Актер Борис Новиков: биография, семья, фильмы. Сын известного актера лишился жилья в знаменитой московской высотке Сын бориса новикова биография личная жизнь

Заслуженный артист РСФСР (1961)

Народный артист России (1995)




Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 в Рязанской области.

В ранней юности Борису Новикову довелось воевать на фронтах Великой отечественной войны. После войны в 1948 году он окончил Школу-студию Ю.А. Завадского.

С 1948 года Новиков - актер Театра им. Моссовета.

В день премьеры в театре Моссовета после исполнения роли Теркина к актеру мгновенно пришло зрительское признание. Бывшие фронтовики в зале плакали, а Твардовский радостно обнимал Новикова за кулисами, приговаривая строчку из собственной поэмы: "Это был, конечно, он!"

"Актер удивительно виртуозно балансирует на грани "легенды" и "были": он вводит на сцену подлинную русскую народность, которой так не хватало нашему театру в годы культа личности. Ведь изображение народных типов часто сводилось к показу "массовндных простачков", рядом с которыми монументально возвышались "передовики" цельнометаллической ковки" - так в 1961 году писал Григорий Бояджиев о роли Теркина в исполнении Бориса Новикова.

Новиков мог получить государственную премию за эту роль, но главный режиссер Юрий Завадский был против: "У меня нет Ленинской, еще ни Вера, ни Слава не имеют..." Подразумевались Марецкая и Плятт - актеры старшего поколения.

Премии Новиков не получил, но ревность партнеров себе обеспечил. Его вдова, вспоминая те годы, называла происходившее не иначе как травлей. Один из актеров театра и тайных «доброжелателей», когда Новиков двумя годами позже уходил из театра Моссовета, "доброжелатель" не погнушался обзвонить театры, и дискредитировать товарища по ремеслу. Была разрушена договоренность Новикова с Михаилом Царевым о переходе в Малый театр. Но Валентин Плучек оказался не восприимчив к наветам и взял Новикова в труппу Театра Сатиры, где работал достойно, талантливо и с выдумкой прослужил с 63-го по 72-й год. Когда Высоковский вслед за Новиковым вводился на роль аптекаря в "Интервенции", то попросил разрешения играть с теми репликами, которые Борис Кузьмич сам для себя досочинил. Новиков был не против.

В начале 60-х артист сделался театральной легендой столицы, а кинематограф принес ему еще и всесоюзную славу. Он дебютировал у Юлии Солнцевой, в 55-м годув фильме "Ревизоры поневоле". После чего Владимир Басов без пробы утвердил его на роль Витеньки Шубникова в дилогии "Первые радости" и "Необыкновенное лето". Своими киноуниверситетами Новиков считал съемки у Герасимова в "Тихом Доне".

В молодости Новикову доставались чаще роли отрицательных персонажей — пьяниц, шпаны, бандитов и иностранных шпионов. Он снялся в фильмах «На графских развалинах», «Голубая стрела», «Девушка с гитарой», «Испытательный срок», «Друг мой, Колька». Однако герои в исполнении Бориса Новикова не выглядели опасными негодяями, и жесткие решения не шли персонажам артиста. Скорее, он выглядел ехидным комментатором происходящих вокруг событий.

Зинаида Кириенко снималась с Борисом Новиковым в двух картинах - в «Казаках» и «Тихом Доне». Она вспоминала: « - 57 градусов жары было на хуторе Дичинском, где Герасимов снимал «Тихий Дон». Боря играл моего брата - Митьку Коршунова. И вот мы снимаем сцену в церкви. Я в жаркой суконной юбке, в теплой кофте должна пройти сквозь строй казачков, в это время они меня обсуждают: «Гутарят, Натаха спуталась с Пантелеем хромым, вот ее Григорий и бросил». За мной в храм входил Боря, бил по загривку казачка и произносил слова: «Ты говори, да откусывай». Всю эту сцену режиссер решил снять без последующего озвучания, с местным колоритом и говором актеров из массовки. А они, как назло, никак не могли точно произнести нужные фразы. И вот когда после утомительных дублей под палящим солнцем у них уже все получилось, тут Новиков дал маху. Вместо своих слов он произнес: «Ты говори, да закусывай». Герасимов накинулся на него с упреками. Ведь он профессионал, а тут оплошал, зная, что все пишется вчистую на дорогую пленку. Пришлось еще помучиться и отснять точно».

На кинематографическом счету актера свыше ста ролей. Публика запомнила оборотня Тараса - Илью из сериала "Тени исчезают в полдень". Присказка "загремим под фанфары" вошла в поговорку; встретив Новикова на улице. Но Борис Кузьмич был скромен: если случалось вместе с группой представлять картину публике. В зале обычно возникало оживление, раздавались хохот, выкрики в его адрес, а он, стесняясь своей славы, прятался за спины коллег. Легендарный персонаж из "Теней..." артист придумал его от "А" до "Я". Его мимика на крупных планах поразительно разнообразна, он был абсолютно органичен в своих придумках - не боялся отвернуться от камеры, почесатъся,. передернутъся. На площадку приносил не только досочиненные реплики, но порой и режиссерское решение сцены. И сожалел, что не занялся режиссурой.

Актерская натура Бориса Новикова преобладала даже над инстинктом самосохранения: он готов был, если нужно, лезть в холодную воду или ползти по снегу, не щадя себя. Он умел в рамках острохарактерного рисунка роли сыграть драму, пользуясь полукрасками и полутонами. Именно поэтому одной из находок телесериала "Адъютант его превосходительства" стал пятиминутный монолог ювелира Либерзона - маленький шедевр большого артиста. Нелепой внешностью и характерным выговором старого еврея, к которому обобравшие его же чекисты приходят за советом, Новиков подчеркнул безысходную драму этого человека. Большевики ликвидировали дело его жизни, петлюровцы походя убили сына, впереди - старческая немощь, скорая смерть в нищете. И жив-то он только остатками нежности и сострадания к жене, сознанием необходимости скрасить ей безрадостный закат. Пронзительная и безусловная работа - человек просто сидит и разговаривает в кадре, а его прошлое и будущее проступают перед зрителем, как на ладони.

Новикова никогда не подводил режиссеров на площадке. Хотя, будучи под шофе, мог позвонить Краснопольскому: "Аркадьич, пойдем, с собакой, что ли, погуляем". Учитывая московские расстояния, Владимир Аркадьевич отвечал: "Да пока я доеду, твоя собака описается..."

Он хотел, чтобы все вокруг улыбались и смеялись, - говорила народная артистка Зинаида Кириенко. - Мы его называли «массовик-затейник». При этом никого своими шутками не обижал. Ведь он был безумно добрым и непосредственным человеком.

В 1971 году у актера был инфаркт. Более двадцати лет Новиков страдал диабетом, и вынужден был уйти из-за болезни из театра. Последние годы жизни Борис Кузьмич был почти прикован к постели, не выходил из дома и даже старался не говорить по телефону. В последние годы Борис Кузьмич и его семья сильно нуждались. Леонид Ярмольник ежемесячно присылал от "L-клуба" по 200 долларов, но этого хватало только на питание. Для лечения средств у Новикова было недостаточно.

Борис Кузьмич Новиков жил тихо, не навязывая себя никому. А о том, что у него не было денег на сантехника, не знали даже соседи в сталинской высотке. Долгое время семья ходила за водой в подвал.

Почему у нас артисты живут в нищете, надо спросить в правительстве, - говорилаактриса Людмила Чурсина. - Борис Кузьмич был человеком, очень чутко ощущающим фальшь, лицемерие и ложь. Его трудно было обмануть. Он был безумно талантливым актером с очень сложным характером. Гении простыми не бывают.

Актер часто озвучивал анимационных персонажей. Его почтальон Печкин в мультфильме «Трое из Простоквашино» стал одним из любимых героев детей и их родителей в России и за ее пределами.

В Белоруссии в городе Луховицы этому герою мультфильма установлен памятник.

Свою последнюю роль в кино Новиков сыграл за год до смерти. В фильме «Возвращение броненосца».

Его ухода 25 июля 1997 года никто не заметил - в Москве проходил Международный кинофестиваль. Когда актер умер, в семье не было денег на похороны. Чиновники от кино отказались помочь семье.

Вдова хоронила знаменитого актера практически одна. Пришли только три пожилых родственника. Когда из машины нужно было выносить гроб, не нашлось четвертого человека, чтобы его поддержать. Тогда Надежда Антоновна сама решила в последний раз подставить плечо любимому супругу. К счастью, на помощь пришел шофер.

Борис Новиков был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. Читатели «Комсомольской правды» собрали деньги на памятник Борису Новикову.



После похорон Надежду Антоновну и ее тяжело больного сына Сергея стали опекать сотрудники Гильдии актеров кино.

Леонид Филатов подготовил о Борисе Новикове передачу из цикла "Чтобы помнили":

ПОСЛЕСЛОВИЕ...

После смерти Новикова его вдова и душевнобольной взрослый ребенок чрезвычайно нуждались в помощи: материальной и медицинской. Но возможности профессиональной артистической ассоциации были невелики. Иногда Новиковым привозили продуктовые заказы или небольшие суммы денег. Год от года Надежда Антоновна сдавала. Она пережила мужа на 11 лет. Последние годы она сама была прикована к постели и нуждалась в помощи. После того, как в сентябре 2008 года Надежды Антоновны не стало, в апреле 2009 года Сергей пропал.

Тревогу подняли друзья семьи Новиковых, и благодаря огласке в СМИ выяснилось, что сын Новикова стал жертвой "черных" риелторов. Действующими лицами в этой истории оказались настоятель церкви Святителя Николая в Котельниках отец Алексей Ющенко и староста церкви Александр Бродский. Они опекали Новиковых в последние месяцы жизни Надежды Антоновны.

После смерти Надежды Антоновны за Сергеем ухаживала сиделка - от храма. Туда и обратились за разъяснениями соседи, обнаружившие пропажу сына актера и пустующую квартиру. Как рассказала соседка Ольга Вишневская, дружившая с Надеждой Антоновной много лет, в последнее время та была очень озабочена тем, что будет с сыном после ее смерти. Она перебирала всех знакомых, кому можно было бы доверить Сергея. В том числе предлагала ухаживать и Ольге, но она отказалась в силу возраста. Затем, по словам Надежды, ей неожиданно предложили помощь люди из храма. Это подтвердил и друг семьи Новиковых, актер Николай Денисов: "Ухаживать за Сережей взялся храм Святого Николая на Котельниках, лично отец Алексей, пообещал клятвенно Надежде Антоновне умирающей, что он возьмет Сережу на себя и будет ухаживать до конца дней их, - рассказал он. - И вот они как бы доухаживались так, что Сережа исчез, и квартира уже продана подставным лицам. Куда исчез Сережа, не известно, они отнекиваются всячески от того, что произошло". По версии отца Алексея, в дверь квартиры позвонила какая-то женщина, представившаяся родственницей Новиковых, с ней был милиционер. Женщина потребовала все документы на квартиру, Бродский отдал их и ушел. Внизу, у подъезда его поджидали двое незнакомцев. Они посоветовали не вмешиваться. Бродский их послушался. С тех пор о Сергее Новикове ничего не известно. Николай Денисов также рассказал, что, оказывается, "опекуны" от церкви не похоронили прах Надежды даже спустя полгода. На 40 дней друзей Надежды Антоновны представители храма не пригласили, а позже выяснилось, что отец Алексей подыскал для Сергея Новикова опекуна. Опекун этот оказался человеком ненадежным и вскоре признался, что согласился поставить свою подпись под соответствующими документами за вознаграждение.

Найти Сергея помогли журналисты. Когда сюжет о нем прошел в передаче «Человек и Закон», к следователю Таганской прокуратуры, занимающемуся розыском, пришла Надежда Бондаренко. Она стала уверять, что была подругой семьи Новиковых и после смерти родителей ухаживала за их умственно отсталым сыном. А потом купила у него квартиру за 180 тысяч долларов. Бондаренко сказала, что у Сергея все хорошо, он жив и поселился в Подмосковье, в старом доме на окраине поселка Черкизово. Там мужчину и нашли - истощенного, и чуть живого. Насмерть перепуганный, он рассказал, что сюда его привез Александр Бродский заверив, что повезет в церковь. Найденного Сергея Новикова отвезли в психиатрическую лечебницу им. Кащенко. Он слишком долго находился в жутких условиях и почти без еды. В прокуратуре было заведено уголовное дело по факту мошенничества.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.portal-credo.ru

Материалы сайта www.history-ryazan.ru

Материалы сайта www.c-cafe.ru

Материалы сайта www.peoples.ru

Текст статьи «Сына актера Бориса Новикова похитила квартирная мафия», автор Я.Танькова

Снимался в фильмах:

Необыкновенное лето (1956)

Первые радости (1956)

На графских развалинах (1957)

Тихий Дон (1957-58)

Голубая стрела (1958)

Девушка с гитарой (1958)

Капитанская дочка (1958)

У тихой пристани (1958)

Заре навстречу (1959)

Испытательный срок (1960)

Повесть пламенных лет (1960)

Друг мой, Колька! (1961)

Совершенно серьезно (1961)

Казаки (1961)

Бей, барабан! (1962)

Павлуха (1962)

Полустанок (1963)

Донская повесть (1964)

Приключения Толи Клюквина (1964)

Дорога к морю (1965)

Над нами Южный Крест (1965)

Выстрел (1966)

Дом и хозяин (1967)

Семь стариков и одна девушка (1968)

Там, за окошком, лето (1968)

Адъютант его превосходительства (1969)

Суровые километры (1969)

Любовь Яровая (1970)

Тени исчезают в полдень (1971)

Алмазы для Марии (1975)

День семейного торжества (1976)

Кадкина всякий знает (1976)

Преступление (1976)

Есть идея! (1977)

Смешные люди! (1977)

Живите в радости (1978)

Уроки французского (1978)

Приключения принца Флоризеля (1979)

Гражданин Лешка (1980)

Цветы луговые (1980)

Белый танец (1981)

Следствие ведут знатоки. Дело 16 (1981)

Красиво жить не запретишь (1982)

Печники (1982)

Белые Росы (1983)

Дамское танго (1983)

Обещаю быть!... (1983)

Пароль "Отель Регина" (1983)

Подросток (1983)

Тайна "Черных дроздов" (1983)

Зачем человеку крылья (1984)

Еще люблю, еще надеюсь... (1985)

С юбилеем подождем (1985)

Тайная прогулка (1985)

Наездники (1987)

Осенние сны (1987)

Происшествие в Утиноозерске (1988)

Пусть я умру, господи... (1988)

Князь Удача Андреевич (1989)

Кому на Руси жить... (1989)

Далеко-далече (1990)

Охота на сутенера (1990)

Говорящая обезьяна (1991)

Кровь за кровь (1991)

Убийство на Ждановской (1992)

Желание любви (1993)

На Муромской дорожке (1993)

Твоя воля, Господи! (1993)

Воровка (1995)

Возвращение броненосца (1996)

Пакет (?)

Озвучивал роли в мультфильмах:

«НА ЗАРЕ, ВО ДВОРЕ»
«ДЯДЯ МИША» (1970) - Кот
«МЫ С ДЖЕКОМ» (1973)
«ТРОЕ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО» (1978) - почтальон Печкин
«КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО» (1980)
«БЕЗДОМНЫЕ ДОМОВЫЕ» (1981)
«ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ» (1981)
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВАСИ КУРОЛЕСОВА» (1981) - Курочкин
«ДЕДУШКИН БИНОКЛЬ» (1982)
«КАША ИЗ ТОПОРА» (1982)
«КАК СТАРИК НАСЕДКОЙ БЫЛ» (1983)
«ЗИМА В ПРОСТОКВАШИНО» (1984)
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» (1984)
«МИСТЕР УКСУС И МИССИС УКСУС» (1985)
«ТЕРЕХИНА ТАРАТАЙКА» (1985)
«ЧЕРТЕНОК С ПУШИСТЫМ ХВОСТОМ» (1985)
«БАНКЕТ» (1986) - гость
«МЫШОНОК И КРАСНОЕ СОЛНЫШКО» (1986)
«КАК ДЕД ЗА ДОЖДЕМ ХОДИЛ» (1986)
«СМЕХ И ГОРЕ У БЕЛА МОРЯ» (1987)
«ЩЕНОК И СТАРАЯ ТАПОЧКА» (1987)
«ДОВЕРЧИВЫЙ ДРАКОН» (1988)
«КАРПУША» (1988)
«ПРИШЕЛЕЦ В КАПУСТЕ» (1989)
«ПРИШЕЛЕЦ ВАНЮША» (1990)
«НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ» (1991)
«ВАНЮША И КОСМИЧЕСКИЙ ПИРАТ» (1991)
«МАЛЕНЬКАЯ КОЛДУНЬЯ» (1991)
«КОММУНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» (1993)
«ВАНЮША И ВЕЛИКАН» (1993)
«МУРАВЬИНЫЙ ЕЖИК» (1993)
«ПРЯНИК» (1993)

Крылатые фразы:

«БЕЛЫЕ РОСЫ»

  • Век тебя учи, а ты так дураком и помрешь.
  • Ровесник Суворова, а все помереть боишьси!
  • Сама болезни выдумывает, а потом лечится. Водку зря переводит.

«ОХОТА НА СУТЕНЕРА»

  • Давай-ка добьем последнюю. - Я последнюю не буду. Очередную выпью.

«УБИЙСТВО НА ЖДАНОВСКОЙ»

  • Изыди, нечистая сила, останься чистый спирт.

«Сколько раз мы вдвоем сидели в подсобке булочной и Борис Кузьмич под водочку учил меня жизни!» - вспоминает актер Николай Денисов. «Колька, - говорил он, - будь хитрым, осторожным с ними». «С кем?» - спрашивал я. «С теми, кто приспосабливается, создает видимость». Сам Кузьмич ничего этого не умел.

Если человек родился комиком или характерным актером, то в его жизни отчего-то будут возникать всякие нелепые ситуации. Так, однажды молоденький студиец Боря Новиков решился подойти к Соломону Михоэлсу, на чьи спектакли бегал, отдавая за билеты последние гроши.

В послевоенные годы жилось туго, с одеждой было плохо, Боре же мама, преподававшая в школе НКВД русский язык, сшила полупальто, но не из чего-нибудь, а из шинели, какие носили только сотрудники «органов». Эту ткань мышиного цвета граждане узнавали за версту. И вот после спектакля, в котором блистал Михоэлс, Боря, робея, подошел к нему, чтобы попросить автограф и засвидетельствовать свое почтение. Но Михоэлс, видимо, даже не успел разглядеть худенького робеющего парнишку, потому что увидел перед собой энкавэдэшную шинель, пусть и перешитую. При виде «мыши» знаменитый актер мгновенно отпрянул и дунул прочь от оторопевшего поклонника.

Мечтавший о сцене парнишка скорее всего так и не познакомился с кумиром своей юности, сам же Михоэлс вскоре погиб от рук тех, кто носил эти самые серые шинели...

Мало осталось людей, которые могли бы рассказать о Борисе Кузьмиче. Его нет на свете уже больше пятнадцати лет, умерла и Надежда Антоновна, вдова, в отчаянную минуту жизни уничтожившая его письма к ней и свои к нему, да и все собственные записи, которые касались мужа. Их сын Сережа, сам уже немолодой, давно болен, воспоминаниями о родителях делится мало и неохотно. А я общался с Кузьмичом почти четверть века (с перерывами на то время, что меня не было в России). И сейчас, как ближайший друг Сереги, ему помогаю.

Конечно, мой рассказ не претендует на полноту, но я попытаюсь показать, каким человеком был Борис Новиков, которого обожали миллионы зрителей в Советском Союзе.

Только услышишь: «Загремим под фанфары» (его герой произносил «панфары») - и сразу перед глазами его хитроватый детский взгляд. Новиков - актер по своей природе, недаром рассказывал, что никем больше не хотел быть с самого детства. В обычной жизни он всегда оставался человеком естественным, но, видно, игра была его натурой, и оттого вокруг него, особенно когда находился в приподнятом настроении, словно вспыхивали маленькие фейерверки.

Например, Борис Кузьмич, живший в знаменитой высотке на Котельнической набережной, приходил в булочную, что располагалась внизу. Там работала моя сестра Галя. Кузьмич с порога начинал: «Девчонки, как дела, как жизнь?» Дальше неслись шутки-прибаутки, комплименты. Словом, балагур- весельчак был.

Помнил все дни рождения, приносил «девчонкам» подарки, хотя бы шоколадку, один раз подарил Гале цветок, застенчиво признавшись: «Я с клумбы сорвал. Ничего?»

В булочной у сестры мы с Кузьмичом и познакомились. Сидели частенько в подсобке, куда он спускался прямо из своей квартиры, черным ходом. Был «пузырь», была закуска, были разговоры о театре-кино, о жизни. «Коля, у тебя характер, как у меня, - вздыхал Борис Кузьмич. - Ты такой прямой! Нельзя так, будь хитрее». А сам, правдолюб, не терпел несправедливости, лез заступаться за обиженных. И получал по полной: наживал врагов, уходил из театров. Но молодое поколение в моем лице учил жизни, а я слушал. В какой-то момент появлялась Надежда Антоновна и мягко, но настойчиво влекла уже нетрезвого мужа домой.

В соседях у них были люди творческие: актеры, режиссеры, писатели. Когда Кузьмичу предложили трехкомнатную квартиру в главном подъезде, он отказался, посчитав, что она для него слишком «роскошна», и в результате согласился на двухкомнатную в другом подъезде. Спустя время он стал соседом переехавшего в этот дом Александра Твардовского, чьего Василия Теркина сыграл в спектакле, поставленном в Театре имени Моссовета. И такой это вышел Теркин, что лучше на сцене не придумаешь, Твардовскому очень понравилось. Единственное, что его удивило, - накладной нос «картошкой», который приделывали Новикову ради «достоверности» образа. Собственный нос Бориса Кузьмича был с горбинкой. Один из актеров, а именно Ростислав Плятт, сказал на худсовете, когда собирались ставить «Теркина», что не может у русского солдата быть такой нос.

Видимо, к нему прислушались и «недостаток» исправили. Но и с накладным носом Кузьмич играл совершенно естественно, недаром публика на спектакле смеялась и плакала, настолько обаятелен и правдив был его Теркин.

Такой успех Новикова ошеломил его коллег по работе. Некоторые из них и так Кузьмича недолюбливали, прежде всего за острый язык и прямоту. А он и впрямь вел себя так, словно ему многое позволено, и не только в театре. Сестра рассказывала, как однажды на работников их магазина написал жалобу «наверх» знаменитый композитор: ему, видите ли, «Бородинского» не принесли домой. Хлеб же этот в те дни вообще не привозили в булочную - там ремонтировали помещение. И вот в одной из центральных газет появилась статья о том, как обидели всенародно любимого композитора.

«Не переживай, - сказал Борис Кузьмич Гале. - Он еще извинится перед тобой». «Да что вы! Извинится, как же!» - «Увидишь». И что вы думаете? Спустя несколько дней композитор пришел к ней на работу вместе с Кузьмичом и попросил прощения за свой поступок.

Вот и в маститом столичном театре, где есть своя иерархия, Новиков, видимо, старался существовать так, будто все равны, не приемля рамок и условностей. Как Фаина Раневская, с которой они приятельствовали и частенько подкалывали друг друга. «Опять ты, Фаня, хулиганишь?» - кричал Новиков, когда Раневская со своего второго этажа просила мою сестру бросить ей в окно батон, чтобы покормить голубей. «Боря, - отвечала она, - нет бы поздороваться, а ты с утра мне гадости говоришь». И оба смеялись… Так вот, пришедшая к Борису Кузьмичу слава не давала кое-кому покоя.

Конечно, главного режиссера Юрия Завадского, поставившего спектакль, и самого Новикова решили выдвинуть на Ленинскую премию. Но вроде Завадского это задело: у ведущих актеров нет такой награды, а тут сыграл одну роль, пусть и имевшую успех, и на тебе! В итоге главреж премию получил, а Кузьмича обошли...

Впрочем, премия не так важна: не дали - и ладно. Обидным было другое: в театре, кроме Теркина, серьезных ролей у Бориса Кузьмича не оказалось. Он годами ждал и ничего не получал. Наконец решился поговорить с Завадским, что скромному и даже застенчивому, если надо решить свою проблему, Кузьмичу было тяжело. Представляю себе сановного, уверенного в себе, сидящего в кресле главрежа и заикающегося от волнения Новикова, чья судьба решалась в тот момент.

Борис Кузьмич не мог не понимать, что ему многое припомнят. Те же выпивки. И хотя он не срывал репетиции, но дисциплину, наверное, нарушал, опаздывал, однажды его даже решили проработать на товарищеском собрании. Он коллег выслушал и заявил в ответ что-то вроде: «Если я пить не буду, всех вас переиграю». Но, наверное, Кузьмич надеялся, что не выпивки или дерзости решают дело, поэтому и отправился к Завадскому. Спросил у Юрия Александровича, почему тот не дает ему больших ролей. Завадский посмотрел на Новикова долгим взглядом и ответил вопросом на вопрос: «А ты кто?»

А надо заметить, Кузьмич был человеком ранимым, обижался до слез. Вспоминаю случай, произошедший между нами много лет спустя после той истории. У нас в ТЮЗе, где мы работали вместе с женой Новикова Надеждой Антоновной, был шофер, тоже Боря.

Однажды он пообещал мне что-то сделать и не выполнил обещания. Позвонил я сестре, она говорит: «У меня Боря сидит». Я, возмущенный, требую: «Давай его сюда!» Подходит к телефону. Я: «Ну ты, придурок…» И не успел договорить, как в трубке послышался прерывающийся голос: «Кто? Я… я придурок?» Тут я понял, что это Кузьмич. А он уже разносил меня трехэтажным матом, да с вывертами, на что был большой мастер! И ругался, и всхлипывал. От неожиданности я опешил, потом расхохотался, стал извиняться перед ним, объясняя, что подумал о другом Борисе, шофере. Но надо же было так раскочегариться из-за ерунды!

Теперь представляете, как воспринял слова Завадского Борис Кузьмич? Конечно, он смолчал, но немедленно театр оставил.

Ушел в никуда. Вскоре Валентин Плучек, возглавлявший Театр сатиры, узнал, что Новиков подался на вольные хлеба, и позвал его к себе. В том театре ему тоже пришлось сложно и из-за характера, и потому, что заметная работа у него была всего одна - в спектакле «Теркин на том свете».

По-настоящему его актерская судьба сложилась в кино. Правда, тоже если не эпизоды, так роли второго плана. Но какие!.. Кузьмич обожал импровизировать, и режиссеры рады были его свободной манере игры и словесным кренделям. Помните, как Илья в советском сериале «Тени исчезают в полдень», когда ему на плоту подожгли штаны, падает в воду и разражается тирадой о том, что заболеет туберкулезом: «Будете мне пенсион платить?» Новиков сочинил ее на ходу, барахтаясь в холодной воде. Даже его осечки в тексте становились байками.

Например, снимали для «Тихого Дона» сцену, как Наталья идет на виду у всего села. В съемках участвовали местные жители, подававшие реплики. Жара стояла под сорок градусов, все вспотели донельзя. Кто-нибудь из массовки непременно делал что-то не то, поэтому снимали дубль за дублем, хотя дорогую пленку надо было экономить. Герой Новикова, Митька Коршунов, на слова мальчишки должен был ответить: «Ты говори да откусывай!» И Кузьмич, вконец упарившись, выдал: «Ты говори да закусывай!» Пришлось снимать еще дубль.

На съемки с ним долгое время ездила жена. Познакомились они в студии Завадского. Она, красавица, пользовалась большим успехом у мужчин, и внешне невыдающийся Новиков ей поначалу не приглянулся. Тем более что он подшучивал над девушкой, например, подходил и говорил, дескать, юбка у тебя коротковата или, наоборот, длинновата.

А Надя аккуратистка была, одеваться всегда умела - и такие слова! Но Борис все шутил, и она уже невольно стала обращать на него внимание. А тут еще они от студии поехали по Подмосковью с выступлениями, там и подружились...

Студийцы, узнав, что у красотки Нади роман с Борей Новиковым, недоумевали: что она в нем нашла? Хотя Кузьмич был кавалеристом, умел подкатиться к женщине, да и вообще мог обаять и уболтать любого. К тому же был очень одарен, выделялся среди соучеников, а это немало для девушки, которая сама - натура творческая. Наде было все равно, что ее жених беден. И кто в те времена из молодых актеров имел больше, чем он? Одна из тогдашних радостей для обоих - наскрести денег и отправиться в кондитерскую на Арбате, взять там по пирожному и стакану чая.

Они поженились.

Наденька, как называл ее муж, стала ему вроде мамки, опекала его буквально как сына. Борис Кузьмич не очень хорошо запоминал тексты, особенно стихи, поэтому она садилась рядом и вместе с ним учила. Так Кузьмич выучил роль Теркина - полностью стихотворную. Он был освобожден Наденькой от всех домашних дел, да и дома редко бывал, снимаясь в нескольких картинах в год. Если же уезжала Надежда Антоновна, то, возвращаясь, видела такую картину: на кухне в раковине - гора грязной посуды, в холодильнике пусто, собака не кормлена, а Кузьмич с сыном Сережей сидят как короли и слушают музыку или читают книжки. Тогда мать начинала мыть-стирать-готовить. Чистюля она была редкая и хозяйка отменная. Муж с сыном ходили в хороших костюмах, начищенные-наглаженные, Борис Кузьмич так и говорил всем, что Наденька и одевает его, и следит за его гардеробом.

Она и за ним самим присматривала, на съемки поэтому ездила: вдруг не поест толком, а у него диабет, вдруг выпьет лишнего, в экспедициях киношники любят это дело. Когда муж, будучи в Москве, засиживался с приятелями за выпивкой, Наденька приходила и ласково, как ребенка, уговаривала его: «Ну Боренька, пошли, пошли». Аккуратно выпроваживала из своего дома пьющие компании, которые приводил Кузьмич. Вообще с его выпивками жена боролась усердно и разнообразно, еще и сыну уделяла много внимания. И это при том, что сама до определенного времени играла в театре и активно занималась там общественной работой.

Моя сестра вспоминает, как видела всех троих, когда они шли на выпускной вечер к Сереже: счастливый Борис Кузьмич, одетый с иголочки, нарядная Наденька, ростом чуть повыше его, и между ними - элегантный юноша.

Сын окончил школу с золотой медалью, вскоре поступил в институт. Модником был, даже франтом, стройный, интересный, только мрачноватый, что-то байроническое в нем виделось…

Недавно одноклассник Сергея рассказывал мне, каким тот был в школе. Ну, мог похохмить на уроке. Иногда в разговоре вдруг пускался в заумные рассуждения. Хотя что здесь особенного? Непредсказуемый, начитанный, немного заумный мальчик-отличник. И оттого случившееся с ним стало полной неожиданностью. Сережа в детстве много болел, уже юношей перенес тяжелый грипп, наверное, все это и привело к тому, что вскоре после окончания школы он оказался в психиатрической клинике.

С тех пор стал время от времени лежать там.

Вообще-то Кузьмич старался на людях свои переживания держать в себе, по-прежнему ко всем с улыбочкой, с нежным говорком. И все-таки он изменился. Может, это совпадение - тяга к выпивке ведь постепенно только усиливается, - но, как вспоминают многие из тех, кто знал Бориса Кузьмича, он стал чаще прикладываться к рюмке. Работе его возлияния не мешали, режиссеры не припоминали, чтобы Новиков явился на съемочную площадку не в форме, например, Усков с Краснопольским, снявшие «Тени исчезают в полдень», говорят, что ни разу не видели Бориса Кузьмича навеселе. Значит, он мог взять себя в руки. Значит, работа была последним, что его держало. Потому что в обычной жизни он отпускал вожжи. Бродил в окрестностях Котельнической, выпивал со знакомыми и даже незнакомыми, кто бы ни налил всеми любимому актеру, который сам никогда не различал званий и сословий и общался одинаково охотно и с генералом, и с дворником.

Возвращаясь домой в подпитии, иногда, чтобы не раздражать жену, Кузьмич укладывался в прихожей на диванчике. Но бывало, начинал и выступать, и тогда Надежда Антоновна спешила запереться в своей комнате. Думаю, именно пьянки мужа она в конце концов не смогла ему простить, когда уничтожила связанную с ним часть семейного архива.

Конечно, дома Кузьмичу было тяжело: нездоровый сын, а также больной и лишившийся своей квартиры брат жены, который умирал у них. Будем честны: это, как правило, женщина может напрячься и изо дня в день тащить на себе тяжеленный воз - ухаживать за больным, не чувствуя себя жертвой.

Мужчины хуже переносят страдания других, пусть это и родной человек, особенно если привыкли большую часть жизни отдавать не семье, а работе, да еще долгое время отсутствовать дома.

Сережу отец очень любил и жалел. Обычно Кузьмич был закрытым во всем, что касалось его переживаний, но однажды, зайдя в магазин к моей сестре, когда там никого не было, сказал ей: «Не могу идти домой. Как мне смотреть на это?» Было понятно, о чем он. «Борис Кузьмич, еще все может наладиться», - утешала его Галя. «Нет, - отвечал он, - не наладится, лучшим профессорам показывали, они сказали, что надежды на выздоровление нет». А когда мы, как всегда, встретились с Кузьмичом в той самой бойлерной, он глухо произнес: «Наливай... Серега уже не придет в себя».

Теперь Кузьмич один зарабатывал на семью: жене пришлось уйти с работы, чтобы быть рядом с сыном. Кузьмич снимался и ездил с выступлениями по стране, несмотря на свой диабет и проблемы с сердцем: он ведь лет в сорок перенес инфаркт. Сниматься и выступать перед зрителями любил, но в 90-е годы работы стало меньше. А когда стало совсем плохо со здоровьем, у семьи началась нищенская жизнь. Надежда Антоновна крутилась как могла, старалась свести концы с концами в их немудреном хозяйстве. Они с мужем оба гордые были, чтобы обратиться к кому-то за помощью - ни за что! Это к Кузьмичу, пока он зарабатывал, всегда мог кто-нибудь, даже малознакомый человек, подойти, сказать: «Привет, под фанфары!» - к нему часто так панибратски обращались, называя его «под фанфары», - и попросить денег «взаймы». Новиков давал и непременно добавлял: «На здоровье».

Долги ему почти никогда не возвращали, он и не спрашивал... Но сам пойти и рассказать кому-то о своем теперешнем бедственном положении не мог, хорошо, что об этом узнали другие, прежде всего в Гильдии киноактеров, и стали помогать.

В один из зимних дней Борис Кузьмич пошел в магазин, на обратном пути поскользнулся и упал. Встать уже не мог, так и лежал на тротуаре, держа в руке пакет с яйцами. Кто-то из прохожих узнал Новикова, позвал на помощь, его отнесли домой - за несколько кварталов. Оказалось, что у Бориса Кузьмича сломана шейка бедра. А у него и так болячек было полно...

Умер он летом, в разгар Московского кинофестиваля. Прах не один год стоял в квартире на книжной полке, пока его наконец не захоронили… Время шло.

Как-то я отправился с денежной помощью от театра к Надежде Антоновне. «Сережа, иди сюда! - позвала она сына. - Коля Денисов пришел!» Сергей вышел из кухни, остановился, пристально долго-долго смотрел мне в глаза, и в его взгляде был, как я потом подумал, некий знак. Наконец произнес: «Здравствуй, Коля». После той встречи я стал чаще, чем раньше, бывать у них, выполнял всякие поручения Надежды Антоновны.

Она старенькая уже была, выходила только в магазин, а Сергей вообще месяцами сидел дома, потому что матери без посторонней помощи было трудно с ним гулять. И вот однажды Надежда Антоновна упала дома. Подняться не могла, а Сережа никому из посторонних не открывал, поэтому она позвонила моей жене (я был на съемках). Вызвали МЧС, они взломали дверь и увезли Надежду Антоновну, которая, подобно Борису Кузьмичу, сломала бедро…

Конечно, она последние годы беспокоилась о том, как будет жить сын, когда ее не станет, все рассматривала какие-то варианты с квартирой, искала Сереже опекуна. Нашла, но ошиблась...

После смерти матери Сергей попал в руки квартирных аферистов и в результате исчез. Искали мы его всем миром, подключилась Гильдия актеров, привлекли даже телевидение. Нашли в деревне, в полуразвалившемся доме, лишенного московской прописки, худого, настрадавшегося. Положили в больницу подлечиться. Помню, я в очередной раз пришел к Сереге, и подтвердилось мое давнее убеждение в том, что он не такой уж больной. Сережа сидел за столом, ел, когда к нам подошел один из пациентов и с ходу задал мне вопрос: «Вы - Штирлиц?» Серега, продолжая пить чай, буркнул: «Дурак».

Тот заявил, что он президент, и пообещал подарить мне квартиру, «в которой будет играть музыка - «Соловей»… этого, как его?» И Сергей мрачно ответил, по-прежнему не поднимая головы: «Алябьева» - отставил стакан и поднялся из-за стола. Нет, узнается в нем, хотя бы отчасти, отец - начитанный и острый умом Кузьмич. И это утешает.

Но приходя в больницу, я все думал: куда девать Сережу после? Квартиру отвоевали, но она была разорена, вещи, которые «новые владельцы» еще не украли, стояли упакованными в коридоре, на стенах после дымного лета осела копоть. Привез я Серегу к себе, попросил знакомую женщину за деньги посидеть с ним. Потихоньку отчистили квартиру, перевезли в нее хозяина, теперь он, как и хотела мать, живет здесь под хорошим присмотром. Счастье, что все так закончилось, наверное, Борис Кузьмич заслужил.

Он ведь любил людей...

Однажды летним вечером, часу в одиннадцатом, во двор дома на Котельнической въехал мини-автобус. Из него вышел Кузьмич, за ним - целый цыганский хор. Кузьмич дал знак, цыгане запели, заиграли на гитарах, пустились в пляс. А двор знаменитого дома с его высокими стенами с трех сторон и гаражами с четвертой обладает идеальной акустикой, просто концертный зал. Из окон выглядывали жильцы, улыбались, слушали. Надежда Антоновна переживала, что мужа заберут в милицию за нарушение тишины. Но соседи остались концертом довольны и по сей день о нем вспоминают...

Борис Кузьмич Новиков (13 июля 1925, Ряжск, Рязанская губерния, РСФСР - 25 июля 1997, Москва) - советский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1994).

Биография

Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 (ныне г. Ряжск Рязанской области). В 1948 году окончил Школу-студию Ю. А. Завадского и стал актёром Театра имени Моссовета, в 1963-1972 работал в Театре Сатиры.

Был женат на актрисе МТЮЗа Надежде Антоновне Климович. От этого брака родился сын Сергей - инвалид с детства. Супруги всю жизнь опекали и заботились о своём больном сыне. Жила семья в знаменитой высотке на Котельнической набережной.

В 1972 году, из-за болезни диабетом, порывает с театром и работает только в кино. За свою творческую жизнь сыграл в 150 фильмах; среди его героев - прогульщики, художники, бригадиры, начальники автоколонн, военные, завхозы, юноши и подростки. Особо удачно ему удавались эпизодические роли, благодаря чему он даже получил прозвище «Король эпизода». Также Борис Кузьмич участвовал в озвучивании мультфильмов; самый известный его персонаж - почтальон Печкин из серии мультфильмов «Трое из Простоквашино». Одну из своих последних ролей в кино актёр сыграл в фильме «Возвращение броненосца» в 1997 году, незадолго до кончины.

Скончался от диабета в возрасте 72 лет 25 июля 1997 года, всеми забытый, почти в полной нищете. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве. О смерти актёра не сообщалось в прессе. Позже об этом написала одна из газет, и читатели собрали деньги на памятник актёру.

Семья

Жена - актриса московского ТЮЗа Надежда Антоновна Климович (умерла в 2008 году). Сын - Сергей (1949 г. р.). Поначалу был психически здоровым, окончил школу, учился в институте, но в 20 лет вдруг дало о себе знать душевное расстройство. Жил в родительском доме на Котельнической набережной. Без его ведома Сергея прописали в старом доме в Тверской области, а квартира перешла в другие руки. Находился на излечении в психиатрической больнице им. Алексеева (бывш. Кащенко). В настоящее время Сергей восстановлен в правах на квартиру в доме на Котельнической набережной, где и проживает под наблюдением сиделки.

  • «Обида» А. А. Сурова (29 мая 1948 - премьера), 1-й прогульщик, Реж. Василий Ванин
  • «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского и М. А. Каца (1948 - ввод в спектакль), старый цыган, Реж. Юрий Завадский
  • «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (2 марта 1949 - премьера), слуга, Реж. Василий Ванин
  • «Чаша радости» Н. Винникова (6 марта 1950 г. - премьера), Миша Каргин, Реж. В. А. Колесаев
  • «Особое мнение» С. Клебанова, А. Марьямова (21 мая 1950 г. - премьера), Юра, шофёр Дробота, Реж.: Ю. Завадский, А. А. Шапс
  • «Студент третьего курса» А. В. Борозиной и А. Г. Давидсон (21 июля 1950 г. - премьера), Виктор Соболев, Реж.: И. С. Анисимова-Вульф, К. К. Михайлов
  • «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова (18 ноября 1950 - премьера), Оператор, Реж.: Юрий Завадский, А. А. Шапс
  • «Модная лавка» И. А. Крылова (1951 - ввод в спектакль), Андрей, слуга Лестова, Реж. Ю. А. Шмыткин
  • «Рассказ о Турции» Назыма Хикмета (21 марта 1953 - премьера), конвойный, 2-й полицейский, Реж.: Ю. А. Завадский, Е. И. Страдомская
  • «Беспокойная должность» А. Я. Кожемякина (27 июня 1953 - премьера), работник редакции, шофёр Цветков, Реж. Ю. А. Завадский, Ю. А. Шмыткин
  • «Первая весна» Г. Е. Николаевой и С. А. Радзинского (21 июня 1955 - премьера), Стеня Бобриков, Реж.: Ю. А. Завадский, Е. И. Страдомская
  • «В тихом переулке» А. И. Мовзона (9 декабря 1955 - премьера), Реж. А. Л. Шапс
  • «Трое» М. Горького (30 ноября 1956 - премьера), Реж. Михаил Сидоркин
  • «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты (4 ноября 1957 - премьера), Никита Стрешнев, "Отрицатель" Реж. Ю. А. Завадский
  • «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, Э. Радзинского (3 февраля 1959 - премьера), Реж.: Ю. А. Завадский, А. Л. Шапс
  • «Первое свидание» Т. Г. Сытиной (18 февраля 1960 - премьера), Реж. О. Я. Ремез
  • «Василий Теркин» А. Т. Твардовского (23 февраля 1961 - премьера), Василий Тёркин, Реж. А. Л. Шапс

Наследника знаменитого актёра совратила коварная врачиха

Наследника знаменитого актера совратила коварная врачиха.

Мы первыми написали о загадочной истории, связанной с сыном известного актера Бориса НОВИКОВА. После смерти родителей душевнобольной Сергей стал единственным наследником «двушки» в легендарном доме на Котельнической набережной. Люди, назвавшиеся опекунами Новикова-младшего, прибрали к рукам его элитную квартиру. Сам же мужчина, которого без его ведома прописали в развалюхе в Тверской области, сейчас находится психбольнице им. Алексеева (Кащенко). Друзья семьи отчаянно пытаются вернуть его в родной дом.

Напомним, Сергей Новиков пропал из своей квартиры в высотке на Котельнической набережной в середине апреля. Полтора месяца соседи и друзья не могли его найти. Наконец голодного и беспомощного обнаружили в подмосковном поселке Черкизово. А жилплощадью Новикова-младшего, которая оценивается риэлторами в $500 тыс., уже, как выяснилось, завладели проходимцы.

Новая хозяйка

Квартиру в сталинской высотке Новикову выбил Александр Твардовский . Поэта потрясло, насколько проникновенно Борис Кузьмич сыграл в Театре им. Моссовета роль Василия Теркина. Фильмы с участием актера - «Тени исчезают в полдень», «Тихий Дон», «Семь стариков и одна девушка» - любимы зрителями и по сей день. Его голосом говорит почтальон Печкин. Несмотря на это, умер актер в нищете и почти всеми забытый.

Престарелая супруга Новикова - бывшая актриса ТЮЗа Надежда Климович - понимала, что рано или поздно их душевнобольной сын Сережа останется один, и начала подыскивать опекунов. После ее смерти заботу о Сергее взяли служители церкви Святого Николая в Котельниках - священник Алексий Ющенко и староста Александр Бродский . Они наняли сиделку, приносили продукты. Но когда Новиков-младший стал полноправным владельцем квартиры, он вдруг изчез. После интенсивных поисков выяснилось, что Бродский вывез несчастного в подмосковное Черкизово. И поселил в халупе, принадлежащей некой Надежде Бондаренко , которая и стала владелицей престижной квартиры Новиковых.

Следователи Таганского районного отдела милиции начали проверку, но формально все было по закону. По документам выходило, что Бондаренко купила жилплощадь за $180 тысяч у никому не известного гражданина Сергунова , который до этого якобы приобрел «двушку» у Сергея Новикова.

Сына актера, увы, никогда официально не признавали недееспособным. И, разумеется, никаких денег он в глаза не видел.

Загадочная смерть

Вырвав Новикова-младшего из рук Бондаренко, друзья поместили его в психиатрическую лечебницу имени Алексеева.

В Подмосковье Сережу содержали в жутких условиях, - говорит друг семьи актер Николай Денисов . - Поэтому врачам пришлось потрудиться, чтобы хоть немного привести его в нормальное состояние. Сергей теперь чувствует себя лучше, но из больницы ему некуда идти. Чтобы вернуть квартиру, нужно отменить через суд договор купли-продажи, этим сейчас занимается юрист Гильдии актеров кино. Бондаренко в суд не является… Самое страшное, что в Таганском РОВД мне заявили, что не будут заводить уголовное дело по факту мошенничества. Их не смущает, что Новикова без его ведома выписали из Москвы и в этот же день прописали в халупе в Тверской области, где еще зарегистрировано несколько алкоголиков. Кстати, первый покупатель Сережиной квартиры Сергунов, по сути, подставной человек, недавно скончался при загадочных обстоятельствах. Мне рассказали, что он был судим, имел проблемы с наркотиками. Может, его смерть имеет отношение к нашему делу? Удалось выяснить, что и Надежда Бондаренко имеет темное прошлое.

На ее родине в Новониколаевском районе Волгоградской области спиваются несколько человек в деревенских развалюхах, куда она их переселила из Москвы и Подмосковья.

Не узнала сына

Друзья семьи Новиковых передали в «Экспресс газету» дневник Сережиной мамы. Незадолго до смерти Надежда Антоновна раскрыла тайну, почему ее сын стал неполноценным. Оказывается, в детстве Сергей был здоровым мальчиком с творческой жилкой. Душевный недуг обнаружился после окончания школы.

В 1975 году сыну поставили диагноз «спазм сосудов головного мозга», - объясняет Надежда Антоновна. - На простых седативных средствах он прекрасно чувствовал себя полтора месяца. А однажды он обманул меня, сказав, что ему необходимо пойти на прием к лечащему врачу. Оттуда позвонил домой и сказал, что ему нужно еще пройти курс лечения. Оказывается, влюбился во врача, которая была старше его на 11 лет.

Итак, у парня случился роман с лечащим врачом. Что было потом - трудно понять. То ли доктор искренне хотела поправить здоровье молодого возлюбленного и стала пичкать его сильными психотропными препаратами, то ли таким варварским способом решила избавиться от надоевшего воздыхателя. В любом случае результат оказался ужасным.

Буквально через неделю я его не узнала, - вспоминает Новикова. - Появились повышенное слюноотделение, заторможенность, ноги еле двигались… Когда я встретилась с врачом и спросила, что произошло, она сказала, что «так быстро пошел процесс». Выписывая домой, я попросила оформить на сына инвалидность, на что врачиха ответила, что это невозможно…

Так Сергей Новиков и считается до сих пор абсолютно здоровым человеком. К радости аферистов, которые бессовестно обобрали беспомощного человека.

Правоохранительные органы заинтересовались странной историей с продажей квартиры в одном из самых знаменитых зданий Москвы - высотном доме на Котельнической набережной. В результате этой сделки лишился жилья Сергей Новиков - сын известного актёра Бориса Новикова.

Больной и беспомощный человек оказался совершенно беззащитным перед наглостью охотников за элитными квадратными метрами.

Репортаж Олега Шишкина

Седой старик с потусторонним взлядом, с трудом шагающий по тропинке подмосковного дачного поселка, и есть Сергей Новиков, которого столичная милиция искала весь последний месяц.

С заявлением о его пропаже обратились встревоженные соседи по дому на Котельнической набережной, в котором Новиков жил до последнего времени. Душевнобольной, беспомощный старик исчез около месяца назад. Близких родственников у него не было. Соседи сразу заподозрили неладное.

Елена Рощина, соседка: "Соседка с четвертого этажа видела, как его вывозили на инвалидном кресле".

Квартира в доме на набережной Сергею досталась по наследству от отца - известного актера Бориса Новикова. Сериал "Тени исчезают в полдень", драма "Испытательный срок", комедия "Белые росы". Почти сто ролей в кино - колоритнейшие персонажи второго плана - как правило, простаки или обаятельные хитрецы. Маленькие роли большого артиста.

Рассказывают, что перед смертью Новиков сильно нуждался. Его жена, сама в прошлом актриса, Надежда Антоновна, вроде бы даже просила Союз кинематографистов зараннее выдать причитающиеся на похороны актера деньги - в семье не хватало на еду. Борис Новиков умер в конце 90-х годов. А полгода назад скончалась его жена. Сергей остался совершенно один.

Дом на Котельнической набережной в особом представлении не нуждается - памятник архитектуры, одно из самых известных зданий в Москве. В нем разное время жили Фаина Раневская, Константин Паустовский, Лидия Смирнова, Галина Уланова - список звездных жильцов можно перечислять еще долго. Самое престижное жилье - в высотной части здания - трехкомнатная квартира площадью 140 квадратных метров стоит около 2 миллионов долларов.

Ни друзья, ни соседи Новиковых не знают женщину, которая согласно документам стала новой хозяйкой квартиры. Сам же Сергей, похоже, вряд ли понял, зачем он переехал из московской высотки в дачный поселок Черкизово.

Надежда Бондаренко, новая хозяйка квартиры: "Почему на даче он? Да в Москву мне тяжело ездить".

Зачем Надежда Бондаренко решила взять на себя заботу о больном человеке - новая хозяйка квартиры так и не объяснила. Друзья семьи Новиковых, примчавшиеся в Черкизово, уверены: Сергея надо спасать. Правда, дальше ворот их не пустили.

Тем временем сделкой по продаже квартиры Новикова заинтересовались следственные органы.

Дмитрий Каковкин, следователь СКП РФ по Таганскому району г. Москвы: "Следствию кажется подозрительным, что Надежда Михайловна, не являсь опекуном, при этом является собственником квартиры, и в связи с этим нами был материал направлен для дополнительной проверки".

Защищать интересы Сергей Новикова взялась Гильдия киноактеров. Здесь уверены - есть шансы добиться признания сделки незаконной.

Сергей Воронов, юрист Гильдии актеров кино России: "Документы для суда уже, по сути, готовы. Эти документы находятся как в прокуратуре, так и на Петровке, 38. С ними уже ознакомились специалисты. Говорят о том, что данная сделка юридически не имела никакой силы и не имеет на данный момент".

Сейчас квартира номер 135 в доме на Котельнической набережной пустует. Исторический дом опять попал в историю - на это раз про то, как людей портит квартирный вопрос.