Учение анаксагора и современность. Философия анаксагора Анаксагор идеи понятия труды в таблице

В начале V в., после победоносного отражения греками персидской экспансии, в организации которого выдающуюся роль сыграло Афинское государство, Афины превращаются в самый крупный и могущественный полис, который становится также и центром культурной жизии Эллады в эпоху ее великого духовного расцвета. Здесь в период правления Перикла протекала деятельность Анаксагора - первого афинского философа, выходца из малоазийского города Клазомены.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) - афинский мыслитель, который смысл своей жизни, по его же словам, видел в том, чтобы заниматься наблюдением «солнца, луны и неба».

«Теорийная» деятельность Анаксагора, созерцание им «солнца» и «неба» привели его к мысли, что наше светило есть огненная глыба, величиной более Пелопоннеса. Подобное толкование божественного источника света расходилось с представлениями обыденного сознания, все еще остававшегося в значительной степени на почве древней антропоморфной мифологии, и для которого Солнце - не просто кусок раскаленного камня, а Божество, Гелиос. Как говорится в источнике: «между тем как афиняне признавали Солнце Богом, он учил, что оно - огненный жернов». На основании постановления афинского народного собрания, согласно которому «люди, не почитающие богов или распространяющие учения о небесных явлениях, привлекались к суду как государственные преступники», Анаксагор был осужден. Возможно, ему угрожала смертная казнь, и лишь вмешательство его могущественного друга и покровителя Перикла спасло философа от расправы. Анаксагор покинул Афины и оставшуюся жизнь прожил в Лампсаке - городе на берегу Геллеспонта. Когда его упрекнули в том, что он лишился общества афинян, он ответил: «Нет, это они лишились моего общества».

Анаксагору принадлежит сочинение «О природе». Оно было написано прозой и, по словам Диогена Лаэртского, приятным, возвышенным языком.

Как и его предшественники натурфилософы, Анаксагор ищет в текущем чувственном мире его устойчивую основу и считает, что сущее состоит из бесконечного числа качественно определенных мельчайших частиц, позже названных гомеомериями. Сам Анаксагор назвал их «семенами» вещей, «вещами», «элементами» («началами»). Мы живем хлебом, водой, рассуждает Анаксагор, ими же питаются наши волосы, жилы, артерии, мясо, мускулатура и все остальные части тела. Но как это может происходить? Если в хлебе и воде не было тех же элементов, из которых состоит и наше тело, тогда надо признать, что нечто в нас может возникнуть из ничего, а хлеб и вода - превращаться в ничто. Но философия уже доказала, что ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто. В таком случае тогда следует согласиться с тем, что уже в нашей пище присутствуют частицы крови, мускулов и всего остального. Римский поэт Лукреций в поэме «О природе вещей» следующим образом излагает взгляды греческого мыслителя на этот вопрос. Кость, говорит Лукреций, составлена из мельчайших костяных частиц, мясо- из мельчайших мясных частиц, камень - из мельчайших каменных частиц, кровь - из мельчайших ка­пель крови, золото - из малейших золотых частиц и т. д. Но это, по Анаксагору, не значит, что все перечисленные вещи состоят только из одноименных частиц: камень из каменных, золото из золотых и т. д. Напротив, все они состоят из всех видов этих изначальных элементов. Просто в камне преобладают каменные, в золоте - золотые гомеомерии, благодаря чему первый предмет приобретает качество камня, а второй - золота. Гомеомерии сохраняют в видимых нами вещах свою неизменную природу, так что всякая вещь хотя и имеет в своем составе какой-либо преобладающий вид вечных семян, но при этом не утрачивает ни одного из остальных видов гомеомерии. «В каждой вещи, - комментирует Лосев Анаксагора, - при любом ее состоянии и в каждый момент ее бытия содержатся решительно все имеющиеся в мире элементы».



Поскольку все существующее составляется из неразрушимых элементов, то и вещи, по Анаксагору, в действительности не возникают и нe разрушаются. По сообщению Симплиция, Анаксагор утверждал, что слова «возникновение» и «гибель» эллины употребляют неправильно. Ибо на самом деле ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но каждая составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом, правильно было бы говорить вместо «возникать» - «смешиваться» и вместо «погибать»- «разделяться». Очевидно, что рассуждение Анаксагора не лишено двусмысленности. Чувственные вещи, конечно, возникают и погибают. Когда вещь «разделяется» на составляющие её элементы, то это ведь и значит, что она перестала существовать в качестве вот этой данной вещи, т. е. погибла. Разумеется, такая гибель не абсолютна, ибо вещь перешла не в ничто, а в другую вещь. Но для Анаксагора, как и для элейцев, рождение - это только возникновение из небытия, а не из другой вещи, а гибель и смерть - только переход в небытие, но не в другую вещь. А так как небытия нет, то, следовательно, не должно быть возникновения и гибели, хотя, по-видимому, это противоречит нашему опыту. Ранние философы еще не могли справиться с проблемой генезиса, возникновения нового. Не найдя для него иного объяснения, кроме того, что оно в самом деле не может возникать из ничего, они остановились на мысли, что рождения и гибели по истине быть не может.

Гомеомерии бесконечны не только по числу, но и по качеству. Каждая из них еще и бесконечно делима. Но в любой части гомеомерии содержится все существующее, так что часть гомеомерии оказывается такой же бесконечностью, как и целая гомеомерия. Следовательно, все существует во всем, каждая часть становится равной своему целому, каждая вещь - и великой, и малой, и невозможно найти ни самого большого, ни самого малого элемента. «И в малом ведь нет наименьшего, - поясняет Анаксагор, но всегда есть меньшее. Ибо бытие не может разрешиться в небытие. Но и в отношении к большому всегда есть большее. И оно равно малому по количеству. Сама же по себе вещь и велика и мала». Таким образом, гомеомерия оказывается бесконечно бесконечным элементом: «Каждая гомеомерия, подобно целому, заключает в себе все существующее и сущее не просто бесконечно, но и бесконечностно бесконечно ».

Равенство части своему целому означает, что в любом предмете, большом или малом, содержится одно и то же количество элементов-семян, что, несмотря на их разнокачественность, обусловливает всеобщую связь вещей, их соединение в целостный космос. «Вещи, находящиеся в едином космосе, не отделены друг от друга: и не отсечено топором ни теплое от холодного, ни холодное от теплого».

Историки философии отмечают совпадение взглядов Анаксагора с некоторыми идеями современной науки, в частности математики. Мысль о равенстве части своему целому лежит в основе современного математического учения о бесконечных множествах: бесконечно то множество, в котором есть части, равные целому множеству.

Гомеомерии не составляют всех предпосылок, необходимых для возникновения бытия. Семена-элементы - лишь «строительный материал», материя космоса. В своем первоначальном состоянии гомеомерии представляют собой хаотическую массу, лишенную всякого оформления, в которой все смешалось со всем. Чтобы из этого первобытного хаоса возник упорядоченный и благоустроенный космос, требуется деятельное и разумное начало, принцип порядка и оформления. Таким формирующим началом, преобразующим хаос в гармонию бытия, является у Анаксагора божественный космический Ум. Анаксагор, отмечает Лосев, «гораздо настойчивее, чем все прочие досократики, учил о чистом, несмешанном Уме , находящемся вне материи, оформляющем эту материю извне».

Доксографы свидетельствуют, что сочинение Анаксагора начиналось словами: «Вместе все вещи были, ум же их отделил и привел в порядок». Ум бесконечен, самодержавен, не смешан ни с одной вещью, ибо если бы он присутствовал во всех вещах или хотя бы в одной какой-нибудь вещи, это мешало бы ему править столь хорошо, как он делает это теперь, когда существует сам по себе, в обособлении от вещей.

Историки философии предложили различные интерпретации Анаксагорова космического Ума. Такие ученые, как Виндельбанд и Маковельский, считают его телесной субстанцией: для Виндельбанда - это «вещество мысли», для Маковельского - особое «тончайшее и чистейшее вещество». Другие исследователи видят в нем «мысль в себе и для себя» (Гегель), «нематериальное сущее» (Редкин).

По мнению Асмуса, «Анаксагор понимал под "умом" не столько духовное мыслящее начало, сколько материальную-механическую-движущую силу». Правда, во втором издании своей работы Асмус высказывается уже несколько иначе. В характеристиках «ума», пишет он, которые находим у самого Анаксагора, его мысль колеблется между взглядом на «ум» как на всего лишь механическую причину отделения друг от друга первоначально перемешанных частиц и взглядов на «ум» как на «разумную », сознающую и даже «знающую » целесообразно действующую силу. Ум, продолжает Асмус, понимается Анаксагором и как «разумная» «духовная» сила, и как «механическая» сила. А какое из этих двух пониманий было существенным для самого Анаксагора остается неясным вследствие недостатка информации и противоречия в текстах, делает вывод ученый.

Симплиций, характеризуя космический ум Анаксагора, пишет: «Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует ум. И над всеобщим вращением господствует ум, от которого это круговое движение и получило начало. Сперва это вращение началось с некоторого малого пространства, затем оно приняло большие размеры и в будущем примет еще большие. И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал ум. Как должно было быть в будущем, как раньше было, чего ныне уже нет, и как в настоящее время есть - порядок всего этого определил ум».

Как видим, по Симплицию, космический ум Анаксагора есть одновременно и телесный, и духовный фактор, физически-реально и умственно-идеально обустраивающий космос. Если принять это мифологическое, хотя уже не антропоморфное, понимание ума, которое Анаксагор разделяет со всеми другими натурфилософами, то сомнения и колебания Асмуса относительно интерпретации данного предмета сами собой отпадают. Космический ум - организующее начало, форма бытия, содержанием которого выступает материя (первобытная смесь гомеомерий) - возможность любой оформленной единичной вещи и космоса в целом. Разумеется, подобное полумифическое существо нельзя отождествлять и с Богом философов-деистов, как это иногда делают некоторые современные исследователи. Деизм - продукт новоевропейской культуры буржуазного Просвещения, которое выступило антитезой средневековому христианскому мировоззрению.

«На самом же деле, - пишет Лосев, - Ум у Анаксагора есть только принцип красоты и порядка материальной действительности, ничего в ней не творящий, а только ведущий ее от хаоса к космосу. При этом следует подчеркнуть, что даже эту чистую форму- Ум Анаксагор представлял в виде некой тонкой и легкой материи , насаждавшей всюду только порядок и определенную структуру».

Рассматривая познание, Анаксагор, в отличие от Эмпедокла, утверждал, что не подобное познается подобным, а напротив, противоположное познается противоположным. Это мнение, видимо, обусловлено было тем, что познание осуществляет ум, а он отличен от всех вещей и есть, по характеристике Аристотеля, нечто, простое, несмешанное и чистое. В ощущении Анаксагор, как и Эмпедокл, видел результат проникновения истечений предмета в поры органов чувств человека. Так, согласно доксографическому источнику, отдельные ощущения возникают соответственно соразмерности пор, причем каждому вместилищу ощущений соответствует особый вид воспринимаемых предметов. Естественно, это не относится к столь малым предметам, каковыми являются гомеомерии. По утверждению Аэция, гомеомерии могут быть усвоены только разумом, ибо не следует все возводить к ощущению.

Контрольные задания и вопросы

1. Какова логическая необходимость плюралистического подхода к пониманию мира?

2. Раскройте внутреннюю связь теории Анаксагора с современными логическими и математическими теориями.

3. Нус Анаксагора. Проведите анализ различных его толкований.

4. Античные взгляды на назначение человека. В чем видел смысл жизни Анаксагор?

5. Что составляет предпосылку познания – подобие познающего и познаваемого или различия между ними? Эмпедокл и Анаксагор.


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН
(ок. 500-428 до н. э.)

Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школ. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - "семенах" вещей (гомеомерий). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор родился около 500 года до н. э. в Клазоменах - небольшом, но в то время процветавшем приморском городке малоазийской Ионии. Отец Анаксагора, Гегесибул (или Евбул), был зажиточным человеком, оставившим после своей смерти значительное состояние. Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробудился страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности. Поэтому он вскоре уступил полученное им в наследство имущество (включавшее значительную земельную недвижимость) ближайшим родственникам, а сам покинул Клазомены и отправился странствовать. Неизвестно, совершил ли он, подобно Демокриту, путешествия в страны Ближнего Востока (эпоха греко-персидских войн, на которую пришлась молодость Анаксагора, возможно, не очень этому благоприятствовала), но в какое-то время Анаксагор оказался в Афинах и там обосновался.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурными последствиями он символизировал перенесение ионийской учености на аттическую почву. Афины, бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупного философа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином, таким образом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих мыслителей, и в первую очередь, конечно, Платона и Аристотеля. Несмотря на то что, будучи метеком, то есть иноземцем, не обладавший правами афинских граждан, Анаксагор не мог принимать участия в политической и общественной жизни Афин, он вскоре занял заметное положение в духовной элите города, чему несомненно способствовала его дружба с вождем демократической партии Периклом, в дальнейшем ставшимся фактическим правителем афинской республики. Многие позднейшие источники называют Перикла учеником Анаксагора. Прямое ученичество здесь вряд ли могло иметь место, но можно считать несомненным, что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и советам.

Вторая жена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и образованная, сформировала кружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции, включавший трагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку принадлежал и Анаксагор, оказавший, в частности, большое влияние на Еврипида, о чем свидетельствует ряд фрагментов из произведений знаменитого трагика, содержащих несомненные отзвуки воззрений Анаксагора.

К концу 30-х годов V века до н. э., когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным, его политические противники возбудили судебные преследования лиц, которые были к нему близки, в том числе Фидия, Аспасии и Анаксагора. Обвинительные формулировки в каждом случае были различны, но политическая подоплека этих дел была ясна все они были направлены на подрыв авторитета Перикла, еще пользовавшегося большой популярностью среди афинского населения. Анаксагор обвиняется в безбожии и в распространении учений о небесных светилах, противоречивших традиционным религиозным представлениям. Философу грозит смертный приговор, при содействии Перикла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке - богатом торговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428 году до н. э… окруженный почетом и уважением лампсакских граждан. В течение длительного времени после смерти философа лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора. Труднее сказать что-либо о его научной биографии, в частности об эволюции его философских воззрений. Интерес к науке, как уже было сказано, пробудился у него еще в ранней молодости. Живя в Клазоменах, расположенных недалеко от Милета, Анаксагор мог без труда разыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Анаксимена, оказавшие, судя по всему, громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения. Не случайно позднейшие доксографы называют Анаксагора учеником Анаксимена.

Непосредственно слушать Анаксимена Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи мальчиком: последний великий представитель милетской школы умер, по-видимому, еще до рождения Анаксагора, но его идеи оказали влияние на молодого клазоменца.

Прежде всего это касается учения о происхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто целое. Об Анаксагоре рассказывают, что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями с вершины мыса Миманта, находившегося по соседству с Клазоменами. Можно предполагать, что это не были точные астрономические наблюдения за восходом и заходом светил, движениями планет и т. д. Астрономом в строгом смысле слова Анаксагор никогда не был, и его астрономические познания даже в поздний период его деятельности оставались весьма примитивными. В этом отношении Анаксагор уступал современным ему пифагорейцам, не говоря уже о вавилонских астрономах, владевших совершенной методикой астрономических наблюдений. Отношение Анаксагора к ночному небесному своду имело, скорее, эстетический характер.

Согласно преданию, когда Анаксагора спросили, ради чего лучше родиться, чем не родиться, он ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса". Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставил вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые он называл гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии были попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается Анаксагором и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал особое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

С космологическими воззрениями Анаксагора связано одно событие, дата которого известна более или менее точно. Это падение большого метеорита в 467-466 годах до н. э. вблизи устья реки Эгоспотамы (на северном побережье Эгейского моря). Древние авторы единодушно утверждали, что Анаксагор предсказал падение метеорита, причем они усматривали в этом предсказании проявление величайшей мудрости философа. Разумеется, ни о каком предсказании в строгом смысле слова не могло быть и речи. Ближе всего к истине был, по-видимому, Плутарх, который писал об этом так: "Говорят также, будто Анаксагор предсказал, что если находящиеся на небе тела подвергнутся какому-либо колебанию или сотрясению, то одно из них может сорваться и упасть.

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор не предсказал падение данного конкретного метеорита, а обосновал возможность таких явлений. Падение метеорита в 467-466 годах до н. э. казалось блестящим подтверждением его концепции небесных тел как раскаленных каменных глыб, удерживаемых в высоте силой круговращательного движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты - отсюда и видимость предсказания. Представляется вероятным, что Анаксагор совершил поездку к месту падения метеорита и сам осмотрел его. Мы не знаем, жил ли он уже в это время постоянно в Афинах или это был период его странствий по городам Греции. Свидетельства, указывающие, что он прожил в Афинах около тридцати лет, говорят скорее в пользу второй возможности. А если это так, то в Афины он прибыл как человек, уже прославившийся своей мудростью и ученостью.

Физическая теория Анаксагора, ставшая предметом особого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой - современных исследователей античной философии была разработана, по-видимому, в более поздний период жизни философа. Как и аналогичные концепции других современных Анаксагору мыслителей - Левкиппа и Эмпедокла, она испытала мощное воздействие идей Парменида. Мы не знаем, встречался ли когда-либо сам Анаксагор с Парменидом (это могло произойти во время известного посещения Парменидом и Зеноном Афин в середине V века до н. э., о котором сообщается в нескольких платоновских диалогах), или же он был знаком со взглядами элейского мудреца лишь по его поэме, приобретшей к тому времени широкую известность. Во всяком случае в дошедших до нас фрагментах сочинения Анаксагора мы явно ощущаем отзвуки парменидовских (а может быть, также и зеноновских) формулировок.

Более спорным является вопрос, был ли знаком Анаксагор с учением об элементах Эмпедокла и с атомистикой Левкиппа. Категорически отрицать ни ту ни другую возможность мы не имеем права, поскольку свое сочинение, в котором были изложены итоги его научно-философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на склоне лет. Ведь нельзя считать случайным указание Аристотеля, что Анаксагор был "по возрасту раньше Эмпедокла, а по делам своим позже него"

Вполне возможно, что именно появление и быстрое распространение этого сочинения послужило формальным предлогом к обвинению Анаксагора в безбожии. Этот труд Анаксагора был также и единственным, в этом отношении Анаксагор не отличался от большинства философов-досократиков. Сообщения о том, что у Анаксагора были еще и другие сочинения, совершенно недостоверны. Римский ученый Витрувий, автор знаменитого трактата "Об архитектуре", указывает, между прочим, что Анаксагор, так же как и Демокрит, писал что-то по вопросу театральной перспективы, однако это были, по-видимому, не научные сочинения, а лишь краткие инструкции для художников-декораторов.

Плутарх сообщает, что, находясь в тюрьме, Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга Это была модная тогда проблема, над решением которой трудились софисты Гиппий и Антифонт, математик Гиппократ Хиосский и др. Но что касается Анаксагора, то нет никаких свидетельств о том, что эти его занятия привели к каким-либо результатам. Сочинение Анаксагора было написано простой и ясной прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и других позднейших ученых. И в этом отношении Анаксагор следовал своему милетскому предшественнику.

Сочинение Анаксагора состояло, по-видимому, из нескольких книг: в первой из них была изложена космогоническая концепция и формулировались общие принципы его теории материи, а последующие книги были посвящены конкретным вопросам космологии, метеорологии, физической географии, биологии (в частности, эмбриологии), психологии (в частности, проблеме ощущений) и т. д. Мы не знаем, содержались ли в книгах Анаксагора какие-либо суждения исторического или социологического характера, позднейшие источники хранят по этому поводу полное молчание. Но и без этого сочинение Анаксагора охватывало всю совокупность тогдашних знаний "о природе".

До нас дошло около двадцати фрагментов этого сочинения, большая часть которых цитируется неоплатоником Симпликием (VI век до н. э.) в его комментариях к "Физике" Аристотеля. Почти все эти фрагменты относятся к первой книге, интересовавшей Аристотеля в наибольшей степени.

О популярности сочинения Анаксагора в Афинах в конце V века до н. э. свидетельствует Платон, ссылающийся на это сочинение в "Апологии Сократа", "Федоне" и "Кратиле", причем из слов Сократа в "Апологии" следует, что незнание этого сочинения считалось в то время признаком невежества. Любопытно, что там же имеется место, рассматриваемое многими исследователями как указание на цену, которую платили тогда в Афинах за копию (вернее, за один свиток) сочинения Анаксагора. Хорошо помнили афиняне и самого Анаксагора, о котором ходили многочисленные рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через многие века легенду. Из этой легенды - при всей недостоверности ее отдельных деталей - вырисовывается цельный и, по-видимому, исторически верный образ философа.

Прежде всего легенда представляет Анаксагора как человека, целиком посвятившего себя науке, то есть как ученого-профессионала. В Греции середины V века до н. э. это был новый тип человека. Все предшественники Анаксагора, о жизни которых у нас имеются какие-либо сведения, - Фалес, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными вождями, но профессиональных ученых среди них не было. Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксагора отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису.

Покинув Клазомены - город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор, насколько известно, никогда не хотел туда вернуться. Как сообщает Диоген Лаэртский, на вопрос: "Неужели родина тебя нисколько не интересует?" - Анаксагор ответил, указав на небо: "Помилуй бог! Родина даже очень интересует меня". А согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал: "Совсем этого не нужно ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам. Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что тем самым он обрел внутреннюю свободу, столь необходимую для философа, посвятившего себя поискам истины. По свидетельству Аристотеля, Анаксагор не считал счастливыми ни богача, ни властелина, говоря, что он не удивился бы, если бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом. У нас нет сведений о частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт отличался скромностью и простотой. В этом отношении Анаксагор полностью соответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный, "созерцательный" образ жизни. Кроме того, он был неизменно серьезен (по словам одного источника, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся) и, по-видимому, не отличался особой общительностью - свойство, объясняющее, почему, живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним не беседовал.

Еще одна черта Анаксагора, отмечавшаяся древними авторами, - твердость духа в любых, даже самых тяжелых для него обстоятельствах. Во многих источниках сообщается о словах Анаксагора, якобы сказанных им при получении известия о смерти сына. "Я знал, что родил его смертным". Некоторые авторы говорят о смерти сразу обоих сыновей философа и о том, что он сам хоронил их. Другой рассказ, характеризующий ту же черту Анаксагора, связан с судебным преследованием, которому он подвергся в Афинах. Узнав о вынесении ему смертного приговора, Анаксагор будто бы спокойно сказал: "Природа давно присудила [к смерти] и меня, и их [судей]". Как же случилось, что такой достойный и уважаемый человек был осужден в Афинах - в городе, который к тому времени уже стал признанным центром греческой культуры? Обвинение заключалось в том, что взгляды Анаксагора действительно резко расходились с господствовавшими в то время религиозными представлениями. Утверждения Анаксагора, что звезды - это раскаленные камни, оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце - огромная воспламенившаяся глыба, а Луна - тело, во многом подобное Земле и, может быть, обитаемое, не могли не вызывать возмущения у ревнителей старых традиций и обычаев. Убеждение в божественной сущности небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой, да и вообще любой политеистической религии.

Анаксагор не отрекся публично от своих взглядов и вынужден был бежать из Афин.
* * *
Вы читали биографию известного философа, в которой кратко рассказано о жизни, основных идеях философского учения великого мыслителя. Эту статью можно использовать в качестве доклада по философии (реферата или конспекта)
Если же вас интересует жизнь и основные философские идеи многих других мыслителей, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте биографическую статью про любого знаменитого гения философии (и не только её) - от древних времён до наших дней.
В основном же, наш сайт посвящён немецкому философу Фридриху Ницше (его мыслям, афоризмам, идеям, произведениям) но в философии всё взаимосвязано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности.
В Китае, были известны два мыслителя: Конфуций и Лао-цзы. Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля.
Римский стоицизм - особенный памятник философии античных времен. Его представители - Сенека, Марк Аврелий... XIV-XVI века в истории Европы - начало нового периода развития - гуманизма. Появляются все более значительные идеи и учения в сфере философии. Выдающиеся мыслители той поры - Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и другие "гиганты мысли"... В это же время Никколо Макиавелли развил государственную версию политического антиморализма... Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Френсис Бэкон и Рене Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. На философском небосклоне сияет целое созвездие. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Из онтологии выходцев из малоазийских греков возникли зародыши многих естественнонаучных открытий, вокруг которых формировались первые науки, за что философов этого времени назвали позже физиками. Современная физика и химия развились из идей первых атомистов Левкиппа и Демокрита, из идей Гераклита (огонь как энергия) и Анаксагора, давшего толчок мысли биологов, со временем создавших генетику. Все трое тоже выходцы из Ионии, Левкипп даже из Милета, но бежал от персов в свободный город Абдеры, где успел ознакомить с основами атомизма коренного жителя Абдер Демокрита.

Левкипп создал наиболее близкую к современной науке гипотезу, что существуют лишь атомы и пустота, а все тела из непрестанно беспорядочно движущихся атомов, неделимых химически, но не геометрически. Столкновение атомов меняет их траекторию. Нет ни цели, ни причины движения атомов. Создал осознанный детерминизм, считая все события мира строго причинно-обусловленными, а случайности несущественными.

Близки к милетцам тоже выходцы Ионии – Гераклит и Анаксагор.

Гераклит (520-460 до н.э.) из царского рода Кодридов, правивших в Эфесе, добровольно отказался от трона и ушел жить в горы отшельником заявив, что править надо скотом, а люди должны сами распоряжаться своей судьбой. Но как философ он прославился больше в качестве основоположника соединения материализма и диалектики, предвосхитив марксизм. Стихийный материализм милетцев был Гераклитом переосмыслен благодаря тому, что применил к нему наивную, но диалектику. Он неустанно подчеркивал необходимость видеть единство в раздвоении, постоянное в переменах, меру в становлении, вечное в преходящем. За глубокомыслие и загадочность в изложении идей для современников еще при жизни его прозвали «темным». Он ввел первым понятие «Космос», первым боролся с правилом «не высовывайся».

Примеры высказываний: «Мир не создан никем из богов. Он вечно живой огонь мерами возгорающийся и угасающий. Все обменивается на огонь, как товар на золото. Все из огня и в огне погибнет, огонь всех рассудит». Идею огня как первоосновы Гераклит мог почерпнуть в персидском зороастризме, где нет еще гераклитовского единого огня, но есть поклонение огню из скал, огню, скрытому в телах животных и людей, огню молний и звезд, огню костров и содержащемуся в горящих растениях.

«Все существует по необходимости и в единстве, но через борьбу противоположностей, порождающую постоянное изменение». «Не мне, но Логосу внимая, разумно признать, что все едино».

«Расходящееся всегда сходится». Борющиеся противоположные силы всегда сосуществуют, совместно определяя целостность вещи или процесса. «Иногда и куча сора, рассыпанная наудачу, дает нечто прекрасное как Космос».

«Все относительно, нет ничего вечного, кроме огня, из-за которого все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя ступить дважды, все движется вперед, все течет, все изменяется».

«Космическая справедливость не позволяет, чтобы борьба в мире закончилась победой одной из сторон». «Многознанье уму не учит». «Со умом говорящие укрепиться должны на соуместном». Гераклит начал обращать внимание на игру слов и многосмысленность ее. Каламбуры и обыгрывание значений создало жанр философской поэзии и науку полисемии. «Вы возражаете словно воз рожаете». «Я не чаю выпить чаю». «Кто слушая не понимает и не спрашивает, подобен глухому, он присутствуя отсутствует».

«Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают».

«Мудро людям жить только в согласии со своей и окружающей природой».

Анаксагор из Клазомен (500-428) ученик Анаксимена, принес философию в Афины, в 20 лет основав свою школу, был знатен и богат, выпускал на свои деньги дешевые книжки для чтения народом. Друг Перикла (Анаксагора называли «Стратегом, умом Перикла»), историка Геродота, Софокла и Эврипида. Наибольший интерес у Анаксагора вызывало превращение одних вещей в другие. Он видит основой бытия множество мельчайших частиц, но не атомов, а «семян вещей», названных Аристотелем гомеомериями, а в 19 веке генами. Причина разнообразия тел в том, что каждое состоит из своих элементов, но «все во всем», поэтому и возможно превращение одних вещей в другие. «Дети похожи на того родителя, который дал больше семени». «В сперме содержатся волосы, ногти, вены и артерии, жилы и кости». Название вещи дает преобладающее в ней из бессчетного множества первоначал.

Анаксагор высказал гипотезы: Солнце не бог, а раскаленный до огненного состояния камень, все небо полно летающих в круговращении камней. Если на Луне есть атмосфера, то могут быть и инопланетяне. Помимо нашего существует и иной мир, в котором Солнце и Луна как у нас. Сама по себе каждая вещь и велика, и мала. У большого и малого равное число частей.

Атеист, но ввел понятие «Нус» (Мировой Ум - эту гипотезу использует только когда не знает природной причины). Гомеомерии изначально пассивны, привел их в движение Ум, Нус превращает Хаос бытия в Логос Мироздания, он же делает мир познаваемым нам, цель познания – свобода. Разум есть в природе, поэтому в ней есть миропорядок, но многое образуется и само собой, без его содействия. Вместе все вещи пребывали, ум их отделил и привел в порядок, придав им скорость вращения и силу, порождаемую скоростью, в Космосе огромною. Движение в Космосе имело начало, мир тленен. Что мешает Нусу остановить все вещи подобно тому, как он привел их в движение? Солнце приводит в движение воздух Земли, заставляя его колебаться, что видно по пылинкам.

Человека сделали умнее всех других животных руки». Анаксагор открыл боковые желудочки мозга оперируемых им животных. Увлекся философией настолько, что запустил свое имение до превращения в пастбище для скота. Соавтор с Протагором Конституции Афин. Дал египтянам график разливов Нила, предсказал падение крупного метеорита. Ожидая казни, решал задачу квадратуры круга о вписанных и описанных многоугольниках. Задача оказалась решенной лишь в 16 веке нашей эры.

Философия Эллады эпохи демократии.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) родился в Ионии в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В Афинах, переживавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближенных Перикла - фактического правителя этого города-государства. Однако, в конце жизни Анаксагор подвергся судебному преследованию и едва не был приговорен к смертной казни, в соответствии с законом, который приравнивал к государственным преступлениям непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом. Только вмешательство Перикла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины. Он вернулся в Ионию и вскоре умер.

Анаксагору принадлежит сочинение под традиционным для того времени названием "О природе", от которого сохранилось около двадцати фрагментов.

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Парменида, Эмпедокла и милетской школы. Но в отличии от большинства тогдашних древнегреческих мыслителей, Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий, о чем говорил Эмпедокл. Первоначала - это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии Аристотель назвал эти семена "гомеомериями".

Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-либо вещества - земли, воды, огня, золота, дерева и т.д. Гомеомерии бесконечны по числу и по делимости, т.е. могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Именно гомеомерии составляют в итоге любое вещество. Более того, в каждой веще, в каждом веществе существуют и все гомеомерии. Анаксагор говорил: "Во всем содержатся все вещи". Качественное же существо той или иной вещи возникает в том случае, когда гомеомерии одного рода преобладают над гомеомериями других родов. Так, золото является золотом потому, что гомеомерии золота в данном веществе составляют большинство. Такие же гомеомерии золота содержатся и в дереве, но они - лишь небольшая часть среди других гомеомерий, в дереве же преобладают гомеомерии дерева.

Гомеомерии существовали изначально, они не обладают моментом рождения или моментом уничтожения. Анаксагор, опираясь на мнение Парменида, утверждал, что не может нечто возникнуть из ничего: "Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?"

Первоначальное состояние мира - это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум - понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей.

Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое и светлое устремляются вверх и возникает небо. Вокруг всего мира находится эфир, который Анаксагор не отождествляет с обычным воздухом. Эфир, продолжая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспламеняясь превращаются в звезды, солнце и луну. Но отдельные камни продолжают падать на землю - это метеориты.

Проблему возникновения жизни Анаксагор решал путем признания того, что в первичной смеси гомеомерий существовали и гомеомерии живых существ. Со временем они стали падать на землю, что и привело к зарождению будущих живых организмов.

Учение Анаксагора стоит несколько особняком в системе древнегреческой философии. Ни до него, ни после античные философы не акцентировали внимание на том, что все мире состоит из изначально существовавших "семян всех вещей". В то же время его учение о безгранично могущественном Уме, повлияли на последующих философов, сторонников идеалистических учений.


© Все права защищены

500 до н.э.

428 до н.э.

Древняя Греция

Древнегреческий учёный: математик и астроном. Автор максимы: «каждое - в каждом».

Вероятно, он первым высказал гипотезу о том, что Луна светит отражённым светом, который она получает от Солнца, а также о том, что при лунных затмениях Луна попадает в тень Земли…

Анаксагор около 30 лет прожил в Афинах (в эпоху Перикла ), где занимался преподаванием.

«Анаксагор ввёл свой принцип познания: неподобного подобным. Так только благодаря горячему мы можем ощутить холодное, благодаря кислому - сладкое и т. д. Кроме того, Анаксагор определил человека как самого разумного из всех существ, потому что у него есть руки. Произведения философа не сохранились. Основные его воззрения изложены в сочинениях других авторов, например, Диогена Лаэртского».

Табачкова Е.В., Философы, М., «Рипол классик», 2002 г., с. 25.

В регистрационной форме Вы можете задать Ваши вопросы нашим Докладчикам.

С 25 августа 2019 года начинается VIII-й сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала сайт;

3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на