Элегия безумных лет угасшее веселье тема. Александр Пушкин — Элегия: Стих. Пушкин. Анализ стихотворения «Элегия» - лучшее сочинение

«Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»»

Безумных лет угасшее веселье
Но, как вино – печаль минувших дней

Грядущего волнуемое море.



Средь горестей, забот и треволненья:

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» - это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» - метафора из канона заупокойной церковной службы: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею.

Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.

други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
. О жены Севера, меж вами

Она является порой
(«Портрет»)

Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов. »)

Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти тоько абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье – похмелье
упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.

На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.

Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.

Другие сочинения по этому произведению

Пушкин. Анализ стихотворения «Элегия» - лучшее сочинение

Стихотворение А.С.Пушкина "Элегия" написано в 1830 году. По форме написания произведение - это монолог. Лирический герой, которого можно отождествлять с самим автором, обращается к своим "другам", то есть людям, способным его понять. Стихотворение относится к философской лирике поэта.

С первых строк лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, признает, что не всегда она была правильной. Его жизненный путь не был безупречен и сейчас уже не молодой человек с тревогой и опаской смотрит в будущее. В будущем поэт видит лишь труд и горе.

Однако для обычного человека - это повод опечалится, для поэта же и жизненные неудачи - это источник вдохновения. Сам лирический герой говорит, что не пришло его время умирать, он хочет жить, мыслить, страдать. При этом для поэта жизнь без поэзии - хуже смерти, поэт лишь тогда живет, когда творит, когда его посещает Муза, именно поэтому у Пушкина "жить" и "мыслить" в одно строчке и практически одно и то же.

Несмотря на тягостное прошлое, лирический герой верит в то, что жизнь преподнесет ему еще и горести, и заботы, и наслаждения. Интересно, что герой не просит у жизни одних лишь счастливых моментов и не надеется испытать только их. Он хочет жить полной жизнью и наслаждаться всем ее многообразием, ведь без печалей и радость не имеет смысла.

Лирический герой желает и гармонии, и слез, и как вершину всех возможных чувств он жаждет любви. Пушкин надеется хоть на заре своих лет почувствовать, что такое любить и быть любимым.

Стихотворение Пушкина "Элегия" глубоко личное, как и присуще произведениям этого жанра в нем присутствуют высокопарные слова и старославянизмы, однако от этого стих не потерял легкости, мелодичности, он льется, как песня.

"Элегия" далеко не первое произведение, в котором Пушкин пытается осмыслить свою жизнь, здраво и объективно посмотреть на прошлое и предугадать будущее. Однако все его произведения полны оптимизма и веры в светлое будущее, не смотря на того, что писал он их, испытывая боль, грусть, ссылку.

И произведения "Элегия" является прекрасным пример того, что никакие жизненные испытания не должны повергать человека в уныние и депрессию.

  • Некрасов. Анализ стихотворения «Элегия»

Основополагающую, если не центральную тему, в поэзии Н.А. Некрасова.

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Осень»

    Стихотворение А.С.Пушкина "Осень" написано в 1833 году в самую плодотворную.

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Сожженное письмо»

    Поэт в своих произведениях всегда обращается к волнующим его темам.

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Что в имени тебе моем?»

    Любовная поэзия Пушкина прекрасна. С какой дерзостью и свободолюбием.

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Узник»

    Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

    А.С.Пушкин затрагивал в своем творчестве разнообразные темы: свободолюбия.

  • Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

    А. Блок всегда стремился к идеалу. Он искал свою Прекрасную даму. Поэтому.

    «Безумных лет угасшее веселье. », анализ стихотворения Пушкина

    Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье. » было написано Пушкиным 8 сентября 1830 года в Болдино. Александр Сергеевич дал ему жанровое название «Элегия». В это время поэт вторично предложил руку и сердце Наталье Гончаровой и получил согласие. Чтобы привести перед женитьбой в порядок дела, он отправился в имение отца. Там Пушкин вынужден был задержаться на целых три месяца в связи с эпидемией холеры. Это был очень плодотворный период в жизни поэта, вошедший в историю как Болдинская осень.

    Основу произведения «Безумных лет угасшее веселье. » составляют философские размышления Пушкина о конце холостяцкой вольницы и новом этапе жизненного пути. «Элегия» состоит из двух частей, контрастных по смыслу. В первой строфе поэт жалеет о минувших днях бурной юности и осознает, что теперь «грядущего волнуемое море» не сулит ему ничего хорошего. Дело в том, что финансовые дела Пушкиных и Гончаровых оставляли желать лучшего. Поэт понимал: ему придется много трудиться, чтобы обеспечить семью.

    Промелькнувшая юность вызывает грусть не только потому, что миновала. Чем старше становится поэт, тем больше осознает свои ошибки и потраченное зря время. Печаль об этом становится все сильнее.

    Но вторая строфа неожиданно звучит оптимистично. Несмотря на предстоящую жизнь «меж горестей, забот и треволненья» . лирический герой верит, что его еще ждут наслаждения, гармония и любовь. Две последние строки стихотворения соединяют грусть первой части и оптимизм второй в красивый заключительный аккорд: «блеснет любовь улыбкою прощальной» .

    Позитивный финал не характерен для романтической элегии, но традиционен для Пушкина, который принимал жизнь со всеми бедами и радостями. Источником вдохновения для поэта могло стать любое событие. Чтобы творить, ему нужны перемены в жизни, даже страдания. Поэтому герой провозглашает: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» .

    Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» – это монолог лирического героя, который полностью отождествляется с автором. Написано оно самым удобным для философской лирики размером – «медленным» пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм. Традиционно в подобных стихотворениях поэты применяют высокопарную книжную лексику. Пушкин не нарушил традицию, использовав в тексте следующие слова: «сулит», «минувших», «други», «грядущего», «ведаю», «треволненья» . Тем не менее, читается и воспринимается стихотворение легко.

    Пушкин весьма оригинально использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино, похмелье, закат . Здесь как бы все перепутано. Напрашивается сравнение веселья с вином, а у Пушкина – «смутное похмелье» . да еще «угасшее» . хотя молодость обычно ассоциируется с рассветом, утром или днем. В то же время с вином сравнивается печаль. Слово «волнуемое» больше подходит к молодости, прошлому героя. А у поэта оно соотносится с «грядущим морем» . Но эти несоответствия перекликаются с образами второй строфы и создают цельное впечатление. В будущем поэт станет упиваться не безумствами молодости, а гармонией. Закат жизни будет окрашен любовью.

    В произведении «Безумных лет угасшее веселье…» Пушкин не обошелся без своего любимого приема – антитезы . Печаль здесь противопоставлена веселью, смерть – жизни, наслаждения – заботам. Образы первой строфы имеют в основном негативную окраску, а во второй строфе они наполнены позитивом.

    Первая часть «Элегии» посвящена прошлому и статична. Поэтому в ней только один глагол – «сулит» . Зато есть много эпитетов: «безумных лет», «смутное похмелье», «угасшее веселье», «волнуемое море» . Во второй строфе множество глаголов придают размышлениям автора живость и оптимизм: «не хочу умирать», «мыслить», «страдать», «ведаю», «будут», «блеснет» . Почти все существительные в стихотворении абстрактны: печаль, труд, горе, любовь, веселье, заботы, вымысел . Это обусловлено глубиной философского обобщения в размышлениях поэта.

    Как и большинство стихотворений Пушкина, «Безумных лет угасшее веселье. » удивительно музыкально. Гласные «о», «у», «е» преобладают над глухими и шипящими согласными, а их последовательное чередование создает красивый, задумчивый ритм.

    Как известно, в молодые годы Пушкин написал немало романтических элегий. «Безумных лет угасшее веселье. » по праву считается вершиной среди произведений этого жанра.

    Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье. » (Восприятие, истолкование, оценка)

    Элегия свидетельствует о том, до
    какого состояния внутреннего
    просветления возвысился дух
    Пушкина.
    В. Белинский

    В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил Лермонтов - рыдающий рояль, Александр Блок - трагически звучащая скрипка, Сергей Есенин - крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый оркестр. Конечно же, целому оркестру подобен Александр Сергеевич Пушкин.
    Стихотворение “Безумных лет угасшее веселье. ” - одно из первых произведений, созданных поэтом в дни болдинской осени 1830 года, оно определило последующее творчество этого периода.
    Пушкин как бы с высоты осматривает свою жизнь. Стихотворение - и подведение итогов, и заявка на будущее. В нем звучит мотив, в той или иной степени уже затрагивавшийся в других стихах: раздумья о цели и смысле существования. Взгляд в “минувшие дни” возвращает нас к концовке шестой главы “Евгения Онегина”, где речь идет “о юности легкой”, а светлая грусть роднит это стихотворение с произведением “На холмах Грузии”.
    При публикации “Безумных лет угасшее веселье. ” Пушкин дал ему заголовок “Элегия”. Как известно, в молодые годы поэт отдал дань этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным.
    Оно представляет собой монолог, начальные слова которого констатируют внутреннее состояние лирического героя: “мне тяжело”. Однако постепенно тема расширяется и превращается в свободное обращение не только к друзьям (“о други”), но и - шире - к современникам. Мне кажется, что в этом смысле “Элегию” можно сравнить с более поздним стихотворением “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836), где в центре будет находиться оценка уже не жизни, а исторического дела поэта.
    Стихотворение начинается обращением к прошлому:

    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.

    И здесь же вполне естественное сравнение (ведь речь идет о похмелье!) “печали минувших дней” со старым и сильным вином. Мысль поэта движется от прошлого к настоящему:

    Однако эту тоску сегодняшнего дня объясняет уже будущее:

    Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнующее море.

    Один образ, как бы всплывающий в сознании, рождает новый. Образ “волнуемого моря” уже не имеет ничего общего с “унылостью”. Он является предчувствием будущей бурной жизни, где найдется место и раздумьям, и страданиям, и творчеству, и любви.
    Все стихотворение пронизывает мысль о неизбежности и неотвратимости изменений жизни человека. Поэтому “горести, заботы и треволненья” не вызывают у лирического героя ни мечтательных сожалений об ушедшей молодости, ни страха перед будущим. Пока человек жив, он не должен отступать перед трудностями бытия:

    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

    Поэтому ощущение наступающего “горя”, “заката печального” освящено идеей “наслаждения”, которое даруют человеку сознание, поэтическая гармония, любовь и дружба:

    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И - может быть - на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.

    В отличие от других элегий (например, “Погасло дневное светило”), в стихотворении “Безумных лет угасшее веселье. ” нет указаний на какую-то биографическую ситуацию. Сложный этап жизни оставлен автором “за порогом” стихотворения. Не в анализе какого-либо отдельного момента, а в осознании судьбы человека заключен смысл этого великого стихотворения.
    “Элегия” написана пятистопным ямбом - размером, который, в отличие от четырехстопного ямба, обладает большей плавностью, каким-то замедленным течением. Такая форма отвечает требованиям философской, лирики.
    Меня стихотворение поразило удивительной гармонией: все чувства лирического героя уравновешены, в его душе нет разлада.
    “Элегия”, написанная в 1830 году, появилась в печати через четыре года. Как же я удивилась, прочитав стихотворение другого великого русского поэта, датированное 1832 годом, т. е. временем, когда пушкинское произведение еще не было издано:

    Я жить хочу! Хочу печали
    Любви и счастию назло.

    Эти строки написал восемнадцатилетний М. Ю. Лермонтов. Конечно, здесь иной поворот темы, иной размер. Однако эти стихи, на мой взгляд, родственны.
    Подобно А. С. Пушкину, на смерть которого Лермонтов через пять лет напишет свое великое стихотворение, молодой поэт так же не сгибается под тяжестью жизни, так же не страшится будущего, как и его великий предшественник:

    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?

    В строчках проанализированной элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических традиций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая русская поэзия.

    8941 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» А.Пушкин

    «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» Александр Пушкин

    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Но, как вино - печаль минувших дней
    В моей душе чем старе, тем сильней.
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

    Грядущего волнуемое море.

    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    И ведаю, мне будут наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И может быть - на мой закат печальный
    Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

    Анализ стихотворения Пушкина «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)»

    Знаменитая Болдинская осень 1830, сыгравшая в творчестве Александра Пушкина очень важную роль, подарила миру огромное количество литературных произведений. К их числу относится и стихотворение «Элегия», написанное в философском ключе. В нем автор подводит итоги период беззаботной юности и прощается с ней на пороге вступления в новую жизнь.

    Поездка в Болдино, где Пушкин вынужден был из-за холерного карантина задержаться на долгих три месяца, была вызвана необходимостью вступления в права наследства имением. Поэт, никогда не обременявший себя решением подобных вопросов, задался целью привести в порядок все дела. И это неудивительно, так как после повторного сватовства к Наталье Гончаровой он все же получил положительный ответ и стал готовиться к свадьбе. Однако поэт подверг тщательной ревизии не только деловые бумаги, но и собственную душу, осознав, что отныне его жизнь меняется безвозвратно. Тогда-то и родились строчки о том, что «безумных лет угасшее веселье» оставило в душе поэта горечь сожаления и боль утраты. Пушкин понимает, что ночные кутежи с друзьями и посещение игорных домов теперь уже – удел более молодых людей, которые еще только постигают радости жизни. Себе же поэт пророчит весьма печальное будущее . «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море», - пишет автор. Что же должно заставить человека пребывать в таком невеселом расположении духа накануне собственной свадьбы? Все дело в том, что финансовые дела Пушкина оставляют желать лучшего, и он прекрасно понимает, что для обеспечения достойной жизни своей семьи ему предстоит очень много работать. Именно в этот период он ведет бурную переписку со своей будущей тещей, торгуясь за размеры приданого. Но, по сути, он пытается отвоевать не деньги, а собственную свободу, которой лишается после вступления в брак, пусть даже и с горячо любимой женщиной. Тем не менее, в словах поэтом все же есть надежда, что он сможет быть счастливым . «И ведаю, мне будет наслажденье средь горестей, забот и треволненья», - отмечает Пушкин. Действительно, как и любой нормальный человек, он мечтает обрести счастье в семье и рассчитывает, что в его жизни все же «блеснет любовь улыбкою прощальной». Таким образом, поэт отрекается от возможных взаимоотношений с другими женщинами, которые всегда были его музами, и рассчитывает стать примерным мужем, понимая, что брак отнимает у него частичку той радости и вдохновения, которые он черпал в свободе.

  • Философские стихотворения в творчестве поэта появляются в 20-е годы – “Если жизнь тебя обманет”, “Вакхическая песня”, “Дар напрасный, дар случайный”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, но особенно много их написал Пушкин в 30-е годы.

    “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье”) создана 8 сентября 1830 г., знаменитой Болдинской осенью. Это поэтическое размышление Пушкина начинается с переоценки прошлого:

    Безумных лет угасшее веселье

    Мне тяжело, как смутное похмелье.

    Но, как вино – печаль минувших дней

    В моей душе чем старе, тем сильней.

    Память о прошлом рождает боль и ощущение невосполнимости утрат, воспоминания о прошлом тяжким грузом лежат на сердце. От минувшего пушкинская мысль переносится в будущее:

    Мой путь уныл.

    Сулит мне труд и горе

    Грядущего волнуемое море.

    Появляется ощущение, что в будущем нет места надежде. Но 2 часть “Элегии” открывается восклицанием, которое сметает мысли о смерти, уничтожает тревоги и волнения бытия:

    Но не хочу, о други, умирать;

    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

    И ведаю, мне будут наслажденья

    Меж горестей, забот и треволненья:

    Порой опять гармонией упьюсь,

    Над вымыслом слезами обольюсь,

    И может быть – на мой закат печальный

    Блеснет любовь улыбкою прощальной.

    Поэт понимал, что в будущем, неизбежны, скорби, печали, заботы и горести. Но жизнерадостность, оптимизм, надежда не оставляют Пушкина. В этом стихотворении чувствуется пушкинская воля к жизни, пушкинская жажда жить, действовать.

    В 1823 г. Пушкин написал стихотворение “Телега жизни”, в котором в метафорической форме рассказал о человеческой жизни, ее разных этапах: юности, зрелости, старости. В 30-е годы наступает зрелость самого поэта. В 1834 г. он пишет элегическое послание Н.Н. Гончаровой “Пора, мой друг, пора”, в котором размышляет о неумолимом беге времени, о внезапности смерти, о том, что такое счастье. Пушкинский вывод таков: “На свете счастья нет, но есть покой и воля”. Покой и волю поэт надеялся найти в “обители трудов и чистых нег”, так он называл в стихотворении Михайловское. Если обратиться к письмам Пушкина жене в это время, то и в них мы найдем то же желание поэта: уехать в деревню и работать, писать.

    Поэт был любящим отцом. В письме к другу, П.В. Нащокину, Пушкин писал: “Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться”. Пушкин мудро и спокойно относился к жизни. Такое мироощущение чувствуется и в стихотворении “… Вновь я посетил” (1835). Осенью 1835 г. Пушкин несколько недель провел в Михайловском. Он писал жене: “В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…”. В письме поэт упоминает о своей досаде, а в стихотворении о ней нет ни слова. Пушкин идет дальше конкретных предметов, явлений, “отметает” досаду, стремится к обобщению. Уже в начале стихотворения он ставит главную проблему - проблему непрерывного обновления, вечного закона природы.

    Поэт грустит, думая о том, что уже нет няни. В письме Наталье Николаевне об этом факте просто упоминается, а в стихотворении одно слово Пушкина - “старушка” - помогает понять, какую нежность, любовь питал Пушкин к Арине Родионовне. Мысль поэта движется дальше – нет няни, значит когда-то не будет и его. Он вспоминает о южной ссылке, о годах ссылки, проведенных в Михайловском. Да, время идет, идет неумолимо, и Пушкин спокойно и по-отечески мудро приветствует “молодую поросль” у старых трех сосен: “Здравствуй, племя, Младое, незнакомое!” – как приветствуют старики приходящее в мир новое поколение людей. Поэт вспоминает в стихотворении своего деда и надеется, что и его внук будет когда-то проезжать здесь и слышать шум этих сосен. Прошлое, настоящее, будущее у Пушкина взаимопроникнуто, взаимосвязано. Только в том случае, если человек почитает прошлое, помнит и уважает своих предков, он не будет забыт потомками.

    Память о прошлом, “любовь к родному пепелищу и отеческим гробам”, по мнению Пушкина – основа “самостоянья” человека, его духовной основы, нравственного стержня. Об этом Пушкин писал в 1830 г. в стихотворении “Два чувства дивно близки нам…” очень уверенно, убежденно, потому что эти чувства составляли основу его “самостоянья”.

    21 августа 1836 г., словно предчувствуя, что жить осталось очень недолго, Пушкин пишет стихотворение “Памятник” (такое название принято, хотя у Пушкина его нет). В нем поэт подводит итоги своему творчеству и жизни. Впервые стихотворение было опубликовано в 1839г. с правкой В.А. Жуковского, который заменил несколько строк в 1 и 4 строфах.

    Поэт пишет о том, что воздвиг себе нерукотворный памятник своей поэзией, ее направленностью:

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И милость к падшим призывал.

    Утверждать в поэзии уважение к человеку, стремится в Свободе личной, общественной, творческой, учить прощать и любить, иметь “незлобную” память, не изменять своему призванию – вот в чем видел Пушкин свое предназначение. Этому и был посвящен путь, пройденный им в жизни и творчестве.

    Александр Пушкин любил осень, ведь она вдохновляла его на творчество. В 1830 году именно в эту волшебную пору поэт посещает семейное имение Болдино, чтобы оформить наследство.

    Там ему пришлось задержаться больше, чем планировалось в связи с объявленной в России эпидемией холеры. Уединенность и чары осени стали толчком для плодотворного творчества поэта. В Болдинскую осень он пишет много замечательных произведений. Из стихотворений особый литературный интерес представляет «Элегия», которая имеет интересное дополнение к названию - безумных лет угасшее веселье. Как известно, элегия – это литературный жанр, который являет собой печальные философские размышления автора. В данном случае автор уже в самом названии определяет жанр своего творения. И оно полностью соответствует действительности. «Элегия» Пушкина имеет глубокий философский смысл. Лирический герой пессимистично размышляет о том, что дни его безумной юности уходят, унося с собой дарившее веселье. А наступающая зрелость кажется ему унылой - позади веселье, впереди лишь тяжкий труд.

    Композиционно стихотворение состоит из двух частей, которые контрастны друг другу. В первой строфе идет речь о жизненной драме героя, во второй появляется оптимизм, вера в волевое начало человека.

    В данном стихотворении Пушкин продолжает начатую в «Бесах» тему о поиске пути. Начало «Элегии» - грусть и сожаление об угасшем веселье. Прошлое в герое пробуждает горечь ностальгии, а будущее ему видится в не лучшем свете. И, кажется, что нет надежды, но вторая строфа вдруг бьет жизнеутверждающим ключом. Герой заявляет о своем стремлении жить, пусть даже страдая, но продолжая мыслить и верить в лучшее. Он «ведает», что еще появятся в его жизни наслаждения, и среди горестей «блеснет» улыбка любви.

    Произведение написано пятистопным ямбом. Для выразительности Пушкин использует разнообразные художественные средства: эпитеты (смутное похмелье, безумные лета, угасшее веселье); образные сравнения (печаль, как вино); метафору (улыбка любви, упиться гармонией) и т.д.

    Вынуждено задержавшись в Болдино, Пушкин начинает приготовления к свадьбе с Натальей Гончаровой. Приближающее важное событие заставило его задуматься о будущем. В поэзии «Элегия» отображены его размышления о том, что жизнь неизбежно меняется, на смену юности приходит зрелость.

    Данное произведение является монологом, в нём отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому себе. Но дальше поэтическая исповедь превращается в некое своеобразное завещание, обращённое к друзьям и потомкам.

    Элегия состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой лирический герой представлен очень подавленным. Он задумывается о прошлом, создаёт тревожные образы – смутные предчувствия, горесть и пытается заглянуть в будущее, но оно для него уныло и мрачно.

    Прошедшая юность, осознание своих ошибок и упущенное время, заставляет героя чувствовать грусть, тоску и душевную тяжесть. Но неизвестность будущего, в котором герой видит «труд и горе», также пугает его. Труд – это творчество поэта, горе – его вдохновение и воображение. Мыслить – вот, что важно для него, это стремление к развитию, а значит к совершенству. Но, несмотря на это, автор хочет передать нам, что жизнь прекрасна даже, если приходится сталкиваться с испытаниями и горестями.

    Во второй части стихотворения герой испытывает гармонию и наслаждение, творческие порывы, любовь и его не покидает надежда, что он всё ещё может быть счастлив. Поэту хочется жить полной жизнью, ощущать и наслаждаться всем её многообразием.

    Стихотворению придают контрастности и яркости эпитеты, которые использовал автор: «угасшее веселье», «безумных лет». На фонетическом уровне стихотворение плавное и сладкозвучное. Также автор использует славянские слова: «сулит», «грядущего». Это придаёт стихотворению изящества и лёгкости. Используется много слов, передающих движение души: «страдать», «мыслить», «жить», «умирать».

    Стихи Александра Сергеевича Пушкина оставляют яркий свет в душе, заставляют задуматься и вдохновляют своим искусством, а данное произведение показывает нам хорошим и яркий пример того, что ничто, ни испытания, ни трудности, не должны сломить и повергнуть человека в уныние.

    Анализ стихотворения Элегия Пушкина вариант 2

    У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом».

    Безумных лет…

    Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому. Здесь речь о жизни со всеми её волнениями, трудностями. Поэт ощущает как похмелье безумные года юности, а в будущем видит горе и труд. Печальные мысли не излечит время, они будут одолевать всё сильней. Но во второй строфе противопоставление этой печальной картине. Нет, не более радостной фантазией, а просто позитивным настроем. Несмотря на все беды, хочется жить. Хоть не избежать страданий, всё-таки поэт понимает, что не будет полоса вечно черной, появятся и просветы – радости. Для поэта, признается он, счастье во вдохновении и вымысле. И есть всегда возможность любви… Это произведение написано знаменитой Болдинской осенью.

    Опять я ваш

    Полна противоречивых чувств элегия «Опять я ваш», обращенная к друзьям молодости. Здесь не похмельем, а радостным балом представляется юность. В то время друзья были всего дороже поэту… Но прошли годы, он и друзья его изменились, повзрослели. Поэт тоскует по наивности тех лет, говорит, будто «ненавидит радость», отвергает лиру. Это момент грусти, ведь Пушкину кажется, что его забыла поэтическая муза.

    Счастлив, кто…

    В элегии «Счастлив, кто…», естественно, превалируют грустные мотивы. Повод для печали в том, что поэт понимает, что молодость ушла. С ней его покинули такие прекрасное чувство как любовь. А счастлив тот, у кого есть надежда. Жизнь кажется Пушкину унылой, её цветок увял. Но и в самых печальных строках поэт находит оттенок радости. Здесь он улыбается хотя бы слезам по былой любви.

    Любовь погасла

    «Любовь погасла» ещё одна из элегий Александра Сергеевича. Здесь любовь называет он злой страстью, грустным пленом, обманчивой мечтой, отравой и неволею. Пушкин надеется, что она в его сердце навеки погасла. Он гонит от себя крылатого Амура, требует вернуть свой покой… Теперь поэт предпочитая надёжность дружбы. А сам (без влюбленности), оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нём нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без неё хуже. Лучше мечтать в её оковах о свободе, чем быть свободным без любви.

    Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.

    Анализ стихотворения Элегия по плану

    Возможно вам будет интересно

    • Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

      Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

    • Анализ стихотворений Беллы Ахмадулиной

      Прекрасная Белла, прогремевшая в своё время, до сих пор звучит – в записях, в каждом своём стихотворении, в каждой, даже не озвученной – немой ещё, строчке.

    • Анализ стихотворения Лебедь Бальмонта

      Люди очень часто прибегают к тому, что ищут в своей жизни символы, которые бы помогли правильно и четко изъяснить свои мысли, а так же сравнивать благодаря символам те или иные явления в жизни.

    • Анализ стихотворения Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом Фета

      Произведение в соответствии с жанровой направленностью представляет собой русскую романтическую лирику, посвященную святочным гаданиям, излюбленному ритуалу русских женщин периода девятнадцатого века.

    • Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

      Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма

    Стихотворение Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). Восприятие, толкование, оценка

    Стихотворение было написано А.С. Пушкиным в 1830 году. Жанр произведения обозначен в заглавии, стиль – романтичес­кий. Мы может отнести это стихотворение к философской ли­рике.

    Композиционно оно состоит из двух частей, антитетичных по своему смыслу. Первая часть – поэтический анализ прошло­го и взгляд в будущее. Здесь поэт также использует антитезу: в прошлом было все – грусть и веселье. Но веселье закончилось, юность с ее безумствами ушла безвозвратно, оставив после себя лишь «смутное похмелье». Печаль же прошлая по-прежнему жива в душе лирического героя. Поэтому в голосе его звучат тоскливые ноты. Он пробует заглянуть в будущее, но оно – уныло и мрачно, исполнено трудов, которые, кажется, не дадут должного удовлетворения. Лирический герой смотрит вперед с тревогой, душой его владеет тоска, отчаяние, он предчувствует горе, думает о смерти. Словом, мироощущение героя здесь впол­не укладывается в рамки, предписанные жанром романтичес­кой элегии.

    Однако во второй части стихотворения, по точному замеча­нию Т.П. Буслаковой, антитеза «“умирать – жить” снимается благодаря выбору героя: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Реальная жизнь оказывается шире, богаче и многообразнее ро­мантического сознания. Наряду со страданием, она включает в себя и наслаждение, и гармоничное состояние души, и творчес­кие порывы, и любовь. В финале стихотворения лирический ге­рой вновь вспоминает о смерти, но он примирен с жизнью: лю­бовь, по мысли его, – это высшее проявление жизни.

    Стихотворение написано пятистопным ямбом. Поэт исполь­зует различные средства художественной выразительности: эпи­теты («безумных лет угасшее веселье», «смутное похмелье»), срав­нение («как вино – печаль минувших дней»), метафору, аллите­рацию и ассонанс («блеснет любовь улыбкою прощальной»).

    Здесь искали:

    • безумных лет угасшее веселье анализ
    • элегия пушкин анализ
    • анализ стихотворения пушкина элегия