Почему Китай является членом Совета Безопасности ООН? КНР в ООН: путь к глобальному управлению Факты об Организации Объединенных Наций

Сегодня Китай предоставляет ООН больше миротворцев, чем все члены СБ вместе взятые, является одним из лидеров различных экономических программ Организации. Какое место в условиях своего глобального возвышения Пекин в дальнейшем отводит ООН? Будет ли Пекин всемерно повышать ее роль, превращая в важное средство глобального управления миром, или поддержит идею о минимизации функций ООН?

Путь в ООН. Кто помогал и кто мешал?

Многолетняя история восстановления прав КНР в ООН полна драм и интриг. Она успешно завершилась для Пекина 25 октября 1971 г. Тогда Тайвань был исключен из ООН. Его места в организации были переданы КНР, и с 1971 года Китай представлен в ООН только центральным правительством. Таким образом, принцип «одного Китая» восторжествовал в рамках ООН. Оставим пока в стороне эти любопытные сюжеты, в которых еще есть свои нераскрытые вопросы, включая истинную роль американской (Г. Киссенджер и др.) и советской дипломатии. На 26-й сессии ГА 76-ю голосами «за», при 35 «против» и 17 «воздержавшихся» вопрос решился в пользу «одного Китая» (КНР). Любопытный читатель может открыть любой справочник и узнать названия 76 государств, помогавших, и 35 - мешавших китайскому возрождению в ООН. В итоге Тайвань («Китайская Республика») был «удален» из этого самого представительного «международного клуба». Началась новая «эра» китайского представительства в ООН.

42-летний период пребывания не был для Поднебесной формальным. Китайская дипломатия активно продвигала свое видение мира и место КНР в нем, лоббировала интересы стран третьего мира, лидером которого Китай всегда выступал (и выступает), боролась против тайваньского сепаратизма и на определенном этапе - против «советского гегемонизма и ревизионизма».

Обиды и надежды. Почему КНР не нравился Курт Вальдхайм?

Тайваньская мотивация в те годы часто определяла избирательность применения самого грозного оружия Организации - право вето в СБ (15 членов). Китай в свое время ветировал западные проекты резолюций на поддержку стран (Гватемала, Македония), имевших официальные отношения с Тайбэем.

Блокирование кандидатуры известного европейского политика Курта Вальдхайма (1981) и продвижение на пост Генерального секретаря перуанца Хавьера Переса дэ Куэльяра было, скорее, посланием третьему миру.

В 1990-е годы, в условиях начала китайских реформ, просматриваются некие новые элементы в ооновской политике Китая. КНР активно включается в процесс укрепления договорно-правовой системы, подписывает ряд ключевых документов в области нераспространения, включая запрещение использования химического оружия и пр. Неким вызовом Западу, постоянно обвиняющему Китай в нарушении прав человека, стало подписание КНР (1998) «Конвенции о гражданских и политических правах». Однако тогда все это и в мире в целом, и в ООН в частности, воспринималось как частные и несистемные попытки Пекина как-то скорректировать свой имидж.

Новая мотивация. ООН и «китайская мечта»?

Совсем иначе мировая общественность воспринимает китайские предложения в ООН сегодня. Глобализация ооновской деятельности, возможно, началась с 2005 года. Тогдашний председатель КНР Ху Цзиньтао на юбилейном собрании стран-участниц по случаю 60-летия образования ООН изложил китайское видение «гармоничного мира…на основе культурно-цивилизационного многообразия».

Суммируя идеи нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина о достижении «китайской мечты», «национальном возрождении КНР» и более ранние высказывания предыдущих руководителей, можно предположить, что к очередной сессии ГА ООН мир, возможно, услышит обновленную китайскую версию «мира, ответственности и развития».

Изменилось отношение КНР к функциональным средствам ООН: праву вето, миротворчеству, экономической и гуманитарной помощи и др. От разовых тактических акций Китай перешел к системному использованию всех возможных ресурсов и механизмов Организации. Причем изменилась и мотивация. Сегодня это - мотивация повышения роли Поднебесной в глобальном управлении миром. На наших глазах происходит быстрая эволюция позиции КНР в ООН.

Право вето. Кто срывает американские планы на Ближнем Востоке?

Знаковым и показательным примером этой эволюции стал «сирийский случай». «Сирийский кейс» - это попытка создания системы нового глобального управления Китаем, включая использование механизмов ООН. Впервые Китай и Россия, используя ресурсы права вето, выступили глобальными регуляторами ближневосточного процесса. Впервые в «постбиполярной» (после 1991 г.) истории задуманный США и Западом проект провалился. Российско-китайское ветирование разрушило, казалось бы, уже предопределенный в Вашингтоне сценарий большой войны на Ближнем Востоке и раздела Сирии.

На дальнейшее возвышение Поднебесной в Организации указывает и позиция ее руководителя Пан Ги Муна, который на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином 19 июня 2013 г. призвал Китай играть «большую роль в решении глобальных и региональных проблем». В частности, именно тогда он сказал, что КНР «…предоставляет ООН больше миротворцев, чем все остальные постоянные члены Совбеза вместе взятые».

Генсек назвал три главных вызова для «голубых касок» ООН: угрозы миротворцам от террористов-смертников, недостаточность оснащения миротворческих сил (использование беспилотников и др.), «необходимость постоянной и устойчивой политической и материальной поддержки со стороны Совбеза ООН ». Скорее всего, Пан Ги Мун не просто так информировал китайского руководителя, а надеялся на позитивный ответ и обещание помощи. Надежды оправдались. Си Цзиньпин пообещал, что «Китай будет активизировать свои усилия» по ключевым проблемам в «поддержку Целей развития тысячелетия ООН ».

Реформирование ООН. Какой расклад выгоден Пекину и Москве?

Часть китайских экспертов выступает за радикальное реформирование ООН и расширение состава членов СБ, включая ее постоянных членов из числа крупных развивающихся стран. Другая часть, наоборот, призывает к большей осторожности при расширении этого института.

Само же руководство КНР, выступая за реформы, тем не менее достаточно сдержанно относится к каким-либо глубоким переменам в Организации. Объективно, большинство ооновских программ и проектов в настоящее время работает на мирное «возвышение» Китая. Сформировалась надежная российско-китайская «связка» в пятерке постоянных представителей СБ, которая является дополнительной гарантией многих китайских глобальных и региональных инициатив.

Для России такой расклад объективно выгоден. Китайское «возвышение» в ООН не противоречит российским целям и задачам ни в рамках Организации, ни в отдельных регионах мира. Более того, возможно, что в «сирийском случае» Россия в одиночку (без поддержки Китая) и не рискнула бы использовать свое право вето. Равно, как и наоборот.

Специально для безграмотных и дурно воспитанных - в столбце "Дата вступления в ООН" для Российской Федерации указано: "24 октября 1945 года (СССР)", т.е. в 45 году членом этой международной организации стал Союз Советских Социалистических Республик. Стоит отметить, что основы деятельности ООН и её структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции, т.е. СССР в том числе.

После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель СССР в вопросах ядерного потенциала, внешнего долга, государственной собственности за рубежом, а также членства в Совете Безопасности ООН, т.е. Российская Федерация является полноправным правопреемником СССР - с международно-правовой точки зрения это одно и тоже государство, следовательно членство нашей страны в рядах ООН с 1945 года бесспорно.

Для повышения вашего уровня интеллекта:

Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

  • Разделение - государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые
  • Выделение - из государства выделилась часть, но само государство осталось
  • Объединение - два и более государства становятся одним
  • Присоединение - одно государство присоединяется к другому

Восполню ваш образовательный пробел и по другому вопросу. Вы заявляете, что Российской Федерации в 1945 году "и в помине не было..." - если вы из-за умственной ограниченности не смогли выучить историю своей страны, то это не значит, что РФ не существовало. Вот вам исторический факт: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР) - союзная республика в составе СССР с 1922 по 1991 г. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Российская Советская Республика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика было введено Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. Наряду с вышеперечисленными официальными названиями в советский период также широко использовались такие неофициальные названия как Российская Федерация и Россия.

P.S. Как совет - попытайтесь перейти с жаргона люмпена на нормальный русский язык...

Не совсем так. Всё сложнее.

При всём кажущемся сходстве некоторых аспектов внешняя политика РФ и КНР принципиально различаются. Цель Китая, вставшего на путь развития и роста экономики, – стать одним из лидеров международного сообщества, занимающего взвешенную, ответственную и реалистичную позицию по мировым проблемам. Кстати, именно эта цель отчётливо прозвучала в ходе недавнего выступления председателя КНР Си Цзиньпина на экономическом форуме в Давосе, где он неожиданно для всех выступил в защиту глобализации как будущего мирового устройства в отличие от протекционистской политики Трампа.

Цель нынешнего руководства РФ – вынудить США к координации своей политики с Москвой на условиях разделения сфер влияния.

Отсюда – различный взгляд на ООН и Совет Безопасности (СБ) и различная мотивация позиций в СБ: Китай использует трибуну ООН и свой статус постоянного члена СБ для формирования имиджа ответственного мирового лидера, России же СБ важен прежде всего как инструмент блокирования действий США и осуждения политики Вашингтона. Вот почему роль представителя РФ при ООН – это прежде всего роль пропагандистского рупора.

Временной горизонт внешней политики Китая расчитан на десятилетия, если не больше. В её формировании МИД, как политическое ведомство, играет далеко не центральную роль. Значительно сильнее влияние экономических интересов и выражающих их государственных и полугосударственных организаций. Сама же политика координируется комиссией Политбюро в главе с председателем КНР.

Внешняя политика Москвы ситуативна, строится в зависимости от действий США и несильно конфигурируется интересами экономики.

Да, по ряду международных вопросов позиции КНР и РФ совпадают между собой, не совпадая при этом с позицией США или западных стран в целом. Вместе с тем поле такого совпадения нешироко и касается в основном неприемлемости смены действующего режима под флагом ООН. Вот почему Пекин и Москва несколько раз на протяжении последних нескольких лет накладывали вето на резолюции СБ по Сирии, что снижало роль ООН в защите населения от агрессивных действий режимов в их собственных странах.

В том, что касается Ирана, позиция обеих стран в ООН определяется неприемлемостью его ядерной программы. Но с другой стороны, для каждой из них Иран имеет региональное значение: Москва использует Иран (как, в свою очередь, и он её) для поддержки своих действий в Сирии, а Пекину Иран важен с точки зрения диверсификации поставок нефти и реализации ряда региональных инфраструктурных проектов.

По КНДР ситуация ещё более узкая: ни Пекину, ни Москве не нравятся ядерные провокации и шантаж Пхеньяна, но реальные рычаги влияния на северокорейское руководство есть только у Пекина, который, в конце концов, этими рычагами может воспользоваться, хотя бы ради того, чтобы не усиливать военное присутствие США в регионе, к чему дело всё больше идёт в виду нарастающей ядерной угрозы со стороны КНДР.

Россия не является для Китая союзником – слишком много расходящихся, если и не прямо конфликтующих интересов. Часть из них связана с Центральной Азией, влияние на которую со стороны Китая увеличивается в основном за счёт России. У Китая острые проблемы и конфликты со многими своими соседями на Дальнем Востоке и в Южной Азии, которые являются для России исторически важными партнёрами – Индия и Вьетнам, а также Южная Корея.

Противоречит российским экономическим и политическим интересам масштабный китайский проект создания нового «Шёлкового пути», в рамках которого за счёт китайских кредитов или даже прямого финансирования формируется замкнутая на Китай инфраструктура торговли и экономического сотрудничества с десятками стран в Азии, Европе и на Ближнем Востоке. Реализация этого проекта отодвинет Россию на периферию экономической активности в Евразии. Но Москва, судя по всему, ещё не вполне понимает, что происходит.

Китай направляет за границу растущее число миротворцев в голубых касках и беретах ООН.
Фото Reuters

25 октября 2011 года исполнилось 40 лет со дня восстановления законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций. За эти четыре десятилетия радикально изменились и сам Китай, и мир. Многое изменилось и в деятельности КНР в ООН. Из неопытного новичка Пекин постепенно превратился в одного из самых последовательных защитников ведущей роли ООН в обеспечении международного мира, в твердого поборника провозглашенных организацией целей глобального и социального развития.

«Течение истории неудержимо»

25 октября 1971 года 26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 76 голосами «за» при 35 «против» и 17 воздержавшихся одобрила внесенный 23 странами проект резолюции и приняла за № 2758 решение о восстановлении законных прав КНР в ООН. «Течение истории неудержимо» – так оценили это событие в Пекине.

Почему же точкой отсчета стала именно осень 1971 года – ведь подобные резолюции, регулярно вносившиеся и раньше, постоянно не набирали нужного числа голосов? Сегодня не вызывает сомнения, что поворотным моментом явился знаменитый секретный визит Генри Киссинджера в Пекин в июле 1971 года. Как позднее пояснил в мемуарах сам политик, многие страны, прежде не решавшиеся отдать голос за Китай из-за опасений того или иного наказания со стороны США, изменили позицию ввиду взятого Вашингтоном курса на примирение с Китаем.

Ради сохранения формальных приличий удаление из ООН Тайваня, находившегося там под флагом Китайской Республики, было обставлено ритуальными арьергардными боями, которые вел бывший тогда представителем США в ООН Джордж Буш-старший. Но они уже ничего не решали. 15 ноября делегация КНР во главе с Цяо Гуаньхуа впервые приняла участие в работе Генассамблеи. А Джордж Буш, видимо, поднаторевший в китайских делах, несколько позже возглавил первую официальную миссию связи США в КНР┘

От «безмолвного труженика» до активного участника

В 1970–1980-х годах Китай не отличался высокой активностью в ООН. Ему явно не хватало опыта. Так, в 1972 году Пекин пошел против «течения истории», попытавшись заблокировать прием в организацию отпавшего от «большого Пакистана» Бангладеш.

Тем не менее время от времени Китай использовал трибуну здания на Ист-Ривер для громогласной демонстрации своей принадлежности третьему миру.

О неизменном нахождении Китая в данной группе государств заявил на спецсессии ГА ООН в 1974 году будущий архитектор политики реформ и открытости Дэн Сяопин. О том же свидетельствовало и неоднократное применение Китаем права вето при выборах генерального секретаря ООН. И если в 1971 и 1976 годах Пекин, ратовавший за избрание на этот пост представителя развивающихся стран, довольно быстро шел на компромисс, то в 1981 году он 16 раз блокировал избрание на третий срок Курта Вальдхайма, открыв дорогу к посту генсека Пересу де Куэльяру. Однако в целом радикальная переналадка внутренней и внешней политики страны в эти два десятилетия объективно ограничивала взаимодействие КНР с ООН.

Ситуация стала быстро меняться после знаменитой поездки Дэн Сяопина на юг страны в начале 1992 года, которая обозначила возвращение КНР к широкому проведению политики реформ и открытости. Необходимость активизации деятельности на международной арене диктовалась и задачей отстаивания ориентиров развития и интересов Китая после распада СССР.

С 1992 года ускорился процесс подключения Китая к основным договорно-правовым режимам и конвенциям ООН, в том числе по вопросам защиты интеллектуальной собственности, биоразнообразия, прав человека, по морскому праву и ядерной безопасности. Китай стал одним из первых государств, подписавших Договор о запрещении развития, производства, складирования и использования химического оружия и о его уничтожении. В 2003 году КНР подписала, а в 2005-м ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. В 1997 году КНР подписала Международную конвенцию об экономических, социальных и культурных правах человека, а в 1998-м – Конвенцию о гражданских и политических правах.

Из «безмолвного труженика» Китай трансформировался в одного из самых последовательных защитников провозглашенных ООН целей глобального социального и экономического развития, в активного участника большинства переговорных механизмов по вопросам разоружения и нераспространения ядерного оружия. КНР стала чаще использовать трибуну ООН для оглашения тех или иных собственных принципов. Так, председатель КНР Ху Цзиньтао, выступая 15 сентября 2005 года на встрече глав государств – членов ООН по случаю 60-летия организации, выдвинул идею совместного строительства гармоничного мира на основе его культурно-цивилизационного многообразия.

Участие в миротворческих операциях ООН

Важным направлением деятельности КНР в ООН является участие в ее миротворческих операциях. Пойти на такой шаг Пекину было непросто – ведь он в какой-то мере противоречил провозглашенному им принципу неразмещения воинских контингентов за рубежами страны. Однако осознание всей важности миротворческих операций для выполнения ООН ее незаменимой роли в обеспечении глобальной безопасности возобладало. В 1988 году КНР присоединилась к деятельности Специального комитета ООН по миротворческим операциям, а в апреле 1989-го впервые предоставила в распоряжение Группы ООН по помощи в осуществлении переходного периода (ЮНТАГ) группу гражданских лиц для наблюдения за выборами в Намибии. В общей сложности с 1990 по 2009 год Китай принял участие в 18 миротворческих миссиях ООН, направив за рубеж свыше 11 тыс. миротворцев, из них 1100 – военных наблюдателей. По состоянию на 30 июня 2009 года в миротворческих миссиях ООН находились 2148 миротворцев из КНР. Китай предоставил больше миротворцев, чем другие постоянные члены Совета Безопасности ООН. В июне 2009 года в Пекине был создан миротворческий центр Министерства обороны КНР, предназначенный для подготовки персонала и обмена опытом деятельности в данной сфере.

По оценке китайских экспертов, активное участие КНР в миротворческих операциях отражает усилия страны по выполнению своих обязательств в деле обеспечения международного мира и безопасности. Одновременно оно помогает Пекину лучше интегрироваться в международный режим обеспечения безопасности и тем самым содействовать собственной безопасности.

КНР и право вето в Совбезе

В Китае подчеркивают, что страна, обладающая в качестве постоянного члена Совета Безопасности правом вето, подходит к его применению «взвешенно и осмотрительно».

В конце 1990-х годов Пекин дважды воспользовался правом вето для того, чтобы отбить покушения на принцип «одного Китая». Речь идет о вето Китая при голосовании в СБ ООН проекта резолюции о направлении группы военных наблюдателей в Гватемалу (1 октября 1997 года) и при голосовании по вопросу о продлении пребывания в Македонии военной миссии ООН с превентивными целями (25 февраля 1999 года). В обоих этих случаях Китай руководствовался «основополагающим принципом защиты суверенитета», так как Гватемала, игнорируя предостережения КНР, пригласила на церемонию подписания мирных соглашений представителя администрации Тайваня, а Македония 8 февраля 1999 года установила с Тайванем дипломатические отношения.

Еще одной причиной применения Китаем права вето становилось желание предотвратить необоснованное вмешательство во внутренние дела других стран. В январе 2007 года КНР вместе с Россией и ЮАР голосовала против проекта резолюции Великобритании и США «О ситуации в Мьянме», что мотивировалось отсутствием угрозы со стороны Мьянмы миру и безопасности в регионе. 11 июля 2008 года КНР вместе с Россией по тем же мотивам голосовала против предложенной США и Англией резолюции с осуждением внутренней политики президента Зимбабве Роберта Мугабе. Несколько особняком стоит недавнее вето, наложенное Китаем вместе с Россией в Совете Безопасности ООН при голосовании проекта резолюции ряда европейских стран о ситуации в Сирии. Его причиной стал отказ авторов проекта резолюции зафиксировать обязательство воздержаться от военного вмешательства в ситуацию в Сирии.

Пекин и проблемы реформы ООН

Особенности позиционирования КНР в ООН нашли отражение в эволюции ее подхода к реформе этой организации. Здесь можно выделить три этапа.

В 1990-х годах Пекин весьма активно поддерживал реформу организации, поскольку она была созвучна китайскому тезису о необходимости создания нового международного политического и экономического порядка. Китай выступал за усиление в деятельности ООН акцента на экономические и социальные проблемы, за повышение представительства развивающихся стран.

В конце 1998 – начале 1999 года все сильнее стало проявляться стремление США и их союзников по НАТО оказать давление на Югославию по косовской проблеме, причем действуя в обход ООН. 24 марта 1999 года ВВС НАТО без непосредственной санкции Совета Безопасности ООН начали бомбардировки стратегических объектов в Сербии. В этой ситуации на первый план для Китая, как и для России, вышла задача не той или иной реформы ООН, а защиты ее легитимности и центральной роли в обеспечении мира и безопасности. В Совместном заявлении глав государств от 23 ноября 1998 года РФ и КНР констатировали, что главная уставная ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности «ни при каких обстоятельствах не должна ставиться под сомнение» и что «любые попытки обхода совета чреваты подрывом существующего механизма поддержания мира». Год спустя в Совместном заявлении по актуальным проблемам современной международной обстановки от 9 декабря 1999 года Китай и Россия высказались «за сохранение в неизменном виде уставных полномочий нынешних постоянных членов Совета Безопасности», охарактеризовав данное положение как «необходимое условие обеспечения эффективности и стабильности ООН». Тем самым было положено начало второму этапу эволюции подхода КНР к реформе ООН, который продлился примерно до 2003–2004 годов. КНР стала выступать не за реформу ООН вообще, а за «рациональную и ограниченную реформу», которая «выдержала бы проверку временем и была бы приемлема для подавляющего большинства членов организации». Соответственно Пекин выступил против введения каких-либо конкретных сроков завершения преобразований.

Третий этап, продолжающийся по настоящее время, характеризуется тем, что Пекин, поддерживая саму идею реформы, воздерживается от активных действий и не форсирует события, апеллируя к необходимости достижения максимально широкого консенсуса по вопросу о новых постоянных членах СБ.

Став в последнее 20-летие членом подавляющего большинства влиятельных международных организаций и переговорных механизмов, КНР продолжает рассматривать в качестве важнейшей на этом направлении свою работу в ООН. Отчасти это связано с тем, что, по оценке китайских экспертов, «ни в какой другой международной организации Китай не занимает более высокого места, чем в ООН, и никакая другая международная организация не оказала на Китай большего влияния, чем ООН». Сказалось и то обстоятельство, что основополагающие принципы ООН оказались созвучны внешнеполитическому курсу КНР.

ЖЕНЕВА, 12 июля. /ТАСС/. Всего 37 стран, включая Россию, высказались против попыток западных стран очернить политику Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В письме, представленном в пятницу на 41-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) и переданном в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), они отметили открытость действий КНР, пригласившей дипломатов, журналистов и представителей международных организаций посетить Синьцзян, и призвали структуры ООН, включая СПЧ, "вести свою работу объективно и беспристрастно".

Поводом для демарша 37 стран послужило направленное в среду в ООН письмо, подписанное послами 22 западных государств. В нем говорилось об обеспокоенности по поводу соблюдения прав уйгуров и других меньшинств Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Ответное письмо представил в пятницу на сессии СПЧ китайский посол. В послании говорится, что работа Совета "должна вестись в объективной, транспарентной, неселективной, конструктивной, неконфронтационной и неполитизированной манере". Подчеркнута неприемлемость "политизации вопросов прав человека" и "публичного давления" на страны. Авторы письма напоминают, что "терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм нанес огромный ущерб народу и всем этническим группам в Синьцзяне". Китай предпринял шаги по борьбе с терроризмом и радикализмом, включая создание центров образования и профессиональной подготовки, и сейчас "безопасность вернулась в Синьцзян", и там защищены права всех этнических групп.

"Мы приветствуем приверженность Китая открытости и транспарентности", - отмечается в письме. Свидетельством является приглашение дипломатов, журналистов и представителей международных организаций в Синьцзян. "Увиденное и услышанное ими в Синьцзяне полностью противоречит тому, что сообщала [западная] пресса, - говорится в послании. - Мы призываем соответствующие страны воздержаться от выдвижения необоснованных обвинений против Китая, базирующихся на неподтвержденной информации".

Это письмо подписавшие его страны попросили зарегистрировать в качестве официального документа сессии СПЧ. Среди них - Россия, Белоруссия, Куба, Сирия, Венесуэла, КНДР, Алжир, Нигерия, Катар, Оман и Саудовская Аравия.

Совет ООН по правам человека рассмотрел на 41-й сессии (24 июня - 12 июля) ситуацию почти в 30 странах, в том числе на Украине, в Венесуэле, Мьянме, Судане, Демократической Республике Конго и Бурунди. СПЧ - межправительственный орган системы ООН. Он был создан в 2006 году. В его составе 47 государств, каждое из которых избирается большинством голосов членов Генассамблеи ООН путем прямого тайного голосования. Россия в этом году не входит в СПЧ, но активно участвует в его работе.

Ситуация в Синьцзяне

Находящийся на северо-западе Китая Синьцзян-Уйгурский автономный район населен одним из наиболее многочисленных национальных меньшинств КНР - уйгурами, большинство которых исповедует ислам. По данным властей Китая, в Синьцзяне действуют сепаратистские группировки, связанные с международным террористическим исламистским подпольем.

В августе 2018 года представители УВКПЧ заявили, что в их распоряжение поступили "объективные данные" о том, что в исправительных лагерях Синьцзян-Уйгурского автономного района якобы "могут противозаконно содержаться" до 1 млн уйгуров. Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет предложила отправить наблюдателей в этот регион, высказав обеспокоенность по поводу ситуации.

Власти Китая многократно опровергали информацию о создании масштабной сети пенитенциарных учреждений в Синьцзяне. В конце 2018 года они впервые подтвердили, что в регионе функционируют "центры образования и профессиональной подготовки". По заявлению китайских официальных лиц, в них содержатся "попавшие под влияние идей терроризма и экстремизма лица", где их обучают китайскому языку, основам письма, повышению коммуникативных навыков, основам законодательства КНР. При этом точное число проживающих в этих центрах лиц власти Китая не публиковали.