В чем причина создания опек. Страны входящие в опек

Термин ОПЕК появился с одновременным объединением ряда стран, ключевых игроков на экспортном нефтяном рынке, в единое сообщество. Задачей международного сообщества стало управление квотами на разработку нефтяных месторождений.

Что такое ОПЕК простыми словами

Понятие произошло от сокращенного наименования - The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). Страны, включенные в список объединения, контролируют до 2/3 всех месторождений нефти, что позволяет диктовать условия остальным участникам рынка. По добыче на них выпадает до 35% объема - почти половина мирового экспорта нефтепродуктов.

Организация ОПЕК является ключевым партнером государств, экспортирующих нефть

Помимо контрольных функций, члены ОПЕК занимаются следующим:

  • Разработка единой политической линии по разработке нефтяных месторождений.
  • Поддержание предсказуемой стоимости нефтепродуктов.
  • Максимальная стабильность перевозок нефти к заказчикам.

Ключевым моментом является получение прибыли от вложений в нефтяную промышленность. Два раза в год руководящие лица по линии энергетики стран-участников встречаются для анализа всех произошедших на мировом рынке событий и составляют прогноз на будущее.

В состав ОПЕК вошли в первую очередь страны, экономика которых зависит от добычи нефти. Сырьевая база многих государств сильно израсходована, что вынуждает искусственно регулировать объемы экспорта, чтобы в будущем не оказаться без источника пополнения государственного бюджета.

История появления организации ОПЕК

Впервые с необходимостью расшифровки термина ОПЕК столкнулись в 1960-х годах XX века, когда было принято решение о создании данной организации. Это событие произошло в Багдаде при участии пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Венесуэлы, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, Ирака. С сентября 1960 года началась история ОПЕК, состав которой со временем стал расширяться.

Инициатива появилась по причине снижения закупочной цены на нефть в одностороннем порядке. Произошло это по единоличному решению руководства картели «Семь сестер», на который в то время приходился значительный процент нефтяного рынка. Так, отсутствие единого управленческого звена приводило к избытку сырья, что для добывающих компаний равнозначно убыткам.

Начиная с 1968 года, когда приняли Декларацию «О нефтяной политике стран - членов ОПЕК», деятельность стран-участников ОПЕК стала похожей на урегулированную и предсказуемую. Со временем организация лишь увеличивала влияние на мировом рынке и привлекала все больше государств, заинтересованных в повышении уровня контроля над собственными ресурсами и сырьем стран-конкурентов.

Какие страны входят в ОПЕК сегодня

Состав списка стран ОПЕК менялся преимущественно в сторону увеличения количества участников. Так, в 1960-х годах к сообществу присоединились Алжир, Индонезия, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты. В следующем десятилетии решение о входе в состав ОПЕК приняли страны: Нигерия, Эквадор, Габон.

В последний состав организации были включены государства:

  • Венесуэла.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Кувейт.
  • Саудовская Аравия.
  • Ангола.
  • Индонезия.
  • Ливия.
  • Алжир.
  • Нигерия.
  • Катар.

Российская Федерация выступает лишь наблюдателем, оставаясь независимой от любых решений союза, но постоянно участвуя в общих обсуждениях. Принятие России в состав ОПЕК возможно, но для этого придется выполнить ряд условий вроде возврата партийных запасов золота Бухаресту, признания ошибки в поддержании режима Чаушеску.

Политика организации

С момента создания ОПЕК работает над улучшением благосостояния стран, участвующих в ней. Фактически было создано сообщество, позволяющее противостоять крупным игрокам, ранее представляющих настоящие монополии на нефтяном рынке. Для объединения появилась возможность противопоставлять совокупные интересы политике конкурентов, настаивать на развитии рыночной ситуации во благо небольших стран.

Ключевыми направлениями политики ОПЕК являются:

  • Повышение справочных цен на нефть.
  • Рост налоговых ставок на прибыль с нефтедобычи.
  • Исключение разницы в справочных ценах различных государств, создаваемой из-за различного месторасположения источников сырья.

По сути, все мероприятия сводились и продолжают сводиться к устранению монополии со стороны крупных добытчиков. Последние не раз пытались разобщить участников ОПЕК и сохранить свое влияние, но появление единой политики стало для них весьма непосильным препятствием, и постепенно к организации стали прислушиваться.

Единственным недостатком сообщества является попытка приравнять условия работы на нефтяном рынке для всех участников независимо от личного вклада в общее дело. Иногда внешние политические интересы этих государств противопоставляются, приходится искать компромиссы уже внутри самой ОПЕК.

Структура ОПЕК

Помимо общего состава ОПЕК, важным является организационная структура. Система становится эффективной лишь при наличии четко определенной схемы принятия решений и точном определении ключевых фигур, участвующих в их разработке/озвучивании. Для ОПЕК высшим органом управления является Конференция. Она состоит из делегаций от стран-участников, главой которых обычно становится Министр энергетики или подобной государственной структуры.

Продуманная структура управления ОПЕК позволяет упростить процесс принятия решений

Сбор конференций объявляется два раза в год в штаб-квартире ОПЕК, расположенной в Вене. В экстренных случаях допускается внеочередная сессия, она собирается по просьбе большинства государств и с одобрения «Совета управляющих». Последние занимаются как оперативным управлением, так и составлением текущих докладов, проведением научных исследований, принятием решений о приеме новых членов, утверждением членов «Совета управляющих».

После утверждения состава «Совета управляющих» каждый его член получает двухлетний мандат, в течение данного срока он является полномочным исполнительным органом. По истечении указанного периода кандидатуры пересматриваются. В работе ОПЕК опирается на целый перечень комиссий. Такая схема позволяет избежать монополии при принятии ключевых решений, создает атмосферу объективности при обсуждении любых вопросов.

Что такое Корзина ОПЕК

С 1987 года появилось понятие Корзина ОПЕК (от англ. - OPEC Reference Basket). Его значение равно средневзвешенной цене основных сортов нефти, добываемых внутри «стран-участниц» (по одному от каждого представителя). Состав корзины систематически изменяется согласно смене списка участников и изменению тенденций на мировом рынке.

Последний среднеарифметический показатель корзины рассчитывался из сортов нефти следующих стран:

  • Алжир - сорт Saharan Blend.
  • Ангола - Girassol.
  • Эквадор - Oriente.
  • Иран - Iran Heavy.
  • Ирак - Basra Light.
  • Кувейт - Kuwait Export.
  • Ливия - Es Sider.
  • Нигерия - Bonny Light.
  • Катар - Qatar Marine.
  • Саудовская Аравия - Arab Light.
  • ОАЭ - Murban.
  • Венесуэла - Merey.

Исторический максимум стоимости корзины ОПЕК зафиксирован в 2008 году. Ценовая отметка в $140.73 за баррель нефти была достигнута 3 июля 2017 года, но впоследствии стоимость упала. На январь 2017 года она составила всего $52.91 за баррель. Перерасчет производится ежедневно по завершении очередного торгового дня на бирже.

При оценке корзины учитываются мировые запасы нефти, снижение резерва отдельных стран и изменения способов добычи. Но прогнозы до сих пор сохраняются прежними - уровень $60 за баррель в пятилетней перспективе. Резко изменить ситуацию сможет любое политическое, экономическое или природное явления. При сохранении тех же тенденций прогноз останется прежним.

Квоты ОПЕК

Одним из основных инструментов влияния ОПЕК на нефтяной рынок является назначение квот на добычу. По результатам общего решения обычно публикуются объемы (отдельно для каждой из стран), в итоге все стороны имеют возможность реализовать собственные интересы без нарушения прав остальных государств.

При обсуждении очередного изменения квот/сохранения прежних объемов учитывают:

  • Производственную мощность.
  • Исторические объемы производства.
  • Внутреннее потребление нефти.
  • Затраты на производство.
  • Население.
  • Зависимость от экспорта нефтяного сырья.
  • Наличие и размер внешнего долга.

Полностью данные о назначенных квотах ОПЕК не публикует. О распределении долей на мировом рынке можно судить преимущественно по докладам, озвучиваемым по итогам каждого календарного года. Из-за систематического изменения состава организации часть данных не рассматривается как объективный показатель.

Основные проблемы ОПЕК

Организация ОПЕК объединяет страны лишь по признаку наличия экспорта нефти, но у многих из них периодически возникают внутренние проблемы, мешающие исполнению требований по тем же квотам. Если Саудовская Аравия и все соседствующие с ней страны имеют высокий уровень жизни населения, малую заселенность территории, огромные запасы нефти с невысокой себестоимостью добычи, то Нигерия или Венесуэла постоянно испытывают проблемы с перенаселением и бедностью.

Влияние ОПЕК на мировом рынке высоко, его можно воспринимать в качестве весьма эффективного политического и экономического оружия. Контроль цен выгоден лишь при наличии единого мнения внутри организации, в последнее время этого не хватает. Это влияет на могущество сообщества - при охвате минимум трети всего объема добыча нефти негативно отражается на стабильности цен на сырье.

На протяжении практически пятидесяти лет ОПЕК удавалось сохранять единство между ее членами, но в последнее время появилось недоверие, разрушающее картель. При быстром развитии «добычи дешевой сланцевой нефти» в США и падении спроса в Азии на нефтяном рынке наблюдается неопределенность. Появляются сигналы о приближении еще больших проблем. Так, агрессия ИГИЛ на Ближнем Востоке оказывает подавляющее действие на международную экономику. Сокращение энергетического рынка приводит к недовольству участников ОПЕК, получающих раз за разом уменьшающиеся квоты.

ОПЕК и Россия

Отдельно рассматривается вопрос о взаимодействии ОПЕК и России. Стороны понимают, что ключевым моментом является стабильный рынок энергетики, но временное сотрудничество малоэффективно в направлении работ по росту предсказуемости цен на сырье. Несмотря на независимость РФ от ОПЕК, у нефтяного картеля с Россией много общего.

Когда в 1990-х годах ОПЕК пыталась увеличить рыночную стоимость нефти, стало ясно, что в результате она потеряет значительную часть нефтяного рынка, но этого позволить себе никто не может. В результате очередного собрания «Совета управляющих» было принято решение подключить независимых производителей, включая Россию, но польза от этого появилась лишь в 2000-х годах после «экономической войны».

В начале ОПЕК пыталась в ультимативной форме вынудить Россию снизить количество добываемой и экспортируемой нефти. Россия прислушалась (на словах) к мнению организации и уменьшила объемы экспорта, но на деле наша страна продолжала наращивать мощность добывающего сектора. После ряда последующих конфликтов и различных событий в мире вроде иракского кризиса было принято решение о сотрудничестве.

The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC).

ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла) в сентябре 1960 года во время проведения конференции в Багдаде. В настоящее время членами организации являются 12 стран. К уже упомянутым странам-основательницам присоединились: Катар (в 1961 г.), Ливия (в 1962 г.), Объединенные Арабские Эмираты (в 1967 г.), Алжир (в 1969 г.), Нигерия (в 1971 г.), Эквадор (в 1973 г.), Ангола (в 2007 г.). В свое время в эту организацию также входили: Индонезия (с 1962 по 2009 гг.) и Габон (с 1975 по 1994 гг.).

Штаб-квартира ОПЕК в первые пять лет располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года переехала в Вену (Австрия), где и находится по настоящее время.

Цель ОПЕК – координация и унификация нефтяной политики стран-членов организации с тем, чтобы обеспечить справедливые и стабильные на мировом рынке, эффективные экономически обоснованные и регулярные поставки нефти странам-потребителям, а также обеспечить инвесторам, вложившим свой капитал в развитие нефтедобывающей отрасли, справедливую доходность вложений.

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти - промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период значительных перемен в мировой экономической системе, во времена распада прежнего миропорядка, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям.

Во времена формирования ОПЕК международный рынок нефти контролировался семью транснациональными компаниями, действовавшими, прежде всего, в интересах западных стран – потребителей нефти. Для координации своих действий эти компании сформировали Международный нефтяной картель, в который вошли крупнейшие на тот момент международные нефтяные компании: Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), Бритиш Петролеум и Ройял-Датч/Шелл. В интересах стран - потребителей нефти картель удерживал цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель.

Объединение стран – экспортеров нефти в ОПЕК позволяло входившим в нее странам формировать единую политику в борьбе с созданной картелем монополией и постепенно отношение к этой организации на международной арене от первоначально скептического менялось к более серьезному. С ростом авторитета росло и количество стран-членов организации.

В Советском Союзе в 60-е годы отношение к ОПЕК было изначально благосклонное - организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны - члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран - союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай - для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.

ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации - координация и унификация нефтяной политики участников, с тем, чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 - 1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.

С введением в начале 1980-х годов фьючерсов на нефть финансовый рынок стал оказывать все возрастающее влияние на формирование нефтяных цен. Если в 1983 году на нью-йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это в 12 раз больше, чем вся мировая добыча нефти в 2010 году! Помимо нью-йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, существуют и другие финансовые инструменты (деривативы), привязанные к нефти.

Таким образом, ОПЕК принимая какое-либо решение об изменении квот на добычу нефти с тем, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, особенно те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым, серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.

ОПЕК - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960.

В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Целью ОПЕК являются:

· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

· Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОПЕК, в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Организационная структура ОПЕК

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров , в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.

Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.


Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Генеральный секретарь (с 2007 г.) - Абдалла Салем аль-Бадри.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.

Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

Фонд международного развития ОПЕК

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.

Его ценовое значение является средним арифметическим cпотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации.

Огромную роль в международной торговле играет нефть и получаемые из нее нефтепродукты. Повышение или понижение добычи этого ценнейшего сырья способно серьезно влиять на экономическую ситуацию во многих странах.

Как известно, немалое влияние в этой сфере оказывает международная организация, называемая ОПЕК. Что скрывается за этой аббревиатурой и почему ОПЕК обладает таким влиянием в мире?

Что такое ОПЕК? Расшифровка аббревиатуры.

Организация, название которой известно практически каждому, кто хотя бы немного интересуется международной политикойОПЕК – является объединением ряда стран, занимающихся добычей нефти и продающих это сырье на международном рынке. Эта аббревиатура является прямой транслитерацией английской ОРЕС , которая расшифровывается как Organization of Petroleum Exporting Countries .

Перевод названия на русский язык – Организация стран-экспортеров нефти . В нее входят государства, роль которых в нефтяной торговле достаточно велика, а ценовая политика способна в той или иной степени в нефтяной отрасли.

История создания ОПЕК

Образование ОПЕК напрямую связано с процессом деколонизации, охватившим нашу планету после второй мировой войны. Небольшие государства, ранее не имевшие влияния на мировой арене, а зачастую пребывавшие под колониальным гнетом, осознали, что обладают определенным рычагом влияния на мировую политику.

Этим рычагом для них стала добыча и продажа нефти – ценнейшего ресурса, на котором до сих пор базируется мировая экономика. В 1960 году в Багдаде состоялось учредительное заседание ОПЕК, в котором приняли участие несколько арабских стран – Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт и Иран, а также Венесуэла, правительству которой, собственно говоря, и принадлежала инициатива создания организации.


Объединение нефтедобывающих стран изначально ставило своей целью уменьшение издержек, связанных с добычей нефти, и противостояние могущественным нефтяным корпорациям, которые вступили в картельный сговор с целью снижения стоимости нефти.

Корпорации таким путем надеялись довести нефтедобывающие отрасли бедных стран до банкротства и сделать их своей собственностью или хотя бы усилить влияние на правительства этих государств. Объединение экспортеров «черного золота» позволяло эффективно противостоять корпорациям, удерживая цены на экономически обоснованном уровне.

Расширение ОПЕК и ее влияния

Несмотря на то, что ОПЕК объединила преимущественно арабские страны, ее руководящий орган, Секретариат ОПЕК, расположился вначале в Женеве (Швейцария), а затем был перенесен в Вену (Австрия). В последующие годы к организации присоединились:

— в 1961 году – Катар;

— в 1962 году – Ливия и Индонезия;

— в 1967 году – ОАЭ;

— в 1969 году – Алжир;

— в 1971 году – Нигерия;

— в 1973 году – Эквадор;

— в 1975 году – Габон;

— в 2007 году – Ангола.

Впоследствии две страны покинули организацию – Габон в 1994 году, а Индонезия в 2008 году. Сегодня в ОПЕК входит 12 государств, в той или иной степени оказывающих влияние на мировую добычу нефти и стоимость «черного золота».

По подсчетам экспертов, сегодня страны-участники ОПЕК контролируют от 60 до 70 процентов всей мировой добычи нефти и имеют возможность влиять на ее стоимость.

Почему Россия не входит в ОПЕК?

Несмотря на то, что ОПЕК создавалась как противовес транснациональным корпорациям, влияние западных политических структур на правительства стран, входящих в организацию, и на проводимую ими политику, трудно переоценить. С того момента, как Россия (тогда еще СССР) вышла на мировой рынок торговли нефтью, между нею и странами ОПЕК ведется конкурентная борьба, поддерживаемая ведущими странами Запада.

Одним из наиболее драматических эпизодов этой борьбы стало снижение нефтяных цен в 80-х годах ХХ века, после запуска в эксплуатацию в СССР нефтепровода, транспортирующего «черное золото» в Европу.

Многие политологи считают, что ухудшение мировой конъюнктуры нефтяной торговли серьезно подорвало экономику СССР и во многом способствовало его распаду. На самом деле не имели столь серьезного воздействия на экономику СССР, поскольку составляли в ней гораздо меньшую долю, чем в современной России.

Так или иначе, но экономическая политика ОПЕК долгое время находилась под управлением стран Запада и во многом противоречила интересам России. Перелом в этих взаимоотношениях наступил в середине 2000-х годов, когда безудержный рост спроса стал причиной стремительного роста нефтяных цен.


С этого момента наметилась тенденция сближения ряда стран ОПЕК с Россией по многим позициям. Кризис нефтяной отрасли в 2014-15 годы только способствовал упрочению взаимодействия между Россией и государствами ОПЕК, интересы которых вошли в серьезное противоречие с интересами их западных партнеров.

Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.

Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков .

Историческая справка

До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:

  • Август 1960 г. Цена падает до критической отметки после выхода на нефтяную арену новых игроков (СССР и США).
  • Сентябрь 1960 г. В Багдаде проводится встреча представителей Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Последняя выступила инициатором создания организации ОПЕК.
  • 1961-1962 г. вхождение Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962).
  • 1965 г. Начало сотрудничества с Экономическим и Социальным советом ООН.
  • 1965-1971 г. Численность объединения пополнилась за счет вступления Арабских Эмиратов (1965), Алжира (1969), Нигерии (1971).
  • 16 октября 1973 г. Введение первой квоты.
  • 1973-1975 вступление в организацию Эквадора (1973) и Габона (1975).
  • 90-е годы. Выход из ОПЕК Габона (1995 г.) и добровольное приостановление участия Эквадора (1992 г.).
  • 2007-2008 г. Возобновление деятельности Эквадора (2007), приостановка членства Индонезии (январь 2009 стала импортером). Вхождение в союз Анголы (2007). Наблюдателем становится Российская Федерация (2008 г.) без обязательства получить членство.
  • 2016г. Индонезия возобновила членство в январе 2016 года, но решила вновь приостановить свое членство 30 ноября того же года.
  • июль 2016 г. Габон вновь присоединился к организации.
  • 2017 г. присоединение Экваториальной Гвинеи.

В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.

ОПЕК и мировой рынок нефти

Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:

  • защищать интересы государств, входящих в состав организации;
  • обеспечивать контроль стабильности стоимости нефти;
  • гарантировать бесперебойные поставки потребителям;
  • обеспечить экономике стран-участников стабильный доход от нефтедобычи;
  • прогнозировать экономические явления;
  • вырабатывать единую стратегию развития отрасли.

Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.

Структура ОРЕС

Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:

  • Конференция ОПЕК.
  • Секретариат с генеральным секретарем во главе.
  • Совет управляющих.
  • Комитеты.
  • Экономическая комиссия.

Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.

Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.

Состав ОПЕК

В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.

Страны Азии и Аравийского полуострова в ОПЕК

Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).

Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.

Страны Южной Америки, входящие в ОПЕК

Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.

Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.

Страны Африки и ОПЕК

Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:

  • Габона;
  • Экваториальной Гвинеи;
  • Анголы;
  • Ливии;
  • Нигерии;
  • Алжира.

Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.

Квоты ОПЕК- рычаги влияния на мировую экономику

Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.

Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.

За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.

Россия и ОПЕК

Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.

Проблемы ОПЕК

Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:

  • 7 из 14 членов находятся в состоянии войны.
  • Технологическое несовершенство, отставание от прогресса, феодальный атавизм государственного строя некоторых стран-участников.
  • Необразованность, отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях производства большинства стран-участников.
  • Финансовая безграмотность правительств большинства стран — членов OPEC, неспособных достойным образом распорядиться крупной прибылью.
  • Рост влияния (сопротивление) государств, не входящих в число членов коалиции.

Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.