Апостол павел и тимофей. День ангела (именины) Тимофея по церковному календарю православных христиан

Тимофей - почитающий Бога (греческое). Имя спокойное, редкое. В связи с модой на старину этим именем стали называть мальчиков.
Зодиак имени: Водолей.
Планета: Сатурн.
Цвет имени: фиолетовый.
Камень-талисман: сапфир.
Благоприятное растение: сосна, красавка.
Покровитель имени: выпь.
Счастливый день: суббота.
Счастливое время года: зима.
Основные черты: уравновешенность, мечтательность.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Тимофей, епископ Ефесский, священномученик, 17 (4) января, 4 февраля (22 января).
Тимофей Кесарийский (Палестинский), мученик, 28 (15) марта.
Тимофей Мавританский, дьякон, священномученик, 2 января (19 декабря).
Тимофей Олимпийский (в Символах), пустынник, 6 марта (21 февраля).
Тимофей Палестинский, мученик, I сентября (19 августа).
Тимофей Прусский, епископ, священномученик, 23 (10) июня.
Тимофей Псковский, князь, 2 июня (20 мая).
Тимофей Сицилийский, преподобный мученик, б февраля (24 января).
Тимофей Фиваидский, мученик, 16 (3) мая.
Святой апостол Тимофей происходил из города Листры в Малой Азии. В 52 году Листру посетил апостол Павел и исцелил хромого от рождения. Многие жители, в том числе юноша Тимофей уверовали во Христа. Тимофей стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его спутников и сотрудником в проповеди Евангелия. В 65 году апостол Павел рукоположил Тимофея в епископы Ефесской Церкви, которой он управлял 15 лет. Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе, в 80-м году, на празднике в честь идолов, он стал вразумлять язычников, проповедуя им истинную веру во Христа. За это Святой Тимофей был побит камнями.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

4 февраля - Тимофей-полузимник.
Сильные морозы, бывающие в этот день, называют тимофеевскими.
Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.
Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя.
Чем больше выпадает снега, тем.выше урожай зерновых.
Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления.
Вверх поднимаются по стеклу "снежные растения" - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели.
Тимофей - весновей, теплом веет, стариков греет.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Тимоша - мягкий, спокойный ребенок. Время от времени полезно возвращать его на землю из страны мечтаний, куда он охотно удаляется, сталкиваясь с какими-нибудь трудностями.
Тимофей переживает тяжелое детство, не в материальном отношении или подверженности каким-то заболеваниям, а потому, что слишком сильна была в семье власть матери и он, даже имея отца, не получил мужского воспитания. Став взрослым, но так и не вырвавшись из-под материнской опеки, он попадает в еще одни женские руки: из-за своей довольно симпатичной внешности, мягкого характера и веселого нрава, у него нет отбоя от девчонок. Он немного переживает, что не имеет сугубо мужской "крутой" компании, но вполне доволен женской, где он центр внимания. Даже если для самоутверждения Тимофей захочет войти в какой-нибудь модный мужской круг, он не заражается его эмоциями и идеями, и оно ему вскоре надоедает. Только среди близких людей он проявляет себя, способен и на бурное веселье, и на глубокое недовольство.
Неудовлетворение окружающей обстановкой находит свое проявление в честолюбивых мечтах. Тимофей будет терпеливо реализовывать свои жизненные планы, стремясь получить хорошее образование и сделать карьеру. Долгое время Тимофей вынужден делать то, что ему не хочется. Впрочем, ему интересно делать только ту работу, результаты которой дадут ему возможность выдвинуться л блеснуть.
Внешне Тимофей спокойный, в общении ровен со всеми, добрый, обид долго не помнит, даже умеет сразу не реагировать на конфликт. Разряжается в кругу близких.
С женщинами Тимофей мягок, нежен и ласков, но считает их существами не столь уж хорошими. Темперамент у него скорее слабый, но считает себя вполне нормальным в области секса. Иногда имеет неудовлетворенную жену, но считает себя обиженной стороной.
Брак будет достаточно прочным при ярком проявлении чувств Тимофея, при сильной эмоциональной связи. Необходимо, чтобы общим был круг друзей, больше совместной деятельности. Очень хорошо, если у Тимофея с женой будет одна профессия или общая работа. Серьезной проблемой может стать большая разница в уровне культуры и воспитания. В его браке большие напряжения могут возникнуть из-за сложных отношений с родственниками обеих сторон. Ни в коем случае Тимофею нельзя позволять им вмешиваться в его семейные дела, и вообще следует оберегать дом от любого активного вмешательства извне.
Отчество : Тимофеевич, Тимофеевна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Тимошка Анкудинов, одиннадцатый самозванец, называл себя то сыном, то внуком царя Василия Шуйского, то князем Иваном Шуйским.
Тимошка родился в Вологде, в 1617г., сын богатого стрельца, торговавшего холстами. По своему состоянию получил неплохое образование и женился на внучке вологодского архиерея.
Ведя беспорядочную и разгульную жизнь, Тимошка промотал все женино приданое и отправился искать счастья в Москву. В Москве он получил место подьячего в приказе "Новая Четь", но продолжал прежний образ жизни. Наделав неоплатных долгов и предвидя неизбежное тюремное заключение, в 1643 году ограбил казну приказа на двести рублей, поджег собственный дом, в котором сгорела его жена (под пытками было показано, что действительно он сам поджег дом), он бежал в Константинополь. Там, в 1646 году, Анкудинов стал выдавать себя за "государственного сына Шуйскаго". В судьбе его вначале принял участие великий визирь, поверивший грамоте, в которой значилось, что он сын царя Василия, что царь Михаил Федорович дал ему в удел Пермь Великую с пригородами, но что жить там ему стало скучно, и он приехал в Москву. В столице он был посажен под стражу и освобожден только благодаря приверженцам царя Василия Шуйского. Самозванец просил визиря, чтобы султан дал ему ратных людей, и велел идти "на московские украйны", уверял, что "русские люди против него стоять не будут", что султан приобретет Астрахань с пригородами. Находившиеся в Константинополе московские послы разоблачили Анкудинова явными уликами. Анкудинов бежал, а в 1649 году он появился на Украине, где нашел себе покровителя в лице Богдана Хмельницкого, не выдавшего его русским послам и переправившего Тимошку в Швецию. Там Анкудинов был милостиво принят королевой Христиной и принял лютеранство. Из Швецию перебрался в Голштинию, но герцог голштинский Фридрих выдал его в обмен на договор о позволении Голштинии торговать с Персией и Индией через Русские владения.
В 1653 году в Москве после очной ставки с матерью, монахиней Степанидой, самозванец Тимошка Анкудинов был четвертован.

День памяти: 22 января (ст.ст.) - 4 февраля (н.ст.)
Прославлен в лике: Апостолов, Мучеников
Когда жил: ок. 50 - 100 г.г.
Где жил: Ликаония - юго-восточная область Малой Азии
Тропарь, глас 4: Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 1: Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

Житие: «Святой апостол Тимофей»

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области , а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры , который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: "желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе " (2Тим. 1:4. 5).

Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их " (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам ". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти . Но так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания " (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу , пришел в Листры , где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей , воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: "ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях " (2 Тим. 3:10, 11).

Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый - радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом , хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: "если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его " (1 Кор. 16:10-11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе " (1Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: "Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат " (Флм. 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат " (2Кор. 1:1), "Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат " (Кол. 1:1). И еще он пишет: "Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей " (2Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея - не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их " (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова . Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом в изгнание на остров Патмос , то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.

Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый "катагогиум", в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, - ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти . Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах - общее в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.

1 Ликаония - юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом
2 Листры - город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр - селение Латик или Ладик.
3 Св. апостол Варнава, из лика семидесяти апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня.
4 Это видно я из того, что апостол Павел везде называет его своим сыном (1Кор.4:17; 1Тим.1:2,18; 2 Тим.1:2, 2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу.
5 Св. ап. Сила - из лика семидесяти, ученик и ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь празднует 4 января.
6 Это было во второе апостольское путешествие св. апостола Павла.
7 От Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции - Афин и Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф, где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до Троады и Асии. Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера.
8 Посвящению св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1Тим.4:12-16), к которым он был призван.
9 В 60 годах по Р. X. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении.
10 Римский император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г.
11 Это было в 96 г. Патмос - голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам.
12 Св. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г.
13 Память св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г.

Святой апостол Тимофей, имя которого переводится на русский язык как «любящий Бога», любимейший из учеников первоверховного апостола Павла , апостол из числа семидесяти происходил из семьи, смешанной по религиозным убеждениям – отец, эллин, исповедовал язычество, а мать Евника и бабка Лоида были благочестивыми иудеянками. Появился он на свет примерно около 17 года от Р.Х. в малоазийской провинции Ликоании, в большом и знаменитом тогда городе Листры, теперь эта территория принадлежит Турции, область Конья.

Добрые плоды воспитания и духовного образования, данного матерью и бабкой будущему апостолу, позже святой апостол Павел отмечал особо, вспоминая об этом во Втором Послании к Тимофею (2 Тим. 1; 5).

Впрочем, отец, имя которого первоисточники не сохранили, не мешал жене и теще в исповедании иудаизма, к тому же Евника рано овдовела, и юный Тимофей был с малых лет беспрепятственно наставляем в Законе Божием. Ему были привиты многие нравственные добродетели, и не просто как некие знания: как пишет о нем святитель Димитрий Ростовский, юный Тимофей «превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью». Таким образом, милостью Божией его дух был изначально приготовлен, чтобы принять веру Христову как истинную и служить Господу горячо и преданно, как и его наставник – святой апостол Павел, который называл его не иначе как «истинным сыном в вере» (1 Тим. 1, 2), «возлюбленным сыном» (Кор. 4, 17, 2 Тим. 1, 2) в своих посланиях к нему.

Когда святой апостол Павел пришел с апостолом и учеником его Варнавой с проповедью о Христе в Листры, то им во славу Божию было совершено чудо исцеления хромого от рождения (Деян. 14, 6–18). Жители города, преимущественно язычники, сочли апостолов за Зевса и Ермия – языческих божеств, сошедших с неба в человеческом облике. Но апостолы горячей проповедью убедили всех, что они не боги, а обычные люди и что чудо исцеления было совершено не магической силой волшебства, а по воле Господа Иисуса Христа, Бога Живого, к которому призвали обратиться. Чудо, убежденность проповеди тронули многих, пробудив в них стремление больше знать о Христе и, узнав, последовать за Ним. Среди них была и овдовевшая Евника, которая приняла апостолов в своем доме и заботилась о них все время их пребывания, а затем с радостью отдала Тимофея в обучение святому Павлу.

Однако апостол видел, что мальчик был еще слишком мал, чтобы перенести тяготы и лишения миссионерских путешествий. Он решил, что Тимофею лучше пока остаться с матерью, а чтобы за время взросления он возрастал и в вере, то назначил ему попечителей, знающих Евангелие и могущих наставить в вере.

О проповеди апостола Павла узнали иудеи из Антиохии и Иконии. Разгневанные такой смелостью, они явились в Листры и, призвав на свою сторону тех, чье сердце не было тронуто апостольской проповедью, побили святого Павла камнями так сильно, что даже сочли его за умершего и бросили бездыханным за городом. Встревоженные ученики нашли его, апостол пришел в себя, вернулся в город, и затем они с Варнавой оставили Листры.

Святой апостол Павел вернулся в Листры во втором миссионерском путешествии и нашел святого Тимофея повзрослевшим душою, окрепшим телесно и просвещенным в вере настолько, что еще совсем молодой человек, он пользовался великим уважением у местных христиан. Теперь же святой взял его с собою, и так Тимофей вышел на путь проповедования слова Христова вместе с его учителем, о чем сказано святым Павлом: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3, 10–11). Однако прежде чем пуститься в путь, по настоянию святого апостола Павла святой Тимофей принял обрезание. Это было важно для того, чтобы, как пишет святой Иоанн Златоуст в его «Творениях», «…слушатели имели более доверия к Тимофею, и он пришел к ним обрезанный, чтобы уничтожить обрезание», и во время проповеди среди иудеев они не усомнились в нем, так как было известно многим, что отец его был язычником.

Святой апостол Тимофей сопровождал святого Павла, разделяя с ним все – и радости, и страдания. Называя апостола Тимофея своим сыном, святой наставник доверял ему самостоятельные проповеди, давая такие рекомендации: «Ибо я не имею никого такого усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2, 20–22). Вместе с тем, уже не раз испытав на себе тягчайшие гонения, избиения и заключения в темницу, зная, что путь апостольский – радостный путь во славу Бога, но путь страдания – от людей, святой апостол обращается в Посланиии к Римлянам к христианам Рима: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто пусть не пренебрегает им, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мнe; ибо я жду его с братьями» (Римл. 16, 10–11).

Святой апостол Тимофей сопровождал апостола Павла во втором его путешествии после разлуки с апостолом Варнавой – о том подробно говорится в «Деяниях святых апостолов», в главах 16 – 17. После того как святой апостол Павел попал в гонение в Фессалониках (Солуни), он ушел в Пергию, где затем святой Тимофей был оставлен им вместе с апостолом Силой для наставления новообращенных, а апостол Павел последовал в Афины. Находясь в Афинах, апостол Павел послал святого Тимофея в Фессалоники с его 1-м Посланием к Фессалоникянам. Святой Тимофей проповедовал вместе с учителем в Коринфе, Ефесе, и во многих Посланиях святого апостола Павла имя его любимого ученика, духовного сына упоминается с призывом следовать во всем ему. Вновь святой Тимофей увиделся с наставником в Ефесе, где был оставлен им, очевидно, для подготовки к рукоположению в епископство, однако перед тем уже стал пресвитером местной христианской общины. В этот период святой Тимофей по направлению святого апостола Павла совершил еще одно относительно недолгое путешествие из Ефеса – надо было собрать пособие для нуждающегося народа Палестины. По возвращении его он вновь сопровождал апостола Павла, теперь уже в Рим, где апостол был взят под стражу. По предположениям историков Церкви, апостол Тимофей в то время тоже был в Риме. Что они были там оба, также можно полагать, исходя из первых глав Посланий к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону. По эпистолярной традиции той эпохи все письменные послания начинались с имен отправителей, одного или нескольких, и указывались все, например: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (Кол. 1, 1), а время этих посланий как раз приходилось на начало 60-х годов от Р.Х.

После освобождения из темницы в Риме святой апостол Павел прибыл в Милет, потом в Ефес, и, очевидно, там произошло рукоположение молодого пресвитера Тимофея в епископский сан, после того как, согласно свидетельству святителя Димитрия Ростовского, святой апостол Иоанн, первый проповедник Евангелия в Ефесе по выпавшему ему жребию, был взят под стражу в Ефесе и выслан на Патмос.

Унаследовать епископскую кафедру после проповеди тут любимого ученика Иисуса – великая честь и ответственность. И потому Первое послание святого апостола Павла содержит завещание апостолу Тимофею, в котором подробно изложены правила богослужебных собраний. Здесь же апостол рассказывает молодому епископу, какими личными качествами должен обладать священник, чтобы достойно исполнять его нелегкую и ответственную миссию, дает необходимые наставления, разъясняет пастырские обязанности.

В посланиях к народам, которые посещал святой апостол Павел с благовествованиями и затем поддерживал в них веру письменными наставлениями, он неоднократно превозносил его замечательные качества, однако, как говорит о святом апостоле Павле святитель Димитрий Ростовский в его жизнеописании, «святой апостол Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его». Святой апостол Павел даже советовал любимому ученику пить не только воду, но малое, как лекарство, количество вина, чтобы поддерживать силы и избегать недугов.

«…Святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь», – эта замечательная характеристика святителя Димитрия Ростовского созвучна похвалам апостола-наставника. Его, находясь во вторичном и последнем для него римском заключении, призывал святой апостол Павел, который уже знал в духе, что его срок подошел. Строки с 9-й по 22-ю четвертой главы 2-го Послания апостола Павла к Тимофею после его признания возлюбленному духовному чаду в предчувствии конца звучат как эпитафия самому себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). Известно, что к концу его служения среди апостолов и их последователей начались брожения, стали появляться лжеучения, уводившие некоторых последователей христианства в сторону от Истинного Слова. Один Лука оставался с ним в последние его дни, и потому святой апостол просил: «Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4, 9) и потом еще раз ниже: «Постарайся прийти до зимы» (2 Тим. 4, 21), и еще – чтобы привел апостола Марка, нужного ему для служения. Вся последняя глава послания (2 Тим. 4, 10–22) звучит так лично, так как-то по-семейному, что становится ясно – святой апостол Тимофей для святого апостола Павла был очень близким человеком, оба были связаны узами родства не по крови, но по духу, которое превосходит кровные узы.

Епископом Ефеса святой апостол Тимофей был в течение 15 лет, научая в вере новообращенных, помогая укреплению ее в тех, кто уже принял Крещение, совершая многие деяния во славу Божию и спасения паствы. Кончина его случилась там же, в Ефесе, в царствие императора Домициана. Ефесские язычники совершали свой ежегодный праздник «катагогиум», посвященный богине охоты Диане, во время которого они надевали чудовищные личины то ли животных, то ли чудовищ, брали своих идолов, дреколья и с неприличными плясками и варварскими нестройными песнопениями обходили дома. Причем одними плясками и песнями дело не обходилось: разгоряченные, почти полубезумные, они бросались на прохожих, тех, кто осмеливался им препятствовать, могли забить до смерти, и все эти безобразия были в обычае как особо торжественное проявление местного идолопоклонства.

Святой Тимофей, епископ Ефесский, не мог безразлично смотреть на бесчинства, творимые в городе. Он стал против беснующейся толпы и начал проповедовать слово Божие и призывать услышать его во славу Бога Истинного. Но язычники, распаленные многими нападениями на других горожан и уже совершенными ими насилиями, не только не вняли словам святого апостола, а, наоборот, впали в еще большее умопомрачение – они начали бить его дрекольями, мучили и забили до смерти. Когда едва дышавшего пастыря нашли христиане, он уже отходил к Богу. Святой апостол Тимофей мученически отошел к Богу примерно в период между 89 и 91 годами от Р.Х. и поначалу был упокоен в месте, которое называли Пион, что в переводе с греческого означает «тучное». После него епископство принял святой апостол Иоанн, вернувшийся из ссылки на остров Патмос.

Через почти три века, в 361 году от Р.Х., сын святого равноапостольного царя Константина Великого Констанций повелел перенести святые останки святого апостола Тимофея в Константинополь и положить в церкви святых Апостолов вместе с останками апостола-евангелиста Луки и апостола Андрея Первозванного, согласно сохранившимся фрагментам «Церковной истории», составленной Федором Чтецом-Анагностом, жившим в конце V– начале VI века.

Однако в XIII веке мощи апостола оказались в Италии, в городе Термоли – очевидно, были перенесены из Константинополя во избежание поругания: за последующие века многие хранившиеся там святыни покинули его, будучи вывезены в Европу, поскольку город неоднократно оказывался во власти то варваров, то мусульман.

Честные мощи святого апостола Тимофея, помещенные в ящик, были обретены в 1945 году в Термоли. О том, что это именно останки первого епископа Ефесского, свидетельствовала надпись на ящике: «Во имя Иисуса Христа. Аминь. Год 1239 по Рождестве Христове. Здесь покоится тело блаженного Тимофея, ученика апостола Павла, сокрытого здесь преосвященнейшим Стефаном, епископом Термоли». Останки святого апостола хранятся в бронзовой урне в крипте собора Божией Матери. Крипта, часовня под храмом, перевод названия с греческого – «скрытая», подземное сводчатое помещение, в западном церковном зодчестве обычно располагается под алтарной и хоральной частями здания и устроена для погребения мощей святых. Сюда верующие приходят поклониться им и почтить память их и их подвига во славу Божию.

Значение иконы

Если Вы принимаете как данность утверждение: икона – окно в мир горний, то непременно чувствуете на молитве, как между Вами и иконописным образом образуется особое, священное пространство, в котором Вы пребываете одновременно с первообразом того, чей лик смотрит на Вас с иконы. Ведь произнося слова молитвы, Вы обращаетесь не в никуда, не в пустоту, Вы говорите с личностью святого в едином пространстве Святого Духа, исходящего от его иконы, просите, спрашиваете, благодарите. И если вдруг Вас одолели сомнения, колебания в вере, то, прибегая к помощи святого апостола Тимофея перед иконой его, Вы заручаетесь помощью и поддержкой самого любимого духовного чада святого апостола Павла, прекрасного проповедника, мудрого наставника, который на своем земном пути испытал много тягот, лишений. Но в трудностях, чем они жестче, тем больше, всегда скрыто немалое искушение все бросить, в одночасье отказаться от тягот, чтобы здесь и сейчас жить легче. А потом… Ну, кто на самом деле знает, что будет – потом? Вот тут начинаются сомнения и колебания: а стоит ли это все терпеть, ради чего? И лишь имя Господне возвращает нас и подкрепляет на прямом пути веры, и житие святого апостола Тимофея, неразрывно связанное с житием святого апостола Павла, чьи судьбы теснейшим образом по воле Божией переплелись, тому прекрасный и уникальный пример.

Великолепна икона Юрия Кузнецова «Святой апостол Тимофей». Тона ее весьма сдержанны по сравнению со многими другими иконами кузнецовского письма. Она не сверкает открыто, но посверкивает красками, как драгоценными каменьями, которые в правильной огранке сияют отражением не внешних плоскостей, но свет, живущий в них, исходит, преломляясь внутри камня, и открывает его особую глубинную суть. Так, воплощая блики великолепия Царства Божия, которые нам дано видеть на земле и где ныне пребывает святой Тимофей, епископ Ефесский, иконописец подчеркивает, что с иконы на нас смотрит аскет, которого его наставник, сам призывавший к максимальной сдержанности в плотской жизни и максимальной самоотдаче в жизни духовной всех, кто следует по пути христианина, жалел и даже призывал хотя бы временами смягчать его аскезу.

Величайший ревнитель веры, вышедший один против толпы разъяренных идолопоклонников, наверняка зная, что ему придется отдать жизнь за маломальскую возможность спасти своей ревностью о Боге хотя бы одного из них, – ему ли не быть нашим советчиком и молитвенником за нас перед Престолом Его? Высоколобый старец, указующий тонкими перстами на книгу Евангелия в левой руке как на путь Истины, образ его – не спасение ли для души, впавшей в духовное смятение?

Читая жития святых, открывая для себя всю драгоценную красоту их человеческой натуры, переливающейся, как все самоцветы мира, мы восхищаемся этим величием. Однако и им Царство Божие силою давалось, и они отдавали на то все силы, какие имели от рождения, и многими трудами стяжали милость Господню, получая от Него еще большие, и снова, приумножив их, возвращали Богу. Теперь они служат Ему, становясь для человеческих душ маяком в воздушном мраке на пути к Богу и точкой опоры для крепкого стояния на земле. Молитва же перед иконою любого из них – это как дивная встреча с оставленным отчим домом, в котором ожидают каждого, кто стремится вернуться домой из временных скитаний в мире сем.

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида ( ; ).

Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: "Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях..." (). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание ().

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

Иконописный подлинник

Афон. 1546.

Ап. Тимофей. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Византия. 1040.

Ап. Тимофей. Миниатюра Минология (фрагмент). Византия. 1040 г. Балтимор. США.

Дечани. Ок. 1350.

Ап. Тимофей. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.

Последователей христианского учения, называемых святыми, в древние времена было очень много. Первыми из них можно назвать апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа, на долю которых выпала чрезвычайно ответственная миссия. Заключалась она в проповедовании христианства по всем городам и странам. Это были особые люди, на них снизошел Дух Святой. Один из святых апостолов носил имя , что в переводе с греческого означает «почитающий Бога».


Детство и юность праведника

Подвижник благочестия, о котором пойдет речь в данной статье, появился на свет в Ликаонской области Малой Азии. Его отцом стал порочный язычник, матерью – добродетельная женщина по имени Евника родом из еврейских земель. Она, а также бабушка будущего апостола Лоида, отличавшаяся не меньшей праведностью, сыграли главенствующую роль в формировании личности святого апостола Тимофея. С раннего детства мальчик впитывал, словно губка, поучения двух благочестивых женщин, отторгая все порочное, присущее отцу. Впрочем, последний ушел из жизни, когда святой Тимофей был еще мал годами.

Воспитание и обучение грамоте юного отрока происходило в городе Листре. Это место прославилось впоследствии тем, что попало в число районов, где осуществляли свои проповеди святые апостолы, а также в качестве родины самого подвижника благочестия Тимофея, ставшего одним из учеников Иисуса. По преданию на истинный путь юный праведник вступил благодаря пришедшему в Листру Первоверховному апостолу Павлу. Тот прибыл на родину Тимофея вместе с другим учеником Христа – Варнавою. Об этом событии сказано в священной книге «Деяния Апостольские» от лица Божественного Луки: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). Приход святых апостолов ознаменовался чудом, совершенным самим подвижником благочестия Павлом. Первоверховный апостол одним только словом исцелил от рождения хромого человека. Жители города пребывали в изумлении после произошедшего и склонны были думать, будто под видом людей, владеющих удивительным даром, на землю спустились боги. А осознав свое заблуждение и познав истину, увидев, что Павел и Варнава – посланники Божьи, проповедники, многие отвергли язычество и обратились в христианство.


Мать будущего святого Тимофея, к тому времени вдова, с особой радостью восприняла появление апостолов в городе. Она приютила проповедника Павла, окружила его заботой, уютом, и, в конце концов, доверила праведнику обучение собственного сына. Первоверховный апостол принял Тимофея, увидев в юноше зерно добра и кротости. Но ему нужно было продолжать свою миссию, взять же с собой еще очень молодого и слабого телом праведника не представлялось возможным. Посему святой Павел оставил отрока на попечение искусных учителей, в обязанность которым вменил ознакомление юного Тимофея со Священным Писанием, дабы тот уяснил суть христианского вероучения. Самого же апостола схватили иудеи, избили за проповеди, и святой спешно покинул город Листру.

Духовный рост

Прошло несколько лет. Святой апостол Павел, покинув Антиохию, возжелал увидеть вновь области, где оставалась братия для осуществления проповедей Слова Божия. В числе мест, запланированных для посещения, была и Листра – место проживания Тимофея. Святой Павел обнаружил по прибытии, что его подопечный успешно выучился премудрости Христовой, ведет добродетельный образ жизни, совершает проповеди и пользуется уважением многочисленных новообращенных христиан. Первоверховный апостол сделал Тимофея своим верным спутником и возложил на него долг апостольского служения. Он совершил над учеником обряд обрезания, чтобы обезопасить подвижника от нападок иудеев, знавших о языческом происхождении молодого человека.

Святой Павел подавал достойный пример Тимофею. И юноша благодарно следовал за своим земным учителем, подражал ему многочисленными добродетелями и подвигами служения Богу. Святой Тимофей не заботился о материальном. У него не было никакого имущества, да юноша и не старался приобрести богатство. Его главной целью являлось возвещение народу Евангелия. Апостол Павел, созерцая рвение молодого человека, поставил того сначала диаконом, после – пресвитером, а затем – епископом. И все это несмотря на юный возраст!

Святой апостол Тимофей ни в чем не отставал от других апостолов. В служении Богу он показывал величие духа. Апостол же Павел, надо сказать, с теплотой относился к юноше. Это прослеживается в послании к коринфянам, где он называет Тимофея то «моим возлюбленным и верным в Господе сыном», то «братом». Вместе с апостолом Павлом юноша ходил по всему белу свету: он был и в Ефесе, и в Македонии, и в Испании. Тимофей обнаруживал способность оратора, толкователя Святого Писания, пастора, философа.

Кроме Первоверховного апостола Павла юноша учился и у другого ученика Христова – св. Иоанна. Тот в свое время оказался в ссылке на о. Патмос по воле императора Доминиана. Заменил его на епископской должности в г. Ефесе не кто иной, как Тимофей. Но, к сожалению, это благое дело обернулось для святого трагедией…

Гибель апостола

Как-то раз в Ефесе праздновалось традиционное языческое торжество «катагогиум». В ходе данного мероприятия идолопоклонники расхаживали в странных масках с песнями и плясками по городским улицам, держа в руках изображения своих божков. Иные бросались на окружающих, подобно разбойникам.


Святой апостол Тимофей не мог спокойно смотреть на порочные деяния противников христианского учения. Поэтому он явился к мерзким язычникам и стал проповедовать им Слово Божие. Святой апостол обличал пороки инициаторов и участников зрелища, указывал им на их заблуждения. Идолопоклонники не вняли истинным речам праведника. Напротив, они напали на беззащитного подвижника, стали попирать его ногами и дреколиями, замучив до смерти. Впоследствии христиане обнаружили своего пастыря пребывающим, что называется, на последнем издыхании. Вскоре умершего святого Тимофея они похоронили в греческом Пионе.

Мощи апостола спустя долгие годы были перенесены в Константинополь. Там их поместили в церкви святых апостолов с останками Андрея Первозванного и Луки.

Праздник подвижника

С днем памяти ученика святого Павла славяне издревле связывали множество различных примет. Начать хотя бы с того, что дату 4 февраля называли не иначе, как «Тимофей-полузимник». Говорили так: «Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму пополам. Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос (31 января), подожди тимофеевских морозов». Последние считались наиболее трескучими, даже сильнее суровых крещенских. Их именовали «позимами». Продолжительность данного периода небольшая – всего несколько дней. После жди легких, чисто символических морозов.


На Тимофея нередки были метели. Существовала соответствующая поговорка: «Вьюги да метели на февраль налетели». Если в этот день, 4 февраля, в 12.00 солнце стояло над горизонтом, весну следовало ожидать раньше обычного. Потепление сулила влага на оконных косяках и морозные узоры, клонящиеся к низу.