На каких землях расположены защитные леса. Группы и категории лесов - особенности, характеристики и описание

1. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. 2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры; з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; и) нерестоохранные полосы лесов. 3. К особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) другие особо защитные участки лесов. 4. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. 5. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. 6. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Консультации юриста по ст. 102 ЛК РФ

Задать вопрос:


    Даниил Тарасенков

    кому принадлежат полезащитные лесополосы на полях Самарского НИИСХ. К кому обратиться за разрешением заготовить в том числе со спиливанием сухостоя 2мкуб дров

    Татьяна Данилова

    Разрешено ли в в самом населённом пункте перемещение хлыстов брёвен волоком

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Раиса Титова

    как на законных основаниях убрать лесополосу на землях сельхоз назначения: 11:00 - 13:00

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Наталия Смирнова

    Я являюсь арендатором лесного участка. Лесопользователь приобрел у меня делянку для заготовки дров. Делянка со всех сторон граничит с сельхозугодиями фермера. Как по закону избежать конфликт?Ведь есть какие то нормативы для полей сельхозугодий?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Марина Васильева

    А почему не горит Белоруссия и Украина? Там торфянников и лесов на порядок больше чем у нас, и там жарче.

    • Тамара Васильева

      Есть вопрос,. По решению главы Администрации муниципального района леса на землях лес- ного фонда были подразделены на защитные, эксплуатационные и резервные. В соответствии с указанным Постановлением гражданам запрещалось свободное пребывание на территории защитных лесов. Кроме того, для использования резервных лесных участков для заготовки древе- сины требовалось специальное согласование с органом местного самоуправлении данного района. Дать правовую оценку решения органа местного самоуправления.

      • Ответ юриста:

        Прочитайте внимательно лесной кодекс. Например, . : 1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Затем статью 11. Пребывание граждан в лесах . http://www.rg.ru/2006/12/08/lesnoy-kodeks-dok.html После подумайте, в чьём ведении находится лес. Удачи!

    • Николай Геликонский

      Можно ли на земле для сельхозназначения строить склады для промышленных товаров

      • можно если назначение подходит у земли еще есть назначение то есть все равно сначала строишь потом назначение переводишь А до стройки акт выборки, разрешение на строительство НЕТ. А вот можно ли обойти это нет надо смотреть индивидуально...

      Карина Степанова

    • Тамара Щербакова

      Помогите! пожалуйста. В канун Нового года гражданин Половцев срубил ель в городском дендропарке, но был задержан сотрудниками милиции. В тот же день был задержан гражданин Силанов, перевозивший на машине «Жигули» ель, срубленную им по пути в город в пригородном лесу. В пригородном электропоезде была задержана с елкой гражданка Кириллова С. М, заявившая, что елка куплена ею на перроне пригородной станции у неизвестного гражданина.1.Дайте правовую оценку действиям данных граждан.2.Определите вид юридической ответственности граждан по каждому из при¬веденных случаев.3.Укажите меры ответственности применимые к данным гражданам.

      • Денис Пральников

        что подразумевает собой целевое назначение "сельхоз деятельность"? такого назначения в законе нет

        • Почитайте главу 14 Земельного кодекса, там подробно расписывается что считают такими землями и особенности использования, может прояснит ситуацию. Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 1. Землями...

      • Валентин Вакорин

        Можно ли построить себе жильё на землях с/х назначения при условии создания фермерского хозяйства?. Хочу купить 10 Га земли сельхоз назначения и создать фермерское (крестьянское) хозяйство. Могу ли я, помимо зданий и сооружений, участвующих в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, построить себе на этой земле жилой дом? Могу ли прописаться в нём?

        • Ответ юриста:

          Всё не так просто. В соответствии со ст. ст. 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей и могут быть заняты в связи с этим зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Согласно п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться и приобретаться для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства. В соответствии со ст. 6 указанного Закона в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства жилой дом не входит. Учитывая изложенное, возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, действующим законодательством не предусмотрена. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения жилищное строительство возможно только после изменения вида использования участка с «крестьянско-фермерского хозяйства» на «дачное строительство» , произведенного в порядке, установленном законом.

        Александра Миронова

        Сельскохозяйственная земля

        • назначением Согласно статье 78 Земельного кодекса РФ земли с/х назначения могут использоваться для ведения с/х производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным...

        Лидия Маркова

        Ну и как жить с таким законодательством? >>

        • Как на лесоповал прибудешь - тебе растолкуют на доступном тебе языке. Не дай бог, конечно....

        Игорь Нехаев

        Памятки по охране растительного мира. Напишите памятки по охране растительного мира

        • самая важная памятка - это Красная книга. Она ведется на основании сбора и анализа данных об объектах животного и растительного мира. Мониторинг состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, представляет...

        Никита Резвышин

        хочу купить земельный участок "Земли сельскохозяйственного назначения. РВИ сельскохозяйственного производства". можно-ли на данной категории земли строить дом? и есть-ли какие нибудь тонкости?

        • Ответ юриста:

          В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Согласно ст. 85 Земельного кодекса для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения жилищное строительство возможно только после его перевода в категорию земель населенных пунктов, произведенного в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Но в то же время письмом от 11.04.2011 № 7097-АЛ/Д23 Минэкономразвития России согласовало проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанный членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в действующее законодательство в части установления возможности строительства жилых домов на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Поэтому в ближайшем будущем возможно разрешат.

        Елизавета Боброва

        Статус земли и жилищное строительство. У продавца есть земля. В свидетельстве указано следующее "Категория земель: земля сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства" В кадастровом паспорте аналогично. Продавец утверждает, что на земле разрешено жилищное строительство, что "крестьянское хозяйство разрешает строительство" Возможно ли это? Если да, какие документы подтвердят это? Спасибо

        • Ответ юриста:

          Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве установлено строгое целевое использование такой земли. более того, Земельным кодексом также установлены не менее строгие ограничения в использовании земель сельхозназначения. Вот частичная цитата: статья 78 ЗК: Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: и далее идет перечисление лиц, имеющах право на такую деятельность. Небольшое дополнение: Если дом хочешь построить для себя, то можно взять свидетельство предпринимателя. построить дом с парой хопостроек, а затем отказаться от статуса фермера (предпринимателя) . Таким образом дом построишь законно, получив разрешение на строительство, просто потом. когда перестанешь быть фермером, ситуация останется в подвещшенном состоянии - дом есть, а категория земли не соответствует. Но заставить снести дом на этом основании никто не сможет заставить - дом-то на момент строительства построен был без нарушений)))))) Вместе с тем, в законе "О КФХ" говорится, что на земле фермерского хозяйства разрешается строительство хозяйственных, а также ИНЫХ построек. Кроме того, нельзя забывать, что собственник земли сельхозназначения вправе обратиться в установленном Законом порядке за изменением категории своего земельного участка (речь о соответствующем Федеральном законе) . Поэтому есть одна полностью законная схема, одна - условно законная, и одна условно условно законная. 1я схема: покупаешь землю. Регистрируешься в качестве фермера (в порядке, установленном для регистрации индивидуального предпринимателя) . Затем начинаешь вести фермерскую деятельность, строя кроме сараев, скотника и свинарника еще и дом. 2я схема. Становишься собственником участка. Затем начинаешь менять категорию земли. Это долго, муторно и много денег, которые придется вливать в разные широко распахнутые клювики чиновников. 3я схема. Строишь дом самовольно, затем в суде признаешь на него право собственности (в порядке ст. 222 ГК РФ) . Затем все равно придется менять категорию, но уже это будет легче сделать, потому что есть зацепка в виде жилого дома на земельном участке. Но это опять же деньги, время, и скорее всего суд, если придется обжаловать отказ органов перевести землю в иную категорию. ну и еще одна проблема. Жилищное строительство допускается на землях населенных пунктов. Поэтому, если предложенные земли находятся далеко от какого-нибудь пусть даже завалящегося населенного пункта, возможность законно перевести землю в иную категорию стремится к нулю. Если дом строишь для себя, то можно получить свидетельство фермера, построить дом получив необходимые разрешения на строительство, а затем отказаться от статуса предпринимателя (фермера) . Ситуация будеи правда чуть подвешенной - жилой дом на землях сельхозназначения, но заставить его снести никто не сможет - построен-то дом в соответствии с законом))))

        Константин Краснопеев

        Можно ли на участке сельхозназначенни построить дом-слон?

        Геннадий Устюгов

        Вот не пойму: чего все на Путина с Медведевым накинулись? Ведь не они осушали болота в Подмосковье.Не они

        • В любой компашке всегда нужны мальчики для битья.

        Наталья Антонова

        1) Можно ли по новым законам вывозить сухостой из леса на дрова? Без похода в лесничество.. 2) Какой за это штраф? 3) Какое наказание за вырубку живого леса на дрова?

        • Ответ юриста:

          Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.... на граждан в размере от трех тысяч до... четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения . Незаконная рубка лесных насаждений ....если эти деяния совершены в значительном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. Предметом преступного посягательства по этой статье являются деревья и кустарники, не входящие в лесной фонд, запрещенные к порубке, а также произрастающие на землях лесного фонда, т. е. в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, где также устанавливается ограниченный режим лесопользования. К ним относятся берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и др. , где может быть запрещено применение рубок главного пользования (ст. 55 Лесного кодекса) . Предметом преступления является также иная особо охраняемая древесно - кустарниковая растительность. Не являются предметом преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные и буреломные деревья и т. п. , а также заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины. Незаконной является рубка, т. е. совершенное без соответствующего разрешения (лесорубочного билета) отделение дерева, кустарника от корня. Способами порубки могут быть срубание, спиливание, выкорчевывание и т. п. В случаях получения разрешения на порубку, но осуществления ее с нарушением условий места (отведенного участка) или объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, действия также квалифицируются как незаконная порубка. устанавливает, что осуществление лесопользования, и в частности заготовка древесины, осуществляется только на основании лесорубочного билета (или ордера) , выдаваемого ежегодно лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством (лесничеством) . Формы этих документов, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.

        Анна Кузьмина

        А у вас не было желания записаться в добровольцы на тушение пожаров? Может даже кто-то уже пошёл добровольцем?

        • оно и есть, но терять работу неохота

        Александр Никифоровский

        Соседи жарят шашлыки, как это остановить?. Раз в неделю, в выходной(а в этот раз уже в оба выходных) под окнами на расстоянии 3 м от дома соседи разжигают огонь в двух мангалах и жарят шашлыки. В квартире стоит раздражающий и противный запах от большого кол-ва дыма и шашлыков. Как прекратить этот беспорядок? На какие правила пожарной безопасности, статьи из кодекса и наказания ссылаться? Мне 19, живу один, отношение к соседям - негативное. Так что простым устным разбирательством вопрос не решить(повлечет бессмысленную дискуссию).

        • Ответ юриста:

          Звоните в полицию или пожарную часть МЧС Статья 8.32. 1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. 2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей. 3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

        Кристина Полякова

        В чем минусы "Единой России", чем плоха современная власть для гражданина?

        • Наша власть это не только "Единая Россия", у нас много партий в Думе сидит. Однако конечно Единоросы там доминируют и на местах тоже. Вообще "Единая Россия" очень интересная партия, почитайте их устав, он есть на их сайте. Там очень...

        Степан Щапин

        определить меру ответственности лиц причинивших значительный ущерб лесному массиву, эти лица установлены. по факту возбуждено уголовное дело. В Лесном кодексе имеются только виды ответственности.

        Раиса Дорофеева

        У меня вопрос, помогите. По решению главы Администрации муниципального района леса на землях лес- ного фонда были подразделены на защитные, эксплуатационные и резервные. В соот- ветствии с указанным Постановлением гражданам запрещалось свободное пребывание на территории защитных лесов. Кроме того, для использования резервных лесных участков для заготовки древе- сины требовалось специальное согласование с органом местного самоуправления дан- ного района. Дать правовую оценку решения органа местного самоуправления. Если возможно тек же укажите какими источниками пользовались при ответе и в каком источнике можно найти

        • Ответ юриста:

          Статья 10 Лесного кодекса РФ . Подразделение лесов по целевому назначению : 1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Следовательно, тут закон не нарушен, на вторую часть вопроса найдёте ответ, внимательно причитав статью 11. Пребывание граждан в лесах . http://www.rg.ru/2006/12/08/lesnoy-kodeks-dok.html

        Владимир Петрушев

        Начинается с разрушения веры, а заканчивается отъемом детей и гомо-браками?

        • Современный католицизм прокладывает путь антихристу и становится его наемником. Особую роль играет он в реализации такой антихристовой цели, как развал национальной государственности, как одного из главных препятствий для строительства...

        Вероника Богданова

        Есть ли закон о порчи деревьев???

        • Конечно, есть. Уголовный кодекс РФ . Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников 1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных...

        Юлия Зайцева

        Нарушила ли я закон?Выехали мужем на море,развели костёр на берегу у кромки.... Жарили шашлык. Это была не частная территория, просто пляж. Позади в метрах 20 стоит кафешка закрытая. Подошёл какой-то работяга и начал возникать, типо тушите костёр, это запрещено. Я не выдержала и сказала, что с чего это вдруг и на каких таких основаниях. Живу 25 лет на море 1 раз слышу! Он ещё и полицией пригрозил. Кто из нас прав? Есть ли такой закон? Хочу знать на будущее

        • Ответ юриста:

          Распечатайте соответствующие статьи и носите с собой - не велика тяжесть. Это как к ножу надо носить сертификат на него, иначе "докопаются" и до перочинного. Время такое. Но если Вы видите не адекватного, то лучше статьями не раздражать. Найдите другое место. Испортили вам отдых, тем более, что никому не мешали. Это неприятно, но бывают в жизни ситуации. Забудется. З. Ы. Рядом кафешка. Лично я бы нашёл место получше.

        Федор Терюхов

        Подскажите. По решению главы Администрации муниципального района леса на землях лес- ного фонда были подразделены на защитные, эксплуатационные и резервные. В соот- ветствии с указанным Постановлением гражданам запрещалось свободное пребывание на территории защитных лесов. Кроме того, для использования резервных лесных участков для заготовки древе- сины требовалось специальное согласование с органом местного самоуправления дан- ного района. Дать правовую оценку решения органа местного самоуправления. Если возможно тек же укажите какими источниками пользовались при ответе и в каком источнике можно найти

        • Ответ юриста:

          Лесной кодекс РФ . Статья 11. Пребывание граждан в лесах 1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) , а также недревесных лесных ресурсов. 2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. 3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". 4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. 5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ. 6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. 7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. 8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Статья 109. Резервные леса 1. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. 2. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. 3. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд. 4. Отнесение лесов к резервным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

        Валерий Чубанов

        Возможно ли осуществление строительства на земельном участке, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения?

        • Ответ юриста:

          В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, подразделяемые на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.Согласно статье 77 Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.В пункте 1 статьи 78 Кодекса указано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".Поэтому земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для строительства в порядке Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.В связи с чем, предоставление для строительства земельного участка сельскохозяйственного назначения, не соответствует статьям 9, 10 названного Закона и статьям 7, 30 - 32, 34, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает принцип целевого использования земельных участков и правила их оборота.Хотя фактически осуществлять строительство на таких землях можно.В ст. 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве сказано: Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

          ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.Это так для умников выше высказывшихся не по существу. В водоохранной зоне с установлением сервитута возможно индивидуальное жилищное строительство. Дело больше даже в строительных нормах. В акте обследования геологических характеристик грунтов и т. д. Потом вы говорите, что земельный участок у вас в собственности.. . я не вижу никаких проблем для использования его под строительство жилого дома. Но вот с переводом земли в другую категорию конечно из области фантастики и при неиспользовании ее по назначению за этот 1га могут налогаться штрафы. Слишком мало информации. Ваш земельный участок в сельском поселении или вне его? Какие документы и какие права (аренды, собственности, колл. собственности и т. д.) у вас имеются? На основании одних федеральных законов трудно судить о ситуации. Большее значение сыграют местные регламенты и правила органов местного самоуправления. В разных регионах они прямо противоположные, да и категории кадастровой стоимости земли совершенно не одинаковы. Проконсультируйтесь с юристом в своем регионе - он более объективно владеет информацией. Потом бесплатно разбираться в чем-то вы врятли кого найдете и уж тем более на данном сайте.

          1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров....11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса....14. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.15. В границах водоохранных зон запрещаются:1) использование сточных вод для удобрения почв;2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств) , за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие....16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.КЦ===Практическое разрешение Вашего вопроса невозможно без участия квалифицированного специалиста и ознакомления с существующей градостроительной документацией.Удачи

        Виктор Вильный

        Как зебры защищают свое потомство от хищников?

        • Вплоть до конца XIX зоологи считали, что черные и белые полосы на шкуре нужны зебре для маскировки на "полосатом" фоне лесных деревьев или зарослей тростника. При этом никто не замечал очевидного: такое предположение плохо согласуется с тем...

В процессе жизнедеятельности человек не только пользуется богатствами природы, но и участвует в их воспроизводстве. Один из способов охраны окружающей среды и посевов - это защитные леса. В статье рассмотрим, для чего они высаживаются, на какие категории подразделяются и как используются.

Определение

Защитные леса - это однородные лесные массивы, включающие деревья и древесную растительность. Такие насаждения осваиваются человеком в целях защиты различных объектов от нежелательных природных явлений, к примеру, атмосферных осадков, ветра, лавин, оползней, размывов, заносов и других воздействий климата.

С целью освоения защитных лесов человек применяет комплекс мер, состоящий из:

  • организация процесса использования массива;
  • эксплуатация и создание зеленых насаждений;
  • планирование мероприятий по охране леса, его защите и воспроизводства;
  • проведение комплекса мер по сохранению условий обитания животного мира.

Лесные насаждения разделяют на два вида: искусственного и естественного происхождения. По сути, защитную функцию осуществляет каждый лес. Социальная и экологическая значимость массивов защитного назначения обладает превосходством над их хозяйственной и экономической ценностью.

Группы лесов

Для упрощения ведения лесного хозяйствования все зеленые массивы страны подразделяются на группы:


Что включают защитные массивы?

Защитные леса представляются в качестве определенных массивов, зон и полос.

К ним относят:

  • обрабатываемые поля от засухи и области охраны от сильного ветра;
  • защитные участки леса, например, склоны оврагов, территория транспортных путей и водных объектов;
  • сосновые, травяные и травяно-кустарничковые насаждения - колки - создаются для повышения влажности на участке и повышения урожайности культур;
  • участки естественных или искусственно созданных лесов.

Для защиты насаждений планируются лесохозяйственные мероприятия, которые проводятся в соответствии с запланированным режимом омолаживания всех насаждений. Они происходят с применением определенной вырубки территории без нарушения целостной лесной обстановки. Коммерческий таких деревьев, не достигнувших возраста естественного разрушения, должен исключаться практически полностью.

защитного назначения

Кроме своей прямой обязанности - защиты природной зоны - такие леса выполняют и дополнительные функции.

Среди них:

  • накопление органических веществ;
  • снабжение кислородом земной атмосферы;
  • смягчение климата;
  • регулирование водостока;
  • способствование сохранности разнообразия видов лесной фауны;
  • становятся отличным местом для отдыха.

В большей мере средообразующие, водоохранные, санитарные функции лесов направлены на защиту загрязненных почв, водоемов и объектов природы. Также их задача - обеспечить сохранность и использование антропогенных сооружений и угодий сельского хозяйства.

Водоохранные лесные массивы служат для предотвращения водотоков и водоемов от возникновения ила и сохранения качества их берега. Вдоль таких берегов организованы места нереста редких видов рыб.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные лесные массивы находятся в городской местности и прочих населенных территориях, окружая города и предприятия промышленного производства, а также в охраняемой санитарной зоне, источниках водоснабжения и курортных местах отдыха.

Виды лесных насаждений

Основное различие объектов лесных насаждений - высота стволов, в зависимости от которой массивы выполняют свои функции. Высокоствольные породы деревьев предназначены для защиты территории от ветров, оползней, течения воды после дождей. Кустарники высаживаются для качественного затемнения почвы, препятствуя ее пересыханию, эффективной остановки снега и подпитки почвы веществами после перегнивания упавших листьев.

Зачастую, защитные леса - это территории полос, сформированные из нескольких видов, но на территории России встречаются местности с однотипными насаждениями - участки, на которых могут произрастать одного вида деревья. Например, для высадки в центральной части страны используются сосна и ясень.

Человек постоянно ухаживает за лесными насаждениями. Засохшие объекты удаляются, а на их место сажаются новые. Правильно организованные массивы способствуют формированию экосистем.

Категории

В статье 102 Лесного Кодекса РФ установлены определенные категории защитных лесов. Они включают:


В Лесном Кодексе РФ выделены особо защитные К ним относятся:

  • Участки лесов, которые высаживаются вдоль склонов оврагов и берегов водных объектов. Насаждения выполняют почвозащитные и берегозащитные функции.
  • которые граничат с безлесным пространством.
  • Территории заповедных зон.
  • Зоны, где произрастают редкие виды растений, а также узкие ареалы обитания определенных видов растительности.
  • Территории, на которых обитают редкие виды животных и другие.

Особо защитные лесные участки предназначены только для целевого использования. На них запрещено проведение деятельности, несовместимой с такими планами.

Определение территории защитных лесов, их границ, способов защиты и восстановления выполняется органами власти согласно главе 9 Лесного Кодекса РФ.

Эксплуатационные и резервные леса

В Лесном Кодексе РФ выделены защитные леса эксплуатационного и резервного назначения.

Эксплуатационные массивы предназначены для получения качественной древесины и обеспечения промышленности иными лесными ресурсами. Планирование посадки насаждений происходит после утверждения плана восстановления резервных и защитных лесов.

К основным задачам создания лесных массивов относятся:

  • Обеспечение полного и рационального использования лесных ресурсов без сокращения численности лесных объектов.
  • Создание условий для увеличения прироста древесины.
  • Создание условий для улучшения качества древесины и состава насаждений.
  • Планирование по расширению площади выращивания высокопродуктивных насаждений.

Резервные леса - территории, где не планируется осуществление заготовки древесины в течение следующих 20 лет. В таких зонах проводятся мероприятия по защите массивов. Резервные леса могут быть отнесены к защитным или эксплуатационным.

Защитные леса - это оптимальное решение для обеспечения сохранности и целостности многих природных объектов, защиты посевов и транспортных путей. Благодаря созданию особенного микроклимата в таких зонах представители животного мира могут найти себе новый дом.

1. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны;
в_1) лесопарковые зоны;
г) городские леса;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры;
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
и) нерестоохранные полосы лесов.

3. К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.

4. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

5. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

6. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 102 ЛК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит общие положения, определяющие состав защитных лесов. При этом норма ч.1 комментируемой статьи по своему характеру является отсылочной, поскольку определяет, что защитные леса - это все те леса, которые осваиваются в целях, указанных в ч.4 ст. 12 ЛК РФ (см. комментарий к ст. 12 ЛК РФ). Таким образом, все же общие положения о составе защитных лесов определены в статье 12 ЛК РФ, а не в комментируемой статье.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет состав защитных лесов, а именно содержит деление их на категории. Собственно, категории защитных лесов представляют собой группы защитных лесов в зависимости от выполняемых ими функции. Категории защитных лесов следующие:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. Согласно преамбуле ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах. Водоохранные зоны согласно ч.1 ст. 65 ВК РФ - это территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. К таким лесам относятся леса, обладающие такими свойствами и характеристиками, которые позволяют им обеспечивать, в свою очередь, сохранение свойств и характеристик иных природных и иных объектов. К таким лесам п.3 ч.2 комментируемой статьи относит следующие:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Под такими зонами, исходя из водного законодательства, следует понимать территории, на которых установлены особые условия использования, и в пределах которых запрещается любая хозяйственная деятельность, которая может причинить вред водным объектам;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ. В соответствии с п.22 Лесоустроительной инструкции к таким лесам относятся леса, находящиеся на территории охранных зон железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с требованиями законодательства о железнодорожном транспорте, об автомобильном транспорте. Однако в этой части комментируемая статья устанавливает требование о том, что эти защитные полосы должны быть расположены вдоль дорог общего пользования. Полагаем, что такое решение федеральный законодатель принял с целью обеспечения приоритета именно тем лесам, которые обеспечивают, в свою очередь, защиту природных и иных объектов от тех негативных факторов, которые имеют место в связи с эксплуатацией дорог общего пользования. К таким дорогам п.3 ч.2 комментируемой статьи относит:
- железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции (ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации);
- автомобильные дороги общего пользования собственности Российской Федерации и собственности субъектов РФ. На основании ч.3 ст. 5 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" такими дорогами являются автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц;
в) зеленые зоны. Данного понятия, точнее легального определения данному понятию в федеральном законодательстве не содержится. Между тем, думается, что под ним можно понимать территории с особыми экологическими характеристиками, выполняющие защитную функцию;
г) лесопарковые зоны. Под лесопарковыми зонами следует понимать зоны, занятые лесами и предназначенные для отдыха. В соответствии с Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1007, лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов, а зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды;
д) городские леса. Согласно Лесоустроительной инструкции к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов;
е) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Опять же в соответствии с п.25 Лесоустроительной инструкции к лесам, расположенным в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, относятся леса, находящиеся в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных с соблюдением требований законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;
4) ценные леса. К ценным лесам, полагаем, следует отнести такие категории лесов, которые представляют собой особую ценность в экологическом, природном аспектах, а также с точки зрения значения для охраны окружающей среды. К таким лесам согласно п.4 ч.2 комментируемой статьи относятся
а) государственные защитные лесные полосы; Исходя из п.26 Лесоустроительной инструкции, это искусственно созданные в лесостепных, степных и полупустынных регионах лесные насаждения линейного типа, выполняющие климаторегулирующие, почвозащитные, противоэрозионные и водоохранные функции и имеющие государственное значение
б) противоэрозионные леса. На основании п.27 Лесоустроительной инструкции к противоэрозионным лесам относятся леса, предназначенные для защиты территорий от водной и ветровой эрозий;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. Эта категория лесов на основании п.28 Лесоустроительной инструкции включает в себя:
- разобщенные участки лесов в лесостепных, степных, пустынных и полупустынных зонах (колки), а также естественные или искусственно созданные участки лесов в таких зонах, приуроченные к гидрографической сети (байрачные леса), выполняющие защитные функции;
- леса, примыкающие к зоне тундры, выполняющие в суровых климатических условиях Крайнего Севера защитные и климаторегулирующие функции;
- высокогорные леса, произрастающие в субальпийском высотном поясе на границе с верхней безлесной частью горных вершин и хребтов (малолесные горные территории), имеющие защитное и противоэрозионное значение, размеры и границы которых определяются с учетом местных геологических, гидрогеологических, почвенных и других природных условий;
г) леса, имеющие научное или историческое значение. Эта категория лесов состоит из:
- лесов, расположенных в границах территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- лесов, которые являются образцами достижений лесохозяйственной науки и практики, объектами исследований на длительную перспективу;
- лесов, уникальных по генетическим качествам (генетические резерваты);
- лесов, уникальных по продуктивности;
д) орехово-промысловые зоны - кедровые леса, имеющие важное значение в качестве сырьевой базы для заготовки орехов, а также организации охотничьего промысла пушного зверя (п.30 Лесоустроительной инструкции);
е) лесные плодовые насаждения - естественные или искусственно созданные леса, в составе которых произрастают ценные плодово-ягодные и орехово-плодные породы деревьев и кустарников (п.31 Лесоустроительной инструкции);
ж) ленточные боры - леса ленточно-островного типа, исторически сформировавшиеся в жестких почвенно-климатических условиях среди безлесных степных, полупустынных и пустынных пространств, имеющие важное климаторегулирующее, почвозащитное и водоохранное значение (п.32 Лесоустроительной инструкции);
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов - леса, расположенные по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки (п.33 Лесоустроительной инструкции);
и) нерестоохранные полосы лесов - леса, расположенные по берегам рек, озер и других водных объектов, являющихся местами нереста ценных промысловых рыб, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки (п.34 Лесоустроительной инструкции).

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет состав особо защитных участков лесов. Согласно п.36 Лесоустроительной инструкции особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах. Состав особо защитных участков лесов следующий:
- берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
- опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
- лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
- заповедные лесные участки;
- участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
- места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
- другие особо защитные участки лесов.

Что касается признаков, исходя из которых леса относятся к видам лесов категории особо защитных участков лесов, то они определены в приложении N 4 "Нормативы и признаки выделения особо защитных участков лесов" к Лесоустроительной инструкции.

4. Положение ч.4 комментируемой статьи касаются только защитных участков лесов и предусматривает возможность выделения таких участков не только в защитных лесах, но и в эксплуатационных лесах и резервных лесах. Считаем такое положение ч.4 комментируемой статьи обоснованным, как с правовой, так и с практической точки зрения, поскольку те виды лесов, которые отнесены к особо защитным лесным участкам могут произрастать, как в эксплуатационных лесах, так и в резервных лесах.

5. Часть 5 комментируемой статьи содержит положение, направленное на обеспечение защиты защитных лесов и особо защитных участков лесов. Это положение заключается в запрете на осуществление деятельности, которая несовместима с их целевым назначением и полезными функциями. Иными словами, это деятельность, которая может нанести вред данным видам лесов, в результате которого они могут утратить свои полезные функции и свойства (см. пример из судебной практики - постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2011 года по делу N А70-5653/2010).

6. В ч.6 комментируемой статьи определены субъекты, которые осуществляют отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ. Такими субъектами являются:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления.

Установление границ представляет собой деятельность по определению линий, обозначаемых на земельном участке, на котором расположены указанные виды лесов, в пределах которых располагаются леса данных видов.

Консультации и комментарии юристов по ст 102 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 102 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Правовой режим ценных лесов

Комментарий к статье 106 ЛК РФ:

1. Отнесение лесов к ценным лесам и установление их границ в соответствии с п. 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, входит в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства, которое Указом Президента РФ от 27.08.2010 N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" из ведения Минсельхоза России передано в ведение Правительства РФ.

Ценные леса ввиду своих средообразующих, защитных и иных полезных функций подлежат использованию исключительно в соответствии с их целевым назначением. Именно поэтому в ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи в их отношении установлены определенные ограничения хозяйственной деятельности. До января 2011 года ЛК РФ предусматривал в отношении ценных лесов только ограничение проведения в них сплошных рубок, которые допускались исключительно в случае, если выборочные рубки не обеспечивали замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ, см. также Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 N А33-17777/2008-03АП-1559/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2010 N А33-4458/2009). После внесения изменений в комментируемую статью Федеральным законом от 14.06.2011 N 137-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаи допущения проведения в ценных лесах сплошных рубок дополнились случаями, указанными в ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ, а именно случаями строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для следующих целей:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых.

При этом сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в ценных лесах допускаются, только если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для указанных выше целей не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством РФ.

Площадь участка сплошной рубки, осуществляемой в целях ухода за ценными лесами, включая сплошные рубки реконструкции, не должна превышать 5 га при ширине лесосеки не более 100 м, при протяженности ее равной не более одной трети участка (по ширине и длине), выполняющего определенные целевые функции или примыкающего к не покрытым лесной растительностью землям, а также к планируемым на ближайшие пять лет вырубкам. В горных условиях и в равнинных лесах на склонах крутизной свыше 6 град. предельная площадь лесосеки составляет не более 3,0 га (п. 19 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 (далее - Особенности использования лесов)).

Кроме того, Федеральным законом от 14.06.2011 N 137-ФЗ комментируемая статья была дополнена ч. ч. 2 и 3, в соответствии с которыми в ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. При этом под линейными объектами в ЛК РФ понимаются, в частности, линии электропередачи, линии связи, дорог, трубопроводов, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ). Для такого вида ценных лесов, как запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, допускается также размещение объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

2. Поскольку ценные леса относятся к защитным лесам, в них запрещается создание лесной инфраструктуры (ч. 2 ст. 14 ЛК РФ). Не допускается использование ценных лесов в целях создания лесных плантаций, поскольку на лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений (п. 30 Особенностей использования лесов).

К ценным лесам в соответствии с относятся следующие виды лесов:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

Государственные защитные лесные полосы и противоэрозионные леса создаются в рамках деятельности по лесоразведению для целей защиты земель и объектов от различного рода неблагоприятных факторов.

К государственным защитным лесным полосам относятся:

Искусственно созданные в лесостепных, степных и полупустынных регионах лесные насаждения линейного типа, выполняющие климаторегулирующие, почвозащитные, противоэрозионные и водоохранные функции и имеющие государственное значение;

Запретные полосы лесов по берегам водных объектов;

Запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, выделенные по берегам водных объектов.

Границы и площадь указанных видов государственных защитных лесных полос определяются по фактическому состоянию на период проведения лесоустройства (п. 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР России от 06.02.2008 N 31).

Порядок осуществления рубок в лесах, расположенных в государственных защитных лесных полосах, имеет свои особенности. Так, рубки ухода за лесом ведутся при наличии не менее 50% здоровых деревьев. В остальных случаях осуществляются рубки реконструкции. Рубки ухода за лесом в государственных защитных лесных полосах имеют следующие особенности:

1) в чистых лесных насаждениях без кустарников вырубаются погибшие и отставшие в росте деревья, больные и сильно поврежденные, а также отдельные здоровые деревья, не представляющие ценности и подавляющие рост лучших деревьев. Оставляемые на выращивание деревья должны более или менее равномерно распределяться по площади;

2) в чистых лесных насаждениях с кустарниками рубки ухода за лесом ведутся, как и в лесных насаждениях без кустарников, но, кроме того, в процессе рубки вырубаются ряды кустарников, мешающие росту деревьев;

3) в смешанных лесных насаждениях рубки ухода за лесом ведутся путем разреживания рядов главной и сопутствующих древесных пород. Если деревья сопутствующих древесных пород обгоняют в росте деревья главной породы и оказывают на них отрицательное влияние, то они удаляются частично или полностью. При частичной гибели деревьев главной древесной породы в соответствующих местах оставляются на выращивание деревья сопутствующих древесных пород;

4) интенсивность рубок ухода за лесом слабая или умеренная. Рубки проводятся через пять - шесть лет;

5) при проведении рубок ухода учитывается местоположение лесных полос. В полосах по водоразделам рубки ухода должны быть направлены на усиление их водорегулирующих свойств. Уход проводится во всех частях полога лесного насаждения с учетом взаимного влияния древесных пород. Подлесок на опушках удаляется полностью, а в середине полосы умеренно разреживается. Сомкнутость лесных насаждений при каждом приеме рубки не должна быть ниже 0,7;

6) в полосах, расположенных вдоль крутых берегов речных долин, в водоохранных и противоэрозионных целях уход должен быть направлен на формирование лесных насаждений с сомкнутостью крон не ниже 0,7 - 0,8. В опушках проводятся только санитарные рубки;

7) в полосах на пологих песчаных склонах обязательно сохранение подлеска, а сомкнутость крон лесных насаждений не должна быть ниже 0,6 (п. 67 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 185).

Противоэрозионные леса создаются для целей предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях в рамках деятельности по агролесомелиорации земель (см. ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель").

В соответствии с п. 24 Лесоустроительной инструкции к противоэрозионным лесам относятся:

1) участки лесов на легко размываемых и выветриваемых грунтах;

2) участки лесов на склонах коренных берегов речных долин крутизной более 20 град.;

3) леса, расположенные на оползневых берегах балок, речных долин;

4) полосы лесов шириной 50 - 100 м, примыкающие к кромкам обрывов, осыпей и оползней;

5) полосы лесов шириной 100 - 200 м вдоль постоянных русел снежных лавин и селевых потоков;

6) участки лесов в горных районах, расположенные на склонах крутизной 30 град. и более;

7) леса на карстовых участках и полосы лесов шириной 60 - 100 м вокруг карстовых участков;

8) леса на каменистых россыпях;

9) леса на рекультивируемых карьерах и отвалах.

В противоэрозионных лесах при проведении работ по лесовосстановлению на склонах крутизной более 6 град. не допускается сплошная отвальная вспашка земель. В указанных условиях допустима безотвальная вспашка почвы или отвальная вспашка полосами, террасами, бороздами шириной не более 4 м, направленными по горизонталям местности и чередующимися с полосами необработанной земли такой же или большей ширины, а также подготовка почвы площадками (п. 14 Особенностей использования лесов).

Целевым назначением лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, является выполнение различных климатических, экологических функций. Так, байрачные леса (т.е. разобщенные участки лесов в лесостепных, степных, пустынных и полупустынных зонах (колки), а также естественные или искусственно созданные участки лесов в таких зонах, приуроченные к гидрографической сети) имеют важное защитное значение. Леса, примыкающие к зоне тундры, выполняют в суровых климатических условиях Крайнего Севера защитные и климаторегулирующие функции. Высокогорные леса, произрастающие в субальпийском высотном поясе на границе с верхней безлесной частью горных вершин и хребтов (малолесные горные территории), имеют почвозащитное, противоэрозионное назначение. Размеры и границы последних определяются с учетом местных геологических, гидрогеологических, почвенных и других природных условий (п. 25 Лесоустроительной инструкции). В лесах зоны притундровых лесов и редкостойной тайги проводятся рубки ухода слабой интенсивности. Допускается вырубка старых деревьев отдельными полосами. Рубки ухода за лесом с применением техники в притундровых лесах проводят только в зимний период по промерзшей почве для исключения ее повреждений, ведущих к развитию эрозионных процессов. В полосах леса вдоль его северной границы, в горных условиях рубки ухода как системное мероприятие не ведутся, при необходимости вырубаются только отмирающие деревья (п. 66 Правил ухода за лесами).

Важнейшими функциями ленточных боров являются климаторегулирующие, почвозащитные, водоохранные функции. К ленточным борам п. 29 Лесоустроительной инструкции отнесены леса ленточно-островного типа, исторически сформировавшиеся в Западной Сибири, в жестких почвенно-климатических условиях среди безлесных степных, полупустынных и пустынных пространств. В ленточных борах запрещаются рубки реконструкции (абз. 3 п. 26 Особенностей использования лесов).

Леса, имеющие научное значение, - это леса, которые являются образцами достижений лесохозяйственной науки и практики, объектами исследований на длительную перспективу, а также леса, уникальные по генетическим качествам (генетические резерваты), и леса, уникальные по продуктивности.

В соответствии со ст. 40 ЛК РФ одним из видов использования лесов является их использование для осуществления научно-исследовательской деятельности. Для этих целей лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду. Использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности утверждаются Рослесхозом в соответствии с п. 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства. В настоящее время продолжают действовать Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденные Приказом МПР России от 28.05.2007 N 137.

Леса, имеющие историческое значение, располагаются в границах территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. Соответственно, правовой режим лесов, расположенных в границах таких территорий, подчинен правовому режиму указанной категории земель. Например, на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (п. 3 ст. 99 Земельного кодекса РФ).

Кроме того, на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта, различные по установленному в них режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности. Так, в зоне охраняемого природного ландшафта устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (см. ст. 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

В лесах, имеющих научное или историческое значение, проводятся рубки ухода слабой интенсивности с вырубкой лишь единичных погибших деревьев в случаях, не противоречащих целям использования лесов (п. 58 Правил ухода за лесами).

Следующая группа ценных лесов имеет специальное хозяйственное назначение. Это, во-первых, леса орехово-промысловых зон, к которым отнесены кедровые леса, имеющие важное значение в качестве сырьевой базы для заготовки орехов, а также организации охотничьего промысла пушного зверя (п. 27 Лесоустроительной инструкции).

Во-вторых, это лесные плодовые насаждения. В составе лесных плодовых насаждений произрастают ценные плодово-ягодные и орехово-плодные породы деревьев и кустарников (п. 28 Лесоустроительной инструкции). В соответствии со ст. 39 ЛК РФ выращивание лесных плодовых, ягодных растений является одним из видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую деятельность, для осуществления которой соответствующие лесные участки предоставляются в аренду.

При этом для указанных целей в первую очередь используются нелесные земли из состава земель лесного фонда, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие не покрытые лесной растительностью земли, на которых невозможно естественное возобновление леса до посадки на них лесных культур; земли, подлежащие рекультивации (выработанные торфяники и др.). Для выращивания лесных плодовых, ягодных растений под пологом леса могут использоваться участки малоценных насаждений, не намеченные под реконструкцию. Использование для выращивания лесных плодовых, ягодных растений защитных лесов и особо защитных участков лесов запрещено (разд. III Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, утвержденных Приказом МПР России от 10.04.2007 N 85).

В лесах орехово-промысловых зон и лесоплодовых насаждениях могут проводиться рубки ухода высокой и очень высокой интенсивности при необходимости формирования молодняков. В орехово-промысловых зонах кедровых лесов главной задачей рубок ухода являются формирование орехоносных лесных насаждений, создание благоприятных условий для их плодоношения и своевременное омоложение (п. 59 Правил ухода за лесами). При этом в орехово-промысловых зонах по общему правилу не допускаются рубки реконструкции (п. 26 Особенностей использования лесов). Однако в лесных насаждениях, не соответствующих целевому назначению лесов (низкопродуктивных, слабоурожайных, поврежденных вредными организмами, пожарами, в результате иных негативных воздействий), с недостаточным количеством жизнеспособных деревьев кедра в составе всех ярусов рубки реконструкции могут проводиться в комплексе с лесовосстановительными мероприятиями (п. 59 Правил ухода за лесом).

Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, и нерестоохранные полосы лесов были выделены в отдельные виды ценных лесов Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". В соответствии с Лесоустроительной инструкцией указанные леса относятся к государственным защитным лесным полосам (п. 23).

В государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, нерестоохранных полосах лесов, лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, ленточных борах, а также в лесах орехово-промысловых зон и лесоплодовых насаждениях выборочные рубки лесных насаждений ведутся очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, за исключением санитарных рубок, интенсивность которых для вырубки погибших, поврежденных и малоценных насаждений может достигать очень высокой интенсивности, устанавливаемой Правилами заготовки древесины (п. 26 Особенностей использования лесов).

3. Установление особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи входит в компетенцию федеральных органов государственной власти. В настоящее время особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов утверждаются Рослесхозом (см. п. 5.3.26 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства). 30 января 2011 г. вступили в силу Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов", утвержденные Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485.