Максимальная высота полета тополь м. Мобильный "Тополь" - это вообще не оружие

Обзор

Подвижный грунтовой ракетный комплекс 15П158 «Тополь»
с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж58.
Индекс заказчика: комплекса 15П158
Индекс заказчика: ракеты 15Ж58
Обозначение по договору РСМД РС-12М
Обозначение DIA SS-25
Обозначение NATO Sickle
Изготовитель ракеты: Воткинский машиностроительный завод
Разработчик комплекса: МИТ, ОКБ А.Д.Надирадзе .
Изготовитель пусковой установки: Завод «Баррикады», Волгоград, РСФСР.

РС-12М предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях.

РС-12М – межконтинентальная стратегическая ракета подвижного грунтового базирования, что значительно повышает ее живучесть в условиях ведения боевых действий.

Одним из самых удачных российских современных комплексов считался мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. Он стал первым мобильным комплексом, оснащенным ракетой межконтинентальной дальности, принятым на вооружение после почти двух десятков лет безуспешных попыток, предпринимавшихся разными конструкторскими организациями.


2.

Разработка

Разработка стратегического мобильного комплекса «Тополь »(РС-12М ) с трёхступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе МБР 15Ж58 на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой массой 1 т) была начата 19 июля 1977 года в Московском институте теплотехники под руководством главного конструктора Александра Надирадзе в 1975 году. После смерти А.Надирадзе (был директором и гл.конструктором МИТ 1961-1987 гг., умер в 1987 году), работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина (ген. конструктор МИТ 1987-1993 гг.). Подвижную пусковую установку на колесном шасси разработало ЦКБ «Титан» при Волгоградском заводе «Барикады».




3 - 8. Самоходная пусковая установка (15У168)

9. Самоходная пусковая установка (15У128.1)

Ракета РТ-2ПМ

Ракета 15Ж58 выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз», более совершенное смесевое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей.



10.


11.

На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На наружной поверхности хвостового отсека первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт.), используемые для управления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ . Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.



12. Первая ступень


13. Вторая ступень


14. Третья ступень


15. Хвостовой отсек


16. Боевая ступень ракеты РС-12М

Корпуса верхних ступеней впервые были выполнены методом непрерывной намотки из органопластика по схеме «кокон». Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы было сложнейшей технической задачей и производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и «окнами», прорубаемыми ДУЗ ами (ДУЗ – детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции корпуса. Узел отсечки тяги размещался на переднем днище корпуса верхней ступени.

Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина . Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода «Арсенал» Серафима Парнякова . Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска, а также подготовительно-регламентные работы полностью автоматизированы.

Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. В состав головной части входит двигательная установка и система управления, которая обеспечивает круговое вероятное отклонение (КВО ) 400 м (так говорят наши источники, на Западе точность оценивают в 150-200 м). «Тополь » оснащен комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца . По западным источникам, ракета по крайней мере однократно испытывалась с четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения, но этот вариант дальнейшего развития не получил.

Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники. Ракета 15Ж58 производится в Воткинске.

Весь срок эксплуатации ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ) проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м.

Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет.

Пусковая установка и оборудование


17..

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленном на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД ), размещенного в транспортно-пусковом контейнере (ТПК ).

Пусковая установка разработана в Волгоградском ЦКБ «Титан» под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина .

В качестве шасси пусковой установки мобильного комплекса использовался семиосный МАЗ-7912 (15У128.1 ), позднее – МАЗ-7917 (15У168 ) колесной формулы 14х12 (завод «Баррикады» в Волгограде). Эта машина Минского автозавода оснащена дизелем мощностью 710 л.с. Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев . На машине располагался герметизированный транспортно-пусковой контейнер диаметром 2 м и длиной 22 м. Масса пусковой установки с ракетой составляла около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс «Тополь » имел хорошую подвижность и проходимость.

Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак ). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова . Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики.

В некоторых источниках сообщалось, что пуск мог быть произведен с любой точки маршрута патрулирования, но по более точным сведениям: «При получении приказа на пуск по АСБУ , расчет АПУ обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание АПУ » .

Обратите внимание – ближайшую пригодную, значит заранее определенную и имеющую определенные координаты плюс предварительно подготовленную в инженерном вопросе и нанесенную на карту маршрута. С этой целью периодически в соответствии с планами НШ и ЗБУ проводятся рекогносцировки полевых позиций и маршрутов патрулирования, в ходе которых определяется перечень работ, где что срубить, выровнять, подсыпать или усилить. Это практически и называется с любой точки. [Ред.]

В поле (т.е. на полевых БСП и МБП полки «Тополей » несут боевое дежурство, как правило, в течение 1,5 месяцев зимой и столько же летом).

Пуск РС-12М мог быть произведен и непосредственно из спецагрегата 15У135 «Крона » в котором «Тополя » несут боевое дежурство на стационарных БСП . Для этого крыша ангара сделана раздвижной.

Изначально крыша была раздвижная, а на запирающем устройстве, которое не давало тросам с грузами – бетонными противовесами - на конце (подобно гирьке на цепочке на ходиках) упасть устанавливались пиропатронами. При команде на пуск (в циклограмме режима «Пуск») проходила команда на срабатывание пиропатронов, и тогда грузы тянули своим весом тросы и крыша раздвигалась.

В суровых зимних условиях такая схема показала себя отрицательно (определить точно массу противовеса из-за снежных осадков невозможно, усредненное показание приводило либо к заклиниванию, либо к срыву с направляющих, кроме этого – без отстрела не возможно определить состояние пиропатрона). Поэтому пиропатроны были заменены на старые и более надежные (по сравнению с Пионером были усовершенствованы) электромеханические приводы. [Ред.]

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

Для обеспечения возможности пуска ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Эти операции входят в режим развертывания. Затем контейнер с ракетой поднимается в вертикальное положение. Для этого в режиме «Пуск» срабатывает пороховой аккумулятор давления (ПАД ), расположенный на самой АПУ . Он нужен для того, чтобы работала система гидравлики для подъема стрелы с ТПК в вертикаль. Другими словами это обыкновенный газогенератор. На Пионере стрела поднималась (т.е. работал двигатель гидронасоса) от привода от ходового двигателя (ХД ) шасси, что приводило к необходимости иметь систему для поддержания ХД в «горячем состоянии», дублировать систему запуска ХД воздушными баллонами и пр. Но такая схема несколько снижала надежность.

Тип старта – артиллерийский: после установки ТПК в вертикальное положение и отстрела его верхнего защитного колпака срабатывает вначале первый ПАД ТПК – для выдвижения подвижного днища ТПК , чтобы «упереться» в землю для большей устойчивости, и затем второй ПАД уже выталкивает ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Управление АПУ осуществляется ПКП «Зенит » (дивизионное звено) и «Гранит » (полковое звено).

Для комплекса «Тополь» был разработан подвижный командный пункт полка (ПКП РП ). Агрегаты ПКП РП размещались на шасси МАЗ-543 . Состав ПКП РП :

Агрегат 15В168 – машина боевого управления

Агрегат 15В179 – машина связи 1

Агрегат 15В75 – машина связи 2

К каждому этому агрегату прилагался агрегат МОБД (машина обеспечения боевых действий) , тоже на шасси МАЗ-543 . Сначала это был агрегат 15В148 , затем (с 1989 г.) агрегат 15В231 .

Один МОБД включал в себя функции 4-х агрегатов комплекса Пионер : МДЭС , столовую, общежитие, МДСО ). Т.е. имел дизель-агрегаты, бытовой отсек, БПУ .

АПУ РК «Тополь » были оснащены модернизированной системой РБУ , что позволяло принимать команды на пуск по системе «Периметр » по 3-м диапазонам.


18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25. СПУ занимает полевую
учебно-боевую
стартовую позицию (ПУБСП)

26. Погрузка техники на платформы
для отправки ав арсенал.

27. Выход СПУ из сооружения
15У135 (Крона).


28. Ракетный дивизион на марше.

29. СПУ на полевой позиции.

32. Пример расположения сооружений
на стартовой позиции

31.

30.

32. 1. Стартовая позиция Новосибирск-2

32. 2. Стартовая позиция Новосибирск-2

32. 3. Стартовая позиция Новосибирск-2

Испытания и развертывание


33.

34.

35.

36.

37

27 октября 1982 года в рамках первого этапа ЛКИ-1 состоялся первый и единственный пуск ракеты 15Ж58 с полигона Капустин Яр.

В феврале 1983 года ПГРК «Тополь » вышел на летные испытания. Первое лётное испытание ракеты на 53-м НИИП МО (ныне 1-ый ГИК МО) Плесецк было проведено 8 февраля 1983 г. (тут следует уточнить – по другим источникам этот пуск состоялся 18 февраля ) Этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П . Один из пусков прошел неудачно. Серия испытаний продолжалась вплоть до 23 декабря 1987 г. Всего проведено более 70 пусков этой ракеты.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов «Тополь » в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100 , размещавшихся в ШПУ ОС . Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

Отработка элементов комплекса шла поэтапно, причем по всей видимости наибольшие сложности были связаны с системой боевого управления.

Первая серия испытаний успешно заершена к середине 1985 г. (в течение апреля 1985 г. состоялось 15 испытательных пусков).

Было решено с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса РТ-2ПМ (15П158) в войсковых частях развернуть его в одной из частей. Это было исполнено, и 23 июля 1985 г. в районе г. Йошкар-Ола комплекс в составе 9 пусковых установок впервые был поставлен на боевое дежурство в 779-м ракетном полку ПГРК (командир – подполковник Дремов В.В.). А в ноябре 1985 года полк впервые вышел для боевого дежурства на полевые позиции.

В то же время, отработка системы боевого управления, очевидно, продолжалась.

С 1985 года серийное производство ракет было размещено на заводе в Воткинске (Удмуртия), а мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе «Баррикады».

Параллельно, в 1985 году на базе второй и третьей ступени ракеты 15Ж58 был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия «Скорость ». Первый и единственный пуск ракеты 15Ж66 комплекса «Скорость» состоялся 1 марта 1985 года. Максимальная дальность стрельбы этого комплекса была большей, чем у фронтового комплекса «Темп-С» и меньшей, чем у комплекса «Пионер». Такая дальность, при мощном боевом оснащении, позволяла втиснуться в стартовый вес ракеты, обеспечивавший приемлемые суммарный вес и габариты самоходной пусковой установки. Приемлемые для того, чтобы «кататься» по территории стран Восточной Европы. Тем самым, снимался вопрос о подлётном времени для Лондона, Рима, Бонна. По политическим соображениям принятие этого комплекса на вооружение не состоялось.

Первый полк, укомплектованный подвижным полковым командным пунктом (ПКП «Барьер»), был поставлен на боевое дежурство только 28 апреля 1987 г. (в районе г. Нижний Тагил).

Часть ПГРК «Тополь » была развернута во вновь создаваемых позиционных районах. После подписания в 1987 г. Договора о РСМД, для базирования комплексов «Тополь » стали переоборудоваться некоторые позиционные районы демонтируемых ПГРК средней дальности «Пионер ».

Испытательные пуски ракет, как уже раннее говорилось, завершились 23 декабря 1987 г., однако полностью испытания мобильного комплекса, а не только ракеты, закончились лишь в декабре 1988 г., поэтому окончательное решение о принятии комплекса «Тополь» на вооружение датируется 1 декабря 1988 г., т.е. через три с лишним года после начала опытной эксплуатации.

27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным подвижным полковым командным пунктом (ПКП «Гранит», в районе г. Иркутск).

На момент подписания Договора СНВ-1 в 1991 г. СССР располагал 288 ракетными комплексами «Тополь ». После подписания СНВ-1 развертывание этих комплексов было продолжено.

Ракетные дивизии «Тополей » были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии – под городами Лида, Мозырь и Поставы.

По состоянию на конец 1996 г. РВСН располагали 360 ПГРК «Тополь ».

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты «Тополь » с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

29 ноября 2005 г. был осуществлен учебно-боевой пуск МБР РС-12М «Тополь » мобильного базирования с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке. Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка. Основная цель пуска – проверка надежности оборудования. Ракета простояла на боевом дежурстве 20 лет. Это первый случай в практике не только отечественного, но и мирового ракетостроения – успешно осуществлен пуск твердотопливной ракеты, находившейся столько лет в эксплуатации.

Сокращение

Согласно договора по СНВ-2 (подписан в январе 1993 года Джорджем Бушем и Борисом Ельциным) 360 единиц ракетного комплекса «Тополь » до 2007 года были сокращены. Этому не помешали затягивание ратификации и последовавший фактический отказ от договора.

После распада СССР часть «Тополей » остались на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года был начат вывод группировки РВСН «Тополь » из Белоруссии, 27 ноября 1996 года он был завершен.

По состоянию на июль 2006 года на боевом дежурстве все еще находились 243 ракетных комплекса «Тополь » (Тейково, Йошкар-Ола, Юрья, Нижний Тагил, Новосибирск, Канск, Иркутск, Барнаул, Выползово.

Интересным фактом является то, что комплекс «Тополь » – первый советский стратегический ракетный комплекс, название которого было рассекречено в советской прессе, в статье, опровергающей обвинения американской стороны в том, что Россия якобы проводит испытания нового ракетного комплекса в нарушение действующего договора о сокращении вооружений.

В целях использования высвобождаемых ракет комплекса «Тополь » для запуска спутников, был разработан пусковой комплекс космической ракеты-носителя «Старт ». С 1993 по 2006 гг. состоялось всего 7 пусков. Существовало два варианта ракет-носителей:

«Старт » – четыре ступени (стартовая и три маршевых) + разгонный блок РБ-4 (высотная ступень). При этом первая ступень (стартовая) комплекса аналогична первой ступени ракеты 15Ж58. Вторая и третья (маршевые) – это вторая ступень 15Ж58. Четвертая (маршевая) – это третья ступень 15Ж58.

«Старт-1 » – три ступени + разгонный блок.

Развитие космический комплекс не получил и программа была заморожена...

Еще в конце 1980-х годов на конкурсной основе началась разработка универсальной МБР двойного базирования – шахтного и на мобильной установке. В МИТе, традиционно занимавшемся грунтовыми комплексами, стали разрабатывать мобильный комплекс, а в КБ «Южное» на Украине (Днепропетровск) – шахтный. Но в 1991 году все работы были полностью переведены в Московский институт теплотехники. Проектирование возглавил Борис Лагутин , а после его ухода на пенсию в 1997 году – академик Юрий Соломонов , назначенный генеральным конструктором МИТа.

Но это уже другая история...

Состав комплекса

ПГРК 15П158.1 «Тополь» – АПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912, в такой комплектации комплекс «Тополь» развертывался в составе РВСН на начальном этапе.

ПГРК 15П158 «Тополь» – АПУ 15У168 на шасси МАЗ-7917, стандартная комплектация комплекса «Тополь».

В состав средств комплекса также входят:

– 15В148 / 15В231 машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-543М для отдыха личного состава на боевом дежурстве;

– 15В78 станция тропосферной радиосвязи из средств обеспечения комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-543М;

– машина боевого управления (МБУ);

– 15У135 агрегат «Крона» – ангар с раздвижной крышей для несения ПГРК боевого дежурства на стационарной оборудованной позиции;

транспортное средство для обучения водителей на шасси МАЗ-7917.

Тактико-технические характеристики комплекса «Тополь»

Время подготовки к пуску, мин 2
Мощность термоядерного заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО), м 900/200*
Площадь района боевого патрулирования, км 2 125000
Пусковая установка 7-осное шасси
МАЗ-7310
Гарантийный срок хранения ракеты в ТПК, лет 10
(продлен до 15)
Тип пусковой установки мобильная, групповая ПУ с минометным стартом
Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)
Дальность стрельбы, км 10500
Количество ступеней 3 + ступень разведения
боевых блоков.
Двигатель РДТТ
Тип старта наземный из ТПК
за счет ПАД
Длина :
– полная, м 21,5
– без ГЧ, м 18,5
– первой ступени, м 8,1
– второй ступени, м 4,6
– третьей ступени, м 3,9
– головной части, м 2,1
Диаметр :
– корпуса первой ступени, м 1,8
– корпуса второй ступени, м 1,55
– корпуса третьей ступени, м 1,34
– ТПК (транспортно-пускового контейнера), м 2,0
Стартовая масса, т 45,1
Масса снаряженной первой ступени ракеты, т 27,8
Головная часть моноблочная отделяемая
Масса головной части, кг 1000
Система управления автономная, инерциальная с БЦВМ
Автономная пусковая установка (АПУ)
Число ракет на пусковой установке 1
База – колесная МАЗ-7912, МАЗ-7917
Колесная формула 14х12
Масса :
– пусковой установки без ТПК, т 52,94
Габаритные размеры (без ТПК/с ТПК) :
– длина, м 19,520/22,303
– ширина, м 3,850/4,5
– высота, м 3,0/4,5
Двигатель дизель В-58-7 (12V)
Мощность, л.с. 710
Запас топлива, л 825
Скорость, км/ч 40
Запас хода, км 400
Время перевода в боевое положение, минут 2
Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
Масса, кг 43500
Габаритные размеры :
– длина, м 15,935
– ширина, м 3,23
– высота, м 4,415
Мощность, л.с. 525
Запас хода, км 850
Скорость, км/ч 40
Машина боевого сопровождения (БМС)
Масса, кг 103800
Габаритные размеры :
– длина, м 23,03
– ширина, м 3,385
– высота, м 4,35
Мощность, л.с. 710
Запас хода, км 400
Скорость, км/ч 40
Стационарное сооружение
для грунтовых мобильных пусковых установок
Тип гараж с раздвижной крышей
Назначение для хранения одной СПУ
Построено, ед. 408
Размеры :
– длина, м 30,4
– ширина, м 8,1
– высота, м 7,2
Состав соединений и частей
Ракетная дивизия 3-5 ракетных полков
(КП и 9 СПУ в каждом).
Полковой командный пункт стационарный и подвижный
«Барьер» или «Гранит»
(на базе МАЗ-543М).
Состав дивизиона:
– группа подготовки и пуска, шт. 3
– группа боевого управления и связи

* – по данным российских/зарубежных источников

Перечень пусков



1.

Большинство пусков проведено в район полигона «Кура».

Дата Ракета Полигон Примечание
29.09.1981 15Ж58 Плесецк Бросковые испытания
30.10.1981 15Ж58 Плесецк Бросковые испытания
25.08.1982 15Ж58 Плесецк Бросковые испытания
27.10.1982 15Ж58 Капустин Яр ЛКИ-1 (этап 1) –
Первый и единственный пуск
15Ж58 с полигона «Капустин Яр»
18.02.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-1 (этап 2)
05.05.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-2
31.05.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-3
10.08.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-4
25.10.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-5
20.02.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-6
27.03.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-7
23.04.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-8
23.05.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-9
26.07.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-10
10.09.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-11
02.10.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-12
20.11.1984 15Ж58 Плесецк Контрольный
06.12.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-13
06.12.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-14
29.01.1985 15Ж58 Плесецк ЛКИ-15
21.02.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
22.04.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный – 79-й рп (в/ч 19970)
14.06.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный – 107-го рп
06.08.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
28.08.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
04.10.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный – 308-й рп (в/ч 29438)
25.10.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
06.12.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
18.04.1986 15Ж58 Плесецк Контрольный
20.09.1986 15Ж58 Плесецк Контрольный
29.11.1986 15Ж58 Плесецк Контрольный
25.12.1986 15Ж58 Плесецк Контрольный
11.02.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
26.05.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
30.06.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
14.07.1987 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
31.07.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
23.12.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
23.12.1987 15Ж58 Плесецк ЛКИ-16
Окончание ЛКИ
29.04.1988 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
05.08.1988 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
14.09.1988 15Ж58 Плесецк Контрольный
20.10.1988 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
01.12.1988 ПГРК 15П158 «Тополь»
принят на вооружение
09.12.1988 15Ж58 Плесецк Контрольный
07.02.1989 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
21.03.1989 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
15.06.1989 15Ж58 Плесецк Контрольный
20.09.1989 15Ж58 Плесецк Контрольный
26.10.1989 15Ж58 Плесецк Контрольный
29.03.1990 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
21.05.1990 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
24.05.1990 15Ж58 Плесецк Контрольный
31.07.1990 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
16.08.1990 15Ж58 Плесецк Контрольный
01.11.1990 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
25.12.1990 15Ж58 Плесецк Контрольный
07.02.1991 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
05.04.1991 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
25.06.1991 15Ж58 Плесецк Контрольный – 189 рп (в/ч 11466)
20.08.1991 15Ж58 Плесецк Контрольный – 479 рп 35 рд
02.10.1991 15Ж58 Плесецк Контрольный – 346 рп 32 рд
25.02.1993 15Ж58 Плесецк Контрольный
23.07.1993 15Ж58 Плесецк Контрольный –
Командно-штабные учения
22.06.1994 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
23.09.1994 15Ж58 Плесецк Контрольный
10.11.1994 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
14.04.1995 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
10.10.1995 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
10.11.1995 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
17.04.1996 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
03.10.1996 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
05.11.1996 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
03.10.1997 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск –
Командно-штабные учения
16.09.1998 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
01.10.1999 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск –
Командно-штабные учения
11.10.2000 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
16.02.2001 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
03.10.2001 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
01.11.2001 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
12.10.2002 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
27.03.2003 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск – 235-й рп (в/ч 12465)
18.02.2004 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск – 307-й рп (в/ч 29532)
Учения "Безопасность-2004"
02.11.2004 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
01.11.2005 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
Первый пуск 15Ж58Э с
полигона «Капустин Яр»
29.11.2005 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
03.08.2006 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
18.10.2007 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
08.12.2007 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
28.08.2008 15Ж58Э Плесецк Испытание перспективного
боевого оснащения.
Первый пуск 15Ж58Э с Плесецка
12.10.2008 15Ж58Э Плесецк Испытание перспективного
боевого оснащения.
Учения "Стабильность-2008"
10.04.2009 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
10.12.2009 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
28.10.2010 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск –
продление сроков эксплуатации
комплекса до 23 лет
05.12.2010 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
03.09.2011 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
03.11.2011 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
07.06.2012 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
19.10.2012 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
10.10.2013 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
30.10.2013 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
27.12.2013 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
04.03.2014 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
08.05.2014 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск –
Командно-штабные учения
20.05.2014 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
11.11.2014 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
22.08.2015 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения.
Цель – полигон Сары-Шаган.
30.10.2015 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
17.11.2015 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения
24.12.2015 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
боевого оснащения

* – красным цветом отмечены неудачные пуски.

, девиз дивизии ракетных комплексов «Тополь-М», «каждый пуск ракеты «Тополь-М» - на отлично!» Предназначен для нанесения ответного и ответно - встречного удара. В конце статьи, как всегда видео.
В 1985 году на боевое дежурство заступил первый полк подвижных грунтовых ракетных комплексов РТ-2ПМ «Тополь», не путать с "М-кой", в сети фото обеих комплексов обычно встречается именно как "Тополь М", ниже по тексту есть фото, примерно с одного ракурса, на котором их можно сравнить. Для начала поговорим о более старом. Ну и подсказка как сходу отличить версии.

Вид защитной крышки ТПК и комплекса командных приборов ПГРК «Тополь», обрати внимание, нечто подобное на лючок на крышке, так вот на М-ке она на другой стороне.

Подвижность стала кардинальным решением проблемы скрытности действий и живучести межконтинентальных ракетных комплексов (весьма спорный вопрос, скрытность и подвижность при такой массе и габаритах, прежде всего привязанность к базе, сколько км он от нее отъедет, для него нужна дорога, причем неплохая, так что понятие "подвижный" весьма условно, при современных средствах космической разведки металлический объект длиной более 24 м, диаметром около 3,5 и высотой почти 5 м, к тому же выделяющий большое количество тепла и электромагнитного излучения, навряд ли, можно будет спрятать.
Комплекс который РЕАЛЬНО трудно, было отследить, назывался боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) РВСН ликвидирован в 2005 году, гляньте кто был у руля страны в то время. Кстати нашими друзьями американцами, проблема пуска с ж\д платформы так и не была решена).

боевой железнодорожный ракетный комплекс фото

Тем не менее, распределение по случайному закону комплексов с высокой степенью боеготовности выводило их из-под «обезоруживающего» удара противника. Не зря «Тополь», получивший в США и НАТО обозначение SS-25 Sickle, вызвал там бурное беспокойство. Круто, мы знаем какие наши средства вызывают у НАТО "беспокойство". А что ты знаешь об их "игрушках"? к, кстати в черное море Donald Cook ничуть не таясь завез их под 60 штук (!), к слову радиус у них 2500 км, подробно об инциденте смотри ну а новейшие какие, на слуху пожалуй еще Трайдент, об ней чуть позднее И ЭТО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ. Так что вскоре начались работы по созданию нового комплекса, точнее - системы комплексов различного типа базирования, да-да еще во времена СССР, так что как не крути, а ядерный щит все еще советский, корни так уж точно оттуда.

Ракетный комплекс «Тополь-М» на параде Победы. Москва, 2011 год, обрати внимание нет люка на защитной крышке

Постановлением Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года задавалась опытно-конструкторская работа «Универсал» - трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для подвижного и стационарного (шахтного) комплексов. Работы предполагали кооперацию Московского института теплотехники (головного разработчика подвижного комплекса «Тополь») и днепропетровского КБ «Южное» (традиционного разработчика шахтных МБР). Но распад СССР сделал кооперацию невозможной. В 1992 году было решено использовать наработки по «Универсалу» для создания комплекса «Тополь-М» повышенной боеготовности и точности стрельбы. В феврале 1993 года появился указ Президента РФ о разработке модернизированного комплекса «Тополь-М». Будучи глубокой модернизацией существующего комплекса, он не нарушал бы действующие международные соглашения, но позволил бы в долгосрочной перспективе сохранять боеготовность и эффективность Ракетных войск стратегического назначения.

В связи с этим большое внимание уделялось возможности преодоления перспективной противоракетной обороны потенциального противника (который оставался прежним, ясен пень, имеем в виду не потенциал, а противника). Комплекс рассчитывался на нанесение ответного и ответно-встречного удара, то есть должен был сохранять возможность успешного пуска даже при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва, прохождения через атмосферный «ядерный зонтик». Требовалось длительное боевое дежурство в различных степенях готовности.

Эшелонированная система охраны ракетного комплекса «Тополь-М», количество задействованных сил охраны, держится в секрете и постоянно меняется

Кому интересно можно посмотреть " ", машинка покруче "тополька", самое известное отличие многоголовость. Там есть и видео запуска, подробно показаны машины системы управления, сопровождения и охраны. Они у обеих ПГРК сходны.

Возвращаемся к "тополю". Головным разработчиком оставался Московский институт теплотехники, где работы возглавлял генеральный конструктор Б. Н. Лагутин, а с 1997 года - Ю. С. Соломонов. Ядерный заряд создавался под руководством Г. Н. Дмитриева в РФЯЦ-НИИ экспериментальной физики (г. Арзамас-1б), система управления - в НПО автоматики и приборостроения (г. Москва) под руководством В. Л. Лапыгина и Ю. В. Трунова, заряды твердого смесевого топлива двигателей - в Федеральном центре двойных технологий «Союз» (г. Дзержинский МО) под руководством 3. П. Пака и Ю. М. Милехина, графитовые и композитные элементы конструкции - в ЦНИИ Спецмаш, возглавляемом В. А. Барыниным, автоматизированная система боевого управления - в НПО «Импульс» под руководством Б. Г. Михайлова. Пусковая установка для подвижного варианта разрабатывалась волгоградским ЦКБ «Титан» под руководством В. А. Шурыгина, гидроприводы самоходных пусковых установок - ЦНИИ АГ под руководством В. Л. Солунина, доработку шахтных установок вело московское ОКБ «Вымпел» под руководством Д. К. Драгуна.

Сравнение ракетных комплексов Тополь и Тополь М, вид с одинакового ракурса фото

Использовались новые методики моделирования и экспериментальной отработки с сокращением числа опытных пусков.

  • Подвижный вариант комплекса получил индекс 15П165,
  • шахтный - 15П065,
  • сама ракета - 15Ж65.
  • «Тополь-М» получил обозначение РТ-2ПМ2, по международным договорам обозначается РС-12М2, в США и НАТО ему присвоили обозначение SS-27 Sickle В.

Работы сильно тормозились резким сокращением финансирования, распадом научных и производственных связей, уходом из «оборонки» квалифицированных кадров. Тем кто в те годы жил, помнят какой был бардак (и это слабо сказано). Тем не менее 20 декабря 1994 года на полигоне Плесецк произведен первый успешный пуск из шахтной пусковой установки. В 1995-1997 годах пуски продолжились. Шестой испытательный пуск ракеты был успешно произведен 8 декабря 1998 года. 27 декабря того же года на опытно-боевое дежурство под Татищево заступили первые «Тополь-М» в шахтном варианте - использованы переоборудованные шахты снимаемых с дежурства УР-1 ООН. 30 декабря 1998 года заступил на боевое дежурство первый полк «Тополь-М», не путай речь идет именно о шахтном варианте. Летом 2000 года шахтный вариант «Тополь-М» принят на вооружение. По окончании отработки шахтного варианта активизировались работы по подвижному комплексу.

Ракета комплекса «Тополь-М» стала первой серийной универсальной межконтинентальной ракетой наземного базирования, при этом в значительной степени унифицированной с РС-30 «Булава» морского базирования. Вот немного фото загрузки в шахту, действо к слову весьма впечатляющее. Ключевое слово унифицирована, по большей части ракету ассоциируют с подвижным грунтовым комплексом, как видите есть и шахтное базирование, пропорции соотношения мне неизвестны, но подвижек наверное будет поменьше.

Стационарный комплекс «Тополь-М» состоит из 10 межконтинентальных баллистических ракет находящихся в шахтах стационарного базирования, под управлением командного блока

20 сентября 2000 года подвижный вариант «Тополь-М» произвел первый пуск. 24 декабря 2004 подвижным «Тополь-М» успешно проведен последний испытательный пуск с космодрома Плесецк - головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке. Через два года в 2006-ом, первый дивизион подвижных «Тополь-М» (три комплекса) заступил на боевое дежурство. К началу 2011-го на боевом дежурстве, согласно открытым источникам, состояло 52 шахтных и 18 подвижных комплексов «Тополь-М». Серийное производство ракет наладило ГПО «Боткинский завод», пусковых установок подвижного варианта - Волгоградское ПО «Баррикады».
"Согласно Договору СНВ-1, масса, габариты и некоторые конструктивные особенности МБР «Тополь-М» жестко ограничены. "

Межконтинентальная баллистическая ракета легкого класса 15Ж65 имеет три маршевые твердотопливные ступени. Управление полетом первой ступени - поворотом центрального сопла, второй и третьей ступеней - поворотом частично утопленного в камеру сгорания сопла с раскладывающимся сопловым насадком. Для уменьшения массы ракеты корпуса ступеней типа «кокон» выполнены из композиционного материала, а сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод- углеродного материала.
Система управления - автономная инерциальная, на основе бортовой цифровой вычислительной машины повышенной производительности и гиростабилизированной платформы, с улучшенными точностными характеристиками командных гироскопических приборов. Использована элементная база с повышенной надежностью и стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. На наружную поверхность корпуса ракеты нанесено защитное покрытие, на корпус герметичного приборного отсека - специальное покрытие с высоким содержанием редкоземельных элементов, кабельная сеть полностью экранирована и защищена.

Фото комплекс 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М загрузка баллистической ракеты в шахту, дальность доставки заряда 11 000 км

Ракета принята с моноблочной отделяемой головной частью с высокоскоростным термоядерным боевым блоком мощностью 550 кт в тротиловом эквиваленте. Комплекс средств преодоления ПРО включает пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик. При этом ложные цели трудно отличимые от боевого блока в различных диапазонах электромагнитного излучения на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории, не селектируются РЛС со сверхразрешением. Средствами искажения характеристик головной части служат радиопоглощающее покрытие (совмещено с теплозащитным), аэрозоли, создающие инфракрасное излучение, генераторы активных радиопомех. В числе возможных средств ПРО учитывалось и оружие на новых принципах - например, лазеры с ядерной накачкой. Она поставляется и хранится в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), в пусковых установках 15П765-35 либо 15П765-60 и унифицированный командный пункт высокой защищенности типа 15В222, также установленный в шахте на амортизированном подвесе.

Фото Тополя М стационарного комплекса, Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, их конкурент "Синева"

Ракета подвижного грунтового ракетного комплекса размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК, конструктивно аналогичным металлическому. Базой для автономной пусковой установки 15У175 грунтового комплекса послужило специальное полноприводное восьмиосное шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с 800-сильным дизельным двигателем и шестью поворотными парами колес. Шасси отличается повышенной проходимостью, хорошей поворотливостью (радиус поворота 18 м при длине машины 22 м). Система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку на мягких грунтах. Установка снабжена навигационной аппаратурой повышенной точности, средствами маскировки в различных диапазонах. Также на колесных шасси повышенной проходимости выполнены подвижный командный пункт и машина обеспечения боевого дежурства.
В шахтном варианте в металлических ТПК устанавливаются в имеющиеся шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства.

Тополь М фото на параде Победы. Москва, 2011год

  1. Стартовая масса, кг: 47100
  2. Максимальный диаметр ступени, мм: 1 -й - 1860, 2-й - 1610, 3-й – 1580
  3. Полная длина, мм: 22 700
  4. Длина ракеты без головной части, мм: 17 500
  5. Тяга двигателя ступени, т: 1-й - 90,8, 2-й - около 50,3-й - около 25
  6. Диаметр пускового контейнера, мм: 1950-2050
  7. Максимальная дальность стрельбы, км: 11 000
  8. Боевая часть - моноблочная, термоядерная, мощность кт: 550
  9. Масса боевой части, кг: 1200 Самоходная пусковая установка: 15У175
  10. Масса самоходной пусковой установки с ракетой, кг: 120 000
  11. Максимальная скорость хода, км/ч: 45. Запас хода, км: 500

Тополь М фото видео ракетных войск стратегического назначения испытания
Шахтный комплекс включает 10 ракет, в пусковых установках 15П765-35 либо 15П765-60 и унифицированный командный пункт высокой защищенности типа 15В222, также установленный в шахте на амортизированном подвесе.
Ракета подвижного грунтового ракетного комплекса размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК, конструктивно аналогичным металлическому. Базой для автономной пусковой установки 15У175 грунтового комплекса послужило специальное полноприводное восьмиосное шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с 800-сильным дизельным двигателем и шестью поворотными парами колес. Шасси отличается повышенной проходимостью, хорошей поворотливостью (радиус поворота 18 м при длине машины 22 м).

Устройство и компоновка ракетного комплекса Тополь М

Система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку на мягких грунтах. Установка снабжена навигационной аппаратурой повышенной точности, средствами маскировки в различных диапазонах. Также на колесных шасси повышенной проходимости выполнены подвижный командный пункт и машина обеспечения боевого дежурства.
В шахтном варианте ракеты в металлических ТПК устанавливаются в имеющиеся шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства.

Комплекс РТ-2ПМ2 Созданный «Тополь-М» на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь»

Пуск Тополь М фото видео ракетных войск стратегического назначения

пуск ракеты тополь

Применение «Тополь-М» можно рассмотреть на примере подвижного грунтового комплекса. Как и его предшественник, он может производить пуск ракеты из любой точки позиционного района, как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки из гаражных укрытий с раздвигающейся крышей. Наземный комплекс командных приборов, размещенный на ТПК ракеты «Тополь-М», обеспечивает прицеливание за счет реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе. Перед пуском ТПК поднимается в вертикальное положение. Вот как и обещал нарезал небольшое видео, смотрим, если не лень можно "лайкануть".

Заодно можно глянуть, презентацию канальчика на ютубе, где ну просто море различных пусков ракет.

Старт ракеты - «минометный». Двигатель первой ступени включается после выхода ракеты из контейнера. Увеличение мощности твердо-топливных зарядов позволило увеличить забрасываемую массу и сократить длительность и высоту активного участка траектории, тем самым затруднив противнику перехват. Предусмотрен программный маневр на старте при прохождении облака ядерного взрыва. Вместе с описанными средствами защиты это позволяет производить пуск даже после ядерного воздействия по соседним объектам комплекса и при блокировании позиционного района высотным ядерным взрывом. После окончания активного участка головная часть совершает полет по баллистической траектории. Круговое вероятное отклонение составляет 200 м. В сочетании с мощностью боевого блока это позволяет поражать любые малогабаритные высокопрочные стратегические цели.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь-М» ракетных войск стратегического назначения фото

Ракета может быть оснащена головной частью с разделяющимися боевыми блоками индивидуального наведения (тогда добавляется ступень разведения боевых блоков) или маневрирующей (с двигателями коррекции) - такие боевые части, намного увеличивающие вероятность прорыва системы ПРО, прошли испытания в 2005-2007 годах. Так, что же в нейзамечательного.

  1. Время работы двигателя первой ступени - 60 с, второй - 64 с, третьей - 56 с. Таким образом, ракета набирает максимальную скорость за три минуты. Что считается крайне быстрым разгоном
  2. При прохождении облака ядерного взрыва, совершает программный манёвр, активно маневрирует на отрезке перехвата.
  3. Защитное покрытие корпуса ракеты, обеспечивает защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и... внимание оружия, основанного на новых физических принципах (кто знает прошу осветить про что идет речь?).
  4. При преодолении средств ПРО, может осуществлять запуск пассивных и активных ложных целей по своим характеристикам при облучении различными типами обнаружения, не отличимыми от боевых. Заметность снижена на порядок, предполагаемая дальность обнаружения ракеты на подходе к цели около 100-200 км.
  5. Ракета унифицирована с знаменитой ракетой морского базирования "Булавой", многие выпуски новостей посвящены именно "Булаве" стартовая масса 37 тонн. Но она уступает по ударной мощи более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, к примеру такой как «Трайдент»-2 стартовая масса 59 тонн. (Сравним боевая часть «Булавы» - 150кт х 6, теоретически "Трайдент-2″- 8х475 кт). Некоторые спецы, подвергают критике, оснащение морской составляющей лёгкими баллистическими ракетами типа «Булава», указывая на необходимость создания твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания по ней были прекращены в 90-х гг. если бы дело дошло до постановки на вооружение, она бы не имела мировых аналогов по ударной мощи и ЛТХ среди баллистических ракет подводных лодок.

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. "Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М.

Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой (масса 1 т) велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П.

Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее ПУ - семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) - на заводе «Баррикады» в Волгограде. Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. ПУ при весе около 100т. и весьма солидных размерах обладает хорошей подвижностью и проходимостью.

В отличие от РСД-10 и "Темп-2С" ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта - миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт), используемые для упраления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.

Система наведения автономная, инерциальная с БЦВМ. Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Комплексная система управления позволяла полностью автоматизировать управление ракетой в полёте, подготовку к старту и проведение контрольно-регламентных работ.

После модернизации ракета могла использоваться в ШПУ.

Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты. Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М.

Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

На вооружение комплекс "Тополь" начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985. Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались на территории Белоруссии и были выведены из неё к 27 ноября 1996 года.

Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса "Тополь" до 2007 года будут сокращены.

В 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты РТ-2ПМ был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия "Скорость".

Тактико-технические характеристики комплекса РС-12 "Тополь"

«Тополь-М»

В настоящее время основой сухопутной составляющей стратегических ядерных сил России является комплекс «Тополь-М», выпускаемый Воткинским машиностроительным заводом. Этот комплекс – единственный серийно выпускаемый в настоящее время ракетный комплекс в России.

"Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2.

Вследствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Причём головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Создатели не отрицают также технической возможности установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. По оценкам специалистов их может быть от трёх до семи.

Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же её полёт еще и трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

По планам руководства России и МО РФ, "Тополь-М" должен будет заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это, прежде всего баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24), созданная еще в начале восьмидесятых годах. Со временем к этим ракетам добавятся 350 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых разработан подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача. По последним планам правительства в 2004 году планируется приступить к испытаниям мобильного варианта комплекса "Тополь-М".

В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Доработка этих ШПУ должна обеспечить невозможность установки "тяжелой" МБР и включает заливку слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса. Способ старта активно-реактивный ("минометный").

Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района (а не из ограниченного числа заранее определенных позиций), а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

Теxничеcкие xаpактеpиcтики шасси: кoлеcная фopмула - 16x16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта - 18 м, дopoжный пpocвет - 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд - 1,1 м, шины - 1.600x600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии - 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть - 80.000 кг, двигатель - V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть - 45 км/ч, запаc xoда - 500 км.

Характеристики РК "Тополь-М" позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств).

Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. В случае необходимости, если будут сняты ограничения по договору СНВ-2, на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения.

Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают этот стремительный полет еще и трудно предсказуемым для противника. Кроме того, ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками. Наконец, по сведениям западных источников, для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть (российские источники такой информации не содержат); если это верно, то "Тополь-М" воплощает крупный прорыв в средствах преодоления противоракетной обороны.

Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

Тактико технические характеристики РС-12М2 "Тополь-М" (Россия)

Год принятия на вооружение 1997
Максимальная дальность стрельбы,км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса,т 47,1
Забрасываемый вес,т 1,2
Длина ракеты без головной части,м 17,5
Длина ракеты с головной частью,м 22,7
Максимальный диаметр ракеты,м 1,86
Количество боевых блоков, шт 1
Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая
Мошность боевого заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО), м 350
Вид топлива твёрдое смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ старта миномётный
Способ базирования шахтный и мобильный

Русская Цивилизация

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников