Образ ярославской божией матери. Икона божьей матери ярославская

Ярославская икона Божией Матери

Деревянная доска 33х27 см, левкас, темпера, резьба по левкасу, золочение, орнамент.

Празднование в честь Ярославской иконы Божией Матери совершается 8 июня (21 июня н.ст.) - день обретения мощей живших в ХIII святых ярославских князей Василия и Константина, которым, по преданию, принадлежал чудотворный образ.

Молитвенная традиция: перед Ярославской иконой Божией Матери молятся об избавлении от телесных болезней.

Иконографический тип - Умиление.

Существуют другие изводы этой иконы:

  • Ярославская (Печерская) икона Божией Матери - день памяти: 14 мая (27 мая н. ст.).
  • Ярославско-Смоленская икона Божией Матери - день памяти 12 октября (25 октября н.ст.).
  • Казанская икона Божией Матери, именуемая Ярославская - день памяти 8 июля (21 июля н. ст.).

Об иконе Божией Матери "Ярославская"

Икона Божией Матери "Ярославская" стала первой чудотворной иконой, явленной Богородицей людям в эпоху татаро-монгольского ига. Она стала известной на Руси вскоре после нашествия Батыя. Являя свой образ, Богоматерь как бы посетила Русскую Землю и утешила ее в наступившие времена скорби. И видно не случайно, что это оказался именно образ "Умиление", выражающий глубочайшую материнскую заботу Богоматери. В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.

Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Утрачена также и сама древняя святыня. По преданию, Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, живших в XIII веке и прославившихся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя. В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм. Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Ильи пророка. О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки с иконы, созданные в XV – XVI веках.

Особым почитанием образ Божией Матери "Ярославская" пользовался в периоды всенародных бедствий. Ярославцы молились пред иконой Богородицы во время сильнейшего пожара в городе 1501 года. В 1612 году пред этой иконой Богоматери молились Минин и князь Пожарский. О главной святыне Ярославля - иконе Божией Матери "Ярославская" вспомнили в 1918 году в период так называемого "ярославского мятежа".

Иконография Ярославской иконы Божией Матери

Иконография Ярославской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу, называемому в русской литературе "Умиление" и сложившемуся в ХIII веке. Она является прототипом для многих русских иконографических вариантов "Умиления", связанных с местночтимыми чудотворными иконами.

Младенец Христос представлен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Богоматери наклонена к Младенцу Христу, Их лики соприкасаются. Он сидит прямо и рукой держится за подбородок Богоматери. Ступни Его ножек близко сдвинуты.

Точный список с чудотворного образа, выполненный в 1500 году, был вложен в Троице-Сергиеву лавру Аграфеной Суцкой, вдовой последнего ярославского князя. Наиболее ранним сохранившимся списком является икона первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи, икона происходит из церкви Успения на Апухтинке в Москве. О распространении и известности икон этого типа свидетельствуют множество списков.

Что такое Богоматерь "Умиление"

Богоматерь "Умиление" - Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) - буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI-XII в. прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой - Христом. Среди ранних прообразов Гликофилуссы - Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.). Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в. в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру пли полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Федоровской, Донской, Ярославской и др.).

Тропарь Пресвятой Богородице

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление. предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Преславная Приснодево, Мати Христа Бога принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благо-сердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

Величание Пресвятой Богородице

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Чудное событие вспоминает Православная церковь 21 июня - Явление Ярославской иконы Божией Матери. Ярославская земля, как и вся Святая Русь, никогда не оставалась без покрова и благодатной помощи Пресвятой Богородицы. Свидетельствами сей заботы о Ярославском крае стали Ее чудотворные иконы: Ярославская, Толгская, Ярославская-Казанская, Югская, Ярославская-Смоленская, Ярославская-Печерская, явленные горожанам в разное время.

Самой древней и почитаемой из них считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века - в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия. Кровь лилась реками, грады и селения пылали в огне. Ярославль цепенел от ужаса.

Родные братья Василий и Константин, ставшие духовным украшением Ярославской земли, явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволяли татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли. Церковь нарекла князей страстотерпцами, так как они жизнь положили за веру Православную и землю Русскую.

Принесение образа Богоматери в Ярославскую землю носило обетный характер благодарности Пресвятой Богородице за спасение во время Ситской битвы (4 марта 1238 г.) - одной из самых драматических битв русской истории, ставшей духовным рубежом и символом национального сопротивления. Принесение иконы было воспринято как особое чудесное явление милости Богородицы, простирающей всем концем ярославской земли руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Именно поэтому сам день празднования иконы еще в старину стали называть "Явление иконы Пресвятой Богородицы Ярославския".

Ярославская икона Божией Матери стала своего рода памятником борьбе народа с татаро-монгольским игом. Она исполнила особую миссию Утешительницы православных в тяжкое время. Божия Матерь, через Свой образ, разделила народную тугу. Само ее явление утверждало горожан в том, что последние времена еще не пришли на Святую Русь.

Наша Помощница, Заступница и Утешительница - любвеобильнее и нежнее всякой матери. Предстоя у Престола Божия, Она неусыпно и горячо молится за нас. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту, по опыту знают силу ее заступления.

Усердными молитвенниками перед Ярославской иконой за землю русскую были святые благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

На поклонение Ярославской иконе Божией Матери и святым мощам своих предков приезжал Государь всей Русской Земли Иоанн III.
Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый "Совет всея Земли", при котором Богоматерь "Ярославская" становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись на Москву. Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило начало новой странице истории Российского Государства.

Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году. В разные годы пламенные молитвы Царице Небесной перед ее Ярославским образом возносили: святитель Димитрий Ростовский, святитель Агафангел и святитель Тихон - Патриарх Московский и всея России. Наконец и в наши дни ярославцы имеют возможность вкусить от источника благодати. С раннего утра до позднего вечера не иссякает поток богомольцев к древнему чудотворному списку иконы Ярославской Богоматери, находящемуся в храме Спаса на Городу.

Воспоминая подвиг братолюбия святых благоверных князей Василия и Константина, православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы перед Ярославской иконой Божией Матери о любви, согласии и мире в семье. Возобновляется традиция получения молодоженами благословения на супружество перед образом Великой Заступницы.

С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Настави нас заблудших на путь правый, исцели страждующих и скорбящих, соблюди нас в непорочном и целомудренном житии. И якоже древле, тако и ныне избави нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и всякого душепагубного обстояния. Устрой нам, молитвами твоими, все благая и полезная. В любви и единомыслии супружество утверди и от всех злых и бедственных обстояний избави. Мы ее просим и мы веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего сердца: Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице.

Чудотворная икона Божией Матери «Ярославская» является самым первым чудотворным образом, который был явлен людям Пресвятой Богородицей во времена татаро-монгольского ига. Очень скоро после нашествия хана Батыя икона стала на Руси известной повсеместно. Божия Матерь, являя Свой образ, будто бы посетила землю Русскую, принесла с собой утешение в эти страшные дни скорби, боли и отчаяния. Наверное, неслучайно это оказался именно образ иконописи «Умиление», поскольку выражал он самую преданную и глубокую заботу Пресвятой Богородицы, кою только может дать материнское сердце. Нижний храм Ильинской церкви в Ярославле был освящен в честь этой чудотворной иконы.

К сожалению, слишком мало сведений дошло до наших дней об истории этого святого образа. Сама святыня также была утрачена. Но существует предание, которое рассказывает о том, икона Божией Матери «Ярославская» имела отношение к святым благоверным князьям из Ярославля - братьям Константину и Василию Всеволодовичам. Икона принадлежала братьям, а жили они якобы в XIII веке и при жизни своей прославились восстановлением церквей и храмов, тех, что были безжалостно разорены нашествием Батыя и его войска.

После того как в 1501 году сгорел Успенский собор в Ярославле, были обретены после пожара мощи святых князей. Для мощей этих по указу, специально изданному царем Иваном III, был возведен храм из камня. Святые мощи, обретенные после пожара, были размещены между столпов нововыстроенной церкви. Поставили мощи под древние родовые иконы, и среди этих икон была чудотворная икона Божией Матери «Ярославская». По истечение некоторого времени в честь иконы «Ярославская» был освящен нижний храм церкви пророка Ильи. Образ очень широко и глубоко почитался, о чем свидетельствует тот факт, что с иконы было сделано множество списков в течение XV–XVI столетий.
Когда наступал период бедствий для людей, икона «Ярославская» особо сильно почиталась. Жители города Ярославля молились пред иконой, прося Богородицу защитить город от напастей. Таковым был, например, пожар, случившийся в городе в 1501 году. И Матерь Божия помогала людям. Предание гласит, что Минин и князь Пожарский клали молитвы перед образом в 1612 году.

Примечательно то, что во время так называемого ярославского мятежа, который произошел в городе в 1918 году, также вспомнили о чудотворной иконе и почитали ее, кладя молитвы Богоматери и испрашивая Ее защиты.

Иконография иконы Божией Матери «Ярославская» принадлежит к типу «Умиление». Этот иконографический тип сложился в ХIII веке. Икона «Ярославская» послужила прототипом для многих русских вариантов иконографии «Умиления», которые связаны с местночтимыми чудотворными образами.

Богоматерь изображена с Младенцем на руках. Христос находится с правой стороны. Голова Пресвятой Богородицы наклонена к Младенцу, лики Матери и Сына соприкасаются. Христос сидит прямо, держась рукой за подбородок Матери. Ступни ножек Его близко сдвинуты.

События из истории иконы

Иконографический тип Умиление (Елеуса) прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. На иконах этого типа между Богородицей, символизирующей идеал человеческого рода, и Богомладенцем нет расстояния, они прижимаются щекой к щеке, их любовь безгранична. В основе греческого слова «Елеуса», означающего «милующая», лежит слово со значением «сострадание, сочувствие».

Знаменательно, что Ярославская икона Божией Матери, являющаяся образом Умиления, исполненного материнской заботы, стала первой чудотворной иконой, явленной Богородицей в эпоху татаро-монгольского ига на Руси. По преданию, икона была принесена в Ярославль в XIII веке (сразу же после нашествия Батыя) святыми благоверными князьями Василием и Константином, предположительно из Киева, и была установлена в Успенском кафедральном соборе города.

Ярославская икона Божией Матери быстро снискала любовь и почитание вначале жителей Ярославля, а позже и всего русского народа. К помощи Богородицы перед ее чудотворной иконой особо взывали во времена всенародных бедствий. Перед ней молились ярославцы во времена великого пожара в городе в 1501 году. Перед ней же молились Минин и Пожарский в 1612 году во время второго народного ополчения, созданного для борьбы с польскими интервентами.

О распространении и известности Ярославской иконы Божией Матери свидетельствует образ, находящийся в Московском Новодевичьем монастыре, написанный в 1564 году и вывезенный Иваном Грозным из Новгорода. Списки с этой почитаемой иконы хранятся также в Троице-Сергиевой лавре и в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Чудотворный образ Ярославской иконы Божией Матери был утрачен во времена советской власти. Сейчас в Ярославле хранится древний список с этой иконы, который был обретен в 2002 году. С ним связана необычная цепочка внешне случайных встреч.

Список нашел в сарае одного из ярославских сел реставратор, который после долгой кропотливой работы по его восстановлению подарил икону своей крестной матери. Она же принесла подаренную икону на Иоанно-Богословское подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге.

Здесь стоит немного отвлечься и отметить, что Леушинский женский монастырь был основан в 1875 году в местечке Леушино вблизи от реки Шексны, между городами Череповцом и Рыбинском. В скором времени монастырь стал одной из трёх «женских лавр» России (помимо Дивеево и Шамордино). Леушинский женский монастырь действовал вплоть до 1931 года, не подвергшись действиям советской власти, но в 1941-1946 годах его затопили водами Рыбинского водохранилища.

В 1999 году в память о Леушинском монастыре, где была написана широкоизвестная икона Богородицы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» , возникла необычная традиция современной православной России – Леушинские молитвенные стояния. Каждый год в ночь с 6 на 7 июля, накануне престольного праздника Леушинского монастыря, на берегу Рыбинского водохранилища собирается множество богомольцев и паломников из разных городов России, чтобы почтить память всех храмов и монастырей, сокрытых водами рукотворного потопа и поруганных за время советской власти святынь.

Возвращаясь к рассказу об обретении древнего списка с чудотворной иконы Ярославской Божией Матери, напомним, что найденный список оказался на подворье Леушинского монастыря в Петербурге. Настоятель, увидев икону, взял ее с собой на Леушинское стояние, здесь чудесный образ заметил ярославский архиерей и обратился с просьбой о его возвращении на родину. Осенью икона Ярославской Богородицы была торжественно встречена горожанами, сейчас икона пребывает в ярославском храме Спаса на Городу.

Какое чудо произошло

В 1823 году жительнице Ярославля Александре Добычкиной, 17 лет страдавшей душевным заболеванием, которому современные медики дали бы название глубокого депрессивного невроза, приснился сон. Во сне она увидела храм и в приделе его четкое изображение Божьей Матери. Болезнь приносила женщине, кроме душевных, еще и тяжкие физические страдания – ломота в суставах, боли в позвоночнике. Тем не менее, превозмогая болезнь, она стала ходить по городу, заходя в каждую церковь, ища тот образ, что привиделся ей во сне. И в храме Происхождения честных древ, что находился на территории Архиерейского дома, она узнала тот, что был в ее сновидении. Она вошла в храм и тут же увидела ту самую фреску Божьей Матери. Тут с ней случился приступ – она упала, у нее начались судороги, затем она лишилась чувств. Когда пришла в себя и вернулась домой, то поняла, что ее исцеление – в молитве перед этим образом.

На другой день в церкви она вновь молилась перед этим образом. Но когда по окончании молитвы хотела приложиться к иконе, вдруг почувствовала, что болезнь оставила ее. С тех пор икона почиталась как чудотворная и, по рассказам, проявила не раз свои целительные качества, пока не была утрачена в результате революционных событий в Ярославле в 1918 году.

Значение иконы

Ярославская икона Божьей Матери, принадлежащая к иконографическому типу Умиление, известна с XIII века – с нашествия Батыя на Русь, для которой Крещение – процесс, занявший почти два с лишним столетия, еще не до конца закончилось. Именно умиление, милость, любовь Заступницы, слезные молитвы к Ней согревали души тех, кто искренне исповедовал Христову веру, ибо это было тяжелое и скорбное время, когда на внутреннюю смуту в разобщенном государстве накладывалось вторжение извне. Надо отдать должное правителям Золотой Орды, это были хорошие политики, недаром Батый был внуком Чингисхана – нельзя было найти лучшего времени для новой волны вторжения, чем время междоусобиц. Но и хан Батый, чье положение в Орде было шатко, в конце своего правления искал поддержки на Руси, заключив мирное соглашение с Александром Невским.

Благоверный князь был не только великим полководцем, но и замечательным политиком, потому в XIII столетии, несмотря на присутствие ханства на территории Руси, давление со стороны Орды существенно ослабло, чтобы потом сойти на нет. В те годы и появился чудотворный образ Ярославской иконы Божьей Матери – Умиление. В ее честь в Ярославле освятили один из приделов Ильинской церкви. К молитвам перед ним прибегали в тяжелые дни – к примеру, во время пожара 1501 года, когда Ярославль почти весь был охвачен огнем, но общее моление в храме перед иконой усмирило стихию.

Чудотворная фреска Ярославской иконы Божьей Матери в церкви Происхождения честных древ на территории Архиерейского дома была полностью сколота в ходе Ярославского мятежа 1 в июле 1918 года. Но список иконы до сих пор почитается в народе как чудотворный и целительный.

_______________________________________
1 Ярославское восстание белогвардейцев было организовано Союзом защиты Родины и Свободы (его создатель и идейный вдохновитель – Б.В. Савинков). Во время городских боев в результате вспыхнувшего пожара в городе были утрачены многие исторические ценности, сгорели почти все индустриальные предприятия.