Детская гимнастика для стоп. Гимнастика для стоп для детей и взрослых. Когда ожидать положительных результатов


Плоскостопие - достаточно распространенная и серьезная проблема у детей. Оно обычно развивается в дошкольном возрасте и провоцирует немало неприятных последствий. Очень важна в данном случае правильная терапия, и одна из основных ее составляющих - это упражнения при плоскостопии у детей.

Плоскостопие - болезнь весьма коварная, и последствия ее могут быть опасными. Правильное формирование стопы оказывает влияние на все жизненно важные органы и системы. В норме здоровая стопа опирается на три точки: пяточная, головка первой и пятой пальцевой костей.

Ввиду недостаточного развития мышц стопа становится плоской. Со временем начинается деформация костей, возникают нарушения в работе внутренних органов, лечить заболевание становится все труднее, и терапия может затянуться на годы.

Каждому родителю необходимо знать следующее:

  • Чем раньше поставить диагноз и начать терапию, тем эффективнее она будет. Важно периодически посещать ортопеда в соответствии с нормативами.
  • Диагноз специалист может поставить только в возрасте от 5-6 лет. До этого плоский продольный свод стопы является нормальным. Однако это не значит, что не нужно посещать ортопеда. Важно проверять врожденные деформации костей на первом месяце жизни. В 3-4 месяца врач может выявить признаки рахита, к году - убедиться в подвижности всех суставов, в три года - определить правильность осанки и походки.
  • Если родители не будут принимать участия в лечении, оно не будет эффективным.

Опасность плоскостопия в том, что если стопа при ходьбе не будет играть роль амортизатора, то функции эти будут возлагаться на большие суставы и позвоночник. В результате этого возможен сколиоз, грыжи, артроз, остеохондроз и другие негативные последствия, которые могут негативно повлиять на качество жизни. Поэтому важна правильная и своевременная терапия плоскостопия.

Для профилактики плоскостопия очень важна двигательная активность ребенка, а также ношение им правильной обуви.

В обуви должен обязательно быть супинатор, задник должен быть жестким и высоким. Сразу после того, как были выявлены отклонения в развитии стопы, вы должны покупать лечебную обувь с повышенной высотой задника, которая продается в специализированных магазинах. Не рекомендуется на ранней стадии заболевания носить детям шлепанцы, босоножки с незакрытой пяткой, мягкие валенки.


Основная же профилактическая мера - это активность ребенка. Также полезен массаж - он помогает улучшить кровоток в стопах, развивает мышцы, помогает снять боль и усталость. Помогает гимнастика для профилактики плоскостопия у детей.

Если малышу все же поставлен диагноз плоскостопие, не стоит отчаиваться. Правильная своевременная терапия помогает восстановить природные функции стопы. Важную роль среди других мер занимает лечебная гимнастика.

Гимнастика при плоскостопии для детей

Лучший вариант - упражнения для лечения плоскостопия у детей в игровой форме. Полезно лазить по лестнице, ходить по скалке, на скорость пытаться достать ногами те или иные предметы. Со временем нужно усложнять упражнения и увеличивать скорость занятий. Родители могут поощрять малыша подпрыгивать на носочках и пятках, ходить на внешних и внутренних поверхностях стопы. Подобные занятия помогают развить всю мышечную группу.

Непосредственные упражнения лфк при плоскостопии у детей должны выполняться в возрасте от 5-6 лет - в этом возрасте они могут делать их правильно и осознанно. Важно постараться сделать все, чтобы упражнения приносили малышу удовольствие, они могут выполняться в виде игр. Хороший вариант - занятия в группах. Также для малышей они станут более веселыми и приятными. Правильное сочетание всех перечисленных условий поможет эффективно решить проблему с плоскостопием, и в дальнейшем развитие малыша не будет отклоняться от норм.

Естественно, любые действия должны согласовываться с ортопедом - лишь он может дать правильные советы по подбору упражнений. Важно также периодически посещать врача - это даст возможность вести контроль над процессами выздоровления и корректировать нагрузки.


Выполнять комплекс упражнений при плоскостопии у детей можно и дома, и в кабине лечебной гимнастики. Занятия должны включать упражнения как общеукрепляющего воздействия, так и более узкого.

Упражнения не должны провоцировать боль и утомлять малыша. Нагрузку нужно повышать постепенно.

Гимнастика для ног при плоскостопии у детей дошкольного возраста

Нагрузку нужно выбирать с учетом физических возможностей малыша. Делать упражнения через силу нельзя. Также важно контролировать эмоциональное состояние ребенка. Негативные эмоции негативно повлияют на процесс лечения. Количество повторов - до 10, длительность занятия составляет до 15 минут.

  • В положении сидя делается сгибание/разгибание стоп с максимальной амплитудой. Можно делать это обеими ногами одновременно или поочередно. В таком же положении выполняйте круговые движения стопами, сначала по часовой стрелке, а затем - против нее.
  • Малыш находится в положении стоя, спина ровная, руки расположены вдоль туловища. Поочередно выполняются подъемы на носочки и опускания на пятки, затем нужно чуть отдохнуть и походить по кругу на носках и на пятках.
  • Полуприседания на пальчиках. Упражнения достаточно сложные, и если у малыша не получается, то лучше отложить их на потом, чтоб мышцы стоп немного укрепились и обрели тонус.

Хорошо действуют игровые комплексы. Например, можно устроить малышам соревнование, кто быстрее уберет пальчиками с пола какие-то мелкие предметы (ручки, карандаши и так далее). Также малыши могут рисовать что-то пальцами ног. При отдыхе сдвигайте и раздвигайте пальчики ног.


В конце комплекса можно походить сначала на внутренней, а затем на внешней поверхности стоп. Со временем можно увеличивать длительность занятий, менять чередование упражнений, повторять некоторые из них по несколько раз с небольшими промежутками времени. Движения можно придумывать и самостоятельно, чтоб задействовать разные мышцы стопы.

Лечебная физкультура при плоскостопии у детей школьного возраста

В школьном возрасте можно увеличивать нагрузки, делать более сложные движения. Количество повторений можно увеличить до двадцати. Рассмотрим, какие упражнения лечебная гимнастика при плоскостопии у детей-школьников.

Ребенок сидит на стульчике и выполняет следующие упражнения:

  • Сводит и разводит пятки, постоянно касаясь носками пола.
  • Захватывает ногами мячик и приподнимается на максимальную высоту.
  • Сгибает и разгибает стопы (можно с динамическим усилием).
  • Пытается захватить и приподнять разные мелкие предметы, задействуя пальцы ног.
  • Перемещает ноги вперед и назад только пальцами, тянет стопы по полу, собирает коврик в складки, сдавливает стопами мячик, катает круглую палку, прижимая ее к полу.


Следующие упражнения делаются в положении стоя:

  • Туловище держим ровно, выполняем перекаты с носков на пятки и обратно.
  • Руки разводим в стороны, приседаем на носках. Затем приседаем на пятках.
  • Пусть малыш лазит по гимнастической стенке, распределяя вес тела на центр стопы.
  • Ходит по круглой палке, ребристой доске.
  • Поставьте доску под наклоном, и пусть малыш ходит по ней носками.
  • Полезен массаж стоп посредством специального коврика с супинаторами.


При лечении плоскостопия важна не длительность, а регулярность выполнения упражнений. Нельзя прекращать заниматься сразу после появления минимальных улучшений - результат должен быть закреплен. Лишь совместные усилия малыша, родителей и врача помогут добиться явного прогресса.

Отличное упражнение против плоскостопия для детей - хождение по фасоли босыми ногами, которое обеспечивает полезный массаж. Насыпьте на пол фасоли, и пусть малыш постоит на ней, переминаясь с одной ноги на другую. Если ребенку больно, можно выполнять упражнение каждой ногой поочередно. Благодаря незначительной болевой стимуляции и одновременно воздействию на биологические активные точки способствуют сокращению всех мышц стопы, ввиду чего они укрепляются. При отсутствии фасоли можно использовать специальные коврики, которые можно купить в магазинах. Также можно использовать гречку. Ввиду более мелких зернышек задействуется большее количество активных точек. Для повышения эффективности лечения можно чередовать фасоль и гречку.


Дополнить упражнения для исправления плоскостопия у детей может использование ортопедической обуви и стельки. Стельки приподнимают стопу и восстанавливают ее свод. Однако они не повышают мышечный тонус, поэтому нельзя надеяться только на них - без гимнастики не обойтись!

Стельку нужно подбирать строго по ноге малыша, принося в магазин его обувь. Высота подъема для каждого возраста разрабатывается отдельно врачом. Также, покупая обувь, вы должны предъявить продавцу диагноз малыша с его индивидуальными особенностями и фактическим состоянием.

Для эффективного лечения и профилактики плоскостопия родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Для детей полезна ходьба босиком, поэтому при такой возможности не опускайте ее.
  • Следите за тем, чтоб малыш проводил много времени на свежем воздухе, играл в подвижные игры и был активным.
  • Более 90% случаев заболевания сколиоза являются результатом плоскостопия. А сколиоз - это не только некрасивая походка и осанка, но и явные нарушения в работе внутренних органов.

Важную роль в здоровье малыша играет именно образ жизни. Простые упражнения, которые можно выполнять весело и интересно, в игровой форме, помогут, как вылечить, так и предупредить плоскостопие. Обязательно консультируйтесь со специалистом и придерживайтесь всех его рекомендаций.

Наталья Штыкова
Комплекс упражнений для детей «Самомассаж ног»

Чтобы далеко шагали,

Никогда не уставали,

Сядем все и отдохнём,

Массаж ножек мы начнём.

На каждую ножку

Масла понемножку.

/ мамы капают массажное масло себе и ребёнку на подошвы/

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

/ растереть масло по подошве /

Проведём по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

/ провести ступней одной ноги по голени другой, начиная от пальцев до колена /

Ласка всем, друзья, нужна

Ласка ножкам так важна!

Разминка тоже обязательна

Выполняй её старательно

/ разминаем подошвы большими пальцами обеих рук /

Растирать старайся

И не отвлекайся.

/ растираем подошвы кулачками от пальцев к пятке /

По подошве, как граблями

Проведём сейчас руками.

/ проводим ноготками/

И полезно и приятно -

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

/ стучим кулачками /

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без неё мы никуда.

Раз - сгибай, два - выпрямляй,

Ну, активнее давай!

/ сгибание и разгибание подошв руками /

Каждый пальчик мы найдём,

Хорошенько разомнём.

/ разминаем пальцы ног /

Надо с ними нам дружить,

Чтоб всегда здоровым быть.

А сейчас мы ножкам нашим

/ массируем голеностопный сустав /

Все «Спасибо!» дружно скажем.

Мы их любим, бережем

Утром, вечером и днём!

/ поглаживание голени от носков к колену /

Ну, вот наши ножки подготовлены.

А сейчас, становитесь друг за другом.

Мы пройдём с вами по кругу.

1. Ходьба на высоких носочках в среднем темпе, с хлопками над головой

Мы веселые ребята,

Мы ребята из детсада.

Любим лазать и метать,

Любим прыгать и играть.

2. Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе.

По полянке шли, мы шли,

Земляничку мы нашли.

Мы присели, посидели,

Земляничку всю мы съели.

3. Ходьба на пятках, руки за головой

Снова шли мы шли,

К тихой речке подошли,

Сделали вдруг поворот.

4. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе.

Через речку пошли вброд.

5. Ходьба на внешних сводах стопы, руки на поясе.

На лужайку мы пришли.

6. Прыжки на носках с продвижением вперед.

Мы скакали на лужайке

Быстро, ловко, словно зайки.

7. Ходьба по наклонной доске, руки в стороны

Здесь вот спуск, а здесь подъём

Осторожненько пройдём!

8. Ходьба по дорожке здоровья, руки на поясе.

А сейчас, а сейчас

Тропиночка здоровья

Ожидает нас.

9. Спокойная ходьба.

Мы по кругу с вами шли,

И на место мы пришли.

Молодцы и наши ребята и мамы!

А сейчас мы всем покажем, что же могут ножки наши.

Присядьте, пожалуйста, на коврики, повернувшись лицом друг к другу.

Комплексы предлагаемых упражнений достаточно простые и дома их легко можно изменить, подобрав самостоятельно аналогичные упражнения или заменив предметы. Очень важно выполнять их систематически. Лишь совместными усилиями мы сможем добиться ожидаемого результата.

Комплекс упражнений для ног

1. «Гусеница» .

И. п. - примите упор руками сзади, ноги поставьте на ступни, согнув их в коленях.

Начинаем движение правой ногой, навстречу друг другу.

Поджать пальцы ноги и одновременно подтянуть пятку вперёд к пальцам.

Разжать пальцы, продвинув их вперёд / имитируем движение гусеницы / Выполняем до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Тоже делаем другой ногой. Повторяем движение каждой ногой 5 раз.

Это упражнение развивает мышцы пальцев ног.

2. «Кораблик» .

И. п. - снова принимаем упор руками сзади, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты друг к другу, колени слегка развести / кораблик /.

Постепенно выпрямляем ноги, продвигая их вперёд до тех пор, пока есть

возможность держать прижатыми друг к другу и к полу и пальцы, и пятки.

Повторяем движение 10 раз.

Это упражнение укрепляет свод стопы.

3. «Циферки» .

И. п. - лёжа на коврике, упор на локти сзади, ноги согнуты в коленях, колени разведены.

Прописываем стопой в воздухе цифры от 1 до 5, дети правой, мамы левой

1. 2. 3. 4. 5. - начинаем мы писать

Меняем ноги

Повторяем каждой ногой по два раза. Стараемся выполнять упражнение то с натянутым носочком, то с растопыренными пальцами.

Это упражнение развивает подвижность голеностопного сустава.

4. «Стишки» .

И. п. - сидя на коврике, упор руками сзади, ноги прямые.

Рассказываем небольшие стишки, играя ножками, пальцы поочерёдно максимально отодвигаем и подтягиваем к себе или разводим носки в стороны, пятки при этом держим вместе. По окончании стишка аплодируем ступнями.

5. «Домики» .

И. п. - стоя, мама стоит сзади ребёнка, в разведённых в сторону руках держит руки ребёнка.

Домиками будут коврики. Держим ребёнка за руки и вместе перешагиваем на носочках из одного домика в другой. Делаем 10 шагов на носочках, опускаемся на всю стопу, делаем 5 обычных шагов. Повторяем 2 раза.

Хождение на носочках играет основную роль в развитии и укреплении мышц и сухожилий стопы. Ребёнок должен как можно чаще выполнять это простое упражнение .

А теперь позанимаемся с предметами.

6. «Маленький массажик» .

Поставьте перед собой деревянные массажеры. Дети поставили ножки на

массажер, выполняем поочерёдно движения ступнями вперёд - назад, мамы придерживают массажеры руками. Выполняем движения 1,5-2 мин.

Можно использовать вместо массажера теннисный шарик, детские гантельки, бутылочку, прокатывая их ступней мы прекрасно промассажируем ноги ребёнка.

7. «Игрушки для ножек» .

И. п. - сидя.

Пальцами правой ноги разложите перед собой 4 мешочка. Пальцами левой ноги убираем мешочки в сторону. Затем раскладываем мешочки пальцами левой ноги, а убираем в сторону пальца ми правой ноги.

Это упражнение развивает хватательный рефлекс и гибкость пальцев ног.

8. «Мячики» .

И. п. - сидя, упор руками сзади.

Положите мяч между вами. Ребёнок берёт мяч двумя ногами, сдавливает его ступнями как можно сильнее, затем передаёт его маме. Мама делает тоже самое и возвращает мяч на место. Упражнение повторяем 5 раз .

Это упражнение укрепляет мышцы ног по всей длине.

9. «Каруселька»

И. п. - стоя.

Положите перед собой обруч. Возьмитесь за руки встаньте на обруч друг

напротив друга так, чтобы обруч проходил поперёк стопы. Начинаем

одновременно двигаться по кругу - сначала в одну сторону, потом в другую.

А теперь поменяем положение стоп так, чтобы обруч проходил вдоль стопы и продолжаем двигаться в одну сторону, потом в другую. Выполняем движения по 2 минуты.

Это упражнение развивает поперечные и продольные мышцы свода стопы.

Вам понравилось выполнять различные задания для ножек? Это было сложно?

Я заметила, что у вас от старания даже улучшилось настроение! А давайте ваше настроение, отразим в рисунках. Только раз уж мы сегодня всё делали ножками, то и рисовать тоже будем ножками. Возьмите бумагу, фломастеры и начинайте рисовать.

Дети и мамы рисуют и показывают всем рисунки.

Ну что ж, очень хорошо. Раз у нас такое хорошее настроение мы можем поиграть.

А игра наша называется «Утюжки» .

Садитесь все в круг, я раздам вам листы бумаги. По сигналу все руками скомкают их в ком и положат на пол перед ногами, затем нужно разгладить ком ногами как будто утюжком. Победителем будет тот, кто лучше разгладит листочек. Итак …. Проводится игра.

Молодцы, все очень старались, утюжки хорошо поработали.

А теперь послушаем наших мам.

Ребята, нам очень понравилось с вами заниматься, а ещё мы многому научились, побывав сегодня на вашей полянке здоровья. И мы приготовили для ваших ножек интересные подарки. Это весёлые носочки. Давайте их наденем.

Мамы дарят носочки и помогают их надеть.

Скажем нашим мамам ….

- Дети : «Спасибо!»

Какими стали ножки в носочках?

- Дети : красивыми, весёлыми, нарядными, здоровыми, послушными, симпатичными, бодрыми, умелыми, любимыми, игривыми, смешными.

А танцевать они хотят?

- Дети : Да!

Танец «Весёлые носочки»

Пришло время проститься с нашей полянкой здоровья. Мы были очень рады нашей встрече. Доброго вам всем здоровья!

Лечебная гимнастика для стоп для детей с плоскостопием – это необходимый комплекс упражнений, направленный на устранение дефектов в развитии свода стоп.

Плоскостопие – это коварная болезнь, патология свода стоп. Стопа по анатомическим показателям должна распределять вес человеческого тела равномерно, а у человека, страдающего плоскостопием, вес распределяется на выпуклый участок свода стопы, характерный для этого заболевания.

У детей до двух лет продольный свод плоский. Врачи считают это состояние нормальным, так как ткани у малышей мягкие и эластичные. Когда дети начинают ходить, то в роли амортизатора выступает жировая подушечка, расположенная на подошве под кожными покровами. К 2-3 годам кости становятся более прочными и детям ходить становиться все проще и удобнее. Формируются ножки примерно до шести лет. В этот период и можно заподозрить плоскостопие ног у ребенка.

Когда нужно посетить доктора

Каждый родитель, который заботиться о здоровье своего ребенка, должен понимать, что посещать врача необходимо. Ортопед обязательно должен осмотреть ребенка:

  1. В первый месяц жизни новорожденного. Осмотр нужен для исключения врожденных деформаций, плоскостопия.
  2. В 3 месяца и в 6 месяцев. Осмотр для выявления рахита.
  3. В 12 месяцев. Проверка правильности изгибов позвоночника, объем суставных движений.
  4. В 3 годика. Проверка стоп, осанки, походки.

С трех лет посещать врача-ортопеда следует ежегодно для того, чтобы предотвратить развитие плоскостопия.

Надо подготовиться к тому, что врач может выдать направление на дополнительное обследование в специализированном консультативном центре для более тщательного осмотра и установки верного диагноза. Если малыш ходит в садик, то это хорошо, так как врач-ортопед регулярно проводит осмотры детсадовских дошколят. А вот если ребенок детский садик не посещает, воспитывается до первого класса дома, то мамам и папам, бабушкам и дедушкам стоит не забывать о плановых датах посещения ортопеда. Детей лечат до 15 лет. За годы лечения с детьми проводятся:

  • физиопроцедуры;
  • терапия в санаториях.

Если появляется такая необходимость, то ребенку изготавливают специальную ортопедическую обувь на заказ. Самое распространенное у детей – это продольное плоскостопие. Заболевание может иметь врожденную или приобретенную форму. Врожденная форма – редкое явление, которое появляется еще в утробе матери из-за нарушений развития. Выявить такое плоскостопие можно только после рождения ребенка. Обычно поражена стопа одной ноги. Патологию исправляют с первого дня жизни, накладывая гипсовые повязки, а если это не помогает, то прибегают к оперативному вмешательству хирурга. А вот приобретенная форма может быть:

  • травматической;
  • паралитической;
  • статической;
  • рахитической.

Вернуться к оглавлению

Гимнастика для стоп – цель, задачи, методика

Целью гимнастики является укрепление свода стоп. Задачи лечебной гимнастики следующие:

  1. Развить нормальное функционирование стоп.
  2. Обучить правильно ставить стопу во время ходьбы.
  3. Повысить мышечный тонус.
  4. Устранить гипертонус.
  5. Укрепить сумочно-связочный аппарат и повысить подвижность суставов стоп.
  6. Улучшить обращение крови в ногах.
  7. Улучшить координацию движений.

Комплекс упражнений обязательно сочетают с ручным или аппаратным массажем. Упражнения выполняются из сидячего, лежачего положения.

Через какое-то время в комплекс упражнений включаются упражнения из положения стоя и при ходьбе. Занимаясь с детьми, очень хорошо во время гимнастики применять разные цветные предметы: мячики, шарики, обручи. Также хорошим подспорьем будет проведение гимнастики в игровой форме, так как дети при этом лучше воспринимают команды врача или родителя и с удовольствием их выполняют. Эффект от гимнастических упражнений будет лучше, если, помимо ЛФК, заниматься водными упражнениями в бассейне. Также необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать диету, носить ортопедическую обувь, соответствующую возрасту ребенка.

Помимо упражнений на разные группы мышц стоп, хороший эффект дает захват и перекладывание маленьких элементов, крупных предметов. Кроме того, врачи рекомендуют ходить по деревянной палочке, по обручу и доске с ребрами. Ходьба на пяточках, на носочках, на наружной стороне стопы по специальной следовой дорожке принесет только пользу.

Вернуться к оглавлению

Лечебные гимнастические упражнения

Исходное положение лежа (необходимо уложить ребенка на пол):

  1. Нужно поднимать и сгибать стопы с тыльной и подошвенной стороны.
  2. Следует крутить ногами в воздухе, как на велосипеде, упор делать на стопы.
  3. Следует лежать и растопыривать пальчики рук и ног, а потом наоборот их сжимать и недолго удерживать.
  4. Следует вращать стопами по кругу с максимальной амплитудой.
  5. Необходимо перекладывать мешочек с солью или небольшой мячик за голову и обратно, предварительно ухватив его стопами.
  6. Следует тянуться пяточками поочередно вперед.
  7. Необходимо согнуть коленки и поставить ноги, упирая их в пол, при этом следует разводить и сводить пяточки.
  8. Ухватить стопами мячик или мешочек, далее приподнять стопы, удерживая предмет на 5 сек.
  9. Следует развести ножки и установить на носки, а далее разводить и сводить ноги, ставя на пятки.

Исходное положение – сидя с упором рук в поверхность пола и с прямыми ногами:

  1. Необходимо поочередно поднимать ноги вверх, и при этом сгибать стопы в направлении тыльной поверхности с удержанием до 5 сек.
  2. Следует поднять ногу с тыльным сгибом, согнуть со сгибом подошвы, обратно вытянуть и опустить в исходное положение. Все то же проделать с другой ногой.
  3. Следует упереться руками сзади в пол и согнуть ноги в коленях; стопами упереться в пол, далее надо разводить и сводить пяточки вместе.
  4. Необходимо захватывать стопами предметы и перекладывать по сторонам, потом собирать и ставить на место.
  5. Необходимо захватить стопами большой предмет, поднять его и опустить на место.
  6. Необходимо гофрировать стопами ковер.
  7. Необходимо катать стопами палки и мячики.
  8. Необходимо разводить ножки, ставя стопы на пяточки, а при возвращении в исходное положение нужно ставить стопы на носочки.

Исходное положение стоя:

  1. Следует подниматься на носочки.
  2. Следует подниматься на пяточки.
  3. Необходимо делать приседания, стоя при этом на носках.
  4. Надо делать подъемы на своды стоп.
  5. Необходимо полуприседать, при этом пятки должны находиться врозь, а носочки – вместе.
  6. Необходимо приседать, стоя на палке для гимнастики.
  7. Необходимо ходить на месте, не отрывая пальчиков от поверхности пола.
  8. Надо делать повороты в талии, не отрывая стоп от поверхности пола.

Несколько лечебных движений во время ходьбы:

  1. Следует ходить на носочках.
  2. Следует ходить на пяточках.
  3. Необходимо ходить то на внутренней, то на наружной поверхности стоп.
  4. Ходить необходимо в полуприсяде на носочках.
  5. Необходимо приставными шагами ходить по обручу.
  6. Надо обязательно ходить по ребристой доске.
  7. Необходимо ходить по следовой дорожке.

Очень важно делать массаж. Выбирать для массажа стоп ребенка нужно резиновые предметы, валики, мячики, так как они достаточно эластичные и мягкие.

Врачи выделяют среди самых эффективных способов профилактики плоскостопия ходьбу по естественным поверхностям — песку, гальке, траве.

В условиях квартиры это могут быть ортопедические коврики. Год назад я с вами делилась . Но у ковриков есть существенное ограничение — размер. Для ощутимого эффекта требуются большие площади поверхностей похожих на естественные. Оказывается, этого элементарно достичь, совсем не изнуряя себя рукоделием!

Гимнастика для стоп | Рецепт

Берем две пары носочков. Одну пару одеваем на ноги сразу. В другие насыпаем горсть любой крупы и надеваем поверх первых. Затем распределяем крупу равномерно по стопам. Получаем супер-массажер 🙂 .
Ходить с крупой носках не только полезно, но и приятно. При такой ходьбе работает одновременно множество мышц стоп в усиленном темпе, но для человека это практически не заметно. Хотя бы один раз для эксперимента сделайте это вместе с ребенком. Проведите в носках с крупой около получаса, занимаясь своими обычными делами. Конечно, надо чтобы эти дела были активные с большим количеством ходьбы. Самое приятное ощущение будет достигнуто вовсе не в начале сеанса, а в момент, когда вы снимите носки с крупой. В этот момент вы поймете, что во время сеанса ваши стопы работали и только теперь по-настоящему расслабились.
В случае если малыш балуется: снимает носочки и высыпает крупу 😀 , их можно сшить между собой по верхнему краю с крупой внутри.
Кстати, проблем с плоскостопием у нас нет. А познакомилась я с ним случайно, когда на первом году жизни Яны изучала все распространенные заболевания и их профилактику. Еще один очень эффективный метод профилактики, по мнению врачей, — шведская стенка. Именно для этой цели в прошлом году я подбирала спортивный комплекс с шведской стенкой. Кому интересно, обзор .

Гимнастика для стоп | Игры

И пара наших идей, о том, что можно делать в носках с крупой. Для начала готовим маршруты перемещения. Если у вас есть коврик-пазл, то из него очень удобно делать дорожки и лабиринты. Если коврика нет, можно обозначить маршруты цветным скотчем, мелом и т.п.
Первый вариант игры . Дорогу делаем в виде длинной кривой (в зависимости от возраста, можно задействовать несколько комнат) ведущей к месту с игрушками. Если ребенок попытается свернуть с «дороги», чтобы идти по прямой, объясняем, что в лесу дикие звери и туда ходить нельзя. По краям дорожки раскладываем грибы, ягодки, цветочки (их можно слепить из теста, вырезать из бумаги, купить готовые). Ребенку выдаем корзинку (ведерко). Правила заключаются в том, чтобы ребенок шел по импровизированной дороге и собирал дары леса. В конце пути собранными трофеями кормим игрушки. Этот вариант мы часто обыгрывали на первом году и раньше он пользовался большой популярностью.
Второй вариант игры. Делаем несколько «дорожек». Каждую из них ассоциируем картинкой(игрушкой) со зверьком и походкой. У нас следующие ассоциации (они взяты из разных книжек со стихами на движения и для нас привычны, у вас могут быть абсолютно другие):

  • кошка — ходьба на цыпочках;
  • слон — при ходьбе высоко поднимаем ноги;
  • медведь — идем вперевалочку широкорасставленными ногами;
  • крокодил — ходьба на пятках;
  • цапля — высоко поднимаем колени (пока наша цапля больше стоит на месте);
  • зайчик — прыгаем (зайчик наш тоже пока в основном прыгает на одном месте или перемещается в случайном направлении 😆).

Затем ходим по дорожкам в соответствии с картинками:

Медвежья дорожка самая широкая — занимает две линии. Ноги не соединяем вместе пока не дойдем до конца.
Слоновая дорожка
Любимая кошачья дорожка

На этот раз у меня всё. Интересно какие у вас полезные и приятные развлечения 😉 .

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на или присоединяйтесь к группе