Yves Saint Laurent - история бренда. Ив сен-лоран и элементы сладкой жизни

«Я был бы счастлив в раю лишь при условии, что ангелы одеты со вкусом и носят свои нимбы с изящным наклоном»
«Самая лучшая одежда для женщины - это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я.»

(Ив Сен-Лоран)

В этом году исполнилось 10 лет как ушел из жизни один из величайших французских модельеров Ив Анри́ Дона́ Матьё Сен-Лора́н (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent ; 1 августа 1936, Оран, Алжир - 1 июня 2008, Париж). За прошедшее десятилетие Маэстро Сен Лорану и его творчеству было посвящено огромное количество книг, художественных и документальных фильмов, научных и развлекательных статей. Вспомним и мы сегодня о той важной роли, которую играли любимые собаки в жизни мастера.

Безумно талантливый, нервный и ранимый, посвятивший почти 50 лет своей жизни высокой моде, он был серьезным художником, придумал стиль унисекс, нарядил женщин в мужские брючные костюмы и прозрачные блузки, придумал платье-трапецию и стиль сафари, ввел в моду водолазки с высоким горлом и камуфляж.

Великий кутюрье всегда обожал собак, а самой лучшей породой считал французского бульдога. На протяжении жизни у Сен-Лорана жили пять абсолютно похожих бульдогов, которых он всегда называл одним и тем же именем: Мужик I, Мужик II, Мужик III и т.д. Бульдоги постоянно сопровождали модельера на фотосессиях, вдохновляли и успокаивали, когда дизайнер работал над новыми коллекциями, сопровождали повсюду в поездках.

Существуют разные легенды, откуда у бульдогов появилось это забавное имя. Одна из них гласит, что на одной парижской вечеринке, где богема отмечала день рождения Лили Брик, дизайнер поделился с «музой русского авангарда» своими сомнениями по поводу выбора клички для любимого щенка. Та предложила дать изнеженному бульдогу грубоватое русское имя «Мужик». Этот необычный вариант рассмешил и понравился Иву, так что каждого последующего питомца он подбирал насколько это возможно похожим на предыдущего и сохранял кличку.

Однако, биографы Сен-Лорана возражают, что первый пес жил у мастера еще до встречи с Лилей Брик.

Скорее всего имя для бульдогов придумал сам Сен-Лоран, который был большим поклонником русской культуры и всего русского. Он коллекционировал Бакста, создавал фантастические наряды для Майи Плисецкой и Рудольфа Нуриева.

В январе 1958 года дизайнер выпустил первую собственную женскую коллекцию для дома «Диор»- «Трапеция» обыгрывала формы традиционного русского сарафана.

В июне 1959 года вместе с двенадцатью манекенщицами Ив Сен-Лоран прилетел в Москву c коллекцией верхней женской одежды, став первым известным модельером, представившим французскую моду в СССР

Ив сен-Лоран с Майей Плисецкой (справа) и Катрин Денев.

Французского бульдога назвают аристократом собачьего мира, ведь представителей этой породы очень любили и долгое время могли себе позволить только самые зажиточные персоны.

В начале ХХ века первые французские бульдоги, завоевав большую популярность в Европе, начали покорять своими забавными клоунскими мордочками, «хрюкающими носами» и широкими улыбками сердца русской аристократии, членов королевской семьи и деятелей культуры.

Ив Сен-Лоран был знатоком русской культуры, наверняка он знал, что французский бульдог был любимой собакой принцессы Татьяны Романовой и князя Феликса Юсупова, великого Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой и Владимира Маяковского.

Кстати, портрет Маяковского стоял долгое время на рабочем столе дизайнера.

Ив Сен-Лоран с удовольствием читал произведения Пушкина и Толстого, Чехова и Тургенева, восхищался музыкой Чайковского и Мусоргского, пил русскую водку из рюмок с двуглавым орлом

Можно предположить, что кутюрье был знаком и с высказыванием писательницы Колетт, которая имела большое влияние на парижскую богему и аристократию начала XX века.

В письме подруге Колетт писала: «У меня в то время было две собаки, впрочем, рука не поворачивается написать «две собаки». У меня была собака и французский бульдог». Вот так: «французский бульдог» — это уже существо другого порядка.» 😀

Скрещивание бургосского испанского бульдога с привезенными из Англии той-бульдогами, возможно также с терьерами и мопсами, привело в результате к созданию новой породы, в которой корпус уменьшенного английского бульдога сочетался с головой бургосского, а стоячие уши на короткой бульдожьей морде стали одним из основных признаков породы.

Историк породы Дженнет Брауни писала: «… я утверждаю, что именно французы сделали французского бульдога компактной, прямоногой, короткомордой, игривой и яркой маленькой собакой сегодняшнего дня и достигли они этого, максимально сторонясь английского бульдога.» В конце 1904 года английский кеннел-клуб наконец признал породу как самостоятельную. Ей присвоили название «Le Bouldogue Francais», которое в дальнейшем получило английский эквивалент French Bouldog.

Ив Сен-Лоран влюбился в этих коренастых мускулистых песиков с неподражаемой плоской мордой и веселым нравом.

Дружелюбные и веселые, очень активные, но достаточно послушные и беззаветно преданные своему хозяину, французики стали постоянными спутниками великого дизайнера. И в чем-то они явно были похожи 😀

За всю жизнь у Сен-Лорана сменилось пять бульдогов Мужиков. Говорят пятый был самым суровым – мог запросто не подпустить к хозяину человека, если чувствовал, что он ему не понравился, мог облаять и даже цапнуть.

Кстати образ «сенлорановского» бульдога наряду с Команданте Че и Мэрилин Монро увековечил в своих картинах Энди Уорхол, а Лоран затем использовал его образ для создания рождественской открытки из серии LOVE , которая разошлась миллионными тиражами и украшала студию кутюрье (см. 2 фото сверху).

Как Мужики (бульдогов я сейчас имела в виду), так и любовь к России оказали заметное влияние на творчество дизайнера.

7 выбрали

Если бы не тяжелая и продолжительная болезнь, прервавшая его жизнь в первый день лета 2008 года, завтра весь мир стремился бы засвидетельствовать ему свое почтение по случаю его 77-летия. И в первую очередь - Они...

Они всегда были рядом с ним, что бы ни случилось. Судьба свела их в разное время, но связала их жизненные дороги в одну благодаря удивительному миру моды, а также такому понятию, как Вдохновение...

Он...

Ив Анри Донат Матьё родился в небольшом, но жарком городке на краю Алжира - Оране. Приличная семья, достаток, две любимые сестры, жизнь на вилле на берегу моря... Но школьные годы не были для Ива чудесными - будущий кутюрье испытал на себе все прелести пребывания скромного застенчивого молодого человека в очках в компании более бойких одноклассников.

Возможно, ровесники просто не могли взять в толк, как можно всерьез интересоваться модой, эскизами, платьями... А он... Вместе со своей мамой Ив пропадал среди отрезов, манекенов, оборок, булавок, тесьмы и прочих швейных принадлежностей. Именно тогда он понял, какой будет его судьба и где он сможет реализовать себя - его мир, это мир Моды. А встреча с редактором Vogue полностью перевернула его жизнь с ног на голову.

Следующим шагом Ива было поступление на курсы "от-кутюр", сотрудничество и возглавление Модного дома Dior , настоящая революция в нем, открытие собственного дела - Модного дома Yves Saint Laurent и фурор на подиумах всего мира. Грандиозный успех, неожиданные провалы, поиск вдохновения, триумфальное возвращение и встреча с ними - его Музами...

Катрин Денев...

Они встретились в 1965 году. Он - всемирно известный кутюрье. Она - только привыкающая к славе после успеха Шербурских зонтиков (1964) молодая актриса. Она появилась на пороге его Модного дома со страницей из журнала Elle , на которой было фото платья из прошлогодней коллекции YSL . Она выбрала именно его для предстоящего визита к английской Королеве - длинное, из белого крепа с красной вышивкой.

Этот визит стал началом долгой искренней дружбы. На все ответственные мероприятия, торжественные вечера и рауты, премьеры актриса являлась исключительно в туалетах от Yves Saint Laurent . Более того, получив очередной сценарий, Катрин нередко настаивала на том, чтобы костюмами к фильму занимался именно Ив.

Катрин оставалась верна Иву до самой смерти дизайнера. "Специально для меня он сшил за свою карьеру не более пары десятков платьев , - поделилась она с Paris Match в 1995 году. - Это были громкие поводы - церемония "Сезар" или Каннский кинофестиваль. В остальное время я просто выбирала из того, что он представлял на подиуме в коллекциях прет-а-порте и haute couture. Иногда я просила изменить цвет того или иного платья на тот, который был более подходящим для блондинки, но не более того. Меня никто ни разу в жизни не заставлял надевать платье от Yves Saint Laurent. Желание быть в его нарядах рождалось у меня самой и доставляет мне удовольствие до сих пор ".

На самом деле, Катрин произвела на Ива такое впечатление, покорила его, что спустя год после знакомства он создал свою новую коллекцию специально для нее. А еще через год у Катрин появилась "коллега" - Ив встретил свою новую музу...

Бетти Катру...

Она была молодой особой, главной целью жизни которой было не работать. Она вела привычный для богемной молодежи образ жизни - днем отсыпалась, а ночью прожигала время и деньги в ночных клубах. Там-то Ив и встретил ее. Его привлек андрогинный вид Бетти... И полное наплевательство на моду.

Бетти была, мягко говоря, подшофе. И, несмотря на то, что давно вращалась в модных кругах, была знакома с Коко Шанель, в тот вечер не узнала Ива. А на его предложение стать его моделью, ответила односложно: "Нет". Возможно, это и покорило кутюрье.

Они стали близкими друзьями, которые вместе страдали, а через секунду - были готовы пуститься в пляс. Они просыпались утром только для того, чтобы придумать, чем заняться вечером. И они никогда не говорили про моду.

"Ив - измученная душа, мог быть абсолютно счастлив в течение пяти минут, а потом - абсолютно несчастен. Но именно моменты грусти служили ему вдохновением , - вспоминала Бетти. - Мы никогда не говорили о моде. Я ненавижу моду. Мы просто говорили о том, что чувствуем и о чем думаем. Не хочу показаться тщеславной, но вокруг меня всегда крутились дизайнеры. Возможно, так получалось именно потому, что я не люблю моду. Люди часто спрашивают меня, работала ли я когда-нибудь на Ива, но, честно говоря, я ни на что не гожусь, да и Иву не нужна была моя помощь. Скорее всего, именно мой мальчуковый стиль вдохновил и подтолкнул его на использование мужской эстетики в женских коллекциях ".

Они оба были как дети - под опекой своих любимых. О Бетти заботился ее муж, а об Иве - Он...

Пьер Берже...

Появившись однажды в жизни юного Ива, Пьер всегда оставался рядом. Ив не хотел взрослеть. Вечное детство - было его сказкой, и Пьер старался сделать ее былью для своего возлюбленного. И в грусти, и в радости - они всегда были вместе.

Пьер родом с острова Олерон. Окончил Лицей Эжена Фромантена в Ла-Рошели и отправился в Париж.

Ив Анри Дона Матьё Сен-Лоран родился в Алжире. В 1950 году, сразу по приезде в Париж, Ив выигрывает премию на конкурсе молодых дизайнеров. Лорана замечает Кристиан Диор и берет на работу, хотя тому еще нет и двадцати (многие объясняют эту благосклонность исключительно гомосексуальностью обоих кутюрье).

Дальше - больше. Диор неожиданно умирает, и Сен-Лоран становится главой дома моды в 21 год. Тут удача покидает юное дарование. В 1960 году Сен-Лорана забирают в армию на алжирскую войну. Через два месяца у него случается нервный срыв, и его отправляют в больницу, где пытаются лечить мощными дозами седатива и электросудорожной терапией.

Вскоре Сен-Лоран возвращается в мир моды и уже через полтора года открывает собственный модный дом - YSL. Стиль унисекс, стиль сафари, стиль хиппи, этнические мотивы - все это появилось благодаря ему. На фоне успеха Сен-Лоран не выбирался из депрессий. С алкоголем Лоран никогда не расставался. Почти на всех фото у него в руке бокал с крепким напитком. Ив выкуривал по 150 сигарет в день, а гашиш просто глотал на ночь. Алкоголь действовал на кутюрье мгновенно. Один из друзей, Клоссовски, вспоминал: «Дайте ему бокал вина - и он уже в стельку. И раз от раза только хуже».


Первую попытку «завязать» кутюрье предпринимает еще в 60-х. Она оборачивается 25 бутылками кока-колы в день, ожирением и творческим кризисом. Вышел из кризиса он опять же посредством алкоголя. Доходило и до неудачных попыток самоубийства. Эти качели от вершин до дна к середине 80-х привели модельера к полному нервному истощению. Часто он мог стоять на сцене во время своих показов только с помощью поддерживавших его за плечи моделей. Окончательно выдохшись от этого марафона, но, впрочем, не утратив своего статуса гения, в 2002-м кутюрье отошел от дел. 1 июня 2008 года Ив Сен-Лоран умер от рака головного мозга.

Гений против употребления

1936–1950
Родился в алжирском городе Оран в семье юриста. Уже в детстве поддался очарованию театра и моды.

1951–1960
Работает в Доме Dior. Служба в армии и последующая нечеловеческая терапия приводят к нервному истощению Лорана. После выхода из клиники весит 35 кг. Начинает пить.

1961–1968
Создает собственный дом моды - YSL. В 1968 году Коко Шанель называет Сен-Лорана своим духовным преемником. Пытается бросить пить, оказывается в глубоком творческом кризисе. Только после возвращения к алкоголю начинает работать снова.

1969–1985
Гениальным фэшн-открытиям нет конца, основоположником стиля унисекс считается именно Лоран. Успеху сопутствует непомерное употребление алкоголя. В 1977 году выпускает духи Opium. В 1985-м становится кавалером ордена Почетного легиона.

1986–2002
Испытывает депрессии, переходит в стадию тихого алкоголизма. Лежит в реабилитационных клиниках. Получает орден Почетного легиона. В 2002 году оставляет свой дом моды, устроив последний показ, о котором Карл Лагерфельд отозвался так: «Зачем говорить, как ты страдал, создавая платье для коктейля? Ради бога! Люди покупают платья не для того, чтобы размышлять на тему драмы рыдающего алкоголика!»

2003–2008
Бросает и пить, и работать. До конца дней живет в своих домах в Нормандии и Марокко в компании одного лишь французского бульдога по кличке Мужик.


Собутыльники

С ней он делил шампанское во времена триумфов и неудач. Она была его музой и говорила о нем так: «Его дневные модели помогают женщине противостоять миру чужих людей... Но вечером, когда она остается с тем, кого сама выбрала, Сен-Лоран делает ее соблазнительной».


Близкий друг и, куда деваться, любовник Сен-Лорана. Был его правой рукой, руководил его модным домом. Пить сам не любил, но становился собутыльником, чтобы хоть как-то контролировать Ива во время алкогольных экзерсисов.

Семья Сен-Лоранов в течение многих поколений считалась династией юристов. И когда в 1936 году в ней родился маленький Ив, ни у кого из друзей семьи, впрочем, как и у самих родителей не было никаких сомнений – перед ними будущий известный юрист, чья задача как старшего сына продолжить дело своего отца и деда.

Родителями Ива Анри Дона Матье Сен-Лорана (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent), а именно так звучит его полное имя, были Чарльз и Люсьен Андре Матье Сен-Лоран. На момент рождения мальчика семья проживала в Оране в Алжире на собственной вилле у моря. Помимо мальчика, в семье подрастали две дочери – Мишель и Брижитт, сестры Ива, с чьими куклами он так любил играть в детстве, сочиняя для них сказочные наряды. Именно рисование с ранних лет было одним из самых любимых увлечений малыша Ива. В то время, как сверстники предпочитали играть в спортивные игры, будущий модельер предпочитал тренировать свой ум и постигать основы мастерства художника.

Детство и школьные годы Ива прошли в Алжире, и только в возрасте девятнадцати лет по окончании школьного образования, он с матерью покидает Алжир и переезжает во Францию, в Париж. Там он, не теряя понапрасну время на праздные занятия, по примеру золотой молодежи, поступает в специальную Школу, организованную Синдикатом высокой моды . Это дает возможность начинающему дизайнеру получить необходимое образование и даже начать работу. Не испытывая недостатка в средствах, юноша стремится найти свое место в огромном городе и воплотить в жизнь свою давнюю мечту. В это же время происходит, пожалуй, самое важное событие в жизни Ива Сен-Лорана , которое определяет всю его дальнейшую судьбу.

Международный Синдикат Шерсти организует конкурс молодых дизайнеров. Ив отправляет на него три своих лучших работы. Ему трудно поверить, но именно эти эскизы делят первое место с работами другого, такого же молодого начинающего дизайнера, имя которого будет в будущем греметь так же громко, как и имя Ива Сен-Лорана, . Впоследствии биографы утверждали, что именно данный конкурс стал отправной точкой того самого соперничества, которое вели Лагерфельд и Сен-Лоран всю жизнь.


Победа в престижном конкурсе стала поворотным моментом в судьбе Ива. Фотографии моделей, занявших первое место, были сразу же опубликованы в журнале Vogue. Так молодой дизайнер смог в столь юном возрасте продемонстрировать свое мастерство всему миру. Главный редактор журнала, впечатленный дарованием юного француза, познакомил его с Кристианом Диором. Знаменитый кутюрье оценил талант Сен-Лорана и сделал его своим личным ассистентом. Двери модной индустрии открылись перед ним.


К сожалению, скоропостижная смерть Диора в 1957 году прервала плодотворное сотрудничество, вынудив Ива стать преемником Диора на посту главы его огромной империи. На тот момент Сен-Лорану был всего 21 год и его карьеру без преувеличения можно назвать головокружительной.

Его первая коллекция, получившая название «Трапеция», представленная на суд широкой публики уже на правах художественного директора модного дома Кристиан Диор, увидела свет уже через три месяца после вступления в должность, 30 января 1958 года. Оглушительный успех коллекции только подтвердил верный выбор Диором своего преемника.

Будучи молодым дизайнером пусть и на столь ответственном посту, Сен-Лоран стремился внести новые взгляды и придать новые черты и без того ультрасовременным моделям дома. Это стремление, с воодушевлением подхваченное клиентами бренда, было не совсем по душе главному поставщику тканей фирмы. Поэтому в 1960 году, когда Сен-Лорана призвали в ряды вооруженных сил, его место на посту главы модного дома занял Марк Боан.

В армии Сен-Лоран пробыл всего месяц, который оставил в его душе неизгладимые впечатления. Тяжелый армейский быт оказался не по силам хрупкому аристократичному юноше. Из казармы он попал в психиатрическое отделение военного госпиталя, где проходил медикаментозное лечение. Благодаря протекции бизнесмена Пьера Берже, Сен-Лоран смог покинуть армию и стать во главе собственного модного дома, которому дал свое имя. Открытие дома «Ив Сен-Лоран» ("Yves Saint Laurent") состоялось в январе 1962 года. Средства на открытие дорогостоящего предприятия были отсужены Сен-Лораном у модного дома Кристиан Диор, чей контракт с кутюрье был расторгнут с крупными нарушениями.


Модные идеи от Сен-Лорана вершили настоящую революцию в модной индустрии в 60-х годах XX века. Ему принадлежат те самые открытия, которые прочно вошли в моду и обессмертили имя своего автора. До Сен-Лорана женская мода не знала таких вещей, как куртка-сафари, брючный костюм, вызывающие прозрачные платья, женский смокинг. С приходом Сен-Лорана изменилась не только женская одежда, но и сами женщины. Модели, демонстрировавшие наряды Сен-Лорана на подиумах, как одна обладали андрогинными чертами, которые на многие десятилетия прочно вошли в моду.

Не только модная одежда и аксессуары выходили под брендом YSL, в 1964 году в свет вышли первые духи, которые были названы просто – «Y», по первой букве имени своего автора. Эти духи были посвящены женской аудитории. В 1971 году в свет выходит серия мужских ароматов, рекламную компанию которых сопровождает нашумевшая фотография самого Ива в обнаженном виде. Критики осудили эпатажную рекламу, после чего Сен-Лоран выпускает духи с еще более провокационным названием «Opium» назло брызжущим слюной злопыхателям. Можно по разному относится к творчеству Сен-Лорана, но то, что слава его духов надолго пережила своего создателя заслуживает несомненного уважения.

Рассказ о жизни и творчестве Сен-Лорана нельзя считать полным, если не рассказать о той женщине, которая одной из первых оценила великий талант молодого мастера и стала его музой и вдохновительницей на долгие годыфранцузская актриса и красивая женщина Катрин Денев. Рука об руку они шли от одного этапа в творчестве Сен-Лорана к другому. Лицо Катрин сияло практически на каждом его показе, а в костюмах, сшитых Сен-Лораном специально для Денев, она блистала на мировом экране.

Вплоть до 2002 года Сен-Лоран трудился на посту главы своего собственного модного дома. В этом же году он получает серьезнейшую травму – перелом обеих рук. Отныне он лишен возможности рисовать. Это стало одной из самых главных причин, побудивших кутюрье оставить свой пост и мир высокой моды, устроив напоследок прощальный показ, в котором продемонстрировал на подиуме все свои самые примечательные и оригинальные модели.

Отец хотел, чтобы Ив стал юристом, но мать всячески приветствовала увлечения сына модой и была не против, что тот сразу после школы отправился в Париж.

Вскоре на эскизы молодого модельера обратил внимание главный редактор французского Vogue Мишель де Брюнофф и опубликовал их на страницах издания. После чего Ив познакомился с самим великим кутюрье Кристианом Диором. В 1995 году он стал ассистентом главы самого знаменитого французского Дома - Dior. Спустя два года Кристиан неожиданно умер и Сен-Лорану было сделано заманчивое предложение, от которого тот не смог отказаться - стать преемником Диора.

В 1958 году он делает коллекцию "Трапеции", принесшую Дому Dior оглушительный успех. В 1960 году Ив Сен-Лоран создал новую коллекцию "Битник", представив в ней укороченные мотоциклетные куртки и костюмы, с водолазками под ними. Коллекция вновь вызвала восторг у знатоков моды, однако не у инвесторов модного дома, которые испугавшись новаторских идей дизайнера, избавились от него, отправив в армию. На службе изящному и тонкому Иву пришлось несладко.

Выиграв суд из-за преждевременного расторжения контракта, на деньги, полученные в виде компенсации, Ив Сен-Лоран и его приятель Берже открыли собственный модный Дом Yves Saint Laurent.

Его же первая коллекция произвела неизгладимый фурор - он вывел на подиум моделей в одежде с элементами мужского костюма. Девушки дефилировали в двубортных костюмах, укороченных тренчах и прозрачных блузах. В 1966 году модельер создал женский смокинг, сделавший его имя легендой в мире моды.


В 1993 году Ив Сен-Лоран продал свой Дом фармацевтическому гиганту Sanofi за 600 млн. долларов США и посвятил себя исключительно высокой моде, выпуская коллекции haute couture вплоть до 2002 года. Его последний показ prêt-a-porte, который на протяжении 30 лет был известен под лейблом Yves Saint Laurent Rive Gauche, состоялся в 1998 году. Спустя год Модный дом Yves Saint Laurent был продан группе Gucci, а его креативным директором назначен американский дизайнер Том Форд, сменивший на этом посту модельера Альбера Эльбаза.

В 2002 году Ив Сен-Лоран официально ушел на пенсию, устроив в качестве прощального показа ретроспективное дефиле в Центре Помпиду, которое завершила его главная муза - актриса Катрин Денев.

Свои последние дни Ив Сен Лоран доживал в уединении на вилле Мажорель в Марракеше. 1 июня 2008 года он скончался, не дожив до 72 лет. Его прах, согласно завещанию, был развеян над садом виллы Мажорель, который он очень любил.

Личная жизнь

Придерживался нетрадиционной сексуальной ориентации. В 1958 году познакомился с дизайнером Пьером Берже и прожил с ним долгую и счастливую жизнь.


Интересные факты

Полное имя - Ив Анри Дони Матье Сен-Лорен