Лот и его семья. Печальная история Лота — комментарий к ежедневной главе. Лот живет в пещере

Два ангела пришли в Содом к вечеру, и Лот сидел у ворот города. Увидев их, он встал им навстречу и поклонился до земли.

– Господа мои, – сказал он, – пожалуйста, зайдите в дом вашего слуги. Вы сможете помыть ноги и переночевать, а ранним утром продолжите свой путь.

– Нет, – ответили они, – мы переночуем на площади.

Но он так настаивал, что они последовали за ним и вошли в дом. Он приготовил для них еду, испек пресный хлеб, и они поели. Но, прежде чем они легли, все мужчины Содома, молодые и старые, окружили дом. Они кричали Лоту:

– Где люди, которые пришли к тебе вечером? Выведи их к нам, мы хотим развлечься с ними.

Лот вышел к ним и запер за собой дверь. Он сказал:

– Нет, друзья мои, не делайте такого зла. Послушайте, у меня есть две дочери, которые никогда еще не были с мужчиной. Давайте я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Но не делайте ничего этим людям, которые пришли под защиту моего крова.

Они ответили:

– Прочь с дороги!

И сказали:

– Этот человек пришел сюда как чужеземец, а теперь хочет быть нам судьей! Мы поступим с тобой еще хуже, чем с ними.

Они стали оттеснять Лота и подошли, чтобы выломать дверь. Но мужи, которые оставались внутри, протянули руки, втащили Лота в дом и заперли дверь. А тех, кто были у двери дома, и молодых и старых, они поразили слепотой, так что те не могли найти дверь.

И гости сказали Лоту:

– Кто еще у тебя здесь есть – зятья, сыновья, дочери, кто-нибудь еще в городе? Выведи их отсюда, потому что мы собираемся уничтожить это место. Вопль к Господу против этого народа так велик, что Он послал нас уничтожить его.

Лот вышел и сказал своим будущим зятьям, женихам его дочерей:

– Скорее, уходите отсюда! Господь собирается уничтожить город!

Но те подумали, что он шутит.

Когда взошла заря, ангелы стали торопить Лота, говоря:

– Торопись! Уводи отсюда свою жену и двух дочерей, а не то ты погибнешь, когда наказание падет на город.

Он медлил, но те двое взяли его за руку, и его жену, и двух дочерей, потому что Господь был к ним милостив, и вывели их за пределы города. Уже за пределами города один из них сказал:

– Беги отсюда! Не оглядывайся назад и не останавливайся нигде в долине! Беги в горы, а не то ты погибнешь!

Но Лот сказал им:

– Нет, Владыка! Слуга Твой нашел в Твоих глазах расположение, и Ты явил мне великую милость, спасая мою жизнь. Но в горы мне не добежать: бедствие настигнет меня, и я погибну. Вон тот городок недалеко, туда я успею добежать, и он невелик. Позволь мне бежать туда – ведь он совсем мал, не так ли? – и моя жизнь будет спасена.

Он ответил:

– Хорошо, Я выполню и эту просьбу: Я не разрушу города, о котором ты говоришь. Беги туда быстрее, потому что Я ничего не могу сделать, пока ты не доберешься до него. (Вот почему тот город был назван Цоар).

Солнце уже встало, когда Лот добрался до Цоара. Тогда Господь пролил дождем на Содом и Гоморру горящую серу с небес от Господа. Он разрушил города и всю долину, и всех, кто жил в городах, и все, что росло на земле. А жена Лота оглянулась назад и превратилась в соляной столб.

На другое утро Авраам поднялся рано и вернулся к тому месту, где он стоял перед Господом. Он посмотрел на Содом и Гоморру, и на всю долину, и увидел: густой дым поднимается от земли, как дым из печи.

Так, когда Бог уничтожил города долины, Он вспомнил Авраама и спас Лота от бедствия, которое разрушило города, в которых жил Лот.

Лот и его дочери

Лот и две его дочери покинули Цоар и поселились в горах, так как он боялся оставаться в Цоаре. Он жил в пещере со своими двумя дочерьми. Старшая дочь сказала младшей:

– Наш отец стар, а здесь нигде нет мужчины, чтобы лечь с нами по обычаю всей земли. Давай напоим отца вином и ляжем с ним, чтобы сохранить наш род через нашего отца.

В ту ночь они напоили отца вином, и старшая дочь вошла и легла с ним. Он и не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая дочь сказала младшей:

– Прошлой ночью я легла с отцом. Давай опять напоим его вином сегодня вечером, и ты войдешь и ляжешь с ним, чтобы мы могли сохранить наш род через нашего отца.

Они напоили отца вином и в эту ночь, и младшая дочь вошла и легла с ним. Он и не знал, когда она легла и когда встала.

Так обе дочери Лота забеременели от отца. Старшая дочь родила сына и назвала его Моав; он – отец нынешних моавитян. Младшая дочь тоже родила сына и назвала его Бен-Амми; он – отец нынешних аммонитян.

a) 19:5: Букв.: «чтобы мы их познали»

b) 19:18: Или: «господа мои».

c) 19:19: Или: «твой...твоих...ты явил».

d) 19:21-22: Или: «я... я… я».

e) 19:22: По звучанию это название напоминает еврейское слово «малый».

f) 19:37: По звучанию это имя напоминает еврейские слова «от отца».

g) 19:38: По-еврейски это имя означает «сын моего народа» и напоминает по звучанию слово «аммонитянин».

Лот (в Библии)

Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне "познали их". Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается. Жителям города это не понравилось и они стали проявлять агрессию по отношению к самому Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его родне велели покинуть город, поскольку он будет разрушен. Зятьям, которые брали за себя дочерей Лота, показалось, что это шутка, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы велели бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Но Лот заявил, что на гору спастись не сможет и укроется в городе Сигор, на что Бог согласился и оставил Сигор целым. По дороге прочь жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столб .

Выйдя из Сигора, Лот поселился в пещере под горой вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и переспать с ним , чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день - младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян , а младшая - Бен-Амми, предка аммонитян .

В Коране

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лот (в Библии)" в других словарях:

    Племянник Авраама, с которым он делил все радости и невзгоды страннической жизни. Впоследствии, разбогатев, Л. отделился от своего дяди, поселился в известном своею развращенностью г. Содоме и попал в плен к месопотамским царькам, сделавшим набег … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    1. ЛОТ, а; м. [голл. lood] Навигационный прибор для измерения глубин моря с борта судна. Ручной л. Механический л. Бросать л. (измерять глубину чего л.). 2. ЛОТ, а; м. [нем. Lot] Старинная русская мера веса, равная 12,8 грамм (применялась до… … Энциклопедический словарь

    ЛОТ, в Библии племянник Авраама, (см. АВРААМ) переселившийся вместе с ним в Ханаан из Месопотамии. После того, как между пастухами Авраама и Лота стали возникать споры из за угодий, поселился в Содоме (Бытие, 13: 5 12). Во время похода царя Элама … Энциклопедический словарь

    Праведный Лот. Книжн. Устар. Единственный добродетельный человек в дурном обществе. /i> Выражение из Библии. БМС 1998, 350 … Большой словарь русских поговорок

    Герой библейской этиологич. легенды. В книге Бытия Л. родом из Ура Халдейского, племянник патриарха Авраама, вначале был под его патриархальной властью, затем отделился и занимался скотоводством в р не Содома. Согласно легенде, только Л., его… … Советская историческая энциклопедия Википедия

    - «Лот с дочерьми», картина Х. Гольциуса Инцест (лат. incestus преступный, греховный) кровосмешение, половая связь между кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Содержание 1 История понятия … Википедия

Библия – это книга, в которой сосредоточено духовное Знание….для тех, кто хочет его достичь..
Если человек читает её только как сборник библейских историй, без любви к Богу… без «страха божьего»,
без понимания своей ограниченности и испорченности, ТО он многое будет воспринимать предвзято, согласно своему узкому пониманию всего, с чем он соприкасается…

Люди привыкли обо всём судить «по себе»…и по тому, как «принято» в обществе….
Например, кто-то глядя очередное ток-шоу с известной семидесятилетней актрисой, вышедшей в коротком платье и оголённой грудью, бравирующей своим молодым любовником и рассказывающей о том, сколько же их у неё было…, кто-то будет искренне радоваться за неё, воздавая ей славу, славу её обнажённому телу и «неувядаемой» сексапильности…, дерзая брать с неё пример в обращении к пластическим хирургам и всем видам модного и принятого в обществе драйва для души и тела…

Люди воспринимают сегодняшнее развращённое поведение своих кумиров, как норму…, как принцип жизни.., как нЕчто само собой разумеющееся….
Доходят до того, что жёны кумиров рассказывают многомиллионной ТВ аудитории, как и с кем изменяет им муж, а с кем - они….и даже на передаче присутствуют любовники, якобы, бывшие, которые рассыпаются в любви к своим подружкам и дружкам…
А вот если этот же человек, который только что аплодировал своим разгульным кумирам, прочтёт в Библии историю про Лота и его дочерей…., тут пределу возмущения и презрения не будет конца!........
И чтО особенно возмутит этого критика, это тО, что Лот являлся праведником…………

Лот – племянник Авраама, который пошёл за своим дядей прочь от язычников в новые земли, туда, куда повёл Авраама Божий Глас……Лот верил в Единого Бога так же, как и Авраам и уже поэтому стоял на праведном пути……..
Представить тогдашнюю жизнь этих людей нам крайне трудно…это были совсем другие условия и обычаи жизни…другие трудности и проблемы….

Тяжелее всех приходилось тем, кто знал и верил в Единого Бога, жил в поклонении и послушании только Ему, а не идолам и божкам….Авраама и его родных окружали племена и народы языческие, варварские, жестокие и воинствующие….Но они ни с кем не воевали, жили мирно, пасли свои стада….
Однажды Авраам предложил Лоту отделиться по причине разрастания хозяйства … не хватало пастбищных земель для скота…подступали голодные времена… Авраам предложил Лоту выбрать землю для себя:
Бытие гл 13:
«10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.»

Да, надо сказать, что Лот выбрал землю получше…наверняка считая, что он моложе Авраама и ему ещё предстоит увеличение семейства…а у Авраама детей «не намечалось»….
Часто люди стараются тоже выбирать себе что-то лучшее, надеясь что оно принесёт им счастье..
Например, кто-то выбирает лучшее учебное заведение в другой стране….но затем там попадает в какую-то недобрую переделку…компанию… и теряет всё……..
Кто-то выбирает лучшую клинику для операции, надеясь, что здесь-то уж обязательно помогут, но в результате там делают неудачную операцию (например, пластическую) , и они терпят урон…
А вот человек купил наилучшую модель автомобиля…и..разбился на ней….
Девушка надела своё самое лучшее платье, чтобы быть самой обворожительной…и порвала его, неудачно упав прямо на глазах у всех…
Семья отправилась на самый лучший и престижный курорт…и разбилась на самолёте…

За всем этим есть духовная причина – желание быть первым… «гордость житейская»…
На примере Лота Бог хотел показать людям, что НЕ « всё золото, что блестит»…….
За красивой приманкой, зажигающей глаза гордости и самодовольства оказывается нЕчто пагубное…Почему? – Есть духовные законы….
(Библия. Притчи 16:18): «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность»

(Евангелие от Матфея 16:26): « какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»

«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим.6:8-10).

Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».

Притчи 11:28 «Надеющийся на богатство свое упадёт; а праведники, как лист, будут зеленеть».

Псалом 36:16-17 «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь».

Лот по вере своей быв праведником, всё же, как и многие из верующих, был недостаточно «обрезанным» в сердце своём…Бог трудился над его характером, вразумляя и наставляя через ошибки, как и многих тех, кто учится ходить перед Богом…
Праведным Лот так же назван и потому, что он НЕ участвовал в мерзостях Содома, о которых вскоре ему пришлось узнать…, ибо народ сей от праздности, пресыщения и богатства развратился до крайности.... упиваясь до бесчувствия вином, творил дела непотребные, занимаясь всеми видами сексуальных извращений и утех….

Господь видя, как необратимо и низко пал народ сей языческий, глумясь над всем святым и чистым, не веруя в Бога и Творца, но утоляя похоти свои перед идолами своими…воздал им по их мерзостям, дабы избавить землю от очага растления бесовского и показать пример иным нечестивцам, что суд грядёт!.....

Господь истребил Содом и Гоморру огнём и серою!.....
Но перед этим Ангелы пришли к Лоту, дабы вывести его и его семью из этого вертепа…
(Библия. 2 Петра 2: 7-8) : «а праведного Лота, утомлённого обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)»….
Лот мучился среди беззаконных, но продолжал там жить…его держала привязанность к материальному…
Его праведность не была подобна праведности Моисея, который «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.» (Евреям 11:25-26

Лот не назван в Библии героем веры, или превосходным праведником…Его пример дан нам в назидание Богом, как пример того, что привязанность к материальному богатству всегда губительно сказывается на жизни и вере, создавая в характере нерешительность, томление, сомнения и несвободу….

Можно сказать, что Лот являлся праведником на грани падения…Если бы он ещё помедлил…если бы Бог не помог ему выйти из Содома…он бы погиб вместе со всеми….
Его пример – это пример тем, кто придя к Богу, пытается служить двум господам: Богу и маомоне…..Но Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Матфея 6:24-25) --- Рано или поздно те, кто продолжает дружить с миром, не отдав свою жизнь Господу, потерпит урон и развратится…упадёт…погибнет….

И чтобы убедиться в том, что Лот приближался к падению, достаточно узнать о том, что его жена уже была намертво привязана душой к Содому, ибо ей не хотелось покидать это злое, нечестивое место…--- и хотя ангелы предупредили о том, что «уходя, уходи…и не оглядывайся…», она оглянулась…и превратилась в соляной столб…Лот потерял её навсегда….
Дочери Лота тоже, видимо, «набрались» «мудрости» Содомской….потому что решили совершить грех и спать со своим отцом ради продолжения рода….Есть и такая версия – они НЕ были родными дочерьми Лота, ибо жена Лота «гуляла» и родила от других….Лот это знал, но скрывал…и мучился…
Эту версию я не могу подтвердить или опровергнуть, потому что она может быть верной, так как жена Лота не хотела уходить из Содома…..

Тем ни менее, посмотрим, чтО дальше произошло с Лотом и дочерьми его…в каком он находился состоянии души…самочувствии?...--- Понятно, что все последние события его потрясли….он потерял много «нажитого», в спешке покинув Содом прямо накануне извержения Вулкана…
Затем погибла его жена….Он остался «у разбитого корыта»….

Я завершаю своё повествование большой выдержкой из статьи Александра Дмуха: - «Заступаясь за праведника. Лот»

Быт. 19: Поначалу Лот побоялся бежать в горы (стих 19), и пошёл, вместо этого в Сигор (стих 22).
«Затем он « вышел из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.» (стих 30)
Итак, что же... Лот удалился из города Сигор, полагая, что за «Хиросимой» последует «Нагасаки». Он боится, что гнев Божий вскоре может обрушится и на этот город. Опасения его были не напрасны.
Об этом знали и его две дочери. Вот рассуждения его дочерей: «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли.» (Быт.19:31)
Взрослые дочери Лота, искренно думали, что на земле не осталось мужчин, кроме их отца. Они заботятся о продолжении рода человеческого. Вы скажите: «но ведь Бог сжёг не всю землю, а только несколько городов». А откуда им было это знать! Еще прибавьте сюда масштаб катастрофы... Они напуганы… У них была память о потопе во дни Ноя, когда остался Ной и его семья… А здесь похожая ситуация…. Только потоп - огненный.

Дочери торопятся: «отец наш стар». У них мысль о продолжении рода. От кого? ….. Из всех мужчин, по их мнению, остался только их отец…. Поэтому они и решаются на известный поступок, предварительно хорошенько напоив отца вином. Для чего? Потому, что трезвым, Лот этого явно бы не сделал….. Вы спросите: «а зачем он пил вино?» --- можно догадаться – его удручённое состояние души на тот момент..потеря жены, богатого дома…привычного уклада жизни и пр….привели его к потере здравости суждения и трезвению духа…он был подавлен…а дочери (причём, быть может, не родные) старались «утешить» его вином, чтобы он «забылся»….

Но этот грех этот имел далеко идущие последствия --- От дочерей Лота родились Моав и Бен-Амми, от которых пошли Моавитяне и Аммонитяне – постоянные враги Израиля. Имя Моав созвучно (по-еврейски) фразе: "от отца", а Бен-Амми означает "сын кровного родственника". Эта этимология не давала Израилю забыть о постыдном происхождении их врагов.

Четыре главных мотива звучат 19 главе Бытия: скорый суд Божий над нечестивыми хананеями; привязанность Лота к материальным вещам; милосердное избавление его Богом от погибели, и "возрождение Содома" в пещере……
На этом повествование в книге Бытие о Лоте заканчивается. А потом его имя нам и не только нам напоминает Сам Иисус Христос. Когда Иисуса спросили: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?», то Он по мимо прочего вспоминает два события из глубокой древности. Иисус напоминает события о которых знали все. Эти события: потоп во дни Ноя и сожжение Содома во дни Лота.

«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:26-31).
Как в первом так и во втором случае наблюдается одна и та же картина. С одной стороны гибель грешников, с другой - спасение праведников. Для одних гнев, для других - милость. Одним - смерть, другим - жизнь. Разница лишь в том, что в первом случае Бог использует для наказания - воду, а во втором – огонь.

Иисус, в приведенных им примерах, уравнивает статус Ноя и Лота. Лот оказывается на одной, спасительной стороне рядом с праведным Ноем. Эти два благочестивых человека являются для всего мира учителями. Как Ною и Лоту Бог подарил жизнь, так и всем верующим в Иисуса Бог даст спасение и жизнь вечную. Как Бог покарал грешников в воде и огне, так все не уверовавшие в Евангелие пожнут смерть.
В заключении я дам один совет тем, кто решил критиковать грехи библейских героев…-- Если вы решили обличить чей-то грех, и вам нужен живой пример из Библии. В этом случае в Писании достаточно персонажей из «черного списка». Критикуйте Каина, обличайте Илия и его сыновей, мойте кости Саулу. В Писании достаточно фигурантов, своей жизнью показавших, что так жить нельзя.

Не трогайте людей, которых Писание называет - праведниками. Неужели вы не видите разницы между ними. Она колоссальна!
И если праведник совершал грех, например как Давид, то Писание прямо и откровенно оценивает такой поступок, как – преступление. У Бога нет лицеприятия. Священное Писание - честная книга. Если же какой-то поступок святого, вам кажется не благовидным, то не торопитесь с выводами.
Если Писание прямо и недвусмысленно не осуждает, не осуждайте и вы. Не будьте пьяны эмоциями.
Прочитайте серьезные книги о культуре и обычаях того времени. …Поучитесь у Бога. Смотрите как рассуждает Судья всей земли, давая нам урок: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21)
В юриспруденции есть такое понятие как «презумпция невиновности». («Презюмпируется» – т.е предполагается.) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в суде. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Не спешите обвинять праведников, если их поступки пока вам не понятны. Если Писание (Бог) четко и недвусмысленно не осуждает, какой либо поступок, на первый взгляд кажущийся вам не хорошим, то не осуждайте и вы. Бог судья или вы?!
В противном случае, мы становимся умнее Бога…»

Вечером того же дня Лот сидел у городских ворот. Он не заметил, как к нему подошли двое путников. Это были те ангелы, что приходили к Аврааму. Лот поднялся им навстречу, поклонился до земли и пригласил заночевать у него в доме.

После трапезы, когда хозяева и гости намеревались уже отойти ко сну, с улицы донесся гул толпы. Лот выглянул наружу и увидел, что перед домом собралось огромное множество людей - едва ли не все жители Содома. Собравшиеся угрожали Лоту и требовали, чтобы он отдал им на расправу своих гостей.

Лот сказал, что ни за что этого не сделает. Тогда разъяренная толпа устремилась к дому. Но дом был под надежной защитой - и сам дом, и тех, кто был в нем, охраняли ангелы. Чтобы охладить пыл разбушевавшейся толпы, ангелы лишили нападавших зрения. Жители Содома, наконец, смирились с тем, что к Лоту им не ворваться, и разошлись по своим домам.

Тогда гости поведали Лоту о том, кто они и зачем Бог прислал их в Содом:

Бог вознамерился уничтожить этот город за страшные грехи его жителей. Вот, мы пришли сюда, и лишний раз убедились, сколь испорчены и жестоки содомляне. Тебя же и твою семью Он желает спасти. Так что скажи своим домашним, чтобы они, не теряя времени, собирались и до наступления дня были готовы бежать из этого проклятого города.

Когда над окружавшими Содом холмами забрезжил рассвет, ангелы взяли Лота, его жену и дочерей за руки и поспешно вывели из города.

Оставив Лота с семейством на дороге, ангелы сказали:

Теперь бегите изо всех сил, чтобы спастись от участи, уготованной всем прочим жителям Содома. И ни в коем случае не оглядывайтесь назад, ибо кто оглянется - погибнет на месте.

Лот, его жена и дочери находились уже на безопасном расстоянии от обреченного города, когда земля вдруг содрогнулась у них под ногами. За спинами у них творилось что-то страшное: на Содом и Гоморру с небес обрушился огненный дождь и превратил грешные города со всеми их жителями в два гигантских костра.

Для нашего размышления и назидания давайте прочитаем два места из посланий Петра и Павла.
2Пет.2:4-9 « Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные ) -
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания »
Евр.11:7 « Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере »
В книгах Ветхого и Нового завета содержится описание жизненного пути множества персонажей. Эти описания оставлены для нас, чтобы мы, глядя на их подвиги, ошибки и грехи, делали определенные выводы. Правильным поступкам и добрым делам мы должны подражать, а грехов и просчетов избегать. Тем более что мы видим последствия как одного, так и другого.
Сегодня мы кратко рассмотрим жизнь Ноя и Лота, и попытаемся извлечь для себя некоторые уроки. Обоих Слово Божье называет праведниками, но они прожили совершенно разные жизни, и пожали разные плоды. Мы проведем сравнение по четырем позициям: взаимоотношения с Богом; взаимоотношения в семье; взаимоотношения с миром; итог жизни.
1) взаимоотношения с Богом
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег»
В этих словах мы находим концентрированное выражение взаимоотношений Ноя с Богом. Мы видим, что он имел веру; он удостоился особого откровения от Бога; он имел благоговение пред Богом; он действовал в соответствии с волей Божьей.
Если говорить немного подробнее, то следует обратиться к Книге Бытия.
Быт.6:5-9 « И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом »
«Ходить перед Богом» - это означает: жить, сознавая, что Бог видит каждый наш шаг и знает каждое помышление нашего сердца. Это значит - иметь глубокое желание угодить Богу.
И вот у Бога возник план. Не посвящая Ноя во все детали Своего плана, Бог открывает перед ним то, чего никогда раньше не случалось, и дает четкие указания, как следует действовать. И как же действует Ной?
Быт.6:22 « И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал »
Представьте себе ситуацию: Ной получил откровение о великом страшном суде, таком, какого мир еще никогда не видел, и о котором не было ни малейшего признака. У него не было ни писаний, ни пророчеств, унаследованных от кого-либо, жившего раньше его. Но он сразу же, не медля, приступил к исполнению повеления Божия. У него была такая вера, что ее хватило, чтобы 120 лет работать, не покладая рук, в греховном, злобном окружении, среди насмешек, среди непонимания. Он верил тому, что выходило за рамки его жизненного опыта. Все, что у него было - это откровение Божье, и ему этого было достаточно. Он пребывал в благоговении перед волей Божьей. Некто из мужей Божиих сказал: «Истинная вера не просит никаких дополнительных доказательств. Он не просил знамений или услышать голос, или... увидеть видения или сны, не просил научных подтверждений, археологических открытий, доказательств из области геологии. Истинная, спасающая вера принимает Слово Божье просто на основании того, что Бог сказал это».
А как с этим были дела у Лота?
Быт.13:10-12 « Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома »
Быт.19:15-23, 30 « Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота , говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.
16 И как он медлил , то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.
17 Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору , чтобы тебе не погибнуть.
18 Но Лот сказал им: нет, Владыка !
19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя.
21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;
22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.
23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор…
30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе , и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его »
Из этих слов мы видим, что Лот на протяжении всей своей жизни при принятии важных решений не искал воли Божией, а поступал по собственному разумению. Вначале он раскинул свои шатры до Содома, а затем переселился в сам Содом. И даже тогда, когда Бог явно открывал ему Свою волю, он медлил ее исполнить и даже пререкался с Богом. Хотя, как позднее оказалось, выбор Бога был более правильный. Как, впрочем, и всегда.
2) взаимоотношения в семье
Евр.11:7 « Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего »
Ной не пошел путем личного самосовершенствования, смысл его жизни был в том, чтобы спасся весь его дом. Дом - не в смысле строение, здание, а в смысле домочадцы, вся его семья. Хоть это прямо и не описано, но можно с большой долей вероятности предположить, что вместе с Ноем над строительством ковчега трудились и его сыновья. То есть ему удалось создать в семье атмосферу доверия и взаимной поддержки. Своей верой Ной зажигал сердца своих родных и близких. Наверное, зрелому мужу хоть и неприятно, но гораздо легче противостоять давлению мира, переносить насмешки и унижения, чем молодым людям. На молодежь чужое мнение, авторитет оказывает гораздо более сильное влияние. Но мы видим, что Ною удалось удержать своих детей в рамках послушания воле Божьей.
Быт.7:7 « И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа »
Вся семья пощла за своим мужем, отцом, свекром.
А что же происходило в семье Лота?
Быт.19:4 « И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит »
Быт.19:24-26 « И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.
26 Жена же [Лотова] оглянулась позади его , и стала соляным столпом »
Быт.19:36 « И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего »
Эти три отрывка показывают, что у Лота не было никакого авторитета ни у жены, ни у дочерей, ни у зятьев. Все его слова - это пустой звук. Его решения никому не интересны и ни для кого не убедительны. Дочери не имеют никакого страха, никакого уважения перед отцом. Почему так произошло?
Интересный вывод мы можем сделать из следующих слов:
Быт.19:26 «Жена же [Лотова] оглянулась позади его »
Интересная получается ситуация. Лот не очень-то спешит исполнить волю Божию, но когда он наконец решается, то бежит впереди всех. Ему, как главе семейства, следовало бежать сзади, прикрывая свою семью, чтобы убедиться, что все успевают, никто не упал, не отстал. Вместо этого мы видим, что жена Лотова «оглянулась позади его ». Печально, если и мы на нашем духовном пути так увлекаемся бежать вперед, что наша семья остается далеко позади нас!
3) взаимоотношения с миром
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир »
2Пет.2:5 «…в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды »
По отношению к развращенному миру Ной выступал как проповедник правды и судья. С одной стороны, строительство ковчега было поводом для проповеди. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через сто двадцать лет они будут уничтожены в водах потопа. Ной проповедовал не столько словами, сколько своей жизнью, своей верой. Его не страшила реакция всех этих людей. Он говорил им истину. Во-вторых, своим послушанием воле Божьей, своей верой Ной «осудил весь мир». Он осудил неверие людей. Ной показал на личном примере, что вполне реально жить верой в Бога. Если он мог так жить, то могли и те, кому он проповедовал. Он также осудил суету (поскольку тратил время и силы не на то, чтобы создать себе комфортные условия жизни, но чтобы получить спасение); осудил грех. Его вера и страх Божий шли в разрез с общественным мнением, но ему не было никакого дела до того, что о нем скажут люди. Его волновало то, что скажет Бог.
А теперь вернемся к Лоту.
Быт.19:1-9 « И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома . Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом
5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7 и сказал: братья мои, не делайте зла ;
8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
9 Но они сказали: пойди сюда. И сказали: . И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь »
Итак, мы находим Лота у ворот Содома. Это было место, где можно было узнать все последние новости. Это место, где собирались старейшины города, где осуществлялось правосудие. То есть Лот поступал вопреки тем словам, что написаны в 1-м Псалме:
Пс.1:1 « Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей »
Мы не знаем, был ли Лот включен в число старейшин Содома, но ему было комфортно среди этих людей, и хотя Петр пишет, что Лот «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные», но ему нравилось находиться в этом окружении. Он настолько чувствовал свое единство с ними, что когда Содомляне пытались напасть на его гостей, он обращается к ним со словами: «братья мои, не делайте зла». Но считали ли они его своим братом? Ответ на этот вопрос дает нам 9-й стих:
Быт.19:9 «Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними ».
Эти слова показывают, что он был для них совершенно чужой. У Лота были иллюзии относительно своего положения в этом обществе, но эти люди его не принимали в свой круг.
4) итог жизни
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере »
Этот стих начинается с веры и заканчивается верой. Вера Ноя, его верность, послушание Богу привели к потрясающему результату. Ной сделался наследником праведности по вере. Он приобрел истинную оправдывающую праведность, потому что сделал все так, как сказал Бог. Он поверил в то событие, которое было немыслимо в то время - в потоп, который являлся справедливым Божьим судом грешному миру. Он использовал единственно верный шанс - вошел в ковчег спасения сам и пригласил свою семью. Для многих поколений детей Божиих Ной стал образцом веры и праведности. Важно понять, что Ной не был самоправедным человеком. Давайте вспомним, что когда потоп закончился, первое, что сделал Ной - устроил жертвенник Господу и принес Ему жертвы. Это показывает, что Ной осознавал, что он грешен, и нуждается в прощении Божием. Он исполнил то, что от него требовал Бог, и стал наследником праведности по вере.
А каков итог жизни Лота? Нам ничего не известно о том, как сложилась жизнь Лота после того, как он поселился в пещере со своими дочерями. Он мог бы вернуться к своему дяде Аврааму, у которого наверняка нашлось бы место для своего незадачливого племянника. Но он не вернулся. Что-то ему помешало, может быть, гордость. Ведь он уходил от Авраама с большим богатством, имел стада крупного и мелкого скота, но в Содоме он потерял все. У него не хватило духа, как у блудного сына, вернуться туда, где он имел благословения и откуда он ниспал. Мы не знаем, сколько он прожил, следы его жизни затерялись в истории. Но на один момент хотелось бы обратить внимание.
Быт.19:37-38 « и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне.
38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне »
Втор.23:3 « Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки »
Вот таков печальный итог жизни этого человека, которого Слово Божье называет праведником. Всю свою жизнь он старался устроиться в жизни покомфортнее, все что-то выгадывал, но каков итог всего этого? Он потерял все свои сбережения, потерял свою жену, а его потомкам закрыт путь в общество Господне.
Итак, вот такие две судьбы, два разных жизненных пути. Ной и Лот имели много общего. Они оба жили в период духовного кризиса. Они оба жили в окружении, которое подлежало истреблению за многочисленные грехи. Они оба обрели благодать у Бога, и Бог даровал им возможность избежать ужасной участи: погибнуть от потопа (в случае с Ноем) и от огня (в случае с Лотом). Они оба названы праведниками, но стиль их жизни, их привычки, их ценности имели кардинальные отличия. Как мы сегодня увидели, этих людей отличали взаимоотношения с Богом, взаимоотношения в семье, взаимоотношения с окружающим миром. Все эти отличия привели к противоположным последствиям. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы сделали из всего услышанного сегодня правильные выводы.