Правление князя Ивана Даниловича Калиты. Иван Калита: годы правления. Иван I Данилович Калита. Биография

Иван Данилович Калита – внук легендарного князя Александра Невского, князь Московский, великий князь Владимирский, один из основоположников собирания русских земель, родился около 1283-1288 гг. После убийства своего старшего брата князя Юрия Даниловича в Золотой Орде взошел на московский престол.

За время своего правления добился серьезных успехов в деле преодоления раздробленности русских земель и объединения части их вокруг Московского княжества. В 1325 году добился перехода престола митрополита в Москву, что сделало ее духовным и религиозным центром Руси. При Иване Калите были построены первые каменные храмы.

Часто посещал Золотую Орду, дарил дорогие подарки, вошел в доверие к правителю - хану Узбеку. В 1327 году умело воспользовался убийством ордынского посла в Твери и участвовал (совместно с 50-ти ордынским войском) в разгроме и опустошении Тверского княжества, основного соперника Москвы. За это получил грамоту (ярлык) на великое княжение с правом самому собирать налоги (в отличие от других русских княжеств). Это избавило почти на 40 лет подвластные ему земли от жестоких баскаков – сборщиков дани из Золотой Орды.

Значительно укрепил княжескую власть, наполнил казну деньгами (что, по всей видимости и принесло ему прозвище Калита – кошель, денежный мешок). Выкупил под свою власть города Углич, Рязань. Добился управления уделами мужей двух своих дочерей – частью Ростовского и Ярославского княжеств. Попытка подчинить Новгород не увенчалась успехом и была реализована потомками великого князя Ивана Даниловича.

Иван Калита был дважды женат, в его семье родилось семь детей. Скончался великий князь в 1340 году, передав престол своему старшему сыну – Симеону Гордому. Сын продолжал дело своего отца, а внук – Дмитрий Донской – одержал победу над ордынцами в Куликовской битве.

Интересные факты

Биография Ивана Калита о главном

Иван Калита родился по одним данным или около 1283 г., или 1 ноября 1288 г. Точных данных не сохранилось. Крестили его в честь святого Иоанна Предтечи. Наследником московского княжества он не был, хотя и родился в семье Даниила Александровича, московского князя. Его старший брат Юрий стал московским князем в 1303 г. Сам Иван Данилович в 1296-1297 гг. представлял своего отца в одном из крупнейших городов Великом Новгороде, а в 1304 г. занимался обороной Переяславля от тверских князей, где ему удалось одержать победу только с помощью войск боярина Родиона Несторовича. В 1320 г. его брат Юрий получил от хана Золотой Орды Узбек-хана письменное повеление (ярлык) на великое княжение, а Иван стал правителем Москвы. В 1321 г. Великий князь Юрий, получив дань от Тверского княжества для передачи Орде, не отвез ее по назначению, а передал новгородским купцам для получения дополнительной прибыли. Узбек-хан за неповиновение передал великокняжеский престол Дмитрию Тверскому. В битве за возвращение себе ярлыка Юрий был убит в 1325 г. После смерти Дмитрия в 1326 г. великим князем стал его брат Александр.

Иван Данилович, став московским князем, в первую очередь добился переноса кафедры митрополита в Москву. В это же время в Твери во время восстания был убит посол Золотой Орды Чол-хан со свитой. Когда стало известно об этом, Иван уезжает к Узбек-хану. Достоверно не известно, сделал он это по своей инициативе или по призыву. Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и войско в 50000 человек для похода на Тверское княжество. В этом походе он объединяется с суздальцами. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, а потом в Псков. В итоге Новгороду пришлось заплатить большую дань ордынцам, а Тверское княжество было сожжено и разграблено, а жителей Пскова митрополит отлучил от церкви. К 1328 г. великокняжеское правление было поделено между двумя князьями: Иваном Даниловичем и Александром Васильевичем Суздальским. После смерти Александра, а далее его брата Константина Калита совершает путешествие в Орду для получения ярлыка. Свое влияние Иван Данилович усиливал и династическими браками дочерей на удельных князьях. На религиозной почве в 1331 г. возникает конфликт между Новгородом и Москвой. Причиной конфликта стал отказ митрополита Феогноста от признания Арсения в качестве архиепископа новгородского. Он признал Василия. Иван затребовал у Новгорода повышенную дань, он получил отказ. Земли Новгорода подверглись вторжению, но в итоге был заключен мир. В 1336 г. Иван заключает мир с Новгородом, в результате став князем новгородским. В 1339 г. по доносу Ивана Александр Тверской с сыном был казнен по распоряжению хана. В 1340 г. принял монашеский постриг под именем Ананий, но скоро умер. Наследником стал его сын Семен, прозванный Гордым.

В своей политике Иван 1 оставался достаточно гибким, но настойчивым. Он неоднократно ездил в Золотую Орду, чем заслужил доверие хана и обеспечил спокойствие и процветание на территории Московского княжества. Твердой рукой он пресекал недовольство народа тяжелыми налогами. За свою деятельность получил прозвище «Калита», что означает кошель, сумка для денег. Но по другой версии, он постоянно при себе носил кошелек для раздачи милостыни бедным. В его правление были заложены Собор Спаса на Бору, Успенский собор, Архангельский собор, а также был отстроен Московский Кремль из дуба, но эти постройки до нашего времени не сохранились. Одним из основных итогов его правления стало расширение сферы влияние Московского княжества благодаря династическим бракам и покупки земель.

Интересные факты и даты из жизни

– великий князь владимирский (1328–41), князь московский, первый собиратель Северо-Восточной Руси. В борьбе с другими князьями Иван Калита часто пользовался помощью татар. Еще при жизни своего брата Юрия Даниловича Иван принимал участие в управлении московским княжеством. В 1304 Иван оборонял недавно присоединённый Москвой Переяславль от тверских князей. Три дня Переяславль держали в осаде тверские полки боярина Акинфа. На четвертый день пришедший из Москвы боярин Родион Несторович, ударил тверичам в тыл, а Иван сделал вылазку из города. Тверичи были разбиты. Когда в 1319 году Юрий Данилович получил от хана ярлык на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в управление Ивана.

В 1322 ордынцы отняли у Москвы ярлык на великое княжение и вернули его тверичам. После убийства Юрия Даниловича в Орде тверским князем Дмитрием Грозные Очи (1325) московское княжение перешло к Калите. Дмитрий был казнён в Орде татарами, но великое княжение Владимирское хан Узбек отдал его брату, тверскому князю Александру. Однако вскоре положение резко изменилось. В Тверь прибыл с большой свитой ордынский вельможа Щелкан (Чолхан), сын того воеводы Дюденя, который в 1293 разорил Северную Русь с такой жестокостью, что его поход сравнивали с Батыевым нашествием. Щелкан держал себя в Твери с великой гордостью; его татары творили насилия на жителями. В народе ходили слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и истребить православную веру. 15 августа 1327, в праздник Успения, татары попробовали отнять кобылу у тверского дьякона Дудко. Тот стал звать на помощь земляков. Тверичи ударили в набатный колокол; народ стал избивать татар. Остаток их заперся с Чолханом на княжем дворе, но горожане зажгли его. Все татарское посольство погибло; избиты были и находившиеся в Твери ордынские купцы.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить тверских соперников, поспешил в Орду, возвратился с 50-тысячным татарским войском и опустошил огнем и мечом всю Тверскую землю. В следующем году Иван получил от хана ярлык на великое княжение. Узбеку донесли, что тверское восстание разжигал сам князь Александр. Хан отдал Тверь брату Александра, Константину. Сам Александр бежал в Новгород, а потом в Псков. Калита и другие князья требовали, чтобы Александр ехал к хану в Орду, но псковичи не пустили его. Калита, другие князья и новгородцы пошли было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, решили действовать не оружием, а другой мерой: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено.

Угроза Феогноста отлучить Псков от церкви заставила Александра на время уехать в Литву (1329). Князья оставили псковичей в покое. Вскоре Александр воротился в Псков под покровительством литовского князя Гедимина и правил этим городом несколько лет. Но он скучал о Твери; его мучила мысль, что его дети будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к хану Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение (1337). Соперничество Ивана Калиты с Тверью грозило возобновиться. Некоторые тверские бояре были недовольны возвращением Александра. Они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю Калите.

Калита отправился к татарам. По его внушению, хан послал Александру приказ явиться в Орду. Александр отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду; но, как и отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели навлечь татарское мщение на своих подданных. Когда провожаемый тверичами князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением, но и оно не побудило Александра отложить поездку.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября 1339 года. В этот день Александр и его сын Фёдор исповедовались и сами вышли навстречу убийцам, возглавляемым мурзой Товлубием. Татары пронзили Александра и Федора и отрубили им головы. Их тела бояре отвезли в Тверь, где снова сел княжить осторожный Константин Михайлович. Иван Калита вернулся в Москву из Орды с великим пожалованием и, торжествуя победу над Тверью, велел снять большой колокол тверского Спасского собора и перевезти его в Москву.

Самовластно распоряжался Иван Калита и в других княжествах. В Ростове его воеводы чинили всякие насилия над жителями и повесили за ноги старшего ростовского боярина Аверкия (1330). Князь Суздальский, Александр Васильевич, был покорным подручником Москвы. Одну из своих дочерей Иван Калита отдал за князя Василия Давыдовича Ярославского, а другую – за Константина Васильевича Ростовского и самовластно распоряжался уделами своих зятьев. В 1332 Калита начал войну с Новгородом, который отказался уплатить старинную дань («закамское серебро»), но вскоре заключил мир. В конце княжения он снова потребовал от новгородцев большую сумму и, когда они отказались уплатить ее, отозвал своих наместников. Эта распря окончилась уже при его сыне. Князья рязанские ввиду татарской угрозы тоже должны были повиноваться Ивану I. В 1340 Калита, по приказу хана, отправил войско на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и вместе с татарами опустошил Смоленскую область.

Иван Калита, с одной стороны, является с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. Но, с другой, утверждения, что он «продавал Русь татарам», несправедливы и легковесны. Если бы это было так, то татарское иго над Северо-Восточной Русью при Калите должно было бы усилиться. Но на деле мы видим обратное: после окончательной победы Ивана I в борьбе с Тверью монгольское владычество над Русью не укрепилось, а значительно ослабло. Опустошительные татарские набеги после 1327 прекратились на целых четыре десятилетия. Владения Ивана Калиты и весь русский Северо-Восток стали пользоваться спокойствием и благосостоянием: «Бысть тишина христианам и престаша татарове воевать Русскую землю», – говорят летописцы, разумея в данном случае под Русской землей Владимирское и Московское княжества. Эта «тишина» продолжалась до середины 1360-х годов. При Иване Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с ханом. Ордынскую дань ранее здесь собирали приезжавшие мусульманские и иудейские финансисты. Они брали этот сбор на откуп у хана и потом жестокими насилиями взимали с русского населения гораздо большую сумму. Благодаря умной политике Калиты татары перестали допускать на Русь этих вымогателей. Ордынский «выход» теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, и это очень облегчило народ. Русь пока оставалась под верховной властью Орды, но получила гораздо более высокий, чем раньше, вассальный статус. В тех условиях это было крупным достижением.

Иван Калита был бережливым хозяином, старавшимся увеличить своё княжество и богатство. В своем завещании он заботливо пересчитывает все купленные им села и золотые сосуды. На эту черту его указывает прозвище Калита - мешок с деньгами, скопидом (Карамзин объясняет это прозвище иначе - тем, что Иван всегда носил при себе мешок с деньгами – «калиту» – для раздачи бедным). Иван Калита заботился о внутреннем устройстве своих владений. Он выстроил в Москве новый дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и часть посада. Москва стала быстро расти. К сильному князю Московскому стекались бояре из Твери, Чернигова, Киева и даже из Орды (мурза Чет). Иван заботился о внутренней безопасности своих владений, строго преследовал разбойников и воров.

Важным событием княжения Ивана Калиты было переселение митрополита Петра из Владимира в Москву на постоянное жительство. Калита приобрёл особое расположение митрополита и по его просьбе воздвиг в Москве каменный Успенский собор. Пётр умер в Москве и был погребён в ней. Новый митрополит Феогност, следуя примеру своего предшественника, также поселился в Москве. Кроме названного собора, Иван построил в Москве еще три каменных храма. Каменные церкви в разорённой татарами Владимирской Руси тогда были редкостью.

О земельных присоединениях к московскому княжеству в эпоху Ивана Калиты точных сведений нет. Приобретение им городов Галича, Углича и Белозерска, на которое указывает духовная Дмитрия Донского, сомнительно, так как сам Иван не говорит о них в своих духовных грамотах. По объяснению Соловьева, Калита купил эти города, но оставил за продавцами некоторые права владетельных князей. Перед смертью Иван Калита принял пострижение. Все свое имущество он разделил между тремя сыновьями и женою: Москву оставил в общее владение наследникам, сыну Симеону дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану - Звенигород, Кремичну, Рузу и 10 волостей, Андрею - Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми - 14 волостей.

Иван Данилович по прозвищу «Калита» вошел в историю неоднозначной фигурой. С одной стороны, его тесные связи с Золотой Ордой, внутриполитические интриги, репрессии аристократии и огромное богатство создали ему репутацию жадного тирана. Но с другой стороны, он действовал по законам того времени, и именно при нем наступил экономический подъем всей Северо-Восточной Руси, началось объединений русских земель и прекратились набеги татаро-монгол.

Происхождение имени

Точная дата рождения Ивана Даниловича историкам неизвестна. Считается, что это 1282-1283 год. Нет и определенности с датой смерти - 31 марта 1340 или 1341 года. Происхождение прозвища «Калита» также имеет два толкования. Само слово «калита» означает сумку или кошелек с деньгами. По одной из версий, Иван Данилович был скрягой, очень любил деньги и занимался их постоянным накопительством. Но есть и другая версия, согласно которой он не столько клал деньги в свою калиту, сколько раздавал их нищим. В пользу этой версии свидетельствуют новгородские летописи того времени, в которых встречается и другое прозвище Калиты - Иван «Добрый».

Приход к власти

Многочисленные братья Ивана Калиты погибли, не оставив наследников, благодаря чему он смог избежать борьбы за власть с племянниками, традиционной для того времени. Судьба как будто расчистила для него дорогу, и ощущение своей избранности не покидало Ивана Калиту до самой смерти. Когда приходилось принимать жесткие решительные меры, это чувство помогало ему преодолевать угрызения совести.

После гибели старшего брата Юрия в 1325 году, Калита становится князем Московским. Анализируя итоги княжения брата, Иван приходит к выводу, что его постоянные войны были, в основном, бессмысленны. Победить главного своего противника, Тверское княжество, военными методами было невозможно из-за равенства сил. Для победы необходимо было заручиться поддержкой Золотой Орды.

Расширение влияния

15 августа 1327 года в Твери произошло народное восстание против татаро-монгольского притеснения, в результате которого весь татарский гарнизон, стоявший в городе, был уничтожен. Было понятно, что Золотая Орда не простит этот кровавый бунт. В январе 1328 года в Тверь приходит огромная карательная экспедиция, которая опустошает все княжество и кладет конец тверскому могуществу. Иван Калита, как и многие другие русские князья, участвовал в походе на Тверь. В награду за это он получает Костромское княжество и титул князя Новгородского, что делает его политическим лидером всей Северо-Восточной Руси.

С этого момента начинается отсчет мирных сорока лет, о которых так сказано в летописях: «И быть оттоле тишина велика в русской земле на сорок лет». Это стало возможным благодаря тому, что при Калите прекратились задержки с уплатой дани, таким образом, исчез и повод для набегов. Важную роль сыграли и тесные политические и экономические связи, который Иван Данилович смог наладить с Ордой. Несмотря на тяжелую дорогу, занимавшую несколько месяцев, и постоянную угрозу стать жертвой очередного заговора или интриг ордынских военачальников, каждые два-три года он лично отправлялся к Узбек-хану с дарами, чем сумел заслужить его расположение.

Развитие Московского княжества

Иван Данилович впервые навел порядок на дорогах княжества, прекратил грабежи и разбои. Это послужило стимулом к развитию торговли и общему экономическому подъему. Попутно проходило активное освоение севера, где добывалось все больше и больше «мягкого золота» - пушнины. Доходы казны росли, но значительная часть собираемой дани продолжала разворовываться местными правителями. Зная это, Калита принял жесткие репрессивные меры по отношению аристократам-неплательщикам.

Денег в казне стало хватать не только на уплату дани, но и на грандиозный строительный проект - постройку нового дубового Кремля и возведение на его территории пяти каменных храмов. Благодаря этому, резиденция митрополита была перенесена из разоренного Киева в процветающую Москву, сделав ее духовным центром Руси.

В 1337 году, после десяти лет изгнания, на тверское княжество возвращается князь Александр Михайлович, прощенный Ордой после допущенного им в 1327 году народного бунта. Иван Данилович понимает, что война между Тверью и Москвой неизбежна. Чтобы ее предотвратить, он в 1339 году отправляется к Хану с доносом на своего противника и убеждает его казнить Александра и его сына Федора за связь с литовцами.

Смерть и итоги правления

Весной 1340 года Иван Калита тяжело заболевает, за несколько недель до смерти принимает монашеский постриг и уходит в монастырь. Сохранился литературный памятник, написанный одним из монахов этого монастыря, который называется «Похвала Ивану Калите». В нем упоминается справедливое правосудие Калиты, его благочестие, а сам он назван не иначе как «сирым в бедах помощник». Таким запомнили его современники. А со временем стала очевидной и его работа по объединению Руси вокруг Московского княжества, прекращению междоусобных конфликтов и в итоге – формированию ядра для русского национального государства. Уже в написанном в конце 14-ого века «Слове» о Дмитрии Донском, внуке Ивана Даниловича, Калита прямо назван «собирателем земли русской».

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Иван I Данилович (Калита). Исторический портрет

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • годы жизни - 1283 — 1340 (41)
  • второй сын Московского князя Даниила Александровича
  • годы правления в Москве - 1325 — 1340

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (основные события)

1.расширение границ Московского княжества

  • покупка территорий — Галич, Углич, Белоозеро (1328)

цитата

«…Калита купил у обедневших местных князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белозерск; впрочем, пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полной покорностью последних…»

цитата

*Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича 1389 г.:

«А сына своего благословляю, князя Юрья, своего деда куплею, Галичем, со всеми волостми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с теми селы, которые тягли к Костроме, Микульское и Борисовское.

А сына своего, князя Андрея, благословляю куплею же деда своего, Белымозером, со всеми волостми, и Вольским с Шаготью, и Милолюбский ез, и с слободками, что были детий моих.

А сына своего, князя Петра, благословляю куплею же своего деда, Углечим полем, и что к нему потягло, да Тошною и Сямою».

Примечание

Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

Основание для датировки: грамота написана после 13 апреля 1389 г., когда уехал из Москвы митрополит Пимен, и до 16 мая 1389 г., когда у Дмитрия Ивановича родился сын Константин (ПСРЛ, т. VIII, стр. 32).

  • присоединение части Ростовского княжества (1331)

цитата

*Иловайский Д.И. «История России. т. 2. Московско-Литовский период, или Собиратели Руси»:

«Для подчинения себе удельных Ростовских князей он пользовался также семейными связями. Так он выдал двух своих дочерей за Василия Давыдовича Ярославского (внук Федора Черного) и Константина Васильевича Ростовского. Последний из них, т.е. Константин Ростовский, находился в совершенном повиновении у тестя: Московские бояре распоряжались в его стольном городе».

2.участие вместе с ордынским войском в подавлении Тверского восстания (1327)

3.перенос центра русского православия из Владимира в Москву (с 1328)

цитата

*Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.1»

«В первых же годах своего правления Иван дал Москве нравственное значение переводом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву».

4.построение в Московском Кремле белокаменных соборов : Успенского, Собора Спаса на Бору, Архангельского, церкви Иоанна Лествичника; дубового Московского Кремля

цитата

«Кроме собора Успенского им построены еще каменный Архангельский (где стояла его гробница, и где с того времени погребали всех Князей Московских), церковь Иоанна Лествичника (на площади Кремлевской) и Св. Преображения, древнейшая из существующих ныне и бывшая тогда Архимандритиею, которую основал еще отец Иоаннов на берегу Москвы-реки при созданной им деревянной церкви Св. Даниила; Иоанн же перевел сию обитель к своему дворцу, любил более всех иных, обогатил доходами; кормил, одевал там нищих и в ней постригся пред кончиною. Украшая столицу каменными храмами, он окружил ее (в 1339 году) дубовыми стенами и возобновил сгоревший в его время Кремник, или Кремль, бывший внутреннею крепостию или, по старинному именованию, детинцем».

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.возвышение Москвы и усиление великокняжеской власти

цитата

«Важнее всего было то, что московский князь приобрел своему стольному граду значение церковной столицы Руси…»

цитата

*Ключевский В.О. «Курс русской истории»:

«Приобретение великокняжеского стола московским князем сопровождалось важными последствиями для Руси. Московский удельный владелец, став великим князем, первый начал выводить русское население из того уныния, в какое повергли его внешние несчастья».

цитата

*Ключевский В.О. «Курс русской истории»:

«Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной. Богатые материальные средства, которыми располагала тогда русская Церковь, стали стекаться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важнее было нравственное впечатление, произведенное этим перемещением митрополичьей кафедры на население северной Руси. Это население с большим доверием стало относиться к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благословению старшего святителя русской церкви… В следствии того, церковное русское общество стало сочувственно относиться к князю, действовавшему об руку с высшим пастырем русской Церкви. Это сочувствие церковного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укрепить за собою национальное значение в Северной Руси. Политические успехи московского князя освящались в народном представлении содействием и благословением высшей духовной власти Руси».

цитата

*Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.2»:

«Стремлению Ивана понять церковное значение Москвы способствовало то, что преемник Петра, Феогност, поселился в Москве, а за ним, впоследствии, все митрополиты один за другим пребывали в этом городе и таким образом сообщили ему значение столицы всей русской церкви».

цитата

«При нем Москва сделалась городом славным «кротостью», свободным от непрерыв­ной угрозы татарских нашествий, а это должно было чрезвычайно способство­вать росту и богатству города».

«Калита заложил основы могущества Москвы. Он первый начал объединять вокруг нее русские земли. После дол­гого промежутка времени он был первым авторитетным князем, влияние которого распространилось на всю Северо-Восточ­ную Русь».

2.расширение границ Московского княжества

цитата

*Иловайский Д.И. «История России. т. 2. Московско-Литовский период, или Собиратели Руси»:

«Как истый хозяин и скопидом, Иван Данилович Калита хотя значительно увеличил собственное Московское княжение, но совершил это увеличение не оружием и кровопролитием, а денежною куплею. Он «примыслил» от соседних княжений несколько городов и волостей с большим количеством сел и слобод, которые покупал у обедневших князей, бояр и монастырей. При нем Московская земля, во-первых, заключала в себе все течение реки Москвы с городами: Можайском, Звенигородом, Москвою и Коломною; далее на юго-запад она простиралась от Коломны вверх по Оке, с городами Каширою и Серпуховым; а на северо-восток владения Московские охватывали уже часть Поволжья, заключая в себе волжские города Углич и Кострому. Они перешли далеко на северную сторону Волги: Калита купил у обедневших местных князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белозерск; впрочем пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полной покорностью последних…

3.поддержание хороших отношений с Ордой

  • отмена баскачества - получение права самостоятельного сбора дани с русских земель и доставки ее в Орду

цитата

*Учебное пособие под ред. И.О.Князького «История России. Правители Московской Руси»:

«Потому главным последствием восстания в Твери стала отмена ханом Узбеком баскачества на Руси и прекращение постоянных ордынских наездов. Погибшие в жестоких боях с ордынцами тверичи кровью своей добыли для Руси «тишину великую», но слава избавителя Руси от баскаков досталась тому, кто помогал татарам громить мятежную Тверь».

цитата

*Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории»:

«Именно этому князю приписывается та важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение доставлять "выход" в Орду своими средствами, без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был уничтожен главный повод для въезда татар в Русские земли и было достигнуто внутреннее спокойствие и безопасность на Руси».

  • хорошие отношения с ханами Золотой Орды

цитата

*Тихомиров М.Н. «Древняя Москва. XII-XV вв.»:

«И за­мечательнее всего, что оценка деятель­ности Калиты у его современников сходится с тем, что говорит такой проницательный историк, каким был К. Маркс. По его словам, Калита пре­вратил хана Золотой Орды «в послуш­ное орудие в своих руках, посредством которого он освобождается от опасней­ших соперников и одолевает любое пре­пятствие, встающее на победоносном шествии его к узурпации власти»

4.начало формирования удельно-вотчинной системы и утверждение наследственного права княжеской династии в Северо-Восточной Руси .

цитата

*Из учебника для общеобразовательных учреждений. 2012.

Данилевский И.Н. «История России с древнейших времен по XVI век. 6 класс».

«Ивану Калите принадлежала первая духовная грамота - великокняжеское завещание. Поразительное по своей мелочности (в нем, видимо, упомянуто все, чем владел князь, - вплоть до 12 золотых цепей, 9 поясов, полутора десятков предметов посуды, 14 обручей, одного ожерелья, 4 кожухов и т.п.), оно давно привлекает внимание историков. Главное, однако, состоит в том, что в нем впервые угадываются основы зарождавшейся тогда на Руси удельно-вотчинной системы. Судя по всему, наследственные права княжеской династии Северо-Восточной Руси были признаны в 1339 году, когда в Орде утвердили духовную грамоту Ивана Даниловича Калиты».

СЕМЬЯ (жена и дети)

1.княгиня Елена (Олёна) (?-1331), в иночестве — Соломонида - первая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Даниловича (Калиты).

2.княгиня Ульяна (?-сер.1360-х гг.) - вторая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Даниловича (Калиты).

Сыновья: Семен Гордый, Иван II Красный, Даниил Иванович, Андрей

Дочери: Мария, Феодосия

ХАРАКТЕР

1.Д.И.Иловайский отмечает:

  • с одной стороны черты характера — жестокость и пронырливость
  • с другой стороны — ум, заботливость, бережливость, склонность к накопительству, хозяйственность

цитата

*Иловайский Д.И. «Московско-литовский период, или Собиратели Руси»:

«... с одной стороны, является перед лицом истории с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде, чтобы снискать милость хана, и прибегал ко всяким козням, чтобы погубить своего соперника. С другой стороны, мы видим умного, заботливого хозяина своей земли, водворившего в ней спокойствие и безопасность от татарских разорений».

2.Карамзин Н.М. отмечает:

  • с одной стороны черты характера - коварство и хитрость
  • с другой стороны - справедливость, набожность, усердие к строению храмов и милосердие

цитата

*Карамзин Н.М. «История государства Российского»:

«Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, Москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собрателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей Князь не любил проливать крови в войнах бесполезных, освободил Великое Княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден.

Отменная набожность, усердие к строению храмов и милосердие к нищим не менее иных добродетелей помогли Иоанну в снискании любви общей. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кроме собора Успенского им построены еще каменный Архангельский (где стояла его гробница, и где с того времени погребали всех Князей Московских), церковь Иоанна Лествичника (на площади Кремлевской) и Св. Преображения, древнейшая из существующих ныне и бывшая тогда Архимандритиею, которую основал еще отец Иоаннов на берегу Москвы-реки при созданной им деревянной церкви Св. Даниила; Иоанн же перевел сию обитель к своему дворцу, любил более всех иных, обогатил доходами; кормил, одевал там нищих и в ней постригся пред кончиною. Украшая столицу каменными храмами, он окружил ее (в 1339 году) дубовыми стенами и возобновил сгоревший в его время Кремник, или Кремль, бывший внутреннею крепостию или, по старинному именованию, детинцем. ≤…≥»

СОВРЕМЕННИКИ

  • митрополит Пётр — митрополит Киевский и всея Руси. Именуется Ратенским.
  • митрополит Феогност (?-1353) - святой, митрополит Киевской и всея Руси с 1328 г., преемник святого митрополита Петра.
  • Александр Михайлович Тверской (1301-1339) - тверской князь с 1326 г.
  • Василий Давыдович Грозные Очи (Грозный) - князь ярославский с 1321 по 1345 гг., был женат на дочери Ивана Калиты Евдокии (Феодосии)
  • Константин Васильевич Ростовский (1312-1365) - князь Ростово-Борисоглебский (1320-1365), был женат на дочери Ивана Калиты Марии.
  • Узбек-хан — хан Золотой Орды (1313-1341)
  • Шевкал (Чол-хан, Щелкан) — двоюродный брат золотоордынского Узбек-хана
  • Гедимин — великий князь литовский с 1316 по 1341 гг.

Балашов Д.М. «Бремя власти» - книга о княжении Ивана Калиты.

Балашов Дмитрий Михайлович (1927-2000) — русский писатель.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иловайский Дмитрий Иванович (1832-1920) - русский историк.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) - русский историк и литератор.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) - русский историк.

Костомаров Николай Иванович (1817-1885) русский историк, публицист и поэт.

Тихомиров Михаил Николаевич (1893-1965) - советский историк.

Платонов Сергей Фёдорович (1860-1933) - русский историк.

Данилевский Игорь Николаевич (1953) - российский историк, специалист по Древней Руси (до конца XVI в.).

Князь Московский (1325-1340), великий князь Владимирский (1328-1340).

Иван I Данилович Калита родился предположительно около 1283 года в семье удельного князя Московского (1261-1303), младшего сына .

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи под 1296 годом в связи с поездкой в . В начале XIV века его уделом был . В 1305 году Иван Данилович разбил под Переславлем войско тверского боярина Акинфа, пытавшегося захватить город. В 1303-1325 годах Иван Данилович неоднократно замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Золотой Орде и в Новгороде.

Княжение Ивана I Даниловича в началось после гибели князя Юрия Даниловича в 1325 году.

В 1327 году Иван I Данилович вместе с другими русскими князьями принял участие в походе на золотоордынских карательных отрядов и в подавлении там народного восстания против татар. В награду за это он в 1328 году получил от хана Золотой Орды Узбека Костромское княжество, а также право контролировать Новгород.

В 1328 году Иван I Данилович добился у хана Узбека ярлыка на великое княжение Владимирское. Правление Ивана I Даниловича ознаменовалось годами спокойствия для всей Северо-Восточной Руси. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек отказался от присылки баскаков в русские земли, поручив сбор податей с населения Ивану I Даниловичу. Это привело к обогащению московского князя (отсюда его прозвище «Калита» - денежный мешок). Накопленные средства Иван I Калита израсходовал на покупку земель и сел у своих соседей. Им были приобретены , и . И хотя в этих городах в XIV веке правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Иван I Калита беспощадно расправлялся со своими политическими противниками. В своих целях он использовал влияние церкви. В его правление митрополит «всея Руси» Петр покинул и переехал в Москву, сделав ее своей резиденцией. Петр способствовал Ивану I Калите в проведении политики централизации русских земель.

Иван I Калита обнес Московский Кремль стеной из дуба. При нем были построены первые каменные здания и Архангельского соборов. Им был также перенесен на новое место Свято-Данилов монастырь.

Иван I Калита скончался в Москве 31 марта 1340 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Деятельность Ивана I Калиты заложила основу будущего политического и экономического могущества Москвы и способствовала экономическому подъему Руси.