Величание успению пресвятой. Молитва, тропарь, кондак и величание успению пресвятой богородицы

Русская Православная Церковь отмечает праздник Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии 28 августа. В этой заметке вы узнаете о том что это за праздник и какому историческому событию он посвящен, узнаете икону праздника, сможете прочесть акафист успению Пресвятой Богородицы.

В Березниках, на территории около городского кладбища, действует церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Приходите на праздничное богослужение в храм утром к 8-30!

После вознесения Господа Нашего Иисуса Христа — Матерь Божия пребывала в Иерусалиме на попечении апостола Иоанна Богослова. В беседах с верующими она рассказывала о нетленном Рождении Иисуса Христа, о бессеменном Его зачатии, о Благовещении, о младенчестве и жизни Иисуса Христа. Своими словами Пресвятая Богородица утешала приходящих к ней (верующие люди приходили и из других стран что бы увидеть Богородицу). Позже, во времена гонений, Дева Мария была в Ефесе, на Кипре и на Горе Афонской, где пророчески молвила: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».

Любовь и благоговение первых христиан к Пресвятой Деве было так сильно, что они сохранили в устной и письменной форме множество свидетельств о ней. Ниже — предлагаем вашему вниманию несколько переводов текстов, свидетельствующих о жизни Божией Матери (текста более поздние, но основанные на ранних письменных источниках а так же на устном предании).

Святитель Амвросий Медиоланский:

Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама.

Никифор Каллист:

Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке. (ист.- Pravoslavie.ru).

Вернувшись в Иерусалим — Пресвятая Богородица дни и ночи проводила в бдении и молитве, часто приходя к Святому Гробу Господню. И именно в один из таких моментов «Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.». Приняв сию весть — Божья Матерь возвращается в Вифлеем. «Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь».» Всех апостолов Дух Святой восхитил из мест их, где они вели проповедь и доставил к Пресвятой Богородице Деве. «Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.»

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» — и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).

Еще имеется множество интереснейших свидетельств и фактов об этом знаменательном для всех христиан событии, которые все здесь не перечислить. Множество интересного вы можете найти на сайтах в Интернете, или прочесть из книг (в приходской школе храма Луки Войно-Ясенецкого есть богатая библиотека).

Икона Успение Пресвятой Богородицы Девы

Тропарь Успению Пресвятой Богородицы

В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице:
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

В Рождестве девство сохранила еси, / во Успении мiра не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: / и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

При Рождестве Христовом Ты сохранила девство, при успении Своем - не оставила мира, Богородица: Ты перешла к жизни, так как Ты - Мать Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу, / и в предстательствах непреложное / Упование гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь к животу / престави во утробу Вселивыйся / приснодевственную.

В молитвах неусыпающую Богородицу и непреложно надежную Заступницу гроб и смерть не удержали: Тебя, как Мать Жизни, переселил к жизни Вселившийся в Твою приснодевственную утробу.

Величание

Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Молитва

О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление. Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение. О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя. Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний. О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную. Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь, глас 1

Успение Пресвятой Богородицы сопоставляется в тропаре с ключевым событием жизни как самой Приснодевы, так и всего человечества - с рождением Сына Божия. Дева Мария стала Матерью Жизни. Смерть Пресвятой Богородицы, именуемая здесь «успением», стала переходом к полноте жизни в Царстве Божием. Это событие важно и для нас: молитвами Богоматери мы избавляемся от вечной смерти.

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак, глас 2

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Величание праздника Успение прославляет Пресвятую Богородицу как Матерь Христа, уже явившего Себя для всех Богом.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники, каковым является Успение, вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, поэтому и пошло название «задостойник».

Припевы

Ирмос 9-й песни

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь, глас 1

Успение Пресвятой Богородицы сопоставляется в тропаре с ключевым событием жизни как самой Приснодевы, так и всего человечества - с рождением Сына Божия. Дева Мария стала Матерью Жизни. Смерть Пресвятой Богородицы, именуемая здесь «успением», стала переходом к полноте жизни в Царстве Божием. Это событие важно и для нас: молитвами Богоматери мы избавляемся от вечной смерти.

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак, глас 2

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Величание праздника Успение прославляет Пресвятую Богородицу как Матерь Христа, уже явившего Себя для всех Богом.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники, каковым является Успение, вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, поэтому и пошло название «задостойник».

Припевы

Ирмос 9-й песни

По-русски:

Богородица! Ты сохранила девство в рождении, Ты не оставила мира по успении (Своем); Ты перешла к жизни вечной, будучи Матерью Жизни (Господа нашего Иисуса Христа), и Своими молитвами избавляешь души наши от смерти.

Успение - мирная кончина. Преставление - перемещение; смерть христианина как переход от временного к вечному. Живот - жизнь.

Тропарь этот возвещает о том, что Пресвятая Дева Мария и по преставлении Своем на небо близка к нам. Пребывая на небесах, Она, как Матерь Божия, Своими молитвами перед Богом избавляет души наши от смерти.


Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом и полагая на себя крестное знамение, говори: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. По сем немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным.

Вот в кратких словах земная жизнь Иисуса Христа: Сын Божий для нашего спасения сошел с небес, принял от Пречистой Девы Марии безгрешную человеческую плоть через наитие на нее Духа Святого и жил на земле, как человек, с лишком 33 года. До 30 лет Он жил в бедном галилейском городе Назарете с матерью Своей, Марией, и обручником Ее, Иосифом, разделяя его домашние труды и его ремесло (Иосиф был плотником). Потом явился Он на реку Иордан, где принял крещение от Своего Предтечи Иоанна. После крещения провел Он в пустыне 40 дней в посте и молитве; здесь выдержал Он искушение от диавола и отсюда явился в мир с проповедью о том, как нам жить и что делать, чтобы получить Царствие Небесное. Проповедь и вся вообще жизнь Иисуса сопровождалась многочисленными чудесами. Несмотря на это, иудеи, обличаемые Им в своей беззаконной жизни, возненавидели Его. Ненависть их возросла до того, что после многих мучений распяли Его на кресте между двумя разбойниками. Умерший на кресте и погребенный Его тайными учениками, Он силою Своего всемогущества на третий день после Своей смерти воскрес и после воскресения в продолжение 40 дней многократно являлся верующим, раскрывая им тайны царствия Божия. В 40-й же день Он в присутствии Своих учеников вознесся на небо, а в 50-й - послал им Духа Святого, просвещающего и освящающего всякого человека. Со стороны Спасителя страдания и крестная смерть были добровольной жертвой правосудия Божия за грехи людей.

Вот в кратких словах жизнь Пресв. Девы Марии: родители Девы Марии были благочестивые старцы Иоаким и Анна. Будучи бездетны, они просили у Бога себе детища, обещая посвятить его Богу, Бог услышал их молитвы, и у них родилась дочь, которую назвали Марией. Когда исполнилось Ей 3 года, родители привели Ее в храм, где Она жила до 14 лет и занималась чтением Священного Писания, молитвою и рукоделием. На 15-м году Ее нужно было, по обычаю, отдавать замуж, но Она не желала этого, потому что обещалась пребывать всегда Девой. Тогда священники, по внушению Божию, обручили (поручили) Ее дальнему ее родственнику, жившему в Назарете, старцу Иосифу, чтобы он питал и хранил Ее. Здесь, в Назарете, Пресв. Дева получила небесную весть от Архангела о рождении от Нее по плоти Сына Божия, Который и родился от Нее в Вифлеемской пещере. По смерти Иисуса Христа, Она жила в доме Иоанна Богослова и была для него вместо матери. Успение (смерть) Ее последовала через 15 лет по вознесении Христа на небо. Кончина Ее, по преданию, была чудесная: Она скончалась в присутствии апостолов, чудесно принесенных к месту кончины Ее на облаках из разных стран. Сам Господь со святыми ангелами явился и мирно взял Ее душу. На третий день после успения и тело Ее было взято на небо.

Греческое слово: Параклит , применяемое в церковных книгах для наименования Св.Духа, означает не только Утешитель, но и Ходатай, Защитник наш перед Отцом Небесным.

В церковнославянском языке нет звука "ё", поэтому следует читать "твое", а не "твоё", "зовем", а не "зовём." и т.д.

Символ веры не молитва, а изложение веры; однако каждый христианин должен знать его твердо наизусть и произносить его каждый день, свидетельствуя этим свою веру в Бога.

Надпись на венце иконы Спасителя: не русская, а греческая, и значит по-русски: сущий, вечный. Буквы на кресте распятого нашего Господа: означают: Иисус Назареянин, Царь Иудейский.

Надпись на иконе Богоматери: , не русская, а греческая (это первые и последние буквы слов "Матерь" и "Божия") и означает: Матерь Божия.

Присяга есть клятва, произносимая в присутствии священника перед крестом и евангелием.

Похищение священной и церковной вещи называется святотатством.

Десять заповедей, как и Символ веры, не молитвы. Но их нужно знать каждому православному христианину и по ним сверять каждый день своей жизни. Если найдем, что в течение дня мы ничего особенного противного заповедям Божиим не сделали, то должны благодарить за это Бога; если же согрешили, - должны принести Господу искреннее раскаяние и остерегаться впредь грешить.