Мусор, приносящий миллиарды в обмен на жизнь. Самые крупные мусорные свалки мира Жители Агбогблоши добывают из сломанной техники редкие металлы. Особенно ценятся медь и алюминий

По исследованиям, проведенным ООН, каждый год развитые страны производят более 50 миллионов тонн «электронных» отходов. Однако лишь 25% от этого объема мусора перерабатывается в соответствии с экологическими требованиями. И вполне возможно, что еще 50 млн т отходов электронной промышленности производятся странами менее развитыми.

Весь этот мусор под различными предлогами вывозится за пределы местообитания «золотого миллиарда». Стоимость захоронения опасных отходов в промышленно развитой стране может достигать 5000 долларов за тонну, а при вывозе в одну из африканских стран цена может составить около 10 долларов за тонну. Это — приблизительно 1/1000 от стоимости переработки мусора в любой промышленно развитой стране.

Выше одна из фотографий Питера Хьюго. Ниже - самая большая в мире свалка электроники, которая образовалась вблизи поселения Агбогблоши, в Гане. Переработка Е-мусора ежегодно Гане от 100 до 250 млн. долларов. На самой свалке работает 20 тысяч человек, ещё 200 тысяч человек так или иначе связаны с переработкой технологического мусора (члены семей добытчиков, охранники, перекупщики, логистики, коррумпированные чиновники, и т.д.)

И четыре другие, не менее интересные.


Агбогблоши в Аккре является рабочим местом для нескольких тысяч местных жителей, которые среди отходов пытаются найти нужные детали. Из полностью неисправных приборов они пытаются добыть цветные металлы методом выжигания, в результате чего в атмосферу выбрасываются тонны токсинов.

Тут никогда не проглядывает солнце: оно всегда скрыто свинцовыми облаками едкого, разъедающего легкие дыма. По всей территории свалки постоянно горят костры - на них местные жители жгут комплектующие, кабеля и прочие электронный мусор, чтобы после сгорания пластика потом собрать медь, свинец и другие металлы, которые используются в производстве электроники. Это «собирательство» помогает им выжить - собрав достаточное количество металла, его можно сдать приемщикам и купить немного еды.

Средняя заработная плата работающих на свалке по 12 часов в сутки людей - около 2 долларов за рабочий день.

Электронная свалка в Агбогблоши - это не показатель того, что Африка начала большими темпами использовать электронные устройства. Это свидетельство непомерной алчности крупных европейских и американских компаний. Подобная практика является злостным нарушением Базельской конвенции, которая запрещает ввозить токсичный мусор в развивающиеся страны.

Экспортеры» мусора обходят международный закон - они завозят выработавшие свой ресурс электронные устройства под видом гуманитарной помощи для компьютеризации школ, университетов, больниц и т.д. После того, как эта «помощь» пересекла границу, ее попросту привозят грузовиками и сваливают в кучу. По которой потом ползают местные специалисты, выбирая что-то уцелевшее.

Все же считается самой крупной на всем земном шаре. Она находится на севере Тихого океана. Основной мусор, вывозимый сюда - пластик. Площадь этой гигантской свалки составляет около 6 тысяч квадратных километров. Токсины, выделяемые разлагающимися отходами, отравляют как животных, так и человека. В основном от разросшейся свалки страдают морские обитатели, среди которых очень много млекопитающих: китов и дельфинов. Архипелаг в районе гавайских островов, на котором сбрасывают мусор, несовместим с жизнью живых организмов. Тем не менее, на острова приплывает большое количество людей, которые хотят найти там что-нибудь полезное. Для многих из них это единственный источник дохода.

Новый мусорный полигон, Нью-Йорк, США

Когда-то в этом крупнейшем мегаполисе была старая гигантская свалка, куда свозили отходы со всего города. В 2001 году старый полигон был закрыт и вместо него в тот же год был открыт новый.

13 тысяч тонн отходов ежедневно сбрасывается на этом огромном полигоне. Свалка Нью-Йорка имеет даже свои локальные достопримечательности, например огромную гору мусора в 25 метров высотой. Бродяг на этой свалке не так много, как на Grye.

Пуэнте-Хиллз, Лос-Анджелес, США

8000 тонн мусорных отходов в день и несколько тысяч грузовиков с мусором ежедневно. Довольно много для города ангелов и солнца, учитывая, например, что в соседней Канаде самый крупный мусорный полигон по площади в два раза меньше Пуэнте-Хиллз в Лос-Анджелесе.

Коллективные свалки Великобритании

Хотя британцы и обеспокоены наличием огромного количества мусора на своих полигонах, но пока они не могут справиться с этой проблемой. Одна только Великобритания выбрасывает мусора в два раза больше всех стран еврозоны вместе взятых , хотя по количеству населения Британия далеко не на первом месте.

Питер Хьюго фотограф-самоучка, родился в 1976 году в Йоханнесбурге. Документирует социальные проблемы по всему миру, но особое внимание уделяет Африке и другим развивающимся станам. Ниже его фото в Агбогблоши (Гана):

Давид Акоре, 18 лет

Согласно Базельской конвенции 1989 года о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которую ратифицировали 170 стран, развитые страны должны уведомлять развивающиеся страны о ввозе токсичных отходов.

В 1948 году полигон Freshkills стал первым опытным образцом по захоронению мусора в отработанных песчаных и глиняных карьерах, а саму технологию еще до войны изобрели английские инженеры. Решение о создании Freshkills принимает комиссар по здравоохранению штата Нью-Йорк Уильям Кэрри, который чуть позже предложит и первое усовершенствование: пересыпать слои мусора слоями пепла из придомовых котельных. Пепел, который считался таким же мусором, как и обычные бытовые отходы, помогал сдерживать ужасный запах гниения, который разносился ветром на мили вокруг.

Руководство штата считала проект удачным решением сразу 2-х насущных проблем: использованием с пользой заболоченных земель Стейтен-Айленда и разгрузка старых свалок вокруг города. Правда, раздавались робкие замечания биологов и местных жителей о странном исчезновении традиционно обитавших в тех местах птиц, но мало кто обращал на это внимание: в 40-е годы экология еще не попала в разряд глобальных проблем. К тому же проект планировали на 20, максимум на 25 лет, а на месте Freshkills к середине 60-х, согласно архиву градостроительной комиссии, должен был вырасти микрорайон с жилыми, рекреационными и промышленными объектами.

Вместо амбициозных планов администрация штата принимает решение об укреплении Freshkills двумя заводами для ремонта полигонной техники: экскаваторов, тракторов и бульдозеров - пристанями для разгрузки мусорных барж и нескольких сначала деревянных, а после - железобетонных мостов для городских мусоровозов. Через некоторое время появляются 3 административных здания и десяток КПП: контролировать расширяющееся хозяйство становилось все сложнее.

Постепенно на Freshkills появляются стаи бродячих собак и кошек, а также традиционных обитателей свалок - крыс. Грызуны размножаются настолько быстро, что для борьбы с переносчиками заразы на полигон специально переселяют стаи ястребов, кобчиков и сов. Удивительным образом пернатые приживаются на вечно тлеющей токсичной свалке, а Freshkills становится диким птичьим заповедником, а популяции крыс действительно сокращаются.

Впервые о последствиях бездумного обращения с мусором руководство Freshkills заставила задуматься ситуация 87-го года, когда на пляжи Нью-Джерси выбросило тонны медицинских отходов. Первое время никто не понимал, откуда приплыл опасный подарок, пока океанологи не отследили течение в районе происшествия и не нашелся виновник испорченного пляжного сезона. Выяснилось, что горы мусора Freshkills разрушались под собственным весом, и в воду попадал мусор и ядовитый фильтрат. Пляжи Нью-Джерси пустовали, а руководство полигона решало, как быть с новой проблемой.

Однако никакие защитные экраны и насыпи не могли спасти Атлантический океан от загрязнения: к началу 90-х годов на Freshkills вывозили 90% от всего объема отходов штата Нью-Йорк, каждый день на полигон прибывали 20 барж грузоподъемностью 650 тонн. Было подсчитано, что, если бы свалка принимала отходы круглый день, то через 1,5 месяца свалка Freshkills стала бы самой высокой точкой на всем восточном побережье.

История самого большого полигона в мире закончилась вместе с трагедией 11 сентября 2001 года, когда на Freshkills, как на ближайший к городу полигон ТКО, повезли обломки обрушившихся небоскребов (всего было вывезено около трети от общего объема). Как полагали в полиции Нью-Йорка, вместе с частями разрушенных зданий на свалке могли оказаться останки погибших, поэтому офицеры полиции и специалисты судебной экспертизы продолжали поиски на территории полигоны. Все время, потраченное всеми рабочими группами специалистов на поиски равно 1,7 млн часов. Конечно, администрация Freshkills приняла решение приостановить прием отходов на это время.

До сих пор тела более 4 000 погибших считаются ненайденными, а в память о жертвах страшной трагедии принято решение установить мемориал в будущем парке Freshkills.

В конце 2001 года руководство Freshkills объявляет конкурс на проект рекультивации полигона, спонсором которого выступили администрация штата Нью-Йорк и местные благотворительные фонды. Победителем стал архитектор Джеймс Корнер, который и предложил идею создания на месте свалки огромного парка, в 3 раза больше Центрального парка. Работы рассчитаны на 30 лет, ведь лишь через 20 лет почва снова будет пригодна для хозяйственной деятельности, а пока вокруг рекультивируемого Freshkills - зона отчуждения.

И если людям сюда путь запрещен, то первые четвероногие обитатели будущего парка уже прочно здесь обосновались: на сегодняшний день биологи зафиксировали популяции 200 видов птиц, млекопитающих, рептилий и земноводных, в их числе - онтадры, зайцы, еноты, белохвостые олени и другие.

По проекту Джеймса Корнера, в парке будут выделены 5 зон, с гандбольными и футбольными площадками, десятками километров велосипедных дорожек. Необходимую электроэнергию парк будет производить самостоятельно: в 2013 году власти объявили о начале строительства массива солнечных батарей, которые к тому же обеспечат энергией около 2 000 жилых домов на Стейтен-Айленде.

Еще очень долго территория бывшего полигона Freshkills будет напоминать человечеству, почему нельзя только потреблять, не думая о последствиях. Поделитесь историей свалки Freshkills, расскажите как можно большему числу людей - будущее экологии - в наших руках!

Территорию США почти не затронули глобальные военные конфликты, поэтому стране не нужно было тратить колоссальные ресурсы на восстановление инфраструктуры и хозяйственных структур, а гражданам - думать о выживании своих семей.

Так Новый Свет становится идеальной платформой для создания и внедрения экономической модели нарастающего потребления: с каждым годом на полках магазинов появляется все больше товаров, а в мусорных баках американцев - все больше разнообразных отходов. Вскоре становится понятно, что старые свалки уже не способны справиться со все увеличивающимся трафиком, поэтому в 1948 году в Стейтен-Айленде создается полигон ТКО с говорящим названием Freshkills (fresh - свежий, новый, неиспорченный; to kill - убить, убивать). И хотя полигон задумывался как временная мера, за 50 лет своего существования он разросся до 2 200 акров (890 га), а среди народа свалка получило прозвище “самое грязное место на земле”.

" data-title="История самой большой свалки в мире: Сделано в Америке" data-counter="">

", предлагаю посмотреть фотографии ирландца Эндрю Макконнела и Питера Хьюго, фотографа из Йоханнесбурга (ЮАР). Обе серии объединяет то, что они сняты в окрестностях Аккры, столице африканской республики Гана. Речь идёт о Агбогблоши, крупнейшей в мире свалке электроники, привезенной из Европы и Америки в нарушение Базельской конвенции, регулирующей вывоз токсичных отходов в развивающиеся страны.


01 . Ассортимент.

02 . Свалка электронного мусора Агбогблоши в Аккре – одна из крупнейших в мире. Сюда ежемесячно привозят сотни тысяч единиц списанной европейской и американской электронной техники. Местные жители копаются в этом мусоре, выбирая то, что еще можно как-то использовать. Для утилизации используется самый примитивный метод – технику выжигают на кострах и таким образом добывают из нее цветные металлы, в основном медь.

03 . Старый монитор на фоне горящих куч мусора.

04 . Сортировкой электронного мусора на свалке Агбогблоши занимаются не только взрослые, но и подростки. Проработав 12 часов в день на свалке, подросток может получить около 2 долларов.

05 . Дети заняты разбором ЭЛТ-мониторов. Большинство переработчиков мусора на свалке Агбогблоши просто выжигают на кострах медь из старых плат.

06 . Склад полностью забит старыми системными блоками. Свалка Агбогблоши дает работу почти 20 тысячам человек в Аккре.

07 . Те детали старых компьютеров, которые еще сохраняют какую-то работоспособность, будут сняты и проданы. В Гане существует множество фирм, покупающих в западных странах старые компьютеры по 10 долларов за штуку. После переработки такой компьютер перепродают в десятки раз дороже.

08 . Еще работающие детали снимают с платы и опять пускают в дело.

09 . Чтобы извлечь цветные металлы, компьютерный лом просто выжигают на кострах. При таком способе «переработки» в окружающую среду попадает огромное количество высокотоксичных веществ. В почве на свалке Агбогблоши содержание свинца, кадмия и ртути в несколько сотен раз превышает все мыслимые нормы.

10 . Домашний скот бродит по свалке;прямо посреди клубов ядовитого дыма.

11 . В 2008 году в результате исследования, инициированного Greenpeace, в образцах почвы, взятых в Агбогблоши, обнаружили свинец, диоксид хлора, кадмий, сурьму, поливинилхлорид и другие токсичные вещества в высочайших концентрациях.

12 . Давид Акоре, 18 лет.

13 . Согласно Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года, которую ратифицировали 170 стран, развитые страны должны уведомлять развивающиеся страны о ввозе токсичных отходов.

14 . Ежегодно развитые страны производят от 20 до 50 млн тонн электронного мусора, 70 % которого в обход Базельской конвенции вывозится в беднейшие страны под видом товаров секонд-хэнд или гуманитарной помощи.

15 . Якубу Аль-Хасан, 20 лет.
Дороже всего скупщики цветных металлов ценят медь, затем идут латунь, алюминий, цинк. Жесткий диск в рабочем состоянии можно продать за 20 долларов.

16 . Компьютерные мониторы заменяют обитателям свалки стулья.

17 . Ибрагим Салли, 17 лет.

18 . Йау Фрэнсис, 17 лет.
Понятно, что ни о какой технике безопасности речи не идет, подростки постоянно имеют дело с токсичными веществами, такими, как свинец, ртуть, кадмий и бериллий.

19 . Обеденный перерыв. Приятного аппетита!

В мире существует множество свалок, но мы хотели бы представить 10 самых крупнейших профильных свалок в мире, то есть техносвалки, которые собирают на своей территории определенный вид "мусора": шины, автомобили, поезда и т.д.

1. Кладбище древесины



Хотя это на самом деле просто склад древесины под открытым небом, десятки тысяч поваленных мертвых деревьев производят гнетущее впечатление. Расположенные в шведском Бихольме склады древесины являются крупнейшими в мире.

2. Кладбище танков

Харьковский танкоремонтный завод в Украине. На его площадках скопилось более 6,5 тысяч танков. Т-64, Т-72, Т-80 – здесь есть все для фанатов истории и танкостроения.

3. Кладбище пожарных машин

Когда-то эти машины помогли спасти очень много жизней, а теперь ржавеют и пылятся под открытым небом. На это кладбище техники свозят старые списанные пожарные машины со всего Лос-Анджелеса.

4. Кладбище шин

Крупнейшая свалка шин в мире находится в Кувейте. И она растет год от года.

5. Потрясающе красивое кладбище стекла

Стеклянный пляж в Форт-Брэгге, Калифорния является крупнейшей в мире свалкой разбитых бутылок и стекла. Когда местные власти попытались очистить пляж, то они вывезли весь мусор, кроме битого стекла, потому что убрать его было невозможно. Но с годами волны обточили и отполировали куски стекла, превратив весь пляж в нечто удивительное.

6. Кладбище автомобилей

Одно из крупнейших в мире кладбищ автомобилей и других транспортных средств расположено в Такоме.

7. Кладбище автобусов

Мурриета, Калифорния является одним из тех мест, которое демонстрируют человеческую расточительность. Десятки автобусов уже никуда больше не поедут.

8. Кладбище кораблей

Эти снимки со спутника Google Earth никого не оставят равнодушными. Порт Нуадибу, находящийся в Мавритании, является одним из крупнейших кладбищ кораблей в мире.

9. Кладбище поездов

На юго-западе Боливии находится пустыня, в которой ржавеют и постепенно разрушаются более чем 8000 поездов.

10. Кладбище самолетов


На территории авиабазы Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона находится огромное кладбище самолетов, на котором хранятся старые самолеты на сумму в $ 35 млрд. На пустыре размером 2600 акров стоят 4200 самолетов, 80 процентов из которых постепенно разбирают на запчасти для ВВС США.


Еще 25 лет назад ситуация еще не была настолько критической: например, в 1992 году в Нигерию тоже привозили мусор из других стран, но тогда все вываливали на удаленную от поселений свалку. Сейчас разрослась и свалка, и город, так что самый большой город в Африке стал, по сути, одной из самых больших свалок в мире. Школы, больницы, офиса - все находится прямо на свалке. И большая часть этого хлама поступает из Европы.

В 1992 году в Лагосе жило около 7 миллионов жителей, а свалка находилась далеко за городом, так что туда можно было добраться только на автомобиле. Сегодня в этом городе проживает 21 миллион жителей, что больше населения Австрии, Швейцарии и Дании вместе взятых. Город стал таким большим, что его границы достигли свалки, а сама свалка в свою очередь так разрослась, что стала неотъемлемой частью поселения, причем его центральной частью. С одной стороны начальная школа, с другой больница, а посреди, прямо среди мусора - жилые дома, дороги, трассы. Для многих свалка стала местом работы.


Согласно последним исследованиям , большинство мусора в Нигерии - это поломанные электротовары, треть из которых составляют старые телевизоры, а также ксероксы и холодильники. Всего в Лагосе находится более 66 000 тонн подобного мусора, четверть которого является токсичной для окружающей среды.


Почему так произошло? Очевидно, отвезти мусор в Африку дешевле, чем перерабатывать его дома, особенно если в стране нет подходящих мусороперерабатывающих заводов. Исследование, проводимое в течение двух лет координационным центром Африки и университетом United Nations, показало, что большая часть электронного мусора доставляется в контейнерах из Европы, в то врем как из Америки также поступают подобные суда, но их несоизмеримо меньше - около 7 процентов.


По документам, конечно, суда не везут мусор - в сопроводительных бумагах подобного груза значится, что в контейнерах находится работающая техника, автомобили или продукты для ведения домашнего хозяйства. Эти суда никто не проверяет ни при отбывании из Европы, ни в самом портовом городе Лагос.


Самое ужасное в этой ситуации то, что токсичный мусор никак не утилизируется, и в условиях высокой температуры Нигерии он загрязняет и землю, и океан, и значительно ухудшает здоровье местного населения. Ртуть, кадмий, свинец - в составе неработающей электронной техники находится более чем достаточно таких токсичных элементов.


Другим последствием подобного загрязнения является распространение болезней. Чем больше свалки, тем больше крыс, чем сильнее загрязнена природа, тем слабее у людей иммунитет. В Нигерии регулярно возникают эпидемии вирусных болезней, включая две вспышки эпидемии лихорадки Ласса за прошлый год - болезни, характеризующейся высоким процентом летальных исходов.

простой и дешевый способ избавиться от пластикового мусора в океанах, не вредя при этом живым существам, населяющим водоемы.