Последствия реформ александра 1 кратко. Преобразования Александра I

  • 7. Суд и процесс по “Русской правде”
  • 8. Система преступлений и наказаний по “Русской правде”
  • 9. Семейное, наследственное и обязательное право Древнерусского государства.
  • 10. Государственно-правовые предпосылки и особенности развития Руси в удельный период
  • 11. Государственный строй Новгородской республики
  • 12. Уголовное право, суд и процесс по Псковской ссудной грамоте
  • 13. Регулирование имущественных отношений в Псковской судной грамоте
  • 16. Государственный аппарат периода сословно-представительной монархии. Статус монарха. Земские соборы. Боярская дума
  • 17. Судебник 1550 г.: общая характеристика
  • 18. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение сословий
  • 19. Закрепощение крестьян
  • 20. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчинное и поместное землевладение. Наследственное и семейное право
  • 21. Уголовное право в Соборном Уложении
  • 22. Суд и судебный процесс по Соборному Уложению 1649 года
  • 23. Реформы государственного управления Петра 1
  • 24. Сословные реформы Петра I. Положение дворян, духовенства, крестьян и горожан
  • 25. Уголовное право и процесс первой четверти XVIII в. «Артикул воинский» 1715 г. И «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1712 г.
  • 26. Сословные реформы Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М. Сперанского
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М.Сперанского (2-ой вариант)
  • 29. Развитие права в первой половине XIX в. Систематизация права
  • 30. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 31. Бюрократическая монархия Николая I
  • 31. Бюрократическая монархия Николая I (2-ой вариант)
  • 32.Крестьянская реформа 1861 г.
  • 33. Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы
  • 34. Судебная реформа 1864 г. Система судебных учреждений и процессуальное право согласно судебным уставам
  • 35. Государственно-правовая политика периода контрреформ(1880-1890-е гг.)
  • 36. Манифест 17 октября 1905г.”Об усовершенствовании государственного порядка”История разработки,правовая природа и политическое значение
  • 37. Государственная Дума и реформированный Государственный совет в системе органов власти Российской империи,1906-1917 гг. Порядок выборов, функции, фракционный состав, общие итоги деятельности
  • 38.”Основные государственные законы” в редакции 23 апреля 1906 г. Законодательство о правах подданныхв России.
  • 39.Аграрное законодательство начала XX в. Столыпинская земельная реформа
  • 40. Реформирование государственного аппарата и правовой системы Временным правительством (февраль – октябрь 1917 г.)
  • 41. Октябрьская революция 1917г. И установление Советской власти. Создание советских органов власти и управления.Образование и компетенции советских правоохранительных органов (Милиции, вчк)
  • 42. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)
  • 43. Национально-государственное устройство советского государства (1917-1918).Декларация прав народов России
  • 44. Создание основ советского права и советской судебной системы. Декреты о суде. Судебна реформа 1922 г.
  • 45. Конституция рсфср 1918 г. Советская система управления, федеративное устройство государства, избирательная система, права граждан
  • 46. Создание основ гражданского и семейного права 1917-1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • 47. Создание основ советского трудового права. Кодекс законов о труде 1918 г.
  • 48. Развитие уголовного права в 1917-1920гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • 49. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г.
  • 50. Советская правовая система 1930-е гг. Уголовное право и процесс в 1930-1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях. Курс на усиление уголовной репрессии.
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М.Сперанского (2-ой вариант)

    Россия этого периода - абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801- 1825). Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

    1) 1801 --1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

    2) 1814--1825 гг. - во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

    Реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

    Реформы инициировались «сверху» - самодержцем;

    Реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

    Судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;

    Влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.

    Реформы в области государственного управления:

    1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

    2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

    Реформы в социальной сфере:

    1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

    2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;

    3) улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.

    4) указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

    Реформы в области образования:

    1) в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

    2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;

    3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:

    Важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

    Расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

    Предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

    Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

    В 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

    Все чиновники должны были иметь соответствующее образование

    Знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

    В 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

    С 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности,

    - «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

    После переворота 11 марта 1801г. Александр1 отменяет установления, которые вызвали особенно острое недовольство дворян: полностью восстановлены все статьи "Жалованной грамоты" дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия; подтверждена "Жалованная грамота" городам; проведена амнистия 12тыс. заключенных; прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны. Именно Александру принадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян. Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших. В 1803г. был принят указ о "вольных хлебопашцах", позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809). Александр1 в 1809г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпохи - Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу планов реформатора был положен либеральный принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной - от волости до центра. Однако, в итоге, из всего намеченного царь реализовал лишь немногое - в 1810г. создал Государственный совет, обладавший только законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812г. был арестован и сослан. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры. Вскоре реформы были свернуты. Причинами свертывания реформ явились следующие факторы: в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция, недовольная не только проектами Сперанского, но и в целом либеральной политикой Александра; в условиях сохранения крепостничества и острой социальной напряженности любое ограничение самодержавной власти могло вызвать выступление низов общества; страна стояла на пороге войны с Наполеоном, что требовало консолидации рядов дворянства, его объединения вокруг трона; Александр, с одной стороны, стал "заложником" самодержавной системы и не мог по своей воле менять ее основы, с другой - он все более входил во вкус самодержавного правления. Таким образом, в стране еще не сложились ни социально-политические, ни духовные предпосылки перехода к конституционному строю. После наполеоновских войн в политике Александра1 усилились реакционные тенденции. При этом предпринимались и попытки возвращения к курсу либеральных реформ. В армии была восстановлена палочная дисциплина. В 1821г. подверглись "разгрому" Казанский и Петербургский университеты. В 1822г. последовал указ о запрещении тайных организаций. В 1822г. Александр1 возобновил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторгу. Были предприняты попытки военной реформы, созданы военные поселения. Главными задачами военной реформы были: сокращение огромных затрат на армию; создание новой системы комплектования армии. Александр1 планировал постепенно перевести всю армию на военные поселения. Это давало возможность правительству создать из военных поселян особую касту профессиональных военных, готовых выполнять любые приказы. При этом в мирное время солдаты могли не отрываться от семей. Практическое создание было поручено царскому фавориту Аракчееву. С 1816г. треть армии была переведена в военные поселения. Прежде всего, это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты - на северо-западе. В военные поселяне были зачислены и государственные крестьяне нескольких волостей. В поселениях все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. В поселениях работали госпитали и школы. Царила воинская дисциплина. Службы, работа и быт - все происходило в казарменном режиме - под барабан и сигнал полковой трубы. В итоге существования военных поселений часть армии стала относительно экономически самостоятельной, что значительно снизило затраты на ее содержание. Но тяжелая жизнь поселян приводили к неоднократным восстаниям. Кроме того, государственные деревни, ранее исправно платившие налоги и жившие в достатке, после превращения их в военные поселения превращались в убыточные и существовали за счет казны. Первый период правления Александра1 (до Отечественной войны 1812г.) был качественно новой ступенью развития политики "просвещенного абсолютизма". Последнее десятилетие царствования Александра - это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который, несмотря на попытки возвращения к либеральной политике, окончательно утвердился к началу 1820-х гг.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1. Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I

    1.1 Учреждение министров

    1.2 Указ о вольных хлебопашцах

    2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

    2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

    2.2 Министерская реформа, реформа Сената

    2.3 Меры в области просвещения

    2.4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований

    2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

    2.6 Послевоенные реформы

    3. Кончина Александра I и оценка его царствования

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.

    По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.

    Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия” так и переводится: власть канцелярий, от мздоимства которой страдали все слои населения.

    Вот такова была обстановка в стране. И когда в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора произошло убийство императора Павла I, был решен вопрос о восшествии на престол его старшего сына Александра Павловича. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии: генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план заговора был посвящен и сам наследник престола. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.

    Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки Екатерины П. Он был знаком с идеями просветителей --Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.

    Александр 1 -- одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, -- для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом».

    Итак, целью работы является исследование характера реформ Александра I. Задачей: изучение предпосылок, характера и итогов реформ Александра I

    1 . Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I

    Начать внутренние реформы Александр I желал с издания письменной «декларации прав» и преобразования Сената в орган, который поддерживал бы эти права. Идея такого органа нравилась придворной олигархии. Последний екатерининский фаворит Платон Зубов предложил превратить Сената в независимый законодательный корпус, формируемый из высших чиновников и представителей высшего дворянства. Державин предлагал составлять Сенат из лиц, избираемых в своей среде чиновниками первых четырех классов. Однако Негласный комитет отверг эти проекты, как не имеющие ничего общего с народным представительством.

    А. Р. Воронцов предлагал одновременно с коронацией Александра I издать «жалованную грамоту народу», по образцу жалованных грамот Екатерины городам и дворянству, но с распространением на весь народ гарантий свободы граждан, которые во многом повторяли бы английский Habeas corpus act. Воронцов и известный адмирал Мордвинов («либерал, но со взглядами английского тори») советовали также лишить дворян монополии владения недвижимостями и распространить право обладать ими на купцов, мещан и казенных крестьян. Но Негласный комитет Александра I решил, что «при данном состоянии страны» такая грамота несвоевременна. Это ярко иллюстрировало осторожность молодых друзей Александра, которых их враги называли якобинской шайкой. «Старый бюрократ» Воронцов оказался либеральнее их.

    «Либерал» Мордвинов считал, что лучшим средством ограничить самодержавную власть будет создание в России независимой аристократии. Для этого, по его мнению, надо было продать или раздать дворянству значительную часть казенных земель. Освобождение крестьян, по его мнению, могло свершиться только по желанию дворянства, а не «царским произволом». Мордвинов стремился создать такой экономический строй, при котором дворянство признало бы невыгодным подневольный труд крепостных и само отказалось бы от него. Он предлагал дать право владеть недвижимостями разночинцам, надеясь, что они создадут фермы с наемным трудом, которые, станут эффективнее крепостного хозяйства и побудят помещиков упразднить крепостничество.

    Зубов шёл дальше. Стремясь восстановить старый, более льготный для народа и исторически верный юридический взгляд о крепости крестьян земле, а не лицу помещика , он предлагал запретить продажу крепостных без земли. (Александр действительно запретил Академии наук принимать объявления о такой продаже). Зубов также советовал, чтобы Александр I запретил помещикам владеть дворовыми - людьми, которых дворянство по своему произволу оторвало от земельных участков и обратило в личную домашнюю прислугу. Однако Новосильцев в Негласном комитете категорически выступил против этого, считая нужным «не торопиться» с мерами против крепостничества, чтобы «не раздражать помещиков». Крайне нерешительным оказался и якобинец Лагарп, который советовал «прежде всего распространить в России просвещение». Чарторыйский, напротив, настаивал, что крепостное право есть такая гадость, в борьбе с которой не следует ничего опасаться. Кочубей указывал Александру I, что по мордвиновскому проекту государственные крестьяне получат важное право владеть недвижимостями, а помещичьи крестьяне окажутся обойденными. Строганов убеждал не бояться дворянства, которое политически слабо и не умело защитить себя в царствование Павла. Зато крестьянские надежды, по его мнению, было опасно не оправдать.

    Однако эти убеждения не поколебали ни Александра I, ни Новосильцева. Проект Зубова не был принят. Но Александр одобрил идею Мордвинова дать недворянам право покупать ненаселенные земли. Указом 12 дек. 1801 г. купечеству, мещанству и государственным крестьянам было дано право приобретать земельные недвижимости. С другой стороны, помещикам в 1802 было дозволено вести заграничную оптовую торговлю с уплатой гильдейских повинностей. (Позже, в 1812 и крестьянам разрешили торговать от собственного имени, с уплатой требуемых пошлин.) Однако крепостное право Александр I решил упразднять лишь медленно и постепенно, и никаких практических путей к этому Комитет не наметил.

    Вопросов развития торговли, промышленности и земледелия Комитет почти не касался. Зато он занялся вопросом преобразования центральных органов управления, которое было крайне необходимым, ибо Екатерина II, переустроив местные учреждения и упразднив почти все коллегии, не успела преобразовать органов центральных. Это создавало сильную путаницу в делах, отчасти поэтому правительство Александра I не имело точных сведений о состоянии страны. 10 февраля 1802 Чарторыйский представил Александру I доклад, где указывал на необходимость строгого разделения компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства. Он советовал чётко разграничить компетенции Непременного совета и Сената. Сенат, по Чарторыйскому, должен был ведать лишь спорные дела, административные и судебные, а Непременный совет следовало преобразовать в совещательное учреждение для рассмотрения важных дел и проектов законов. Чарторыйский предлагал Александру I поставить во главе каждого из отдельных ведомств высшей администрации единоличного министра, ибо в созданных Петром I коллегиях ни у кого нет личной ответственности ни за что. Таким образом, именно Чарторыйскому принадлежал почин одной из главнейших реформ Александра I - учреждения министерств.

    1.1 Учреждение министерств (1802)

    Комитет единогласно одобрил идею создания министерств. Манифестом 8 сентября 1802 были учреждены министерства: иностранных дел, военное и морское, соответствовавшие оставшимся еще в то время коллегиям, и совершенно новые министерства: внутренних дел, финансов, народного просвещения и юстиции. По инициативе Александра I к ним было добавлено еще министерство коммерции. В петровских коллегиях дела решались по большинству голосов их членов. Министерства же основывались на принципе единоначалия их главы, который и отвечал перед царём за работу своего ведомства. В этом и состояло главное отличие министерств от коллегий. Для объединения деятельности министерств все министры должны были, собираясь в общие совещания, составлять «комитет министров», в котором часто присутствовал и сам государь. Все министры присутствовали в Сенате. В некоторых министерствах члены Негласного комитета заняли должности министров или товарищей министра (так, граф Кочубей стал министром внутренних дел, а граф Строганов - его товарищем). Учреждение министерств стало единственной, вполне самостоятельной и доведенной до конца работой Негласного комитета Александра I.

    1.2 Указ о вольных хлебопашцах (1803)

    Александр I всё же предпринял некоторые робкие шаги, призванные показать его сочувствие мысли об освобождении крестьян. 20 февраля 1803 был издан указ о «вольных хлебопашцах» (1803), который давал дворянам право на известных условиях освобождать своих крепостных с обеспечением их собственной землей. Условия, заключенные между помещиками и крестьянами, утверждались правительством, после чего крестьяне входили в особое сословие свободных хлебопашцев, которые уже не считались ни частновладельческими, ни государственными крестьянами. Александр I надеялось, что таким путем добровольного освобождения поселян помещиками постепенно совершится упразднение крепостного права. Но лишь очень немногие дворяне воспользовались этим способом отпуска крестьян на волю. Во все царствование Александра I в свободные хлебопашцы было зачислено менее 50 тыс. человек. Александр I также прекратил дальнейшую раздачу помещикам населенных имений. Положением о крестьянах Лифляндской губернии, утвержденным 20 февраля 1804 г., была облегчена их участь.

    2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

    2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

    Вся эта работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном кабинете, где собрались ближайшие сановники царя, так называемые "молодые друзья" Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев -- приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.

    2.2 Министерская реформа, реформа Сената

    реформа государственный политика просвещение

    Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия. Введение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и таким образом упорядочивало и укрепляло старую чиновничье-бюрократическую систему управления. В качестве министров и их помощников получили назначения как представители старшего поколения дворянства, так и "молодые друзья", что выражало политическое единство дворянских кругов.

    Попытки расширить права Сената по наблюдению за законностью оказались в противоречии с единоличным монархическим началом. Поэтому Сенат стал лишь высшим судебным органом империи.

    2 .3 Меры в области просвещения

    Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет -- в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало -- ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

    Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

    2 .4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований

    Правительство Александра I настойчиво пыталось привлечь внимание общественности страны к новым либеральным планам. При императоре выдвигается фигура нового государственного деятеля -- М.М. Сперанского. В период в 1803 по 1807 год он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 г. -- статс-секретарь императора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции. В 1809 г. по поручению императора М.М. Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и др.). По проекту М.М. Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом М.М. Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Государственный совет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату.

    Деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. Несмотря на ссылку, в 1819 г. М.М. Сперанский становится генерал-губернатором Сибири и инициатором реформ ее управления. Спустя два года он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета, образованного в 1810 г. по его же инициативе. Под руководством М.М. Сперанского были составлены "Полное собрание законов Российской империи" в 45-ти томах, "Свод законов Российской империи" в 15-ти томах. Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя всем было ясно, что предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами прежней феодально-абсолютистской монархии.

    2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

    Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его "министерством затемнения". Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза -- евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.

    Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.

    Реакционная политика правительства Александра I в области просвещения и культуры -- это также проявление аракчеевщины, то есть того политического режима, который установился в России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.

    2 .6 Послевоенные реформы

    Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную сериюреформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России,для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем неменее мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.

    3. Кончина Александра I и оценка его царствования

    Последние годы своей жизни император Александр проводил большей частью в постоянных разъездах по самым отдаленным углам России или же почти в полном уединении в Царском Селе. В это время главным предметом его забот был вопрос греческий. Восстание греков против турок, вызванное в 1821 г. Александром Ипсиланти, состоявшим на русской службе, и возмущение в Морее и на островах Архипелага вызвали протест со стороны императора Александра. Но султан не верил искренности такого протеста, а турки в Константинополе перебили многих христиан. Тогда русский посол, бар. Строганов, оставил Константинополь. Война была неминуема, но, задержанная европейскими дипломатами, разразилась лишь после смерти государя. Император Александр умер 19 ноября 1825 в Таганроге, куда сопровождал супругу свою императрицу Елизавету Алексеевну для поправления ее здоровья.

    В отношении императора Александра к греческому вопросу довольно ярко сказались особенности той третьей стадии развития, какую переживала созданная им политическая система в последнее десятилетие его царствования. Система эта первоначально выросла на почве отвлеченного либерализма; последний сменился политическим альтруизмом, который в свою очередь преобразовался в религиозный консерватизм.

    Подводя итог 25-летнего правления Александра I можно сделать следующие выводы. Несмотря на либеральный настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции по инициативе царя особых изменений в стране сделано не было. Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, практически не было акционерных обществ, мало банков, оставался неразрешенным вопрос крепостного права, личных свобод, что обусловливало отставание России от Запада. Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

    Заключение

    Первые манифесты Александра I свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление в должностях лиц, репрессированных при Павле I.

    Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия.

    Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища.

    Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность.

    Список литературы

    1. История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова - М.: Просвещение, 1998. - 609 с.

    2. История России: народ и власть. - СПб.: Лань, 2002. - 799 с.

    3. История царствования императора Александра I и Россия вего время. Богданович М. И.. СПб., 1869-71. Т. 1-6. - 564 с.

    4. Император Александр I. Его жизнь и царствование. Шильдер Н. К. СПб., 1904-05. Т. 1-4. - 609 с.

    5. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. СПб., 1912. Т.1-2. - 656 с.

    6. Российское законодательство X -XX веков. В 9 т. М.: Просвещение, 1985. - 1387 с.

    7. Хрестоматия по истории государства и права России. Титов Ю. П. - М.: Прогресс, 2004. - 980 с.

    8. www.wikipedia.org.ru

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Предпосылки и причины военных реформ в России середины XIX века. План военных преобразований. Характеристика реформ в области организации, комплектования армии и управления войсками. Перевооружение армии, основные изменения в области подготовки войск.

      курсовая работа , добавлен 28.11.2011

      Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Реформы в области народного просвещения. Предпосылки, история создания и функционирования земской реформы. Принципы судоустройства и судопроизводства. Усовершенствование системы военного управления.

      презентация , добавлен 16.12.2012

      Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.

      курсовая работа , добавлен 22.02.2012

      Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра Великого. Военная реформа. Административная реформа. Экономическая реформа. Итоги реформ. Цель работы - проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России.

      курсовая работа , добавлен 24.10.2005

      Предпосылки и основные причины крестьянской реформы 1861 года, содержание изменений правового положения крестьянства. Сущность земской и городской реформ. Формирование принципов буржуазного судопроизводства. Особенности судебной реформы 1864 года.

      курсовая работа , добавлен 26.06.2012

      Анализ становления и развития конституционной традиции в России. Характеристика проекта М.М. Сперанского "План государственных преобразований". Особенности разделения властей и разделения сословий (высший, низший класс) согласно "конституции" Сперанского.

      доклад , добавлен 05.03.2010

      Изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного управления в 1889-1904 годах. Вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах в 1904-1905 гг. Оценка результатов проведенных реформ.

      курсовая работа , добавлен 16.12.2013

      Управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных экономических системах. Проблемы разнообразия форм собственности на землю и развития современного российского законодательства в сфере земельных отношений. Анализ земельной реформы в России

      контрольная работа , добавлен 13.01.2009

      Административные реформы Великобритании, Франции, Германии и США. Общие черты административных реформ западных стран. Подготовка административной реформы в современной России. Перспективы современных административных реформ в ведущих странах мира.

      курсовая работа , добавлен 31.05.2010

      Определение законов государственных и гражданских. Обзор устройства державной власти, судебного и законодательного порядка. Права подданных и разделение сословий. Осуществление реформ и причины неудач проектов М.М. Сперанского. Преобразование финансов.

    Александр I

    Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».
    Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой — никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

    Краткая биография Александра I

    • 1777,12 декабря - родился. Отец — великий княз Павел Петрович, мать — великая княгиня Мария Феодоровна.

      Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией

    • 1784, 13 марта - Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»

      …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…

    • 1784, 10 июня - швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей

      Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе

    • 1792, 31 июля - в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
    • 1793, 28 сентября - брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
    • 1794, октябрь - Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
    • 1794, 6 ноября — смерть . Новым императором стал ; Александр Павлович - наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
    • 1799, 27 июля - в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
    • 1801, ночь с 11 на 12 марта - , в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
    • 1801, 12 марта — новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»

      Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения.

      Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

      В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений - Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)

    • 1802-1807 — дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
    • 1807, 7 июля - Тильзитский мир, в результате которого Россия и Франция превратились из врагов в союзников
    • 1808,13 января - во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
    • 1808, май - во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
    • 1811,15 сентября - освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
    • 1812, 17 марта — главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
    • 1812-1813 — с
    • 1813, 13 января - русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
    • 1814, 25 июля — Александр I вернулся в Петербург
    • 1814-1821 — Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
    • 1821, 24 мая - Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
    • 1825,13 сентября - царская чета прибыла в Таганрог.
    • 1825, 27 октября - Александр I внезапно заболел
    • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут - кончина Александра I

    Причины, которые требовали от Александра I реформ

    • крепостное право
    • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
    • нечёткая система управления страной

    В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

    Реформы Александра Первого. Кратко

    Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

    • 12 декабря 1801 - обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
    • 8 сентября 1802 - учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров - совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
    • 8 сентября 1802 - расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
    • 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
    • 1803 - принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ - 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, университеты (для дворян)
    • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
    • 1804 - принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
    • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
    • 1804 - издание либерального цензурного устава
    • 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
    • 1810, 1 января — - учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
    • 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
    • 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
    • 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
    • 27 ноября 1815 - введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

    В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

    Окончание реформ Александра I

    Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой — военные поселения, с одной — возвращение из опалы Сперанского, с другой — возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение — все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

    Большинство исследователей выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны 1812-1814 гг., когда император стремился провести либеральные преобразования, и после победы над Наполеоном, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

    Молодой император мечтал об установлении конституционного строя. Планы таких преобразований обсуждались в Негласном комитете - неофициальном органе при императоре, в состав которого входили его друзья и единомышленники. Официально пересмотром существующих государственных законов и составлением новых законопроектов занимался Непременный совет, состоявший из представителей высшей титулованной знати.

    Наиболее актуальной задачей было признано реформирование административного аппарата. 8 сентября 1802 г. были созданы министерства - новые отраслевые органы управления, заменившие собой коллегии, и Комитет министров - коллегиальный совещательный орган, призванный координировать деятельность министерств. Министры назначались императором. Они единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность перед монархом.

    В 1809 г. по поручению императора М.М. Сперанский подготовил проект широкомасштабных государственных преобразований. Предлагалось реформировать государственный механизм исходя из принципа разделения властей. В частности проект предусматривал создание новых органов власти - Государственной думы и Государственного совета. Из всего комплекса планируемых мероприятий Александр I решился только реализовать идею создания Государственного совета. Совет стал высшим законосовещательным учреждением. Он ни в коей мере не ограничивал власть монарха, а призван был обеспечить повышение качества законотворческого процесса и приведение всей правовой системы к единообразию.

    Во второй период своего царствования (1815-1825) Александр I, как уже отмечалось выше, стал проводить более консервативный курс, по все же не до конца отказался от своих конституционных идей. В 1818-1819 гг. по поручению императора группой высокопоставленных чиновников во главе с Н.Н. Новосильцевым был разработан проект российской конституции - «Государственная уставная грамота Российской империи». Проект был представлен государю и одобрен им, однако так и не был реализован.

    Таким образом, реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства. Реформы инициировались «сверху», самим самодержцем, и при всей сложности и противоречивости личности Александра I трудно усомниться в искренности его стремления осуществить в России либеральные реформы. Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.

    Новый император Николай I (1825-1856 гг.) видел главную цель своего царствования в укреплении и охранении существующего строя. Главным государственным учреждением стала Собственная его императорского величества канцелярия. Особое значение имело третье отделение канцелярии, в задачи которого входили борьба с государственными, должностными и религиозными преступлениями, наблюдение за иностранцами, цензура. В 1827 г. был образован и подчинен третьему отделению специальный корпус жандармов - военизированные формирования политической полиции.

    Правление Николая I подвело своеобразную черту под целым рядом неудачных попыток реформировать российское государство в первой четверти XIX в. и символизировало победу противников реформ.