Сообщение о миротворцах. Участие россии в миротворческих миссиях оон. Международный опыт миротворческих миссий

Учредила праздник - Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций .

Миротворческие операции ООН

За первые 40 лет существования Организации Объединённых Наций (1945-1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет была развернута 51 миссия.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Россия в миротворческих операциях

  • 7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 - 40 человек в Бурунди . Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан . В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана .
  • Кроме российских воинских формирований в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры - военные наблюдатели , которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года .

В культуре

См. также

  • Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций

Напишите отзыв о статье "Миротворческие силы ООН"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) (англ.)
  • (рус.) (англ.)

Отрывок, характеризующий Миротворческие силы ООН

Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.

Миротворцы ООН то и дело мелькают на экране телевизора — то в связи с очередным кризисом, то в связи с очередным скандалом (см. стр. 78). А сколько всего в мире миротворцев ООН? "Власть" предлагает обзор действующих миссий.
Во всех статьях в скобках в начале приводится общепринятое сокращение официального названия операции; потери контингента ООН указаны за все время его существования; бюджет — на 2004-2005 годы; численность — на февраль 2005 года.

Бурунди
Операция ООН в Бурунди (ONUB). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 5378 военнослужащих, 82 полицейских, 306 международных гражданских сотрудников, 218 местных гражданских сотрудников. В ONUB служат военные и полицейские из 50 стран.
Потери: 6 военнослужащих.
Бюджет: $329,71 млн.
Формальной задачей ONUB при ее создании было "оказание помощи и поддержка усилий граждан Бурунди" в установлении прочного и длительного мира в стране. Фактически же служащие миссии стараются предотвратить переправку оружия и боевиков из Бурунди в Демократическую Республику Конго. По мнению экспертов, миротворческие усилия ООН малоэффективны — жители Бурунди не забыли, что жестокая гражданская война в соседней Руанде, перешедшая в геноцид одной из основных народностей страны, начиналась, когда там находились миротворцы ООН.

КАРТА
Восточный Тимор
Миссия ООН по поддержке Восточного Тимора (UNMISET). Создана в 2002 году.
Численность контингента: 472 военнослужащих, 147 полицейских, 270 иностранных гражданских сотрудников, 542 местных гражданских сотрудника. В UNMISET служат военные и полицейские из 28 стран, в том числе из России.
Потери: 13 человек (из них 9 военнослужащих).
Бюджет: $85,15 млн.
UNMISET считается "визитной карточкой" миротворческих сил ООН. Она появилась в 2002 году, когда после многолетней индонезийской оккупации Восточный Тимор обрел независимость. Миссия должна поддерживать стабильность, демократию и законность в стране. Фактически же UNMISET выполняет функции армии и полиции нового государства, причем весьма успешно.

Гаити
Стабилизационная миссия ООН в Гаити (MINUSTAH). Создана в 2004 году. Единственная текущая миротворческая операция ООН в Америке.
Численность контингента: 5994 военнослужащих, 1398 полицейских, 316 иностранных гражданских сотрудников, 800 местных гражданских сотрудников. В составе MINUSTAH служат военные и полицейские из 41 страны.
Потери: нет данных.
Бюджет: $379,05 млн.
Миссии в Гаити были переданы полномочия Межнациональных временных сил по поддержанию порядка, созданных по инициативе США и Канады. Временные силы должны были помогать переходному правительству Гаити, которое возникло после того, как в 2004 году США и их союзники из стран Карибского бассейна свергли прежний гаитянский режим.

Грузия
Миссия наблюдателей ООН в Грузии (UNOMIG). Создана в 1993 году.
Численность контингента: 122 военнослужащих, 11 полицейских, 99 иностранных гражданских сотрудников, 180 местных гражданских сотрудников. В UNOMIG служат военные и полицейские из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 7 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $33,59 млн.
Миссия была создана в августе 1993 года, чтобы обеспечить соблюдение соглашения о прекращении огня между грузинской армией и абхазскими вооруженными формированиями. В сентябре 1993 года присутствие миротворцев не помешало возобновлению боевых действий. После перемирия 1994 года миссия стала контролировать деятельность миротворческого контингента стран СНГ и вывод грузинских войск из Кодорского ущелья, а также регулярно патрулировать ущелье. С 1996 года в миссии функционирует отдел по правам человека, а с 2003 года в мандат сил ООН включен пункт о том, что они должны способствовать созданию условий для достойного возвращения беженцев и временно перемещенных лиц.

Западная Сахара
Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Создана в 1991 году. Старейшая из текущих миротворческих операций ООН в Африке.
Численность контингента: 225 военнослужащих, 4 полицейских, 125 иностранных гражданских сотрудников, 111 местных гражданских сотрудников. В MINURSO служат военные из 25 стран, в том числе из России.
Потери: 10 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $44 млн.
MINURSO обеспечивает соблюдение перемирия, которое было заключено между правительством Марокко и боевиками сепаратистского фронта "Полисарио", выступающего за независимость Западной Сахары. Миссия также должна способствовать проведению референдума в стране. С обеими задачами MINURSO пока не справляется. Крупномасштабные боевые действия не ведутся, однако это скорее следствие влияния соседей — Мавритании и Ливии. Что же до референдума, то единственным напоминанием о нем в Западной Сахаре остается название миссии ООН.

Израиль (оккупированные территории)
Организация объединенных наций по контролю за перемирием (UNTSO). Создана в 1948 году. Первая миротворческая миссия ООН.
Численность контингента: 152 военнослужащих, 94 иностранных гражданских сотрудника, 122 местных гражданских сотрудника. В UNTSO служат военные из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 40 человек (из них 31 военнослужащий).
Бюджет: $27,69 млн.
Первоначальный мандат UNTSO предполагал контроль за соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Присутствие миротворцев ООН не предотвратило ни одной из арабо-израильских войн. После каждой войны мандат менялся в соответствии с новыми реалиями. В настоящее время четкого мандата UNTSO не имеет. В задачи миссии входит контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня (когда они подписываются), а также оказание помощи другим операциям ооновских миротворцев в регионе.

Израиль и Сирия (Голанские высоты)
Силы ООН по контролю за разъединением (UNDOF). Образованы в 1974 году.
Численность контингента: 1023 военнослужащих, 35 иностранных гражданских сотрудников, 108 местных гражданских сотрудников. В UNDOF служат военные из 6 стран.
Потери: 40 человек (из них 38 военных).
Бюджет: $43,03 млн.
Силы UNDOF созданы решением ООН в 1974 году, когда Израиль и Сирия договорились о разводе своих войск в районе Голанских высот. С тех пор военнослужащие UNDOF продолжают следить за соблюдением договоренности о прекращении огня и создании зон разъединения и буферных зон. Пожалуй, UNDOF — единственный миротворческий контингент ООН, к которому никто никогда не выдвигал никаких претензий. Его работой в равной степени удовлетворены и Израиль, и Сирия, и сама ООН.

Индия и Пакистан
Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP). Создана в 1949 году.
Численность контингента: 44 военнослужащих, 23 иностранных гражданских сотрудника, 45 местных гражданских сотрудников. В группе служат военные из 9 стран.
Потери: 9 военнослужащих.
Бюджет: $7,25 млн.
UNMOGIP была создана для соблюдения перемирия между Индией и Пакистаном в Джамму и Кашмире. Ооновские миротворцы не смогли предотвратить вооруженный конфликт в 1972 году, после чего Индия решила, что деятельность UNMOGIP потеряла всякий смысл. Группа была сохранена благодаря Пакистану, который, разумеется, стал придерживаться противоположного мнения. До сих пор миротворцы продолжают находиться в зоне конфликта, практически не влияя на ситуацию.

Кипр
Силы ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Образованы в 1964 году.
Численность контингента: 916 военнослужащих, 43 полицейских, 44 иностранных гражданских сотрудника, 109 местных гражданских сотрудников. В UNFICYP служат военные и полицейские из 18 стран.
Потери: 173 человека (из них 167 военнослужащих).
Бюджет: $51,99 млн.
Силы ООН были созданы для предотвращения столкновений между греческой и турецкой общинами Кипра. В 1974 году они никак не противодействовали высадке на остров турецких и греческих войск и оккупации турками северной части Кипра. В дальнейшем UNFICYP служили лишь буфером между турецкой и греческой общинами. Реальной силой, предотвращавшей крупные столкновения, долгое время была Британия, которая имеет на острове две военные базы. Однако уже довольно давно на острове идут переговоры об объединении, инициированные самими греками и турками, так что сохранение UNFICYP и вовсе теряет всякий смысл.

Конго
Миссия ООН в Демократической Республике Конго (MONUC). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 13 775 военнослужащих, 175 полицейских, 735 иностранных гражданских сотрудников, 1140 местных гражданских сотрудников. В MONUC служат военные и полицейские из 53 стран, в том числе из России.
Потери: 70 человек (из них 49 военнослужащих).
Бюджет: $746,1 млн.
Войска ООН, как предполагалось, должны были обеспечивать соблюдение соглашений о прекращении гражданской войны в Конго, которые были подписаны в 1999 году. Однако вряд ли миссию можно считать успешной. Сейчас силы MONUC в основном пытаются не допустить проникновения вооруженных формирований повстанцев на территории, которые контролируют официальные власти страны.

Пока Индия и Пакистан выясняют отношения, контингенту ООН в Кашмире остается в основном бумажная работа

Косово
Миссия ООН по временному управлению Косово (UNMIK). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 37 военнослужащих, 3509 полицейских, 738 иностранных гражданских сотрудников, 2699 местных гражданских сотрудников. В UNMIK служат полицейские и военные из 51 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек.
Бюджет: $278,41 млн.
В задачи UNMIK входит организация управления, обеспечение безопасности и порядка в автономном крае Косово. Деятельность миротворцев неоднократно подвергалась критике: представители сербского меньшинства обвиняли ооновские силы в нежелании обеспечивать безопасность сербов и в очевидной пристрастности руководства UNMIK.

Кот-д`Ивуар
Операция ООН в Кот-д`Ивуаре (UNOCI). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 6009 военнослужащих, 215 полицейских, 259 иностранных гражданских сотрудников, 155 местных гражданских сотрудников. В UNOCI служат военные и полицейские из 49 стран, в том числе из России.
Потери: 2 военнослужащих.
Бюджет: $378,48 млн.
UNOCI была создана в 2004 году для замены существовавшей в то время гражданской миссии ООН. Основой военного контингента стали африканские страны. В задачи миссии входит контроль за соблюдением перемирия между правительством страны и повстанцами, а также поддержание связи и предотвращение конфликтов между властями и находящимся в Кот-д`Ивуаре крупным французским контингентом, не входящим в состав UNOCI. Дело в том, что в начале прошлого года военные самолеты Кот-д`Ивуара напали на позиции французских войск, после чего французская авиация полностью уничтожила ВВС Кот-д`Ивуара.

Либерия
Миссия ООН в Либерии (UNMIL). Создана в 2003 году. Крупнейшая текущая миротворческая операция ООН.
Численность контингента: 14 677 военнослужащих, 1098 полицейских, 489 иностранных гражданских сотрудников, 651 местный гражданский сотрудник. В UNMIL служат военные и полицейские из 61 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек (из них 26 военнослужащих).
Бюджет: $846,82 млн.
Деятельность UNMIL началась после подписания соглашения о прекращении гражданской войны в Либерии в 2003 году. В задачи миссии входит исполнение этого соглашения. Войска ООН играют ключевую роль в разоружении противоборствующих фракций и в настоящее время фактически являются единственной законной вооруженной силой в стране. Успех операции во многом обусловлен тем, что основные воинские контингенты в Либерию послали соседние с нею африканские страны, которые не раз предупреждали, что останутся в Либерии, даже если ООН объявит о выводе "голубых касок" (такое случалось не раз, когда миротворцы несли серьезные потери).

Ливан
Временные силы ООН в Ливане (UNIFIL). Образованы в 1978 году.
Численность контингента: 1994 военнослужащих, 107 иностранных гражданских сотрудников, 297 местных гражданских сотрудников. В UNIFIL служат военные из 7 стран.
Потери: 250 человек (из них 245 военнослужащих).
Бюджет: $97,80 млн.
Силы UNIFIL были созданы для контроля за выводом израильских войск из Ливана и "восстановлением суверенитета ливанского правительства" на освобождаемых Израилем территориях. Наличие сил ООН не мешало Израилю впоследствии создать на юге Ливана буферную зону под контролем союзников из Армии Южного Ливана, а палестинским террористам — нападать на израильскую территорию из зон, находившихся под контролем ООН. UNIFIL, впрочем, как и UNTSO, неоднократно обвинялись Израилем в оказании помощи и предоставлении защиты палестинским террористам.

Сьерра-Леоне
Миссия ООН в Сьерра-Леоне (UNAMSIL). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 4092 военнослужащих, 75 полицейских, 252 иностранных гражданских сотрудника, 515 местных гражданских сотрудников. В UNAMSIL служат военные и полицейские из 40 стран, в том числе из России.
Потери: 159 человек (из них 154 военнослужащих).
Бюджет: $301,87 млн.
Мандат UNAMSIL предполагает контроль за соблюдением мирных договоренностей в стране, где долгие годы бушевала гражданская война. Кроме того, войска ООН обеспечивают безопасность в столице Сьерра-Леоне и крупных аэропортах, а также помогают местным властям "в исполнении их функций". Несмотря на очевидные успехи миротворцев, добиться окончательного прекращения боевых действий им не удалось. Сейчас войска ООН фактически охраняют законное правительство страны от нападений повстанцев, а также проводят безуспешные операции по борьбе с контрабандой алмазов.

Эфиопия и Эритрея
Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (UNMEE). Создана в 2000 году.
Численность контингента: 3364 военнослужащих, 214 иностранных гражданских сотрудников, 254 местных гражданских сотрудника. В UNMEE служат военные из 41 страны, в том числе из России.
Потери: 8 военнослужащих.
Бюджет: $216,03 млн.
UNMEE появилась, когда после двухлетней войны в 2000 году Эфиопия и Эритрея заключили перемирие. В задачи войск ООН входит разъединение сил обеих стран, контроль за соблюдением перемирия и неприкосновенности демилитаризованной зоны на границе, а также координация усилий Эфиопии, Эритреи и Африканского Союза по установлению постоянного мира. UNMEE считается одной из самых успешных миссий ООН: несмотря на то что время от времени случаются перестрелки, в целом перемирие между Эфиопией и Эритреей соблюдается.

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ

Откуда берутся миротворцы
В текущих операциях ООН принимают участие более 65 000 миротворцев из 103 стран мира.
Страна Число миротворцев
Пакистан 8183
Бангладеш 7942
Индия 5154
Непал 3453
Эфиопия 3428
Гана 3335
Иордания 2929
Нигерия 2884
Уругвай 2497
ЮАР 2317
Марокко 1704
Кения 1675
Сенегал 1575
Бразилия 1367
Украина 1204
Китай 1038
Аргентина 1006
Намибия 886
Шри-Ланка 778
Польша 724
Франция 606
Чили 582
Тунис 523
Ирландия 476
Нигер 468
Филиппины 455
Великобритания 431
США 428
Австрия 417
Бенин 411
Россия 363
Того 323
Канада 314
Швеция 303
Словакия 302
Германия 296
Турция 293
Испания 260
Румыния 239
Боливия 231
Перу 226
Индонезия 201
Фиджи 198
Мозамбик 191
Италия 184
Австралия 142
Замбия 131
Камерун 121
Египет 119
Венгрия 106
Малайзия 100
Буркина-Фасо 98
Мали 95
Гватемала 77
Болгария 74
Эквадор 72
Малави 66
Зимбабве 62
Гвинея 61
Гамбия 58
Португалия 57
Дания 54
Норвегия 52
Финляндия 47
Парагвай 46
Босния и 45
Герцеговина
Южная Корея 43
Чад 41
Швейцария 34
Чехия 31
Хорватия 30
Япония 30
Греция 26
Джибути 24
Самоа 24
Сербия и 24
Черногория
Алжир 20
Нидерланды 20
Уганда 20
Танзания 18
Сальвадор 16
Бельгия 16
Словения 16
Новая Зеландия 14
Киргизия 13
Гондурас 12
Йемен 12
Кот-д`Ивуар 10
Ямайка 10
Литва 8
Молдавия 8
Габон 6
Конго 6
Таиланд 6
Монголия 5
Сьерра-Леоне 5
Доминиканская 4
Республика
Маврикий 4
Албания 3
Иран 3
Ливан 2
Эстония 2
Мадагаскар 1
Пытки во имя мира
За время своего существования — с 1948 года — "голубые каски" неоднократно оказывались замешаны в громких скандалах.
Преступное действие
Едва ли не самой скандальной миротворческой миссией ООН оказалась операция в Сомали, которую "голубые каски" проводили с 1992 по 1995 год. Официальной задачей миротворцев была помощь в прекращении гражданской войны и образовании нового правительства страны. С этой задачей они не справились и покинули страну после того, как начали нести серьезные потери. Тем не менее история с пребыванием миротворцев в Сомали запомнилась не только самим сомалийцам.
Канадские миротворцы пытали и убили подростка Шидане Ароне. Об этом стало известно еще в 1992 году. В ходе расследования выяснилось, что история с юношей вовсе не была единичным фактом. Командир канадского контингента полковник Лаббе неоднократно обещал подчиненным "ящик шампанского за каждого убитого черномазого". Широко распространены были мародерство, пытки заключенных, убийства. После окончания внутреннего расследования военные власти Канады решили расформировать подразделение Лаббе. Один из канадских солдат был отдан под суд и приговорен к пяти годам тюрьмы.
Похоже вели себя в Сомали и коллеги канадцев — бельгийские десантники. Двое из них прославились тем, что запечатлели на видеопленку, как кладут на раскаленную металлическую плиту и зажаривают сомалийского подростка. Были отмечены факты похищений, изнасилований и убийств сомалийских девушек, а также психологические издевательства над местными жителями — сомалийцев, исповедующих ислам, под страхом смерти заставляли есть свинину.
Отметились в Сомали и итальянцы. Одной из самых скандальных стала история женщины, проходившей мимо расположения итальянского контингента. Ее силой затащили в лагерь, насиловали несколько часов, после чего угрожали убить, засовывая в рот тротиловую шашку.
В 2005 году история повторилась. Несколько десятков военных, участвующих в операции ООН в Демократической Республике Конго, были отозваны в связи с обвинениями в изнасилованиях и пытках. По крайней мере в двух странах, имеющих свои контингенты в составе миротворческих сил ООН,— в Марокко и во Франции — в отношении военнослужащих ведется следствие.

Преступное бездействие
Так же часто миротворцев ООН обвиняли в преступном бездействии. В 1993 году войска ООН были размещены в Руанде с целью недопущения межэтнических столкновений. Однако своей задачи по охране мирного населения "голубые каски" не выполнили. Они лишь наблюдали за тем, как правительственные войска целенаправленно уничтожали мирное население из народности хуту. В 1996 году миротворцы и вовсе покинули Руанду: продолжение операции было признано слишком опасным для самих "голубых касок".
В 1995 году разразился громкий скандал вокруг контингента ООН, охранявшего мусульманский город Сребреница в Боснии. Незадолго до этого город был объявлен демилитаризованной зоной. Гарантом безопасности местного населения выступила Организация Объединенных Наций. Но когда сербы потребовали вывода "голубых касок" из Сребреницы, командование миротворческого контингента поспешило это сделать. Город оказался совершенно беспомощным перед лицом сербских войск. Последовавшие за выводом ооновских сил события известны сейчас как "резня в Сребренице" (сербы убили около 1200 человек), а действия сербских войск квалифицируются как геноцид.
Подобное же бездействие стало причиной громкого скандала уже в марте 2005 года, когда в Косово, территории, фактически находящейся под управлением ООН, начались сербские погромы при полном попустительстве "голубых касок", которые выполняют в крае полицейские функции. Напомним, что во время погромов, продолжавшихся несколько дней, погибли 28 человек, а потеряли кров 3700. Одним из самых вопиющих проявлений бездействия "голубых касок" стала история, происшедшая в столице края — Приштине. Там несколько десятков сербов, спасаясь от разъяренной албанской толпы, забаррикадировались в многоэтажном доме. Албанцы осадили многоэтажку, пытались прорваться внутрь, а затем просто поджечь ее. Полицейские силы ООН, штаб-квартира которых находилась в нескольких кварталах от осажденного дома, пришли на помощь сербам лишь через шесть часов.
В апреле в Косово произошел еще один скандал, связанный с миротворцами ООН. Правда, речь уже шла о стычках внутри самого контингента. Несколько американских и иорданских полицейских ООН начали дискуссию по поводу событий в Ираке. Спор быстро перешел в драку, драка — в перестрелку. В результате погибли три американских миротворца и один иорданский. Стремясь замять скандал, руководство сил ООН в Косово переквалифицировало действия схваченных на месте преступления иорданцев из "убийства" в "покушение на убийство" и "неоказание помощи раненым", а затем и вовсе закрыло дело за отсутствием состава преступления.

Что наличие миротворцев уместно, однако подчеркивает, что эти силы "должны находиться на линии разграничения и ни на каких других территориях".

Кроме того, глава РФ акцентирует, что решать подобный конфликт необходимо с представителями "ДНР" и "ЛНР" после разведения сторон и отвода тяжелой техники.

В свою очередь представитель Украины на переговорах в Минске, первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко заявила, что речи о миротворцах лишь вдоль линии разграничения идти не может.

"Миротворцы должны быть введены на всю оккупированную россиянами территорию, чтобы мониторить ситуацию с безопасностью и демилитаризацией, их мандат должен заканчиваться на украинско-российской границе", - считает она.

Ранее тему миротворцев на Донбассе поднимал президент Украины Петр Порошенко. В августе он заявил, что намерен презентовать идею введения миротворцев на оккупированный Донбасс на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре текущего года.

Глава фракции БПП Артур Герасимов заявил, что введение миротворческой миссии на Донбасс возможно сразу в трех вариантах.

"Сейчас в обсуждении есть несколько вариантов. Первый - это, например, формат, предложенный президентом, озвученный во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Также в обсуждении действительно находится формат ввода миротворцев под формат ОБСЕ. И также обсуждается введение миротворцев под формат полицейской миссии из Европы. Что будет быстрее и будет эффективнее, покажет время", - привела слова парламентария пресс-служба "Блока Петра Порошенко".

Данное обсуждение – уже не первое, касающееся темы "миротворцы и Донбасс". Активизация в конце августа-начале сентября может быть связана с визитом спецпредставителя США на Донбассе Курта Волкера в Москву, о результатах которого подробных данных нет. Ранее тема миротворцев в зоне конфликта периодически всплывала в информационном пространстве, однако консенсуса по ней достичь не удалось, поскольку стороны конфликта озвучивают кардинально различные предложения по размещению и функциям миротворцев.

Предлагаем разобраться, что же вообще из себя представляют миротворческие миссии ООН и какова их роль в современном мире.

"Придет ООН и все разрулит? Это не так"

Практика показывает, что ввод миротворцев в зону конфликта фактически означает его заморозку на неопределенное время.

За последние 15 лет самым коротким участие "голубых касок" было в Бурунди (2 года) и на Восточном Тиморе (3 года). Большинство же миссий длятся с 2002-2004 годов и до сегодня.

Фото из открытых источников

Подобную мысль в интервью изданию Forum Daily высказал постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко.

"Следует понимать, однако, что даже если будет принято такое решение, это займет много-много месяцев и не принесет результата, которого ждет простой человек, думающий, что придет ООН и все разрулит. Это не так. В лучшем случае - будет заморозка конфликта", - сказал украинский дипломат.

Он также скептически прокомментировал "Радио Свобода " последние инициативы по поводу миротворцев, заявив, что введение миссии невозможно до полного прекращения боевых действий.

Кроме того, стоит учитывать, что миротворцы ООН преимущественно участвуют в урегулировании конфликтов в странах третьего мира Африки, Азии и Центральной Америки. Последняя миссия ООН в Европе – это контингент в Косово, введенный в регион в 1999 году. Таким образом, появление миссии в Украине авторитета стране не прибавит.

Миссии бывают разные

Существует два вида миротворческих операций ООН: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил.

Разница между ними в том, что наблюдатели безоружны, имеют дипломатический статус и неприкосновенность, а военнослужащие миротворческих сил вооружены легким вооружением, которое они могут применять лишь в целях самообороны (использовать оружие против гражданских лиц и принимать какую-либо из сторон конфликта запрещено).

Напомним, в Украине уже длительное время действует наблюдательная миссия под эгидой ОБСЕ, эффективность которой является весьма сомнительной.

В то время, пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из ООН встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.

Кто и каким образом принимает решение об отправке миротворцев

По мере развития конфликта, ООН проводит серию консультаций, в которых обычно принимают участие все заинтересованные стороны, в том числе – правительство принимающей страны, региональные и межправительственные организации и государства-члены, которые готовы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира.

Затем в страну, где запланировано развертывание операции ООН, отправляется миссия по технической оценке. Она проводит оценку безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации. На основании выводов миссии генеральный секретарь ООН делает доклад, в котором предлагает варианты для развертывания операции.

После этого Совет безопасности официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции, в которой определяется мандат и масштабы, а также излагаются задачи, которые необходимо достигнуть.

Напомним, что в Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Но что самое главное – каждый из них имеет право вето.

В своих решениях Совбез руководствуется главой VI Устава, рассматривающей вопросы "мирного разрешения споров" и главой VII, содержащей положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". Именно последняя глава в последнее время наиболее часто упоминается в контексте принятия решений по развертыванию операций.


Фото из открытых источников

Отметим, что в определенных ситуациях Генеральная ассамблея может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом ООН.

Резолюция 377 (V) "Единство в пользу мира" Генеральной ассамблеи от 3 ноября 1950 года предусматривает право Генеральной ассамблеи рассматривать вопросы в том случае, если Совет безопасности не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассматривать этот вопрос для того, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 году по решению Генеральной ассамблеи были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.

Миротворцы ООН на сегодняшний день

У ООН нет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, поэтому необходимый военный и полицейский персонал по просьбе предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.


Фото из открытых источников

Гражданский персонал операций по поддержанию мира - это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

В настоящий момент развернуто 16 миротворческих операций. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира. В общей сложности, в миссиях участвуют 80067 военных, 11982 представителя полиции, 1543 военных наблюдателя, а также 15153 представителя гражданского персонала.

Важным инструментом поддержания мира становятся миротворческие операции ООН. Их деятельность регулируется принятое на основе Устава ООН серией резолюций Генеральной Ассамблеи, которая регулярно Рассматривает вопрос о миротворческих операциях. Необходимость такого рода регулирования определяется двумя моментами.

Во-первых, миротворческие операции приобрели Значительный размах.

Во-вторых, они прямо не предусмотрены Уставом ООН, а вытекают из его общих целей и принципов.

Под миротворчества понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющимы сторонами. Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживания смертоносных наземных мин.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблему ООН и голубым беретам, Которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Совет Безопасности вправе применять вооруженные силы для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения. Речь идет о военном принуждении. Оно может выражаться в участие в сражениях, в силовом разделении воюющих сторон и т.п. Соответствующий положениям Устава ООН принадлежит важная превентивная роль. Однако на практике они не применялись. Юридически к ним нельзя отнести и в принципе поддержанные ООН операции США и их союзников против Ирака (1990 - 1991 гг.).

В отличие от этого миротворчество означает операции ВООРУЖЕННЫХ сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемый с согласия основных воюющих сторон и предназначенный для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии. Цель - поддержка дипломатического усилий во имя достижения политического урегулирования спора.

Миротворческие силы ООН характеризуются следующими чертами:

Их персонал предоставляется и оснащается государствами-членами;

Миротворческие силы применяются по решению Совета Безопасности и в рамках этого решения;

Миротворческие силы действуют под флагом ООН;

Миротворческие силы используются при наличии желания сторон в конфликте его прекратить;

Миротворческие силы подчиняются Генеральному секретарю ООН.

Миротворческие силы были применены уже в 1948 г. По решению Совета Безопасности на разные участки границы еврейского государства были ориентированы группы наблюдателей для контроля за перемирие, предписанным решением Совета Безопасности. Эти группы в количестве 217 военных наблюдателей действуют и поныне.

Как правило, Совет Безопасности ООН учреждает миссии по поддержания мира и определяет параметры их деятельности. Это достигается путем предоставления Миссии мандата - описания стоящих перед ними задач. Чтобы учредить новую миссию по поддержания мира или изменить мандат или численность личного состава любой существующей миссии, за соответствующее предложение Должны проголосовать девять из 15 государств - членов Совета Безопасности.

Тем не менее, если любой из пяти постоянных членов - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты или Франция - проголосует против такого предложения, оно не принимается.

Департамент операций по поддержания мира руководит и управляет миссией от имени Генерального секретаря, який отчитывается о их деятельности перед Советом Безопасности. Большинство миссий возглавляют специальные представители Генерального секретаря. ДОПМ помогает Генеральному секретарю формулировать правила и процедуры деятельности по поддержания мира, вынос рекомендации в отношении учреждения новых миссий и Управляя существующими миссии. Кроме того, Департамент поддерживает ряд политических миссий, таких, как Миссия ООН по содействие Афганистану, Отделение ООН в Восточном Тиморе и Объединенное представительство ООН в Сьерра-Леоне.

Старшие военные офицеры, штабные офицеры и военные наблюдатели, служащие в миссии ООН, нанимаются на службу непосредственно ООН, как правило, на основе прикомандирования от своих национальных ВООРУЖЕННЫХ сил. Миротворческие контингенты, известные как «голубые каски», участвуют в миротворческих операциях ООН на условиях, Которые тщательно Прорабатываются правительствами предоставляющих их стран, и остаются в целом под юрисдикцией ЭТИХ правительств, хотя и служат под оперативным командованием ООН.

Полномочия направят миротворцев сохраняются за соответствующей правительствами, Которые добровольно их предоставляют. Правительства также несут и ответственность за выплату им денежного довольствия, дисциплинарные и кадровые вопросы.

Государства-члены предоставляют также полицейских, Которые служат на тех же условиях, что и военные наблюдатели, а именно в качестве «прикомандированных экспертов», получающих жалование от ООН.

Совет Безопасности может также санкционировать операции по поддержания мира, осуществляемый другими организациями. Например в 1999 году после завершения НАТО своих бомбовых ударов Совет поручили НАТО поддерживать мир в Косово (в форме Сил для Косово, или СДК). Одновременно Совет учредил миссию ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) - операцию ООН по поддержания мира - и поручили ей обеспечить административное управление территорией, поддерживать там законность и правопорядок и Формировать демократические институты самоуправления. В том же году Совет уполномочил международные силы под командованием Австралии восстановить порядок на Восточном Тиморе - ныне Восточного Тимора. В следующем году эти силы были заменены операцией ООН по поддержания мира. В 2001 году Совет уполномочил международную коалицию - Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) - обеспечить военное присутствие в Афганистане, а также учредил политическую миссию ООН для оказания поддержки переходного правительству. В октябре 2003 года Совет уполномочил многонациональны силы под командованием США поддерживать безопасность и стабильность в Ираке. В 2004 году Совет предложил Африканский союз обеспечить мониторинг обстановки в Дарфуре, Судан, в то время как посредством переговоров между сторонами были предприняты попытки достичь мира.

46. ​​Международно-правовые проблемы разоружения. Ракетно-ядерное разоружение. Договор о.

Разоружение является надежной гарантией безопасности. Эта идея нашла отражение в ряде международно-правовых актов. Получила распространение концепция принципа разоружения. Обязательства государств в этой области сформулировано в принципе неприменения силы следующим образом: государства должны добросовестно вести переговоры с целью быстрого укладення универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем.

Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулювання вооружений» (ст. 11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулировку «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).

О том, что является общим и полным разоружением, можно судить по одобренной Генеральной Ассамблеей Совместным заявлением правительств СССР и США 1961 Она предполагает роспуск вооруженных сил, ликвидации вийськових сооружений и вооружений; уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения, а также средств его доставки; упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения; припинення расходования средств на военные цели. Сохраняются только военные средства, необходимые для поддержания внутреннего правопорядка.

Нереальность достижения полного разоружения вскоре стала очевидной, поскольку государства требовали вооружений для гарантування своей безопасности, поддержания внутреннего порядка и выполнения миротворческих функций, поэтому возможно лишь частичное разоружение, сокращение вооружений.

Особое значение имеет предотвращение употребления ядерной оружия и других видов оружия массового поражения (химического, бактериологического, радиологичнои, экологической).

Начиная с 1961 г.., Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия. Существенное зна чение имеют соглашения между СССР и США - Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971, Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др..

В 1963 был подписан Московский договор о запрещении випробувань ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В1996 г.. Генеральная Ассамблея приняла Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

С 1968 г.. Действует Договор о нераспространении ядерного оружия. Державы, обладающих ядерным оружием, обязались не передавать ее неядерным государствам, а последние обязались не принимать ядерное оружие. Перед заключением настоящего Договора Совет Безопасности в 1968 прийняла Резолюцию об обеспечении безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии против государства, не обладающего ядерным оружием, вызовет немедленные действия со стороны Совета Безопасности, и прежде все ее постоянных членов.

Итак, позиция международного права в отношении ядерного оружия выглядит следующим образом:

а) не запрещено обладание ядерным оружием теми государствами, которые ее уже располагают (ядерные державы)

б) распространение этого оружия является противоправным;

в) неядерным государствам должны быть предоставлены гарантии безопасности от

ядерной агрессии.

Существенную роль в ограничении распространения ядерного оружия и в забезпеченни безопасности неядерных государств играют безъядерные зоны. В 1967 г. Был принят Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америци, который объявил регион свободным от ядерного оружия. Вторая безъядерная зона была создана в 1985 году. Путем принятия Договора о безъядерной зоне пивденноичастины Тихого океана. В нем содержатся нормы, запрещающие захоронения радиоактивных веществ в море в пределах зоны. Подписав Протокол II, пять ядерных государств приняли на себя те же обязательства, что и в отношении Латинской Америки.

Договор об Антарктике 1959 создал безъядерную зону, заборонившы проведения любых испытаний ядерного оружия в Антарктици.Договир о космосе 1967р.заборонив вывода на орбиту и размещения в космическом пространстве ядерного зброи.Угода о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979. установила дополнительные ограничения в этом плани.Договир о морском дне 1971 запрещает размещение любой ядерного оружия на морском дне и в его недрах.

Что касается неядерных видов оружия массового поражения, то в этой области серьезным достижением стала Конвенция о запрещении розробкы, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 и Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993

Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного застосування средств воздействия на природную середовище1976 г. Конвенция запрещает прибегать к любому враждебного применения средств воздействия на природную среду, которые имеют массовые, длительные и тяжелые последствия. В частности, запрещается использование средств, способных изменить погодные условия, вызвать землетрясения, приливные волны, затопления, а также привесты к истощению озонового слоя.

Одним из главных направлений обеспечения международной безопасности является ограничении стратегических вооружений (ОСВ). Разумеется, основная роль в этом процессе с самого начала принадлежала двум «сверхдержавам» - СССР и СЕЛА. В 1972 году. Они подписали соглашения, известные как ОСВ-1. Они включають Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Договор по ПРОобмежив количество районов размещения систем ПРО двумя для каждой из Сторон. В 1974 г. Стороны подписали Протокол, ограничивающий количество районов ПРО одним для каждой из Сторон. Обмеження О имело важное значение, поскольку уменьшало способность потенциального агрессора противостоять удару в видповидь.Однак, в 2001 г.. США денонсировали Договор по ПРО.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 ввела ограничения в отношении килькостипус-ковихустановок стратегических баллистических ракет. Было также ограничено количество баллистических ракет на подводных лодках до 950 для СССР и до 710 для США. Срок действия Соглашения - пять лет. Однако в 1977 г.. Стороны заявили, что они будут и в дальнейшем придерживаться Соглашения.

В 1987 г.. В результате встречи на высшем уровне между СССР и США был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений. В марте 2002 г.. В результате встречи президентов России и США был подписан новый Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Сокращение обычных вооружений только начинает осуществляться, и притом довольно медленно. Самым существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 году. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных, но не морских сил.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9) - как понимать это выражение Господа из «заповедей блаженств»? Как научиться этой добродетели? Как отличить миротворчество от человекоугодия? В каких ситуациях мы можем быть миротворцами, а когда все-таки должны, вспоминая слова Спасителя, принести не мир, но меч? Размышляет настоятель храма в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов) .

В евангельском понимании − это человек, который способствует водворению мира там, где до того была вражда, или же, в более расширенном понимании, который не допускает этой вражде разразиться. Но, наверное, в полном смысле слова, в еще большей степени миротворцем является человек, который, став поневоле одной из сторон конфликта, вместе с тем не только сам в себя этот конфликт не впускает, но и делает абсолютно все возможное для умиротворения того, кто оказался «по другую сторону баррикад».

Этого можно достичь в первую очередь тогда, когда человек находит возможным для себя отказаться от своих интересов, стремлений, желаний, в какой-то степени даже от своей воли в этой конкретной ситуации. Ведь в основе любого конфликта − в семье, или на работе, или между двумя различными политическими партиями, или двумя государствами − практически всегда лежит то, что одна из сторон или обе стороны ставят свои интересы над интересами своих оппонентов. И дальше начинается борьба, в которой та сторона, которая сильнее, навязывает свою волю и свои желания другой, более слабой. Или же это происходит с переменным успехом. Так начинаются затяжные конфликты, так начинаются войны информационные, и так порою начинаются войны самые настоящие − кровопролитные. Но если у одной из сторон появляется благое произволение снять остроту конфликтной ситуации, то не исключено, что и у второй не останется возможности конфликтовать.

Те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова

Но оттого, что очень мало миротворцев на таком житейском, бытовом уровне, так же мало возможностей способствовать миру и в каких-то глобальных конфликтах. А миротворцы, которых сегодня называют голубыми касками, то есть солдаты, направляемые в определенные зоны и в определенные участки мира, занимаются все-таки в первую очередь не примирением людей, а принуждением к миру. А это, в свою очередь, часто сопряжено с подавлением той или иной стороны конфликта, и, главным образом, только потому, что так кому-то нужно. Поэтому, безусловно, те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова, здесь налицо колоссальная подмена понятий.

Да, бывают ситуации, когда усилия этих миротворцев, пусть сопряженные с каким-то силовым воздействием, все-таки ведут к миру. Но это верно лишь отчасти. Конечно, если куда-то вводится контингент миротворческих сил, то, как правило, боестолкновения прекращаются, но в то же время мы прекрасно понимаем, что в окружающем нас мире действуют определенные механизмы, которые служат реализации интересов наиболее сильной стороны. А в качестве наиболее сильной стороны почти всегда выступает та, которая этот конфликт породила, непосредственно в нем не участвуя.

Например, и сегодня можно было найти на Youtube выступление руководителя крупнейшего американского частного разведывательного агентства Stratfor Джорджа Фридмана, в котором он прямо говорил, что Соединенные Штаты не должны участвовать непосредственно в каких-то вооруженных конфликтах, поскольку это слишком накладно. Но они могут ссорить различные государства, не допускать между ними партнерских взаимоотношений. В частности, речь шла о недопустимости союза России и Германии, так как это является самой главной угрозой для Соединенных Штатов и для их гегемонии в современном мире. То же относится и к странам Европы, которые надо разобщать и, разобщая и разделяя, таким образом властвовать. В словах этого человека была также обозначена необходимость того процесса распада ЕС, который сейчас запустила Британия, и, как следствие, вооруженных конфликтов внутри Европы. Поэтому мы можем наглядно видеть, как рождаются конфликты, точнее, как они планируются. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать, что если войны начинаются, значит, это кому-нибудь нужно.

Но здесь же можно вспомнить и замечательные слова покойного Патриарха Грузинского Ефрема о том, что если из двоих людей хотя бы один умный, то ссоры не будет. И вот если из двух сторон, которые понуждаются к тому, чтобы вступить в конфликт, хотя бы одна, скажем так, умная, то конфликта и войны не будет. Ведь всегда в интересах народа − от войны в любом случае уклониться, если только речь не идет о войне освободительной, когда на нашу территорию кто-то уже вторгся, и нам необходимо ее защищать.

Поступаться самолюбием, но не верой

При желании уклониться от и уступить существует опасность перейти к другой крайности − к человекоугодию, к , к искусительной для потенциальных агрессоров слабости. Необходим здравый смысл, чтобы четко понимать, где проходит та линия, дальше которой отступать уже нельзя.

Но большинство конфликтов происходят по самым глупым поводам. Идеальная иллюстрация − гоголевская «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Это произошло из-за какой-то ерунды, и спустя некоторое время никто даже не мог вспомнить, в чем причина ссоры заключалась. Чаще всего люди конфликтуют из-за мелочей, которые задевают их самолюбие. Один не дал другому выйти из автобуса, один стоял в очереди и был уверен, что он стоит на этом месте, а оказалось, что на этом месте стоит другой, они начали выяснять, слово за слово − вся очередь уже чуть ли не в рукопашную схлестнулась. Вот чем наполнена наша жизнь. Христианину же необходимо в таких случаях своим самолюбием поступаться. Нельзя поступаться принципами, идеалами, и, конечно, ни в коем случае нельзя поступаться верой. Точно так же, как нельзя кому-то уступать в ущерб интересам своих близких.

− Любой конфликт есть дело человеческого эгоизма

И очень важно не в других людях отыскивать то неразумие или даже безумие, которые приводит их к конфликтам по мелочам, а усматривать всё это в себе самих. И, пренебрегая этими мелочами, можно от большей части конфликтов и ссор в своей жизни уйти. Безусловно, любой конфликт есть дело человеческого эгоизма. И тот, в ком эгоизма меньше, скорее способен к тому, чтобы конфликт купировать, завершить, выйти из него с честью и хотя бы в какой-то степени стать миротворцем и сподобиться блаженства миротворцев.

Сильному не страшно казаться слабым

Конечно, бывают конфликты, которые возникают не из-за мелочей. Например, кто-то из коллег пытается переложить свои обязанности на другого или злоупотребляет своим служебным положением, и совершенно ясно, что это повод для напряженности в отношениях. Но в любых случаях возможно, как правило, несколько типов реакции. На меня пытаются переложить чужую работу, я с этим соглашаюсь, а с течением времени оказываюсь перегружен и заваливаю оба дела − и свое, и чужое − сразу. Того же, кто привык свою работу перекладывать на мои плечи, работать уже просто не заставишь. Другой тип реакции: «А что это ты себе такое позволяешь? Ты с ума сошел? Ты нехороший человек». Результат очевиден. И возможен третий тип реакции, когда я говорю: «Прости, пожалуйста, у меня есть своя работа, а это не моя, поэтому я все-таки не могу ее выполнить. Я виноват, но мне не по силам». И в этом случае опасность конфликта намного меньше, чем даже в первом случае. Потому что в тот момент, когда ты окажешься не в силах выполнить работу за другого, он еще будет от тебя этого требовать и гневаться, а когда ты сразу ставишь определенную грань, но при этом выражаешь сожаление и не обвиняешь его ни в чем, это снижает опасность конфликта. Но даже если человек пытается с тобой все-таки поссориться, можно быть каменной стеной, об которую он будет ломать руки и ноги, а можно быть подушкой, которая мягко гасит все эти удары. Хотя это непросто.

− У зла есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает

Дело в том, что у зла, к сожалению, есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает. Существуют разные способы бороться со злом, самое главное − эти способы не должны быть сопряжены с тем, что зло умножается в тебе. Поэтому лучше к каждой подобного рода ситуации относиться, скажем так, технически: не поддаваться первому импульсу выпустить огнедышащего дракона, который опалит всё вокруг огнем гнева, раздражения, досады, а сделать, образно говоря, шаг назад и дать себе время, хотя бы самое короткое, вспомнить, что я не просто разумный, взрослый и самостоятельный, но еще и верующий, который хочет быть христианином и пытается им быть. Поэтому у меня должно хватить твердости, но в то же время и кротости, и любви, чтобы не родился конфликт. И если человек вступит со мной в конфликт, я не отвечу − я, Бог даст, окажусь тем самым умным человеком, о котором говорил Патриарх Ефрем.

И не надо бояться, что, поступая так, мы будем казаться слабыми, забитыми, окажемся на последнем месте в коллективе. Зачастую человек гневается, раздражается на самом деле потому, что он чувствует в себе слабость и боится уступить. И, напротив, человек сильный и самодостаточный понимает, что никто не заставит его делать ничего помимо его воли. И поэтому он может общаться корректно, вежливо, с любовью, по-христиански и в то же время знать, что вот это он себе позволит сделать, а этого − нет. И другие люди в коллективе, как правило, чувствуют эту силу. К тому же человек, который хорошо делает свое дело, мужественный, твердый и в то же время спокойный, на последнем месте не оказывается, как правило.

Как быть, если кто-то из близких явно совершает какую-то ошибку, какой-то грех и создает тем самым проблемы не только себе, но еще и окружающим, но при этом мы знаем, что любое замечание, даже сделанное с любовью, вызовет негодование и приведет к ссоре? Изучить человека и смотреть по ситуации. И в каких-то случаях мы поймем, что без этого замечания, которое вызовет гнев, в принципе можно обойтись, и не будем его делать, а в каких-то, зная, что может пострадать работа, другие люди или сам человек, все-таки сделаем его вновь, но будем при этом готовыми к «извержению вулкана». И, как говорит Псалмопевец, приготовившись, не смутимся.

Сыны Божии и сыны вражии

− Нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны?

Если человек становится свидетелем конфликта и пытается примирить две враждующие стороны, очень часто бывает, что каждая из них пытается привлечь миротворца на свою сторону и обижается на его нейтралитет. А бывает, что конфликтующие объединяются и начинают враждовать с теми, кто пытался их примирить. Поэтому прежде каких-то миротворческих действий нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны? Нужно сначала примерить ситуацию на себя, чтобы увериться, что ты сам смог бы спокойно и трезво уступить и не конфликтовать. И ни в коем случае не нужно выступать в роли «старшего», потому что, как правило, это уязвляет в человеке самолюбие, но надо встать с ними на один уровень и действовать, может быть, сначала не столько рациональными доводами, сколько призывом к любви. И самое главное, нужно быть хорошо знакомым с этими людьми и надо, чтобы они тебя уважали.

Конечно, порой бывает не до размышлений, когда на твоих глазах люди друг друга убивают, − тут приходится думать о том, можешь ли ты реально способствовать прекращению этой драки, бойни, или лучше позвать кого-то на помощь. Ведь христианство не предполагает неразумия, поэтому, когда мы к какому-то делу приступаем, мы должны рассудить, что нужно делать для того, чтобы это дело было успешным.

В Евангелии сказано: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9), что эти слова значат? Господь пришел в мир для того, чтобы осуществить это удивительное таинство примирения человека с Богом, дать человеку возможность примириться, в том числе и с самим собой, и возвратиться в состояние богосыновства. Поэтому те, кто подражает Христу, главному Миротворцу, в этом превращении вражды в мир, настолько Богу угодны и настолько Богу милы, что они становятся Ему сынами. И напротив, те, кто сеет вражду, становятся сынами не Божиими, а сынами вражиими.