Готовые эссе по обществознанию. Образец эссе. Написание и оформление эссе

На тему саморазвития уже написано достаточно много. Пишут все кому не лень и даже те, кому лень. И тем не менее, у каждого своя философия, свой ответ на то, что такое саморазвитие. Человек, которого волнуют проблемы саморазвития, чаще всего хоть как-то включается в течение своей жизни, начиная понимать, что для того, чтобы быть лучшим нужно развиваться. В современном мире трудно достигнуть успеха без саморазвития, обновления багажа знаний, освоения новых умений и навыков.

В чем же суть саморазвития?

Для кого-то саморазвитие — это чтение книг, просмотр фильмов и развивающих видео, посещение тренингов, мастер-классов, курсов и т.д. Для кого-то это может быть достижение уровня эксперта в узкой тематике, развитие новых бизнесов, расширение полномочий.

Осознание простого факта, что саморазвитие – это движение и динамика помогает нам действительно начать развиваться. Люди нередко ждут, пока кто-то предложит им работу, расскажет, что делать в жизни, научит их и т.д. Но слово саморазвитие складывается из двух слов: сам и развитие. То есть, все начинается с самостоятельных действий, поступков, поступков, определения необходимых ему ценностей, умений и навыков. И каждый для себя выделяет ценности и свой собственный путь.

При этом нам вряд ли когда-либо поможет успешный путь, выбранный другим человеком, пусть даже известным. Чтение книг с советами по саморазвитию от известных гуру, историй успеха различных «звезд» бизнеса или культуры чаще всего не приносит желаемого результата, так как они содержат чужой опыт. Однако, безусловно, опыт других может мотивировать.

В любом случае, каждому из нас точно стоит попробовать искать разные пути, для того, чтобы выйти на свой, тот самый, ведущий к личному успеху и благополучию.

Большинство людей повторяют тот результат, который они уже имеют. Мы ходим по одной и той же тропе туда и обратно. Изменения начинаются ровно тогда, когда эта тропа становится шире, или вообще обрывается и нужно выбрать новую.

Успех в игре под названием «саморазвитие» основывается на умении сформировать в себе определенные ценности и качества.

3 важные ценности для саморазвития:

  1. Нужно быть открытым к новой информации. Если человек открыт, то она может стать любой. Не должно быть догматов. Открытость – это способность менять точку зрения и способность меняться.
  2. Нужно зажечь в себе огонь, который должен идти изнутри. Часто у нас появляется искра, но мы ее игнорируем. Искра – это огонь в середине души, в самом ее сердце. Именно она дает возможность двигаться без принуждения по пути саморазвития, освоения новых знаний.
  3. Настойчивость. Вода точит камень. Если ты точно знаешь, что ты сможешь, то не остановишься при первом препятствии, а они точно будут, даже не одна. Более того, трудности не должны останавливать, а лишь закалять, делать устойчивей и настойчивей в желании приобретать новые знания, навыки и умения. Сильные люди идут до конца.

Как представляется, тот, кто не развивается – уже давно не живет. Желаю всем нам найти для себя ответ на вопрос «Что такое саморазвитие?», чтобы потом о нас не сказали: «Умер в 35, похоронили в 75».

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Как писать эссе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Что такое эссе

Эссе требуется писать и студентам, и школьникам, хотя требования и уровень будет разный, но жанр один и принципиально подход к написанию одинаков, что в школе, что в вузе, что в научной деятельности.

Эссе характеризуется малым объемом, высоким уровнем творческого подхода к раскрытию темы, акцентом на выражении индивидуального отношения автора к теме эссе, его мыслей и соображений по конкретной проблеме или вопросу. С точки зрения содержания и специфики изложения материала эссе можно сравнивать с небольшой научной статьей.

Эссе имеет две характерные черты:

  1. В эссе основное внимание уделяется передаче авторского отношения к теме в свободной форме.
  2. Эссе не претендует на доскональное изучение темы или отдельных вопросов.

Что нужно, чтобы написать эссе

  1. В эссе следует использовать образные приемы, ассоциативный подход и лаконичное изложение материала.
  2. К эссе нельзя подходить, как к сочинению или литературному тексту, не следует углубляться в размышления о природе объекта, вопроса или проблемы, которые затрагивает тема.
  3. Эссе представляет собой полностью авторский текст – уникальность текста близка или равна 100%.
  4. Следует сделать аргументированные выводы, проанализировать проблему, сформировать и описать собственное видение вопроса.
  5. Закономерное завершение эссе – это комплексный вывод, в котором лаконично выражена позиция автора.
  6. Перед тем, как писать эссе, нужно изучить материалы учебников, монографий, научных исследований и материалов периодической печати для формирования авторского видения проблемы. Благодаря этому эссе будет отличаться высокой степенью проработанности и индивидуальным подходом к поставленной проблеме.

Следует придерживаться типологии эссе. В соответствии с требованиями, эссе может иметь аналитический, концептуальный, практический, прогнозный или информационный характер.

Типы эссе

Характеристика

Аналитическое эссе (критическое)

Основной целью является анализ какой-либо проблемы, сформулированной в теме эссе. Требуется работа с источниками литературы, актуальными статьями по данной проблеме.

Концептуальное эссе (повествовательное)

Прорабатываются теоретические аспекты, детально изучается концепция чего-либо.

Эссе прикладного характера (практическое)

Связано с разработкой способа решения какой-либо конкретной задачи с учетом авторского подхода.

Информационное эссе (описательное)

Наиболее общий тип эссе. Предполагает изложение мыслей по конкретной теме. Сюда относятся и эссе по конкретной книге.

Предметное эссе

Имеет характер изложения, на первом плане описание предмета или какой-либо идеи. Основной упор делается на авторский подход к хорошо известному вопросу.

Личностное эссе

3 базовых принципа как писать эссе

Вне зависимости от типа эссе, основные принципы его написания следующие:

  1. Если не уверены в теме, то не стоит бросаться сломя голову писать эссе – побольше почитайте по теме. Логично ведь, если хорошо ориентироваться в вопросе, то и эссе будет лучше.
  2. Не будьте самоуверенны – эссе просто так не склепать. На все нужно время. Поэтому в долгий ящик не откладывайте. Особенно учитывая, что все тезисы в эссе должны быть подкреплены аргументами. Об этом ниже.
  3. Не надейтесь на авось и небось.

Пошаговое руководство как писать эссе

Шаг первый.

Получили тему эссе, если есть, то ознакомьтесь с требованиями к эссе. Также полезным будет обратиться за консультацией по теме к преподавателю, если есть такая возможность. Разъяснения будут общими, но помогут определить направление эссе, а дальше уже нужно развивать свою мысль.

Спрашивать у преподавателя как писать эссе – бессмысленно.

На самом деле, обращайтесь к преподавателю только с конкретными вопросами. Вопрос "а как писать реферат?" таковым не является. Лучше спросите, какие интересные статьи или монографии можно по вашей теме почитать. Так пользы больше будет.

Шаг второй.

Нужно определиться с основными тезисами и аргументами. Эссе имеет следующую структуру:

  • Вступление
  • Тезис – аргументы
  • Тезис – аргументы
  • Тезис – аргументы
  • Выводы

Тезисы – это мысли автора по рассматриваемому вопросу в форме утверждений, а аргументы – это доказательства этих утверждений. Аргументами могут выступать факты, явления общественной жизни, события, опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др.

В зависимости от объема эссе, нужно определить необходимое количество тезисов. При этом аргументов к каждому тезису должно быть два. Логика простая: один аргумент неубедителен, три аргумента перегружают текст. Поэтому пишете эссе так, чтобы каждый тезис подкреплялся двумя аргументами.

На данном шаге поможет следующее: ознакомьтесь со смежными вопросами по теме эссе – это позволит определить, что нужно писать в эссе, а чего не стоит.

После этого изучаем литературу, источники, конспектируем ключевые моменты, тезисно определяем основные вопросы – на их основе формулируем собственные тезисы, мысли, утверждения и подкрепляем их аргументами.

Шаг третий

Это непосредственно написание эссе.

Творчески подходим к изложению своих мыслей, пишем вводную часть, убедительно формулируем тезисы, приводим доказательства в виде аргументов, делаем выводы. После этого несколько раз читаем написанное, дополняем, удаляем лишнее.

На данном этапе следите за тем, чтобы не допускать ошибок, которые приведены ниже.

Как не надо писать эссе

Главное, не совершить три ошибки.

Ошибка первая.

Вместо того, чтобы писать эссе, переписали несколько учебников, статей, или того хуже – рефератов. Это полное фиаско.

Из текста будет понятно, что это не эссе, а компиляция других текстов, авторского мнения в таком эссе не будет.

Ошибка вторая.

Как только сели за компьютер, чтобы написать эссе, не устояли перед искушением: "через 10 минут начну писать, только посмотрю, что там в контакте нового". Вечером опомнились, не ужасайтесь том, что эссе до сих пор не готово.

Фотки, одноклассники, предложения дружбы никуда не денутся... они подождут, пока вы не закончите свое эссе. Помните: соцсети засасывают насмерть.

Ошибка третья.

Поддались соблазнам посмотреть "тот самый фильм" по телевизору, зайти на любимый форум, позвонить подружке... И опять потеряли время, которое уже не восполнить.

Возьмите себя в руки, не отвлекайтесь, отключите посторонние раздражители – сосредоточьтесь и пишите эссе.

Также я приведу в таблице 7 ошибок, которые чаще все допускают в содержании эссе. Не забудьте проверить себя.

7 распространенных ошибок в эссе

Характеристика

Плохо проверили написанное

Ограничившись проверкой правописания, можно упустить наличие двусмысленных выражений и неудачных оборотов. Эссе должно быть написано четко, все тезисы имеют убедительные аргументы.

Предисловия

Слишком много вводных предложений, пространных рассуждений в эссе – пишите четко и по делу.

Многословие

Эссе имеют очень ограниченный объем – не стоит тратить его на лишние слова. От лишних подробностей следует отказаться.

Чрезмерно длинные фразы

Длинная фраза сама по себе не доказывает что-либо. Если можно обойтись без них – лучше переформулируйте свои мысли. Короткие емкие предложения часто производят больший эффект на читателя.

Перегруженность

В эссе не стоит включать чрезмерное количество определений, если того не требуется темой. Также не стоит увлекаться сложными терминами и понятиями – это преуменьшает значение содержания эссе.

Нарушена структура

Писать эссе нужно так, чтобы содержание имело выраженную вводную часть, тезисы и аргументы, заключительную часть.

Тема не раскрыта

Эссе очень лаконично, поэтому есть риск не раскрыть тему. Поэтому проследите, чтобы главный вопрос имел ответ в тексте эссе.

Вам поможет следующее:

  • Планируйте свое время – не откладывайте на последний момент.
  • Эссе будет писать проще в такой последовательности: определили главный тезис, привели аргументы, затем сформулируйте остальные тезисы, которые также подтвердите доказательствами, при этом в тексте обоснуйте, как вы пришли к таким умозаключениям, а затем сформулируйте выводы.
  • Не вставляйте в эссе маловразумительный текст и избегайте пространных рассуждений. Следуйте правилу: тезис – аргументы.
  • Следите за тем, что пишете: предложения должны быть лаконичными и четкими.
  • Не злоупотребляйте цитатами – основу эссе составляют ваши мысли.
  • Ни в коем случае не переписывайте учебники – только определения и доказательства ваших тезисов.
  • Скопировать кусок из монографии – это не означает написать эссе.
  • Скопированный кусок текста из статьи не станет вашими мыслями.
  • Пишите грамотным русским языком, без ошибок.
  • Аккуратно оформите текст эссе.
  • Когда напишите эссе, прочитайте его несколько раз. В тексте нужно ориентироваться очень хорошо.

Вашему эссе повредит следующее:

  • Спрашивать в соцсетях "", а потом часами ждать невразумительных ответов, в которых смысла будет меньше, чем во фразе "На компьютере, как еще..."
  • Скачать пачку рефератов и скомпилировать из них эссе. Там не будет ни тезисов, ни аргументов.
  • Тратить время на просмотр фоток с дня рождения подруги, когда до сдачи эссе осталась пара дней... или уже часов?;)
  • Пить много кофе – от большого количества мозг отрубается, а не стимулируется. Лучше крепкий черный чай.
  • Регулярные проверки вашего эльфа 88 уровня.
  • Походы в клуб – после этого эссе вообще писать будет неохота.
  • Проболтать с подружкой о ее новом парне/косметике/сумочках/татуаже/подставить свой вариант... вместо того, чтобы писать эссе.

Пример эссе на тему:
Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того,
чтобы добиться нужных им всем законов. (Ильин).


Политическая партия - общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти, целью которой, в конечном итоге, является занятие мест в парламенте и принятие законов,
определяющих политику страны.
Кроме борьбы за власть любая политическая партия выполняет и ряд других функций: выражение интересов определённых слоёв населения, подготовка и выдвижение политических кадров, участие в избирательных кампаниях, воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан.
Характерной чертой демократического государства является многопартийность. Партий может быть две, как в Англии или Америке, или множество, как в России. Это определяется традициями страны. Партии могут различаться по организационному принципу, по идеологии, по отношению к власти, по типу членства, по способу деятельности и по шкале политического спектра. Партия представляет собой союз единомышленников, который является носителем определённой идеологии и который нацелен на завоевание власти. Для того, чтобы выразить интересы как можно большего числа избирателей, партии образуют фракции. Опорой партии является электорат - избиратели, регулярно отдающие свои голоса за данную партию на выборах.
В результате выборов партия получает определённое число мест в парламенте страны. Чем больше мест в парламенте, тем больше возможности у партии оправдать доверие её избирателей, и повлиять на принятие законов в стране. Большую роль для избирателей играет личность лидера партии, ведь многие избиратели при голосовании ориентируются не только на программу партии, но и связывают свои ожидания с харизматичностью определённого лидера. Представители политических партий составляют политическую элиту страны - группу людей, обладающих влиянием, престижем, непосредственно участвующих в принятии решений, связанных с политической властью.
С крушением тоталитарного режима в СССР и отменой 6 статьи Конституции в РФ стала складываться многопартийность. В Конституции РФ 1993 года провозглашено идеологическое многообразие.
Современными политическими партиями России являются Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Патриоты России, Справедливая Россия, Правое дело, РОДП « Яблоко». Правящей партией является Единая Россия, которая на протяжении ряда лет принимает в парламенте законы, на мой взгляд, способствующие стабилизации государства и консолидации демократических общественных сил.
В нашем государстве запрещены экстремистские политические партии.
Я не являюсь пока членом какой-либо политической партии, но мне нравится программа партии «Единая Россия», поэтому я собираюсь поддерживать эту организацию на выборах.
Политическая партия, придя к власти, принимает нужные ей законы, но помогают прийти к власти партии рядовые избиратели, поэтому каждый должен занимать активную жизненную позицию.


Пример эссе на тему:
Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое. Л. Левинсон.


Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует.
От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.
Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.
Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.
В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.
Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.
В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению.
В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.
Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом,
а движение вперёд и только вперёд.


Пример эссе на тему:
Религия одна, но в сотне обличий. Б. Шоу.


Среди предложенных высказываний, я обратила внимание на слова Б.Шоу о том, что «Религия одна, но в сотне обличий». В осмыслении этого вопроса я солидарна с автором.
Дать точного определения религии невозможно. В науке таких формулировок существует множество.
Они зависят от мировоззрения (представления мира) учёных, которые их формируют.
Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает связывание, повторное обращение (к чему либо). Религию можно рассматривать с разных сторон: со стороны психологии человека, исторической, социальной, но определение этого понятия в решающей степени зависит от признания существования или несуществования высших сил,
то есть Бога и Богов.
Человек – существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает ера. Уже с древнейших времён человек обожествлял силы природы, растения и животных, окружающих его, веря, что через них высшие силы воздействуют на его жизнь. Магическое отношение к слову и движению заставляло человека стремиться к развитию своего эстетического (чувственного) восприятия.
Со временем человеческое общество развивалось, на смену язычеству (иноверчество) происходили более развитые формы верований. В мире бытует множество религий. Возникает вопрос: почему их много? И в кого верить?
Ответ на этот вопрос очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях и разных частях планеты, по-разному воспринимают окружающее. Так различны и их представления о Боге или Богах, о том, каким должен быть культ (религиозное почитание каких-либо предметов) многие положения разных верований, нормы нравственности и правила богослужения у разных народов в чём-то схожи. Я думаю это вызвано заимствованием культур народов друг у друга.
Если рассмотреть исторический путь человечества, то можно классифицировать религии на: родоплеменные древние верования, национально – государственные (они составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций) и мировые (вышедшие за пределы наций и государств, но имеющие огромное число последователей в мире).
Такими являются три религии: буддизм, ислам и христианство. Так же, верования можно разделить на монотеистические (вера в единого Бога) и политеистические (поклонение множеству богов).
Делая вывод из вышеизложенного – вера всегда была нужна человеку как то духовное начало, которое позволяло ему подняться над обыденностью. Выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они – просто разные формы одного – возвышения человеческой души.

Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.

Терминология

Кратко можно сформулировать такое определение эссе - это обоснование личностной точки зрения человека в письменной форме. Тем не менее стоит учитывать, что произведение данного литературного жанра не претендует на то, чтобы быть базисом рассматриваемого вопроса или его исчерпывающим информационным источником. Такое сочинение содержит авторские умозаключения и выводы. Поэтому то, образец его написания и требования - являются лишь рекомендациями или сводом правил (относится к последнему), а основную часть должны занимать свои мысли.

Историческая справка

Эссе происходит от французского "попытка", "проба", "очерк". И зародился этот жанр также в этой прекрасной стране, еще в эпоху Возрождения. Французский писатель и философ впервые попытался написать "обо всем и ни о чем, не имея предварительной тематики и плана действий". Он утверждал, что ему нравится смягчать смелость своих мыслей, добавляя в предложения умеренно подвергающие сомнению домыслы "может быть" и "вероятно". Так "возможно" - стало выражением формулы эссеистики в принципе. Эпштейн, в свою очередь, определил этот жанр как некую метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности.

Отличия от романа

Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно классической. Эссе же, в свою очередь, оказало огромное влияние на западную прозу.

В отличии от романа, эссе монологично и представляет индивидуальность автора. Это сужает его рамки, как жанра, а картина мира представлена крайне субъективным образом. В то же время эссе неизбежно интересно тем, что раскрывает внутренний мир конкретного человека, не вымышленного, а целиком реального - с его достоинствами и недостатками. Стилистика такого литературного произведения всегда содержит отпечаток души человека. Роман же раскрывает характеры всех персонажей и героев, вышедших из-под пера автора, не менее интересно, но виртуально, нереально.

Зачем пишут эссе?

У студентов и абитуриентов в предверии экзаменов нередко возникает вопрос о том, как написать эссе. Образец написания этого вида работы ищут тоже часто, и, стоит сказать, найти его не составляет труда. Но зачем в принципе его писать? На этот вопрос также есть ответ.

Написание эссе развивает творческое мышление, навыки письменного изложения мыслей. Человек учится выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, формулировать то, что ему хотелось бы высказать, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами, подытоживать изложенный материал.

Обычно эссе посвящают философской, интеллектуальной и морально-этической проблематике. Последнее часто используется для задания сочинений школьникам - к ним не предъявляют строгих требований, ссылаясь на недостаточную эрудицию и неофициальное оформление работы.

Классификация

Условно эссе делят по таким признакам:

  • По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-пблицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
  • По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
  • По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
  • По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.

Отличительные особенности

Эссе можно "опознать" по следующим признакам:

  • Небольшой объем. Обычно до семи страниц печатного текста, хотя в разных учебных заведениях могут быть свои собственные требования по этом поводу. В некоторых вузах эссе - полноценная работа на 10 страниц, в других ценят краткое изложение всех своих мыслей на два листа.
  • Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
  • Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
  • Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
  • Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.

Как написать эссе?

Образец работы может ввести новичка в заблуждение: один или пара примеров мало чем помогут автору, который не может понять, что от него собственно требуется.

Прежде всего, стоит упомянуть, что для написания так называемого очерка, необходимо свободно владеть темой. Если при написании приходится обращаться за информацией к многим источникам, эссе перестает быть таковым. Это правило выходит из того, что в своей "пробе" автор выражает истинно свою точку зрения, хотя, конечно, он может подчеркнуть ее цитатами великих людей и т. п. Конечно, чтобы данные были достоверные, необходимо их проверять. Но эссе пишется не на основе материала, а отталкиваясь от него, приходя к своим выводам и итогам.

Почему возникают проблемы с написанием?

Многие студенты пытаются найти образец эссе, из-за того, что в школах уделяют недостаточно времени для написания подобного типа работ. Школьные сочинения, хоть и причисляют к этому жанру, а некоторые учителя формулируют задание, используя именно эту терминологию, все же не имеют конкректной спецификации. Как уже было упомянуто ранее, школьные эссе даже не всегда величаются таковыми. В средних учебных заведениях дети лишь начинают учиться формулировать свои мысли в литературном формате. Вот почему многие приходят сдавать со страхом - им предстоит в сжатые сроки выразить свою точку зрения, в то время как они этого совершенно не умеют.

Структура эссе

Темы сочинения обычно подаются в виде цитат известных людей, с которыми пишущий может согласиться или не согласиться, аргументируя свое мнение.

Именно поэтому рекомендуется начинать эссе со слов "я солидарен(на) с данным мнением" или "не могу сказать, что думаю так же, как автор", или "данное утверждение кажется мне спорным, хотя по некоторым пунктам я присоединяюсь к этому мнению".

Второе предложение должно содержать объяснение того, как было понято утверждение. Писать нужно от себя - что, по мнению пишущего, хотел сказать автор и почему ему так кажется.

Основная часть эссе - это развернутое изложение авторской точки зрения, по принципу "я считаю так, потому что...". Можно обращаться за помощью к другим цитатам и афоризмам, с которыми солидарен пишущий.

Заключение очерка - итоги работы. Это обязательный пункт, делающий произведение завершенным.

Рассмотрим основные предметы, по которым пишутся эссе.

Обществознание

Обществознание - предметом изучения которой является комплекс общественных наук. Рассматривается тесная взаимосвязь социальных учений, а не каждое из них по отдельности.

Так, в курс обществознания могут входить:

  • социология;
  • политология;
  • философия;
  • психология;
  • экономика.

Изучаются основы данных дисциплин.

Образец эссе по обществознанию зачастую необходим выпускникам при написании ЕГЭ. Структура этого сочинения полностью соответствует поданной выше структуре. На проверке знаний учащимся могут предоставить в качестве темы высказывания известных философов, социологов и прочих деятелей общественных наук.

Ниже представлен образец написания эссе по обществознанию (в кратком виде).

Тема: "Во время войны законы молчат. Лукан"

"Прочитав это высказывание впервые, я решил, что абсолютно согласен с данным утверждением. Но немного позже мне пришло в голову, что эта цитата, как практически все в нашем мире, не так проста.

С высказыванием Лукана у меня ассоциируется другой небезызвестный афоризм - "В любви и на войне все средства хороши." Наверно, потому, что многие безоговорочно следуют этому правилу, считая его верным, и получается, что в военное время все законы предпочитают помалкивать.

Но есть и другая сторона медали: во время войны действует сам закон войны. "Убей или будешь убит". А славные герои следуют законам, которые подсказывают им их сердца. Во имя любимых, родных и близких.

Вот и получается, что война создает новые законы. Более жесткие и бескомпромиссные, чем мирное время.

Конечно, я могу понять Лукана: все его цитаты наводят на мысль, что этот человек придерживался пацифисткой точки зрения. Миролюбивым себя считаю и я. Но конкретно это высказывание не проходит логической проверки с моей стороны, поэтому сказать, что я с ним согласен, я не могу."

На самом ЕГЭ ставят ограничение по количеству слов в интервальном виде. Очень важно их придерживаться, иначе даже четко выверенная структура эссе не пройдет верификацию экзаменатора.

История

Историю причисляют к наукам об обществе и природе. Несмотря на то что в придерживаются разделения этой дисциплины на две отдельные: всемирная и той страны, в которой проходят обучение, основы написания эссе для обоих предметов аналогичны друг другу.

В выборах темы для написания сочинения по истории, чаще могут отходить от афоризмов и цитат. С равным успехом это могут быть размышления о глобальных последствиях войн, оценка действий небезызвестных декабристов или диссидентов, авторское мнение по поводу какой-либо исторической личности или явления. Для написания эссе по истории студенту (или абитуриенту, или ученику) необходимо иметь твердые знания по заданной тематике. При этом в качестве примера не подойдет образец эссе по обществознанию, ведь данная дисциплина нередко рассматривает морально-этическую проблематику. Хотя для написания очерка по этому предмету требуется достаточная эрудиция во многих сферах.

Но немаловажен вопрос о том, как оформить эссе. Образец исторического эссе по своей структуре, опять же, не отходит от заданных правил. Однако же к нему могут предъявляться дополнительные требования в виде использованного списка литературы и титульного листа.

Пишем эссе по истории

Даже если образец эссе по истории в данный момент не под рукой, можно написать отменное сочинение, следуя таким правилам:

  • Для начала ищется информация по заданной теме: даже если она хорошо знакома, не мешает повторить материал.
  • Далее его нужно структурировать, выявить причинно-следственные связи, примерно расписать план, по которому будет продвигаться рассуждение.
  • Важно продумать аргументы и контраргументы.
  • По поводу стиля: лучше спросить у преподавателя, какой рекомендуется использовать. В редких, но имеющихся, случаях необходимо писать в научном стиле.
  • Не забыть о выводе (важность итогов работы рассказана в описании структуры эссе).

Русский язык

Эссе по русскому языку несколько походит на школьное сочинение-рассуждение, но на таких проверках знаний, как ЕГЭ, включает большее количество правил написания. В этом и состоит его сложность.

Эссе необходимо написать по предложенному экзаменаторами тексту, потому необходимо:

  • Выявить проблематику данного текста.
  • Описать аспекты этой проблемы.
  • Аргументировать свою точку зрения по поводу того, что хотел сказать автор.
  • Сделать выводы.

Как видно, к обычной структуре эссе прибавляется уточнение: тема (в данном случае - проблематика) выявляется пишущим и формулируется им же. Кроме того, при проверке сочинения по русскому языку больше внимания уделяется речевым, грамматических и пунктуационным ошибкам. Дополнительные баллы в пользу автора в глазах проверяющего добавляются и при использовании литературных аргументов, известных примеров и так далее. Последовательность в данном случае также играет важную роль. Образец эссе по русскому языку должен четко следовать всем вышеуказанным требованиям.

Английский язык

В языку в постсоветских странах, где он не родной, полностью отходят от правила давать как тему высказывание или цитату. В переводе на русский они зачастую очень просты, а само написание эссе направлено на проверку использования иностранного языка при изложении своих мыслей.

Большое внимание следует уделить грамматике, разным временам, сложным конструкциям, синонимайзу простых слов.

Эссе по английскому: классификация

Сочинения на английском принято делить на три вида:

  • "за" и "против" какого-либо явления, представляющего собой тему эссе;
  • эссе-мнение, в котором очень важно взглянуть на тему с разных сторон;
  • предложение решения какой-нибудь проблемы (часто дают нечто глобальное).

Написание эссе по английскому

И вот дано конкретное задание: написать эссе по английскому. Образец того, как это можно сделать, представлен ниже.

  • Используйте вводные слова: moreover, indeed, generally, mostly, usually, recently, besides.
  • Вставляйте шаблонные фразы, с которых можно начать абзац: to begin with, doubtless, one argument is support of.
  • Пользуйтесь английскими клише, устойчивыми словосочетаниями, идиомами, фразеологизмами и поговорками: long story short, one cannot deny, one does not simply, nail drives out nail.
  • Не забывайте о том, как по-английски можно сформулировать вывод: in conclusion, I can say that although , so it’s up to everybody to decide whether … or not.

Оформление

Выше было подробно изложено, как правильно написать эссе. Образец, формально хоть и был предоставлен только один, отражает суть происходящего и того, что хочет увидеть проверяющий в сданном ему опусе.

Но после того как сочинение было написано, возникает проблема с его оформлением.

Обычно такая спецификация уточняется у преподавателя. А препятствие заключается конкретно в том, как оформить в эссе титульный лист.

Образец представлен ниже.

Наверху страницы, посередине, построчно:

Министерство образования и науки (название страны),

полное название высшего учебного заведения,

факультет,

В центре листа:

дисциплина,

тематика эссе.

С правой стороны страницы:

студента (ки) группы (название группы),

фамилия, имя, отчество.

Внизу страницы, посередине:

город, год написания работы.

Из чего следует, что оформить в эссе титульный лист (образец очень хорошо показывает это) - несложно. Требования близки к аналогичной спецификации реферата.

Например, если рассаматривать образец эссе по истории, то можно убедиться, что в данном случае работа пишется на основе использованных источников. Так что иногда требуется библиография. Но даже это не приносит особо трудностей в то, как оформляется эссе. Образец написания списка использованной литературы такой же, как и у докладов, рефератов и прочих подобных работ.

Например:

Ратусь Л. Г. "Философия в период Нового времени". — 1980, № 3. — С. 19—26.

Мишевский М. О. "Историческое влияние психологии". — П.: Мысль, 1965. — 776 с.

Кегор С. М. "Ужас и трепет". — К.: Республика, 1983 — 183 с.

Ярош Д. "Личность в понятии социума". — М.: Рослит, 1983. — 343 с. (Все предоставленные источники являются вымышленными и отражают лишь пример их оформления).

Заключение

В начале статьи была предоставлена подробная классификация видов эссе. Подытожив, можно выявить ее упрощенный раздел, учитывая все упоминаемые здесь. Итак, условно выделим:

  • Эссе, которые пишут при сдаче ЕГЭ (имеют четкие границы объема, вплоть до количества слов, пишутся в точно оговоренные сроки, измеряющиеся в часах или даже минутах, не имеют спецификации в виде титульного листа и библиографии, в свою очередь, делятся попредметно, в зависимости от учебной дисциплины).
  • Эссе, которые пишут студенты различных ВУЗов (объем определяется в страницах, от двух до семи, сроки выделяют исходя из периодичности занятий, семинаров, лекций, оформляются согласно вышеизложенным сведениям вместе с титульным листом и списком использованных источников).

В статье имеются: терминология, история, оформление эссе, образец работы, структура и требования. Все это поможет удачно написать и оформить данную работу.

Выполнение эссе не представляет сложности для тех людей, которые уже имеют опыт в написании подобных текстов. Однако те студенты (школьникам очень редко дают подобные задания), которым это предстоит впервые, озадачиваются множеством вопросов. И это, в принципе, правильно, поскольку эссе - особый жанр, отличающийся своей спецификой, рассмотрению которой стоит уделить внимание.

Жанровые особенности

Essai, если переводить с французского, означает “очерк”. Проще говоря, это произведение выражает личные мысли автора по определенному поводу. Жанр эссе студенты считают по-своему удобным, потому что оно должно быть небольшим. И не нужно особо раздумывать над стилем написания, потому что здесь важно выразить свои душевные переживания, чувства и эмоции. Повествование должно получиться легким и простым, без лишних художественных фигур и "воды". Можно считать эссе удавшимся, если каждый человек, который его прочитал или прослушал, не просто понял, что написал автор, а почувствовал это. Очень важно излагать свои мысли таким образом, чтобы каждому стало ясно, какую проблему автор рассматривает, и в чём суть, смысл, а также посыл текста.

Тематика

Выполнение эссе должно начинаться в первую очередь с осмысления заданной темы. Зачастую студентам дают выбрать из нескольких существующих, а иногда - подобрать свою собственную. Однако задача не меняется - необходимо вникнуть в суть, понять проблему, чтобы грамотно донести до читателя свои мысли.

Литературное эссе может быть написано на тему любви, дружбы, отношений, родного города, войны, кризиса, политики и пр. Это должно быть то, по поводу чего человек испытывает эмоции, и ему есть что сказать. Потому что если тема выбрана не по собственному желанию, ничего хорошего не получится. Человек будет писать словно из-под палки, и в результате выйдет бессмыслица.

Но иногда бывает необходимо написать прочитанного произведения. Это сделать проще. Иными словами, необходимо изложить своё мнение по поводу прочитанного и обосновать его. Понравилось или не понравилось, согласен человек с мнением автора или нет - не важно, главное - написать своё видение и аргументировать сказанное. Здесь есть только одно важное правило - не повторять доводы автора.

Проблематика серьёзных тем

Например, вы пишете эссе на тему “Война”. Мало кого такая тема оставит равнодушной. И в этом тоже есть некоторая сложность. Дело в том, что когда человек испытывает сильные эмоции и богатую гамму чувств, их становится очень тяжело выразить. Не получается подобрать слова, которые могли бы в полной мере передать то, что хочется сказать. Как, допустим, лучше всего начать эссе на тему “Война”? Неплохим вступлением станет фраза, звучащая примерно следующим образом: “Война - это огромное горе. Слёзы, трагедии, тысячи погибших… Война коснулась всех - никто не остался в стороне от этой леденящей кровь беды. Матери лишились своих сыновей. Жены потеряли мужей. А дети никогда больше не видели своих отцов”. В этом небольшом абзаце присутствуют все стилистические особенности, присущие эссе. Эмоциональность есть, чувства - тоже, художественные излишки отсутствуют, как и "вода". В таком духе желательно писать и всё остальное.

Авторская стилистика

Виды эссе бывают разными. Точной типологии как таковой нет. Но одно можно заявить с уверенностью: бывают эссе, которые приятно читать как тексты развлекательного характера, а существуют и такие произведения, которые осмысливать очень тяжело. Взять, к примеру, сочинение на военную тематику. Здесь сама тема тяжёлая. И если автор сможет написать так, чтобы получилось тронуть за душу читателей, то это будет бесценно. Однако если язык текста очень тяжелый, то дочитать до конца его многим будет трудно. Но такие произведения нужны, они помогают осмыслить важные вещи. Некоторым авторам не нравится оставлять тяжелое ощущение после прочтения их текстов, и поэтому они пишут легким языком. Это большое мастерство - написать на серьёзную и тяжелую тему так, чтобы у читателя осталось приятное впечатление. Однако всё это - индивидуальные особенности авторского стиля.

Структура вступления

Выполнение эссе начинается с написания вступления. И хотя в этом случае особо строгой композиции как таковой не существует, небольшой план составить не помешает. Итак, вступление представляет собой два-три предложения, которые формулируют основную проблему. И вовсе не обязательно писать мини-аннотацию на дальнейший текст. Можно сделать эпиграф, процитировать кого-то или задать будет оригинально и к тому же “зацепит” читателя.

Если говорить о том, какие правила эссе стоит соблюдать, то одним из основных станет конкретная формулировка проблемы. Причем автор должен отказаться от эгоизма. Что имеется в виду? Необходимо выделить ту проблему, которая затронула бы не только автора, но и его читателя. Причем практически каждого. Это тоже надо уметь - подобрать слова так, чтобы они коснулись всех сердец. Иногда можно даже подтолкнуть читателя на осознание чего-либо, написав несколько наводящих фраз наподобие: “На самом деле это так как…”, “Стоит задуматься над этим, ведь…”, “Это действительно вечный вопрос, поскольку…” - и в таком духе. К слову, элементы логики, аналитики и размышления также в обязательном порядке должны присутствовать в тексте. Это даёт ему смысловую нагрузку, что очень важно.

Рассуждение

Литературное эссе отличается от научного изобилием афоризмов, тропов, метафор и сравнений. Однако такое сочинение читать не интересно, если в нём мало смысла. Даже в должно быть рассуждение, построенное на логических доводах, аргументах и фактах. Важно указывать комментарии к рассматриваемой проблеме. Необходимо рассуждать о ней, о её актуальности, приводить в пример ситуации, в которых с ней приходилось сталкиваться. Если есть соответствующие знания, то не стоит стесняться рассказать, как с ней можно справиться, то есть дать совет.

К слову, заканчивать эссе подобным образом - тоже неплохой приём. Можно в завершение написать что-то в таком стиле: “Рассмотрев эту проблему на конкретных примерах и приведя в доказательство вышеуказанные аргументы, можно с уверенностью заявить, что…” Это не только служит завершением текста, но и концентрирует внимание человека, заставляя его на подсознательном уровне самостоятельно подвести итоги всему, что он прочитал.

Цели эссе

Итак, выполнение эссе не такая уж и трудная задача. Этот жанр хорош тем, что он не требует длинных текстов, заумных фраз, и определённой структуры. Любой человек в состоянии написать литературное эссе, главное, чтобы заданная тема его волновала. Ведь когда есть что сказать - слова сами выходят из-под карандаша. И если текст будет написан искренне, от души, то своими словами удастся зацепить читателя, заставить задуматься, поразмыслить и, возможно, изменить своё отношение к рассматриваемой проблеме.

Работая над эссе, стоит помнить, что это не просто несколько абзацев, объединенных по смыслу, а воплощенные мысли, эмоции и чувства. А чище и ценнее этого в нашей жизни нет ничего.