Вера Глаголева: биография, личная жизнь и семья актрисы. Борис Глаголев, брат Веры Глаголевой: биография и личная жизнь Где живут дети глаголевой


Имя: Вера Глаголева (Vera Glagoleva)

Возраст: 61 год

Место рождения: Москва

Место смерти: Баден-Баден

Деятельность: актриса, кинорежиссер

Семейное положение: была замужем

Вера Глаголева - биография

Вера Глаголева знала свой страшный диагноз, понимала, что шансы на выздоровление малы, но сдаваться не собиралась. Актриса скрывала болезнь от прессы, от зрителей: не хотела, чтобы ее жалели, видели слабой. Когда ее спрашивали о здоровье, сердилась: «Спрашивайте лучше о фильмах!»

Как это ни удивительно, талантливая актриса, сыгравшая в нескольких десятках фильмов (среди них: «Выйти замуж за капитана», «Не стреляйте в белых лебедей», «Сошедшие с небес», «Бедная Саша»), не имела профессионального образования.

Детство и юность актрисы

В детстве, когда многие девочки мечтают стать артистками, она занималась стрельбой из лука, а ее кумиром был благородный разбойник Робин Гуд.


Вера стала мастером спорта, выступала за юношескую сборную Москвы и планировала продолжать спортивную карьеру. Но судьба случайно занесла ее на «Мосфильм» - девушка пришла вместе с подругой, которая пробовалась на роль. Вера сниматься не стремилась, но когда ей предложили подыграть подруге, согласилась. Для нее это было просто развлечение, она не волновалась, вела себя естественно... Режиссер Родион Нахапетов , искавший актрису для своего нового фильма, сразу понял: это она.

Когда ее пригласили на съемки, Вера была растеряна, не знала, соглашаться или нет... Не последнюю роль в ее решении сыграла личность режиссера: молодой, привлекательный, знаменитый - он покорил девушку с первого взгляда. Родион тоже не остался равнодушным к обаянию юной трогательной барышни. Вера стала не только его героиней и музой, но и женой. В этом браке родились две очаровательные дочки, Аня и Маша.


Вера снималась все больше, не только у мужа, но и у других режиссеров. В 1986 году, после выхода картины «Выйти замуж за капитана», ее признали лучшей актрисой года.

Глаголева нашла свой стиль, свое звучание, свой образ и стала иконой целого поколения. На ее героиню, хрупкую, нежную, смотрящую на мир широко распахнутыми глазами, хотели быть похожими многие девушки. Они копировали ее прическу, манеру одеваться, вот только скопировать характер, в котором сочетались мягкость и внутренняя сила, конечно, не могли.

Семейная жизнь Веры и Родиона казалась идеальной - они любили друг друга, своих детей, свою работу. У них никогда не было скандалов, а спорные вопросы решались полюбовно.

А в 1989 году Родион поехал в США представлять свой фильм и... полюбил другую. Крушение семьи стало тяжелым ударом для Веры, но она, превозмогая боль, повела себя мудро: не запрещала бывшему мужу встречаться с дочерьми, никогда не говорила им об отце ничего плохого.


Через несколько лет Вера встретила новую любовь -ее избранником стал бизнесмен Кирилл Шубский. Они поженились, на свет появилась третья дочь Глаголевой, Настя . В ее жизнь снова вернулось семейное счастье. Устав от зависимой роли актрисы, Вера решила попробовать себя в режиссерском кресле и сделала это с большим: успехом. Ее фильмы пришлись по душе зрителям, да и критики оценили их высоко.

Страшный диагноз Глаголевой

Вера всегда выглядела моложе своих лет, даже когда стала бабушкой. Никогда не жаловалась на здоровье, поэтому поклонники не сомневались: она еще долгие годы будет радовать своими работами. Тем внезапнее, тем страшнее прозвучала весть о ее кончине.

Здоровье стало подводить актрису несколько лет назад. Тогда у Веры Витальевны обнаружили проблемы с желудком и возрастные отклонения в работе сердца, прописали строгую диету, назначили лечение. Она следовала рекомендациям врачей, и все вроде бы пришло в норму. Как оказалось -лишь до поры до времени.

Весной этого года Вера Глаголева попала в больницу. Ее доставили на скорой в бессознательном состоянии, и врачи больше суток продержали актрису в реанимации. Об этом узнали журналисты, чего Глаголева очень не хотела. Слухи разрастались, в прессе выходили заметки о ее тяжелой болезни. Вере Витальевне пришлось комментировать ситуацию.

«Я отлично себя чувствую, - заявила она. - Просто устала после долгих съемок». Поначалу, когда ее самочувствие резко ухудшилось, актриса и сама думала, что это усталость. Она снимала новый фильм «Глиняная яма», проводила на съемочной площадке по 14 часов в сутки, не высыпалась, перебивалась перекусами... В этом не было ничего необычного - такова жизнь режиссера. «Наверное, возраст, - подумала она. - Надо беречь себя». И - продолжала съемки в том же режиме. Сроки поджимали, нужно было закончить вовремя, потом еще сделать монтаж. Ходить по врачам было некогда.

С врачами Глаголева все же встретилась, когда внезапно потеряла сознание на съемочной площадке. Ей сделали переливание крови, прокапали восстанавливающие препараты, состояние стабилизировалось. Вера Витальевна рвалась обратно на съемки, строила планы на будущее. Но обследование показало неутешительные результаты. Диагноз «рак желудка» прозвучал как гром среди ясного неба.

Сначала она не хотела верить, думала - врачебная ошибка и обратилась в другую клинику. Увы, диагноз подтвердился. Вера Витальевна скорее разозлилась, чем испугалась. Она была уверена, что справится с болезнью, что ее дух сильнее любых телесных недомоганий. Началось изнурительное лечение: переливания крови, лекарства, процедуры. Актриса сносила их стойко, тем более что эффект был налицо - она чувствовала себя лучше.

Закончила съемки фильма, приступила к монтажу. И строго-настрого запретила близким говорить о своей болезни. Какая-то информация все же просачивалась в прессу, но Вера Витальевна уверяла, что у нее все в порядке. В своем последнем интервью она говорила о фильме «Глиняная яма». Хвалила актеров, приглашала всех на премьеру, которая должна состояться весной 2018 года. Она не сомневалась, что увидит картину на экране.

В июле в ее семейной биографии произошло радостное событие - младшая дочь Настя вышла замуж за хоккеиста Александра Овечкина . Это было грандиозное торжество, а Вера Витальевна была безусловной звездой вечера. Она не просто принимала поздравления, а отплясывала наравне с молодыми. В какой-то момент даже присоединилась на сцене к «Иванушкам» и спела вместе с ними куплет одной из песен. «Солистка - огонь!» - писали поклонники в Интернете, куда попало видео. Кто тогда мог подумать, что этой энергичной, задорной и счастливой женщине осталось жить чуть больше месяца?..

Ее состояние ухудшилось внезапно, как это нередко бывает при онкологических заболеваниях. Родные пытались сделать все возможное, нашли отличных врачей в германской клинике. Но те были уже не в силах помочь. Вера Витальевна едва успела приехать и пройти обследование - а в ночь на 16 августа сердце 61-летней актрисы остановилось.

«Наша любимая... Неповторимая и единственная... Нет слов и нет сил... ты рядом и мы чувствуем это...» -написала на своей страничке в соцсетях младшая дочь Веры Витальевны. «Она была очень светлым человеком», - пишут коллеги, знавшие актрису лично. Поклонники, повергнутые в шок внезапной смертью актрисы, оставляют ей трогательные признания в любви: «Она навсегда останется в любимых фильмах и в наших сердцах».


Автор биографии: Лина Филимонова 1699

Причиной смерти 61-летней актрисы и режиссера стало онкологическое заболевание. Долгое время Глаголева боролась с раком желудка, но недуг оказался сильней. 16 августа 2017 года она скончалась в одной из немецких клиник, где проходила обследование. Вчера родные, друзья и коллеги Глаголевой пришли в студию программы «Прямой эфир », чтобы почтить память актрисы.

Первым своими воспоминаниями о Вере поделился артист балета Сергей Филин . Он дистанционно вышел на связь со студией и рассказал о том, что когда несколько лет назад с ним случилось несчастье (его облили кислотой), именно Глаголева первой приехала в больницу. «Я совершенно не ожидал, что Вера может оказаться рядом в эту минуту», - рассказал он и признался, что актриса была для него образцом женщины, перед которой он просто не имел права «отступить назад».

Сергей Филин

Бывший муж Веры Глаголевой, известный актер и режиссер Родион Нахапетов , признался, что никогда не забывал о Вере, а ее смерть - тяжелейшая потеря любви для него. «Месяц назад мне приснилась Вера. Это очень странно, потому что я многих терял, но они не появлялись. И сейчас не появляются. Она появилась и мне показалось, что это материал, который не вошел в какой-то фильм. Она улыбалась, была такая радостная. Я проснулся и у меня улучшилось настроение, потому что я понял, что она таким образом дала знать, что у нее все в порядке», - рассказал он.


Родион Нахапетов в студии программы «Прямой эфир»

А вот старшей дочери актрисы мама не снится. «Мне мама не снится, а вот сестрам - да», - призналась Анна Нахапетова и рассказала, что после свадьбы ее сестры Анастасии с хоккеистом Александром Овечкиным появилась информация, что они знали и готовились к смерти мамы, но это не так. Да и сама Вера не думала, что ее так скоро не станет. «Никто не думал о таком исходе», - рассказала Анна и призналась, что теперь кадры со свадьбы, где Вера Глаголева дает напутствия молодым, смотрятся совсем иначе, а с момента смерти мамы она их даже не пересматривала. «В день годовщины мы собрались все вместе на кладбище с теми, кто ее помнит и любит. Надеюсь, это будет ежегодной традицией», - рассказала она.


Старшая дочь Веры Глаголевой Анна Нахапетова в студии программы «Прямой эфир»

Незадолго до смерти Вера актриса и режиссер начала работу над фильмом «Две женщины », автором сценария которого стала ее близкая подруга Ольга Погодина . Британский актер Рэйф Файнс , сыгравший одного из главных героев картины, также выразил слова поддержки семье Глаголевой. «Год назад мы попрощались с Верой Глаголевой. Это была невосполнимая потеря. Сейчас, год спустя, я думаю о всей ее семье, о всех ее друзьях, которым посчастливилось познакомиться и работать с ней. И хотя это ужасное горе, мы должны продолжать помнить о ее великой душе, которая подарила мне восхитительные моменты жизни. Я благодарен судьбе, что разделил их с ней, с ее семьей и всеми ее друзьями. И я рад чтить ее светлую память», - поделился эмоциями актер. Он не смог появиться в студии и записал видеообращение.


Рэйф Файнс

В эфире программы показали также крестного сына Глаголевой Михаила , о существовании которого мало кто знал. Отец мальчика Андрей Ренард рассказал, что актриса часто дарила ребенку игрушечных медведей, которых привозила со всех зарубежных поездок.


Вера Глаголева с другом Андреем Ренардом и крестным сыном Мишей

Напомним, что в день годовщины смерти Веры Глаголевой дочери актрисы почтили ее память архивными фото с матерью . Так, Анастасия Шубская опубликовала совместный снимок в своем микроблоге в Instagram, лаконично подписав его (орфография и пунктуация авторов здесь и далее даны без изменений. - Прим. ред. ): «Как же тебя не хватает...16.08.17». Анна Нахапетова также поделилась архивным фото матери, подписав его не менее лаконично: «16 августа. Год без мамы...»

Она была хрупкой и непредсказуемой, ранимой, но вместе с тем очень сильной и принципиальной. Вера Глаголева блистательная актриса и настоящий мастер перевоплощения, востребованная и неординарная актриса, которая не сломалась под бременем обстоятельств и ударов судьбы.

Вера Глаголева стала знаменитой после выхода картин «Не стреляйте в белых лебедей», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Маросейка, 12».

Детство

Родилась Вера Глаголева 31 января 1956 года в Москве. Папа Виталий Павлович преподавал физику и математику, мама Галина Наумовна была учительницей в младших классах.

Семья жила в самом центре столицы, у Патриарших, в той квартире, которая осталась им от деда по маминой линии. В 30-х годах он конструировал скоростные поезда. Дед был известным человеком, работал в Наркоме путей сообщения. Его расстреляли в 1938 году. Бабушка по маминой линии работала врачом. Ее тоже арестовали в 1938-м,но не расстреляли, а как жену изменника отправили в Акмолинский лагерь для жен изменников Родины.

Кроме Веры в семье еще подрастал старший сын.

Когда девочке исполнилось шесть лет, семья переехала в собственную квартиру в Измайлово. Там они прожили четыре года. В 1962-м Глаголевы были командированы в ГДР, где 5 лет учили детей русских дипломатов в школе № 103 в Карл-Маркс-Штадте. В 1966 году они снова вернулись в Москву. Вере очень понравилась стрельба из лука, и она начала интенсивно заниматься этим видом спорта, несмотря на то, что была довольно хрупкой и нежной девушкой.

Прошел всего год, а Вера уже сумела стать мастером спорта и вошла в сборную столицы. Стрельба из лука больше относится к мужским занятиям, потому что приходится постоянно поднимать тяжести — один лук весил аж 16 кг.

Папа настаивал, чтобы Вера пошла в секцию художественной гимнастики, но ей нравились мальчуковые игры, такие как казаки-разбойники. Стрельба понравилась девочке еще и потому, что у спортсменов была очень красивая форма белого цвета, которая прекрасно смотрелась в сочетании с зеленым луком.

Фильмы

Вера Глаголева не училась в театральном вузе, но тем не менее сумела стать знаменитой актрисой, популярной и востребованной. Первый опыт в кино состоялся буквально после окончания средней школы. В 1974 году она случайно оказалась в киностудии «Мосфильм», где стала свидетелем подготовки к съемкам фильма «На край света…». Симпатичная девушка привлекла внимание одного из участников процесса, и он предложил Вере попробовать свои силы в кинематографе. Им как раз нужна была актриса на роль девочки Симы, которая отстаивает свои чувства.

В 1977-м Глаголева получила приглашение от режиссера А.Эфроса на участие в картине «В четверг и больше никогда». Вере досталась роль девушки Вари. Эфрос был просто в восторге от игры молодой актрисы, и после съемок пригласил ее к себе в театр на Малой Бронной. Глаголева ответила отказом, хотя потом много раз жалела о своем решении.

В 80-х ее карьера пошла вверх — Веру постоянно приглашают на съемки, она сыграла в нескольких десятках картин. Среди самых интересных можно отметить «Не стреляйте в белых лебедей», «Звездопад», «Торпедоносцы».

Но настоящая популярность пришла к Вере после съемок в картине «Выйти замуж за капитана», в которой ей досталась роль журналистки Елены. Первоначально в картине должно было быть четыре главных героини, но сценарий решили переписать, и оставить одну журналистку Лену. Глаголева отлично справилась с этой ролью, ее героиня предстала во всей своей неприкаянности и показной независимости. После выхода фильма Глаголева получила звание лучшей актрисы года, по мнению журнала «Советский экран».

После этого была работа в картине «Искренне Ваш…», снятой режиссером . Она сыграла Екатерину Корнееву, которая сумела найти выход из всех трудных ситуаций, которые возникли у нее в судьбе. После выхода ленты многочисленная зрительская аудитория решила, что это рассказ о них самих, об их трудных судьбах. Глаголева стала всенародной любимицей.

Кризис 90-х практически не отразился на творческой биографии актрисы — ее снимают много и часто. Она играла сильных, стойких и независимых женщин. Все ее героини были положительными, ведь режиссерам даже не приходило в голову предложить ей сыграть стервозную роль — слишком мягкая и доверчивая внешность была у актрисы.

В новом веке Вере Глаголевой стали предлагать роли в сериалах. В эти годы она снимается в лентах «Маросейка, 12», «Женщина желает знать», «Обручальное кольцо». Фильмография актрисы насчитывает более четырех десятков ролей.


Фото: Вера Глаголева в сериале «Моросейка 12»

В 1996-м Вера Глаголева стала Заслуженной артисткой РФ, в 2011-м получила звание Народной артистки России.

В 2008-м Вера Глаголева была одним из членов жюри, оценивавших КВН. С 2011 по 2014-й была руководителем мастерской в Московском институте «Останкино»(МИТРО).

Веру Глаголеву приглашали работать в антрепризу, от которой она никогда не отказывалась. Она сотрудничала с театром Антона Чехова и Театром-студией «Табакерка».

Режиссерская карьера

В 1990-м состоялся дебют актрисы в качестве режиссера. Она сняла картину «Сломанный свет», в которой затрагивалась проблема безработных актеров. Но на экраны фильм попал только через одиннадцать лет.

В 2005-м Вера Глаголева сама написала сценарий и сняла картину «Заказ», в 2008-м она стала режиссером ленты «Чертово колесо», которая была награждена гран-при 1-го кинофестиваля России под названием «Золотой феникс».

В 2010-м Глаголева сняла еще одну картину, которую назвали «Одна война». Этот фильм стал ее самым любимым и самым серьезным проектом. В фильме рассказывается о нелегкой женской доле в годы войны.

В 2012-м Глаголева сняла мелодраму «Случайные знакомые», в 2014-м стала сценаристом, режиссером и продюсером фильма «Две женщины». Это был настоящий интернациональный проект, ведь главных персонажей сыграли русские, французские и британские актеры. Картина была отмечена многочисленными международными наградами, очень понравилась отечественным и зарубежным критикам и стала настоящим возрождением экранизации произведений классиков.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы сложилась не сразу. Первым ее мужем стал режиссер , знакомство с которым состоялось на киностудии «Мосфильм» в 1974-м. Ее избранник был старше на двенадцать лет. Их бракосочетание состоялось в 1976 году. В 1978 году у них родилась дочка Анна. Она продолжила славную родительскую традицию — Анна актриса и балерина. Она состоит в труппе Большого театра и активно сотрудничает с кинематографом. Она снималась в нескольких фильмах своей мамы. Была замужем за Егором Симачевым, от которого в 2006-м родила дочь Полину.


Фото: Вера Глаголева с мужем и дочерью

В 1980-м в семье Нахапетова и Глаголевой родилась дочь Мария. Вместе с мужем она уехала в Штаты, постигала компьютерную графику в специальной школе. Развелась с первым мужем, переехала в Москву и вышла замуж еще раз. В 2007-м подарила Вере внука Кирилла, в 2012-м внука Мирона.

В 1991-м Родион и Вера развелись, он уехал в Америку, она с детьми осталась на родине.

Буквально сразу после развода Вера Глаголева познакомилась со своим вторым мужем. Его звали Кирилл Шубский, у него был свой бизнес, и он был моложе Глаголевой на 8 лет. Роман развивался очень быстро, и вскоре состоялась их свадьба и венчание. В 1993-м они стали родителями дочери Анастасии, которая родилась в одной из частных клиник Швейцарии. Вера была очень счастлива в этом браке, муж сумел полностью оградить свою талантливую жену от бытовых проблем, и предоставить ей все возможности для творчества.

В 2005-м в прессе поползли слухи о внебрачном сыне Шубского, которого родила гимнастка С.Хоркина. Глаголева не стала комментировать это «событие», брак не распался, даже стал крепче и прочнее.

Чтобы сохранить свою молодость и красоту, Вера не мучила себя постоянными изнуряющими тренировками, и не принимала никаких медицинских препаратов. Она предпочитала занятия спортом и физическими упражнениями, иногда ее даже посещали мысли о пластике, но прибегнуть к ней она не успела.

Причина смерти

Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 года в Германии. Ей было всего 62, но онкология сделала свое черное дело. Кирилл Шубский говорил, что Вера боролась с недугом давно, но в 2017-м она участвовала в Московском кинофестивале и выдала свою дочь Анастасию замуж. Ее избранником стал хоккеист А.Овечкин. Глаголева уже была тяжело больной в то время, но не подавала виду, чтобы не портить дочери самое главное событие жизни.


Фото: Похороны Веры Глаголевой

Ее смерть шокировала не только родных и близких, но и широкую общественность. Ее кончина стала настоящей трагедией не только для поклонников актрисы, но и простых зрителей, которые хоть раз в жизни видели ее фильмы.

Местом упокоения Веры Глаголевой стало Троекуровское кладбище в столице. Ее похоронили 19 августа, после прощания, которое состоялось в Доме кино. Прощание было многолюдным, на нем присутствовали не только родственники и коллеги, но и многочисленные коллеги. Прощание длилось несколько часов, потому что собралась целая живая очередь из тех, кто хотел провести актрису в последний путь.

Вера Глаголева была настоящей актрисой, талантливой и очень знаменитой. Именно такой она и останется в памяти благодарных поклонников, которые с удовольствием смотрят фильмы с ее участием.

Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

— Вера, у вас три дочери. Признайтесь, какая из них вам ближе — наверное, самая младшая, Настя?

Настя: Мамина дочка — Маша! Совершенно точно! Мама ее выделяет из нас троих. (Смеется.)

Вера: Ну что ты такое говоришь? Это все равно, что левая рука заявит, будто правую хозяйка любит и ценит больше. Каждая из моих трех дочерей мне дорога, и люблю я их одинаково. А Настя — абсолютно папина дочка, он ей всю свою любовь отдает. Внешне Настя вылитая бабушка, моя свекровь. Она была очень красивой женщиной.

— Вера, Настя, а насколько вы хорошо знаете друг друга?

Вера: Про Настю все знает Маша, ее сестра. Она самая близкая ее подружка, я — нет.

Настя: Я про маму тоже далеко не все знаю — она очень закрытый человек. Своими переживаниями делится лишь с близкими подругами. Нам с сестрами рассказывает только то, что считает нужным. Очень мудрая позиция.

Вера: Старшие девочки знали подробности моего развода с Родионом Нахапетовым. Вашему журналу Аня уже все рассказывала. Конечно, я хотела бы скрыть от них свои переживания, но не получалось. Мне кажется, что излишние откровения матерей о мужчинах могут поломать психику детей. Негодяев много, и любая мать боится, что именно такой встретится ее дочери. Тем не менее думаю, перегибать палку не стоит — пусть, взрослея, девочки сами делают собственные выводы о мужчинах. В глазах детей мы всегда должны быть сильнее обстоятельств, не раскисать, не биться головой о стену. Потому что если мать — жертва, ее девочка решит, что и с ней такое может произойти. Вот откуда берется повторение судеб.

— Вера, а что вы говорите им по поводу разводов? Считаете, ради семьи и детей женщине надо терпеть гулянки или издевательства мужа, или учите тому, что не стоит сохранять изжившие себя отношения?

Вера: Мне кажется, любой человек мечтает о любви на всю жизнь. Терпеть ли… По молодости я была уверена, что нет: ни в коем случае ничего не прощать, быть гордой. Потом пришло понимание: главное — сделать правильный выбор. Если важно, чтобы мужчина остался рядом, прости и живи с ним дальше. Если комфортнее быть без него, то расставайся. Хорошо, мудрость пришла ко мне не так уж поздно, как-то обошлось в нашей семье без глобальных ошибок. С Кириллом мы вместе уже 22 года! Это же целая жизнь.

Меня удручает, что в последние го­­­ды все будто сбесились. Куда ни посмотри — всюду неполная семья! Взгляните на детей 12-13 лет: непременно папы рядом нет — ушел. Это какой-то вирус. Причем, что меня особенно злит, никто это не осуждает, даже на­­оборот. Мужчины вдруг стали считать: если живешь с молодой женщиной, то и сам молодой. Это же глупость! Недавно по телевизору выступал один сексолог и сказал: «Мужчина должен подпитываться от молодого тела. Прошла страсть, смени тело на еще более молодое — и так до бесконечности». Как можно с экрана телевизора такое вещать?!

— Можно научить тому, что самое главное — это крепко держать мужа, чтобы не увели. А можно посоветовать делать карьеру, чтобы при помутнении рассудка у него самой прокормить детей.

Вера: Раньше я считала, что женщине необходимо реализоваться, добиться в жизни успеха. Повторяла детям: какими бы замечательными ни были отношения с любимым, никто не застрахован от того, что они не закончатся. Я лично на 100 процентов доверяла лишь двоим людям на свете — маме и папе. Только они приходили мне на помощь при любых обстоятельствах. В любимых мужчинах тоже, конечно, надо быть уверенной, но не на 100 процентов… а на 99. (С улыбкой.) Поэтому женщине и стоит чем-то увлекаться, иметь тыл в виде профессии. Повторюсь: так я считала раньше. А теперь смотрю на свою Машу и понимаю — наверное, ошибалась. Ей комфортно быть женой и мамой, воспитывать сына Кирилла, посвящать ему много времени. И это ведь тоже правильно!

— Вера, с житейскими вопросами и какими-то проблемами дочери скорее к кому обратятся? К вам? Или к своим отцам? (Старшие дети Глаголевой, Анна и Мария, — от режиссера Родиона Нахапетова. — Прим. «ТН».)

Вера: Смотря с какими проблемами. Если старшим девочкам надо посоветоваться относительно своих детей, то наверное спросят мое мнение. Вопросы про жизнь адресуют папе или Кириллу — у них прекрасные доверительные отношения. Что касается Насти, то для нее непоколебимый авторитет Маша. Между ними разница в 13 лет. Вроде большая, но между тем Маша отлично помнит все то, что с ней самой происходило в Настином возрасте. А я застряла в чудесных 1980-х годах, поэтому в современных нравах не очень хорошо ориентируюсь. (Смеется.) Восьмидесятые — это самое счастливое время для меня. Много работы, сил, светлых надежд на будущее. Мысленно я там.

— Вера, кто из трех дочерей по мере взросления доставил вам больше всего проблем? Или у вас идеальные дети?

Вера: А такие бывают? (С улыбкой.) Каждая моя девочка сложна по-своему. Но со старшей, Аней, хлопот все же было поменьше, чем с остальными. Она с раннего детства в балете, бездельем никогда не страдала, за нее не надо было переживать: куда пошла, чем занята. Аня у нас очень целеустремленная — всегда знает чего хочет.

А вот Настя была сложным подростком. Все время рвалась в клубы, на дискотеки, мы часто ссорились. Не хочу наезжать на гламурные журналы, но все же жаль, что с их страниц культивируются праздное времяпрепровождение, тусовки и клубы. Надеюсь, этап подросткового бунта, отрицания и непонимания, что родители желают добра, в нашей семье позади. (С улыбкой смотрит на дочь.)

— Настя, наверное, советы родителей казались вам старомодным бредом? У всех же молодых людей такое отношение к мнению старшего поколения.

Настя: В детстве я действительно считала, что родители говорят глупости и вообще меня не понимают. Например, я отпрашивалась переночевать у подружки, а мама сразу перенаправляла вопрос отцу. Такие решения принимает он. Папа не пускал, я плакала: папа злой. (Смеется.)

Но чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, насколько они были правы по многим вопросам. Случалось, маме не нравился кто-то из моих друзей. Общаться она, конечно, не запрещала, да и вообще от категоричных высказываний воздерживалась, но активно намекала на то, что человек с двойным дном. Я упиралась, спорила, что это не так, а потом, столкнувшись с лицемерием или подлостью, думала: надо же, какая у мамы интуиция и как хорошо она разбирается в людях!

Вообще, мне с родителями повезло, они мне доверяют. А это дорогого стоит. Чтобы у вас сложилось правильное представление о том, как меня воспитывали, я так скажу: вседозволенности не допускалось, хотя папа меня, конечно, балует. (С улыбкой.)

Полную свободу мне предоставили, когда я окончила школу экстерном и уже в 16 лет поступила во ВГИК. Из-за того что утром по пробкам до института из загородного дома не добраться, упросила родителей отпустить меня жить в нашу московскую квартиру. Мама сначала была против, предлагала вставать пораньше и досыпать в машине. Но потом пожалела меня. (Смеется.) Первое время она постоянно звонила мне на домашний номер: утром — чтобы разбудить, вечером — проверить, дома ли я. Конечно, я старалась оправдать ожидания, ни в какие истории не попадала, но, знаете, если уж говорить начистоту, не стоит слепо доверять своим детям. (С улыбкой.) Разные бывают ситуации.

Когда у меня самой будут дети, ни о каких ночных вечеринках и дискотеках до утра пусть даже не заикаются. (Смеется.)

Вера (с удивлением смотрит на Настю): Ну да, попробуй 15-летнего подростка куда-то не пустить! Мы Насте говорили: «Не пойдешь!», а она свое: «Нет, пойду!» И что делать в таком случае? Лупить? Закрыть ее на ключ? Приходилось отпускать, но просили кого-то из знакомых за ней присмотреть. Как-то Настя уговорила нас с Кириллом составить ей и ее подругам компанию в ночной клуб. Ну ладно, поехали. Вы видели, что там творится? Это же ужас! Только в России, да еще в странах третьего мира в ночные клубы пускают девочек начиная с 12-13 лет. Вроде ничего особенного — все просто танцуют. Но большего омерзения я, честно говоря, не испытывала. Они раскрашены, нетрезвы, к ним клеятся взрослые дяди, у которых дочери, а то и внучки тех же лет. Безобразная атмосфера! За Настю я переживала, но между тем понимала, что ей надо позволить переболеть такими увлечениями. И вот, слышите, как перевернулось сознание ребенка? Очень радует, что уже в 19 лет пришло понимание — родители правы.

Мне кажется, Настя меняется в лучшую сторону благодаря своему молодому человеку — Артему. Он нам очень нравится — целеустремленный, настоящий, не любящий, кстати, ночные клубы! Такие парни — большая редкость.

— Настя, расскажите о нем поподробнее.

Настя: Мы знакомы давно, но встречаемся чуть меньше года. Когда поняла, что Артем стал мне очень дорог, решила представить его семье. Первой — Маше, мне очень важно ее мнение. Потом — родителям. Я страшно переживала, когда мы ехали знакомиться. Слава Богу, что Артем всем моим близким пришелся по душе. Наши родители тоже подружились.

Моя мама вообще от Артема в восторге. Он и правда потрясающий: окончил музыкальную школу, играет на гитаре и пианино. Всю жизнь занимается спортом, чемпион Европы по карате, отучился в Финансовой академии, осенью поступил в магистратуру Международной школы бизнеса в Бостоне. Мы перебрались туда вдвоем. Я работаю на одной киностудии, набираюсь опыта. В Москву прилетаю на сессии: я ведь учусь на продюсерском факультете четвертого курса ВГИКа.

Артем хочет всего добиться сам. Моим родителям именно это очень понравилось.

— Настя, а мама вас учит, как правильно общаться с мужчинами? Что советует по этому поводу­?

Настя: Ну, например, она говорит, что если у женщины плохое настроение, оно не должно распространяться на ее мужчину. Не следует перекладывать на него то, с чем можно справиться самой. Мама считает, что мужчина — глава семьи, она вообще всегда за сильный пол. Недавно прилетела к нам с Артемом в гости. Мы с ним немного поспорили, и вдруг слышу: «Настя, замолчи. Артем прав». Даже обидно, хотелось, чтобы мама взяла мою сторону. (Смеется.) Она вообще постоянно его нахваливает. Мама очень любит и Женьку — Машиного мужа, и Аниного Стаса.

— А что мама считает по поводу раннего замужества? Не против, если вы с Артемом сыграете свадьбу?

Настя: Моя мама так же, как и Артем, считает: семью надо создавать, когда мужчина стоит на ногах и не зависит от родителей. Понятно, что если мы сейчас поженимся, у нас будет и красивая свадьба, и хорошая квартира — родители помогут. Но Артем хочет на все это заработать сам. Я уже натусовалась и впервые встретила человека, полностью соответствующего моему идеалу. У меня такое чувство, что он — моя судьба.

Вера: Мне кажется, что родителям вообще не стоит вмешиваться в решения своих взрослых детей. Захотят пожениться — пожалуйста, хоть завтра. Штамп в паспорте — это формальность. Он не делает людей счастливее или несчастнее. Самое главное, чтобы они любили друг друга и жили в согласии, чтобы ценили каждый день, прожитый вместе. Насте уже 19 лет — взрослый человек.

— Насте всего 19 лет, вам кажется, что в таком юном возрасте советы родителей излишни­?

Вера: Нет, советовать можно, но в частную жизнь своих взрослых детей лучше не вмешиваться. Они должны иметь свои собственные взгляды и принимать решения сами, так же как и нести за них ответственность. Я могу лишь ненавязчиво что-то подкорректировать, но ни в коем случае не давить. Все равно ведь дети обычно остаются при своем мнении. Зачем тогда конфликты?

— Вера, а насколько со своими родителями вы были близки?

Вера: Мама жила с нами, помогала поднимать девчонок. И всегда была в курсе моих переживаний. С ней, и с отцом я каждый день созванивалась, сейчас мои дочери делают то же самое — звонят по нескольку раз в день. Недопустимо, чтобы взрослые дети совершенно исчезали из поля зрения родителей.

— Вера, ваш муж — человек весьма обес­печенный. Как вам с ним удавалось чрезмерно не избаловать ребенка? Научить отличать пену от настоящего?

Вера: Я агрессивно реагирую на чрезмерное баловство детей, меня это сильно раздражает. Настю папа до сих пор балует. Но что тут поделать, если ему так хочется. Мне пришлось расслабиться и плыть по течению. Сейчас вообще непонятно, на что следует ориен­тироваться. Конечно, деньги — это хорошо, другое дело, что нужно прививать ребенку понимание истинных ценностей.

Настя знает, что я против всего чрезмерного, против культа вещей, против излишеств. С ее папой мы ищем компромисс, я не даю ему баловать дочь на полную катушку. (Смеется.)

Настя: Папа, конечно, позволяет многое, но мне и самой неловко транжирить его деньги. Мама считает, что я слишком озабочена нарядами. Но это неправда — такого никогда не было. Я люблю красивые вещи, разбираюсь в них, но без особого фанатизма. Мамино воспитание не проходит бесследно, я вижу, как она сама к деньгам относится.

Мама — жена обеспеченного мужчины, который обожает делать ей подарки и постоянно преподносит очень красивые украшения. Но мама их не носит! Она считает, что ценность жизни в другом: в работе, в друзьях, в семье. Для нее главное, чтобы человек был красив душевно. Честно говоря, я и сама так считаю.

Вера: Ну что ты сочиняешь?! А это что, по-твоему? (Показывает на роскошный перстень с самоцветами.) Насте так хочется думать, чтобы иногда выгуливать украшения самой. (Смеется.­)

— Вера, вот интересно, Настя такая красивая девушка, просто супермодель! Как правильно воспитывать таких привлекательных девочек, чтобы они не выросли надменными?

Вера: Может быть, это и не очень хорошо, но ни одну из своих дочерей я никогда не хвалила. Меня родители тоже как-то не очень баловали похвалой. Их любовь я чувствовала всегда, но такого, чтобы они говорили, какая я расчудесная, никогда не было.

Есть мамы и папы, которые слепо расхваливают детей, мне это кажется неправильным. Хотя, возможно, я пересмотрю и эти свои взгляды: у нас же дети подрастают — шестилетняя Полина, Анина дочка, и пятилетний Кирилл, Машин сын.

Настя: То, что я красивая, слышала только от других людей, не от родителей. Наверное, они просто не хотели, чтобы я зазналась, думала, что лучше других. (С улыбкой.) Поэтому к своей внешности отношусь довольно критично­. Мама вообще всю жизнь мне говорит, что я толстовата. Сколько себя помню, постоянно надо себя ограничивать в еде, потому что склонна к полноте. А поесть я очень люблю, как назло, обожаю сладкое и мучное. Сколько угодно могу съесть булочек… Мама говорила: ешь, конечно, но учти: будешь толстой! А няня меня баловала — втайне от родителей мы пили с ней на ночь чаек с бутербродиками.

— Настя, есть что-то такое, что хотелось бы улучшить в отношениях с мамой?

Настя: Мне бы хотелось больше нежности и ласки. Мама не очень любит обниматься… Постоянных уси-пуси между нами нет — она такой сдержанный человек. Даже внуков не особо тискает. (Смеется.) Правда, на отдыхе, а я до сих пор обожаю отдыхать с родителями вместе, мы с мамой валяемся в кровати.

У нас это называется «пойдем поваляемся». Раскладываем подушки по всей кровати и лежим, болтаем — это немыслимая для меня радость. Осенью мама прилетела к нам в Америку, а я как раз заболела. Поднялась температура, мама прилегла рядом со мной, я ее обняла и уснула, так хорошо стало, будто бальзам на душу.

Вера: Мне даже нечего ответить. Наверное, она права. Я действительно не очень люблю сю-сю — такой уж я человек. Даже когда дети были маленькими, разговаривала с ними как со взрослыми людьми.

— Настя, чему самому главному вас научила мама?

Настя: Много чему. (Задумывается.) Самое главное, наверное, — от нее и от папы я переняла любовь к семье. Для родителей самое важное, чтобы были устои, традиции, чтобы мы регулярно собирались за одним большим столом — дети, внуки, племянники. Мама с папой этим сильно дорожат. Теперь и я понимаю, что без семьи никуда. Это самая главная ценность в жизни. Мама очень доверяет и любит нас, детей, папу и своих подруг. И я также: очень люблю своих близких людей.

Вера: Мне нравится, что Настя сейчас так сильно меняется. На первое место начинает ставить человеческие отношения. А ведь еще совсем недавно забывала позвонить, и меня это очень раздражало. И вот перебралась в Америку и звонит мне каждый день, просто спросить как дела. Значит, мы прошли проверку на крепость наших отношений. Я с удивлением слушаю ее ответы на ваши вопросы и радуюсь, что она стала ценить то, что ценю я. Для меня это очень важно!

Настя: А мне важно, что моя мама счастлива. Любимая работа, рядом любимый мужчина — мой папа. И все у нее хорошо. Ее все любят: мои сестры, папа, внуки, друзья. Посмотрите на нее — она же вся светится!

Семья: муж — Кирилл; дочери — Анна Нахапетова (артистка балета Большого театра), Мария Нахапетова, Настасия Шубская (студентка ВГИКа); внуки — Полина (6 лет) и Кирилл (5 лет)

Карьера: снялась более чем в 50 фильмах, среди них: «На край света», «В четверг и больше никогда», «Не стреляйте в белых лебедей», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Сошедшие с небес», «Бедная Саша», «Женщин обижать не рекомендуется», «Наследницы».

Режиссер фильмов «Сломанный свет», «Заказ», «Чертово колесо», «Одна война», «Месяц в деревне». Преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». Народная артистка России

– талантливая советская и российская актриса, режиссер. Автор сценария и продюсер российских фильмов.

Вера Глаголева – коренная москвичка, родилась 31.01.1956 в простой учительской семье. Отец преподавал физику и биологию, мама учила малышей в младших классах. Первые годы ее жизни прошли в старом доме на Патриарших прудах, квартиру в котором получил ее заслуженный дед – один из ведущих конструкторов-изобретателей Советского Союза.

Однако вскоре старый дом останется только детским воспоминанием. В 1962 ее семья уехала в ГДР. Через четыре года родители вернулись обратно, и Вера училась в обычной московской школе, ничем не отличаясь от сверстников.

В те годы ей и в голову не приходила мысль о карьере артистки. Озорная и подвижная она активно занималась спортом, стреляла из лука, и даже принимала участие в соревнованиях в составе московской юношеской сборной. Но, как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы.

Первые роли

Впервые Вера попала на киноэкран совсем юной девушкой. В 1974 по воле случая она оказалась в стенах московской киностудии, на которой в это время снимался фильм «На край света». Хрупкую девочку с огромными глазами пригласили подыграть в эпизоде одному из актеров.

Вера не отнеслась к этому серьезно и выглядела в кадре абсолютно естественно. Режиссер был настолько удивлен такой работой в кадре что тут же пригласил ее на главную роль.

Кадр из фильма «На край света»

На самом деле Вера поразила Нахапетова не только своей игрой. Он безумно влюбился в девушку и вскоре она стала его женой и долгие годы была его единственной музой. Вера снялась ее в нескольких его фильмах, которые принесли ей известность и любовь зрителей. Не имея специального актерского образования, она работала в кадре интуитивно, раскрывая зрителю тонкие грани собственной души и вкладывая ее в каждую героиню.

Известный тогда режиссер Анатолий Эфрос был просто поражен такой тонкой актерской игрой молодой артистки и несколько раз приглашал ее в труппу театра на Малой Бронной. Однако ревнивый муж был категорически против и не позволил Вере связать свою жизнь с театром. Позже, вспоминая тот период, она говорила о том, что если бы можно было повернуть время вспять, у нее хватило бы смелости принять другое решение.

Выйти замуж за… кино

Впрочем, в то время ей некогда было о чем-либо сожалеть. Она постоянно была занята на съемках, иногда работая по 3-4 фильма в год. Ее оригинальный типаж в сочетании с нестандартной актерской игрой сделали ее невероятно популярной у режиссеров. Многие думают, что ее приглашали благодаря протекции именитого мужа. Однако это совсем не так.

Вера всегда отличалась сумасшедшей работоспособностью. Увлекшись однажды миром кино, она отдавалась ему полностью, проживая каждую новую роль. В период с 1980 по 1995 она снялась более чем в 30 полнометражных кинокартинах. Практически в каждой из них – в главной роли.

Настоящую популярность и поистине всенародную любовь принес Вере фильм «Выйти замуж за капитана», вышедший на экраны в 1986 году, в эпоху перестройки и снятый в духе того неспокойного времени. Непостижимым образом Вере удалось воплотить образ, в котором сочетались нежная женственная душа и сильная эмансипированная личность.

В дуэте с Виктором Проскуриным Вера создала образ женщины нового времени, который слан ее новым амплуа на ближайшие несколько лет.

За фильмом последовал ряд новых приглашений и Вера, ранее мечтавшая все-таки закончить театральный институт была вынуждена отказаться от этой идеи. Но ей самой нравился этот водоворот событий и новые нестандартные роли. Она не смогла бы, наверное, сыграть блудницу или стерву, да и слезливые роли томных красавиц тоже были не по ней.

А в том амплуа, которое она сама себе создала она по сути и не должна была играть. Она все также раскрывалась зрителю, по сути оставаясь в кадре сама собой.

Еще в молодости она попробовала реализовать себя как режиссера, сняв актуальную для того времени картину «Сломанный свет» о сломанных жизнях оставшихся без работы актеров. Но по ряду причин зрители фильм не увидели. И новую режиссерскую попытку Вера предприняла только 15 лет спустя.

На этот раз успешную. В качестве режиссера она сняла три картины, самой удачной из которой считает фильм «Одна война», который рассказывает о судьбах женщин военного времени.

Личная жизнь

Первым мужем актрисы стал известный режиссер Родион Нахапетов, в картинах которого она снималась несколько лет подряд. Вера родила ему двух дочерей. Но через 14 лет этот брак распался – у звездного мужа появилась новая муза, с которой он впоследствии укатил в Америку.

Несколько лет Вера оставалась одна, а вскоре вышла замуж за мужчину из звездной балетной семьи. Увы, этот брак был совсем недолго. Рядом с сильной личностью Веры ее новый муж не чувствовал себя уютно.

Разочаровавшись в мужчинах, Вера вновь полностью ушла в работу, уже не надеясь найти мужчину с которым рискнула бы снова связать свою жизнь.

Дочери выросли, Вера стала бабушкой. Но жизнь снова преподнесла ей сюрприз. И подлинное счастье Вера обрела лишь в третьем браке с бизнесменом Кириллом, с которым она познакомилась абсолютно случайно на одном из кинофестивалей. И в 1993 Вера родила от любимого мужа еще одну дочь.

Награды и признания

Несмотря на то, что уже с первой роли Вера стала любимицей зрителей, звезд с неба она не хватала. Это не тот случай, когда в один прекрасный день артистка просыпается знаменитой. К вершинам актерской славы Вера шла постепенно, с каждым фильмом все глубже проникая в сердца зрителей.

Первой серьезной наградой стало звание артистки года в 1986 году за главную роль в фильме «Выйти замуж за капитана».