Донная мина принцип действия. Морские боеприпасы. Минный фактор истории войн

Мировые СМИ уже несколько недель обсуждают вопрос, в состоянии ли Иран заблокировать Персидский залив и вызвать глобальный нефтяной кризис. Командование американского флота уверяет общественность, что не допустит подобного развития событий. Военные обозреватели всех стран подсчитывают количественное и качественное соотношение кораблей и самолетов вероятных противников. При этом почти ничего не говорится о минном оружии, а ведь именно оно может стать персидской козырной картой.

ПЕРСПЕКТИВЫ МИНИРОВАНИЯ ОРМУЗСКОГО ПРОЛИВА

Ну, а действительно, какова перспектива применения минного оружия в Персидском заливе? Начнем с того, что представляет из себя этот залив. Его длина 926 км (по другим сведениям 1000 км), ширина 180-320 км, средняя глубина менее 50 м, максимальная – 102 м.

Весь северо-восточный берег залива, то есть около 1180 км – персидский. Он гористый, обрывистый, что облегчает оборону и размещение ракетных и артиллерийских батарей. Самым уязвимым местом является Ормузский пролив . Длина пролива 195 км. Пролив сравнительно мелководный – предельная глубина 229 м, а на фарватере глубина до 27,5 м.

В настоящее время движение судов в Ормузском проливе осуществляется по двум транспортным коридорам шириной в 2,5 км каждый . Танкеры, идущие в залив, идут по коридору ближе к иранскому берегу, а встречные, из залива – по другому коридору. Между коридорами находится буферная зона шириной в 5 км. Эта зона создана, чтобы исключить столкновение встречных судов. Как видим, Персидский залив в целом и Ормузский пролив в частности – идеальный полигон для применения всех типов морских мин.

В ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов обе стороны, начиная с 1984 года, атаковали нейтральные танкеры, следовавшие в Персидский залив. Всего в ходе «танкерной войны» было атаковано 340 судов. Большинство из них подверглись нападению катеров и авиации, а в некоторых случаях были обстреляны береговыми ракетными или артиллерийскими установками.

Минные постановки велись крайне ограниченно. Минами было повреждено два судна в 1984 году, восемь – в 1987-м и два – в 1988-м. Замечу, что ограничение использования мин было связано не с техническими, а с политическими причинами, поскольку обе стороны утверждали, что атакуют лишь суда, заходящие в порты противника. Понятно, что мины осуществлять подобную селекцию пока не в состоянии.

16 мая 1987 года на подходе к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло.

14 апреля 1988 года в 65 милях к востоку от Бахрейна на старой якорной мине образца 1908 года подорвался американский фрегат УРО «Самуэл Робертс» водоизмещением 4100 тонн. В ходе пятичасовой борьбы за живучесть экипажу удалось оставить корабль на плаву. Ремонт фрегата обошелся американским налогоплательщикам в 135 млн. долл.

Сейчас мало кто сомневается, что в случае широкомасштабного нападения на Иран его ВМС начнут неограниченную минную войну во всем Персидском заливе, включая, разумеется, и Ормузский пролив .

ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ ИРАНСКИХ МОРЯКОВ

Какими образцами минного оружия обладают ВМС Ирана? Не уверен, что его перечень есть в Пентагоне. Мины, в отличие от кораблей, танков и самолетов, прятать легче, в том числе и при доставке из третьих стран. Есть основания полагать, что Иран располагает большинством образцов послевоенных мин. Он мог закупить их как в СССР, так и в новообразованных республиках. Вспомним, как Иран получил ракеты «Шквал» с завода «Дастан» в Кыргызстане. Кроме того, Иран мог получить мины через Ливию, Сирию и ряд других стран.

Что же представляют из себя современные мины? Одной из наиболее совершенных классических мин, созданных в НИИ-400 (с 1991 года – «Гидроприбор») стала УДМ-2 (универсальная донная мина), принятая на вооружение в 1978 году. Она предназначена для борьбы с кораблями всех классов и подводными лодками. Постановка мин может производиться с кораблей, а также с военных и транспортных самолетов. При этом постановка с самолета производится без парашютной системы, что обеспечивает большую скрытность и возможность постановки мины с малых высот. В случае попадания на сушу или мелководье мина самоликвидируется.

Мина УДМ-2 снабжена трехканальным неконтактным взрывателем с акустическим и гидродинамическим каналами и имеет приборы кратности и срочности. Длина мины 3055/2900 мм (авиационный/корабельный вариант), калибр 630 мм. Вес 1500/1470 кг. Вес заряда 1350 кг. Минимальная глубина места постановки 15/8 м, а максимальная – 60/300 м. Срок боевой службы один год, как, впрочем, и у остальных отечественных мин.

В 1955 году на вооружение была принята авиационная плавающая мина АПМ . Мина спроектирована в НИИ-400 под руководством Ф.М. Милякова. Она представляла собой гальваноударную мину, автоматически удерживающуюся на заданном углублении пневматическим прибором плавания. Мина имела двухступенчатую парашютную систему, состоявшую из стабилизирующего и основного парашютов.

Мина АПМ обеспечивала поражение надводного корабля при ударе его корпуса по одному из четырех гальваноударных взрывателей мины, расположенных в ее верхней части. Прибор плавания, работавший на сжатом воздухе, обеспечивал удержание мины на заданном углублении с точностью 1 м. Запас сжатого воздуха обеспечивал срок боевой службы мины до 10 суток. Мина предназначалась для применения в районах с глубинами более 15 м. Минимальная скорость корабля, обеспечивавшая надежное срабатывание гальваноударного взрывателя – 0,5 узла.

Более совершенная плавающая мина МНП-2 была создана в 1979 году в СКБ машиностроительного завода им. Куйбышева в Казахстане под руководством Ю.Д. Монакова. МНП расшифровывается как мина нулевой плавучести. Прилагательное «плавучая» исчезло из названия, так как плавучие мины были запрещены международным соглашением.

МНП-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок в гаванях или стоящих на якоре вблизи берега, а также для разрушения различного рода гидротехнических сооружений. Носителями мины являются самодвижущиеся подводные средства особого назначения, управляемые боевыми пловцами. Сами «средства» доставляются в район боевого применения сверхмалыми или обычными подводными лодками.

Длина мины 3760 мм, калибр 528 мм. Вес 680 кг. Вес тротила 300 кг. Диапазон глубин плавания от 6 до 60 м. Время нахождения под водой в боевом положении – до 1 года.

Еще в 1951 году вышло постановление Совета Министров СССР № 4482, по которому в план работ НИИ-400 с 1952 года включалась разработка реактивно-всплывающей мины «Камбала». По решению руководства в институт направили группу офицеров-конструкторов НИИ-3 ВМФ, возглавляемую Б.К.Ляминым. В ходе работ по этой теме Ляминым была создана первая в мире придонная реактивно-всплывающая мина, получившая название КРМ . Она была принята на вооружение ВМФ постановлением Совмина № 152-83 от 13 января 1957 года.

В качестве отделителя в мине КРМ использована пассивно-активная акустическая система, которая обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя, доставлявшего боевую часть с боевого зарядного отделения к поверхности воды в районе нахождения надводной цели.

Габариты мины КРМ составляли: длина 3,4 м, ширина 0,9 м, высота 1,1 м. Мина ставилась с надводных кораблей. Вес мины 1300 кг. Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) 300 кг. Мина могла устанавливаться на глубину до 100 м. Ширина зоны реагирования взрывателя 20 м.

Однако ширина зоны реагирования КРМ была признана руководством ВМФ недостаточной. В дальнейшем на базе мины КРМ была создана якорная реактивно-всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1 . На вооружение она была принята в 1960 году и стала первой универсальной по целям миной-ракетой, обеспечивающей поражение как надводных кораблей, так и погруженных подводных лодок.

В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина ПМ-2 . Мина создана в НИИ-400. Диаметр ее 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 40 – 300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.

Противолодочная мина-ракета ПМР-1 стала первой отечественной широкополостной самоприцеливающейся миной-ракетой. Первоначально она предназначалась для поражения подводных лодок в подводном положении, но могла поражать и надводные цели. ПМР-1 была создана в 1970 году в НИИ-400 под руководством Л.П. Матвеева.

Постановка мины производится из торпедных аппаратов подводных лодок или сбрасыванием за корму с палуб надводных кораблей. ПМР-1 представляет собой якорную мину, состоящую из соединенных между собой реактивно-зарядного и приборно-механического отделений, а также якоря.

Реактивно-зарядное отделение представляет собой твердотопливную ракету, в головной части которой размещаются заряд взрывчатого вещества и электронная аппаратура боевого канала. В приборно-механическом отделении размещены система управления, источник питания, механизмы наклона мины и установки ее на заданное углубление, барабан с тросом и другое.

После сброса мина под действием отрицательной плавучести погружается, и при достижении глубины 60 м запускается временной прибор. После отработки заданного времени сбрасывается кожух, соединяющий оба отделения, затем отдается якорь, и начинается сматывание минрепа. Через установленное время мина приводится в боевое положение.

При входе подводной лодки противника в опасную зону мины включается система пеленгации, работающая по принципу гидролокации. Электронная акустическая аппаратура определяет направление на лодку и включает систему прицеливания. Гидравлический механизм наклона наводит реактивно-зарядное отделение на цель, а затем выдает команды на запуск реактивного двигателя. Взрыв заряда производится с помощью неконтактного или контактного взрывателя.

Высокая скорость движения ракеты и малое время движения – от 3 до 5 с – исключают возможность использования противолодочных средств противодействия или маневра уклонения.

Полная длина мины ПМР-1 7800 мм, диаметр 534 мм, вес 1,7 т, вес заряда 200 кг. Глубина постановки мины от 200 до 1200 м. Срок службы 1 год.
В конце 1960-х годов в НИИ-400 было создано несколько модификаций мины ПМР-1: МПР-2, ПМР-2М, ПМР-2МУ.

Из американских мин наиболее интересна самозарывающаяся мина «Хантер» . Она может ставиться с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. После постановки на дно мина зарывается в него с помощью специальных устройств, а снаружи остается только антенна. Мина может находиться в «усыпленном» состоянии до двух лет. Но в любой момент может быть активизирована специальным сигналом.

Корпус мины «Хантер» сделан из пластика. После активизации двухканальный взрыватель обнаруживает вражеский корабль и выпускает по нему самонаводящуюся торпеду Mk-46 или «Стигрей».

Замечу, что проектирование и массовое производство упрощенной модели «Хантера», пусть даже без самонаводящейся торпеды, по силам любой стране, тем более Ирану. Ну, а дно большей части Персидского залива илистое, что облегчает зарывание торпед. Визуально ее невозможно обнаружить ни водолазу, ни специальному беспилотному аппарату – искателю мин.

Постановку любых типов вышеупомянутых мин могут вести иранские самолеты, вертолеты, различные катера и суда. При взаимодействии минного оружия с артиллерией и ракетами береговых установок и кораблей, а также авиацией Иран имеет все шансы полностью блокировать судоходство в Персидском заливе . Технически это вполне достижимо, необходима лишь политическая воля.

Мировые СМИ уже несколько недель обсуждают вопрос, в состоянии ли Иран заблокировать Персидский залив и вызвать глобальный нефтяной кризис. Командование американского флота уверяет общественность, что не допустит подобного развития событий. Военные обозреватели всех стран подсчитывают количественное и качественное соотношение кораблей и самолетов вероятных противников. При этом почти ничего не говорится о минном оружии, а ведь именно оно может стать персидской козырной картой.

Минный фактор истории войн

31 марта 1904 года на японской мине взорвался броненосец «Петропавловск». Вместе с броненосцем погиб адмирал Степан Осипович Макаров. С гибелью командующего активные действия Порт-Артурской эскадры прекратились.

В августе 1941 года при эвакуации Таллина на вражеских минах Балтийский флот потерял 12 боевых кораблей и около 30 транспортов.

В 1944–1945 годах из-за наличия мин в Финском заливе надводные корабли Балтийского флота фактически не принимали участия в боевых действиях.

В октябре 1950 года американский флот утратил господство в корейских водах, так как янки наткнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок.
Оценка дестабилизирующей роли противоракетной обороны в Европе

В 1972 году американцы решили заминировать вьетнамские воды в районе порта Хайфон. Минными постановками север Вьетнама был полностью блокирован с моря почти на девять месяцев.

Как правило, страны третьего мира не могут самостоятельно разминировать мины, наставленные ими самими же в ходе локальных конфликтов, и обращаются с просьбами к сверхдержавам.

Так, с марта 1972-го по июнь 1974-го группа советских кораблей под командованием контр-адмирала Сергея Зуенко проводила разминирование в районе порта Читтагон, воды которого были заминированы в ходе индо-пакистанской войны 1971 года.

В октябре – ноябре 1973 года ВМФ Египта в проливах Губаль и Инкер-Чаннел Суэцкого залива выставили минные заграждения в пять линий. Тралить их пришлось отрядом кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов. Траление выполнялось в период с июля по ноябрь 1974 года. На средиземноморском побережье Египта аналогичные работы выполняли тральщики западных стран.

В 1984 году в ходе ирано-иракской войны кто-то установил мины в Красном море и Суэцком заливе. За июль – сентябрь 1984 года на минах подорвались 19 транспортных судов. Это вызвало существенное уменьшение потока судов через Суэцкий канал. Обычно ежедневно через канал проходило около 60 торговых судов, но в августе их число сократилось до 42.

Срочно в Красное море были направлены 18 кораблей из четырех стран НАТО: США, Англии, Франции и Италии. Туда же направилась группа советских кораблей во главе с вертолетоносцем «Ленинград». Французы вытралили десять донных мин, англичане – одну, а итальянцы – ни одной.

В ходе войны в Персидском заливе в январе – феврале 1991 года («Буря в пустыне») американцы и их союзники не сумели высадить морской десант на юге Ирака из-за минной опасности. Ирак произвел минирование северной части Персидского залива, особенно на подступах к десантоопасным участкам побережья Кувейта. На иракских минах подорвались американский вертолетоносец «Триполи» и крейсер УРО «Принстон», а эсминец «Пол Фоснер» налетел на старую японскую мину, которая не взорвалась.

В тралении этих мин приняли участи морские тральщики и вертолеты-тральщики США, Англии, Бельгии и ФРГ. Всего за январь – февраль 1991-гo ими было вытралено 112 мин, в основном советского производства, типа АМД, КМД «Краб». Тем не менее, до конца боевых действий ни одно подразделение союзных войск не было десантировано на берег.

Перспективы минирования Ормузского пролива

Ну, а какова перспектива применения минного оружия в Персидском заливе? Начнем с того, что представляет из себя этот залив. Его длина 926 км (по другим сведениям 1000 км), ширина 180-320 км, средняя глубина менее 50 м, максимальная – 102 м. Весь северо-восточный берег залива, то есть около 1180 км – персидский. Он гористый, обрывистый, что облегчает оборону и размещение ракетных и артиллерийских батарей. Самым уязвимым местом является Ормузский пролив. Длина пролива 195 км. Пролив сравнительно мелководный – предельная глубина 229 м, а на фарватере глубина до 27,5 м.

В настоящее время движение судов в Ормузском проливе осуществляется по двум транспортным коридорам шириной в 2,5 км каждый. Танкеры, идущие в залив, идут по коридору ближе к иранскому берегу, а встречные, из залива – по другому коридору. Между коридорами находится буферная зона шириной в 5 км. Эта зона создана, чтобы исключить столкновение встречных судов. Как видим, Персидский залив в целом и Ормузский пролив в частности – идеальный полигон для применения всех типов морских мин.

В ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов обе стороны, начиная с 1984 года, атаковали нейтральные танкеры, следовавшие в Персидский залив. Всего в ходе «танкерной войны» было атаковано 340 судов. Большинство из них подверглись нападению катеров и авиации, а в некоторых случаях были обстреляны береговыми ракетными или артиллерийскими установками. Минные постановки велись крайне ограниченно. Минами было повреждено два судна в 1984 году, восемь – в 1987-м и два – в 1988-м. Замечу, что ограничение использования мин было связано не с техническими, а с политическими причинами, поскольку обе стороны утверждали, что атакуют лишь суда, заходящие в порты противника. Понятно, что мины осуществлять подобную селекцию пока не в состоянии.

16 мая 1987 года на подходе к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло.

14 апреля 1988 года в 65 милях к востоку от Бахрейна на старой якорной мине образца 1908 года подорвался американский фрегат УРО «Самуэл Робертс» водоизмещением 4100 тонн. В ходе пятичасовой борьбы за живучесть экипажу удалось оставить корабль на плаву. Ремонт фрегата обошелся американским налогоплательщикам в 135 млн. долл.

Сейчас мало кто сомневается, что в случае широкомасштабного нападения на Иран его ВМС начнут неограниченную минную войну во всем Персидском заливе, включая, разумеется, и Ормузский пролив.

Грозное оружие иранских моряков

Какими образцами минного оружия обладают ВМС Ирана? Не уверен, что его перечень есть в Пентагоне. Мины, в отличие от кораблей, танков и самолетов, прятать легче, в том числе и при доставке из третьих стран. Есть основания полагать, что Иран располагает большинством образцов послевоенных мин. Он мог закупить их как в СССР, так и в новообразованных республиках. Вспомним, как Иран получил ракеты «Шквал» с завода «Дастан» в Кыргызстане. Кроме того, Иран мог получить мины через Ливию, Сирию и ряд других стран.

Что же представляют из себя современные мины?

Одной из наиболее совершенных классических мин, созданных в НИИ-400 (с 1991 года – «Гидроприбор») стала УДМ-2 (универсальная донная мина), принятая на вооружение в 1978 году. Она предназначена для борьбы с кораблями всех классов и подводными лодками. Постановка мин может производиться с кораблей, а также с военных и транспортных самолетов. При этом постановка с самолета производится без парашютной системы, что обеспечивает большую скрытность и возможность постановки мины с малых высот. В случае попадания на сушу или мелководье мина самоликвидируется.

Мина УДМ-2 снабжена трехканальным неконтактным взрывателем с акустическим и гидродинамическим каналами и имеет приборы кратности и срочности.

Длина мины 3055/2900 мм (авиационный/корабельный вариант), калибр 630 мм. Вес 1500/1470 кг. Вес заряда 1350 кг. Минимальная глубина места постановки 15/8 м, а максимальная – 60/300 м. Срок боевой службы один год, как, впрочем, и у остальных отечественных мин.

В 1955 году на вооружение была принята авиационная плавающая мина АПМ. Мина спроектирована в НИИ-400 под руководством Ф.М. Милякова. Она представляла собой гальваноударную мину, автоматически удерживающуюся на заданном углублении пневматическим прибором плавания. Мина имела двухступенчатую парашютную систему, состоявшую из стабилизирующего и основного парашютов.

Мина АПМ обеспечивала поражение надводного корабля при ударе его корпуса по одному из четырех гальваноударных взрывателей мины, расположенных в ее верхней части. Прибор плавания, работавший на сжатом воздухе, обеспечивал удержание мины на заданном углублении с точностью?1 м. Запас сжатого воздуха обеспечивал срок боевой службы мины до 10 суток. Мина предназначалась для применения в районах с глубинами более 15 м. Минимальная скорость корабля, обеспечивавшая надежное срабатывание гальваноударного взрывателя – 0,5 узла.

Более совершенная плавающая мина МНП-2 была создана в 1979 году в СКБ машиностроительного завода им. Куйбышева в Казахстане под руководством Ю.Д. Монакова. МНП расшифровывается как мина нулевой плавучести. Прилагательное «плавучая» исчезло из названия, так как плавучие мины были запрещены международным соглашением.

МНП-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок в гаванях или стоящих на якоре вблизи берега, а также для разрушения различного рода гидротехнических сооружений. Носителями мины являются самодвижущиеся подводные средства особого назначения, управляемые боевыми пловцами. Сами «средства» доставляются в район боевого применения сверхмалыми или обычными подводными лодками.

Длина мины 3760 мм, калибр 528 мм. Вес 680 кг. Вес тротила 300 кг. Диапазон глубин плавания от 6 до 60 м. Время нахождения под водой в боевом положении – до 1 года.

Еще в 1951 году вышло постановление Совета Министров СССР № 4482, по которому в план работ НИИ-400 с 1952 года включалась разработка реактивно-всплывающей мины «Камбала». По решению руководства в институт направили группу офицеров-конструкторов НИИ-3 ВМФ, возглавляемую Б.К. Ляминым.

В ходе работ по этой теме Ляминым была создана первая в мире придонная реактивно-всплывающая мина, получившая название КРМ. Она была принята на вооружение ВМФ постановлением Совмина № 152-83 от 13 января 1957 года.

В качестве отделителя в мине КРМ использована пассивно-активная акустическая система, которая обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя, доставлявшего боевую часть с боевого зарядного отделения к поверхности воды в районе нахождения надводной цели.

Габариты мины КРМ составляли: длина 3,4 м, ширина 0,9 м, высота 1,1 м. Мина ставилась с надводных кораблей. Вес мины 1300 кг. Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) 300 кг. Мина могла устанавливаться на глубину до 100 м. Ширина зоны реагирования взрывателя 20 м.

Однако ширина зоны реагирования КРМ была признана руководством ВМФ недостаточной. В дальнейшем на базе мины КРМ была создана якорная реактивно-всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1. На вооружение она была принята в 1960 году и стала первой универсальной по целям миной-ракетой, обеспечивающей поражение как надводных кораблей, так и погруженных подводных лодок.

В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина ПМ-2. Мина создана в НИИ-400. Диаметр ее 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 40 – 300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.

Противолодочная мина-ракета ПМР-1 стала первой отечественной широкополостной самоприцеливающейся миной-ракетой. Первоначально она предназначалась для поражения подводных лодок в подводном положении, но могла поражать и надводные цели. ПМР-1 была создана в 1970 году в НИИ-400 под руководством Л.П. Матвеева.

Постановка мины производится из торпедных аппаратов подводных лодок или сбрасыванием за корму с палуб надводных кораблей. ПМР-1 представляет собой якорную мину, состоящую из соединенных между собой реактивно-зарядного и приборно-механического отделений, а также якоря.

Реактивно-зарядное отделение представляет собой твердотопливную ракету, в головной части которой размещаются заряд взрывчатого вещества и электронная аппаратура боевого канала. В приборно-механическом отделении размещены система управления, источник питания, механизмы наклона мины и установки ее на заданное углубление, барабан с тросом и другое.

После сброса мина под действием отрицательной плавучести погружается, и при достижении глубины 60 м запускается временной прибор. После отработки заданного времени сбрасывается кожух, соединяющий оба отделения, затем отдается якорь, и начинается сматывание минрепа. Через установленное время мина приводится в боевое положение.

При входе подводной лодки противника в опасную зону мины включается система пеленгации, работающая по принципу гидролокации. Электронная акустическая аппаратура определяет направление на лодку и включает систему прицеливания. Гидравлический механизм наклона наводит реактивно-зарядное отделение на цель, а затем выдает команды на запуск реактивного двигателя. Взрыв заряда производится с помощью неконтактного или контактного взрывателя.

Высокая скорость движения ракеты и малое время движения – от 3 до 5 с – исключают возможность использования противолодочных средств противодействия или маневра уклонения.

Полная длина мины 7800 мм, диаметр 534 мм, вес 1,7 т, вес заряда 200 кг. Глубина постановки мины от 200 до 1200 м. Срок службы 1 год.

В конце 1960-х годов в НИИ-400 было создано несколько модификаций мины ПМР-1: МПР-2, ПМР-2М, ПМР-2МУ.

Из американских мин наиболее интересна самозарывающаяся мина «Хантер». Она может ставиться с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. После постановки на дно мина зарывается в него с помощью специальных устройств, а снаружи остается только антенна. Мина может находиться в «усыпленном» состоянии до двух лет. Но в любой момент может быть активизирована специальным сигналом. Корпус мины сделан из пластика. После активизации двухканальный взрыватель обнаруживает вражеский корабль и выпускает по нему самонаводящуюся торпеду Mk-46 или «Стигрей».

Замечу, что проектирование и массовое производство упрощенной модели «Хантера», пусть даже без самонаводящейся торпеды, по силам любой стране, тем более Ирану. Ну, а дно большей части Персидского залива илистое, что облегчает зарывание торпед. Визуально ее невозможно обнаружить ни водолазу, ни специальному беспилотному аппарату – искателю мин.амолеты, вертолеты, различные катера и суда. При взаимодействии минного оружия с артиллерией и ракетами береговых установок и кораблей, а также авиацией Иран имеет все шансы полностью блокировать судоходство в Персидском заливе. Технически это вполне достижимо, необходима лишь политическая воля.

Германские авиационные мины серии ВМ 1000 "Моника"
(Bombenmine 1000 (BM 1000) "Monika")

(Информация к тайне гибели линкора "Новороссийск")

Часть 1

Предисловие.

29 октября 1955 года в 1 час 30 минут на рейде Севастополя произошел взрыв, в результате которого флагман Черноморского флота линейный корабль "Новороссийск" (бывший итальянский "Джулио Чезаре") получил пробоину в носовой части. В 4 часа 15 минут линкор вследствие неостановимого поступления воды в корпус перевернулся и затонул. Истинная причина взрыва и что именно взорвалось, несмотря на проведенное расследование и последующие многолетние исследования, так и не были выяснены.
Достоверно установлено, что взрыв был наружным сдвоенным (два заряда, взорвавшиеся с расхождением по времени в десятые доли секунды), т.е. произошел не внутри корпуса корабля, а вне его, и произошел он под днищем в носовой части между 31-м и 50-м шпангоутами справа от киля. Именно в этом месте имеется пробоина площадью около 150 кв. метров, проходящая от днища вверх через все палубы и выходящая на верхнюю палубу.
Все остальные параметры взрыва получены различными исследователями рассчетным путем, исходя из размеров и характера повреждений, размеров и формы воронки от взрыва на грунте.

В конечном счете и правительственной комиссией и последующими исследователями были выдвинуты две версии, касающиеся того, какое именно взрывное устройство взорвалось под линкором. Причем, правительственная комиссия основной полагает первую версию, тогда, как все остальные исследователи склоняются ко второй.

Вот эти версии:

1.Под линкором взорвалась связка из двух германских морских донных мин неконтактного действия, установленная немцами во время войны в период между 22.6.1941 и 9.5.1944. Т.е. это было эхо минувшей войны, своего рода несчастный случай.

2. Под линкором иностранными (итальянскими или английскими) боевыми пловцами был установлен мощный заряд взрывчатки, который был приведен в действие с помощью таймерного взрывателя или же по проводам. Т.е. это была диверсия. Фактически, акт агрессии со стороны стран NATO.

Автор через расмотрение параметров, устройств и принципов срабатывания германских морских донных неконтактных мин имеет намерение дать исследователям возможность значительно сузить эту версию. Сузить, а не исключить. Дело в том, что в принципе мина необязательно могла быть немецкого образца. Она могла быть и итальянской, и советской, и любого государства так или иначе затронутого войной. Впрочем, после освобождения Севастополя и в послевоенные годы в акватории обнаруживались исключительно немецкие донные морские мины. Мин конструкций других государств обнаружено не было.

Исследователи, исключающие минную версию, обычно исходят из того, что к октябрю 1955 года батареи питания донных мин были уже неработоспособны и ни одна из них сработать не могла. В общем то это действительно так. В те времена не существовало батарей, способных сохранять работоспособность столь длительное время.

Однако, сторонники минной версии иногда утверждают, что мина могла быть потревожена якорной цепью линкора именно вечером 28 октября 1955 около 18 часов в момент постановки корабля на бочки. Это событие запустило остановившийся много лет назад часовой механизм, который и привел через какое то время к взрыву мины (очевидно имея в виду некий часовой механический взрыватель, которому электропитание не требуется). Мол, просто сработало устройство самоликвидации мины, которое должно было сработать своевременно, но часовой механизм по каким то причинам застопорился. А вот спустя много лет, когда линкор потревожил мину своей якорной цепью, механизм часов вновь пошел. А под днищем корабля мина в момент самоликвидации оказалась чисто случайно.
Правда, обычно те, кто ссылается на эту версию, не указывают марки мины или взрывателя, который мог сработать подобным образом..

Автор в статье сознательно дистанцируется от рассмотрения вопроса относительно сохранности источников электропитания мин и вопроса относительно точки взрыва (на дне бухты или под днищем линкора). Я пытаюсь подойти к минной версии с другой стороны и расмотреть вопрос -

"А могли ли работоспособные взрывные устройства немецкой морской донной мины серии BM 1000 с датчиком цели неконтактного действия привести к взрыву в обстановке на 1.30 ночи 29 октября 1955 ?".

Напомним эту обстановку. Ночь, линкор стоит на бочках №3 (пришвартован к носовой и кормовой бочкам и дополнительно отдан левый якорь), т.е. совершенно неподвижен, его винты неподвижны, главные двигатели не работают. Глубина воды в данной точке до слоя плотного ила 17.3 метра, до истинного дна 38 метров, осадка корабля 10.05 м. Швартовка осуществлена в 17.22 28.10.55. Около 0 часов 29 октября от линкора отошла продуктовая баржа с буксиром и прибыл моторный катер. С этого момента в бухте движения судов не было.

От автора. Впрочем, автор хотел бы получить от людей сведущих ответ на такой вопрос- может ли корабль, стоящий на двух бочках и одном якоре, т.е. закрепленный в трех точках, смещаться в любом из направлении (дрейфовать) более чем на 35 метров и возвращаться обратно? Дело в том, что магнитные взрывные устройства мин ВМ 1000 срабатывали, когда вражеский корабль оказывался ближе 35 метров от мины. Если при этом прибор кратности отщелкнулся на один проход, то требовалось, чтобы он удалился более, чем на 35 метров и вернулся бы обратно (ну или к мине приблизился другой корабль). Если же корабль стал над миной, то он может стоять над миной неопределенно долго. Прибор кратности будет ждать, чтобы он ушел. Потом станет ждать следующего прохода корабля над миной.

Собственно, расматривать нужно только непосредственно взрывные устройства немецких неконтактных взрывных устройств, но чтобы не упустить из виду все обстоятельства, связанные в немецкими донными минами автор намерен подробно рассмотреть устройства этих мин.

В данной статье автор подробно рассматривает устройство мин одной из серий (серию ВМ) и порядок, варианты их срабатывания. В последующих статьях будут рассмотрены немецкие морские донные неконтактные мины других серий. Должен также сказать, что название "Моника" это неофициальное жаргонное имя собственное мины. Но она среди моряков больше известна как раз под этим именем и поэтому я позволил себе включить его в заголовок

Общее.

Германские донные неконтактные мины подразделялись на две большие группы - флотские (Mine der Marine) и авиационные (Mine der Luftwaffe). Первые конструировались фирмами по заданиям военно-морского флота и предназначались для установки с кораблей. Вторые по заданиям военно-воздушных сил и предназначались для установки с самолетов.

Собственно, разница между флотскими и авиационными минам конструктивно невелика и эта разница диктуется лишь особенностями доставки к цели. Например, авиационные мины снабжаются бугелями для подвески к самолету, стабилизирующими или тормозными парашютами или хвостовыми стабилизаторами (аналогичными, что используются в авиабомбах). Столь же невелика и разница между взрывателями для тех и других мин.

От автора. Как то трудно называть взрывателями (Zuender) весьма сложные по конструкции устройства, которые инициируют взрывы мин под воздействием физических полей кораблей. В немецком языке эти устройства называются Zuendergeraete. Наиболее верный смысловой перевод этого термина "Взрывное устройство", ну или "Взрывной прибор". Так и будем ниже по тексту их именовать.

Все взрывные устройства немецких донных неконтактных мин по датчикам цели подразделяются на три основных типа:
1.Магнитные (Magnetik). Реагируют на искажение магнитного поля Земли в данной точке, создаваемое проходящим кораблем.
2.Акустические (Akustik). Реагируют на шум винтов корабля.
3.Гидродинамические (Unterdruck или Druck). Реагируют на незначительное снижение давления воды.

В минах могло использоваться одно из трех основных устройств или в комбинации с другими основными устройствами.

1.Магнитно-акустические (Magnetik/Akustik),
2.Гидродинамически-магнитные (Druck/Magnetik),
3.Акустико-гидродинамические (Akustik/Druck),
4.Гидродинамически-акустические (Druck/(Akustik).

Эти взрывные устройства кроме основных датчиков цели (магнитный, акустический, гидродинамический) могли иметь дополнительные чувствительные устройства, добавляемые к к основным и которые, в основном, предназначались для снижения вероятности ложных срабатываний за счет того, что корабль-цель должен был оказать влияние на взрывное устройство своими двумя или даже тремя физическими полями разного характера (звуковое нормальной или низкой частоты, инфразвуковое, магнитное, гидродинамическое, индукционное).

Существовали следующие дополнительные чувствительные устройства, которые самостоятельно не применялись, а лишь в комбинации в одним из трех первых основных взрывных устройств:

1.Низкочастотный (Tiefton). Реагирует на звуки низкой частоты.

Находились в различных степенях стадии разработки следующие устройства, которые предполагалось использовать самостоятельно или в комбинации с основными взрывными устройствами:

1.Инфразвуковые (Seismik). Реагирует на колебания инфразвуковой частоты (5-7 герц).
2.Индукционные (J). Реагирует на близкое перемещение металлических масс.

Взрывные устройства, имеющие кроме основного датчика цели дополнительные называют комбинированными.

В авиационных морских минах серии ВМ использовались 2 образца взрывных устройств с магнитным датчиком цели, 3 с акустическим датчиком цели, 2 с магнитно-акустическим, 1 с акустико-гидродинамическим и 1 с гидродинамически- акустическим..
Находилось в стадии разработки и испытаний взрывное устройство акустико-индукционно-гидродинамическим датчиком цели (AJD 101). сведений об установке его в мины не имеется.

Мины серии BM (Bombenminen).

В Германии в 1940-1944 годах были созданы или находились в процессе конструирования пятнадцать образцов донных мин неконтактного действия, объединенных общим обозначением BM (Bombenminen), которые предназначались для установки с самолетов. Эти пятнадцать образцов были объединены в одну группу, поскольку в их конструкции использовался принцип конструкции фугасной авиабомбы.

Известны следующие обозначения мин этой серии:
BM 1000 I,
BM 1000 II,
BM 1000 C,
BM 1000 F,
BM 1000 H,
BM 1000 J-I,
BM 1000 J-II,
BM 1000 J-III,
BM 1000 L,
BM 1000 M,
BM 1000 T,
BM 500,
BM 250,
Winterballoon,
Wasserballoon.

Из всего этого многоообразия до уровня серийного изготовления и применения были доведены лишь мины BM 1000 I, BM 1000 II, BM 1000 H, BM 1000 M и Wasserballoon.

В основном, все мины BM 1000 имеют одинаковое устройство за исключением незначительных отличий типа размеров узлов, размера бугеля подвески, размеров лючков.

Мина Wasserballoon хотя и отнесена к минам серии BM 1000, однако значительно отличается по своим размерам, предназначению и конструкции. Она описывается в конце этой части статьи.

Весо-габаритные характеристики всех мин серии BM 1000:
-длина (по корпусу) - 162.6 см.,
-диаметр - 66.1 см.,
-общий вес -870.9 кг.,
-вес заряда - 680.4 кг.,
-тип ВВ - смесь гекосгена с тротилом 50/50.

Корпус всех мин BM 1000 состоит из трех отдельных частей, сваренных вместе: носовой части оживальной формы, цилиндрической части, и хвостовой части.
Носовая часть сделана из штампованной стали, а остальные три части сделаны из антимагнитной 18% марганцевой стали.

На корпусе мины (1) размещаются:
2. Бугель Т-образного профиля предназначенный для подвешивания мины к самолету.
3. Бомбовый взрыватель (3) Rheinmetall Zuender 157/3 (RZ 157/3).
4. Защитный колпак взрывного устройства. Само взрывное устройство помещается под этим колпаком

Бомбовый взрыватель RZ 157/3, размещаемый в том же точно месте, что и взрыватели обычных авиабомб, в данном случае играет вспомогательную роль. Его задачи следующие:
1.В момент отделения мины от самолета взорвать два пиропатрона с помощью которых сбрасывается носовой обтекатель (если мина укомплектована таковым).
2.В случае, если мина при достижении нулевой высоты ударилась о твердый грунт, взорвать ее.
3. В случае, если после достижения миной нулевой высоты ее замедление находится в пределах 20-200 гр. (попала в воду), замкнуть главный включатель основного взрывного устройства.

Проще говоря, задача бомбового взрывателя состоит в том, чтобы в случае штатной ситуации включить главный включатель мины, а при падении на землю, взорвать мину.
Устройство взрывателя довольно простое. Прежде всего, до подвешивания мины к самолету и подключения взрывателя к бортjвой электросети самолета его электросхема, не имеющая собственных источников питания, неработспособна и никаких действий произвести не может. Этим обеспечивается полная безопасность хранения и транспортировки мины. После подвешивания мины и в момент присоединения взрывателя к бортовой сети самолета два подпружиненных плунжера-контакта взрывателя утапливаются вниз и размыкают цепь взрывателя. В результате этого даже после этого электроцепь взрывателя остается не подключенной к сети самолета. И лишь в момент отделения мины от самолета цепь взрывателя на короткое время соединяется с электроцепью самолета и конденсаторы взрывателя заряжаются.

В случае, если мина ударилась о твердую поверхность, то есть произошло замедление большее чем 200 грамм, то инерционный стержень во взрывателе замыкает цепь взрывателя на собственный детонатор и мина взрывается.
При касании мины поверхности воды, что дает замедление в пределах между 20 и 200 граммами, начинают вибрировать два вибрационных замыкателя, которые замыкают цепь взрывателя на главный включатель мины и начинается отработка программы приведения взрывного устройства в боевое положение. Но об этом ниже.

Размеры, форма защитного колпака взрывного устройства зависят от установленного в данной мине взрывного устройства и комплектации мины. Известно 10 вариантов колпака, обозначаемых SH 1, SH 2, SH 3, SH 4, SH 5, SH 6, SH 7, SH 8, SH 9, SH 11

Расмотрим варианты комплектации мины, от которой зависят режимы ее сбрасывания.

Комплектация первая.

Показана на рисунке выше. Это сама мина со взрывным устройством, закрытым защитным колпаком любой марки кроме SH 7, SH 8 или SH 9, и без каких либо внешних добавлений вроде носового обтекателя, тормозного диска, стабилизатора и стабилизирующего парашюта. В связи с этим, вследствие большой скорости падения, на применение мины имеются определенные ограничения - высота сбрасывания - 100-2000 метров, скорость самолета до 459 км/час, глубина воды в месте сброса 7-35 метров. Дно моря в месте падения мины должно быть достаточно плотным чтобы мина могла лечь на дно в положении близком к горизонтальному. Это особенно важно для магнитных датчиков цели.

Комплектация вторая.

Это сама мина со взрывным устройством, закрытым защитным колпаком марок SH 7, SH 8 или SH 9. Эти защитные колпаки отличаются от колпаков других марок тем, что снабжены десятью кронштейнами с проушинами и шпильками. На верхушку защитного колпака уложен мягкий тканевый контейнер стабилизирующего парашюта LS 3.
К четырем кронштейнам прикреплены четыре ленты, удерживающие парашютный контейнер в закрытом состоянии. В центре они связаны между собой с помощью 6-метрового фала. Второй конец фала закрепляется на самолете. К шести остальным кронштейнам прикреплены лямки самого парашюта.

При отделении мины от самолета фал высвобождает удерживающие ленты, контейнер, который имеет четыре лепестковых клапана, раскрывается и выпускает парашют наружу.Диаметр купола парашюта в раскрытом состоянии 102 см, длина строп 2.44 метра. Купол из искусственного шелка зеленого цвета. Стропы искусственного шелка белого цвета.

Парашют стабилизирует положение бомбы носом вниз при снижении и заметно снижает скорость снижения при сбрасывании с больших высот (разумеется, скорость снижения бомбы на парашюте многократно больше скорости снижения парашютиста). Парашют позволяет сбрасывать мины с высот от 100 до 7000 метров при скорости самолета до 644 км/час. Глубина воды также должна быть в пределах 7-35 метров. Также парашют уменьшает скорость погружения мины в воде, что позволяет использовать мину при недостаточно плотном дне моря.

От автора. Однако, эта комплектация в значительно большей мере демаскирует мину как в момент снижения, так и под водой. Ведь тяжелые фугасные бомбы обычно не имеют парашютов и если мина первой или третьей комплектации могут быть приняты наблюдателями за обычные авиабомбы, то наличие парашюта явно указывает на то, что сброшена именно мина. Да и при поиске мины водолазами или с лодок, белые стропы и довольно большой по размеру купол облегчают обнаружение мины, поскольку после падения мины парашют от нее не отделяется.

Комплектация третья

Мина комплектуется носовым тормозным диском (Bugspiegles) (1), носовым обтекателем (Bugverkleidung) (2) и хвостовым оперением (Leitwerke) (3).

Носовой тормозной диск предназначен для снижения скорости падения мины за счет того, что плоская тупая передняя поверхность мины имеет значительное сопротивление. Носовой тормозной диск просто приклеен к носовой части корпуса. Существовало два образца носового тормозного диска - BS 1, который изготавливался из прессованного картона, и BS 2. который изготавливался из динала (прессованный картон, пропитанный смолой).

Носовой обтекатель предназначался для снижения сопротивления воздуха во время транспортировки мины самолетом. Он представлял собой шесть алюминевых сегментов, образующих, если их сложить вместе, купол оживальной формы. Передние концы сегментов удерживались вместе за счет алюминевого конуса и маленького диска, приделанных к металлическому стержню, который ввинчивался в носовую часть мины. Задние концы сегментов соединялись вместе алюминевым кольцом, надеваемым на тормозной диск. Это кольцо обнимало задние концы сегментов. Стержень в своем заднем конце имел два пиропатрона.

В момент отделения мины от самолета пиропатроны взрывались и перебивали стержень. Вся эта конструкция (стержень с конусом и маленьким диском, сегменты и кольцо) разлеталась в воздухе и далее мина падала, имея торможение за счет тормозного диска. Стабилизатор обеспечивает вертикальное положение мины в воздухе.
Существовало два типа носовых обтекателей. У обтекателя BV 2 пиропатроны подрывались электроимпульсом, получаемым от взрывателя RZ 157/3 по проводу, который проходил от взрывателя сквозь заряд и выходил к стержню в месте его крепления. У обтекателя BV 3 пиропатроны подрывались механическим способом. Для этого от пиропатронов протягивались две вытяжные проволочки, которые проходили через отверстие в одном из сегментов и крепились к самолету.

Хвоствое оперение представляло собой конус, надеваемый на хвостовую часть мины и закрепляемый болтами. Этот конус имел восемь перьев-стабилизаторов и кольца, надеваемого на задние концы перьев. Хвостовое оперение изготавливалось из прессованного картона, пропитанного смолой (динала). Cуществовало двенадцать типов хвостового оперения (LW 1, LW 2, LW 4, LW 5, LW 6, LW 8, LW 9, LW 11, LW 12, LW 14, LW 15, LW 17). Они различались своей длиной, формой и количеством перьев, способом крепления к мине. Оперения LW 1, LW 2, LW 4, LW 5, LW 6, LW 8, LW 9, LW 11, LW 12 крепились к защитным колпакам взрывных устройств, а LW 14, LW 15, LW 17 непосредственно к кормовой части мины.

Как правило, носовые тормозные диски и хвостовые оперения разрушались при ударе мины о воду.

На рисунке разрезы двух образцов мин третьей комплектации. Верхняя это мина BM 1000 I с акустико-барометрическим взрывным устройством AD 101. Мина оснащена носовым тормозным диском (1) BS 1 или BS 2, носовым обтекателем BV 3 (2) и хвостовым оперением LW 14 (3). От бомбового взрывателя RZ 157/3 (7) идет кабель (9) через главный включатель к взрывному устройству AD 101. На разрезе видны две проволочные тяги (12) выходящие на поверхность носового обтекателя.

Нижняя мина BM 1000 M оснащена магнитно-акустическим взрывным устройством МА 101, расположенным в хвостовой части под защитным колпаком (6) SH 5. К пиропатронам (11) от бомбового взрывателя RZ 157/3 идет кабель (10).

Обе мины имеют бугель (8) для подвески к самолету.

В этой комплектации ограничения по сбрасыванию аналогичны второй комплектации (можно сбрасывать мины с высот от 100 до 7000 метров, глубина воды должна быть в пределах 5-35 метров). Однако, скорость самолета не должна быть больше 459 км/час (против 644 у второй комплектации).

Комплектация четвертая.

В этой комплектации мина не имеет носового обтекателя и носового тормозного диска. Роль тормозного устройства выполняет тормозной парашют LS 1, который крепится к оперению. Это маленький компактный парашют, присоединенный к концу оперения LW 17. Парашют (76.2 см. в диаметре) изготовлен из сетчатого искуственного шелка. Он имеет 12 зеленых камуфляжных строп из искусственного шелка приблизительно 1.53 метра длиной. Он упакован в легком тканевом коричневого цвета пакете, который прикреплен свободно к хвостовому оперению мины и присоединен к кольцу оперения четырьмя стальными проволоками, связанными с четырьмя зажимами. 12 парашютных строп, в свою очередь, присоединены к четырем проволочными тягам, и вытяжная фала протянута на самолет.

При отделении мины от самолета вытяжной фал обеспечивает раскрытие парашюта.

Ограничения в этой комплектации точно такие же, как в третьей комплектации (можно сбрасывать мины с высот от 100 до 7000 метров, глубина воды должна быть в пределах 5-35 метров, скорость самолета 459 км/час). Но здесь преимущество перед второй комплектацией в значительно меньших размерах парашюта.

Следует заметить, что хвостовое оперение, изготовленное из просмоленого прессованного картона при ударе мин о воду разрушалось. Следовательно, в четвертой комплектации парашют после приводнения мины мог оказаться на некотором удалении от мины, а при наличии течения уносился далеко от мины. Это было невозможно во второй комплектации

Мины BM 1000 I не могли использоваться использоваться в первой и второй комплектациях, поскольку крепеж взрывного устройства был недостаточно прочен. В третьей комплектации эта мина должна была использоваться с носовым обтекателем BV 3, поскольку внутри корпуса не было кабеля от бомбового взрывателя к пиропатронам. Наиболее часто эта мина использовалась в четвертой комплектации.

Мины BM 1000 II могли использоваться во всех комплектациях. В третьей комплектации эта мина должна была использоваться с носовым обтекателем BV 3, поскольку внутри корпуса не было кабеля от бомбового взрывателя к пиропатронам.

Мины BM 1000 H. Этот вариант был создан в 1940 под взрывные устройства MA 101 и MA 102, которые требовали больших размеров отверстия под взрывное устройство, чем имели BM 1000 I и BM 1000 II. Крепление для взрывного устройства и защитная крышка взрывного устройства устроены по-другому, а корпус мины - немного отличается по длине. С этой миной также используется носовой обтекатель BV 3.

Мины BM 1000 M. В общем, аналог мины мины BM 1000 H, за исключением того, что с этой миной используется носовой обтекатель BV 2, поскольку электрическое управление пиропатронами более надежное. Эта мина была последней из серии ВМ 1000 поступившей на вооружение и производившейся серийно.

На этом заканчивается общее описание немецких авиационных морских донных неконтактных мин серии ВМ 1000.Оно дает возможность понять как доставлялись мины этой серии к месту установки и как они достигали поверхности воды и дна. Остается пояснить, какие самолеты могли заниматься установкой этих мин.

1 мину серии BM 1000 могли нести самолеты Ju 87B, Ju 87 R, Ju 87C, Ju 87D, Me Bf 110, He 111, Me Bf 210

2 мины серии BM 1000 могли нести самолеты Ju 88, FW 200C, Do 217E, Do 217K

4 мины серии BM 1000 могли нести самолеты Ju 88B.

Количество мин, которые могли быть подвешены к самолету той или иной марки определяется не только его грузоподьемностью, но и количеством, и размещением узлов подвески.

Wasserpalloon. Летом 1944 немецким Лафтваффе было приказано создать и применить мины, которые могли бы уничтожать уничтожать мосты на Рейне и других главных реках. Эта мина была попыткой выполнить это требование. В качестве основы была взята зажигательная бомба Flam C 250, которая вместо взрывателя оснащалась оптическим взрывным устройством.
Мина загружалась взрывчатым веществом так, чтобы придать ей небольшую положительную плавучесть и позволить ей плыть в вертикальном положении носом вниз по течению. Несколько витков детонирующего шнура было прикреплено на внутренней части хвостовой части мины. Когда мина заплывала под мост, оптическое взрывное устройство ссрабатывало, взрывая детонирующий шнур, который разрушал хвостовую часть мины и вскрывал отсек плавучести. Это приводило к погружению мины. Одновременно воспламенялся огнепроводный шнур, который горел несколько секунд, позволяя мине погрузиться в воду. Когда огнепроводный шнур догорал, детонатор взрывал разрывной заряд, и столб воды взрыва разрушал мост.
Длина мины 101.14 см.,
диаметр 38.1 см.,
Вес заряда 39.9 кг. гексонита.
С парашютом LS 3 она может сбрасываться с высоты 99 - 990 метров при глубине воды от 1.5 до 15 метров на скорости самолета до 644 км/час.
Изображения мины не имеется, поэтому в качестве иллюстрации использован рисунок авиабомбы FLAM C 250, которая отличается от Wasserballon лишь наличием в верхней половине корпуса воздушной полости и иным взрывным устройством.

От автора. В некоторых изданиях указывается, что под линкором могла взорваться связка из двух донных мин. Однако, ясно, что создание связки из двух авиационных мин, которые сбрасываются с самолета, невозможно. Это исключается. как особенностями подвески мин к самолетам, так и невозможностью одновременного сброса двух мин. Даже если две мины связать между собой, имея каждую на своем узле поддвески, то из-за разницы в моменте отделения эта связь либо оборвется, либо произойдет авиакатастрофа.

Да и в чем вообще, в чем смысл смысл связки, если заряд морской мины обеспечивает выведение из строя корабля любого класса.

Однако, все, что сказано выше лишь обозначает, что мины серии BM 1000 в 1941-44 годах могли доставляться к Севастополю немецкими самолетами и сбрасываться в его акваторию. Для того, чтобы разобраться могла ли одна из них взорваться под линкором Новороссийск в 55 году, необходимо разобраться какие именно взрывные устройства могли устанавливаться в эти мины. Об этом во второй части статьи.

При этом необходимо указать, что ни в одной из книг, посвященных этой трагедии мины BM 1000 не упоминаются. Скорее всего мины этого типа немцы в Севастополе не использовали.

Также, необходимо указать, что мины серии BM не оснащались часовыми механизмами приведения мины в боевое положение, таймерными приборами самоликвидации или самонейтрализации. Словом, ни единого часового механизма в минах серии BM не устанавливалось. Мина после сбрасывания немедленно приводилась в боевое положение и начинало ожидать корабль-цель

P.S. Огромная благодарность автора людям в Германии, отыскавшим и любезно предоставившим для статьи документальные материалы по германским морским минам периода Второй Мировой войны Юрию Мартыненко, В.Фляйшеру, В.Тамму, В.Йордану.Причем, помощь Ю.Мартыненко оказалась столь значительной, что впору считать его соавтором статьи.

Отдельная благодарность Е.Окуневу из Санкт-Петербурга за подборку информационных материалов по обстоятельствам гибели линкора.

Источники и литература

1.OP1673A. German Underwater Ordnance Mines. Military Arms Research Service. Departament of the Navy Departament of Military Ballistics. Sant Jose. California 14 June 1946.
2.Wolfgang Thamm. Die Zuendgerate von See- und Bombenminen. Einsatzfahige deutsche Femzundgerate. Marine und Luftwaffe 1935- 1945 Pro Literatur Verlag . Mammendorf 2005
3.Mine Disposal Handbook. Part IV. German Underwater Ordnance. Chapter 1. German Influence Mines. 1 March 1945.
4.Mine Disposal Handbook. Part IV. German Underwater Ordnance. Chapter 5. German Controlled Mines. 1 March 1945.
5.Uebersicht ueber deutsche und fremde Ankertayminen und Sperrschutzmittel. Herausgegeben 1946 der Deutschen Minenraeumdiensleiting. D.M.R.V. Nr 13.
6.О.П. Бар-Бирюков. Час Х для линкора "Новороссийск. Центрполиграф.Москва. 2006г.
7.Б.А.Коржавин. Тайна гибели линкора "Новороссийск".Политехника. Москва.
8.Гибель линейного корабля "Новороссийск". Документы и факты.
9.Army Technical Manual TM 9-1985-2/Air Force Technical Order TO 39B-1A-9. GERMAN EXPLOSIVE ORDNANCE (Bombs, Fuzes, Rockets, Land Mines, Grenades & Igniters). 0 1325 005 0002. Departaments of the Army and Air Force. March 1953.
10. Личный фотоархив Веремеева Ю.Г.
11.Личный фотоархив Мартыненко Ю.И.
12.Aufsichts - und Dienstleistungsdirection (Кобленц, Германия).
13.Экспозиция Dresdener Sprengshule (Дрезден, Германия).
14.Экспозиция Das Militarhistorische Museum der Bundeswehr в Дрездене, Германия.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, основным признаком классификации современных морских мин является способ сохранения ими мести в море после постановки. По этому признаку все существующие мины подразделяются на донные, якорные и дрейфующие (плавающие).

Из раздела об истории развития минного оружия известно, что первыми морскими минами были донные. Но недостатки первых донных мин, выявленные при боевом применении, вынудили на длительный срок отказаться от их применения.

Дальнейшее развитие донные мины нашли с появлением НВ, реагирующих на ФПК. Первые серийные неконтактные донные мины появились в СССР и Германии почти одновременно в 1942 г.

Как уже отмечалось ранее, основной особенностью всех донных мин является то, что они имеют отрицательную плавучесть и после постановки ложатся на грунт, сохраняя свое место в течение всего срока боевой службы.

Специфика применения донных мин откладывает отпечаток на их конструкцию. Современные донные мины против НК выставляются в районах с глубинами до 50 м, против ПЛ - до 300 м. Эти пределы обусловливаются прочностью корпуса мины, радиусом реагирования НВ и тактикой действия НК и ПЛ. Основными носителями донных мин являются НК, ПЛ и авиация.

Устройство и принцип действия современных донных мин можно рассмотреть на примере абстрактной синтетической мины, максимально объединяющей в себе все возможные варианты. В боевой комплект такой мины входят:

Заряд ВВ с запальным устройством:

Аппаратура НВ:

Предохранительные и противотральные приборы;

Источники питания;

Элементы электрической схемы.

Корпус мины предназначен для размещения в нем всех перечисленных приборов и устройств. Учитывая, что современные донные мины устанавливаются на глубинах до 300 м, их корпуса должны быть достаточно прочными и выдерживать соответствующее давление водяного столба. Поэтому корпуса донных мин изготавливают из конструктивных сталей или алюминиево-магниевых сплавов.

В случае постановки донных мин с авиации (высота постановки от 200 до 10000 м) на корпус дополнительно крепиться либо парашютная система стабилизации, либо жесткая система стабилизации (беспарашютная). Последняя предусматривает наличие стабилизаторов, аналогичных стабилизаторам авиационных бомб.

Кроме того, корпуса авиационных донных мин имеют баллистический наконечник, благодаря которому при приводнении мина резко разворачивается, теряя инерцию и ложится на грунт горизонтально.

Ввиду того, что донные мины являются минами со стационарной боевой частью, их радиус Поражения зависит от количества ВВ, поэтому соотношение массы ВВ к массе всей мины достаточно велико и составляет 0.6...0.75, а в конкретном выражении - 250... 1000 кг. ВВ, применяемые в донных минах, имеют тротиловый эквивалент 1.4 ..1.8.

НВ, применяемые в донных минах, являются НВ пассивного типа. Это вызвано следующими причинами.

1. Среди НВ активного типа наибольшее распространение нашли акустические, т.к. они обладают большей дальностью обнаружения и лучшими возможностями по классификации цели. Но для нормальной работы такого НВ необходима точная ориентация приемоизлучательной антенны. В донных минах чисто технически это обеспечить сложно.

2. Донные мины, как уже указывалось, относятся к минам со стационарной боевой частью, т.е. радиус поражения корабля-цели зависит от массы заряда ВВ. Расчеты показали, что радиус поражения современных донных мин составляет 50.. 60 м. Это условие накладывает ограничение на параметры зоны реагирования НВ, т.е. она не должна превышать параметров зоны поражения (в противным случае мина будет взрываться, не нанося кораблю-цепи ущерба). На таких небольших расстояниях достаточно легко обнаруживаются почти все первичные ФПК, т.е. вполне достаточно НВ пассивного типа.

Из 1.2.2 известно, что главным недостатком НВ пассивного типа является сложность выделения полезного сигнала на фоне помех окружающей среды. Поэтому в донных минах используются многоканальные (комбинированные) НВ. Наличие в таком НВ воспринимающих устройств, реагирующих на различные ФПК одновременно, позволяет устранить недостатки, присущие одноканальным НВ пассивного типа, повысить их избирательность и помехозащищенность.

Принцип действия многоканального НВ донной мины рассмотрен на схеме (рис. 2.1).

Рис. 2.1 .Структурная схема НВ донной мины

При сбрасывании мины в воду включаются ПП (временные и гидростатические). После их отработки через релейный блок источники питания подключаются к долгосрочному часовому механизму. ДЧМ обеспечивает приведение мины в опасное положение через заранее установленное время после постановки (от 1 ч до 360 сут). Отработав свои установки, ДЧМ подключает источники питания к схеме НВ. мина переходит в боевое положение.

Первоначально включается дежурный канал, состоящий из акустического и индукционно воспринимающих устройств и общего (для обоих) анализирующего устройства.

При входе корабля-цели в зону реагирования дежурного канала его магнитное и акустическое поля воздействуют на приемные устройства ДК (индукционную катушку ИК и акустический приемник - АП). При этом в приемных устройствах наводятся ЭДС, которые усиливаются соответствующими усиливающими устройствами (УИК и УАК) и анализируются по длительности и амплитуде анализирующим устройством дежурного канала (АУД). Если значение этих сигналов достаточное и соответствует эталонному, срабатывает реле Р1, подключающее на 20...30 с боевой канал. Боевой канал, соответственно, состоит из гидродинамического приемника (ГДП), усилителя (УБК) и анализирующего устройства (АУБК)- Если в зоне реагирования БК мины действительно находится корабль-цель, т.е. его гидродинамическое поле воздействует на воспринимающие устройства боевого канала, подается сигнал на запальное устройство и происходит подрыв мины.

В том случае если на приемное устройство боевого гидродинамического канала полезный сигнал не поступит, анализирующее устройство воспринимает сигналы, полученные от дежурного канала как воздействие неконтактных тралов и выключает на 20...30 б схему НВ: по прошествии этого времени вновь включается дежурный канал.

Устройство и принцип действия остальных элементов боевого канала данной мины были рассмотрены ранее.

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

История создания

Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.

Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.

Полноценную морскую мину изобрел американец Бушнель. Использовали ее против Британии в войне за независимость народов. Боеприпас был герметичной бочкой с порохом. Мина дрейфовала в сторону врага, разрываясь при контакте с кораблем.

Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.

По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.

Разновидности морских мин

Морские мины могут разделяться по нескольким различным параметрам.

По виду монтажа боеприпаса отличают:

  • Якорные прикрепляются на нужной высоте специальным механизмом;
  • Донные опускаются на морское дно;
  • Плавающие дрейфуют по поверхности;
  • Всплывающие удерживаются якорем, но при включение поднимающиеся из воды вертикально;
  • Самонаводящиеся или электроторпеды удерживаются на месте якорем или лежат на дне.

По способу взрыва разделяют:

  • Контактные активируются при контакте с корпусом;
  • Гальваноударные реагируют на нажатие по выпирающему колпаку, где расположен электролит;
  • Антенные взрываются при столкновении со специальной тросовой антенной;
  • Безконтактные действуют при приближении судна на определенное расстояние;
  • Магнитные откликаются на магнитное поле корабля;
  • Акустические взаимодействуют с акустическим полем;
  • Гидродинамические взрываются при смене давления от хода судна;
  • Индукционные активируются при колебания магнитного поля, то есть взрываются исключительно под идущими галеонами;
  • Комбинированные сочетают в себе разные типы.

Также морские мины помогут различаться по кратности, управляемости, избирательности и виду заряда. Боезапасы постоянно улучшаются по мощности. Создаются более новые типы бесконтактный взрывателей.

Носители

Морские мины доставляются на место надводными судами или же подводными лодками. В некоторых случаях боеприпасы сбрасываются в воду при помощи авиации. Иногда их располагают с берега, когда требуется осуществить взрыв на небольшой глубине при противодействие десанту.

Морские мины время Второй Мировой войны

В определенные годы среди морских сил мины являлись «оружием слабого» и не имели популярности. Такому виду вооружения не уделяли особого внимания крупные морские державы, такие как Англия, Япония и США. В Первую Мировую отношение к оружию кардинально изменилось, тогда по подсчетам было поставлено приблизительно 310 000 мин.

В годы Второй Мировой морские «взрывчатки» получили широкую практику. Фашистская Германия использовала мины активно, только в Финский залив было доставлено около 20 тысяч единиц.

Во время войны оружие постоянно совершенствовалось. Каждый старался повысить его эффективность в бою. Именно тогда появились на свет магнитные, акустические и комбинированные морские мины. Использование этого вида вооружения не только с воды, но и с авиации расширило их потенциал. Под угрозой оказались порты, военные морские базы, судоходные реки и другие водные объекты.

От морских мин был понесен сильный ущерб во всех направлениях. Примерно десятая часть транспортных единиц были уничтожены с применением этого вида вооружения.

В нейтральных частях Балтийского моря на момент начала военных действий было установлено около 1120 мин. А характерные особенности области только способствовали эффективному применения боеприпаса.

Одной из самых известных немецких мин стала Luftwaffe Mine B, доставляемая до места назначения самолетами. LMB являлась популярной из всех собранных в Германии морских донных неконтактных мин. Ее успех стал настолько значимым, что ее приняли на вооружение и при установке с кораблей. Мина получила название Рогатая смерть или Магнитная смерть.

Современные морские мины

Самой мощной из отечественных мин, созданных в до военном времени, признана M-26. Ее заряд составляет 250 кг. Это якорная «взрывчатка» с ударно-механическим типом активации. Из-за значительного объема заряда форма боеприпаса была изменена с шаровой на сфероцилиндрическу. Ее плюсом являлось то, что на якоре она располагалась горизонтально и транспортировать ее было проще.

Еще одним достижением наших соотечественников в сфере военного вооружения кораблей стала гальваноударная мина КБ, используемая как противолодочное оружие. В ней были впервые использованы чугунные колпаки-предохранители, покидавшие свое место автоматически при погружении в воду. В 1941 году к мине добавили клапан потопления, позволяющей ей самостоятельно погружаться на дно при отрыве от якоря.

В послевоенное время отечественные ученые возобновили гонку за лидерство. В 1957 году была выпущена единственная самоходная подводная ракета. Ею стала реактивная всплывающая мина КРМ. Это стало толчком к разработке кардинально нового типа оружия. Устройство КРМ произвело полную революцию в производстве отечественного морского вооружения.

В 1960 году СССР приступило к воплощению передовых минных комплексов, состоящих из мин-ракет и торпед. Через 10 лет ВМФ стал активно использовать противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, не имеющие аналогов за границей.

Очередным прорывом можно назвать мину-торпеду МПТ-1, имеющую двухканальную систему поиска и распознавания цели. Ее разработка длилась девять лет.

Все имеющиеся данные и испытания стали хорошей платформой для формирования более передовых форм оружия. В 81 году была закончена первая российская универсальная противолодочная мина-торпеда. Она незначительно отставала по своим параметрам американской конструкции Captor, при этом опережая ее в глубинах установки.

УДМ-2, вошедшая на снабжение в 78 году, применялась для повреждения надводных и подводных кораблей всех типов. Мина являлась универсальной со всех сторон, начиная от установки и заканчивая самоликвидацией на суше и в мелководье.

На суше мины не приобрели особого тактического значения, так и оставшись дополнительным типом вооружения. Морские мины получили совершенную роль. Только появившись, они стали стратегическим оружием, нередко смещающим остальные виды на второй план. Это связано с ценой для боя каждого отдельного судна. Численность кораблей в морском флоте определена и потеря даже одного галеона может сменить ситуацию в пользу противника. Каждое судно имеет сильную боевую мощь и значительный экипаж. Взрыв одной морской мины под судном может сыграть огромную роль в ходе всей войны, что несравнимо с множеством взрывов на суше.