Полное имя фета. Афанасий афанасьевич фет

Достаточно долгая и в то же время непростая жизнь была у великого русского поэта А.А. Фета. Именно его произведения стали отправной точкой для поэзии 20-го века. Превосходной лирикой и интригующей прозой Фет покорил своих современников. Этот человек не только создавал произведения, но и писал мемуары, а также занимался переводами.

1.Первые 14 и последние 19 лет своей жизни Афанасий Афанасьевич Фет официально имел фамилию Шеншин.

2.В 1820 году Афанасий был усыновлен известным дворянином.

3.Афанасий Афанасьевич Фет – это поэт-лирик, переводчик, мемуарист немецкого происхождения.

4.Фет был членом-корреспондентом Петербургской АН.

5.В 1834 году были обнаружены ошибки в записях о рождении А.А. Фета, что привело к лишению его титула.

6.Факты биографии Фета говорят о том, что в 1844 году он окончил философский факультет Московского университета.

7.В 1835-1837 годах Фет учился в частном немецком пансионе Крюммера.

8.Первые свои стихи Афанасий Афанасьевич Фет написал еще в юном возрасте.

9.В конце 19-ого века поэзия Фета начала публиковаться в сборнике «Лирический пантеон».

10.Военную службу Фет проводил в Балтийском порту.

11.Для того чтобы вернуть свой титул, Афанасий Афанасьевич Фет был вынужден пойти на службу унтер-офицером.

12.В 1857 году Фет женился на Марии Боткиной.

13.Поэт боялся психических заболеваний.

14.Ближайшие родственники Афанасия Афанасьевича Фета были пациентами психиатрической больницы.

15.Фет страдал мощными депрессивными расстройствами.

16.Фет скончался в гордом одиночестве от сердечного приступа.

17.Некоторые произведения этого поэта легли в основу множества романсов. Об этом свидетельствует биография Фета. Интересные факты о данной личности дают много новых знаний.

18.Поэт столкнулся с трагической любовью к Марии Лазич, которая умерла, так и не став его женой.

19.Некоторые полагают, что перед сердечным приступом поэт пытался покончить жизнь самоубийством.

20.Фету принадлежит известнейшая фраза из «Приключений Буратино» — «а роза упала на лапу Азора».

21.Произведения Фета понятны даже маленьким детям.

22.Кроме того, что Афанасий Афанасьевич Фет создавал сочинения, он еще и занимался переводом текстов.

23.Афанасий Афанасьевич Фет открыл конный завод, а также больницу для бедных крестьян.

24.Законная супруга Фета имела родственные связи со знаменитым врачом Боткиным.

25.С возрастом Фет потерял зрение, а также накопил множество заболеваний, которые в то время не лечились.

26.Интересные факты биографии Фета говорят о том, что он соединял в себе чувственного поэта и расчетливого помещика.

27.После брака по расчету Афанасий Афанасьевич Фет открыл в себе качество дельца и немного разбогател.

28.Произведения Фета не имели ничего общего с реальными событиями.

29.В произведениях Афанасия Афанасьевича Фета была только светлая и положительная сторона.

30.Афанасий Афанасьевич Фет был близким другом Льва Толстого, поэтому они дружили семьями и часто виделись.

31.Фету удалось перевести полностью «Фауста».

32.Всю свою жизнь Фет придерживался консервативных настроений.

33.В старости Афанасий Афанасьевич Фет убеждал свою жену в том, что она никогда не увидит то, как он умрет. Так о жене заботился Афанасий Фет. Интересные факты из биографии это подтвердили.

34.На 50-летний литературный юбилей поэту было пожаловано придворное звание камергер.

35.В последние дни жизни Афанасий Фет приказал подать ему шампанского.

36.Поэт не дожил 2 дня до 72-летия.

37.Через 3 дня после смерти поэта был проведен обряд отпевания.

38.Фет был солдатом на протяжении 8 лет.

39.Представителем «чистого искусства» был именно Фет. Краткая биография, интересные факты – все это подтверждает информацию о том, что эта личность всегда затрагивала в произведениях животрепечущие социальные вопросы.

40.Самым главным желанием Фета было получение дворянского титула.

41.Афанасий Фет написал прощальную записку, после чего хотел перерезать себе горло ножом.

42.Огромное творческое наследие осталось современникам от Фета.

43.Фет женился по расчету.

44.В роду Фета были сумасшедшие.

45.У поэта не было детей.

46.Интересные факты из жизни А.А. Фета подтверждают, что любовь, искусство и природа были основными темами для его работ.

47.Фета называли певцом русской природы.

48.Всю жизнь Фет спорил с Некрасовым по поводу поэзии.

49.В стихотворении «Шепот, робкое дыхание…» Фет не употребил ни одного глагола.

50.Факты из жизни Фета говорят, что он был утонченным лириком.

Итак, смерть Фета наступила 3 декабря, а уже на следующий день по Москве поползли чудовищные слухи. Причем, самые устойчивые из них были, как всегда, очень негативными, мол, Афанасию Афанасьевичу все-таки удалось наложить на себя руки. А вот каким образом он это сделал, каждый рассказывал по-своему. Рассмотрим и мы несколько версий.

Первая версия. Его убило шампанское.
Незадолго до трагической развязки поэт заболел двухсторонним воспалением легких. Прибывший доктор выписал больному кучу лекарств, а, уходя, особо подчеркнул: во время приема медикаментов — никакого спиртного. Особенно губительно шампанское — так как его пузырьки, содержащие углекислый газ, очень угнетают именно дыхательную систему, легкие могут просто отключиться и вполне вероятна смерть от удушья.

Внял ли этому совету Фет? Отнюдь. Напротив, именно 3 декабря ему очень остро захотелось выпить именно шампанского. Более того, запасливый Фет припрятал бутылочку у изголовья постели, на которой лежал. Далее он с помощью какого-то предлога отослал жену в кухню, а сам аккуратно открыл бутылочку (без хлопка) и приложился к ней, даже не налив шампанское в бокал. Он успел сделать несколько глотков, как вернулась жена. Она вскрикнула, отчего у него что-то «замкнуло» в организме. Бутылка выкатилась из рук. Он был мертв…

Вторая версия. Он закололся стилетом.
Фет хотел выпить шампанского, но у него его не оказалось под рукой. Оставалось обратиться за помощью к жене. Его многолетняя спутница, Мария Петровна, с которой поэт в общей сложности прожил около 35 лет, ужаснулась перспективе потерять мужа из-за глотка шампанского. Она была категорически против того, чтобы муж шел на поводу своих желаний. Тогда он отправил супругу к доктору с просьбой, чтобы она все-таки уговорила эскулапа разрешить больному глоточек.

Жена уехала, а он, едва она вышла за порог, вскочил с постели, подбежал к журнальному столику, на котором лежал тонкий стальной стилет для разрезания бумаги, схватил это острое оружие, и зарезал сам себя!

Третья версия. Смерть от кухонного ножа.
Итак, исходные данные те же: хочется выпить бокал шампанского, жена отсылается к доктору, стилет не помог (его отобрала у ослабевшего поэта служанка). Остается один выход — сбегать на кухню, взять нож и закончить самосуд над собой. Но для того, чтобы этот план осуществился нужно куда-то услать служанку. Повод нашелся быстро — поэту понадобилась бумага и чернила, которые оказались в другой комнате, якобы для того, чтобы написать завещание из-за надвигающейся тошноты…

Служанка покорно отправляется в другую комнату, Фет бежит в кухню. Там он достает самый подходящий, с его точки зрения, нож и вонзает его в самое сердце…

Четвертая версия. Все произошло естественным путем.
По этой версии события развивались следующим образом. Фет все-таки выпил шампанское, которое его не убило. Он пытался ударить себя стилетом в висок, но секретарь вырвала стилет, поранившись о его острые края. Она ушла не за бумагами, а для того, чтобы накапать Афанасию Афанасьевичу успокоительного. И тут он, как раненый зверь, рванул в кухню за ножами. И тут случилось непредвиденное.

Старик одной рукой схватился за дверцу кухонного ящика, а другой потянулся к ножу, но так и не сумел его взять. Секретарь застала Фета лежащим на полу (по другой версии, он сидел на стуле). Наклонившись к нему, она с трудом разобрала в его бессвязном шепоте только одно слово «Добровольно…». Сказав это, поэт потерял сознание и через несколько минут умер. Что это было: разрыв сердца?

Версия пятая. Официальная.
Согласно медицинскому заключению, смерть Фета произошла от «грудной болезни», осложненной бронхитом". С годами Фета начали донимать болезни. Участились приступы удушья и загрудинные боли. Ни шампанское, ни стилет, ни кухонный нож здесь абсолютно не причем.

Как оно было на самом деле? Можно ли сейчас подлинно установить, что же произошло 3 декабря 1892 года? Судя по всему, самоубийства все-таки не было или оно было умело скрыто. Дело в том, что через три дня после смерти поэта священнослужители провели обряд отпевания. Отпевали в университетской церкви. Потом гроб с телом Фета отвезли в село Клейменово Мценского уезда Орловской губернии, родовое имение Шеншиных. Там поэта и похоронили. Если бы было зафиксировано самоубийство, отпевания, естественно, не было бы…

И, наконец, последний вопрос: а почему вообще начали гулять эти версии? Разве давал поводы Фет при жизни допустить саму мысль о том, что он может покончить жизнь самоубийством? К сожалению, да. И причин для этого было несколько. Во-первых, его мать, немка Шарлотта Беккер (в замужестве Фет) сбежавшая от своего мужа Иоганна-Петера к русскому помещику Шеншину, в течение всей жизни страдала приступами безумия и окончила жизнь в психиатрической клинике. Во-вторых, сестра Фета Надежда перенесла три каких-то «приступа». После чего у неё наступило «неизлечимое безумие». Тургенев в письме к поэту Якову Полонскому упоминает «о двух сумасшедших братьях Фета». Да и сам поэт, якобы, всю жизнь жил под гнетом того, что из-за него покончила самоубийством девушка, которая его безумно любила, но на которой он так и не женился в погоне за званиями и карьерой. А к концу жизни его совесть, якобы, и замучила до того, что и у него случились «приступы».

А может быть, всему виной отношение поэта к самому себе? Однажды Афанасий Афанасьевич записал в дневнике: «Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни? Я отвечу тогда: имя Фет».

Но на грустной ноте заканчивать очень не хочется. Какой урок можно вынести из всей этой истории? У нас много людей, которые считают себя поэтами. Но какими бы гениальными вы сами себе не казались: постарайтесь не мудрствовать лукаво. Живите тем, что имеете. Ведь наши земные радости никакая посмертная слава не заменит…

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – то злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза – старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического, - был самым красивым из русских поэтов.

Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюродным дедушкой последней русской императрицы.

Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.

В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. А поэт умер – умер от потрясения.

Биография поэта – это, прежде всего его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.

Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – “Я пришёл к тебе с приветом”:

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства”.

Необычно уже само начало стихотворения – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себе так сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?

Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это – важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.

Ещё одно стихотворение из числа ранних – лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья и т.д.

Но при всём том предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.

“За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувства любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви до Фета ещё никто не писал.

Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное.

Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена времён года происходит по кругу – от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место выделен цикл “Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно раскрыть её эстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.

Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа

Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно - как дым

За ним! за ним! воздушною дорогой-

И в вечность улетим.

Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.

Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.

Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.

Толстой писал Фету: “Стихотворение одно из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока”.

Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки Фету.

В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.

В целом “ночная поэзия” Фета глубоко своеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней. Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская ночь даёт человеку счастье:

Что за ночь! Прозрачный воздух скован;

Над землёй клубится аромат.

О, теперь я счастлив, я взволнован,

О, теперь я высказаться рад! …

Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание, трепет:

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор…

У Фета ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах, как правило, объединяются.

Творчество Фета представляет собой апофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.

Теперь уже Фета невозможно назвать только лишь поэтом ощущений. Его созерцание природы исполнено философского глубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.

Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение.

В 1889 году Страхов писал в статье “Юбилей поэзии Фета”: “Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…”.

Список литературы

Маймин Е. А. “ А. А. Фет ”, Москва, 1989г.

Фет А. А. “Избранное”, Москва, 1985г.

Журнал “Русская словесность”, № 4, 1996г.

Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.

Биография

Видео о Фете



Детство

Афанасий Фет родился в Новоселках – небольшом имении, расположенном в Мценском уезде Орловской губернии. Его родной отец – Иоганн Петр Вильгельм Фет, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта Елизавета Беккер. Будучи на седьмом месяце беременности, она оставила мужа и тайно уехала в Россию с 45-летним Афанасием Шеншиным. Когда родился мальчик, его крестили по православному обряду и назвали Афанасием. Он был записан сыном Шеншина. В 1822 году Шарлотта Елизавета Фет приняла православие и обвенчалась с Афанасием Шеншиным.

Образование

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 году его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

Военная служба

В 1845 году Фет уехал из Москвы и поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России. Афанасий считал, что военная служба поможет ему вернуть утраченное дворянское звание. Через год после начала службы Фет получил звание офицера. В 1853 его перевели в гвардейский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Он часто бывал в столице, встречался с Тургеневым, Гончаровым, Некрасовым, сблизился с редакцией популярного журнала «Современник». В целом, воинская карьера поэта складывалась не очень удачно. В 1858 году Фет вышел в отставку, дослужившись до чина штаб-ротмистра.

Любовь

В годы службы поэт пережил трагическую любовь, которая оказала влияние на все его дальнейшее творчество. Возлюбленная поэта, Мария Лазич, была из хорошей, но бедной семьи, что послужило препятствием для их брака. Они расстались, а через какое-то время девушка трагически погибла при пожаре. Память о своей несчастной любви поэт хранил до самой смерти.

Семейная жизнь

В возрасте 37 лет Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, дочери богатого чаеторговца. Его жена не отличалась молодостью и красотой. Это был брак по расчету. Перед свадьбой поэт открыл невесте правду о своем происхождении, а также о некоем «родовом проклятии», которое могло стать серьезным препятствием для их брака. Но Марию Боткину не испугали эти признания, и в 1857 году они поженились. Через год Фет вышел в отставку. Он поселился в Москве и посвятил себя литературному труду. Его семейная жизнь была довольно благополучной. Фет приумножил состояние, которое принесла ему Мария Боткина. Правда, детей у них не было. В 1867 году Афанасия Фета избрали мировым судьей. Он жил в своем имении и вел образ жизни настоящего помещика. Лишь после возвращения фамилии отчима и всех привилегий, которыми мог пользоваться потомственный дворянин, поэт начал работать с новой силой.

Творчество

Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности. Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

После трагической гибели Марии Лазич творчество Фета приобрело новое направление. Он посвятил своей возлюбленной поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 году вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.

Афанасий Фет был представителем «чистого искусства», он не затрагивал в своих произведениях животрепещущих социальных вопросов и до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 году Фет выпустил третий сборник стихов. Он воспевал красоту, считая это единственной целью своего творчества.

Тяжелые удары судьбы не прошли для поэта бесследно. Он ожесточился, разорвал отношения с друзьями, почти перестал писать. В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание своих стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.

Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством. К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 годы Фет написал более трехсот стихотворений, которые вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.

Смерть

Умер Афанасий Фет от сердечного приступа. Исследователи жизни и творчества поэта убеждены, что перед смертью он пытался покончить жизнь самоубийством.

Основные достижения

  • Афанасий Фет оставил после себя большое творческое наследие. Фета признавали современники, его стихами восхищались Гоголь, Белинский, Тургенев, Некрасов. В пятидесятых годах своего века он был наиболее значимым представителем поэтов, которые пропагандировали «чистое искусство» и воспевали «вечные ценности» и «абсолютную красоту». Творчество Афанасия Фета ознаменовало завершение поэзии нового классицизма. Фет и сейчас считается одним из самых ярких поэтов своего времени.
  • Большое значение для российской литературы имеют и переводы Афанасия Фета. Он перевел всего «Фауста» Гёте, а также произведения целого ряда латинских поэтов: Горация, Ювенала, Катулла, Овидия, Вергилия, Персия и других.

Важные даты из жизни

  • 1820 год, 23 ноября – родился в имении Новоселки Орловской губернии
  • 1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства
  • 1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро
  • 1838-1844 годы – учился в университете
  • 1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»
  • 1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России
  • 1846 год – получил офицерский чин
  • 1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»
  • 1853 год – перешел на службу в гвардейский полк
  • 1856 год – вышел третий сборник стихов
  • 1857 год – обвенчался с Марией Боткиной
  • 1858 год – вышел в отставку
  • 1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений
  • 1867 год – избран мировым судьей
  • 1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин
  • 1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»
  • 1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа
  • В 1834 году, когда мальчику было 14 лет, выяснилось, что юридически он не является сыном русского помещика Шеншина, и запись была сделана незаконно. Причиной разбирательств стал анонимный донос, автор которого остался неизвестным. Решение духовной консистории прозвучало, как приговор: отныне Афанасий должен был носить фамилию матери, лишался всех привилегий потомственного дворянина и российского подданства. Из богатого наследника он внезапно стал «человеком без имени», незаконнорожденным ребенком сомнительного происхождения. Фет воспринял это событие, как позор, и возвращение утраченного положения стало для него целью, навязчивой идеей, которая во многом определила дальнейший жизненный путь поэта. Только в 1873 году, когда Афанасию Фету было 53 года, сбылась мечта всей его жизни. По указу царя поэту были возвращены дворянские привилегии и фамилия Шеншин. Тем не менее, свои литературные произведения он продолжал подписывать фамилией Фет.
  • В 1847 году, во время военной службы, в небольшом имении Федоровке поэт познакомился с Марией Лазич. Эти отношения начались с легкого, ни к чему не обязывающего флирта, который постепенно перерос в глубокое чувство. Но Мария, красивая, прекрасно образованная девушка из хорошей семьи, все-таки не могла стать хорошей партией для человека, который надеялся вернуть дворянское звание. Поняв, что он по-настоящему любит эту девушку, Фет, тем не менее, принял решение, что никогда на ней не женится. Мария отнеслась к этому спокойно, но через какое-то время решила разорвать отношения с Афанасием. А через некоторое время Фету сообщили о трагедии, которая произошла в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, одежда на ней загорелась. Пытаясь спастись, девушка выбежала на балкон, потом в сад. Но ветер только раздувал пламя. Мария Лазич умирала несколько дней. Ее последние слова были об Афанасии. Поэт тяжело перенес эту потерю. Он до конца жизни сожалел, что не женился на девушке, ведь больше в его жизни не было настоящей любви. Его душа опустела.
  • Поэт нес тяжелое бремя. Дело в том, что у него в роду были сумасшедшие. Два его брата, уже будучи взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия Фета под конец жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Незадолго до брака Фета с Марией Боткиной его сестра Надя тоже попала в психиатрическую клинику. Брат навещал ее там, но она его не узнавала. За собой поэт часто замечал приступы тяжелей меланхолии. Фет все время боялся, что в конце концов его постигнет та же участь.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892) – известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга.

Ранние годы

Родился будущий поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя).

Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.

Образование

В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Окончил университет в 1844 году.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоить отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина , не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».

Последние годы жизни

В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губении.

Интересные факты

  • Кроме сочинения стихотворений Фет до самой старости занимался переводами. Ему принадлежат переводы обеих частей «Фауста» Гёте. Он даже планировал перевести книгу Иммануила Канта «Критика чистого разума», но оставил эту идею и взялся за перевод произведений Артура Шопенгауэра .
  • Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения.
  • Некоторые исследователи жизни Фета полагают, что смерти поэта от сердечного приступа предшествовала попытка суицида.
  • Именно Фет автор известной фразы, которая вошла в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого - «А роза упала на лапу Азора».