Сплоченный коллектив — что под этим понимается. Развитие коллектива. Стили управления Коллективный стиль работы

Управление в самых разнообразных сферах жизнедеятельности человека является одной из важнейших функций. Особую актуальность ей придали условия рыночной экономики. Для правильного управления людьми руководитель организации должен выбрать определенный стиль поведения. Его-то и предстоит проявлять в отношениях с подчиненными, подводя их к намеченной цели. Другими словами, для нормального функционирования предприятия необходимо присутствие того или иного стиля управления руководителя. Это и служит главной характеристикой эффективности работы менеджера высшего звена. Роль стиля управления руководителя переоценить невозможно. Ведь от него будет зависеть успех компании, динамика ее развития, мотивация сотрудников, их отношение к своим обязанностям, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Определение понятия

Что означает слово «руководитель»? Это тот, кто «ведет за руку». В каждой организации должен быть человек, который отвечает за надзор над всеми действующими на предприятии подразделениями. Подобный вид ответственности предполагает слежение за действиями сотрудников. В этом и состоит суть работы каждого руководителя.

Конечной основной задачей менеджера высшего звена является достижение целей компании. Эту работу руководитель делает без помощи своих подчиненных. А его привычная манера поведения по отношению к коллективу должна мотивировать к работе. Это и является стилем управления руководителя. Каковы же корни данного понятия?

Слово «стиль» имеет греческое происхождение. Первоначально так называли стержень, предназначенный для письма на восковой доске. Несколько позже слово «стиль» начали употреблять в несколько ином значении. Оно стало указывать на характер почерка. Это можно сказать и о стиле управления руководителя. Он является своеобразным почерком в действиях менеджера высшего звена.

Стили руководителя в управлении коллективом могут быть различными. Но в целом они зависят от лидерских и администраторских качеств человека, находящегося на этой должности. В процессе осуществления трудовой деятельности происходит формирование индивидуального типа руководителя, его «почерка». Это позволяет говорить о том, что невозможно найти двух одинаковых начальников с одним и тем же стилем. Подобное явление индивидуально, так как определено специфическими характеристиками конкретного человека, отражая его особенность работы с персоналом.

Классификация

Считается, что счастлив тот человек, который каждое утро с удовольствием отправляется на работу. А это напрямую зависит от его начальника, от того, какой руководитель использует стиль управления, от его отношений с подчиненными. Внимание этому вопросу теория менеджмента уделяла еще на заре своего создания, то есть практически сто лет назад. Согласно выдвинутым ею понятиям, уже на то время существовал целый ряд стилей работы и управления руководителя. Несколько позже к ним начали присоединяться и другие. В связи с этим современная теория менеджмента рассматривает наличие множества стилей руководства. Опишем некоторые из них подробнее.

Демократический

В основе данного стиля руководства лежит участие подчиненных в принятии решений с разделением между ними ответственности. Название этого типа работы менеджера высшего звена пришло к нам из латинского языка. В нем demos означает «власть народа». Демократический стиль управления руководителя на сегодняшний день считается самым лучшим. Исходя из данных проведенных исследований, он в 1,5-2 раза эффективнее, чем все другие способы общения начальника со своими подчиненными.

Если руководитель использует стиль управления демократический, то в таком случае он полагается на инициативу коллектива. При этом имеет место равноправное и активное участие всех сотрудников в процессах обсуждения стоящих перед компанией целей.

При демократическом стиле руководства происходит взаимодействие между руководителем и подчиненными. При этом в коллективе возникает чувство взаимопонимания и доверия. Однако стоит отметить, что стремление менеджера высшего звена выслушать мнение сотрудников компании по тем или иным вопросам имеет место не потому, что он сам чего-либо не понимает. Демократический стиль управления руководителя говорит о том, что такой начальник осознает: во время обсуждения проблем возникают новые идеи. Они непременно позволят ускорить процесс достижения цели и повысят качество работы.

Если из всех стилей и методов управления руководитель выбрал для себя демократический, то это означает, что он не станет навязывать подчиненным свою волю. Как он будет действовать при этом? Такой руководитель предпочтет использовать методы стимулирования и убеждения. К санкциям же он прибегнет лишь тогда, когда все другие способы будут полностью исчерпаны.

Демократический стиль управления руководителя наиболее благоприятен с точки зрения психологического воздействия. Такой начальник проявляет искренний интерес к сотрудникам и оказывает им доброжелательное внимание, учитывая их потребности. Подобные отношения положительно влияют на результаты труда коллектива, на активность и инициативность специалистов. У людей появляется удовлетворенность собственной работой. Устраивает их и положение в коллективе. Сплоченность сотрудников и благоприятные психологические условия оказывают положительное влияние на физическое и моральное здоровье людей.

Конечно, стили управления и качества руководителя - это понятия, тесно связанные между собой. Так, при демократичном характере общения с подчиненными начальник должен пользоваться высоким авторитетом у сотрудников. Также ему необходимо обладать замечательными организаторскими, интеллектуальными и психолого-коммуникативными способностями. В противном случае реализация данного стиля станет неэффективной. Демократический тип руководства имеет две разновидности. Рассмотрим их подробнее.

Совещательный стиль

При его использовании большинство проблем, которые встают перед коллективом, решаются в момент их общего обсуждения. Руководитель, использующий в своей деятельности совещательный стиль, часто советуется с подчиненными, не проявляя при этом собственного превосходства. Он не перекладывает на сотрудников ответственность за те последствия, которые могут иметь место в результате принятых решений.

Начальники совещательного типа руководства широко используют двустороннее общение со своими подчиненными. Они доверяют сотрудникам. Разумеется, самые важные решения принимает только руководитель, но при этом специалистам дается право на самостоятельное решение конкретных задач.

Участвующий стиль

Это еще одна разновидность демократического типа руководства. Его основной идеей является вовлечение сотрудников не только в принятие определенных решений, но и в осуществление контроля над их исполнением. В этом случае руководитель полностью доверяет своим подчиненным. Причем общение между ними можно охарактеризовать как открытое. Начальник ведет себя на уровне одного из членов коллектива. При этом любому сотруднику дано право свободного выражения собственного мнения по самым разным вопросам без опаски последующих негативных реакций. За неудачи в работе в таком случае ответственность разделяется между руководителем и подчиненными. Подобный стиль позволяет создать эффективную систему мотивации труда. Это дает возможность успешно достигать целей, которые стоят перед предприятием.

Либеральный стиль

Данный тип руководства называют еще и свободным. Ведь он предполагает склонность к снисходительности, терпимости и нетребовательности. Для либерального стиля управления характерна полная свобода решений сотрудников. При этом руководитель принимает минимальное участие в этом процессе. Он самоустраняется от возложенных на него функций по надзору и контролю над деятельностью подчиненных.

Можно говорить о том, что типы руководителей и стили управления имеют между собой тесную связь. Так, либеральное отношение в коллективе позволяет себе человек, недостаточно компетентный и неуверенный в своем служебном положении. Такой руководитель способен предпринять решительные шаги только после получения указаний вышестоящего начальника. Он всячески уклоняется от ответственности при получении неудовлетворительных результатов. Решение важных вопросов в компании, где трудится подобный руководитель, часто проходит без его участия. Для закрепления своего авторитета либерал лишь выплачивает своим подчиненным незаслуженные премии и предоставляет различного рода льготы.

Где может быть выбрано подобное направление из всех существующих стилей управления руководителя? И организация работы, и уровень дисциплины в компании должны быть самыми высокими. Такое возможно, например, в партнерстве известных адвокатов или в союзе писателей, где все сотрудники занимаются творческой деятельностью.

Либеральный стиль управления с точки зрения психологии может быть рассмотрен двояко. Все будет зависеть от того, какими специалистами осуществляется данное руководство. Положительный результат подобный стиль получит там, где коллектив складывается из ответственных, дисциплинированных, высококвалифицированных сотрудников, способных самостоятельно выполнять творческую работу. Также успешно может быть осуществлено подобное руководство при наличии в компании знающих помощников.

Существуют и такие коллективы, в которых подчиненные командуют своим начальником. Он слывет у них просто «хорошим человеком». Но долго продолжаться такое не может. При возникновении любой конфликтной ситуации недовольные сотрудники перестают повиноваться. Это приводит к возникновению попустительского стиля, ведущего к снижению трудовой дисциплины, к развитию конфликтов и прочим негативным явлениям. Но в таких случаях руководитель просто самоустраняется от дел предприятия. Самым важным для него является сохранение хороших отношений со своими подчиненными.

Авторитарный стиль

Под ним понимается властный тип руководства. Он основан на стремлении утверждения начальником своего влияния. Руководитель авторитарного стиля управления предоставляет сотрудникам компании только минимальное количество информации. Это связано с его недоверием к своим подчиненным. Такой руководитель стремится избавиться от талантливых людей и сильных работников. Лучшим в этом случае считается тот, кто способен понять его мысли. Подобный стиль руководства порождает на предприятии атмосферу интриг и сплетен. При этом самостоятельность работников остается самой минимальной. Все возникающие вопросы подчиненные стремятся решить у руководства. Ведь никто не может предположить, как начальство отреагирует на ту или иную ситуацию.

Руководитель авторитарного стиля управления просто непредсказуем. Люди даже не решаются сообщить ему о плохих новостях. В результате такой начальник живет в полной уверенности, что у него получилось все именно так, как он и предполагал. Сотрудники не задают вопросов и не спорят, даже в тех случаях, когда видят существенные ошибки в принятом руководителем решении. Результатом деятельности такого менеджера высшего звена является подавление инициативы подчиненных, что мешает их работе.

При авторитарном стиле руководства вся власть концентрируется в руках одного человека. Только он способен единолично решать все вопросы, определять деятельность подчиненных и не давать им возможности принятия самостоятельных решений. Сотрудники в таком случае исполняют лишь то, что им приказано. Именно поэтому вся информация для них сводится к минимуму. Руководитель авторитарного стиля управления коллективом жестко контролирует деятельность своих подчиненных. У такого начальника в руках оказывается достаточно власти, чтобы навязать работникам свою волю.

В глазах такого руководителя подчиненный - человек, который испытывает отвращение к труду и по возможности его избегает. Это и становится причиной постоянного принуждения сотрудника, контроля над ним и осуществления наказаний. Настроения и эмоции подчиненных в таком случае в расчет не принимаются. У руководителя существует отдаленность от своего коллектива. При этом автократ специально апеллирует к самому низкому уровню потребностей своих подчиненных, считая, что для них он наиболее важен.

Если рассматривать подобный стиль руководства с точки зрения психологии, то он является наиболее неблагоприятным. Ведь руководитель в таком случае не воспринимает работника, как личность. У сотрудников постоянно подавляются творческие проявления, из-за чего они становятся пассивными. У людей возникает неудовлетворенность работой и собственным положением в коллективе. Психологический климат на предприятии также становится неблагоприятным. В коллективе часто возникают интриги и появляются подхалимы. Подобное увеличивает стрессовую нагрузку на людей, что вредно для их морального и физического здоровья.

Применение авторитарного стиля эффективно лишь при некоторых обстоятельствах. Например, в условиях боевых действий, при чрезвычайных ситуациях, в армии и в коллективе, в котором сознательность его членов находится на самом низком уровне. Авторитарный стиль руководства имеет свои разновидности. Рассмотрим их подробнее.

Агрессивный стиль

Руководитель, который взял на вооружение подобный тип управления персоналом, считает, что по своей природе люди в большинстве своем глупы и ленивы. Следовательно, они стараются не работать. В связи с этим подобный руководитель считает своим долгом принуждать сотрудников исполнять свои обязанности. Он не позволяет себе участие и мягкотелость.

Что может означать тот факт, когда человек выбрал именно агрессивный среди всех стилей управления? Личность руководителя в таком случае обладает особыми характеристиками. Такой человек груб. Он ограничивает контакт с подчиненными, держа их на расстоянии. При общении с сотрудниками такой начальник нередко повышает голос, оскорбляет людей и активно жестикулирует.

Агрессивно-податливый стиль

Подобный тип руководства характеризуется своей избирательностью. Такой начальник проявляет агрессию по отношению к своим сотрудникам и в то же время услужливость и податливость в отношении вышестоящего органа управления.

Эгоистичный стиль

Руководителю, принявшему для себя такой тип управления персоналом, кажется, что только он один все знает и умеет. Именно поэтому подобный начальник возлагает на себя обязанности по единоличному решению вопросов деятельности коллектива и производства. Такой руководитель не терпит возражений своих подчиненных и склонен к поспешным выводам, которые не всегда являются верными.

Добросердечный стиль

В основе данного типа отношений между руководителем и подчиненными лежит авторитаризм. Однако начальник все же предоставляет своим сотрудникам возможность участвовать в принятии некоторых решений, ограничивая при этом их рамки деятельности. Результаты работы коллектива вместе с системой наказаний, которая занимает доминирующие позиции, оцениваются и некоторыми поощрениями.

В заключение

Индивидуальный стиль управления руководителя может быть самым различным. При этом все его типы, приведенные выше, в чистом виде встретить просто нельзя. Здесь может иметь место только преобладание некоторых характеристик.

Именно поэтому определение лучшего стиля руководства дать нелегко. Менеджеру высшего звена необходимо знать приведенную выше классификацию и уметь применять каждую из категорий управления персоналом в зависимости от обстановки и наличия конкретной задачи. В этом, собственно говоря, и заключается искусство настоящего руководителя.

Как вы общаетесь с сотрудниками? Властно контролируете каждый шаг, пускаете все на самотек, практикуете индивидуальный подход? Ну и как, работает? Сегодня будем рассказывать о стилях управления руководителя. Устраивайтесь поудобнее, начинаем!

А может быть, вы вовсе не задумывались о стиле руководства? Бизнес идет, интернет-магазин развивается, зачем что-то усложнять? Давайте разберем основные стили управления, а также плюсы и минусы каждого. Это поможет понять сильные и слабые стороны вашего руководства и определить, какого стиля придерживаться в дальнейшем.

Авторитарный стиль, или “Как я сказал, так и будет”

Геннадий Павлович П. руководит коллективом уже много лет. Как выбился в управленцы еще в советские времена, так и руководит. Понятно, что за столько лет стиль у него уже сформировался и изменениям не подлежит. А надо бы: Геннадий Павлович - из тех начальников, что свято верят в инструкцию из анекдота: “Пункт 1. Начальник всегда прав. Пункт 2. Если начальник неправ - смотри пункт 1”. Да-да, такие еще бывают. Неудивительно, что в коллективе у него текучка : приходят молодые, воспитанные в новом обществе, которые не боятся предлагать свои идеи и очень удивляются, когда сталкиваются с принципами начальника. Удивляются и уходят - к более лояльным руководителям. Задерживается в коллективе только основной костяк - люди, которые работают не один десяток лет и давно привыкли к закидонам Геннадия Павловича. И все бы хорошо, только этот костяк - почти сплошь пенсионеры. им чужды - развития у компании нет, все идет по старинке. Дела у фирмы идут не очень.

Знаете таких Геннадиев Павловичей? Они встречаются и среди молодого поколения предпринимателей. Как правило, очень авторитарны, резки в суждениях, признают только собственное мнение . Не допускают ни малейших отклонений от инструкций, регламентов, уставов и заведенного в компании порядка. Трепетно соблюдают субординацию - с простым народом вольностей не допускают, не барское это дело. Вот парадокс: они не доверяют собственным работникам, но в то же время хотят, чтобы рабочие задачи выполнялись безукоризненно.

Минусы авторитарного стиля

  1. Вместе с водой можно выкинуть и ребенка: тот, кто привык не прислушиваться к мнению , рискует не услышать ценные идеи, которые принесут компании прибыль. Тот, кто не допускает неформальных отношений с подчиненными, может не заметить любовь всей своей жизни или того, кто может стать лучшим другом. Человеческие отношения иногда выходят за рамки субординации.
  2. Упертость - еще не упорство. Фанатичное следование инструкциям, шаг влево - шаг вправо равняется расстрелу - гибельная для компании позиция . Почитайте биографии великих предпринимателей: все они признают, что нужно отступать от правил, мыслить шире, давать возможность творчества.
  3. Не все согласны работать с диктатором - в компаниях, где царит авторитарный стиль управления, больше процент увольнений. И уходят, как правило, самые талантливые. Выживают в таком коллективе приспособленцы или консерваторы, которым все равно.
  4. Сотрудники в таких компаниях не развиваются, не предлагают идеи, не учатся новому. Может, они бы и рады - только зачем, ведь все равно будет так, как велел местный божок. А раз инициатива наказуема - зачем ее вообще проявлять?

Плюсы авторитарного стиля

  1. Железная дисциплина. С диктатором не забалуешь: или ты выполняешь все его требования, или дверь на улицу открыта. Как правило, в таком коллективе махровым цветом цветут штрафы за малейшее нарушение. Тотальное подчинение делает сотрудников послушными и согласными на любое требование руководства.
  2. Четкость и прозрачность всех бизнес-процессов. Начальник-диктатор твердо знает, как и что происходит в компании на каждом этапе, какие задачи решаются и кто их выполняет.
  3. В сотрудники не растеряются, а будут четко выполнять приказы начальства - им не привыкать. При демократичном или либеральном стиле руководства такое осуществить сложнее: в случае форс-мажора и начальство, и работников может штормить, как корабль в непогоду. А это чревато наскоро принятыми и ошибочными решениями.

Демократичный стиль, или “Давайте думать вместе”

Алексей К., молодой руководитель, уволился из компании Геннадия Павловича и основал собственный бизнес. Он решил учиться на чужих ошибках и понял, что не допустит такой диктатуры, что царила на его прежнем месте работы. Алексей набрал молодых сотрудников, которые были скорее его единомышленниками, нежели подчиненными. С первых дней он начал придерживаться демократичного стиля руководства: обсуждал с сотрудниками стратегию развития компании, выслушивал их идеи и мнения, доверял самостоятельно работать над проектами. Для работников он был не строгим начальником, а своим в доску парнем Лехой. Однажды это чуть не сгубило компанию: сотрудники расслабились и перестали воспринимать Алексея всерьез. Кое-кто начал опаздывать, срывать сроки исполнения задач, а на недоумение начальника говорил: “Да ты что, сделаю, не переживай!”. Когда начали срываться сделки с выгодными клиентами и компания потеряла прибыль, молодой бизнесмен понял, что пора что-то менять.

Демократичный стиль управления - обманчивая штука. Молодым и современным он кажется единственным приемлемым и отвечающим духу времени (ну не работать же по старинке!), но стоит чуть ослабить вожжи - и получится как в примере выше. Чтобы демократия не превратилась в анархию и вседозволенность, руководитель должен обладать управленческим опытом.

В целом же демократичный стиль - действительно приоритетный в молодых современных компаниях. Руководитель не принимает решения единолично - советуется с коллективом, устраивает мозговые штурмы, старается, чтобы каждый работник раскрыл свой потенциал. Сам он работает на равных или отводит себе роль консультанта, наставника. Если начальник-демократ ошибается - он не винит во всем персонал, а делает выводы. В то же время он остается руководителем - не снимает с себя главной роли, не подчеркивает, что “мы тут все равны, ребята”. То есть команда командой, но иерархия должна быть выстроена четко.

Минусы демократичного стиля

  1. Возможность анархии, принижения роли руководителя, возникновения оппозиции в коллективе. В общем, все, о чем рассказано на примере Алексея К.
  2. Решения могут приниматься долго. Чем больше людей участвует в обсуждении - тем дольше может затянуться процесс. Дело спасут и четкие сроки постановки задач. Например, на обсуждение и внесение рацпредложений дается 3 дня - и ни секундой дольше. Это дисциплинирует сотрудников и ускоряет бизнес-процессы.

Плюсы демократичного стиля

Если не допускать ошибок, демократичный стиль может стать основой создания .

  1. Укрепляет командный дух, делает сотрудников настоящими единомышленниками, объединенными одной целью. Хорошо, если в компании проработана - миссия и ценности, основные задачи на ближайшие годы, общая Большая Идея.
  2. Сокращает количество ошибок в работе. Чем больше людей привлечено к решению задачи - тем больше шанс, что найдется оптимальный вариант. Только, напомним, обсуждение не должно затягиваться.
  3. Минимальная текучка кадров. Зачем уходить из коллектива, если ты разделяешь его ценности и задачи, чувствуешь себя причастным к одной общей цели? Правильно, незачем. Из компаний с демократичным стилем управления сотрудники уходят крайне редко (если, конечно, вливаются в коллектив и разделяют общие ценности).

Личностно-ориентированный стиль, или “Не бойся, я с тобой”

Ольга Б. работала и с Геннадием Павловичем, и с Алексеем. Женщина поняла, что и в авторитарном, и в демократическом стилях есть свои плюсы и минусы, и решила действовать иначе. Собственно, ничего нового она не придумала - задействовала по полной индивидуальный подход. Ольга поняла, что с каждым сотрудником нужно работать по-своему, и что подходит для одного, категорически неприемлемо для другого. Например, тихоня может стесняться на общих планерках и мозговых штурмах, зато при личной беседе начнет фонтанировать креативными идеями. Человеку-сове трудно приезжать в офис к 9 утра - голова у него не соображает, дела не делаются, зато вечером наступает самое плодотворное время. Ольга организовала нескольким товарищам свободный график, интровертам разрешила не выступать на планерке при всех. Сотрудники оценили хорошее отношение и начали называть начальницу “нашей мамочкой”. Но без ложки дегтя никуда: быстро нашлась группа лиц, которая сочла хорошее отношение слабостью и начала откровенно забивать на работу. Ольга переживала, проводила душеспасительные беседы, и только когда коллектив подал коллективную просьбу об увольнении проштрафившихся, решилась сделать смелый шаг.

Практиковать индивидуальный подход - это правильно. Обычно начальники этого типа (как правило, женщины) любят проводить психологические тестирования, устраивать корпоративы и совместные посиделки, чтобы лучше узнать своих сотрудников. Однако чрезмерно опекать работников не стоит: вы не наседка, а они не беспомощные цыплята. Доверяй, но проверяй, будь не мамочкой, а начальником - такова мораль сей басни.

Минусы личностно-ориентированного подхода

  1. Как правило, начальники такого типа - люди мягкие, чувствительные. Хорошие отношения им важнее, чем прибыль компании и ее развитие. Поэтому, как это ни печально, мягкого начальника могут быстро “съесть” его более оборотистые коллеги или кто-то из числа подчиненных.
  2. Отсутствие . Вместо того чтобы четко раздавать указания и контролировать процесс выполнения задач, такие руководители или выполняют все сами, или прощают бесконечные отсрочки. Очнитесь, ребята, это бизнес! Здесь нужно принимать тяжелые решения и рисковать по-крупному, иначе есть риск прогореть и .

Плюсы индивидуального подхода

  1. Хорошие отношения в коллективе. Человеческие отношения - едва ли не главное для половины сотрудников. Если посчастливилось найти понимающего начальника - многие будут руками и зубами держаться за это место, даже несмотря на маленькую зарплату и небольшие карьерные перспективы.
  2. В кризисной ситуации сотрудники встанут за начальника горой и не дадут развалить компанию . “Один за всех, и все за одного” - этот лозунг все еще работает.

Так как же надо?

В каждом из трех стилей мы нашли свои изъяны. Так какой же стиль управления выбрать, как вести себя с подчиненными? Многое, конечно, зависит от вашей личности и типа характера. Диктатор по натуре никогда не будет “развозить сопли” и заботиться о личности каждого сотрудника. А тихая интеллигентная женщина просто не способна треснуть кулаком по столу и заставить подчиненных работать.

Что же делать? Комбинировать стили управления в зависимости от ситуации. Это называется ситуационным управлением. Например, если возник форс-мажор - нужно включать режим диктатора и раздавать четкие указания, которые смогут спасти ситуацию. Если видите, что сотрудник не справляется с работой, - задействуйте индивидуальный подход, пообщайтесь с человеком лично, узнайте, что его тревожит. Если нужно решить новую задачу - придерживайтесь демократичного стиля, узнайте мнения всех сотрудников и решайте проблему сообща. Более того - даже во взаимодействии с одним и тем же человеком возможно применять разные стили управления - опять же в зависимости от ситуации. Где-то побыть жестким руководителем, где-то - мудрым наставником, иногда оказать необходимую отеческую поддержку. Вот таблица, которая поможет вам искусно лавировать между несколькими стилями управления.

Разумеется, для этого нужно быть опытным руководителем и достаточно гибким человеком. Все это приходит со временем. Успехов вам, пусть все получится!

В процессе построения коллектива необходимо выделить два аспекта. Первый из них связан с мобилизацией объединенных усилий на решении стоящей перед коллективом задачи, а второй - с созданием духа коллектива, развитием чувства «мы». Такое деление является ключевым в формировании основных подходов к построению коллектива.

Построение коллектива - это создание, использование и развитие механизма коллективной деятельности, определенной философии и отличительного стиля совместной работы, вовлекающих талант и энергию людей в достижение как общих, так и личных целей.

Какие сотрудники должны составлять коллектив? Возникает проблема критериев оценки персонала. В традиционном подходе к подбору кадров их не так много: стаж работы, квалификация, опыт работы. Наряду с ними можно выделить основные и дополнительные качества работников, важные для коллективной деятельности.

Основные качества:

  • ответственность;
  • качественное выполнение работы;
  • стремление к сотрудничеству;
  • доверие;
  • интерес к новинкам и способность к внедрению нового;
  • аккуратность;
  • способность воспринимать критику;
  • способность к риску;
  • готовность к компромиссу коммуникабельность.

Дополнительные качества:

  • знания и профессиональные умения;
  • умение сосуществовать и работать в коллективе;
  • ответственность за всю группу;
  • имидж;
  • способность что-то продвинуть, «пробить»;
  • организационный талант.

Личностные качества, значимые для коллективной работы

Данные качества были выявлены в ходе целого ряда «круглых столов» и «мозговых атак» с руководителями самых разных коллективов. Эти качества одновременно являются требованиями к сотрудникам как к членам коллектива. Критерии оценки персонала могут использоваться как для отбора новых сотрудников, так и для самооценки и корректировки качеств в уже работающих группах, поставивших перед собой общую цель - выработать стиль коллективной работы.

В процессе построения коллектива необходимо выделить два аспекта. Первый из них связан с мобилизацией объединенных усилий на решении стоящей перед коллективом задачи, а второй - с созданием духа коллектива, развитием чувства «мы», т.е. с поддержанием личностного начала и внимания к людям. Такое деление является ключевым в формировании основных подходов к построению коллектива, и в дальнейшем мы будем называть его дихотомией построения коллектива.

Ориентация на решение задач организации (упор на выполнение работы группой):

  1. Групповая оценка задачи
  2. Планирование и принятие решения
  3. Достижение консенсуса
  4. Организация и сроки

Ориентация на поддержку личностей (упор на работу с персоналом):

  1. Участие и включение
  2. Поддержка, поощрение
  3. Обучение коллективности
  4. Стиль коллективной работы

Рассмотрим составляющие этой дихотомической связки.

Построение коллектива с акцентом на решение задачи

1. Групповая оценка задачи . Коллектив нуждается в том, чтобы поставленную перед ним цель понимали и считали значимой все его члены. Проблема состоит в том, чтобы каждый работник четко представлял задачи, стоящие перед коллективом, принимал участие в их анализе и поиске путей реализации. Социологическое исследование позволило установить, например, что почти 40% опрошенных государственных служащих работают над задачами, сформулированными неточно, непонятно.

2. Планирование и принятие решения - это выбор и генерирование содержательной идеи выполнения задачи. Вовлечение каждого работника в процесс принятия решения представляет собой поиск и оценку имеющихся альтернатив достижению конечной цели. Чтобы этот поиск был успешным, руководителю следует предоставить коллективу всестороннюю информацию по проблеме; создать обстановку свободного обсуждения и высказывания любых идей по решаемой проблеме с последующим их детальным разбором; установить или выработать критерии для выбора оптимального решения; совместно выбрать решение в соответствии с установленными критериями.

Всегда ли нужно вовлекать коллектив в принятие решений? Многие проблемы имеют простые решения, стандартны и известны из предыдущего опыта. В то же время в жизни коллективов часто возникают новые проблемы или острые ситуации, когда требуется творческий подход, вот тогда и необходимо вовлечение всего персонала в разработку идей и принятие основных решений.

3. Достижение консенсуса (соглашения) по поводу принятия решения, организации и сроков выполнения задачи - важнейший элемент коллективной деятельности. Консенсус характеризуется участием всех членов коллектива, оптимальным использованием имеющихся ресурсов, творческим разрешением конфликтов и достижением согласия с принятыми решениями.

Руководителю для достижения консенсуса необходимо, во-первых, не считать, что кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть, если дискуссия заходит в тупик. Вместо этого нужно искать другую, более приемлемую для всех альтернативу. Во-вторых, избегать конфликта можно при помощи таких мер, как голосование, усреднение мнений, подбрасывание монеты или заключение сделок. В-третьих, не допускать перебранок, не сталкивать в ходе дискуссии людей, а «сталкивать» идеи. Не следует допускать ни своих, ни чьих-либо заявлений, негативно влияющих на коллективную работу.

4. Организация . Одним из условий укрепления организационного единства является оптимизация численности коллектива. Большинство исследователей сходятся во мнении, что она не должна превышать 10-12 человек. Дело в том, что массовое проявление таких качеств коллектива, как дружба, открытость, честность, взаимная поддержка и т.п., практически невозможно в слишком больших группах.

Важным условием построения коллектива является четкая координация взаимоотношений между работниками, предполагающая систему норм коллективной деятельности:

  1. Каждый считает задачу, стоящую перед коллективом, приоритетной.
  2. Каждый стремится быть информирован наилучшим образом.
  3. Каждый используется на рабочем месте оптимально, обучается и контролируется.
  4. Каждый ежедневно принимает участие в планерках, беседах в группе.
  5. Каждый чувствует личную ответственность на своем рабочем месте.
  6. Каждый откровенен и честен.
  7. Каждый сразу же сообщает об обнаруженных недостатках в качестве продукции коллектива.
  8. Каждый соблюдает оговоренные сроки исполнения работы.
  9. Каждый понимает и соблюдает (поддерживает) организационное единство коллектива.
  10. Коллектив не принимает никаких отговорок.

Еще одно условие коллективной деятельности - предоставление возможности группе самой решать острые, конфликтные вопросы управления и самоуправления. Управление и самоуправление должны опираться не на знания и волю одного (руководителя), а на совокупность знаний и волю всех. Процесс управления здесь выступает в новом качестве - как деятельностное управление, присущее каждому члену коллектива. В первую очередь это касается распределения ролей и выработки системы координации действий в коллективе.

Построение коллектива с акцентом на поддержание отношений в нем

1. Участие и включение. Построение коллектива во многом определяется тем, насколько каждый человек включен в коллективные действия. Отсюда задача руководителя - дать возможность каждому работнику в силу личных способностей принимать участие в жизни коллектива. Для этого руководитель должен создать обстановку для самораспределения ролей между людьми в соответствии с их квалификацией, специализацией, опытом и согласием.

2. Поддержка, поощрение предусматривают помощь каждому члену коллектива в решении задач личности путем признания и оценки ее успехов. Признание дает человеку ощущение, что его труд необходим. Оценка - это показатель эффективности его труда.

Проведенные социологические исследования показывают, что ни тот, ни другой фактор не используются в должной мере. Например, 70% опрошенных указали, что в беседах с руководством вопросы признания деятельности или успехов работников никогда не обсуждались, 60% - что вопросы эффективности их личной работы начальством не рассматривались.

Если вы - руководитель, старайтесь выражать признание деятельности своих подчиненных:

    даже если вы не полностью удовлетворены;

    даже при получении частичных или неполных результатов;

    даже при получении обычных, а не только исключительно хороших результатов.

Формой публичной оценки работников является аттестация, которая проводится каждые 3-5 лет. Основными задачами аттестации являются, с одной стороны, получение информации, позволяющей оценить работника по итогам работы и его потенциалу, а с другой - информирование человека о том, как его деятельность оценивается руководством.

Однако аттестации проводятся довольно редко, а оценивать деятельность работника, корректировать его усилия порой необходимо ежедневно. Для этого используются беседы между руководителем и подчиненным. Они проводятся преимущественно по конкретным вопросам: поручение задания, его проверка, конфликтная ситуация, наличие проблемы. Каждую из этих ситуаций можно использовать для оценки и развития потенциала сотрудника.

3. Обучение коллективности заслуживает особого внимания в контексте построения коллектива. Основным учебным процессом для выработки механизма коллективности является рабочий процесс, а в качестве учителя выступает руководитель, который должен все видеть и соответствующим образом реагировать, исходя из принятых коллективом норм. Кроме того, дискуссии, совместные обсуждения, беседы, всесторонний анализ (без жесткой критики) коллективной работы - все это может служить закреплению новых правил и норм поведения.

4. Стиль коллективной работы . В дружных, работоспособных коллективах создается особый стиль работы. Его характеризуют:

    открытость и честность в общении друг с другом;

    способность конструктивно критиковать и выслушивать критику;

    способность войти в положение других коллег, или эмпатия;

    желание измениться самому в соответствии с выработанными группой правилами;

    признание и принятие предложений по улучшению работы;

    готовность идти на компромиссы.

Деятельность коллектива тормозят:

Руководителю, решившему сформировать коллектив, следует использовать разные стили в зависимости от ситуации, причем стиль руководства должен соответствовать тем общепризнанным нормам и межличностным отношениям, которые были выработаны коллективом. Но в любом случае более успешным лидером будет тот, в чьем стиле проявляются как забота о производстве, о решении задач коллектива, так и (не в меньшей степени) тенденция на поддержание отношений, забота о нуждах человека.

Выводы

Постоянный поиск оптимального сосуществования коллективного и личного, целого и частного, общественного и индивидуального лежит в основе формирования любого коллектива.

Приступая к построению коллектива, руководитель должен учитывать, что группу людей, из которой предстоит создать коллектив, следует рассматривать не столько как объект управления (кто-то кем-то управляет), сколько как социальную общность, в недрах которой развивается механизм самоорганизации за счет самосоздания, саморазвития и самоупорядочения. Связано это с тем, что источник коллективности находится не вне коллектива, а внутри его, среди людей, его составляющих.

Построение коллектива - это длительный процесс, состоящий из целого ряда изменений, а его этапы отчетливо не разграничены. Причем они происходят не вне, а внутри процесса управления и самоуправления. Иначе говоря, смена правил игры происходит во время самой игры, и коллектив - не что-то, данное сверху, а итог, к которому ведет длительный путь трансформаций, оценок, корректировок и новых трансформаций, происходящих частично под влиянием руководителя, частично - по внутреннему убеждению.

Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В европейских, американских компаниях системы управления персоналом существуют давно. Количество сотрудников кадровых служб достигает 1-1,5%. Тенденция обретает популярность в Украине. О том, что такое HR-менеджмент, читайте прямо сейчас.

Что такое управление персоналом?

Управление персоналом (HRM, HR-менеджмент) - знания, методы, направленные на поиск, обучение, администрирование кадровых потоков . Главная задача - организация рабочих процессов так, чтобы каждый участник в полной мере выполнял возложенные на него обязанности. HRM условно можно разделить на 3 группы по типу решаемых проблем:

  • полноценное взаимодействие, подразумевающее обучение, оценку, правильную организацию труда, мониторинг окладов, мотивацию, системы штрафов за ошибки;
  • стратегическая работа, направленная на подготовку конкурентоспособного, высококвалифицированного персонала.

HR-менеджмент - сложное направление. Люди, что отличает их от материальных, нематериальных потоков, ошибаются, принимают личные решения, необъективно оценивают свои силы.

Основные цели HR-менеджмента

К основном целям HRM стоит отнести:

  • подбор менеджеров для полноценной комплектации штата компании;
  • использование инструментов, помогающих повысить эффективность деятельности, снизить процентное количество ошибок;
  • поиск, увольнение кадров, не справляющихся с обязанностями, возложенными на них;
  • ориентация трудовых кадров на коллективную деятельность, новые достижения;
  • принятие мер, необходимых для системного развития: повышение квалификации, курсы, семинары;
  • выявление перспективных сотрудников.

HRM подразумевает полный контроль всех рабочих процессов. Внедрение основ HR-менеджмента в работу интернет-магазина позволяет избежать халатного отношения к обязанностям, конфликты, оплату работы неквалифицированных менеджеров.

Методы HRM

Если руководитель хочет, чтобы его слушались, то важно использовать основные методы воздействия HR-менеджмента:

  • экономическое воздействие. Речь идет о премиях, других видах материального поощрения, кредитовании, проценте от продаж. Наравне с «добрыми» поощрениями внедряются противоположные: санкции, штрафные баллы, лишение все той же премии. Трудишься упорно - получаешь бонус, трудишься плохо - получаешь финансовые санкции;
  • организационно-распорядительные (административные). Это директивы, внутренние приказы, закрепленный свод правил. Внедряются для поддержания дисциплины, повышения репутации лидера;
  • социально-психологические. Формируют благоприятный микроклимат в коллективе: единство, схожие цели, инициативность.

Социально-психологические методы идут рука об руку с экономическими. Рекомендуется внедрять не один из них, а несколько, оценивая трудовую обстановку на местах.

На что оказывает влияние правильно выбранный стиль управления персоналом в интернет-магазине?

Профессиональный лидер использует разные способы воздействия. Такая политика позволяет качественно организовывать работу, достигать следующих целей:

  • воспитание молодых кадров, что помогает вырастить квалифицированный персонал, ориентированный на успешную работу в компании;
  • уважение, безусловная дисциплина;
  • выявление неэффективных сотрудников, что предупреждает нецелесообразное расходование средств на оплату их услуг;
  • продвижение по карьерной лестнице достойных членов коллектива;
  • организация благоприятных условий;
  • привлечение узких, ценных специалистов;
  • формирование дружной, ответственной, целеустремленной команды.

В , профессиональном трудовом коллективе неответственный сотрудник просто не сможет находиться. Правильно руководя ресурсами, владелец интернет-магазина инвестирует свое время, силы в будущую стабильность, развитие .

5 стилей управления. Плюсы, минусы каждого

HR-менеджмент включает в себя несколько стилей. Существуют их вариации, но базовыми считаются следующие:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • коучинговый;
  • либеральный;
  • задающий ритм.

Рассмотрим советы для каждого из них, плюсы, минусы.

Авторитарный

В его основе беспрекословное подчинение, руководитель не расположен к ведению диалога с кадрами, методы поощрения практически не используются . Бонусы заменяют не радужные перспективы, их рисует перед своими подчиненными лидер. Распоряжения должны быть четкими, емкими, деловыми.

Жесткий контроль показывает высокую эффективность в нестандартных случаях:

  • выполнение срочных заказов, проектов;
  • периоды кризиса, когда нет широких возможностей для поиска новой работы;
  • мотивация конфликтных, слишком исполнительных работников.

Для внедрения такой политики необходимо одно - высокий авторитет руководителя среди подчиненных. Применять ее постоянно не рекомендуется, это чревато протестами, массовыми увольнениями. От авторитарной политики стоит отказаться в случае форс-мажоров, слишком сложных заданий, он может дестабилизировать коллектив.

Плюсы:

  • высокая эффективность при нерегулярном использовании;
  • повышение финансово-экономических показателей компании;
  • ускорение деятельности коллектива;
  • высокая скорость реагирования на указания;
  • 100% контроль выполнения поставленных заданий.

Минусы:

  • краткосрочная перспектива;
  • авторитарное руководство может не мотивировать, а угнетать;
  • психологические, вмененные затраты со стороны лидера;
  • сотрудники не развиваются, не обучаются, в случае отсутствия четко поставленной задачи теряются.

Демократический

Он дает служащим возможность развиваться, самостоятельно принимать решение в вопросах, касающихся их обязанностей. В этом стиле руководитель - наставник, коллега, член команды, предпочитающий поощрительные способы мотивации. Высокую эффективность показывает на фоне нормального функционирования компании, не омраченной форс-мажорами, «горящими» сроками.

Плюсы:

  • внедрение основ коллективного администрирования;
  • поощрение инициативности;
  • благоприятный микроклимат в коллективе;
  • выявление активных, честных, целеустремленных кадров;
  • служащие чувствуют свою ответственность, не перекладывают вину за ошибки на коллег;
  • эффективен в любых сферах деятельности;
  • поиск нестандартных методов для решения непростых вопросов;
  • подходит для управления коллективами как из 2, так и из 1000 персон. В последнем случае самопроизвольно формируются инициативные группы, возглавляемые микролидерами.

Минусы:

  • не всегда демонстрирует желаемый результат в кризисных ситуациях;
  • неправильный подход приводит к снижению авторитета владельца интернет-магазина в глазах трудовых кадров;
  • велик риск снижения уровня дисциплинированности;
  • обсуждение деловых моментов занимает слишком много времени;
  • неполный контроль выполнения обязанностей.

Коучинговый

Коучинговый стиль отдаленно напоминает демократический, он базируется на ряде принципов:

  • партнерские взаимоотношения;
  • перспективы долгосрочного сотрудничества;
  • стабильное обучение рабочих;
  • мотивация, направленная на постоянное развитие.

Лидер в этой модели - творец, эксперт, мотивирующий на новые победы. Он раскрывает таланты, обладая необходимым багажом знаний, опытом. Практикуется техника разделения на группы: одна половина - сильные менеджеры, вторая - слабые, в результате происходит взаимное обучение.

Плюсы:

  • корпоративное единство;
  • отсутствие конфликтных ситуаций;
  • свобода действий, принятия решений;
  • обучение непосредственно на местах.

Минусы

Коучинг редко выбирают в качество основного инструмента. Для взаимодействия с ним необходимо обладать компетентностью в любом вопросе, большим количеством свободного времени. Целесообразное его использовать в следующих ситуациях:

  • потеря цели;
  • необходимость обучения на местах, в этом случае привлекаются успешные менеджеры, берущие учеников;
  • снижение мотивации.

Либеральный

Либеральный стиль еще называют попустительским. Таким он является. Принцип базируется на отсутствии простейшего контроля действий сотрудников. Руководитель выдает задание, после чего пускает дело на самотек. Он не участвует в обсуждениях, решении различных вопросов даже в том случае, если видит явные ошибки в действиях подчиненных.

Сотрудники выполняют задачи самостоятельно, но не всегда верно. Конфликтные ситуации, спорные моменты они решают между собой, что не способствует формированию благоприятной обстановки. Все это может негативно сказаться на эффективности выработки. Либеральную технику управления можно внедрять только в том случае, если штат компании состоит из экспертных менеджеров, не нуждающихся в точных инструкциях.

Минусы:

  • потеря авторитета;
  • анархия в команде;
  • конфликтные ситуации;
  • неравномерное ;
  • хаотичное выполнение поставленных задач, что приводит к снижению экономических показателей;
  • невозможность выполнять срочные заказы.

Стиль, задающий ритм

Мотивация, привлечение трудовых кадров базируется на принципе личного примера . Руководитель принимает участие во всех процессах, трудится плечом к плечу со штатными сотрудниками, давая им позитивный пример.

Плюсы:

  • отличная мотивация;
  • высокий авторитет руководителя в команде онлайн-магазина;
  • стихийное обучение;
  • ускоренное выполнение всех поставленных задач;
  • управление всеми процессами, что позволяет держать руку на пульсе событий;
  • возможность использовать при выполнении экстренных задач.

Минусы:

  • технику нецелесообразно применять в период кризиса;
  • неправильный подход влечет за собой снижение самооценки персонала.

Какой из стилей выбрать владельцу онлайн-магазина?

Комбинирование вышеприведенных техник - идеальная формула, вызволяющая сохранить авторитет, правильно организовать трудовые процессы. Единой формулы нет, важно ориентироваться по обстоятельствам:

  • уровень стрессовой ситуации;
  • сложность поставленной задачи;
  • особенности трудовой команды: процент новичков, опытных менеджеров, исполнителей;
  • направление деятельности компании.

В сложных ситуациях стоит делать выбор в пользу авторитарности, демократии. В периоды покоя подойдет коучинг, либеральность, собственный пример.

Выводы

Чувствуйте свой коллектив, адекватно оценивайте ситуацию, что поможет задать правильный тон общению с подчиненными. Помните, что лидер должен управлять, обучать сотрудников, недопустим переход на личности. Не увлекайтесь длительными обсуждениями, четко выставляйте сроки, старайтесь лично контролировать выполнение. Грамотный руководитель должен быть в курсе всех текущих процессов, в противном случае будет царить анархия, неуважение.

Вы узнаете:

  • Как классифицируются стили руководства директора.
  • Как американский психолог Лайкерт рассматривает стили руководства.
  • Какие существуют стили руководства коллективом в зависимости от психотипа.

Организация функционирования административного аппарата играет наиболее значимую роль в различных сферах деятельности в странах с рыночной экономикой. Для грамотного управления людьми на предприятиях директор должен определить, какого типа поведения в отношениях с подчиненными он будет придерживаться в процессе работы, то есть ему необходимо знать стили руководства и определить свой.

Основная классификация стилей руководства

Тип управления – это манера работать, сотрудничать, а также совокупность способов воздействия директора (или группы начальников) на персонал. Стили и методы руководства в основном зависят от характера, специфики деятельности, которую осуществляют административные органы или должностные лица.

Выбор стиля руководства во многом определяется личностными характеристиками, психологическими установками, уровнем подготовки сотрудников и наличием у них соответствующих навыков и опыта работы.

Существуют три ведущих стиля руководства :

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный (нейтральный).

Особенности стилей руководства в следующем: в способе принятия решений, в уровне делегирования полномочий, степени контроля, применяемых санкциях.

Авторитарный стиль руководства (или директивный) отличается преобладанием командных методов управления, направленностью на конкретную цель, сосредоточением полномочий, самостоятельностью принятия решений, пресечением инициативных поступков, жестким регламентом и излишним контролем. Данный управленческий стиль руководства характеризуется конфиденциальностью информации, наказаниями и санкциями, недопустимостью критических замечаний, увольнением или понижением в должности недовольных, резкостью в контактах с подчиненными.

Демократический стиль руководства (или коллегиальный) опирается на социально-психологические и экономические методы управления, распределение обязанностей, совместное принятие решений, одобрение инициативных поступков, ограниченный контроль, доступность и гласность информации, поощрения, восприимчивость к критическим замечаниям, корректность и деликатность в общении, развитие творческих способностей.

Можно увидеть различия вышеописанных типов руководства. При этом каждый из начальников отмечает привлекательность характеристик демократического стиля. Но, несмотря на их неоспоримые преимущества, нельзя полностью отрицать пользу авторитарного метода. Согласно многочисленным исследованиям эффективности стилей руководства оказалось, что и авторитарный, и демократический подход дают примерно одинаковые результаты.

В конце концов было установлено, что наибольшую продуктивность имеет ситуационный подход. То есть не существует универсальных управленческих решений, всё обусловлено конкретной обстановкой, в свою очередь зависящей от различных факторов, таких как условия работы коллектива, характер поставленных задач, профессиональные навыки персонала, длительность времени совместной деятельности и прочее.

Чем сложнее условия, в которых трудится коллектив (задержка зарплаты, смещение сроков поставок и т. д.), тем больше он надеется на сильного руководителя, который возьмет на себя всю ответственность за принятие решений. А при достижении малейшего успеха создается впечатление, что можно и потерпеть диктаторское воздействие. Такая же ситуация, когда сотрудники низкоквалифицированные. Возникает мнение, что работать должно только начальство, раз получает большую зарплату. Или между ними не прекращаются конфликты.

  • этого требует ситуация на производстве;
  • работники не возражают против авторитарных методов начальства.

Положительными сторонами данного стиля являются:

  • гарантия определенности и конкретики руководства;
  • создание синтеза управленческих операций для достижения поставленных целей;
  • сокращение временных затрат на принятие решений (в небольших компаниях это быстрая реакция на изменение внешних условий);
  • минимум материальных затрат;
  • в недавно созданных коллективах помогает быстрее и успешнее пройти этап становления.
  • пресечение инициативных поступков, игнорирование творческого потенциала работников;
  • неимение эффективных стимулов для деятельности;
  • жесткая система контроля и бюрократизм;
  • низкая степень удовлетворенности своей работой;
  • сильная зависимость деятельности сотрудников от регулярного давления начальства и т. д.

Победить данные недостатки помогут социально-психологические и экономические методы управления, присущие демократическому стилю руководства. Для этого вида характерно:

  • поощрение инициативных поступков, развитие творческих способностей сотрудников;
  • успешное решение нестандартных, оригинальных задач;
  • грамотное использование материально-договорных стимулов;
  • включение психологических механизмов трудовой мотивации;
  • увеличение удовлетворенности собственным трудом;
  • создание благоприятного климата среди сотрудников и прочее.

Необходимо отметить, что демократический стиль руководства достигает наибольшего эффекта в постоянном, сложившемся коллективе с высококвалифицированными специалистами, активными, креативными (хотя бы в небольшом количестве) и замотивированными работниками. Данный тип управления хорошо действует в неординарных, форс-мажорных условиях для повышения инициативности персонала, возможного применения нововведений, обеспечения приятного микроклимата в коллективе.

Основные стили руководства включают в свой перечень не только вышеуказанные типы. Можно также выделить либеральный стиль руководства (нейтральный или попустительский) . Для этой манеры управления характерны следующие черты:

  • отказ от ответственности за принятие важных решений;
  • пускание дела на самотек;
  • минимальный контроль над ситуацией;
  • коллективное принятие решений для ухода от ответственности;
  • безразличие к критике и т. д.

Теория стилей руководства К. Левина дает еще одно название данному способу ведения дел – анархический. Это стиль руководства, характеризующийся почти безграничной свободой всех участников административного процесса при практически отсутствующем направляющем воздействии. Общеизвестно, что такая абсолютная свобода не несет никакой пользы и даже вредна. Но есть ситуации, при которых допустим стиль руководства, власть при котором слабо выражена, а работники высококвалифицированные и ответственные. Есть даже вероятность, что данная манера может быть эффективна для директоров научных или творческих коллективов при обязательном наличии дисциплинированных и сильных сотрудников. Определить стиль руководства каждый начальник должен самостоятельно.

Стиль руководства Google

По словам генерального директора Google Эрика Шмидта, в основе управленческого стиля его компании 5 принципов работы. Какие именно это принципы? Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Стили руководства Лайкерта

  • сосредоточенный на работе ;
  • сосредоточенный на человеке.

Директор, сконцентрированный на работе (или устремленный на решение задачи), беспокоится о планировании целей и создании системы вознаграждений для увеличения производительности труда.

Противоположностью первого типа начальника является тот, который сконцентрирован на человеке, люди – его главная ценность. Нацеленность на увеличение производительности труда при помощи улучшения межличностных отношений с работниками – вот что считает важным такой руководитель. Стиль руководства подчиненными допускает простых сотрудников к принятию решений, отказывается от чрезмерной опеки, ставит высокую планку для производительности труда.

Таким образом, Лайкерт определил, что манера управления всегда ориентирована либо на работу, либо на личность. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке, помогает увеличить производительность труда. Но выбор данного способа ведения дел не всегда является самым грамотным решением директора.

Рассмотренные выше классификации разбирают одномерные стили руководства , поскольку они основываются только на одном моменте. Но часто встречаются комбинации обстоятельств и методов ведения дел. Разные факторы стиля руководства рассматривают многомерные способы управления.

Многомерные стили руководства коллективом

На сегодняшний день успешность фирмы зависит не только от взаимоотношений между директором и подчиненными, уровня контроля и предоставленной свободы, но и множества других факторов.

Именно поэтому и существуют многомерные стили руководства. Они включают черты нескольких управленческих методов. Характеристика стилей руководства состоит в совокупности многочисленных взаимодополняющих факторов, не зависящих друг от друга.

Изначально сформировалась теория двумерного способа управления, основывающегося на двух подходах. Первый нацелен на создание благоприятного микроклимата среди сотрудников, поддержание здоровых рабочих отношений, а второй – на формирование соответствующих организационных и производственных условий, направленных на полноценное раскрытие способностей персонала.

В начале 80-х годов XX века американскими психологами Робертом Блейком и Джейном Моутоном была разработана решетка стилей руководства.

Решетка стилей руководства Блейка – Моутона

Вертикальная ось данной схемы отражает параметр «забота о людях » по шкале от 1 до 9.

По горизонтальной оси представлен параметр «забота о производстве » также по шкале от 1 до 9.

Управленческая решетка стилей руководства формируется на основании двух критериев. Блейк и Моутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки следующим образом.

1.1. – страх перед бедностью. От директора необходимы минимальные усилия для достижения качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1.9. – дом отдыха. Директор концентрируется на добрых, теплых отношениях внутри коллектива, но мало обращает внимание на результативность достижения целей.

5.5. – организация. Директор достигает неплохого уровня в достижении целей при помощи установления баланса между плодотворностью работы и благоприятным микроклиматом.

9.9. – команда. Благодаря внимательному отношению к сотрудникам и продуктивности начальник добивается осознанного приобщения подчиненных к задачам компании. Это гарантирует и высокий моральных дух, и хорошую эффективность.

Управленческая решетка стилей руководства включает в себя две составляющие труда менеджера.

Первая – внимательное отношение к решению производственных задач, вторая – чуткий подход к коллегам. В понятие «производство» входит не только процесс создания материальных благ, но и осуществление операций по продажам, расчетам, контактам с потребителями и прочее.

Пренебрежительное отношение к решению производственных задач и проблемам сотрудников рано или поздно приводит к убогому стилю управления (1.1).

Директора, как правило, колеблются между манерой ведения дел 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для повышения отдачи руководители ужесточают дисциплину, и после того как взаимоотношения между коллегами ухудшаются, их маятник возвращается в положение 1.9.

Стили руководства Блейка – Мутона предполагают, что в центре решетки расположен метод «золотая середина», то есть баланс между двумя подходами.

Точка 9.9 характеризуется взаимосвязью между внимательным отношением к работникам и решением производственных задач. Достижением результатов через человеческий фактор или отношения объясняются данные стили руководства. Решетка Блейка – Моутона исходит из позиции, что наиболее продуктивным (оптимальным) способом управления является поведение директора в положении 9.9 . Они считали, что такой начальник одинаково внимательно относится и к подчиненным, и к производительности. По мнению Блейка и Моутона, существуют такие виды деятельности, где сложно конкретно и однозначно определить стиль руководства, но профессионализм и серьезное отношение к поставленным целям позволяют всем директорам приблизиться к позиции 9.9 , одновременно увеличивая продуктивность труда.

Данная управленческая теория оказала огромное воздействие на изучение компаний и деятельности управляющих, давая возможность определить ограничительные факторы, и на их основе проектировать и воплощать в жизнь программы организационного развития.

Стили руководства в зависимости от психотипа

В начале проекта каждый начальник определяет наиболее подходящую для него манеру ведения дел. Стили руководства группы зависят от множества причин: число штатных должностей, возраст, образование сотрудников, особенности ведения документооборота, развитость транспортной сети и т. д. На форму отношений между управленческими органами и подчиненными влияет психотип директора.

Все стили руководства и виды руководителей зависят от особенностей личности. Успешность различных категорий директоров можно определить по их управлению персоналом и применяемым эффективным методам.

Харизматичный лидер.

Форма деятельности директора данного типа больше всего нацелена на достижение высоких показателей результативности. Сильный, самоуверенный человек не потерпит провалов и поражений. Его задача – поднять фирму на более высокий уровень с помощью инноваций. Он выслушает подчиненного, но нет гарантии, что примет его информацию в работу.

Дипломат.

Этот директор – эталон профессионализма, благожелательности и хладнокровия. Он всегда невозмутим в общении с сотрудниками. Наиболее эффективный стиль руководства, по его мнению, это коллективная работа.

Как правило, деятельность в подобных фирмах характеризуется высоким командным духом.

Гуманист.

Для такого руководителя отношения с персоналом складываются в форме теплого, дружеского общения. Он воспринимает коллектив как большую сплоченную семью. В подобной фирме зачастую устраиваются праздники и корпоративы. Такой директор не применяет в своей практике строгий контроль и штрафные санкции, но использует другие способы воздействия.

Демократ.

Руководитель этого типа считает основной задачей построение доверительных отношений с коллегами. Ответственность в компаниях с таким стилем руководства равномерно распределяется на директора и подчиненных. В зависимости от точности выполнения поручения формируется и поощрение сотрудника.

Бюрократ.

Такой руководитель дает указания в форме приказов, не терпит лишних слов и диспутов. Цифры, отчеты, справки, служебные записки составляют основную часть деятельности. Для него важно, чтобы все подчиненные строго придерживались распоряжений и инструкций.

Стили руководства в менеджменте совсем недавно выделялись в отдельную категорию. Как правило, манера ведения дел связана с целью организации. Но на сегодняшний день популярно сочетание различных стилей управления и креативный подход к руководству коллективом.

Творческий стиль руководства как основа эффективного управления

Гибкость – важнейшая характеристика эффективного руководства. В каждой конкретной ситуации директор должен грамотно использовать плюсы разных стилей управления и исправлять его отрицательные последствия.

Эффективный руководитель в процессе своей работы должен делать упор на сильные, наиболее удачные качества, не забывая регулярно работать со слабыми. При этом необходимо помнить, что идеальным стилем руководства является творческий подход, характеризующийся тем, что директор при решении различных задач должен гибко, оригинально применять различные приемы, способы, средства, наиболее эффективные и результативные в данной обстановке.

Получается, что творческий стиль управления коллективом – это применение различных методов руководства в зависимости от конкретной ситуации, целей, условий и способов ее решения.

Для данного вида администрирования, прежде всего, свойственно варьирование подходов в зависимости от новизны и характера формирующейся трудности.

В самом деле так, если коллектив находится в процессе становления, лучше всего использовать авторитарный подход, а не коллегиальный. И наоборот, если сотрудники уже сплотились, то коллегиальный стиль будет эффективнее.

Вот важные умения руководителя , в наивысшей степени характеризующие его способности к творческой деятельности и эффективному управлению подчиненными.

  1. Мыслить творчески, масштабно, комплексно, работать на перспективу, учитывая все промежуточные дела и задачи.
  2. Быть демократичным, благосклонным и общительным, одобрять инициативные порывы сотрудников, но становиться жестким и авторитарным с бездельниками.
  3. Быть готовым к обоснованному риску, базирующемуся на грамотном анализе возникающих трудностей, способным надеяться не только на свою проницательность и опыт, но на компетентный расчет.
  4. Проявлять тактичность, благожелательность, но вместе с этим действовать строго и требовательно в случаях, касающихся качества работы и дисциплины.
  5. При решении новых задач опираться на научный подход, опыт, выявлять и детально разбирать, как причины удач, так и источники провалов.