовать ее богатства.

2. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

3. Уточнить и закрепить название животных и растений, их своеобразные особенности.

4. Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.

5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней, защищать ее.

Активизация словаря: прогноз, экология, катастрофа.

Предшествующая работа: ознакомление с жизнь диких и домашних животных, наблюдения за птицами, животными, людьми, живой и неживой природой, установление взаимосвязей

Ход ООД.

Воспитатель:

Дети, я расскажу вам одну историю. В одном городе Франции было очень много воробьев, они уничтожали много зерна на полях, своими испражнениями засоряли окна, дома, улицы города. И тогда, люди решили от них избавиться. Они уничтожили воробьев, но тогда развелось много комаров, которых раннее уничтожали воробьи, они стали кусать людей, что доставляло много неудобств людям. Вскоре пришлось воробьев покупать за границей, а это очень дорого. О чем можно сделать вывод, прослушав эту историю? (ответы детей). Все в природе связанно. Человек сначала должен подумать, а потом что-то делать. Конечно, всех этих неудобств можно было избежать. Просто руководителям города нужно было посоветоваться с учеными, которые занимались проблемами экологии. Их так и называют (ученые) -экологи.

Как называются ученые, занимающиеся проблемами экологии?

Ответы детей.

Воспитатель:

Мы уже не раз рассматривали примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи человека с природой. Сейчас мы посоревнуемся, какой ряд приведет больше примеров взаимосвязи или взаимозависимости природы и человека. За каждый правильный ответ вы получите фишку.

Дети приводят примеры и получают фишки. (провожу подсчет фишек)

Рассмотрев все эти примеры, мы еще раз убедились, что в природе все взаимосвязано. Наука, которая изучает каким способом растения и животные связаны между собой, и как они приспосабливаются к жизни в природе, и как они сами влияют на эту природу. Эта наука называется экология. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её сберечь.

Слово «экология» - греческое слово, оно получилось из двух слов «экос» -дом и слова «логос» - наука. Значит экология – это наука о доме. Но здесь имеется ввиду не дом, квартира, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа: животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука «экология» изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других., неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы.

Как называется эта наука?

Ответы детей.

Вспомните тех животных, которые спят зимой?

Дети называют:

Они зависят от неживой природы, т. е. времени года. Мы с вами спим по ночам, ни животные, ни растения, ни люди не могут обходиться без питья, то есть воды.

Как вы думаете, кого больше птиц или насекомых, которыми они питаются?

Ответы детей.

Конечно насекомых больше, если их будет меньше, то птицы просто погибнут с голоду. Ведь не зря осенью, птицы, питающиеся насекомыми улетают в теплые страны. Запомните, хищников всегда меньше, чем тех, кем они питаются. (можно привести пример: ежики. Совы, лисы и мыши, которыми они питаются. рысь. лев и т. д. и парнокопытные, на которых они нападают.

Вы уже знаете. Что многие животные, растения в природе так приспособились к тому, чтобы защищаться от врагов. Приведите примеры этих приспособлений.

Дети приводят примеры (крапива жжется, некоторые сорняки похожи на настоящие растения, скунс выбрасывает едкий запах, кошки, рысь, лев -крепкие зубы, сильные лапы, когти; парнокопытные животные имеют копыта, страус –сильные и быстрые ноги; растения в жарких странах имеют толстые листья, где собирают воду, длинный корень и т. д.)

(дети за каждый правильный ответ получают фишки. Подводится итог) .

Физкультминутка.

Пойдем мы садом, полем или лугом - (дети шагают на месте).

Будем мы природе верным другом!

Если лесом будем мы идти, (ходьба на носках)

Везде посеем зерна доброты. (дети приседают, имитируют посадку зерен)

Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются)

Песню петь душе моей (прижимают руки к груди),

Природу будем охранять,

И никогда не обижать! (опускают руки)

Вы, я думаю, не раз слышали или видели по телевизору, как в результате аварии на судне, перевозящем нефть, случается так, что нефть выливается в море. Она покрывает поверхность воды и не пропускает воздух. В результате чего погибают животные, например, киты, дельфины, морские котики, чайки, рыба, водоросли, молюски и другие обитатели моря. Погибнут и обитатели берегов, так, как нечем питаться. Люди уже не смогут здесь отдыхать, удить рыбу. Только через много лет эти места очистятся от нефти, здесь смогут опять жить птицы, животные, растения. Такие случаи называются экологической катастрофой.

Ежедневно и даже по нескольку раз в день мы слушаем по радио и смотрим по телевизору прогноз погоды. Что же означает слово «прогноз» (ответы детей). «Прогноз», ребята, это предсказание, то есть нам предсказывают или прогнозируют погоду на день или даже на неделю вперед. Существуют и экологические прогнозы, это когда ученые экологи предсказывают какие будут последствия в результате вмешательства человека в природу. Для этого они используют свои знания, которые они получают исследуя природу.

Экологи, например, могут предсказать, что будет, если:

В реку сбрасывать отходы с химических заводов;

Уничтожить всех грызунов;

Ядовитые грибы уничтожить;

Истребить хищных птиц и животных.

Я предлагаю вам поиграть в ученых экологов. Вы должны будете назвать какую – либо ситуацию, а остальные дети расскажут, что произойдет в результате.

- (дети предлагают проблему)

Вот видите, сколько можно избежать катастроф, если знать заранее экологический прогноз. от многих бед человек может уберечь себя и всю природу. А многие из них получаются из-за плохого, необдуманного отношения к природе.

Рефлексия: о чем сегодня разговаривали?

В чем же значение науки экологии?

Ответы детей.

Правильно, эта наука помогает человеку поступать правильно, не навредить себе, сохранить природу.

Чтение стихотворения Д.Зевина.

Человек с древних времён покоряет природу и использует её в своих целях. В последние два столетия наблюдался бурный рост промышленности и населения. Увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду породило экологические проблемы, которые стали серьёзной угрозой не только для будущего всего человечества, но и для нашей планеты в целом. В наше время мы всё чаще задумываемся: а что каждый из нас может сделать для приостановления процесса загрязнения и стремительного изменения окружающей среды? В этой статье Марина Артюх, руководитель направления коммуникаций корпорации «Сибирское здоровье» / SiberianWellness и куратор курса «Экология» проекта SiberianChallenge , расскажет, с какими именно экологическими проблемами мы сталкиваемся сейчас и с чем позже придётся столкнуться нашим детям.

1. Проблема загрязнённого воздуха

В воздухе содержится большое количество загрязняющих веществ, в том числе твёрдые компоненты: диоксид серы, азота, оксиды азота и углерода. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и автотранспорт. Их влияние на состояние воздуха особенно заметно в городах.

В 2018 году был опубликован государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году ». Согласно ему, с 2007 по 2014 год воздух стал чище, так как объём выбросов сократился с 35 миллионов тонн до 31 миллионов тонн в год, но в 2015 и 2016 годах изменений в количестве выбросов не происходило. При этом около 45 % выбросов вредных веществ в атмосферу происходит из-за автомобильного транспорта. Самыми загрязнёнными российскими городами названы Екатеринбург, Благовещенск и Дзержинск, а наиболее чистый воздух в Салехарде, Оренбурге, Белгороде и Мурманске.

2. Дефицит водных ресурсов

Вода является жизненно необходимым ресурсом для всего живого на Земле. Рост населения увеличивает потребность в её потреблении. Россию с её запасами пресной воды проблема коснётся значительно позже остальных стран мира, однако в течение последних 10 лет наблюдается снижение количества пресной воды в стране с 4884 кубических километров в 2007 году до 4441 кубического километра в 2016.

Также наблюдается загрязнённость пресных вод: одна из самых великих российских рек Волга названа «грязной» . Её воды содержат большое количество органических веществ и минералов: медь, железо, сульфаты и фенол. Эти вещества поступают вместе с промышленными отходами, которые не очищают совсем или очищают, но недостаточно хорошо. Частично проблема грязных вод связана с урбанизацией населения: через биологические очистные сооружения тоже стекаются отходы. Система очистки воды на станциях аэрации нареканий не вызывает, но большое количество труб, по которым вода поступает непосредственно в дома и квартиры, уже давно исчерпали свой ресурс. Соответственно, эти проржавевшие трубы загрязняют поступающую в дома воду железом и другими веществами.

Важно отметить, что загрязнение рек – одна из причин сокращения водных ресурсов. Вместе с неконтролируемым выловом и браконьерством в скором времени это может привести к серьёзному обнищанию фауны наших рек и озёр.

3. Проблема истощения биологических ресурсов

Проблема охватывает деградацию растительности и лесов, сокращение разнообразия видов живых существ, дигрессию пастбищ и другие негативные тенденции. Основная причина возникновения проблемы – антропогенная деятельность человека. Загрязнение окружающей среды, браконьерство и несанкционированная вырубка лесов приводят к уничтожению или изменению привычных ареалов существования живых видов. В наше время мы наблюдаем, как некоторые виды животных, растений, насекомых и рыб оказались на гране вымирания.

Одновременно с этим нашей стране характерно нерациональное использование лесных ресурсов: потребление превышает восстановление. Отдельным негативным фактором, влияющим на снижение лесных угодий, являются лесные пожары и незаконная вырубка леса. Так, в 2016 году лесными пожарами было уничтожено 2663,5 тысячи гектаров лесов , что по размерам сопоставимо с величиной таких государств, как Руанда или Македония.

Половину территории нашей страны занимает древесная растительность. Леса России составляют около четверти мировых лесов. Многообразие климатических зон позволяет проживать на территории нашей страны множеству видов живых существ. Если тенденция в деградации растительности и лесов, сокращении разнообразия видов живых существ не изменится, то до будущих поколений не доживёт множество видов животных, рыб и растений, настоящих лесов станет меньше и количество кислорода в воздухе снизится.

4. Истощение земельных ресурсов

Наши дети столкнутся с резкой нехваткой различных полезных ископаемых. А ведь для того, чтобы сократить их потребление, требуется всего лишь учиться перерабатывать отходы и развивать их повторное использование. Такой разумный подход сократит размеры разрастающихся свалок, загрязняющих почву.

И тут мы сталкиваемся с ещё одной проблемой: ежедневно городской человек «производит» около 1 килограмма бытовых отходов . Большую часть мусора составляет пластик, который не разлагается. За год люди складируют более 85 миллиардов тонн отходов . Это не только сокращает качественные земельные угодья, но и загрязняет планету ядохимикатами, бытовым и промышленным мусором, твёрдыми и жидкими отходами. Простая сортировка мусора и его повторное использование позволяют экономить на добыче новых полезных ископаемых и не допускать засорение почвы. Для предприятий использование вторсырья – это возможность снижать расходы на разработку карьеров. Производство товаров из вторсырья позволяет сократить затраты для предприятия до 80 % . Сплошные плюсы!

5. Почвенно-геоморфологические проблемы

Использование лесных ресурсов и активное ведение сельского хозяйства приводит к тому, что почва засоряется и в ней появляются эрозии. На 2014 год, по данным Министерства сельского хозяйства России, было деградировано свыше 8 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. Более 2 миллионов гектаров из них относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Но и здесь можно спасти ситуацию, если эрозии образуются из-за землепользования: нужно создавать лесополосы, которые защитят от ветра и от изменения типа и густоты растительности, вводить определённые технологии посадок.

Вторая сторона проблемы кроется в агрессивном использовании почвы под сельскохозяйственные угодья. Это приводит к снижению гумуса в почве – в некоторых южных регионах этот показатель по сравнению с 1990 годом составил почти 50 %. Для восполнения ресурсов почвы необходимо внесение туда органических удобрений. Если этого не делать, то в скором времени мы рискуем столкнуться со снижением плодородия земель и, как следствие, с нехваткой пищи.

6. Изменение озонового слоя и глобальное потепление

Озоновый слой – это наша защита от ультрафиолетового излучения. Его разрушение приводит к тому, что повышается степень риска развития различных заболеваний, в том числе рака кожи. Вместе с этим постепенно увеличивается температура поверхностного атмосферного слоя. За последний век она выросла на 0,3–0,8 градуса . Потепление приводит к сокращению снежного покрова на севере и, как следствие, к подъёму уровня вод мирового океана. Если рассматривать статистику только по России, то за последние 10 лет в стране скорость среднегодовой температуры составляет почти 0,5 градуса. С глобальным потеплением всё неоднозначно. То время, на протяжении которого существует человечество, является ничтожно малым для планеты. За всю историю её существования уже были и ледниковые периоды, и потепления. Возможно, просто наступает один из них.

Вместе с тем каждый из нас может замедлить разрушение озонового слоя. Для этого нужно сократить потребление балончиков с дезодорантами, освежителями, чаще ходить пешком, передвигаться на велосипеде, пользоваться общественным транспортом.

7. Болезни как последствие загрязнения окружающей среды

Вместе с ростом технологического процесса возрастает скорость загрязнения атмосферы. Дело в том, что каждый день люди вдыхают более 19 тысяч литров воздуха, в котором, кроме кислорода, находятся различные газы и частицы. Это угарный газ, окиси азота, сажа, цинк. Согласно проведённым исследованиям Международного энергетического агентства , Россия занимает пятое место по смертности по причине плохой экологии – ежегодно умирает около 140 тысяч человек. Эта цифра равна населению целого города в Московской области.

Выпадающие кислотные дожди загрязняют почву и водоёмы серной и азотной кислотами. В них содержатся в большом количестве алюминий и кобальт, которые губят лесную растительность и снижают урожайность. Токсичные соединения попадают в воду, которую мы пьём, и губительно воздействуют на здоровье.

Как улучшить экологическую ситуацию?

Все вышеперечисленные проблемы уже ощутимы для нашего поколения. Через 20–30 лет они станут только острее и насущнее, поэтому важно понимать, как с ними бороться, чтобы оградить от них своих детей. Во многих странах уже используют альтернативные виды топлива и транспортные средства, чтобы снизить выброс вредных веществ. В Европе вполне привычно видеть людей, передвигающихся на электрокарах и велосипедах. Ещё один путь решения проблем – разделять мусор на тот, который поддаётся переработке, и тот, что не подходит в качестве вторсырья.

Нужно просто помнить, что решение экологических проблем зависит от каждого человека в отдельности. Важно не просто знать, что негативные последствия существуют, но и бороться с ними: участвовать в экологических акциях, воспитывать в детях уже с ранних лет любовь к живому, приучать к грамотному поведению во время прогулок на природе и в городской черте, записываться в ряды экологических организаций, чтобы общими усилиями улучшать экологическую обстановку.

Прежде, чем рассказать детям об экологии , надо сначала поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

А экология - это наука о законах жизни природы.

В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.


У Бориса Заходера есть замечательные стихи:

Все на свете,

На свете нужны,

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское.

Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно.

Помни простые правила поведения в природе:

  • Не лови и не приноси домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
  • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
  • Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
  • Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
  • Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса.
  • Не ломай веток на деревьях.
  • Не оставляй за собой мусор на природе.

Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека еще много-много веков.

Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озерах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.