Ель – Мировое Дерево Жизни. Что получает человек от леса? I. Организационный момент

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.

Магическое слово «ель» знакомо каждому. Чем же так примечательна таинственная лесная красавица!? Ель – источник народной мудрости и творчества. Многие наши обряды и празднества сегодня просто немыслимы без её участия. Вспомните загадки из детства, где незримо присутствует ель.

В любое время года ель невероятным образом притягивает к себе внимание человека. Независимо от нашего настроения, общего состояния, цели прихода – неравнодушный взгляд непременно выделяет среди других деревьев одиноко стоящую ель. В мороз и холод ель даёт нам тепло и приют; в жаркий день – обеспечивает нас приятной прохладой.

Когда внезапно наступивший мороз сменяет оттепель, снег в лесу покрывается сверху толстой ледяной коркой. Тяжело приходится в это время рябчикам, тетеревам и глухарям. Эти птицы ночуют под снегом и иной раз оказываются поутру в заснеженной тюрьме. Как оттуда выбраться? Оказывается, есть такой способ. Даже в самые лютые морозы под еловыми лапами, порой стелющимися до самой земли, снег остаётся более или мене рыхлым. Кто не верит – пойдите в лес и убедитесь!

Если птицам удаётся достигнуть такого места, свобода им гарантирована. С теми же трудностями сталкиваются в подобной ситуации мыши и землеройки, которые проводят значительную часть зимнего времени в поисках корма под снегом. Понаблюдайте на досуге, откуда и куда тянутся по снегу затейливые мышиные следы.

В холодное время года еловые шишки – один из основных источников корма для белок, дятлов, клестов и многих других лесных обитателей. Обронённая белкой или дятлом шишка используется в пищу многочисленными лесными грызунами.

Ель – кормилица! Иначе её и не назовёшь!

Заварите в термосе кипятком горсть свежей еловой хвои. Настаивайте в течение часа. Получается роскошный витаминизированный напиток. Не бойтесь экспериментировать. Добавьте в стакан с еловым отваром немного мёда или свежеотжатого клюквенного сока. Вкусно и полезно! Наибольшую пищевую и лекарственную ценность хвоя ели, сосны, пихты и кедра имеет во второй половины зимы и в начале весны. При сборе хвои бережно относитесь к деревьям. Можно выборочно взять несколько иголок с одной веточки, потом с другой…

Ельнику присущ свой неповторимый аромат. Насладиться им можно по-разному. Можно просто постоять вблизи дерева, вдыхая исходящий от него животворный дух. Находятся и те, кто не прочь прихватить с собой частичку леса в виде разлапистой еловой ветки. Эти люди даже не подозревают о том, обманывают самих себя!

Ведь аромат и энергия, исходящие от живого дерева, в корне отличаются от того, что излучает из себя обреченное на погибель растение! Аромат жизни и аромат смерти – разве могут они быть похожими друг на друга!

Близится Новый год. Давайте вместе немного помечтаем!

Лесная поляна. Местами отдельные деревца группами или в одиночку возвышаются над землёй. Среди них попадаются и ели. Доброй и заботливой рукой они увенчаны всевозможными украшениями. Гостевая изба ждёт желанных посетителей. Столы повсюду уставлены различными вкусностями. Самовар наготове. В лунном свете искрящиеся всеми цветами радуги гирлянды лампочек особенно эффектно. Гости усаживаются за праздничные столы… Начинаются народные гулянья. Участники становятся в круг и водят хороводы. Езда на тройке! Песни бардов…

Е ль — символ храбрости, смелости (до дерзости, безрассудства), приподнятого состояния духа, верности, бессмертия, долголетия, надменности, царских достоинств. В Древней Греции ель считалась деревом надежды (бытовало представление, что троянский конь был частично сделан из ели; греки использовали еловые ветви при прорицаниях). В кельтском друидическом календаре ели посвящён день 23 декабря, когда согласно кельтской традиции, рождается божественное дитя, воплощающее дух плодородия. Рождественская ель символизирует начало годового цикла и жизни в целом. Еловая шишка — символ огня жизни, начала, восстановления здоровья; в ряде традиций ассоциируется с фаллосом. Впрочем символом огня (в т. ч. и небесного) являлась и сама ель, возможно, из-за сходства её формы с формой пламени.
В греческой мифологии ель связана с Питис и лесным божеством . Спасаясь от преследования ненавистного козлоного Пана, нимфа превратилась в ель. В память о возлюбленной Пан украсил свою рогатую голову еловыми ветвями.
По другой версии Питис была превращена в сосну. Христианская легенда повествует о бедном дровосеке, который в ночь перед Рождеством встретил в лесу потерявшегося ребенка. Он приютил, согрел и накормил бедного малыша. На следующее утро мальчик исчез, зато у своих, дверей удивленный дровосек нашел пахучее дерево с блестящей хвоей. Оказывается, в Сочельник под видом голодного ребенка лесоруба навестил Младенец , который в благодарность за милосердие подарил доброму человеку ель. С тех пор ели стали главным рождественским украшением.
Другая легенда, связанная с елью, повествует о святом Бонифации - реформаторе христианской церкви и составитель первой в Англии латинской грамматики. Однажды для того, чтобы обратить язычников в христианство, он срубил священный для них Дуб Тора. Собравшихся вокруг поваленного дерева язычников настолько поразило, с какой легкостью пала их святыня, что все они приняли христианство. На месте Священного дуба святой Бонифаций посадил маленькую елочку, как символ новой веры.
Ель издревле является обрядовым деревом. Относящиеся к ели мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно у проторусов (по ареалу её произрастания). Связан с елью сюжет библейской небылицы, в котором ель укрыла богородицу с Христом, бежавших в Египет. Долго пришлось бы бегать иудохристианским персонажам по пустыням Египта в поисках этой ели, чтоб таковая их укрыла, поскольку ель не произрастала в тех местностях.
Для культурной семантики и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, колючего, пахнущего, «женского» и бесплодного дерева. Характеризуются пирамидальной сбежистой (т.е. доходящей почти до земли) кроной. С елью проторусы сопоставляли символизм вечной жизни:
С одной стороны, ель наделена положительной и охранной семантикой. На свадебном каравае на Руси делают украшение из теста, столбиками, узором в ёлку. В канун купальской ночи еловые ветки втыкают перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от болезней. При первом удое молоко процеживают через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки подкладывают при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также втыкают в крышу дома - от ветра и грома, привязывают к яблоням - от бури, втыкают в стены, кладут под дом, в подпол - «чтобы буря не тронула». С другой стороны, ель наделили отрицательной и похоронной семантикой. В древности было принято подкапывать корни ели, немного выворачивать её из земли, в образовавшуюся яму класть без гроба умершего, а потом сажать ель на прежнее место. Мотив похорон под ёлкой известен во многих русских и славянских песнях. Ветки и гирлянды из ели - одно из самых распространённых украшений могилы. На Руси издревле запрещено держать или сажать ель вблизи дома. Она «выживает» из дома мужчин: «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», а «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Если ель растёт вблизи дома, в нём не будут рождаться мальчики. Особенно избегают держать ель у дома молодожёнов, чтобы те не остались бездетными.
Мировая Ось - важнейший элемент мифологической картины мира: она, поддерживая небосвод, воплощает в себе силы Порядка, Блага, Жизни. Наиболее часто она предстает в образе , которое соединяет воедино землю, небеса и преисподнюю. Нетрудно догадаться, что речь пойдет о новогодней елке. Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением благодаря своим вечно зеленым ветвям.На русской почве обычай наряжать елку в народной среде не прижился, кажется, вплоть до революции - это объясняется не столько тем, что елка как символ Нового Года была изначально частью дворянской культуры, сколько другим обстоятельством: ель в народной славянской культуре неразрывно связана с миром мертвых (вспомним и современные похоронные венки), а "переназначить" символ гораздо труднее, чем утвердить новый. Поэтому в современные крестьянские дома елка как символ Нового Года пришла только через городскую культуру.
Считалось, что вечнозеленые деревья содержат особенно много животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой листвы и зимой. Такие деревья сажали на кладбищах и во дворах храмов предков — это должно было предохранить тела усопших от гниения и разложения, а живым принести счастье и удачу.
Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе.


Однажды мы с отцом гуляли по лесу и когда я устал и уселся на пень, давая понять, что дальнейшее путешествие здесь и закончится, папа решительно объявил привал, и присев на траву, взял в руку упавшую еловую веточку.

Знаешь, Вульф, а ведь ель - это очень необычное растение. Еще в Ветхом завете воспеваются красавицы ели - «жилища аисту» (Псалтырь 103:17) - «жилища аисту».
Это самое древнее растение в России - его ископаемые останки палеонтологи находят в отложениях мелового периода (ого, да?!)

Ель уже во всю использовали жители неолита. Из нее с радостью делали свои знаменитые четырехметровые весла наши предки - викинги, а ее смолой смолили днища кораблей и не только викинги и славяне!

Дай мне, ель, смолы тягучей,
Дай смолы своей и соку:
Засмолю я швы в пироге,
чтобы вода не проникала!

А это говорит индеец Гайавата в поэме Г. Лонгфелло.
В самых разных странах ель называли «поющем деревом», а знаешь почему? Потому что именно из нее изготавливали деки для фортепьяно, виолончелей, арф, балалаек, гитар… Их еще называли резонансными елями.
Армани, Стардивари, Гварнери могли часами ходить по еловым лесам в поисках подходящего дерева, выбирая самую неповторимую ель для своего будущего шедевра.

Само название… по-русски «ель», а по-древнегречески «элат» берет свой корень в индоевропейском «едл» - колючий. Колючие и всегда зеленые ветки ели, сосны издревле использовались кельтами, германцами, скандинавами, славянами в магических и обычных хозяйственных целях, особенно популярны они были при обрядах в пору зимнего солнцестояния, когда год поворачивался на лето.
У угро-финских народов ель, береза и сосна составляли священную триаду, которой поклонялись в специальных Священных Рощах, где ель была посвящена богу Квазю - божеству среднего (человеческого мира), поклоняясь которому, на ель вешали шкуры жертвенных животных, куклы, разноцветные платки.
А на Руси считалось, что в еловом лесу следует молиться, тогда как в березовом жениться, а в сосновом умирать.

Уже в III тысячелетии до нашей эры праславяне рисовали на керамике веточки ели и использовали такие черепки в качестве оберегов, позже для этих же целей стали делать еловые избы, из ели делали свои посохи великие Волшебники.
Ель-кормилица, Еленица народных заговоров-заклинаний… Елена Прекрасная в русских сказках… Это все про нашу елку)


ЕЛЕ́НЬ , я, м. Слав. → Поэт. Олень. Нѣ когда стоящи еле́нь при источницѣ . Зрилище 9. Ловитва днесь его вепрь, заяц и елень. Птрв 122. Иль там елень, — сей горный житель, Летит по чреслу гор отважно. Бобр. Херс. 63. Вдали узрѣ л юных Нимф младаго еленя гонящих. Хрс. Полид. II 127.

Еле́ница , ы, ж. Се узрѣ ша мимо идущу Ланию <на поле: Еленицу>. Кн. жит. 1711 8. Елень лежат на мхѣ растущем по горѣ ; Еленица покоится возлѣ него. Макф. 4. Еле́ний , ья, ье . САР 1 II 952. Роги Еленьи полезны здоровью. Сл. нат. ист. I 143.

Еловые ветки развешивали в доме, закладывали под четыре угла фундамента будущего дома «чтобы бурей не снесло» и в доме был достаток. Ель - хозяйка леса и защитница странников, охотников. Один из самых древних заговоров, дошедших до нас носит как раз именно обережный характер «Ель-еленица, красная девица, оборони от темненькой ночи!»

У славянских народов ель - мировое дерево, по форме напоминающее гору и считающееся прообразом целого мироздания: не счесть на море волн, на небе звезд, на ели хвоинок.
В беде и радости, на празднике и на тризне, во все переломные моменты жизни славянина его незримо осеняли распростертые ветви ели, как небесный свод над головой, защита, опора, надежность.

Ель это еще и священное дерево! Именно ель стоит на море Окияне, на острове Буяне, у камня Алатыря и под ней сидят Христос, Богородица и Святые. Согласно славянским легендам именно ель укрыла Богородицу от солдат Ирода, во время ЕЕ бегства в Египет, за что была награждена Свыше и стала вечно зеленой.
На святки люди ходили в еловые леса, чтобы послушать как в провалившихся под землю церквях поют певчие.
А еще на елях находили иконы… и тогда на этом месте обязательно строили церковь. Да и сами церковки как напоминают елочки))) Легкие, тонкие, устремленные в синее небо!))
А бывает, что и сама ель становится домом или кельей отшельнику - тепло и уютно под ее раскидистыми ветвями. Да что ветвями, деревья становились храмами: если в округе не было церквей, на стволе ели вырезался крест и к ней ходили молиться. Вот такая вот елочка!

Ель постоянный участник ритуалов, оформляющих важнейшие этапы календарного года, жизненного цикла человека (рождение, смерть). И пускай сейчас уже не носят крестить и отпевать в леса, но обычаи бросать вслед за умершим, провожая его в последний путь, ветви ели остался. Ель так же считается свадебным деревом и часто наряжается невестой где-нибудь в лесу, чтобы ничего не случилось и свадьба удалась)
Ель носили с собой колдники, обходя дома на Святки и тот кто нес читался Колядным царем!
Рождественская ель защищает от болезней, стихийных бедствий, отгоняет злые силы, дарит благополучие, здоровье и богатство. По ели гадали: если на ветки быстро осыпаются иголки и ветка вянет - к беде и болезни, если веточка пушистая и зеленая стоит долго - к долголетию и достатку в доме.
Ее украшали всеми плодами земли - фруктами, орехами, колосьями, хлебной выпечкой, цветами и лентами, полосками ткани с нашитыми на нее монетками, и даже зажженными свечками.
И эта языческая традиция сохранилась и в христьянские времена, когда украшение новогодней ели символизировало дары волхвов новорожденному Иисусу и рождественскую звезду наверху, указывающую им путь в Вифлеем.
А в правление на Руси Ивана грозного обычай наряжать елку перешел и в Европу, пропутешествовав по всей европейской части континента и «вернулась» на родину, когда при Петре I обычай наряжать елку стал уже официальным в привычном нам смысле.
Но люди всегда любили ель - дерево, благословенное Богородицей, Небесной Заступницей Земли Русской.

Это то, что рассказал мне отец. Несколько позже я прочитал в книгах, что ель считается магическим деревом: вечнозеленая она обладает свойством постоянно циркулировать энергию, не засыпает на зиму. При общении с деревом человек ощущает ясность рассудка, свежесть, бодрость, умиротворение. Опавшие иголочки, хвою, всегда использовали для отпугивания зла и темных сил, сжигая и окуривая ароматом помещения.
В Западной магии ель символизирует радость, бодрость, жизнелюбие. Запах ели обостряет интуицию, а частое нахождение в еловых лесах развивает мантические способности человека.
С применением еловой хвои часто делают ванночки, которые одинаково успешно помогают при артрите и навевают вещие сны.

Спасибо за внимание)

ИСТОЧНИК

Здесь дополнение

Тема. «Творческая работа. “Ель-кормилица”».

Цели. Развивать умение конструировать повествование по коллективно составленному плану и опорным словам; учить подбирать точные, яркие, выразительные слова для текста, избегая повторов одних и тех же слов; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость; обучать детей анализировать текст; воспитывать познавательный интерес.

Учебные материалы. Иллюстрации с изображениями белки, дятла, клеста; карточки с опорными словами, с текстом для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Целевая установка

Учитель. С какой целью мы проводим уроки развития речи?

Дети. Чтобы научиться грамотно выражать свои мысли, обогащать нашу речь, делать ее яркой, образной, красивой.

У. Чем нам помогают уроки развития речи?

Д. Помогают расширять словарный запас.

У. Продолжим эту работу. Тему сегодняшней творческой работы нам поможет определить стихотворение С. Никулиной. Узнайте, о чем оно.

На доске – первая строфа стихотворения. Словосочетание русский лес закрыто.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес .

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.

А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нас ждут тут и рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Он очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, он шумит.

(С. Никулин )

– О чем это стихотворение?

Д. О русском лесе.

На доске открывается словосочетание русский лес .

У. Сегодня мы поговорим о лесе и его обитателях. А эпиграфом нашей творческой работы послужат слова первой строфы стихотворения С. Никулиной.

Учитель дочитывает стихотворение до конца.

III. Знакомство с текстом

У каждого учащегося на партах индивидуальные карточки с текстом.

У. Прочитайте (про себя) то, что написано на карточке.

Дети читают.

– Какие орфограммы здесь встретились?

Ученики называют орфограммы и правила проверкинаписания слов с ними: к ос...ни – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово осенний – и т.д.

IV. Беседа по содержанию

У. Что вы прочитали?

Д. Текст.

У. Докажите, что это текст.

Д. Предложения текста имеют границы. Они связаны по смыслу. Части теста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.

У. О чем наш текст?

Д. О ели.

У. Что вы назвали?

Д. Тему текста.

У. Что важное, главное хотел сказать нам автор?

Д. Ель кормит всех.

У. Что мы озвучили?

Д. Основную мысль текста.

У. Еще раз повторите ее.

Д. Ель кормит всех.

У. Значит, кто ель?

Д. Кормилица.

У. Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли?

Д. «Ель-кормилица».

– «Добрая ель».

У. Подтвердите правильность своего названия.

Д. Мы знаем, что заголовок часто называет тему текста.

У. Просмотрите еще раз текст и скажите: к какому типу текста он относится?

Д. Это повествование.

У. Докажите.

Д. В тексте рассказывается, повествуется о ели. К такому тексту можно задать вопросы: «Что случилось с елью?», «Как это произошло?»

У. По каким еще признакам вы узнали, что это повествование?

Д. В тексте много глаголов.

У. Назовите их.

Дети перечисляют.

– Какой это текст по стилю: разговорный или книжный, научный или художественный?

Д. Книжный, художественный.

У. Напомните нам цель текста художественного стиля.

Д. Нарисовать яркую, красочную картину при помощи изобразительных средств речи и выразить свое отношение к происшедшему.

V. Составление плана текста

У. Есть ли продолжение у этого текста?

Д. Нет.

У. Давайте продолжим его. О чем или о ком он будет?

Д. О тех, кого будет кормить ель.

У. Что надо сделать для того, чтобы дальше рассказать о главных событиях в определенной последовательности?

Д. Составить план.

У. Прочитайте первую часть текста. Как мы ее озаглавим?

Д. «Ель осенью».

– «Осенняя ель».

– «Одинокая ель».

У. О ком будем говорить во второй части?

Д. О тех, кто прилетел к ели.

У. Как мы озаглавим вторую часть?

Д. «Зимние гости».

– «В гости к ели».

У. Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок (микротем) состоит эта большая картина? Какие узкие, маленькие картинки (микротемы) раскрывают общую, широкую тему второй части?

Д. Птицы и звери, которых кормит ель.

У. Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого «Мать и кормилица».

Послушайте отрывок:

Голодно стало в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в южные страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?
Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель: «Сколько чудесных шишек висит на концах ее ветвей! В них, наверное, спрятаны вкусные семена». Мигом забралась белка на дерево, взяла шишку в передние лапы и принялась за еду.
И пестрый дятел летит из леса прямо к высокой ели – тоже спешит за шишками. Выбрал, какая поплотней, порумяней, сорвал своим крепким клювом и обратно в лес полетел к заветному дереву. Там у дятла столовая – расщелинка в стволе. В нее он вставляет принесенные шишки, долбит их, выбирает из-под чешуек вкусные семена.
Улетел дятел в лес, а у ели уже новые гости. Целая стайка клестов с веселыми криками опустилась на ветки дерева. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, раскачиваются, как на качелях, а сами засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.
Торопятся клесты, какое семечко проглотят, а какое уронят, сколько семян на снегу рассыпано! Что ж, и они не пропадут: их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий, как у дятла или клеста. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.
Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Значит, недаром висят на ее ветвях тяжелые грозди созревших шишек, недаром под их чешуйками кроются вкусные семена. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

VI. Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка

У. Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста?

Д. Опорные слова.

У. Давайте подберем опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками. Первого героя подсказал нам Г. Скребицкий. Кто это?

Д. Белка.

У. Какие слова помогут нам описать белку?

Учитель читает отрывок о белке. На доску записывают опорные слова: выскочила, взглянула, быстро, забралась, сорвала, взяла, принялась за еду, стала есть, принялась лакомиться.

– Какое из этих выражений: принялась есть, стала есть, принялась лакомиться – больше подходит к тексту?

Д. Принялась лакомиться.

У. Что оно помогает передать?

Д. Семена шишек – самая вкусная еда для белки.

У. В дальнейшем из множества опорных слов вы будете выбирать те слова, которые, по вашему мнению, лучше всего подойдут к вашей творческой работе.

Каким птицам дает еду ель?

Д. Дятлам, клестам.

У. Назовите второго героя.

Д. Пестрый дятел.

Работа ведется аналогично.

На доске: торопится, спешит, летит к ели, выбрал, сорвал, долбит, вставляет в расщелинку, полетел к заветному дереву.

У. Кто был третьим гостем ели?

Д. Клесты.

На доске: стайка опустилась, уцепились острыми коготками, повисли, раскачиваются, чешуйки, кривые носы, засовывают, достают семена (семечки), шелушат шишку.

У. Давайте подумаем, что может произойти дальше. Все ли шишки израсходовала ель?

Д. Нет.

У. Остались ли еще шишки на ели до весны?

Д. Остались.

У. Что происходит весной с еловыми шишками?

Д. Солнце пригреет, шишки начнут трескаться, и семена вылетят.

У. Что произойдет с семенами, если они попадут во влажную землю?

Д. Они прорастут.

Д. Появится новое растение.

У. Как мы озаглавим третью часть нашего повествования?

Д. «Ель дает (дарит) жизнь другому дереву».

У. Этим же предложением можно и закончить наш текст.

На доске появляются название и план текста :

VII. Словарно-орфографическая подготовка

– Чтобы в тексте не было повторов одного и того же слова, подберем слова-заменители.

Ель - она, дерево, елка.
Дятел - он, птица.
Белка - она, зверек.
Клесты - стая, птички, они.

У. Для соединения предложений в тексте или его частей составим цепочки связей. Какие слова мы используем?

Д. Вот, однажды...

У. События, которые вы будете описывать в третьей части, произойдут весной. Глаголы какого времени вы будете употреблять в этой части?

Д. Глаголы прошедшего времени, используемые в первой и во второй частях, сменятся глаголами будущего времени.

VIII. Подготовка к записи текста

У. Расскажите, что у вас получилось.

При пересказе текста детьми учитель корректирует предложения, привлекая к этой работе учащихся.

– Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.

IХ. Самостоятельная работа учащихся

Х. Самопроверка

XI. Итог урока

У. Чему вы учились на уроке? Какой вид работы вам больше понравился? Что нового вы узнали про обитателей леса?

Дети отвечают.