Гражданское общество в современной россии. Особенности становления гражданского общества в российской федерации

Гражданское общество западного типа, сформированное долгим процессом развития после Английской буржуазной революции, сегодня стало действительно базовым элементом нового социального организма. Достаточно посмотреть на объединяющуюся Европу, чтобы понять: сегодня рождается новая семья народов.

В то же время находящаяся на границе этого процесса Россия в очередной раз стоит перед выбором стратегии собственного развития. И властные структуры, и общество иногда совместно, иногда порознь, но пока не очень удачно, пытаются найти ответы на вопросы относительно будущего нашей страны. С одной стороны, объединение различных политических сил, которые участвуют в процессе разработки стратегии России в XXI веке, дает надежду, что это будет не однотонная стратегия: красная или белая. С другой - важно определить с самого начала, что эта стратегия в нашем патерналистском обществе должна ориентироваться не столько на государство, сколько на общество, поскольку ни одна реформа властных структур не даст эффективного результата, если не будет востребована обществом.

Несмотря на споры последних десяти - пятнадцати лет, термин "гражданское общество" сохраняет для нас скорее теоретический, чем практический характер. Даже многие известные либералы продолжают жалеть, что "государство не смогло взрастить гражданское общество". Это не только низкий уровень понимания процесса роста общественных институтов, это еще и показатель стабильности неэффективной системы общественного развития.

В России конца XX века гражданское общество по западному образцу отсутствует как по глубинным социальным причинам (длительное господство государства над обществом), так и по определению, поскольку у нас отсутствует возможность для самостоятельного существования институтов гражданского общества. Правда, необходимо еще определить, является ли гражданское общество универсальным для всех стран. Однако несомненно, что практически все российские институты гражданского общества, формально существующие, живут как благодаря сильному и подавляющему все вокруг себя государству, так и благодаря низкой общественной грамотности населения, зараженного иждивенческим вирусом. Общественные организации или выстраиваются в очередь работающих на государство, или в очередь действующих против него. Реальными же партнерами государства, способными полноценно работать вместе с ним на одну цель - благосостояние граждан, - наши общественные структуры так и не стали. Одна из причин в том, что у нас так и не сложилось высокоразвитое капиталистическое общество. Но у нас все-таки существует среда для зарождения полноценного гражданского общества. Что это за среда?

На уровне персональном - в первую очередь это представители нового среднего класса (менеджеры, управленцы, высококвалифицированные специалисты, адаптировавшиеся к новой ситуации работники умственного труда), которые уже по своему положению в общественной структуре наиболее склонны к неполитической и некоммерческой активности. К представителям среднего класса примыкает определенное число новой экономической элиты и с другой стороны, снизу, - прежние представители ИТР, которые так и не смогли встроиться в новую жизнь, но еще не потеряли надежды сделать это, особенно в связи с последними политическими изменениями.

На уровне проблем существует множество специальных направлений, для работы по которым требуется участие институтов гражданского общества. Это благотворительность, образование, новые технологии, средства массовой информации, культура, весь спектр "гуманитарных операций" и т.д. Показателен в этом отношении пример антитеррористической операции в Чечне, в ходе которой проблема работы негосударственных организаций стоит чрезвычайно остро. Если бы не только государственные, но и общественные организации могли на конкретных примерах подтвердить сущность действующего в республике режима террористов, если бы они смогли проводить работу среди мирного населения Чечни, то общественное мнение Запада было бы более лояльным к России.

Наконец, что особенно важно, существует западная модель гражданского общества. Значительное число наших граждан уже могло лично сравнить стиль жизни на Западе и в России. Но они пока не смогли вникнуть в сам процесс достижения высокого уровня жизни. При этом есть и позитивный момент - наши граждане теперь знают, что можно жить лучше и что мы можем, с одной стороны, ориентироваться на западную модель, а с другой, используя все недостатки ее работы и ее исторического становления, сделать выбор в пользу гражданского общества с российской спецификой. Тем более что подобные социальные институты в России были всегда. Достаточно вспомнить институт "сельской общины", или "мира", который был разрушен лишь во время сталинской коллективизации, да и то не окончательно. Ведь такой его важный элемент, как ориентация индивида на мнение общества, сохранился - для подтверждения этого достаточно побывать в российской глубинке.

В связи с этим кажется правильной постановка вопроса о развитии среды существования гражданского общества, о достижении полноценных гармоничных отношений его институтов с органами государственной власти. Только таким образом государство сможет не только освободиться от не свойственных ему функций, но и будет способным поддержать общественную инициативу, сделать ее многофункциональной, разноплановой, самодостаточной. Если же государство не возьмет на себя смелость идти в таком направлении, то у него нет другого пути, как вновь превратиться в механизм регулирования "всего и вся", на что современная Россия согласиться не может - слишком мало у нас ресурсов, слишком много у нас проблем. Будущее - за самостоятельной общественной инициативой. Опора исключительно на государство оставит нашу страну в XX веке, сделает ее анахронизмом.

Однако мне хотелось бы напомнить и о другой стороне проблемы взаимоотношений государства и общества. Гражданское общество пока еще существует при наличии государственных границ, а следовательно, и государственных интересов. И общество должно учитывать эти интересы, поскольку государство как механизм работает и на это общество тоже. Нельзя же рубить сук, на котором сидишь. Гражданское общество не имеет национальных границ и поэтому должно прочными узами через собственные институты содействовать позитивному внешнему курсу государства, содействовать экономическим, культурным и другим связям нашей страны на международной арене. Наша страна станет полноценным членом мирового сообщества только тогда, когда мнение нашего общества будет услышано во всем мире.

Для того чтобы достичь развитого состояния, необходимо также обозначить основные трудности на данном пути, главные проблемы среды нарождающегося гражданского общества в России, которые предстоит решать в новом веке. Придется обходиться без четких сроков.

Среда развития гражданского общества в нашей стране не самовоспроизводящаяся. Новой России, новой социальной общности - россиянам едва исполнилось 10 лет. Только лет через 7-10, когда в активную жизнь вступит поколение, сформированное уже в эпоху реформ и свободы, если к этому времени капитализм в России не умрет, можно будет сказать, что эта среда стала самовоспроизводящейся и просто так, сама по себе, она не погибнет. Сейчас же таких гарантий нет. И дело здесь не в традиционном подавлении государством общественных институтов. Скорее наоборот, государство вынуждено поддерживать стремление общества к самоорганизации. Иначе можно загубить на корню все наиболее важные ростки общественной инициативы. Так, мы всегда гордились русскими предпринимателями начала века. Однако редко когда задумывались, почему русское предпринимательство как институт оказалось таким слабым. А ведь сейчас происходит похожий процесс - ослабление нового российского бизнеса. Тогда, в начале века, уже второе-третье поколение бизнесменов бросало бизнес и уходило в культуру, меценатство (потому что стеснялось того, как их отцы зарабатывали деньги). Да и сейчас такие случаи не редки. Между тем посмотрите: крупнейшие западные страны являются примерами долгосрочного развития крупнейших корпораций от отца к сыну, от сына к внукам и т.д. Поэтому все, что хорошо для "Форда", хорошо для Америки. Пока в России не будет таких компаний, не будет создана и реальная ответственность бизнеса перед обществом.

Среда гражданского общества в России территориально фрагментирована. Эта среда есть только в десятке мегаполисов, а уже в большинстве областных центров (где 3-5 капиталистов, 50-100 лавочников и столько же интеллигентов на весь город) ее нет. Не говоря о том, что численно эта среда составляет максимум 10% от населения страны. Наша задача - создание условий для формирования среды гражданского общества в глубинке России.

Существующие институты гражданского общества очень слабо ориентированы внутрь России. Они ориентируются на средний класс Запада, а соотечественники из "большой России" воспринимаются как рудименты "тяжелого настоящего". Плюс к этому - отсутствие серьезной политической активности. Как результат - непонятно, будет ли эта среда заниматься формированием условий для своего существования и развития в России (то есть адаптировать к себе "большую Россию", вкладывать в нее деньги, время и усилия, чтобы закрепиться в ней) или же при первых "заморозках" готова будет сняться с насеста и эмигрировать, как значительная часть интеллигенции в 20-е гг.

Только когда общество будет бороться за себя не только с государством, но и с невежеством, неразвитостью инициативы, стремлением урвать побольше за счет других - только тогда гражданское общество сможет работать полноценно. Возрождение общества нужно начинать с повышения его культуры, а не с попыток откреститься от людей, которые не видят возможностей развития.

Сегодня перед гражданским обществом в России три пути, три сценария.

Сценарий уничтожения. В рамках этого сценария нас уже через пару-тройку лет настигнет ресурсный кризис (то есть вслед за нехваткой газа мы обнаружим, что у нас не хватает нефти, а потом еще чего-нибудь). Государство в таком случае должно резко усилиться для выполнения собственных социальных функций, причем в ущерб общественному развитию. Другого пути здесь нет. В этом случае гражданское общество в России обречено вместе со всей средой, в которой оно зарождается.

Реформаторский сценарий. Его представляет известная модернистская модель: импульсы развития, идущие из мегаполисов, достигают цели и творчески преобразуют всю страну или хотя бы ее большую часть (условно говоря, Россия повторяет путь послевоенных Южной Кореи или Японии).

Стабилизационный сценарий. Медленное продвижение вперед через трудный процесс постепенного выращивания новых российских институтов, которые учитывали бы и национальные традиции, уже устоявшиеся методы сотрудничества общества и государства.

Наш выбор, вызванный скорее общими причинами развития, - инерционный сценарий. То есть сегодня необходимо поддерживать начинающие расти институты, зафиксировать, что мы на верном пути. При этом следует понимать, что надо активнее работать, налаживать диалог и взаимодействие, поддерживать новые формы и т.п. Нельзя вырастить гражданское общество за двадцать-тридцать лет, слишком долгий этот процесс.

У нового поколения появился великий исторический шанс - построить Россию, которую не стыдно будет передать своим детям. В стратегию государственного и общественного развития России в XXI веке должны входить такие важнейшие установки, как достижение устойчивого развития общества и государства. При этом необходимо учитывать обязательное достижение гармоничного развития всех трех сторон в треугольнике "человек-общество-государство". Без понимания тесной взаимосвязи не получится полноценного развития ни одного из этих звеньев. Только таким путем мы сможем сформировать необходимые условия для дальнейшего развития в России полноценного гражданского общества. Именно на этом фундаменте должна базироваться новая национальная идеология, или консолидирующая национальная идея, о необходимости которой говорят уже долгие годы, но сформулировать которую российское общество пока не в состоянии. Если мы учтем ошибки, которые были сделаны в предыдущие годы, и постараемся взглянуть в будущее - в XXI век и новое тысячелетие исходя из наших общих интересов, мы сможем сформулировать ее как идеологию сильного общества сильных людей.

Структура гражданского общества

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня .

1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и другие.

3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Основными элементами современного гражданского общества являются:

1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

В Российской Федерации, несмотря демократические преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего правящего класса уже как частная собственность. Поэтому экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.


Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов.

Другим серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.

В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления.

Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

Создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

Выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

Часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

· устанавливалось равенство всех перед законом;

· вводилось разделение судебной и административной властей;

· устанавливалась несменяемость судей;

· вводились независимые адвокатуры;

· вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

Политические партии и движения;

Массовые общественные организации;

Ассоциации производителей и общества потребителей;

Конфессиональные общности;

Этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

Творческие союзы и организации;

Спортивные объединения.

Можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития

В России активный процесс формирования гражданского общества начался в XIX в., когда стали распространяться идеи конституционного права, разделения властей и политического представительства, формировались первые политические партии и общественные организации. В начале XX в. этот процесс был прерван Октябрьской революцией и установлением советской власти, и только в конце века, в эпоху перестройки 1990-х гг. в нашей стране опять заговорили о необходимости формирования гражданского общества.

Переход к рыночной экономике и политической демократии оказался сложным и длительным. В отличие от западных стран, где гражданское общество формировалось снизу, самими гражданами, инициатива становления и утверждения ценностей и институтов гражданского общества в России шла сверху, со стороны государства и правящей политической элиты. Именно государство инициировало процесс демократизации, рыночные реформы, узаконило права частной собственности, создав тем самым условия для формирования и утверждения идей, институтов и принципов гражданского общества. В нашей стране уже в период перестройки началось активное формирование множества разнообразных современных форм и институтов гражданского общества. Это свободное предпринимательство, местное самоуправление, политические партии, профсоюзы и общественные некоммерческие организации (религиозные, научные, спортивные, благотворительные и др.), свободные негосударственные СМИ .

Таким образом, гражданское общество в современной России представляет собой систему экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных и духовных интересов и потребностей . В структуре гражданского общества России можно выделить муниципальные институты (учреждения местного самоуправления), коммерческие структуры (бизнес-структуры) и некоммерческие организации (НКО), или так называемый третий сектор. Этот сектор представлен в России в основном общественными объединениями, которые, в свою очередь, делятся на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии. К НКО также относятся религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, некоммерческие партнерства, негосударственные и немуниципальные учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения некоммерческих организаций (ассоциации и союзы). По данным Минюста России, по состоянию на декабрь 2012 г. зарегистрировано более 400 тыс. некоммерческих организаций , что несколько больше по сравнению с 2010 г. (360 тыс. НКО). Однако, несмотря на увеличение численности НКО, согласно данным Общественной палаты РФ, не все формально зарегистрированные организации являются действующими: реально работают не более 40% из них .

Нормативные правовые принципы организации гражданского общества определены Конституцией РФ. Основополагающее значение имело провозглашение неотчуждаемых прав и свобод человека: права на жизнь, свободу, равенство, достоинство личности (ст. 17). Согласно Конституции РФ право частной собственности в нашей стране охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им но своему усмотрению в рамках действующих законов (ст. 35, 36). Таким образом, гражданское общество в России формируется как совокупность независимых от государства общественных организаций и отношений, в рамках которых происходит самореализация граждан и их объединений.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) во многом развивает конституционные права и свободы. Российское гражданское законодательство декларирует равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, их судебную защиту (ст. 1 ГК РФ).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. национальные интересы России определены как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Другими словами, национальные интересы нашей страны заключаются в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики, обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета.

В 2010 г. Институт современного развития опубликовал несколько докладов о перспективах развития России в XXI в. По мнению экспертов института, современная внутренняя модернизация позволила России сократить отставание от ведущих мировых держав и достигнуть определенных успехов в развитии гражданского общества. Ориентация на новый уровень социально-экономического развития на базе инноваций и высоких технологий, борьба с коррупцией, развитие институтов демократии и гражданского общества, продвижение в решении демографических и экологических проблем – все это позволило заложить в российском обществе основы пространства общих демократических ценностей .

Вместе с тем по-прежнему существует немало проблем в развитии институтов гражданского общества в нашей стране. Согласно социологическим исследованиям, российские граждане пока весьма скептически оценивают возможности гражданского общества: социологи отмечают разочарование процессом модернизации и демократизации, что можно назвать "благожелательным скептицизмом", когда позитивное отношение к самой демократии сочетается со скепсисом в отношении ее практических возможностей . Пока низок уровень доверия к тем институтам, которые по своему предназначению призваны "играть на стороне общества", т. е. выражать и представлять интересы граждан (парламент, судебная система, профсоюзы и т.д.). Хотя ценность выборов в общественном сознании по-прежнему достаточно высока (свыше 70% респондентов подчеркивают их необходимость как основного и универсального элемента легитимации власти), одновременно фиксируется снижение интереса к выборам у самой социально активной части населения – молодежи, городского среднего класса.

Общественная палата РФ готовит ежегодные доклады о состоянии гражданского общества в России. Согласно ее данным, россияне пока недостаточно активны в осуществлении контроля за решениями власти, подготовке и принятии важных политических программ, направленных на решение общественно значимых задач. Активные группы населения пока мало сплочены. Вместе с тем частью правозащитных, благотворительных организаций, профессиональных союзов и творческих объединений накоплен значительный опыт по взаимодействию с органами государственного управления, который пока слабо используется и недостаточно активно распространяется.

Современная социальная база российского гражданского общества включает несколько групп :

  • ядро гражданского общества – 7,7% российских граждан (они являются членами или участвуют в деятельности НКО, активно сотрудничают с гражданскими инициативами и т.п.);
  • сателлит ядра – 26,6% россиян (они нс участвуют в деятельности НКО и гражданских инициативах, однако готовы объединяться для совместных действий, целью которых может быть благотворительность и гражданские начинания);
  • буферная зона – 26,5% россиян. Эта группа представляет собой промежуточное звено между активом и периферией социальной базы (они потенциально готовы объединяться для совместных действий, но реально пока не участвуют в них);
  • периферия – 30,4% россиян (они пока не готовы к объединению с другими людьми для решения коллективных целей, но при этом имеют склонность к благотворительности, знают о существовании и деятельности НКО);
  • аутсайдеры – 8,8% россиян (не обладают ни одним признаком принадлежности к социальной базе гражданского общества).

Таким образом, пока социально активных граждан в стране немного – около 8%, но при благоприятных условиях к ним готовы присоединиться еще 26,6% граждан, которые потенциально созрели для проявления активной гражданской позиции. Еще почти столько же (26,5%) представляют собой "спящий" потенциал, который предстоит "разбудить", поскольку в перспективе они способны проявлять гражданскую активность. Следовательно, необходима большая и серьезная работа по развитию гражданского общества в нашей стране.

Основные условия дальнейшего развития гражданского общества в России связаны с реализацией трех взаимосвязанных процессов.

  • 1. Развитие духовной жизни общества: укрепление чувства личного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов, активизация способности и готовности самостоятельно ставить и решать политические проблемы.
  • 2. Дальнейшее развитие институтов политической демократии, что должно способствовать росту гражданской активности – увеличению численности независимых СМИ, муниципальных коммун, ассоциаций избирателей, общественных клубов, научных и культурных организаций, спортивных обществ, союзов предпринимателей, ассоциаций потребителей, благотворительных фондов, общественных организаций и движений.
  • 3. Формирование эффективного института частных – коллективных и индивидуальных – владельцев средств производства, что предполагает развитие экономической конкуренции, деловой активности, самостоятельности и равноправия хозяйствующих субъектов.
  • См.: Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. М., 2006. С. 10-11.
  • См.: Становление гражданского общества в России: правовой аспект / под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов, 2002. С. 14.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(Государственная академия)

Кафедра философии

по политологии

на тему: Гражданское общество в современной России

Выполнила:

Осина И. С.

Лозинская Е.О.

Москва 2015

Введение

1. Гражданское общество. Теоретическая база

2. Современная политическая ситуация в России

3. Гражданское общество в современной России

3.2 «Мы не готовы»

3.3 «Гражданское общество есть, а радости нет»

Заключение

Список литературы и электронных ресурсов

Введение

«Гражданское общество есть, а радости нет», - заметил однажды заместитель главного редактора The New Times Иван Давыдов в своей еженедельной колонке. Но для того, чтобы нам разобраться, есть ли гражданское общество в России, и если да, то как оно устроено, нужно определиться в терминах и понятиях.

1. Гражданское общество. Теоретическая база

Первым ввёл термин «гражданское общество» Гегель в своей работе «Философия права». «Гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное. Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право» Г.Гегель. Философия права. М„ 1990. С. 228. То есть, гражданское общество состоит из совокупности граждан государства, взаимодействующих между собой с целью продвижения общих, своекорыстных, интересов. Государство - это синтез семьи и гражданского общества, а последнее возникло из противоречий между семьей и государством.

По мере развития философской мысли возникали различные трактовки этого термина, но зачастую гражданское общество понимают как сферу продвижения частных интересов граждан и некоммерческих организаций, или как «совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового». В своих дальнейших рассуждениях я буду пользоваться именно этой трактовкой.

Перед тем, как переходить к рассмотрению гражданского общества в современной России, необходимо также обозначить факторы его образования и функции.

Основными предпосылками к его возникновению являются, во-первых, наличие государства, с которым оно будет взаимодействовать. Для некоторых ученых такое взаимодействие представляется синтезом, для других вечной борьбой добра со злом. Так же отмечается, что материальное благополучие граждан «является мощным фактором, способствующим ограничению девиантного поведения, а также удовлетворению повседневных потребностей личности социально -- одобряемыми способами. Такая ситуация формирует благоприятную социальную среду для формирования правосознания и правовой культуры», а значит и гражданского общества.

Следует также отметить, что такое общество функционирует только на основе демократических принципов, таких как свобода слова, политический плюрализм, возможность организации собраний, митингов и так далее.

Основой гражданского общества является рыночная экономика, состоящая из многообразия форм собственности, свободы труда и предпринимательства. Главным действующим лицом такого общества становится частный собственник.

Обобщив вышесказанное, стоит сказать, что гражданское общество есть одно из пяти публичных функциональных сфер стабильного демократического государства. Остальные четыре сферы - это политическая жизнь (англ. "political society"), право, государственный аппарат и экономика. «Другими словами: стабильная демократия может существовать лишь в случае, когда институциализованный рынок создает необходимые условия для благосостояния общества, когда государство располагает дееспособным классом бюрократии и когда политическая жизнь подчиняется твердым правилам. Вся эта система должна находиться под охраной правового государства. В идеальной ситуации гражданское общество придает легитимность политическим действиям посредством критического, т. е. сознательного и явно выраженного согласия. Авторитарные государства, как правило, могут сформировать такое согласие, лишь воспользовавшись инструментом социальной мифологии». Но очевидно, что такая мифология рано или поздно вступает в конфликт с реальностью, от чего авторитарные системы становятся внутренне нестабильны.

Так же стоит выделить функции гражданского общества. Во-первых, это защита интересов общества или определенных некоммерческих групп людей, объединенных общими интересами. Во-вторых, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферой общества. В-третьих, сдерживание политической власти от достижения абсолютного господства за счет контроля над соблюдением конституционных принципов.

Выходит, задача гражданского общества удовлетворять частные потребности граждан (в материальном благополучии, семейной жизни, духовно -- нравственном совершенствовании, учебе, творчестве и пр.). В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают связи и отношения: социально -- экономические, социально -- культурные и др. А признаками наличия гражданского общества являются следующие факторы: 1) его главным субъектом является суверенная свободная личность; 2) его экономическую основу составляют многообразные формы собственности; 3) существует развитая структура общественных организаций -- религиозных, спортивных, творческих, клубных, благотворительных, производственных, не входящих в политическую систему.

2. Современная политическая ситуация в России

Официально, Россия считается демократической страной. Но некоторые исследователи её таковой не считают, обосновывая это тем, что её население не оказывает существенного влияния на политическую жизнь, так как не участвует в «институциализированных демократических процессах. Более того, основные политические шаги, например приватизация, были предприняты вопреки воле большинства. Так было при Ельцине, так происходит и при Путине. В этом отношении оба президента обнаружили начатки диктаторских склонностей».

И всё же, несмотря на тревожащие тенденции, Россия, начиная с 1990-х годов стала -- и в значительной степени до сих пор остается -- свободной страной. Её граждане имеют право свободного передвижения, они могут селиться в любом месте по собственному усмотрению, уезжать из страны и возвращаться, когда сочтут нужным. Они также могут свободно выражать свое мнение, если только не захотят непременно воспользоваться для этого одним из каналов российского телевидения.

Хотя и с последним утверждением на сегодняшний момент многие не согласятся, указывая на то, что сегодня карают и за мыслепреступления.

Как я отметила выше, одним из факторов становления гражданского общества является материальное благополучие его граждан. Если обратиться к статистике, то окажется, что уровень жизни Россиян за последние 12 месяцев упал на 25 процентов. Называется много причин, начиная от ослабления курса национальной валюты, до падения реальных доходов. Вышесказанное привело к тому, что 23 миллиона россиян живут за чертой бедности.

Что же касается нашей экономики, то некоторые исследователи, в их числе Симон Кордонский, утверждают что на сегодняшний момент она рыночная лишь номинально, тогда как на самом деле остается с советских времён ресурсной. Одним из факторов, доказывающим справедливость такого подхода, является совершенная неприменимость традиционного западного экономического понятийного аппарата для описания существующей действительности Кордонский Симон. Ресурсное государство. М., 2007. С. 12.

Из всего вышесказанного следует, что наша «почва» сильно отличается от той, которая, по мнению исследователей, необходима для произрастания гражданского общества. Наши представления о нём основаны, по большей части, на иностранных примерах реально существующих обществ и на заграничных исследованиях собственной действительности. Именно из-за этого разрыва между понятиями о необходимых факторах становления гражданского общества и реальностью российского государства формируется убеждение, что в России такого общества либо нет, либо его нужно срочно искусственно поддерживать.

Выше назывались пять ключевых сфер государственности, с которыми в России как раз дела обстоят не важно. Все они, безусловно, есть, но работают отнюдь не для общего блага, а используются отдельными группировками в своекорыстных интересах. Одной из причин называется недостаточная или отсутствующая уверенность у различных политических и социальных групп в рациональности существующих правил и в том, что другие будут им следовать. Такое недоверие не вымышлено, оно коренится в практическом опыте.

В России из-за ряда исторических причин происходит процесс разрушения тоталитарных обществ и возникновение на их месте более либеральных и свободных. По мнению учёных, такая трансформация проходит в три этапа:

· конец автократического режима,

· институциализация демократии,

· упрочение демократических институтов, отношений и «опосредующих структур.

Что касается России, то первый этап уже пройден, второй - тоже. У нас созданы все институты, из которых складывается демократическое общество: парламент, формально независимые суды, свободная (хотелось бы верить) пресса, право на собственность, и, то что напрямую касается темы данного реферата, право человека добровольно и без принуждения вступать в общественные организации.

Однако третья фаза далеко не завершена, поскольку демократические институты в России или совсем не работают, или не так, как должно.

3. Гражданское общество в современной России

Отношение к гражданскому обществу в России неоднозначное и далеко не всегда положительное. Различные философы, учёные, политики дают зачастую совершенно противоречивую оценку ему, что, безусловно, ещё раз подчеркивает свободу слова и конец тоталитарного режима, но, возможно, так же выделяет сильные внутренние противоречия и конфликты.

Первой я опишу резко негативную концепцию, так как вследствие усиливающихся за счёт активной пропаганды антизападных настроений существует явный политический тренд на эту трактовку гражданского общества. гражданский общество тоталитарный либеральный

3.1 Особый путь или «гражданское общество - опасная русофобская химера»

Выше приведена цитата из интервью "Русскому журналу" философа А. Дугина, автора многочисленных книг, посвященных истории и политики. Первым, на что указывается в этой и ей подобной статьях, что гражданского общества в России нет и быть не может. Даже в теории. А если и есть чуть-чуть, то эти организации существуют ради развала страны и не более того. В качестве причин называется культурная несовместимость, говорится, что "это социально-политический продукт развития западноевропейской романо-германской цивилизации, двигавшейся по совершенно иной логике", а значит, по сути своей вредна для нашей самобытности.

В качестве доказательств приводятся ссылки на исторические события, сильно искаженные в нужную сторону и преувеличенные, и обильно сдобренные словами вроде "катастрофический", "апокалиптические последствия", "бездонное отдаление" и так далее. "<...> Но и при таких кровавых и жестких методах, народная евразийская стихия находила способы трасмутировать основы гражданских реформ, навязать режиму определенные евразийские, автохтонные черты".

В качестве альтернативы, автор предлагает некий "евроазийский централизм", который "представляет собой сочетание стратегической интеграции (основанной на геополитических континентальных принципах) с многообразием этнокультурных, региональных, конфессиональных и иных автономий, каждая из которых образует элемент внутренней многополярности, основанной на разнообразных моделях коллективной самоидентификации, закрепленной в правовой системе". Формулировка за пестротой терминов теряет очертания, но на сколько можно судить, Дугин предлагает общественные объединения на основе неких геополитических континентальных принципов согласных с текущей правовой системой. В общем, это очень похоже на определение гражданского общества, данное в начале реферата, только без уточнения, ради чего, с какой целью будут формироваться эти объединения. Раз это не самоорганизация граждан для решения каких-то общественных задач, значит это лишь какая-то часть государственного аппарата. Иными словами, автор предлагает заменить живое самоопределение мертвым государственным аналогом.

Таких концепций не очень много, но появляется всё больше и больше из-за негласного государственного спроса на такие идеи, которые можно охарактеризовать как антизападный, особый, исторический путь.

3.2 «Мы не готовы»

Другая теория противоположна по духу первой, но похожа по смыслу: гражданского общества в России нет. Представители этой концепции многочисленны, что тут и говорить, многие мои друзья и знакомые постоянно её озвучивают и на её выводы ссылаются.

Начну с простого примера, в современной нам России за свободу собраний, которая является одним из фундаментальных прав в демократическом обществе, борется только нелегальная политическая оппозиция, да и то не слишком успешно. Разгоняют, бьют. Происходит это из-за того, что это право востребовано, преимущественно, только этой самой нелегальной оппозицией. Тогда как если бы существовало гражданское общество, то возникали бы сотни таких собраний от общественных организаций, для которых такой способ взаимодействия со властью естественен. От сюда появляется проблема, что "покуда гражданского общества нет, а реальных общественных организаций немного, у властей будет сильный соблазн приписывать любым акциям, если они самими же властями не организованы, политический характер, и общаться с их участниками так же, как и с оппозиционными политиками: с помощью дубины".

Так же зачастую указывается в таких статьях на то, что государство, стараясь формально поддержать гражданское общество, создает общественные палаты и другие госучреждения, которые, по идее, должны вырастить такое общество. Однако теряя автономию, общественные организации становятся лишь придатком государства, частью бюрократического аппарата.

Некоторые исследователи, оценивая увеличение государственного финансирования, отмечают, что это можно считать положительным явлением только в краткосрочной перспективе, тогда как в долгосрочной это приведет к огосударствлению гражданского общества.

Для функционирования гражданского общества так же требуются правовые гарантии, иначе любая такая организация становится бессильной. И одним из основных ударов такого рода по гражданскому обществу является закон "Об иностранных агентах", из-за чего многие организации получили статус шпиона и были либо закрыты, либо ограниченны в деятельности. По сути, этот закон может закрыть любое объединение такого рода.

В общем и целом все эти признаки, по мнению исследователей, свидетельствуют о том, что гражданского общества в России нет, а если что-то и появляется, то сразу срубается на корню государством.

3.3 «Гражданское общество есть, а радости нет»

Мне же более всех близка по духу другая концепция. Её идею и подробное описание я нашла в книге Симона Кордонского "Ресурсное государство". Он утверждает, что существует российский феномен - неорганизованное гражданское общество, "всепроникающее и богатое возможностями для решения многих проблем, которые, если следовать логике отечественных теоретиков, порождает государство своим гражданам и их семьям".

Автор указывает на то, что большинство людей предпочитают не замечать обычные проявления гражданственности, считая их неприличными, и негражданскими. Имеется в виду "откос" от призыва в армию, "крышевание", уход от налогов, разного масштаба воровство ("нецелевое использование") бюджетных денег и госимущества, готовность брать и давать взятки.

Неорганизованное гражданское общество -- оборотная сторона всеорганизующего государства. Собственно, отношения между ними, "как отношения между изображениями на аверсе и реверсе монеты. Если смотреть с одной стороны монеты, например с той, на которой написано «государство», то гражданского общества не разглядишь, видна будет только коррупция. Если смотреть со стороны гражданского общества, то не видно государства, оно распадается на плохих и хороших чиновников, с помощью которых можно -- или нельзя -- «решать проблемы»".

"Российское гражданское общество по эффективности в решении проблем своих членов, степени ситуативной связности между гражданами и типам решаемых задач гораздо мощнее (если так можно говорить), чем организованные гражданские общества". То есть, выпивая, развлекаясь, охотясь, сплетничая люди ищут выходы на чиновников, которые помогли бы им минимизировать налоги, выиграть тендер, получить землю под застройку, устроить родственника в "элитную клинику" и так далее. По словам автора, в каждом поселении есть своя баня, ресторан в которых собираются люди, решая свои проблемы за счет материальных и административных ресурсов. При попытках внешней, исходящей от государства организации суть гражданских отношений исчезает, жизнь уходит из них.

"При внешней бесструктурности наше гражданское общество стратифицировано неявной, но жесткой иерархией его институтов: во многие клубы-бани не пускают с улицы, туда можно попасть только по знакомству-рекомендации. Туда приглашают, и туда стремятся люди, желающие «решить проблему». Сообщество людей одного прихода, одного ресторана, бани -- бассейна -- спортивного клуба, наконец, одной квартиры или дачи, хозяин которой публично активен, достаточно закрыто, чтобы создать для тех, кто туда не попадает, ощущение ущербности и желания попасть. Или, наоборот, ощущение выделенности -- превосходства у допущенных".

Так же, Кордонский указывает на неприменимость западного понятийного аппарата к российским реалиям, а оттого и неправильное толкование отечественного гражданского общества.

Заключение

Хотелось бы отметить, что само понятие гражданского общества уже спорный вопрос сам по себе, на почве которого уже не одно столетие не утихают споры. А современная российская действительность добавляет неоднозначности ко всем рассуждениям о пользе и вреде, о необходимости его в России, о том, как оно должно быть построено.

Все вышеперечисленные точки зрения имеют под собой основу, а значит и право быть обсуждаемыми. В конечном итоге ведь в этом и суть гражданского общества - в диалоге. А задача каждого гражданина сделать жизнь граждан и своё государство лучше, и только сообща можно этого добиться. И не так уж и важно, какой путь выберет государство, лишь бы благосостояние граждан и их культура росли.

Список литературы и электронных ресурсов

1. Кордонский Симон. Ресурсное государство. М., 2007. С. 12

2. Гегель г. Философия права. М. 1990. С. 228

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История политической мысли. Идея и трактовка понятия "гражданское общество" в античности. Прцесс формирования современной идеи гражданского общества. Реальное функционирование гражданского общества. Гегель и марксизм в теории о гражданском обществе.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2008

    Политология как наука, изучающая характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами. Понятия, признаки и принципы, сущность и структуры гражданского общества. Становление общества в современной России.

    реферат , добавлен 05.07.2011

    Гражданское общество как общество свободных индивидов, обладающих неотъемлемыми правами, появляется с принятием конституции, реально ограничивающих произвол правителей и устанавливающих гарантии прав и свобод всех граждан. Условия гражданского общества.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2008

    Понятие и сущность гражданского общества, условия его становления. Основные функции, признаки и принципы жизнедеятельности гражданского государства, этапы его развития в каждой отдельной стране. Перспективы формирования гражданского общества в России.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Гражданское общество, его основные характеристики, экономическая и социальная свобода индивидов. Ключевые особенности, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России. Ключевые критерии, определяющие направление развития страны.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Представления о гражданском обществе в западной политической мысли. Необходимое условие функционирования гражданского общества, его сущность и предпосылки становления. Пути формирования гражданского общества на Западе и в России, легитимация его идей.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2015

    Развитие учения о гражданском обществе с античных времен и до настоящего времени. Понятие, признаки и институты гражданского общества, проблемы его формирования в России. Тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2009

    Развитие институтов гражданского общества в России. Изучение предпосылок для формирования гражданских объединений на этапе "перестройки" и "новой" России. Стимулирование диалога политической власти между обществом и государством по собственным правилам.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее стадии и типы. История и значение выборного процесса, пути становления и развития гражданского общества в России. Нормативные источники, регулирующие политические выборы.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Происхождение и основные признаки гражданского общества как формы государственности, обладающей определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Проблемы становления и развития гражданского общества в Украине, его институциональная структура.

План

Введение

1. Понятие, признаки и институты гражданского общества

2. Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли

3. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества - экономической, п литической, социальной, духовной. В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всесторо не, конкретно и достоверно. Соот ветственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую много вариантность.

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства - иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом.

Актуальность темы обусловлена тем, что в течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.

· тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;

· рассмотреть идею гражданского общества в России и проблемы его формирования.

Также в данном исследовании предпринята попытка проследить развитие учения о гражданском обществе, начиная с античных времен и до настоящего времени.

“Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов” .


1. Понятие, признаки и институты гражданского общества

Гражданским обществом обычно называют наивысшую форму общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от политического государства. Существенными признаками гражданского общества является то, что оно может контролировать государство и противостоять ему. В истории человечества гражданское общество не однажды побеждало государство (Великобритания, США). Или помогало государству, когда оно испытывало трудности. На Востоке, напротив, гражданское общество находилось в аморфном состоянии, а государство было всем.

В России государство обычно одерживало победу над гражданским обществом, подчиняло его и “вытаптывало”. И чудовищный эксперимент над ним, проводимый тоталитарным государством в течение 70 лет, привел к тупику исторического развития. Поэтому и возродился интерес к гражданскому обществу как политическому идеалу.

Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством. В такой ситуации активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также иным признакам (передача власти органам самоуправления, безопасность личности от насилия и злоупотреблений государственной власти; люди – субъекты права, их защищает гражданское общество, которое озабочено общим благом, а государство – малозаметно) .

Если в статике гражданское общество – совокупность его структур (институтов, организаций, групп), то в динамике – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов . Гегель считал, что для независимости людей основополагающее значение имеют частная собственность, равноправие, свобода выбора (экономического, политического и др.), наличие альтернативных источников получения средств к существованию. С.Франк дополнял этот перечень разделением собственности и власти. Если экономическая власть находится не в тех же руках, что и политическая, она может послужить ограничивающим противовесом политической власти.

Э. Геллер определяет гражданское общество как плюралистическое. Он пишет: “Простейшая формула гражданского общества – это, с одной стороны, полная централизация, обеспеченная механизмами отчетности и сменяемости, предусматривающая сравнительно небольшие оклады для чиновников, а с другой, экономический плюрализм” . Он определяет гражданское общество как систему уравновешивающих государство плюралистических ассоциаций и экономических институтов, которые, однако, не закрепощают человека. Не случайно, гражданское общество считается синонимом буржуазного общества, ибо оно складывается лишь с созданием современного буржуазного общества . Только таким образом открывается пространство для индивида, его самостоятельности и инициативы.

Для первобытных времен характерно естественное состояние общества. По Гоббсу, оно характеризуется всеобщим бесправием. Не только страх перед зверями, необходимость бороться с ними заставляли людей помогать друг другу, но и сознание собственной выгоды, влечение к общению приводило к естественным связям, проявлению братских чувств, вкуса к общежитию.

Однако вплоть до средних веков государство и гражданское общество понимались как синонимы. Аристотель определял государство как совокупность граждан, гражданское общество . И только позже Гегель, а затем К. Маркс и Ф. Энгельс написали о самостоятельном существовании гражданского общества наряду с государством и вне его в результате сужения роли последнего. Такое различение государства и гражданского общества произошло в силу высвобождения частной собственности, породившего, в свою очередь, идеи о свободе личности, гражданина. Позже К. Маркс противопоставил разделению гражданского общества и государства идею революции, слома старого режима и формирования нового государства, переходящего в самоуправление. Отмирание государства объявлялось светлой перспективой человечества, на самом деле все это послужило оправданию невнимательного отношения к человеку. Так “прикрыли” поглощение общества тоталитарным государством. Крах марксизма и коммунистической системы вновь возродил интерес к гражданскому обществу.

Можно отметить ряд существенных признаков гражданского общества, упомянутых в определениях гражданского общества.

Это наивысшая форма общности:

– с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами;

– способная контролировать государство;

– самоуправляться и саморегулироваться;

– имеющая плюралистический характер (множество форм собственности, партий, движений и т.п., явлений, противостоящих моноцентризму);

– отсутствие закрепощения человека. Напротив, люди, взаимодействующие с другими членами общества, стали являться основой гражданского общества.

Гражданское общество отводит высокую роль отдельному человеку, понимая его не как средство строительства светлого будущего, а как самоцель. Высокий уровень общности достигается тем, что в человеке видят не объект управления, а субъект.

Гражданское общество признает суверенитет личности как производное от суверенитета народа и первичность человека перед государством и обществом (организация всегда вторична по отношению к человеку).

Само название “гражданское общество” происходит от понятия гражданин. Оно возникает с появлением самостоятельного индивида, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности. Индивид превращается из подданного, обязанного быть лично верным монарху, в гражданина с юридическими правами, равными со всеми другими гражданами.

Люди и их объединения (экономические, политические, религиозные, профессиональные, культурные и др.) и составляют гражданское общество.

Общество предшествует государству, но государство формируется на основе существующих в естественном состоянии общественных отношений. При падении правительств общество сохраняется, а с возникновением государства суверенитет общества переходит к нему вместе с обязанностью защищать общество. Ф.фон Гумбольдт писал, что государству свойственно забывать о нуждах людей. Поэтому он считал необходимым ограничить власть государства в пользу гражданского общества.