Ментальные карты. Ментальные карты как инструмент планирования и целеполагания

Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления. О том, как работать с информацией более эффективно, узнавал журналист сайт

Порядок освобождает мысль.
Р. Декарт

25 июня в студии «Smart Time» прошел тренинг «Ментальные карты: технологии креативности», где участники приобрели опыт использования более продуктивного подхода к запоминанию и обработки информации.

Умение эффективно управлять информацией — уже не желательное, а необходимое для современного человека задача. Ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с огромными потоками информации: интернет, телевидение, пресса, реклама. Нам приходится реагировать на эту информацию и поступать соответственно с нашими целями: часть просто игнорировать, часть откладывать «на потом», часть необходимо немедленно обрабатывать (например, директиву от руководства).

Не смотря на значительное количество поступающей информации, в настоящем мы продолжаем использовать те же самые способы ее представления, которые использовали и наши предки, когда объем и интенсивность информационного потока были в десятки раз меньше.

Проверенные временем формы представления информации имеют ряд недостатков

Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:

1. При достаточно больших объемах традиционный способ записи довольно сложно запомнить и воспроизвести;
2. Трудно выявить ключевые идеи;
3. Неэффективное использование времени при обработке информации;
4. Тяжело использовать творческий подход и нахождение новых решений при описании проблемы.

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Альтернативой линейного метода (например, текста) являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.

Преимущества

Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.

Итак, преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

Теперь эта же информация, представленная в виде карты

Как известно, основными функциями мозга являются восприятие, хранение, анализ, воспроизведение и управление информацией.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия:

1. Целостность, законченность образа.
2. Эмоциональная выразительность образа
3. Ассоциативность

Интересным свойством карт является тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе. «Креативщикам», бурлящих идеями, карты не ставят ограничений, но в то же время организовывают их творческий пыл в понятную и четкую структуру, которую можно воплотить в жизнь. Сторонники же порядка и четкости смогут видеть в стройной структуре карты новые, свежие решения.

Применение ментальных карт

Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия

Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. Часто карты используют в качестве инструмента тайм-мененджмента — вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

Наталия Павлова привела очень интересный пример опыта использования ментальных карт преподавателем цитологии (наука о клетках) в одном из киевских университетов. Она предложила студентам провести эксперимент и разделила студентов на три равные группы. Первой группе лекции читались с помощью ментальных карт, которые преподаватель сама рисовала для студентов. Вторая группа рисовала карты лекций самостоятельно. Третья группа была контрольная — преподавание велось классическим методом лекций и конспектирования. Кроме того, вводилось дополнительное условие — экзамен по предмету принимал другой преподаватель. В итоге — первая группа имела 100% сдачи предмета со средними и низкими показателями, вторая группа — 100% сдача с высокими показателями, контрольная группа — показатели успешности не изменились — часть группы не сдала предмет или сдала с невысокими показателями.

Кроме организации информации, существенно увеличивается скорость и качество конспектирования. Конспект в виде ментальной карты более целостен, понятен и емок — найти что-либо (дату, определение) намного проще и быстрее.

Метод также может быть использован при составлении расписаний, инструкций, для проверки знаний в какой-либо сфере.

Техника составления ментальных карт

Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.

В период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

Второй этап — непосредственно составление карты:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

СОВЕТЫ АВТОРА МЕТОДИКИ ТОНИ БЮЗЕНА

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ТРЕНИНГА

Ирина Запотоцкая,
преподаватель

После тренинга я стала чаще использовать ментальные карты. Метод мне очень поможет в моей профессиональной деятельности: я собираюсь перевести свои лекции, тренинги и проекты в формат карт. Это поможет моим студентам лучше понимать предмет и запоминать информацию.
Я заметила, что теперь при подготовке проектов, конспектировании мне самой хочется использовать карты, так как они интуитивны, просты и эмоциональны.

Кроме того — интересное наблюдение — карты помогают придумывать очень новые, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.

Сегодня расскажу про развитие креативности через визуальное упорядочивание.

Интеллектуальная карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мышления, ассоциативная карта, mind map - это всё синонимы одного очень интересного, полезного и эффективного явления - визуализации процесса системного мышления с помощью схем.


рис. Первичная классификация методов развития креативности в моём блоге

Немного истории

Одним из самых ранних примеров графических записей, сильно похожих на ментальные карты, были рисунки Порфирия из Тироса, философа жившего в 3 веке н. э. В своих работах он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля.

Изобретателем же современного вида диаграмм связей, методики ментальных карт, был психолог Тони Бьюзен , как он сам это и утверждает. На создание метода его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта.

Однако, семантические сети разработанные в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, можно считать прототипом методики ментальных карт. Теория семантических сетей получила развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х.

Как это работает?

Вы выбираете ключевой элемент (понятие, явление, проблему), записываете его по центру листа, и начинаете окружать ключевыми словами. Сначала соединяете его с первым ключевым словом, эта связь выполняет функцию логического объединения двух элементов. Далее, выбранное ключевое слово окружаете своими словами второго уровня, и так далее. Затем, для ключевого элемента вы определяете второе ключевое слово. И так до бесконечности.

Попробуйте прямо сейчас

  1. Возьмите чистый лист, чем больше, тем лучше. Расположите его горизонтально
  2. В центре напишите или нарисуйте ключевой образ вашей проблемы или задачи
  3. Обозначьте вокруг ключевого образа главные ключевые слова, разделы или образы, к которым от центра нарисуйте толстые ветви - основные в вашей карте
  4. От основных ветвей нарисуйте более тонкие, к ключевым словам второго порядка
  5. Все ключевые слова должны помочь быстро вспомнить явление, понятие; помочь вызвать аналогию
  6. Используйте разнообразную визуализацию элементов карты - формы, цвета, объём, шрифты, стрелочки, пиктограмки, значки, и др.
  7. Со временем у вас появится свой собственный стиль в рисовании карт, и это будет круто!

Альтернативы использования

Чтобы прокачать этот навык по максимуму, можно создавать карты памяти не только для решения творческих задач, но и:

Для обучения в целом (конспектирования лекций, конспектирования книг)
- при подготовке презентаций, докладов и выступлений
- при проведении мозгового штурма
- в процессе проектной работы, при планировании и разработке проектов
- для , как рабочих, так и личных
- в процессе общения
- при проведении тренингов, конференций
- по ходу интеллектуальных игр
- для решения личных проблем
- при просмотре любимых сериалов

Нарисуйте свою карту мышления с ключевой темой «Где можно использовать карты мышления» и отправьте скрин мне на почту . Я создам галерею с вашими работами. Спасибо!

Плюсы

Вы начинаете много рисовать, много думать, задавать правильные вопросы, систематизируете свою жизнь. У вас появляются карты жизни, которые меняют жизнь к лучшему. Это - магия.

Минусы

Я не нашёл. Давайте так, если найдёте, пишите мне. Опубликую upd. к этому посту с вашими комментариями.

Инструменты

Блокнот, лист А4/А5, чем больше лист, тем лучше
- ручки, карандаши, фломастеры, маркеры
- маркерная доска или любая рабочая поверхность
- огромное количество онлайн-сервисов (приведу всего два, которыми сам пользуюсь):
1. coggle.it - работает через ваш google-аккаунт, бесплатный, можно работать совместно
2. exobrain.co - красивый, удобный, условно-бесплатный, посмотрите видео

Статья про ментальные карты на сайте 4brain.ru
- 5 онлайн-инструментов для создания ментальных карт на сайте internetno.net
- Бьюзен Тони и Барри.

Суть ментальных карт в том, чтобы визуально отобразить ваши планы, интересы и стремления. Ментальная карта - это диаграмма, на которой информация структурируется, разветвляясь от одной центральной темы. Так лучше становятся видны связи между частями целого.

Почему нам нужны ментальные карты

Пора заменить слово «цели» новым. Для большинства людей цели стали ассоциироваться с обязанностями. Мы ставим их и благополучно забываем, а через несколько месяцев начинаем ругать себя за то, что ничего не выполнили. Ассоциативные карты помогают этого избежать, с их помощью можно шире взглянуть на все сферы жизни и определить, в каком направлении мы хотим двигаться.

Как построить ментальную карту

Запишите в центре страницы название проекта или главную тему, которую хотите обдумать нелинейно (например, «2018» или «Мои ценности»). От центра нарисуйте стрелки к нескольким категориям.

Если вы строите планы на будущий год, запишите важные для вас сферы жизни. Если обдумываете какой-то творческий проект, запишите темы, которые нужно тщательно изучить. Затем от этих основных стрелок нарисуйте следующие и рядом с ними запишите всё, что приходит вам в голову. Например, конкретные идеи для каждой темы, ключевые слова или причины, по которым эти темы для вас важны, или всё вместе.

Помните: точных правил построения таких карт нет. Не ограничивайте себя, записывайте все ассоциации, даже когда вам кажется, что всё самое главное вы уже указали.

Как не сбиться с намеченного курса

На каждом участке карты задавайте себя два вопроса: «Какой следующий шаг повлияет на результат больше всего?» и «Какой маленький шаг я могу сделать на следующей неделе?». Так вы постепенно будете двигаться вперёд.

Также не забывайте, что ваши цели не обязательно должны быть чётко прописаны раз и навсегда. Представляйте результат, которого хотите достичь, но в то же время старайтесь получать удовольствие от процесса.

Держите свою карту на виду, чтобы через каждые несколько месяцев было удобно возвращаться к ней и отслеживать прогресс. А чтобы не забывать определять шаги на следующую неделю, оставляйте себе напоминания в календаре.

Метод ментальных карт представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей. Существуют и другие названия данного метода: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

Ментальные карты были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он исследовал мыслительные системы, которые были присущи людям в эпоху античности и Ренессанса. Поскольку в эти времена было создано множество культурных объектов, литературных произведений. Т. Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они использовали фантазию и следовали ассоциативным связям.

Возможно, именно поэтому их записи были способны донести информацию не только их создателю, но и любому человеку, даже по истечении нескольких столетий. Также психолог оценил значимость рисунка оформления собственных мыслей.

Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.

Данная методика базируется на принципе «радиантного мышления», которое связано с ассоциативными мыслительными процессами.

Отправная точка - это центральный объект (мысль, идея, задача). Радиант - это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отражает бесконечное множество всех возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяют зафиксировать их на различных носителях.

Полученные результаты для наглядности обычно фиксируются на бумаге. Чтобы лучше воспринимать информацию с ментальной карты, рекомендуется оформлять все записи разными способами, например, используя различные цвета, формы, картинки. Такое наглядное оформление позволяет структурировать и группировать информацию, делая ее наглядной и более понятной.

Проанализируем основные преимущества и недостатки данного метода, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Преимущества и недостатки метода ментальных карт

Преимущества

Недостатки

Представленная информация меньше по объему, ее легко фиксировать и анализировать.

Человеку, не составляющему карту и увидевшему ее в первый раз достаточно трудно понять ее содержание

При чтении карты видны взаимосвязи в каждом блоке, их структура и логика

Карта полезна только для тех, кто ее разрабатывал

При использовании метода развивается творческое и логическое мышление, воображение и память, поскольку используются оба полушария человеческого мозга

Методика «ментальных карт» - это метод целостного мышления. Известно, что за логическое мышление человека отвечает левое полушарие мозга. Значит, при решении какой либо стандартной проблемы будет активизировано именно оно. В то время как правое, отвечающее за творчество и образное мышление, не будет вовлечено в рабочий процесс.

Метод ментальных карт позволяет одновременно задействовать оба, что и означает целостность мышления.

Особенности построения метальных карт.

Ментальная карта представляет собой диаграмму, представленную в виде древовидной схемы. На ней зафиксированы слова, задачи и конкретные понятия, которые связаны между собой ветвями, отходящими от главной ветки. Главная (центральная) ветвь представляет собой основную идею.

Для создания ментальной карты, эффективнее всего использовать лист бумаги размера А4 или больше.

В центре листа размещают основную идею, мысль. Нагляднее это будет выглядеть в виде какого-либо изображения: рисунка, картинки. Их подписывают ключевыми словами, которые позволят вспомнить определенные мысли или образы. Это будут основные ветви рисунка.

Затем, разделяя ветви на более мелкие, будут отображаться все более мелкие детали.

Важно помнить, что построение ментальной карты базируется на ассоциировании, а не структурировании.

Стоит помнить о том, что у каждого человека индивидуальный способ мышления и ментальная карта должна отображать такую особенность. Нужно максимально эффективно использовать пространство ментальной карты, не оставляя пустого пространства, но и не перегружая рисунок. Наиболее оптимальным расположением является горизонтальное расположение карты.

Карта считается законченной, если она выглядит цельной. Это значит, что ее создатель произвел комплексный анализ проблемы и разобрался в ней. Если же какая-либо ветвь ментальной карты выглядит незаконченной, стоит продолжить анализ и ассоциативный ряд.

Рисунок 1 представляет собой пример построения ментальной карты на тему “Использование ментальных карт”.

На ветках, отходящих от центрального квадрата с названием темы для анализа, указано области, в которых данный метод может применяться: обучение, планирование, менеджмент, мозговой штурм, творческое мышление, идентификация проблем, презентация какого-либо объекта.

Каждая ветка имеет свои разветвления, которые показывают ассоциации, связанные с каждой областью применения метода. Стоит отметить, что метод ментальных карт достаточно субъективен, поскольку каждый человек по-разному видит решение определенной проблемы.

Что такое ментальная карта или mind map? Как ее создать и какие задачи можно решить с помощью данного инструмента? Подборка бесплатных онлайн сервисов в наличии.

Рисуй и все станет понятно, рисуй и тебе откроется тайна, главное рисуй… Надеюсь, мне удалось вас зомбировать и вы хотите взять и нарисовать что-нибудь? Но что-нибудь нам не подходит, да и рисуем мы с какой-то целью, ведь так?

Проекты, задачи, идеи, все они состоят из каких-то деталей и частей. Чтобы удержать это многообразие в одной голове, нужно как минимум заказать еще пару голов на ebay, шутка. А если попробовать просто нарисовать все это?

Ментальная карта: что это

Ментальная карта (или mind map) – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Применяется для создания, развития и анализа идей. Очень удобный инструмент управления мыслями.

Чуть выше дан пример ментальной карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия, есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.

Mind map карта появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, ее изобрел Тони Бьюзен. Психолог, который посвятил свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложиться в нашу память, поэтому и предложил свой способ ее организации.

Какие задачи решают ментальные карты

На самом деле сложно даже вообразить себе весь потенциал ментальной карты, проще нарисовать. Ментальная карта для ментальной карты, вот этот поворот!

Как видно из рисунка выше, с помощью mind map карты можно закрывать большое количество задач. Чтобы набросать карту выше, у меня ушло 3-5 минут, по факту я уверен можно найти как минимум еще столько же вариантов применения этого интсрумента.

Ну вот, самое главное забыл добавить в задачи, это же мозговой штурм! Карта великолепно для этого подходит.

Кстати, если у вас есть идеи как использовать ментальные карты, пишите в комментариях, будет полезно для всех читателей.

Как создать ментальную карту

Давайте по шагам рассмотрим создание mind map. Как мы говорили ранее, ментальная карта создается с какой-то целью и решает конкретную задачу. Давайте попробуем вместе создать карту для такого хитрого предмета как стул. Наша задача, понять что он из себя представляет.

  • Поместите ключевую идею вашей карты в центр рабочей области и выделите ее цветом.

  • Начните рисовать ветви в стороны от центра. Как правило это составляющие вашей идеи. Из чего состоит стул? Используйте разные цвета для выделения составляющих. Задача – создать контраст, чтобы информация легче считывалась.

  • Переходите на следующий уровень, рисуйте ветви для уже добавленных частей карты.

  • И так далее пока сами не остановитесь и не поймете, что полученной детализации достаточно для решения вашей задачи.
  • Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную идею цветом и крупными буквами.
  • Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления контраста используем более мелкий шрифт (по-желанию).
  • Можно использовать картинки и образы для отдельных частей, если это улучшит восприятие карты.
  • Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше, тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете задачу. Моя рекомендация, не более 4-х цветов в карте.
  • Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и связано с полученными частями карты. Лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.

Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал ! Продолжаем читать…

Чем построить ментальную карту

В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы желание. Изначально так они и строились. В 70-х кроме цветных карандашей специальных программ не было.

Да и нет ничего лучше, чем карандаша и бумаги, особенно, если вы штурмите с командой. Не стесняйтесь, рисуйте на флипчарте или доске, используйте разноцветные фломастеры и не останавливайте поток мысли.

Специальный софт для mind map

Сегодня есть куча онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. Обозначу несколько, с которыми работал, все они работают в онлайне.

Бесплатные:

Realtimeboard – мой фаворит (карты в примерах выше делал там). Приятный интерфейс и экспорт в разных форматах.

Mindmeister – в бесплатном доступе несколько карт и ограниченный экспорт. Я просто скриншотил карту с экрана, чтобы не морочиться, но так большую карту не построишь, качество пострадает при печати например.

Draw – довольно простой интерфейс, без визуальных фишек. Бесплатный, быстрая интеграция с Google Docs, с экспортом проблем нет.

Платные:

Mindmeister – в платной версии широкий выбор функциональных возможностей и экспорт в различных форматах. Лучшая из всех файловая совместимость, то есть можно выгружать карты из этого софта и заливать в другие для доработки.

iMindMap – лучший инструмент визуализации и презентации ментальных карт. Огромный выбор оформления карт (вдоль и поперек), куча стилей и прочего.

Возможности этого инструмента и правда впечатляют, только придется раскошелится за это вот все.

На самом деле список можно продолжать, если немного погуглить, то вы найдете еще десятки а то и сотни приложений. Перечень выше, это самые популярные решения под ментальные карты, думаю вам их будет более чем достаточно.

Не специальный софт для mind map

Если вам уж совсем не хочется переходить на все эти сайты и знакомиться с интерфейсом приложений, то вот для вас список альтернативных инструментов:

  • Power point – почему бы и нет, квадратики рисовать умеете? А стрелочки? Все это можно сделать прямо на слайде.
  • Google Docs Презентации – чтобы в облаке, да еще с совместной работой, ну не сказка.
  • Любой графический редактор – если вам удобно в figma нарисовать или в photoshop, рисуйте. Да хоть в paint, лишь бы рисовать начали.

Итого

Ментальная карта, это великолепный инструмент, который покрывает множество задач. Выберите для себя удобный инструмент и начните просто с центра карты. Рисуйте ветви от одной части к другой. Уверяю вас, даже сложные задачи станут гораздо проще, когда вы их нарисуете.