Паустовский: рассказы о природе. Произведения Паустовского о природе. Алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах приложения

Летние дни

Всё, что рассказано здесь, может случиться с каждым, кто прочтёт эту книгу. Для этого нужно только провести лето в тех местах, где есть вековые леса, глубокие озёра, реки с чистой водой, заросшие по берегам высокими травами, лесные звери, деревенские мальчишки и болтливые старики. Но этого мало. Всё, что рассказано здесь, может случиться только с рыболовами!

Я и Рувим, описанный в этой книге, мы оба гордимся тем, что принадлежим к великому и беззаботному племени рыболовов. Кроме рыбной ловли мы ещё пишем книги.

Если кто-нибудь скажет нам, что наши книги ему не нравятся, мы не обидимся. Одному нравится одно, другому совсем иное – тут ничего не поделаешь. Но если какой-нибудь задира скажет, что мы не умеем ловить рыбу, мы долго ему этого не простим.

Мы провели лето в лесах. С нами был чужой мальчик; его мать уехала лечиться к морю и попросила нас взять её сына с собой.

Мы охотно взяли этого мальчика, хотя были совсем не приспособлены к тому, чтобы возиться с детьми.

Мальчик оказался хорошим другом и товарищем. В Москву он приехал загорелый, здоровый и весёлый, привыкший к ночёвкам в лесу, к дождям, ветру, жаре и холоду. Остальные мальчики, его товарищи, ему потом завидовали. И завидовали недаром, как вы это сейчас увидите из нескольких маленьких рассказов.

Золотой линь

Когда в лугах покосы, то лучше не ловить рыбу на луговых озёрах. Мы знали это, но всё-таки пошли на Прорву.

Неприятности начались сейчас же за Чёртовым мостом. Разноцветные бабы копнили сено. Мы решили их обойти стороной, но они нас заметили.

– Куды, соколики? – закричали и захохотали бабы. – Кто удит, у того ничего не будет!

– На Прорву подались, верьте мне, бабочки! – крикнула высокая и худая вдова, прозванная Грушей-пророчицей. – Другой пути у них нету, у горемычных моих!

Бабы нас изводили всё лето. Сколько бы мы ни наловили рыбы, они всегда говорили с жалостью:

– Ну что ж, хоть на ушицу себе наловили, и то счастье. А мой Петька надысь десять карасей принёс, и до чего гладких – прямо жир с хвоста капает!

Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали. С этим Петькой у нас были свои счёты: он срезал у Рувима крючок и выследил места, где мы прикармливали рыбу. За это Петьку, по рыболовным законам, полагалось вздуть, но мы его простили.

Когда мы выбрались в некошеные луга, бабы стихли.

Сладкий конский щавель хлестал нас по груди. Медуница пахла так сильно, что солнечный свет, затопивший рязанские дали, казался жидким мёдом.

Мы дышали тёплым воздухом трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики.

Тусклым серебром шумели над головой листья столетних ив. От Прорвы тянуло запахом кувшинок и чистой холодной воды.

Мы успокоились, закинули удочки, но неожиданно из лугов приплёлся дед, по прозвищу Десять процентов.

– Ну, как рыбка? – спросил он, щурясь на воду, сверкавшую от солнца. – Ловится?

Всем известно, что на рыбной ловле разговаривать нельзя.

Дед сел, закурил махорку и начал разуваться.

– Не-ет, нынче клевать у вас не будет, нынче рыба заелась. Шут её знает, какая ей насадка нужна!

Дед помолчал. У берега сонно закричала лягушка.

– Ишь стрекочет! – пробормотал дед и взглянул на небо.

Тусклый розовый дым висел над лугом. Сквозь этот дым просвечивала бледная синева, а над седыми ивами висело жёлтое солнце.

– Сухомень!.. – вздохнул дед. – Надо думать, к вечеру ха-а-роший дождь натянет.

Мы молчали.

– Лягва тоже не зря кричит, – объяснил дед, слегка обеспокоенный нашим угрюмым молчанием. – Лягва, милок, перед грозой завсегда тревожится, скачет куды ни попало. Надысь я ночевал у паромщика, уху мы с ним в казанке варили у костра, и лягва – кило в ней было весу, не меньше, – сиганула прямо в казанок, там и сварилась. Я говорю: «Василий, остались мы с тобой без ухи», а он говорит: «Чёрта ли мне в той лягве! Я во время германской войны во Франции был, и там лягву едят почём зря. Ешь, не пужайся». Так мы ту уху и схлебали.

– И ничего? – спросил я. – Есть можно?

– Скусная пища, – ответил дед. – И-и-их, милый, гляжу я на тебя, всё ты по Прорвам шатаешься. Хошь, я тебе пиджачок из лыка сплету? Я сплёл, милок, из лыка цельную тройку – пиджак, штаны и жилетку – для выставки. Супротив меня нет лучшего мастера на всё село.

Дед ушёл только через два часа. Рыба у нас, конечно, не клевала.

Ни у кого в мире нет столько самых разнообразных врагов, как у рыболовов. Прежде всего – мальчишки. В лучшем случае они будут часами стоять за спиной, сопеть и оцепенело смотреть на поплавок.

Мы заметили, что при этом обстоятельстве рыба сейчас же перестаёт клевать.

В худшем случае мальчишки начнут купаться поблизости, пускать пузыри и нырять, как лошади. Тогда надо сматывать удочки и менять место.

Кроме мальчишек, баб и болтливых стариков у нас были враги более серьёзные: подводные коряги, комары, ряска, грозы, ненастье и прибыль воды в озёрах и реках.

Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво – там пряталась крупная и ленивая рыба. Брала она медленно и верно, глубоко топила поплавок, потом запутывала леску о корягу и обрывала её вместе с поплавком.

Тонкий комариный зуд приводил нас в трепет. Первую половину лета мы ходили все в крови и опухолях от комариных укусов. В безветренные жаркие дни, когда в небе сутками стояли на одном месте всё те же пухлые, похожие на вату облака, в заводях и озерках появлялась мелкая водоросль, похожая на плесень, – ряска. Вода затягивалась липкой зелёной плёнкой, такой толстой, что даже грузило её не могло пробить.

Перед грозой рыба переставала клевать – она боялась грозы, затишья, когда земля глухо дрожит от далёкого грома.

В ненастье и во время прибыли воды клёва не было.

Но зато как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали далеко на воде и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли! В такие утра стрекозы любили садиться на перяные поплавки, и мы с замиранием сердца смотрели, как поплавок со стрекозой вдруг медленно и косо шёл в воду, стрекоза взлетала, замочив свои лапки, а на конце лески туго ходила по дну сильная и весёлая рыба.

Как хороши были краснопёрки, падавшие живым серебром в густую траву, прыгавшие среди одуванчиков и кашки! Хороши были закаты в полнеба над лесными озёрами, тонкий дым облаков, холодные стебли лилий, треск костра, кряканье диких уток.

Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. Она долго ворчала в лесах, потом поднялась к зениту пепельной стеной, и первая молния хлестнула в далёкие стога.

Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих. Мы разожгли большой костёр, обсохли и легли вздремнуть.

В лугах печально кричали ночные птицы, и белая звезда переливалась над Прорвой в чистом предутреннем небе.

Я задремал. Разбудил меня крик перепела.

«Пить пора! Пить пора! Пить пора!» – кричал он где-то рядом, в зарослях шиповника и крушины.

Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как чёрное стекло; на песчаном дне были видны дорожки, проложенные улитками.

Рувим закинул удочку недалеко от меня. Через несколько минут я услышал его тихий призывный свист. Это был наш рыболовный язык. Короткий свист три раза значил: «Бросайте всё и идите сюда».

Я осторожно подошёл к Рувиму. Он молча показал мне на поплавок. Клевала какая-то странная рыба. Поплавок качался, осторожно ёрзал то вправо, то влево, дрожал, но не тонул. Он стал наискось, чуть окунулся и снова вынырнул.

Рувим застыл – так клюёт только очень крупная рыба.

Поплавок быстро пошёл в сторону, остановился, выпрямился и начал медленно тонуть.

– Топит, – сказал я. – Тащите!

Рувим подсёк. Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду. Невидимая рыба туго и медленно водила леску по кругам. Солнечный свет упал на воду сквозь заросли вётел, и я увидел под водой яркий бронзовый блеск: это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба. Мы вытащили её только через несколько минут. Это оказался громадный ленивый линь со смуглой золотой чешуёй и чёрными плавниками. Он лежал в мокрой траве и медленно шевелил толстым хвостом.

Рувим вытер пот со лба и закурил.

Мы больше не ловили, смотали удочки и пошли в деревню.

Рувим нёс линя. Он тяжело свисал у него с плеча. С линя капала вода, а чешуя сверкала так ослепительно, как золотые купола бывшего монастыря. В ясные дни купола были видны за тридцать километров.

Мы нарочно прошли через луга мимо баб. Они, завидев нас, бросили работу и смотрели на линя, прикрыв ладонями глаза, как смотрят на нестерпимое солнце. Бабы молчали. Потом лёгкий шёпот восторга прошёл по их пёстрым рядам.

Мы шли через строй баб спокойно и независимо.

Я подивился, конечно, на эту птаху и на ее веселое занятие и начал прорываться к воде, где, как я знал, должны были уже зацвесть ирисы.

Дело в том, что к нам приехала после экзаменов в московской школе городская девочка Маша, любительница растений, и я решил набрать ей в подарок букет из ирисов и других хороших цветов. Но так как плохих цветов вообще нет, то мне выпала довольно трудная задача – что выбрать. В конце концов я решил взять по одному цветку и одной ветке от всех растений, создававших вокруг озерца непролазные росистые и пахучие валы.

Я осмотрелся. По берегам уже зацвела желтоватыми непрочными кистями таволга. Цветы ее пахли мимозой. Донести их до дому, особенно в ветреную погоду, было почти невозможно. Но я все же срезал ветку таволги и спрятал ее под кустом, чтобы она не облетела раньше времени.

Потом я срезал широкие, как сабли, листья аира. От них исходил сильный и пряный запах. Я вспомнил, что на Украине хозяйки по большим праздникам устилают полы аиром, и стойкий запах его держится в хатах почти до зимы.

Стрелолист уже дал первые плоды – зеленые шишки, покрытые со всех сторон мягкими иглами. Я сорвал и его.

С трудом я зацепил сухой веткой и осторожно вытащил из воды белые пловучие цветы водокраса с красноватой сердцевиной. Лепестки его были не толще папиросной бумаги и тотчас обвяли. Пришлось его выбросить. Тогда я той же веткой подтащил к берегу цветущую водяную гречиху. Розовые ее метелки стояли над водой круглыми маленькими рощами.

До белых лилий я никак не мог дотянуться. Раздеваться же и лезть в озеро мне не хотелось, – илистое его дно засасывало выше колен. Вместо лилий я сорвал береговой цветок с грубым названием сусак. Его цветы были похожи на вывернутые ветром маленькие зонтики.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

А еще дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем, цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнечного света. И серебряный рейсовый самолет, идущий на большой высоте, сверкает над этой ночью, как медленно летящая звезда, потому что там, на той высоте, где пролегает его путь, уже светит солнце.

Когда я вернулся домой, исцарапанный шиповником и весь в ожогах от крапивы, Маша прибивала к калитке листок бумаги. На нем было вырисовано печатными буквами:

Много пыли на дороге,

Много грязи на пути, –

Вытирай почище ноги,

Если хочешь в дом войти.

– Ara! – сказал я. – Ты, значит, была в аптеке и видела там такую же записку на дверях?

– Ой, какие цветы! – закричала Маша. – Прямо прелесть! Да, я была в аптеке. И еще я видела там прямо замечательного человека.

1. Подчеркните грамматические основы, пронумеруйте их.

2. Установите границы частей знаком //. Определите тип предложения по структуре.

3. Найдите главную и придаточную части, укажите тип подчи­нения.

4. Начертите схему предложения.

5. Разберите связь частей по принадлежности: главная часть и относящаяся к ней придаточная.

6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмо­циональной окраске.

Образец разбора:

Все 1 знали 1 , что уж если Нагульнов 3 взвел 3 курок, то при необходимости он 2 незадумается 2 его спустить 3 . (Ш.)

1. В первой части подлежащее все выражено определительным местоимением в форме именительного падежа, простое глаголь­ное сказуемое знали выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа. Во второй части подлежащее он выражено личным местоимением в форме именительного падежа, составное глагольное сказуемое не заду­мается спустить. В третьей части подлежащее Нагульнов выраже­но именем собственным в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое взвел курок выражено глагольным фразеологизмом.

2. Все знали//что//уж если Нагульнов взвел курок//то при необходимости он не задумается его спустить. Предложение сложное, так как состоит из трех частей.

3. Первая часть Все знали является главной по отношению ко Второй что... то при необходимости он не задумается его спустить, вторая часть является главной по отношению к третьей уж если Нагульнов взвел курок. Значит, анализируемое сложное предложе­ние многочленное сложноподчиненное с последовательным под­чинением придаточных (придаточные I и II степеней подчинения).

что? при каком

I степ, условии?

подч. II степ. подч.

4. Схема предложения: , (что 2), (если... то 3).

5. Связь частей: 1, что 2 - эта конструкция соотносится со сложноподчиненным предложением с придаточной частью, ко­торая присоединяется к сказуемому в главной части с помощью подчинительного союза что и отвечает на вопрос что? Это присловная изъяснительная придаточная часть. 2, если... то 3 - эта конструкция соотносится со сложноподчиненным предложением с придаточной частью, которая относится ко всей главной, при­соединяется к ней при помощи подчинительного условного союза если... то и отвечает на вопрос при каком условии? Это основная придаточная условная часть.

6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

773. Спишите. Выполните синтаксический разбор многочленных слож­ноподчиненных предложений.

1. Беспризорный подробно рассказывал, как эти стулья везли на тачке, как их выгрузили и втащили в здание через артистиче­ский ход. (И. и П.) 2. Сквозь дремоту он [Турбин] слышал, как приходил сторож Павел, обивал от снега лапти, крякал с моро­за, сморкался и гремел ведрами, видел сквозь полузакрытые веки, что в комнате разливается отсвет заката, и чувствовал, что от холода стынут ноги и кончик носа. (Б.) 3. Матери твердо знали, что приятность обращения и бойкая французская речь обеспечивают карьеру даже шалопаю, тогда как человек способный, но лишенный лоска на всю жизнь может затеряться среди рядовою чиновничества. (Т.-В.)

Вопросы и задания для самопроверки

1. Покажите на примере, как различаются главная и придаточная части в сложноподчиненном предложении.

2. В чем состоит отличие подчинительных союзов от союзных слои? Приведите примеры.

3. Докажите, что виды сложноподчиненных предложений выделены не по лексическим, а по грамматическим признакам.

4. Назовите признаки присловных сложноподчиненных предложении. Проиллюстрируйте свои высказывания примерами из произведений художественной литературы.

5. Назовите признаки приосновных сложноподчиненных предложений. Приведите примеры из произведе­ний художественной литературы.

6. Охарактеризуйте типы подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Приведите примеры из художественных текстов.

Задания для самостоятельной работы

774. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными: однородное, неоднородное параллельное соподчинение, последовательное подчинение?

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объ­явил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. (П.)

775. Сколько запятых следует поставить в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными?

Девочка знала что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко. (Л.Т.)

776. Прочитайте. Подберите к тексту заглавие. Перескажите текст. Напишите изложение, используя сложноподчиненные предложения с не­сколькими придаточными.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающи­ми петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и ши­повник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярыш­ника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством ост­рых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ноча­ми - нашими русскими, немного северными ночами, когда со­ловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не ухо­дит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

Ответьте устно на вопросыДля чего мы учимся писать изложение?
(Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться
красивой и грамотной русской речи)
Какие разновидности изложений по способу передачи содержания вы
знаете?
(Сжатое, подробное, выборочное).
Как называется изложение, близкое к тексту?
(Подробное изложение)
Как называется изложение, где передается только главная
информация, детали и подробности опускаются?
(Сжатое изложение)
Мы сегодня с Вами будем заниматься изложением, в котором
воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с
определенной темой.
Сформулируйте тему урока.
Подготовка к написанию выборочного изложения.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению?

Этапы работы над изложением:
послушать или прочитать текст
понять тему и идею текста
анализ структуры текста (абзацное членение,
определение микротем)
составить план текста (запись микротем)
проанализировать языковые особенности текста
предупредить ошибки
написать черновик, затем его отредактировать
самым аккуратным почерком переписать текст

Цель урока

более подробное знакомство с
особенностями и значением
выборочного изложения,
составление выборочного
изложения на предложенную
тему.

Напоминание

При выборочном изложении пересказывается
не весь текст, а только какая-то его часть,
связанная с определенной подтемой
(микротемой).
В тексте материал, относящийся к заданной
теме, может быть расположен в одном месте
(сосредоточен), но может быть и «разбросан»
(рассредоточен). В этом случае нужно
предварительно выбрать необходимый
материал.

Зачем нужно уметь писать выборочные изложения?

В речевой практике вам часто придётся
пользоваться выборочным пересказом,
отбирать и излагать материал только на
нужную для определённого случая тему.
Значит, необходимо уметь выборочно
излагать прочитанное или прослушанное.

Практическая работа 1 Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения

У воды большими куртинами
выглядывали из зарослей мяты
невинные голубые незабудки. А
дальше, за свисающими петлями
ежевики, цвела по откосу дикая
рябина с тугими желтыми
соцветиями. Высокий красный клевер
перемешивался с мышиным
горошком и подмаренником, а над
всем тесно столпившимся
содружеством цветов подымался
исполинский чертополох. Он крепко
стоял по пояс в траве и был похож на
рыцаря в латах со стальными

(К.Э.Паустовский).
Какова основная мысль исходного
текста?
К какому типу текстов можно отнести
отрывок (повествование, описание,
рассуждение)? Почему?
У воды среди цветов рос
исполинский чертополох. Он стоял
по пояс в траве и напоминал
рыцаря в латах со стальными
шипами на локтях и наколенниках.
Какой пересказ текста дан?
Докажите свой ответ.
Как можно озаглавить новый текст,
отразив его основную мысль?
(«Исполинский чертополох»,
«Сказочный рыцарь»).
Какой это тип текста?
Используются ли в изложении
выразительные средства текста
К.Паустовского?
(Используются образные
определения, сравнения).
Какая задача могла быть
сформулирована для выборочного
изложения?

Практическая работа 2 Прочитайте внимательно текст. Постарайтесь в дальнейшем, отвечая на вопросы, полагаться только на свою память.

Весенний вечер в лесу.
1За вершинами леса скрылось солнце.
2Прохладно и сыро в лесу. 3Слышно, как
дышит, оживает земля. 4Пахнет
весенними почками, пробудившейся тёплой землёй.
5Вот сам собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. 6Под
ним показалась из земли зелёная стрелка молодой травы.
7Много звуков в вечернем лесу.
8Заливаются на деревьях певчие дрозды. 9На вершине высокого дуба громко
воркует дикий голубь-витютень.
10«Витютень, на ду-у-убе сижу! 11Витютень, на ду-у-бе сижу!» - выговаривает
важно витютень.
12Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки. 13Вытянув длинные
шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
14«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне
краснобровый красавец - тетерев-косач.
15«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, и очень похоже, бесшумно
пролетая, ему отозвалась лесная сова.
16Страшно ухнул в лесу и захохотал филин. 17Взмахивая крыльями, тихо
потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
18Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь. (И.С. Соколов-Микитов)

Анализ текста

Что описывается в тексте?
Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст.
Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор
для описания звуков? Кто издает эти звуки?
Запишите эти глаголы, сверьте с текстом
(Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает
голубь-витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя
крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач;
гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули
кулики.)
В каком времени употреблены глаголы?
Как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»?
Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов
в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки?
Какие звуки вы слышали?

10. Тема выборочного изложения. Звуки вечернего леса.

1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения
(вернитесь к тексту, запишите номера предложений).
предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,6,17,18.
2. Просмотреть собранный материал и определить основную
мысль будущего изложения.
«Богат самыми разными звуками весенний лес вечером».
3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы
передать звуки леса.
Уже записаны
4. Продумать, как начать изложение, расположить материал в
нужной последовательности.
«Много звуков в вечернем лесу. Слышно, как дышит и оживает
земля…» остальная часть изложения повторяет
последовательность текста.

11. Вариант плана

Вы его можете записать самостоятельно!

12. Напишите выборочное изложение

Вы пишете своими словами, стараясь
сохранить используемые автором
глаголы.
Как Вы понимаете, работа будет
проверена...

13. Итак, подготовка закончена. Теперь более серьезная и ответственная работа.

Задание.
1. Перечитать сказку-быль Андрея
Платонова «Неизвестный цветок» .
2. Написать выборочное изложение на тему
дружбы девочки и цветка.

14. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на
земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из
пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а
лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.
Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил
семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый
каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и
травы, а в камне и глине семена умирали.
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке
меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось
росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось
ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему
питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по
верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос
помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал
возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с
черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но
пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и
собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы,
цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные
пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

15. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь,
чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они
могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку
питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них
росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от
голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда
первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда
становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и
расти.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало
совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если
даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья
его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них
была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это
случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его
обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не
знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был
похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был
составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у
звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно
было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда
касался цветка и уносил его запах с собою.

16. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она
жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и
заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на
станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с
письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела
вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая
травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил
оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.
Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать
говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но
плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» - подумала
Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок.
Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в
книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю
возле цветка и спросила его:
- Отчего ты такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
- А отчего ты на других непохожий?

17. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так
близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на
него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.
- А как тебя зовут? - спросила Даша.
- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один
живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один
живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся
головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все
пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до
пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
- Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

18. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и
любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь,
измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти
тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда
и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из
семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые
лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре.
А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и
больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла
однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже
кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский
лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком,
неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь,
чтобы проведать его.

19. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос
теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.
От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького
цветка-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и
глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень.
Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного
хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету
прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась.
Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же
точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще
прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней;
он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца,
потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее
к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах приложения:

Например: «На клумбе росли прекрасные алые розы». Между определениями нельзя вставить союз «И», и второе определение не поясняет первого, поэтому запятая между ними не ставится. Сравните: «Этот нож затуплен. Дайте мне другой, острый нож». Второе определение поясняет, уточняет первое. Запятую надо ставить. Надо ставить её и в таком предложении: «Тихая, задумчивая река медленно катила свои воды», где определения однородны и между ними можно вставить союз «И».

Светлица Бульбы

Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах (…). Всё было чисто, вымазано цветной глиной. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороха, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми, тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах (…). На полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвёртые руки (…). Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу, широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пёстрыми изразцами, - всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время.

Н. Гоголь «Тарас Бульба». (137 cл.)

1

Уже в первый год нашей жизни в Краснодоне мы начали приводить в порядок наш двор. Весной мы выходили копать цветочные клумбы и грядки для огорода. Олег с дядей Николаем посадили фруктовые деревья, кусты сирени и роз. Олег любил труд и приятную усталость от него. Он копал ямы, разрыхлял землю, удобрял её навозом. Пот градом катился у него по лицу, но он весело шутил с дядей, мечтал о будущем урожае, о первом яблоке на дереве.

Никогда не лень было ему работать в Саду и в огороде. Он помогал нам рассаживать на клумбах цветы, а на грядках — капусту и помидоры.

На нашем огороде росли и огурцы, и редис, и лук, и помидоры, и картофель, а над оградой высились золотые головки подсолнухов.

Е. Кошевая «Воспоминания». (120 слов)

Слово о Волге

О, как ты сердцу дорога,

текущая сквозь годы!

Возвышенные берега.

Взволнованные воды.

Величие твоих трудов -

судьбы твоей основа.

Бессмертье старых городов.

И вдохновенье новых.

И сквозь столетья -

светлый путь.

И ярость грозных споров.

И гибель тех, кто посягнуть посмел

на синь просторов.

И тишина. И гул работ.

И песня вдаль идущих.

И синих плёсов поворот

к сиянью дней грядущих.

Вольна, безбрежно широка,

несёшь бессонно грузы,

как бы в грядущие века

распахивая шлюзы.

Яков Белинский (71 слов)

Родине

Спасибо тебе за моря и за сушу,

За воздух кристальный, за солнечный снег.

За то, что любовью наполнила душу

И сердце моё полонила навек.

В счастливом единстве

с землёю огромной -

И радость моя, и моё торжество.

Спасибо, что я

прихожусь тебе кровной:

Меня возвышает такое родство.

Светло и отрадно от шири открытой!

Равнины, тайга и седой океан.

И алой звездою над нашей орбитой -

Мой путь предначертан и день осиян.

Спасибо за подлинность

счастья земного.

За всё, что исполнилось,

что впереди.

И тысячи раз повторённое слово

Опять и опять созревает в груди.

Людмила Щипахина

2

Дорожки сада были усыпаны ровным крупным гравием, хрустевшим под ногами, а с боков обставлены большими розовыми раковинами. На клумбах, над пёстрым ковром из разноцветных трав, возвышались диковинные цветы, от которых сладко благоухал воздух. В водоёмах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения, а перед домом, на мраморных столбах, стояли два блестящих зеркальных шара, в которых странствующая труппа отразилась вверх ногами, в смешном, изогнутом и растянутом виде.

Перед балконом была большая утоптанная площадка. Сергей расстелил на ней свой коврик, а дедушка, установив шарманку на палке, уже приготовился вертеть ручку, как вдруг неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание.

На террасу из внутренних комнат выскочил, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти. Он был в лёгком матросском костюмчике, с обнажёнными руками и голыми, коленками. Белокурые волосы, все в крупных локонах, растрепались у него небрежно по плечам. Следом за мальчиком выбежало ещё шесть человек: две женщины в фартуках; старый толстый лакей во фраке, без усов и без бороды, но с длинными седыми бакенбардами; сухопарая, рыжая, красноволосая девица в синем клетчатом платье; молодая, болезненного вида, но очень красивая дама в кружевном голубом капоте и, наконец, толстый лысый господин в чесучовой паре и в золотых очках. Все они были сильно встревожены, махали руками, говорили громко и даже толкали друг друга. Сразу можно было догадаться, что причиной их беспокойства является мальчик в матросском костюме, так внезапно вылетевший на террасу.

А. И. Куприн «Белый пудель».

3

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна.

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она - рабыня и царица,

Она - работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

4

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчёлы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки. А ещё дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалём цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами - нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

К. Паустовский «Во глубине России».

5

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море и прямо против меня фигуру Макара Чудры, старого цыгана, - он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

… Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня- думка. Это пела красавица Нонка, дочь Макара. Я узнал её голос густого грудного тембра, всегда как-то странно, недовольно и требовательно звучавший… На её смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подёрнутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости её красоты и презрение ко всему, что не она сама.

М. Горький «Макар Чудра».

6

1. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка. 2. Небольшая ночная птица (…) почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 3. Я (…) остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку. 4. Я отчаянно устремился вперёд (…), обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине; (…) на дне её торчало стоймя несколько больших белых камней. 5. Две большие, белые, лохматые собаки с злобным лаем бросились на меня. 6. Детские звонкие голоса раздавались вокруг огней. 7. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле. 8. Тёмное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи.

И. Тургенев «Бежин луг».

7

Они давно уже вышли через калитку из пределов Учхоза и теперь брели по каким-то межам среди каких-то пашен к чернеющему институтcкому парку, заходили ему в тыл. Елена Владимировна шла впереди, иногда оборачивалась к нему и предлагала очередную ботаническую загадку, и он, роняя удивляющие её безошибочные ответы, любовался ею, её особенной женской мощью, которая так и заявляла о себе. Это была маленькая весёлая недоступная крепость. Лишь взглянув на эту девушку в очках, мужчина должен был отступить, угадав в её натуре требования, соответствовать которым в состоянии далеко не всякий. Она все время двигалась в чуть заметном танце, в безоблачной меняющейся игре, и её пальцы й все прекрасные узости фигуры в сером подпоясанном халатике непрерывно писали тексты, читать которые дано не каждому. Он ещё вчера, с первых же минут навсегда отказался говорить ей безответственные приятности, которые, как цветы, принято подносить женщинам. Строжайшее предупреждение на этот счёт прочитал он в её сдвинутых чёрных бровях. В них и была вся сила. И сегодня эти брови хоть и разошлись, но всё время были готовы к жестокой расправе.