Г волчек. Прикованная к инвалидной коляске, худрук театра современник галина волчек продолжает трудиться. Биография и личная жизнь Галины Волчек

Вконтакте

Одноклассники

Галина Волчек

На траурную церемонию по Нине Дорошиной художественного руководителя театра “Современник” 84-летнюю Галину Волчек привезли в инвалидном кресле. Черные очки в сочетании с траурным платком добавляли скорбности и без того далекой от цветущего вида актрисе и режиссеру. У неё был вид измученной и больной.

Галина Борисовна в нынешнем году будет праздновать 85-летие. Она старше всех ведущих артистов “Современника” – Лии Ахеджаковой, Валентина Гафта, Марины Нееловой. И пережила всех, с кем начинала создавать “Современник” – Нину Дорошину, Олега Табакова, Олега Ефремова. Но с годами ей все сложнее руководить, ставить спектакли, быть в строю…

У Галины Борисовны много проблем по здоровью. Многие, первый раз увидев ее в инвалидном кресле, даже шептались, что известный режиссер парализована. В действительности же у нее большие проблемы с позвоночником – межпозвонковая грыжа. Волчек – дама с формами, из-за этого вес ее тела давит на межпозвоночные диски, создавая мучительную боль и мешая передвигаться без поддержки. Причем с 2014-го года болезнь как отмечают в театре, дает все больше о себе знать.

Волчек наблюдалась у врача Ильи Пекарского – одного из наиболее знаменитых вертебрологов и спинальных хирургов в Израиле и мире, который в свое время лечил Евгения Плющенко. Но делать операцию Галина Борисовна не стала. Так как все, кто знаком с данной проблемой, знают, что операции на позвоночнике – одни из самых опасных. Делается МРТ, и только если становится понятно, что грыжа сдавливает спинной мозг или его корешки, назначается хирургическое вмешательство, но и оно не гарантирует 100% успеха. А Волчек сделать операцию не позволяет больное сердце. Нужно сказать, что бесконечные стрессы и нервы в жизни худрука и режиссера привели также к проблемам легкими и к гипертонии.

Огромный букет цветов преподнес имениннице президент Российской Федерации Владимир Путин. Не пропустила день рождения своей близкой подруги и Алла Пугачева.

Торжество в честь именинницы было устроено в стенах ее родного театра «Современник», которым Волчек руководит с 1972 года. Галине Борисовне вручили телеграмму, подписанную первым лицом государства.

«Вера в высокое предназначение искусства, ответственное отношение к своему призванию, любовь к родному театру и зрителям - в полной мере воплотились в Вашем вдохновенном творчестве, в служении российской культуре, людям, стране, снискали Вам непререкаемый авторитет и огромное уважение», – цитирует послание российского президента пресс-служба Кремля.

Своего режиссера и педагога поздравила Кристина Орбакайте, которая с недавнего времени играет главную роль в спектакле Галины Волчек «Двое на качелях». И Алла Борисовна Пугачева приготовила прочувствованную речь для своей дорогой подруги. Легендарные женщины тесно общаются на протяжении долгих лет и нередко появляются вместе на различных мероприятиях. Глядя на фото, многие не преминули отметить, что в свои 85 Галина Волчек выглядит ничем не хуже Аллы Борисовны Пугачевой, которая готовится к 70-летнему юбилею.

Режиссер передвигается преимущественно на инвалидной коляске, но это ничуть не мешает ей продуктивно руководить театром.

Галина Волчек стояла у истоков образования театра «Современник». Вместе с группой молодых артистов под предводительством Олега Ефремова, она создала труппу, которая внесла струю свежего воздуха в затхлый театральный мир. Своей первый спектакль Галина Борисовна поставила, когда ей было всего 29 лет. Именно ей коллектив театра доверил руководство, когда Олегу Ефремову предложили возглавить МХАТ.

Первым мужем Галины Волчек был прославленный артист Евгений Евстигнеев. В этом браке появился на свет их общий сын Денис. Семейный союз продержался всего девять лет. У Евстигнеева появилось романтическое увлечение на стороне, и Волчек сама собрала ему чемодан. Вскоре Галина Борисовна вышла замуж за доктора технических наук Марка Абелева. Он был умным и тонким человеком, но страшно ревновал свою звездную супругу. Через девять лет и этот брак распался.

Сейчас Волчек во всем опирается на помощь и поддержку своего сына. Денис Евстигнеев сделал успешную карьеру в кино, как режиссер, оператор и продюсер.

Театральный режиссер, актриса.
Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (30.05.1979).
Народная артистка СССР (18.08.1989).

Дочь кинооператора Бориса Израилевича Волчека.
По окончании школы-студии МХАТ (1955, курс А. М. Карева) стала одним из основателей (вместе с О.Н. Ефремовым) московского театра-студии «Современник», с 1972 - главный режиссер театра, а с 1989 года - его художественный руководитель.

С молодых лет играла возрастные роли. Актерские работы Волчек - всегда крупные характеры, вырастающие до типа, символа, но не теряющие земной основы.

Волчек является режиссёром более чем тридцати спектаклей. Среди них русская и мировая классика, произведения современных отечественных и зарубежных авторов.
В 1978 году, в разгар "холодной войны", Галина Волчек становится первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР. Ее приглашают в Хьюстон в театр "Аллей" поставить "Эшелон" М. Рощина. Этот, по тем временам абсолютно беспрецедентный опыт, принес огромный успех не только режиссеру, но и всему русскому психологическому театру.
Неоднократно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран. Много занималась театральной педагогикой за рубежом. Среди приглашений - курс лекций и практических занятий, а также постановка спектакля в Нью-Йоркском университете (New York University Tish School of the Arts).

Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

В октябре 1995 года была включена в качестве кандидата в общефедеральный список избирательного объединения "Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом - Россия». Была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, была членом Комитета по культуре (до 1999 года).

Галина Волчек дважды была замужем. От первого брака с Евгением Евстигнеевым у нее родился сын. Сегодня он - известный режиссер кино Денис Евстигнеев ("Лимита", "Мама").

театральные работы

1956 - Нюрка-хлеборезка - «Вечно живые» В. Розова
1957 - Клавдия Васильевна - «В поисках радости» В. Розова
1959 - Нина - «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова
1959 - Зоя - «Пять вечеров» А. Володина
1959 - Мать - «Взломщики тишины» О. Скачкова
1960 - Первая Фрейлина - «Голый король» Е. Шварца
1960 - Мать - «Третье желание» В. Блажека
1961 - Кистякова - «По московскому времени» Л. Зорина
1962 - Актриса - «Старшая сестра» А. Володина
1962 - Петра - «Пятая колонна» Э. Хемингуэя
1963 - Мать - «Назначение» А. Володина
1963 - Грачиха - «Без креста!» по В. Тендрякову
1965 - Продавщица, Гл. Интеллигент - «Всегда в продаже» В. Аксенова
1967 - Мисс Амелия Ивенс - «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби
1967 - Торговка - «Народовольцы» А. Свободина
1967 - Лида Белова - «Традиционный сбор» В. Розова
1972 - Мать Ларисы - «С любимыми не расставайтесь» А. Володина
1972 - Актриса - «Из записок Лопатина» К. Симонова
1983 - Анна Андреевна - «Ревизор» Н.В. Гоголя
1984 - Марта - «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби

Постановки:
1962 - «Двое на качелях» Уильяма Гибсона
1964 - «В день свадьбы» Виктора Розова (совместно с Олегом Ефремовым)
1966 - «Обыкновенная история» по И.А. Гончарову, инсценировка Виктора Розова
1967 - «Большевики» М. Шатрова (совместно с Олегом Ефремовым)
1968 - «На дне» Максима Горького
1969 - «Принцесса и дровосек» Маргариты Микаэлян (совместно с Олегом Далем)
1971 - «Свой остров» Раймонда Каугвера
1973 - «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова, Калтая Мухамеджанова
1973 - «Погода на завтра» Михаила Шатрова (постановка осуществлена совместно с Иосифом Райхельгаузом, Валерием Фокиным)
1975 - «Эшелон» Михаила Рощина
1976 - «Вишневый сад» А.П. Чехова
1977 - «Обратная связь» Александра Гельмана
1978 - «НЛО» Владимира Малягина
1980 - «Спешите делать добро» Михаила Рощина
1981 - «Поиск-891» Юлиана Семенова (совместно с Валерием Фокиным, Михаилом Али-Хусейном)
1982 - «Три сестры» А.П. Чехова
1983 - «Современник» рассказывает о себе» (совместно с Галиной Соколовой)
1984 - «Риск» Олега Куваева (постановка осуществлена совместно с Валерием Фокиным)
1986 - «Близнец» Михаила Рощина
1988 - «Плаха» Чингиза Айтматова
1989 - «Звезды на утреннем небе» Александра Галина
1989 - «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, инсценировка Александра Гетмана
1990 - «Мурлин Мурло» Николая Коляды
1991 - «Анфиса» Леонида Андреева
1992 - «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа
1992 - «Смерть и Дева» Ариэля Дорфмана
1993 - «Титул» Александра Галина
1994 - «Пигмалион» Бернарда Шоу
1996 - «Мы едем, едем, едем...» Николая Коляды
1997 - «Вишневый сад» А.П. Чехова
1999 - «Три товарища» Эриха Марии Ремарка, инсценировка Александра Гетмана
2001 - «Три сестры» А.П. Чехова
2003 - «Анфиса» Леонида Андреева (возобновление)
2007 - «Заяц love story»
2008 - «Три сестры» А.П.Чехова
2009 - «Мурлин Мурло» Н. Коляды

призы и награды

Лауреат Государственной премии СССР (1967) - за спектакль «Обыкновенная история» Розова по И.А. Гончарову (1966).
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2008, 17 декабря).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003, 19 декабря).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996, 15 апреля).
Орден Дружбы народов (1993, 17 декабря).
Орден Трудового Красного Знамени (1976).
Орден «За заслуги» III степени (Украина, 2004, 19 апреля).
Премия «Своя колея» (2001).
Две премии «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства - 2002 и 2003 гг.
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (2002, 30 января).
Международная премия К. С. Станиславского (2002).
Премия имени Георгия Товстоногова «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2006).
Премия «Звезда Театрала» (2011).
Премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2013).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 2006) - за заслуги в развитии театрального искусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность.
Благодарность Президента Российской Федерации (2006) - за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
Премия города Москвы в области литературы и искусства (номинация «Театральное искусство») (2013) - за сохранение традиций театра и плодотворную работу с молодыми режиссёрами, артистами и художниками.

Московский театр «Современник» считается одним из лучших в России. Благодаря звездному актерскому составу и конечно, художественному руководителю, которому в последнее время трудовая деятельность дается нелегко. Почему Галина Волчек в инвалидном кресле и как ей удается справляться с обязанностями?

На эти и многие другие вопросы пытаются ответить люди, заметившие резкие изменения, как внешнего вида актрисы и худрука, так и ее образа жизни.

состояние здоровья Галины Волчек


Фото: rosenberg_david

На самом деле паниковать не стоит, чувствует себя женщина вполне самодостаточно. Есть множество проблем со здоровьем, однако в ее солидном возрасте – это нормально. 19 декабря, артистке исполнилось 85 лет. Она сумела пережить старожил «Современника», среди которых мы помним Олега Ефремова, Нину Дорошину, Олега Табакова… Более того, Галина Борисовна старше всех тех, кто начинал с ней актерскую карьеру много лет назад: Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Марина Неелова…

Галина Волчек известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Масштаб дарования актрисы и режиссера огромен, уже в 70-е ее приглашали в университеты США и Европы читать лекции и ставить спектакли в лучших театрах. В родном «Современнике» она тоже нарасхват. Как художественный руководитель, она не только отвечает за новые постановки, но и охотно помогает актерам театра, когда те испытывают трудности.

Галина Волчек родилась в Москве 19 декабря 1933 года в творческой семье. Ее отец, Борис Израилевич Волчек, был известным советским режиссером, лауреатом Государственной премии. Мать будущей главы театра «Современник», Вера Исааковна, писала сценарии.

По словам Галины Борисовны, душевная близость у нее была с отцом, так как он вел себя с дочерью, как с равной, в то время как мать постоянно придиралась и растила ее в чрезмерной строгости.

Девочка была очень способной, постоянно читала книги из огромной домашней библиотеки и хорошо училась. Во время войны семья Волчек эвакуировалась в Алма-Ату, где Борис Израилевич продолжал снимать новые картины.

Вскоре после возвращения в столицу родители Галины развелись. В 13 лет она приняла решение остаться с отцом, который являлся для нее идеалом. Кроме того, он дружил со многими звездными артистами того времени: Михаилом Жаровым, Людмилой Целиковской, Николаем Крючковым. Они уделяли Галине время и нередко водили ее в зоопарк или на выставки.

Несмотря на пристрастие к чтению и настойчивые просьбы отца выбрать в качестве дальнейшего образования литературный ВУЗ, девушка поступила в школу-студию МХАТ. Благодаря рассказам отца она знала процесс кинопроизводства изнутри и хотела пойти по его стопам.

В школе-студии вместе с Галиной учились Олег Ефремов, Игорь Кваша, Олег Табаков и Евгений Евстигнеев. Через год после выпуска, в 1956 году они создали Студию молодых актеров, которая чуть позже стала костяком театра «Современник». Нельзя точно сказать, кому первому пришла на ум эта идея, ведь без участия всей компании молодых энтузиастов театр бы никогда не состоялся.

Им благоволила министр культуры СССР Екатерина Фурцева, поэтому выпускникам школы-студии МХАТ удалось сразу приступить к воплощению творческих замыслов.

Обязанности были поделены следующим образом: Олег Ефремов стал художественным руководителем театра, Олег Табаков – администратором, а Галина Волчек – актрисой.

Интерес к постановкам Студии молодых актеров был огромен с момента его создания. Первый спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова состоялся 15 апреля 1956 года. 6 лет «Современник» фактически существовал на сцене МХАТа, и только в начале 60-х театру выделили собственную сцену в здании на площади Маяковского.

Во время «оттепели» труппа представила зрителям спектакли современных авторов: Виктора Розова, Константина Симонова, Василия Аксенова. Первой режиссерской работой Галины Волчек стал спектакль «Двое на качелях» Уильяма Гибсона.

Ее следующая работа «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову удостоилась наград и была с восторгом принята театралами. Не менее увлекательным получился и телеспектакль, главные роли в котором исполнили Михаил Козаков и Олег Табаков.

Роли Волчек в кинофильмах всегда запоминались зрителям, хотя Галина в основном играла в эпизодах. Ее дебют в фильме Григория Козинцева «Дон Кихот» в роли служанки был успешным. За ним последовали работы в «Шли солдаты…», «Берегись автомобиля», «Первом курьере», «Короле лире» и «Осеннем марафоне».

Актёрские работы

Галина Борисовна не стремилась к съемкам в кино, ее истинной страстью всегда оставалась работа в театре, однако маститые режиссеры приглашали талантливую актрису в свои картины.

Она сыграла роли в фильмах Л. Трауберга, Э. Рязанова, В. Янчева и многих других. В 90-е она дала обещание больше не сниматься, но нарушила его ради появления в сериале «Таинственная страсть» своего сына, Дениса Евстигнеева.

Несколько поколений детей полюбило сказки «Русалочка» и «Про красную шапочку», где Волчек воплотила отрицательных персонажей.

Режиссёрские работы

Постановки в «Современнике» зачастую вызывали такой ажиотаж, что билеты в театр распродавались на месяцы вперед. В связи с этим многие из них превращали в телеспектакли, чтобы дать возможность широкому зрителю их увидеть.

Немалую роль в выходе спектаклей в подобном формате сыграл Михаил Козаков, имевший друзей на телевидении. К сожалению, записи делали на некачественную пленку, и большинство работ легендарных актеров безвозвратно утеряны.

Все же в наши дни техники сумели спасти и перезаписать несколько телеспектаклей, режиссером которых стала Галина Волчек. Среди них — «Обыкновенная история», «Большевики», «Трудные люди».

«Роман» с театром

Первые годы в театре «Современник» царили демократические порядки. В конце сезона Олег Ефремов собирал труппу и решал все возникшие вопросы путем голосования. Таким образом распределялись премии, приглашались новые актеры, а кто-то из «ветеранов» переводился на режиссерскую ставку.

Галина Волчек, превратившаяся в 1962 году в режиссера, вначале страшно переживала. Ей хотелось остаться актрисой, она боялась ответственности перед труппой и зрителями, а также столкновений с чиновниками при выпуске спектаклей.

Актёрские работы

Волчек считает себя классической театральной актрисой, и зрители с ней полностью согласны. В годы становления «Современника» она участвовала практически в каждом спектакле, хотя и не в главных ролях.

Однако ее Нюрка-хлеборезка в «Вечно живых», Актриса в «Старшей сестре» и множество других персонажей заставили театралов присмотреться к начинающей актрисе и искать ее фамилию на афишах.

Режиссёрские работы

В 1970 году Олег Ефремов возглавил МХАТ, и после его ухода из «Современника» должность художественного руководителя занимал Олег Табаков. На очередном сборе труппы в 1971 году худруком единодушно избрали Галину Волчек. Она имела опыт режиссуры и авторитет в театре. Отказаться было невозможно, и женщина взвалила на свои плечи сложнейшую организационную работу.

«Современник» достался ей в полуразоренном состоянии с минимальным бюджетом на новые постановки. С головой уйдя в работу, Волчек сумела за несколько лет вернуть ему высокий статус и интерес зрителей.

В 1978 году уже прославленного режиссера пригласили в США поставить пьесу М. Рощина «Эшелон» на сцене театра «Аллей» в Хьюстоне. В разгар «холодной войны» это было значимым событием для обеих стран.

В последующие годы Галину Борисовну приглашали в Европу и Америку в качестве педагога. В 90-е «Современник» выезжал в США на гастроли со спектаклями «Вишневый сад» и «Три сестры» по А. Чехову. Зарубежная публика прекрасно принимала их и узнала Галину Волчек как одаренного режиссера.

Творческие достижения Галины Борисовны отмечены многими премиями и наградами. Начиная с 60-х, ее биография пестрит информацией о присвоении почетных званий и присуждении орденов.

Она является полным кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством». В разные годы Галине Волчек вручили Орден Трудового Красного Знамени, Орден Дружбы народов, Знак отличия «За заслуги перед Москвой».

В 1967 году режиссер «Современника» получила Государственную премию СССР за постановку спектакля «Обыкновенная история». В 1969 году Волчек стала Заслуженной артисткой РСФСР, а через 10 лет – Народной артисткой РСФСР. В 1989 году ей дали почетое звание Народной артистки СССР.

Среди ее премий: «Своя колея», премия Президента РФ за заслуги в области литературы и искусства, «Олимпия», премия имени Г.А. Товстоногова, «Звезда Театрала» и «Золотая маска». В 2017 году Галину Борисовну наградили званием Герой Труда Российской Федерации. Вручение почетной грамоты произошло в Кремле.

Личная жизнь

Несмотря на прекрасное образование и талант, Волчек не могла претендовать на роли красавиц. Ее внешность скорее подходила для характерных героинь. Подобная судьба была уготована ей и в реальной жизни.

Учась в школе и в институте, она собирала в московской квартире компании друзей и приглашала понравившихся ей молодых людей, но те всегда влюблялись в других. Взаимное чувство она встретила у Евгения Евстигнеева, которого всегда считала гениальным актером.

В 1955 году они вступили в брак, и в 1961 году у пары родился сын Денис. И Галина Борисовна, и Евгений Александрович постоянно пропадали в театре и время наследнику уделяли урывками. Тем не менее, с матерью у Дениса установились теплые отношения. Она называет его первым зрителем ее новых постановок и их самым строгим судьей.

После развода с Евстигнеевым в 1964 году Галина Борисовна попыталась вторично устроить свою жизнь с профессором строительного вуза Марком Юрьевичем Абелевым. Ее второй брак просуществовал 10 лет, с 1966 по 1976 гг.

Как актриса и режиссер сама признавалась в интервью, ни желания, ни сил на семью у нее не оставалось, так как сильнее всего она была влюблена в театр. В дальнейшем у нее были долгие отношения с коллегой, но официально зарегистрировать их она отказалась.

В юности Галина бунтовала против родительского авторитета и даже на время сменила фамилию на Волчок. Через несколько лет гармония в семье была восстановлена, и она поменяла паспорт, вновь став Волчек.

Режиссер говорит, что ее главное хобби – поиск и раскрытие талантов. Недаром блестящая карьера Василия Шукшина, Юрия Богатырева и других звезд экрана началась в «Современнике».

Волчек подходит к постановке комплексно: продумывает декорации, иногда сама подбирает исполнителям знаковые элементы костюмов. Она внимательна к каждой детали, поэтому ее спектакли всегда цельные и яркие.

Галина Волчек сейчас – последние новости

Из-за проблем с позвоночником с 2014 года режиссер вынуждена передвигаться в инвалидной коляске, но Галина Борисовна по-прежнему руководит театром, следит за капитальным ремонтом здания и участвует во всех значимых событиях и премьерах.

Летом 2017 года она провела творческий вечер, посвященный 60-летию театра «Современник» и 45-летию своей работы в качестве его художественного руководителя. В настоящее время ей много помогают заместитель и актер . На них, как и на всю свою труппу, Волчек может положиться, и ради актеров театра она продолжает свою нелегкую работу.

Заключение

Во времена СССР существовала целая плеяда талантливых актеров и режиссеров. К сожалению, многие уже ушли из жизни, но некоторые мастера сцены продолжают возглавлять театры и стараются сохранить их лицо, избегая постановок ради кассового успеха.

Галина Волчек трепетно бережет традиции русского психологического театра и надеется, что ее преемники будут двигаться тем же курсом. У худрука «Современника» огромный опыт постановок и прекрасный вкус, поэтому ее мнению можно смело доверять и следовать.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!