Куда нужно поступить стать стюардессой. Профессия стюардесса

Работа бортпроводника или стюардессы одна из самых романтичных в мире. Только представьте: голубое небо, вы в красивой форме, во круг вас много новых, интересных людей и дальние страны впереди. Чем не мечта? Тем более что для осуществления этой мечты не надо долго учиться. Бортпроводников и стюардесс готовят все крупные авиакомпании . В первую очередь это связано с тем, что в сфере авиаперевозок большая текучка кадров. Несмотря на кажущуюся легкость, профессия бортпроводника достаточно тяжелая и в физическом и в эмоциональном плане. Частая смена часовых поясов, перепады давления и стрессовые ситуации не добавляют здоровья и многие не выдерживают, предпочитая небу земные профессии. Но если вы твердо решили, что небо ваша стезя, то есть несколько вариантов получения профессии бортпроводник и дальнейшего трудоустройства.

Бесплатное обучение бортпроводников и стюардесс

Если вы хотите бесплатно освоить эту профессию, то достаточно обратится на соответствующие курсы в любую авиакомпанию. Если приемная комиссия сочтет вас достойным кандидатом, вы пройдете, обучение на курсах бортпроводников и в счет их оплаты подпишите 3-х летний трудовой договор с авиакомпанией. В случаи преждевременного расторжения договора, вы будете обязаны оплатить стоимость курсов. Поэтому хорошо подумайте перед тем, как связывать себя обязательствами.

Платное обучение бортпроводников и стюардесс

Если вы хотите самостоятельно решать, на каких условиях и где трудиться после получения специальности бортпроводник, то вам дорога в «Школу проводников » на базе Московского государственного технического университета гражданской авиации. Эта школа работает с 1995 года и зарекомендовала себя как лучшая. Программы подготовки в школе составлены на базе аварийных процедур ЦП "Люфтганза", стандартов сервиса авиакомпании "Австрийские авиалинии", соответствуют требованиям ICAO и соотнесены с требованиями российского воздушного законодательства. Также в ней можно обучится уникальным специальностям, например «Организация обслуживания Главного пассажира и пассажиров VIР в самолетах компоновки "салон" в корпоративной авиации». На данный момент курс первоначального обучение в школе бортпроводников стоит порядка 36000 рублей.

Какие критерии отбора для стюардесс и бортпроводников?

Хорошее здоровье;
Приятная внешность;
46-й размер одежды у девушек;
до 54-го размера одежды у юношей, без склонностей к полноте;
Рост: у девушек 165-175 см., у юношей 175-185 см;
Адекватность, коммуникабельность, стрессоустойчивость;
Обязательно знание разговорного английского языка.

Карьера и зарплатные ожидания стюардесс и бортпроводников

Проблем с трудоустройством в сфере авиаперевозок нет, рынок труда испытывает постоянный спрос на стюардесс, а для юношей - бортпроводников все двери открыты. Это объясняется тем, что молодых людей в этой профессиональной области мало, а на борту самолета их должно быть не менее двух.
Что касается зарплаты - у начинающих она в среднем 22 тысячи рублей, повышение зарплаты зависит от налетанных часов. После года работы на внутренних рейсах, вы сможете обслуживать международные, и ваша зарплата достигнет 30 000 50 000 рублей.

Особенности профессии бортпроводника

Существует заблуждение, что стюардесса это такой же обслуживающий персонал, как скажем официантка. Однако это не так, в первую очередь стюардессы и бортпроводники отвечают за безопасность пассажиров на ботру самолета. Они в совершенстве должны владеть техникой безопасности, основами оказания первой помощи, пользоваться аварийно-спасательными средствами (огнетушителями, дымозащитными масками, кислородными баллонами), разбираться в особенностях конструкции разных моделей самолетов (ИЛ 86, Ил 62, Ту 154, ТУ 134, ЯК 42 и др.), а также уметь грамотно рассказать пассажирам о ситуации и успокоить их.

Воплощать идеал женской красоты, проявлять благородство и заботу и при этом каждый день видеть новые города. Мечтаешь о такой жизни? Поступай в стюардессы!

Несмотря на романтический ореол, работа бортпроводницы требует серьезного подхода, быстрой реакции и стрессоустойчивости, без которых будет сложно успокоить недовольных обслуживанием или просто взволнованных перелетом пассажиров. Впечатлительная и нервная девушка вряд ли сможет поддерживать правильный психологический климат в салоне на протяжении полета. А ведь главная задача стюардессы – создать пассажирам максимально комфортные условия и обеспечить их безопасность.

Если ты готова взвалить на свои хрупкие плечи эти хлопоты, то первым делом тебе нужно позвонить в понравившуюся авиакомпанию и узнать, где и когда можно записаться на курсы стюардесс. Авиакомпанию постарайся выбрать как можно более известную, поскольку далеко не все могут позволить себе подготовку кадров за свой счет. А в перспективе престиж авиакомпании будет положительно сказываться на твоей заработной плате.

Школы стюардесс есть по всей России, самая крупная работает при московском Шереметьево. Чтобы поступить, нужно пройти конкурсный отбор, первый этап которого – собеседование. Важным критерием является внешность. От стюардесс не требуют ослепительной красоты – достаточно иметь приятное и миловидное лицо. А вот рост, вес и возраст кандидатки должны соответствовать куда более строгим условиям. Необходимо быть не моложе 18 и не старше 30 лет (хотя иногда работодатель устанавливает более низкую возрастную планку – 25 лет), иметь вес от 54 до 65 кг. Девушки с низким весом считаются слишком «легкими» для полета, а барышни тяжелее 65 кг, а также те, чей размер одежды превышает 46-й, считаются склонными к полноте и к обучению не допускаются. Считается, что полнота может быть признаком каких-либо проблем со здоровьем, которые недопустимы для бортпроводника. Кроме того, это вызвано требованиями экономии места, ведь просторными проходы в салоне и кухню в самолете назвать сложно.

Рост абитуриенток должен быть 164–175 см, поскольку стюардесса должна без проблем дотягиваться до верхней полки. На лице и других видимых участках тела не должно быть татуировок, крупных родинок, шрамов и других физических дефектов. Никакого пирсинга, экстремального цвета волос и перманентного макияжа. Все чаще авиакомпании подбирают стюардесс по определенному типу внешности, в том числе и цвету волос.

Бортпроводница

На собеседовании не забудь как можно более полно рассказать о своем образовании. Солидные работодатели предпочитают девушек с высшим профессиональным образованием, особенно медицинским, психологическим или управленческим. Знание иностранного языка на разговорном уровне (а лучше двух) тоже играет значительную роль. Желательно предварительно окончить курсы, выдающие диплом государственного образца, но аттестата средней школы с углубленным изучением английского будет достаточно. Чтобы проверить твое знание языка, тебе предложат сделать перевод и пройти грамматический тест.

Следующий этап – медицинская комиссия. Именно на нем отсеивается более двух третей конкурсанток. Отменное здоровье для стюардессы не прихоть, а необходимость. Резкие перепады давления, высота, быстрая смена часовых поясов и климатических зон не должны провоцировать рецидив или обострение каких-либо заболеваний. Тебе придется пройти множество осмотров и сдать анализы. Проверять будут не только слух, зрение и состояние других жизненно важных органов. Предстоит сложное испытание на устойчивость к турбулентности и умение крепко держаться на ногах. В частности, тебя посадят в специальное вращающееся кресло, будут раскручивать в течение нескольких минут, а потом предложат пройти по прямой линии и не оступиться. Если ты успешно пройдешь медкомиссию, тебе выдадут справку ВЛЭК (врачебно-летной экспертной комиссии), которая действует в течение года. Эта справка будет твоим медицинским допуском к полетам.

Заключительный этап конкурсного отбора – общение с психологом. Он проведет тестирование и предложит сыграть в ролевую игру под названием «экипаж космического корабля», в частности, разыграет возможные критические ситуации на борту. Это делается с целью выяснения эмоциональной пригодности, стрессоустойчивости и составления психологической характеристики личности будущего сотрудника.

Стюардесса

Теперь, когда большинство трудностей позади, поздравляем – тебя приняли! Учеба будет длиться примерно два-три месяца. Если школа находится в другом городе, то авиакомпания возьмет расходы по проживанию на себя. По прибытии в школу будут сформированы учебные группы по 10–15 человек в каждой. Стандартный курс обучения включает изучение типов самолетов, оказание медицинской помощи, обеспечение безопасности полетов, страноведение (куда входит изучение культуры, обычаев и политики иностранных государств). Будут проводиться практические занятия по правильному поведению в чрезвычайных ситуациях – на них ты научишься грамотно проводить посадку на воду («водным объектом» будет служить бассейн), эксплуатировать надувные лодки и трап при экстренном приземлении. Тебе расскажут, как за 30 секунд обеспечить всех пассажиров спасательными жилетами, а за 90 – эвакуировать всех из салона при пожаре. Относительно недавно в подобных учебных заведениях начали обучать навыкам дефиле и правильно накладывать макияж.

Перед выпуском тебя ждет экзамен на знание пройденного материала. Насколько успешно ты училась, будут определять с помощью теста, результаты которого, как и в обычной школе, оцениваются по пятибалльной шкале. Для получения свидетельства о прохождении курсов нужно сдать его на «четыре» или «пять» и отлетать 30 учебных часов под руководством опытного инструктора. К свидетельству прилагается сертификат, удостоверяющий квалификацию бортпроводника третьего класса. После этого авиакомпания предложит тебе пополнить стройные ряды «небесных ласточек» – подписать трудовой договор и получить допуск к полетам.

Подписав контракт, ты станешь лицом авиакомпании – обаятельной «небесной» девушкой, которая сегодня видит Эйфелеву башню, а завтра гуляет по узким улочкам Венеции. Тебя ждут полеты не только во сне, но и наяву, а также возможность увидеть весь мир своими глазами.

Есть такие профессии, которые окружены ореолом романтики. В качестве примера можно привести специальность бортпроводницы. Она предоставляет возможность много путешествовать, общаться с иностранцами, ходить в аккуратной и женственной униформе. Но заслужить право работать в этой сфере не так-то просто. Кандидатки должны соответствовать целому набору критериев. Если вы хотите узнать, как стать стюардессой, то придется отнестись к этому вопросу со всей серьезностью.

Личные качества

Каждая девушка, мечтающая овладеть указанной профессией, обязана иметь определенные особенности характера. Если вы по натуре нервный человек и склонны принимать все близко к сердцу, вряд ли вас допустят на борт самолета. Вот еще черты, которые важны:

  • быстрая реакция;
  • общительность;
  • стрессоустойчивость;
  • уравновешенный характер;
  • трудолюбие.

Во время полета нередко случаются чрезвычайные ситуации, сопровождающиеся паникой. В сложившихся обстоятельствах бортпроводница обязана создавать благоприятную психологическую обстановку. Ее тон разговора, а также выражение лица должны внушать спокойствие.

Если вы считаете, что соответствуете перечисленным критериям, можно переходить к следующему этапу. Вам следует выбрать авиакомпанию, которая кажется более привлекательной для работы. При этом вы можете руководствоваться теми или иными условиями, например, зарплатой. Допустим, стюардессы "Аэрофлота" зарабатывают 1600-1800 долларов в месяц. Но это возможно лишь при наличии большого количества отработанных часов и солидного опыта. Средние заработки бортпроводниц, только приступивших к работе, варьируются в пределах 600-800 долл.

Конкурс

Далее нужно пройти обучение на стюардессу. В крупных авиакомпаниях оно оплачивается за счет работодателя. В мелких организациях кандидаткам придется самим позаботиться о финансовой стороне вопроса. Вот почему предпочтение следует отдавать престижной компании. К тому же работа в ней в будущем повлияет на размер вашей заработной платы.

Специализированные школы присутствуют на территории всей России. В аэропорту Шереметьево работает самая крупная из них. Все кандидаты первоначально проходят конкурсный отбор. Он состоит из нескольких этапов. Сначала работодатель пригласит вас на собеседование.

Внешние особенности

Внешность очень важна. Это не значит, что вы должны выглядеть, как супермодель. Достаточно обладать приятными чертами лица. Но не только это имеет значение. Во время отбора будут оценивать и другие особенности. Например, рост стюардессы должен составлять 165-175 см. Иногда бывают исключения из правил, но девушек выше 185 см не принимают нигде. Низкорослая кандидатка тоже имеет мало шансов. Она просто не сможет дотянуться до верхней полки, чтобы помочь пассажиру положить на нее багаж.

Потенциальные претендентки, задумывающиеся о том, как стать стюардессой, обязаны знать, что полным кандидаткам отказывают по ряду причин. Оптимальным считается вес 54-65 кг. Если он больше этих показателей, девушке будет сложно передвигаться по самолету. Между рядами мало пространства, а потому бортпроводница столкнется с трудностями. Слишком маленькая масса тела тоже не приветствуется, ведь девушка должна без проблем справляться с не самыми простыми манипуляциями. В частности, именно она обязана открывать люк, а это не так-то просто.

Сколько должно быть лет претендентке?

Это еще один показатель, имеющий значение для всех, кто хочет выяснить, как стать стюардессой. К работе на борту самолета допускаются представительницы прекрасного пола от 18 до 30 лет. Некоторые авиакомпании относятся к этому критерию строже и устанавливают верхнюю планку на уровне 25 лет.

Каким бы не был возраст стюардессы, максимальный срок, в течение которого девушка может совершать вылеты, составляет не более 10 лет. Многие успевают получить дополнительное образование, продолжая работать по своей специальности. Одно другому нисколько не мешает. Такой подход является правильным, так как однажды вам придется покинуть борт самолета и вернуться к обычной жизни. Именно в этот момент потребуется новая работа.

Перед тем, как пойти на курсы стюардесс, вам придется избавиться от любых татуировок, находящихся на открытых частях тела. Не допускаются пирсинг, перманентный макияж, шрамы и крупные родинки.

Образование

Перед тем, как стать стюардессой, девушкам необходимо пройти проверку не только на соответствие внешности установленным критериям. Крупные авиакомпании отдают предпочтение кандидаткам с дипломом о высшем образовании в области медицины, управления или психологии.

Иностранные языки знать обязательно, хотя бы английский. Если вы успеете закончить специализированные курсы и получить официальное свидетельство, у вас появится преимущество. Но наличие аттестата о среднем образовании в школе с углубленным изучением языка тоже достаточно. Следует подготовиться хорошо, потому что работодатель предоставит вам текст для перевода, а также особый тест на грамматику.

Медосмотр

Итак, представим, что собеседование осталось позади. Так что нужно, чтобы стать стюардессой, если этот этап уже пройден? Теперь вас ожидает медицинская комиссия. В результате проводимого ей осмотра отсеивается 2/3 претенденток. Крепкое здоровье является необходимостью. В воздухе имеют место быть различные неблагоприятные факторы. Их способен выдержать не каждый. Это и перепады давления, и смена климата. При наличии хронических заболеваний под их влиянием данных факторов случаются обострения.

Осмотров будет несколько. Специалисты выяснят, в каком состоянии находятся жизненно важные органы, слух, зрение. Проверят и то, как вы переносите турбулентность. Бортпроводница должна крепко стоять на ногах. Кандидаток высаживают в специальные кресла, вращающиеся на протяжении нескольких минут. После этого вас просят пройтись по прямой линии. От нее нельзя отступить ни на шаг. Врачебно-летная комиссия выдаст справку о пригодности к полетам, если все эти испытания будут успешно пройдены.

На последнем этапе с кандидатками разговаривает психолог. Частью его тестирования будет специальная ролевая игра. Она предполагает искусственное воспроизведение критических ситуаций, возникающих на борту. После этого эксперт наблюдает за вашим поведением. Таким образом, определяется пригодность сотрудников в эмоциональном плане, умение противостоять стрессу. В соответствии с результатами, будет сформирован психологический портрет кандидата.

Учебный процесс

Все этапы пройдены? Значит, главные трудности остались позади. Впереди учеба, которая длится 3 месяца. Если стюардессы "Аэрофлота" проходят ее бесплатно, то небольшие компании такими возможностями не располагают. Престижные организации берут на себя все финансовые расходы, даже если кандидатам приходится уезжать в другие города для прохождения подготовки.

После поступления в школу вас распределяют по группам, состоящим из 15 человек. Вы узнаете:

  1. Какие виды современных самолетов существуют.
  2. Как правильно оказывать первую медицинскую помощь на борту.
  3. Каким образом обеспечить безопасность пассажиров во время полета.
  4. В чем состоят культурные и политические особенности зарубежных стран.

Учеба будет состоять из теоретической части и практики. Вам назначат стипендию, как и всем студентам. Обязательно все учащиеся проходят подготовку по такому предмету, как психология. Конфликтные ситуации - не редкость во время полетов. По этой причине бортпроводница должна уметь находить общий язык с любыми людьми.

Практика необходима для того, чтобы подкрепить изученную информацию. Например, вас научат, как за 90 секунд эвакуировать с борта авиалайнера всех пассажиров. Иногда самолет вынужден садиться на воду. Студентов подготавливают к такой ситуации. Для этого они проходят практику в огромном бассейне.

В конце учебы ожидает сложный многоуровневый экзамен. Вас будут тестировать по каждой дисциплине. Доступны устная и письменная формы сдачи. Руководство школы обычно самостоятельно определяет, какую из них назначить конкретному кандидату.

Наконец, вы можете приступить к работе. По ее результатам присваивается класс стюардессы. Он зависит от лётных часов, которых должно быть не меньше 30 и не больше 77 за весь месяц. В определенных случаях выдается международное свидетельство бортпроводника. Для этого следует пройти обучение за границей. У кандидатов есть возможность сделать это бесплатно и даже получать стипендию.

Классификация

Первому классу соответствует 3 000 часов. Стюардессы рангом ниже совершают больше двух лет непрерывных перелетов. Таким образом, повышение можно ждать приблизительно через 2 года работы. На протяжении этого времени вы должны ежемесячно нарабатывать необходимое количество часов.

Положительные моменты

Бортпроводницы получают высокую оплату своего труда. Она растет в соответствии со стажем работы, а также престижностью авиакомпании, где вы числитесь. Еще один плюс заключается в том, что вы будете всегда хорошо выглядеть. Иначе нельзя, так как работодатель предъявляет повышенные требования к физической форме своих сотрудниц. Придется регулярно посещать тренажерный зал. Для тех, кто только покинул стены школы или училища, трудно подобрать более выгодный вариант построения карьеры.

Во время полета в страны зарубежья авиакомпания оплачивает каждые сутки, проведенные за границей. Стюардессы проводят в них как минимум несколько дней перед следующим рейсом. Также вам предоставляется бесплатное высококачественное питание. В свободные дни вы можете прогуляться по улицам города, в котором находитесь.

Бортпроводницы могут брать отпуск продолжительностью 45 дней. Вообще, профессия признана вредной для здоровья, так как связана с воздействием электромагнитных излучений, вибрации и так далее. По аналогичной причине установлены возрастные ограничения.

Бортпроводник (стюардесса/стюард) — специалист рядового состава на водных и воздушных судах, который обслуживает пассажиров и обеспечивает их безопасность. Это одна из самых романтичных профессий. Повидать мир, познакомиться с разными странами, увидеть людей другой культуры - об этом мечтают многие, а для проводников воздушного лайнера эти мечты становятся реальностью. Однако при всей своей экзотичности работу бортпроводников легкой назвать нельзя.

Стюарды и стюардессы должны не только приветливо встречать пассажиров у трапа и, улыбаясь, подавать кофе, но и оказывать при необходимости первую медицинскую помощь, поддерживать порядок и чистоту на борту самолета. Особенно тяжело приходилось первым бортпроводникам в 20-30-х гг. XX века. Стюардессам вменялось в обязанности в местах промежуточных посадок носить ведра с топливом для заправки самолета. А после прибытия в конечный пункт они должны были помочь наземному персоналу загнать самолет в ангар. Кроме того, стюардессы должны были взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой багажа, убирать в салоне и пилотской кабине, убирать туалет и даже чистить ботинки пассажирам!

С тех пор многое изменилось, и работа стюардов и стюардесс уже не настолько сурова. Однако специфика профессии все равно накладывает свой отпечаток при подборе кадров. Каждая авиакомпания выдвигает к претендентам на должности стюардесс и стюардов свои требования, но существуют и общие правила. Желательный возраст кандидатов при наборе - 20–24 года (человек уже сложился как личность и вполне отдает отчет своим поступкам), хотя может варьироваться от 18 до 29 лет. Рост для девушек - от 160 до 175 см, для молодых людей - от 170 до 185 см. Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам.

Внешность бортпроводника должна быть приятной, без изъянов. На лице не должно быть родинок и родимых пятен. Не возьмут и тех, у кого есть приметные шрамы, татуировки, блестящие металлические коронки во рту. Избыточный вес, как и худоба, недопустимы. А вот цвет глаз и волос значения не имеют, за исключением совсем уж экстремальных оттенков. У кандидата должен быть приятный тембр голоса и плавная речь без дефектов. Кандидаты должны обязательно обладать крепким здоровьем, что связано с повышенными физическими и психическими нагрузками. Будущему бортпроводнику необходим хороший слух, зрение, вестибулярный аппарат. Заболевания внутренних органов и нервно-психические расстройства также не допустимы.

Язык мой - друг мой

Специального образования от бортпроводников не требуют, главное, чтобы оно было не ниже среднего специального. Однако приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, официант, бармен. В последние несколько лет при наборе бортпроводников авиакомпании предпочитают кандидатов с высшим образованием, особенно медицинским и психологическим. Один из основных критериев отбора - хорошее владение русским языком и одним или двумя иностранными языками (для работы на международных линиях это обязательное требование). Большинство бортпроводников имеют диплом языкового вуза.

Конечно, существуют специальные курсы, где можно на коммерческой основе пройти обучение на профессию бортпроводника, но большинство авиакомпаний предпочитают самостоятельно отбирать и обучать людей. Решение о приеме кандидата на обучение принимает специальная комиссия. Соискателям предстоит пройти ряд собеседований и ответить на вопросы специальных психологических тестов, чтобы выявить, насколько будущие стюарды и стюардессы коммуникабельны, терпеливы, дружелюбны и стрессоустойчивы. Если собеседования и тесты успешно пройдены, и члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). И только после всех успешно пройденных испытаний кандидат зачисляется на должность бортпроводника-стажера и направляется в учебно-тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. В среднем обучение длится около двух месяцев. Если работодатель готовит сотрудников для международных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев.

На курсах будущие бортпроводники осваивают достаточный словарный запас для общения в полете: профессиональную фразеологию, разговорную лексику. Во время теоретического курса студенты изучают международное законодательство, знакомятся с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев. Будущих стюардесс и стюардов учат разбираться в блюдах и напитках, правильно подавать еду и сервировать тележки, знать тонкости различных стандартов обслуживания пассажиров.

По окончании теоретического курса стажер сдает экзамены. Если результаты экзаменов положительны, стажер допускается к практической части курса - стажерским полетам (не менее 30 часов). После стажерских полетов квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает стажеру статус бортпроводника 3-го класса.

Готовы ко всему

В программу обучения бортпроводников обязательно входит изучение отдельных психологических приемов и навыков. Клиенты встречаются разные: и капризные, и нетактичные, и откровенно грубые - могут и обидеть, и оскорбить. Салон самолета - не место для ссор, и бортпроводник обязан быть корректным, как бы ни вели себя пассажиры. Необходимо найти нужные интонации и слова, чтобы правильно отреагировать на ситуацию, упокоить разбушевавшегося пассажира или плачущего ребенка. Особая ответственность ложится на стюардов и стюардесс в России, где пассажиры до сих пор считают нормальным отмечать авиаперелет алкогольными напитками, словно большой народный праздник.

Как бы ни были надежны современные самолеты, а аварии, увы, происходят часто. Кроме того, в современном мире нередки и захваты самолетов террористами. К чему это может привести, показывают события 11 сентября 2001 года в США. Поэтому бортпроводники должны быть готовы ко всему. Основа программной подготовки - действия в аварийных ситуациях, ведь главная задача будущего бортпроводника - обеспечить безопасность пассажиров во внештатных ситуациях. Например, при попадании воздушного судна в зону сильной турбулентности, при пожаре на борту, вынужденной посадке, в случае захвата лайнера террористами и даже просто при попытках хулиганства на борту бортпроводник должен быть во всеоружии.

На курсах подготовки бортпроводники отрабатывают аварийные посадки на сушу и на воду, учатся пользоваться надувными плотами и жилетами, выкидывать спасательный трап, открывать двери и люки самолета. На случай экстренной посадки им рассказывают о флоре и фауне различных стран (например, о клещах и змеях), о возможных способах выживания зимой и летом. Стюарды и стюардессы должны уметь грамотно оказывать первую медицинскую помощь, знать, какие медикаменты следует применить в той или иной ситуации.

Бортпроводники постоянно испытывают нервно-эмоциональное напряжение, связанное с высокими требованиями к исполнению ими служебных обязанностей и строгой дисциплиной. Сказывается частая смена климатических зон и часовых поясов, перепады температуры, давления, физическое напряжение в полете, работа стоя и на ходу, недостаток кислорода и вибрация. Со временем начинает страдать слух, появляются заболевания спины, варикозное расширение вен. Именно поэтому стюардессы выходят на пенсию уже в 45 лет, а мужчины могут летать до 50.

Зарплата бортпроводников составляет в среднем 30–60 тыс. рублей и складывается из должностного оклада и надбавок: за налет часов, присвоенный класс, стаж работы, знание иностранного языка, а также от уровня авиакомпании, на которую они работают. Стюарды и стюардессы имеют все шансы на карьерный рост. Сначала начинающий бортпроводник будет летать на коротких рейсах. По мере роста опыта командировки будут становиться длиннее, а направления - интереснее. Две тысячи часов полета дают право на присвоение бортпроводнику 2-го класса и соответствующую прибавку к зарплате. Для получения квалификации 1-го класса необходимо отлетать шесть тысяч часов.

Опытный специалист может занять вакансию бригадира, инспектора, проверяющего работу бортпроводников. Старший стюард, отлетавший не меньше 5 лет, при наличии первоклассной квалификации и высшего образования имеет шанс занять еще более ответственную должность - бортпроводника-инструктора, которому подчиняются порядка полусотни человек. А опытный инструктор, имеющий высшее образование, со временем может войти в руководящий состав авиапредприятия.

История вопроса

Сегодня профессия стюардессы считается исключительно женской и ассоциируется главным образом с авиаперелетами. Однако задолго до того, как в небо поднялся первый самолет, уже существовала мужская профессия «стюард». Большое распространение она получила в XIX веке с развитием коммерческого мореплавания и началом регулярных пассажирских перевозок. Стюард начал исполнять функцию официанта или буфетчика, будучи посредником между судовым поваром и пассажирами. В дальнейшем на стюардов, равно как и на проводников поезда, лег широкий спектр обязанностей по обеспечению комфортных условий пребывания пассажиров - от разноса блюд до уборки помещений. По мере того как рынок труда стал более открытым для женщин, они все активнее начали осваивать профессию стюарда, не просто потеснив мужчин, а даже заняв в ней лидерские позиции.

Первоначально в пассажирской авиации, как на флоте и железных дорогах, тоже пытались внедрить стюардов-мужчин. Пока пассажирские самолеты были малы, а сами перелеты довольно редки, обслуживанием пассажиров занимался второй пилот. Бортпроводники как отдельные члены экипажа появились в Германии в 1928 году. На эту должность брали либо официантов дорогих ресторанов, либо бывших военных для поддержания порядка на борту. Первые авиа-перелеты были не столько комфортны как в настоящее время, да и пассажиры еще не воспринимали самолеты как нечто само собой разумеющееся.

Первой авиа-стюардессой принято считать американку Эллен Черч. Окончив курсы медсестер, она работала в больнице в Сан-Франциско и в частном порядке брала уроки управления самолетом. В 1929 г. она предложила свои услуги авиакомпании «Boeing Air Transport» в качестве пилота. Однако руководство компании сразу сообразило, насколько увеличится привлекательность авиаперевозок от присутствия на борту женщин-бортпроводниц. Это успокаивало бы пассажиров и их родственников, оставшихся на земле. К тому же навыки медсестры могли пригодиться в полете. Эллен было предложено набрать группу из семи коллег-медсестер не старше 25 лет, не тяжелее 52 кг и ростом не более 160 см. По тем временам стюардессам предлагалась весьма солидная зарплата - 125 долларов. После нескольких месяцев подготовки стюардессы приступили к полетам. Первый полет совершила сама Эллен Черч 15 мая 1930 года. Первой советской стюардессой стала Эльза Городецкая, совершившая свой первый полет 5 мая 1933 года по маршруту Москва-Ашхабад на борту 21-местного самолета «ПС-84». Городецкая хоть и была членом экипажа, но числилась лишь буфетчицей.

Бортпроводников стали включать в состав экипажа лишь с 1938 года. Как и в США, первоначально в стюардессы старались принимать девушек с медицинским образованием, потом стало необходимым также знание поварского мастерства и психологии. Пика популярности профессия стюардессы достигла с началом регулярных международных перелетов. В это же время от стюардесс стало требоваться и знание иностранных языков. В СССР быть стюардессой на международных маршрутах было чрезвычайно престижно - ведь эта работа позволяла хотя бы немного подняться над «железным занавесом» и увидеть мир по другую его сторону.

Несложно догадаться, какая профессия самая романтичная для девушек - конечно же, это стюардесса или, правильнее будет сказать, бортпроводница. Улыбчивые красавицы в строгой униформе вызывают обожание у мужчин и зависть у девушек.

Многие молодые девушки задумываются над тем, чтобы стать воздушной проводницей. Но профессии этой не обучаются в университете или институте. Потому возникает логичный вопрос: «Специальность «стюардесса» - что нужно для поступления, а главное, куда нужно поступать?» Чему учатся девушки во время курсов для бортпроводниц, сколько они могут зарабатывать? Что нужно, чтобы стать стюардессой в России, в Украине и в Казахстане? Обсудим данную тему в этой статье.

Девушка в небе

Прежде чем перейти непосредственно к возможностям обучениям, нужно отметить, что стюардессой может стать не каждая. Существуют достаточно строгие требования к отбору барышень для работы в небесах. Между тем, если вы очень уж хотите быть бортпроводницей, а ознакомившись с постом, трезво оцениваете свои возможности как небольшие, не огорчайтесь. Если вам доводилось путешествовать воздушным образом, то вы могли отметить, что не всегда на борту работают точеные девушки - встречаются среди стюардесс и крепышки, и леди старше 30 лет.

В любом случае вам нужно посмотреть в сети, есть ли вакансии среди авиалиний, и отправить свое резюме. Итак, работа «стюардесса» - что нужно для поступления и где? Начнем с внешности.

С лица воду не пить

Что нужно, чтобы стать стюардессой? Не существует стопроцентного варианта правильного ответа, и тем не менее внешность имеет хоть и не решающее, но очень важное значение. Чаще всего авиалинии отбирают девушек возрастом от восемнадцати до двадцати пяти лет с таким ростом, чтобы было удобно дотягиваться до багажной полки (то есть не ниже 165 сантиметров). Кроме того, внешность девушки должна быть миловидной. Вас не возьмут в бортпроводницы, если у вас есть татуировки на видном месте, пирсинг на лице, даже крупные родинки или Может помешать вам стать бортпроводницей короткая мальчишеская стрижка или очень яркий окрас волос неестественного цвета. Не приветствуется татуаж. Отдельно нужно сказать о весе. Так, предпочтение отдается хрупким девушкам до 60 килограмм. Авиалинии просто не шьют униформу больших размеров, а кроме того, стюардессе с пышными формами будет тесно перемещаться между рядами в эконом-классе.

И еще одно логическое объяснение того, почему авиалиния, скорее всего, откажет девушке с весом более 64 килограмм - такой вес связывают с проблемами со здоровьем. Но опять-таки случаются и исключения.

В стюардессы б я пошла, пусть меня научат!

Вы придирчиво оценили свои внешние данные и сделали вывод, что из вас получится первоклассная стюардесса. Что нужно для поступления?

Итак, вторым важным фактором, из-за которого отсеивается более половины желающих стать бортпроводницей, является здоровье. Стюардессе нужно выдерживать значительные перегрузки, и внешняя красота здесь уже не играет превалирующей роли. Ведь бортпроводнице приходится едва ли не несколько раз на дню менять часовые и климатические пояса, переносить перепады давления. Если у вас есть проблемы в работе сердечно-сосудистой, нервной систем, то медики без зазрения совести вас отсеют.

Когда вы сдадите все достаточно традиционные анализы и обследования, вам также нужно будет пройти испытание турбулентностью.

Немного о нервах

Здоровая нервная система - вот еще, что нужно для поступления на стюардессу. После того как вы пройдет медицинское обследование, вам нужно будет также пройти особое психологическое тестирование. Ведь именно бортпроводница отвечает за здоровье и эмоциональное состояние пассажиров. Мы все хотим, чтобы все было хорошо, и именно поэтому бортпроводница должна знать от «а до я», что делать во внештатной ситуации.

Во время психологического обследования выявляется, насколько девушка стабильна в своем поведении, пороги стрессоустойчивости, общее эмоциональное состояние.

Что нужно, чтобы стать стюардессой в плане психологического состояния?

Итак, у вас есть все шансы попасть в бортпроводницы, если вы являетесь дисциплинированным человеком с хорошими организационными способностями. Вы должны быть ответственными, легко и быстро ориентироваться в непривычной и нестандартной обстановке, достаточно уравновешенной. Не нужно думать, что стюардесса всего лишь разносит напитки и улыбается пассажирам, летящим на юг. В непредвиденных ситуациях (или точнее, как раз наоборот, все ситуации заранее предвидятся и проигрываются во время обучения) от действий бортпроводницы может зависеть жизнь одного или нескольких пассажиров.

Образование и знание языка

Речь бортпроводницы должна быть хорошо поставленной, с отличной дикцией. Впрочем, если у вас нет опыта публичных выступлений, ничего страшного - это нарабатывается.

И, конечно же, стюардесса должна на достаточном уровне владеть английским языком (впрочем, уровня будет достаточно). Вашего честного слова, что язык вы знаете, будет мало - будущие бортпроводницы должны пройти тестирование, где нужно перевести текст и показать знания грамматики.

Какое образование должна получить будущая стюардесса? Что нужно для поступления, так это либо среднее, либо высшее образование. Предпочтение отдается девушкам с медицинским, управленческим образованием. Правда, ваш диплом не сыграет решающей роли. Не забудьте о загранпаспорте - международные перелеты потребуют его наличия.

Чему обучается будущая стюардесса?

Что нужно для поступления, мы уже разобрались. А чему учат стюардессу, чтобы она чувствовала себя легко и уверенно в небесах?

Конечно же, в первую очередь на плечи бортпроводниц ложится обеспечение безопасности пассажиров. Как быть в случае аварийной посадки на сушу или воду? Что делать, если подвыпивший пассажир начинает хулиганить, если кто-то сообщает, что на борту бомба? Девушки должны быстро и правильно ориентироваться в любой ситуации.

Кроме того, нужно отметить, что работа бортпроводников во многом сродни Если вам доводилось осуществлять перелет с питанием, то вы могли заметить, что порядка часа стюардессы передвигаются в узком проходе с тележкой, обслуживая пассажиров. Потому бортпроводницы обучаются основам сервировки, подачи продуктов питания.

Бортпроводницы должны также иметь представление о местах, которые посещают, потому также кратким курсом стюардессы проходят страноведение, где знакомятся с политическими и культурными особенностями государств.

Из чего состоит курс обучения?

Мы разобрались, что нужно, чтобы стать стюардессой. В Украине и в России правила, в принципе, стандартны. Каким же образом выстраивается план образования?

Курсы длятся три месяца. Первая часть имеет практическое значение, девушки в режиме условий, максимально приближенных к реальным, учатся, как оказывать первую помощь и как вести себя в случае крушения воздушного судна. Кроме того, будущие бортпроводницы учатся своим обязанностям, которые нужно будет выполнять на борту самолета.

Вторая часть курсов имеет теоретический характер. Девушки изучают типы самолетов (перелеты осуществляются на различных видах воздушных суден), учатся налаживать контакт с пассажирами.

По окончании курсов девушки должны сдать экзамен на специальных тренажерах, получив при этом оценку не ниже «четверки». Кроме того, также обязателен опыт в перелетах не менее тридцати часов с инструктором.

Сколько стоят курсы для будущих стюардесс?

Итак, вы уже знаете, что нужно, чтобы стать стюардессой. В Минске, в Киеве, в Санкт-Петербурге, в Москве или в другом крупном городе обратитесь в местное представительство авиалиний для того, чтобы узнать об открытых вакансиях. По большому счету спрос на бортпроводниц есть всегда, потому если вы обладаете подходящими внешними данными, вашей кандидатурой заинтересуются.

Обучение стоит порядка 30-40 тысяч рублей, однако девушки оплатят обучение, работая уже непосредственно на авиалинию.

Сколько зарабатывают бортпроводницы?

Конечно, все зависит от авиалинии, в которой трудится бортпроводница. Люксовые авиакомпании оплачивают труд девушек в 2000 - 3000 долларов, но речь идет о мировых перевозчиках. У нас, если вы работаете на российскую или украинскую компанию, можно получать 500-1000 долларов в месяц. Впрочем, большинство согласится, что это все равно достаточно много, учитывая среднюю зарплату менеджера или бухгалтера.

Что нужно, чтобы стать стюардессой в Казахстане? Здесь нет особых правил, отличающихся от вышеперечисленных, но зарплата там еще меньше - 300-400 долларов.

Недостатки в работе бортпроводниц

Многие девушки хотят стать стюардессами, потому что желают не только заработать денег, но и посмотреть другие страны. На деле все не так радужно. Чаще всего кроме небольшой прогулки по чужеземному ничего не имеют от своих путешествий. Кроме того, частые перелеты никак не способствуют обустройству личной жизни, ведь молодой человек или супруг вряд ли потерпит постоянное отсутствие своей избранницы.

Нельзя забывать и о постоянных нагрузках на здоровье. Перепады давления, частая смена климатических и часовых поясов вначале неощутимы, но уже через несколько месяцев сбивают жизненный ритм девушки, начинаются проблемы со сном, появляется нервозность. Считается, что мигрень и некоторые нервные расстройства являются профессиональным «атрибутом» бортпроводниц.

Да и пассажиры, которые путешествуют по небу, далеко не ангелы. Бортпроводницы жалуются на достаточно частые домогательства от мужчин, грубость и конечно, дело случая, но кто защитит молодую девушку на борту самолета? Никто, только она сама должна совладать с неугомонным пассажиром, ведь это входит в ее непосредственную задачу.

По этой причине бортпроводницы редко задерживаются на должности стюардессы более года-двух, и вакансии часто бывают открытыми. Если вы желаете попытать счастья - попробуйте!