Четверговая черная соль для чего она. Где взять четверговую соль? Четверговая соль от порчи

Четверговая соль черного цвета - это особый продукт, обладающий массой полезных свойства. Ее заготавливают в Чистый четверг, освящают в церкви, а затем используют для укрепления здоровья, привлечения любви и достатка, сохранения молодости и красоты.

Четверговая соль отличается от обычной не только своим насыщенным черным цветом. Она особенная, потому что обладает целебными и магическими свойствами. Поэтому является ингредиентом народных лечебных снадобий, атрибутом белых обрядов и ритуалов.

Заготавливают соль в Чистый четверг, а затем освящают в церкви. Желательно приготовить большой запас, чтобы хватило на целый год. Вы можете сделать это самостоятельно, а можете приобрести священную соль в церковной лавке.

Классический рецепт приготовления:

  1. Соль обжаривают на сковороде или ставят в русскую печь. Иногда добавляют немного ржаной муки
  2. Затем дожидаются, пока смесь приобретет насыщенный черный цвет
  3. После этого добавляют немного квасной гущи, выпаривают лишнюю жидкость (сушат на солнце)
  4. И, наконец, измельчают черные комки при помощи деревянной ступки

Чтобы сделать обряд освящения еще более эффективным, наберите немного соли в мешочек и сходите в церковь, прочтите молитву перед иконами. А затем храните этот мешочек дома, в укромном месте.

Посмотрите видео про четверговую соль:

Заговоры и ритуалы

Есть множество заговоров с применением четверговой соли. Расскажем о самых распространённых.

Этот заговор читается утром в Чистый четверг. Произносить слова нужно трижды. Заговоренную соль высыпьте в воду, которую затем нужно вылить в землю.

Ещё один популярный ритуал направлен на устранение негативных магических программ - порчи или приворота. Что нужно делать:

  • Приготовьте слабый соляной раствор: на литр воды - 5 г соли. Используйте только воду, взятую из природного источника, либо талую. Водопроводная не подойдёт.
  • Дайте выпить приготовленную смесь человеку, которого приворожили или «испортили». Он должен осушить ёмкость с соленой водой полностью в течение получаса.
  • Если после ритуала человека начнет тошнить, обряд нужно повторить на следующий день. Неприятный симптомы - знак того, что порча выходит из тела.

Есть очень простой заговор от алкоголизма - вы должны дождаться, пока алкоголик уснет, осыпать его тело солью и произнести волшебные слова: «Водка горька, как люди ее не солят, так и тебя она не неволит. Да будет так».

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль»). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

… Соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана» .

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний . Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

«У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику - реке или ручью - за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание. Дома в эту воду опускали серебряную (а если могли - то и золотую) монету или кольцо, и все домашние умывались ею, чтобы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы жить богато. Девушки делали это в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно, а для детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе… В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей…

На Русском Севере и в Сибири немало очистительных обрядов было связано и с огнем. В Страстной четверг специально ходили в лес за можжевельником, жгли его прямо в избе на печной заслонке или сковороде, и все домашние поочередно перешагивали через огонь, чтобы быть здоровыми… В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот» .

В народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи . Свечу, с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий, старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить семью и хозяйство от и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом .

«Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.» .

Чистый четверг, как писал С. В. Максимов, в народных представлениях был «не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорят они, - весь год чистота в избе водиться будет»… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» .

«Среди магических действий, совершаемых в Чистый четверг, было немало и таких, которые должны были способствовать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии хозяйка еще до восхода солнца раздевалась донага, подметала пол в доме, а затем выносила мусор во двор - непременно в один прием, чтобы избавить дом от клопов и блох. В Калужской губернии с этой же целью по полу рассыпали снег, а на Новгородчине в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними» …

Немало обычаев Страстного четверга было связано с животными. Например, хозяева гадали о судьбе своей скотины, замечая в этот день до восхода солнца: если скотина лежит головой на закат, то это добрый знак; та же, которая стоит или лежит головой к воротам - может пропасть . «В Вологодской губернии хозяйка в открытую печную трубу выкликивала поочередно всю домашнюю скотину, а хозяин, стоя в это время во дворе, как бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось это для того, чтобы скот летом не отбивался от стада и не разбредался по лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала в огород и там опрокидывала на кол горшок или кувшин. Перевернутый горшок, висящий на колу, назывался «куриным богом» и должен был, по поверью, защитить кур от коршунов…

В этот день на Русском Севере и в Сибири заключали дом и хозяйство в магический круг. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом с чтением 102-го псалма Давида - «от воров». На Новгородчине хозяин «объезжал» избу верхом на помеле (причем так, чтобы его никто не видел): считалось, что после этого в течение года в доме не будет переводиться добро. В Сибири хозяин проделывал то же самое на кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, железный тын!»» . В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: «Все ли дома?», — ему отвечали: «Все дома, все» .

К Страстному четвергу было приурочено приготовление некоторых предметов и веществ, обладавших, по поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга в некоторых областях России, Украины и Белоруссии женщины выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее также вплетали в косы, чтобы не болела голова» ..

В некоторых местностях крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую крестьяне подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами .

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) .

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию» . «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5, 13 ). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания» . Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года . В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху .

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)» . В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди» . Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями» .

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах . Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов .

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

Таким образом, «четверговая соль», по верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), — «языческий предрассудок» . Ее приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8 ).

Калории, ккал:

Белки, г:

Углеводы, г:

Продукт под названием «Соль чёрная пищевая Четверговая» для многих является экзотическим, а на самом деле это исконно русский продукт. Чёрная соль, которую добывают в месторождениях немного отличается по своим вкусовым качествам, её используют в основном на Востоке и в азиатских странах. Четверговая чёрная соль своё название получила от времени приготовления, её выпечкой занимались в Чистый Четверг перед праздником . Процесс происходил в русских печах, соли готовили много, чтобы хватило на целый год. Соль Четверговую освящали в Храмах, наряду с куличами, пасхой и яйцами.

Соль чёрная пищевая Четверговая, которую можно приобрести в магазинах, производится по старинным рецептам и технологиям. Чёрная соль мелкая, обладает чёрным цветом и специфическим ароматом серо-водорода. При хранении в сухом прохладном месте продукт сохраняет свои органолептические свойства в течение двух лет.

Калорийность соли чёрной пищевой Четверговой

Калорийность чёрной пищевой соли Четверговой составляет 0.01 ккал на 100 грамм продукта.

Состав и полезные свойства соли пищевой чёрной Четверговой

В составе продукта: , . При воздействии высоких температур химическая структура поваренной соли меняется, на выходе получается новый продукт, обогащённый микроэлементами и углеродом, который присутствует в мелкопористом угле. Чёрная Четверговая соль содержит , и другие микроэлементы, необходимые для организма (calorizator). Благодаря наличию мелкопористого угля, который является природным сорбентом, продукт способствует выведению токсинов и шлаков, мягкому очищению организма, налаживает нормальную деятельность желудочно-кишечного тракта. Вредные примеси и соли тяжёлых металлов после сильного нагрева практически полностью исчезают из соли.

Чёрная соль имеет важное отличие от обычной соли - она не вызывает жажду после употребления и практически не задерживает в организме жидкость. Поэтому её предпочтительно употреблять гипертоникам, лицам, имеющим лишний вес.

Четверговую соль издавна применяли в народной медицине как средство для облегчения болей в желудке, добавляли в ванны и использовали как скраб для улучшения состояния кожи.

Вред соли чёрной пищевой Четверговой

Соль чёрную Четверговую с осторожностью нужно употреблять людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, атеросклерозом и хронической почечной недостаточностью.

Как приготовить соль чёрную Четверговую

Можно приготовить чёрную соль самостоятельно, для этого нужно в равных количествах смешать пищевую соль и ржаную муку, прокалить на чугунной сковороде, периодически помешивая деревянной лопаткой до почернения муки. Остывшую соль можно использовать.

Соль чёрная пищевая Четверговая в кулинарии

Чёрную Четверговую соль применяют, как и обычную белую, добавляя во все блюда. Чёрная соль придаёт кушаньям специфический привкус, чем-то напоминающий . Чёрная соль отлично сочетается с салатами из свежих и , подходит для мяса, рыбы и птицы, блюд из и . Соль добавляют в соусы, овощные соки.

Специально для
Копирование данной статьи целиком или частично запрещено.

В обрядах православной культуры в русской кухне используется такой продукт, как черная (четвергова, или четверговая) соль. Для ее приготовления важно много моментов. Одно из условий - это дата готовки: ее делают на Чистый четверг перед Пасхой. То есть сделать эту соль можно только один раз в году, ночью или утром в этот день Страстной седмицы.

Исторические сведения

Черной солью ее называют из-за того, что после обработки огнем она меняет свой цвет. Именно термическая обработка позволяет соли очиститься, это один из самых сильных вариантов энергетической чистки. Для усиления магических свойств продукта в печь укладывают специальные «воскресные» дрова. Чтобы собрать их, нужно откладывать по одному березовому бревнышку по воскресениям во время поста.

Целебная сила четверговой соли также укрепляется тем, что ее освещают вместе с куличами. Этот рецепт не относится к истории христианской религии, он использовался исключительно в селениях русских крестьян, которые передавали его от поколения к поколению.

Польза четверговой соли

Целебные свойства черной соли привлекли внимание ученых, и они узнали ее химический состав. Оказалось, что содержание тяжелых металлов в ней очень мало, практически в десятки раз меньше, чем в обычном продукте. Кроме того, в готовой четверговой соли практически нет хлора, который, собственно, и вызывает жажду после употребления соленых блюд и провоцирует отеки. То есть приготовленная черная соль содержит намного меньше вредных веществ, плохо влияющих на человеческий организм.

В то же время зола, которая появляется в процессе готовки, обогащает продукт множеством полезных микроэлементов, а именно кальцием, калием, селеном, цинком, медью, йодом и другими. Именно поэтому черную соль рекомендуют употреблять людям, у которых проблемы с почками и сердцем. Также она рекомендована тем, у кого обнаружена гипертония, остеохондроз, ожирение и проблемы с пищеварением. Кроме того, в этой соли содержится углерод, который способствует выводу из организма токсинов и шлаков. Стоит отметить, что четверговая соль не только полезна, но и чрезвычайно ароматна и приятна на вкус.

Применение как лекарства

Во время пасхальных праздников принято красить и освящать вареные яйца. Именно их нужно солить черной солью. С мистической стороны ее советуют применять, если возникают недуги или обнаружился сглаз. Кроме того, знающие люди советуют натирать ею больные места. Некоторые говорят, что достаточно будет просто есть еду, посоленную ею. Четверговая соль применение в народной медицине имеет самое широкое.

Существуют также особые способы применения этого природного лекарства. К примеру, человек, у которого проблемы с желудком, должен ежедневно после завтрака насыпать соль с кончика ножа на язык и рассасывать ее. Результат улучшения состояния проявляется очень быстро, но для полного выздоровления нужно проводить эту процедуру на протяжении двух месяцев.

Применение для скота и урожая

Четверговая соль использовалась и при заболеваниях скота. Селяне кидали щепотку блюда в воду и кормили животных посоленным хлебом. А чтобы корова не заболела, при первом выгоне в стадо ей за пазуху уложили мешочек с этой солью как оберег от различных хворей.

Черная соль использовалась и для улучшения урожая. В зерно добавляли ее с золой перед посевом, считалось, что так стебли лучше прорастут и будут большими и здоровыми. Чтобы овощи хорошо росли, их поливали раствором воды и четверговой соли.

Применение в качестве оберега

В старые времена считалось, что четверговая соль является сильным оберегом для путников и солдат. Поэтому ее зашивали в ладанку и делали из этого кулон. Многие странствующие мужчины носили ее на шее рядом с крестиком.

Приготовление

Хитрые ингредиенты для изготовления этого уникального и многогранного блюда не нужны. Многие интересуются, как приготовить четверговую соль. Самые старинные способы ее изготовления включают в себя крупную соль и гущу из кваса либо же вымоченный мякиш ржаного хлеба. Соль и хлеб нужно класть в равных пропорциях. Замешав это все, выкладывали в лапоть или заворачивали в тряпку и клали в предварительно нагретую печь. Некоторые же использовали для ее приготовления угли, засыпав полностью будущее блюдо, его оставляли примерно на 3-4 часа, а потом вынимали. После того как испеченная смесь остывала, ее клали в ступу и толкли, измельчая по максимуму. Далее продукт нужно было нести в церковь на освящение. Считалось, что только после этого соль приобретает целебные и магические свойства. Раньше готовили очень много четверговой соли, чтобы было достаточно до следующей Пасхи. Хранить ее было принято за иконами.

Рецепт с гущей из кваса или со ржаным хлебом

Нужно взять в Чистый четверг гущу из кваса или ржаной хлеб вместе с каменной солью. Хлеб режется на маленькие кусочки и замачивается в воде. Затем это все нужно смешать, примерные пропорции составляют килограмм соли и пять килограммов хлеба. Также при желании добавляются пряные травы. Если соль нужна для лечения, то они подбираются в зависимости от их целебных качеств. Если же планируется использовать ее просто в пищу, то пряности выбирайте в зависимости от предпочтений.

Так делается четверговая соль. Как готовить дальше? Очень просто, нужно разогреть духовку до максимума (минимум 250 градусов) и, выложив соль на противень, отправить его внутрь. Выпекать ее нужно, пока она не почернеет. Пока она будет печься, нужно читать молитвы. В итоге получается большой черный корж, внешне напоминающий сгоревший пирог. Нужно разбить его на мелкие куски и толочь в деревянной ступке. При этом также необходимо читать молитвы.

Рецепт со ржаной мукой

Готовить нужно, главное, в Чистый четверг. Нужна чугунная сковородка, на нее высыпается килограмм каменной соли. Затем добавляется стакан муки. Смесь нужно мешать по часовой стрелке, при этом очень важно использовать исключительно деревянную ложку. Смесь нужно прокалить, пока полностью не почернеет четверговая соль.

Рецепты, в принципе, очень похожи друг на друга. Потом она оставляется на плите, пока не наступит полночь. Только тогда ее можно переместить в тканевой мешок или банку. Во время всего процесса желательно читать молитвы.

Рецепт с листьями капусты

В Чистый четверг с капусты снимают верхние зеленые листья и рубят их на мелкие кусочки. После этого капусту следует смешать с каменной солью. Затем смесь выкладывают на противень и пекут в разогретой до максимума духовке до черноты, читая молитвы. Так делается четверговая соль. Как готовить дальше? После остывания получившуюся выпечку измельчают и толкут в деревянной ступе, также читая молитвы.

Стоит отметить, что соль приобретет целебные и магические свойства только после освящения. Поэтому нужно взять четверговую соль и отправиться на службу. Важно отметить, что нужно находиться в церкви от начала службы и до ее окончания, не покидая святыни.

Использование

Существует множество способов того, как использовать четверговую соль, и разные поверья, с этим связанные. Среди них стоит выделить:

  1. Хранение черной соли в доме убережет от воров, вторжения, сглаза, зла и прочей негативной энергии.
  2. Можно положить соль в ткань и использовать ее как амулет, в качестве оберега.
  3. Насыпав соль по углам в квартире, можно избавиться от зла и стереть из энергетического поля помещения негатив.
  4. Чтобы наладить отношения с любимым, нужно положить мешочек с солью под подушку.
  5. Когда в помещении появляется недоброжелатель или враг, нужно угостить его блюдом с этой солью. Она не позволит ему навредить хозяевам квартиры. А после его ухода стоит присыпать следы недоброжелателя щепотками черной соли, чтобы отвести его от дома.
  6. Чтобы вернуть в семью взаимопонимание и хорошие отношения, следует положить щепотки соли у изголовья кроватей каждого члена семьи.
  7. При заболеваниях можно разводить в стакане воды щепотку черной соли и пить ее: это усилит иммунитет и поможет быстрее справиться с недугом.
  8. Можно использовать ее при купании, добавляя в ванну. Она способна продлить молодость и придать телу красоту и здоровье.
  9. Если насыпать черную соль в деревянную посуду и поставить в центр стола, считается, что это привлечет достаток в дом.

Очистка дома от негатива

Существует один способ очистить дом от негатива, используя четверговую соль. Для этого потребуются две свечи, черная и красная, ну и собственно соль. Перед проведением ритуала очищения нужно сделать генеральную уборку в помещении, где он будет проходить. Зажгите газ, сделав очень маленький огонь, и разогревайте на сковородке черную соль. Пока она нагревается, она будет впитывать в себя всю негативную энергию из квартиры. Кстати, если нет возможности самостоятельно сделать ингредиенты для ритуала, и вопрос "где взять четверговой соли" актуален, стоит учитывать, что купить ее можно только в Чистый четверг возле церкви. Ведь ее энергетические свойства напрямую зависят от правильности приготовления и освящения.

Далее нужно зажечь черную свечу и пройти с ней по периметру всей квартиры или дома. При этом стоит внимательно отнестись к углам и местам, где есть большое скопление различных вещей. При этом нужно мысленно представлять, как весь негатив сгорает от пламени этой свечи. Можно читать молитвы или мантры в процессе. После того как пройдете всю площадь очищаемого помещения, нужно поставить свечу в соль и дать ей догореть до конца. Если четверговая соль (применение которой обязательно) начнет трещать, это явный признак устранения негативной энергии.

Следующим шагом будет взять красную свечу, сковороду и выйти на улицу. С этим нужно дойти до земли и закопать содержимое сковородки в ней. После этого следует зажечь красную свечу и зайти с ней в дом. Этот шаг символизирует заполнение помещения новой чистой энергией. При этом нужно мысленно представлять себе, как энергия попадает в помещение. С этой свечой тоже нужно пройти по периметру всей квартиры. После всех этих действий нужно открыть все окна и проветрить помещение.

В принципе, это вся информация, которая объясняет, как сделать четверговую соль и использовать ее для самых различных целей. Это средство дошло до нас с очень давних времен и проверено нашими предками. Поэтому в действенности использования черной соли сомневаться нет смысла. Она помогала нашим предкам на протяжении веков, поможет и сейчас нам решить многие проблемы и обрести здоровье и красоту.

Издавна наши предки ели пасхальные яйца, посыпая их черной солью. Эту соль еще называли четверговой, так как готовили ее из обычной белой соли во время Страстной недели в Великий Четверг. Славяне давно подметили, что черная соль более благотворно влияет на состояние здоровья. И это не случайно. При термической обработке под воздействием высокой температуры белая соль с различными добавками меняет свой химический состав, приобретая новые полезные свойства. В полученной черной соли количество хлорида натрия уменьшается, зато увеличивается количество элементов, необходимых для нормального функционирования человеческого организма: магния, калия, кальция, меди, цинка и йода.

Сравнить химический состав поваренной (белой) и четверговой (черной) соли можно по данным в таблице.

Чтобы получить настоящую черную соль, необходимо прокаливать белую каменную соль. Йодированная соль для прокаливания не годится.

Прокаливание соли лучше всего происходит в печи на раскаленных углях. Однако, в современных условиях мало кто может воспользоваться таким методом. Поэтому, такую печь с успехом может заменить обычная раскаленная духовка. Стоит отметить, что в микроволновой печи четверговая соль не получится. Так что от такой идеи лучше сразу отказаться.

Приготовление четверговой соли сводится к тому, что белую соль смешивают с определенной влажной добавкой и помещают эту смесь в раскаленную печь или духовку. После этого сразу 3 раза подряд необходимо прочитать «Отче наш». Выдерживают соль с добавками до обугленного состояния. Далее, вынимают обуглившуюся соль из печи, остужают ее, мелко дробят и провеивают на ветру, чтобы отделить угольную пыль.

Существует три рецепта приготовления. Расскажем как сделать четверговую соль всеми тремя способами поочереди.

— Этот способ считается основной. В этом случае готовят четверговую соль с квасной гущей. Для этого необходимо взять 4 части квасной гущи, оставшейся от сбраживания сусла, и перемешать ее с крупной солью. Эту смесь помещаем в чугунную емкость. В качестве такой емкости можно использовать чугунную сковородку. Емкость с подготовленной смесью помещаем в раскаленную духовку или печь до обугливания соли. Далее, поступаем согласно описанному выше рецепту, то есть остужаем, измельчаем и отвеиваем готовую соль. После чего, помещаем черную соль в плотно закрывающуюся емкость.

— По второму рецепту приготовление черной соли происходит с использованием пряных трав и ржаного хлеба. Для приготовления соли по этому рецепту необходимо на 1 кг соли взять 4 буханки ржаного хлеба весом по 1 кг и 4 горсти измельченных сухих трав: укропа, мяты и душицы. Хлеб размочить в воде, отжать его от излишков воды и хорошо размять. Затем, хлеб перемешать с солью, пряными травами и выложить готовую смесь в чугунную емкость. Затем, в раскаленной печи или духовке доводим соль до обугливания. Далее, остужаем, измельчаем, очищаем и помещаем готовую соль в сухую емкость с плотно прилегающей крышкой.

— Третий вариант приготовление черной соли происходит с овсяными хлопьями. Такую соль обычно готовили в монастырях. Для получения черной соли по этому рецепту необходимо на 1 кг обычной соли взять 3 пачки овсяных хлопьев. Хлопья замачиваем на полчаса. Затем сливаем воду, а хлопья разминаем и добавляем к ним соль. Далее, смесь помещаем в чугунную емкость и проделываем все в такой последовательности как в предыдущих рецептах.

Готовую черную соль можно употреблять в пищу после ее освящения во время пасхальной службы. Перед тем как отправиться в церковь, соль выкладывают в красивую солонку и помещают ее в пасхальную корзину вместе с куличами и яйцами. Если нет возможности отправиться на праздничную службу, можно освятить черную соль дома, поместив ее перед иконами и прочитав молитву в канун Пасхи.