Основные компоненты и факторы здоровья. Компоненты здоровья, их характеристика. Б)физическое здоровье человека

Сегодня существует более 300 вариантов определения понятия "здоровье": одни характеризуют здоровье как отсутствие болезней, другие - как способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой, третьи - как гармоничное физическое развитие. В настоящее время широкое распространение получило определение здоровья, данное в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье - динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни.

Принято выделять несколько компонентов здоровья:

  • - соматический - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека;
  • - физический - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов;
  • - психический - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения;
  • - сексуальный - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;
  • - нравственный - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви, красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.

Совершенно очевидно, что понятие "здоровье" имеет комплексный характер. Каждый образованный человек должен если не досконально знать, то хотя бы иметь представление о своем организме, об особенностях строения и функциях различных органов и систем, о своих индивидуально-психологических особенностях, способах и методах коррекции своего состояния, своей физической и умственной работоспособности.

Основными факторами, определяющими здоровье человека, являются образ жизни, биология и наследственность, внешняя среда и природно-климатические условия, здравоохранение. Исследования, проведенные в 1980 г. в США, показали, что удельный вес факторов, влияющих на здоровье, различен. Так, влияние образа жизни составило 51,2%, биологии человека и его наследственности - 20,5%, внешней среды и природно-климатических условий - 19,9%, здравоохранения - 8,5% (рис. 3.1).

Факторы окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) влияют на здоровье человека.

Наука, занимающаяся изучением зависимости самочувствия от погоды, разработала своеобразный "календарь" болезней. Так, зимой грипп и простудные заболевания встречаются чаще, чем летом. Воспалением легких чаще болеют в январе; пик язвенных кровотечений приходится на февраль; ревматизм обостряется в апреле. Для зимы и лета характерны кожные заболевания. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон.

Рис. 3.1.

Экологическая обстановка также влияет на здоровье человека. Организм отвечает различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений; нервно-психической неустойчивостью на информационные перегрузки и перенаселенность, чрезмерный шум в городах; аллергическими реакциями на изменение химического состава окружающей среды.

Исследования показали, что у людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма к влиянию внешней среды значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

Наследственность и возрастные изменения, происходящие в организме человека но мере его развития, во многом определяют качество здоровья. Способности, потребности, интересы, желания, а также проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании, предрасположенность или непредрасположенность к болезням имеют наследственную компоненту. (Механизм передачи наследственности изучен плохо. У одних и тех же родителей дети могут очень сильно отличаться друг от друга.)

Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется наследственными особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений. Здоровье наследственно и социально обусловлено, но оно изменяется в зависимости от меры ответственности за него самого человека. Улучшить здоровье можно, прежде всего, посредством активного поведения, связанного с научно обоснованными рекомендациями здорового образа жизни (ЗОЖ).

Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по предупреждению заболеваний и лечению заболевших. Существующая система здравоохранения не может снизить рост заболеваемости населения, связанный с неблагоприятными изменениями условий жизни, трудовой деятельности, окружающей среды, так как не имеет реальных социальных и экономических возможностей влиять на причины возникновения болезней. Решение проблемы находится в области совершенствования механизмов саморегуляции, расширения физиологических резервов человека, достижения утерянной гармонии в структуре организма и личности.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. В настоящее время, как уже было отмечено, из суммы всех факторов, влияющих на здоровье человека, 51,2% приходится на образ жизни человека.

Каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т.д. Этим объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - степень удовлетворения основных материальных и духовных потребностей: возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями, т.е. количественный аспект удовлетворения потребностей.

Качество жизни отражает степень удовлетворения содержательных потребностей (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.), которые проявляются в возможностях самоутверждения, самовыражения, саморазвития и самоуважения.

Стиль жизни - это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие "здоровый образ жизни".

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: « здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций;

Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма;

Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):

    Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

    Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

    Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

    Сексуальное - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

    Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья - я могу; для психического здоровья - я хочу; для нравственного здоровья - я должен.

Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, искоренение вредных привычек, закаливание, рациональное питание и т.п.

Рациональное питание . Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма.

Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством. Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества (белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нельзя допускать переедания: оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).

Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др.

Режим труда и отдыха - необходимый эле­мент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблю­даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо­ровья.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека.

Чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело.

Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору или лестнице) и т.п. Необходимо избегать переутомления и однообразного труда.

Режим сна. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

В среднем норма сна составляет около 8 часов. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5ч. до сна. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Физкультура и спорт весьма полезны не только работникам умственного, но и физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы.

Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д. При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 10-15 км, меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии. Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни.

Профилактика вредных привычек . Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения , которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность.

Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма

Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

Потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

Нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета).

Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

Закаливание. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит надежный щит против многих болезней.

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Личная гигиена – важный элемент здорового образа жизни. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание.

Вопросы к лекции «Основы здорового образа жизни» .

1. Что такое здоровье?

1. Состояние физического, духовного и социального благополучия;

2. Комфортное состояние;

3. Отсутствие болезней;

4. Хорошее самочувствие.

2 . Что является компонентами здорового образа жизни?

1. Прием энергетических коктейлей;

2. Правильное питание и режим дня;

3. Физические нагрузки и отказ от вредных привычек;

4. Походы в ночной клуб.

3 . Какие продукты необходимо употреблять ежедневно?

1. Копченую колбасу;

2. Овощи, фрукты и мясные продукты;

3. Сладости;

4. Каши и молочные продукты.

«1. Состояние здоровья и его компоненты: соматический и социально-психологический. Критерии здоровья 2. Комплексная оценка состояния здоровья детей Группы здоровья...»

Методы, приемы и формы работы с детьми

с соматическими заболеваниями

1. Состояние здоровья и его компоненты: соматический и социально-психологический.

Критерии здоровья

2. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Группы здоровья (классификация)

Адаптационный потенциал и его показатели

Понятие функционального состояния (ФС)

Модель для распознавания ФС

Оценка адаптационно-приспособительной деятельности организма

Классификация функциональных состояний

Коэффициент здоровья

3. Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии

Двигательная активность

Физическое воспитание

Контроль за дыханием

Адаптация ребенка к режиму детского учреждения

Ионизация воздуха как профилактика соматической ослабленности

4. Проблема психического здоровья детей с соматическими заболеваниями

Список литературы

Глоссарий

1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ:

СОМАТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (определение ВОЗ). Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.

И. Брехман). Здоровье определяет возможности выполнения основных функций, учитывая, что организм человека есть живая многоуровневая система со способностью к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенные начала.

Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально-психологическому. Соматический компонент подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социально-психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев).

Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.

Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем.

3. Уровень неспецифической резистентности и иммунологической защиты.

4. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.

6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья) (А.Г. Щедрина).

Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, донозологическое состояние, преморбидное состояние, болезнь.

Непрерывность состояний организма определяется взаимодействием и взаимовлиянием изменяющихся во времени различных факторов риска, которые влияют на состояние уровня здоровья организма:

Варианты нормы

Пограничные состояния

Преморбидные состояния

Хронические болезни (стадия компенсации)

Хронические болезни (стадия декомпенсации)

Инвалидизация.

Оценка уровня здоровья в донозологической диагностике, основанная на взаимосвязи между адаптационными возможностями организма и заболеваемостью, позволяет выделять следующие виды состояний:

Состояние здоровья с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма;

Донозологические состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма;

Преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются в виде двух стадий:

а) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечнососудистой системы;

б) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболевания может быть выражено или находиться в начальной фазе и имеет компенсаторный характер;

Состояние срыва адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации (P.M. Баевский, А.П. Берсенева).

Биосоциальный подход в валеологической антропологии позволяет выделить три последовательные категории здоровья:

А – сбалансированное здоровье, когда имеющиеся отклонения легко компенсируются или коррегируются, что не отражается на отправлении человеком индивидуально-психологических и социальных функций;

Б – умеренно разбалансированное здоровье, при котором человек временами испытывает неудобства в отправлении своих социальных функций, имеет ограничения в выборе рода деятельности, что, впрочем, не лишает его ощущений социальной полноценности;

В – существенно разбалансированное здоровье на фоне накапливающихся заболеваний, последствия которых ограничивают трудоспособность человека и могут вызвать его инвалидность.

Группа А это так называемые "практически здоровые" лица, которые с учетом "факторов риска" делятся на 3 категории:

А1 – лишенные эндогенных (генетических) факторов риска и экзогенной предрасположенности (риск-факторов условия) к возникновению определенного заболевания;

А2 – имеющие эндогенные факторы риска и экзогенные отягощения при отсутствии проявлений самого заболевания;

A3 – выявляющие признаки данного заболевания. Этот период непродолжителен и вскоре без резких переходов последовательно сменяется периодами Б и В.

2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Контроль за развитием и состоянием здоровья детей осуществляется по четырем критериям комплексной оценки состояния здоровья. На основании четырех критериев (первый – наличие и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; второй

– функциональное состояние основных органов и систем организма; третий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности; четвертый – степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям среды) дети относятся к одной из пяти групп здоровья. Наличие и отсутствие заболеваний определяют при врачебном осмотре с участием специалистов (ЛОР, окулист, хирург и т.д.). Функциональное состояние организма выявляют клиническим методом с использованием функциональных проб (ортопроба и др.). Степень сопротивляемости организма оценивают по подтвержденным острым заболеваниям (респираторные инфекции) и обострениям хронических болезней за предшествующий осмотру год.

Группы здоровья (классификация) В соответствии с предложенным подходом детей и подростков в зависимости от состояния здоровья разделяют на следующие группы:

1) здоровые, с нормальным развитием и нормальным развитием функций;

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3) больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

5) больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети этой группы инвалиды.

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков с учетом уровня здоровья организма, общепринятых критериев к 5 группам здоровья, основывается на психофизиологическим обследовании.

Психофизиологическое обследование

Психофизиологическое обследование ставит перед собой задачу оценки:

– индивидуальных (типологических) свойств нервной системы;

– функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий;

– профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга;

– индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешности трудовой и учебной деятельности;

– индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации.

Анализ показателей психофизического обследования раскрывает психофизиологические особенности развития ребенка, с учетом соматического состояния, определяя закономерности роста и развития, индивидуальной оценки их уровня физического развития, степени гармоничности, оценки состояния здоровья, изучения внешних факторов окружающей среды и различных видов деятельности, оценки эффективности оздоровительных мероприятий.

Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации.

Адаптационный потенциал и его показатели Для организации комплекса мероприятий для соматически ослабленных детей необходимо использование специальных методов и приемов по организации основных форм работы, что даст нам возможность оценить их состояние здоровья и покажет адаптационный потенциал.

Адаптационные возможности состояния здоровья детей различных возрастных групп с учетом их соматического состояния включают:

– антропологические показатели здоровья (конституциональные);

– особенности физического развития;

– особенности психофизического состояния;

– особенности функционального состояния организма;

– особенности состояния психодинамических функций;

– оценка состояния здоровья.

В настоящее время не существует общепринятой технологии диагностики здоровья. На сегодняшний день могут быть рекомендованы определенные наборы тестов и критериев, которые с достаточной надежностью позволяет охарактеризовать здоровье ребенка и взрослого. Мы считаем перспективным направлением применения интегративных методов, призванных дать количественный критерий уровня здоровья, объединяющий в единый показатель множество физиологических характеристик функционального состояния.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕТЬ

РАСПОЗНАВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

–  –  –

Понятие функционального состояния (ФС) Понятие функционального состояния (ФС) широко используется в психологии, физиологии, технике, эргономике и т.д. Это объясняется, прежде всего, тем, что в самых различных сферах деятельности человека успешность его труда, обучения, творчества, физическое и психическое здоровье в значительной мере зависят от ФС человека.

Контролируя и управляя ФС, человек может решать многие важные задачи, такие, как оптимизация учебного и производственного процессов, нормирование труда, определение допустимых физических и нервных нагрузок, повышение устойчивости к стрессу, проведение профилактики заболеваний, а так же задачи, увязанные с профотбором, профориентацией и др.

Уровень функционирования систем, степень напряжения регуляторных механизмов, функциональные резервы определяются как готовность и способность организма (органа, системы) выполнить заданную деятельность в заданное время с минимальным напряжением регуляторных механизмов.

Модель для распознавания ФС Для распознавания ФС была использована модель, предложенная Р.М. Баевским.

На основе этой модели выделены три характеристики функционального состояния организма: исходный уровень функционирования, степень напряжения регуляторных механизмов и функциональные резервы.

Поскольку любому заданному уровню функционирования целостного организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения, было решено использовать для оценки функционального состояния вариабельность сердечного ритма, как наиболее удобный и универсальный показатель состояния организма при любом виде деятельности.

За исходный уровень функционирования принимается исходный вегетативный тонус, который определяется по статическим параметрам сердечного ритма. Степень напряжения регуляторных систем оценивается по соотношению спектральных компонент сердечного ритма в покое с помощью диагностической программы «Пульс антистресс».

Функциональные возможности оцениваются с помощью нагрузочных проб.

Интегральная оценка параметров кардиоритма позволяет выделить 4 группы функциональных состояний:

1) лица с высокими или достаточными функциональными возможностями системы кровообращения, с удовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды; каких-либо специальных рекомендаций по оздоровлению и профилактике им не требуется;

2) лица с напряжением механизмов адаптации; нуждаются в мероприятиях по снижению стрессорного воздействия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усилие активности механизмов саморегуляции организма;

3) лица со снижением функциональных возможностей системы кровообращения, с неудовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды;

нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях по повышению защитных свойств организма, усилению его компенсаторных возможностей;

4) лица с резко сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с явлениями срыва адаптации, часто с симптомами заболеваний; нуждаются не только в профилактических, но и лечебных мероприятиях.

Считается, что снижение показателей вариабельности сердечного ритма свидетельствует о нарушении вегетативного контроля сердечной деятельности и неблагоприятно для прогноза. Наивысшие показатели вариабельности сердечного ритма регистрируются у здоровых детей и подростков-спортсменов, промежуточные – у детей и взрослых с различными отклонениями в состоянии здоровья, самые низкие – у лиц с заболеваниями сердца. Особенности изменения вариабельности сердечного ритма в начальных стадиях различных заболеваний определяются по психосоматическому, психовегетативному компонента (сосудистая гипертензия, гипотензия, бронхиальная астма). Наиболее ценным является ритмологическое исследование при донозологических и преморбидных состояниях.

Оценка адаптационно-приспособительной деятельности организма Согласно концепции Р.М. Баевского, диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно-приспособительной деятельности организма. Ее универсальный индикатор – сердечно-сосудистая система, которая, с ее многоуровневой регуляцией, представляет собой функциональную систему, ответственную за обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма. Находясь под контролем нервнорефлекторных и нейрогуморальных механизмов, система кровообращения обеспечивает своевременное адекватное кровоснабжение соответствующих структур. При прочих равных условиях можно считать, что любому заданному уровню функционирования организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения.

Классификация функциональных состояний На основе данного подхода Р.М. Баевский (1989) разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей), обозначенных как адаптационный потенциал (АП).

Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из следующих 4 градаций:

1. Состояние удовлетворительной адаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных возможностях организма;

2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;

3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;

4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.

Для расчета АП предложены две формулы:

1. АП = 0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД)++ 0,014 (В) + 0,009 (МТ) – 0,009 (Р) – 0,27;

2. АП = 0,76+0,23(B)+0,5 (П)+0,006 (ДАД)++0,84 ЧСС + 0,001(ИН) + 0,18(ЭКГ) + 0,16(СКГ) ++ 0,15 (БКГ) + 0,02 (МТ) – 0,02 (Р), где АП – адаптационный потенциал в баллах; В – возраст в годах; П – пол (муж.

– 1, жен. – 2); САД и ДАД – соответственно систолическое и диастолическое артериальное давление в мм рт. ст.; ЧСС – частота сердечных сокращений в минуту; ИН – индекс напряжения регуляторных систем, в усл. ед.; ЭКГ, БКГ, СКГ – результаты электро-, баллисто-, сейсмокардиографических исследований в баллах; МТ – масса тела в кг; Р – рост в см.

Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация – пороговые значения АП не более 2,1 балла; напряжение механизмов адаптации – 2,11–3,2 балла;

неудовлетворительная адаптация – 3,21–4,3 балла; срыв адаптации – не менее 4,31 балла.

Коэффициент здоровья В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по частоте пульса (ЧП), артериальному давлению (САД, ДАД), массе тела (МТ) и возрасту (В):

КЗ = 0.01ЧП + 0.01САД + 0.008ДАД + 0,014В + 0,009МТ – 0.009Р – 0,27.

Доврачебный скрининг на основе коэффициента здоровья основан так же на положении состояния системы кровообращения как индикатора состояния всего организма (P.M. Баевский). В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.

Существует шкала соматического здоровья, выделяющая 5 уровней здоровья:

низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Рассчитываются уровни по показателям массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (САД), времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с. Определяют уровень соматического здоровья: 3 и меньше – ниже среднего; 4–6 – низкий, 12–15 выше среднего, 16–18 – высокий (Г.Л. Апанасенко).

Помимо определения адаптационного потенциала состояния здоровья через психофизиологические и психодинамические показатели, оценка адаптационного потенциала может включать также метод нейроэнергокартирования (НЭК), основанный на разработках Института мозга РАМН, сертифицированный и разрешенный для применения МЗ РФ. Уровень постоянного потенциала – медленная электрическая активность, интегрально отражающая метаболизм различных зон головного мозга человека.

Адаптационные возможности состояния здоровья детей различных возрастных групп включают также антропологические показатели здоровья (конституциональные);

особенности физического развития, и оценку биологического возраста.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Об уровне физического развития можно судить на основании соматометрических показателей – длины тела (см), массы тела (кг), окружности грудной клетки (см), мышечной силы обеих рук (кг).

Основным методом оценки физического развития является антропометрия, которая включает измерение длины тела, его отдельных частей и массы тела. При этом необходимо учитывать тип конституции. У детей одного возраста наблюдается вариативность в росто-весовых показателях и антропометрических индексов, что указывает на необходимость подключения специальных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Двигательная активность Занятия по совершенствованию движений являются составной частью любого вида деятельности ребенка. Отставание в движениях есть отставание в общем развитии.

Движения являются естественной биологической потребностью. Вытеснить или заменить потребность в движениях без ущерба для здоровья нельзя. Их недостаток приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками в полном объеме. Мышечная активность человека взаимосвязана с состоянием всех физиологических систем. В ней отражаются типологические особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраст, состояние здоровья. Среди биологических факторов особое место занимают биологические ритмы, четко проявляющиеся в двигательном поведении детей. Из большого их многообразия выделим суточные, сезонные, возрастные.

Суточная двигательная активность (СДА) – число локомоций за весь период бодрствования (бег, ходьба, прыжки, повороты, наклоны). Она регистрируется специальным прибором актометром или (менее точным) шагометром. СДА увеличивается с возрастом. У детей 3 лет среднее число локомоций за сутки составляет 5–6 тысяч, 5 лет – 8–10 тысяч, 9–10 лет – 18–20 тысяч. Затем СДА стабилизируется и снижается. Ежечасно ребенок совершает минимум 500–1000 движений. Распределение движений по часам неравномерно. Выделено четыре подъема (всплеска) двигательной активности. В первой половине дня – от 7 до 8 и от 12 до 14 часов, во второй – от 15 до 16 и от 20 до 21 часа.

Биологической особенностью двигательной потребности является ее ежедневное постоянство, характерное для каждого человека.

Сезонная периодика СДА характеризуется её снижением в зимнее время, что служит основанием для дифференцированного (по сезонам) использования физических нагрузок. Зимой нельзя увеличивать СДА, но нужно поддерживать её на характерном для данного сезона уровне, реализовывать её за счёт организованных, и прежде всего «малых», форм физического воспитания, уменьшая интенсивность, а не кратность повторений. Формируя здоровье детей, важно учесть различия двигательного поведения девочек и мальчиков. Набор движения девочек иной, чем мальчика, первые реже используют движения самостоятельно, но более полно выполняют указания воспитателя, учителя. Следует учесть и то, что среди девочек, например 6–7лет, больше (42%), чем среди мальчиков (27%), моторно зрелых. Нельзя упустить благоприятные для формирования потребностей в двигательной деятельности девочек сроки. Нужен дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков, начинать следует как минимум с дошкольного возраста.

–  –  –

Физическое воспитание Оценивают функциональное развитие (ЧСС, АД, частота дыхания, ЖЕЛ, кистевая сила), физическое развитие, сравнивая показатели ребенка с возрастными стандартами;

для определения физической подготовленности проводят функциональную пробу с 20 приседаниями. Анализируя полученные показатели здоровья и дополняя их анамнезом (частота и тяжесть заболевания), врач определяет группу здоровья и группу по физкультуре (основную, подготовительную, специальную и лечебную).

Основная группа включает детей I и частично II групп здоровья с небольшими функциональными отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы при общем хорошем самочувствии. Им разрешены все формы физического воспитания, предусмотренные учебно-воспитательной программой. Дети старшего дошкольного возраста и школьники могут заниматься в спортивных секциях.

В подготовительную группу входят дети II и частично III группы здоровья с задержкой физического развития и небольшими функциональными нарушениями (ССС и дыхательной системы), например, время восстановления пульса после функциональной пробы (с 20 приседаниями в пределах 2–3 мин); перенесшие острые и инфекционные болезни (корь, грипп, скарлатина, гепатит и др.), страдающие хроническими бронхитами, гастритами, анемией любой этиологии, с нарушением обмена веществ – ожирение неэндокринной этиологии. Временно пополняют эту группу дети, перенесшие простудные заболевания, ОРВИ и др.

Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней нагрузку ограничивают за счет облегчения исходного положения (например, наклоны с широко расставленными ногами вместо наклонов из исходного положения ноги вместе), сокращения кратности повторений, замены трудных движений более легкими и т.д.

Специальную группу составляют дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья), частыми обострениями, нуждающиеся в специальных занятиях. Они освобождаются от уроков физкультуры, но не от физического воспитания вообще, необходимого им больше, чем здоровым детям. Специальные занятия с ними ведут выделенные для этих целей преподаватели в ДДУ, школе или методисты по физкультуре в поликлиниках. Кроме того, дети должны выполнять комплексы утренней гимнастики и специальные домашние задания по физкультуре, тщательно соблюдать двигательный режим.

Группа лечебной физкультуры включает детей с заболеваниями сердца, хроническими пневмониями III степени, с частыми приступами бронхиальной астмы, хроническими гастритами, энтеритами, колитами, нефритами, эндокринными заболеваниями (гипертиреоз, диабет, ожирение и др.), сколиозами II и III степени. С такими детьми занимаются в поликлинике в специально отведенное время 3–4 раза в неделю. Все «малые формы» физического воспитания обязательны для всех детей, посещающих дошкольные учреждения, школу. Конкретные рекомендации с перечнем упражнений и кратностью их повторений (физкультрецепт) дает врач во время осмотра.

Медицинская сестра обязана следить за выполнением физкультурных назначений.

Посещая любую форму занятий по физической культуре, врач или фельдшер проверяет: а) правильность построения плана занятий и соответствие его программе; б) санитарно-гигиенические условия места занятий (микроклимат, оборудование, одежда, обувь детей); в) двигательные умения детей; г) реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка на нагрузку данного занятия. Все формы занятия строятся с учетом группы по физкультуре, биологической и моторной зрелости детей. Динамические исследования состояния здоровья ребенка, составной частью которого является развитие физиологических систем, в том числе моторной зрелости, позволяют оценить уровень морфофункционального развития ребенка и проследить степень овладения им программным материалом.

Физические упражнения для детей должны быть динамичными, охватывающими большое число мышечных групп, с постепенным чередованием работы мышц рук и плечевою пояса, туловища, ног. Важно выполнять их из различных исходных положений (стоя, лежа, сидя), добиваться правильной техники; только при соблюдении этих условий возможен оптимальный физиологический эффект от движения. Исходное положение лежа используется для разгрузки позвоночника и коррекции нарушений осанки. На занятиях необходимо широко применять физкультурные предметы – палки, обручи, шнуры, скакалки, булавы, мячи и др.

Контроль за дыханием Необходимо контролировать дыхание детей. Обучение разным типам его (брюшному, грудному, фиксированному на вдохе и выдохе) нужно давать в сочетании с произношением звуков, слогов и слов «ух», «вниз», «жж» и др. На занятиях ведется хронометраж и вычерчивается физиологическая кривая, характеризующая ответные реакции ребенка на нагрузку. Хронометраж позволяет оценить традиционные части занятий – вводную, подготовительную, основную и заключительную, вычислить общую и моторную плотность занятия. При достаточной двигательной активности детей моторная плотность бывает не ниже 70 %.

Физиологическая кривая строится по данным измерения частоты пульса за 10 секунд занятия, в каждой части занятия или каждые 10 мин и в восстановительном периоде на протяжении 3–5 мин. Кроме пульса можно определять кровяное давление, ЖЕЛ, кистевую силу и другие показатели. Эти исследования проводят у ребенка, за которым ведутся хронометражные наблюдения. На основании измерений строится физиологическая кривая занятия – графическое изображение исследуемых параметров.

При правильном построении его показатели увеличиваются от начала занятий к основной части и приближаются к исходному уровню в конце заключительной части. Величина функциональных сдвигов зависит не только от объема и интенсивности мышечной деятельности, но и от формы проведения физических упражнений. Эмоциональное возбуждение увеличивает их. О мышечных нагрузках можно косвенно судить по внешним признакам утомления детей.

При наличии у большинства детей выраженных признаков утомления необходимо существенно изменить занятия, а если утомление отмечается у отдельных ребят, следует дозировать их нагрузку изменением исходного положения, уменьшением кратности повторений и интенсивности движений. Нужны коррективы и в том случае, если нагрузка не вызывает достаточных сдвигов, а приросты пульса малы – до 130 уд/мин. Установлено, что такие нагрузки не дают оздоровительного и тренировочного эффекта (Л.И.

Абросимова).

Адаптация ребенка к режиму детского учреждения Проблема адаптации ребенка к режиму детского учреждения очень часто возникает не только перед родителями, но и перед врачами, так как осложняется соматическое состояние ребенка. Подготовка детей к поступлению в детское учреждение по существу должна начинаться сразу же после рождения и лишь интенсифицироваться в последнее полугодие.

По степени тяжести периода адаптации Р.В. Тонкова-Япольская делит детей, поступающие в дошкольные учреждения, на три основные группы.

В первую группу (физиологическая адаптация) входят дети, не болеющие в период адаптации и легко переносящие его. Это в основном здоровые дети до 7–8 месяцев и старше 1 года 6 месяцев – 1 года 7 месяцев. Адаптация заканчивается через 2–3 недели.

Ко второй группе (напряженная, или средней тяжести, адаптация) относятся дети с отрицательными проявлениями в период адаптации, вплоть до выраженных сдвигов в системе реактивности, которые, как правило, заболевают острыми респираторными инфекциями. Однократное заболевание длится 5–7 дней и не дает осложнений. Возрастной состав преимущественно с 9–10 месяцев и до 1 года 5 месяцев.

Адаптация длится от 2–3 недель до 2–3 месяцев.

Третья группа (патологическая адаптация) – дети с неблагополучным социальны и биологическим анамнезом, тяжело привыкающие к новым условиям. Подобная адаптация может быть в любом возрасте, но проявляется она по-разному: частые повторы острых респираторных заболеваний, нередко с осложнениями; психологические переживания типа эмоционального стресса, извращений поведенческих реакций, депрессии.

Подготовка ребенка в дошкольное учреждение и адаптация в нем представляют собой систему целенаправленных мероприятий, которая строится на основе всестороннего обследования, оценки развития и здоровья ребенка, условий быта.

Она включает:

1) максимальное приближение домашнего режима к режиму детского учреждения (организация бодрствования, кормления, сна);

2) ликвидацию вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой);

3) предварительную вакцинацию (направление в детское учреждение не раньше чем через 2–3 недели после прививки);

4) оздоровление (анемия, экссудативный диатез и др.). При сочетании неблагополучия в биологическом (осложнение беременности, родовые травмы), социальном (неправильное воздействие семьи) анамнезе возможны медикаментозные назначения, консультации специалистов;

5) санитарно-просветительскую работу с родителями в поликлинике (групповые беседы, конференции, памятки, листовки, буклеты и т.д.), при патронаже на дому (беседы со взрослыми членами семьи).

Ионизация воздуха как профилактика соматической ослабленности Легкое покраснение зева или умеренные выделения из носа являются показанием для устранения ребенка на 3–4 дня от посещения детского учреждения; детям с повторными респираторными заболеваниями в анамнезе Л.Ф. Кобзева рекомендует проводить индивидуальную гидроаэроионизацию воздуха малыми дозами по 20–25 сеансов на курс.

Ионизация воздуха – процесс превращения нейтральных атомов и молекул воздушной среды в электрически заряженные частицы (ионы). Осуществляется под действием электромагнитного излучения, электрического поля или при высокой температуре, при столкновении частиц с электронами, ионами, атомами. Образование ионов происходит вследствие естественной, вследствие технологической и искусственной ионизации воздуха. Атомы (группы атомов) при потере электронов становятся положительно заряженными, при присоединении электронов – отрицательно заряженными. Положительные ионы вредны для здоровья. Они вызывают быстрое утомление, головную боль, учащение пульса и дыхания (из-за недостаточного поступления кислорода в кровь). Легкие отрицательные ионы делают воздух живительным.

Концентрация аэрозольных частиц в помещении не должна превышать 0,1 мг/м3, в противном случае легкие ионы становятся тяжелыми, а также возрастает число заряженных аэрозольных частиц (псевдоаэроионов). Необходимо определять уровень загрязненности воздуха аэрозолями. При скоплении людей легкие ионы быстро исчезают

– люди их просто поглощают (ионы попадают в человека через органы дыхания или через кожу). При выдохе человек выбрасывает в окружающее пространство несколько сотен миллионов ядер конденсации в виде пара (частиц воды), что провоцирует образование дополнительного количества тяжелых ионов. Воздух небольшого помещения всегда характеризуется недостатком легких ионов и избытком тяжелых.

Работающее электрооборудование практически исключает наличие легких ионов в помещении. Легкие ионы, как более подвижные, перемещаются по силовым линиям полей, стремясь к противоположно заряженным поверхностям, где происходит их нейтрализация. Любое нагревание воздуха приводит к его высушиванию. Находясь во взвешенном состоянии, пыль представляет собой огромное количество ядер конденсации для образования тяжелых ионов. Использование нагревательных приборов способствует очень быстрому уничтожению легких ионов, превращая их в тяжелые. Избыток влажности воздуха тоже неблагоприятен: ядрами конденсации становятся микрокапли воды, образующие аэрозоли. Оптимальная влажность воздуха – на уровне 40–60%. Метод ионизации воздуха является профилактикой соматической ослабленности детей.

4. ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности и т.д.

На сегодняшний день существует много определений термина "психическое здоровье". Нам ближе точка зрения, согласно которой психическое здоровье – это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общее здоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблем современности. Глубокая и точная диагностика факторов, влияющих на психическое здоровье детей сегодня, помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы, эффективные технологии воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к различным категориям несовершеннолетних и семьям, влияющим на психическое здоровье детей.

Начинать необходимо с определения понятий психического развития ребенка, его нервной системы. Основные особенности функционирования нервной системы определяют различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды.

Частые соматические заболевания у детей, а также хроническая соматизация вызывают у детей эмоциональные переживания, эмоциональные нарушения.

Для данной группы детей может быть предложено разработанное И.И. Мамайчук психорегулирующая тренировка, которая включает в себя: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно, через день с небольшой группой детей до 5 человек с учетом возрастных и индивидуально психологических особенностей ребенка. Первый этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербальномузыкальная психокоррекция, с целью снятия психического напряжения, затем детям предлагается зрительно-музыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности, создание позитивных установок для последующего занятия. Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие коректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы. Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием.

На коррекцию эмоционального напряжения хорошо влияют психомышечные тренировки.

Данный метод включает в себя 4 основные задачи:

1) Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица;

2) Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержания формы самовнушения;

3) Научить удерживать внимание на мысленных объектах;

4) Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формами.

При этом следует неукоснительно придерживаться методических требований;

выполнение упражнений ребенком; самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнения ощущений; самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.

В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика (Г.

Юнова в модификации М.И. Чистяковой). Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомимику, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из 3 фаз. Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, обиды, удивления, растерянности, боли и др.). Третья фаза – заключительная.

Кроме перечисленных выше методов, особо большое значение имеют игровые методы коррекции. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка.

Психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. Игра дает возможность переживать удачу, успех переживать свои физические и психические силы. Игровая психокоррекция в форме сюжетно-ролевой игры широко используется при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и нарушением поведения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным социальным опытом целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры (жмурки, догонялки, хороводы, эстафеты и т.д.). Эти игры обеспечивают эмоциональную разрядку, способствуют гибкости поведения, развивают координацию движений.

Изобразительное творчество также является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных расстройств. Рисунок выступает как средство усиления идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности. Особое значение играет цвет. Преобладание серых, черных тонов говорят об отсутствии жизнерадостности.

Яркие насыщенные краски об активном жизненном тонусе и оптимизме. Для коррекции соматических расстройств предлагаются отдельные виды деятельности по декоративноприкладному творчеству: лепка из соленого теста, бисероплетение, декупаж, выжигание, лепка поделок из глины, флористика, квилинг. Данное творчество вызывает у детей позитивно-эмоциональные реакции, что способствует мотивационной активности, психоэмоциональной устойчивости, формированию перцептивных процессов, имунной устойчивости. Педагоги дополнительного образования, использующие данные виды деятельности, отмечают снижение риска как инфекционных так и соматических заболеваний, улучшение эмоциональной устойчивости и социальной адаптации. Участие в конкурсах, выставках мастер-классах раскрывают индивидуально-личностные особенности ребенка относительно его взаимодействия с активной творческой средой, повышает эстетические потребности.

В психокоррекции детей с соматическими заболеваниями широко используется музыкотерапия, оказывающая регулирующее влияние на психовегетативный процесс.

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия и активная музыкальная деятельность. Рецептивная психокоррекция включает 3 формы: коммуникативную, реактивную и результативную.

Благодаря рецептивной музыкотерапии решаются определенные психокоррекционные задачи:

создание доверительной эмпатийной атмосферы, снижение эмоционального дискомфорта, оптимизация общения.

5. РЕЗЮМЕ Причины, снижающие уровень здоровья, многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис и многие другие факторы. При этом влияние на растущий и развивающийся организм условий дошкольных и школьных образовательных учреждений, где ребенок проводит 70% своего времени, выражено особенно сильно.

Учебно-воспитательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер. Необходимо иметь научно обоснованное представление о том, как следует организовать все стороны школьной жизни, чтобы исключить негативные воздействия на повышенно чувствительный организм детей и обеспечить его благоприятное развитие.

Опора на здоровьесберегающие, естественнонаучные принципы при организации учебно-воспитательного процесса помогает, кроме того, повысить качество усвоения знаний, так как оптимальное протекание функций организма обеспечивает высокую работоспособность и комфортное состояние ребенка. Наконец, организация жизнедеятельности детей с позиций сохранения и укрепления здоровья способствует формированию культуры здоровья как естественной составной части общей культуры.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни», где любая деятельность детей (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительнопедагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Действительно, проблема здоровья нации, сохранения здоровья детей и формирования ЗОЖ с самого раннего детства является сегодня чрезвычайно актуальной.

Изучение состояния здоровья различных групп детей, к сожалению, не выявляет положительной динамики за последние 10 лет, прослеживаются отрицательные тенденции: увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. У современных детей достоверно снижены функциональные возможности, резерв здоровья.

Сегодня в работе педагогов необходимо понимание сущности здоровья и адаптационных возможностей организма детей, что приводит к ежедневной систематической работе педагогов по формированию культуры ЗОЖ, совершенствованию факторов социальной адаптации.

Еще остается много нерешенных проблем, которые являются полем деятельности и научных поисков ученых разных специальностей, в том числе и педагогов:

Разработка критериев здоровья и здорового образа жизни;

Конкретные технологии и методы диагностики и прогнозирования уровня здоровья, их валидность;

Педагогические оздоровительные технологии, учебные программы, учебные пособия по ЗОЖ;

Профессиональная подготовка педагогов.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление педагогов в будущем во многом определяется тем, насколько будут использоваться знания по вопросам возрастной физиологии, анатомии, гигиены и культуры ЗОЖ.

Список литературы

1. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. М.: Инфа-М, 2001.

2. Апанасенко Л.Г., Науменко Р.Т. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры, 2000. №4.

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология. СПб. 2003.

4. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 2005.

5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.:

Владос, 2000.

6. Жафарова С.А. Конституциональные особенности детей и подростков (материалы к курсу валеологии). Новосибирск, 2000.

7. Исаева Л.А. (под общ. ред.). Детские болезни. М.: Медицина, 2004.

8. Козлова В.И., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 2003.

9. Марузин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М.: Медицина, 2006.

10. Рубанович В.Б. Врачебно-врачебно педагогический контроль при занятиях физической культурой. Новосибирск, 2000.

11. Савченко Ю.И., Венгер Т.Ф. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста. Красноярск, 2000.

Глоссарий Адаптационный потенциал – степень открытых возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия среды.

Арт-терапия – использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество (По М.

Либману).

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). П. используется все шире и шире, а применяющие ее специалисты-практики относят к этому методу все более разнообразные техники, порой даже – любой комплекс психологических упражнений.

31/04 (2006.01) ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ 2012127139/10, 29.06.2012 (21)(22) Заявка: (72) Автор(ы): Дятлов...» К.Г. Психологические типы / Карл Густав...» с. 16 но, чтобы слыть культурным челов...» В. С. А. Р озан ова и Р ачи н ского А. А. Гри ш ин Статья посвящена анализу переписки В. В. Розанова и С. А. Рачинского с точки з...»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровь е - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В понятие «здоровье» входят как индивидуальная, так и общественная характеристики.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

  • специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных её компонентов и представлена их иерархия:



соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфо - физиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья до некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Нет такого человека, который не хотел бы быть здоровым. Этого желают всем именинникам и юбилярам. Про это говорит и самый популярный тост во время любого застолья. Из чего же складывается основа здоровья? Что предпринять человеку, чтобы он жил долго и меньше болел? Что влияет на состояние нашего организма? Разобраться в этом вам поможет данная статья.

Компоненты здоровья

Человеческий организм представляет собой сложную систему. При этом его нормальная жизнедеятельность обеспечивается только при условии оптимального уровня трех составляющих. Это не только биологическая, но и психическая, а также социальная основа здоровья. Все они тесно связаны между собой, находясь в диалектическом единстве. Например, биологическое здоровье напрямую зависит от социального, а социальное - от биологического. Подобные связи имеются и между другими составляющими.

Биологическое здоровье

Данный уровень состояния организма находится в прямой зависимости от динамического равновесия тех функций, которые выполняют внутренние органы, а также от их нормального реагирования на изменения, происходящие в окружающей среде.

Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия специалисты ВОЗ выявили ориентировочное соотношение тех факторов, из которых складывается основа здоровья человека. Оно выглядит следующим образом:

Медицинское обслуживание - от 10 до 15%;
- генетическая предрасположенность - от 15 до 20%;
- состояние окружающей человека среды - от 20 до 25%;
- образ и условия жизни людей - от 50 до 55%.

Воздействие на человека того или иного фактора, из которого складывается основа здоровья, также зависит от его пола и возраста, индивидуальных и типологических особенностей.

Генетические факторы

Развитие любого организма предопределяется наследственной программой, наследуемой вместе с родительскими хромосомами. Однако эти столь важные для нас элементы в течение жизни человека могут быть подвержены тем или иным вредным влияниям.

Нарушения генетического аппарата могут зависеть от человека, от качества употребляемых им продуктов, от экологической обстановки, от неконтролируемого приема фармакологических средств, от сложностей в социально-экономических процессах общества и т. д. В результате воздействия негативных факторов появляются мутации, становящиеся причинами тех или иных наследственных недугов или предрасположенности к ним.

Чаще всего подобные нарушения происходят из-за негативного образа жизни будущих пап и мам. К тому же не секрет, что основы здоровья детей закладываются уже при развитии плода. А женщине в период беременности нередко не хватает двигательной активности. Она страдает от психических перегрузок профессионального, бытового и социального характера, переедает и порой не отказывается от своих вредных привычек. Все это отрицательно влияет на основы физического здоровья будущего ребенка.

Патологии, вызванные генетическими факторами, условно делят на три группы. К первой из них относят врожденные наследственные заболевания. В этом случае ребенок рождается с теми или иными признаками нарушений (дальтонизм, гемофилия и т. д.).

Ко второй группе относят наследственные заболевания, возникающие в результате негативного воздействия внешних факторов. К ним можно отнести патологии, связанные с нарушением обменных процессов в организме, психические расстройства и многие другие недуги.

Третий тип генетических факторов, влияющих на основы физического здоровья, вызывает ишемическую и гипертоническую болезнь, бронхиальную астму, атеросклероз и т. д. Все эти недуги связаны с наследственной предрасположенностью.

Экология

Конечно, медико-биологические основы здоровья напрямую зависят от генетических факторов. Однако программа, получаемая человеком по наследству, обеспечит его нормальное развитие только в том случае, если будут иметь место определенные условия окружающей среды.

О том, что каждый живой организм на планете находится во взаимных и многообразных связях с биосферой, было подмечено еще Сеченовым. Ученый утверждал, что человек не способен существовать без внешней среды. При этом он находится в абиотических (геохимических, геофизических) и биологических связях со всем, что его окружает.

Что является для человека внешней средой? Это целая система антропогенных и природных явлений и объектов, в которой проходят быт и труд, а также отдых людей. В данное понятие входят биологические, химические и физические факторы, прямо или косвенно влияющие на деятельность и состояние организма человека.

Основы формирования здоровья людей тесно связаны со всеми компонентами биосферы. Сюда входят растения и насекомые, микроорганизмы и т. д. Будучи сложной системой, организм человека включается в существующий на планете круговорот веществ и вынужден подчиняться его законам.

На медико-биологические основы здоровья каждого из нас влияет множество компонентов окружающей среды. И это не только вода, воздух и солнце. Огромную роль играют различные энергетические воздействия (от радиации до электромагнитного поля нашей планеты).

Медицинское обслуживание

Многие люди ошибочно полагают, что именно здравоохранение позволит им заложить надежные основы здоровья. Однако, несмотря на радужные надежды, доля данного фактора, по данным статистики, крайне низка. И этому есть простое объяснение. Дело в том, что в связи с развитием цивилизации и увеличивающимся спектром распространения болезней медицина стала уделять мало внимания здоровью человека.

Сегодня врачи в большей степени специализируются именно на лечении патологий. Они назначают фармакологические средства, оказывающие побочные воздействия на организм, тем самым далеко не всегда укрепляя его.

Предупреждение заболеваний

Медицинские основы здоровья кроются в принятии профилактических мер, которые подразделяются на три уровня. Первый из них ориентирован на все категории взрослых и детей. Задача такой профилактики кроется в улучшении здоровья людей в течение всей их жизни. А основные средства данного этапа представляют собой разработку рекомендаций по способам поддержания здоровья, использованию народных рецептов, ведению здорового образа жизни и т. д.

Второй уровень медицинской профилактики заболеваний призван выявлять различные показатели предрасположенности человека и существующие факторы риска. Подобные работы ведутся в совокупности со сбором информации по наследственным особенностям и ведению того или иного образа жизни. Иначе говоря, работа врачей в этом случае ориентируется не на лечение определенного вида заболеваний. Она направлена на вторичную профилактику патологий. В рамках задач третьего уровня медики ведут работы по предупреждению рецидивов болезней у пациентов в масштабах всего общества.

Тот опыт, который на сегодняшний день накоплен медицинской практикой, говорит о невысокой экономической и профилактики заболеваний. Основы укрепления здоровья как детей, так и взрослых, закладываются на первом и втором уровнях. Однако медики продолжают сосредотачивать свои усилия на третичной профилактике. Врачи встречаются только с уже заболевшими людьми, производя их обследование и назначая курс лечения. Однако стоит помнить о том, что первичная и вторичная профилактика - основа здоровья общества. И ей необходимо уделять пристальное внимание.

Образ и условия жизни

Но все же основной причиной возникновения болезней на сегодняшний день является повседневное поведение человека. И основы сохранения здоровья в современном обществе кроются в ведении образа жизни. Он и будет являться самой эффективной профилактикой всех заболеваний.

Каждого человека индивидуален. Это понятие учитывает типологические особенности индивида, его возраст, половую принадлежность, профессию, семейное положение, материальное обеспечение, условия труда и многое другое. В закладке основ здоровья большую роль играют человека и его личностно-мотивационные особенности. Все эти факторы могут стать серьезным стимулом при принятии профилактических мер по недопущению заболеваний.

К сожалению, многие люди допускают, что укрепление их здоровья возможно при использовании какого-либо одного средства, которым может быть очистка организма, пищевые добавки, физические упражнения и т. д. Однако такой подход является принципиально неверным. Ведь одно, пусть даже максимально эффективное средство не способно воздействовать на все многообразие систем человеческого организма, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на здоровье.

Именно поэтому каждый из нас должен соблюдать культуру питания, выполнять физические упражнения и откинуть в сторону отрицательные эмоции (страх, гнев, зависть и т. д.), которые воздействуют на организм как огромная разрушительная сила.

Психическое здоровье

Органы и системы жизнедеятельности человеческого тела обладают тесной взаимосвязью. Но все их воздействие друг на друга находится под постоянным контролем нервной системы. Именно поэтому психическое состояние, которое является одним из компонентов здоровья людей, столь важно для функционирования всего организма. Это понятие тесно связано с личностью и зависит от мотиваций и потребностей человека, от его эмоционально-волевой сферы и развития самосознания.

Психическое здоровье можно охарактеризовать как состояние душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную реакцию человека на все возникающие в его жизни ситуации. При этом его относят к интеллекту, разуму и эмоциям.

Социальное здоровье

Не секрет, что человек является существом общественным. Именно поэтому для него важную роль играет социальная основа здоровья. Она характеризует такое состояние организма, при котором человек способен идти на контакт с обществом.

Основы складываются под воздействием контактов с друзьями и родителями, одноклассниками и коллегами по работе, любимыми людьми и т. д. Такое влияние может обладать как позитивным, так и негативным характером. Например, недостатки воспитания или неблагополучное окружение способны привести к деградации личности. В таком случае социум отрицательно повлияет на отношение индивида к себе, к общению, к деятельности и к другим людям.

Какие компоненты составляют социальное здоровье человека? К ним относятся:

1. Нравственность. Это понятие включает в себя совокупность идеалов, ориентаций, ценностей, а также морально-этических качеств индивида, которые он считает для себя истинными. Нравственность человека является гуманистическим аспектом его здоровья.
2. Социальная адаптация. Это также одна из составляющих здоровья индивида. Она характеризует его способность приспосабливаться к изменению условий жизни или социальной среды, а также к нахождению нужных решений, позволяющих преодолевать барьеры психологического характера.

Одним из средств укрепления является работа. Именно трудовая деятельность дает человеку чувство нужности и принадлежности к обществу, раскрывает его способности, а также направляет его по пути к индивидуальному благополучию.

Законодательные основы здоровья

Те или иные элементы организации деятельности врачей появлялись еще в самом начале истории медицины. Они касались взаимоотношений пациента и лекаря и основывались на существовавших в обществе правилах и традициях.

Правовые основы здоровья имеются и сегодня. В нашей стране они отражены в федеральных законах, постановлениях Правительства, Указах Президента и т. д. Все эти правовые акты предоставляют права и налагают ответственность как на пациентов, так и на медицинских работников.

Главным законом РФ, благодаря использованию которого происходит формирование правовой основы здоровья граждан страны, является Конституция, принятая в 1993 г. В статьях ее второй главы сформулированы свободы и права россиян, которые касаются охраны жизни и здоровья каждого человека, а также деятельности работников медицинской сферы.

Конституцией установлены такие принципы:

Право на жизнь;
- гарантия социального обеспечения в случае болезни и по возрасту;
- право на бесплатную медицинскую помощь, на охрану здоровья и т. д.

С использовавнием положений Конституции РФ приняты Основы законодательства, касающиеся охраны здоровья граждан. Этот документ является правовой базой, позволяющей развивать те отношения, которые существуют в сфере здравоохранения.

Проблемы здоровья населения в Основах рассматриваются на уровне общегосударственных, а заключенные в этом документе правовые нормы охватывают широкий спектр общественных отношений. В их число входят и те, которые имеют место в системе здравоохранения. Согласно Основам, работа государства по охране здоровья своих граждан является совокупностью различных мер экономического и политического, санитарно-гигиенического и научного, медицинского и противоэпидемического, а также культурного характера.