Понятие маргинальность. Маргинальные слои и группы населения. Новые маргинальные слои

1.3 Маргинальность и социальная мобильность

2. Маргинальный слой в российском обществе

2.1 Бедность и маргинализация населения

2.2 Маргинальность и преступность

2.3 Новые маргинальные группы в российском обществе

3. Пути решения проблемы маргинальности в России

Заключение

Список литературы

Введение

Повсюду в современном мире происходит все расширяющееся и углубляющееся взаимодействие культур, обусловленное взаимодействием обществ. Размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, следствием которой оказывается маргинальный человек, принадлежащий одновременно двум культурам и не принадлежащий целиком ни той, ни другой. Современное общество переживает "переходное" состояние. Для такого состояния характерна переоценка традиционных ценностей. В процессе смены ценностей и норм в обществе формируются нетрадиционные общественные явления и процессы, в частности - маргинализация общества. Исследование феномена маргинальности, как общественного явления переходного периода представляется особенно актуальными для России. Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это мигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, дети от смешанных браков, лица, обращенный в новую религию. В обществе, где существует много субкультур, практически каждый член некоторых из них будет маргиналом в других субкультурах. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений. Цель данной работы: рассмотреть маргиналов как социальную группу. Задачи данной работы: дать определение понятию маргинал и маргинальность; рассмотреть категории лиц, относящихся к маргиналам; проследить эволюцию понятия маргинальности в истории социологии; выделить основания маргинализации; рассмотреть бедность и маргинализацию населения; раскрыть взаимосвязь маргинальности и преступности; охарактеризовать новые маргинальные группы в российском обществе.

1. Проблема маргинальности в современной социологии

1.1 Эволюция понятия маргинальности в истории социологии

Концепция маргинальности сыграла важную роль в социологической мысли, однако до сих пор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов (в социологии, социальной психологии, культурологии, политологии и экономике), что придает самому понятию достаточно общий, междисциплинарный характер. Во-вторых, в процессе уточнения, развития понятия утвердилось несколько значений, относящихся к различным типам маргинальности. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. В то же время достаточно распространенное и подчас произвольное употребление термина приводит к необходимости уточнения его содержания, систематизации различных подходов и аспектов его использования. С этой целью попытаемся рассмотреть историю термина, подходы его использования, характеристики разных типов маргинальности в том виде, в каком они сложились в западной социологии .

Дезорганизованность, ошеломленность, неспособность опре-делить источник конфликта;- беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение;- изолированность, отчужденность, непричастность, стесненность;- разочарованность, отчаяние;- разрушение "жизненной организации", психическая дезорганизация, бессмысленность существования;Исследователи отмечают близость его характеристик "маргинального человека" и определенных Дюркгеймом характерных черт общества, находящегося в состоянии аномии, как следствия разрыва социальных связей. Однако Стоунквиста, признававшего, что в каждом из нас множество социальных двойников, что дает основание ассоциации с маргинальностью, интересовали причины культурно-детерминированной маргинальности .Тем не менее, анализ усложняющихся социальных процессов в современных обществах через понятие маргинальности, приводивший к интересным наблюдениям и результатам, становится одним из признанных социологических методов.Развивая концепцию маргинальности, Хьюз отметил важность переходных фаз, часто отмечаемых ритуалами перехода, которые переводят нас "от одного образа жизни к другому... от одной культуры и субкультуры к другой" (жизнь в колледже - переходная фаза в подготовке к более взрослой жизни и т.д.). Хьюз расширил концепцию, включив фактически любую ситуацию, в которой личность хотя бы частично идентифицируется с двумя статусами или референтными группами, но нигде не принимается полностью (например, молодой человек, мастер). Феномен маргинальности, определенный в таком широком смысле, появляется, когда многие из нас участвуют в жизни высокомобильного и гетерогенного общества. Хьюз, а затем Дивэй и Тирьякьян в американской социологии определили, что социальное изменение и восходящая мобильность имеют тенденцию быть причиной маргинальности для членов любой группы .В самом общем виде маргинальность связывается с исключением индивидов или социальных групп из системы общественных связей. В работе отечественных авторов "На изломах социальной структуры", рассматривающей проблемы маргинальности в Западной Европе, приводится вполне характерное утверждение, что к маргинальной относится часть населения, "не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов - во имя политической стабильности - имущими классами". Причины, приводящие к появлению этой массы населения, скрыты в глубоких структурных изменениях общества. Они связаны с экономическими кризисами, войнами, революциями, демографическими факторами.- социальное - маргинализация как потеря общественного престижа: деклассирование, стигматизация и т.п. маргинальных групп.- определенная стабильность и преемственность в развитии социальной структуры, в которой кризисные явления и структурные перестройки, связанные с научно-технической революцией, приводят лишь к количественным и качественным изменениям "окраинных" (по отношению к основному обществу) социальных групп;Можно привести здесь работу Дж. Б. Манчини. Она обобщает и, отчасти, синтезирует различные теоретические подходы и позиции.Культурная маргинальность - в ее классическом определении относится к процессам кросс-культурных контактов и ассимиляции. В основе этого типа маргинальности - взаимоотношения систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, результатом которых становится двусмысленность, неопределенность статуса и роли. Классические описания культурной маргинальности дали Стоунквист и Парк .Заметность, выпуклость: чем больше степень центральности маргинальной ситуации по отношению к личной идентичности, тем больше степень неприспосабливаемости (например, еще Парк замечал, что цыгане не являются по-настоящему маргинальными людьми, потому что они носят свои "домашние связи" с собой, их маргинальность периферийна к их сущностной идентичности).Направление идентификации: чем больше равнозначность идентификации личности с двумя вышеназванными группами, тем более высокая степень неприспосабливаемости. Это случай, когда личность, которая участвует в двух культурах, будет переживать маргинальность, только если она идентифицирует себя одновременно с обеими. Позиция довольно сложная. Пути ее разрешения исследователи рассматривали в разных ситуациях. Одно из предположений - более устойчивая идентификация с той или иной группой будет помогать разрешению конфликтов, присущих маргинальности. Другая точка зрения - двойная идентификация может иметь результатом скорее обогащение, чем конфликт.Судя по публикациям, появившимся в 90-е годы, исследования маргинальности развиваются за рубежом в указанных традициях. Среди аспектов: маргинализация в странах "третьего мира"; маргинальные окраинные, депривированные группы; маргинальность как культурный феномен.Своеобразие подходов к исследованию маргинальности и понимания ее сущности во многом определяются спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.Современная российская действительность также вносит свои коррективы в смысл и содержание понятия "маргинальность", которое все чаще стало появляться на страницах газет, публицистических и научных изданий, разного рода аналитических обзоров .Интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни. Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связывались прежде всего с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия научно-технической революции. В связи с этим интересно привести выводы о характерных чертах и тенденциях маргинальных процессов в Западной Европе, сделанные в вышеупомянутой работе.Особенно ярко тема маргинальности прозвучала в полемически-публицистической постановке в работах Е. Старикова, опубликованных в конце 80-х годов. Эта проблема исследуется скорее как политическая. Советское общество предстает маргинализированным изначально, фактом маргинального "первородства" (революция, гражданская война). Источники маргинализации - массовые процессы мобильности и формирование "азиатской" парадигмы общественного развития, разрушение гражданского общества и господство редистрибутивной системы (которую автор называет "социальной имитацией"). Действие указанных факторов приводит к производству и воспроизводству маргинальных масс, которые Е. Стариков отождествляет с "охлосом", чернью, люмпенами. Процесс маргинализации на современном этапе автор представляет как процесс деклассирования, идущий с верхнего "социально-психологического этажа" (Е. Стариков называет эту модель инвертированной). Иными словами, размывание социальных связей и потеря социально-классовых позиций имеет скорее не экономическую, а социально-психологическую основу - разрушение профессионального кодекса чести, трудовой этики, потерю профессионализма. По этому признаку выстраивалось весьма умозрительное представление о советском обществе маргиналов. Антитезой таковому провозглашалось гражданское общество с нормальными человеческими связями, представлявшее в идеале главную, конечную цель перестройки .Анализ процессов социального расслоения, проведенный Институтом социологии РАН в 1993 году, позволил определить новые критерии в оценке маргинальных слоев, образующихся в результате этого процесса. Один из них - работники умеренно автономного труда (состав: специалисты в городе, руководители, в т.ч. высшего уровня, новые слои, рабочие, служащие, ИТР). Основание: в этой группе отсутствует определенная направленность автономии труда, т. е. работники этого типа могут иметь как большие возможности продвижения, так и никаких .Ряд работ поднимает традиционную проблематику молодежи как маргинальной группы, рассматривая ракурсы ее процессов маргинализации в России. В качестве примера можно назвать публикацию Д.В. Петрова, А.В. Прокоп.Следует отметить ряд пограничных тем, в которых можно увидеть потенциал взаимодействия с эвристическим полем концепции маргинальности. Это темы одиночества и нетипичности, разрабатывавшиеся соответственно С.В. Куртиян и Е.Р. Ярской-Смирновой. Определенные черты этого поля можно обнаружить в философской проблематике "аномального человека" - учащегося-инвалида, разрабатываемой В. Линьковым .

Подводя итог многообразию современных взглядов на проблему, можно сделать следующие выводы. В начале 90-х годов явно растет пристальный интерес к этой проблематике. При этом сказались и отношение к ней как к теории, свойственной именно западной социологии, и публицистическая традиция. Тем не менее, констатация этого явления в нашем обществе, его специфические черты и масштабы, определяемые уникальностью ситуации "революционного перехода", определили потребность более четкого определения его параметров, теоретических подходов к его исследованию.

В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Впервые это понятие было введено американскими социологами, изучающими в 20-х годах ХХ века социокультурную ситуацию на Гавайях - территории с особой социальной и культурной пестротой населения.

Категория «маргинальная личность», введенная Парсонсом, использовалась для обозначения социально-психологических последствий неадапатации мигрантов к требованиям урбанизма как образа жизни. С тех пор понятие «маргинальных групп» («маргинальных слоев») прочно вошло не только в американскую социологию.

Маргинальность как явление – это неизбежный спутник социальной мобильности, как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с перемещением на другую равную по престижности статусную позицию. В ходе такого переход потеря принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту. Принципы такого «запоздания» обусловлены особенностями индивида, который должен настроиться на принятие новой субкультурной среды, формирования нового типа идентичности, что требует определенного времени, в ходе которого и осуществляется субъективная адаптация.

Эталонной моделью маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.

Таким образом, процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в новую страту называется маргинализацией.

Маргинальный человек, вырванный из деревни и брошенный в жесткие джунгли города – самый распространенный герой Бальзака и Золя, Гюго и Мопассана, Чехова и Горького. Поведение такого человека отличается крайностью: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию. Оторванный от своих социальных корней, такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.

Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и др.). а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.

В Украине демонтаж прежней социальной структуры сопровождается интенсивным процессом маргинализации общества, все больше появляется промежуточных слоев (своего рода «перекати-поле»), людей, которые оторвались от традиционных социокультурных систем, но не вписались в новые структуры.

Вообще в условиях перехода к новым социальным условиям, к рыночным отношениям маргинализация приобретает массовый характер, или, как говорят социологи, происходит структурная маргинализация, которая связана с утратой целыми слоями своего прежнего статуса, с разрывом прежних связей, утратой устойчивых ценностных ориентиров, социальных корней, пониманием происходящего.

Вопросами такой массовой нисходящей мобильности в условиях общественных кризисов занимается П.Сорокин, который волею судеб сам оказался в таких «жерновах». Ситуация всеобщей социальной деструкции наступает не только в условиях революций, но в периоды экономической депрессии, модернизации и др.

Следует заметить, что маргинальный статус не обязательно несет в себе негативное содержание, это может быть и временное состояние, которое завершается довольно быстрой адаптацией. Сколько талантливых людей (писателей, артистов, ученых и др.) пришли в город из села и довольно быстро вписались в новую социокультурную ауру.

Вообще технические, социальные, культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивные взаимодействия между носителями разнородных этнокультур и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовых коммуникаций - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.

От маргинальных слоев следует отличать люмпенов, которые представляют «социальное дно» (бомжи, наркоманы, алкоголики). Можно сказать, что состояние маргинальности может завершится либо переходом на более высокий статус, а может привести и к падению, опусканию на «социальное дно».

Понятие маргинальности (от лат. marginalis – находящийся на краю) служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальность – это понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими-либо социальными группами; утрата человеком объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Маргинальный человек – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей человека (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой.

Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой или поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Если процесс переструктурирования в обществе затягивается, маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае мы имеем дел с поддерживаемой маргинализацией. В результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации происходит перевод в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Примером массовой искусственной маргинализации может служить холокост еврейской нации в середине прошлого века, проводимой фашистской Германией. Катастрофические размеры искусственная маргинализация приобрела в эпоху сталинизма. Члены семей врагов народа, спецпереселенцы, лишенцы и др. – все это значительная часть советского общества, искусственно ограничиваемая в социальных и политических правах, дискриминируемая и эксплуатируемая властью. В данном случае маргиналы приобретают черты социально устойчивой группы.

Типология маргинальности осуществляется в науке по различным основаниям:

  • этномаргиналы – это люди, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы – те, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;
  • социомаргиналы – это группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения;
  • возрастные маргиналы – группы людей, формирующиеся при разрыве связи между поколениями;
  • политические маргиналы – те, кого не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
  • экономические маргиналы – это, например, пресловутые "новые бедные";
  • религиозные маргиналы – люди, стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними, и др.

Специфика современной России заключается в продолжающемся углублении социального неравенства, что в значительной степени способствует маргинализации большой части населения. Обычными для современного человека становятся понятия "беспризорник", "бомж", "нищий" и т.д.

Тревожной тенденцией современности является увеличение доли маргиналов, приобретающих данный статус в результате их сознательного вытеснения на обочину жизни представителями "здорового" большинства. Маргинальный статус в современном мире стал не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. Маргинальное по сути положение в современном обществе (несмотря на декларируемую социальную защищенность) занимают одинокие старики, инвалиды, люди с хроническими заболеваниями (ВИЧ-инфицированные и т.п.), представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции, этнических, сексуальных и религиозных меньшинств. Ныне маргинал – вовсе не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он – калека среди себе подобных.

Понятие «маргинальности» в социологии

Определение 1

Маргинальность – структурно неопределенное, переходное, пограничное социальное состояние субъекта.

Маргинальность – негативное социальное явление, характеризующееся состоянием «выключенности» из всех социальных институтов: политических, экономических, культурных, религиозных, институтов семьи и т.д. Люди, выпадающие из привычной социальной среды и не примкнувшие к другим общностям, переживают кризис самопознания и испытывают сильное психологическое напряжение.

Замечание 1

В классической социологии маргинал – лицо, находящееся на границе группы (одновременно и принадлежащее ей и в любой момент способное от группы освободиться). Маргинал – иной, другой, чужой, лицо, физически находящееся в группе, но изначально ей не принадлежавшее.

Присутствие маргинала в группе показывает последней, чем она не является. Он обладает относительной пространственной свободой от группы, всегда может ее покинуть.

Определение 2

Маргинальная группа – группа людей, отвергающая общепринятые ценности и традиции культуры, в которой находится, проповедующая и утверждающая собственную систему ценностей и норм.

Р. Парк в начале XX века разработал теорию маргиналов и маргинальных общностей.

Маргинальный человек по Р. Парку – это лицо, находящееся на границе разных групп и несущий в себе конфликт столкновения этих групп, различных культур и обществ.

Практикуемая маргинальность Парка проявляется в способе действия. Конфликтная ситуация возникает вследствие принадлежности к разным культурам, не совместимым между собой. Человек не может полностью идентифицировать себя ни с одной из культур, он находится между различными культурными и социальными формами. Неопределенность и непредсказуемость становятся особенностью его действий.

Маргинальность приводит к формированию чувства беспокойства и растерянности, значительно повышает возможность отклонений от норм и правил группы, появления кризиса доверия у индивидов.

Разновидности маргинальности

Для индивидуальной маргинальности характерно частичное вхождение индивида в группу, не принимающую его полностью и отчуждением от группы происхождения, отторгающей его как отступника. Индивид при этом оказывается «культурным гибридом», включенным в жизнь и традиции двух (или нескольких) групп.

Групповая маргинальность возникает вследствие изменений в социальной структуре общества, создания новых функциональных групп в политике и экономике, которые вытесняют старые группы и дестабилизируют их социальное положение.

Современная социология маргинальности включает три раздела:

  1. Структурная маргинальность. Социально-экономические исследование эксклюзии, безработицы, изучение негативной коннотации маргинальности, «продвинутой городской бедноты», когда маргиналы больших мегаполисов рассматриваются как результат продвинутости, диверсификации города.
  2. Культурная маргинальность. Междисциплинарная область изучения культурной маргинальности, включающая антропологию, психологию, исследующая вопросы происхождения ксенофобии, национализма, рассматривающая космополитизм как форму социально-культурного общения.
  3. Социология идентичности. Исследуются противоречивые личности. Когда границы идентичности подвижны, используют понятия «амбивалентная идентичность», «неоднозначный», «лабильная идентичность».

Основной социальный фактор, образующий маргинальный слой – граница в движении.

Маргинал может выступать как существо более цивилизованное, предрасположенное и восприимчивое к изменениям, ко всему новому. Или как консерватор, защищающий прежние, бывшие границы от которых зависит его идентичность. Он не желает включаться в новые границы, идентифицировать себя с новыми образованиями.

Выделяют различные группы маргинальности:

  • этномаргинальность – группы лиц, объединенные в результате миграций или выросшие вследствие смешанных браков, принадлежность к национальному меньшинству;
  • социомаргинальность – группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, потеря общественного престижа, стигматизация, деклассирование маргинальных групп;
  • политическая маргинальность – объединяет группы, противостоящие легитимным правилам общественно-политической жизни и легальным возможностям, лишение права выбора, уход от участия в политической деятельности, от доступа к политическому влиянию;
  • экономическая маргинальность – отстранение от деятельности и потребления, включает безработных и «новых бедных»;
  • биомаргинальность – включает группы людей и отдельные индивиды, чье здоровье безразлично обществу (инвалиды, тяжело больные, старики);
  • возрастная маргинальность – объединяет группы, образующиеся при разрыве связей между поколениями;
  • религиозная маргинальность – группы, находящиеся вне конфессий;
  • криминальная маргинальность – включает преступные элементы.

Причины маргинальности

Приобретение статуса маргинала может носить как вынужденный характер, так и стать осознанным выбором самого индивида.

К возникновению маргинальности могут привести различные причины:

  • этнические – вынужденные переселения и миграции при которых внешние, культурные различия, языковой барьер препятствуют интеграции на новой территории;
  • экономические – потеря собственности, источников дохода, невозможность их восстановить; возникновению экономической маргинальности способствую экономические и финансовые кризисы;
  • политические – смена правящей партии, крах действующего политического режима, потеря доверия политическими лидерами;
  • социальные – вертикальная или горизонтальная мобильность, появление нового образа жизни, ценностей, привычек; социальное неравенство в обществе, изменение социальной структуры общества;
  • религиозные – смена религий.

Российские социологи среди причин маргинальности выделяют четыре основных фактора: переход общества от одной социально-экономической системы к другой; ухудшение уровня жизни населения; неконтролируемые перемещения значительных масс людей в результате разрушения социальной структуры; девальвация традиционных ценностей и норм.

Маргиналы - это люди, которые по различным причинам выпали из привычной для них и не в состоянии примкнуть к новым общественным слоям, как правило, из-за культурного несоответствия. В такой ситуации они испытывают сильное психологическое напряжение и переживают кризис самосознания.

Теория о том, кто такие маргиналы была выдвинута еще в первой половине 20-го века Парком Р. Э. Но до него вопросы социального деклассирования были подняты Карлом Марксом.

Теория Вебера

Вебером был сделан вывод о том, что общественное движение начинается тогда, когда маргинальные слои основывают общность, и это приводит к различным реформам и революциям. Вебер дал более глубокую трактовку тому, что позволило объяснить формирование новых сообществ, которые, разумеется, не всегда объединяли социальные отбросы общества: беженцев, безработных и так далее. Но с другой стороны, социологи никогда не опровергали несомненную связь между человеческими массами, исключенными из системы привычных социальных связей, и процессом организации новых общностей.

В сообществах людей действует главный принцип: «Хаос должен быть как-то упорядочен». При этом новые классы, группы и слои практически никогда не возникают в связи с организованной активной деятельностью попрошаек и бомжей. Скорее, это можно рассматривать как строительство параллельных людей, чья жизнь до перехода на новую позицию была вполне упорядоченной.

Несмотря на распространенность модного ныне слова «маргинал», само понятие довольно неопределенно. Поэтому невозможно конкретно обозначить роль этого явления в культуре общества. Можно ответить на вопрос о том, кто такие маргиналы, характеристикой «внесистемные». Это будет максимально точное определение. Потому что маргиналы находятся вне социальной структуры. То есть не относятся ни к одной группе, определяющей характер общества в целом.

Есть маргиналы и в культуре. Здесь они находятся вне основных типов мышления и языка и не принадлежат ни к одному художественному направлению. Маргинала нельзя причислить ни к одной господствующей или основной группе, ни к оппозиции, ни к различным субкультурам.

Общество уже давно определило, кто такие маргиналы. В утвердилось мнение, что это представители низших слоев социума. В лучшем случае это люди, находящиеся за рамками норм и традиций. Как правило, называя человека маргиналом, показывают негативное, презрительное отношение к нему.

Но маргинальность - не автономное состояние, это результат непринятия норм и правил, выражение особых отношений с существующим Она может развиваться в двух направлениях: разрыв всех привычных связей и создание собственного мира или поэтапное вытеснение обществом и последующий выброс за рамки закона. В любом случае маргинал - это не изнанка мира, а только теневые его стороны. Общественность привыкла выставлять напоказ людей вне системы, чтобы утвердить собственный, считающийся нормальным мир.