Занятие по первоцветам в детском саду. Конспект внеклассного занятия "Первоцветы". Конспект занятия для подготовительной группы «Первоцветы

ЗНАКОМСТВО С ПЕРВЫМИ ЦВЕТАМИ

Цель: знакомство с первыми весенними цветами.

Задачи: учить детей находить и узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому весеннему цветку, содействовать развитию чувству эмпатии к живому.

Материал и оборудование: живой цветок мать-и-мачехи и одуванчика, рисунки этих цветов, простые карандаши, лупы.

Ключевые слова: проталины, первоцветы, мать-и-мачеха

Ход занятия

Педагог показывает детям картинку, где изображен снег и подснежник.

Ребята, посмотрите на картинку, разве так бывает: снег и цветы? Бывает. Весной, когда появляются первые проталины (места, где снега уже нет), начинают расти первые цветы. Их так и называют – первоцветы. Как мы им радуемся! И так хочется сорвать их. Но не будем спешить это делать. Ведь первым цветам радуются и насекомые: бабочки, шмели и пчёлы, потому что для них — это первая еда. Сорвем цветочки, а шмели и бабочки заплачут, скажут: «Что мы будем теперь кушать? Мы умрём с голода!» Жалко бабочек. Оставим цветы для них и для красоты.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Посмотрите, в руках у меня маленький нежный цветок мать-и-мачехи. На что он похож? На одуванчик. У цветочка короткий стебель, покрытый чешуйками. Цветок жёлтый, круглый, похожий на крохотную корзиночку. Видите на стебельках чешуйки, словно маленькие листочки. Появляются цветы мать-и-мачехи на солнечных местах, где нет тени. Им надо много солнечного света. Поэтому цветы утром с солнышком раскрываются, а вечером прячут свою красоту, закрываются. Позднее появляются большие листья. Посмотрите на рисунок этого растения.

А теперь посмотрим на цветок одуванчика. Цветы мать-и-мачехи и одуванчика очень похожи. Только у одуванчика стебель гладкий без чешуек. Сравним два цветка. Видите отличия? Сейчас посмотрим, как вы научились их различать. (Воспитатель из-за спины протягивает руку с цветком и говорит: «К вам в гости пришел цветок…одуванчика. А теперь — цветок…мать-и-мачехи». Молодцы, запомнили. У одуванчика и листочки другие: узкие и длинные. Посмотрите на эту картинку. Здесь изображены оба растения. Когда цветы отцветут, на их месте появятся семена с парашютиками. Послушайте стихотворение про одуванчик.

Ярко жёлтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал как дедушка седым!

Посмотрите на семена в лупы. У одуванчика парашютик на длинной ножке, а у мать-и-мачехи такой ножки нет: пушинки прикреплены к семечку. А теперь вам задание (Николаева, 2001). Каждому из вас раздам картинки с цветами и семенами одуванчика и мать-и-мачехи. Простым карандашом проведите линии от семечка до нужного цветка (Рис.24).

Цветущие одуванчики очень украшают наш город. Их много растет и на наших прогулочных участках.

В. Берестов

Цветы красивые для нас

Весёлый май в тиши припас,

Но мы их обрывать не будем –

Пускай цветут на радость людям

Первоцветы называют еще разведчиками весны. Они самые первые, самые смелые. Кажется, что этих нежных цветов пугается зима и постепенно уходит.

Задачи:
1.Образовательные: создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о первых весенних цветах, совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными;
2.Развивающие: развивать логические, мыслительные операции; умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать выводы;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Области интеграции: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация»

Оборудование: картина «Весна»; предметные картинки с изображением солнца, снега, птиц, облаков, цветов; зрительный тренажёр «Серпантин»; фрагмент музыкальной композиции «Апрель. Подснежник.» П.И.Чайковского и «Весна» А. Вивальди из альбома «Времена года».
Ход занятия:
I Орг. Момент.
Психогимнастика «Солнышко» (музыкальное сопровождение Чайковский П.И. «Апрель. Подснежник»)
Описание психогимнастики:
Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.
А теперь, представим, что мы весеннее солнышко. А весенние солнышко, у нас какое?
Ответы детей. (Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…)
-Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.
Теперь расправим лучики и обогреем всех своим теплом (дети поднимают руки и тихонько качают ими, то влево, то вправо).
А сейчас, чтобы посмотреть, какое солнышко внимательное, я предлагаю вам игру «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!»
Воспитатель даёт команды: «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!», в процессе игры меняя слова местами.
По команде «Весеннее солнышко!», поднимаем руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. По команде «Зимнее солнышко» руки поднимаем со сжатыми кулаками. А по команде «Осеннее солнышко», поднимаем руки с раскрытыми ладонями, но пальцы прижаты друг к другу. Начнём!
- Молодцы! Присаживайтесь за столы и будьте такими же добрыми, ласковыми и внимательными ребятками, как наше весеннее солнышко.

II Сообщение темы.
-Ребята, посмотрите (обращает внимание детей на не цветной рисунок). Я нарисовала для вас весеннюю картину, но не успела её разукрасить. Я загадаю то что мы будем разукрашивать и назову его признаки, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Ласковое, яркое, лучистое, тёплое… (солнце)
Тёмный, серый, грязный… (снег)
Перелётные, пернатые… (птицы)
Высокое, чистое, голубое… (небо)
Звонкий, весёлый, журчащий… (ручей)
Мягкая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…(трава)
Первые, весенние… (цветы)
-А как одним словом мы можем назвать первые весенние цветы? (Первоцветы)
- Правильно, первоцветы это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу, на лугу и на клумбе Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой. Восхищает чистотой и тонким ароматом. Сегодня я хочу поговорить с вами о первоцветах.
III Работа со слайдами.

Давайте посмотрим какие цветы каждую весну радуют нас своей красотой?

Подснежник. (1 слайд)

Как называется этот цветок?

Какую легенду вы знаете о подснежнике?

Почему его называют подснежник?

Одуванчик. (2 слайд)

Как называется этот цветок?

Что находится в белом шарике растения?

Какую пользу одуванчик приносит людям?

Какие листики у одуванчика?

Мать-и-мачеха (3 слайд)

Как называется этот цветок?

Что вы о нём знаете?

Как по другому называют мать-и-мачеху? Почему?

Медуница (4 слайд)

Как называется цветок?

Что вы о нём можете рассказать?

Почему у медуницы цветки разноцветные?

Кандык (5 слайд)

Как называется растение?

Что вы о нём знаете?

Почему его называют собачий зуб?

IV Физминутка

(Музыкальное сопровождение А.Вивальди «Времена года. Весна»)

Раз, два, три выросли цветы.

К солнцу потянулись- высоко.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.

Влево качнулись, низко пригнулись.

Вправо качнулись, низко пригнулись.

Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут.

V Д/И «С какого цветка листик?»

(упражнение со зрительными стимулами)

В руках воспитателя указка, на кончике которой яркий предмет.

Как вы думаете, с какого растения этот лист? (ответы детей)

Давайте проверим. Внимательно следите за указкой, которая побежит по дорожке от листика к цветку.

(обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна; педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение

Какие ещё части цветка вы знаете? (ответы детей)

VI Д/И «Четвёртый лишний»

Воспитатель показывает ряд картинок, дети должны найти лишнюю картинку в ряду и объяснить свой выбор.

Медуница, хризантема, одуванчик, берёза

Стебель, бутон, ствол, лист

Овальный лист, квадратный лист, круглый лист, вытянутый лист.

Роза, одуванчик, мать-и-мачеха, подснежник

VII Речевая игра "Как поспорили растения".

(Воспитатель предлагает детям надев шапочки цветов предстставить о чём могут спорить первоцветы. Ребёнок от лица цветка рассказывает чем он лучше других растений)

Ребята, вы хотите узнать о чём цветы говорят?

Свечка загорается,

Сказка начинается

Был очень хороший весенний день Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. На одной из проталинок заспорили первоцветы.

(Самостоятельные высказывания детей. Воспитатель корректирует речь детей)

Воспитатель: да, ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, одуванчик, самый нежный, а ты, кандык, самый умытый и крепкий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороже нам, людям. Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?

Как мы можем сберечь цветы? (ответы детей)

Вам понравилось наше занятие? Давайте выложим с вами цветок настроения. Каждый берёт по одному лепестку. Если вам понравилось занятие, берёте цветной лепесток; если не понравилось - чёрный. (На подносе воспитателя жёлтая сердцевина цветка. Дети берут лепесток цветной или чёрный, объясняя свой выбор, кладут его к сердцевине).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №2»

«Методическая разработка внеурочного занятия по ФГОС НОО»

Первоцветы, изготовление магнита - сувенира.

(внеурочное занятие кружка «Сувенир» по общекультурному направлению)

конкурс «Лучший методический материал»

Марина Леонидовна,

учитель начальных классов.

Промышленная

2014

Тема занятия: Первоцветы, изготовление магнита - сувенира.

Тип занятия: «открытие» нового знания.

Форма проведения: практическое интегрированное занятие (окружающий мир - технология).

Цель занятия: формирование умения видеть красоту окружающей действительности, и работы в технике квиллинг.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся с современным видом рукоделия;

Научить декорировать предметы в технике квиллинг;

Учить составлять композицию.

2. Развивающие:

Развивать художественный вкус, творческие способности, воображение;

Развивать умение планировать свою работу;

Развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

4. Здоровьеформирующая:

Создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников: организовать

Методы обучения:

    словесный;

    наглядно-демонстративный;

    практический;

    интерактивный;

    объяснительно-иллюстративный.

Используемые приемы обучения:

    прием предъявления информации (показ презентации)- способствует формированию познавательной активности, расширению кругозора учащихся, развитию положительных эмоций по отношению к деятельности;

    прием работы с бумажными полосками в технике бумагокручения - способствует развитию мелкой моторики рук, взаимодействию обеих рук, формированию самостоятельности.

    прием композиционного конструирования - способствует развитию творческого мышления, формированию умения составлять композицию из элементов квиллинга, правильно использовать цветовую гамму, воспитанию и развитию эстетического и бережного отношения к окружающему миру.

Структура занятия:

1. Самоопределение деятельности.

    Приветствие.

    Мотивация.

3. Определение темы и целей занятия.

4. Физкультминутка.

5. Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Физкультминутка.

8. Самостоятельная работа по эталонам.

9. Итог урока, рефлексия деятельности.

10. Самооценка деятельности

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная.

Групповая.

Индивидуальная.

1. Губанов И. А. и др. 595. Ficaria verna Huds. - Чистяк весенний // Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. - М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т

2. Доброчаева Д. Н. Семейство бурачниковые (Boraginaceae) // Жизнь растений. В 6-ти т. / под ред. А. Л. Тахтаджяна. - М.: Просвещение, 1981. - Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения. - С. 394-398. - 300 000 экз.

3. Иванова, А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» [Текст] / А. И. Иванова - Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. – 72 с.

4. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.

5. Иллюстрированный справочник по лекарственным растениям Сибири Кемерово: Кузбасс, 2004.- 256с.

6. Иванов В. Всё любимо с детских лет: стихи о природе

7. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие

8. http://dic.academic.ru/dic.nsf

9. http://elkalen-kalina.livejour

10. http://honeylake.ru/flowers/82

11. http://blogs.mail.ru/mail/olga

12. http://womenssecretszone.ru/fo

13. http://www.naturephoto.ru/Ores

14. http://nature.web.ru:8001/db/m

15.

Оборудование:

1. Для учащихся:

    пуговица

    картон;

    ножницы;

    клей ПВА;

    стаканчики или подставки для кистей;

    клей с блестками, стразы;

    влажные салфетки для рук;

2. Для учителя:

    компьютер;

    медиапроектор;

    презентация;

    интерактивная доска для показа слайдов;

    кисточка;

    клей;

    ножницы.

Планируемые результаты

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

I Самоопределение деятельности

Учащиеся стоят около своих парт.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1)Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Я рада вновь видеть вас на занятии кружка Садитесь!

Учащиеся садятся за парты.

2) Мотивация

Ребята, начнем его с игры.

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобою ведь друзья!

Какое у вас настроение?

Я вам желаю, чтобы такое прекрасное настроение было у вас и в конце нашего занятия!

(выходит учащаяся и декламирует стихотворение, выполняя движения. Учащиеся повторяют за ней.)

Повернулись вправо, улыбнулись.

Повернулись влево, улыбнулись.

Учащиеся поднимают рисунки клоунов

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Сегодня у нас необычное занятие...

У нас на уроке еще один гость, отгадайте кто…

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые...

Вам интересно, чем мы сегодня будем заниматься?

Сегодня мы приглашаем вас в гости...

Отгадайте, к кому.

Прислушайтесь к звучанию природы.

Учащиеся слушают музыку

Ответ (снежинки)

Какие звуки вы услышали в этой музыке?

Звуки весны

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла....

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,-

Значит к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки до красна,

Нам еще приятней станет,-

Значит к нам пришла...

(А.Некрасов)

(учащиеся договаривают хором)

Весна!

Так к кому мы сегодня отправимся в гости?

Мы сегодня отправимся к весне.

Какое время года она сменяет?

Чем весна отличается от зимы?

По каким признакам мы узнаем, что наступает весна?

Выберите правильные ответы на вопрос «Как меняется природа весной?»

(на доске на карточках написаны признаки, дети убирают лишние карточки)

Ой …..

Что случилось с нашей гостьей?

Почему?

Из какого и в какое состояние она перешла?

Зиму.

    Становится холоднее,

    птицы улетают на юг,

    люди одеваются теплее,

    льдом покрывается речка,

    кругом лежит снег..

    Стало холоднее

    Стало теплее

    Река замерзает

    Птицы улетают на юг

    Снег тает

    Земля покрыта снегом

    Лед на реке сходит

    Птицы прилетают с юга

Снежинка превратилась в капельку.

Потому, что от тепла снежинка растаяла и превратилась в воду. Из твердого в жидкое.

Какие весенние месяцы вы знаете?

А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.

Март, апрель, май.

Март - первый месяц весны.

Апрель - месяц последнего снега.

Май - месяц зелени.

продолжает ученик)

Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем все дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает,

потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

(продолжает ученик)

Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. А с ней появляются первоцветы

(продолжает ученик)

Лес в мае словно рождается заново. Все в нем такое молодое, легкое. Обряжаются березняки, ткут пестрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черемуха развешивает нежные облака

Что повлияло на эти изменения?

Потепление.

Потеплело!

Попробуйте собрать слово на доске и вы узнаете что появляется на полянках, весной….

И на полянах стали появляться

Дети из букв разрезной азбуки на доске собирают слово.

Какие цветы называются первоцветами?,

Назовите.

Появляющиеся первыми.

Прострелы, адонисы, мать-и-мачеха, калужница, кандык, ветреницы, хохлатка, медуница, бруннера сибирская, фиалка удивительная.

3.Физкультминутка

А вы когда-нибудь ходили по цветущему лугу?

Приятно?

Давайте попробуем и мы прогуляться!

1,2,3,4,5 - вышли дети погулять,

Остановились на лугу,

Лютики, ромашки,

Желтенькие кашки,

Собирает первый класс

Вот какой букет у нас!

Дети встают около парт.

Ходьба на месте.

Остановились.

Бег на месте.

Наклоны.

Руки в стороны.

4.Определение темы и целей занятия..

Как вы думаете, можно рвать цветы?

Почему?

Послушайте стихотворение:

Нет!

(возможные ответы детей)

(стих читает ученица)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты -

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

У нас есть растения, которые очень редко встречаются, находятся на грани исчезновения, такие растения занесены в «Красную книгу» Кемеровской области и находятся под охраной. Посмотрите… Вот как она выглядит.

Укажите картинки, где ребята поступают правильно. Не доске вывешены 10 карточек с действиями, дети выбирают правильные.

Возможные ответы детей

На доске отмечают картинки, где ребята ведут себя правильно на природе.

Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?

    Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

    Что мы будем конструировать сегодня?

Выращивать в саду, сделать своими руками……

Цветы

(возможные ответы учащихся: научиться конструировать цветы, сделать подарок для мамы, узнать о новой технике работы с бумагой)

Сегодня мы будем конструировать цветы! Чтобы вам не хотелось рвать цветы, мы сегодня соберем их вот в такую необычную и красивую композицию и сделаем подарок ручной работы «магнит-сувенир».

На предыдущих уроках мы знакомились с различными техниками выполнения цветов.

Назовите их.

    Бумагопластика

    аппликация

5.Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с новыми приемами работ в технике квиллинг.

Как переводится слово квиллинг.

«птичье перо»

(Бумагокручение.)

Предлагаю Вам посмотреть презентацию об изготовлении различных элементов квиллинга.

Посмотрите какие можно сделать цветы в этой технике (На доске оформлена выставка из работ учителя)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Возникло ли у вас желание попробовать сделать что-то подобное?

Я очень рада, что вы «горите» желанием начать осваивать неизведанное.

Прежде, чем начать работать надо подготовить свое рабочее место. Что нам необходимо для работы?

Плоская кисточка, полоски бумаги, ножницы, клей ПВА, диски с магнитом, влажные салфетки.

Вспомним правила работы с иструментами и клеем.

Учащиеся читают хором:

1. Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.

2. Нельзя ножницы близко подносить к лицу.

3. Передавать друг другу кольцами вперед.

4. При работе с жидким клеем пользоваться кисточкой.

5. Клея намазывай столько, сколько нужно. Лишний клей не делает поделку красивой!

7.Физкультминутка

Весна, весна!

Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла,

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежной

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

К доске выходит ученица и декламирует стихотворение, выполняя движения руками. Учащиеся, стоя у своих парт, повторяют за ней.

Руки в стороны.

Помахать руками.

Руки за спину.

Подбородок вверх.

Руки вверх.

Кружатся.

Стойка на месте.

Сесть на корточки.

Стойка смирно.

Пошагать.

8.Самостоятельная работа по эталонам.

(Учитель показывает магнит- сувенир.)

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

Сейчас мы попробуем его сделать, используя технику бумагокручения.

Ландыш

(Составляем план работы)

1.Выбираем полоски.

2. Изготавливаем из полосок белого цвета 4детали цветка.

3. Изготавливаем из полосок зеленого цвета 4 детали листочка.

4. Составляем композицию из приготовленных деталей

5.Приклеивать нужно к приготовленным стебелькам.(из зубочистки)

6. Вот что получилось!

1. Белая и зеленая

2. свободная спираль

3. Глаз.

Учащиеся самостоятельно изготавливают работу.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Что еще можно сделать, чем украсить изделие, чтобы наша картинка ожила?

Сейчас самостоятельно попробуйте изготовить подобные магниты-сувениры.

Удачи вам, вдохновения, полета фантазии!

Чтобы наша картинка ожила, ее можно украсить клеем с блестками, бисером, бусинками, стразами.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности.

(На доске появляется корзинка)

Чему вы учились?

Для чего мы делали эту поделку?

Но у нас на уроке был гость…

Давайте и ему подарим цветы вот в эту корзинку.

Ответы детей

10. Самооценка деятельности

Если вам понравилось изготавливать цветы, давайте наполним корзинку цветами белого цвета, а если нет, то голубого.

Выполненные работы приклеиваются на доску в корзинку.

(возможные ответы детей)

Список литеры

    Губанов И. А. и др. 595.

    Кузнецов, В. Н. Программы: Экология. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.

    Иллюстрированный справочник по лекарственным растениям Сибири Кемерово: Кузбасс, 2004.- 256с.

    Иванов В. Всё любимо с детских лет: стихи о природе
    / Владимир Иванов.- Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 2005.- 119 с.

    Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие
    / Л.И. Соловьев.- Кемерово: Кузбасс, СКИФ, 2006.- 384 с.

Наталья Бутузова
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы». Видео

Конспект интегрированного занятия по теме : «Первоцветы » .

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

Воспитатели : Бутузова Наталья Викторовна, Мишина Татьяна Викторовна, воспитатели МБДОУ №210 г. Кемерова

Виды детской деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

«Коммуникация» , «Познание» , «Музыка» , «Здоровье» , «Социализация» , «Безопасность» .

Программные задачи :

Образовательные : дать элементарные представления о первых весенних цветах , познакомить с подснежником «Сон-трава» , активизировать речь за счет прилагательных;

Развивающие : развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

Воспитательные : прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам , воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты :

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах ; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование :

Шапочки цветов, весенняя картина, пуфики, телевизор, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений : «Подснежник» П. Чайковского, «Шествие весны» Вивальди.

Предварительная работа :

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы » , прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда «Обучалка» в родительском уголке по теме «Первоцветы Кузбасса » .

Ход занятия:

Воспитатель : Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель :

Что это за волшебница приходит к нам? (весна)

Как вы догадались, что это весна?

Хотите послушать, как мягкой поступью идет по земле весна?

(Под музыку Вивальди «Шествие весны» пританцовывая, входит Весна.)

Весна : Здравствуйте, дети! Вы меня ждали?

Воспитатель : С чем ты, Весна, к нам пришла?

Составление описательного рассказа по картине.

(На картине нарисованы голубое небо и трава. По ходу работы на картину добавляют : солнце, ручей, деревья и кустарники, подснежники.)

Весна вывешивает картину :

Я пришла и принесла вам картину. Посмотрите какое на картине небо? (голубое, чистое, безоблачное)

-(прикрепляет солнце) Светит солнце! Какое оно? (лучезарное, яркое, теплое, нежное, игривое)

А трава то какая? (мягкая, шелковистая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…

На деревьях и кустарниках лопнули …почки и появились …листочки. Какие? (маленькие, липкие, беззащитные, светло-зеленые)

Бежит ручей! Какой? (быстрый, журчащий, звонкий, чистый, холодный)

И, конечно же, распустились первые весенние цветы ! Как их называют? (подснежники) А раз они первые цветы , то их еще называют первоцветами . Давайте правильно произнесем это слово. (хором ПЕРВОЦВЕТЫ )

А вы любите первоцветы ? За что?

Весна : Да, ребята, подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. И если внимательно прислушаться, то можно услышать, о чем они говорят.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы » .

(Выходят дети в шапочках и садятся на пуфики.)

Мать-и-мачеха

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – кантик. Я крепкий, здоровый, блестящий, на листьях у меня веснушки, а стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Поэтому не спорьте, самое замечательное растение –

Не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, кандык, самый умный и крепкий. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные. поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Ребята, хотите вместе со мной отправиться на полянку и побыть первоцветами , понежиться на весенним солнышке и потанцевать под музыку П. И. Чайковского, которая так и называется «Подснежник»

Физминутка в виде импровизированного танца.

Встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

-(После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Воспитатель :

Присядь, Весна, отдохни, да фильм о цветах посмотри.

(Подача нового материала. Знакомство с новым подснежником «Сон-трава» . Под тихую музыку автоматически сменяются слайды. Воспитатель комментирует.)

МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
«ЗАЩИТИМ ПЕРВОЦВЕТЫ»
Автор­составитель:
Пристинская О.В.
1

2017 год
Цель:
­ расширять и углублять экологическую культуру детей;
­ создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к
природе, ко всему живому;
­ привлечение к природоохранной работе.
Задачи:
­ обобщить знания детей о весне, весенних месяцах, первоцветах;
­ воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к компонентам неживой природы, формировать
культуру поведения в природе;
­ прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём
здоровье;
­ формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру
природы;
­ учить детей быть ответственными за свои поступки.
Оформление:
проектор, презентация «Берегите первоцветы», выставка рисунков учащихся
«Первоцветы», фотовыставка «Первоцветы», плакат «Берегите цветы!»,
аудиофайл «Не рвите цветы».
Ход мероприятия
Ведущий (педагог) :
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
Весна:
Я весна – красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речки лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
2

Людям радость я несу.
Мальчик:
У весны весёлый старт –
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель –
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Март:
В марте солнце оживает
И даёт тепло лучей.
Снег тихонечко растает
И весна придёт скорей.
Девочка:
На поля дохнуло ветром весенним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
Мальчик:
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «Здравствуй!» скажем, каждому цветку.
Нам надо над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ведущий (педагог):
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
3

Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, –
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт!
Девочка:
Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растёт, красуется,
Ясным днём любуется.
Апрель:
В апреле почки набухают,
И слышен тихий звон капель.
Деревья ветки распускают,
Встряхнула зеленью и ель.
Мальчик:
Солнце встало рано­рано.
Посмотри, как хорошо кругом,
Мы выходим на поляну
Песенку весёлую поём.
Здесь кудрявые берёзки
И зелёные кусты,
Скачут белочки­подростки
И везде растут цветы.
Цветы (хором):
Мы, цветы, и наша доля
Расти, цвести в открытом поле,
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
Мать­и­мачеха:
У апреля первенцы­цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Жёлтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
4

Утром в небе солнышко взойдёт,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать­и­мачехой в народе нарекли.
Ведущий(педагог):
Этот цветок можно увидеть повсюду: на берегах рек, у заборов, на пригорках.
Цветки этого растения похожи на одуванчик, но гораздо меньше и зацветают
раньше. Но самое главное, цветки мать­и­мачехи распускаются раньше, до
того, как распустятся листья. Почему этому растению дано такое странное
название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными,
пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, – это мать. А
верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать­и­
мачеха.
Одуванчик:
На лужайке, где кусты,
Ярко­жёлтые цветы
С солнышком проснулись,
Сладко потянулись.
Удивились комары:
Нет цветов, одни шары,
Нежные, пушистые,
Светло­серебристые.
Мимо ветерок бежал,
Ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд
Парашютиков отряд.
Ведущий (педагог):
Одуванчик – это удивительный цветок. Взойдёт солнце на востоке –
одуванчик на восток смотрит. Приблизится к закату – одуванчик не спускает
с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не станет седым. А поседеет,
распушится и пустит по ветру пушинки – парашютики. И под каждой по
семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую поляну,
опустятся, зёрнышко спрячется в какую­нибудь впадинку и пролежит там до
весны.
Одуванчик:
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
5

Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Май:
На небе в мае много птичек,
Тепло согрело все вокруг.
Цветы и листья вылезли из почек,
Запахло красотою вдруг.
Ведущий (педагог):
Следующий подарок весны – цветок, о котором в древней Руси сложили
легенду. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, но тот отдал своё
сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на
берег, чтобы ещё раз послушать песни прекрасного Садко, но не было его на
берегу. Заплакала Волхова и там, где падали слезинки царевны, выросли
нежные серебристые ландыши – символ чистоты, грусти и любви.
Ландыш:
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Медуница:
Медуница, медуница! –
Майского денька сестрица
Сине­розовое чудо,
Появилось ты откуда?
– Напиталась я землею,
Талой снеговой водою,
Только ты меня не рви!
Полюбуйся, посмотри
На зелёные листочки,
На малютки – на цветочки.
И понюхать тоже можно,
Только очень осторожно!
Чувствуешь, как пахну сладко? –
Хоть совсем не шоколадка.
6

Расцвели мои цветы
Здесь в лесу для красоты.
Ведущий (педагог):
Существует легенда, что синие цветки медуницы – это цветки Адама, первого
мужчины. А розовые – цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски
цветков на одном растении символизируют единство противоположностей.
Есть даже загадка про это растение: Какой весенний цветок четырежды
меняет свой цвет? Ответ – цветок медуницы: когда он распускается, то
становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим.
Медуница:
Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклонится...
Фиалка:
Росинка упала на нежный листок,
В ней солнцем сияет румяный восток.
Лесная фиалка впитала росу,
И нежность восхода, и леса красу.
Она источает волшебный нектар,
Лесов подмосковных божественный дар.
И шмель, пролетая, почувствовать рад
Прекрасной фиалки лесной аромат.
И чудо такое ни с чем не сравнить,
Его нужно просто беречь и любить.
Ведущий (педагог):
Одна легенда рассказывает: что одна из прекрасных дочерей Атласа,
преследуемая жгучими лучами бога солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о
защите. И великий Громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив в
цветок. В Сицилии, этот цветок изображали на монетах, у древних галлов он
считался символом скромности и невинности, им усыпали ложе новобрачных.
Этим цветком восхищались Шекспир и Шелли, а Гёте мечтал, чтобы его
родной Веймер утопал в благоухании этого цветка. Выходя на прогулку он
рассыпал его семена. Этот цветок – фиалка.
Фиалка:
Зимние морозы
7

Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
В ней теплота и робость,
Бессмертия дыханье,
Цвет неба голубого
и зорьки полыханье.
Так хрупок стебель бледный,
Цветок несмел, неярок,
Но в дымке акварельной
Прелестней нет фиалок.
Красою неземною
Чарует цвет лиловый,
Склоняется с любовью,
Как рыцарь, лист зелёный.
Ведущий (педагог):
Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в Красную книгу. А это значит,
что с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Как же быть? Ведь
так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой
цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет
радовать людей долго­долго.
Мальчик:
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы…
Девочка:
Цветы кричат, когда их рвут,
Вы слышите иль нет?
Они кричат, они ревут
На целый белый свет.
Трава рыдает под косой
И нежный василёк
Как будто тих вскрикнул: «Ой!»
8

И синий взгляд поблёк.
Очнитесь, люди, в них на миг
Себя самих узнав
Услышьте сосен громкий крик
И тихий шелест трав.
И над собой свершите суд
Утрат, сомнений, лет…
Цветы кричат, когда их рвут
Вы слышите иль нет!?…
Мальчик:
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись лепестки…
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!»
Девочка:
Не рвите полевые цветы!
Цветы украшают луга и леса...
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять...
Завянут букеты...
Погибнут цветы...
И больше не будет такой красоты!
Ведущий (педагог):
А знаете, как можно сохранить красоту цветов, не срывая их?
Мальчик:
Василька срывать не стану
И ромашки золотой.
Лучше сразу всю поляну
9

Увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле,
И в росе блестящий луг.
Поселю их в нашей школе,
Подарю тебе, мой друг.
И когда чуть­чуть взгрустнётся,
Снег весь мир заполонит,
Одуванчик улыбнётся,
Колокольчик зазвенит.
Не завянет медуница,
Не погаснет мой букет.
Наше лето сохранится
На рисунке много лет…
Берегите цветы, не губите!
Творенье природы не рвите!
Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.
Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
Дети показывают свои рисунки и плакат: «Берегите первоцветы!»
В заключении звучит песня «Не рвите цветы, не рвите!».
Педагог:
­ Понравилось вам наше мероприятие?
­ Что больше всего запомнилось?
­ Какие выводы вы для себя сделали?
Педагог подводит итоги конкурса рисунков. Награждение победителей.
10