План экскурсии поздней весной в нач школе. Составить конспект проведения экскурсии. План проведения прогулки. предлагает детям посмотреть вокруг и говорит

Цель:

    Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

    На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.

    Формировать бережное отношение к природе.

    Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

    Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Задачи:

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

    Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

    Провести беседу об охране природы.

    Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

    Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

Природоведение в средней школе призвано выполнять связующую роль между первыми представлениями о материальности мира, усвоенными учащимися в начальных классах, с систематическим изучением природы в цикле естественнонаучных дисциплин. Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным представляется только через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием метода наблюдения. Природоведческие экскурсии как в начальной, так и в средней школе направлены на обогащение памяти ребенка знаниями о многообразии живой и неживой природы, овладение умениями устанавливать в ней взаимосвязи, пробуждению интереса к изучению природных явлений, любви и бережного отношения к всему окружающему.

К сожалению, приходится констатировать, что природоведческие знания у школьников поверхностные, формальные, неосновательные и легко ускользают из памяти, что существенно сказывается на эффективности обучения учащихся биологии, физике, химии и географии.

Низкая подготовленность детей по природоведению связана с отсутствием начального этапа по формированию умений наблюдать природные явления в усложняющейся системе их самостоятельной деятельности. Это реально только при включении в учебный процесс по природоведению форм и методов активного обучения - экскурсий, наблюдений, экспериментов.

Наблюдения на экскурсиях позволяют на основе предметно-чувственного восприятия объектов природы осмыслять окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся пятого класса имеет естественную потребность, без принуждения. К дедуктивному подходу в изучении природных объектов на экскурсиях призывал учителей известный натуралист, ученый - методист К.П. Ягодовский.

Исходя из дедуктивного подхода, целевые установки должны включать следующие умения:

  • устанавливать характерные особенности местной природы на основе наших представлений о сезонных изменениях в окружающей среде;
  • бережно относится к окружающей среде на основе знаний о взаимоcвязях и взаимоотношениях в живой и неживой природе;
  • самостоятельно формулировать учебно-исследовательскую цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи на основе знаний о строении и жизнедеятельности растений и животных;
  • оценивать влияние человека на природу;
  • делать выводы и оформлять результаты наблюдений.

Учитывая сокращение выходов в природу в средней школе по сравнению с начальной школой, учитель должен обеспечить поэтапное формирование знаний и умений школьников с учетом сезонности и многоплановости целевых установок.

Осенняя экскурсия проводится в начале учебного года, а весенняя - в конце. Они существенно различаются по содержанию, уровню базовой подготовки учащихся, степени учебных, интеллектуальных и практических умений, а также физических и психических качеств. Различие не предполагает их противопоставление, а наоборот, только усиливает их значимость как составной части единого учебного процесса. Поэтому между ними должна соблюдаться последовательность и преемственность.

На первом уроке по природоведению в пятом классе вводятся три группы понятий: субстанциональные, структурные и функциональные. Однако без опорных знаний они остаются для учащихся непонятными. Существенную помощь в их раскрытии играет проведение осенней экскурсии, которую лучше всего проводить сразу же после вводного урока. Она помогает не только составить перечень объектов и установить происходящие процессы в природе, но и определить причины их изменений. На осенней экскурсии формируются умения ориентирования на местности.

На весенней экскурсии получает дальнейшее развитие понятии о воде, воздухе, горных породах, растениях и животных, что помогает подвести учащихся к пониманию конкретных ситуаций, создаваемых в окружающей среде при различных видах деятельности человека. В процессе экскурсии формируется понятие и умение сравнивать состояние природы в разные сезоны года.

Цели и задачи осенней и весенней экскурсии предполагают разные организационные подходы и методические решения, хотя остановки на маршрутах могут быть одни и те же. В маршрут экскурсии необходимо включить места с ярко выраженной хозяйственной деятельностью человека, с уголками природы для отдыха или мест, не подверженных систематическому использованию человеком. Объектами наблюдений могут быть здания и материал, из которого они сделаны, растения и животные. Протяженность экскурсионного маршрута не должна превышать 1 км.

Осенняя экскурсия по природоведению в пятом классе должна проводится в специально отведенное для этой цели время, на второй неделе сентября.

Отсутствие экскурсии или ее более позднее проведение формирует у детей барьер между содержанием изучаемого материала по учебнику и объектами природы, познание которых нельзя ограничивать только уроком. Это может привести к большому расхождению между пониманием окружающей среды и содержанием того материала, который они изучают на уроке. Вводный характер первой экскурсии способствует формированию у детей интереса к предмету, что в свою очередь повышает силу восприятия, стимулирует мысль ученика. Экскурсии целесообразно проводить в учебное время.

Использование для этой цели внеурочного или воскресного времени недопустимо. Дети, привыкшие к прогулкам на природе в начальной школе, будут думать что эта экскурсия не урок, а прогулка. Давая определенную систему наблюдений в заданиях, учащиеся прикладывают усилия к их выполнению, проявляя самостоятельность и умение контролировать внимание на определенных объектах, находящихся в разных связях с другими объектами или подвергающихся целенаправленному или случайному воздействию. Более того, у детей 10-11 лет имеется естественная потребность осмыслять всякое природное явление, которое быстро проходит, если его систематически не развивать.

Вводная экскурсия переводит житейские впечатления увиденного, услышанного об окружающей природной среде в русло научного понимания. Дети только что вернулись с летних каникул и находятся под впечатлением общения с природой своего края и новых мест. В это время еще много цветущих растений, особенно на клумбах. Их нарядный вид благотворно влияет на психику ребенка. Мальчики в этом возрасте тоньше подмечают цветовую гамму природы, подолгу задерживаются, всматриваются в особенности строения живых организмов. Важно при этом показать переходы от лета к осени на примере поведения муравьев, птиц, зверей.

Подготовка к экскурсии начинается с формирования звеньев по 5-6 человек. Звеньевому выдается схема маршрута экскурсии. По этой схеме в классе подробно объясняются места остановки, обращается внимание на объекты наблюдений для каждого звена. К схеме прилагается памятка правил поведения в природе. В начальной школе правила поведения составляются в виде опознавательных знаков. Для учащихся пятого класса целесообразно записать перечень правил, указать что “разрешается” и “запрещается”. Все что разрешается записывается зеленым цветом, а что запрещается - красным.

Разрешается:

  • ходить по тропинкам и дорогам;
  • отдыхать в специально отведенных местах;
  • фотографировать интересные объекты природы;
  • рисовать их;
  • собирать листья, семена, плоды для коллекции и поделок;
  • измерять температуру воздуха, почвы;
  • определять облачность, направление ветра;
  • наблюдать за жизнью растений и животных;
  • собирать растения для гербария по совету учителя.

Запрещается:

  • собирать в большом количестве дикорастущие растения;
  • вытаптывать их и уплотнять почву;
  • вырывать растения с корнями;
  • ломать ветки;
  • собирать сок;
  • включать громко музыку;
  • пугать птиц, особенно сидящих на гнездах;
  • разводить костры в неустановленных местах.

На экскурсиях учащиеся выполняют задания с различной степенью самостоятельности. Задания предусматривают выполнение трех видов работ. Первый вид работ направлен на ознакомление учащихся с многообразием тел и веществ, выявление объектов живой и неживой природы, выделение явлений в природе. Он выполняется учащимися каждого звена, находящегося в определенном месте стоянки. После коллективного обсуждения результат наблюдений заносится в таблицу.

Второй вид работы предполагает выявление особенностей приспособления растений и животных к осенним явлениям. Эту работу выполняет каждый ученик. Задания формулируются на карточке, например записать в блокнот признаки осени; отметить характерные осенние явления живой и неживой природы; сравнить с прошлым годом; описать характерные признаки приспособлений у растений и животных, встречаемых на экскурсии в осенний период.

Третий вид работ направлен на развитие эмоционально-эстетических чувств с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задание: зарисовать наиболее понравившиеся объекты наблюдений. Затем ответить на вопрос: какое влияние оказывает человек на живую и неживую природу?

На первой остановке учитель проводит беседу о признаках осени и производит расстановку детей по объектам наблюдений для самостоятельной работы. Установлено, что учащиеся пятого класса работают по заданиям, не мешая друг другу, с интересом первые 10-15 минут. Затем, когда их внимание рассеивается, им предлагают перейти на новое место. Важно, чтобы учащиеся закончили работу без принуждения. По окончании работы учитель должен предложить подвести итоги и помочь им занести записи в блокнот по наблюдениям. Неумение оформить записи приводит к разочарованию, вызывающему, как правило, нарушение дисциплины на экскурсии.

На второй остановке учащиеся продолжают наблюдения, собирают материал для поделок. При подведении итогов требуется сравнивать увиденное на двух остановках, обращая внимание на различия в количестве встречаемых объектов, их состояния.

Положительный эмоциональный настрой у ребят создается при сравнении природно-климатических условий настоящего и прошлого данного района, села или жилого массива города. Учитель должен обратить внимание на изменение природы данного места, сделать ссылку на краеведческую литературу, посоветовать прочитать о прошлом своего города; обратить внимание на роль человека в благоустройстве, например, на красивую набережную, перевозку грузов по реке. Историко-краеведческий подход на экскурсии вызывает стойкий интерес к природным явлениям и их вызывающим причинам.

После проведения экскурсии учащиеся вычерчивают схему маршрута в тетраде по природоведению и описывают свои впечатления, пользуясь вопросами задания.

На последующих уроках учитель неоднократно возвращается к результатам экскурсии. Так, в теме “Воздух” целесообразно вспомнить о различных запылениях и загазованности воздуха у дороги и в парковой зоне. В теме “Горные породы” - показать образцы обломочных материалов (щебень, галечник, гравий, песок, глина), собранных на экскурсии; обсудить вопрос о применении их в строительном деле. В теме “Живые организмы и среда обитания” - вспомнить встреченных животных и растений.

Весеннюю экскурсию учитель биологии проводит совместно с учителями литературы и изобразительного искусства. В межпредметной комиссии или на педсовете необходимо обсудить дату, продолжительность, цели, план и маршрут экскурсии. Время ее проведения должно совпадать со сроками изучения темы “Живые организмы и среда обитания”. Учитель природоведения продумывает маршрут, оборудование и ряд заданий.

Примеры заданий:

  • перечислить объекты живой и неживой природы, встреченные на пути к первой остановке;
  • записать в блокнот;
  • перечислить вещества, входящие в них;
  • используя календарь природы, сравнить весну с осенью по погодным условиям и живым объектам;
  • данные наблюдений занести в таблицу;
  • зарисовать понравившиеся объекты наблюдений, выделив линию горизонта;
  • написать сочинение на тему “Весенние мотивы в природе”.

Состояние живой и неживой природы в разных сезонах года

Весенняя экскурсия носит повторительно-обобщающий характер. Свежие, яркие впечатления служат основой для написания учащимися интересных и содержательных изложений. Через конкретные знания объектов природы, видение красоты в ней пробуждает у школьников сопереживание и развивает ответственность за свои поступки.

Экскурсии по природоведению в сочетании с другими формами учебного процесса призваны воспитывать наблюдательность, оценку и самооценку деятельности человека по отношению к природе.

ранней весной (средний возраст)

ЦЕЛЬ : Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.

Задачи :

    Образовательные

    закрепить представления у детей,что всё в природе взаимосвязано;

    формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.

    определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;

    Развивающие

    развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,вызвать желание на самостоятельные исследования;

    развивать умения строить причинно- следственные связи;

    Воспитательные

    способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;

    формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;

    вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой поселок чище и краше;

Ход:

(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в сад). Ребята, мы с вами несколько раз зимой ходили в сад, наблюдали за природой, кормили птиц, Зима закончилась, а как называется это время весны? (ранняя весна)

Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш любимый сад и понаблюдать, что же там происходит ранней весной, а заодно и проверим наши кормушки, т.к. птицы все-таки еще нуждаются в нашей помощи (почему?)

Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в саду.

Находясь в саду нельзя портить деревья и кустарники.

Ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.

Нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в саду;

Нельзя бросать мусор.

Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

Вот мы и пришли в сад. Полюбуйтесь как здесь хорошо.

сугроб уже ссутулился от солнечных лучей

и побежал по улице сверкающий ручей…

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Перечислите все весенние месяцы?

А какой самый первый месяц весны?

А после какого зимнего месяца он наступает?

А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?

Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.

А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?

1.Снег потемнел и стал ноздреватым, днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к.снега было много и он был пушистым, а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.

2.Изменилось солнце, оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.

3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая, испаряясь, образует облака.

Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.

Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать? (да, действительно, он уже выглядит не таким аппетитным ). Посмотрите, уже начинают появляться первые проталины (это места где снег уже стаял, и появилась земля). Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест ? (У стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света , стволы нагреваются быстрее, чем сугробы, поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее . В этом вы можете убедиться, если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета).

Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю, грея её ).

А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?

Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.

А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте, на что они похожи.

А что же ещё происходит в неживой природе в марте? Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют.

Откуда берутся эти ручейки?

Снег – это замёрзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с возвышенных мест вниз, образуя ручейки.

Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!

Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)

А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?

Начнём свои наблюдения. Только в начале ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?

Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.

Что мы наблюдаем на месте разлома?

Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.

А почему почки набухают именно весной?

Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.

Напомните, мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.

(солнечный свет, тепло, влага).

Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду. (берёзу, тополь, липу, клён). Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у клёна большие и более овальные, у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у тополя светлее, чем у клёна), (взять несколько веточек для опыта, поставить в воду)

Д\И «Всё наоборот» (не называя, пытаюсь перепутать название и описание деревьев)

Теперь пройдём по нашему саду и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в саду? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем саду деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей: побелка, подрезка, лечение ран на коре).

Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).

А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?

Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).

Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Конечно же, грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.

А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?

Из какого материала грач строит гнездо? (из веток)

Пройдите по парку и посмотрите, может, мы увидим грачей.

Чем питаются грачи? (насекомыми).

Оглянитесь вокруг: проснулись ли насекомые? (нет).

Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм - выкопать из земли личинки).

Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?

Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)

А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т.к. любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами в поисках мест для гнёзд и громко кричат). Посмотрите, наши кормушки пусты, давайте наполним их кормом, птицы все еще ослаблены зимовкой, и некоторым трудно добывать корм самим.

Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы», я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать, что это за птица?

Птицы, как и люди, ждут приход весны.

Обратите внимание, как стали одеваться люди?

Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в сад?

По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Помните, как весной мы с вами убирали сад от мусора?

А кто знает пословицу о порядке? (чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)

Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного сада и сделали для себя вывод - чтобы наш сад, наш поселок был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.

План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе

Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.

  • 1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
  • 2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
  • 4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
  • 5. Активизировать двигательную активность детей.
  • 6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
  • 7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
  • 8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.

Словарная работа: листопад, опад.

Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.

Предварительная работа:

  • - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
  • - наблюдения за деревьями, кустарниками;
  • - экскурсии в парк;
  • - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».
  • - чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;
  • - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;
  • - загадки о деревьях, о временах года;
  • - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;
  • - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;

Ход прогулки

Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?

В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.

Листья переливаются на солнце как золото.

Это очень красивое время года.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:

Стоишь на белой ножке,

На веточках сережки.

Нас соком угощаешь,

Тебя всегда узнаешь

Дети. Это береза.

Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»

  • - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
  • - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).
  • - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
  • - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
  • - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).
  • - Какого цвета они были летом? (Зеленые).
  • - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?

Дети: Наступила осень.

  • - Так береза готовится к зиме.
  • - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.

Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:

Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.

  • - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
  • - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
  • - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
  • - Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?

Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.

Насекомые заснули до весны.

Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).

А какую пользу приносит она людям?

  • - Летом защищает нас от солнца, ветра,
  • - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.

Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.

Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.

Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем --

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)

  • - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
  • - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).

Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).

  • - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
  • - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Индивидуальная работа по развитию движений:

  • - прокатывание мяча между предметами;
  • - ходьба по канату приставным шагом.

Самостоятельная деятельность детей.

Подведение итогов прогулки.

Экскурсия - наблюдение за берёзой

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Программные задачи:

Образовательные

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий) , применения приёмов моделирования.
  4. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивающие

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  3. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  4. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные

  1. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .
  2. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  3. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
  4. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
  5. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
  6. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Материал:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами) . Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» . Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.

Ход прогулки-экскурсии:

Организационный момент

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

В нашем домике живет удивительный народ.

О природе много знает, все на свете примечает.

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, -

Значит к нам пришла... весна (говорят дети) .

Правильно наступила ВЕСНА.

предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

Какая сегодня погода? (ответы детей)

Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта) .

Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны» , «утром года» , «солнечником» . Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Другое народное название марта - «капельник» . От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.

Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица... (грач)

Почему грача называют «вестником весны» ?

Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает» . Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе» .

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды» .

Воспитатель: А как называют май? (травень)

Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.

Дети с воспитателями отправляются в городской парк.

Основная часть

Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) . Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты) .

Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны» . Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них) .

Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.

По тропинке мы пойдем,

Лужу мимо обойдем.

(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)

Ребята, нас с вами встречает аллея.

Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены)

Значит, как называется аллея? (кленовая) . Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу) . - В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу) .

Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)

Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты... (березку) !

Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)

Что произошло с почками?

Что вы знаете о березе?

(Дети подходят к дубу)

А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб) .

Какую пользу приносит дерево человеку?

Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?

Как узнали?

Чем отличается кора?

Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)

Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается) .

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!

Дети: Скворец.

Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники) .

А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)

Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)

Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.

На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку? (паук)

Летит - жужжит,

Сядет - молчит (жук) .

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»

(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)

(дети перебирают пальчиками) .

Дождик закапал (встряхивают кистями рук) ,

паучка смывает (движения рук вниз) .

Солнышко встало (разводят руки в стороны) ,

лужи высыхают (движения рук внизу) .

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками) .

Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук) . Почему?

Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение) .

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами) . Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей) .

Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.

Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают) .

Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )

Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»

«Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глядь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят»

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии) .

На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны» .

Дети:

  1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.
  2. Апрель с водой, май с травой.
  3. Весна красна делами, осень пирогами.
  4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.