Истории любви. Ученые раскрыли тайну гибели легендарной летчицы амелии эрхарт Что случилось с амелией эрхарт

Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки Дмитриева Наталия Юрьевна

Амелия Эрхарт

Амелия Эрхарт

Прошло уже более 75 лет со дня необъяснимого исчезновения легендарной американской женщины-пилота Амелии Эрхарт, а интерес к этой странной и запутанной истории не угасает, как и интерес к самой личности этой удивительной женщины.

Когда женщина становится авиатором, это уже само по себе достойно восхищения. Амелия же была не просто одной из женщин-пилотов, а авиатором выдающимся, имеющим яркие достижения и рекорды, благодаря которым ее имя вошло в мировую историю авиации. Она впервые в мире в одиночку осуществила перелет с Гавайских островов в Калифорнию и через Атлантический океан. Уже в самом начале авиационной карьеры, в 1922 г., Амелия установила свой первый мировой рекорд высоты, поднявшись на 4300 м. Ее имя не сходило с первых полос газет.

Неудивительно, что такая страсть к небу вдохновляла Амелию на все новые и новые подвиги. Она не могла остановиться на достигнутом и всегда рвалась побить чужие рекорды. Поэтому, когда в 1932 году знаменитый американский летчик Уилли Пост облетел вокруг земного шара, Амелия Эрхарт задалась целью тоже совершить кругосветное воздушное путешествие. Она готовилась к этому полету в течение пяти лет. И вот, в 1937 г., наконец, решилась. Этот полет должен был стать последним ее великим рекордом, после чего Амелия намеревалась оставить большую авиацию и посвятить себя подготовке молодых пилотов на факультете авиационного отделения Университета Пердью.

Курс должен был лежать вдоль экватора - это самый длинный кругосветный маршрут. Весь мир, затаив дыхание, следил за тем, как протекал полет. Амелия Эрхарт и ее штурман, опытный летчик Фред Нунан, совершали полет на двухмоторном аэроплане «Локхид Электра».

По тем временам это был один из наиболее совершенных летательных аппаратов. Полет осуществлялся с остановками для заправки. Он был почти уже закончен - оставались всего три отрезка пути: из Папуа Новой Гвинеи до острова Хауленд в Тихом океане, затем от него до Гонолулу и, наконец, оттуда до Окланда (штат Калифорния), где полет должен был завершиться.

Роковым оказался перелет к острову Хауленд. Корабль американской морской пограничной охраны «Итаска», помогающий направлять их полет, принял 2 июля 1937 г. последнюю радиограмму с указанием координат аэроплана. Из нее следовало, что «Локхид Электра» находится уже совсем близко к пункту назначения. После этого пилоты несколько раз предприняли попытки установить голосовую связь с командиром судна. Но сделать это не удавалось. Возможно, вышла из строя антенна на борту аэроплана. До острова Хауленд оставались считанные мили, когда связь с аэропланом прервалась, и он был потерян из виду. Что помешало экипажу аэроплана совершить посадку, так и не удалось установить.

Разумеется, незамедлительно были предприняты все возможные меры по поиску пропавшего воздушного судна и его экипажа. Но установить их местонахождение так и не удалось. После двухнедельных тщательнейших поисков было объявлено, что самолет и находившиеся на его борту Амелия Эрхарт и Фред Нунан пропали в море. Официальная версия произошедшего гласила, что на аэроплане кончилось горючее, и он упал в воду. Членов экипажа объявили погибшими.

Но такие результаты поиска не удовлетворили авиационную общественность. Через некоторое время была образована инициативная группа, в состав которой входили видные историки авиации и опытные летчики. Эта группа, существующая и продолжающая свои исследования и по сей день, носит название TIGHAR (Международная Группа по восстановлению исторической правды об авиации). В течение десятилетий TIGHAR вела поиски следов аэроплана и членов экипажа, неоднократно отправляя экспедиции к Тихому океану.

В ходе исследований была выдвинута версия о том, что из-за некоторых нестыковок карты и нарушения связи Амелия Эрхарт и Фред Нунан сбились с курса. Они ошибочно направились не к Хауленду, а к другому острову, носящему ныне название Никумароро, расположенному на 650 км южнее. Предполагалось, что им даже удалось совершить посадку, но аэроплан получил сильные повреждения и не смог больше подняться в воздух.

Сами же Амелия и Фред выжили и провели свои последние дни, ведя на острове жизнь робинзонов.

Нельзя с уверенностью сказать, что все находки, обнаруженные на Никумароро, могли принадлежать только потерпевшим крушение летчикам. Остров не был необитаемым, его населяло небольшое количество аборигенов. Кроме того, туда ежегодно приезжали ловцы жемчуга.

Эта версия тщательно исследовалась не только самой группой TIGHAR, но и многими историками и археологами. Последние признали ее ненаучной. Однако TIGHAR привела многочисленные доказательства своей правоты.

Вот некоторые из их доводов.

1. После исчезновения Амелия еще 5 дней отправляла радиосигналы, исходящие из квадрата, в котором находился остров Никумароро. Это говорит о том, что аэроплан не упал на дно океана, а находился на суше, хоть и поврежденный.

2. В 1940 г. на острове вблизи следов от костра были найдены части женского скелета. Вокруг валялись останки съеденных птиц и черепах. Скелет был отправлен на экспертизу, но патологоанатом сделал заключение, что это останки кого-то из аборигенов, временами приплывавших на остров с соседних населенных островов.

3. Результат экспертизы не удовлетворил членов группы TIGHAR, они организовали экспедицию на Никумароро. На месте предполагаемой стоянки они обнаружили женскую туфлю, косметичку, разбитые флаконы из-под лосьонов, сломанный перочинный ножик.

Странным в этой истории представляется, что все находки могут быть отнесены только к Амелии Эрхарт. Но нет никаких следов пребывания на острове Фреда Нунана. Не были также найдены обломки аэроплана.

Исследователи предполагают, что он мог быть смыт приливными волнами в море. Для установления этого факта необходимо предпринять новую экспедицию, что и планируют совершить члены группы TIGHAR в ближайшее время. Последняя же их экспедиция состоялась в 2012 г., в год семидесятипятилетия таинственного исчезновения Амелии Эрхарт и ее штурмана.

Из книги 100 великих загадок XX века автора

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ АМЕЛИИ ЭРХАРТ …Позади осталась большая часть кругосветного пути, но впереди ждало самое трудное - бросок через просторы Тихого океана. Летом 1937 года американская летчица Амелия Эрхарт совершала полет вокруг Земли. Она не была первой в этом нелегком и

Из книги Фантасмагория смерти автора Ляхова Кристина Александровна

Королева Атлантики. Амелия Эрхарт Знаменитая американская летчица Амелия Эрхарт прославилась тем, что стала первой женщиной, пересекшей Атлантический океан по воздуху. Она трагически погибла, пытаясь установить новый рекорд: облететь на самолете вокруг всего земного

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Амелия Эрхарт: воздушная одиссея с трагическим финалом По натуре и по призванию Амелия Эрхарт была рекордсменкой. Она дважды пересекала по воздуху территорию США от океана до океана, совершила беспосадочный перелет из Мехико в Нью-Йорк, первой из женщин-пилотов

Из книги Великие люди, изменившие мир автора Григорова Дарина

Амелия Эрхарт – легендарная летчица Об Амелии Эрхарт у нас знают немногие, в отличие от Соединенных Штатов и Западной Европы, где она остается одной из самых популярных исторических фигур вот уже на протяжении многих десятилетий. Если проводить аналогии, то ее

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Лив Тайлер медитирует? Да и она это не скрывает.

    ✪ Авиаторы - 2009.10.18

Субтитры

Биография

Ранние годы

Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в городе Атчисоне (штат Канзас) в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

С ранних лет сёстры Эрхарт пользовались необычайной, для того времени, свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10 лет Амелия впервые увидела самолёт , но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».

Со временем финансовое положение семьи ухудшилось; Эдвин Эрхарт начал сильно пить, что постепенно погубило его карьеру адвоката. В поисках новой работы семья несколько раз переезжала - сначала в Де Мойн (Айова), затем в Сент Пол (Миннесота). К 1915 году семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок… В итоге Эми, забрав дочерей, переехала к родственникам в Чикаго . Тем не менее, осенью 1916 года, использовав деньги, полученные по завещанию, мать отправила Амелию в элитный колледж Ogontz School в Пенсильвании .

Приобретённую известность Эрхарт использовала как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей, в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в традиционно «мужские» профессии, в особенности в авиацию. За короткое время она опубликовала в прессе множество статей о развитии и перспективах авиации, на эту же тему она читала публичные лекции во многих городах страны. Эрхарт была убеждёна в большом будущем коммерческих авиаперевозок; она стояла у истоков организации нескольких крупных регулярных авиалиний США. Она любила заканчивать свои публичные выступления фразой, обращённой к слушателям: «До скорой встречи на трансатлантической авиалинии!»

Замужество

В начале 1931 года Амелия Эрхарт приняла предложение о браке своего «пресс-агента» и делового партнёра Джорджа Путнама, который к этому времени развёлся с первой женой. Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла 7 февраля 1931 года в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортёров не был на неё допущен, и уже через два дня молодожёны вернулись к своей работе. По мнению большинства друзей и родственников, их брак оказался удачным и был организован на тех принципах равноправного партнёрства и сотрудничества, которые исповедовала Амелия. Тем не менее, некоторые из журналистов, незнакомых с семьёй, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия, однако, была опровергнута в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в том числе их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.

Зенит карьеры: достижения, известность, общественная деятельность

Весной 1931 года Эрхарт одной из первых женщин-пилотов осваивает автожир ; в апреле она установила на нём новый мировой рекорд высоты - 18 451 фут. На рубеже 1920-1930-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолётам. В реальности, однако, первые образцы автожиров славились высокой аварийностью, особенно на взлёте и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна - многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся - пилоты на фирме окрестили «Чёрной Марией» («Black Marie»), поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что, «вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов».

Тем не менее, весной 1931 года Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересёкшим на автожире «Питкэрн PCA-2» всю территорию США; чистое время в полёте составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией.

Проблемы, однако, «настигли» её на обратном пути. В городе Абилин (штат Техас) во время взлёта на пути автожира оказался «пыльный дьявол» - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и оторвавшийся от земли, упал на неё с высоты нескольких метров и полностью разрушился. При этом, однако, Эрхарт оказалась даже не ранена. На следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир, и лётчица продолжила свой путь на восток.

1932 год - одиночные полёты через Атлантику

На следующий год Амелия Эрхарт стала первой женщиной, принявшей участие в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикса. Гонка 1933 года была отмечена целой чередой тяжёлых аварий и катастроф с гибелью пилотов и самолётов. Эрхарт была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако «подвела матчасть» - неполадки в моторе привели к сильному перегреву, а затем вибрация разрушила крепление верхнего входного люка кабины; воздушный поток сорвал люк, крышка которого чуть не снесла киль самолёта. В результате Эрхарт пришла третьей.

Через несколько дней Эрхарт побила собственный прошлогодний рекорд на трансамериканском маршруте, устанавливая новое рекордное время в полёте - 17 часов 7 минут 30 секунд. При этом незадолго до завершения перелёта вибрация и воздушный поток снова разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль - до посадки - Эрхарт вела самолёт одной рукой (другой приходилось удерживать крышку люка над головой, так как, если бы её сорвало, она могла бы повредить или снести киль самолёта).

Другие одиночные полёты

На обратном пути Эрхарт установила новый мировой рекорд, преодолев дистанцию между Мехико и Нью-Йорком за рекордные 18 часов 18 минут. При этом она также оказалась первым человеком, преодолевшим весь Мексиканский залив по воздуху по прямой. Погода в этом районе известна своей непредсказуемостью, частыми внезапными изменениями и штормами - включая знаменитые флоридские ураганы. Поэтому стандартной практикой пилотов того времени являлось лететь только вдоль береговой линии - включая Чарльза Линдберга , установившего предыдущий рекорд скорости на маршруте Мехико - Вашингтон. Благодаря прямому курсу Амелии удалось улучшить время Линдберга на 14 часов, пройдя дистанцию до Вашингтона за 13 ч. 6 минут.

К середине 1930-х годов Амелия Эрхарт прочно вошла в самые высокие круги американского истеблишмента . Она стала близким другом президентского семейства и совершала ночные полёты над Вашингтоном с супругой президента Элеонорой Рузвельт; первая леди мечтала научиться сама управлять самолётом, и Эрхарт давала ей частные уроки.

Поиски

Когда, по расчётам, на борту «Локхид-Электра» закончилось топливо, ВМС США немедленно начали поисково-спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая крупнейший в мире авианосец «Лексингтон » и линкор «Колорадо », покинув базы в Калифорнии и на Гавайских островах, срочно направились в центральную часть Тихого океана. Корабли и 66 самолётов в течение 2 недель осмотрели 220 000 квадратных миль водной поверхности; было проверено множество небольших необитаемых островов и рифов, но все усилия оказались безрезультатны. Через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане. Таким образом, несмотря на беспрецедентные поиски, найти Эрхарт так и не удалось. 5 января 1939 года она была объявлена умершей , хотя неофициальные поиски продолжались и значительно позже и фактически предпринимаются и в наше время. В мае 2013 года было объявлено, что предполагаемые обломки самолёта обнаружены сонаром в районе атолла Никумароро в архипелаге Феникс .

Альтернативные версии

По окончании поисков не все приняли официальное мнение о причинах катастрофы на веру. Основанием для этого была геополитическая обстановка, сложившаяся на Тихом океане к середине 1930-х годов. В этот период основным потенциальным противником США на международной арене была Японская Империя. Вопреки международным соглашениям, японцы активно строили военные объекты на переданных под их управление бывших германских островах в Тихом океане. При этом они категорически отвергали возможность любой международной инспекции и жестоко пресекали все попытки проникнуть за «

Об Амелии Эрхарт в России знают далеко не все, в отличие от Соединенных Штатов и Западной Европы, где она остается одной из самых популярных исторических фигур на протяжении нескольких десятилетий.

Если проводить аналогии, то ее вполне можно назвать «Чкаловым в юбке». Впрочем, для своих современников Амелия Эрхарт была величиной, подобной Гагарину .

Дитя свободного воспитания

Амелия Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в городе Атчисон, штат Канзас, в семье Эдвина и Эми Эрхартов . Отец ее был успешным адвокатом, мать тоже имела отношение к юриспруденции - она была дочерью местного судьи.

Родители Амелии для своего времени были весьма прогрессивными людьми, поэтому и сама будущая летчица, и ее младшая сестра имели возможность широкого выбора интересов и развлечений.

Амелию тянуло к мужским забавам - она отлично ездила верхом, стреляла, плавала, играла в теннис, обожала приключенческую литературу. Девочку не просто принимали в свои игры мальчишки, но она становилась их заводилой.

При всем этом Амелия хорошо училась.

Праздник детства подошел к концу, когда запил отец. Его карьера покатилась под откос, а семья погрузилась в бедность.

Дорога в небо длиной в 10 минут

Первый самолет Амелия увидела в детстве, но он ей не понравился. В 1917 году девушка побывала в госпитале, где лежали раненые солдаты с фронтов Первой Мировой войны. После этого визита Амелия отправилась на курсы медсестер, подумывая о карьере медика.

Все изменилось в 1920 году, когда, к тому времени уже студентка, Амелия Эрхарт попала на выставку летательных аппаратов в Калифорнии, где из любопытства отправилась в показательный полет в качестве пассажира.

Новые ощущения потрясли Амелию - она захотела пережить их уже не в качестве пассажира, а в качестве пилота. В январе 1921 года она стала брать уроки пилотажа у одной из первых женщин-пилотов в мире Аниты Снук .

Первый рекорд

Здесь проявился авантюрный склад характера Амелии Эрхарт. Инструктору неоднократно приходилось брать управление на себя, чтобы пресечь попытки начинающей летчицы пролететь под линиями электропередач. Ну чем не Чкалов с его знаменитым пролетом под мостом?

Обучение пилотажу в начале 1920-х годов было крайне недешевым удовольствием, потому Амелии приходилось крутиться, как белке в колесе - она работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, водителем грузовика и даже выступала в мюзик-холле.

Летом 1921 года она приобрела свой первый самолет — биплан «Киннер Эйрстер», к неудовольствию Аниты Снук. Опытная летчица считала, что ее ученица необдуманно рискует, ибо «Киннер» был крайне ненадежной машиной.

У Амелии было свое мнение - в октябре 1922 года на этом самолете она поднялась на высоту 4300 метров, что было мировым рекордом среди женщин. Навыки пилотирования Эрхарт оттачивала в «воздушных родео» — очень популярных тогда имитациях воздушных боев, проходивших на различных аэродромах США для развлечения публики.

В 1923 году Амелия Эрхарт стала 16-й женщиной в мире, получившей лицензию пилота от Международной авиационной федерации.

Правда, самолет вскоре после это пришлось продать из-за недостатка денег. Девушка с матерью переехала в Бостон, где работала учительницей английского языка в детском доме.

«Мешок с картошкой» над Атлантикой

Амелия работала учительницей, а в свободное время повышала летные навыки на ближайшем аэродроме. Прорыв в карьере ей косвенно обеспечил летчик Чарльз Линдберг , совершивший в 1927 году первый успешный перелет над Атлантическим океаном в Европу.

На волне феминизма женщинам потребовалась своя героиня. Таковой захотела стать миллионерша Эми Гест . В содружестве с нью-йоркским издателем Джорджем Палмером Путнамом они организовали полет: приобрели самолет «Фоккер» F - VII, пригласили пилота Уилмера Стульца и бортмеханика Лу Гордона .

Когда все уже было практически готово, возмутились родственники Эми Гест - они были категорически против ее участия в полете. Тогда дама начала искать себе замену: «американку, умеющую пилотировать самолёт, и обладавшую симпатичной внешностью и приятными манерами».

Авиационные специалисты подсказали увлеченной миллионерше имя Амелии Эрхарт, которое уже было достаточно известно среди летчиков.

17 июня 1928 года «Фоккер» с экипажем из трех человек стартовал с острова Ньюфауленд и менее чем через 21 час успешно приводнился у побережья Англии.

Газеты восторженно писали о «первой женщине, совершившей трансатлантический перелет», но сама Амелия было недовольна. Из-за тяжелых погодных условий и недостатка опыта управления многомоторными самолетами, вели «Фоккер» мужчины.

— Меня просто везли, как мешок с картошкой, — заявила летчица репортерам.

Опасные достижения

Впрочем, очень быстро Амелия успокоилась. Этот перелет принес ей славу, популярность, деньги, а главное — возможность и дальше заниматься любимым делом.

В 1929 году она сформировала первую международную организацию женщин-пилотов «99» (название дано по числу ее первых участниц), и стала участвовать в воздушных гонках и в установлении различных рекордов.

В ноябре 1929 года она побила мировой рекорд скорости, разогнав самолет «Вега» компании «Локхид» до 197 миль в час.

Незадолго до этого случился эпизод, который много говорит об Амелии Эрхарт как о человеке. Она уверенно лидировала в первой женской воздушной гонке Калифорния — Огайо, но на старте заключительно этапа увидела, как на выруливании на взлет загорелся двигатель самолета ее главной соперницы, Рут Николс . Амелия заглушила мотор, бросилась к самолету Николс, вытащила ее из горящей машины и оказала первую помощь. Этот поступок отбросил Экхарт на третье место в гонке, но она об этом никогда не жалела.

В 1931 году летчица освоила автожир - летательный аппарат, представляющий собой нечто среднее между самолетом и вертолетом; она поднялась на нем на рекордную высоту, а затем первой перелетела на нем через Америку.

В мае 1932 года Амелия Эрхарт совершила то, о чем давно мечтала - в одиночку перелетела через Атлантику. Это не удавалось никому после Линдберга - несколько опытнейших пилотов сгинули в океане во время попыток повторения его рекорда. Амелия и сама была на волосок от гибели - перелет проходил в труднейших условиях, из-за отказа ряда приборов в условиях шторма с грозой ее самолет сорвался в штопор над океаном. Ни связи, ни поддержки у летчицы не было - она могла рассчитывать только на себя. Каким-то чудом ей удалось выровнять машину над волнами. Она дотянула до Северной Ирландии, где успешно приземлилась.

Это был невероятный триумф, затмивший прежние успехи. Амелия Эрхарт стала национальной героиней США. Но она продолжала летать и бить рекорды - в январе 1935 года она в одиночку пролетела над Тихим океаном от Гавайских островов до Окленда, штат Калифорния. На этой трассе погибло столько пилотов, что полеты по ней были запрещены. Исключение сделали для Амелии Эрхарт, и она справилась.

Замужество

В феврале 1931 года Амелия Эрхарт вышла замуж за Джорджа Путнама - того самого, который помогал Эми Гест организовывать перелет над Атлантикой. Путнам после этого работал вместе Амелией, помогая ей реализовывать все новые и новые проекты, одновременно занимаясь вопросами пиара летчицы.

Некоторые были убеждены, что брак между «воздушной амазонкой» и преуспевающим бизнесменом построен исключительно на расчете, однако это не так. В 2002 году была опубликована личная переписка Путнама и Эрхарт, которая не оставляет сомнения - они действительно любили друг друга.

С 1934 года супруги жили в Калифорнии, где были наилучшие погодные условия для полетов круглый год. В 1936 году прославленная летчица, подруга жены президента США Элеоноры Рузвельт , одна из самых влиятельных женщин страны, стала сотрудничать с университетом Пардью в Индиане, занимаясь исследованиями по аэронавтике.

Одновременно Эрхарт возглавляла собственную летную школу.

Возраст Амелии приближался к 40 годам, и она собиралась поменять свою жизнь. Репортерам она говорила, что век «гонок за рекордами» в авиации подходит к концу, и на первый план выходят вопросы надежности, где главными станут не асы пилотажа, а инженеры-конструкторы. Она собиралась заняться научными исследованиями и посвятить время семье - летчица хотела, наконец, завести ребенка, на что у нее раньше не было времени.

Но прежде, чем поменять свой образ жизни, Амелия Эрхарт собиралась поставить свой самый выдающийся рекорд, облетев вокруг земного шара.

Роковой полет

Летчица никогда не искала легких путей, потому маршрут был проложен максимально длинный, как можно ближе к экватору.

Первый старт двухмоторного моноплана «Локхид-Электра» L-10E с экипажем в составе Амелии Эрхарт, а также штурманов Гарри Мэннинга и Фредерик Нунана , состоялся 17 марта 1937 года. Первый этап прошел успешно, но при старте с Гавайев не выдержало шасси, и самолет попал в аварию. Искалеченный самолет был заполнен топливом, но чудом не взорвался.

Люди суеверные могли бы счесть это знаком свыше, но Амелия не была бы сама собой, если бы не попробовала вновь.

После капитального ремонта самолета в США Эрхарт 20 мая 1937 года начала вторую попытку, теперь уже с одним штурманом - Фредериком Нунаном.

Ко 2 июля Эрхарт и Нунан успешно преодолели 4/5 всего маршрута. Однако самый сложный перелет был впереди. 2 июля самолет летчицы стартовал с побережья Новой Гвинеи и через 18 часов полета над Тихим океаном должен был приземлиться на острове Хоуленд.

Остров Хоуленд представляет из себя клочок земли длиной 2,5 километра и шириной 800 метров, выступающий над уровнем моря всего на три метра. Обнаружить его посреди океана со средствами навигации 1930-х годов - задача труднейшая.

На Хоуленде для Амелии Эрхарт специально построили взлетно-посадочную полосу, там ее ждали представители властей США и репортеры. Связь с самолетом поддерживал корабль сторожевой охраны, выполнявший роль радиомаяка.

К расчетному времени летчица сообщила, что находится в заданном районе, но ни остров, ни корабль не видит. Судя по уровню последнего радиосообщения, принятого с борта самолета, «Локхид Электра» был где-то совсем рядом, но так и не появился.

Когда прекратилась связь и должно было кончиться топливо в самолете, ВМС США начали самую масштабную поисковую операцию в своей истории. Однако обследование 220000 квадратных миль океана, многочисленных маленьких островков и атоллов не дало никакого результата.

5 января 1939 года Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан официально были признаны погибшими, хотя точной информации об их судьбе нет до сих пор. По одной версии, истративший топливо самолет просто рухнул в океан, по другой, Эрхарт посадила самолет на одном из маленьких островков, но при посадке экипаж лишился связи и получил тяжелые ранения, что привело к их гибели. Есть и третье предположение - Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан, совершив аварийную посадку, оказались в плену у японцев, строивших на расположенных в этой части Тихого океана островах свои военные базы. Якобы летчики провели несколько лет в плену, и были казнены в конце войны.

Версий много, но доказать с абсолютной точностью пока не удалось ни одну из них. Поэтому загадка последнего полета Амелии Эрхарт остается неразгаданной.

Эксперты провели новую антропологическую экспертизу останков, обнаруженных в Тихом океане в 1940 году. Специалисты пришли к выводу, что они принадлежат Амелии Эрхарт, первой женщине-пилоту, пересекшей Атлантику. Она бесследно исчезла, отправившись в полет на своем самолете 2 июля 1937 года, пишет Science Alert .

Поиски останков летчицы продолжались два года с момента ее исчезновения. Когда в 1940 году на необитаемом острове Никумароро в Тихом океане обнаружили скелет, эксперты посчитали, что он принадлежит мужчине. Однако профессор антропологии из университета Теннесси Ричард Джанц выяснил, что предплечья скелета были длиннее обычного. Такое расположение костей типично для белых женщин, которые родились в конце XIX века. Сам скелет не сохранился, поэтому специалисты проводили экспертизу фрагментов.

Мы, конечно, не доказали, что человеком, умершим на необитаемом острове, была именно Амелия Эрхарт, но это существенная порция данных, которая склоняет чашу весов в этом направлении, - отметили эксперты.

На острове, где нашли скелет, также обнаружили несколько вещей, которые могли принадлежать летчице. Это остатки летной куртки, зеркало, фрагменты алюминиевых листов и косметический крем от веснушек. Это позволило ученым сделать предположение, что Эрхарт провела последние дни или месяцы своей жизни на этом острове. Ранее считалось, что ее самолет "Локхид" израсходовал топливо и упал в воду. Поэтому поиски останков в основном проводились в воде.

Утонула в океане или попала в плен к японцам

Американка исчезла над Тихим океаном вместе со своим штурманом Фредом Нунаном. Они совершали кругосветный перелет и на момент катастрофы преодолели 80 процентов маршрута. Амелия так и не приземлилась на остров Хоуленд, на котором ей приготовили полосу для промежуточной посадки, хотя находилась рядом.

Последняя принятая от неё радиограмма была: "Мы на линии 157-337… Повторяю… Повторяю… мы движемся по линии". Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился. Не последовало и новых радиопередач.

Существует также альтернативная версия гибели летчицы. Свидетели утверждали, что видели Амелию и ее пилота в плену у японцев на острове Сайпан. Их обвинили в шпионаже и держали в тюрьме Гарапана. Штурмана Фреда, якобы, убили японцы вскоре после пленения, а перед высадкой американских войск на Сайпан японцы казнили Эрхарт вместе с несколькими другими американскими пленными.

В ТЕМУ

10 самых таинственных катастроф в истории авиации


1. 1937 г. Амелия Эрхарт.

2. 1944 г. Гленн Миллер - легендарный американский джазмен, тромбонист - исчез во время перелета из Англии во Францию. Он должен был подготовить выступление своего оркестра в освобожденном Париже. Самолет пропал где-то над Ла-Маншем. Обломки и останки найдены не были. Эксперты предполагают: небольшой одномоторный "Норсман С-64" майора Гленна Миллера был сбит по ошибке союзниками.

3. 1945 г. Звено № 19: Пять бомбардировщиков-торпедоносцев ВВС США бесследно исчезли в районе Бермудского треугольника. Что положило начало бесчисленным историям о мистических событиях в этой аномальной зоне. Никаких следов бомбардировщиков найдено не было. Исчез и самолет, который был отправлен на их поиски.

4. 1947 г. Star Dust: Транспортный самолет Avro Lancastrian, принадлежавший компании British South American Airways, пропал без вести в полете из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Сантьяго (Чили). Перед исчезновением послал странное сообщение, которое так и не было расшифровано.

Более 50 лет судьба рейса оставалась неизвестной, пока обломки самолета не нашли в 1998 году альпинисты на горе Тупунгато в Аргентинских Андах. Он вроде бы врезался в нее на полном ходу.

5. 1962 г. Авиакомпания Flying Tiger Line, рейс № 739: самолет Lockheed Super Constellation со 107 пассажирами на борту должен был сесть на Филиппинах на пути во Вьетнам. Но пропал. Поиски никаких результатов не дали.

6. 1944 г. Антуан де Сент-Экзюпери - французский летчик, писатель и поэт, автор "Маленького принца", выполняя разведывательный полет, исчез над Средиземным морем. Обломки его самолета "Локхид Р-38" были обнаружены лишь в 2000 году. В 2008 году появились воспоминания немецкого летчика, который уверял, что именно он на своем "Мессершмитте" сбил Антуана. Но свидетелей боевого столкновения не нашлось, немцу не засчитали победу. А на обломках "Локхида" не было обнаружено пробоин.

7. 2003 г. "Боинг 727-223"

№ 844AA: самолет взлетел без разрешения из аэропорта Луанды в Анголе. Диспетчеры пытались установить с ним связь, но никто не отвечал. Молчал и трансподер, реагирующий на сигналы радаров.

ЦРУ и ФБР искали самолет по всему миру, описывая как серебристый с синей, белой и красной полосами на борту. По официальной версии, самолет, переделанный для перевозки дизельного топлива, угнал бортинженер Бен Чарльз Падилла. Он пропал одновременно с самолетом. Куда он его угнал? И зачем?

8. 2007 г. Стив Фоссет - знаменитый американский бизнесмен и путешественник на воздушных шарах, самолетах, на дирижаблях и парусниках - разбился на одномоторном самолете во время полета над пустыней Невада. Год о его судьбе ничего не было известно. К поискам подключились пользователи интернета, рассматривая снимки со спутников. Но нашли Фоссета туристы - в труднопроходимых горах Минаретс, примерно в 9 километрах к западу от горнолыжной курортной зоны Маммот. Почему разбился путешественник, неизвестно.

9. 2009 г. "Эр Франс", рейс № 447: над Атлантикой пропал

"Аэробус А330", следовавший из Рио-де-Жанейро в Париж. И его следы искали долго и безуспешно. Основные останки были обнаружены на большой глубине спустя год. Все 228 человек, находившихся на борту, погибли. Самолет по какой-то загадочной причине, набрав высоту почти в 12 тысяч метров, рухнул вниз.

Считается, что ошибся экипаж, не разобравшись в показаниях приборов, регистрирующих скорость и высоту.

10. 2014 г. "Боинг 777-200": лайнер, направлявшийся из столицы Малайзии Куала-Лумпур в Пекин, исчез 8 марта, находясь над Южно-Китайским морем. Никаких следов 239 пассажиров и членов экипажа, никаких обломков не найдено, хотя в операции по поиску задействовано несколько десятков стран. С каждым днем ситуация только запутывается: версию о катастрофе спустя неделю сменила гипотеза о похищении. Но появляются все новые и новые - противоречивые - данные о том, в какую сторону мог бы направиться лайнер. Диапазон - от Афганистана до Австралии.

Амелия Эрхарт вместе со штурманом Фредом Нунаном вылетели из Майами 1 июня 1927 года, чтобы облететь весь земной шар на двухмоторном самолете «Локхид Электра». Амелия первой из женщин пересекла на самолете Атлантику, а этот полет должен был стать ее последним рекордом. Но 2 июля и пилот, и штурман пропали над Тихим океаном. Как считает следствие, плохая погода помешала найти им крошечный остров, где планировалось сделать дозаправку. Существует и другая версия, что летчики не разбились, а попали в плен. Спустя 80 лет после катастрофы была найдена фотография, которая это косвенно подтверждает.

Девушка с необычным хобби

interviewmg

Амелия Эрхарт родилась в 1897 году в семье юристов. Ее папой был адвокат, а мама была дочкой местного судьи. Семья жила в небольшом городке в Канзасе. Амелия была подвижным ребенком, и интересы у нее были неподобающие для девочки. Она любила лазать по деревьям, охотилась на крыс с ружьем. В 7 лет она построила вместе со своим дядей горку с трамплином. От шишек и ссадин ребенок не плакал. Ее пробный спуск с горки закончился порванным платьем и разбитой губой, но девочка была в восторге.

В 1918 году Амелия с подругой попали на авиашоу, где девушка поняла, что хочет летать. Летчик одного из самолетов, выполнявших фигуры пилотажа перед зрителями, решил ради шутки «нырнуть» в их сторону. Вместо того чтобы броситься прочь или пригнуться, девушка осталась стоять; самолет пронесся неподалеку. «Я тогда этого не поняла, но верю, что этот красный самолет что-то такое мне сказал», - вспоминала она потом.

dic.academic

Несколько лет спустя девушка впервые поднялась в воздух на калифорнийском авиасалоне. Всего за 10 долларов ее прокатил знаменитый пилот и авиагонщик Фрэнк Хоукс. Полет был недолгим - всего 10 минут. Но Амелию это приключение сильно впечатлило, и она пошла учиться на летчицу. Спустя год девушка поставила свой первый рекорд, поднявшись на высоту 4300 метров; прежде так высоко не поднималась ни одна женщина-пилот.

Эрхарт удалось накопить на подержанный ярко-желтый биплан, которому она дала трогательное имя Канарейка. В 1923 году она получила лицензию на полеты, став 16-й дипломированной летчицей в мире. При этом девушка испытывала серьезные финансовые трудности, так как ее родители развелись. Ей приходилось по-разному зарабатывать на самолеты и обучение, в частности, и обслуживать их.

Через Атлантику в гордом одиночестве

flytothesky

Полет, который так прославил ее, в действительности был совершен по случайности. На месте Амелии должна была быть совсем другая девушка - авиаэнтузиастка Эми Гест, которая купила подходящий самолет и тайно готовилась к трансатлантическому перелету. Но, увы, об этом узнали ее родственники, и план сорвался. Нужно было найти девушку с опытом пилотирования, при этом приятной внешности. Эми Гэст порекомендовали Эрхарт.

У нее уже был налет в 500 часов, ее командиром команды, но в полете летчице даже не дали управление. «Меня везли, как мешок с картошкой», - вспоминала она позже. Тем не менее Эрхарт прославилась, а на родине экипажу устроили прием в Белом доме. Год спустя она стала президентом организации женщин-пилотов «Девяносто девять», названной так по числу ее участниц; в том же году прошла первая женская воздушная гонка, в ней приняла участие и Эрхарт.

Первый успех воодушевил Амелию. В мае 1932 Эрхарт повторила свой трансатлантический маршрут, но в этот раз абсолютно одна. Такой полет удавалось сделать только американцу Чарльзу Линдбергу, который в 1927 году пролетел от Нью-Йорка до Парижа. Полет прошел не без приключений. Сначала девушка попала в сильный шторм, потом из-за обмерзания фюзеляжа сорвалась в штопор, «поймав» самолет и чуть не разбившись. Самолет очень сильно потрепало, поэтому она не смогла долететь до Франции. Приземлилась девушка в Северной Ирландии на заднем дворе чье-то фермы. За полет ей вручили в США Крест летных заслуг, который до этого давали только мужчинам-военнослужащим, а во Франции наградили орденом Почетного легиона. Свой полет она считала доказательством, что «мужчины и женщины совершенно равны в уме, координации, скорости реакции и силе воли».

Личная жизнь отважной летчицы

worldofwarplanes

Эрхарт вышла замуж за издателя Джорджа Путнама. Свой брак она считала равноправным партнерством, так как муж поддерживал ее летную карьеру. В 1935 году она вновь совершила одиночный полет и в этот раз пересекла Тихий океан. После этого героического полета женщина начала задумываться о детях. В интервью она также говорила о том, что эра героических пилотов прошла, а ей на смену идет эпоха гражданской авиации и гениальных инженеров. Чтобы достойно завершить свою карьеру, она решила совершить полет вокруг света по максимально протяженному маршруту (по экватору). В последнем письме к мужу она писала: «Я хочу это сделать, потому что я так хочу. Женщины должны пытаться делать то, что пытались мужчины. И если мы терпим поражение - пусть это станет стимулом для других».

Последний полет

peoples

Первая попытка облететь вокруг света провалилась: на разгоне у самолета подломилось шасси, и он рухнул на взлетную полосу. Второй старт кругосветки был назначен на 1 июня 1937 года, Эрхарт и ее штурман Фред Нунан вылетели из Майами на переоборудованном самолете «Локхид Электра» и к концу месяца добрались до Папуа - Новой Гвинеи.

До завершения маршрута им оставалось лишь 11 тысяч километров над Тихим океаном. Согласно разработанному плану, они должны были остановится на дозаправку на острове Хауленд. На этом крошечном островочке шириною в 800 метров была специально построена взлетная полоса. Неподалеку дежурил корабль береговой охраны, а еще два судна должны были служить своего рода маяками по пути. Однако погода внесла свои коррективы, кроме того, радиосвязь работала с перебоями. До острова они так и не долетели.

dic.academic

Эрхарт, Нунана и их «Электру» искали две с лишним недели; это была крупномасштабная и дорогостоящая поисковая операция, в которой участвовали как американские авианосцы, так и воздушный флот. Но все было безрезультатно. Через два года Амелию признали погибшей, а на острове поставили маяк в ее честь. В 1967 году американка Энн Пеллегрино повторила ее маршрут с командой из трех человек. Полет она посвятила погибшей Эрхарт.

Никаких достоверных свитедетельств о том, что летчик и штурман могли выжить (или сесть на какой-нибудь остров), существует немало таких версий. Например, в 1940 году на необитаемом острове нашли останки, которые сначала посчитали мужскими, но в 2016 году ученые пришли к выводу , что это могла быть и женщина. Некоторые исследователи инцидента считают, что пилоты ловили сигналы о помощи: всего со 2 по 6 июля их было около сотни. Возможно, что Эрхарт действительно приземлилась и какое-то время была жива. Другая популярная теория - что самолету удалось приземлиться на одном из островов в Тихом океане, где располагалась тайная японская военная база, и американских летчиков взяли в плен.

Новая улика прольет свет на происшествие?