Цель:
Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.
Формировать бережное отношение к природе.
Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.
Задачи:
Познакомить учащихся с различными периодами весны.
Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии : биоценоз леса.
Время проведения: конец апреля – май.
Подготовка учителя к экскурсии:
Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).
Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
Провести беседу об охране природы.
Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:
«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).
3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.
4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Основная часть
Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).
Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
Природоведение в средней школе призвано выполнять связующую роль между первыми представлениями о материальности мира, усвоенными учащимися в начальных классах, с систематическим изучением природы в цикле естественнонаучных дисциплин. Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным представляется только через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием метода наблюдения. Природоведческие экскурсии как в начальной, так и в средней школе направлены на обогащение памяти ребенка знаниями о многообразии живой и неживой природы, овладение умениями устанавливать в ней взаимосвязи, пробуждению интереса к изучению природных явлений, любви и бережного отношения к всему окружающему.
К сожалению, приходится констатировать, что природоведческие знания у школьников поверхностные, формальные, неосновательные и легко ускользают из памяти, что существенно сказывается на эффективности обучения учащихся биологии, физике, химии и географии.
Низкая подготовленность детей по природоведению связана с отсутствием начального этапа по формированию умений наблюдать природные явления в усложняющейся системе их самостоятельной деятельности. Это реально только при включении в учебный процесс по природоведению форм и методов активного обучения - экскурсий, наблюдений, экспериментов.
Наблюдения на экскурсиях позволяют на основе предметно-чувственного восприятия объектов природы осмыслять окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся пятого класса имеет естественную потребность, без принуждения. К дедуктивному подходу в изучении природных объектов на экскурсиях призывал учителей известный натуралист, ученый - методист К.П. Ягодовский.
Исходя из дедуктивного подхода, целевые установки должны включать следующие умения:
- устанавливать характерные особенности местной природы на основе наших представлений о сезонных изменениях в окружающей среде;
- бережно относится к окружающей среде на основе знаний о взаимоcвязях и взаимоотношениях в живой и неживой природе;
- самостоятельно формулировать учебно-исследовательскую цель;
- устанавливать причинно-следственные связи на основе знаний о строении и жизнедеятельности растений и животных;
- оценивать влияние человека на природу;
- делать выводы и оформлять результаты наблюдений.
Учитывая сокращение выходов в природу в средней школе по сравнению с начальной школой, учитель должен обеспечить поэтапное формирование знаний и умений школьников с учетом сезонности и многоплановости целевых установок.
Осенняя экскурсия проводится в начале учебного года, а весенняя - в конце. Они существенно различаются по содержанию, уровню базовой подготовки учащихся, степени учебных, интеллектуальных и практических умений, а также физических и психических качеств. Различие не предполагает их противопоставление, а наоборот, только усиливает их значимость как составной части единого учебного процесса. Поэтому между ними должна соблюдаться последовательность и преемственность.
На первом уроке по природоведению в пятом классе вводятся три группы понятий: субстанциональные, структурные и функциональные. Однако без опорных знаний они остаются для учащихся непонятными. Существенную помощь в их раскрытии играет проведение осенней экскурсии, которую лучше всего проводить сразу же после вводного урока. Она помогает не только составить перечень объектов и установить происходящие процессы в природе, но и определить причины их изменений. На осенней экскурсии формируются умения ориентирования на местности.
На весенней экскурсии получает дальнейшее развитие понятии о воде, воздухе, горных породах, растениях и животных, что помогает подвести учащихся к пониманию конкретных ситуаций, создаваемых в окружающей среде при различных видах деятельности человека. В процессе экскурсии формируется понятие и умение сравнивать состояние природы в разные сезоны года.
Цели и задачи осенней и весенней экскурсии предполагают разные организационные подходы и методические решения, хотя остановки на маршрутах могут быть одни и те же. В маршрут экскурсии необходимо включить места с ярко выраженной хозяйственной деятельностью человека, с уголками природы для отдыха или мест, не подверженных систематическому использованию человеком. Объектами наблюдений могут быть здания и материал, из которого они сделаны, растения и животные. Протяженность экскурсионного маршрута не должна превышать 1 км.
Осенняя экскурсия по природоведению в пятом классе должна проводится в специально отведенное для этой цели время, на второй неделе сентября.
Отсутствие экскурсии или ее более позднее проведение формирует у детей барьер между содержанием изучаемого материала по учебнику и объектами природы, познание которых нельзя ограничивать только уроком. Это может привести к большому расхождению между пониманием окружающей среды и содержанием того материала, который они изучают на уроке. Вводный характер первой экскурсии способствует формированию у детей интереса к предмету, что в свою очередь повышает силу восприятия, стимулирует мысль ученика. Экскурсии целесообразно проводить в учебное время.
Использование для этой цели внеурочного или воскресного времени недопустимо. Дети, привыкшие к прогулкам на природе в начальной школе, будут думать что эта экскурсия не урок, а прогулка. Давая определенную систему наблюдений в заданиях, учащиеся прикладывают усилия к их выполнению, проявляя самостоятельность и умение контролировать внимание на определенных объектах, находящихся в разных связях с другими объектами или подвергающихся целенаправленному или случайному воздействию. Более того, у детей 10-11 лет имеется естественная потребность осмыслять всякое природное явление, которое быстро проходит, если его систематически не развивать.
Вводная экскурсия переводит житейские впечатления увиденного, услышанного об окружающей природной среде в русло научного понимания. Дети только что вернулись с летних каникул и находятся под впечатлением общения с природой своего края и новых мест. В это время еще много цветущих растений, особенно на клумбах. Их нарядный вид благотворно влияет на психику ребенка. Мальчики в этом возрасте тоньше подмечают цветовую гамму природы, подолгу задерживаются, всматриваются в особенности строения живых организмов. Важно при этом показать переходы от лета к осени на примере поведения муравьев, птиц, зверей.
Подготовка к экскурсии начинается с формирования звеньев по 5-6 человек. Звеньевому выдается схема маршрута экскурсии. По этой схеме в классе подробно объясняются места остановки, обращается внимание на объекты наблюдений для каждого звена. К схеме прилагается памятка правил поведения в природе. В начальной школе правила поведения составляются в виде опознавательных знаков. Для учащихся пятого класса целесообразно записать перечень правил, указать что “разрешается” и “запрещается”. Все что разрешается записывается зеленым цветом, а что запрещается - красным.
Разрешается:
- ходить по тропинкам и дорогам;
- отдыхать в специально отведенных местах;
- фотографировать интересные объекты природы;
- рисовать их;
- собирать листья, семена, плоды для коллекции и поделок;
- измерять температуру воздуха, почвы;
- определять облачность, направление ветра;
- наблюдать за жизнью растений и животных;
- собирать растения для гербария по совету учителя.
Запрещается:
- собирать в большом количестве дикорастущие растения;
- вытаптывать их и уплотнять почву;
- вырывать растения с корнями;
- ломать ветки;
- собирать сок;
- включать громко музыку;
- пугать птиц, особенно сидящих на гнездах;
- разводить костры в неустановленных местах.
На экскурсиях учащиеся выполняют задания с различной степенью самостоятельности. Задания предусматривают выполнение трех видов работ. Первый вид работ направлен на ознакомление учащихся с многообразием тел и веществ, выявление объектов живой и неживой природы, выделение явлений в природе. Он выполняется учащимися каждого звена, находящегося в определенном месте стоянки. После коллективного обсуждения результат наблюдений заносится в таблицу.
Второй вид работы предполагает выявление особенностей приспособления растений и животных к осенним явлениям. Эту работу выполняет каждый ученик. Задания формулируются на карточке, например записать в блокнот признаки осени; отметить характерные осенние явления живой и неживой природы; сравнить с прошлым годом; описать характерные признаки приспособлений у растений и животных, встречаемых на экскурсии в осенний период.
Третий вид работ направлен на развитие эмоционально-эстетических чувств с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задание: зарисовать наиболее понравившиеся объекты наблюдений. Затем ответить на вопрос: какое влияние оказывает человек на живую и неживую природу?
На первой остановке учитель проводит беседу о признаках осени и производит расстановку детей по объектам наблюдений для самостоятельной работы. Установлено, что учащиеся пятого класса работают по заданиям, не мешая друг другу, с интересом первые 10-15 минут. Затем, когда их внимание рассеивается, им предлагают перейти на новое место. Важно, чтобы учащиеся закончили работу без принуждения. По окончании работы учитель должен предложить подвести итоги и помочь им занести записи в блокнот по наблюдениям. Неумение оформить записи приводит к разочарованию, вызывающему, как правило, нарушение дисциплины на экскурсии.
На второй остановке учащиеся продолжают наблюдения, собирают материал для поделок. При подведении итогов требуется сравнивать увиденное на двух остановках, обращая внимание на различия в количестве встречаемых объектов, их состояния.
Положительный эмоциональный настрой у ребят создается при сравнении природно-климатических условий настоящего и прошлого данного района, села или жилого массива города. Учитель должен обратить внимание на изменение природы данного места, сделать ссылку на краеведческую литературу, посоветовать прочитать о прошлом своего города; обратить внимание на роль человека в благоустройстве, например, на красивую набережную, перевозку грузов по реке. Историко-краеведческий подход на экскурсии вызывает стойкий интерес к природным явлениям и их вызывающим причинам.
После проведения экскурсии учащиеся вычерчивают схему маршрута в тетраде по природоведению и описывают свои впечатления, пользуясь вопросами задания.
На последующих уроках учитель неоднократно возвращается к результатам экскурсии. Так, в теме “Воздух” целесообразно вспомнить о различных запылениях и загазованности воздуха у дороги и в парковой зоне. В теме “Горные породы” - показать образцы обломочных материалов (щебень, галечник, гравий, песок, глина), собранных на экскурсии; обсудить вопрос о применении их в строительном деле. В теме “Живые организмы и среда обитания” - вспомнить встреченных животных и растений.
Весеннюю экскурсию учитель биологии проводит совместно с учителями литературы и изобразительного искусства. В межпредметной комиссии или на педсовете необходимо обсудить дату, продолжительность, цели, план и маршрут экскурсии. Время ее проведения должно совпадать со сроками изучения темы “Живые организмы и среда обитания”. Учитель природоведения продумывает маршрут, оборудование и ряд заданий.
Примеры заданий:
- перечислить объекты живой и неживой природы, встреченные на пути к первой остановке;
- записать в блокнот;
- перечислить вещества, входящие в них;
- используя календарь природы, сравнить весну с осенью по погодным условиям и живым объектам;
- данные наблюдений занести в таблицу;
- зарисовать понравившиеся объекты наблюдений, выделив линию горизонта;
- написать сочинение на тему “Весенние мотивы в природе”.
Состояние живой и неживой природы в разных сезонах года
Весенняя экскурсия носит повторительно-обобщающий характер. Свежие, яркие впечатления служат основой для написания учащимися интересных и содержательных изложений. Через конкретные знания объектов природы, видение красоты в ней пробуждает у школьников сопереживание и развивает ответственность за свои поступки.
Экскурсии по природоведению в сочетании с другими формами учебного процесса призваны воспитывать наблюдательность, оценку и самооценку деятельности человека по отношению к природе.
ранней весной (средний возраст)
ЦЕЛЬ : Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.
Задачи :
Образовательные
закрепить представления у детей,что всё в природе взаимосвязано;
формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.
определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
Развивающие
развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,вызвать желание на самостоятельные исследования;
развивать умения строить причинно- следственные связи;
Воспитательные
способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;
формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;
вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой поселок чище и краше;
Ход:
(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в сад). Ребята, мы с вами несколько раз зимой ходили в сад, наблюдали за природой, кормили птиц, Зима закончилась, а как называется это время весны? (ранняя весна)
Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш любимый сад и понаблюдать, что же там происходит ранней весной, а заодно и проверим наши кормушки, т.к. птицы все-таки еще нуждаются в нашей помощи (почему?)
Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в саду.
Находясь в саду нельзя портить деревья и кустарники.
Ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.
Нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в саду;
Нельзя бросать мусор.
Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.
Вот мы и пришли в сад. Полюбуйтесь как здесь хорошо.
…сугроб уже ссутулился от солнечных лучей
и побежал по улице сверкающий ручей…
О каком времени года говорится в этом четверостишии?
Перечислите все весенние месяцы?
А какой самый первый месяц весны?
А после какого зимнего месяца он наступает?
А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?
Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.
А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?
1.Снег потемнел и стал ноздреватым, днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к.снега было много и он был пушистым, а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.
2.Изменилось солнце, оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.
3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая, испаряясь, образует облака.
Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.
Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать? (да, действительно, он уже выглядит не таким аппетитным ). Посмотрите, уже начинают появляться первые проталины (это места где снег уже стаял, и появилась земля). Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест ? (У стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света , стволы нагреваются быстрее, чем сугробы, поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее . В этом вы можете убедиться, если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета).
Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю, грея её ).
А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?
Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.
А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте, на что они похожи.
А что же ещё происходит в неживой природе в марте? Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют.
Откуда берутся эти ручейки?
Снег – это замёрзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с возвышенных мест вниз, образуя ручейки.
Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!
Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)
А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?
Начнём свои наблюдения. Только в начале ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?
Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.
Что мы наблюдаем на месте разлома?
Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.
А почему почки набухают именно весной?
Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.
Напомните, мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.
(солнечный свет, тепло, влага).
Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду. (берёзу, тополь, липу, клён). Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у клёна большие и более овальные, у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у тополя светлее, чем у клёна), (взять несколько веточек для опыта, поставить в воду)
Д\И «Всё наоборот» (не называя, пытаюсь перепутать название и описание деревьев)
Теперь пройдём по нашему саду и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в саду? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем саду деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей: побелка, подрезка, лечение ран на коре).
Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).
А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?
Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).
Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)
Какие птицы прилетают к нам первыми?
Конечно же, грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.
А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?
Из какого материала грач строит гнездо? (из веток)
Пройдите по парку и посмотрите, может, мы увидим грачей.
Чем питаются грачи? (насекомыми).
Оглянитесь вокруг: проснулись ли насекомые? (нет).
Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм - выкопать из земли личинки).
Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?
Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)
А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т.к. любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами в поисках мест для гнёзд и громко кричат). Посмотрите, наши кормушки пусты, давайте наполним их кормом, птицы все еще ослаблены зимовкой, и некоторым трудно добывать корм самим.
Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы», я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать, что это за птица?
Птицы, как и люди, ждут приход весны.
Обратите внимание, как стали одеваться люди?
Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в сад?
По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Помните, как весной мы с вами убирали сад от мусора?
А кто знает пословицу о порядке? (чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)
Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного сада и сделали для себя вывод - чтобы наш сад, наш поселок был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.
План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе
Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.
- 1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
- 2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
- 4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
- 5. Активизировать двигательную активность детей.
- 6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
- 7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
- 8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.
Словарная работа: листопад, опад.
Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.
Предварительная работа:
- - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
- - наблюдения за деревьями, кустарниками;
- - экскурсии в парк;
- - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».
- - чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;
- - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;
- - загадки о деревьях, о временах года;
- - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;
- - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;
Ход прогулки
Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?
В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.
Листья переливаются на солнце как золото.
Это очень красивое время года.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:
Стоишь на белой ножке,
На веточках сережки.
Нас соком угощаешь,
Тебя всегда узнаешь
Дети. Это береза.
Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»
- - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
- - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).
- - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
- - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
- - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).
- - Какого цвета они были летом? (Зеленые).
- - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?
Дети: Наступила осень.
- - Так береза готовится к зиме.
- - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.
Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:
Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.
- - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
- - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
- - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
- - Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?
Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.
Насекомые заснули до весны.
Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).
А какую пользу приносит она людям?
- - Летом защищает нас от солнца, ветра,
- - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.
Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.
Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.
Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)
Стало вдруг светлее вдвое
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем --
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)
- - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
- - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).
Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).
- - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
- - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.
Дети разбегаются и говорят слова:
Мы листочки, мы листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.
Индивидуальная работа по развитию движений:
- - прокатывание мяча между предметами;
- - ходьба по канату приставным шагом.
Самостоятельная деятельность детей.
Подведение итогов прогулки.
Экскурсия - наблюдение за берёзой
Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Программные задачи:
Образовательные
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
- Способствовать формированию интереса детей к природе.
- Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий) , применения приёмов моделирования.
- Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
Развивающие
- Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
- Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
- Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
- Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Воспитательные
- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .
- Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
- Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
- Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
- Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
- Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Интеграция Образовательных Областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Материал:
Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами) . Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» . Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.
Ход прогулки-экскурсии:
Организационный момент
Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.
Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.
В нашем домике живет удивительный народ.
О природе много знает, все на свете примечает.
Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, -
Значит к нам пришла... весна (говорят дети) .
Правильно наступила ВЕСНА.
предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:
Какая сегодня погода? (ответы детей)
Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?
Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?
Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?
Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»
Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.
Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта) .
Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны» , «утром года» , «солнечником» . Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.
Другое народное название марта - «капельник» . От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.
Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.
Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
Почему грача называют «вестником весны» ?
Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает» . Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе» .
Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?
Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды» .
Воспитатель: А как называют май? (травень)
Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.
Дети с воспитателями отправляются в городской парк.
Основная часть
Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) . Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты) .
Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны» . Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них) .
Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.
Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.
Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.
По тропинке мы пойдем,
Лужу мимо обойдем.
(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)
Ребята, нас с вами встречает аллея.
Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены)
Значит, как называется аллея? (кленовая) . Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу) . - В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу) .
Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)
Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь Ты... (березку) !
Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)
Что произошло с почками?
Что вы знаете о березе?
(Дети подходят к дубу)
А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб) .
Какую пользу приносит дерево человеку?
Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?
Как узнали?
Чем отличается кора?
Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)
Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается) .
Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)
Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)
Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)
Отгадайте загадку:
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день!
Дети: Скворец.
Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники) .
А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)
Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?
(Воспитатель показывает экологические знаки)
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)
Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.
На берёзовую ветку
Кто сушить
Повесил сетку? (паук)
Летит - жужжит,
Сядет - молчит (жук) .
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела)
Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»
(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)
(дети перебирают пальчиками) .
Дождик закапал (встряхивают кистями рук) ,
паучка смывает (движения рук вниз) .
Солнышко встало (разводят руки в стороны) ,
лужи высыхают (движения рук внизу) .
Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками) .
Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук) . Почему?
Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение) .
Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)
Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.
Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами) . Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей) .
Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.
Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают) .
Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )
Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.
Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»
«Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Глядь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят»
Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?
Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии) .
На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны» .
Дети:
- Вода с гор течет, весну за собой ведет.
- Апрель с водой, май с травой.
- Весна красна делами, осень пирогами.
- Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.
Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.