Следственный комитет россии проверит обвинение митрополита тобольского и тюменского рпц мп в педофилии. Кураев назвал иск в суд «долгожданным

Диакон Андрей Кураев публично обвинил митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) в педофилии. В своем ЖЖ он опубликовал анонимное письмо «служителя епархии», который рассказывает о странных привычках владыки. Однако во время написания журналистом ЕАН этого материала пост исчез из профиля диакона.

«Надевать трусы или полотенца в бане строго запрещено. Митрополит ходит голым в толпе голых мальчиков, пьет чай, купается с ними в бассейне. А самые близкие дети допускаются до такого обычая - натирание медом владыки. То есть мальчик наливает на спину митрополиту мед и нежно массажирует его. К этому пускаются только некоторые гимназисты. Владыка так любит баню, что ни разу не пропустил ее. Хотя дел у него много», - пишет аноним.


В пансионе живут около 100 школьников.

«Владыка вызывает к себе домой ночевать гимназистов по списку. Там он их поит чаем, показывает телевизор. Иногда играет в компьютерные игры. Ночуют они в гостевых комнатах. И вот ночью, когда все уснут, он приходит к детям и делает всякое… Если кто-то проснется, владыка уговаривает помолчать. Говорит, что он им так снимает стресс. Самое интересное, что владыка и в поездку с собой берет детей. В Москву, в Тюмень и в другие города.
Дети, которые опытные, знают об этой привычки владыки и стараются не попасть. Кто-то не спит всю ночь, кто-то специально ложится на пол спать, кто-то дежурит по очереди, чтобы не спать. А когда жалуются своим наставникам, им никто не верит. А если кто-то поддался, тому владыка дарит подарки дорогие. У кого-то фотоаппарат, у кого-то телефон, у кого-то кроссовки. А еще все знают, где у владыки лежат деньги, и понемногу там берут. А те, кто не поддаются, их больше не зовут», - делится в письме анонимный источник.

По словам сотрудника епархии, обо всех этих «традициях» давно известно. По словам анонима, есть и семинаристы, которые раньше часто ночевали у владыки.

«Я написал об этом, потому что страшно за детей. И за совесть. Ведь все отрицают все. Директор гимназии сейчас сам из выпускников гимназии, любимчиком владыки всегда был. Поэтому ему говорить бесполезно. А дети привыкают, что нельзя ничего говорить. А потом становятся семинаристами и священниками и тоже работают с детьми», - пишет в опубликованном письме аноним.

«Город у нас маленький, и анонимные заявки не принимают. А что-то делать надо… Прошу простить, что не подписываюсь. Просто еще не уволился из епархии и боюсь, что испортят жизнь», - сообщает он.

Диакон Андрей Кураев писал, что о поведении митрополита ему известно, но вскоре пост без объяснения причин удалил.

«Мы видели этот пост и считаем, что все, что опубликовано, является неправдой. Духовенство епархии готово отстаивать честь своего архиерея. Наш личный опыт, все мы учились в семинарии, не подтверждает этих слов. Мы этому не верим. Считаем все опубликованное заказной провокацией и попыткой очернить митрополита», - рассказал корреспонденту ЕАН пресс-секретарь Тобольской митрополии Григорий Мансуров.

На вопрос о том, кому и зачем было нужно очернять имя митрополита, Мансуров ответить затруднился.

21:37 — REGNUM В Тобольской митрополии второй день в Страстную седмицу бушует скандал, взявший начало с заявления известного диакона Андрея Кураева в его блоге. Некий аноним заявил диакону, который является ярым борцом с «голубым лобби» в Русской православной церкви, что митрополит Тобольский и Тюменский якобы совращает юных гимназистов местной духовной семинарии, передаёт корреспондент ИА REGNUM .

Совращают? Возможно…

«В Тобольске процветает педофилия», — пишет Кураеву неназванный источник. Пишет он ему, чтобы якобы «хоть как-то облегчить совесть и попробовать изменить ситуацию». «В прокуратуру обращаться боюсь. Город у нас маленький, и анонимные заявки не принимают. А что-то делать надо», — объясняет причину своей скрытности аноним.

Якобы митрополит пристает к детям из гимназии Тобольской духовной семинарии, ректором которой является с 1990 года, с непристойными предложениями. «Когда дети жалуются своим наставникам, им никто не верит. А если кто-то поддался, тому владыка дарит подарки дорогие», — пишет аноним Кураеву.

«Понимаю, что поднимется очередной визг: «А почему в суд не подали?» — говорит Андрей Кураев. — Я же отвечу: а почему патриархии плевать на все такие жалобы и слухи? Неужто она сама не может провести честное служебное расследование? Взять все адреса выпускников той гимназии и опросить молодых людей».

В Тобольской митрополии изданию 72.RU моментально прокомментировали публикацию Андрея Кураева. «У нас достаточно большое сообщество священнослужителей в области, много выпускников семинарии. Мы, обсуждая данную тему, эти обвинения, о которых пишет Кураев, не находим им подтверждения в опыте нашего многолетнего общения с данным священнослужителем. Поэтому мы готовы защищать его честь и достоинство. Мы не согласны с тем, что там написано, и считаем это клеветой», — сообщил 72.ru председатель издательско-информационного отдела Тобольской митрополии отец Григорий Мансуров.

«Ложный компромат»

Обвинительная публикация диакона Кураева и конфликт развернулись вчера, 12 апреля. И митрополия уже поздно вечером того же дня выступила с ответным словом через свою пресс-службу.

«Идет Страстная седмица, — отвечает на обвинение пресс-служба. — В Великую Среду вспоминается предательство Иуды. Тайно от всех учеников он идет и продает Учителя за 30 сребреников. В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю, прощание Иисуса Христа с учениками и установления Великого таинства — Евхаристии, через которое все верующие вступают в единение со Христом. За этим следует уже предательство и заключение в узы Христа Спасителя. Пилат вершит неправедный суд. Не находя вины во Христе, он умывает руки, но всё равно отдает его на крестную смерть, это сопровождалось ревом толпы: «Распни! Распни Его!» Лишь только апостолы и жены мироносицы скорбно воспринимали это. Великая Пятница — распятие Христа вместе с разбойниками. Один разбойник злочестивый, он хулил Христа, а другой был благоразумный, который в покаянии исповедовал Христа Сыном Божиим. Господь на кресте сказал ему: «Отныне будешь со Мной в раю». Мы вспоминаем снятие со креста Господа, Его погребение, поклоняемся святой плащанице. Завершается Страстная седмица, и верующие готовятся к великому торжеству веры, к празднику Пасхи».

«В эти дни отправленный за штат диакон Андрей Кураев вбрасывает ложный компромат на Тобольские духовные школы, на Московские духовные школы и на Калужские духовные школы, причем делается это анонимно. Этот вброс далеко не нов. В 2009 году похожие анонимки с тем же содержанием этим диаконом-недоброжелателем уже печатались. Полагаем, что анонимные вбросы не имеют никакого юридического обоснования», — говорится в заявлении.

«Считаем, что все изложенное построено на извращенном восприятии действительности. За 26 лет через Тобольские духовные школы прошли более 1600 учащихся — юношей и девушек — и, конечно, могут найтись недоброжелатели из числа не вписавшихся в регламент учебных заведений, которые могли бы подобным образом попытаться как-то навредить и школе, и ее руководству. А что касается хозяина интернет-страницы, разместившего анонимную клевету «Тобольские жалобы», то недаром в народе говорят: «У кого что болит, тот о том и говорит». У этого заштатного диакона все мерещатся в голове грязные извращения, желание посеять раздор, а также облить грязью Церковь в дни Страстной седмицы», — говорят в митрополии.

«Не дотерпела Епархия»

Сегодня, 13 апреля, пошли в ответ заявления диакона Андрея Кураева, которого, по его словам, никто не отправлял за штат, и он уже 27 лет находится в своем статусе. «Не дотерпела Епархия до конца Страстной. Так скорбели о Страстях Христовых, что все ж таки обратили внимание на далекого «отправленного за штат диакона Андрея Кураева». У епархиальных апологетов плохо с логикой. По их шаблону убийство могут осуждать только убийцы, а не соглашаться с воровством могут только воры ».

Он также говорит, что напрасно тобольские священнослужители полагают, что «анонимные вбросы не имеют никакого юридического обоснования». «Среди помянутых вами 1600 учащихся есть и еще найдутся люди, которые воспользуются судебными прениями для изложения весьма печальных мемуаров. И ваш деспот это знает, — напоминает диакон Кураев. — Обвиненный клирик автоматом запрещается в служении на год, однако при этом ему дается право на защиту. Если он этим правом не воспользовался — то все, лишение сана даже без суда», — заключает диакон.

Мирские ведомства никак пока не откликаются на церковный конфликт. В СКР сообщают, что если факт развращения был, то добро пожаловать с заявлением на митрополита. Но никто с заявлением на «педофила» до сих пор не пришел к следователям. Однако в ближайшие часы Znak.com сообщил, ссылаясь на близкий к РПЦ источник, что Тобольская митрополия намерена судиться с диаконом Андреем Кураевым из-за обвинений ее главы митрополита Димитрия в педофилии.

Источники нескольких уральских СМИ, которые, кстати, тоже остаются анонимными, называют учиненный скандал очередным витком застарелого аппаратного конфликта между группами влияния в центральном аппарате РПЦ. Якобы еще с 90-х годов у митрополита Димитрия были влиятельные враги, которым нравится огромная и богатая на благодетелей нефтегазовая Тобольская и Тюменская епархия, которая стала затем митрополией.

Диакон Андрей Кураев в беседе со Znak.com назвал глупостью версию о своем участии в кампании против митрополита Димитрия как попытке сместить его с поста. «Во-первых, лишить архиерея сана может патриарх одним росчерком своего пера. Для этого не нужно устраивать никаких кампаний. Во-вторых, за годы правления патриарха Кирилла ни один архиерей не был низложен из-за сексуального скандала. Поэтому рассчитывать на это в случае с тобольским митрополитом глупо. Более того, звучат мнения, что я, наоборот, работаю в интересах Димитрия», — заявил Кураев, добавив, что придет в стены суда не один, а с надежными свидетелями — бывшими учениками Тобольской духовной семинарии.

Фото www.pravmir.ru

Одними из громких событий Страстной седмицы стали очередные обвинения иерархов Русской православной церкви в педофилии, прозвучавшие в блоге протодиакона Андрея КУРАЕВА. В частности, разоблачения касались митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина). В пресс-службе митрополии назвали информацию из блога протодиакона не имеющим никакого основания юридическим вбросом. Агентство «РБК-Тюмень» сообщило, что представитель пресс-службы СУ СКР по Тюменской области заверил его корреспондента в том, что опубликованная Андреем Кураевым информация будет проверена ведомством. При этом митрополия не намерена ограничиваться отповедью пресс-службы: как заявил «РБК-Тюмень» пресс-секретарь епархии протоиерей Григорий Мансуров, решение о подаче иска о защите чести и достоинства против Андрея Кураева будет принято после проверки опубликованной им информации Следственным комитетом. На ряд вопросов о своем отношении к возможному судебному разбирательству и том, что может раскрыться в его ходе, протодиакон Андрей Кураев ответил корреспонденту «НГР» Павлу СКРЫЛЬНИКОВУ.

Отец Андрей, можете ли вы подтвердить или опровергнуть информацию о том, что дело дошло до суда и иска против вас?

– Я думаю, что это все-таки из области журналистских преувеличений. Первая информация об этом появилась в интернет-издании «Знак», и оно ссылалось на какие-то свои источники в Тобольской епархии. Я с трудом себе представляю, чтобы интернет-издание обладало информаторами в Тобольской епархии.

– Тем не менее сайт митрополии обвиняет вас в клевете…

– На уровне публицистики написать что-то – дело несложное. На самом деле я буду скорее рад, если они передадут дело в суд, потому что в этом случае оно действительно будет разрабатываться. Но естественно, что никому, даже следователям, в несудебном порядке я имена своих информаторов не давал. Если будет судебное заседание, если будет известно, когда оно состоится – я, конечно, об этом широко сообщу. И я думаю, что из числа тех самых 1600 выпускников Тобольской духовной школы, на которых ссылаются сейчас в митрополии, может найтись та особа, которая даст ответы на вопросы, которые сейчас заданы.

– Вы считаете, что многие смогут подтвердить опубликованные в вашем блоге сведения?

– Я в этом убежден. Тем более что на протяжении нескольких лет после окончания школы, после опыта учебы в Тобольской семинарии не все из них стали церковными работниками – кто-то ушел. По идее, если бы следственные органы заинтересовались проверкой информации, они должны были бы попросить в епархии список людей, которые когда-либо там учились. Не окончили, а учились. И затем поискать тех людей, которые ушли на полдороге, и спросить – а в чем была причина? Почему они ушли?

– Как вы считаете, необходимо ли привлекать светское правосудие к решению данного вопроса? Может ли Церковь справиться с проблемой, если она есть, своими силами?

– Совсем недавно была казанская история (речь идет о схожем скандале в Казанской духовной семинарии, который также освещался в блоге Андрея Кураева. – «НГР»). И в этом смысле она не закончилась ничем. И по светской, и по церковной линии было проявлено явное и открытое нежелание всерьез искать информацию. Те же казанские священники писали мне, что действительно следователи были в семинарии, но они просто прошлись по кабинетам, вошли в кабинет ректора, а со студентами не говорили. А так, формально, ответили, что, дескать, показания в семинарии искали.

– Если против вас все же будет подан иск, как вы расцените это?

– Как нечто долгожданное. Я тоже устал от того, что получаюсь единственным открытым источником информации об этих сторонах нашей духовной жизни. Конечно, я сам хочу, чтобы возникла ситуация, когда будут прения. Чтобы была возможность пригласить людей, которые от себя об этом рассказали бы – возможно, на закрытом заседании. Тоже вопрос, может ли суд обеспечить опрос этих свидетелей или потерпевших таким образом, чтобы их имена не стали известны тем, от кого зависит исход дела. Особенно — митрополиту Димитрию.

– Пыталась ли митрополия связаться с вами лично или опровергнуть ваши сведения?

– Нет. Ни в данном случае, ни в предыдущих – нет.n

Информацию о педофилии в Тобольской духовной семинарии, которую возглавляет митрополит Димитрий, в светское общество запустил православный богослов Андрей Кураев. Именно он разместил в своем блоге анонимное сообщение о чрезвычайной ситуации.

Все официальные институции от разбирательств по данной теме уклонились.
В обсуждениях в сети Интернет часть комментаторов благодарит Кураева за то, что привлек внимание к проблеме, другие обвиняют его в ангажированности и называют опубликованные сведения клеветой. О том, почему богослов поверил чудовищным обвинениям против тюменского митрополита, что должны делать правоохранительные органы и как врут уральские СМИ, Андрей Кураев рассказал в эксклюзивном интервью «URA.RU».

Считаете ли вы серьезной, опасной для обучающихся ситуацию в Тобольской духовной семинарии, которую описали в своем блоге?

Независимо от Тобольской истории тема это серьезная. Я могу процитировать слова патриарха Кирилла, что католическая церковь Америки на грани финансовой катастрофы из-за такого рода случаев. Долгие десятилетия епархиальные власти и Ватикан такую информацию заметали под коврик, прессинговали свидетелей и потерпевших. А затем все-таки к таким жалобам стали внимательно относиться и правоохранительные органы, и пресса. И после этого люди, которые молчали, стали подавать иски. Конечно, среди исков были и фейковые, кто-то хотел попиариться, получить деньги, но было и множество совершенно страшных историй. Множество исков было в судебном порядке подтверждено, и североамериканские католические епархии оказались на грани кризиса.

В информации, которую Вы разместили у себя в «ЖЖ», Вы пишете, что это не единственный случай, что у Вас уже была беседа с семинаристом на тему фактов педофилии в Тобольской семинарии. Обвинения в адрес митрополита ограничиваются вот этими эпизодами, словами семинариста и анонимным письмом?

Начнем просто с комментариев (которые есть в сети Интернет, в частности - под сообщением Андрея Кураева в «ЖЖ» - ред.), там есть сообщения тоболяков. Кто-то из них защищает владыку Димитрия, кто-то нет. Но все они дружно свидетельствуют о том (да я и сам это видел), что владыка Димитрий ходит в общую баню с гимназистами и семинаристами. Это несколько странно для монаха. В Московской духовной академии, где учились и я, и владыка Димитрий, было принято, что есть банные дни для семинаристов, есть дни для преподавателей и они никогда не смешиваются. А для монахов была совершенно отдельная баня, и семинаристам туда ходу нет.

Я понимаю, что многое, что есть в Тобольской духовной семинарии, владыка Димитрий привлек из опыта Московской духовной академии, где он учился. Но именно этой странной привычки там не было. Никто никогда не сможет вспомнить, что ректор академии ходил с первокурсниками в баню. Такого нет. При этом есть масса монашеских наставлений, в которых крайне не рекомендуется монаху обнажаться даже наедине и тем более смотреть на наготу других, независимо от пола. И уж тем более нельзя сближаться с теми, у кого еще усов нет. Так что эта его манера уже сама по себе странна.

А когда мне начинают писать в блоге, что «ну что там, ну было, ну медом натирали, ну мы и друг друга медом натираем, это в порядке вещей» - я говорю, что не везде это в порядке вещей.

Если честно, я не собирался публиковать это письмо. Немало таких жалоб приходит из разных мест. Но в данном случае человек просит и вдобавок он написал на несколько адресов, и у другого священника это письмо появилось. Тогда я решил, что размещу его у себя. Я действительно ранее слышал о таких фактах от людей, которым я доверяю. Естественно, я не буду называть журналистам их имена, а если дойдет дело до судебного расследования - то это не исключено.

Ряд наших собеседников говорил на условиях анонимности, что совместные походы в баню - просто способ, который митрополит Димитрий использовал, чтобы приблизить к себе иподьяконов, чтобы показать, что они будущая элита…

При возможностях и полномочиях владыки Димитрия, чтобы приблизить студента к себе, не нужно лезть с ним в баню и заставлять раздеваться или там массировать. По-отечески улыбнись. Просто не будь все время букой. Поинтересуйся, как они (студенты - ред.) живут. Сколько есть иерархических систем, и армия, и школа, и неужели и в них взаимный эксгибиционизм является единственным способом сближения начальства и подчиненных?

Кстати, когда в Америке был ряд скандалов на эту тему, в том числе в американской православной церкви, она разработала специальную инструкцию, по которой священнику запрещается даже ездить с детьми в машине или школьном автобусе, если, кроме него, нет других взрослых.

Ну, и характер Владыки Димитрия не позволяет предположить, что он искал с кем-то человеческой близости и открытости.

У митрополита такой тяжелый характер?

У него очень тяжелый характер, очень закрытый и очень превознесенный над всеми.

Один из бывших семинаристов говорил нам, что Ваши обвинения в адрес владыки вызваны тем, что Вы человек патриарха Кирилла, а старший брат митрополита Димитрия был главным соперником нынешнего предстоятеля РПЦ в борьбе за престол…

Я уже давно не в команде патриарха Кирилла, поэтому подыгрывания ему в этих вопросах у меня быть не может. Но патриарх Кирилл сделал мне величайший подарок, какой только мог сделать: он подарил мне свободу моих реакций и высказываний, когда уволил из московской академии. Я имею сейчас роскошь редиску назвать редиской. Невзирая на сан, положение или политический контекст.

Приходили ли к Вам представители правоохранительных органов, в частности Следственного комитета, чтобы проверить размещенную Вами информацию о педофилии тобольского митрополита Димитрия?

Нет, ко мне не приходили. Поскольку речь идет не обо мне, а о судьбе вот этих потерпевших, мне нужно будет взять тайм-аут и спросить об их готовности (общаться со следствием - ред.). Одно дело - когда они общались со мной два года назад, другое дело - сейчас. Я должен получить определенные гарантии, что дело не будет замято и люди не пострадают. Потому что уже был опыт имитации такого расследования в Казанской семинарии. Когда представители Следственного комитета приходили в семинарию, отчитались об этом, а потом мне семинаристы рассказали, что следователи просто прошли мимо них в кабинет проректора. Побеседовали с начальством, чай попили и ушли.

Что для этого должны сделать органы следствия?

Прежде всего - изъять в Тобольской епархии списки тех, кто учился в их гимназии и семинарии. Не окончил, а именно учился, особое внимание обратить на тех, кто сам ушел из этих церковных школ. Посмотреть на тех, кто (окончив или нет) вообще не в церковной системе теперь и даже не в Тюменской области. То есть найти свидетелей, максимально независимых от митрополита Димитрия. Для начала надо опросить их, могут ли они что-то о подобном рассказать. И только потом опрашивать зависимых от него людей.

Это ненормально, когда Следственный комитет ждет, пока ему пожалуются. У них есть множество полномочий, чтобы самостоятельно установить, было или не было.

Для Вас эта публикация уже имела последствия? Я имею в виду, например, претензии со стороны Тобольской митрополии?

Интернет-издание «Знак» сообщило, что их источник в епархии сообщил, будто митрополия подает на меня в суд. Я не очень верю этой информации. Вам совершенно верно ее опровергли (пресс-секретарь митрополии отец Григорий Мансуров заявил «URA.RU», что решение о подаче иска против Андрея Кураева может быть принято только после официальной оценки ситуации со стороны правоохранительных органов - ред.). «Знак» - оппозиционное издание, и вряд ли у них могут быть инсайдеры в Тюменской епархии.

Но я буду рад такому повороту событий. Эта история в моей жизни длится с 2013 года. И я устал в одиночку об этом говорить. И если появится площадка для открытого, гласного и честного обсуждения в суде, то я полагаю, что там зазвучат и другие голоса, не только мой, которые об этой проблеме расскажут. В том числе - неизвестные мне сейчас люди, которые прошли через это, придут на такой суд. И я с радостью перестану быть их рупором, потому что передам слово им самим.

Пойдут ли церковные власти в этом вопросе на сотрудничество со следствием, если будет возбуждено уголовное дело? Или попытаются замять дело?

Сотрудничество со следствием может быть разным. Можно помочь следствию закрыть дело. Сегодня я с одним патриархийным чиновником беседовал, и он сказал: «В предвыборный год очень не хочется эту тему поднимать». И я эту логику прекрасно понимаю. Поэтому сотрудничать, несомненно, будут. Вопрос только - в какую сторону? В сторону так называемой стабилизации или в сторону защиты детей и молодежи?

Вы намерены продолжать следить за Тобольской духовной семинарией, проблему предполагаемой педофилии в которой Вы озвучили на всю страну?

Я изначально избрал позицию ожидания. Я могу транслировать чью-то активность. Но я не умею самостоятельно чего-то добиваться в инстанциях, я ни на кого в суд не подаю. Я просто говорю: есть такие сигналы, а потому хоть кто-то, услышьте, начните с этим разбираться!

Капалин Алексей Михайлович

архиепископ

День ангела: 24.02 Род.: п. Удельное Раменского р-на Московской обл.

Дата рождения: 11.03. 1952 г.

Дата пострига: 31.01. 1986 г.

В 1989 году советские органы выдвинули тогда архим. Димитрия кандидатом на выборы в Верховный Совет РСФСР. Как альтернативу о. Глебу Якунину (по Загорскому округу). Семинаристы единогласно голосовали за о. Димитрия - лишь бы услать его подальше от себя. Выборы он проиграл. Но в благодарность ему дали Тобольскую епархию.

Определение Св. Синода о назначении во епископа от 27 октября 1990 г. Хиротония 4 ноября 1990 года в Москве во епископа Тобольского и Тюменского. 19 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа.

Димитрий (Капалин), архиеп.. Наши в Америке!: Как православный Владыка читал лекции в американском университете. Покров. Екатеринбург. 2000 . № 1. с. 4-5.

Седмицa.Ru Архиепископ Тюменский и Тобольский Димитрий (Капалин) 12.10.2004

2008 г., дек. Якобы письмо студентов Тобольской семинарии:

Мы вообще сомневаемся в том, что он верит в Бога. Ведь в Евангелии сказано, что "...по делам их узнаете их". А дела у него такие, что не каждый безбожник себе такое позволяет.

Этот "оборотень в рясе" ведет себя с подчиненными и студентами так, как будто епархия и семинария - это его собственная вотчина, он в ней барин, а остальные - рабы или крепостные крестьяне. Постоянные крики и унижения - вот что мы наблюдали и слышали от этого волка в овечьей шкуре. Между тем его интелектуальные и педагогические способности оставляют желать лучшего. Он больше похож на завхоза, который всегда всем недоволен, а не на правящего архиерея или ректора семинарии. Ближайшее его окружение - это такие же хамы и подхалимы, как и он сам, не блещущие глубоким интелектом временщики. Главным из них является проректор по учебной части - игумен Филарет (Сковородин), которого влыдыка Димитрий возил на ректорское совещание, чтобы представить в качестве будущего ректора семинарии. Это человек недалекого ума, который все никак не может закончить МДА, но при этом давно уже претендует на архиерейский сан. Вся епархия знает, что Филарет должен был стать епископом Чукотским, вместо лишенного сана Диомида, но смерть Патриарха этому помешала (покойный Патриарх поручил владыке Димитрию подыскать кандидата из числа преподавателей Семинарии на это место). Теперь владыка Димитрий продвигает его в свои викарии и ректоры Тобольской Духовной Семинарии. Сам Филарет этого не скрывает и говорит об этом на каждом углу, запугивая нас тем, что когда станет ректором, то с "нами всеми посчитается так, как надо". Нынешние студенты с ужасом ожидают епископской хиротонии о. Филарета, который является живым воплощением всех самых худших качеств владыки Димитрия. Этот оборотень в рясе будет еще хуже, чем его "духовный отец".

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий об итогах Архиерейского Собора 2004 года

Архиереи, принимавшие участие в работе Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, продолжают делится своими впечатлениями от только что завершившегося форума. Корреспондент "Седмицы.Ru" Юрий Клиценко беседует об итогах состоявшегося Собора с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием:

Владыко! Какие вопросы, рассмотренные Собором Вас особенно заинтересовали?

Конечно, каждый Архиерейский Собор - это веха в истории Церкви. Каждый Собор намечает какие-то планы, перспективы. Но отличительная черта этого Собора - это, прежде всего, откровенный разговор, который начал Святейший Патриарх о внутренней жизни Церкви. Всем Преосвященным было очень полезно услышать сказанное Предстоятелем. Мы о многом задумались и попытались правдиво посмотреть на самые важные проблемы, стоящие сегодня перед Церковью. В этом видится залог укрепления Церкви, ее выздоровления после пережитых ею тяжелейших десятилетий гонений. Ведь Церковь земная - это человеческое общество. Человек, бывает, недугует, а бывает, и получше себя чувствует.

Нынешний Архиерейский Собор, на мой взгляд, особо отличает и дух единомыслия, царивший на нем. Мы особо ощутили действие центростремительной силы в Церкви, преодолевающей центробежные тенденции, столь характерные сегодня для нашего мира. Это особенно заметно было на примере Преосвященных, служащих в ближнем зарубежье.

Мне вспоминается, что на прежних Соборах нередко поднимались вопросы, которые разделяли нас. Но сейчас чаще всего было ощущение, что решение стоящих перед нами проблем, напротив, только консолидирует нас, крепче соединяет и сплачивает вместе. Эта черта нынешнего Собора очень нас радует и укрепляет.

Владыко, а каково Ваше мнение насчет последних законодательных решений относительно церковного землепользования?

Конечно, это большая радость, что Президент и Федеральное Собрание утвердили законодательные акты о передаче земли Церкви безвозмездно. Это большой подарок Церкви, и приятно, что он сделан ко времени проведения Архиерейского Собора. Мы ждем теперь, как уже сказал Святейший Патриарх, что, может быть, и дальше будут осуществлены и другие инициативы, облегчающие служение Церкви. Мы надеемся, что будут внесены изменения в Налоговый кодекс страны, поскольку направленная на благо людей деятельность Церковь не должна облагаться налогами - это было бы несправедливо.

Но мы ждем и другого решения, надеясь, что все-таки будет принято и решение о возвращении прежде принадлежавшего Церкви и незаконно у нее изъятого имущества в ее собственность. Все-таки это, будем говорить прямо, уже порядком затянувшийся вопрос. Мы полагаем, что голос Святейшего Патриарха, который, как мы знаем, уже многократно обращался к органам власти с просьбой положительно решить этот вопрос, поддержанный голосами архиереев - участников Собора, в конце концов будет услышан, и историческая справедливость будет восстановлена. Ведь ни в одной цивилизованной стране нет такой ситуации, которая сложилась у нас, когда храмы не принадлежат нашей Церкви или какой-либо иной конфессии, которая их построила и использует в культовых целях. Я думаю, что и наше общество в ближайшее время созреет до того, что соответствующие законы будут приняты, и церковное имущество будет возвращено законному хозяину.

Владыко, известно, что вы уделяете в Вашей епархии большое внимание вопросам духовного просвещения. Какими Вы видите перспективы развития духовного образования у себя, в Сибири, и в Русской Церкви в целом?

В этой сфере тоже есть сегодня очень много проблем. Дальнейшее развития системы религиозного образования крайне необходимо, это очевидно. Но на этом пути возникает множество препятствий.

Взять, например, православные гимназии. Сегодня они просто находятся под угрозой. У нас в епархии 12 православных гимназий, общее число учеников - 880 человек. Но с 1 января может вступить в силу новое положение, согласно которому негосударственные образовательные учреждения будут лишены финансовой поддержки государства. Тогда конечно многие учебные заведения будут обречены на влачить очень скудное существование. И без того мы к этой государственной составляющей бюджета наших гимназий добавляем значительные церковные средства и помощь благотворителей. Но если государственная помощь прекратится, тогда наши православные гимназии может просто раздавить непосильное бремя финансового обеспечения их деятельности.

Но не следует отчаиваться. Будем надеяться и просить власти, чтобы все-таки на государственном уровне было принято решение о том, чтобы церковные школы (церковно-приходские, как они у нас называются) и православные гимназии получали поддержку от государства. Это было целиком справедливо, поскольку они выполняют очень важную воспитательную функцию и к тому же соответствуют государственному стандарту, дают очень хорошее образование. Кстати, выпускники наших гимназий (уже две гимназии у нас прошли полный цикл: с 1 по 11 класс) поступают в университеты, медицинские, педагогические и другие институты, и в семинарии, конечно. От деятельности наших гимназий и государство, и общество заметно выигрывают. Так что, поддержать наши школы - обоюдовыгодно! Тем более, что в них не только образование дается, но еще и прекрасное воспитание. И процент правонарушителей, людей недостойных или аморальных, поверьте, среди наших выпускников намного ниже, чем среди тех, кто окончил обычные школы. Поэтому мы ожидаем наступления 1 января с некоторым напряжением, но в то же время мы думаем, что Господь нас не оставит Своим попечением и поможет решить эту проблему.

Я хочу отметить, что мы не выпрашиваем у государства подачки. Ведь в наших гимназиях учатся дети налогоплательщиков, которые в такой же мере отчисляют свои средства на дело образования. Каждый родитель имеет законное право дать своему ребенку то религиозное образование, которое он считает нужным, соответственно тем убеждениям, которые его семья поддерживает. И если законом предусмотрено бесплатное образование, оно должно распространяться на тех, кто хочет его дать вместе с православным воспитанием. Дети, которые учатся у нас, - это будущие граждане нашей страны. Поэтому несправедливо было бы лишить финансовой поддержки православные гимназии.

Владыко, на Соборе Вы принимали участие в одной из рабочих групп. Какая это была рабочая группа и с какими предложениями Вы выступали на ней?

Я принимал участие в рабочей группе богословия и богословского образования. Я выступал там со следующими предложениями. Во-первых, я предложил расширить деятельность Учебного комитета при Синоде нашей Церкви. Об этом говорил и Святейший Патриарх. В Комитете должны появиться отделы аккредитации и лицензирования, должен появиться методический отдел. Идет реформа, вводятся новые предметы, и нужно разрабатывать методику их преподавания. Нужна помощь провинциальным семинариям. Они не должны отставать от центральных - Московской, Санкт-Петербургской. Именно эту функцию выполнял бы методический отдел Учебного комитета. Это очень важно.

Вообще мне хотелось бы сделать в этой связи такое предложение: может быть, ничего не нужно изобретать, выдумывать, ведь у нас уже есть государственное Министерство образования, поэтому надо изучить его структуру и по ее образцу создать аналогичную в Церкви. Имеется ввиду создание структуры, которая бы включала в себя и лицензирование, и аккредитацию, и методику преподавания, и библиотечные вопросы.

Второе. Надо поднять уровень наших семинарий и, так сказать, их статус во внешнем мире. Если мы объявляем, что семинария - высшее учебное заведение (а у нас уже есть и лицензия соответствующая, и в уставе это записано), то надо и структуру внутреннюю создавать, как у высшего учебного заведения. Значит, надо вводить кафедры - священной истории Ветхого и Нового Завета, церковной истории, богослужебной практики и литургики, догматического богословия и т.д. Важно, чтобы при семинариях вместе с учебной работой велась и научная работа. Это стало бы важным стимулом для преподавателей и учащихся. Кроме того, надо вводить, как и в вузах, ученые степени и звания. Пока что у нас преподаватели защищаются, получают степень кандидата богословия, а потом они зачастую преподает по полтора-два десятка лет, но при этом остаются всего лишь преподавателями. А ведь в вузе он через определенное время при наличии определенных научных заслуг получил бы ученые звания - доцент, профессор. Это, конечно, пока у нас не развито, и налицо наша запоздалость в этом деле.

Часто говорят, что министерство нас пока не признает. Но, по-моему, не надо ждать этого признания, чтобы начать что-то изменять в нашей системе. Надо трудиться самим. Взять ту же проблему научных званий. Есть нормативы в системе образования, касающиеся присвоения степеней и званий - их надо просто переработать на свой лад, приспособить к нашим задачам. Надо создавать свои структуры, аналогичные ВАКу, и так, чтобы они не были фиктивными, но действительно отвечали требованиям, предъявляемым государственной структурой к написанию дипломных, кандидатских и даже докторских работ. Это тоже стало бы большим стимулом для молодых преподавателей, особенно в провинциальных семинариях.

То есть Вы считаете, что нужно повысить уровень церковной науки?

Конечно! И повысится он тогда, когда появится стимул. Нужно показать перспективу для молодежи. А то ведь студент нередко учится и не видит никакой научной перспективы. Он думает лишь о том, что скоро ему надо будет ехать на приход: а там, как говорится, и доход, там расход, там и могила, и кадило, там квартира и кропило. Но ведь нельзя всех студентов равнять, что называется, под одну гребенку. Есть ведь учащиеся более интеллектуальные, чем другие. Надо дать им возможность проявить себя. Если они увидят, что в семинарии можно защищаться и потом получать степени и звания, это сможет их заинтересовать. Польза от этого будет и им самим и Церкви, которая получит хорошо подготовленные, квалифицированные кадры.

Конечно, параллельно необходимо решать и вопросы материального обеспечения. Это, конечно, надо делать, прежде всего, на общецерковном уровне. Но и на епархиальном уровне нужно многое предпринять. Но еще раз повторю, для повышения престижа духовных школ, и прежде всего - семинарий, нам, на мой взгляд, важно сегодня выстроить структуру, которая повторяла бы или соотносилась со светской структурой. Тогда мы сможем говорить и о признании наших духовных школ государством. И тогда можно ставить вопрос уже не сравнении часов тех или иных предметов, а будет достаточно политической воли. Если будет очевидно, что у нас существует та же самая система, та же самая структура, что в государственном образовании, то значит мы соответствуем статусу высшего образования. Тогда, может быть, через 5-10 лет появится такая политическая воля, и будет решено: если еше немного доработать нашу систему, совместить с государственной, то мы добьемся того, к чему сейчас так стремимся.

А это очень необходимо! Ведь, допустим, на Западе никому не приходит в голову подвергать сомнению уровень преподавания в каком-нибудь Католическом университете или протестантский. Там никто не разделяет, как правило, вузы: этот государственный, а этот светский. Нет, к ним одинаковое отношение, потому что они как бы в одном поле деятельности, в одном стандарте. Отличается только их направленность конфессиональная, и никого это не смущает: на равных существуют католические, протестантские, мусульманские учебные заведения. Почему же мы, страна, в которой большинство народа исповедует Православие, боимся назвать православное образование своим именем и признать его как существующее?

В рабочей группе мы еще говорили что нужно, чтобы ректорские совещания были ежегодные, поскольку идет реформа духовного образования. А так как провинция удалена на тысячи километров, нам важно хотя бы раз в год собираться, чтобы обсудить, в каком направлении идет реформа образования. Это важно и для того, чтобы избежать односторонних решений, которые привели бы к ошибкам и перекосам: дескать, в центре приняли - значит, принимайте все.

Я имею в виду, прежде всего, нововведения по языкам - греческому и латинскому. Мне кажется, что здесь какая-то поспешность имеет место. Все-таки должна быть умеренность при осуществлении новаций. Я говорю это не потому, что считаю нецелесообразным преподавание древних языков. Наоборот! Но не должно быть так, чтобы языки преподавались в ущерб другим наукам, прежде всего - богословским и церковно-практическим наукам. Тем более, что мы соотносим сейчас наш стандарт со светским уровнем подготовки в области древних языков.

Так что ректорские совещания могли бы приводить к балансу: все будет взвешено и приемлемо для всех. Это укрепит систему духовного и религиозного образования в нашей стране, в нашей Церкви.