Как построить розу ветров по географии. Виды и примеры использования розы ветров. Просмотр содержимого документа «Построение «Розы ветров»»

    Для начала нужно расчертить две линии - горизонтальную и вертикальную, чтобы получился крест. Затем можно ещ провести две диагональные линии, но покороче.

    Затем провести соединительные линии, предварительно наметив небольшим кругом с центром в центре креста, толщину розы ветров.

    Затем на усмотрение рисующего, можно нанести тени, то есть раскрасить как падает на не свет. Это придаст ей некий объм. Затем можно написать названия сторон света. Можно нарисовать ещ больше лепестков розы, проведя отрезки между уже нарисованными лепестками.

    Вот что примерно получилось у меня:

    Роза ветров из себя представляет векторную диаграмму, и характеризует направление ветра, и чтобы нарисовать ее нужно хорошо все рассчитать, иметь белую чистую бумагу и разноцветные карандаши.

    Сначала нужно рисовать две пересекающиеся линии, потом из центра проводить четыре линии под углом 45 градусов. Затем отмечать Север, Юг, Запад и Восток.

    Чтобы построить розу ветров, соответствующую данной местности, нужно сначала построить систему координат, в которой оси будут отражать стороны света: север, юг, запад, восток. И через центр надо также начертить дополнительные оси: северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад. И ещ нужны данные о ветрах в этой местности и сколько дней в заданный промежуток времени дул ветер определнного направления. И на осях нужно отметить количество дней, соответствующее каждому направлению ветра. Потом конечные точки соединяют. А в центре кружком надо отметить количество безветренных дней. Получается роза ветров.

    Все просто. Чертим 2 длинные пересекающиеся перпендикулярные линии, затем еще 2 короткие, также пересекающиеся в той же точке, только под углом 45 градусов. И соединяем подряд торчащие концы. Обозначаем стороны света буквами С, В, Ю и З.

    Роза ветров - это векторная диаграмма, характеризующая направление ветра на конкретной территории на протяжении в определенное время.

    Чтобы начертить розу ветров , нужно начала начертить пересекающиеся линии, которые будут обозначать стороны горизонта. На эти линии наносим штрихи, которые будут обозначать месяцы или дни, даже часы, в зависимости от того, какой интервал Вы выбрали для измерения. На эти штрихи наносим точки, в зависимости от того, в какую сторону дул ветер в данный отрезок времени. Далее соединяем эти точки. Теперь у нас получится .

    Для построения розы ветров в наше время не нужно даже бумаги с карандашом. Сейчас есть отличные программы и приложения, с помощью которых роза ветров строится в два счета. В качестве примера могу привести приложение, которое мы создали самостоятельно для собственных нужд нашего проектного института: http://spihta.by/roza.php Для построения розы ветров лишь введите в таблицу количество дней, на протяжении которых ветер дул в определенном направлении (для января, июля и всего года), нажимайте кнопку и роза ветров готова!

    Роза ветров является круговой векторной диаграммой,и в ней отражают повторы ветра в разных его направлениях на каком то определенном периоде времени.

    Строят роза ветров чаще по усредненным и многолетним статистических данных для какого то сезона,либо года или месяца.

    Чтобы начертить Розу ветров будет нужен календарь погодный,карандаш и лист бумаги.

    Вам для этого нужно знать направления ветра в течении определенного периода времени.

    И потом по лучам у диаграммы роза ветров вполне можно делать выводы о ветрах за какой то нужный вам период времени в вашей местности. Есть и современные приложения для построения.

    Роза ветров это векторная диаграмма.

    Чтобы построить розу ветров обычно собирают средние многолетние данные для года, сезона, месяца.

    • Для того чтобы начертить розу ветров в первую очередь нужны данные о ежедневном направлении ветра за определенное время.

    Примером таких наблюдений могут быть направления ветра в течение 1 месяца, в течении которого ведется замер и записи о направлении ветра .

    • Далее нужно нужно начертить линии, которые будут обозначать направления ветра. По научному их называют румбы горизонта , а именно северюг и западвосток. Чертим дополнительные 2 линии через центр наших осей.

    Должно получиться восемь румбов. На них нужно делать отметки ветров по направлениям. После эти отметки соединяются линиями.

    Ниже подробное виде о том, как начертить розу ветров.

    Все будет зависеть от того, какую именно Розу ветров мы захотим изобразить. Ведь понятие о Розе ветров очень глубоко и многогранно, и уходит корнями в толщу истории. И не только она символизирует победы человека над стихиями, подвиги первых первопроходцев и кораблестроителей, но и ежедневный труд сотен и тысяч метеорологов. А как близок данный символ каждому моряку, и любому человеку, одежда которого пропахла морем, вечерним бризом.

    Как альбатрос в небе, раскинула свои крылья на бумаге метео-звездочка, и нам в пору задуматься о вечности, о том, о чем думали люди, глядя на Розу ветров, глядя на Розу компаса, и глядя на Розу румбов.

    Нет, нет, это не румба, это румбы, но обо всем по порядку!

    Лично я попытался быстренько набросать шестнадцати лучевую розу ветров .

    Вот она на представленном видео.

    А какие еще бывают розы ветров, сразу же возникает тогда вопрос?

    Они бывают четырех лучевые ,

    восьми лучевые ,

    шестнадцати лучевые ,

    360 - лучевые ,

    с числовыми значениями .

    Так же роза ветров может отображать, помимо герольдической символики, еще и информацию о направлениях ветров , в течение определенного отрезка времени, например вот так:

    или вот так.

    Так же, для правильного отображения Розы ветров, нам необходимо знать и то, что по окружности поле разбито на Румбы , и всего их 32 румба (то есть румб, это одна тридцать вторая окружности).

    Вот эту Розу ветров еще называют Розой румбов , или Розой компаса , так как она полностью совпадает с картушкой компаса.

    Еще в те далекие времена, когда я был курсантом морского училища, а позже ходил в море и стоял вахты на руле, на капитанском мостике, в рубке, я мог часами лицезреть ее неторопливые покачивания и повороты, то в ту, то в другую сторону, в такт волнам, течениям и ветрам. И досих пор звуки фраз о гиромагнитном компасе заставляют меня перенестись в то далекое прошлое, и окунуться в стихию...

    А что бы правильно изобразить желаемое, надо вооружиться правильными карандашами разной мягкости, ластиком для подтирания и исправления рисунка, точилкой и художественной бумагой, так как она качественнее обычной, если конечно же мы хотим получить в итоге шедевр.

    Подробнее о правилах и технике рисования простым карандашом я уже отвечал ранее, и хочется здесь привестси ссылку на мой ответ в моем же вопросе:

    Каковы основные каноны рисунка простым карандашом? Какие правила?

    Вот небольшая цитата из моего ответа, именно о технике рисования :

    Для этого мы идем в художественный магазин и покупаем набор художественных простых карандашей. Их особенность в том, что все они отличаются по мягкости и твердости. Соответствующая маркировка, о марке карандаша нанесена на нем самом. Смотрим, пробуем. Буква М - мягкий, буква Т - твердый, буквы ТМ - твердо-мягкий, буквы ММ или 2М - очень мягкий и так далее. Здесь же покупаем хорошую точилку, чтобы не обламывала грифель, и правильную стирательную резинку (консультируемся у продавца - должна быть мягкая, чтобы не повреждала бумагу).

    Конечно можно поточить карандаши и ножиком, если умеете, но острие должно быть тоненьким. Доводим до совершенства, стирая излишки о плотную бумагу (формируем острие).

    Чередуя твердые карандаши, которые дают более тонкую линию и более светлый тон рисунка, и мягкие карандаши, которые дают более толстые линии и более темный тон рисунка, мы достигаем глубины и объема рисунка.

    Теперь, когда мы многое знаем о Розе ветров и технике рисования, мы можем нарисовать действительно что нибудь впечатляющее.

    Для того, чтобы начертить розу ветров Вам нужны чистая бумага и карандаши.

    В начале рисуем две перпендикулярно пересекающиеся линии, потом из центра проводим четыре линии под углом 45 градусов. Затем в конце верхней линии отмечаем Север а внизу - Юг. Слева отмечаем запад, с права - Восток. Промежуточные отметки: на верху слева Северо-Запад, внизу - Юго-запад. Верхний правый угол Северо-Восток, нижний - Юго-Восток.

    Далее нам нужны данные о направлении ветров в данной местности. Затем на осях отмечаем дни, которые соответствуют каждому направлению ветра. После этого соединяем конечные точки, а затем в центре пишем число, которое показывает нам, сколько дней было без ветров. получается так называемая Роза ветров.

Для того чтобы правильно нарисовать розу ветров для какого-либо определенного участка местности, Вам необходимо иметь лист бумаги, карандаш, линейку, транспортир и данные «Календаря погоды», где вы в необходимый для расчета промежуток времени отмечали изменения направления ветра.

Если у Вас нет такого «Календаря погоды», то можно использовать внешние данные по определенной местности с сайтов погоды в интернете. При наличии всего требуемого, далее Вам понадобится проделать следующее. Прочертить на листе бумаги две пересекающиеся линии под прямым углом в 90 градусов. Необходимо отметить, чтобы пересечение линий желательно было расположено максимально ближе к центру листа.

Далее нужно прочертить ещё две прямые через центр графика, так, чтобы они являлись биссектрисами прямым углам, образованным первыми линиями. Чтобы определиться, как рисовать розу ветров, необходимо определиться с точностью графика. Мы уже нарисовали оси для розы ветров на 8 румбов.

Значит, будут учтены только такие направления ветра как: север, юг, запад, восток, северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад. Если в данных наблюдения за ветром присутствуют такие направления как юго-юго-восток, запад-северо-запад, северо-северо-запад и т.п., то нам понадобятся оси на 16 румбов.

Для этого по транспортиру нужно выбрать в градусах середины всех получившихся углов и провести через них лучи от центра графика. Так мы получим ещё 4 оси координат. Но для упрощения объяснения мы будем использовать 8-румбовый график. Построить график розы ветров на 16 румбов не сложнее, просто больше аналогичных технических действий.

Для понимания как чертить розу ветров далее, нам необходимо определиться с масштабом графика. На каждой оси будут откладываться отрезки по количеству дней исследуемого периода. Как правило, изучаются периоды в год, квартал или месяц. Соответственно на каждой оси должно уложиться 365, 91 или 31 отрезок, соответствующие дням.

Исходя из этого, выбирается длина отрезка шкалы. Например, для месячной розы ветров будет достаточно 5 мм единичного отрезка, а для годовой - 1 мм. Далее для работы необходимо перейти к данным наблюдения за направлением ветра. Для упрощения возьмем интервал времени в 1 месяц. По этим данным начинаем подсчитывать, с какого направления и сколько дней дул ветер.

В результате составится примерно такая выписка: север – 5, северо-запад – 10, запад – 5, юго-запад – 5, юг – 3, юго-восток – 1, восток – 1, северо-восток – 1. Приступаем к работе с графиком. Важно отметить, что верхний конец вертикальной оси графика принято считать за север. Поскольку мы приняли дневной отрезок месячного графика за 5 мм, то начинаем умножать количество дней направления на миллиметры.

Например, для северного направления получится 25 мм, для северо-западного 50 мм и так далее. Пересчитав все значения, наносим от центра графика по линейке в миллиметрах точки на осях, соответствующих выписанным нами сторонам света. Затем соединяем получившиеся на осях точки плавными линиями от руки карандашом. Полученный рисунок и будет являться искомой нами розой ветров.

Роза ветров – это специальная круговая диаграмма, основанная на векторах, она отражает направление ветра, которое меняется на протяжении всего года. Такие графики используются очень часто в климатологии, метеорологии, также они очень часто необходимы при планировании строительства зданий и взлетно-посадочных полос. Внешне изображение розы ветров можно увидеть достаточно часто в геральдике. Самое распространенное его месторасположение – это на символике НАТО. Итак, давайте рассмотрим, как построить розу ветров.

Подготовка к изображению

Чаще всего в учебных целях розу ветров строят только на уроках краеведения в школах, техникумах и прочих учебных заведениях. Построить розу ветров можно для определенной местности. Очень часто такое задание даётся ученика 7-9 класса школы, с которым они отлично справляются.

Если же вы хотите провести самостоятельную работу по построению розы ветров, то вам понадобится информация о круглогодичном направлении ветра на определенной территории. Снимать информационные данные необходимо на протяжении месяца. Делать это можно либо самостоятельно, либо обратиться за помощью в метеорологическую службу.

Теперь рисуем основу для будущей диаграммы, чтобы затем упорядочить полученные результаты наблюдений. Рисуем систему координат, основные оси которой будут обозначать всем известные стороны света, а именно - восток, север, юг и запад. Теперь между данными линиями проводим промежуточные и обозначаем их как северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Теперь на каждой оси откладываем равномерные деления, которые будут символизировать определенное количество дней. Очень часто одно деление означает один день, в каждом случае может быть по-разному. Именно таким образом можно будет понять, как сделать розу ветров.

Изображаем розу ветров

После того, как данная подготовительная работа будет выполнена, можно приступать к самому построению розы ветров. Подсчитываем, сколько дней дует ветер в каждом направлении, после чего откладываем соответствующее количество делений на каждой из линий. После того как определенное количество черточек будет отложено, можно аккуратно соединить прямыми линиями полученные точки. Таким образом, должен получиться замкнутый многоугольник. Если на данной территории присутствуют безветренные дни, то их можно отметить при помощи кружочка в центре диаграммы. Если же в течение данного отрезка времени ветра вовсе не наблюдалось на указанной территории, то линия, соединяющая точки должна прерваться.

Именно такие действия необходимо выполнить, если вы хотите научиться тому, как делать розу ветров. Теперь после того как вы выполните указные выше действия, вы должны получить для вашего региона розу ветров на определенный период. Длинные линии на ней будут показывать преобладающее направление тех ветров, которые дуют на местность.

Автоматическое построение розы

Таким образом, можно построить розу ветров вручную. Однако существует и другой способ, благодаря которому можно построить розу ветров в автоматическом режиме при помощи приложения Excel. Чтобы понять, как строить розу ветров, необходимо создать файл и в виде таблицы занести в него все данные относительно направления ветров и количества дней. У вас должно получиться несколько столбиков, которые будут означать количество ветреных дней и названия направлений.

Теперь при помощи команды «Вставить» - «Диаграмма» необходимо будет выбрать позицию под названием «Лепестковая диаграмма». Результатом этих действий должно стать появление графического изображения получившейся диаграммы.

Таким образом, построить розу ветров для любого участка земного шара очень просто, достаточно правильно рассчитать количество ветреных дней и их направление. Такое изображение по очертаниям похоже на розу, именно поэтому графическое изображение направления ветра носит название розы ветров.

Место данного урока в теме - урок № 5 в разделе «Атмосфера». На предыдущем уроке дети изучали тему «Ветер», где были проработаны понятия «ветер», «причины образования ветра», «бриз». Данный урок был посвящён ознакомлению с понятиями «направление ветра» и «роза ветров» и формированию умения работать с графиком «Роза ветров». Данный урок тесно связан с последующей темой - «Вода в атмосфере».

Тип урока - урок - практикум

Дидактические принципы обучения, используемые на уроке:

  • объективности, научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности, систематичности;
  • доступности при необходимой степени трудности;
  • наглядности, разнообразия методов.

Технологии, применяемые на уроке:

1. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Большинство учащихся нуждаются в более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению полученной информации, а так же развитию их творческих способностей. На уроке демонстрировалась презентация в программе Power Point.

2. Технология проектного обучения. Правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Компьютер, проектор.

2. Раздаточный материал, ручки двух цветов (красная и синяя), линейка.

Формы работы использованные на уроке - фронтальная, индивидуальная, практическая, работа в группах.

Методы обучения, используемые на уроке - практический (данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся); наглядный (подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений): проблемный (обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения).

Педагогические приемы :

«Ранжирование» - расположение в нужном порядке понятий.

«Экологическая задача» - требует решения проблемных задач.

«Направление ветра» - игра-эксперимент.

«Построение графика» - построение «Розы ветров».

«Дерево самооценки» - осуществление самооценки и взаимооценки работы на уроке.

Построение урока соответствует требованиям ФГОС и включает в себя следующие этапы: актуализация знаний - было предложено установить причинно-следственную связь, отражающую причину формирования ветра с целью подготовки их к восприятию нового материала.

Этап мотивации - детям была предложена экологическая задача, при решении которой ученики сталкиваются с проблемой влияния направления ветра на уровень загрязнения территории. Решению проблемной ситуации способствовала игра-эксперимент, в ходе которой дети определяли направление ветра. Игра одновременно является ступенькой к знакомству с понятием «Роза ветров».

Пробное построение графика осуществляется с помощью алгоритма предложенного в учебнике.

После решённой задачи, предлагаю детям сформулировать тему и цель урока.

На этапе первичного закрепления материала ученикам предложено было выполнить мини-проект - построить розу ветров и определить, какой ветер преобладал в нашем городе в январе 2017 года.

На этапе рефлексии ребята оценивали себя и участников группы с помощью бланка и шкалы оценивания, носящих метапредметный характер, автором которых являюсь я.

В ходе урока были достигнуты планируемые результаты:

Предметные УУД - строить розу ветров; классифицировать ветра; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой;

Метапредметные УУД - выдвигать предположения; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать свою деятельность; оценивать и корректировать свою деятельности на уроке; излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого;

Личностные УУ Д - стали понимать закономерность образования ветра, его влияние на жизнь и здоровье человека.

Используемая на уроке технология проектного обучения и методы работы помогли мне вызвать интерес к теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Построение «Розы ветров»»

Урок-практикум по ГЕОГРАФИИ в 6 классе

ТЕМА: Построение «Розы ветров»

Цель: Научить учащихся строить график, отражающий преобладающее направление ветра и пользоваться полученной информацией.

Задачи:

образовательные: сформировать понятие "роза ветров"; представление о направлении ветра; построении графика «роза ветров»;

развивающие : способствовать развитию познавательного интереса к изучению географии; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее;

воспитательные : экологическое, формирование представления учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0.5 МИН)

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (3 МИН)

Учитель: Я вам предлагаю сыграть в игру. Пригласить по 1 представителю от каждой группы. Раздать листы с высказываниями. Прочитайте текст. Предложить рассмотреть их и определить к какой теме они относятся.

Учитель: А можем ли мы связать все высказывания между собой. Постройтесь в логическую цепочку.

(Дети строятся)

Учитель: А что отображает эта цепочка?

(Ответы детей)

    МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (7 МИН)

Работа в группах

Учитель: Ребята, буквально вчера ко мне попала информация из Департамента по охране окружающей среды. Это – ответ на письмо. Пришло оно от Яблоньки из сказки «Гуси-лебеди». Я предлагаю вам тоже с ней познакомиться (Приложение № 1).

Текст письма

«… Я, Яблонька из сказки «Гуси-лебеди» прошу разобраться в сложившейся ситуации. Я погибаю: появляются пятна на молодых листьях сначала возле основания листа, образуя желтую полосу, а затем по всему листу, ухудшается цветение и завязывание плодов, яблочки мелкие и некрасивые. Помогите установить причину ухудшения моего состояния. Прилагаю план местности, где я произрастаю».

Текст ответа из Департамента по охране окружающей среды:

«Комиссия исследовала территорию вашего произрастания и пришла к выводу, что в почве превышено содержание сажи, оксидов серы, фосфора, азота и тяжёлых металлов, а в воздухе углекислого и угарного газов. Это возможно при близкой утилизации золы, полученной при сжигании угля. Ищите источник загрязнения территории в непосредственной близости к вам. Зона загрязнения отмечена красным ареалом.»


Учитель: Что же может являться источником загрязнения для яблоньки? Почему? Где должна была находиться печка? А что же не учли строители-печники?

(ответы детей)

Учитель: Как можно определить направление ветра? Проведём небольшой

эксперимент.

(Игра-эксперимент «Направление ветра») она же ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Будет ли являться направление полёта мячика направлением ветра? Ваши

предположения?

(Предположение можно проверить по учебнику стр. 121)

ВЫВОД ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (7 МИН)

Учитель: Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика – «Розы ветров». Что это за график, и как он строиться, можно узнать из учебника. Откройте стр.121 и прочитайте об этом.

ЗАДАНИЕ

Учитель: А теперь я предлагаю вам построить «Розу ветров» для Яблоньки по следующим данным и узнать преобладающее направление ветра (Приложение № 2) .

Направление ветра

Количество дней

(Работа в группе. Построение графика. Сравнение с эталоном)

ЭТАЛОН


Учитель: Какая же тема нашего урока была?

Дети: Построение «Розы ветров».

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока?

Цель урока (для детей): научиться строить «Розу ветров»

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

Учитель: Какие задачи мы решали на уроке?

Задачи урока (для детей): 1) Найти информацию о графике;

2) Построить «Розу ветров»;

3) Научиться ею пользоваться.

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (5 МИН)

Учитель: Я предлагаю вам выполнить мини-проект в группе «Построение Розы ветров»

Цель: построить розу ветров и определить, какой ветер преобладал в нашем городе в январе 2017 года.

Задачи:

1). Познакомиться с данными погоды в «Дневнике».

3). Построить «Розу ветров».

4). Определить какой ветер преобладал в Новоуральске в январе 2017 года.

Ход работы

    Знакомство с «Дневником погоды» (Приложение № 3) .

    Подсчитываем количество дней с одинаковым направлением ветра и заполняем таблицу.

Направление ветра

Количество дней

    Строим «Розу ветров» (Приложение № 4)

    Отложите на схеме, где показаны основные и промежуточные стороны горизонта, начиная от центра, сколько дней дули ветры разных направлений.

    Масштаб в 1см – 1 день

    Соедините концы отложенных отрезков.

    Определяем преобладающее направление ветра в Новоуральске в январе 2017 года – ЮЗ

    РЕФЛЕКСИЯ УРОКА (4 МИН)

«Бланк оценки работы в группе»

Ф.И. ученика

Критерии

Кол-во баллов

Оценка

Организовал

Обсуждал

Придумал

Предлагал

Выступал

2 балла – критерий проявлен в полном объёме

10 - 8 баллов – «Ураган» (источник знаний и умений для всей группы) Оценка «5».

7 – 6 балла – «Шторм» (твоя работа в группе была весомой и значимой) Оценка «4».

5 – 4 балла - «Бриз» (твоя работа была непродолжительной, но яркой) Оценка «4».

3 – 2 балла – «Лёгкий ветерок»(мы увидели только одну сторону твоей деятельности) Оценка «3».

1 балл - «Тихий ветерок» (чувствовалось ваше присутствие в группе) Оценка «3».

0 баллов – «Штиль» (мы знаем, что ты есть в группе, но твоей работы мы не увидели)

Проверь, есть ли география в твоём расписании!

Учитель: Ребята, давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Мы достигли поставленной цели? Удалось решить поставленные задачи? Оцените свою работу на уроке (Дерево самооценки)

Мне было комфортно на уроке. Я узнал новую для меня информацию. Научился строить график.

Мне было не комфортно на уроке. Я ничего не понял из нового материала. Так и не понял, как строить график.



    ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (0.5 МИН)

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (0.5 МИН)

§ 18 , стр. 123 «От теории к практике»

По желанию:

    Найти 5 пословиц о ветре;

    Найти информацию о самых сильных ветрах на планете;

    Найти информацию о том, какие есть местные ветры.

Розой ветров называют круговую векторную диаграмму, отражающую направление движения ветра в течение определенного периода. Подобные графики широко используют в метеорологии, климатологии, а также при строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов, жилых массивов и промышленных зон. Стилизованное изображение розы ветров нередко применяется в геральдике. Сегодня его можно увидеть на символике НАТО или старинных географических картах. Только в отличие от настоящих диаграмм, у стилизованного изображения все лучи равной длины.

Вам понадобится

  • "Календарь погоды", дневник наблюдений, линованная бумага в клетку, линейка, карандаш, таблицы Excel

Инструкция

  • В учебных целях розу ветров часто изучают на уроках краеведения и географии, а так же в строительных вузах и техникумах. Построить простейшую розу ветров для определенной местности не сложно. Это задание часто выполняется школьниками 6-9 классов.
  • Для того чтобы построить самостоятельно розу ветров понадобятся данные о ежедневном направлении ветра на протяжении месяца или более. Эти сведения можно получить самостоятельно путем повседневных наблюдений за погодой, а можно так же взять в «Календаре погоды» за исследуемый период.
  • Затем строится основа диаграммы для упорядочивания наблюдений. Для этого начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать четыре главные стороны света – север, восток, юг и запад. Затем, через центр координат проведите дополнительные две оси и отметьте на них промежуточные стороны света: северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад. На каждой оси отложите равномерные деления, символизирующие условное количество дней. Если рассматривается месячный период, интервалы координат могут отражать один день.
  • После выполненной подготовительной работы можно переходить непосредственно к построению розы ветров. Для этого подсчитайте количество дней, на протяжении которых ветер дул в определенном направлении, и отложите их на каждой из осей. Количество дней каждого направления отметьте точкой. Затем аккуратно соедините полученные точки прямыми, чтобы получился замкнутый многоугольник. Количество безветренных дней (штиль) отметьте в кружке центре диаграммы. Если на протяжении изучаемого отрезка времени в каком-то из направлений света ветра не было, соединительная линия в это месте должна прерваться.
  • В результате работы вы получите розу ветров для вашего региона за исследуемый период. Ее лучи будут неравномерны, и наиболее длинные из них покажут преобладающее направление движения ветров на изучаемой территории.
  • Построить диаграмму розы ветров можно и автоматическим способом в приложении Excel. Для этого создайте файл, в который занесите в виде таблицы имеющиеся данные о количестве дней и направлении ветров. Должно получиться два столбика: с названиями направлений света и с количеством ветреных дней. Затем в меню «Вставить» - «Диаграмма» выберите позицию «Лепестковая диаграмма» и следуйте советам мастера построения диаграмм. В результате получите графическое изображение розы ветров.